Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Лядов а к википедия: Лядов, Анатолий Константинович — Википедия – Лядов, Константин Николаевич — Википедия

Лядов а к википедия: Лядов, Анатолий Константинович — Википедия – Лядов, Константин Николаевич — Википедия

Лядов, Анатолий Константинович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лядов.

Анато́лий Константи́нович Ля́дов (30 апреля [12 мая] 1855[1], Санкт-Петербург — 15 [28] августа 1914, усадьба Полыновка, близ Боровичей) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина (1902).

Родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.

Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки, вскоре заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерваторию и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать.

А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину» (позднее создана оркестровая версия), «Идиллия», «Музыкальная табакерка», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры — многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут.

Среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро»[pl], «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь», «Из Апокалипсиса», а также сюита «Восемь русских песен» для оркестра.

Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских народных песен. Для голоса и ф-но: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и др. Для хора

а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен».

Обращение Анатолия Константиновича к духовной музыке сравнительно невелико — это «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» (1910) и сборник «Десять переложений из Обихода» (1909).

По заказу Дягилева Лядов заново оркестровал некоторые номера для балета Фокина на музыку Ф. Шопена[2] — премьера «Сильфид» состоялась 2 июня 1909 года в Париже, в театре Шатле. В дальнейшем на музыку Лядова труппа Русский балет Дягилева осуществила постановки балетов в хореографии Мясина: «Кикимора» (1916) и «Русские сказки» (1917).

Стремясь к тому, чтобы «…каждый такт радовал»[3], Лядов достаточно медленно работал над своими произведениями. Возможно, именно это стало причиной того, что заказ на написание нового балета для русских сезонов 1910 года, который, согласно письмам Дягилева, тот заказал композитору 10 сентября, в конце концов был передан им молодому Игорю Стравинскому (премьера «Жар-птицы» состоялась 25 июня 1910 года на сцене Опера Гарнье). Эта версия отвергается исследователем Н. Л. Дунаевой, утверждающей, что, вероятнее всего, Дягилев поручил работу над балетом одновременно обоим композиторам, но затем, за несколько месяцев до назначенного Лядову срока окончания работы, отдал предпочтение Стравинскому

[4]. Согласно ещё одной, более ранней версии[5], Лядов даже не приступал к партитуре балета, так как назначенный Дягилевым срок не учитывал темпов его работы — поэтому композитор сразу же ответил отказом.

Сразу же по окончании Петербургской консерватории Лядов был приглашён туда на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки, преподавал там до самой смерти[6]. Среди его учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, С. М. Майкапар и другие.

Также преподавал теорию, гармонию, контрапункт и форму в Придворной певческой капелле, где среди его учеников был В. А. Золотарёв[7].

Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1936 г. перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Могила Лядова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.
  • В 1955 году в СССР была выпущена почтовая марка, посвящённая Лядову.
  • C 1990 года в г. Боровичи ежегодно проводится Фестиваль искусств имени А. К. Лядова [8]. Имя композитора носит городская детская школа искусств[9]. В самой Полыновке, выросшей после смерти композитора в посёлок, главная улица получила его имя.
  • Также имя Лядова носит детская музыкальная школа в Москве, на улице 1905 года.
  • Корсакевич О.А. Книга о Лядове. Воспоминания и критические работы двоюродной сестры композитора А.К. Лядова, с приложением писем, документов и других материалов (редакторы-составители И.О. Прохоров и О.В. Соловьева) — М., Издательство «Композитор», 2017
  • «Непознанный А.К. Лядов»: сборник статей и материалов (редактор-составитель Т. А. Зайцева). — Челябинск, 2009.
  • «Композитор А.К. Лядов и Боровичский край»: краеведческий сборник (автор-составитель Л.В. Подобед). — СПб., 2005.
  • Михайлов М. К. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества. — 2-е изд., доп. — Л., Музыка, 1985.
  • Запорожец Н. А. К. Лядов. Жизнь и творчество. — М., 1954.
  • Васина-Гроссман В.А.К. Лядов. — М. ; Л., 1945
  • «А.К. Лядов. Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем»: сборник материалов — Петроград, 1916 (переиздание: СПб., 2005).
  • Лядов, Анатолий Константинович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
    СПб.
    , 1890—1907.

Научные работы[править | править код]

Ноты и списки сочинений в электронных библиотеках[править | править код]

Другие материалы по теме[править | править код]

Кикимора (Лядов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Кики́мора» — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.

«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.

Состав оркестра, используемый в «Кикиморе»
Деревянные духовые
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот
Медные духовые
4 валторны in F, 2 трубы in B,
Ударные
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста
Струнные
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы,

Лядов, Александр Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2019; проверки требует 1 правка. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лядов.

Алекса́ндр Никола́евич Ля́дов (1818—1871) — дирижёр балетного оркестра. Брат Константина Лядова.

Лядов Александр Николаевич происходит из семьи капельмейстера Н. П. Лядова. Обучался в театральном училище, где изучал музыку под руководством профессора Солива, и, окончив которое, несколько лет был оркестровым скрипачом.

В 1847 году Лядов стал дирижёром оркестра Санкт-Петербургского балета и занимал эту должность более двадцати лет.

Также Александр Николаевич дирижировал придворным бальным оркестром и считался в северной столице лучшим дирижёром бальной музыки. Пользуясь популярностью, его оркестр в 1840—1850 годах постоянно играл на танцевальных вечерах в Дворянском собрании и лучших клубах в Санкт-Петербурге.

В последние годы своей жизни Лядов неизменно дирижировал музыкальными вечерами в Благородном собрании. Обладая музыкальными способностями и музыкальной памятью, он создал множество бальных танцев на мотивы русских песен, а также написал музыку для нескольких балетов[1]. Из сочинений Лядова особенный успех имели хор с оркестром «Возле речки, возле моста», романсы и танцы.

Скончался Александр Николаевич Лядов в Санкт-Петербурге 24 марта 1871 года.

Дочь Лядова Анна была сначала балериной в Санкт-Петербургском балете, затем выступала с большим успехом как оперная певица. Скончалась она в 1871 году.

  1. ↑ «Пахита, „Сатанилла“»

биография, интересные факты, видео, творчество

Анатолий Константинович Лядов

 

Этот композитор не сочинял больших произведений, в его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, но, тем не менее, в русской музыке он занял видное место и внёс немалый вклад в её развитие. Его имя Анатолий Константинович Лядов – непревзойдённый мастер музыкальной миниатюры. Он написал немного произведений, но каких! Его творения — это настоящие шедевры, в которых он филигранно оттачивал каждую ноту. Лядов был человеком ярким и самобытным, в своём искусстве он хотел отразить то, чего не хватало ему в обыденной жизни — сказку.

Краткую биографию Анатолия Лядова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

Краткая биография Лядова

11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий. Мама малыша Екатерина Андреевна была талантливой пианисткой, но, к большому сожалению, она рано ушла из жизни, оставив на мужа дочь Валентину и сынишку Толю, которому в то время шёл шестой год. Отец очень любил своих детей, но чтобы обеспечивать семью, ему приходилось много работать, поэтому брат и сестра, росшие без материнского внимания, заботы и любви, фактически были предоставлены сами себе. В доме царила беспорядочная богемная атмосфера, которая негативно отразилась на формировании личности будущего композитора. Пассивность, внутренняя несобранность и безволие – такие приобретённые с детства психологические черты впоследствии неблагоприятно сказывались на его творческой работе.


Театральное детство

Биография Лядова гласит, что уже с раннего возраста у мальчика стали проявляться удивительные разносторонние таланты, причём не только музыкальная одарённость, но также прекрасные художественные и поэтические способности. Первые уроки игры на фортепиано Анатолий получал у своей тёти В.А. Антиповой, хотя нужно отметить, что эти занятия были непостоянными, а вот первой школой, где музыкальное развитие мальчика происходило очень интенсивно, стал Мариинский театр (отец частенько брал детей к себе на работу). Интересное общение с талантливыми людьми, присутствие на репетициях музыкальных спектаклей, возможность слушать оперную и симфоническую музыку – всё это благотворно влияло на будущего музыканта. Он выучивал наизусть партии многих оперных героев и затем эмоционально изображал их дома перед зеркалом. Кроме того, в театре у Анатолия было ещё одно занятие, которое он с удовольствием выполнял — это роль статиста: мальчик участвовал в различных массовых сценах.

 

 

Учёба в консерватории

Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии. Консерваторскими преподавателями Лядова были А.А. Панов (класс скрипки), А.И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (теория, гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (класс фортепиано). Учёба не доставляла молодому человеку особого удовольствия, он не отличался особым прилежанием и часто пропускал занятия. Однако Лядов проявлял заинтересованность к теоретическим дисциплинам и углублённо изучал контрапункт. У Анатолия было большое желание попасть в класс по композиции к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и ему это удалось. Осенью 1874 года молодой человек становится учеником выдающегося маэстро, который сразу высоко оценил его дарование. Тем не менее, авторитет знаменитого преподавателя не мог повлиять на нерадивого ученика: весной 1875 года он не явился на экзамен, а через полгода был исключён из числа учащихся.

Вне стен консерватории Лядов провёл два года, но это время не прошло для него даром, так как молодой человек очень тесно общался с композиторами «Могучей кучки». Членам сообщества: Стасову, Мусоргскому и Бородину его представил Римский-Корсаков ещё в ту пору, когда выдающийся профессор восторгался талантами своего ученика и не обижался на него за нерадивое отношение к учёбе. Кроме того, в балакиревском кружке Анатолий познакомился с Александром Глазуновым, с которым завязалась крепкая дружба, продолжавшаяся на протяжении всей жизни. Кучкисты относились к молодому дарованию очень тепло, ведь, несмотря на юношеский возраст, он сумел зарекомендовать себя как профессиональный музыкант. Например, зимой 1876 года Милий Балакирев попросил Лядова помочь подготовить к повторному изданию партитуры оперных произведений М.И. Глинки. Эта работа была проделана настолько тщательно, что Римский-Корсаков изменил своё отношение к непослушному ученику, и даже вскоре они стали хорошими друзьями.

В 1878 году Лядов обращается в дирекцию консерватории с прошением о его восстановлении. Ходатайство было удовлетворено, и уже весной он с отличием заканчивает учебное заведение, предоставив на суд экзаменационной комиссии написанную с большим профессионализмом кантату для заключительной сцены драмы Ф. Шиллера «Мессинская невеста». Художественный совет консерватории присудил Лядову малую серебряную медаль, однако с оговоркой: выпускник получит её, когда сдаст задолженность по научным предметам. Кроме того, руководство учреждения предложило Анатолию Константиновичу занять должность преподавателя по теоретическим предметам и инструментовке в родной «альма — матер». Он согласился и впоследствии занимался педагогической деятельностью на протяжении всей своей жизни, воспитав много выдающихся музыкантов.

 

Творческий подъём

Следующий 1879 год также принёс Лядову много новых впечатлений. В Петербургском кружке любителей музыки он впервые дебютировал как дирижёр, и здесь он повстречался с большим любителем музыки Митрофаном Петровичем Беляевым, который в этом самодеятельном коллективе музицировал на альте. Это знакомство плавно перетекло в дружбу. С 1884 года меценат стал устраивать каждую неделю в своём доме музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало содружеству выдающихся музыкантов, и которое впоследствии получило название «Беляевский кружок». А со следующего года, когда Беляев основал в Германии нотоиздательскую фирму, Лядову было поручено заниматься отбором и редактированием новых произведений русских композиторов. Согласно биографии Лядова, 1884 год тоже ознаменовался очень важным событием, но уже в личной жизни Анатолия Константиновича: он женился на Толкачевой Надежде Ивановне, с которой счастливо дожил до конца своих дней. В том же году композитор по приглашению Балакирева, назначенного управляющим Придворной певческой капеллой, он стал работать преподавателем теоретических дисциплин в регентских и инструментальных классах главного хора России, а в 1886 году в консерватории получил должность профессора.

 

В этот период в музыкальных кругах Петербурга Лядов становится известным не только как композитор, но и как дирижёр, в этом амплуа он успешно выступал в основанных Митрофаном Беляевым «Русских симфонических концертах». 1887 год для Анатолия Константиновича был отмечен знакомством с Чайковским и Рубинштейном. Он впоследствии дирижировал в организованных Антоном Григорьевичем «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году Лядов по приглашению Беляева побывал в Париже на Всемирной художественной выставке. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и Анатолия Константиновича.

К середине девяностых годов авторитет Лядова как композитора, дирижёра и педагога достиг своей вершины. В 1894 году он знакомится с Александром Скрябиным и сближается с Сергеем Танеевым, который приехал в Петербург ради постановки оперы «Орестея».

 

Трудные годы двадцатого века

Первые годы двадцатого века принесли Лядову большие огорчения, так как в 1904 ушёл из жизни его большой друг Митрофан Беляев. Согласно завещанию мецената, Анатолий Константинович вошёл в состав попечительского совета, организованного для вознаграждения отечественных музыкантов и композиторов. Затем наступил кровавый 1905 год. Лядов вместе с другими преподавателями в поддержку уволенного Римского-Корсакова покинул стены консерватории и вернулся туда лишь после того, когда должность директора занял Глазунов. Последнее десятилетие в жизни композитора постоянно омрачалось потерей близких для него людей: в 1906 году умер Стасов, а в 1908 году не стало Римского-Корсакова. Горестные переживания от утраты друзей сильно сказались на здоровье Анатолия Константиновича, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться. Врачи прописали ему бережное к себе отношение. Лядов почти никуда не выходил, только лишь иногда посещал консерваторию. Тем не менее, заслуги композитора были ярко отмечены в 1913 году. В Петербургской консерватории запоминающе отпраздновали 35- летие его творческой деятельности. Затем вновь были сильные потрясения. Осенью 1913 года умерла любимая старшая сестра Лядова — Валентина Константиновна Помазанская, а летом следующего композитор проводил на военную службу своего старшего сына. Переживания сломили Анатолия Константиновича. Композитор скончался 28 августа 1914 года в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи.

 

 

Интересные факты о Лядове

  • Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулёзно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».
  • Из биографии Лядова мы узнаём, что Анатолий Константинович был наделён многими талантами. Помимо композиторского дара он имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чёртиков или странного вида человечков.
  • Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.
  • Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.
  • Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это. Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью. В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.

  • Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова ещё характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
  • Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
  • Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой — выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность. В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын – Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
  • Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней. Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарёв — замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.

  • Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на всё имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
  • Композитор, находясь в тяжёлом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжёг наброски всех начатых им произведений.

 

 

Творчество Анатолия Лядова

Оставленное Анатолием Лядовым творческое наследие сравнительно невелико. Композитор так много занимался педагогической деятельностью, что на сочинение музыки почти не оставалось времени и в год ему удавалось написать два, в лучшем случае три произведения. Анатолий Константинович отдавал предпочтение малым музыкальным формам, поэтому все его сочинения, а до нынешнего времени дошло более шестидесяти нумерованных и около двадцати ненумерованных опусов, — это небольшие произведения, лаконичные миниатюры, многие из которых признаны непревзойдёнными шедеврами музыкального искусства. Лядов работал над пьесами очень тщательно, ювелирно оттачивая каждую деталь, благодаря чему сочинения композитора, пропитанные духом русского народного эпоса, покоряют своей выразительностью, мелодической напевностью, нежной лиричностью и ясностью музыкального мышления, а некоторые творения просто очаровывают жизнерадостностью и юмором.

Если не считать четырёх романсов, написанных в девятилетнем возрасте и музыки к сказке «Волшебная лампа Алладина», сочинённых в 1871 году, то началом композиторской деятельности Лядова принято считать 1874 год. Его первыми произведениями, увидевшими свет и напечатанными как ор. 1 были четыре романса. Эти вокальные миниатюры он создал, находясь под влиянием членов «Могучей кучки», и, несмотря на хорошие отзывы больше к этому жанру никогда не возвращался, так как потерял к нему всякий интерес.

По воспоминаниям современников Лядов был превосходным пианистом, очевидно поэтому в числе первых сочинённых им произведений были пьесы для фортепиано. В 1976 году Анатолий Константинович создаёт оригинальный цикл под названием «Бирюльки», в котором уже явно проявилось его незаурядное композиторское дарование. Далее маэстро так и продолжал писать в жанре музыкальной миниатюры и из-под его пера выходили небольшие пьесы, на которых он оттачивал своё композиторское мастерство, ювелирно отрабатывая каждую фразу. В результате композитор подарил нам более 50 великолепных фортепианных произведений, среди которых арабески, интермеццо, мазурки, багатели, вальсы, мазурки и прелюдии. В них очень ярко проявились черты характерные для его творчества, то есть филигранная отработка каждой детали произведения, краткость и ясность изложения музыкального материала.

Однако всё же самыми известными произведениями Лядова являются его произведения для симфонического оркестра. Они также написаны в жанре музыкальной миниатюры и блестяще подтверждают творческую эволюцию композитора. Из двенадцати симфонических сочинений композитора очень большой популярностью пользуются живописные поэмы «Волшебное озеро», «Баба-Яга», «Кикимора», «Скорбная песнь» и сюита «Восемь русских песен».

Помимо этих прекрасных творений Анатолий Константинович оставил потомкам в наследие шесть камерно — инструментальных произведений, около двухсот обработок народных песен, восемнадцать детских песен, кантату и несколько хоров.

 

Театрально — музыкальная династия Лядовых

Анатолий Константинович принадлежал к знаменитой в России театрально — музыкальной династии, основателем которой был дед композитора — Николай Лядов. Он занимал должность капельмейстера в Филармоническом обществе Санкт-Петербурга. У Николая Григорьевича было девять детей, семеро из которых связали свою жизнь с музыкой, а пятеро из них служили в придворных театрах.

Старший сын Николай играл на виолончели в оркестре Императорской итальянской оперы.

Александр работал дирижером русского балета и придворного бального оркестра.

Елена была хористкой в Императорской итальянской опере.

Владимир — пел в хоре Мариинского театра и иногда исполнял второстепенные басовые партии в оперных спектаклях.

Константин – отец композитора, служил дирижером русской оперной труппы, первым дирижёром Мариинского театра.

Впоследствии Императорский театр пополнился следующим поколением семьи Лядовых. В труппу вошли две кузины Анатолия Константиновича Вера и Мария.

Родная сестра композитора — Валентина стала драматической актрисой, выступавшей на сцене Александрийского театра, но оба её мужа — М. Сариотти и И. Помазанский, были профессиональными музыкантами.

 

 

Анатолий Константинович Лядов – выдающийся музыкант, чьё признанное классикой композиторское творчество причисляется к «золотому фонду» русской музыкальной культуры. На его сочинениях композиторы нынешнего времени учатся искусству оркестровки и лаконичности музыкального изложения. Его произведения звучат на концертных площадках по всему миру, причём не только в оригинале, но и в различных современных музыкальных обработках.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть фильм о Лядове

Лядов, Мартын Николаевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лядов. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мандельштам.
Мартын Николаевич Лядов
1904-1905 гг.
1904-1905 гг.
Имя при рождении Мартын Николаевич Мандельштам
Дата рождения 24 августа 1872(1872-08-24)
Место рождения Москва
Дата смерти 6 января 1947(1947-01-06) (74 года)
Место смерти Москва
Род деятельности революционер, советский партийный деятель

Марты́н Никола́евич Ля́дов (настоящая фамилия Мандельштам; партийные псевдонимы Русалка, Мартын, Григорий, Семенович, Саратовец, Лидин; 12 (24) августа 1872 (1872-08-24), Москва — 6 января 1947, Москва) — советский партийный деятель, историк, революционер.

Родился в Москве в семье акушера-гинеколога Николая Мартыновича (Нохима Менделевича) Мандельштама (белор.)русск. (1826—1882), учёного-медика, основателя и директора фельдшерской и повивальной школ в Могилёве, и Веры Осиповны Иоффе. В 1881 году поступил во 2-ю Московскую гимназию. Из 3-го класса был исключен за то, что обругал инспектора. Был послан в Митаву к дяде, где учился в немецком реальном училище. В 1890 году поступил вольноопределяющимся в 114-й новоторжский полк, в августе 1891 года был уволен в запас младшим унтер-офицером и вернулся в Москву.

В 1893 году участвовал в создании Московского рабочего союза. В 1895 году организовал празднование 1 мая под Москвой в Вешняках. В июле 1895 года был арестован, два года был в тюрьме, а затем в 1897 году выслан на пять лет в Якутскую область. В ссылке в Верхоянске пробыл до февраля 1902 года.

После возвращения из ссылки жил в Саратове, где работал в статистическом бюро губернского земства и входил в состав Саратовского комитета РСДРП. В феврале 1903 уехал за границу. Входил в берлинский кружок искровцев. Участник II съезда РСДРП, где был на стороне большевиков. Принял участие в большевистской конференции в Женеве, был избран членом Бюро Комитетов Большинства. В качестве такового поехал нелегально в Россию. 9-го января 1905 г. был в Петербурге.

Участвовал в подготовке III съезда РСДРП и был его делегатом, после чего объезжал заграничные и российские партийные организации с докладами о съезде.

В августе 1905 Лядов был арестован в Баку, бежал из тюрьмы. Прибыл в Москву в октябре 1905, вошёл в Московский комитет. В декабре 1905 входил в состав исполнительного комитета МК по руководству вооружённым восстанием в Москве. В январе 1906, как агент ЦК, объезжал Урал и Сибирь. Делегат IV съезда РСДРП в Стокгольме, после съезда работал в Петербургском комитете. При начале Свеаборгского восстания был послан ЦК руководить им, но прибыл уже к моменту ликвидации восстания. Некоторое время работал в Финляндской военной организации, участвовал в Таммерфорской конференции военных и боевых организаций. Проводил избирательную кампанию во 2-ю Думу и на лондонский съезд в уральской организации, откуда и получил мандат на V съезд РСДРП в Лондоне.

В 1908—1909 годы работал в областной организации Центрально-Промышленного района. Был членом Московского Областного бюро вместе со Станиславом Вольским (Андрей Владимирович Соколов) и В. М. Шулятиковым, представлял этот район на Парижской конференции в январе 1909 г. Весной 1909 участвовал в организации партийной школы на Капри, вел там занятия и вошёл в группу «Вперёд». Участвовал в организации школы в Болонье.

В 1911 году вернулся в Россию, легализовался и поступил на работу в Баку. Работал в Совете Съезда Нефтепромышленников, конторе братьев Нобель. Был секретарем редакции журнала «Нефтяное Дело».

После Февральской революции 1917 года — заместитель председателя Бакинского совета, редактор «Известий Бакинского совета»; примыкал к меньшевикам. После занятия Баку турецко-азербайджанскими войсками был арестован, сидел в тюрьме. Перед сдачей Баку англичанам и белым с последним эшелоном турецких войск был вывезен в Грузию. В 1918—1920 года жил и работал в меньшевистской Грузии (Грузинской демократической республике).

После установления советской власти в Закавказье выехал в Москву. Был восстановлен в рядах большевистской партии. Работал в Главтопе, затем директором правления нефтяной промышленности.

В 1923—1929 годах — ректор Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. В 1929 заведующий Главнауки, в 1930 заведующий архивом Октябрьской революции. Член научных советов Института Ленина и Истпарта. Делегат XII-XVI-го съездов РКП(б)/ВКП(б). В 1927—1930 годах — член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б). Кандидат в члены ВЦИК и ЦИК СССР.

С 1932 года персональный пенсионер.

Лядову принадлежат первые в России работы по истории КПСС.

Скончался в Москве в 1947 году, урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория, секция 67).

  • Брат — Алексей Николаевич Мандельштам (1881—?), врач. Его сын (племянник М. Н. Лядова) — Лев Алексеевич Мандельштам, профессор Саратовской сельскохозяйственной академии.
  • Брат — Николай Николаевич Мандельштам (1879—1929), революционер и партийный деятель, заведующий орготделом Бауманского райкома РКП(б) Москвы (1922), заведующим отделом агитации и пропаганды Московского комитета ВКП(б) (1926—1928), один из организаторов Главэлектро.
  • Брат — Андрей Николаевич Мандельштам, юрист, дипломат, специалист в области международного права.
  • Сестра — Евгения Николаевна Мандельштам, врач, в годы Гражданской войны служила в белых войсках Северного фронта (до 25 августа 1919 года при штабе Главнокомандующего войсками Северной области), затем через Норвегию эмигрировала во Францию.
  • Двоюродный брат — рижский врач-офтальмолог и учёный-медик Леопольд Эмильевич Мандельштам (нем. Leopold Mandelstamm, 1839—1913).
  • По поводу партийного кризиса : (Частное заявление). Paris : группа «Вперед», 1911.
  • М. Н. Лядов. История Российской социал-демократической рабочей партии : Ч. 1-2. Санкт-Петербург : кн-во Е. Д. Мягкова «Колокол», 1906.
  • М. Н. Лядов. 25 лет Российской Коммунистической партии (большевиков). Исторический обзор развития и борьбы. — Бахмут, 1924. — 86 с.
  • М. Н. Лядов. Как начала складываться РКП (большевиков) История с.-д.раб. партии. — М.: Издание коммун. ун-та. им. Я. Свердлова, 1924, 1925, 1926. — 434 с. — 15 000 экз.
  • М. Н. Лядов. Из жизни партии накануне и в годы первой революции. М., 1926
  • М. Н. Лядов. Из жизни партии в 1903—1907 годах (Воспоминания). — М.: Госполитиздат,, 1956. — 224 с.
  • Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат. Изд. Советская энциклопедия, 1989.

Лядова, Людмила Алексеевна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лядова.

Людмила Алексеевна Ля́дова (род. 29 марта 1925, Свердловск) — советский и российский композитор, пианистка, певица. Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 июля 1976). Народная артистка РСФСР (29 декабря 1984), лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Лауреат Всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов[1].

Родилась в Свердловске, в семье профессиональных музыкантов. Отец, Алексей Иванович Лядов, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки играл на саксофоне и мандолине), в 1960—1970-е годы работал регентом церковного хора Свято-Николаевского храма в городе Макеевка (пос. Григорьевка) Донецкой области. Мать, Юлия Петровна Лядова (урождённая Самойлова; 1902—1980), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии.

Начала заниматься музыкой в раннем детстве. Родители серьёзно готовили её к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, потом определили в музыкальную школу к известному в городе педагогу Ванде Антоновне Бернгард-Тшаской (ученице и — позже — ассистентке Б. Ставенхагена). В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б. С. Маранц.

С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, праздниках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для неё выступление с оркестром под управлением Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б. С. Маранц. Параллельно она училась на композиторском отделении у профессора В. Н. Трамбицкого.

В 1948 году закончила Свердловскую консерваторию.

Ещё во время Великой Отечественной войны Лядова встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой. С этого времени они стали успешно выступать вместе и в 1946 году получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Их дуэт имел большую популярность, они предприняли длительное творческое турне по стране, однако в 1951 году он распался по инициативе Лядовой. Точной причины распада никто не афишировал, но Людмила Алексеевна не раз намекала, что видела много злости и зависти от партнерши по отношению к себе. Возможно, именно это и послужило толчком для новых работ и новых возможностей.

Огромную популярность приобрели «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Ай-люли», написанная для Т. Миансаровой и принёсшая ей звание лауреата и Золотую медаль на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки (1962), и другие. «Чудо-песенку» на стихи Л. Давидович и В. Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Г. Великанова, Н. Дорда, К. Лазаренко, Т. Миансарова и английская певица Джерри Скотт.

Первым исполнителем «Старого марша» стал И. Кобзон, потом песня вошла в репертуар Ю. Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Э. Хиля. «Старый марш» и «Барабан» исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.

В марте 1985 года состоялся юбилейный вечер Людмилы Лядовой в Москве в Колонном зале Дома Союзов.

В последнее время Л. Лядова продолжает творческий поиск в песенной лирике, пишет и исполняет романсы, создаёт произведения для духовного хора, военные-марши. Много выступает и проводит встречи с представителями общественности. Немало таланта и сил отдаётся профессором Л. А. Лядовой педагогической деятельности.

В 2000 году вышел сборник детских песен Людмилы Лядовой «Почемучка». Композитор постоянно обращалась к этой тематике. Её детский мир — это жизнерадостный и удивительно чистый музыкальный остров, населенный ребятами, зверями, птицами, бабочками, игрушками.

В 2005 году в Большом зале Московской консерватории состоялся юбилейный концерт Людмилы Лядовой.

В 2007 году один из выпусков авторской программы Олега Нестерова «По волне моей памяти» (Канал «Время» — Первый канал. Всемирная сеть) был посвящён Людмиле Лядовой.

21 мая 2015 года в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына состоялся юбилейный концерт артистки.

Многие знают её, как неоднократную участницу фестиваля «Январские музыкальные вечера».

19 апреля 2017 года была гостем программы «Мой герой» с Татьяной Устиновой на телеканале ТВ Центр.

Член Союза композиторов и Фонда мира.

Зимой 2017 года перенесла инсульт. Также был перелом шейки бедра.

Интересные факты[править | править код]

С 1990 года Людмилу Лядову на телевидении, радио, сольных и сборных концертах всех уровней дикторы, ведущие, а также её коллеги и исполнители представляют как Народную артистку СССР.

Личная жизнь[править | править код]

Первый муж — Василий Коржов, аккомпаниатор цыганского ансамбля.
Второй муж — Юрий Кузнецов, танцовщик балета.
Третий муж — Кирилл Головин, инженер.
Четвёртый муж — Игорь Сластенко, певец.
Пятый муж — Александр Кудряшов (1942 г. р.), саксофонист, взял фамилию жены и стал Лядовым.

Детей нет.

Людмила Алексеевна очень любит природу, тишину, может часами бродить по лесу или ловить рыбу. С удовольствием работает на земле на своей даче в Рузе. Много читает, отдавая предпочтение русской литературе, как классической так и современной.

Живет и работает в Москве.

Песенное творчество[править | править код]

Песни Людмилы Лядовой исполняли: Мария Биешу, Юрий Богатиков, Зара Долуханова, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Елена Образцова, Эдита Пьеха, Бэла Руденко,Гасим Халилов, Нинель Ткаченко, Валентина Толкунова, Леонид Утёсов («Она о нём печалится»), Эдуард Хиль, Михаил Чуев, Клавдия Шульженко («Когда-нибудь», «Сердечная песня», «Женщина»).

Инструментальная музыка[править | править код]

  • Концерт для фортепиано с оркестром a moll (в разные годы неоднократно исполнялся автором, а также другими пианистами как в России так и за рубежом. Ульяновский композитор и пианист Антон Никонов помимо исполнения написал так же методическую разработку «Преодоление пианистических трудностей в фортепианном концерте Людмилы Лядовой».
  • «Кокосы», «Скоморошьи пляски» и др. для эстрадно-симфонического оркестра
  • «Цыганская рапсодия» и «Концертная полька» для фортепиано с оркестром

Камерная музыка[править | править код]

  • Соната для фортепиано
  • Пьесы для скрипки и фортепиано
  • Кузнецова Т. В. Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная. — М.: Изд. «Гном и Д», 2000 — 248с., илл. ISBN 5-296-00016-1

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2036332173127254&id=100002514724832

Лядов Анатолий Константинович

Жизнь и творчество Анатолия Константиновича Лядова

 

Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал его отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста. 


Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора. 


Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было. Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта — все это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нем некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора. 

 


В 1867—1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года — в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика «Талантлив несказанно». И несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру». 


В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчеркивал в своих высказываниях, что «слава, приобретенная романсами, — дешевые лавры». 


Еще будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным, Стасовым и приобщение к высоким идеалам кучкистов. И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции. Именно от нее унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые пронес через всю жизнь. 


В середине 1880-х годов Лядов вошел в состав нового объединения петербургских музыкантов — «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений. Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы. 

 

Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина(1902).


Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому. Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы «30 лет на одной квартире — зимой; 30 лет на одной даче — летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», — отмечал А. Н. Римский-Корсаков. 


Типичный петербургский интеллигент конца века, Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности. В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов, в силу своей природной инерции и вялости, боялся «сдвинуться с места». Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году. 


В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачеву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей. 


С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке все время ощущается неудовлетворенность жизнью, собой, своим творчеством. Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся. 

 


Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность. Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. В 1878 году он был приглашен в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он еще и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов.

 

Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим… » Вдобавок, с 1879 года он активно занимался дирижерской деятельностью. 


Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную манеру исполнения. 


Обращение Лядова к фортепианному творчеству явилось вполне естественным. Лядовские фортепианные пьесы — своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображенных во внутреннем мире художника. 


Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением. 

 

История жизни Анатолия Константиновича Лядова


В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами — жемчужинами сердца». 


Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью. 


Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887—1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток, присказок. 

 


В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души. Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор — ласковый и добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни. 


«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен» — писал известный музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырех сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал еще в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен. 


Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни. 


Более всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.

 

 
Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904—1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж. 


Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образам и Метерлинка. 


«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». 

 


Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени. 


Композитор умер 28 августа 1914 года. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *