Как нас задержали в аэропорту из-за следов взрывчатки – Варламов.ру – ЖЖ
Ничто не предвещало беды. Мы с Максом Верником возвращались после 5 дней празднования дня вина. Ну, вы понимаете… 5 дней отдыхать с молдаванами — это какое здоровье надо иметь! Идем на автопилоте… Аэропорт-регистрация-досмотр… Я прохожу без проблем, а Макса выдергивают для выборочной проверки на взрывчатые вещества. Это когда сотрудник службы безопасности в аэропорту проводит кусочком специальной ткани или бумажкой по одежде и вещам, а потом в специальном приборе проверяет, имели ли вы контакт с чем-то запрещенным и потенциально опасным. Стандартная проверка, я такую много раз проходил. Но в этот раз все было иначе.Сотрудники на досмотре что-то засуетились, и попросили Макса стоять на месте. Потом попросили пройти его через рамку еще раз. Потом тщательно все обыскали. Все складки на одежде, обувь… Ничего не нашли, но отпускать не спешили. Вскоре пришел мужик в костюме, взял паспорт и посадочный и показал заветную бумажку с графиком анализа.
— Прибор показал, что вы имели контакт со взрывчатыми веществами!
На бумажке, выданной прибором, был какой-то график, который зашкаливал, как курс рубля на бирже в самый разгар кризиса.
О, ну все, приплыли! Я сразу же выразил желание стать переводчиком для друга. Мужик в костюме даже не посмотрел мои документы, но согласился включить в процесс. Всем своим видом он показывал, что мы уже никуда не торопимся.
Минут 10 они досматривали вещи. Все перевернули, но ничего не нашли. Потом мужик в костюме, скорее всего, местный чекист, переписал на бумажку все данные с посадочного и паспорта. Странно, почему нельзя было просто сделать копию? А потом мы пошли на допрос!
Допрос проводится в небольшой комнатке, максимум 4 квадратных метра. В комнате было два мужика. Один в костюме, другой офицер, проводивший досмотр и выявивший следы взрывчатки. Мужик в костюме достал методичку и начал задавать вопросы по списку.
— Когда приехали?
— Кто имел доступ к вещам?
— Все ли вещи принадлежат вам?
— Никто ничего не передавал по дороге в аэропорт? — и т.д.
Дальше очень долго он пытался выяснить, откуда эти непонятные следы взрывчатых веществ на одежде Макса.
— Что вы ели на завтрак?
— Не принимаете ли вы каких-то лекарств?
— Трогали ли вы химикаты или химическую посуду?
— Где вы были вчера вечером?
Но ничего необычного не было. Я даже показал фотку завтрака Макса… Да, это картошка, яйца, бараньи ребра, шкварки, все это залито маслом… Не спрашивайте меня, как можно это есть. Сам не знаю.
Мужику в костюме мы уже порядком надоели, и он пытался найти хоть какое-то объяснение наличию таинственных следов на одежде Верника…
— Погодите… а где вы были вчера вечером? – спросил чекист
— Мы? У друзей, отмечали день рождения моей жены… – ответил я
— А что вы ели?
— Жарили стейки…
— СТЕЙКИ?! НА ГРИЛЕ?! — мужик в костюме был счастлив, словно выиграл в лотерее. — А какой гриль?
Макс показывает фото гриля…
— Ну все, теперь все понятно! Это следы от угольного гриля! — радостно рапортует мужик в костюме, отдает паспорта и желает хорошей дороги.
Никогда бы не подумал, что дым от угольного гриля на одежде воспринимается прибором как следы взрывчатых веществ. Может быть, уголь был чем-то пропитан. Как раз хозяин гриля хвастался, что покупает какой-то волшебный американский уголь, на котором можно ракету в космос запускать. Но имейте в виду, что после гриля могут и принять в аэропорту 😉
varlamov.ru
Почему в аэропорту берут мазки с рук и одежды? Отвечает пилот самолета — Жизнь
Не все еще знают о таких методах безопасности в аэропортах Европы. Некоторые из них практикуются и в Таллинне. Например, следующий: в одном из аэропортов Польши во время прохождения досмотра к мужчине подошел сотрудник и попросил вытянуть руки для дополнительной проверки. В итоге сотрудник провел какой-то бумажкой по ладоням и частям одежды, затем вставил в аппарат. А тот показал какой-то зашкаливающий график. За этим всем последовал дополнительный досмотр. Что же тут произошло? Давайте разбираться! Пишет Zen.Yandex.ru.
Дело в том, что сотрудники авиационной безопасности имеют целый список оборудования, которым они пользуются для того, чтобы найти нелегальные субстанции во время их проноса в аэропорт.
С каждым годом изобретаются все более новые и более изощренные способы для проверки людей и их ручной клади на такие вещества.
Дело в том, что при любом контакте со взрывчатым или наркотическим веществом — на человеке остаются частицы этого самого вещества. Даже если вы помоете руки, то на одежде или ваших пальцах все равно останется та или иная часть «пыли». Избавиться очень трудно.
Как раз такие анализаторы и могут выявить препараты в мельчайших концентрациях. Для этого достаточно только лишь провести по подозрительным вещам такой «бумажкой» и засунуть в анализатор. Он уже сам все определит, посчитает и выдаст вердикт: есть там что-то или нет.
Как говорятся, 21-й век и собаки теперь уже не всегда обязательны!
Кстати говоря, у службы безопасности также есть и переносные газоанализаторы. Они используются в том случае, если предмет нельзя провести через рентгеновский аппарат.
Простейшим примером является гипс человека. В рентгене гипс не просветить, а металлодетектор кроме металла ничего не определит. Именно для этого используют данный аппарат. Достаточно просто провести газоанализатором рядом с гипсом или любыми другими вещами и он сразу даст ответ, все ли в порядке.
limon.postimees.ee
Секреты аэропортов. Закулисные тайны от тех, кто там работает
Вы можете быть частым авиапассажиром, выучить наизусть все процедуры до и после полёта и знать схему расположения терминалов как свои пять пальцев. Но миллион вещей в аэропорту скрыто от ваших глаз, либо остаётся на виду, но мало кем замечается. Узнайте некоторые тайны закулисья вместе с Anews.
Как на самом деле проверяют пассажиров
На территории аэропорта вы практически всё время находитесь «под колпаком»: за вами незаметно следят камеры, которых здесь полным-полно, и специалисты по безопасности.
Во-первых, есть сотрудники ФСБ, которые «ведут» подозрительного человека с момента его прибытия. Нередко они заранее получают по своим каналам информацию, когда должен появиться потенциально опасный субъект, и раздают его имя и фото сотрудникам на стойках.
Во-вторых, в залах аэропорта работают профайлеры – эксперты-психологи, которые анализируют поведение, мимику, жесты и прочие признаки, выявляя угрозу. Это делается как на расстоянии, так и в личном общении, причём вы даже не заподозрите, что в этот момент вас с пристрастием проверяют. Например, сотрудник таможни, глядя в ваш паспорт и билет, где указан город прибытия, задаёт вопрос «куда летите?», но это не тупость и не рассеянность, а часть строгого профайлинга.
Но и это ещё не всё. Многие аэропорты оснащены современными системами, выявляющими любые состояния человека, от обычного предполётного волнения до наркотического опьянения и агрессии. Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, преобразующая малейшие колебания тела человека в цветовые индикаторы: много зелёного – пассажир безопасен, больше красного – повод остановить его для проверки. Заметив тревожные показатели, профайлер у монитора передаёт по рации описание подозрительного лица сотрудникам в зале.
В целом, каждый шаг любого человека в аэропорту виден глобальной системе слежения. В скрытом месте на территории аэропорта находится строго секретная комната – единая диспетчерская, где управляют тысячами камер и собирают все данные. При необходимости люди за мониторами узнают о вас всё вплоть до мелочей – что вы съели или выпили, с кем говорили и какую газету купили в полёт.
Если вас в чём-то заподозрят, то проведут по отдельному коридору на спецдосмотр со сканером, который просветит вас буквально насквозь до внутренних органов. Раньше сканеры выдавали ещё и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться: современные аппараты показывают контролёру только посторонние предметы и прячут ненужные рельефы тела.
Кстати, для сотрудников, включая пилотов и бортпроводников, никакого VIP-прохода в аэропорт не существует, они в порядке общей очереди подвергаются на входе тем же процедурам досмотра (металлоискатель, интроскоп), что и пассажиры.
Куда уезжает на ленте ваш чемодан
Пока вы в ожидании вылета смирно сидите в кресле или неспешно гуляете по магазинам, ваш багаж катается на «американских горках» – огромном конвейере, который занимает помещение лишь немногим меньше зала вылета. В крупных аэропортах протяжённость линий этого «аттракциона» составляет 3 километра!
Сортировка багажа в больших аэропортах полностью автоматизирована: сканеры вдоль линий транспортёра считывают штрих-код, задавая направление чемодана к месту погрузки на рейс. Одновременно система способна распределить багаж на полсотни самолётов. Но она может отправить вашу сумку «не туда», если вы не отклеили мини-стикеры от предыдущего полёта, так что лучше не оставляйте их «на память».
Прежде чем попасть в самолёт, ваш багаж проходит пять уровней контроля безопасности, в том числе его сканирует интроскоп, томограф, проверяет кинолог с собакой.
Подозрительная сумка специальным лифтом доставляется в комнату ручного досмотра со специальными металлическими заграждениями. Приглашаются взрывотехник, сотрудники полиции и службы авиационной безопасности и, конечно, сам пассажир. Лишь в исключительных случаях, когда требуется срочно устранить угрозу, досмотр может быть проведён в его отсутствие.
Если же багаж «чистый», то сотрудники аэропорта подключаются к сортировке только на последнем этапе, загружая его с ленты в телеги или контейнеры.
Погрузка на борт происходит одновременно с посадкой пассажиров, примерно за полчаса до вылета.
Где и как делают самолётную еду
Практически во всех аэропортах мира есть фабрики-кухни. В «Шереметьево», например, готовят питание сразу для 50 авиакомпаний. А в «Домодедово» фабрика-кухня занимает целых 5 этажей, она считается одной из самых больших в Европе.
Цех бортового питания работает круглосуточно. Готовить еду для конкретного рейса начинают за 6 часов до вылета, после чего замораживают или охлаждают.
В большинстве помещений холодно: чтобы не нарушать режима хранения, температуру поддерживают на уровне 10-12 градусов, а где-то и ниже. Но даже в таких условиях приготовленная еда хранится не дольше 3-4 часов, так что если происходит задержка рейса, то пища утилизируется и готовится заново.
В горячем цеху могут готовить не только самолётную еду, но и блюда для кафе и ресторанов аэропорта.
За полтора часа до вылета полностью скомплектованная еда закладывается в контейнеры, каждый из которых затем проходит через интроскоп, как и чемоданы.
Контейнеры, в свою очередь, грузятся в автолифт, который опечатывают и ставят на сигнализацию. Она сработает, если в процессе передвижения пломба будет случайно или намеренно сорвана.
В тему: Секрет самолётной еды и сюрприз для дебоширов: 9 признаний от стюардесс
Что происходит в диспетчерской вышке
Диспетчеры контролируют не только воздух, но и всё наземное движение на поле и даже освещение полос. В большом аэропорту в зоне постоянного внимания одного диспетчера находится 5 мониторов и около 100 постоянно меняющихся параметров. Оперативно оценивая наземную и воздушную обстановку, он выбирает, куда важнее обратить взгляд в данный момент.
Это требует предельной концентрации, особенно при максимальной загрузке аэропорта. «Домодедово», например, в сезон летних отпусков принимает и отправляет свыше 720 самолётов в сутки, а пиковый часовой трафик составляет 53 самолёта в час. То есть, практически каждую минуту на посадку или на взлёт идёт один борт.
Чтобы не допустить ошибки в таком бешеном ритме, диспетчеры обязаны делать перерывы: 1 час работы – 10 минут отдыха. При меньшей загрузке действует обычный график: 2 часа работы и 20 минут отдыха.
Нюансы, о которых вы не знали
И напоследок ещё несколько деталей от сотрудников аэропортов.
1. Погранконтроль не проверяет вашу визу
При вылете из России за границу на паспортном контроле проверяют лишь законность вашего пребывания на территории РФ, и их не интересует, имеете ли вы право въезда в другую страну.
Вместо пограничников вашу визу и срок действия документов проверяют на стойке регистрации. Если по прилёту за рубеж вас по каким-то причинам не пустят, то депортировать обязана авиакомпания, которая вас доставила, причём за свой счёт. Расходы в этом случае спишут с сотрудника, который вас оформлял.
2. «Фальшивые» медпункты
Несколько лет назад одна из работниц «Шереметьево» анонимно рассказала The Village, что во многих терминалах есть дверь со знаком медпункта, но там никто не сидит. «Медпункт должен быть в каждом терминале, но они экономят на всём. У нас, например, медпункт расположен в общей зоне. И если кому-то стало плохо в duty free, то медик не может просто прийти на контроль и сказать: „Ребят, там кому-то плохо, можно мы пройдём?“ Их вместе со всеми очень тщательно проверяют, при этом у них же с собой банки-склянки, которые проверить сложнее. Это может занять часа полтора-два». Изменилось ли что-то с тех пор, неизвестно.
3. При серьёзных задержках и отмене рейсов осаждать сотрудников аэропорта бесполезно
Когда рейс постоянно откладывается без объяснений причин, пассажиры звереют и начинают всей толпой бросаться к сотрудникам в форме, требуя ответов. Но на самом деле люди, работающие в залах, знают не больше, чем пассажиры: их компьютеры выдают ту же информацию, что вы видите на табло, а руководство в большинстве случаев не считает нужным раскрывать им подробности.
Также бесполезно вызывать на разговор начальников и представителей авиакомпании: когда обстановка уже накалена, они не выйдут, элементарно опасаясь за своё здоровье. В самых отчаянных случаях они переодеваются в гражданское, чтобы не попасться свирепой толпе, которой не объяснишь, что бесконечные задержки – это не чья-то личная прихоть.
Лучше всего заранее запишите бесплатные номера горячих линий, которые точно есть у всех крупных авиакомпаний (они начинаются на 8-800). Позвонив по ним, возможно, удастся добиться больше толку, чем скандаля с сотрудниками терминала.
Кстати, любому пассажиру, не только в непредвиденной ситуации, полезно воспользоваться настоящими инсайдерскими советами. Смотрите дальше: Почему лучше сесть в самолет последним? 6 полезных трюков от стюардесс.
www.anews.com
Какие виды контроля необходимо пройти пассажирам в аэропорту? | Инфографика | Вопрос-Ответ
Все пассажиры внутренних рейсов подвергаются процедуре паспортного контроля и контроля безопасности. После досмотра пассажиры ожидают вылета в специально отведённой для этого зоне. Пассажирам международных рейсов приходится проходить более тщательную проверку. Они проходят таможенный контроль, контроль безопасности, а также паспортный контроль. Чтобы пройти все виды контроля в аэропорту, пассажирам международных рейсов необходимо прибыть минимум за два с половиной часа до времени вылета самолёта, указанного в билете, а пассажирам внутренних рейсов — за час – полтора до вылета самолёта.
Регистрация на рейс
Прибыв в аэропорт, пассажиры проходят регистрацию на рейс и получают посадочный талон, в котором указаны:
- дата,
- время,
- номер рейса,
- номер выхода на посадку,
- место в самолёте.
Номер стойки, за которой проходит регистрация, указана на электронном табло в зале вылетов.
Регистрацию также можно пройти онлайн из дома или офиса. Такая регистрация начинается за 24 часа. Вы сами выбираете удобное для вас место в салоне самолёта и сами распечатываете посадочный талон. По прибытии в аэропорт пассажиру не нужно обращаться на стойку регистрации, если он летит без багажа.
Пассажирам также доступна мобильная регистрация. Чтобы пройти её, достаточно зайти с мобильного телефона на сайт авиакомпании и указать номер электронного билета (или имя пассажира и номер рейса). Система сама найдёт нужный рейс и предложит выбрать место в салоне самолёта. После этого на мобильный телефон придёт sms-сообщение, содержащее уникальный штрих-код. Чтобы получить посадочный талон, нужно приложить экран сотового телефона со штрих-кодом на дисплее к специальному оборудованию, размещённому в зале регистрации.
Наличие бумажного посадочного талона обязательно для прохождения к выходу на посадку.
Оформление багажа
На стойке регистрации каждый пассажир может оформить свой багаж. Багаж не будет зарегистрирован до конечного пункта назначения, если пассажир летит разными авиакомпаниями с разными билетами. В таком случае нужно повторно пройти регистрацию в промежуточном пункте.
Ручная кладь
Взять с собой вещи в ручной клади можно только определённого размера и веса. В эконом-классе допускается до 10 кг, в бизнесе — 15 кг. Размер багажа не должен превышать 115 см в трёх измерениях (55×40×20). У лоукостов требования к ручной клади другие, ознакомиться с ними можно на сайте перевозчика.
В ручной клади нельзя перевозить колющие предметы, жидкости, превышающие по объёму 100 мл, радиоактивные, взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества. Список запрещённых вещей для перевозки в ручной клади лучше всего уточнять заранее у представителя вашей авиакомпании.
Сверх установленной нормы дополнительно к разрешённому багажу пассажирам разрешается взять в салон самолёта:
- ноутбук,
- букет цветов,
- видеокамеру, фотоаппарат,
- зонтик,
- детскую переносную колыбель,
- трость,
- памперсы и детское питание,
- документы,
- книгу для чтения,
- верхнюю одежду,
- телефон сотовой связи,
- костыли, носилки или кресло-коляску при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью,
- сумку с покупками из магазина «Duty Free».
Эти предметы не предъявляются для взвешивания и не оформляются при регистрации.
Норма веса для бесплатного провоза багажа в грузовом отсеке самолёта ограничена. Обычно она составляет около 20 кг для пассажира эконом-класса и около 30 — для тех, кто путешествует бизнес-классом. Примерно 3 евро придётся заплатить за каждый килограмм сверх установленной нормы. Чтобы с вашими сумками и чемоданами обращались особенно бережно, при регистрации у сотрудницы аэропорта можно попросить наклейку на чемодан «FRAGILE»*.
Такие — хрупкие — вещи можно перевозить в салоне самолёта как ручную кладь. Но при этом необходимо соблюдать установленный лимит по весу и габаритам. Если вы хотите перевезти хрупкий багаж весом до 75 кг, к примеру музыкальные инструменты, то вам необходимо приобрести отдельный авиабилет на одно кресло. Если общий вес превышает 75 кг, такой багаж перевозится на двух и более креслах, и это потребует необходимого количества авиабилетов. Никакие скидки при этом не предоставляются.
Регистрируемый багаж
Обычно в багаже, который вы будете сдавать, можно провозить любые предметы, кроме опасных:
- наркотики,
- взрывчатые вещества и т. п. (по международной классификации).
На оружие следует оформлять специальное разрешение.
Перевес багажа
Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, превышающего норму бесплатного провоза, по установленному тарифу, действующему на день перевозки, за всю перевозку до пункта назначения. Чтобы не переплачивать за багаж, нужно заранее уточнить нормы провоза на сайте авиакомпании. За перевес багажа лучше оплачивать онлайн, стоимость оплаты перевеса в аэропорту гораздо выше, в среднем 20 евро за 1 кг.
Следует учитывать, что превышение норм тоже ограничено, даже при доплате. Сверхнормативный багаж не должен быть более:
- для пассажиров эконом-класса — 32 кг и 203 см,
- для пассажиров бизнес-класса — 50 кг и 203 см.
Предполётный досмотр пассажиров (контроль безопасности)
При прохождении контроля безопасности необходимо предъявить билет, посадочный талон и документ, удостоверяющий личность пассажира.
Во время предполётного досмотра пассажиру предлагается предоставить для проверки с помощью технических средств досмотра (интроскопа):
- верхнюю одежду,
- обувь,
- предметы, содержащие металл (ремни, ключи, сигареты, портсигары и т. д.).
Сам пассажир должен пройти через рамку стационарного металлоискателя.
Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, подвергаются личному (индивидуальному) досмотру без применения технических средств.
Пассажиры, которые по состоянию здоровья (инвалиды, с ограниченными физическими возможностями и т. д.) не могут проходить процедуры предполётного досмотра на общих основаниях, проходят предполётный досмотр в медпункте аэропорта.
Некоторых пассажиров также могут проверить индивидуально. Такой досмотр проводится только:
- по решению сотрудников МВД,
- по решению служб авиационной безопасности аэропорта,
- лицами одного пола с досматриваемым пассажиром,
- в присутствии двух свидетелей,
- с участием сотрудников МВД на транспорте,
- с обязательным составлением протокола.
Таможенный контроль
Если у вас в багаже есть товары, за вывоз или ввоз которых платится дополнительная пошлина в случае превышения размера беспошлинного ввоза, вам придётся их оставить либо уплатить сбор. К таким товарам относятся сигареты, кофе, вино, табачные изделия, спиртные напитки, парфюмерия.
Подробнее о том, сколько и чего можно вывезти из России, смотрите в инфографике >>
В случае подозрения на наличие в вещах пассажира опасных предметов и веществ, может проводиться ручной досмотр вещей пассажира. Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы:
- оружие,
- боеприпасы,
- взрывчатые вещества,
- средства взрывания,
- взрывные устройства,
- наркотические,
- ядовитые,
- отравляющие,
- радиоактивные вещества,
не допускается к полёту. Составленный при этом акт и изъятые вещества или предметы передаются в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении пассажира к уголовной ответственности.
Паспортный контроль
После прохождения таможенного контроля пассажиры проходят паспортный контроль. Если вы совершаете внутренний перелёт, то вам необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, загранпаспорт, военный билет, паспорт моряка (удостоверение личности моряка)). Если перелёт международный, вам необходимо предъявить загранпаспорт.
При выезде из РФ сотрудники отдела пограничного контроля проводят лишь проверку законности пребывания пассажира на территории РФ и не контролируют право гражданина на въезд в другую страну. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обязанность по контролю наличия визы и действительности документов, необходимых для въезда в страну назначения, возложена на авиаперевозчика. Документы могут быть проверены уполномоченным представителем авиакомпании при регистрации или непосредственно в ходе посадки.
Иностранные граждане при въезде в Россию и выезде из России обязаны предъявить действительные (по сроку действия) документы, выданные уполномоченными органами, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией, и визу РФ.
Если с вами отправляется ребёнок до тринадцати лет, необходимо предъявить пограничникам его свидетельство о рождении, а в случае его самостоятельного перелёта или перелёта с одним из родителей — согласие на выезд.
Смотрите также: С 2015 года вводится запрет на ввоз спиртного в Россию из-за границы →
*fragile — на франц. — хрупкий, ломкий, ненадёжный.
aif.ru
Как проверяют пассажиров в аэропортах популярных курортов
Многие российские туристы, приезжающие на курорты Египта, даже не догадывались, что система мер безопасности и в аэропорту Шарм-эль-Шейха, и в аэропорту Хургады, мягко говоря, не идеальна. Что, оказывается, в другой стране пронести с собой на борт булылку воды или маникюрный набор вам никто и никогда не позволит. И это нормально. А вся ваша тысяча нервных «пожалуйста, пожалуйста, ну, пожаааалуйста», грустные глаза, как у побитой собаки, скорее вызовут у таможенников подозрения и закончится весь этот спектакль одного актера стандартной процедурой личного досмотра.
Мы сделали для вас подборку историй о досмотре российских туристов в таких популярных курортах, как: Турция, Кипр, Израиль, Тайланд и Вьетнам. И потом не говорите, что мы вас не предупреждали!
ВЬЕТНАМ: ТЕХНИКУ В БАГАЖ НЕ СДАВАТЬ!
Вьетнам, конечно, удовольствие подороже, чем Египет, но как альтернатива с доплатой вполне. Сейчас там сухой сезон, дождей нет, настоящий рай. А что же с безопасностью в аэропортах? Вспоминаю свою недавнюю поездку в эту страну. Прилетали мы в Хошимин, потом сразу была пересадка на внутренний рейс до острова Фукуока. Все штатно: печать в паспорте, лица с фотографией в документ сличают быстро. На обратном пути из Фукуока в Хошимин, меня вернули к стойке регистрации, едва моя огромная сумка поехала по багажной ленте.
— Open! Open! — сотрудники срочно просили меня открыть чемодан.
Я аж перепугалась — никакой «запрещенки» вроде бы не везу (с острова, например, нельзя вывозить их фирменный рыбный соус, так как у него очень специфический запах, и если прольется — тушите свет!). Но оказалось, что из сумки нужно забрать планшет — в багаж нельзя. Только так и не поняла я почему: то ли об имуществе моем заботились (чтобы не разбился), то ли в целях безопасности мне неведомых.
В остальном все процедуры стандартные. На входе в аэропорт рамки, багаж просвечивают. Обувь даже на небольшом каблуке снимать не заставляют. В ручной клади мы без проблем пронесли корзины, забитые фруктами, — по 10 килограммов, если не больше, некоторые боялись, что с таким большим весом не пропустят.
ТАИЛАНД: СОРТИРОВКА ТУРИСТОВ
Первым потрясением в Таиланде для нас, жителей небольшого городка Нижегородской области, стал именно аэропорт Суварнабхуми в Бангкоке. Мы, неизбалованные туристы из российской глубинки, настолько были впечатлены его красотой и масштабам, что готовы были первую неделю отпуска провести здесь. Очень много пассажиров, но бросилось в глаза и огромное количество охраны, кинологи с собаками, которые наматывают туда-сюда километры.
— Рашн! — почти взвизгнул невысокий, но очень шустрый таец. Он встречает все рейсы и наш не стал исключением. Мы подумали — какая честь, а оказалось, что он всего-нвсего занимается «сортировкой» туристов. Русские — направо, азиаты — налево. Этот странный принцип мы не поняли, но, перед таможней, действительно стояли в разных очередях с китайцами и корейцами.
Куда внимательнее досматривают в Таиланде туристов, выезжающих из страны. По правилам, которые неоднократно тебе напоминают гиды, нельзя вывозить редкие фрукты, кораллы и статуэтки Будды выше 13 см. И это не пустые слова — при нас у одного из пассажиров изъяли дуриан — очень вкусный, но ужасно вонючий фрукт. Все облегченно вздохнули — а то ведь не дай бог этот плод упал бы на борту и по самолету пошел бы этот мерзкий запах.
ИЗРАИЛЬ: ЗА БАНКУ ТУНЦА РАЗДЕЛИ ДОГОЛА
На святой земле мне посчастливилось побывать лишь однажды. Но это была незабываемая поезда в первую очередь благодаря службе безопасности местного аэропорта в Эйлате.
О доскональной проверке пассажиров в израильских аэропортах знают даже те, кто там никогда не был. Но одно дело теория, другое — испытать на себе все эти нескромные досмотры.
Аэропорт в Эйлате крошечный, а меры безопасности — серьезные.Фото: Ирина БЫСТРОВА
Началось все с того, что накануне отъезда на родину я на сдачу в одном из магазинчиков у своего отеля прихватила железную баночку тунца. Бросила его в чемодан и забыла. В аэропорту Эйлата о том, что я везу домой банку с этой несчастной рыбой вмиг узнали все пассажиры и, не удивлюсь, если и руководство аэропорта.
— Это ваш чемодан? — спокойно спрашивает меня сотрудник аэропорта, отсканировавший мой багаж на ленте.
— Да, — ничего не подозревая, отвечаю ему и уже с нетерпением смотрю, много ли людей на паспортном контроле. Но туда я доберусь лишь через час…
— Вы понимаете на английском? — медленно, проговаривая каждое слово спрашивает меня израильтянин.
— Немного, — пробормотала я, осознавая уже, что что-то идет не так.
— Не переживайте, к вам сейчас подойдет наш русскоговорящий сотрудник и все объяснит. В этот момент к моему чемодану уже мчались трое или четверо специально обученных людей с озадаченными выражениями лиц и резиновыми перчатками на руках. Окружив мой тряпичный чемоданчик, словно 120 кг тротила, они открыли его и стали доставать прямо у ленты все, что только там было. Искали, как вы уже догадались, того самого тунца.
— Где вы его купили и при каких обстоятельствах? — на полном серьезе переводит мне с иврита приставленный ко мне русскоязычный сотрудник аэропорта.
— В магазине, — односложно отвечаю им, даже не догадываясь, в какую серьезную историю я вляпалась.
— В каком магазине — адрес можете назвать? Во сколько это было? Остался ли у вас чек из этого магазина? Кто с вами был в этот момент?
Так меня еще никогда не допрашивали. И это было начало. Дальше меня и подозрительные консервы развели по двум разным комнатам — тунец, под усиленной охраной, отправился на какое-то особое сканирование, а я в комнату личного досмотра. Там меня осмотрели с головы до ног, а после этого еще и раздеться попросили. Догола.
— И все это из-за тунца? — не укладывалось у меня в голове.
Убедившись, что я кристально чиста и не перевожу еще одного тунца, например, в нижнем белье, меня отпустили. Конечно, искренне поблагодарив за терпение. Тунца, кстати, тоже вернули — в аэропорту Москвы. Консервка моя летела отдельным багажом — запечатанная в желтый бумажный конверт, усыпанный всевозможными печатями и наклейками «Проверено».
ТУРЦИЯ: А ВДРУГ МЫ ТУРЦИИ С СОБОЙ ПРИХВАТИЛИ?
Год назад мы с семьей летали на отдых в Турцию. Это было наше первое заграничное путешествие, поэтому вели мы себя, как послушные школьники. Перед поездкой меня коллега напутствовала: «Да, ты чего? Все можно! Я кальян оттуда в ручной клади вывезла! Ребенку в сумку затолкала, никто и не заметил». Но нам было сказано: «Это нельзя провозить в ручной клади, а это вообще нельзя вывозить из страны», и мы рисковать не стали. Даже сувенирные магнитики в чемоданы упаковали. От греха.
В аэропорт нас привезли за три часа до вылета. «Ну, вот, чего тут столько торчать? – ворчал муж. – Хорошо, хоть фильмов в ноутбуке много, посмотрим, время скоротаем….» Не тут-то было! В очередях на разные досмотры мы простояли больше двух часов! Я даже боялась, что в итоге на самолет опоздаем из-за такого всестороннего контроля. Было такое чувство, что все специалисты службы безопасности считали, будто мы кусок Турции хотим из их страны вывезти. И пытались его у нас найти. В зоне досмотра обыскали даже пятилетнюю дочь, мужа заставили два раза снять ремень от брюк, чтобы его просмотреть-прощупать со всех сторон. Попросили открыть сумку от ноутбука, сам ноутбук открыли и даже потрясли вниз клавиатурой – вдруг оттуда чего выпадет?
Кстати, улетали мы в Турцию из Питерского Пулково. И контроль этого аэропорта нам показался легким и непринужденным досмотром, по сравнению с контролем аэропорта Анталии.
Оказывается, в аэропорту египетского города Шарм-эль-Шейха уже давно проблемы с безопасностью.Фото: REUTERS
А вот другая туристка — из Самары — про Турцию рассказывает совершенно противоположное.
— Из Турции мы летели большой семьей в конце августа: я, муж, моя мама, старший сын и полуторагодовалая дочка. При таком количестве народа, чемоданов, как минимум, должно быть четыре плюс столько же небольших сумок до 8 килограммов, которые называют «ручной кладью». И особая ценность – это моя женская сумка через плечо, в которой спрятана кладезь полезных вещиц на все случаи жизни. В том числе и швейный набор, взятый в каком-то европейском отеле, ножницы и пилочка для ногтей. Я поставила сумку на ленту, отвлеклась на дочку, которая начала капризничать, прошла с ней через металлоискатель, схватила сумку и пошла дальше. И только потом вспомнила, что вооружена почти до зубов холодным оружием. Но подумала и пошла дальше. Никто из сотрудников местного аэропорта моя сумка по каким-то причинам не заинтересовала.
Также никто не обратил внимания, что под видом детского питания мне удалось пронести в сумке пару бутербродов с ветчиной, газировку и чипсы. В любом аэропорту Европы все это сразу выкинули бы в урну для мусора, а мне устроили допрос. Но только не в Турции.
— Это для ребенка? – на русском языке спросила меня женщина на досмотре и указала на бутылку с газировкой.
— Да, — не сомневаясь, ответила я, только не стала уточнять для какого ребенка: 14-летнего подростка и малой крохи. В конце концов, для ребенка же.
— Молоко, печенье, йогурт, — продолжала перечислять дама в форме. – Яблоки, бананы… Ваша дочь много ест, — пыталась пошутить женщина.
Я лишь в ответ промолчала и улыбнулась, как бы не заставили все выкинуть. Потому что сразу вспомнила, как пыталась провезти из Парижа в Хорватию годовой запас продуктов, который тут же отправился в мусорную корзину безо всяких объяснений.
В Турции хоть мешок яблок и инжира неси — пропустят.
КИПР: А КАНИСТРА С МАСЛОМ ПОЕДЕТ ОТДЕЛЬНО
На Кипре мы отдыхали в 2012 году. По дороге в аэропорт нас завезли на техническую остановку — кофе попить. И вот пью я кофе в атмосфере расслабленности и умиротворения. Вдруг, что же я вижу! Мой Иван бежит радостный такой. Даже шляпа от счастья на затылок сбилась. А в обеих руках по канистре!
— Что это? — спрашиваю.
— Масло, — отвечает. — Оливковое. Натуральное.
— А ты натурально себе представляешь, как мы его повезем?
— Да нормально, с собой возьмем!
— Нельзя жидкости! Да еще в таком объеме!
— Договоримся!
Вы если на Кипре были, видели — масло продают в пластиковых канистрах от 1 литра. Но мы-то ребята небедные, семья большая, чего мелочиться! В каждой нашей канистре было по 5 литров масла!
В аэропорт Ларнаки я приехала злая. Зато Ваня был чрезвычайно весел.
— Сейчас, сейчас, все будет нормально, — и идет со своими канистрами на регистрацию.
Я из-за злости встала в другую очередь. Зарегистрировались, чемоданы сдали. Оглядываюсь — Ивана нигде нет. А время уже поджимает. На паспортном контроле жуткая толпа. Смотрю — бежит. Канистры замотаны в пленку. То есть как ручную кладь не пропустили сразу, а в багаж такое количество жидкости взяли без проблем.
На самолет мы тогда чуть не опоздали. Зато маслом семью обеспечили.
КИТАЙ: ДОСМОТР ЗАВИСИТ ОТ НАСТРОЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО
Для жителей Забайкалья Китай – это тоже самое, что для москвичей Египет или Турция. Удаленность Читы от Москвы и, наоборот, близость соседнего государства, развивает перспективы выездного туризма уже на протяжении более десяти лет.
Лично я впервые столкнулся с досмотром в китайском аэропорту «Сицзяо» города Маньчжурия в 2011 году, во время путешествия в Далянь. Сопровождающий нашу группу гид незадолго до полета рассказал, что по правилам безопасности полетов в ручной клади пассажиров нельзя перевозить привычные для нас ножи и аэрозоли, зажигалки, а также ключи размером более 7 сантиметров. И если ножи и зажигалки с аэрозолями мы не планировали перевозить, то запрет на перевозку ключей в ручной клади для нас оказался не очень приятным сюрпризом. Благо, на родину мы планировали возвратиться также через Маньчжурию.
В тот раз все обошлось. А ровно через год, возвращаясь с острова Хайнань, нам предстоял последний перелет Санья-Харбин, женщинам из нашей группы не разрешили провезти мусс для волос. Причем не в ручной клади, а в багаже. После регистрации билетов, сотрудник досмотра попросил открыть чемоданы, достать флаконы с муссом и выбросить. При этом «диалог» проходил посредством жестов, так как мы не говорили по-китайски, а работники аэропорта ни по-русски, ни по-английски.
— Мне мусса не жалко, — делилась одна из «пострадавших». – Обидно только за то, что никто и никогда не предупреждал, что аэрозоли в Китае нельзя возить даже в багаже.
А в Маньчжурии, при досмотре багажа на рейсе до Читы, у большинства пассажиров попросили достать наборы керамических ножей и оставить их в Китае. Оказалось, что перевозить данные предметы запретили не только в ручной клади, но и багаже. И опять никто ничего не сказал.
Еще год спустя, в 2013 во время регистрации на рейс Шанхай-Бангкок, меня попросили открыть чемодан, который сдавался в багаж, и показать, что за флакон с жидкостью объемом 480 мл там находится. К счастью сотрудники аэропорта «Пудун» говорят по-английски, и мне не стоило труда объяснить, что в багаже находится раствор для линз.
В разговоре с гидом я спросил, почему так происходит, что на одном рейсе можно перевозить ножи или аэрозоль, а на другом нельзя?
— Все зависит от выбранной вами авиакомпании, — поделился гид. – Одни разрешают провозить те или иные вещи, а другие запрещают. Но чаще всего запрет зависит от конкретного сотрудника досмотра и его настроения. Не понравились вы ему, и что-то будет не допущено к перелету.
А зажигалки и ключи мы научились проносить в самолет. Зажигалки в кармане джинсов с металлическими пуговицами, а ключи – в кофре с фотоаппаратом.
Вот правда, правила досмотра в аэропортах Китая меняются с завидной регулярностью. Не так давно запретили перевозить в багаже батарейки и аккумуляторы, разрешив их возить в ручной клади.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Англия: Служба безопасности Лондонского аэропорта — на светлой стороне силы
По наказу друзей, ярых поклонников «Звездных войн», мне пришлось обегать половину Лондона в поисках мечей, точно как из культового фильма Джорджа Лукаса. Когда я покупала заветные подарки, мне почему-то даже не пришло в голову, что из Лондона с ними еще надо как-то лететь.
И вот, я в аэропорту Хитроу, еле-еле успеваю на рейс. Мечи надежно упакованы в целофаны – оружие это хоть и волшебное, но хрупкое. На стойке регистрации все с любопытством разглядывают мои метровые свертки и озадаченно крутят головой. Понесли просвечивать. Возвращаются еще озадаченнее, чем уходили.
— Зачем лампы везете? – спрашивают. – Неужели дома не можете купить?
Табло уже предупреждает: регистрация заканчивается. Сотрудники аэропорта, не спеша, вызывают службу безопасности. Церемония медленная и по-английски спокойная. Снова просвечивают. Приходят еще какие-то суровые дяди. Смотрят искоса на меня, о чем-то переговариваются.
— Меч! – в панике вылетает у меня, наконец. – Стар ворс! Биг лав!
Настоящее удовольствие, когда англичане смеются. Большая досада, когда они смеются над тобой. Серьезный охранник надрезает упаковку. И правда, меч Скайвокера. Снова смех, еще один непродолжительный, теперь уже по-детски восторженный осмотр.
— А, ну раз Скайвокера меч везете, все нормально, — хохочет охранник. – Вот если бы Дарта Вейдера – пришлось бы изъять. Темная сторона силы как-никак.
И с легкостью пустили меня с ними на борт.
— Зонты везем, гитары везем и меч ваш довезем, — дружелюбно улыбается мне сотрудница авиакомпании.
С москвичами уже разговор о любви к «Звездным войнам» не сработал так гладко. Но после долгих досмотров, проверок, просвечиваний меня, наконец, отпустили с миром. Напоследок за спиной я услышала прощальное:
— Догадалась же лампы переть с собой!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Англичане завидуют российским туристам в Египте
Британские туристы в гневе. Им не только подпортили отдых в Египте, объявив о немедленной эвакуации из Шарм-эль-Шейха. По прибытии в аэропорт выясняется, что россиян обслуживают и отправляют на Родину гораздо быстрее (подробности)
www.nnov.kp.ru
как проходит проверка багажа, ручной клади и пассажиров
Досмотр в аэропорту проводят более тщательно, чем в пунктах отправления другого транспорта. Поэтому перед процедурой проверки документов, ручной клади и багажа рекомендуется подготовиться.
Это поможет избежать неожиданных проблем и задержек.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Законодательная база
Досмотр ручной клади и пассажиров проводят по законам той страны, в которой находится аэропорт. Все права установлены согласно единому международному законодательству, но перечень запрещённых и допустимых вещей в чемодане и ручной клади отличается.
Вернуться к оглавлениюАвиакомпании могут изменять этот список.
Последовательность и виды контроля в аэропорту
Перед посадкой в воздушное судно пассажир проходит последовательные проверки, установленные законодательством. Если запрещённые предметы в багаже отсутствуют и документы не просрочены, то таможенный контроль занимает мало времени.
Вернуться к оглавлениюТаможенный контроль и декларирование
Цель такого контроля – выявление предметов и вещей, которые нельзя перевозить. Некоторые из них требуют обязательного декларирование и установки ценности.
Обычно в аэропортах две дорожки контроля.
По зелёной идут пассажиры со следующими условиями:
По красной дорожке идут пассажиры с нестандартным багажом:
- ювелирные изделия стоимостью до 10 000 долларов. Все драгоценности должны быть оценены и задокументированы;
- растения;
- животные и насекомые;
Для перевозки животного необходимо пройти ветеринарный контроль
- яды и сильнодействующие препараты;
- вещи, представляющие культурную ценность.
По зелёной дорожке пассажиры проходят экспресс-проверку, где основное внимание уделяют личным документам. На красной время проверки зависит от перевозимых вещей.
Что нужно декларировать
Рекомендуем прочесть: быстрое прохождение таможни в аэропорту.
Вернуться к оглавлениюПредполетный контроль и досмотр
Перед посадкой в ВС каждый пассажир проходит предполетный досмотр в аэропорту в присутствии службы безопасности и полиции.
Основное внимание уделяют одежде и мелким вещам в карманах.
Пассажиры выкладывают все предметы на стол и проходят через детектор. Ручная кладь проезжает через рентген.
Если сотрудник безопасности увидит что-то подозрительное, он просит пассажира открыть сумку и показать содержимое.
Если у проходящего через рамку в теле имплант, его проверяют индивидуально без применения техники. Пассажир обязан предоставить медицинские справки с указанием диагноза и встроенных аппаратах, разрешением на перелёт при заболевании.
Как без проблем пройти досмотр перед вылетом
Вернуться к оглавлениюПаспортный контроль
Прохождение паспортного контроля предоставляются документы, которые потребует сотрудник безопасности (с подробным процессом прохождения паспортного контроля .
Личные данные вводят в компьютер и проверяют на отсутствие запретов на перелёт (сделать онлайн-проверку на выезд за границу можете по ссылке). Иностранный гражданин предъявляет загранпаспорт, который подлежит обязательной проверке на законное пребывание в стране.
Документы, устанавливающие личность
Вернуться к оглавлениюКто проводит проверку
Права на проверку есть у:
- сотрудников службы безопасности;
- полиции;
- инспекторов по досмотру;
- членов экипажа по приказу командира самолёта.
Вернуться к оглавлениюНа борту самолётов каждый пассажир может быть подвергнут дополнительной проверке по приказу капитана судна.
Место контроля
Чем больше аэропорт, тем больше пунктов проверки проходят пассажиры. При входе чаще проверяют вещи, а идентифицируют личность уже при посещении зоны ожидания.
Досмотр ручной клади в аэропорту осуществляют при входе и перед зоной ожидания
Вернуться к оглавлениюРазница досмотра на международных и внутренних рейсах
При перелётах внутри страны пассажир проходит стандартную проверку, а при международных уже подключается пограничная и таможенная служба.
Сотрудники проверяют ручную кладь на наличие запрещённых предметов, допустимое количество перевозки вещей.
Досмотр на международных и внутренних рейсах
Вернуться к оглавлениюИспользуемое оборудование
Стандартно пассажиры проходят проверку при помощи специального прибора. В ряде случаев сотрудники проводят ручной досмотр.
Вернуться к оглавлениюРентгенотелевизионный интроскоп
При помощи этого оборудования досматривают вещи. Сумку кладут на ленту, которая медленно перемещается.
В это время сканируемое содержимое отображается на экране монитора. Существует несколько видов интроскопов, которые различаются разновидностью функций.
Наиболее дорогое и эффективное оборудование выявляет взрывоопасные вещества в жидком и твёрдом состоянии.
Рентгенотелевизионный интроскоп
Вернуться к оглавлениюМеталлоискатель и сканер
Проверяют пассажира, багаж и ручную кладь на наличие оружия. В аэродроме рядом с интроскопом установлены ворота, сканирующие на наличие металла.
Ручные металлоискатели могут быть у сотрудников службы безопасности. Они эффективны при выявлении конкретного места на теле человека, где может храниться оружие.
Проверка в рамке металлоискателя
Вернуться к оглавлениюМетоды досмотра
Практически во всех аэропортах России досмотр стандартный: проверка вещей и документов. В ряде случаев процедура может различаться.
Смотрите в видео: можно ли провозить ноутбук и планшет в ручной клади.
Вернуться к оглавлениюЛичный досмотр и контактный метод
Личный досмотр багажа в аэропорту проводят только в особых случаях.
Подозрения
Если инспектор по досмотру в аэропорту выявил некие странности, пассажира с вещами попросят пройти в отдельную комнату.
При каких-либо подозрениях пассажира попросят пройти в комнату персонального досмотра
Особый груз
При перевозке вещей, не в ходящих в список стандартных, сотрудники аэропорта потребуют соответствующие документы на перевозку. Драгоценности могут проверить на совпадение и отсутствие кражи. Такую процедуру проводят индивидуально..
Вернуться к оглавлениюОсмотр груза
Груз транспортируют только после его осмотра. Обычно процедуру проводят с применением специального оборудования, аналогичного для досмотра пассажиров.
Багаж может проверить работник службы безопасности. После проверки содержимое сразу загружают в грузовой отсек или оставляют на хранение в камере до вылета.
Помимо содержимого проверяют целостность упаковки. Если она смята или повреждена, груз не будет транспортирован.
Запрещено вывозить из РФ
На нашем сайте можете узнать о том, как сдать багаж в аэропорту.
Вернуться к оглавлениюПолезные рекомендации пассажирам
Пассажиры, которые совершили уже массу перелётов, знают все нюансы досмотра. Но при первом путешествии часто возникают ошибки.
Они приводят к задержке и дополнительным процедурам проверки. Избежать неприятностей можно, запомнив несколько полезных советов.
Вернуться к оглавлениюКак подготовиться к досмотру
Первая процедура – контроль на входе. Сумки кладут на ленту сканера, достают содержимое карманов и проходят через рамки металлодетектора.
Узнайте из видео: как пройти досмотр в аэропорту Пулково.
Не нужно обматывать чемодан скотчем. Служба безопасности может потребовать открыть сумки.
Полезно заранее изучить список предметов, которые нельзя перевозить.
Рекомендуется выяснить условия перевоза багажа выбранной авиакомпании, чтобы не превысить нормы бесплатной транспортировки по весу и габаритам (о размере доплаты за перевес багажа можете узнать из статьи на нашем сайте).
Не рекомендуется брать с собой много наличных – не пропустят.
Одежда не должна создавать проблем при проверке, так как в некоторых случаях придётся даже разуваться.
Вернуться к оглавлениюДействия при входе в зону досмотра
После паспортного контроля проводят личный досмотр. При любых неясностях можно задать вопрос сотрудникам службы безопасности.
Зона досмотра делится на красную и зелёную дорожку. Первая предназначена для пассажиров с грузом, требующим декларации.
Бланк декларации груза можете скачать на нашем сайте.
Поэтому почти все идут по зелёному пути. Проходить нужно всё тот же металлодетектор и сканер, но только уже с тщательным досмотром.
Вернуться к оглавлениюЕсли сработал металлодетектор
В этом случае сотрудник службы безопасности может попросить пассажира снять обувь и верхнюю одежду. Обязательно проводят личный осмотр с применением ручного детектора.
При каких-либо сомнительных вещах в ручной клади проводят тщательный досмотр в отдельной комнате.
Советуем посмотреть видео: нормы и правила провоза ручной клади на борту самолета.
Вернуться к оглавлениюЗапрещённые предметы в ручной клади
У каждой авиакомпании свой перечень запрещённых к перевозу вещей в ручной клади и багаже. Чаще всего подвергаются запрету:
Предмет | Ручная кладь | Багаж |
Бритвы и станки | Не допускается | Допускается |
Щипцы, ножницы, пилки для ногтей | Допускается в некоторых странах | Допускается |
Электронная сигарета | Не допускается | Допускается |
Мобильные телефоны и планшеты | Допускается | Допускается |
Самогон или спирт | Не допускается | Не допускается |
Гироскутер и электросамокат | Не допускается | Не допускается |
О том, как проходит досмотр, и полным списком запрещённых предметов лучше ознакомиться на сайте авиакомпании.
Разрешено к провозу в ручной клади
Вернуться к оглавлениюДосмотр с детьми и инвалидами
Перед досмотром пассажир с ограниченными возможностями должен сообщить о состоянии здоровья сотруднику службы безопасности. Обыск проводят ручным металлодетектором.
Если у пассажира есть имплантаты или ему нельзя проходить сканирование, его приглашают в медицинскую комнату и проверяют без оборудования.
Досмотр с грудными детьми обычно стандартный. При срабатывании детектора сотрудники САБ могут попросить пройти в комнату и распеленать ребенка.
Коляски просматривают лично сотрудники аэропорта (с правилами перевозки коляски можете ознакомиться на нашем сайте).
Вернуться к оглавлениюЗаключение
На первый взгляд кажется, что этап досмотра долгий и трудный. На самом деле ничего сложного в нём нет. Главное – знать все нюансы и список запрещённых предметов.
visasam.ru
Как проводится досмотр в аэропорту: памятки для путешественника
Иллюстрация: Виталий Шептухин
Ответы из пресс-служб аэропортов на вопросы о безопасности похожи один на другой – вместо сугубо конфиденциальной информации выдается сугубо официальная. Кто-то не отвечает совсем, ссылаясь на то, что служба безопасности аэропорта говорит с прессой только по разрешению администрации и по ее же инициативе. Ясно, что разглагольствовать о безопасности опасно. Но еще опаснее молчать! Особенно когда видишь, как перед регистрацией просвечивают чемоданы у одного из пассажиров твоего же рейса и находят огромный металлический объект, на который пассажир не может предъявить документов. И как препирательства («Это запчасть, везу ее заменить, с ней точно все в порядке») заканчиваются тройной удачей: мужчина оказался на борту самолета с деталью и без лишних допросов, самолет не взорвался и не упал, а работница аэропорта припасла шоколадку к чаю.
Очень продвинутые средства:
В подобной ситуации на помощь сотруднице аэропорта мог бы прийти новый прибор ДВиН-1 (детектор взрывчатых и наркотических средств). В отличие от рентгеновских лучей, которые реагируют только на плотность материала, а потому пластиковую взрывчатку воспринимают так же, как кусок мыла, ДВиН анализирует состав вещества по соотношению в нем углерода, кислорода, азота, хлора и других элементов и распознает, что это: взрывчатка, наркотики или вода. На то, чтобы определить, что внутри металлической детали, ушло бы минут десять.
Впрочем, разработчик прибора Михаил Сапожников из Объединенного института ядерных исследований говорит, что пока в истории с ДВиНами – сплошные сослагательные наклонения: стояли бы они на входе в аэропорт или уже на подступах к стерильной зоне, использовались бы для проверки забытых чемоданов или досмотра грузовиков, въезжающих на территорию, было бы гораздо проще. Но несмотря на громкие заявления в СМИ председателя правления РОСНАНО Анатолия Чубайса о том, что такого до нас никто толком не делал, ни один из российских аэропортов пока не попросил даже о парочке ДВиНов – чего не скажешь о зарубежных. «По заказу, например, корейского аэропорта Инчхон в Сеуле мы дополнили детектор рентгеновской камерой, и они теперь досматривают им багаж», – рассказывает Сапожников.
Метод меченых нейтронов известен с 40-х годов. Идея на практике применялась и раньше, просто нужен был ускоритель частиц такого небольшого размера, чтобы установка стала мобильной. Пока этот «мини-коллайдер» длиной 30 см и весом 8 кг создавали в московском НИИ автоматики им. Духова, в аэропортах саперы, как и сейчас, осматривали забытые сумки в костюмах фокусников: надев белые перчатки, прихватив с собой детекторы, похожие на волшебные палочки, и бумажки-индикаторы, которые меняют цвет в зависимости от того, что у неопознанного объекта внутри. Так почему же аэропортам в России не интересен ДВиН? Может быть, потому, что они и так оборудованы отменно?
Микроволновые сканеры:
Микроволновыми сканерами Pro-Vision, например. Теми самыми, в которых поднимаешь руки вверх и чувствуешь себя морской звездой, – такие есть и в Домодедово, и в Шереметьево, и во Внуково.
В объяснительном видео на сайте компании L-3 Communications через сканер проходят в пиджаках и обуви. Так зачем же заставлять пассажиров разуваться и снимать куртки, если и так все видно? На это в компании отвечают: несмотря на то что сканер идентифицирует посторонние предметы через любую ткань, снимать ли одежду, решают в каждой стране на свое усмотрение. А к обуви отношение особое не только в России.
В декабре 2001 года террорист Ричард Рейд, прежде чем сесть в самолет Париж–Майами, спрятал пластиковую взрывчатку в кроссовках и только по случайности не взорвал воздушное судно. С тех пор обувь досматривают отдельно – в соседнем с «микроволновкой» рентген-аппарате, который смотрит глубже и не так уж безопасен – в отличие от микроволнового сканера: за две секунды облучения в нем пассажиру наносится меньше вреда, чем от минутного разговора по мобильному. Следует также заметить, что сотрудник, что стоит справа от сканера и руководит очередью, не видит, что у вас в кармане – вся информация поступает в операционный центр, который находится в отдельном помещении за стеной: на экранах черно-белые люди с блером на лицах, на причинных местах тоже неясность, так что своей наготы стесняться нечего. К тому же изображение улетучивается из памяти системы еще раньше, чем вы оказываетесь на взлетной полосе, уверяют в L-3.
Проверка сотрудников:
Еще пять лет назад работникам «Кофемании» в Домодедово выдавали пропуска в служебном здании в десяти минутах ходьбы от терминалов, не требуя даже паспортных данных, – достаточно было трудовой книжки в качестве удостоверения личности и поручительства работодателя. Путь на рабочее место не был тернист – паспортный контроль на втором этаже Домодедово обходили стороной, металлоискатели и рентген-установки тоже считались излишними. Но ощущение, что за тобой постоянно наблюдают, было, вспоминает Женя, работавшая там баристой.
Сегодня это больше, чем просто ощущение. Максим Коноплев, руководитель подразделения «Алкоголь, табак, конфеты» в компании «Рэг Стайэр», уверяет, что работникам Duty Free в Шереметьево и Внуково не разрешают проносить с собой даже бутылку воды. Сотрудники TGI Friday’s, «Мама Раша», Costa Coffee в терминале D Шереметьево проходят на служебном входе такой же досмотр, как и пассажиры: те же интроскопы для дамских сумок, что и для чемоданов, те же металлодетекторы для официантов, что и для командировочных. Поставка продуктов в рестораны и кафе происходит в определенное время, и все салатные листья и кетчупы досматриваются с тем же тщанием, что и ручная кладь.
Иллюстрация: Виталий Шептухин
Камеры наблюдения:
В ноябре 2012 года за одну ночь в парижском аэропорту успели украсть платьев и сумок Louis Vuitton на сумму €300 000, причем два грузовика одежды вывозили с территории аэропорта без спешки, не вызывая никаких подозрений – пропуск на въезд и выезд с территории был в порядке, а пять охранников оказались в заложниках. И это при том, что камеры слежения в аэропортах на каждом шагу, и слепых зон, как уверяют производители, быть не может – ведь камер можно установить сколько угодно, не то что зеркал на автомобиле.
Производители камер слежения вообще более словоохотливы, чем охранники в аэропорту. «Фактически видеонаблюдение в аэропортах ничем не отличается от того, что в супермаркете, – рассказывает Егор Золотухин, сотрудник компании DSSL, чьими системами видеонаблюдения оборудованы Пулково, аэропорты Анапы, Краснодара, Новосибирска и Якутска. – Просто, как только появляется новая технология записи изображения, ее в первую очередь внедряют в аэропортах». Сейчас все камеры на аэровокзалах высокого разрешения – с инфракрасной подсветкой, чтобы и ночью получать четкое изображение, и специальными программами обработки, чтобы прояснять картинку и в лютую пургу, и в проливной дождь. Кстати, контролировать ситуацию на всей территории тоже стало в последнее время проще. В аэропорту Пулково около 1 000 человек обеспечивают безопасность, но ни один из них не должен уследить за десятью или пятнадцатью мониторами сразу – сейчас достаточно поглядывать на три и следить за телефоном: благодаря специальным детекторам саботажа, дыма, огня и движения, система сама ведет наблюдение и оповещает операторов звуком и sms в случае нарушений порядка.
Психологи:
Сделать систему безопасности в аэропорту легкой для восприятия не только сотрудников, но и пассажиров – вот какие цели ставят перед собой в последнее время в аэропортах. Информация о пассажире, если собрать ее заранее, намного полезнее, чем лишний осмотр ручным металлодетектором. Так что слова руководства Домодедово о том, что проверка всех без исключения пассажиров на входе в аэропорт бесполезна, лишь на первый взгляд абсурдны. «Мы хотим, чтобы система безопасности была незаметна для пассажиров вовсе», – говорят в Международной организации гражданской авиации. Классификация пассажиров – вот что сейчас главное: кому можно доверять, а кого лучше еще разок проверить, кто уже предоставлял на контроле паспорт на этой неделе, а кто в международном терминале впервые. «Важно не только искать оружие и наркотики, но и уделять внимание поведению людей», – говорят в ICAO. Сразу после взрыва в Домодедово психологов на входах поставили столько же, сколько и рентген-аппаратов. И об их бесполезности как раз никто не говорит. Когда поголовная проверка не только на входе останется в прошлом, именно психологи станут универсальными детекторами не дыма, но дум пассажиров.
Как менялись правила безопасности:
2001. В США запрещают проносить на борт острые предметы – прежде небольшие перочинные и канцелярские ножи были допустимы. Во всех самолетах на территории США, а затем и остальных стран укрепили входы в кабины пилотов. Теперь при предполетном досмотре нужно снимать обувь, а спички и зажигалки сдавать в багаж.
2003. Международная ассоциация ICAO принимает решение о том, что паспорта с электронным носителем должны быть введены во всех странах, чтобы на паспортном контроле информацию можно было считывать, а не вводить вручную.
2004. Отпечатки пальцев снимают у всех иностранцев, прибывающих на территорию США. Правительство Великобритании собирает больше данных о тех, кто подает документы на британскую визу.
2006. Никаких жидкостей, гелей, аэрозолей на борту, запрещены даже новогодние шары со снегом и бутылки с грудным молоком. Позже разрешают емкости до 100 мл, сложенные в прозрачный пакет объемом не более 1л. Электронные устройства сдают на досмотр в отдельном поддоне.
2007. Страны официально обмениваются данными о пассажирах. В России новый приказ: предполетный досмотр производить в присутствии кинологов, дальше действовать по ситуации: при необходимости можно и вязальные спицы из ручной клади изъять.
2010. Во всех аэропортах мира для пассажиров, вылетающих в США, предусмотрен более тщательный досмотр.
2011. После взрыва в Домодедово на входе в аэропорт досматривают всех пассажиров, а не только выборочно: багаж проходит через интроскоп, пассажиры – через рамку металлодетектора, причем за всем за этим наблюдает психолог.
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
www.gq.ru