Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кто такой гэтсби на самом деле: Джаз, алкоголь и тени прошлого

Кто такой гэтсби на самом деле: Джаз, алкоголь и тени прошлого

Содержание

Джаз, алкоголь и тени прошлого

Экономическая подоплека романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» кажется предельно прозрачной. Потерянное поколение, американская мечта, эпоха джаза, быстрых денег и отчаянных вечеринок — даже если Фицджеральд придумал не все эти концепты, то воплотил он их в своих произведениях так ярко, что уже невозможно представить одно без другого. История богатства Джея Гэтсби, вопреки напущенному туману, тоже шита белыми нитками — по просьбе редактора Фицджеральд прямым текстом сообщает, что его загадочный герой на самом деле, как и многие американцы в годы сухого закона, сколотил состояние на подпольной торговле алкоголем. А потом попытался бросить всю эту показную роскошь к ногам Дейзи, чтобы вернуть былую любовь, — и не сказать, чтобы это был в корне неверный способ покорить женщину, в голосе которой «звенят деньги». Единственная загадка, которая, по большому счету, так и не раскрыта в романе, — почему Гэтсби, при всех его достижениях, это все-таки не удается? Что в век новых капиталов и крайне подвижной морали оказалось принципиально дороже денег? И к чему в действительности привела как Гэтсби, так и самого Фицджеральда реализация американской мечты? На эти вопросы отвечает Фонд Егора Гайдара, партнер

N + 1 по проекту «Краткий курс по литэкономии».

1

Ей недавно исполнилось восемнадцать — она была ровно на два года старше меня, но ни одна девушка во всем Луисвилле не пользовалась таким потрясающим успехом, как Дейзи. Она носила только белые наряды, и еще у нее был белоснежный родстер, а телефон в их доме разрывался день и ночь, потому что молоденькие офицеры из Кемп-Тейлор мечтали провести вечер или «ну, хотя бы часик» в ее милой компании. Когда тем утром я проходила мимо ее дома, то увидела белый родстер, запаркованный у обочины, а в нем — Дейзи в обществе молодого лейтенанта, которого я прежде никогда здесь не видела.

Ф.С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби». Пер. Н.Н. Лаврова

Попытки доказать, что не все романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда автобиографичны, а между главным героем и личностью самого писателя не стоит ставить знак равенства, являются среди исследователей его творчества чуть ли не делом чести. Да и сам Фицджеральд неоднократно жаловался на то, что, написав принесший ему славу и деньги роман «По эту сторону рая», он обрек себя на вечное сравнение со своими героями, которые воспринимались читателями и критиками как его альтер эго. Тем не менее, в случае «Великого Гэтсби» (1925) — далеко не первого произведения американского писателя — соблазн провести параллель между личной историей Фицджеральда и сюжетной линией Джея Гэтсби мало того что велик, так еще и открывает интересные возможности для понимания сути конфликта в романе.

В 1917 году, почти закончив Принстонский университет — оставались только выпускные экзамены, — Фицджеральд записался добровольцем на фронт и вскоре познакомился с юной Зельдой Сейер, девушкой из богатой семьи, дочерью судьи штата Алабама, видной невестой. Однако Фицджеральд был беден — и родители Зельды выступили против неравного брака. Сама Зельда, впрочем, особого желания оспаривать решение родителей тоже не испытывала. Но Фицджеральд решил во что бы то ни стало добиться своего, хотя, в отличие от Джея Гэтсби, сделал ставку не на криминальный бизнес, а на литературный успех. Так появился на свет его первый роман, после которого на писателя обрушилась слава, журналы стали нарасхват публиковать его тексты, а гонорары за один рассказ достигали 4 тысяч долларов.

После первого литературного успеха и последовавшей за этим женитьбы пара стала вечными героями светской хроники. Путешествия по Европе, роскошные вечеринки, эксцентричные выходки — впоследствии Фицджеральд говорил, что порой сам сомневался, где персонажи его романов, а где реальные они с Зельдой.

Фицджеральд, как и герой «Великого Гэтсби», воплотил в жизнь знаменитую «американскую мечту» — добиться успеха с нуля, одним лишь планомерным трудом завоевать себе место под солнцем. Кстати, семье Фицджеральда это было не в новинку — его дед, ирландский эмигрант, начинал свою карьеру с должности посыльного, а закончил владельцем внушительного состояния, которое, впрочем, его сын, отец Фицджеральда, довольно быстро промотал. Разорение семьи будущий писатель воспринимал очень болезненно, что, видимо, дало ему дополнительные стимулы для решительного рывка. Сам он, превратив свою жизнь с Зельдой в бесконечную череду вечеринок, придумал словосочетание, идеально подходящее для описания надрывного веселья послевоенного времени, — «эпоха джаза».

Наконец, пусть так и не добравшись до фронтов Первой мировой, Фицджеральд наравне с Хэмингуэем стал одним из самых представительных фигур послевоенного «потерянного поколения».

Ретроспективно кажется, что и Фицджеральд, и его Джей Гэтсби, при определенной общности их биографий, воплотили в жизнь все важнейшие идеалы своего времени. Однако были и различия. Фицджеральд достиг успеха, бросил богатство к ногам Зельды, женился на ней, стал самым высокооплачиваемым писателем США, и ничто не омрачало его репутации, кроме злых языков, утверждавших, что он продает талант за деньги. А «американская мечта» Гэтсби потерпела крах. В чем же дело? Очевидно, в источнике богатства. Но если допустить, что бутлегерство для американского социума считалось чем-то аморальным, то почему та же мораль спокойно относится к безнаказанности Дейзи за совершенное преступление? Или же Фицджеральд усомнился в оправданности своей «американской мечты»?

2

— Я родился на Среднем Западе в богатой семье, из которой теперь уже никого нет в живых. Вырос я в Америке, но потом уехал учиться в Оксфорд — по семейной традиции. Несколько поколений моих предков учились в Оксфорде.
Он глянул на меня искоса — и я понял, почему Джордан Бейкер заподозрила его во лжи. Слова «учились в Оксфорде» он проговорил как-то наспех, не то глотая, не то давясь, словно знал по опыту, что они даются ему с трудом. И от этой тени сомнения потеряло силу все, что он говорил, и я подумал: а нет ли в его жизни и в самом деле какой-то жутковатой тайны?
Ф.С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби». Пер. Н.Н. Лаврова

Из Первой мировой США вышли в состоянии, с которым на тот момент не могла сравниться ни одна европейская страна. Вступив в войну за год до ее окончания, Штаты не успели понести серьезных человеческих потерь и тем более не подставили под удар свою территорию, зато успешно выступали в качестве основного кредитора Англии и исправно выполняли военные заказы. Отчасти этим объясняется тот стремительный экономический рост, который последовал в 1920-е годы.

Низкие налоги, слабый антимонопольный контроль и в целом минимальное вмешательство государства привели к тому, что в это десятилетие на территории Штатов развернулся промышленный бум. В первую очередь это касалось автомобилестроения, но и в целом к концу 1920-х США выпускали промышленной продукции больше, чем участвовавшие в войне европейские страны — по крайней мере больше, чем Англия, Франция, Германия и Италия вместе взятые.

Задним числом, когда известно, что за этим периодом процветания последовало стремительное падение — Великая депрессия, исследователи перечисляют огромное количество проблем, которые все эти годы оставались без внимания государства и впоследствии сыграли свою роль. Первыми и главными обычно называют дешевое кредитование, пользовавшееся большой популярностью у населения, и игры на бирже, но были и другие: падение традиционных производств, в том числе сельского хозяйства и энергетики, кризис железнодорожных перевозок и судостроения, нарастающая безработица — около 200 тысяч человек ежегодно на протяжении десятилетия вытеснялись машинным трудом, сосредоточение контроля над промышленностью в руках всего 200 корпораций и резкое расслоение населения по уровню дохода.

