Кто, как и зачем следит за нами в интернете и как от этого защититься
Представим, что вы хотите куда-нибудь поехать на новогодние праздники. Например, в Марокко. Или, может быть, на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Вы заходите в интернет и забиваете в поиск соответствующий запрос. Но поскольку вы не знаете, чего хотите, то очень скоро переключаетесь на соцсети. И вот не проходит и пяти минут, как в Фейсбуке, ВК или в Инсте вас начинает преследовать реклама солнечного Марокко или заснеженного Великого Устюга. А на следующий день такая же история в телефоне и на рабочем компьютере…
В наше время даже самый немнительный пользователь сети периодически испытывает неприятное чувство, что кто-то или что-то в интернете слишком много про него знает.
И это не просто чувство. За нами действительно постоянно следят, но не «товарищи майоры», как в старые добрые времена, а так называемые веб-трекеры.
Очень обобщая «для гуманитариев», можно сказать, что трекеры — это части кода веб-сайтов, созданные для того, чтобы собирать данные о том, как вы с этим веб-сайтом взаимодействуете.
Эти данные нужны поисковым системам и социальным сетям, для того чтобы предлагать пользователям в первую очередь интересующую их информацию, в том числе информацию коммерческого характера.
А еще эти данные можно использовать для того, чтобы продавать заинтересованным третьим сторонам, например рекламодателям, целевую аудиторию.
О каких именно данных идет речь
Вот неполный список того, что о нас может быть известно кроме того, что мы никак не может выбрать между Марокко и Великим Устюгом и что, скорее всего, проведем выходные за просмотром сериалов и на распродаже в «Икее»:
- — возраст,
- — пол,
- — статус отношений,
- — члены семьи,
- — имя мамы,
- — имя бабушки,
- — имя прабабушки,
- — доход,
- — образование,
- — этническая принадлежность,
- — хобби,
- — проблемы с физическим и психическим здоровьем,
- — размер одежды и обуви,
- — финансовая ситуация,
- — фертильность,
- — расписание тренировок,
- — сексуальные предпочтения,
- — местоположение в реальном времени,
- — политические взгляды и многое другое.
Какими бывают трекеры и как они собирают данные о нас
Рассмотрим самые распространенные веб-трекеры и советы, как избавиться (если это вообще возможно) от их присутствия.
Межсайтовые отслеживающие куки
Следуют за вами от сайта к сайту, тщательно собирают информацию о том, что вы делаете онлайн, и теоретически могут передавать ее третьим лицам, например рекламным или аналитическим агентствам, как правило, без всякого вашего ведома и согласия.
При этом куки кукам рознь. Большинство сайтов использует их не как «шпионский» инструмент межсайтового трекинга, а как полезную для пользователя вещь. Куки нужны для того, чтобы сайт «запомнил» рутинные действия пользователя и тому не приходилось повторять их каждый раз, как в первый. Это просто очень удобно.
Как защититься? Это можно сделать в настройках браузера. Или вы можете использовать специальный инструмент, например CCleaner.
Однако есть небольшая проблема. Как уже говорилось выше, большинство сайтов используют куки исключительно для удобства пользователей, и, отказываясь от этого инструмента, вы несколько усложняете себе жизнь, заходя каждый раз на сайт будто бы впервые. Источник
Трекеры в соцсетях
Собирают информацию о том, что вы смотрите, что вам нравится и чем вы делитесь с друзьями. Это позволяет компаниям, стоящим за соцсетями, собирать огромное количество очень личной информации о предпочтениях, политических взглядах, социальных контактах и статусе пользователей, не говоря уже о той информации, которую содержит ваш профиль. Социальные сети могут использовать и используют эту информацию для таргетированной рекламы.
В настоящее время самая крупная и могущественная в мире социальная сеть Фейсбук подвергается жесткой критике и давлению со стороны как американского антимонопольного регулятора, так и со стороны соответствующих органов правительства объединенной Европы. История обещает быть долгой, и чем она закончится для пользователей — непонятно. И это только Фейсбук…
Как защититься? Использовать специальные расширения или вообще не пользоваться соцсетями. В противном случае каждый раз, когда вы пишите комментарий и лайкаете фото в Инсте, помните, что ваш выбор будет учтен при составлении вашего цифрового профиля;)
Фингерпринтинг (от finger tips — «отпечатки пальцев»)
Отличается от предыдущих видов трекинга тем, что собирает данные о вас не напрямую, а через данные о вашем браузере и устройстве. Например: разрешение экрана, операционная система, шрифты и т. п. Используя эти цифровые отпечатки, можно создать уникальный профиль и следить за вами на разных сайтах.
