Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Майя кто завоевал: Календарь майя — Википедия – Жизнь майя | Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты | Майкл Ко

Майя кто завоевал: Календарь майя — Википедия – Жизнь майя | Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты | Майкл Ко

Цивилизация майя. История империи

.Древние Майя

Древние Майя

История цивилизации Майя

Содержание статьи:

Кто такие Майя?

Майя – индейская народность, которая до того как была завоевана испанцами Центральная Америка жила в культурно-географической области, называемой Мезоамерикой.

Цивилизация майя – города-государства, появившиеся в 1-м тысячелетии н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создана иероглифическая письменность, дворцовая и храмовая архитектура, изобразительное искусство и т. д. После завоевания тольтеками в IX — X вв. центром государства становится город Чичен-Ица, с конца XII века — город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в XVI веке испанскими завоевателями. Сохранились развалины более 100 городов, наиболее крупные — Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

Не утихают споры о происхождении цивилизации майя, их культуре и истории возникновения. Таинственные города-призраки, возведенные только с применением мускульной силы в джунглях Южной Мексики, манят к себе археологов и разных искателей приключений.


Что нам известно. Загадки майя

Поселения майя занимали огромные территории юга нынешней Южной Америки и сопредельных стран Центральной Америки. Пространства, которые населяют современные потомки майя, включают в себя полуостров Юкатан, Гватемалу, Британский Гондурас, западные области Гондураса и Сальвадора, отдельные районы мексиканских штатов Чьяпас и Табаско.

Цивилизация майя была самой развитой и длительно существовавшей в Южной Америке. Полуостров Юкатан являлся ее центром. Этот народ в течении полутора веков вызывает неподдельный интерес историков и исследователей.

Культура этой великой цивилизации породила множество вопросов, многие из которых по сей день остаются без ответа, к примеру джунгли Южной Мексики – не совсем пригодное для жизни место, но майя решили обосноваться именно там. Почему? Загадка.

Цивилизация майя, использовала понятие нуля намного раньше арабов и индусов, создала сложную иероглифическую систему письменности, превосходила современные ей цивилизации по точности астрологических расчетов, обладала сложной системой календарей, воздвигала удивительные храмы, пирамиды и дворцы, достигла своего небывалого расцвета, живя практически в каменном веке.

До Х века н. э. майя не знали таких достижений, как выплавка металла (кроме железа), разведение вьючных и тягловых животных, плужное земледелие, колесо.

С цивилизацией майя связана еще одна из самых загадочных тайн. Этот народ по неизвестным причинам покинул свои обжитые земли и вдруг переселился на далекий неосвоенный север. Города опустели, их поглотили заросли джунглей, великолепные дворцы стали разрушаться от времени и выросших в их разломах деревьев. Загадка тем более неясна, что на момент переселения эта империя находились на пике своего расцвета.

Древние Майя, картаДревние Майя, карта

Красным выделена территория, которую занимала цивилизация майя

Так кто же они, майя?
Как выглядели майя

Рост индейцев майя в среднем составлял примерно 150 см. Голову юкатанского младенца сразу после рождения зажимали между двумя дощечками так, чтобы с течением времени черепные кости вследствие деформации стали плоскими. Плоский череп, длинные волосы, уложенные в прическу, безволосая передняя часть головы, в проколотые через хрящ ноздри вставляли янтарь, браслеты из раковин морских устриц – так выглядел индеец майя. К этому можно добавить раскрашенные тела и лица, при этом цвет краски имел большое значение. Красный носили воины, черный – неженатые юноши, желтый – пленники, синий – жрецы. К своеобразному представлению о красоте добавлялись подпиленные треугольником зубы, подчас украшенные инкрустацией из камней. Удивительно, но майя считали признаком красоты косоглазие. Именно потому младенцу к волосам прикреплялась ниточка со смоляным или восковым шариком для того, чтобы он скашивал на него глаза. Еще одна отличительная черта майя это татуировка. Ее отсутствие считали неприличным.

Возникновение цивилизации майя

Существует мнение, что предки майя появились на мексиканских нагорьях (зоны Чьяпаса и Гватемалы) в первой половине III тыс. до н. э., к которой имеют отношение первые ростки культуры майя. Об этом могут говорить обнаруженные археологами изделия из керамики, каменные наконечники для метательного оружия, грубая утварь в виде обожженных глиняных сосудов и массивные глиняные статуэтки.

С середины II тыс. до н. э. на территории майя появляются крупные поселения, начинает развиваться сельское хозяйство. Майя строят в джунглях хижины из дерева и глины. Высокие крыши их жилищ делались из пальмовых листьев.

Так, с 1500 года до н. э. начинается так называемый доклассический период, который дал стартовый отсчет исторического существования самой развитой цивилизации Древней Америки – майя. И длиться он с 1500 года до н. э. по 250 год н. э. За это время люди приобрели сельскохозяйственный опыт, начали строить поселки сельского типа.

Древние Майя-2

Древние Майя-2
История

Выделяют несколько периодов этой древней цивилизации:
• Ранний доклассический период (2000—900 гг. до н. э.)
• Средний доклассический период (899—400 гг. до н. э.)
• Поздний доклассический период (400 г. до н. э. — 250 г. н. э.)
• Ранний классический период (250—600 гг. н. э.)
• Поздний классический период (600—900 гг. н. э.)
• Упадок цивилизации майя
• Постклассический период (900—1521 гг.)
• Колониальный период (1521—1821 гг.)
• Постколониальный период
• Майя сегодня

Астрология

Астрология майя, использующая в качестве основной опоры зодиакальный круг, была способом предсказать будущее. Также инструментами служили знания о движениях небесных тел, среди которых особенное место отводилось Луне: убывающий или растущий спутник Земли показывал, насколько удачен тот или иной период времени для определенного рода начинаний.

Натальная астрология майя, предсказывавшая характер ребенка, его поведение и наклонности во взрослой жизни, тесно связана с календарем цолькин, каждый день которого мог определять характер. К примеру, появившиеся на свет в день Имиш, по представлениям майя, вели распутную жизнь пренебрегая общественными устоями, тогда как младенцы дня Чуэн становились хорошими мастерами и ремесленниками. Судьба, определенная астрологией была предопределена, однако жрецы имели возможность ее изменить, связав судьбу человека со днем принесения в храм.

Культура майя

Следует заметить, что у культуры древних народов Мезоамерики имеются некоторые сходные черты. Это дает основание предположить обмен между этими народами определенными достижениями их культур, что привело к некой их однородности, что, в свою очередь, показывает на то, что существовала культура-праматерь, от которой и могли пойти корни майянской культуры.

Главными свидетельствами этой культуры-родоначальницы служат иероглифическая письменность, книги, сложенные гармошкой, использование бобов какао вместо денег, ритуальная игра в мяч, культовый герой – Пернатый змей и культовые обряды, одним из которых было самоубийство. Так, культура великой цивилизации майя, начиная с древних времен, подверглась воздействию других культур.

В доклассическом периоде культура майя несет отпечаток ольмекской цивилизации (отсюда монументальные скульптуры, знание математики, календари). Известно, что ольмеки смогли создать календарь, превосходивший по точности европейский.

Древние Майя-3

Древние Майя-3
Письменность

Самые ранние надписи датируются III столетием до н. э. Письмо непрерывно использовали до прибытия в XVI столетии н. э. испанских конкистадоров, а в некоторых наиболее изолированных районах, к примеру, в Тайясале, какое-то время после этого.

Письменность майя представляла из себя систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя применили европейские исследователи XVIII и XIX века, которые, не могли понять знаков, и находили их похожими на египетскую иероглифику.

В ранней колониальной эпохе еще были люди, которые знали письменность майя. Имеются сведения что, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Но в скором времени епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, велел собрать и уничтожить все тексты майя, в результате чего, это привело к утрате значительной части рукописей.

Только 4 кодекса майя пережили конкистадоров. Более полные тексты были обнаружены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после того как прибыли испанцы. Знание письменности было полностью утрачено к концу XVI столетия. Интерес к ней возник только в XIX столетии, после того как были опубликованы сообщения о разрушенных городах майя.

Оружие

Оружие майя не было особенным достижением технической мысли. В течении многих столетий существования цивилизации майя оно притерпело незначительные изменения. По большей части усовершенствовалось военное искусство, чем само оружие.

В боях майя сражались копьями разной длины (с рост человека и более), дротиками и плоскими дубинками-мечами, края которых были усажены плотными рядами вделанных обсидиановых лезвий. К концу периода Нового Царства (XV — XVI вв.) у майя появились металлические боевые топоры (из сплава меди с золотом) и лук со стрелами, позаимствованные у ацтеков. В качестве защиты рядовые войны майя носили пухлые простеганные ватные панцири. Знать использовала доспехи, плетенные из гибких ветвей и защищалась ивовыми (реже — из черепашьего панциря) большими или малыми щитами круглой или квадратной формы. Маленький щит (размерами с кулак) при этом применялся не только для обороны, но и как ударное оружие.

Древние Майя-4Древние Майя-4

Обсерватория Эль-Караколь, Чичен-Ица – Мексика

Расцвет цивилизации майя

По окончании власти ольмеков берет свое начало расцвет южных торговых городов майя. В этот период возникают крупные центры майянской цивилизации – Эль-Мирадор, Тикаль, Накбе, Вашактун. Майя создают систему календарей (солнечный, лунный и ритуальный), при помощи которой фиксировали важные исторические моменты, а также делали астрологические прогнозы.

Особенное внимание обращает на себя юго-восточный город Копан. Он, начиная с V века н. э., на протяжении 400 лет управлялся одной династией, основателем которой был правитель Яш-Кук-Мо, пришедший к власти в 426 году н. э.

626 год – на престол взошел правитель Дым-Ягуар, который был царственным потомком Пакаля. Он правил в течение 67 лет, был долгожителем. Его называли Великим Подстрекателем. Может быть, при помощи территориальных войн этот правитель в значительной степени расширил владения Копана, что поспособствовало его процветанию. К этой эпохе относятся появление множества стел, восхвалявших правителей и их заслуги; развитие иероглифической письменности, создание великолепных храмов со скульптурными изображениями богов.

Майя сегодня

В наше время на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе проживает около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале около 40% населения относятся к Майя, в Белизе — примерно 10%. Сегодня религия Майя представляет из себя смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община Майя имеет в наши дни своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований могут выступать домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особых элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других Майя.

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских Майя, живущая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, которая украшена традиционными сюжетами Майя. Христианство смогло оказать на представителей этой группы поверхностное влияние. Но туризм и, в первую очередь, технический и экономический прогресс постепенно начинают стирать самобытность группы. Все больше и больше Майя носят современные одежды, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые из майя живут между тем от доходов за счет туризма, так как все большее количество людей хотят познакомиться с миром и культурой древних Майя.

Древние Майя-5Древние Майя-5

Храм Креста, Храм Солнца на территории древнего города Паленке

Цивилизация майя – интересные факты

• Не существует никаких доказательств, что у майя могли быть летательные аппараты или автомобили, однако сложная система дорог с твердым покрытием у них точно была. Они владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Может быть, самым удивительным доказательством этого может служить здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь находящееся на полуострове Юкатан.

• Археологические раскопки могут свидетельствовать о том, что майя в действительности практиковали человеческие жертвоприношения, и для жертв это считалось милостью.

Они верили в то, что до рая надо еще добраться: вначале необходимо пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путь этот до такой степени трудный, что получается добраться не всем душам. Однако был и «прямая дорога в рай»: его могли получить умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.

• Согласно одному их толкований кодексов, майя пришли из того места, которое сейчас скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды. Атлантида — это, конечно, сильно сказано. Но ученым, сравнительно не так давно, удалось обнаружить то, что может быть останками древних городов майя на океанском дне. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.

• Майя пользовались тремя календарями. Гражданский календарь, или Хааб, состоял из 18-ти месяцев по 20 дней в каждом — в общей сложности в нем было 360 дней. Для церемониальных целей использовали Цолькин, в который входило 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, который содержал сведения о движении планет и созвездий.

В календаре не было ни начала, ни конца — время для майя шло по кругу, все повторялось вновь и вновь. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало — лишь ритм планетарных циклов.

• Майя изобрели спорт. Одно точно — майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы начали одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, как видно, была жестким сочетанием футбола, баскетбола и регби.

• Обнаружено около 1 000 городов майя (на начало 1980-х годов), однако еще не все из них раскопаны или исследованы археологами. Также было найдено около 3 000 поселков.

• Майя любили сауны. Немаловажным очистительным элементом для древних майя была потогонная ванна: на горячие камни лилась вода для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от недавно родившей женщины, до короля.

Исчезновение цивилизации майя

Названа причина по которой могли исчезнуть майя. Историки из Венского технического университета выяснили причину упадка империи майя. Как выяснилось, технологии орошения, спасавшие урожай от засухи, могли сделать общество более уязвимым для природных катаклизмов. 2014 год – геологи из Америки предположили, что причиной вымирания майя могла стать экстремальная засуха, продлившаяся около 100 лет.

Существуют и другие версии, называющие возможные причины исчезновения цивилизации: крах местной системы земледелия, страшные эпидемии болезней (к примеру, желтой лихорадки), приход завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное взятие людей в плен тюльтекскими правителями Юкатана, и даже землетрясения и спад солнечной активности.

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

Где жили майя — Other

Один из моих любимых художественных фильмов — «Апокалипсис» Мэла Гибсона. Если вдруг не смотрели – настоятельно рекомендую. Пересматриваю где-то раз в два года. Гениальное с моей точки зрения кино об упадке древней цивилизации майя, существовавшей аж с 2000 годов до нашей эры.

Учитывая ту загадочную причину, по которой эта цивилизация распалась, могу сказать, что этот исторический сюжет один из самых интересных.

Где обитали майя

Майя жили в Центральной Америке. А если точнее, то располагались они на территории таких современных государств:

  • Мексика (но не вся, а южные штаты).
  • Гондурас.
  • Гватемала.
  • Белиз.
  • Сальвадор.

Известно о более чем тысяче городов майя и более трех тысяч поселков. Сегодня подробно исследованы только самые крупные из городов, и то, что там найдено на данный момент, просто поражает воображение.

К примеру, в 2006 году была обнаружена каменная плита, на которой написаны десять иероглифов майя с каллиграфической четкостью, а датируется плита эта примерно 300-350 годами до нашей эры.

Загадочная цивилизация

Даже сейчас, когда у науки столько технологий и возможностей, большинство городов майя не исследованы. Так как находятся в малодоступных местах, а иногда вообще в пока что недоступных, попасть в которые можно только прорубая десятки километров непроходимых тропических джунглей. Самая большая загадка, связанная с майя – причины, по которым цивилизация, обладающая письменностью, математикой, архитектурой, умением строить коммуникации (майя умели строить гидравлические системы) пришла в упадок.

На этот счет есть несколько версий, и одна из них связана как раз с местом обитания. Будто бы в районе 800-900 годов нашей эры в Центральной Америке были сильные засухи. А наличие необходимого количества пресной воды в те времена было критически важным условием выживания.

Более таинственная версия – цивилизация была кем-то завоевана. Непонятно только кем, потому что весомых доказательств в пользу этой версии пока нет. Возможно, имели место внутренние конфликты, войны между племенами, которые и привели к фактически окончательному упадку цивилизации майя.

принцесса Сак-Никте, легенда Майя — Альтернативный взгляд Salik.biz

Все те, кто жил на земле Майя, слышали нежное имя прекрасной принцессы. Все знали, что Сак-Никте на языке майя — Белый Цветок.

Была она словно высокая луна, умиротворенная в ночи спокойные. И была она грациозна, как лесная голубка, с пением сладким, и чистая и свежая, как будто капля росы. Была прекрасна, как цветок, полный ароматов радостного поля, чарующа, словно луч солнца, содержащий в себе все озарения, и ласкова, как бриз, что несет в своих объятиях все песни.

— Salik.biz

Такова была принцесса Сак-Никте, которая родилась в гордом городе Майяпан, когда мир объединял, как сестер, три великих города земли Майяб, когда в могущественном, мужественном Майяпане, и в великолепном Ушмале, и в Чичен-Ице, алтаре мудрости, не было войск, ибо их правители договорились жить как братья.

Все те, кто жил на земле Майяб, слышали также имя принца Канека, что означает на языке майя Черная Змея. Все знали его мужество и стойкое сердце. Когда исполнилось ему три раза по семь лет, был назван он владыкой города Чичен-Ица. И в тот же день увидел правитель Канек принцессу Сак-Никте, и в ту же ночь не уснул храбрый и суровый владыка, и с той поры опечалился — и надолго.


Исполнилось принцессе Сак-Никте три раза по пять лет, когда увидела она Канека, который вступал на престол Ицы, и затрепетало от радости ее сердце при виде его, и ночью спала она со светлой улыбкой на устах. А проснувшись, Сак-Никте знала, что ее жизнь и жизнь Канека потекут словно две реки, слившиеся воедино, чтобы соприкоснуться с морем.

…В тот день, когда принц Канек стал повелителем ицев, вступил он в святой храм города Ицмаль, для того чтобы предстать перед своим богом. Его ноги, ноги охотника, дрожали, когда он отсчитал двадцать шесть ступеней храма, и его руки, руки воина, бессильно поникли: принц Канек увидел принцессу Белый Цветок.

Рекламное видео:

Большая площадь перед храмом была заполнена народом, который прибыл со всего Майяба, чтобы посмотреть на принца. И все, кто стоял поблизости, видели, что произошло. Видели улыбку принцессы, а затем и принца, закрывшего глаза и сжавшего грудь холодными руками.

И были там правители и принцы из прочих городов. Все смотрели, но не понимали, что с этого мгновения жизнь нового царя и жизнь принцессы потекут как две реки вместе, чтобы исполнить волю высших богов.

И этого они не поняли. Потому что знали, что принцесса Сак-Никте была предназначена своим отцом, могущественным правителем Майяпана, юноше Улилю, наследному принцу царства Ушмаль. Но принцесса Белый Цветок избрала тогда жизнь принца Черная Змея…

Миновал день, когда принц Канек стал царем Чичен-Ицы, и пошли на убыль тридцать семь дней, которые оставались до свадьбы принца Улиля и принцессы Сак-Никте. Прибыли послы Майяпана к молодому правителю Чичен-Ицы и сказали ему: «Наш повелитель приглашает своего друга и союзника на свадьбу дочери». И ответил правитель Канек, вспыхнув: «Передайте своему господину, что я буду».

…Когда царь Чичен-Ицы остался один, глядя на звезды в воде, чтобы просить их совета, явился в полночь иной посол. Пришел мрачный карлик и прошептал ему на ухо:

— Белый Цветок ждет тебя среди зеленых зарослей. Можешь ли ты дозволить другому сорвать его?

…В великолепном Ушмале готовилась свадьба принцессы Белый Цветок и принца Улиля. Из Майяпана приехала невеста со своим отцом и свитой именитых сановников, которые сопровождали песнями их путь.

Далеко за пределы города, далеко от ворот Ушмаля вышел со своей знатью и воинами принц Улиль встретить принцессу — и встретил ее плачущей.

…На свадьбе Сак-Никте с принцем Улилем ждали три дня царя из Чичена, а он не приходил. Но царь Канек появился в тот самый час, когда должен был появиться. Он вдруг ворвался в центр Ушмаля с семьюдесятью лучшими воинами своими и поднялся на алтарь, где курился фимиам и пели жрецы. Вторгся воителем с гербом ицев на груди.

— Сын ицев! — прокатился вопль толпы, как в военном лагере. Никто не встал против них. Все произошло мгновенно: царь Канек влетел, как горящий вихрь, и похитил принцессу на виду у всех…

Так закончились свадебные празднества; и вслед за тем загудели трубы из раковин, зазвенели цимбалы, пронесся по улицам, созывая воинов, гневный клич принца Улиля.


…О! Месть готова упасть на город Чичен-Ицу, который изнемог и устал от сладкого сна и безудержных игрищ… Что станется с тобой, город Чичен, слабый и дремлющий в счастье своего царя?

Так и оставили жители Чичен-Ицы свои дома и храмы, и покинули этот прекрасный город, склоненный над голубой водой. Все ушли плача, ночью, с рождением звезд. Все уходили вереницей, чтобы спасти статуи богов и жизнь принцессы и царя, света и славы Майяба.

Впереди детей ицев шел Канек, ведя их открытыми ему среди гор тропами. Он был закутан в белый плащ, но шлема с перьями не было на его голове. Рука об руку с ним шла принцесса Сак-Никте. Призывным жестом указывала она дорогу, и все следовали за ними.

Однажды остановились они в местности спокойной и зеленой, рядом с неподвижным озером, вдалеке от всех городов. И основали они там новое царство, и построили свои мирные и простые дома. Так спаслись дети Чичен-Ицы любовью принцессы Сак-Никте, которая вошла в сердце последнего принца Чичена, чтобы защитить его от кары соседей и сделать его жизнь чистой и правой.

Пустынным и тихим остался город Чичен-Ица среди лесов без птиц, потому что все они улетели за принцессой Сак-Никте.

Вступили в город многочисленные яростные войска Ушмаля и Майяпана, но не услышали ни одного голоса во дворцах и опустелых храмах. Ярость и месть положили тогда огонь пожара на прекрасный город, и с тех незапамятных времен остался Чичен-Ица одиноким и мертвым, покинутым, рядом с голубой водой священного колодца смерти. Остался одинокий и мертвый город, источающий тонкий аромат руин, которые походят на улыбку или бледный свет луны. Весной распускается белый цветок в Майябе, и украшает деревья, и наполняет воздух душистыми вздохами. И сын земли майя ждет и приветствует его с нежностью в своем сердце, пробуждая при виде его имя принцессы Сак-Никте.

Антонио Медисбольо

Перевела с испанского Валентина Елизарова

Майя за триста лет до Колумба

Перевернута последняя страница, прочитана последняя фраза. А тебя еще долго держит в плену очарование прекрасной легенды о майяской царевне Сак-Никте и ее современниках. Какие ильные и цельные характеры! Какой ураган высоких чувств и страстей! Право же, главные действующие лица этой легенды майя ни в чем не уступают хорошо знакомым нам с детства античным героям из бессмертных поэм Гомера. Что же представляет собой эта легенда? На какой почве она родилась? Кто создал? Когда? Соответствует ли она реальным событиям из истории майя? Начну с того, что легенда о принцессе Сак-Никте вовсе не является легендой в ее традиционном понимании. Это отрывок, взятый из книги известного мексиканского писателя, историка и этнографа Антонио Медиса Больо «Земля фазана и оленя». Рассказ о любви Белого Цветка и Черной Змеи — произведение художественное, в основе его поэтически переработанные документы, предания и хроники доколумбовой эпохи. Здесь нужно, видимо, отметить, что и эта книга А. Медиса Больо довольно оригинальное явление в современной латиноамериканской литературе. «Я хотел, — подчеркивал он,— передать словами саму душу майя, изложить те представления, которые сохранились у индейцев еще с незапамятных времен — об их происхождении и прошлом величии, о жизни, богах, природе, войне и любви. И мне хотелось рассказать все это с максимальным приближением к особенностям их языка и философии, задумал и выносил эту книгу в голове языке майя, но написал ее по-испански…


Мои темы извлечены из уцелевших древних книг, преданий, из самой души индейцев, из их танцев, верований и больше, чем откуда бы то ни было —из того, что я сам видел, слышал и чувствовал в своем детстве, проведенном среди с людей и среди этих проблем».

Напомню, что речь идет здесь о традициях и верованиях индейцев-юкатанцев — одной из крупнейших современных этнических групп майя, живущих на полуострове Юкатан, на юго-востоке Мексики; а сам Антонио Медис Больо прекрасным знатоком майяского языка и наполовину майя по крови, его книгу «Земля фазана и оленя» (так майя называли в древности свою страну) можно назвать «опоэтизированной историей». Этот своеобразный жанр литературы всегда пользовался в Латинской Америке широкой популярностью. Подтверждение тому — «Легенды Гватемалы», произведение, принадлежащее перу всемирно известного писателя Мигеля Анхеля Астуриаса.

Какова же связь событий, описанных в рассказе о принцессе Сак-Никте, с действительной историей древних майя?

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что почти все главные действующие лица из рассказа Антонио Медиса Больо — реальные исторические персонажи, неоднократно упоминавшиеся в летописях и хрониках юкатанских майя за несколько веков до испанского вторжения.

Хунак Кеель действительно был правителем Майяпана в конце XII — начале XIII века. Улиль, у которого украли невесту, стоял во главе города Ицмаля (Исамаля), а не Ушмаля, как говорится в рассказе. Наконец, Канек тоже лицо историческое, но правителей с таким именем в Чичен-Ице никогда не существовало: родовое имя или титул «Канек» — «Черная Змея» было обязательной принадлежностью представителей царской династии в городе Тайясале, на севере Гватемалы, в XVI—XVII веках. Принцесса же Сак-Никте — персонаж вымышленный, хотя в одной из летописей майя упоминается царевна Иш Цивнен, невеста правителя Ицмаля — Улиля, которую похитили во время брачного пира воины Чичен-Ицы.

Для воссоздания исторического фона, на котором происходили все описываемые события, следует обратиться к сохранившимся документам и источникам. Итак, место действия — полуостров Юкатан. Время действия — за триста лет до плавания Колумба.

Конец XII века. На полуострове Юкатан сложилась весьма напряженная политическая ситуация. Правители Чичен-Ицы — самого могущественного города в этом районе — собирали от соседей все большую дань. Десятки людей требовались для регулярного исполнения кровавого обряда человеческих жертвоприношений в «Священном Колодце» Чичен-Ицы. «У них был обычай прежде и еще недавно,— писал в XVI веке испанский священник Диего де Ланда,— бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи… Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы, которые они считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую его часть должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы…»

Засуха для этих мест — явление частое. На полуострове Юкатан, плоской, выжженной солнцем, известковой равнине, нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Лишь редкие естественные колодцы (это глубокие карстовые воронки) постоянно хранят здесь драгоценную живительную влагу. Майя называют эти колодцы сенотами. Там, где были сеноты, еще в глубокой древности возникли и развивались важные центры майяской цивилизации. Место, на котором в VI веке нашей эры возник город Чичен-Ица, особенно благоприятно в этом отношении. Здесь желтая равнина прерывается сразу двумя огромными естественными колодцами, отстоящими на 800 метров друг от друга. Само название «Чичен-Ица» навсегда увековечило этот феномен природы: «Чи» на языке майя означает «устье», «чен» — «колодец», а «ица» — имя племени, майя, которое, по преданию, первым появилось здесь. «Устье колодцев Ицев» — таков перевод названия города.

Один из этих колодцев был главным источником питьевой воды. Другой и есть знаменитый «Колодец Жертв». Он почти в неизменном виде сохранился до наших дней. Мне довелось недавно побывать там. Каких-нибудь пять минут ходьбы от главной пирамиды города «Эль Кастильо» — и вы у цели. Даже сейчас, через восемь веков после описываемых событий, испытываешь невольный трепет, стоя на краю гигантского омута с его желтовато-белыми отвесными стенами, покрытыми зеленью ползучих растений. Око круглой воронки диаметром свыше 60 метров завораживает, притягивает к себе. Изрезанные пласты известняка круто опускаются вниз к темно-зеленой воде, скрывающей в своих глубинах тайны ушедших столетий. От края колодца до поверхности воды свыше двадцати метров. А глубина его, как мне сказали, более половины того.

Стоит ли удивляться, что мрачная красота сенота и его относительная недоступность (высокие, почти отвесные стены) вызывали у древних майя почти суеверный ужас, и, видимо, поэтому они с давних пор избрали это место для жертвоприношений в честь своих богов.

Но сей мрачный обряд был весьма удобным способом и для сведения личных счетов с соперниками. Именно так поступил правитель Майяпана Ах Меш Кук, отправив своего военачальника Хунак Кееля в Чичен-Ицу в качестве посланца к богам, обитавшим, по преданию, в глубинах «Священного Колодца». Правитель хорошо знал, что эти «посланцы» назад никогда не возвращаются. И вот на каменной платформе у края «Колодца Жертв» разыгралась поразительная по драматизму сцена.

Один за другим исчезали в зеленой пучине дьявольского омута сбрасываемые вниз люди. Приближалась очередь Хунак Кееля. И в этот напряженный момент принимает он решение. Выскочив вперед, храбрец взбежал на платформу храма и на глазах изумленной толпы сам бросился, вниз, с двадцатиметровой высоты. А несколько мгновений спустя зеленая вода колодца вспенилась, и на поверхности появился Хунак Кеель. Он громко закричал, что лично разговаривал с богами и по воле богов он — Хунак Кеель — должен стать правителем Майяпана. Отвага молодого военачальника покорила толпу. Ему бросили сверху веревку и вытащили из колодца. Ах Меш Кук вынужден покориться самозванцу и уступить царский трон: приходилось считаться и с незыблемыми религиозными канонами, и с решительным настроением народа в пользу «избранника богов».

Став полноправным хозяином Майяпана, Хунак Кеель решил сполна рассчитаться с заносчивыми правителями Чичен-Ицы. Повода для войны долго ждать не пришлось. В Чичен-Ице в то время был царем («халач виник» — на языке майя) Чак Шиб Чак. Его младший брат Хун Йууан Чак, правитель небольшого города Ульмиль, похитил во время брачного пира невесту у владыки Ицмаля — Улиля. Имя невесты — Иш Цивнен. Это происшествие и послужило сигналом к войне союза трех городов — Ицмаль, Майяпан и Ушмаль — против могущественной Чичен-Ицы. Объединенные войска после ряда успешных сражений захватили Чичен-Ицу и подвергли ее страшному опустошению. Остатки майяйцев во главе с правителем Чак Шиб Чаком бежали на юг в непроходимые леса в районе озера Петен-Ица, где создали новое государство, просуществовавшее вплоть до конца XVI века. Именно его правители носили родовое имя «Канек» — «Черная Змея».

С тех пор пальма первенства в непрекращавшемся соперничестве за господство над Юкатаном более чем на два столетия переходит к правителям Майяпана. А Чичен-Ица больше никогда не возродилась. Правда, паломничество верующих майя к святыням заброшенного города и особенно к «Колодцу Жертв» продолжалось вплоть до прихода испанских завоевателей в XVI веке.

«Остался одинокий и мертвый, город, источающий тонкий аромат руин. Здесь не звучит человеческая речь. И только временами вещает таинственный голос, которого никто не слышит. Но в один прекрасный день ты его услышишь!»

Этими словами из книги Антонио Медиса Больо я и хочу закончить рассказ о прекрасной принцессе Сак-Никте.

Валерий Гуляев, доктор исторических наук

Литература майя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Литерату́ра ма́йя — письменные источники майя, включающие в себя собственно написанные на майяских языках тексты и тексты на испанском языке (также транслитерация надписей), переведённые с оригиналов первопроходцами из Европы. До нашего времени дошли немногие письменные источники древних юкатанских майя. Мифологические эпические произведения, лирика, военные гимны и песни существовали, но почти не сохранились. Поздний период истории майя отмечен обилием религиозной и эпической литературы, сюжеты которой также часто переплетаются с мифологией.

Особое место среди всех памятников литературы занимают пророческие тексты, наиболее известными из которых являются книги «Чилам-Балам» (пророчества Балама). Кроме пророчеств в книгах (всего таких восемнадцать) присутствуют важные исторические хроники X—XI веков, в которых описываются странствия племени ица, сведения о медицине, календарные расчёты и многое другое. Такая «энциклопедия народа майя» была способом передачи всех накопленных знаний древних будущим поколениям. Современная псевдонаука часто использует тексты катунов «Чилам-Балама» как доказательство неизбежности конца света и грядущих катаклизмов.

Среди прочих несомненных источников, содержащих пророчества и заклинания майя, особо выделяется сборник «Ритуал Бакабов». Смешение лирики и религиозной литературы наблюдается в книге «Песни из Цитбальче», в котором, помимо текстов ритуальных песен, есть образцы лирических произведений юкатанских майя.

Драма[править | править код]

Драматические произведения майя представлены немногочисленными пересказами и упоминаниями, дошедшими до наших дней в изменённой версии, но некоторые с достаточно точным сюжетом. Один из наиболее ярких памятников позднего периода — «Рабиналь-ачи» — стал известен благодаря французскому исследователю Шарлю Этьену Брассеру де Бурбуру. В 1850 году со слов жителя селения Рабиналь он записал драматическую историю о противостоянии индейцев рабиналь и киче.

Драма начинается с того, что сын Балам-ачи молодой Кече-ачи похищает нескольких человек из племени рабиналь, но отважный Рабиналь-ачи, сын Хобхота, возвращает их и в отместку устраивает амбициозному противнику, решившему подчинить себе племя, продовольственный бойкот: он отменил поставки какао к киче. Не желая мириться с таким положением дел, Кече-ачи похищает Хобхота, спровоцировав Рабиналь-ачи на войну, которая длилась двести шестьдесят дней. В результате войны рабинальцы вызволили старца и похитили Кече-ачи. Хобхот решил пойти на хитрость и усыновить пленника, чтобы склонить его на свою сторону, но Кече-ачи предпочитает умереть, чем предать своё племя. Так Кече-ачи приносят в жертву на алтаре. Во время театрального представления актёр, исполняющий роль Кече-ачи, всегда погибал по-настоящему.

Эпос[править | править код]

Первая страница манускрипта Пополь-Вух

Самый известный и единственный дошедший до наших дней (не в оригинале) эпос поздних майя «Пополь-Вух» также стал известен благодаря Шарлю Этьену Брассеру де Бурбуру, который в 1855 году обнаружил и опубликовал на французском языке перевод 1734 года монаха-доминиканца Хименеса. Хименес обнаружил её в Санто-Томас-Чувило (Гватемала), где в 1701—1703 он был настоятелем монастыря. Сам оригинал, на который опирался Хименес, предположительно был написан по материалам сказаний в середине XVI века в Санта-Крус-дель-Киче.

Тексты «Пополь-Вуха» разделены по частям, в каждой из которых описывается или воспевается (?) народ киче. Первые исследователи, работавшие с эпосом, заостряли своё внимание на схожесть мифологии христианской с той, что представлена в «Пополь-Вухе». В частности, прослеживалась параллель первых частей эпоса и книги Бытия, где описывается изначальная Вселенная и сотворение мира. Поздние исследования опровергли теорию о связи христианской традиции с мифологией майя, опираясь на сравнительный анализ индейских мифологий.

Первая часть книги «Пополь-Вух» описывает убийство близнецами Хун-Ахпу и Шбаланке чудовища Вукуб-Какиша и его сыновей. Вукуб-Какиш избежал смерти в первый раз во время схватки около топаля, фруктового дерева чудовища, но хитростью братья смогли завершить начатое. Сына Сипакну близнецы убили, обрушив на него пещеру, а Кабаркана — отравили, лишив его силы. Начало второй части рассказывает о Хун-Хун-Ахпу и Вукхуб-Хун-Ахпу, отце и дяде близнецов. Их страсть к игре в мяч была замечена владыками Шибальбы (царства мёртвых), которые пригласили героев на поединок, но вместо игры они обрели смерть. Близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке, узнали об этом. Когда владыки Шибальбы пригласили и их, Хун-Ахпу и Шбаланке отправились на приглашение, но прошли все козни, устроенные богами тьмы. После испытаний юноши сами прыгнули в огонь и погибли, но позднее возродились и хитростью убили владык. Те, кто выжил, подчинились близнецам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *