Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Мэтт дэймон догма: Догма (1999) — Всё о фильме, отзывы, рецензии

Мэтт дэймон догма: Догма (1999) — Всё о фильме, отзывы, рецензии

Содержание

«Догма»: возмутительный и смешной фильм | Кино, Классика кино

Однажды настоятель собора в штате Нью-Джерси едва не погубил весь мир. Чтобы привлечь будущую паству к движению «Католичество — это круто», кардинал освятил арку своего собора и объявил, что всякому, кто войдёт в неё, после смерти сразу спишутся все грехи, и счастливец попадёт в рай. Беда в том, что о затее кардинала узнали двое падших ангелов, Бартлби (Бен Аффлек) и Локи (Мэтт Дэймон), много лет назад низвергнутые Богом с небес. Они смекнули: если им тоже удастся пройти через ту арку, Бог вынужден будет вернуть обоих в свои чертоги. То есть признаться в ошибке. О том, что может случиться дальше, и помыслить страшно.

Жанр: фантастическая трагикомедия

Режиссёр: Кевин Смит

В ролях: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Линда Фиорентино

Мировая премьера: 21 мая 1999 года

«Сущее во всём его разнообразии и великолепии базируется на одном только принципе — непогрешимости Бога, — объясняет ситуацию ангельский начальник Метатрон (Алан Рикман). — Стоит уличить Его в ошибке, и реальность порвётся в клочья: верх станет низом, белое чёрным, а бытие пустотой». И всему конец. Спасти мир можно лишь одним способом: остановить ангелов. Бог сделал бы это за миг, одним щелчком пальцев, но он, как назло, отлучился куда-то, поэтому последняя надежда — на Вифанию (Линда Фиорентино), прапрапрапрапрапрапрапрапрапраправнучатую племянницу Христа, и её новых знакомых: двух сексуально озабоченных пророков, Джея (Джейсон Мьюз) с Молчаливым Бобом (Кевин Смит), и примкнувших к ним чернокожего апостола Руфуса (Крис Рок) с музой Интуицией (Сальма Хайек).

Хотя Вифания давно уже перестала быть ревностной католичкой, она соглашается возглавить эту пёструю компанию и отправиться в импровизированный крестовый поход в Нью-Джерси. Линда Фиорентино рассказывала, что выстроить образ ей помог «Волшебник страны Оз» Фрэнка Баума (и фильм-экранизация с Джуди Гарленд, конечно). Актриса представляла себя как эдакую повзрослевшую Дороти — единственную здравомыслящую женщину среди неудачников и мифических существ. Вифания, как и Дороти, покинула милый дом по стечению фантастических обстоятельств. Она хочет поскорей вернуться обратно, к своей привычной жизни, в уютный Канзас, пусть и крайне причудливым кружным путём, через Нью-Джерси. Однако окружающий мир стремительно меняется у неё на глазах, и жизнь уже никогда не будет прежней.

Джей и Молчаливый Боб появляются в каждом втором фильме Кевина Смита, связывая их в единую вселенную — View Askewniverse (по названию студии). Причём Боба режиссёр играет сам

Смит умело, по-детективному, строит сюжет и не раскрывает всех карт сразу. Исподволь, по ходу действия в складках реальности обнаруживаются десятки внезапных прорех, и туда вслед за Вифанией заглядывает и зритель. Пополняется список потусторонних тварей (знали ли вы о голгофенянине, он же дерьмодемон? Воображали ли, что мелкие выходцы из ада похожи на тинейджеров, играющих в хоккей?). Из шкафов выпадает полдюжины скелетов — как вам, к примеру, новость, что создатель фильма «Один дома» продал душу дьяволу в обмен на популярность?

Обычные люди проявляют мистическую сущность, а гости с небес демонстрируют человеческие увлечения и слабости: муза работает стриптизёршей, серафим подсел на текилу, а демон Азраил считает наивысшим земным блаженством центральный кондиционер. Выясняется, что апостолов было не двенадцать, а тринадцать, только последнего не упомянули, поскольку, мол, он был чёрный. Выяснится, что Бог может забыть о судьбах Вселенной ради партии в домино. Да и Бог, кстати говоря, женщина (тут её играет известная рок-певица Аланис Мориссетт).

Аланис Морриссет в «Догме» не доведётся петь. Голос Бога невозможно выдержать, так что за него говорит ангел Метатрон (Алан Рикман)

При беглом пересказе многие персонажи этого фильма кажутся готовыми кандидатами в психушку, а сюжет выглядит как минимум эклектично и едва ли не кощунственно. Прелесть «Догмы» публика конца девяностых оценила далеко не сразу — например, на российском сайте «Кинопоиск» на одну восторженную рецензию приходится три возмущённо-обиженных; не говоря уж о попытках клерикалов на родине режиссёра бойкотировать демонстрацию картины. Тем не менее перед нами самое цельное и, пожалуй, самое совершенное на сегодняшний день режиссёрское творение Кевина Смита.

И в предыдущих своих киноработах («Клерки», «В погоне за Эми», «Тусовщики из супермаркета») Смит прятал неизжитую романтику за остроумными гэгами на грани цирковой буффонады. А уж в фантастической «Догме» автор, не ограниченный рамками, отрывается, как сладкоежка, на ночь запертый в кондитерской и предоставленный самому себе. Идея, что на самого обыкновенного человека внезапно может обрушиться бремя ответственности за всю Вселенную, для фантастики не нова, однако в «Догме» она богатейшим образом аранжирована. Режиссёр позволяет себе практически всё: ужасные чудеса в стиле «Экзорциста», драки в манере «Индианы Джонса», интеллектуальные провокации а-ля Марсель Дюшан бок о бок с сортирным юморком в духе Джерри Льюиса и одновременно печальную метафорику запредельного, как в бергмановской «Седьмой печати».

Статуэтка «Buddy Jesus» («Иисус-чувак») в «Догме» пародировала коммерциализацию христианства и попытки церкви выглядеть «молодёжно». По иронии, образ так приглянулся зрителям, что фигурки «Иисуса-чувака» стали модными сувенирами, которые покупают в том числе и христиане

Словно боясь прослыть занудой, Смит приправляет фильм отточенными комическими диалогами. Фразочки «Догмы» недаром разошлись на цитаты. «Ты человек. Последствия прискорбны. Совесть и недолговечность»; «У Бога тоже есть чувство юмора. Взять хотя бы утконоса»; «Их сослали в ад? — Хуже, в Висконсин»; «Повторяю, это не учебная тревога, это конец света. Просим организованно покинуть госпиталь. Спасибо»; «Вот народ! Про что не сняли кино, того и знать не надо?»; «Зачем тебе пистолет? Дави их интеллектом!»; «Всякий придурок, уверявший, что Господь говорил с ним, на самом деле слышал мой голос. Или своё воображение».

Последняя цитата принадлежит Метатрону, «гласу Божьему», и похоже, что именно ему автор передоверяет некоторые свои заветные мысли. «Вера похожа на стакан с водой. В детстве он крошечный и наполнен. Но стакан растёт с возрастом, и та вода едва покрывает дно. Периодически стакан надо наполнять». Как? Универсального рецепта от Кевина Смита мы, понятно, не дождёмся. Однако за внешними приметами нескольких массовых жанров — от фэнтези до эстрадного шоу, от роад-муви до классического боевика — в «Догме» спрятана философская притча, пусть и облачённая в пёстрый шутовской костюм. И, кстати, довольно деликатная в вопросах веры, несмотря на показное бунтарство. К месту будущего подвига Вифания будет продираться сквозь тернии сомнений. Цель её странствия — не столько укрепиться верой, сколько, цитируя саму героиню, «обогатиться идеями». Таким образом, путешествие героини не ограничивается «географическим» перемещением в пространстве, из одного штата в другой. Это также путь познания, путь внутренней трансформации, переосмысления старого опыта и обретения нового.

Подобно кризису среднего возраста, кризис веры хотя бы раз в жизни настигает любого мыслящего человека, будь то христианин, правоверный мусульманин, ортодоксальный иудей, буддист, агностик или атеист. И тогда человек задаёт в пространство вопрос «Зачем мы здесь?» Задаст его в финале и главная героиня, после спасения мира, смертей, воскрешений и встречи с Богом. И уже через мгновение поймёт, что ответ (ну или хотя бы часть его) — в самой возможности постановки такого вопроса.

Смотрите также