Как защититься?
«Использование настроек по умолчанию снижает узнаваемость компьютера, но ограничивает свободу действий пользователя. Изменение параметров конфиденциальности и установка специальных расширений позволяет частично блокировать отправку данных, однако увеличивает узнаваемость компьютера в сети. Если вы хотите минимизировать вероятность идентификации браузера, используйте браузер с дефолтными настройками и одним расширением, позволяющим регулировать JavaSсriрt и Flash». Источник
С одной стороны, благодаря трекерам мы получаем наиболее релевантную нашим запросам информацию, с другой — ощущение того, чточто-то решает за тебя, как должен выглядеть «твой» интернет и какую рекламу ты должен там видеть, откровенно напрягает.. Мало того, нас никто не спрашивает, какой именно информацией о себе мы готовы делиться и с кем именно.
Фото: Photo by Markus Spiske on Unsplash Источники: https://blog.mozilla.org/firefox/how-to-stop-web-t… /> https://www.cookiebot.com/en/tracking-cookies/… /> https://remontcompa.ru/1684-chto-takoe-fingerprinting-i-mozhno-li-ot-nego-zaschititsya.html
Как за нами следят через наши гаджеты
Оказалось, что Facebook известно об установленных у вас приложениях, операторе связи, интернет-провайдере, скорости передачи данных, ваших Wi-Fi-сетях и Bluetooth-устройствах, уровне заряда батареи, объеме памяти, расположении окон на экране и смартфонах, находящихся поблизости. Более того, в систему «зашита» даже возможность следить за движением ваших губ (официальная причина – необходимость уметь отличить живого пользователя от бота). Может быть, пора выходить в интернет в масках? Если так, то к ним стоит добавить и темные очки.
В этом году Apple купили компанию, занимающуюся разработкой систем слежения за глазами пользователя. Цели вполне безобидные – избавиться от мышки и научить курсор следовать за взглядом, но эта же технология позволит узнавать, на сколько секунд наше внимание привлекает тот или иной предмет на экране, так что и без того толстые досье о наших предпочтениях будут пополнены новыми фактами.
Сегодня данные о каждом человеке, ведущем активную интернет-жизнь, – это тома из тысяч страниц. И именно они – самое ценное, что есть в сети, ведь если в реальном мире журналы и газеты продают информацию вам, то в виртуальном пространстве идет торговля данными о вас.
Обидно сознавать, что наши смартфоны – это жучки, торгующие нашими секретами, но, скорее всего, мы сами превратили их во вражеское оружие. «Как показывает практика, злоумышленникам проще всего взять под контроль то, что либо плохо настроено пользователем, либо содержит уязвимость, – рассуждает Виктор Чебышев. – Мы не читаем пользовательское соглашение и не знаем, на что подписываемся. Скажем, приложению «фонарик» явно не нужен доступ к телефонной книге, но многие просто жмут «Ок» и открывают двери в свой цифровой мир настежь».
«Яндекс» на запрос «Как взломать Wi-Fi?» выдает 48 миллионов ответов, это на 12 миллионов больше, чем по запросу «Как защитить Wi-Fi?». Получается, спрос на цифровую атаку куда выше, чем на оборону от нее.
В Америке злоумышленники прямо из машин проверяют сети частных домов и, найдя не защищенные паролем, вторгаются с целью выведать у подключенных к ним устройств данные о кредитных картах. И это не единственный сценарий: были зафиксированы атаки через «умный» телевизор, который вел слежку за помещением, и через видеоняню, с помощью которой преступники общались с детьми.
Попадаются на цифровые удочки не только обычные люди. Известен случай, когда зараженная Wi-Fi-сеть отеля, где регулярно останавливались правительственные делегации и топ-менеджеры крупных компаний, после подключения присылала «обновление ПО», установка которого давала доступ к файлам гостей. Так что стоит десять раз подумать, прежде чем подключаться к неизвестной сети в общественном месте, и сто раз – перед тем, как, находясь в ней, совершать покупки онлайн. Тем не менее, по статистике, 20 % россиян в публичных сетях совершают финансовые операции, а 39 % вводят свои учетные данные для входа на веб-сайты. «Киберпреступникам всегда будут интересны наши деньги, – кивает Чебышев. – Поэтому с новыми приложениями и технологиями, которые каким-либо образом связаны с нашим кошельком, будут появляться и новые угрозы. Недавно мы изучали приложения для каршеринга, и оказалось, что мошенники потенциально могут получить доступ к учетным данным. В Санкт-Петербурге и Москве уже ловили школьников, которые купили краденый аккаунт. Представляете ребенка за рулем автомобиля? По-моему, очень страшно».
Еще страшнее звучат рассказы о кибервойнах между государствами.
Особенно когда эти рассказы касаются ядерных угроз. В этом году исполнилось десять лет с первого такого «удара». В 2008 году компьютерный червь Stuxnet атаковал иранский завод по обогащению урана: на компьютеры операторов выводились данные о штатной работе всех систем, пока установки многократно раскручивались до предельных скоростей и резко останавливались. В итоге ядерная программа страны была отброшена на несколько лет назад, и хотя никаких гуманитарных катастроф не произошло, сам факт удаленного управления ядерным объектом рисует в воображении апокалиптические картины.
Следуйте за нами в социальных сетях
Будьте в курсе наших последних новостей, отчетов и событий.
Наши глобальные каналы InternetSociety :
Дополнительные социальные каналы включают:
Темы
@ISOCPolicy
Обновления по вопросам политики и управления Интернетом
Следите за политикой ISOC в Twitter
@ISOC_pulse
Информация о состоянии, доступности и отказоустойчивости Интернета в Twitter 7 1015 Отказоустойчивость ISOC 90
3
@isoc_media
Обновления для медиа на Интернет -обществе новости
Следуйте ISOC Media в Twitter
@isoc_foundation
Обновления на работе Фонда Интернета
Следующие ISOC Foundation на Twitter
Канал для членов сообщества Internet Society
Следите за сообществом ISOC в Twitter
События
@AfPIF
Африканский форум по пирингу и межсетевому взаимодействию
Следуйте AFPIF в Twitter Следуйте AFPIF на Facebook
@ndsssymposium
Симпозиум безопасности сети и распределенной системы
Следуйте NDSS на Twitter .
Наше Африканское региональное бюро
Подписывайтесь на Африканское бюро ISOC в Twitter Следите за Африканским бюро ISOC на Facebook
@ISOCapac
Наше Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро
Подпишитесь на Азиатско-Тихоокеанское бюро ISOC в Твиттере Подпишитесь на Азиатско-Тихоокеанское бюро ISOC в Facebook
@ISOCeurope
Наше европейское региональное бюро
Подпишитесь на Азиатско-Тихоокеанское бюро ISOC в Твиттере
9 Наш латиноамериканский 1006LAC 9 @ISOC_LAC Региональное бюро ISOC
Подпишитесь на Бюро Латинской Америки и Карибского бассейна ISOC в Twitter Подпишитесь на Бюро ISOC Латинской Америки и Карибского бассейна на Facebook
@ISOC_MiddleEast
Наше региональное бюро на Ближнем Востоке
Следуйте ISOC Asia-Pacific Bureau в Twitter
@isoc_na
Наше североамериканское бюро
Следуйте ISOC North America Bureau на Twitter
Программы
@ISOC_NEX_NEXTERGEN 110
@ISOC_NEXK_NECKERGEN 10
@ISOC> program
Подпишитесь на программу ISOC Internet Leadership в Твиттере
Зал славы Интернета
Подпишитесь на Зал славы Интернета в Твиттере Подпишитесь на Зал славы Интернета в Facebook
@RoutingMANRS
Взаимно согласованные нормы безопасности маршрутизации (MANRS)
Подпишитесь на взаимно согласованные нормы безопасности маршрутизации (MANRS) в Twitter Подпишитесь на MANRS в Facebook Подпишитесь на MANRS на YouTube
@WorldIPv6Launch
Обновления об измерениях IPv6 и прогрессе
Следите за ISOC IPV6 в Twitter Следите за ISOC IPV6 в Facebook
Сотрудники Internet Society в социальных сетях
Многие из наших сотрудников делятся информацией в социальных сетях. Если вы перейдете в наш каталог сотрудников и выберете страницу сотрудника, вы увидите рядом с его фото значки любой из учетных записей социальных сетей, которыми они решили поделиться. (Примеры: Робин Уилтон или Дэн Йорк)
Отделения Internet Society
Многие из отделений нашего Internet Society представлены в социальных сетях, и их можно найти, выполнив поиск «Internet Society» в Интернете.
Следите за новой информацией, публикуемой нашими отделениями и SIG. Подпишитесь на RSS-канал.
Использование социальных сетей в 2021 году
Большинство американцев говорят, что они используют YouTube и Facebook, в то время как использование Instagram, Snapchat и TikTok особенно распространено среди взрослых младше 30 лет.
Как мы это сделали
Чтобы лучше понять, как американцы используют социальных сетях, онлайн-платформах и приложениях для обмена сообщениями, исследовательский центр Pew Research Center опросил 1502 взрослых американцев с 25 января по 8 февраля 2021 года по мобильному и стационарному телефону. Опрос был проведен интервьюерами под руководством Abt Associates и взвешен так, чтобы быть репрезентативным для взрослого населения США по полу, расе, этнической принадлежности, образованию и другим категориям. Вот вопросы, используемые для этого отчета, а также ответы и его методология.
Несмотря на череду разногласий и относительно негативное отношение общественности к аспектам социальных сетей, примерно семь из десяти американцев говорят, что когда-либо пользовались какими-либо сайтами социальных сетей. Эта доля оставалась относительно стабильной в течение последних пяти лет. согласно новому опросу взрослых американцев, проведенному Pew Research Center.
Помимо общего вопроса об использовании социальных сетей в целом, опрос также охватывает использование отдельных сайтов и приложений. YouTube и Facebook продолжают доминировать в онлайн-ландшафте с 81% и 69%, соответственно, сообщивших об использовании этих сайтов. А YouTube и Reddit были единственными двумя измеряемыми платформами, которые продемонстрировали статистически значимый рост с 2019 года, когда Центр в последний раз проводил опрос по этой теме с помощью телефонного опроса.
Что касается других платформ, участвовавших в опросе, то 40% взрослых говорят, что когда-либо пользовались Instagram, и примерно трое из десяти сообщают об использовании Pinterest или LinkedIn. Четверть говорит, что они используют Snapchat, и аналогичные пользователи сообщают, что являются пользователями Twitter или WhatsApp. TikTok — приложение для обмена короткими видео — используют 21% американцев, а 13% говорят, что используют платформу Nextdoor, ориентированную на районы.
Несмотря на то, что другие платформы и близко не соответствуют общему охвату YouTube или Facebook, есть определенные сайты или приложения, в первую очередь Instagram, Snapchat и TikTok, которые пользуются особенно большой популярностью среди молодежи. Фактически, большинство людей в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что они используют Instagram (71%) или Snapchat (65%), в то время как примерно половина говорит то же самое о TikTok.
Эти результаты получены в результате общенационального репрезентативного опроса 1502 взрослых американцев, проведенного по телефону с 25 января по 8 февраля 2021 года9. 0003
За исключением YouTube и Reddit, большинство платформ показывают небольшой рост с 2019 года. Целых 81% американцев говорят, что когда-либо пользовались сайтом для обмена видео, по сравнению с 73% в 2019 году. Reddit был единственной опрошенной платформой, которая испытала статистически значимый рост за этот период — с 11% в 2019 году до 18% сегодня. .
Рост Facebook за последние пять лет выровнялся, но он остается одной из самых популярных социальных сетей среди взрослых в США: 69% взрослых сегодня говорят, что они когда-либо пользовались сайтом, что равно доле тех, кто сказал это двумя годами ранее.
Точно так же соответствующие доли американцев, которые сообщают об использовании Instagram, Pinterest, LinkedIn, Snapchat, Twitter и WhatsApp, статистически не изменились с 2019 года. Это представляет собой более широкую тенденцию, которая выходит за рамки последних двух лет, когда быстрое внедрение большинства из этих сайты и приложения, замеченные в последнее десятилетие, замедлились. (Это был первый год, когда Центр задавал вопросы о TikTok с помощью телефонного опроса и впервые проводил опрос о Nextdoor.)
Взрослые моложе 30 лет выделяются своим использованием Instagram, Snapchat и TikTok
На вопрос об использовании ими социальных сетей в более широком смысле, а не об использовании конкретных платформ, 72% американцев ответили, что когда-либо пользовались сайтами социальных сетей.
В соответствии с прошлыми исследованиями Центра по использованию социальных сетей, существуют некоторые резкие возрастные различия. Около 84% взрослых в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что они когда-либо пользовались сайтами социальных сетей, что соответствует доле людей в возрасте от 30 до 49 лет.которые так говорят (81%). Для сравнения, несколько меньшая доля лиц в возрасте от 50 до 64 лет (73%) говорят, что они используют сайты социальных сетей, в то время как менее половины лиц в возрасте 65 лет и старше (45%) сообщают об этом.
Эти возрастные различия обычно распространяются на использование определенных платформ, при этом молодые американцы чаще используют эти сайты, чем их более старшие коллеги, хотя разрывы между молодыми и пожилыми американцами различаются для разных платформ.
Большинство людей в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что они используют Instagram или Snapchat, и около половины говорят, что они используют TikTok, при этом лица из более молодой части этой когорты — в возрасте от 18 до 24 лет — особенно часто сообщают об использовании Instagram (76). %), Snapchat (75%) или TikTok (55%). 1 Эти доли резко отличаются от долей в старших возрастных группах. Например, в то время как 65% взрослых в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что используют Snapchat, только 2% из тех, кому 65 лет и старше, сообщают об использовании приложения — разница в 63 процентных пункта.
Кроме того, подавляющее большинство взрослых в возрасте до 65 лет говорят, что используют YouTube. 95% лиц в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что пользуются платформой, а также 91% лиц в возрасте от 30 до 49 лет и 83% взрослых в возрасте от 50 до 64 лет. Однако эта доля существенно снижается — до 49.% – среди лиц 65 лет и старше.
Для сравнения, разница в возрасте между самыми молодыми и самыми пожилыми американцами для Facebook меньше. Целых 70% лиц в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что они используют платформу, и эти доли статистически одинаковы для лиц в возрасте от 30 до 49 лет (77%) или в возрасте от 50 до 64 лет (73%). Половина из тех, кому 65 лет и старше, говорят, что пользуются этим сайтом, что делает Facebook и YouTube двумя наиболее часто используемыми платформами среди этого пожилого населения.
Другие сайты и приложения выделяются своими демографическими различиями:
- Instagram: Около половины латиноамериканцев (52%) и чернокожих американцев (49%) говорят, что используют платформу, по сравнению с меньшей долей белых американцев (35%), которые говорят то же самое. 2
- WhatsApp: Латиноамериканцы (46%) гораздо чаще говорят, что используют WhatsApp, чем чернокожие (23%) или белые американцы (16%). Латиноамериканцы также выделялись своим использованием WhatsApp в предыдущих опросах Центра по этой теме.
- LinkedIn: Лица с более высоким уровнем образования снова чаще, чем лица с более низким уровнем образования, сообщают о том, что являются пользователями LinkedIn.
Примерно половина взрослых, имеющих степень бакалавра или ученую степень (51%), говорят, что они используют LinkedIn, по сравнению с меньшей долей тех, кто имеет некоторый опыт работы в колледже (28%), и тех, кто имеет аттестат средней школы или ниже (10%).
- Pinterest: Женщины по-прежнему гораздо чаще, чем мужчины, говорят, что используют Pinterest, по сравнению с мужчинами, с разницей в 30 пунктов (46% против 16%).
- По соседству: Существуют большие различия в использовании этой платформы в зависимости от типа сообщества. Взрослые, проживающие в городских (17%) или пригородных (14%) районах, чаще говорят, что используют Nextdoor. Только 2% сельских жителей США сообщают об использовании сайта.
Большинство пользователей Facebook, Snapchat и Instagram ежедневно посещают эти платформы
Хотя об изменении отношений американцев с Facebook написано много, его пользователи остаются весьма активными на этой платформе.
Меньшие доли пользователей Snapchat или Instagram сообщают о ежедневном посещении этих соответствующих платформ (59), хотя они все еще составляют большинство (59).% для обоих). Активность на этих сайтах особенно характерна для молодых пользователей. Например, 71% пользователей Snapchat в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что используют приложение ежедневно, в том числе шесть из десяти, которые говорят, что делают это несколько раз в день. Аналогичная картина и для Instagram: 73% пользователей Instagram в возрасте от 18 до 29 лет говорят, что посещают сайт каждый день, и примерно половина (53%) сообщает, что делают это несколько раз в день.
YouTube ежедневно используют 54% его пользователей, при этом 36% говорят, что посещают сайт несколько раз в день.