К концу 1920-х годов средний класс составлял лишь 20 процентов от общей численности населения, при этом в руках одного процента было сосредоточено 40 процентов национального богатства, а более половины населения оказалось за чертой прожиточного минимума.

Все это, на первый взгляд, лежит вне поля зрения Фицджеральда и не имеет особого отношения к «Великому Гэтсби» — за исключением разве что той стремительности, с которой после войны делает свое состояние главный герой, а также вскользь упомянутой рассказчиком Ником Каррауэем собственной сферы деятельности — кредитования. Но тот конфликт, который писатель едва уловимо обрисовывает, заставляя других персонажей постоянно искать зацепки в прошлом Джея Гэтсби, с тем чтобы прояснить для себя его личность, оказывается не менее важным для американского общества 1920-х годов. С ретроспективных позиций поиска причин Великой депрессии эту значимость чистоты происхождения капиталов и искренности устремлений объяснить трудно. Однако она становится гораздо понятнее, если связать ее с событиями, которые происходили в США до Первой мировой войны, но продолжали влиять на общество и после нее.

Надрывности, неравенству и роскоши «эпохи джаза» в США, помимо собственно войны, предшествовала так называемая эра прогрессивизма. Стабильный экономический рост, определенные политические трансформации и годы продолжительного мира после Гражданской войны привели к появлению большого числа крупных капиталистов, которые держали под контролем ключевые ресурсы континента и в силу этого оказывали влияние на политическую сферу. К 1890-м доминирование крупного капитала в политике привело к появлению движений, недовольных сложившейся ситуацией и требовавших роста политической инклюзии — возможностей влиять на политический процесс для большего числа социальных групп. Именно эти движения стали базой для последовавших в первой трети ХХ века политических реформ в США — появлению у женщин избирательных прав, введению прямых выборов в сенат, ограничению финансирования избирательных кампаний и переходу капиталов от прямого влияния на политику к опосредованному — через систему специальных корпоративных и благотворительных фондов.

Американский социолог Уильям Домхофф считает, что создаваемые в начале XX века сети фондов и мозговых центров (policy-planning organizations), таких как Фонд Карнеги (1910) или Фонд Рокфеллера (1913), стали своего рода сделкой между элитами и прогрессивно настроенным средним классом. Требование выхода большого капитала из политики и запрос на резкое снижение коррупции и власти корпораций были удовлетворены. В обмен крупные капиталисты получили возможность влиять на общественное мнение и процесс выработки государственных решений опосредовано — через проводимую их фондами публичную экспертизу и аналитику. При этом политический процесс и процесс выработки государственных решений в США стали более прозрачными и легитимными. Согласно задумке, ненависть среднего класса к капиталистам как главным виновникам коррупции должна была смениться если не одобрением, то хотя бы уважением, поскольку теперь они помогали государству проводить более эффективную политику, а обществу — обсуждать важные проблемы.

Запрос эры прогрессивизма на искренность и прозрачность вылился в расцвет расследовательской журналистики. Именно в этот период американские СМИ становятся четвертой властью, активно освещая случаи сращивания государства и бизнеса, перераспределения бюджетов, скандалы в верхах. Выдающиеся журналисты того времени — Джозеф Стеффенс, Сэмюель Адамс, Джекоб Риис, Элтон Синклер, Айда Тарбелл — и сегодня являются образцами для американской прессы. Но существовали и противоположные тренды. В 1917 году Берти Чарлз Форбс создал журнал, чье первоначальное название «Дела и их вершители» в последний момент было заменено на фамилию основателя. Форбс, видя перегибы четвертой власти, вплоть до очернения капиталистов и политиков, хотел показать позитивные стороны происходивших изменений, попутно формируя наиболее полный источник информации о бизнесе для самих капиталистов.

Так вопросы «откуда деньги?» и «на что ты их тратишь?» стали неотъемлемой частью публичного дискурса американского общества 1900–1920-х годов. Учитывая разрастание среднего класса и открывшиеся после Первой мировой возможности для получения сверхприбыли, требования прозрачности стали распространяться и на «новых» капиталистов, к которым, безусловно, относился Джей Гэтсби. Конфликт между ним и Томом Бьюкененом — это не столько борьба между двумя группами предпринимателей — новой и «старой» закалки, сколько проявление так называемых «американских культурных войн», борьбы консервативной, континентальной Америки против либеральной Америки больших городов — той, которую сегодня мы бы назвали постмодернистской.

«Культурные войны» в 1920-е годы стали выходить на первый план по двум причинам. В основе первой лежал очевидный прогресс технологий — печатные газеты становились дешевле, а радио позволяло быстрым и довольно демократичным способом донести информацию до самых провинциальных американских фермеров. Континентальная Америка и Америка больших городов неожиданно стали гораздо более связаны, чем ранее, и осознали свои ценностные различия. Второй причиной стало перемещение политических дискуссий из стен Белого дома в публичное пространство. Либерализация и последовавший за ней рост политической конкуренции привели к тому, что две американские партии — республиканцы и демократы — стали поддерживать и углублять этот социокультурный конфликт как в своих избирательных кампаниях, так и в политических решениях в пользу той или иной культурной общности.

Мнение эксперта

В 1920-е годы место классового конфликта занял социокультурный. Впервые произошло разделение США на две социокультурные нации, существование которых оказывает влияние и на сегодняшнюю Америку. Первая — сторонники традиционных консервативных ценностей, а вторая — сторонники постмодернистских ценностей, тогда носивших название «новых». Их ярким проявлением в 1920-е годы стало рождение и развитие в США сексуальной революции. Тогда Зигмунд Фрейд обрел в Америке наивысшую популярность. В 1920-е годы был впервые выдвинут лозунг равенства женщин и мужчин во всех поведенческих сферах, включая секс. Эта новая социокультурная идеология, эта «другая Америка» была не такой мощной, как сегодня, но культурная война между ними и консерваторами развернулась крайне масштабно.

Представители новой социальной культуры также объявили, что смысл жизни — entertainment, развлечение. В то время как традиционная Америка в социокультурном отношении была настроена очень консервативно. К примеру, она не только выступала против демонстративного потребления и сексуальной свободы, но и требовала введения сухого закона, считала, что именно алкоголизм является основой другой культуры и «портит» традиционные американские нравы. Поддержавшая сухой закон Республиканская партия в этом социокультурном конфликте была на стороне традиционалистов. Правда, вскоре обнаружилось противоречие: сухой закон приняли, но значительная часть США — не только новые, но и старые американцы — все-таки хотела употреблять алкоголь. И слабость этого закона была в том, что он запретил производство спиртного, но не запретил его употребление. В итоге спиртное продавали, например, в аптеках. Развивался теневой рынок — бутлегерство, которым как раз занимался Великий Гэтсби.

Владимир Согрин,
руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН

Полностью интервью с экспертом можно прочитать здесь.

3

— Я уже знаю, что представляли собой ваши «аптеки». — Он повернулся к нам и продолжал скороговоркой: — Они с Вулфшимом прибрали к рукам сотни мелких аптек в переулках Нью-Йорка и Чикаго и торговали алкоголем за аптечными стойками. Вот вам одна из его махинаций. Я с первого взгляда заподозрил в нем бутлегера и, как видите, почти не ошибся.
— А если даже и так? — вежливо сказал Гэтсби. — Ваш друг Уолтер Чейз, например, не погнушался вступить с нами в компанию.
Ф.С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби». Пер. Н.Н. Лаврова

Экономическая и политическая мысль США времен Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и его героев породила внушительное количество рационалистских и эмпирических концепций на тему сильного государства и централизованного управления. С конца XIX века, на фоне высокой зависимости политики от большого капитала, еще до наступления прогрессистской эры, ученые видели решение большинства проблем в усилении государственных функций и централизации разделенной на штаты Америки.

