Современная литература
Современная литература
(XXI век)
Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,
или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик»
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко», В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др.
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу литературное направление со своими стилевыми и жанровыми предпочтениями.
повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сундучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в. Обращение к мифу и его трансформации
(В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.) Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
Расул Гамзатов сказал: «Для того чтобы узнать самих себя – нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга! Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо».
Писатель в России на протяжении последних двух столетий традиционно оказывался больше чем писатель. Авторы литературных произведений становились «властителями дум».
В 90-х годах читали в России мало, книжный бизнес не процветал. Дело вовсе не в том, что люди были заняты выживанием, а на высокое не хватало времени.
А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.
Сегодня в России своего рода бум художественной литературы. Перед каждым целая палитра авторов и жанров. Либо это русская классика. Имена Толстого, Чехова, Достоевского многое говорят читателям в самых разных точках нашей планеты.
Сегодня возвращается интерес к советской литературе. Он связан с тем, что от Советского Союза больше нет. Молодежь черпает из книг знания о стране, в которой жили их отцы и деды. Да и отличает советскую литературу от большинства современных книг то, что в нее вложена душа. Вспомните, как раньше «гонялись» за произведениями Семенова, Распутина, Войновича. Теперь их переиздают и можно спокойно прочесть.
Сейчас в России существует множество литературных премий, и каждый раз жюри бывает трудно выбрать лауреатов из множества в высшей степени достойных претендентов. Перечень писателей, осуществивших в 90 – е гг. XX в. эстетический прорыв в литературе, достаточно широк и не безусловен.
Среди них Владимир Маканин, Людмила Улицкая, Владимир Шаров, Анатолий Азольский, Татьяна Толстая. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, в конечном счете это именно то, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.
Правда, есть и другая сторона этого явления — сегодня у каждого серьезного писателя настолько узкий круг читателей, людей, по-настоящему ценящих его, и эта ситуация для России крайне нетипична. Зато широкий размах получила массовая литература, в которой все делается не на самом высоком уровне.
Классики XXI века
В быту сейчас часто говорят «Вот СССР был самой читающей в мире страной, а сейчас никто не читает, потому что и читать-то нечего». Судя по тиражам литературных журналов и даже бестселлеров, читают и впрямь на порядки меньше. Однако стоит ли это ставить в вину современным писателям? Вовсе нет. Мы легко составили немалый рейтинг ныне живущих писателей, которые или уже стали или вот-вот станут классиками со всеми необходимыми заслугами: вкладом в развитие литературы, русского языка и русского духа.
Мы специально не взяли Пелевина и Сорокина при этом. Экспертом выступил Сергей Чередниченко, редактор журнала «Вопросы литературы» — человек, пристально наблюдающий за современным литературным процессом.Уже заслужившие
Андрей Битов
Один из основоположников русского постмодернизма. Роман писателя «Пушкинский дом» считается образцом этого направления наряду с романом «Школа для дураков» Саши Соколова и поэмой «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Известный литературовед Ю. Карабчиевский писал о Битове: «Андрей Битов — умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».
Произведения: «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов», «Ожидание обезьян».
Последняя книга: «Преподаватель симметрии» (2008).
Владимир Маканин
Автор многочисленных рассказов и нескольких романов. Первая половина творчества писателя посвящена жизни обыкновенного человека с ее бытовыми проблемами и суетой, которые на самом деле заставляют взглянуть на жизнь намного глубже. В романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин описывает российскую жизнь 90-х годов, показывая как люди существует в эпоху кризиса культуры.
Произведения: «Андеграунд, или герой нашего времени» (госпремия), «Асан» (худшая книга Нацбеста 2008), «Испуг».
Последняя книга: «Две сестры и Кандинский» (2011).
Эдуард Лимонов
Современный российский писатель с самой неоднозначной репутацией. Помимо скандального романа «Это я – Эдичка», в котором Лимонов описывает тяжелую жизнь эмигранта в Нью-Йорке, писатель знаменит и своей политической деятельностью. Лимонов провел несколько лет в тюрьме (обвинялся в незаконном хранении оружия), в романе Лимонова «В сырах» описывается жизнь писателя, только-только вышедшего из тюрьмы. Можно сказать, что творчество Лимонова так же эксцентрично и вызывающ, как и его биография.
Произведения: «Дневник неудачника», «Смрт», «Другая Россия», «Путин. Семь ударов по России», «Титаны».
Последняя книга: «Дед» (2014).
Валентин Распутин
Один из представителей деревенской прозы, чьи произведения уже проходят в современных школах («Прощание с Матерой»), а также автор многих рассказов и очерков. Писатель выражал свою поддержку Г. Зюганову и КПРФ, а также высказывался по поводу сталинского режима, который, по его мнению, созвучен народному мнению: «Вот и запах Сталина не могут переносить. Но тут уж я оставлю иронию и напомню читателям, что, сколько бы ни ненавидела Сталина и на дух его ни принимала нынешняя инославная «элита», не следовало бы забывать ей, что в России не только ветераны, но и молодежь относится к нему совсем по-иному.» Распутин считается представителем направления «деревенская проза», писатель во многих своих произведениях говорит о бедственном положении послевоенных деревень и их жителей.
Произведения: «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Уроки французского».
Последняя книга: «Дочь Ивана, мать Ивана» (2004)
Олег Чухонцев
Поэт, автор нескольких стихотворных сборников. В 1972 году вездесущий Иосиф Бродский так отозвался о творчестве поэта: «Стихи его очень скучны, по-моему. То есть не скучны, там все… Надо сказать, что, конечно, не пристало так говорить — дело в том, что они все там занимаются нельзя сказать, что плагиатом, но воровством — да». Сам Чухонцев по поводу литературного творчества сказал: «Меня всегда само поэтическое ремесло ставило в тупик. Да и что тут скажешь… Определять поэзию это все равно, что форму ветра искать, поэтому она более безответственна, а с другой стороны — более свободна. И, разумеется, объективна».
Произведения: «Двойник», «Послевоенная баллада», «Из одной жизни. Пробуждение», «Я из темной провинции странник».
Последняя книга: «Однофамилец. Городская история» (2008)
Евгений Рейн
Первый сборник писателя вышел, когда ему самому было 49 лет. О Рейне Бродский высказался куда более лестно: «На мой взгляд, Рейн наиболее значительный поэт нашего поколения, то есть поколения, к которому я принадлежу…» О себе Рейн говорил так: «Отрезок между прозой и поэзией — это лучшая почва для моей лирики. Мне нельзя сеять на традиционном, то есть на археологическом уровне, не могу разметать чернозем жизни и, погрузившись на метр в чистое искусство, помещать зерна туда. Не прорастут». Высоко ставили поэта и Борис Слуцкий, и Анна Ахматова, и Борис Пастернак.
Произведения: «Мой лучший адресат», «Арка над водой», «Мне скучно без Довлатова», «Непоправимый день», «против часовой стрелки».
Последняя книга: «Мой лучший адресат» (2005).
Виктор Соснора
Поэт, прозаик и драматург. Ранние стихотворения автора некоторые критики относят к постмодернистскому направлению, например, произведения сборника «Всадники», полные литературных провокаций. В одном интервью Соснора заявил: «Литературного процесса нет, есть только гений, который всё решает».
Произведения: «Всадники», «В поисках развлечений», «Ремонт моря», «Хроника 67», «Куда пошел? И где окно?», «Двери закрываются».
Последняя книга: «Последняя пуля» (2010)
Заслуживающие
Олег Павлов
До 2004 года опубликовал множество более или менее прозвучавших произведений, затем, после долгого затишья, в 2010 году роман «Асистолия» стал одним из главных литературных событий года, а в 2012 году Павлов получил премию Александра Солженицына «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах».
Произведения: «Сны о себе», «Яблочки от Толстого», «Школьники», «В безбожных переулках», «Записки больничного охранника».
Последняя книга: «Карагандинские девятины, или повесть последних дней» (2013)
Захар Прилепин
Плодовитый автор 11 романов и сборников, где рассматриваются судьбы простых русских людей с тяжелой судьбой из станционных поселков, а также омоновцев и лимоновцев. Однако последний роман «Обитель», признанный книгой 2014 года, описывает жизнь заключенных в соловецком лагере.
Произведения: «Санькя», «Патологии», «Грязь».
Последняя книга: «Обитель» (2014).
Ольга Славникова
Вот, как Ольга сама характеризует свое творчество: «Стиль моей прозы действительно, скажем так, индивидуален: на меня девятым валом несется цветная, искристая, жаркая масса живого мира, которую надо укротить и превратить в текст. После, когда текст уже готов, метафоры прореживаются до правильного порога читательского восприятия» Литературный успех пришел к писательнице не сразу. Например, в романе «Один в зеркале» Славникова наделяет персонажей чертами знакомых людей, с которыми ей пришлось встретиться во время работы в области мелкооптовой торговле книгами, которой она занималась после того, как издательство отказалось печатать ее книжку.
Произведения: «Бессмертный», «Любовь в седьмом вагоне», «Один в зеркале».
Последняя книга: «Легкая голова» (2010)
Людмила Улицкая
Писательница, которая стала первой женщиной, получившей премию «Русский Букер» (в 2001 г.). Рассказ Улицкой «Сонечка» был признан лучшим переводным произведением года во Франции. Про себя она увлеченно говорит: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни».
Произведения: «Даниэль Штайн, переводчик», «Девочки», «Искренне ваш Шурик».
Последняя книга: «Детство 45-53. А завтра будет счастье».
Михаил Шишкин
Широкая известность пришла к автору после Тотального (по определению самого автора) романа «Взятие Измаила», написанного вроде как в стилистике «Улисса». Потом Шишкин женился и уехал в Швейцарию, и некоторые его произведения связаны с работой переводчиком в этой стране.
Произведения: «Венерин волос», «Письмовник», «Русская Швейцария».
Последняя книга: «Кампанила Святого Марка» (2011).
Претендующие
Евгений Водолазкин
Этот писатель пришел в литературу правильной дорогой — закончив аспирантуру Института русской литературы АН СССР и защитив диссертацию по византийской литературе, после этого там работал и набирался духа и знаний для собственных книг, пока только двух, но зато очень высоко ценимых специалистами.
Книги: «Соловьёв и Ларионов», «Лавр».
Антон Понизовский
Этот писатель — тележурналист особенно выделяется критиками за достижения в русском языке. Даже, например, по его интервью это видно. Вот, что он сказал о своей дебютной книге: «Это была попытка погрызть границу между художественной словесностью и документальной, проверить, какие между ними драматичные отношения».
Книга: «Обращение в слух» (2013).
Лучшие книги 21 века
Не каждая современная книга придется по вкусу многим читателям. Практически у любого произведения/автора XXI века есть как свои поклонники, так и недоброжелатели. Литературный журнал The Millions собрал экспертную группу из критиков, писателей, журналистов мирового уровня. Пятидесяти шести людям необходимо было определить лучшие книги XXI века.
В результате голосования были отобраны лучшие книги XXI века. Большинство голосов набрало произведение Джеффри Евгенидиса «Средний пол». Данная книга рассказывает о жизни человека-гермафродита. Повествование ведется от первого лица и охватывает несколько поколений его семьи. За данный роман Джеффри Евгенидис был удостоен Пулитцеровской премии (2003 год).
Джеффри Евгенидис, автор книги «Средний пол»На второй строчке оказалась книга «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уао», вышедшая из-под пера Хунота Диаса. Сам роман позиционируется писателем как полуавтобиографический. В нем рассказывается история о взрослении несчастного и толстого ребенка, погибающего в ранней юности. Книга в 2008 году принесла автору Пулитцеровскую премию.Третьей лучшей книгой XXI века стал роман Роберто Боланьо «2666». В данной книге, которая задумывалась автором как пять независимых, собраны истории в мистико-философском жанре. Опубликовано произведение было уже после смерти Боланьо, однако чилийский писатель оставил детальные рекомендации, где описал, как должны быть представлены миру все готовые части. На русский язык книга «2666» еще не переведена.
Четвертой лучшей книгой нового столетия читатели назвали «Облачный атлас» Дэвида Митчелла. Данный роман повествует о нескольких перерождениях одной души. Читатели отмечают, что книга получилась захватывающей, непредсказуемой и очень выверенной. Она буквально вовлекает, заставляя вместе с главной героиней вселяться в новых людей и проживать их жизни.
Роман «Облачный атлас», автор Дэвид МитчеллПятое место в данном литературном хит-параде заняло произведение Кормака Маккарти «Дорога». Данная книга, как и другие работы автора (например, «Старикам тут не место»), отличается жестокой реальностью, здравым взглядом на окружающий мир и живущих в нем людей. В «Дороге» Маккарти отправляет своих героев (отца и сына) в странствие по стране, пережившей катастрофу. Два человека отчаянно пытаются не утратить оставшиеся в себе положительные человеческие качества. В произведении автор показывает, что прекрасно разбирается в людях, в их истинной сущности.
Во вторую пятерку лучших книг XXI века вошли «Искупление» Иэна Макьюэна, «Приключения Кавалера и Клея» Майкла Чабона, «Поправки» Джонатана Франзена, «Гилеад» (Gilead) Мэрилин Робинсон, «Белые зубы» Зэди Смит. Данные произведения различны по жанрам, стилям повествования и наполненности. Однако каждая из книг заслужила признание как критиков, так и многих читателей во всем мире.
Статья «Феномен сетературы в контекте развития русской литературы начала 21 века»
Валентеева О.А.
г. Стаханов
ФЕНОМЕН «СЕТЕРАТУРЫ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА 21 ВЕКА
Двадцать первый век по праву может считаться переломным в истории русской литературы, так как он выдвигает на первый план совершенно новые течения и явления, задатки которых можно было разглядеть в литературе конца 20 века, и которые сегодня выходят на первый план. Одно из таких явлений получило название «сетература», или же сетевая литература (работы Е. Варакиной, М. Визеля, С. Коренева, С. Костырко) [1, с. 82].
С этим явлением можно считаться или не считаться, выделять его как вид литературы или же не выделять, но невозможно не признавать само его существование.
Таким образом, цель данной статьи – рассмотреть понятие «сетература» и его влияние на современный литературный процесс. Проанализировать положительные и отрицательные аспекты этого явления и предположить дальнейшие пути развития русской литературы, исходя из реалий современности.
Прежде всего, стоит обратиться к истокам возникновения понятия. Двадцать первый век стал веком стремительного развития сети Интернет, которая с каждым днем вовлекает всё больше пользователей по всему миру. Интернет предлагает пользователям новые возможности, и если до этого существовали книги только на бумажных носителях, то сегодня читателям доступны онлайн-версии и электронные версии произведений. С одной стороны, в этом есть свои плюсы, так как современный читатель получает доступ к произведениям любых авторов, в том числе и классиков русской литературы. С другой стороны, массовость выбора рождает определенные проблемы, и среди тысяч, если не миллионов текстов в сети сложно выбрать именно тот, который будет отвечать высоким литературным требованиям.
Что же характеризует литературный процесс начала 21 века? Прежде всего, свобода суждений. Исследователи считают, что сегодня литература теряет свою первоначальную миссию – влиять на умы читателей. Вместо этого мы видим, что многие авторы пишут «для себя». Таким образом, утрачивается связь литературы и общества. В литературе сочетаются методы, которые по логике вещей должны сменять друг друга: реализм, постмодернизм, постреализм.
С другой стороны, можно говорить о многослойности литературных образов, созданных на основе игры автора и читателя. Игровое начало становится источником появления сетевой литературы. Читатель непосредственно включается в процесс создания книги, чувствует свою причастность к труду автора. Этому способствует появление многочисленных литературных сайтов, на которых каждый желающий может поделиться своим творчеством. Назовем самые знаменитые из них: ЛитЭра, Фанбук, Продаман и Самиздат. Сегодня эти сайты служат не только стартовой площадкой для начинающих писателей, но и орудием маркетинга. С помощью этих сайтов издательства могут четко отследить спрос читателей на тот или иной жанр и строить свою политику.
Отсюда следует еще одна характеристика современной литературы – огромное количество жанров. Это явление берет истоки еще в 20 веке и на сегодняшний день достигает пика развития. Достаточно проанализировать ряд тематических направлений, среди которых религиозная проза, неореализм, «женская проза», соц-арт, фэнтези, сюрреализм, нон-фикшн и другие [4]. Например, классическая фантастика и фэнтези сегодня делится на такие поджанры, как ЛитРПГ, магическая академия, любовное фэнтези, попаданчество, юмористическая фантастика и фэнтези, космическая фантастика, постапокалиптика, городское фэнтези и многие, многие другие. Истоки большинства из этих поджанров растут из сетевой литературы.
В то же время в России наблюдается кризис бумажной книги. С каждым годом сокращаются выпускаемые тиражи. Если сравнить относительно недалекий временной период, то в 2015 году тираж книги автора средней популярности составлял около 7 тысяч экземпляров. На сегодняшний день он уменьшился до 2-3 тысяч экземпляров. Стали ли люди меньше читать? Однозначно, стали. Но, в то же время, у истоков этого процесса тоже стоит сетевая литература.
В чем привлекательность «сетературы» для читателя? Это смена ролей. Читатель ставит себя на место автора и имеет возможность не только повлиять на мнение автора относительно его произведения, но и самому принять участие в его написании. В. Смоленский отмечает: «Одним из двух важнейших факторов влияния Интернета на культуру является мгновенная скорость информационного обмена. Сеть создает эффект «смерти расстояния» — люди, разбросанные по разным точкам земного шара, могут чувствовать себя собравшимися в одном зале. Вместе с пространством сжимается и время. Дискуссии, которые в мире печатных изданий занимали бы месяцы, в Интернете укладываются в считанные дни и даже часы. Таким образом, интеллектуальная жизнь в Сети может быть необыкновенно интенсивной» [5].
В то же время, Интернет – это поле, где каждый может выбрать несколько имен. Порою доходит до казусов, когда авторы подают в суд на коллег по перу, так как у них полностью совпадает литературный псевдоним. На сегодняшний день в списке опубликованных книг мы видим всё меньше настоящих имен авторов и всё больше псевдонимов. Это также влияние Интернета.
Давайте попробуем разобраться, что же несет «сетература» как литературное явление? И какое влияние она оказывает на развитие русской литературы, положительное или отрицательное?
Можно много говорить о минусах явления сетевой литературы в целом. Несомненно, массовость текстов сказывается на качестве произведений. На литературных сайтах отсутствует здоровая критика, зато любое произведение, даже низкопробное, может найти своего читателя. При этом качественные тексты теряются в массовом наплыве произведений, выделиться на фоне которого очень сложно. Общедоступность публикации привела к изменению подхода к профессии писателя. В литературу приходит всё больше людей, не знакомых с азами литературного мастерства. При этом обилие произведений не позволяет правильно ориентироваться в литературной ситуации и адекватно оценивать материал.
Но несомненны и плюсы такого явления. Прежде всего, каждый читатель может найти то произведение, которое будет соответствовать его вкусовым качествам. Он может открыть для себя новые литературные жанры. Да, сетевая литература является массовым продуктом, так как она ориентирована на массового читателя. Но при этом она позволяет изучить читательский спрос и тот круг проблем, который волнует современного человека. При этом именно сетевая литература сегодня приносит в творчество новые темы, типы героев, места действия. Расширяет творческие возможности автора.
Нельзя отрицать тот факт, что на сегодняшний день крупнейшие издательства России, такие как АСТ, Эксмо, Астрель, Азбука и другие работают с сетевыми авторами. Так как та читательская аудитория, которую позволяет приобрести Интернет, является залогом для успешного распространения книги. Поэтому, на наш взгляд, сетевая литература, кризис которой давно предсказывают исследователи, еще даже не достигла пика своего развития. Несомненно, бумажная книга будет существовать всегда. Но нельзя отрицать роль электронных книг, той литературы, которая отвечает массовым читательским запросам, так как она является отражением самого современного человечества.
ЛИТЕРАТУРА
Варакина Е.Р. Проблемы теории литературы: учеб.-методич. пособие. Ч.1. – Москва.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 101 с.
Визель М. Литературные игры в Рунете. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netslova.ru/viesel/litgames.html
Кофырин Н. Новая русская литература. – Режим доступа: http://strannik1990.livejournal.com/50059.html
Русская проза рубежа ХХ–XXI веков : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Агеносов, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич [и др.] ; под ред. Т. М. Колядич. — М. : Флинта : Наука, 2013. — 506 с.
Смоленский В. В. Русская сетевая литература. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.susi.ru/sapporo2000.html
Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. – СПб.: РГПУ им. А. Герцена, 2005. – с. 152-178.