Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кто завоевал майя: Завоевание страны майя — Юкатана | Конкистадоры | Лиелайс Артур Карлович

Кто завоевал майя: Завоевание страны майя — Юкатана | Конкистадоры | Лиелайс Артур Карлович

Завоевание страны майя — Юкатана | Конкистадоры | Лиелайс Артур Карлович

Договор Франсиско Монтехо с королем. — Невзгоды завоевателей в экспедиции 1527 года. — Поражение испанцев в походе 1531—1538 го­дов. — Третье вторжение испанцев. — Вражда племен. — Массовые избиения и жестокости. — Участь покоренных майя. — Деятельность фран­цисканского монаха и хрониста Диего де Ланды. — Пытки и аутодафе. — «Сообщение о делах в Юкатане»

Прошло несколько лет после завоевания Кортесом Мексики и значительной части Центральной Америки, а племена майя на полуострове Юкатан, с трех сторон окруженном испанскими колониями — Мексикой, Гон­дурасом и Гватемалой, все еще не были покорены ис­панцами. Однако вскоре алчные конкистадоры протя­нули руки и к их землям.

Испанцев повел в поход бывший соратник Грихальвы и Кортеса — Франсиско Монтехо. В свое время Мон­техо сколотил состояние в колониях, поэтому с экспеди­цией Грихальвы он отправился на корабле, снаряжен­ном им на свои средства. Потом Монтехо последовал за Кортесом. Командующий назначил его капитаном корабля, которым отправил королю в Испанию груз зо­лота и сообщение о начале завоевания Мексики.

В Испании Монтехо провел шесть лет, защищая при дворе интересы Кортеса. Однако Монтехо не хотел слу­жить ни Кортесу, ни своему другу губернатору Кубы Веласкесу, которого он по дороге в Испанию уведомил о планах Кортеса. Находясь в Испании, Монтехо забо­тился главным образом о своей собственной выгоде и добился у короля разрешения на завоевание страны майя, которая, с точки зрения коикистадоров, была еще «бесхозной» территорией.

В 1526 году Монтехо заключил с Карлом V договор, по которому получал право «открыть, завоевать и насе­лить острова Юкатан и Косумель». Хитрый конкистадор притворился, будто не знает, что оба эти острова — один действительный (Косумель), а другой мнимый (Юкатан) — уже давно открыты другими. Карл V по­жаловал конкистадору различные титулы и облек его неограниченной властью над этими землями, однако не отпустил на экспедицию никаких средств. Монтехо дол­жен был завоевать Юкатан за свой собственный счет. Он раздобыл средства весьма оригинальным способом — женившись на богатой вдове (по некоторым сведениям, он сбежал от нее со всеми деньгами).

На деньги вдовы Монтехо снарядил три корабля, за­купил продовольствие, оружие, около пятидесяти коней и нанял моряков и солдат. В сентябре 1527 года флоти­лия покинула Испанию и направилась в Санто-Доминго на Эспаньолу.

В сентябре Монтехо совершил третью высадку на остров Косумель, где индейцы не оказали испанцам никакого сопротивления. Затем экспедиция перебралась на северо-восточный берег Юкатана, расположенный напротив Косумеля по ту сторону пролива, и Монтехо торжественно провозгласил эту землю испанским вла­дением.

Однако счастье не улыбнулось честолюбивому конки­стадору — в крепости, заложенной им на побережье материка, вспыхнула эпидемия лихорадки и других бо­лезней. Оставив там около сорока больных, Монтехо повел свой отряд на север, обследуя приморскую полосу. Близ мыса Каточе конкистадоры повернули на запад. Индейцы вели себя мирно и позволили изнуренным болезнями испанцам отправиться дальше в глубь страны.

Здесь испанцы без боя вступили в большой город (Чавак-Ха) с каменными домами. Однако ночью ин­дейцы тайно услали женщин и детей и на рассвете на­пали на испанцев. Те с трудом отбили атаку, потеряв несколько десятков человек. Затем отряд Монтехо дви­нулся на юг, в глубь страны, грабя попадавшиеся на пути города, а иногда вступая в бои с индейцами майя.

Наконец Монтехо удалось покорить несколько племен. Однако эпидемии, голод и нападения воинственных ин­дейцев заставили его покинуть эту область, завоеван­ную с таким трудом. Испанцы вернулись к берегу моря, миновав руины древней столицы майя Чичен-Ицы.

В 1528 году Монтехо разведал восточное побережье Юкатана до залива Чектемаль (Четумаль), повсюду сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением индейцев. Оставив на побережье гарнизон, Монтехо отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Однако великий завоеватель был уже смещен со своего поста и ничем не мог помочь старому соратнику.

Франсиско Монтехо — завоеватель Юкатана (со старинного рисунка)

 

Мечта о богатых землях, золоте и рабах развеялась в прах. Монтехо пришлось на время отказаться от своей цели — стать завоевателем Юкатана. Он поселился в Мексике, в области Табаско, пограничной с полуостро­вом, который ему предстояло завоевать. Спустя год в Мексику был возвращен и оставленный им на полу­острове гарнизон.

В 1531 году Монтехо снова приступил к завоеванию Юкатана, хотя сам уже не принимал активного участия в военных действиях. Ими руководили его зять Алонсо

Авила (участник экспедиции Грихальвы и походов Кор­теса). Авила выступил из Табаско на восток, проник в центральную часть Юкатана и первым из европейцев пересек весь полуостров, дойдя до залива Чектемальна берегу Карибского моря. Захватчики потерпели здесь поражение и были вынуждены с большими потерями отойти к югу, в Гондурас, уже завоеванный испанцами.

Между тем Франсиско Монтехо поселился на север­ном берегу Юкатана и отправил оттуда в глубь страны большой отряд под командой своего сына от первого брака, тоже Франсиско Монтехо.

Тому после трудного перехода удалось основать коло­нию у развалин Чичеи-Ицы — древней столицы и куль­турного центра северной части Юкатана. Искусно ис­пользуя вражду племен, конкистадоры сумели полтора года продержаться на северном побережье Юкатана и в районе Чичен-Ицы. Здесь Монтехо-сын построил крепость Сьюдад-Реаль («Королевский город»), а ок­рестные земли разделил на поместья и роздал конки­стадорам.

К каждому поместью было приписано по две-три ты­сячи индейцев, которые должны были обрабатывать землю. Истощенные земли Чичен-Ицы и так с трудом кормили майя, а уплата громадной дани испанцам озна­чала для индейцев голодную смерть. Жестокое иго коло­низаторов, их зверства вызывали ожесточенное сопро­тивление индейцев. Один знатный туземец пытался убить Монтехо и был казнен. Это вызвало открытое возмуще­ние индейцев. Майя стали беспрестанно нападать на чужестранцев, и хотя конкистадоры яростно обороня­лись и убили немало индейцев, тем удалось осадить их крепость. По свидетельству Ланды, у испанцев стали иссякать запасы провианта и они ночью тайно покинули Сьюдад-Реаль. В последний день испанцы бесконечными вылазками утомили индейцев, и те даже не заметили ухода завоевателей. Кроме того, беглецы привязали к языку колокола голодную собаку, положив перед нею кусок хлеба на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать. Стараясь схватить хлеб, собака непрерывно звонила в колокол, индейцы же думали, что испанцы бьют тревогу и собираются атаковать их. Лишь спустя некоторое время майя обнаружили, что их обманули, и бросились вдогонку за испанцами. На равнине завязался бой. Как рассказывает хронист Ланда, во время этой стычки он был свидетелем истинного чуда: один индеец схватил коня за заднюю ногу и удерживал его на месте, словно то был не конь, а барашек.

Испанцам все же удалось бежать на север и соеди­ниться там с отрядом Монтехо-отца. Однако, не получив никаких подкреплений, жалкая горстка испанских сол­дат в середине 1533 года покинула Юкатан и возврати­лась в Мексику. Туда же явился и потерпевший пора­жение в Чектемале Алонсо Авила. Конкистадорам при­шлось на время отказаться от своих планов.

После ухода испанцев Юкатан постигла ужасная засуха. Запасы кукурузы за годы войны истощились, и в стране начался голод. Люди питались древесной корой, гибли от истощения и старались человеческими жертвами умилостивить богов. Однако это не помогало. Пять лет подряд поля народа майя опустошала саранча, не оставляя на них ни одного зеленого ростка. На доро­гах валялись умирающие от голода люди. К тому же вспыхнула междоусобная война племен. Ослабленный голодом и опустошенный войнами Юкатан вскоре под­вергся третьему нашествию конкистадоров.

Вернувшись на Юкатан, испанцы не узнали этой пре­красной страны.

Франсиско Монтехо-отец не пожелал отказаться от своих, с таким трудом добытых прав на страну майя. Используя богатство жены и свои обширные связи, ста­рый конкистадор добился своего назначения на пост губернатора сначала в Гондурас, а затем в Чиапас (область, прилегающую к западной границе Юкатана).

В 1541 году Монтехо снова отправил из Чиапаса своего сына во главе военной экспедиции на Юкатан. По долинам бассейна реки Грихальвы тот вышел к морю, достиг Чампотона и построил там крепость. Затем отряд перебрался на Кампече и оттуда стал с боями продви­гаться на север.

В январе 1542 года испанцы основали город Мериду (теперь — столица штата Юкатан), ставшую резиден­цией колонизаторов. Из Мериды Монтехо разослал от­ряды в разные районы полуострова. Некоторые племена сдались без сопротивления, северные же области уда­лось захватить лишь после жестоких боев. В своем по­ражении майя усматривали волю богов. К тому же в стране распространилась весть, что испанцы завоевали всю Мексику и сопротивление белым чужеземцам бес­полезно. И многие племена добровольно подчинились испанцам.

Храм Солнца в Паленке на Юкатане

 

Перешел на сторону испанцев вождь области Мани Тутуль-Шиу — один из могущественнейших правителей северной части Юкатана. Тутуль-Шиу предоставил в рас­поряжение испанцев большую армию. Его племя высту­пало на стороне конкистадоров в битвах с племенами многих областей Юкатана. 11 июня 1542 года под Мери­дой состоялось большое сражение. Индейцы не смогли противостоять закованным в латы завоевателям, их кон­нице и огнестрельному оружию и, потерпев поражение, разбежались. При поддержке войск провинции Мани испанцы занимали одну область за другой, убивая жре­цов и знать, пытавшихся организовать сопротивление. Сдался испанцам и принял христианство правитель про­винции Сотуты — Коком.

В 1544 году конкистадоры захватили восточную часть Юкатана и учинили там жестокую резню, так что эти густонаселенные края превратились в почти необитае­мую пустыню. Захватив в плен касиков и других знат­ных индейцев, конкистадоры заковали их в цепи и сожгли живьем.

Хронист Диего де Ланда рассказывает, что в одном из селений испанцы вешали индейских женщин на ветвях деревьев, а у ног несчастных жертв — их детей. Конки­стадоры отрубали пленникам носы, руки и ноги, отре­зали женщинам груди или, привязав к ногам тыквы, бросали несчастные жертвы в кишащие крокодилами лагуны. Перегоняя пленных на другие места, испанцы шпагами закалывали детей, не поспевавших за своими матерями. Если кто-то из пленных, которых вели на шейной цепи, ослабевал и не мог больше идти, ему от­рубали голову, чтобы не снимать цепь.

Испанцы впоследствии оправдывали эти зверства тем, что будучи малочисленны, они не смогли бы покорить Юкатан, если бы не вселили в индейцев страх.

В северных и западных областях полуострова, где некоторые касики подчинились конкистадорам, индейцы не подверглись столь массовому истреблению. Но и здесь испанцы жестоко подавляли всякую попытку к сопротивлению.

Покорить народ майя европейцам помогло их ору­жие — новейшее достижение цивилизации: стальные копья, пушки, мушкеты. Однако исход борьбы мог быть и иным, если бы племенная вражда и междоусобные войны не подорвали могущества государства майя еще до вторжения испанцев. Десятилетиями не прекраща­лись кровавые войны и столкновения. На сторону ис­панцев перешли многие индейские касики, надеясь та­ким путем сохранить свои привилегии и использовать испанцев в междоусобной войне. «Слишком много было правителей и слишком много заговоров они устраивали друг против друга», — говорится в одной из старинных хроник.

Индейцев постигли также стихийные бедствия — це­лые районы опустошил ужасный ураган, который пере­ломал все деревья, так что страна выглядела как бы постриженной гигантскими ножницами; деревья, падая, убили и покалечили множество людей, уничтожили зве­рей в лесах. По словам хрониста Ланды, — Юкатан нельзя было больше назвать «страной оленей и индю­ков». Из людей спаслись лишь те, кто жил в убогих хижинах, большие же дома, обрушиваясь во время урагана, вспыхивали от огня очагов и в них заживо сгорали люди. За ураганом последовали долгая, опу­стошительная засуха, мор и эпидемия лихорадки, наше­ствие саранчи и голод. Народ майя вымирал целыми племенами, так что, по словам Ланды, было чудом, что в стране этой еще оставались люди.

В 1546 году на Юкатан прибыл вице-король Монтехо и согласно когда-то заключенному договору вступил в свои права, но уже через два года был отозван в Ис­панию и смещен.

Дальнейшую судьбу покоренных индейцев майя ярко рисует одна из старинных рукописей.

«…когда пришла нищета, когда явилось к нам хри­стианство и истинные христиане, тогда вместе с истин­ным богом пришли и наши страдания. Начались поборы, началось взыскивание податей в пользу церкви, началась безудержная погоня за деньгами, начались раздоры и стрельба, началось притеснение народа, начались на­силия и грабежи, началось вымогательство долгов на основе ложных показаний, начались взаимная вражда, страдания и разбой. Таково было начало подчинения испанцам и церковникам».

С укреплением власти испанцев порабощение индей­цев было узаконено. Каждый конкистадор любыми средствами и без каких-либо ограничений мог добывать себе рабов. Индейцам пришлось покинуть свои селения и перебраться в испанские поместья. За малейшее со­противление туземцы — «эти исчадия сатаны», как их называли угнетатели, — подвергались суровым нака­заниям.

С жестоким фанатизмом испанцы искореняли культур­ные традиции индейцев майя, разрушали их древние храмы, разбивали статуи богов, разоряли алтари, сжи­гали на кострах книги, написанные индейскими жрецами. По некоторым сведениям, ревностные миссионеры за один только раз уничтожили пять тысяч различных изваяний богов, тринадцать каменных алтарей, двадцать два небольших камня с рельефами, двадцать семь руко­писей на оленьей коже и сто девяносто семь сосудов с рисунками. Ретивый инициатор этого сожжения фран­цисканский монах Ланда по этому поводу писал: «Ввиду того, что в этих книгах не было ничего, кроме суеверий и сатанинской лжи, мы все их сожгли…». Погибли целые библиотеки — неоценимые памятники древности.

Францисканский монах хронист Диего де Ланда, так ревностно искоренявший культуру майя, поведал в своей хронике правду о конкистадорах. Он прибыл на Юкатан в 1549 году проповедовать среди индейцев католическую веру. Двенадцать лет спустя он’ был уже главой всех францисканских миссий на Юкатане. Превысив свои полномочия, Ланда в 1561 году организовал в стране майя трибуналы инквизиции (что являлось прерогати­вой одних лишь епископов) для преследования креще­ных индейцев, подозреваемых в отступничестве от като­лической веры и поклонении древним богам.

Ланда получил известие, что в одной из пещер обна­ружены окровавленные идолы, а рядом с ним — убитый олень. Фанатик-монах начал суровое следствие. Трибунал инквизиции вырывал у индейцев признание жесто­кими пытками. Для начала индейцев безжалостно изби­вали плетьми — каждый получал по двести ударов, затем несчастных подвешивали за руки, спины их обли­вали кипящим воском, жгли каленым железом или под­вергали пытке водой: в рот вставляли рог, через кото­рый вливали кипящую воду. Затем палач ногами ста­новился на живот несчастного и из его рта, носа и ушей выливалась вода пополам с кровью.

Пытки и следствие продолжались чуть ли не девять месяцев. Монахи и воины рыскали по всему Юкатану в поисках языческих реликвий, главным образом древ­них рукописей. Их надо было во что бы то ни стало уничтожить, ибо они содержали дьявольские, наущения.

В августе 1562 года в одной из древних столиц майя — Мани — Ланда устроил аутодафе: на костре были сожжены отступники христовой веры, не покаяв­шиеся в своих грехах, а также семьдесят вырытых из могил трупов индейцев, погибших во время пыток или повесившихся в тюрьме. Ланда сжег также найденные им рукописи и другие ценные предметы — статуи богов и сосуды. Погибли книги, которые могли бы раскрыть тайны культуры майя. В своем стремлении искоренить язычество фанатичные монахи похитили у человечества историю целого народа.

У горящих костров монахи подвергали истязаниям еще не приконченных пытками мучеников инквизиции, всячески издеваясь над ними.

Всего было подвергнуто пыткам свыше шести тысяч мужчин и женщин, из них сто пятьдесят вскоре умерли, остальные остались калеками на всю жизнь.

К тому же Диего де Ланда был не единственным, кто пытал и уничтожал индейцев.

Не в силах переносить такие мучения и рабский труд, народ майя неоднократно восставал против ненавистных чужеземцев, с невиданной яростью уничтожая всех по­падавших в плен. Хронист рассказывает: «…испанцам была уготована особо жестокая смерть: индейцы испы­тывали к ним такую огромную ненависть, что не щадили и убивали даже их индейских рабов, убивали даже собак и кошек, а деревья, привезенные из Испании, вырывали с корнями и уничтожали любое имущество испанцев. ..»

Ланда добавляет, что индейцы имели полное основание защищать свою свободу и доверять своим мужествен­ным вождям, надеясь таким образом освободиться от испанцев. Индейцы сражались очень храбро. Ланда рас­сказывает о поединке одного испанского арбалетчика с индейским лучником. Индеец ранил испанца в руку; тот, в свою,очередь, тяжелой железной стрелой пронзил своему противнику грудь. Тогда индеец, чувствуя, что рана смертельна, обрезал гибкую лиану и повесился на виду у всех, чтобы никто не смог сказать, что его убил испанец.

У индейцев было много таких мужественных воинов. Но одним лишь мужеством нельзя было одолеть одетых в доспехи завоевателей. Они беспощадно уничтожали индейцев, травили их злыми собаками, специально обу­ченными для охоты на людей (впервые использованными еще Колумбом при захвате Ямайки). Но сами конки­стадоры — нищие идальго, бандиты и грабители — в ярости своей превосходили свирепых собак.

Католическая церковь провозгласила этих бандитов проповедниками христианства, в святости своей равными апостолам; всякое сопротивление им объявлялось святотатством, ибо, как было сказано, в папской булле, «всякий, оказавший сопротивление этому, должен счи­таться нанесшим оскорбление всемогущему богу и свя­тым апостолам Петру и Павлу».

Молодой войн. Скульптура майя (Паленке)

 

Численность индейцев на Юкатане стала резко сокра­щаться. Они гибли во время восстаний и от болезней, завезенных европейцами. Особенно много жизней унесли эпидемии оспы и кори. Ланда, правда, утверждает, что индейцы якобы с приходом испанцев не только ничего не потеряли, но многое приобрели.

Разумеется, нельзя отрицать, что испанцы завезли в новые земли много домашних животных и птиц прежде не известных туземцам: лошадей, мулов, ослов, коров, свиней, овец, коз, кур, голубей, кошек. Кроме того, из-за океана было завезено много различ­ных деревьев и растений (апельсины, лимоны, виноград­ная лоза, фиговое дерево, дыня и другие овощи), а.также сельскохозяйственные орудия.

Сообщая об этом, Ланда лицемерно добавляет: «Бог дал индейцам не только указанные вещи: они получили также без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни зарабо­тать, а именно, правосудие и христианство, и мир…» Однако ни домашние животные, ни культурные расте­ния, ни христианский бог не принесли туземцам ничего, кроме горя и страданий.

Здесь можно было бы еще добавить, что Испания, а затем и весь мир получили от майя кукурузу, поми­доры, какао, ваниль, ананасы и другие не менее ценные сельскохозяйственные культуры.

Пользу от ввезенных в Новый Свет культурных расте­ний возымели за редкими исключениями лишь белые колонисты. А выращиваемые испанскими помещиками стада были для индейцев настоящим бедствием: животвые вытаптывали и уничтожали посевы.

О незаконных действиях Ланда было доложено епи­скопу, и ретивого монаха отозвали в Испанию, где он был, однако, не только оправдан, но даже получил по­вышение, и в 1573 году вернулся на Юкатан в сане епископа Мериды.

В своей хронике он всячески превозносил деятельность монахов на Юкатане, описывая, как они обучали индей­ских детей, боролись с идолопоклонством и якобы за­щищали индейцев от жадных конкистадоров, безжа­лостно грабивших и эксплуатировавших их. Конкиста­доры же, считая монахов своими конкурентами (как это и было в действительности), совершали набеги на мона­стыри, громили их и обвиняли монахов в подстрекатель­стве индейцев к восстаниям.

По возвращении в Испанию Диего де Ланда завершил монументальный труд — подробную историю Юкатана, над которой он работал свыше десяти лет. Книга назы­валась «Сообщение о делах в Юкатане». Использовав собранные у индейцев материалы, Ланда подробно опи­сал жизнь майя, их обычаи, религию и историю, а также дал географическое описание Юкатана, показал ход открытия и покорения испанцами полуострова.

Хроника Ланды «Сообщение о делах в Юкатане» вместе с тремя рукописными кодексами майя и надпи­сями на камнях, — вот те скудные источники, которые знакомят с языком, письменностью и календарем майя. Как это ни парадоксально, но именно этот монах, с та­кой яростью уничтожавший памятники культуры майя, их рукописй, надписи на скульптурах, гробницах, алта­рях, вазах и проч., способствовал сохранению источни­ков письменности майя. В своей хронике он изобразил знаки, которыми пользовались майя при письме. Боль­шой вклад в расшифровку их внес советский ученый Ю. Кнорозов (он же перевел на русский язык и книгу Ланды, написав к ней предисловие и снабдив коммента­риями).

Однако расшифрованы еще далеко не все письмена. В лесах Юкатана ждут еще своих открывателей многие исчезнувшие с лица земли города, заросшие деревьями руины пирамид и храмов — свидетели истории и куль­туры майя.

Кем были древние майя — Культура Мексики

Свидетельства давно забытой цивилизации в Мексике можно найти повсюду: под фундаментом испанского монастыря, под брусчаткой улицы, посреди густых тропических джунглей… Когда экспедиция британо-американских исследователей прочесала полуостров Юкатан в 1830-х и 1840-х годах, они вскоре поняли, что их находки представляют собой главные археологические сокровища региона. На тот момент назначение этих полуразрушенных и забытых памятников и артефактов — храмов, пирамид, произведений искусства и даже следов письменности — было в основном неизвестно. Тем не менее, все они казались созданными одной и той же группой людей.

Найденные руины были остатками цивилизации майя, которая когда-то покрывала большую часть Центральной Америки, от северного Белиза до Гватемалы и южной Мексики, и возвышалась среди всех мезоамериканских цивилизаций. Сегодня мы знаем о майя, об их быте и подвигах гораздо больше. Они выращивали первые сельскохозяйственные культуры в этом регионе и приручали диких животных, построили первые города и либо создали, либо усовершенствовали почти все аспекты современной им цивилизации. Их потомки, которые и сейчас живут в Мексике, сохранили некоторые традиции и знания своей культуры. Но многое в жизни майя сегодня остается таким же загадочным, как и много веков назад, когда их секреты так же были скрыты от посторонних глаз.

Происхождение майя

Происхождение культуры майя остается неясным. Считается, что впервые она возникла между 7000 г. до н.э. и 2000 г. до н.э., когда охотники-собиратели отказались от своих кочевых привычек и создали более постоянные поселения. Недавние исследования показывают, что эти первые поселенцы пришли из Южной Америки и, вероятно, к 4000 г. до н.э. выбрали своим основным продуктом питания кукурузу. Выращивание кукурузы резко изменило цивилизацию майя, буквально вызвав всплеск развития их общества и культуры. Майя не просто выращивали кукурузу, они также изобрели никстамализацию — процесс, при котором сушеные зерна кукурузы замачивают, а затем готовят в щелочном растворе, что смягчает кукурузу и делает ее более удобоваримой и питательной. Майя выращивали и другие важные овощные культуры, такие как бахчевые (кабачки и тыквы), маниоку и бобы.

Майя развивались параллельно с соседней цивилизацией ольмеков, которую некоторые считают одним из самых влиятельных обществ древних времен, и обменивались с ней идеями. Исследователи полагают, что именно тогда майя начали возводить ритуальные комплексы (пирамиды), которыми и прославились. Как и ольмеки, майя сосредоточились на строительстве городов вокруг своих ритуальных поселений. Их достижения в сельском хозяйстве и городском развитии теперь известны как доклассический период майя между 1500 и 200 годами до нашей эры.

По мере того, как цивилизация майя развивалась дальше, они заложили основы для сложных торговых связей, передовых методов ирригации, очистки воды и земледелия, ведения войны, занятий спортом, для письменности и сложного календаря. Их календарь включал три системы датирования: одну для богов, одну для общественной жизни и третий — астрономический календарь, известный как Длинный счет. Отправной точкой этого третьего календаря была ​​легендарная дата сотворения человека, соответствующая 11 августа 3114 г. до н.э. Календарь Длинного счета начинал новый цикл 21 декабря 2012 г., что развило миф о том, что именно накануне этого дня наступит конец света.

Загружается

Смотреть на Instagram

Общество майя на пике своего развития

В классический период (200-900 гг. н.э.) цивилизация майя достигла своего расцвета. То же самое произошло и с их архитектурой: майя усовершенствовали свои храмы, похожие на пирамиды, и величественные здания, которые кажутся дворцами, хотя неясно, использовались ли они на самом деле как элитные резиденции или выполняли какую-то другую функцию.

Среди наиболее важных городов майя были Паленке, Чичен-Ица, Тикаль, Копан и Калакмуль. Хотя все майя имели много общих черт, это не была единая империя. Города-государства и местные правители постоянно находились в состоянии между мирным сосуществованием и войнами в борьбе за власть. Некоторые города, такие как поселение Хойя-де-Серен, имели коллективное правление, а не управлялись элитным повелителем.

Архитектура и искусство майя отражали глубоко укоренившиеся религиозные верования. Майя приняли веру в K’uh и K’uhul — отражение их божественности можно найти во всем, что касается того периода, даже в неодушевленных предметах. Кукуруза была жизненно важна для этих верований: среди самых важных богов майя был Хун Хунакпу, бог кукурузы, и майя считали, что боги создали людей сначала из грязи, затем из дерева, а затем из кукурузы. Майя поклонялись своим богам путем различных ритуалов. Среди них были как человеческие жертвоприношения, так и кровопускания — обычаи, которые будоражат воображение современников. Спорт майя, предшественник футбола, имел свои ритуальные последствия: исследователи считают, что проигравших в игре иногда приносили в жертву в знак признания богов Солнца и Луны. Эти боги играют в ту же игру в Пополь-Вух, главной легенде майя о сотворении мира.

Как рухнула цивилизация майя

Хотя некоторые северные города продолжали процветать, большинство центров развития цивилизации майя начали разрушаться еще в девятом и десятом веках нашей эры. Отношения между городами испортились, войны усилились, торговля пришла в упадок, а уровень смертности вырос.

Теории гибели цивилизации майя различаются. Одна из главенствующих гипотез, подкрепленная моделированием климата, состоит в том, что длительная засуха в сочетании с подсечно-огневыми методами ведения сельского хозяйства, которые уничтожили леса, на которые полагались майя, привели используемые ими природные ресурсы в бедственное состояние. Внезапно некогда богатые городские центры превратились в безлюдные пустоши, одни майя умерли, а другие рассеялись по более плодородным горным землям на юге. Когда одни когда-то огромные города, такие как Чичен-Ица, пали, другие города, как Маяпан, наоборот, начали процветать. Некоторые народы майя вообще покинули города, поселившись в небольших деревнях.

Хотя народ майя и выжил в результате климатических невзгод, окончательное падение их цивилизации было определено европейской колонизацией, начавшейся в 1500-х годах. К тому времени, когда Испания полностью завоевала майя около 1524 года, большинство самых важных городов майя уже и так были заброшены. Прибывшие испанские колонизаторы мало обращали внимания на руины, которые были разбросаны по их новым колониям, даже когда они захватили земли майя и заставили коренное население обратиться в христианство.

Загружается

Смотреть на Instagram

Новое открытие майя

Лишь в 1840-х годах майя были «открыты заново» путешественниками и исследователями, которых интересовалой все, что связано с некогда процветавшей цивилизацией. Американский дипломат Джон Ллойд Стивенс и английский художник и архитектор Фредерик Катервуд возглавили серию археологических экспедиций в Центральную Америку, где они нанесли на карту и задокументировали древние поселения майя.

Хотя о существовании руин в этом районе и было известно, многие европейцы полагали, что коренные жители Центральной Америки были примитивными и неразумными и не создавали исторически значимых объектов. Стивенс и Катервуд хотели доказать их неправоту и установить как ценность археологических мест, так и личности их создателей. Несмотря на то, что оба исследователя были убеждены в былой славе майя, они также стремились извлечь выгоду из своих находок, пытаясь купить целые города майя и перевезти их в нью-йоркский музей. Тем не менее их работа заставила мир обратить внимание на цивилизацию майя и заложить основу для будущих археологических открытий.

Сегодня область археологии майя процветает, и современные раскопки обнаружили почти всё, от руин и религиозных реликвий в джунглях и до элементов быта простых майя. Ученые все еще пытаются узнать больше о майя, их амбициозном взлете и загадочном падении. Хотя археологические реликвии могут быть всем, что осталось от их прошлого, майя продолжают существовать в настоящем. Более шести миллионов потомков майя живут в современной Центральной Америке и до сих пор говорят на более чем 30 языках своих древних предков. Они сохраняют многие сельскохозяйственные, религиозные и землеустроительные традиции майя, что является признаком устойчивости их культуры перед лицом многовековых испытаний и перемен.

Упадок майя

Цель обучения

  • Объяснить, что произошло со структурой империи майя в постклассический период

Ключевые точки

  • Города майя в северной низменности Юкатана продолжали процветать.
  • Центр силы сместился на север полуострова.
  • Постклассический период был временем технического прогресса в области архитектуры, инженерии и вооружения.
  • Испанское завоевание майя началось в 16 веке, но продолжалось около 150 лет.
  • Языки майя, методы ведения сельского хозяйства и семейные культуры все еще существуют в некоторых частях Чьяпаса и Гватемалы.

Термины

Юкатан

Географический район на юге современной Мексики недалеко от Белиза.

Кодекс

Книга, содержащая религиозную и культурную информацию, написанную письмом майя. В мире осталось всего три таких книги.

Майяпан

Культурная столица культуры майя постклассического периода. Он был на пике своего развития между 1220 и 1440 годами нашей эры.

Период после второго краха империи майя (900–1600 гг. н. э.) называется постклассическим периодом. Центр власти сместился из центральной низменности на северный полуостров, поскольку население, скорее всего, искало надежные водные ресурсы наряду с большей социальной стабильностью.

Города майя в северной низменности Юкатана продолжали процветать; некоторые из важных мест в эту эпоху были Чичен-Ица, Ушмаль, Эдзна и Коба. Типичным государством классических майя было небольшое иерархическое государство (называемое аджавил, аджаул или аджаулил ), возглавляемый наследственным правителем, известным как аджав (позже кухул аджав ). Однако в постклассический период, как правило, наблюдался повсеместный отказ от когда-то процветающих мест по мере того, как население собиралось ближе к источникам воды. Война, скорее всего, привела к тому, что население давно населенных религиозных городов, таких как Куминалджуйу, было брошено в пользу небольших поселений на вершинах холмов, которые имели большее преимущество перед воюющими группировками.

Эль-Кастильо (пирамида Кукулькана) в Чичен-Ице. Построенный доколумбовой цивилизацией майя где-то между 9 и 12 веками нашей эры, Эль-Кастильо служил храмом богу Кукулькану, божеству пернатого змея юкатекских майя, близко связанному с богом Кетцалькоатлем, известным ацтекам и другим центрально-мексиканским культурам. постклассический период.

Города майя в эту эпоху были рассредоточенными поселениями, часто сосредоточенными вокруг храмов или дворцов правящей династии или элиты в этой конкретной области. Города оставались местом выполнения административных обязанностей и королевских религиозных обрядов, а также местами, где создавались и потреблялись предметы роскоши. Центры городов также предоставляли привилегированным вельможам священное пространство для приближения к святому правителю и места, где формулировались и распространялись эстетические ценности высокой культуры и где потреблялись эстетические предметы.

Эти более устоявшиеся города были самопровозглашенными центрами социального, морального и космического порядка.

Если бы королевский двор впал в немилость у народа, как в хорошо задокументированных случаях Пьедрас-Неграс или Копана, это падение власти привело бы к неизбежной «смерти» и отказу от связанного с ним поселения. После упадка правящих династий Чичен-Ица ​​и Ушмаль Майяпан стал самым важным культурным центром примерно до 1450 года нашей эры. Название этого города может быть источником слова «майя», которое имело более ограниченное географическое значение в юкатекском и колониальном испанском языках. Название приобрело свое нынешнее значение только в 19ом и 20 веками. Этот район превратился в конкурирующие города-государства, пока испанцы не прибыли на Юкатан и не изменили динамику власти.

Некоторые более мелкие группы майя, такие как Ица-Майя, Ко’вой и Ялайн из Центрального Петена, пережили крах в постклассический период в небольшом количестве. Примерно к 1250 г.

н.э. эти группы воссоздали себя, чтобы сформировать конкурирующие города-государства. Ица сохранила свою столицу в Тайасале (также известном как Но-Петен), месте археологических раскопок, которое, как считается, лежит в основе современного города Флорес в Гватемале на озере Петен-Ица. Ко’вой имел свою столицу в Закпетене. Хотя постклассические государства майя были менее заметны в эту эпоху, они также продолжали выживать в южных высокогорьях.

Постклассический период часто рассматривается как период культурного упадка. Однако это было время технического прогресса в области архитектуры, инженерии и вооружения. Металлургия стала использоваться для изготовления ювелирных изделий и разработки некоторых инструментов с использованием новых металлических сплавов и методов обработки металлов, разработанных в течение нескольких столетий. И хотя некоторые из классических городов были заброшены после 900 г. н.э., архитектура продолжала развиваться и процветать в новых процветающих городах-государствах, таких как Майяпан.

Религиозная и королевская архитектура сохранила темы смерти, возрождения, природных ресурсов и загробной жизни в своих мотивах и рисунках. Площадки для игры в мяч, пешеходные дорожки, водные пути, пирамиды и храмы классического периода продолжали играть важную роль в иерархическом мире городов-государств майя.

Религиозное сооружение в Маяпане на севере полуострова Юкатан. Изогнутые стены, сложная резьба и многоуровневые платформы иллюстрируют продолжающееся преобладание архитектуры в культуре и религии майя в постклассический период.

Религия майя по-прежнему была сосредоточена на поклонении предкам мужского пола. Эти отцовские посредники могли поручиться за смертных в физическом мире, исходя из их положения в загробной жизни. Археологические данные показывают, что умерших родственников хоронили под полом семейных домов. Королевские династии строили пирамиды, чтобы похоронить своих предков. Эта патрилинейная форма поклонения использовалась некоторыми королевскими династиями, чтобы оправдать свое право на власть.

Загробная жизнь была сложной и включала в себя тринадцать уровней на небесах и девять уровней в подземном мире, которые должны были пройти посвященное духовенство, предки и могущественные божества.

Точное приготовление пищи, подношения и астрономические предсказания были необходимы для религиозных практик. Могущественных божеств, которые часто представляли природные элементы, такие как ягуары, дождь и колибри, нужно было регулярно умилостивлять подношениями и молитвами. Многие мотивы на больших пирамидах и храмах королевских династий отражают поклонение как божествам, так и предкам по отцовской линии и открывают окно в повседневную практику этой культуры до прибытия испанских войск.

Вскоре после своих первых экспедиций в этот регион в 16 веке испанцы несколько раз пытались подчинить себе государства майя. Лидеры и люди майя по понятным причинам враждебно относились к испанской короне и использовали луки и стрелы, копья и мягкие доспехи для защиты своих городов-государств. Испанская кампания, которую иногда называют «испанским завоеванием Юкатана», с самого начала оказалась длительной и опасной операцией для захватчиков, и потребовалось около 170 лет и десятки тысяч индейских вспомогательных войск, прежде чем испанцы установили существенный контроль. по всем землям майя.

Страницы Парижского кодекса. Парижский кодекс, один из трех сохранившихся образцов письменности майя, предлагает глубокое понимание религиозных и патрилинейных традиций до испанского вторжения.

В отличие от империй ацтеков и инков, в постклассический период не было единого политического центра майя, свержение которого ускорило бы конец коллективного сопротивления коренных народов. Вместо этого испанским войскам нужно было подчинить многочисленные независимые государства майя почти одно за другим, многие из которых оказывали ожесточенное сопротивление. Мифы о золоте и драгоценных металлах побудили многие испанские силы захватить и господствовать на землях майя. Однако Юкатан не предлагает богатых возможностей для добычи полезных ископаемых, а в некоторых районах было трудно ориентироваться из-за густых джунглей.

Пока шла битва за контроль над регионом, испанская церковь и правительственные чиновники уничтожили подавляющее большинство текстов майя, а вместе с ними и большую часть знаний о письменности и языке майя. К счастью, три доколумбовых книги, относящиеся к постклассическому периоду, пережили вторжение испанцев и разрушение культуры майя. Они известны как Мадридский кодекс, Дрезденский кодекс и Парижский кодекс. Последние государства майя (и последние коренные жители, сопротивлявшиеся испанскому контролю в Америке) — государство Ица в Тайасале и город Ковой в Закпетене — оставались независимыми от испанцев до конца 17 века. Окончательно они были покорены испанцами в 169 г.7 после многих жертв.

Хотя испанское вооружение, администрация и обычаи стали гораздо более доминирующими по всей Мезоамерике к 17 веку и позже, народ майя сохранился вместе со многими из своих основных традиций. Сегодня в отдаленных районах Гватемалы и Чьяпаса аналогичные семейные конфигурации, использование 260-дневного календаря майя и сельскохозяйственные методы продолжают формировать семьи потомков.

Миллионы носителей языка майя населяют земли своих предков и поддерживают жизнь этих языков и традиций.

Испанское завоевание майя / Полезные заметки

Испанцы и тлашкальтеки против майя. Из Lienzo de Tlaxcala , окрашенного последним.

Испанское завоевание майя в 16 веке было медленным, постепенным делом, которое полностью продолжалось до следующего столетия. По сравнению с могуществом и суровым правлением мексиканской империи, чертами, делавшими ее привлекательной для завоевания и легкой для обезглавливания, майя представляли собой неплотное соединение государств, разбросанных по юкатанским джунглям, предлагавших слишком много работы и слишком мало интереса для заработайте полноценную кампанию завоевания. Испанцы вступали в контакт с ними в нескольких точках в течение многих лет, иногда совершенно случайно из-за близости полуострова Юкатан к испанской базе Кубы, и экспедиции и завоевания проводились редко, часто с большим количеством действий между соперничающими конкистадорами. чем между ними и самими коренными жителями.

Еще одна отличительная черта мексиканцев, которые находились на пике своего могущества, заключается в том, что майя 16-го века были цивилизацией, переживавшей последние муки своей былой славы, достигшей конца упадка, который до сих пор не совсем понятен. Это делает наиболее ироничным тот факт, что они лучше адаптировались к латиноамериканской аккультурации, чем их мексиканские гомологи, поскольку их децентрализованный характер и небольшое богатство по сравнению с ними гарантировали, что многие очаги культуры майя то тут, то там ускользали от внимания на протяжении многих лет. Даже в настоящее время многие этнические майя живут по тем же обычаям, ремеслам и даже календарям, что и их предки.

Первые сражения

Целенаправленная война против майя началась сразу после захвата Империи Мехика в 1521 году. Когда стало широко известно, что Теночтитлан был завоеван Херном Кортсом и его союзом коренных государств, племена майя Иксимче и Кью Умаркай прислал к нему послов дружбы. Однако Кортес услышал от других информаторов майя, что эти племена не заслуживают доверия и на самом деле нападают на местных жителей, связанных с испанцами, поэтому он отправил своего лейтенанта Педро де Альварадо с помощью армии тлашкальтеков и холультеков исправить ошибки. Альварадо и компания прорвались, используя обычное сочетание кавалерии, западного оружия и безжалостных контрловушек, и после разорения Кумаркаджа он убедил людей Иксимче искренне присоединиться к нему. В 1524 г. основали город Сантьяго-де-лос-Кабальерос, а их территория получила в дальнейшем название Гватемала (что на языке науатль означает «лесистая местность»).

Тем временем Кортес отправил обратно другого из своих доверенных лиц, Луиса Марина, чтобы умиротворить восставшую землю майя Табаско и расширить свои владения до Чьяпаса. Он сражался там в двух последовательных экспедициях, иногда с помощью союзного племени цинакантеков, но не получил никакой награды из-за враждебного климата этого места и неуловимых убежищ майя, которые часто предпочитали просто покидать свои города и бежать. По его возвращении умиротворяющие усилия Табаско были продолжены неопытным Родриго Ранхелем, который столкнулся с жестким сопротивлением и не смог захватить лидеров мятежников Симатана, а затем ветераном Берналом Даз дель Кастильо, сумевшим наказать симатеков более сильным оружием. подготовленная местная армия, хотя впоследствии восстание возобновится.

Войны конкистадоров

В то же время, узнав об успешных завоеваниях Хиля Гонсалеса Давилы на южном побережье, Кортес послал еще одного из своих лейтенантов, Кристобаля де Олида, чтобы урвать свой кусок пирога. Однако во время поездки с припасами на Кубу Олид обратился к Кортесу, и их заклятый враг Диего Веласкес посоветовал ему продолжить экспедицию и захватить новые земли себе. Что еще хуже, были две другие соперничающие фракции: Педро Ариас де Авила, чей собственный лейтенант Франсиско Эрнандес де Кордова (не путать его с покойным капитаном, исследовавшим Мексику) воевал с Гонсалесом, и вся Реал Аудиенсия де Санто-Доминго. , которая также претендовала на законную собственность. Когда земли майя в современном Гондурасе превратились в поле битвы, Кортес отправил своего двоюродного брата Франсиско де лас Касаса в миссию, подобную капитану Уилларду, для решения проблемы Олидов, после чего сам Эрнан подготовил экспедицию с многочисленными мексиканскими воинами. земля.

Де лас Касас потерял большую часть своего флота из-за серии штормов, но ему удалось прибыть, чтобы найти Де Олида и Гонсалеса Давилу, сцепившихся в бою. Он воспользовался шансом атаковать силы Олида, но еще один шторм добил кортезианский флот, и сам Де лас Касас попал в плен вместе с Гонсалесом Давилой. В момент своего триумфа Де Олид попытался добиться от них лояльности и отпустить на свободу, но два капитана стали маловероятными союзниками и нашли шанс настроить лагерь против него. Де Олид был убит при попытке к бегству или отправлен обратно в Испанию и обезглавлен, в зависимости от версии. Только тогда прибыл Кортес, переживший череду неудач в мучительной экспедиции через Табаско и Акалан, в которой он заключил несколько союзов с племенами майя, но потерял большую часть своих экспедиторов. Умиротворив несколько восстаний майя, он оставил двоих во главе и в 1525 г. должен был приступить к делу9.0027

Голодные джунгли

По возвращении в Мексику Кортесу сообщили, что майя Табаско снова подняли восстание, поэтому он послал Хуана де Вальесильо, который обнаружил, что местная испанская штаб-квартира разрушена, а ее обитатели отчаянно выживают в горах. Вальесильо оттеснил мятежников и восстановил все благодаря тяжелому труду, но он умер от болезни в 1527 году, и его заменил Бальтасар де Осорио. В том же году испанцы расширились до высокогорья Чьяпаса под властью аристократа Диего Мазариегоса, но джунгли майя по-прежнему мешали исследованиям и завоеваниям своими непрерывными восстаниями: Мазариегос изо всех сил пытался сохранить контроль, и даже Франсиско де Монтехо и Алонсо де Авила, оба Это кортезианские ветераны, которые только что вернулись из завоеваний в союзе с местным вождем Нахумом Патом, добились постепенного успеха только после замены Вальесильо, поскольку майя все еще снова восставали сразу после того, как были подчинены.

1529 также стал свидетелем продолжения конфликта в Гватемале, когда два непокоренных племени майя, иксил и успантек, преследовали местных союзников испанцев. Коалиция во главе с Гаспаром Ариасом должна была подняться к Сьерра-де-лос-Кучуматанес, чтобы противостоять угрозе, но злополучная атака другого неопытного лейтенанта, Педро де Олмоса, разрушила всю экспедицию. Однако вторая попытка Франсиско де Кастелланоса, следующая за ним, наконец-то захватила Успантана и положила конец бандитизму. Однако, будучи гористой землей с небольшим количеством золота и тому подобного, остальная часть коренных жителей Кучуматанов оставалась независимой в течение почти двух столетий, а испанский контроль был установлен только в 169 году.6 из-за желания соединить провинции, разделенные их территорией.

В 1531 году Алонсо де Авила и Франсиско де Монтехо с помощью сына последнего, которого также звали Франсиско, начали с Табаско завоевание и заселение северного Юкатана. Хотя государства майя Сю, Чел и Печ объединились с ними, другие, такие как Канул, должны были быть подчинены войной. Государство Купуль, известное городом Чичен-Ица, симулировало союз с Франсиско-младшим, прежде чем попытаться убить его, после чего пригрозило нападением, которое заставило испанцев тихо уйти в отставку, чтобы укрыться в союзных землях. Поскольку более успешное испанское завоевание Империи инков начало привлекать внимание солдат, и из-за судебной борьбы между Франсиско-старшим и Педро де Альварадо никаких мер наказания принято не было, и Монтехо вернулись в Мексику в 1534 году, оставив построено несколько городов.

Гонсало Герреро, один из двух испанцев, ставших аборигенами и найденных Кортесом, погибнет в 1532 или 1536 году, помогая майя Чектумаля сопротивляться испанским армиям, до конца верный обществу, которое его усыновило.

Де Монтехо и его сын возглавили новую экспедицию на Юкатан в 1537 году в сопровождении своего племянника, также , по имени Франсиско де Монтехо. Завоевание, казалось, шло гладко в первые годы, так как могущественный лорд Тутул Сю обратился в христианство и популяризировал мирное присоединение к западным землям, но восточные племена все еще не были убеждены, поэтому племянник Франсиско был послан с приказом привлечь их дружбу либо через перо или меч. Несмотря на его усилия, в 1546 году восстал союз враждебных государств, включая Купул, и напал на испанцев и их союзников майя, что потребовало от трех Франсиско де Монтехо объединиться и победить их. В конце концов этот район был объявлен завоеванным, и многие выжившие повстанцы бежали в южные, густые леса Петена. На них не нападут и не завоюют до конца 17 века, положив конец последнему мятежному королевству майя.

В художественной литературе:

Фильм

  • Депрессивное завершение Апокалипсиса рассказывает о прибытии испанских завоевателей, хотя это немного преуменьшается, учитывая, что действие фильма происходит в 1502 году, почти за двадцать лет до каких-либо значительных событий.
  • Документальный фильм Испания, первая глобализация упоминает завоевание среди многих моментов испанской истории.

Литература

  • Подлинная история завоевания Мексики — хроника, написанная Берналем Дазом дель Кастильо, который участвовал в многочисленных битвах против майя и командовал экспедицией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *