Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кузнецов архитектор: Сергей Кузнецов | официальный сайт

Кузнецов архитектор: Сергей Кузнецов | официальный сайт

Сергей Кузнецов :: Состав

Кузнецов Сергей Олегович (родился 25 июля 1977 года, в Москве) — российский архитектор, главный архитектор Москвы (с 21 августа 2012 года).

1984–1994 гг. — учёба в средней школе № 329.

1995–2001 гг. — учёба в Московском архитектурном институте. Факультет ЖОС, группа проф. В. А. Шульрихтера и А. А. Великанова. Диплом архитектора.

2000 г. — партнер и генеральный директор архитектурной мастерской «СЛК-Проект».

2003 г. — партнер и генеральный директор архитектурной мастерской «С.П.Проект».

2006 г. — бюро «С. П. Проект» вошло в состав объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов».

с 2006 по 2012 гг. — руководящий партнер архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов» в Москве.

2008 г. — со-учредитель архитектурного журнала speech:, совместно с Сергеем Чобаном.[2]

2010 г. — участник Проекта «Фабрика Россия» для экспозиции российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции.

2012 г. — со-куратор экспозиции «i-city/i-land» Проект Сколково» российского павильона на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции. Экспозиция получила специальный приз (special mention) жюри Биеннале.

2012 г. — назначен на должность главного архитектора Москвы — первого заместителя председателя Москомархитектуры.

2013 г. — назначен председателем Архитектурного совета г. Москвы.

2014 г. — назначен председателем Градостроительного совета Фонда Сколково.[3]

2014 г. — почётный профессор Московского Архитектурного института (МАрхИ).[4]

2016 г. — куратор экспозиции Российского павильона на XV Архитектурной Биеннале в Венеции V.D.N.H. URBAN PHENOMENON[5].

2016 г. — под кураторством Сергея Кузнецова впервые в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла специальная секция по вопросам архитектуры — «Креативная среда и урбанистика».

2017-2019 гг. — куратор секции «Креативная среда и урбанистика» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Деятельность на посту главного архитектора

Распоряжением Мэра города Москвы № 681-РМ от 20 августа 2012 года С.О. Кузнецов назначен главным архитектором города Москвы, первым заместителем председателя Москомархитектуры. В 2018 году переназначен на должность сроком на пять лет распоряжением Мэра города Москвы № 806-РМ от 23 октября 2018 года.

Сергей Кузнецов является председателем Архитектурного совета г. Москвы.

В непосредственном подчинении Сергея Кузнецова находятся:

  • Управление главного архитектора;
  • Управление Архитектурного совета.

 

Сергей Кузнецов курирует деятельность:

  • Управления архитектурно-художественного облика города Москвы;
  • Управление стратегических объектов.

 

Сергей Кузнецов отвечает за осуществление Комитетом функций по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы, архитектурно-градостроительного решения.

Кузнецов координирует деятельность Комитета в сфере общественных связей и международного сотрудничества, контролирует подготовку документов и участие Комитета в публичных слушаниях. Отвечает за реализацию Комитетом инновационной политики города.

Сергей Кузнецов возглавляет работу Архитектурного совета города Москвы — коллегиального и совещательного органа при Комитете, который возобновил свою регулярную работу по инициативе главного архитектора. Деятельность Архсовета направлена на практическую реализацию единой градостроительной и архитектурной политики и открытое публичное освещения решений по ключевым градостроительным объектам.

В интервью порталу «Архи.ру» Кузнецов заметил, что возобновление работы архитектурного совета считает одним из главных своих достижений.

С принятием по инициативе Сергея Кузнецова постановления № 284-ПП от 30.04.2013 «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве», обязавшего всех застройщиков получать свидетельство об АГР, Архсовет получил возможность непосредственно влиять на формирование архитектурного облика Москвы.

Сергей Кузнецов также ввел еженедельную практику Рабочих рассмотрений проектных материалов архитектурно-градостроительных объектов, которыеносят консультационный характер и предоставляют возможность на ранней стадии выявить в проекте несоответствия нормативам и упростить получение разрешительных документов.

Под руководством главного архитектора проведена разработка стандартов массовой застройки, пересматриваются устаревшие нормативы, вводятся новые стандарты качества, в том числе проектов благоустройства.

Конкурсы

По инициативе Сергея Кузнецова было организовано более 50 архитектурных конкурсов. Конкурсы проводятся на объекты разного масштаба — от градостроительных проектов и зданий в ключевых точках города до конкурсов на фасады и даже отдельные элементы зданий. Практически всегда Сергей Кузнецов лично входит в состав жюри, либо выступает его председателем. Среди конкурсов с участием в жюри главного архитектора — крупные международные состязания на разработку градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», конкурс на разработку градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции Международного финансового центра в Рублево-Архангельском, конкурс на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», конкурс на разработку объемно-планировочных решений бассейна Олимпийского комплекса «Лужники», конкурс на разработку концепции архитектурного проекта нового здания Государственного центра современного искусства («Новый ГЦСИ») на территории Ходынского поля, конкурс на разработку концепции архитектурно‑художественного образа фасадов Нового Музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи и др.

В интервью «Российской газете» Кузнецов заявил, что «творческий конкурс — самая естественная и правильная форма отбора; к тому же конкурс — это ответственность не только архитекторов, но и заказчиков».

Сергей Кузнецов является руководителем авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье», а также руководителем авторского коллектива реконструкции БСА «Лужники».

Как руководитель авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье», Кузнецов дважды представлял проект парка «Зарядье» в Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Участвовал в переговорах с представителями ЮНЕСКО о согласовании размещения памятника Святому князю Владимиру на Боровицкой площади в качестве делегата от Правительства Москвы.

В феврале 2018 года парк «Зарядье» стал победителем премии международного архитектурного портала ArchDaily как лучший проект в области общественных пространств. ​«Я безумно рад этому событию. Не только как архитектор, не только как руководитель авторского коллектива проектировщиков, но и как москвич. Рад тому, что труд огромного количества человек был так высоко оценен, тому, что Россия и Москва смогла заявить о себе на международном архитектурном поле. И я просто рад тому, что «Зарядье» воплотилось в жизнь, радует жителей города и стало его новым украшением», – отметил Кузнецов.

По инициативе Кузнецова прошел Архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве.

Выставочная и конференц-деятельность

С 2013 года Кузнецов является одним из кураторов экспозиции Правительства Москвы в рамках выставка инвестиций и недвижимости MIPIM. Также принимает участие в качестве члена жюри премии MIPIM Awards в области архитектуры и градостроительства.

В 2014 году Сергей Кузнецов выступил инициатором и куратором собственного выставочного проекта Москвы на XIV Венецианской архитектурной биеннале Москва — MOSKVA: urban space. В начале 2016 года Сергей Кузнецов был выбран куратором экспозиции Российского павильона на XV Архитектурной биеннале в Венеции V. D.N.H. URBAN PHENOMENON.

В 2016 году Кузнецов стал одним из приглашенных экспертов Международной Биеннале Архитектуры Аргентины BIA-AR 2016. Также в этом году под его кураторством впервые в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла специальная секция по вопросам архитектуры — «Креативная среда и урбанистика».

В 2017 и 2018 годах он вновь приглашен на позицию куратора секции «Креативная среда и урбанистика» в рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

Помимо этого, Кузнецов является постоянным куратором экспозиции Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в рамках Международного фестиваля «Зодчество», Международной выставки архитектуры и дизайна «АрхМосква».

Под руководством Сергея Кузнецова ежегодно проводятся образовательные выставки-конференции: «Комфортный город» и «Открытый город».

Издательская и образовательная деятельность

Кузнецов является куратором образовательной программы Study Visits РАНХиГС – программа в рамках сотрудничества АИЖК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

В 2016 году по инициативе и под кураторством Кузнецова Москомархитектура провела выставку-конференцию «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры», в рамках которой было проведено исследование «Сравнительный анализ образовательных программ в сфере городского планирования и архитектуры».

В рамках проводимой образовательной программы главный архитектор принимает участие в лекциях, встречах и семинарах со студентами профильных ВУЗов и молодыми архитекторами.

По его инициативе переведены на русский язык и изданы книги в области архитектуры и градостроительства «Город для пешехода», «Язык шаблонов». Изданы: книга «Массовое домостроение в России: история, критика, перспективы» Альбом типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории «вылетных» магистралей, Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки, Буклет «Массовое домостроение. Новые стандарты», Буклет «Лужники. Реконструкция», Буклет «ЗИЛ» и др.

Позиция

«В Москве действительно появилось много зданий, у которых не те объемы, а главное — не те функции, которые нужны москвичам. Объяснение этому чаще всего звучало одно: у Лужкова плохой вкус. Но не он же сам рисовал эти дома! Я считаю, что это ответственность архитекторов, которые держали в своих руках карандаш».

«Я не назвал бы себя явным приверженцем современной архитектуры в том понимании, в котором она бытует: эффектные, потрясающие воображение здания, с использованием суперсовременных материалов… Я как раз считаю, что архитектура должна быть неизбежно привязана к месту. И то, что хорошо, скажем, для Нью-Йорка, будет не так хорошо для Москвы».

«Я счастлив, что благодаря принципиальной позиции мэра Москвы Сергея Собянина международные конкурсы становятся практикой для Москвы, и через них мы выбираем реально очень сильные проекты, которые, в случае их реализации, могут стать одними из лучших в мире».

«Известно, что профессиональное кредо действующего главного архитектора сформировалось, прежде всего, в годы его совместной работы с Сергеем Чобаном в качестве соруководителя проектного бюро SPEECH. Ключевые постулаты общей для двух мастеров „корпоративной философии“ внешне, может быть, и не слишком оригинальны, но очень значительны и амбициозны по самой своей сути».

Архитектурный рисунок

Важной сферой деятельности Сергея Кузнецова является архитектурный рисунок. Будучи блестящим рисовальщиком, он активно пропагандирует и популяризирует эту область деятельности. Кузнецов является членом Американского Общества Архитектурных иллюстраторов (ASAI), входит в жюри открытого международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», участвует в работе Музея архитектурной графики в Берлине. Работы Кузнецова были представлены на выставках: «Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI вв.» (Москва, Государственная Третьяковская Галерея, 2014). В 2014 г. в издательстве SKIRA (Италия) вышла книга рисунков Сергея Кузнецова «Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings».

Летом 2017 года в Московском Мультимедиа Арт Музее прошла выставка акварелей и графики Сергея Кузнецова «Личный контакт. Архитектурная графика». К этому событию был приурочен выпуск второй книги рисунков, которая получила название «Чувство города». В ней собраны работы Сергея Кузнецова и рассказы знаменитых деятелей культуры, которые поделились опытом от встреч с разными городами планеты.

Награды и достижения

С 2014 года Кузнецов является почетным профессором МАрхИ. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение архитектуры).

Также Сергей Кузнецов был награжден юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Лауреат 30-го Международного конкурса архитектурного рисунка «Аrchitecture in Perspective», награжден золотой медалью Российской Академии художеств за праздничное оформление церемонии открытия исторической сцены московского театра «Геликон-Опера».

Акварель Сергея Кузнецова «Строительство здания Филармонии» отмечена Juror Award в категории Observational конкурса Architecture in Perspective 33 Американского сообщества архитектурных иллюстраторов (ASAI).

Главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову присвоена медаль ордена «За заслуги перед отечеством II степени». Награда была присуждена ему за работу в области архитектуры и градостроительства.

Сергей Кузнецов: биография главного архитектора Москвы

Архитектура

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал Евгении Микулиной об особенностях московской среды, внутренних демонах архитекторов, позитивном мышлении творческих людей и вреде бумажной архитектуры.

Главный архитектор Москвы учился в МАрхИ одновременно со мной, хотя на пару курсов младше. Есть ребята, которые обращают на себя внимание всего института: по ним прямо видно, что они “далеко пойдут”. Кузнецов из студенческой массы не выделялся, но пошел тем не менее далеко. Видимо, не тратил время на спецэффекты, а занимался строительством карьеры – открытие своего бюро еще до защиты диплома говорит о многом. Как и удивительно… хладнокровное для столь молодого человека решение – на фоне демократических волнений в обществе идти работать “во власть”. Амбициозность, целеустремленность, вера в себя – хорошие качества для архитектора, особенно для того, кто хотя бы сугубо формально называется главным в Москве.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Мы встречаемся утром в кафе. Кузнецов имеет серьезный и строгий вид настоящего чиновника, и я делаю попытку его встряхнуть:

– Какой смысл в вашей должности?

Не на того напала – ну или не я первая нападаю. Кузнецов готов к ответу – он обстоятельно рассказывает мне, что в организации московской жизни его не касается (землепользование, транспортное планирование, судебные и административные дела – это всё в ведении Москомархитектуры), а что входит в его должностные обязанности:

– Главный архитектор занимается контролем архитектурного качества всего, что проектируется в городе.

Критерии не субъективны, это описываемые, счетные вещи – размещение кондиционеров, функции первых этажей; во вкусовые вопросы мы не лезем. Это позиция мэра – Собянин не насаждает какой-то стиль. И я не управляю остальными архитекторами. Моя задача – формировать систему координат, правила игры, в которых новая московская архитектура может вырасти. Это идеология планирования, изменение нормативов, чтобы разделение городских пространств на частные и общественные стало гармоничным – в той части, которую можно формировать архитектурными средствами.

Кузнецов получил в наследство много проблем, и Москва-Сити — одна из самых заметных. Для того чтобы сделать деловой квартал пригодным для жизни, ведется большая работа. На иллюстрации — проект бюро UNK project, выигравший конкурс архитектурных концепций “Империя Тауэр — первая очередь”.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Почему и как этим контролером и идеологом стал именно он? От ответа на вопрос “Почему?” Кузнецов уходит, про “Как?” рассказывает, что был найден рекрутинговым агентством:

– Они искали молодого человека с опытом реального международного проектирования. У меня он не бог весть какой, но по сравнению с большинством коллег значительный.

Это правда: в партнерстве с Сергеем Чобаном Кузнецов строил в Берлине. Его карьера развивалась блистательно. Почему он согласился всё изменить?

Дворец водных видов спорта к Универсиаде 2013 в Казани бюро SPEECH построило в 2011 году.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

– Я долгое время занимался одним и тем же. Я не метался, меня плюс-минус все устраивало, но было ощущение, что какая- то задача уже выполнена. Новая тема показалась интересной. Я, как любой архитектор, хочу развивать архитектуру, хочу с этим войти в историю. Работа с Москвой как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.

9 московских зданий, которые любит главный архитектор:


Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

  1. Жилой дом по проекту Ивана Жолтовского на Смоленской, 1952.

Доля мессианства в архитекторе ожидаема и местами уместна. Не могу не спросить:

– По моему ощущению, все архитекторы страдают манией величия и пытаются изменить мир. Вы согласны?

Кузнецов улыбается:

– Архитекторы – сложный народ, они страдают от разных внутренних демонов. Наше сообщество кастовое, мы транслируем ощущение, что “знаем чуть больше, чем остальные”. В других профессиях это тоже есть, но у нас особенно: архитектура касается всех. Даже медицина не имеет такого охвата. В теории можно всю жизнь прожить, не обращаясь к врачам, а без архитектуры нельзя: даже бомж с ней связан, потому что его скамейка или помойка – это тоже архитектура.

Многофункциональный деловой комплекс на Новоданиловской набережной — проект 2009 года, который Сергей Кузнецов делал вместе с Сергеем Чобаном.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Я смеюсь и возвращаюсь к его более раннему пассажу про “работу с Москвой как с архитектурным явлением”: что же она собой в этом смысле представляет?

– Она очень разная, потому что отражает всю историю страны.

Архитектурная среда тут такая гибкая, что может впитать всё что угодно. Но это не значит, что сюда всё что угодно надо запихивать.

– А где проходит грань – что нельзя?

– Это очень зависит от места. Но идеология нового городского развития понятна: квартальная застройка, гуманная этажность, комфортные уличные пространства. Впечатления человека от города в основном связаны с улицей. Первые этажи должны быть открыты людям – там нужна торговля, кафе.

Офисное здание на Ленинском проспекте построено по проекту Сергея Чобана и Сергея Кузнецова в 2011 году.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Не могу не спросить об одной из самых больных московских тем: недостроях.

– Мы всё достраиваем. Инвестиции сделаны, город взял на себя обязательства, и нарушение их может быть фатальным для экономики. Но мы корректируем функции объектов. В Сити, например, было сделано слишком много рабочих мест и мало жилья.

Мы ограничили число машино-мест (их там и без того предостаточно): парковок должно быть столько, сколько машин может принять дорожная сеть, а не сколько хочет инвестор. То, что достраивается, имеет акцент на жилье и торговлю, чтобы компания-арендатор могла там же селить сотрудников. А то у нас слишком развита суточная трудовая миграция: люди ездят к месту работы, а не живут с ним рядом. Это нагружает город.

Жилой комплекс “Микрогород “В лесу” на Пятницком шоссе, Москва, — проект SPEECH, который будет сдан в эксплуатацию в 2017 году. Проектирование начато в 2008 году.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Еще вопрос – о московской зелени. Тут, по мнению Кузнецова, у нас всё хорошо.

– По проценту насаждений Москва остается самым зеленым мегаполисом мира. Ее можно даже назвать самым застроенным лесом. Да, где-то зелень исчезает, и это не всегда исправимо. Мы хотели бы восстановить зелень на Тверской, но это невозможно – там столько подземных коммуникаций, что дерево просто некуда воткнуть. Попробовали ставить в контейнерах – людям не понравилось. В теории многие вещи звучат интересно, но к этому надо относиться осторожно. Это и по нынешним предвыборным кампаниям видно. Невнимательное у нас общество, и низкая явка – один из признаков. Если бы явка была больше, отрыв у Собянина был бы больше. Обидно, когда люди реальных дел не видят, а слушают популистские лозунги.

Проект реконструкции Политехнического музея в Москве. Авторы — бюро Massimiliano Fuksas Architetto и бюро SPEECH.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Кузнецов говорит об этом с таким искренним огорчением, что я невольно задаю вопрос из серии дурацких: почему он в свои молодые годы не “за Навального”? Он пожимает плечами.

– Если я молод и занимаюсь творческой профессией, я что, обязательно должен быть за Навального? Креативность – это созидание, а Навальный только критикует. Ругать легко. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Как только что-то начинаешь делать, сразу становишься объектом критики. Любому, кто по-настоящему креативен, не чешет языком, а занят делом, ясно, что Собянин – отличный мэр для Москвы.

– Власть хороша тем, что у нее всегда есть бюджет. Вы служите власти или используете ее, чтобы продвигать “свое”?

– Власть для того и дается, чтобы продвигать то, что считаешь правильным. Конечно, вы сразу спросите, почему я уверен в том, что знаю, как правильно. Но это уже вопрос выбора и демократии. Русская интеллигенция всегда приветствовала революции, и смотрите, что получилось. А между тем западные ценности, которые мы перенимаем, ориентированы именно на стабильное развитие.

Проект развития территории завода ЗИЛ. На месте бывшей промзоны будет построено около 4,5 млн квадратных метров недвижимости (жилой и коммерческой). Авторы (победители закрытого конкурса) — бюро “Проект Меганом” под руководством Юрия Григоряна.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Кстати, о западных ценностях. Русские архитекторы в последнее время стонут, что их не допускают к важным тендерам, а сам Кузнецов как-то блеснул в интервью, заявив, что “надеяться на зодчих, которым за пятьдесят и которые имеют школу советской архитектуры, многое потерявшую во времена Хрущева, не приходится”. Меж тем эти “безнадежные” зодчие – все наши звезды: Скокан, Скуратов, Плоткин, Лызлов, Уборевич-Боровский, кузнецовский партнер Чобан наконец. Напоминаю Кузнецову об этом. Он закатывает глаза:

– Ох, мне эту фразу никогда не забудут. Я имел в виду, что нам нужны архитектурные звезды. Раскрыть звезду в том, кто до пятидесяти ею не стал, тяжело. Конечно, фашизм по возрастному или любому другому признаку недопустим. Слава богу, у нас есть талантливые архитекторы, но их плеяда не велика. А в профессии нужна конкуренция, надо растить молодых. Если на рынке мало людей, у которых можно учиться, надо привлекать иностранцев. У нас нет политики специального внедрения западных контор. В Москве должны работать профессионалы, а профессионализм не имеет национальности. Будем работать со звездами, станем как Берлин – архитектурной столицей Европы.

– В Берлине было где строить, на месте снесенной стены.

– В Москве полно пустого места! То же Зарядье. Мы делаем там парк, и это – мощная тенденция: работа с общественными пространствами. У нас с этим такие проблемы, и они так сказываются на качестве жизни.

Проект нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи (оформление фасадов). Конкурс выиграло бюро SPEECH.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Кстати, о качестве жизни. Как человек, работающий на свежепереложенной плиткой Большой Дмитровке и утопающий при каждом дожде в лужах, спрашиваю: что случилось в городе с ливневой канализацией? Главный архитектор мнется – не хочет сдавать коллег и ссылается на “нехватку инженерных кадров”. А потом произносит фразу, которая потрясает мое воображение.

– Всё дело в бумажной архитектуре! У нас очень долго архитекторы считали, что рисование проектов – это одна задача, а реализация – другая. Они получали звания и призы и не понимали, что оценивать друг друга можно только по реализованным объектам.

Офисно-деловой многофункциональный комплекс “Аквамарин” на Озерковской набережной (2012). Авторы проекта: Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. Разработка проекта: бюро SPEECH.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Рисовать и рассуждать считалось важнее, чем строить. Вот ливневка и не работает. Всё изменится. Мы начнем делать реальное дело и научимся. И ливневку со временем починят.

Оставляю в стороне фантасмагорическую картину того, как великий “бумажник” Бродский получает в СССР какие-то мифические “звания и призы” и оказывается виноват в плохой ливневке.

Одна из самых амбициозных строек SPEECH — Главный медиацентр (пресс-, телецентр), включающий комплекс зданий и сооружений для размещения представителей средств массовой информации во время Олимпийских игр в 2014 году в Сочи.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Не говорю о том, что у архитекторов, которым сейчас за пятьдесят, нет “советского” опыта работы (тогда, к слову, ливневку делать умели), и они во времена Хрущева дурного не нахватались. Хочу только отметить: в таком подходе – сначала сделаем кое-как, срочно, быстро, к Первомаю (ноябрьским праздникам, Дню города…), а потом, когда-нибудь, починим то, что сделали плохо, – главный порок советской архитектурной практики и заключался. И я надеюсь, что симпатичный и убежденный человек и хороший архитектор Кузнецов просто оговорился.

Победители проведенного центром дизайна Artplay под патронажем московского правительства конкурса малых архитектурных форм “ПроФОРМА”: 1. Уличные урны, эскизы Арсения Леоновича.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Носители навигации, эскизы Кирилла Балашова.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Скамейки, эскизы группы Архгараж.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Уличные урны, эскизы Hello Wood Factory.

Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

Беседовала Евгения Микулина

Фото: Василий Буланов, ФОТОБАНК “ЛОРИ”, “РИА НОВОСТИ”, ЮРИЙ ПАЛЬМИН, ИЛЬЯ ИВАНОВ, ЕЛЕНА ПЕТУХОВА, архив пресс-службы

ТегиАрхитектураДизайнСергей Кузнецов

Сергей Кузнецов мечтает о новых проектах в масштабах огромного мегаполиса

Российский архитектор Сергей Кузнецов (1977 г. р., Москва) основал свою дизайн-студию SLK Project в 2000 году, за год до окончания Московского архитектурного института (государственной академии) – МАРХИ. В 2003 году студия была переименована в SP Project, а в 2006 году вошла в состав нового партнерства SPEECH Tchoban & Kuznetsov, созданного совместно с российско-немецким архитектором Сергеем Чобаном. Архитектор принимал участие в оформлении выставок в Российском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале в 2010 и 2012 годах (особое упоминание), оба раза с Чобаном. В 2012 году был назначен главным архитектором Москвы, а в следующем году возглавил Архитектурный совет Москвы. В 2014 году Кузнецов был куратором специальной выставки на 14-й Венецианской архитектурной биеннале, 9.0003 Москва: Городское пространство . Он также является председателем Градостроительного совета Фонда «Сколково». Наиболее выдающиеся работы архитектора включают многофункциональный телекоммуникационный центр Останкино (2009 г.) и офисное здание на Ленинском проспекте (2011 г. ), оба в Москве, Дворец водных видов спорта в Казани (2010 г.), Медиацентр и пресс-центр Олимпиады в Сочи ( 2014 г.), Музей архитектурного рисунка в Берлине (2013 г.) и другие жилые, офисные, коммерческие, спортивные и городские проекты в России, Украине и Беларуси. Следующее интервью с Сергеем Кузнецовым — это сжатая версия нашего разговора в Zoom между Нью-Йорком и Москвой.

Парк «Зарядье», Diller Scofidio + Renfro, Москва, 2017 г. Фото: Iwaan Baan

Владимир Белоголовский (В.Б.): Думаю, можно с уверенностью предположить, что должность главного архитектора Москвы — самая интересная работа в городе. Вы согласны?

Сергей Кузнецов (Словакия): [Смеется.] Я бы только подкорректировал ваше предположение, сказав, что для меня это самая интересная работа в городе. Я могу засвидетельствовать это. Я уверен, что в нашем городе должно быть немало людей, которые тоже считают свою работу самой интересной. Но если бы кто-то попросил меня представить работу, приносящую больше удовлетворения, чем та, которую я уже делаю, я должен сказать, что мне было бы трудно придумать что-то лучше.

В.Б.: Я ни секунды не сомневался, что ты это скажешь. Какие самые интересные моменты в вашей работе?

SK: Только подумайте – у меня есть возможность представить новые проекты в масштабах огромного мегаполиса, одного из крупнейших и одного из самых динамичных в мире. Я даже не уверен, есть ли другой город, который бы так стремительно менял свой облик. Я родился и вырос в Москве, прожил здесь всю жизнь. Я и мечтать не мог, что такие замечательные проекты будут реализовываться здесь и с такой регулярностью. Но сегодня я участвую практически во всех этих новых проектах. Мы осваиваем новые территории, представьте, как они будут использоваться. Я отвечаю за то, как составлено и осуществляется развитие всего города. За разработкой самых разных параметров стоит огромная команда. Но то, как люди увидят и почувствуют эти преобразования, находится в зоне моей ответственности. Я бы сказал, что самым интересным опытом стала работа над реализацией парка «Зарядье» по проекту Diller Scofidio + Renfro. А вскоре откроется еще один очень необычный проект — ГЭС-2, управляемый фондом V-A-C и спроектированный Renzo Piano Building Workshop. Это пространство современной культуры, преобразование великолепной исторической электростанции, построенной в начале 19 века.00-х годов, обращенный к популярной речной набережной и сливающийся с ней в самом сердце города.

Парк «Зарядье», Diller Scofidio + Renfro, Москва, 2017 Фото: Предоставлено пресс-службой Главного архитектора Москвы

В.Б.: Я смотрю на какие-то изображения, висящие на стене за вашей спиной. Это сборник иллюзорных рисунков, а не стройки вокруг современной Москвы, как можно было бы предположить, верно?

SK: Вот оригинальный рисунок Бориса Иофана, архитектора победившего проекта нереализованного Дворца Советов. А рядом копии рисунков Альдо Росси, Леббеуса Вудса, Хью Ферриса и некоторых других. Я люблю рисовать и собираю рисунки архитекторов; многие оригиналы.

В.Б.: Кто из самых влиятельных людей России проявляет наибольший интерес к архитектуре?

SK: Во-первых, это мэр Москвы Сергей Собянин, с которым мы очень тесно взаимодействуем. Он проявляет настоящую страсть в своем желании сделать город комфортным, живым и интересным. Без его личной поддержки многие интересные проекты сегодня просто не существовали бы. Я также регулярно общаюсь с членами правительства, но не могу сказать, что у них особый интерес к архитектуре, скорее к конкретным проектам.

«Волшебная флейта», «Геликон-опера», Москва (Сергей Кузнецов, художественный руководитель) Изображение предоставлено пресс-службой Главного архитектора Москвы

В.Б.: Говорят, что главный архитектор занимается архитектурно-художественным обликом города. Что это значит?

СК: Моя команда — офис главного архитектора — состоит из нескольких десятков человек. Курирую управление архитектурно-художественным обликом Москвы и всеми стратегическими проектами. Но сами мы ни по одному из проектов не работаем. Во-первых, я возглавляю Архитектурный совет, где детально обсуждаются самые важные проекты. Каждую неделю мы просматриваем десятки проектов. Некоторые из них показаны мэру. Я также инициирую и организую архитектурные конкурсы, в которых часто участвуют одни из самых известных архитекторов со всего мира. Ничего подобного в Москве уже много лет не было. Большое внимание уделяется благоустройству города, его благоустройству, появлению пешеходных зон, замене уличных парковок зонами отдыха и так далее.

Стадион «Лужники», реконструкция к ЧМ-2018, РЕЧЬ Москва, 2017 Изображение предоставлено пресс-службой Главного архитектора Москвы

В.Б.: Какой из самых масштабных проектов вы бы выделили из всего того, что сегодня происходит в Москве?

SK: Безусловно, самый важный и амбициозный проект – это модернизация массового жилья. Эта программа называется «Реновация» — мы выявляем ветхие жилые кварталы, как правило, построенные в начале 19 века.60-х годов и именуется Хрущевка или «Хрущевские трущобы». Эти пятиэтажки, доставшиеся нам в наследство от советских времен, заменяются современными зданиями. Таких зданий в Москве сегодня насчитывается более восьми тысяч. Их снесут, а людей расселят в новостройках в пределах районов их проживания. Для участия в этой программе необходимо, чтобы 2/3 жителей каждого дома проголосовали за эту программу. В конечном итоге было отобрано более пяти тысяч таких зданий. Речь идет о миллионе москвичей. Таким образом, огромное количество городских районов сегодня буквально меняют свой облик. Этот проект был начат при бывшем мэре и возобновлен в 2017 году.

Сегодня массовое жилье по-прежнему строится из бетонных панелей, но мы можем добиться гораздо более высокого качества и лучшего внешнего вида, скрывая швы, добавляя цвет и более привлекательную композицию. Наша команда занимается разработкой новых стандартов для этого развития, пересмотром устаревших стандартов и внедрением новых, организацией общественных слушаний и выставок проектов, изданием книг, инициированием новых студенческих программ, помощью молодым студиям и так далее. Многое из того, что я делаю, не входит в мою непосредственную ответственность. Для меня важно инициировать новые направления и идеи, и они находят поддержку в мэрии и среди жителей города.

Еще один крупный проект — «Москва-Сити». Это площадь в две тысячи гектаров, что сопоставимо с площадью города в пределах Садового кольца. Это как московский Манхэттен с очень высокой плотностью застройки и то, что уже построено, это лишь малая часть того, что там запланировано, на что уйдет не менее 15-20 лет. И такой же амбициозный новый район вырастает в районе ЗИЛ-Южный Порт, бывшей промзоны. Затем идет Инновационный центр «Сколково», так называемая российская Силиконовая долина, первый наукоград, строящийся в современной России с нуля. Также есть много территорий, которые мы осваиваем под парки, жилую, офисную застройку, спортивные комплексы, образовательные центры и так далее.

Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Сергей Кузнецов и CPU Pride, СК «Лужники», Москва, 2019 г. Изображение предоставлено пресс-службой Главного архитектора Москвы

спроектированы ведущими местными архитекторами, но все чаще и международными звездами. Мы уже упоминали офис Diller Scofidio + Renfro и Renzo Piano. Среди других крупных звезд — Рем Колхас, Herzog & de Meuron, Вини Маас из MVRDV, Кенго Кума, офис Захи Хадид, Дэвид Аджайе, Джунья Исигами и Хани Рашид. Кого я пропустил?

SK: Перечислить их все довольно сложно. Вверх идут небоскребы, спроектированные недавно погибшим в автокатастрофе Гельмутом Яном, но его офис продолжает с нами сотрудничать, а также такие крупные корпоративные офисы, как Nikken Sekkei из Японии, Gensler и SOM из Америки. Мы также продолжаем активно сотрудничать с Herzog & de Meuron. Их Сколковский институт науки и технологий недавно был завершен, и теперь мы готовы начать строительство двух их новых проектов — жилой перепланировки заброшенного Бадаевского пивзавода и кластера высотных офисных зданий. Совсем недавно была одобрена реконструкция здания Центрального телеграфа по проекту Дэвида Чипперфильда. А после удачной реконструкции Музея современного искусства «Гараж» Рема Колхааса, идет вперед другой его проект — реконструкция ЦДХ. Офис Захи Хадид недавно выиграл конкурс на новую станцию ​​метро и новый банк. Кстати, при Собянине московский метрополитен почти удвоился в длину и около 9Открыто 0 новых станций, многие из которых стали победителями конкурсов, в том числе международных. В ближайшие несколько лет планируется построить еще больше новых станций.

«Русская квинтэссенция» (гостевой дом), Сергей Кузнецов, Никола-Ленивец, Калужская область, Россия, 2021 г. Фото: Рустам Шагиморданов

В.Б.: Уже будучи главным архитектором, Вы писали кандидатскую диссертацию. Почему вы чувствовали необходимость и где вы находили для этого время?

SK: Я всегда стараюсь делать много. Помимо работы, я активный бегун, люблю рисовать, играю в шахматы на турнирах архитекторов. Идея написания диссертации зародилась еще в 2015 году. Сначала это должна была быть книга, которая впоследствии превратилась в диссертацию по истории развития и управления Москвой с 1714 года (когда столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург до 1918 г.) по 1992 г. Исследование завершается распадом СССР. Мне было интересно изучать эволюцию городского развития, которая никогда не бывает линейной, а скорее скачкообразной. Эти скачки были вызваны такими событиями, как пожар 1812 года, коронации, эпидемии, смена власти, как в случае с Октябрьской революцией. Каждое из этих событий приводило к приходу к власти нового поколения людей, которые привносили новые импульсы для дальнейшего развития города. Я также изучал роль главных архитекторов города и влияние ведущих архитекторов. В настоящее время я пишу докторскую диссертацию, в которой исследую роль генерального плана в развитии города.

Сергей Кузнецов, Акварель, Новогодний ЦУМ Изображение: Сергей Кузнецов

В. Б.: Вы ушли с прежней должности управляющего и дизайнерского партнера SPEECH. Тем не менее, вы возглавляли проектную группу парка «Зарядье», реконструкции стадиона «Лужники», а совсем недавно был реализован гостевой дом, который вы назвали «Русская квинтэссенция ». Другими словами, вы продолжаете работать практикующим архитектором, верно?

SK: Я всегда любил дизайн, а не только управление проектами. Например, я принимал очень активное участие в проекте парка «Зарядье», и идея консольного моста, плавающего над Москвой-рекой, принадлежала мне. Это был мой вклад в этот проект как автора. А что касается Russian Quintessential , то это мой проект-манифест. Меня пригласили участвовать со своим проектом на Архстояние Land Art Festival 2021 в Никола-Ленивце под Калугой. Это высокотехнологичный гостевой дом-клетка в виде трубы длиной 12 метров и диаметром 3,5 метра, парящей над склоном. В другой раз я рискнул сыграть роль сценографа в опере Моцарта 9. 0003 Волшебная флейта в детском театре Геликон Опера. У меня больше нет своей студии. Так что я часто собираю команду для специальных проектов из друзей и энтузиастов. А недавно меня попросили поучаствовать в проектировании аэропорта в Новосибирске, которое сейчас осуществляет моя бывшая контора РЕЧИ. Для меня важно продолжать разрабатывать собственные проекты, а не просто критиковать работы других архитекторов и обсуждать планирование. Дизайн для меня большая радость.

Сергей Кузнецов, Акварель, Красная площадь, Москва Изображение: Сергей Кузнецов

В.Б.: И, конечно, было бы немыслимо в этом разговоре не коснуться вашего известного увлечения рисованием.

SK: Я бы даже сказал, что рисование для меня гораздо больше, чем хобби. Я люблю рисовать и рисовать, и не будет преувеличением, если скажу, что чувствую себя художником, так как профессионально рисую всю жизнь и продолжаю делать это достаточно регулярно. Провожу мастер-классы, участвую в выставках и аукционах. А скоро откроются две мои выставки – одна в Москве, другая в Санкт-Петербурге.

Сергей Кузнецов, Акварель. Садовая-Кудринская, Москва Изображение: Сергей Кузнецов

В.Б.: И, наконец, какое здание, построенное в Москве с начала этого века, Вы бы назвали самым значительным?

SK: Кандидатов много, но больше всего для меня выделяется парк «Зарядье». Этот впечатляющий проект в самом центре Москвы приносит такое общественное благо, как большой парк, в котором каждый ожидает чего-то очень коммерческого. Кроме того, есть подземные здания, такие как учебные павильоны, музеи и концертный зал. Сами москвичи часто называют это место одним из самых любимых в городе. Еще одно популярное направление — Москва-Сити; это поразительное скопление высоток, без всякого сомнения, является самым заметным из всего, что когда-либо было построено в этом городе.

Русская квинтэссенция Сергея Кузнецова

В Калужской области России архитектор Сергей Кузнецов создал зеркальный металлический домик, возвышающийся над ландшафтом, как массивный телескоп. Кузнецов спроектировал ретрит для фестиваля «Архстояние» (иногда его называют «Российский горящий человек»), который проходит в арт-парке «Никола-Ленивец».

Покрытый нержавеющей сталью, что отражает его дикую и зеленую обстановку, трубчатый дом имеет большую круглую дверь, ведущую на крытую террасу. «Отражающие свойства нержавеющей стали помогают дому сливаться с природой и исчезать в ней с некоторых точек зрения, что делает его очень связанным с природой», — говорит Кузнецов. «В то же время он создан руками человека и противоположен природе. Это создает интересную бинарность и заставляет людей думать».

Кабина из нержавеющей стали возвышается над склоном холма и отражает листву арт-парка Никола-Ленивец.

Терраса в одном конце каюты обеспечивает ощущение жизни как в помещении, так и на открытом воздухе.

Блестящая облицовка дома также имеет структурные преимущества. «Нам нужно было что-то, что можно было бы производить на заводе, как это делают в самолетостроении или кораблестроении», — говорит Кузнецов. «И, конечно же, нашей целью было создать консольный дом, и этого было легче достичь с помощью нержавеющей стали».

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (вверху) спроектировал металлический домик для фестиваля «Архстояние», который иногда называют «Российским горящим человеком».

Кабина в форме трубы весит почти 12 тонн, имеет диаметр 11 футов и длину чуть более 39 футов. «Металлический каркас формируется из поперечных шпангоутов или несущих ребер, установленных с шагом 500 миллиметров и соединенных стрингерами или горизонтальными направляющими, как в корпусе корабля», — говорит Кузнецов.

Обшивка кабины состоит из цельного листа нержавеющей стали.

Бетонный фундамент кабины заглублен, из-за чего консольный конец кажется парящим в воздухе. «Мы засыпали его землей, поэтому он спрятан в холме», — говорит он. «Мне нравится это ощущение полета, эта идея кабины, подвешенной в воздухе».

Внутренние стены и потолок кабины отделаны деревянными панелями, которые придают текстуру и теплоту.

Спальная зона окружена кухней/столовой и раздвижной стеклянной дверью, ведущей на террасу и на окружающий пейзаж.

Изогнутые стены и потолок внутри создают ощущение уюта и направляют взгляд на пейзаж. «Арт-парк Никола-Ленивец — это место, где природа и искусство творят настоящее волшебство, — говорит Кузнецов. «Вдалеке есть пара домов, но их не видно. Видны только деревья и какой-то эффект леса».

Каменные ступени ведут к круглому переднему фасаду и входу в хижину.

По вечерам стеклянные проемы на каждом конце салона светятся, создавая эффект световой скульптуры.

Каюта состоит из кухни/обеденной зоны, ванной комнаты и спальной зоны открытой планировки, которая соединяется с террасой и окружающим ландшафтом через большую раздвижную стеклянную дверь и высокие окна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *