Николай Куликов: «Я проповедую драматургию»
23 апреля в рамках кинофестиваля «Новый горизонт» прошла лекция Николая Куликова на тему «Сценарий — искусство задавать вопросы». Задавались они, прежде всего, фильму, а уже затем — Николаю. Сценарист рассказал, зачем похудел на 20 килограммов и посоветовал несколько достойных фильмов, которые обязательно нужно посмотреть.
Николай Куликов представил себя зрителям сам: «Я считаю себя сценаристом-евангелистом. Я проповедую драматургию». Когда он признался, что поддерживает больше коммерческий кинематограф, чем артхаус (кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию — примечание автора), две девушки вышли из зала.
— А, коммерческий кинематограф! Пошли отсюда! — шутливо отреагировал Николай, подумав, что девушки ушли именно из-за этого.
Сценарист рассказал, почему сближает свою работу с деятельностью священника: «Я начал проповедовать драматургию, когда увидел проблему: ни один российский фильм ещё не собрал 100 млн. долларов». Куликов утверждает, что «мы (российский кинематограф) должны как индустрия сильно измениться». Николай считает глупым разговор о структуре российского киноиндустрии, так как её работники не знают, зачем создают кино.
Таким образом, сценарист подвёл аудиторию к главному вопросу — вопросу, который нужно задавать себе перед тем, как снимать кино. Куликов предложил гостям лекции угадать этот вопрос. Из зала звучали такие варианты, как: надо ли, зачем, про что? Но никто не догадался, что речь идёт о вопросе: «А смысл?».
Лектор спросил, сколько людей в зале хотят стать сценаристами. Подняли руки четыре человека, что уже его обрадовало. И чтобы показать применение вопроса «А смысл?» на практике, Николай рассказал обучастниках сценарной премии «Слово» имени Валентина Черных — советского киносценариста и драматурга.
— В двух из трёх дебютирующих фильмов главный герой — это… Угадайте кто. Правильно, сценарист! Ведь есть же мантра: пиши о том, о чём знаешь. Но на какой бы фильм вы пошли: «Дэдпул», «Зверополис» или «Писака» (вымышленный фильм — примечание автора)? Конечно, на «Зверополис», — сказал Николай Куликов, сценарист фильма «Горько».
Чтобы никто в зале не снимал фильмы, которые будут интересны только им самим, лектор предложил схему вопросов. Их нужно задавать себе, когда сочиняете историю для фильма. Первое, что приходит в голову — это герой, но здесь важнее не кто он, а какой. К концу картины герой должен ещё и измениться — такой приём в кино называется «арка». Следующий вопрос: чего хочет (герой)? Это желание, по словам Николая, делится на «want» и «need». Переводя эти базовые слова в английском языке, сценарист встретил недоумённые взгляды публики. Он признался, что ещё не знает, с какой аудиторией работает и спросил: «Кто может читать книги на английском языке?». Руки подняли всего несколько человек, но уже это обрадовало Куликова и натолкнуло его на мысль: «Москва — город безграмотных лоботрясов».
— Без английского в кино делать нечего, так как вся коммуникация на английском. Если вы не прочтёте нужное сами, то вам придётся ждать не всегда качественный перевод или такого же, как я, заезжего орла, который вам всё растолкует, — пояснил сценарист фильма «Легенда №17».
Затем, ссылаясь на теоретика искусства написания киносценариев — Роберта Макки, сценарист обозначил следующий вопрос: кто/ что может? Если «кто/что» не получит, того, что хотел, то умрёт в этом фильме.
И последний этап, самый главный: тема фильма.
— Мне всегда помогает формулировать тему фильма побудительное предложение, — сказал Николай и добавил, что нужно выводить из фильма мораль и побуждать человека менять свою жизнь.
Затем лектор поведал, что многие фильмы — это истории достижения успеха. Но чтобы сценарий сработал, нужно работать не менее десяти лет.
— Я с детства читал много мемуаров. Например, певицы Светы. Меня интересовало, в какой момент жизни человек загорается идеей и начинает её воплощать, — вспомнил стендап-комик.
После этого Куликов обратился к фильму «Идентификация Борна». Он рассказал, что главная идея картины в том, чтобы показать суперагента не «шагающим по чёрной икре», а обычным человеком. Показывая важность этой темы, Николай перефразировал цитату известного сценариста, Ричарда Кёртиса: «Нам кажется, что нас должны трогать фильмы про фантастических (слово «фантастических» является авторским обобщением) людей, но мы как зрители и как люди редко сталкиваемся с такими ситуациями».
Потом сценарист порекомендовал аудитории посмотреть фильмы «Ноттинг Хилл» и «Реальная любовь». А ещё он вновь вспомнил Ричарда Кёртиса, который во время ступора в работе писал прямым текстом, о чём фильм. Куликов отметил, что это должно выражаться в дискуссии о ценностях. По его словам, всегда интересно смотреть на то, как герои фильма делают моральный выбор.
— Российскому кинематографу не хватает конфликта ценностей, — сказал сценарист фильма «Экипаж» и сослался на фильмы, в которых, по его мнению, конфликтов ценностей хватает. К ним лектор отнёс «Матрицу», «Тёмного Рыцаря», картину «Ниночка» 1939 года, мультфильмы «Зверополис», «Кунг-фу Панда» и новинку проката — фильм «Экипаж».
— Если у вас есть антагонист (персонаж, противодействующий главному герою — примечание автора) в истории, нужно попробовать рассказать историю с его точки зрения. Никто, проснувшись утром, не решает стать плохим. Даже Гитлер не знает, что он — злодей, — рассказал сценарист первого сезона шоу «Вечерний Ургант».
Если вы думаете, что ваша жизнь серая и вам не о чем снимать кино, то вы ошибаетесь. По словам Николая Куликова, если вы возьмёте свой сокровенный смысл и сможете выстроить его по всем законам ремесла, то ваш фильм точно будет иметь успех. А если вы всё ещё считаете своё бытие неинтересным, то авторский трюк лектора «Нового горизонта» специально для вас: «Представь, что ты — тридцатилетний лоб или лбица — отправился в прошлое, где тебе 14-15 лет. Что ты себе скажешь в виде побудительного предложения? Я бы сказал себе что-то о призвании, «не пытайся понравиться окружающим».
Вспомнив своё детство, Николай рассказал, что был полным мальчиком, который предпочитал книги глупым играм со сверстниками. Сейчас он об этом не жалеет, потому что те мальчишки до сих пор играют в них, а он стал хорошим сценаристом. К тому же яркое напоминание о прошлом — 20 лишних килограмм — Куликов сбросил во время написания сценария для фильма «Я худею» в соавторстве с Алексеем Нужным. По словам Николая, это будет фильм о том, как девушка пыталась похудеть, чтобы выйти замуж.
Вопрос из зала: «Почему в российском кино отсутствует фантастика?»
— Она отсутствует, потому что вы её не написали. Делать фантастику дорого. Попробуйте написать основу, которую захотят оторвать с руками. Мы не можем ничего противопоставить ни «Дэдпулу», ни «Зверополису». Очень мало у нас профессионалов в стране. Мы можем противопоставить только смысловую составляющую. Например, фильм «Левиафан», — ответил гость кинофестиваля.
А ещё Николай объяснил, почему вносит правки в сценарий по ходу работы над фильмом. Для этого он вспомнил одного из величайших режиссёров современности — Мартина Скорсезе. Зачем лауреат премии «Оскар» просит новичков снять человека, разговаривающего по телефону спиной к зрителям? Ответ прост: если в фильме что-то пойдёт не так, то можно при озвучке этого персонажа всё исправить.
— Я поставил себе задачу: не писать скучных сцен. Если в «Экипаже» будет скучная сцена, то писал её не я, — сказал Николай Куликов, скромно рекламируя свой новый проект.
Вопрос из зала: «Почему вы больше не пишите сценарии для шоу?»
— Я для «телека» не подхожу. Я телевизор не смотрю. Я никогда не советовал смотреть серию «Вечернего Урганта». К концу первого сезона я понял, что это не моё и сказал, что ухожу из шоу на 30 секунд раньше главного редактора. Мне ближе «стендап» (сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией — примечание автора), когда я могу работать лучше. Если человек заснул, я делаю для себя пометку: надо работать лучше, — поделился мнением стендап-комик.
После трёхминутного перерыва Николай Куликов снова вернулся к обсуждению темы фильма. Здесь он вспомнил свои работы: «Легенду №17», в которой воплотилось «самое главное в фильме — изменение героя», и «Экипаж», в котором определённо есть конфликт ценностей. Говоря о втором фильме, сценарист похвастался: «Я вошёл в проект, когда уже была история, которую нужно исправить. Тогда, конечно, обратились ко мне!».
Решаюсь сама задать вопрос: «Как вы думаете, после вашей лекции кто-нибудь напишет хороший сценарий?»
— Нет. На это нужно очень много времени. Но я на это надеюсь. Я рассказал какие-то любопытные идеи. Надеюсь, они начнут двигать плиты внутри людей и сподвигнут их на какое-либо творчество — ответил сценарист.
Вопрос из зала: «Артхаус снимать не нужно?»
— Если хотите, напишите. Мой товарищ снял фильм за 2 млн. долларов, а заработал на нём 50 тысяч долларов. Если вы считаете, что эти 10-ти тысячам зрителей нужен этот фильм, то делайте это. Но мне непонятно, почему нужно тратить на это деньги. Каждому купившему билет можно просто дать по 200 долларов, — сказал Николай Куликов.
Когда я брала автограф у сценариста после лекции, передо мной проскочила директор организации «Детский центр кино-видео творчества «ЛЮТиК» Юлия Рыбакова. Она спросила Николая о том, как продвигать короткометражки, которые снимает с детьми. Куликов посоветовал ей связаться с ним в Facebook, на что Юлия развела руками — её в этой социальной сети нет.
— Милая моя, ну как же так? Сейчас всё продвигается через социальные сети! — возмутился с улыбкой лектор, взял огромный голубой рюкзак и ушёл без охраны из «Спартака», но обещал вернуться.
Автор: Алина Морозова
Илья Куликов: интервью со сценаристом, ведущим шоураннером российского телевидения
Шерстяной свитер, Brioni.
Шерстяной свитер, Brioni.
«Здравствуйте, меня ожидает…» – «Мужчина на Ferrari?» – «Да, совершенно верно». На итальянском автомобиле приехал Илья Куликов – ведущий шоураннер российского телевидения, автор «Глухаря» и «Чернобыля…», с которым мы встречаемся зимним вечером в одном из ресторанов подмосковного Новогорска. Место и время для интервью выбраны не случайно: Куликов живет поблизости в собственном трехэтажном доме и раньше двух часов дня работающий по ночам сценарист не встает. «Ну да, солнца я не видел уже много дней, – смеется Илья. – Но я привык, мне комфортно, никаких депрессий». Ночной режим работы обусловлен тем, что ближе к полуночи Куликову перестают звонить и дергать по всяким поводам и он имеет возможность заварить черный, как нефть, пуэр и погрузиться в работу. «Пишу я, конечно, не каждую ночь, но всегда есть чем заняться. В любом случае это мое рабочее время, – объясняет сценарист. – Иногда приходится перестраиваться – как было летом, во время съемок «Полицейского с Рублевки», но это мне особых усилий не стоит».
Такие «иногда», надо сказать, случаются у Куликова довольно часто. Сегодня Илья – один из самых востребованных и высокооплачиваемых на российском телевидении сценаристов и один из немногих настоящих шоураннеров в западном смысле. При этом он же – едва ли не самый загадочный. На светские мероприятия не ходит, интервью дает редко, его лица не знает, скорее всего, никто из поклонников сериала «Глухарь» – самого рейтингового телешоу последних лет. Для самого Куликова эта ситуация, впрочем, максимально комфортная: рабочих хлопот и так хватает, а в тусовку ему попасть легко – просто не хочется. «Это трата времени, мне его жалко. Чего я там не видел? Абсолютно неинтересно. И потом они там все не очень хорошие, недалекие люди, мало ли чего от них наберешься, – улыбается Куликов. – Мне-то бояться нечего, я личность сформировавшаяся, просто скучно и грустно на все это смотреть».
Куликов действительно не производит впечатления человека с отработанным навыком пускания пыли в глаза. В пустом зале ресторана он не слишком выделяется на фоне интерьера: приветливый, просто и аккуратно одетый, крепко сбитый, что называется, мужчина. На светском коктейле и на вечеринке в лучах стробоскопов вы на такого (если бы он там появился) просто не обратите внимания. А зря: Куликов представляет интерес не только для репортеров, которые любят раскручивать людей-загадок на откровенность, но и для работников индустрии. Особенно учитывая нынешнюю моду, в соответствии с которой московские журналисты более или менее (что чаще) удачно пытаются переквалифицироваться в сценаристы и кинопостановщики.
Сам Куликов прошел куда более витиеватый путь, который при должном тщании мог бы послужить основой для отдельного фильма с сюжетом, похожим то ли на американское инди-кино, то ли на очередную киноповесть, смывающую налет пыли и патину, потихоньку покрывающие русские 1990-е. Одно из недавних интервью Куликова посвящено как раз его юности, прошедшей на фанатской трибуне ЦСКА.

Параллельно с походами на стадион Куликов оканчивал факультет социологии, экономики и права МПГУ, а потом и аспирантуру на кафедре культурологии – исследовал документальное кино. «Я человек гуманитарного склада, и кино мне всегда было интересно». Примерно тогда же он впервые заинтересовался работой сценариста и занялся самостоятельным изучением профессии. «Для начала я захотел посмотреть, как выглядят сценарии фильмов, а достать их было совершенно невозможно – еще и с тогдашним интернетом по модему со всеми этими странными звуками. В итоге я нашел какой-то полуфанатский американский сайт, там было несколько сценариев – «Криминальное чтиво», «Бешеные псы» и «8 миллиметров». Куликов занялся переводом и подробным анализом структуры этих текстов. «Я понял, что это мое», – Илья моментально сообразил, как из описаний интерьеров, действий и диалогов вырастает кино.
Впрочем, на рубеже тысячелетий, когда самым успешным сериалом были «Улицы разбитых фонарей», спрос на сценаристов был, мягко говоря, не слишком высоким. Здесь Куликова выручило упорство: «Не то чтобы я был уверен, что у меня получится, но я понимал, что получиться может. Я понимал, что можно снять недорого, но так, что людям понравится. Писал какие-то сценарии, в том числе полные метры, было ясно, что если их сейчас не купят, то купят потом». Через несколько лет расчет оправдается с сериалом «Чернобыль. Зона отчуждения», который был написан еще на заре карьеры Куликова, но это будет позднее. А пока, вооруженный одной лишь решимостью (и свежеприобретенной в Высшей школе телевидения Останкино профессией телередактора), Илья отправился предлагать свои услуги продакшн-компаниям – буквально с улицы, без связей и знакомств. Обойдя примерно десяток потенциальных работодателей, Куликов в очередной компании предложил поработать бесплатно редактором и уже на следующем проекте начал зарабатывать.
- Кеды. Converse. 2. Телефон, Vertu. 3. Джинсы, Alexander McQueen. 4. Очки, Retro Super Future. 5. Футболка с логотипом, Sons of Anarchy. 6. Часы, Rolex. 7. Автомобиль. Ferrari 458.
Набив руку на документальном кино, Куликов довольно быстро оказался в сценарной группе позабытого сегодня сериала «Безмолвный свидетель». «Это такой вертикальный процедурал, сто серий, один эпизод снимался за день. С него, конечно, крыша начинала ехать: криминалисты, судмедэксперты – было весело», – резюмирует Илья. Впрочем, главное, что именно на этом проекте он познакомился с Евгением Никишовым, который ныне служит генеральным продюсером «ТВ-3».
С этого написанного в никуда сериала началось сотрудничество творческого тандема Куликова и Никишова с ТНТ. «Нас тогда позвали заместителями генпродюсера, Женя согласился – он до этого был редактором на «Мосфильме», понимал, как это работает, – а я отказался. На канале тогда были только комедии, я был к этому не готов».
Собственно, в процессе общения с каналом ТНТ случился прорывной в карьере Куликова «Глухарь». Началось все с короткометражки, написанной в стол, которая потом попала в руки продюсеров канала НТВ, решивших сделать из нее дешевый ментовский сериал. «Когда «Глухарь» вышел, его жутко ругали. Нам угрожали какие-то начальники полиции, грозились убить, повесить. Ну, их самих всех пересажали, – усмехается Куликов, не уточняя имен.
Сериал, сделавший звездой артиста театра «Сатирикон» Максима Аверина, стартовал хорошо, но не блестяще. Однако в итоге свое дело сделали удачная рекламная кампания (героев снимали для выпусков программы «ЧП», имитируя реальные криминальные дела), «Глухаря» продлили на второй сезон. «Тогда он реально бахнул, там были страшные какие-то цифры, разговаривать абсолютно с любыми людьми стало элементарно», – рассказывает Куликов, который как раз тогда и купил себе дом в Подмосковье. Кроме того, именно на «Глухаре» Илья из сценариста превратился в полноценного шоураннера: «Там во втором сезоне все стало немножко расползаться, пришлось самостоятельно подкручивать какие-то вещи, хотя тогда еще ни слова «шоураннер», ни технологии никто не знал».
Анализируя успех «Глухаря», сценарист говорит о том, что народная любовь здесь обусловлена новизной концепции: «В кои-то веки на экране была показана правда – на сто процентов». Первые серии и вовсе были списаны с натуры, поскольку прототипом следователя Сергея Глухарева был друг Куликова. При этом Илья делает поправку на то, что правда не равна натурализму: «Ментовские войны», возникшие отчасти на волне успеха «Глухаря», в этом смысле были некоторым перебором по части жестких эпизодов. «Герой «Глухаря» – хороший парень. Да, он не живет на одну зарплату, да, берет взятки, но в то же время кому-то помогает, у него какие-то понятные проблемы в личной жизни.
Создав очередного героя в пантеоне народных полицейских, Куликов решил не останавливаться на достигнутом и придумать что-нибудь принципиально иное. Так появился «Моими глазами» – сериал, полностью снятый от первого лица, который Илья называет самой сложной своей работой: «Я понимал, что съемки от первого лица – это уже не то чтобы новость: было такое в кино, была даже серия «Баек из склепа». Так я придумал историю про переселяющуюся в разных героев душу». В итоге сериал был угроблен программированием канала ТНТ, но формат у Куликова купили американцы, и сейчас «Моими глазами» адаптируют для канала Fox. «Хотя тогда разговоры о том, что у нас купят формат американцы, звучали комично, – говорит сценарист, – сейчас мы пишем какие-то сериалы, которые уже задуманы как международные проекты, – посмотрим, что из этого получится».
Кое-что, впрочем, уже получается: значительная часть второго сезона «Чернобыля…» (самого рейтингового проекта канала ТНТ) была снята в США, поскольку это обусловлено сюжетом, согласно которому вместо СССР атомный реактор рванул в Америке. Оператором в «Чернобыле…» и еще одном проекте Куликова, «Законе каменных джунглей» (который уже готов и должен выйти весной), стал Павел Костомаров. Куликов от работы с Костомаровым, который стоял на камерах еще в «Реальных пацанах» на ТНТ, в полном восторге. «Второй сезон «ЗКД» – это просто бомба. Впервые вижу, чтобы человек настолько точно снимал то, что я написал», – оживляется сценарист.
Вообще, несмотря на то что Куликов не занимается сколачиванием банды из актеров, операторов и прочих членов съемочной площадки, вокруг него за годы работы тем не менее собирается некоторая команда. Кроме Костомарова в ней, например, восходящая звезда Александр Петров и блистательный комик Сергей Бурунов, сыгравший начальника Петрова в «Полицейском с Рублевки». «Мы с Серегой очень подружились – отличный человек. Скоро у него будет много работы», – обещает Куликов после моего замечания, что Бурунова до сих пор ассоциируют в основном с первоканальной «Большой разницей», в которой он играл персонажей в диапазоне от Бондарчука до Штирлица.
Дружить с Куликовым и правда полезно. Помимо вторых сезонов своих сериалов на ТНТ он недавно самостоятельно решил вернуться на НТВ, где недавно сменилось руководство: «Я пришел к Тимуру (Вайнштейн – новый генпродюсер канала. –Прим. GQ), когда он только-только пришел на канал, у него даже визиток не было. Принес пять проектов, два ему понравились». Один из них – мистический триллер «Спящие» – уже закончен и стал первым завершенным проектом основанного Куликовым телепродакшена Legio Felix. Социальной драме «Взрыв» Куликов прочит «народную» судьбу в традиции «Глухаря». Это история про людей из взорванного подъезда, которые пытаются разобраться в произошедшем и заново выстроить социальные и прочие связи. Кроме того, Константин Буслов сейчас снимает еще один триллер по сценарию Куликова под названием «Конверт».
Впрочем, уходить в большое кино для Ильи не самоцель: «Это как литературные формы: сериал – это роман, полный метр – повесть. Есть идеи, которые укладываются в повесть, а есть те, что требуют более крупной формы». Сравнивая свой труд с литературным, Куликов, очевидно, не кривит душой. Он постоянно говорит, что пишет, не руководствуясь маркетинговыми механизмами, а исключительно опираясь на интересные ему лично идеи. «Я просто рассказываю историю, которую мне бы хотелось услышать самому, – Илья категорически опровергает миф о существовании некой среднестатистической аудитории, любовь которой можно рассчитать на калькуляторе. – Я пишу, потому что мне это очень нравится. Когда я работаю над новой историей, с нетерпением жду вечера, чтобы вернуться к этим персонажам и с удовольствием провести с ними время».
Главные менты в фильмах Куликова
Для кого-то силовые структуры – это опора и защита, для кого-то серьезная проблема. Для Ильи Куликова они стали источником сначала вдохновения, а потом исключительного благосостояния.
- Подполковник милиции Станислав Карпов («Глухарь», «Карпов»). 2. Майор юстиции Сергей Глухарев («Глухарь»). 3. Капитан запаса Максим Калинин («Меч»). 4. Полковник ФСБ Павел Белов («Игра», «Игра. Реванш»).
Фото: Слава Филиппов; стиль: Валерия Балюк; пресс-материалы
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Николай Куликов — Сценарист Фильмография, фотографии, Видео
Биография
Российский писатель и продюсер, родился 11 июля 1979 года в Московской области, Россия. Он известен по фильмам «Легенда № 17» (2013 г.), «Я худею» (2018 г.) и «Горько!». (2013).
- Национальность:
- Россия
- Дата рождения:
- 11 июля 1979 г.
Известен
(По мнению)
- Читать
- Избранное
- Я худею
- Читать
- Избранное
- Летный экипаж
- Подписаться
- Избранное
- Нет выходов
Фильмография
- Писатель (3)
- Читать
- Избранное
- Нет выходов
- 2020 — Фильм
- Читать
- Избранное
- Я худею
- 2018 — Фильм
- Читать
- Избранное
- Летный экипаж
- 2016 — Фильм
- Продюсер (1)
- Читать
- Избранное
- Я худею
- 2018 — Фильм
Подробнее
Биографии:Российский писатель и продюсер, родился 11 июля 1979 года в Московской области, Россия.
Он известен по фильмам «Легенда № 17» (2013 г.), «Я худею» (2018 г.) и «Горько!». (2013).
- Национальность:
- Россия
- Дата рождения:
- 11 июля 1979 г.
Экипаж работал с
- Алексей Нужный
- Роман Курцын
- Ирина Горбачева
- Николай Лебедев
- Сергей Шакуров
- Константин Майер
Похожие темы
Добавить новую тему
Дмитрий Куликов — продюсер, сценарист
Все Титулы Фильмография Популярные Титулы Популярные
Продюсер — 5
3 4Писатель — 1
Прочие — 1 9 0279
Попробуйте ослабить фильтры
6.