Отец современного государственного управления Франк Гуднау в 1900 году выпустил классическую работу «Политика и государственное управление», где впервые описал необходимость разделения политической и бюрократической (public administration) сфер в США. Внедрение меритократического отбора, регулярной государственной службы, не зависящей от результатов выборов, оптимальное распределение полномочий между государственными структурами, выстраивание иерархии и соподчиненности разрозненных агентств и ведомств в штатах — все эти меры, по его мнению, должны были стать дополнительной сдерживающей силой для крупного капитала. Но чтобы они начали работать, «слабое» государство в США должно было стать сильным, а значит, необходимо было сократить полномочия штатов в пользу федерального центра и увеличить налоговую нагрузку на бизнес в пользу незащищенных слоев.

Предложения Гуднау в значительной мере удалось реализовать на практике. Президенты Уильям Тафт и Вудро Вильсон, хотя и являлись представителями разных партий, последовательно наращивали присутствие государства в экономике. Вильсон резко поднял налоговые ставки и сделал саму шкалу прогрессивной. Автономия отдельных штатов была сокращена в пользу независимых центральных государственных агентств. И хотя после Первой мировой войны американские президенты частично «откатили» нововведения прогрессистской эры, саму степень вмешательства государства в экономику и центра — в дела отдельных штатов вернуть на прежние позиции так и не удалось.

Сухой закон стал наиболее ярким примером государственного регулирования в Америке того периода. Он же по факту превратился в то, что современная экономическая наука называет «нерыночным провалом» (non-market failure). Этот феномен был описан в 1988 году экономистом Чарльзом Вульфом в книге «Рынки и государство», где он впервые показал, что любое государственное регулирование сталкивается с тремя видами проблем. Оно нарушает естественное рыночное равновесие, искажая стимулы фирм, создает непрозрачность контролирующих структур, которые впадают либо в коррупцию, либо в имитацию контроля, и в итоге создает условия для появления естественных монополий и высоких барьеров входа на рынок. Всеми этими провалами государственного регулирования и пользовался Джей Гэстби в своем бутлегерстве. Невозможность проконтролировать исполнение сухого закона и наличие легальных лазеек по его обходу превратили готовых идти на риск американских предпринимателей в миллионеров, которые на доставшиеся им легкие деньги закатывали шикарные вечеринки. В других же областях чрезмерное государственное регулирование превращало таких предпринимателей, как Том Бьюкенен, с их более традиционным и легальным бизнесом в пострадавших. На фоне описанного социокультурного конфликта между «старой» и «новой» Америками противостояние этих двух групп только обострялось.

Дополнительную поддержку «запросу на искренность» — как в политике, так и в бизнесе — в Америке Форда и Фицджеральда оказывала Чикагская политическая школа. Ее наиболее яркий представитель Чарльз Мэрриам описывал политику как рынок, где люди, являющиеся «властолюбивыми животными», стремятся не к увеличению общественного блага, а к реализации собственных эгоистических интересов. Стремление подчинить своей воле других индивидов становится доминирующим мотивом политической активности любой личности. Кроме того, в политике, как и на рынке, идет торговля, производится раздел сфер влияния, покупаются голоса и возникают попытки коррумпирования друг друга. Такая академическая трактовка политики также поддерживала общественный запрос на транспарентность, рост прозрачности политических процессов, а также придавала репутации политиков особую важность. При этом репутация необязательно касалась только политического прошлого. Гэтсби не был политиком, но вынужден был втянуться в гонку репутаций, которая его в итоге и уничтожила.

«Великий Гэтсби» Фицджеральда кажется абсолютно равным себе. Тем не менее, легкий детективный сюжет, сильная автобиографическая составляющая, расплывчатость образа Джея Гэтсби являются лишь верхушкой айсберга, в основании которого лежат острые социальные противоречия, замешанные на бурном экономическом росте послевоенных лет и проблемах государственного регулирования. Передавав своему герою элементы собственной биографии, Фицджеральд, однако, лишил его важнейшего для того времени компонента — безупречного прошлого. В итоге дело оказывается даже в не Оксфорде, где Гэтсби никогда не учился, и не в бутлегерстве, позволившем Гэтсби быстро сколотить капитал, а в том, что он не может обеспечить своей репутации прозрачность и убедить окружающих в своей искренности. Кроме того, будучи нуворишем, Гэтсби слишком явно тяготеет к «новому» социокультурному типу поведения — вечеринкам, сомнительным развлечениям, свободным нравам. Пытаясь таким образом привлечь внимание Дейзи, он на самом деле создает лишь дополнительный барьер на пути к ней. И этот конфликт оказывается таким сильным, что на его фоне меркнет даже совершенное Дейзи преступление, ответственность за которое в итоге ложится на Гэтсби.

Михаил Комин, Татьяна Трофимова

Литература

Allen F.L.

Decker J.L.

Dumenil L.

Goldhurst W. F.

Parrish M.E.

Stein H.H.

Почему великий Гэтсби и Дейзи не могли быть вместе: рассказывает психолог

Фильм «Великий Гэтсби» снят по мотивам одноименного произведения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, а главный герой Джей Гэтсби с его верностью любви всей жизни до сих пор вызывает у людей неподдельный интерес. Что не так с этой любовью — рассказывает психолог Анастасия Степанова.

Редакция сайта

Теги:

Психология отношений

Великий Гэтсби


Кто же такой Гэтсби и в чем заключается его основная трагедия?


Гэтсби вырос в семье простых фермеров. Правда, он никогда не отождествлял себя со своими родителями и искренне верил в свое особое предназначение, и в то, что уж он точно может стать по-настоящему великим человеком. На его долю выпадает немало испытаний, и самое главное из них – это встреча с Дейзи, девушкой из высшего света. Он мгновенно влюбляется в нее и, конечно, идеализирует объект своей страсти, одновременно осознавая, что сейчас не может ни на что претендовать.  Но Гэтсби верит, что придет день, когда они будут вместе. И эта мечта стала смыслом его жизни. Благодаря ей Гэтсби преодолел многие жизненные трудности, смог добиться высокого положения в обществе и стать тем, кем всегда хотел, сохранив в себе такие качества, как благородство и честолюбие.

Но, живя идеей, которая не имела ничего общего с реальностью, он так и не смог, даже в самый кризисный момент, осознать и принять тот факт, что его ожиданиям не суждено сбыться, а прошлое никогда и ни при каких обстоятельствах не вернуть. 


Что же скрывается за фасадом большой любви к Дейзи?


На самом деле Джей Гэтсби – это яркий пример нарциссической личности, а одними из базовых механизмов защиты психики являются идеализация и обесценивание. Базовая эмоция, присущая таким людям, – стыд. В глубине души Гэтсби всегда чувствовал себя фальшивым и лишенным любви. Он уже с детства создал в голове образ «успешного и богатого человека», тем самым идеализировав свое «я». Как итог, то, что Карл Густав Юнг называл персоной, стало намного реальнее, чем его собственная личность.
Большая любовь к Дейзи – это лишь следствие нарциссизма Гэтсби, ведь грандиозность может ощущаться как  внутренне, так и проецироваться вовне. Он считал Дейзи идеальной девушкой: богатая, умная, красивая. Она поистине стала для него олицетворением роскошной жизни, о которой он грезил с самого детства. Но знал ли он ее по-настоящему? Какие чувства он к ней испытывал?

Стоит отметить модель поведения по отношению к ней – он всеми правдами и неправдами старался соответствовать образу, который одобрила бы она. Его стремление быть с нею ослепило его, а ухаживания выглядели слишком утрировано, и основная их цель – произвести неизгладимое впечатление на Дейзи. Самое важное, чтобы она оценила его действия и признала в нем уникальность. Еще ему было важно оставаться единственным объектом любви Дейзи. Именно поэтому, ближе к развязке фильма, он требовал от нее невозможного: признаться Тому, своему мужу, что она никогда его не любила. В этот момент Гэтсби думал только о себе, сфокусировав свое внимание на своем грандиозном «я».

В момент кульминации Том, который по праву рождения обладает высоким социальным статусом, хладнокровно обличает Гэтсби перед Дейзи, и в этот момент тот чувствует стыд, который молниеносно трансформируется во вспышку ярости. Не желая принимать себя настоящим, со всеми достоинствами и слабыми сторонами, он надел на себя «маску», с которой так и не смог попрощаться, а идеализация Дейзи так и не позволила ему искренне узнать ее и полюбить не за то, какая она идеальная в его мире, а за то – какая она есть на самом деле: богатая, циничная и эгоцентричная девушка, которая боится нести ответственность за свои поступки, а ради роскоши, статуса и комфорта предает прежде всего себя.

Как сложилась бы их судьба, если Гэтсби и Дейзи воссоединились?


Интересна тема незавершенного гештальта. В психологии это означает прерванное действие, событие, которое мешает жить полноценной жизнью, мысленно возвращая человека к той или иной ситуации. Гэтсби все пять лет мечтал о Дэйзи и их воссоединении, постоянно прибегая к мыслям о прошлом. Когда он наконец встретил ее, его гештальт стал постепенно закрываться. И давайте теперь представим, что они всё-таки воссоединились.

Не исключено, что первое время они были бы искреннее счастливы, глядя на идеальное отражение друг в друге. Дейзи не раз повторяла, что Гэтсби всегда безупречен, как будто сошел с рекламы на Times Square. Важно отметить, что и она не простая личность. Во-первых, она обладатель истероидного психотипа, которому присущи эгоцентризм и любовь к внешним атрибутам. Отсюда нарядные платья, украшения и желание производить впечатление на людей. Во-вторых, она по природе тоже нарцисс, как и Гэтсби. Не зря говорят, что подобное притягивает подобное. Но Дейзи беспечна и инфантильна, а ее желание сбежать с Гэтсби подтверждает ее внутреннюю незрелость.
Теперь вспомните момент с зеленым огоньком. Когда Гэтсби и Дейзи стали активно проводить время вместе, сразу же произошло его обесценивание. Это заметил и Ник, подмечая, что колоссальный смысл огонька исчез для Гэтсби навсегда. Он превратился в обычную зеленую лампу на причале и список магических предметов уменьшился на один.

Так и Дейзи, которую он идеализировал в своем нарциссическом мире, потеряла бы для него значение. Почувствовав себя единственным обладателем такого желанного трофея, он хладнокровно обесценил бы ее, а она, для которой важен социальный статус и положение в обществе, рано или поздно поняла, кто он такой на самом деле, и разочаровалась бы в нем.


Как мы видим, исход в любом случае весьма драматичный. Им просто не суждено было быть счастливыми на протяжении долгого времени в силу своих психотипов. Тот финал, который мы получили, действительно самый логичный и справедливый для этой трагической истории любви. Гэтсби погибает с мыслью о том, что неповторимая Дейзи действительно любит его.

Автор: Анастасия Степанова, психолог

Лучший анализ персонажей: Джей Гэтсби

Человек, миф, легенда, Джей Гэтсби — главный герой Великий Гэтсби .

Ник сначала узнает его как невероятно богатого, загадочного человека, который устраивает роскошные вечеринки, но в конце концов мы узнаем его прошлое: мальчик из скромного происхождения, который отчаянно пытается вернуть любовь богатой женщины Дейзи и теряет все. в его последней попытке завоевать ее.

Так откуда у Гэтсби деньги? Он действительно любит Дейзи? Да и что в нем такого «хорошего»? В этом путеводителе рассказывается о том, как Гэтсби превратился из грязи в князи, что он делает в романе, его самые известные реплики и общие темы эссе. Читайте подробное руководство обо всем, что связано с Джеем Гэтсби.

 

Статья Дорожная карта

  1. Гэтсби как персонаж
    • Физическое описание
    • Фон Гэтсби
    • Действия в романе
  2. Анализ персонажей
    • Цитаты о Гэтсби и его автор
    • Общие темы для обсуждения и идеи для эссе
    • Часто задаваемые вопросы, разъясняющие непонятные моменты о Gatsby

 

Краткое примечание о наших цитатах

Наш формат цитаты в этом руководстве (глава.абзац). Мы используем эту систему, поскольку существует много изданий Гэтсби, поэтому использование номеров страниц будет работать только для студентов с нашей копией книги. Чтобы найти цитату, которую мы цитируем через главу и абзац в вашей книге, вы можете либо просмотреть ее (абзац 1-50: начало главы, 50-100: середина главы, 100-на: конец главы), либо воспользоваться поиском. функция, если вы используете онлайн-версию или версию текста для чтения в электронном виде.

 

Физическое описание Джея Гэтсби

Мы сидели за столом с мужчиной примерно моего возраста (3,60)

Он понимающе улыбнулся — гораздо больше, чем понимающе. Это была одна из тех редких улыбок, полных вечной уверенности, которые можно встретить четыре или пять раз в жизни. На мгновение оно столкнулось — или казалось, что столкнулось — со всем внешним миром, а затем сосредоточилось на вас с непреодолимым предубеждением в вашу пользу. Оно понимало вас ровно настолько, насколько вы хотели, чтобы его понимали, верило в вас так, как вы хотели бы верить в себя, и уверяло вас, что оно имеет о вас именно то впечатление, которое вы в своих лучших проявлениях надеялись передать. Именно в этот момент оно исчезло — и я смотрел на элегантного молодого хулигана, года или два за тридцать, чья изысканная формальность речи едва ли не казалась абсурдной. (3,76)

Его загорелая кожа красиво обтягивала лицо, а короткие волосы выглядели так, словно их подстригали каждый день. (3.93)

Самое первое появление Гэтсби немного неожиданно и антиклиматично — он представлен как еще один тусовщик в возрасте Ника, прежде чем выясняется, что он на самом деле знаменитый Гэтсби. Тем не менее, описание Ником улыбки Гэтсби — «редкой» и «полной вечных заверений», которая «поняла вас так, как вы хотели, чтобы вас поняли» — выделяет Гэтсби как кого-то особенного и соблазнительного.

У Гэтсби загорелая кожа и короткие волосы, но в остальном большая часть характеристики Гэтсби проявляется в его диалогах и действиях — Ник не задерживается на своей внешности, как он делает с другими персонажами (особенно с Томом и Миртл).

Возможно, внешний вид Гэтсби больше похож на «чистый лист», что позволяет читателю легче спроецировать на него его изменчивую характеристику (от таинственного ведущего вечеринки до военного, безумно влюбленного в Дейзи, и амбициозного фермерского мальчика Джеймса Гэтца), тогда как такие персонажи, как Том Бьюкенен и Миртл характеризуются более жестко.

 

История Джея Гэтсби

Гэтсби родился как Джеймс Гэтц, сын бедных фермеров, в Северной Дакоте. Однако он был очень амбициозен и полон решимости добиться успеха. Он изменил свое имя на «Джей Гэтсби» и научился манерам богачей на яхте Дэна Коди, богатого человека, которого он спас от разрушительного шторма и в конечном итоге нанял. Однако, хотя Коди намеревался оставить свое состояние Гэтсби, в конечном итоге его забрала бывшая жена Коди Элла Кей, оставив Джея со знаниями и манерами высшего класса, но без денег, чтобы поддержать их.

 

 

Гэтсби поступил на военную службу во время Первой мировой войны. Он встретил Дейзи в Луисвилле, прежде чем его отправили в Европу. В его униформе никто не мог узнать, что он не богат, и Дейзи предположила, что это из-за его манер. Он продолжал эту ложь, чтобы сохранить их роман, и когда он ушел, она пообещала дождаться его.

Гэтсби участвовал в войне, получил медаль Черногории за доблесть и стал офицером. После окончания войны он ненадолго учился в Оксфордском университете по программе для офицеров, но ушел через пять месяцев. К тому времени, когда Гэтсби вернулся в Америку, он узнал, что Дейзи вышла замуж, и решил вернуть ее.

Через Мейера Вольфшима Гэтсби занялся теневым бизнесом (читай: бутлегерством, азартными играми), чтобы разбогатеть. Это сработало, и Гэтсби накопил огромную сумму денег всего за 3 года. Он переехал в Уэст-Эгг, купил экстравагантный особняк и «роллс-ройс» и начал устраивать роскошные вечеринки и создавать себе репутацию в надежде снова встретиться с Дейзи.

К счастью, начинающий продавец облигаций по имени Ник Каррауэй переезжает в соседний дом как раз в тот момент, когда начинается роман. Ник — троюродный брат Дейзи, и благодаря этой связи он может воссоединиться с Дейзи во время романа.

Чтобы увидеть, как жизнь Гэтсби вписывается в биографии других персонажей романа, посмотрите нашу хронологию.

 

Что Джей Гэтсби делает в романе

Хотя Ник мельком видит, как Гэтсби обращается к Дейзи за зеленым светом в конце главы 1, мы не встречаемся с Гэтсби должным образом до главы 3. Гэтсби устраивает роскошные вечеринки, и он приглашает Ника Кэррауэя на один из них. Они встречаются, и Гэтсби проникается симпатией к Нику, приглашая его на следующий день полетать на своем гидроплане. Он также разговаривает с Джорданом Бейкером наедине и рассказывает о своей прошлой истории с Дейзи Бьюкенен.

В главе 4 он проводит больше времени с Ником, рассказывая ему о своей службе в Первой мировой войне, а также выдумывая историю о своем прошлом как единственного выжившего члена богатой семьи. Позже он просит Джордана объяснить прошлое Гэтсби и Дейзи, чтобы убедить Ника помочь паре воссоединиться.

Через Джордана и Ника Гэтсби может снова встретиться с Дейзи и завязать с ней роман в главе 5. на основе таинственных телефонных звонков, которые он всегда принимает. Начинают циркулировать слухи о том, откуда у него деньги. Том Бьюкенен, в частности, мгновенно начинает подозревать Гэтсби, когда они встречаются в главе 6, и тем более после того, как он и Дейзи посещают одну из вечеринок Гэтсби. Дейзи кажется особенно несчастной, а Гэтсби раздражается.

В начале седьмой главы он прекращает устраивать вечеринки, увольняет своих нынешних сотрудников и вместо этого нанимает людей Вольфшима, говоря Нику, что ему нужны осторожные люди — это облегчает дело, но также намекает на преступные действия Гэтсби. В кульминационной конфронтации на Манхэттене с Томом и Дейзи позже в главе 7 Гэтсби пытается заставить Дейзи признать, что она никогда не любила Тома, и бросить его, но она этого не делает. Позже в той же главе он и Дейзи вместе уезжают, чтобы вернуться в Вест-Эгг на характерной желтой машине Гэтсби. Однако Дейзи за рулем, сбивает и убивает Миртл Уилсон, которая выбежала на дорогу, так как думала, что это машина Тома. Гэтсби решает взять на себя вину за инцидент и все еще верит, что Дейзи оставит Тома ради него.

В 8-й главе Гэтсби рассказывает Нику о своем прошлом, на этот раз правду. В конце главы 8 Гэтсби застрелен Джорджем Уилсоном, который считает, что Гэтсби убил Миртл и спал с ней. Тем временем Дейзи и Том покинули город, чтобы избежать последствий смерти Миртл.

В главе 9 на похоронах Гэтсби мало людей, несмотря на попытки Ника пригласить людей. Отец Гэтсби действительно появляется, рассказывая некоторые подробности о ранних амбициях и целеустремленности юного Джея. Вскоре после этого Ник уезжает из Нью-Йорка, разочаровавшись в жизни на восточном побережье. Таким образом, фактическая смерть Гэтсби стала причиной метафорической смерти Ника, когда он навсегда покинул Нью-Йорк.

 

Хотя реальная смерть явно намного хуже.

 

Цитаты Джея Гэтсби

Крылатая фраза: «старый спорт»

Гэтсби использует эту крылатую фразу, которая использовалась в то время среди богатых людей в Англии и Америке, чтобы помочь создать свой имидж человека из старых денег, что связано с его частым настаиванием на том, что он «человек из Оксфорда». Обратите внимание, что и Джордан Бейкер, и Том Бьюкенен сразу же скептически относятся как к фразе Гэтсби о «старом спорте», так и к его заявлениям о том, что он оксфордец, указывая на то, что, несмотря на усилия Гэтсби, невероятно трудно выдать себя за «старых денег», когда вы не ‘т.

 

Он полез в карман, и кусок металла, перевязанный лентой, упал мне в ладонь.

«Это из Черногории.»

К моему удивлению, вещь выглядела вполне аутентично.

Orderi di Danilo, управлял круговой легендой, Черногория, Николя Рекс.

«Включи».

Майор Джей Гэтсби, я читал, За выдающуюся доблесть. (4.34-39)

В этот момент Ник начинает верить и ценить Гэтсби, а не просто видеть в нем надутого мошенника. Медаль для Ника является веским доказательством того, что Гэтсби действительно сделал успешную карьеру офицера во время войны и, следовательно, некоторые из других утверждений Гэтсби могут быть правдой.

Для читателя медаль служит сомнительным доказательством того, что Гэтсби действительно «экстраординарный» человек — не странно ли, что Гэтсби должен предъявить вещественные доказательства, чтобы заставить Ника купить его историю? (Представьте, как странно было бы носить с собой физический жетон, чтобы показать его незнакомцам, чтобы доказать свое самое большое достижение.)

 

Он прошел через два состояния и вступал в третье. После своего смущения и беспричинной радости он был поглощен ее присутствием. Он так долго был полон этой идеи, продумывал ее до конца, ждал, так сказать, стиснув зубы, с невообразимым напряжением. Теперь, в ответ, он бежал, как заведенные часы. (5.114)

В главе 5 мечта Гэтсби, к которой он стремился в течение многих лет, — встретить и произвести впечатление на Дейзи своим сказочным богатством — наконец начинает сбываться. Итак, впервые мы видим искренние эмоции Гэтсби, а не его тщательно сконструированную личность. Ник находит эти эмоции почти такими же прекрасными и преображающими, как улыбка Гэтсби, хотя есть также ощущение, что эта любовь может быстро сойти с рельсов: Гэтсби бежит, «как перевернутые часы». В этом смысле этот момент мягко предвещает эскалацию напряженности, которая приводит к трагической кульминации романа.

 

— Я бы не стал требовать от нее слишком многого, — рискнул я. «Вы не можете повторить прошлое».

«Не могу повторить прошлое?» — воскликнул он недоверчиво. «Почему, конечно, вы можете!»

Он дико огляделся вокруг, как будто прошлое скрывалось здесь, в тени его дома, вне досягаемости его руки.

«Я все исправлю, как было раньше», сказал он, решительно кивая. «Она увидит». (6.128-131)

Вероятно, это самая известная фраза Гэтсби. Его настойчивость в том, что он может повторить прошлое и воссоздать все, как это было в Луисвилле, подводит итог его твердой решимости вернуть Дейзи любой ценой. Это также показывает его наивность и оптимизм, даже иллюзию того, что возможно в его жизни — отношение, которое все больше расходится с циничным портретом мира, нарисованным Ником Каррауэем.

 

«Ваша жена вас не любит», — сказал Гэтсби. «Она никогда не любила тебя. Она любит меня». (7.238)

Это момент, когда Гэтсби, так сказать, выкладывает карты на стол — он рискует всем, чтобы попытаться победить Дейзи. Его настойчивость в том, что Дейзи никогда не любила Тома, также показывает, как Гэтсби отказывается признать, что Дейзи могла измениться или полюбить кого-то еще с тех пор, как они были вместе в Луисвилле.

Это заявление, наряду с его прежней настойчивостью в том, что он может «повторить прошлое», создает образ чрезмерно оптимистичного, наивного человека, несмотря на его опыт на войне и в качестве бутлегера. Тем более, что Дейзи не может поддержать это заявление, говоря, что она любила и Тома, и Гэтсби, а Том быстро захватывает власть над ситуацией, практически приказывая Гэтсби и Дейзи ехать домой вместе, уверенная настойчивость Гэтсби в том, что Дейзи когда-либо любила только его, кажется отчаянной. , даже бред.

 

Гэтсби верил в зеленый свет, в оргастическое будущее, которое год за годом отступает перед нами. Тогда оно ускользало от нас, но это ничего — завтра мы побежим быстрее, протянем руки дальше. . . . И в одно прекрасное утро—-

Так мы и шли вперед, лодки против течения, непрестанно несясь назад в прошлое. (9.153-154)

Одна из самых известных заключительных строк в современной литературе, эта цитата представляет собой окончательный анализ Ником Гэтсби — человека, который верил в «зеленый свет, оргастическое будущее», которого он никогда не мог достичь. Наше последнее изображение Гэтсби — это человек, который верил в мир (и будущее), который был лучше, чем тот, в котором он оказался. конец книги.

 

Анализ характера Джея Гэтсби

Если вы читали Великий Гэтсби , скорее всего, вам придется написать хотя бы одну статью, в которой Гэтсби анализируется как персонаж или связывается с более широкой темой, такой как деньги, любовь или американская мечта.

Чтобы сделать это хорошо, вы должны внимательно прочитать ключевые сцены Гэтсби (повторная встреча с Дейзи в главе 5, конфронтация в отеле в главе 7, его решение взять на себя вину в главе 8), а также его биографию, раскрытую в главах 6. , 8 и 9. Поняв в романе как прошлое Гэтсби, так и его настоящее, вы сможете уверенно писать о нем, несмотря на его многослойную личность.

Может быть полезно сравнить Гэтсби с другими персонажами, потому что это поможет понять его отношение и мотивы. Например, циничный характер Ника делает очевидными наивность и оптимизм Гэтсби.

Вы должны также рассмотреть, как взаимодействие Гэтсби со знаменитыми символами книги (особенно с зеленым светом) раскрывает аспекты его характера.

Помните, что есть много правильных способов интерпретировать Гэтсби, так как он очень сложный и загадочный персонаж. Пока вы подкрепляете свои аргументы доказательствами из книги, вы можете связать Гэтсби с различными общими темами и идеями. Мы рассмотрим это в действии ниже с некоторыми общими темами эссе о Гэтсби.

 

Гэтсби особенно связан с американской мечтой!

 

Что делает Гэтсби таким замечательным?

Я думаю, что лучший способ ответить на этот вопрос — спросить « почему Гэтсби называют великим» или « кто считает Гэтсби великим?» Таким образом, вы не увязнете в неоригинальных аргументах вроде «ну, у него много денег и он устраивает потрясающие вечеринки, и это довольно круто, так что… он довольно классный, я думаю?»

Помните, что рассказчиком книги является Ник Каррауэй, и все наши впечатления от персонажей исходят от его точки зрения. Итак, настоящий вопрос: «Почему Ник Каррауэй считает Гэтсби великим?» Или, другими словами, что такого в Гэтсби, что захватывает воображение циничного Ника Каррауэя?

И ответ на этот вопрос исходит из мировоззрения и надежды Гэтсби, а не из его денег или расточительности, которые на самом деле являются всем, что Ник утверждает, что презирает. Ник восхищается Гэтсби за его оптимизм, за то, как он строит свою жизнь и как упорно верит в свою мечту, несмотря на жестокие реалии Америки 1920-х годов. Так что величие Гэтсби проистекает из его мировоззрения, даже если многим читателям непоколебимая вера Гэтсби в любовь Дейзи и его собственные почти богоподобные способности кажутся бредовыми.

 

Почему Гэтсби одержим повторением прошлого?

Гэтсби не столько одержим повторением прошлого, сколько его исправлением. Он хочет вернуться в тот прекрасный, совершенный момент, когда он обвенчал все свои надежды и мечты с Дейзи в Луисвилле, а также сделать этот прошлый момент своим настоящим (и будущим!). Это также означает сделать правильно то, что он не смог сделать в первый раз, завоевав Дейзи.

Итак, одержимость Гэтсби прошлым связана с контролем — над собственной жизнью, над Дейзи — так же, как и с любовью. Этот поиск контроля может быть более серьезным признаком того, что он родился в бедной/рабочей семье в Америке, не имея особого контроля над направлением своей жизни. Даже после того, как ему удалось накопить большое состояние, Гэтсби все еще ищет контроль над своей жизнью другими способами. Возможно, он зацикливается на возвращении того момента в свое прошлое, потому что, победив Дейзи, он наконец сможет осуществить каждую из своих мечтаний, которые он представлял себе в молодости.

 

Как изменилась бы книга, если бы Гэтсби «заполучил девушку?»

«Великий Гэтсби» , во-первых, вероятно, будет гораздо менее запоминающимся! Грустные концовки, как правило, более упрямо застревают в вашей памяти, чем счастливые. Кроме того, роман утратил бы свою силу как размышление об американской мечте — если бы Гэтсби оказался с Дейзи, книга была бы простой историей успеха американской мечты из грязи в князи. Чтобы критиковать американскую мечту, Гэтсби должен потерять все, что он приобрел.

Роман также потерял бы свою силу как обвинение класса в Америке, поскольку, если бы Дейзи и Гэтсби оказались вместе, это означало бы, что стены между старыми и новыми деньгами рушатся, чего никогда не происходит в книге. Вместо этого роман изображает класс как жесткий и непреодолимый барьер в Америке 1920-х годов.

Счастливый конец также вознаграждает плохое поведение Гэтсби (включая преступления, нечестность и мошенничество) и Дейзи (обман, убийство Миртл). Это изменило бы тон финала, поскольку трагическая смерть Гэтсби, кажется, перевешивает любое из его преступлений в глазах Ника. Кроме того, Гэтсби, скорее всего, не стал бы американской классикой во времена ультраконсервативного 19-го века.Конец 50-х, казалось, одобрял такое поведение, как мошенничество, преступления и убийства.

Короче говоря, хотя при первом чтении романа вы, скорее всего, надеетесь, что Гэтсби преуспеет в победе над Дейзи, роман будет гораздо менее сильным со стереотипно счастливым концом.

 

Как Джей Гэтсби представляет американскую мечту? Должны ли мы с надеждой или цинизмом относиться к статусу американской мечты к концу романа?

В том, как читатель относится к американской мечте, есть некоторая прогрессия по ходу романа, который проходит примерно в три этапа и соответствует тому, что мы знаем о Джее Гэтсби.

Во-первых, роман выражает осторожную веру в американскую мечту. Вечеринки у Гэтсби щедры, Ник едет по мосту Квинсборо с оптимизмом и верой в то, что в Нью-Йорке может случиться все что угодно (4.55-7), и мы видим небольшое, но существенное нарушение классовых условностей: Миртл проводит суд в квартире с Томом Бьюкененом. (Глава 2), «модные» афроамериканцы едут по мосту с белым водителем (4.56), старые деньги и новые деньги смешиваются на вечеринке Гэтсби (Глава 3).

Однако этот оптимизм быстро сменяется скептицизмом. По мере того, как вы узнаете больше о прошлом Гэтсби и вероятных криминальных связях в главах от середины до конца (4-8), в сочетании с тем, каким сломленным кажется Джордж в главе 7, узнав об измене своей жены, кажется, что щедрые обещания американского Сны, которые мы видели в первой половине книги, в лучшем случае оказываются пустыми.

К концу романа этот скептицизм сменяется пессимизмом. После того, как Гэтсби умер, вместе с Джорджем и Миртл и остались только богатые, роман превратился в заряженную эмоциональную критику американской мечты. В конце концов, как вы можете верить в американскую мечту в мире, где борцы заканчивают смертью, а те, кто родился в деньгах (буквально), избегают наказания за убийство?

Таким образом, к концу романа читатель должен быть довольно пессимистичен в отношении состояния американской мечты, хотя можно найти некоторую надежду в том, как Ник размышляет о мировоззрении Гэтсби и распространяет надежду Гэтсби на всех в Америке. .

 

Гэтсби — трагический герой?

То, как вы ответите на эту подсказку, будет зависеть от того, какое определение вы используете для трагического героя. Самое простое определение довольно очевидно: трагический герой — это герой трагедии. (А если быть точным, трагедия — это драматическая пьеса, а в последнее время — любое литературное произведение, в котором с достоинством и серьезностью трактуются печальные события, вызванные великим героем или свидетелем которых он был. ) Если мы рассмотрим Великий Гэтсби трагедия, что, безусловно, сделало бы Гэтсби трагическим героем, поскольку он герой книги!

Но в аристотелевском (влиятельном) и более конкретном определении трагический герой — это ущербный человек, который совершает без злых намерений какое-то зло, которое приводит к его несчастью, за которым обычно следует осознание истинной природы событий, которые привели к его несчастью. судьба. Трагический герой также имеет поворот судьбы, часто переходя из высокого места (с точки зрения общества, денег и статуса) в разоренное. У него также есть «трагический недостаток», слабость характера, которая приводит к его гибели.

Используя определение трагического героя, данное Аристотелем, Гэтсби может не подойти. Нет ощущения, что он совершает какое-то большое зло (в отличие, скажем, от классического примера царя Эдипа, который убивает собственного отца и женится на своей матери) — скорее, его падение, возможно, является результатом нескольких меньших ошибок: он совершает преступления и слишком верит в Дейзи, которая в конечном итоге становится убийцей. В этом смысле «Гэтсби» — это скорее шутливая отсылка к идее трагического героя, человека, обреченного из-за слишком высоких целей и чрезмерного доверия.

Тем более, что огромная часть «Великого Гэтсби» — это критика американской мечты, в частности, несправедливого американского общества, в котором должны жить все персонажи, идея трагического героя — одинокого человека, творящего свою судьбу — не совсем укладывается в рамки романа. Вместо этого Ник, кажется, обвиняет в трагедии общество вокруг Гэтсби, а не самого Гэтсби.

 

Заключительные вопросы

 

Действительно ли Гэтсби любит Дейзи? Действительно ли Дейзи любит Гэтсби?

На поверхности в Гэтсби мы видим мужчину, который делает все возможное, чтобы завоевать женщину, которую он любит (Дейзи). Кажется, он даже готов пожертвовать всем, чтобы защитить ее, взяв на себя вину за смерть Миртл. Однако в конечном итоге его убивают за участие в этом деле, а Дейзи уезжает из города, чтобы избежать последствий. Из-за этого может показаться, что Гэтсби искренне любит Дейзи, а Дейзи его совсем не любит. Однако правда гораздо сложнее.

Гэтсби утверждает, что любит Дейзи, но редко принимает во внимание ее собственные чувства или даже тот факт, что с момента их первого романа прошло пять лет и что она изменилась. На самом деле, он так полон решимости повторить прошлое, что не может понять, что Дейзи не предана ему так, как он думает. Кроме того, Гэтсби, похоже, любит Дейзи больше за то, что она представляет — деньги, статус, красоту, — чем за настоящего человека с недостатками.

Что касается Дейзи, совершенно очевидно, что она любила Гэтсби до тех пор, пока не вышла замуж за Тома (см. сцену в ванне, рассказанную Джорданом в главе 4), но сложнее определить, любит ли она его по-прежнему или просто хочет избежать брака ( вы можете прочитать больше о Дейзи прямо здесь).

В любом случае, у обеих сторон есть сильные чувства. Я не думаю, что вы могли бы утверждать, что Дейзи никогда не любила Гэтсби или Гэтсби никогда не любил Дейзи, но их отношения достаточно сложны и неравномерны, чтобы вызвать сомнения. Узнайте больше о любви и отношениях в Гэтсби для большего анализа!

 

Что случилось с дружбой Ника и Гэтсби? Ник верит Гэтсби? Почему Гэтсби восхищается Ником?

Ник, со своей стороны, сначала с подозрением относится к Гэтсби, но в конце концов искренне восхищается им, вплоть до того, что говорит Гэтсби, что он стоит больше, чем Дейзи, Том и им подобные вместе взятые. Но почему Гэтсби так сильно полагается на Ника?

Частично ответ содержится во вступлении Ника, когда он заявляет о себе как о члене привилегированной группы (его семья довольно богата, а он выпускник Йельского университета), так и о человеке, который не так невероятно богат, как Бьюкенены, — короче говоря, Ник такой человек, каким хотел бы видеть его Гэтсби, но не до такой степени, чтобы Гэтсби ему завидовал.

Возможно, что более важно, Ник зарекомендовал себя как относительно приземленный и хороший слушатель, чего не хватает в высокопоставленных кругах Гэтсби (сотни людей приходят на его вечеринки, но Ник, кажется, первый настоящий друг, которого он заводит) . И Ник, и Гэтсби, кажется, признают друг в друге родственные души — люди как «внутри, так и вне» нью-йоркского общества, богатые, но не старая денежная аристократия. Вишенкой на вершине этого является тот факт, что Ник связан с Дейзи и, таким образом, является ссылкой на нее, которую может использовать Гэтсби. Итак, Гэтсби начинает доверять Нику, чтобы сблизиться с Дейзи, но продолжает, потому что считает Ника настоящим другом — опять же, чего ему очень не хватает, о чем свидетельствует его плохое присутствие на похоронах.

 

Что не так с теорией «Джей Гэтсби — черный»? Есть ли шанс, что это правда?

Недавно некоторые ученые утверждали, что еще один возможный слой Великий Гэтсби заключается в том, что Гэтсби на самом деле частично черный, но выглядит как белый. Это сделало бы расистские заявления Тома гораздо более заряженными и ироничными, если это правда, что его жена изменяет ему с черным мужчиной. Это также объясняет желание Гэтсби полностью разорвать связи со своим прошлым и заново открыть себя со старым денежным прошлым. Однако многие исследователи Фицджеральда отмечают, что разговоры Фицджеральда со своим редактором о книге хорошо задокументированы, и у них никогда не было никаких дискуссий о расе Гэтсби.

Итак, в целом, эта теория интригует и может быть аргументирована на основе текста, но если вы примете более исторический/биографический подход, вероятность того, что она будет правдой, меньше. Вы можете прочитать больше об этом здесь и решить для себя, если вы верите в это!

Существуют также похожие теории, утверждающие, что Гэтсби — еврей. Вы можете подробно прочитать одну из таких теорий здесь.

 

Гэтсби основан на реальном человеке? Это реальная история? Есть ли дом в стиле Великого Гэтсби, который я могу посетить?

«Великий Гэтсби » не основан на реальных событиях, и в жизни Ф. Скотта Фицджеральда не было конкретного человека, вдохновившего персонажа Джея Гэтсби.

Однако Ф. Скотт Фицджеральд некоторое время жил на Лонг-Айленде (который послужил источником вдохновения для Ист-Эгга и Вест-Эгга) и проводил время со знаменитостями Нью-Йорка. Все это было в 1920-е годы, когда бутлегерство и организованная преступность были в расцвете. Так что он, безусловно, мог быть вдохновлен реальной жизнью недавно разбогатевших знаменитостей. (Если вам интересно, дом, в котором жил Фицджеральд, до сих пор стоит на Лонг-Айленде, но это не туристический объект, как, скажем, дом Марка Твена.)

Наконец, и, возможно, наиболее сильно, сам Фицджеральд пережил горе, похожее на Гэтсби. Прежде чем жениться на Зельде Сэйр, он был влюблен в богатую женщину по имени Джиневра Кинг. Темноволосая красавица Джиневра вышла замуж за богатого человека, оставив Ф. Скотта Фицджеральда убитым горем. Все эти события, возможно, объединились, чтобы создать характер Джея Гэтсби (а также Дейзи Бьюкенен), но Джей не основан на каком-то одном человеке. Вы также можете прочитать больше о жизни Ф. Скотта Фицджеральда и истории создания романа.

 

Что дальше?

Все еще не понимаете, как разворачиваются последние несколько глав? Ознакомьтесь с кратким изложением глав 7, 8 и 9.

Узнайте больше об отношениях Дейзи и Гэтсби и о том, как они сравниваются с другими в романе, в нашем анализе любви, желания и отношений в Гэтсби.

Все еще интересуетесь наследием Гэтсби? Он человек, которым можно восхищаться, или предостерегающий рассказ о том, кто слишком сильно доверяет старой любви? Прочтите о разных способах интерпретации концовки романа.

 

Хотите улучшить свой результат SAT на 160 баллов или ACT на 4 балла? Для каждого теста мы составили руководство по 5 основным стратегиям, которые вы должны использовать, чтобы попытаться улучшить свой результат. Загрузите его бесплатно прямо сейчас:

 

Есть друзья, которым тоже нужна помощь в подготовке к экзаменам? Поделись этой статьей!

Холли Эдвардс

Об авторе

Холли Эдвардс с отличием окончила Стэнфордский университет. В старшей школе она получила 99-й процентиль баллов по ACT, а также 99-й процентиль по предметным тестам SAT. Она также прошла девять классов AP, получив высший балл 5 в семи тестах AP. Будучи выпускницей крупной государственной средней школы, которая в значительной степени самостоятельно справилась с процессом поступления в колледж, она увлечена тем, чтобы помочь старшеклассникам из разных слоев общества получить знания, необходимые им для успешного поступления в колледж.

Великий Гэтсби: Джей Гэтсби

Главный герой Великий Гэтсби — молодой человек около тридцати лет, который вырос из бедного детства в сельской местности Северной Дакоты и стал сказочно богатым. Однако этой высокой цели он добился, участвуя в организованной преступности, включая распространение нелегального алкоголя и торговлю украденными ценными бумагами. С ранней юности Гэтсби презирал бедность и стремился к богатству и утонченности — он бросил колледж Святого Олафа всего через две недели, потому что не мог выносить работу уборщика, которой оплачивал свое обучение.

Хотя Гэтсби всегда хотел разбогатеть, его главным мотивом в приобретении состояния была любовь к Дейзи Бьюкенен, с которой он познакомился молодым военным офицером в Луисвилле перед отъездом на Первую мировую войну в 1917 году. Гэтсби сразу же влюбился в любит ауру роскоши, изящества и обаяния Дейзи, и солгал ей о своем собственном происхождении, чтобы убедить ее, что он достаточно хорош для нее. Дейзи пообещала дождаться его, когда он уйдет на войну, но вышла замуж за Тома Бьюкенена в 1919 лет, когда Гэтсби после войны учился в Оксфорде, пытаясь получить образование. С этого момента Гэтсби посвятил себя возвращению Дейзи, и его приобретение миллионов долларов, покупка безвкусного особняка в Уэст-Эгге и его роскошные еженедельные вечеринки — все это лишь средства для достижения этой цели.

Фицджеральд откладывает введение большей части этой информации до самого конца романа. Репутация Гэтсби предшествует ему — сам Гэтсби не появляется в роли говорящего до главы 3. Сначала Фицджеральд представляет Гэтсби отчужденным, загадочным хозяином невероятно роскошных вечеринок, устраиваемых каждую неделю в его особняке. Он появляется в окружении впечатляющей роскоши, за ним ухаживают влиятельные мужчины и красивые женщины. Он является предметом вихря сплетен по всему Нью-Йорку и уже является своего рода легендарной знаменитостью еще до того, как его представили читателю.

Фицджеральд продвигает роман вперед по первым главам, скрывая прошлое Гэтсби и источник его богатства в тайне (читатель узнает о детстве Гэтсби в главе 6 и получает окончательные доказательства его преступных действий в главе 7). В результате первые отдаленные впечатления читателя от Гэтсби несут совсем иную ноту, чем тот влюбленный наивный молодой человек, который появляется в более поздней части романа.

Фицджеральд использует эту технику отсроченного раскрытия характера, чтобы подчеркнуть театральность подхода Гэтсби к жизни, которая является важной частью его личности. Гэтсби буквально создал своего собственного персонажа, даже изменив свое имя с Джеймса Гэтца, чтобы представить свое переосмысление самого себя. Как показывают его неустанные поиски Дейзи, Гэтсби обладает необычайной способностью превращать свои надежды и мечты в реальность; в начале романа он предстает перед читателем именно таким, каким желает явиться миру. Этот талант к самоизобретению — вот что придает Гэтсби качество «величия»: действительно, название «Великий Гэтсби» напоминает счета за таких фокусников водевиля, как «Великий Гудини» и «Великий Блэкстоун», предполагая, что персона Гэтсби — искусная иллюзия.

Гэтсби верил в зеленый свет, оргастическое будущее, которое год за годом отступает перед нами.
(см. объяснение важных цитат)

По мере того, как роман развивается, и Фицджеральд деконструирует самопрезентацию Гэтсби, Гэтсби оказывается невинным, полным надежд молодым человеком, который ставит все на карту в своих мечтах, не понимая, что эти мечты недостойны его. Гэтсби наделяет Дейзи идеалистическим совершенством, которого она не может достичь в реальности, и преследует ее со страстным рвением, которое ослепляет его от ее ограничений. Его мечта о ней распадается, обнажая коррупцию, которую вызывает богатство, и недостойность цели, во многом так же, как Фицджеральд видит рушащуюся американскую мечту в 19-м веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *