Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

На свадьбу платок – Свадебные платки для невесты – купить на Ярмарке Мастеров

На свадьбу платок – Свадебные платки для невесты – купить на Ярмарке Мастеров

Содержание

Обряд снятия фаты с невесты

Снятие фаты с невесты во время свадебного торжества стало поистине ритуальным моментом, которое перекочевало к нам из поколения в поколение. Этот древний обычай пришел к нам из Молдавии.

Чтобы не нарушать традиции прошлых лет, но при этом соответствовать современным тенденциям свадебной индустрии, нужно грамотно составить сценарий обряда снятия фаты с невесты. Как правило, тамада или ведущий уже имеют план проведения обряда, но при желании в него можно вносить свои коррективы и изменения.

Что означает ритуал

Ранее с головы невесты снимали не фату, а свадебный венок, который отождествлял и символизировал молодость и свободу.

фото 1

Также незамужние девушки привлекали внимание противоположного пола заплетенными косами, которые и были основой свадебной прически того времени. Расплетая их, девушка таким образом прощалась со своим девичеством и переходила на новый этап жизни, становясь женой и хранительницей семейного очага.

После проделанных манипуляций на голову надевался свадебный платок – без него замужней женщине ходить не разрешалось. На сегодняшний день основные элементы обряда сохранились, но с течением времени приобрели некоторые изменения.

Фата – главное украшение невесты: как только ее снимают, молодая девушка становится женой.

День свадьбы – это последний день девичества девушки. Наши предки считали данный обычай важным, даже наделяли его магическим смыслом.

фото 2

Платок всегда служил символом тяжелой доли женщины, а венок или фата отождествляли праздник. Воспринимать буквально подобную трактовку значения платка не стоит, поскольку современный уклад жизни делает мужчину и женщину равноправными в семье.

Раньше действительно на женскую долю выпадала сложная ноша, сейчас все гораздо проще.

По этой причине воспринимать традицию нужно с позитивной точки зрения, радоваться вступлению в брак и надеяться на его счастливое осуществление. Большое внимание уделялось цвету платка, в идеале он должен быть белым.

Такой красивый платок принесет в семейную жизнь радость и любовь. Важно, чтобы он был новый и подходил к платью.

К сожалению, не все пары чтят традиции, поэтому игнорируют то, что нам в прямом смысле слова досталось по наследству.

фото 3

Некоторые отказываются от обряда по той причине, что он достаточно трогательный и вызывает грустные чувства, у гостей и родственников часто появляются слезы на глазах. Но это искренние чувства, поэтому они должны присутствовать, но в минимальном количестве.

Чтобы не затягивать грустную ноту, обряд долго проводить не стоит. Лучше всего выделить для него время в самом конце торжественной части. Но обязательно закончить на веселом настрое, чтобы на лицах всех присутствующих снова засияли улыбки.

Много текста употреблять не стоит, поскольку для гостей это утомительное событие.

Кто может снять фату – 3 варианта

Обряд снятия фаты с невесты имеет три вариации проведения. Рассмотри их:

фото 5

  1. Фату снимает мать жениха, теперь уже свекровь. Такой вариант наиболее правильный и распространенный. Таким образом женщина соглашается принимать в свой дом невестку, обещает быть ей доброй подругой и помощницей.
  2. Мама невесты снимает фату. В данном варианте действия происходят иначе. Со стороны молодой девушки должно проявляться сопротивление (разумеется, наигранное). Мать делает трижды попытку снять фату, а невеста каждый раз отводит ее руку. В итоге все же новоиспеченная супруга соглашается, и уже платок ей надевает муж. Таким образом, происходит действие, которое символизирует некий переход девушки из детства во взрослую жизнь. Мать передает дочь в руки зятя, при этом благословляя образовавшийся союз.
  3. Фату снимает сам жених. Данный вариант более современный, но не менее значимый и интересный, чем предыдущие. Суть его заключается в том, что молодой человек достает из волос возлюбленной, по одной шпильке, сопровождая свои действия красноречивыми комплиментами. Когда фата будет снята, волосы покрываются красивым платком.

фото 5Если по каким-то причинам Вы не хотите надевать именно платок, его можно заменить на красивый шифоновый шарф, вуаль или венок.

Любое решение будет уместным и правильным, главное, чтобы голова была покрыта. Хотя первый вариант считается традиционным и соответствует древнему обычаю, но это не принципиально.

Как провести обряд – сценарий

Самое главное правило заключается в том, что снимается фата только после того, как состоялась официальная часть бракосочетания, не ранее.

фото 6

Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, нужно заранее составить сценарий, по которому будет проводиться обряд. Слова ведущего должны проговариваться четко и внятно, без запинок. Заранее определитесь, в какой именно момент начать сакральный обряд.

Лучше, если это будет конец свадебного торжества, т.е. вечер. Сразу подготовьте платок, позаботьтесь, чтобы он был большим и легко завязывался и желательно подходил под наряд. Итак, как вариант, можно провести обрядную сценку сразу после того, как невеста кинет свой букет в компанию незамужних девушек.

Перед началом процесса, ведущий должен вкратце рассказать предысторию возникновения обычая. Рассказать, что символизирует действо и для чего проводится.

Пример текста для тамады:

«Дорогие гости, сегодня мы все собрались в этом зале, чтобы стать свидетелями рождения новой семьи. Все мы видим счастливые лица молодых и их родителей, искренне радуемся за них и желаем семейного благополучия.

фото 7

Но нашей красавице придется сменить роль невесты на роль жены. С древних времен к нам пришел необычный, но очень значимый обряд, который «перенесет» девушку из детства во взрослую жизнь. С девичеством пришла пора прощаться.

Для этого свекровь снимет белоснежную фату и покроет волосы невестки красивым платком. Давайте же все понаблюдаем за этим прекрасным обрядом и пожелаем этой паре в очередной раз безмерной любви и лебединой верности». Все гости становятся вкруг, внутрь заходит невеста и присаживается на стул. Во время всего процесса должна звучать красивая музыка.

Если фату будет снимать свекровь, то она подходит к девушке с платком в руках. Говорит напутственные слова, желает семейного благополучия и рождения детей.

При этом фата снимается. Можно говорить стихами, а можно и в прозе. Пример:

фото 8

«Дорогая, (имя невесты)! Сегодня для тебя настал важный день в жизни – ты стала женой! Пусть мое напутственное слово станет началом хороших отношений в семье, пусть в доме царит взаимопонимание и любовь. Верю, что сын мой сделал правильный выбор и никогда от него не отступится больше. Мы принимаем тебя в свою семью, хотим, чтоб чтила наше право, в ответ подарим теплоту.

Обещаю подать руку помощи в сложную минуту, оградить от печали и всегда помогу не только советом, но и делом. Стану для тебя настоящей доброй подругой. Будь счастлива и любима, храни верность супругу, оберегай семейный очаг. Теперь ты часть нашей семьи, чему мы безгранично рады. Верю в то, что все у Вас будет хорошо». Хорошей альтернативой стихам и прозе может стать песня, подходящая для данного действия.

Можно заказать авторский текст и музыку специально для торжества, он будет уникальным, но и стоить это будет не дешево.

Еще одним важным нюансом является вкладывание бумажной купюры с большим номиналом в волосы невесте. Это должна сделать свекровь перед тем, как начнет снимать фату. Таким образом, женщина дает понять, что девушке в семье рады.

фото 9

После того как фата будет снята, в полночь зажигают свечи, раздают их незамужним девушкам, которые становятся вокруг невесты. Включается музыка, молодая девушка поочередно начинает танцевать со всеми гостьями, держа над их головой фату. Наиболее долгий танец с фатой достается той, которая поймала букет.

Завершить обряд можно обращением матери невесты к своей дочери.Опять-таки речь произнести будет уместно в стихотворной форме, но, как показывает практика, обращение, сказанное своими словами, звучит более искренне и трогательно, чем в стихах.

Пример: «Дочь моя! Сегодня ты прощаешься с детством и уходишь к мужу строить свою семейную жизнь.

Пусть новый дом станет для тебя не менее счастливым, чем родительский. Пусть в нем всегда раздается детский смех.

Я по-прежнему буду для тебя опорой и поддержкой в любую минуту, помни мои наставления и применяй в семейной жизни.

фото 10Очень надеюсь, что ваша семья станет примером для подражания многим парам. Будь счастлива, моя дорогая, люби и будь любима. Пусть горе и беда обходят стороной Ваш дом. Моя душа сейчас спокойна, потому как вижу рядом с тобой достойного человека, который будет искренне тебя любить и уважать.

Надеюсь, он станет не только мужем, но и хорошим другом».

Для более торжественного вида данного действия, можно усовершенствовать обычай и сделать его более интересным. Для этого заранее необходимо раздать всем гостям карточки с пожеланиями. Поскольку все стоят в кругу с зажжёнными свечами, поочередно нужно прочесть пожелание и потушить свечу.

Перед этим ведущий произносит фразу: «А теперь давайте каждый из нас произнесет свое пожелание».

Примеры пожеланий для карточек (каждый гость начинает фразу со слова «желаю»):

фото 11

  • невесте быть красивой;
  • жениху быть незаменимым;
  • родить поскорее детей;
  • чтоб в доме царила любовь;
  • чтоб денег хватало всегда;
  • чтоб мужа не обижала жена;
  • чтоб отдых совместным был;
  • чтоб муж жену на руках носил и т.д.

После завершения данного действа, как правило, молодожены покидают гостей, чтобы провести свою первую брачную ночь. Все остальные могут остаться и продолжить праздник.

Очень трогательный обряд снятия фаты:

Подобный обычай, несмотря на свою долговековую историю, все же сохранился по сегодняшний день. К сожалению, новобрачные все реже проводят его, мотивируя отказ самыми разными причинами. Но, если Вы все же решили включить в свадебную программу данное действие, будьте уверены, что сделали правильно. Ведь обычаи существуют не просто так – в них есть смысл. Отдавая дань памяти своим предкам и их обычаям, мы тем самым проявляем уважение к процессу бракосочетания, делая его более значимым и важным. Как вы считаете, стоит ли проводить обряд снятия фаты на свадьбе, или лучше обойтись без него?

svadba.expert

Платок для невесты для венчания и других свадебных обрядов

Платок для невесты считается наиболее каноничным и строгим дополнением к основному свадебному наряду. Фата является аналогом платка, но стоит помнить, что с давних времен ее могут использовать только невинные особы. А если учесть тот факт, что регистрация брака происходит после светской процедуры, о фате зачастую не может идти и речи. Многие отмечают, что платки имеют свою особую привлекательность и добавляют образу целомудренности, в отличие от фаты. Что является немаловажным доказательством сакральности ритуала венчания.

Нюансы традиционного венчания

В православной культуре венчание – это таинство, цель которого превратить двоих влюбленных в семью, в единое целое. Символически обряд представлен в виде двух основных составляющих:

  • жениха в образе Христа, дающего клятву любить и защищать девушку;
  • невеста символизирует церковь, которая дает обещание верности и покорности.

В любом церковном ритуале имеются свои требования к внешнему виду участников процесса. В венчании очень важен образ самой невесты и его детали, иногда имеющие глубинный смысл.

Наиболее известное правило дресс кода православной церкви гласит о том, что не стоит приходить в богоугодное место с излишне открытыми частями тела и непокрытой головой. Мужчины напротив, должны снимать головные уборы при входе в храм, дамам необходимо накинуть платок, фату или прочий убор в зависимости от случая и погоды. Необходимость отказаться от пышных платьев в пол обусловлена банальной пожарной безопасность и вполне логично. В храмах множество свечей и любое неосторожное движение в таком наряде может привести к печальным последствиям. Также неуместны во время проведения таинства излишне боевой макияж и массивные, вычурные типы украшений.

Важно помнить, что невестам до похода в храм не стоит красить губы, не одобряются даже бесцветные блески и гигиенические помады. Дело в том, что во время обряда им предстоит поцеловать образ иконы, на котором не должно, в идеале, оставаться никаких следов. Потому данное требование тоже отчасти рационально и логически обосновано.

венчальный платок

венчальный платок

Основное значение платка для церкви

Женщинам предписывается приходить в храм с покрытой головой. В современном обществе некоторые церкви делают снисхождение к обстоятельствам и допускают наличие прихожанок без убора и в тех же джинсах. Однако раньше такое возбранялось, и основным убором считался платок. В первую очередь, в отличие от фаты, платок – универсальное украшение и подойдет всем девушкам вне зависимости от степени невинности. Также платок достаточно разнообразен и позволяет играть с формой, дизайном и расцветкой, придавая образу невесты новые нотки.

По церковным канонам у девушки должны быть закрыты волосы, но открыто лицо. Фату таким образом закрепить будет сложнее, особенно при наличии высокого типа прически. В случае выбора фаты невесты останавливаются на многослойном ее варианте и перекидывают ее особым образом вперед. Что из-за ее длины весьма неудобно.  Платок для венчания избавляет девушек от такого дискомфорта.

примерка платка

примерка платка

Разновидности головного убора

Наиболее популярным цветовым решением для платка считается белый вариант. Но некоторые дамы предпочитают более нежные его оттенки, такие как айвори, кремовый или становящийся популярным шампань. Православная церковь не запрещает выбор вольного цвета, главное, чтобы он не был кричащим, вызывающим, эти оттенки стоит оставить для другого случая.

Из материалов чаще всего выбирают атлас, шелк или кружево. По сочетаемости универсальной тканью считается именно кружево. С помощью ажурных узоров можно добавить в образ невесты женственности и загадочности. Свадебный платок стоит подбирать к платью таким образом, чтобы узоры на моделях совпадали или хотя бы перекликались, тогда образ получится целым. Если узоры будут вступать в конфликт друг с другом, то образ получится минимум неряшливым.

В качестве ткани некоторые находчивые невесты выбирают такие материалы, как органза, атлас, шифон или фатин. Допускается дополнительное украшение в виде страз или любимых камней. Только важно помнить об умеренности в данном вопросе, иначе образ получится вульгарным и утяжеленным.

В вопросах стилистического решения наиболее популярны модели капор, плащ или болеро. Очень популярна разновидность платка в стиле болеро с наличием капюшона. Модель обычно застегивается при помощи изящных пуговиц. Такой вариант платка способен не только скрыть излишне оголенные плечи, но и добавить образу женственности и элегантности. Более закрытый вариант стиля подразумевает собой модель в виде плаща, которая плавно перетекает вниз и иногда имеет дополнительный шлейф. Такой выбор делают либо консервативные и скромные невесты, либо те, кто желает на торжестве почувствовать себя настоящей принцессой.

Если платье целомудренного, закрытого стиля, то смело можно выбрать открытую модель платка, например, палантин, который закрывает только волосы. Традиционно модель выполняется из кружева, но можно сшить его под заказ из любых других подходящих материалов.

Наиболее простая и популярная модель – платок в стиле косынки, который способен завязываться как спереди, так и сзади. Основное достоинство такого решения в том, что оно способно не только подчеркнуть образ невесты и сделать его женственным. Также такая косынка не отвлечет внимания гостей от самой церемонии.

Платок для венчания может иметь несколько вариантов застежки. Они могут представлять собой как пуговицы, так и ленты из самых разных материалов. При выборе платка с капюшоном и вовсе можно обойтись без застежек, разве что закрепить модель к прическе при помощи невидимок.

платок с кружевами

платок с кружевами

Рекомендации по выбору платка на голову

Если свадьба планируется в зимнее время года, можно остановить свой выбор на модели с капюшоном, обрамленной мехом. Только важно учитывать фактор тепла в церкви и возможность, при необходимости, отстегнуть дополнительное утепление. При выборе модели платка с кружевом, платье стоит брать гладкое, либо со схожим декором. Как говорилось ранее, разный стиль декора разобщит образ, делая его визуально неполноценным.

Также стоит продумать момент крепления платка к прическе. Если выбрать неправильный способ, платок во время ответственного момента может съехать на бок, доставив неудобства и подпортив настроение.

Также стоит обратить внимание на то, что тон платья и платка должен гармонично смотреться друг с другом. Платок более темного оттенка, чем платье, будет выглядеть неуместно и неопрятно. Не возбраняется выбор цветного платка. Главное в нем – сдержанность и подходящее к образу оформление.

свадебный платок

свадебный платок

Шитьё платка своими руками: инструкция

На современном рынке выбор моделей свадебных платков достаточно велик. Но некоторые рукодельницы предпочитают сшить его самостоятельно, делая образ уникальным. Венчальный платок сшить самостоятельно сможет даже начинающая рукодельница. Для процесса понадобится следующий инвентарь:

  • машинка швейная;
  • выбранная ткань;
  • мыло;
  • нитки подходящего цвета;
  • миллиметровая бумага;
  • декор и застежка, если она необходима.

Сначала необходимо сделать выкройку в виде круга нужного диаметра. Для этого понадобится миллиметровая бумага, на которой чертить легче всего. Далее провести линии внутри круга по горизонтали и по вертикали, как бы деля его напополам. Внизу круга важно сделать отверстие для будущей горловины.

При помощи куска мыла необходимо перенести выкройку по размеру на выбранную ткань. Далее необходимо разрезать ее до центра по вертикальной линии, затем вырезать горловину. Затем нужно раскроить капюшон. Для этого необходимо сложить пополам еще один кусок ткани и начертить прямоугольник нужного размера. Высота капюшона должна быть равна высоте головы с припуском на возможный объём от прически. ширина составляет половину размера окружности головы. Далее необходимо вырезать капюшон и прикрепить его к основному куску ткани. Далее необходимо обметать края изделия, пришить застежки, а также декорировать платок по вкусу. Платок после несложных манипуляций готов.

При помощи собственноручно сделанного платка можно убить сразу двух зайцев. Не выйти за рамки традиций православной веры и добавить в образ нотку уникальности и индивидуальности. Платки – прекрасная замена фаты, которая постепенно уступает им место на рынке. Еще одно достоинство такого аксессуара в том, что его можно передать по наследству, и он со временем не потеряет своего изначального вида.

Советы по выбору платья невесты для мероприятия

Свадебное платье должно, в идеале, быть пастельных, неброских тонов. Белый цвет – это влияние традиций Европы, предки же венчались в платьях самого разного оттенка. Но и у предков были свои традиции и обычаи по этому поводу. Например, запрещалось надевать излишне темные цвета, черные и пестрые варианты платьев. Остальные нежные варианты цветовой гаммы не возбранялись.

По правилам этикета длина подвенечного наряда должна была быть ниже колен, в идеале до пола. Фасон изделия мог быть любым, самое главное, чтобы оно было максимально закрытым.

Идеальным считался пример наряда с закрытыми рукавами, минимальным декольте и закрытой спиной. Если рукав хочется выбрать укороченным, то не стоит брать модель выше локтя. Отступлений касательно прикрытых частей тела не наблюдалось как в древности, так и сегодня.

Платок для свадебного венчания считается неотъемлемой частью большинства современных нарядов. По традициям христианства голова невесты должна быть чем-то покрыта. Но фату могли носить невинные девушки, а платок считался универсальными предметом дополнения образа. Помимо указанной причины существовало еще несколько доводов в пользу выбора платка вместо фаты:

  1. Первая причина кроется в красоте и целомудренности такого элемента свадебного наряда. Обычно платки делаются из легкой, воздушной и нежной ткани. Платок красиво спадает на плечи девушки и далее, тем самым придавая образу не только женственности, но и одухотворённости.
  2. В современном мире не теряет популярности фата, но платки постепенно также входят в число популярных аксессуаров. При помощи него можно легко выделиться из толпы однотипно одетых невест, головы которых покрыты фатами. Также платок позволяет держать лицо невесты открытым по требованию веры, а вот фата не всегда дает такую возможность. Также при наличии отступления от канона в дизайне платья платок позволяет со вкусом скрыть недочеты, и образ выглядит идеальным и целомудренным.
  3. Третья причина кроется в способности платка выгодно подчеркнуть естественную красоту невесты. Также он избавляет девушку от возникновения неловких ситуаций во время церемонии, прочно крепится на голове.

Приведенные аргументы явно склоняют сторону в пользу платка. Однако, каждая вольна делать свои выводы. Выбирая аксессуар важно помнить об основном правиле покрытия головы и открытого лица, в остальном выбор основывается на деле вкуса.

подвенечное платье для венчания в церкви

подвенечное платье для венчания в церкви

Обряд снятия фаты и платок

Свадебный день считался последним днем девичества девушки. Предки в ряде регионов наделяли день особым, магическим смыслом. Например, платки служили символами тяжелой женской доли, а фата напротив, говорила о празднике и хорошем настрое. Современные традиции претерпели изменения, и воспринимать буквально данную трактовку не стоит. Поскольку в современных семьях, по большей части, царит равноправие. Сегодня важно учесть лишь важность выбора цвета платка, который, в идеале, должен быть белым.

Новый и подходящий к платью платок способен подарить невесте уверенность в своих силах и счастье в семье. Но в современном мире многие пары забывают о традициях, которые перешли по наследству от предков. Некоторые и вовсе отказываются от проведения обряда венчания. Кто-то по религиозным мотивам, а кому-то не хочется вызывать грустные эмоции в столь важный день. Стоит помнить, что грусть в данном случае – искренняя и нужная эмоция, правда, уместна она в умеренном количестве на таком светлом мероприятии. Священники рекомендуют не проводить долго ритуал венчания и оставлять на него время в самом коне церемонии. Заканчивать таинство стоит на веселой ноте, чтобы гости разошлись в приподнятом настроении.

Кто может снимать фату невесты

Традиционный обряд снятия фаты с головы невесты имеет три возможных сценария проведения:

  • наиболее распространенным вариантом считается снятие фаты с головы невесты свекровью, матерью жениха. Обрядом свекровь принимает невесту в свою семью и соглашается быть ее наставницей;
  • при обряде снятия фаты матерью невесты есть свои нюансы. Она должна трижды попытаться совершить ритуал. А невеста 3 раза должна отмахнуться, в наигранной форме. В итоге девушка должна согласиться и после снятия фаты платок ей надевает супруг. Такое действие символизирует собой переход невесты из этапа детства во взрослую жизнь. А мать передает дочь в руки мужа, при этом давая благословение молодой семье;
  • третий вариант допускает снятие фаты самим женихом. Несмотря на то, что данный сценарий более современный, значимости своей он не теряет. Муж должен снять с волос девушки по шпильке, каждое действие, сопровождая комплиментами. Когда фата будет окончательно снята, муж надевает на голову платок, как бы принимая девушку в свою семью и взрослую жизнь.

Платок для невесты может надевать кто угодно, ритуал и значение данного торжества для церемонии брака от этого не изменится. Важно, что влияние современных традиций на детали церемонии практически не повлияли, что делает венчание поистине уникальным и таинственным обрядом.

psvadba.ru

Снятие фаты на свадьбе, трогательная традиций

Свадьба – это уникальное мероприятие, включающее в себя целый фонтан чувств и эмоций. Она одновременно и трогательная, и веселая, и романтичная. Снятие фаты  является самым эмоциональным моментом свадьбы, происходящих под пристальным вниманием всех участников.

Откуда взялся обряд снятия фаты на торжестве?

В далекие времена на свадьбе невесте расплетали косу и снимали с нее венок. Коса была символом девичества, а замужним женщинам полагалось покрывать голову платком. Именно так и поступали с невестой прямо на свадьбе. С течением времени венок сменился фатой, которую к концу свадьбы снимают и завязывают теперь уже молодой жене платок.

Как снимают фату на свадьбе?

Сценарий свадьбы может предусматривать один из таких трех вариантов снятия фаты:

  1. Это действие выполняет свекровь, таким способом принимая невестку в свою семью и признавая в ней помощницу.
  2. Фату снимает мама невесты. Совершая этот обряд, она передает свою дочку зятю.
  3. Обязанность снимания фаты возлагается на жениха. Этот вариант используется редко. Все-таки мужчины плохо разбираются в женских шпильках и невидимках, и существует вероятность того, что при снятии фаты пострадает и прическа невесты.

Обычно кто снимает фату, тот и повязывает голову невесты платком. Интересно выглядит вариант, когда мама невесты снимает фату с дочери, а свекровь после этого повязывает платок.

Так мама провожает дочь из своей семьи в семью мужа.

Эта слегка грустная традиция проводится, конечно, не в тишине. Фоном ей может служить красивая нежная музыка, а также слова ведущего, сопровождающие весь процесс снятия фаты. Гости обычно встают в круг, держа в руках зажженные свечи, в зале приглушается освещение.

В центре круга ставится стул, на который садится невеста. Можно также усадить ее на колени жениху.  Хорошим фоном для снятия фаты может служить народная свадебная песня, исполняемая гостями. Довольно часто во время этого обряда ведущий читает трогательные стихи.

Танец с фатой

После того как голову невесты повяжут платком,  она берет фату в руки и танцует со всеми незамужними девушками, держа фату у них над головой. Этим она как бы притягивает к девушкам скорую семейную жизнь. Лучше не надевать фату во время танца другим девушкам, однако если у невесты есть подруга, которой давно пора замуж, можно сделать исключение.

Иногда, по замыслу ведущего, невеста танцует и с неженатыми парнями, кладя фату парню на плечо.

По завершению танца обряд считается законченным, и молодожены могут покинуть торжество. Гости обычно еще остаются и продолжают веселиться.

Как подобрать платок для невесты

Платок нужен для того, чтобы покрыть голову невесты после снятия фаты. Не обязательно использовать для этой цели платок в традиционном понимании этого слова. Его вполне может заменить тонкий кружевной шарф, косынка из шифона или гипюра, отрез сетчатого полотна, украшенного ручной вышивкой.

Не следует откладывать приобретение платка на последний момент. Эта вещь не должна выглядеть на невесте как случайно попавшая в руки, необходимо ее сочетание с тканью платья и общим образом невесты.

Готовясь к свадьбе, нужно обязательно примерить платок, подобрать способ его завязывания, который подойдет невесте, ведь и после снятия фаты она должна выглядеть обворожительно.

Некоторые особенности свадебного обряда снятия фаты

В большинстве случаев во время снятия фаты почти все женщины на свадьбе, не исключая и саму невесту, и ее маму, начинают плакать. Чтобы не превратить свадьбу в затянувшиеся рыдания, не следует снятие фаты делать слишком длительным. И именно поэтому этот обряд лучше проводить ближе к концу свадебного торжества.

Покрывание головы невесты платком можно сделать в виде небольшого представления. Когда свекровь повязывает невесте платок, та срывает его с головы. Так повторяется два раза, а потом платок снова завязывается и уже остается нетронутым. Это символизирует покорность невесты перед свекровью. Такой обычай имеет достаточно широкое распространение в Украине.

Снятие фаты не всегда проводится на современных свадьбах, и если молодожены принимают решение провести его, необходимо предусмотреть несложный способ прикрепления фаты к прическе. Это, во-первых, позволит не испортить прическу, а во-вторых, сделает процесс снятия не слишком длительным.

Что делать с фатой после свадьбы?

Фату нельзя продавать, отдавать или одалживать, кому бы то ни было. Она должна храниться в семье молодоженов. Более того, после рождения ребенка свадебной фатой прикрывают коляску с младенцем во время прогулок на улице, защищая его таким образом от посторонних глаз.

Каждая пара выбирает способ снятия фаты, музыкальное сопровождение под этот обряд по своему вкусу. Видео, приведенное ниже, позволит увидеть, как выглядит этот процесс со стороны, и сделать правильный выбор.

Видео про снятие фаты на свадьбе

 

womee.ru

Почему невесты покрывают голову фатой?

История свадебной фаты гораздо древнее и богаче истории самого свадебного платья. Древнегреческие, а затем и римские невесты надевали для церемонии вуали жёлтого и красного цвета — как символ любви и послушания мужу. Часто девушки не просто покрывали голову, а укутывались фатой с головы до ног, чтобы спрятаться таким образом от постороннего дурного глаза.

В древней Европе браки в большинстве случаев заключались по сговору, и под фатой невесту прятали от жениха, чтобы тот до последнего не знал, как выглядит его суженая и не отказался от брака.

Фата или свадебный платок на Руси имели глубокий смысл. Что сохранилось от традиции украшать вуалью голову вступающей в брак женщины сегодня, зачем и в какой момент фату принято снимать и какие современные суеверия с ней связаны? Заглянем в будуар невесты.

Свадебная фата

Защитное покрывало

В Древней Руси невесты не просто плотной тканью покрывали голову, но и обязательно закрывали лицо. Славяне считали, что во время свадьбы невеста как бы «умирает», отрекается от прошлой своей, девичьей жизни, для семьи, в которой она родилась и выросла, и воскресает для новой жизни в новом статусе. Суженый девушки проходил во время обряда определенные церемонии для того, чтобы вернуть свою невесту из мира мёртвых, «оживлял» её для новой семьи с ним, для нового рода.

Покров закрывал голову и лицо невесты до того момента, пока она не становилась женой. После этого супруг снимал его с новобрачной, что и символизировало «воскрешение» в новом статусе — замужней женщины. Обычно после этого начинались свадебные праздничные гуляния.

Кроме того, практически у всех народов, в том числе и у славян, фата или платок являлись оберегами невинной, чистой девушки от чрезмерного внимания. Пока невеста ещё не стала женой, у неё как будто бы нет и защиты от будущего мужа и его семьи. Родные же не всегда брак одобряли, и чтобы ей в сердцах не пожелали самого страшного — отсутствия детей — девушка укрывалась под защитным покровом.

После свадьбы фату берегли и надёжно прятали, а разрешалось её достать только с рождением первенца. Люльку ребёнка укрывали тканью, чтобы оградить от тёмных сил. Имел такой балдахин и практический смысл — не пропускал громкие и пугающие младенца звуки и надоедливых насекомых.

Фата из занавески

В Средневековой Европе было модно украшать длинной вуалью остроконечные готические шляпы. Самые высокие головные уборы и самые длинные и богато украшенные вуали были у самых титулованных и благородных особ из родовитых семей. Фата расшивалась золотыми и серебряными нитями и нередко тянулась ещё на несколько метров от свадебного платья.

Такой, какой фату мы привыкли видеть сегодня — белоснежной и невесомой, — она стала примерно в XVIII веке. Кружева вошли в моду в это же время, когда ажурную вуаль надела на себя невеста Лоренса Льюиса, майора из близкого окружения президента Джорджа Вашингтона, Нелли Кастас (или Кутис). Якобы украсить таким образом фату девушка решила после того, как её будущий супруг невзначай увидел её изящный силуэт в окне за занавеской и восхитился ангельской красотой своей избранницы. Так это или нет — достоверно неизвестно, однако кружева стали самым распространенным убранством для невест по всему миру.

В ХХ веке фата стала короче и менее пышной. Такая мода была понятна в послевоенные годы повсеместной экономии и простоты. Но уже в конце столетия невесты снова смогли позволить себе выбирать короткую или длинную фату из кружева или других материалов. Разновидностей свадебной вуали стало великое множество. Её производство превратилось в отдельную промышленность.

Выбор у современной невесты огромен, и зачастую молодые девушки отказываются от фаты в пользу других головных уборов — венков, шляпок, диадем, считая кружевной покров пережитком прошлого. Однако большинство невест всё-таки предпочитает блюсти традиции предков и не только подбирают наряд в сочетании с фатой, но и следуют приметам, связанным со свадебной вуалью.

Картина Э. Лейтона «Регистрация брака». «Регистрация брака». Э. Лейтон

Суеверия и свадебная фата

Во время свадебной церемонии, проводимой согласно старинным обычаям, невесте снимают фату — после официального объявления её женой. Этот момент символизирует расставание с невинностью и готовность к материнству. Вместо невесомой белоснежной фаты на голову новобрачной надевается платок или косынка. По традиции вуаль с новоиспечённой жены должна снимать свекровь или же сам супруг.

Для этого муж усаживает девушку к себе на колени, а гости становятся рядом с горящими свечами. Свекровь снимает с новобрачной фату и шпильки, её скрепляющие, принимая таким образом новую хозяйку в свой дом. На голову молодой её мать надевает платок, что символизирует проводы новобрачной в счастливую благополучную замужнюю жизнь. Этот обряд также может совершить и сам супруг. Покрыв избранницу платком, муж целует её. Невеста обрела новый статус — законной жены.

Вокруг самого нежного свадебного убора сложилось множество суеверий. Например, считается важным сохранять фату после свадьбы, если это был первый брак и он не распался. Таким образом вуаль как бы выступает с функцией оберега, хранящего семейное счастье. Нельзя ни в коем случае надевать чужую фату на собственной свадьбе — иначе, как считают суеверные люди, невеста может повторить судьбу предыдущей владелицы фаты, и совсем не факт, что счастливую. Также категорически не рекомендуется давать мерить свой праздничный наряд перед свадьбой кому бы то ни было.

Накануне свадебного торжества нужно тщательно следить, чтобы вуаль не порвалась и не была испорчена даже на миллиметр. После свадьбы нельзя выкидывать или сжигать фату, но можно перешить её в наряд для ребёнка или куклу для него. Кроме того, по давней славянской традиции, можно использовать свадебную вуаль, когда родится ребёнок: укрывать ею коляску или сделать из неё балдахин, чтобы укрывать люльку-кроватку. Считается, что у фаты светлая энергетика, и она будет защищать младенца от сглаза.

Читайте также: Откуда появилась традиция звать на свадьбу свидетелей

www.factroom.ru

Обряд снятия фаты с невесты

Обряд снятия фаты с невесты

Свадебный обряд снятия фаты с невесты это одна из самых древних и красивых традиций. Правда проводят его не все и не везде. Самое большое распространение ритуал снятия фаты имеет в Украине и Беларуси, а вот в России он не столь популярен.

Зачем невесте снимают фату на свадьбе?

Традиция снимать фату с невесты уходит своими корнями в далекое прошлое. Только в те времена с невесты снимали не фату, а венок, увитый лентами, и расплетали косу. Ранее замужние женщины с непокрытой головой ходить не могли, ношение платка для них было обязательным, поэтому после снятия венка и расплетания косы голову новоиспеченной жене покрывали платком. Так и возник обряд снимать фату и покрывать голову недавней невесте (а теперь уже замужней женщине) платком. Церемония снятия фаты символизирует этот переход из девической жизни в жизнь семейную.

Кто снимает с невесты фату?

Обряд снятия фаты с невесты на свадьбе в классическом варианте проводит свекровь. Так как этот ритуал символизирует не только получение статуса жены, но и переход в новую семью, семью мужа. Но существует несколько способов провести этот ритуал.

  1. Как уже говорилось выше, обычно фату с невесты снимает мать жениха, взамен надевая на голову платок. В этом случае свекровь принимает в свою семью любимую сына, помогая ей перейти в роль жены.
  2. Фату с невесты снимает ее мать. Тут делается небольшая сценка – мать невесты несколько раз предлагает снять фату, а невеста не соглашается. Еще бы, фата это символ радости и праздника, а платок, который надевается взамен ее, символизирует семейную жизнь со всеми ее прелестями. Потому невеста и отказывается (трижды) от такой «сомнительной чести». Но, в конце концов, матери невесты удается уговорить дочь и снять фату. Вместо фаты голову невесты покрывают платком, делает это жених. Таким образом, мать как бы передает свою дочь в руки ее жениха.
  3. Третий способ проведения на свадьбе обряда снятия фаты с невесты предполагает работу жениха. Он и фату снимает, аккуратно вынимая из прически шпильки, и платком голову своей суженой покрывает. В этом случае муж собственноручно переводит любимую из ранга невесты в ранг жены.

Что делают после снятия фаты?

После надевания платка церемония не заканчивается. На следующем этапе нужно собрать всех незамужних девушек, присутствующих на свадьбе. Девушки выстраиваются кругом, а невеста встает в его центр, держа в руках фату. Начинает играть музыка, и пока она звучит задача невесты потанцевать со всеми девушками, держа у них над головой свою фату. Считается, что все предметы, которые связаны со счастливым, удачным замужеством, способны принести людям счастье. Церемония снятия фатыВ этом случае фата, видимо должна помочь обрести незамужним девушкам женское счастье и поскорее удачно выйти замуж. Если незамужняя подруга одна или, по мнению невесты, ей больше всех нужна удача в любви, то фата надевается на голову этой подруги.

Несколько замечаний по проведению обряда снятия фаты

После снятия фаты голову невесты положено покрыть платком. Но он не обязан быть каким-то расписным и совершенно непонятным. Это может быть легкий красивый шарфик, вышитый кусок вуали или шифона. Если собираетесь провести такой обряд, уделите время выбору платка, пусть он будет красивым и подходит к вашему свадебному наряду.

Церемония снятия фаты с невесты, конечно, красивая и трогательная, но затягивать ее не нужно – все же свадьба это событие радостное, а во время проведения обряда дамская половина гостей частенько начинает рыдать во главе с невестой. По этой же причине обряд рекомендуется проводить в конце вечера, когда приходит время провожать молодоженов.

 

womanadvice.ru

Вместо фаты — платок на всю жизнь. Свадебные традиции старообрядцев | ОБЩЕСТВО

О свадебных и семейных традициях староверов «АиФ-Казань» рассказал управделами Казанско-Вятской епархии Русской православной старо­обрядческой церкви, настоятеля храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерея Геннадия Четвергова. 

Женщине — женское

По данным замдиректора по научно-исследовательской работе музея «Остров-град Свияжск» Елены Карташёвой, история старообрядчества в Казани начинается со второй половины XVII века — эпохи раскола в Русской православной церкви. Высланные в Казань участники стрелецких бунтов поселились в Суконной слободе, где и сегодня находится единственная в городе старообрядческая церковь. Община Белокриницкого согласия была наиболее многочисленной. И сегодня Русская православная старобрядческая церковь (такое название получила эта община после 1988 года) насчитывает в Казани около 3000 человек.

«Молодёжь у нас очень мобильная, часто и много ездит в другие приходы — на праздники, на крестные ходы, — говорит отец Геннадий. —  Так завязываются знакомства». 

Геннадий Четвергов. Фото: Ольга Любимова

Для старообрядцев, создающих семью, обязателен обряд обручения. Но происходит он прямо перед венчанием. В наряде невесты, принадлежащей к старообрядческой вере, нет фаты. На обручении священник надевает на неё белый убрус – головной убор, поверх которого повязывается платок. Он символизирует подчинение мужу. Свадебный убрус обычно богато украшают вышивкой, бисером. С того момента, как невеста его надела, она не появляется перед чужими мужчинами с непокрытой головой — только в платке.

«Носить шляпу для женщины  предосудительно, это не женский головной убор, — объясняет отец Геннадий. — В Библии сказано, что женщина не должна одеваться в мужское, а мужчина — в женское». Для свадебного платья обязательны рукава, хотя бы на три четверти».

Перед венчанием невесту и жениха — каждого по отдельности дома — благословляют на брак их родители. Невесту благословляют Богородичным образом или иконой её святой покровительницы. Жениха — образом Спасителя или иконой святого мужского рода. После благословения эти образа везут в церковь. Они лежат на аналое во время венчания. После обряда пара целует обе иконы. 

Вера и самостоятельность 

Если дома нет условий  принять гостей, для свадебного застолья снимают помещение или дом. Туда приносят иконы, которыми благословили молодых, и ставят в переднем углу с восточной стороны. Перед свадебным пиром поют молитвы. «Я не бывал на свадьбах, где исполнялись бы какие-то танцы, — говорит отец Геннадий. — Тем не менее застолья у нас очень интересные, весёлые, потому что на них много поют. Исполняются и церковные песнопения, и специально написанные стихи».

В Татарстане восстановили русский традиционный костюм, который носили крестьянки Казанской губернии. На застолье первое поздравление произносит священник, венчавший пару. Он ещё раз настраивает их на правильную жизнь. А затем звучит поздравление родителей. Мужу и жене внушают, что они — половины одного целого, разорвать которое невозможно. Они должны всю жизнь хранить верность друг другу. Благодаря такому настрою, по словам священника, у старообрядцев почти не бывает разводов. 

Младенца обычно крестят на 8-й день после рождения, потому что на 8-й день дали имя Христу. Детей с младенчества приносят в церковь, но учить молитвы не заставляют. Приобщение к вере происходит исподволь. Дети наблюдают за родителями и начинают повторять за ними молитвы. По мнению отца Геннадия, предмет «История мировых религий» в светской школе не нужен. «Лучше, если о каждой религии расскажет не учитель, а представитель этой конфессии, — считает священник. – Но основная информация должна исходить от родителей. Именно они несут ответственность перед богом и людьми за то, каким вырастет их ребёнок. Родители должны передавать веру детям, не мешая самостоятельно размышлять, общаться с представителями других конфессий. 

Реплика женского костюма Казанской губернии (слева) и образец собранный из фондов Пестречинского краеведческого музея (справа).

Реплика женского костюма Казанской губернии (слева) и образец собранный из фондов Пестречинского краеведческого музея (справа).

Наряд конца XIX - начала XX века, который носили в Казанской губернии. Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ.

Наряд конца XIX — начала XX века, который носили в Казанской губернии. Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ.

Поверх сарафана женщины надевали передники или запоны, украшенные вышивкой. Запон отличался от передника тем, что завязывался над грудью, а не на талии.

Поверх сарафана женщины надевали передники или запоны, украшенные вышивкой. Запон отличался от передника тем, что завязывался над грудью, а не на талии.

ДЕвушки на выданье носили красные сарафаны, ведь красный считался цветом молодости. В Казанской губернии носили круглые сарафаны со сборкой над грудью.

ДЕвушки на выданье носили красные сарафаны, ведь красный считался цветом молодости. В Казанской губернии носили круглые сарафаны со сборкой над грудью.

Реплика зимнего костюма жительницы Казанской губернии (слева) и образец кафтана с имитацией каракуля из Пестречинского краеведческого музея.

Реплика зимнего костюма жительницы Казанской губернии (слева) и образец кафтана с имитацией каракуля из Пестречинского краеведческого музея.

Парочка, Казанская губерния, конец XIX - начало XX вв.  Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ

Парочка, Казанская губерния, конец XIX — начало XX вв. Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ

Сарафанный комплекс, Казанская губерния, Лаишевский уезд, середина XIX в. Реплика

Сарафанный комплекс, Казанская губерния, Лаишевский уезд, середина XIX в. Реплика

Оригинал фартука из Пестречинского краеведческого музея.

Оригинал фартука из Пестречинского краеведческого музея.

Образец русского костюма XIX века из собрания Пестречинского краеведческого музея.

Образец русского костюма XIX века из собрания Пестречинского краеведческого музея.

Старожилы из сёл, где носили русские костюмы, подсказывали мастерам, как лучше собрать костюм из разрозненных вещей, хранящихся в Пестречинском краеведческом музее.

Старожилы из сёл, где носили русские костюмы, подсказывали мастерам, как лучше собрать костюм из разрозненных вещей, хранящихся в Пестречинском краеведческом музее.

А вот и оригинал рубашки, хранящийся в Пестречинском краеведческом музее.

А вот и оригинал рубашки, хранящийся в Пестречинском краеведческом музее.

kazan.aif.ru

Кавказский Узел | «Пусть молодая невеста будет такой же белой, как накинутый на нее белый шарф». О покрывале невесты

«Пусть молодая невеста будет такой же белой, как накинутый на нее белый шарф». О покрывале невесты

16:05, 24 апреля 2013

Свадебное покрывало невесты (условно, аналог фаты) – одна из интересных и семантически насыщенных деталей девичьего свадебного наряда,  манипуляции с ней и прежде всего – ритуальное снятие покрывала – существовали почти у всех народов Кавказа.

Как известно, в традиции черкесов и осетин, азербайджанцев и карачаевцев, даргинцев и грузин Мегрелии невестка приходила в дом жениха с покрытой головой. Иногда – с закрытым лицом.  До «большой свадьбы» невеста находилась в своей комнате (домике) и встречала гостей, зашедших ее поздравить, только с покрытой головой.

Покрывало снималось в ходе церемонии, совершавшейся в доме родителей жениха. Снять покрывало поручалось особо избранному лицу, и часто «сниматель» пользовался кинжалом, шашкой или стрелой.

 У черкесов обряд снятия покрывала назывался хъытех (хьы — ‘сетка’, техын — ‘снимать’). Сни­мание платка осуществлялось стрелою, и тот, кто совершал опера­цию, именовался «снимателем» (хъытех). Это считалось  почетным, ответственным, но в то же время и опас­ным делом. Выбрать кандидатуру хъытех было непросто — родственники жениха иногда специально ходили по аулу, долго улаживали вопрос с родителями того или иного молодого человека или девушки, выбранной ими для этой почетной обязанности.  

Девушка или женщина-хъытех снимала платок с головы невесты при помощи стрелы и по возможности быстро. Мужчины для той же цели использовали обнаженные кинжал или саблю, на острие которых моздокские кабардинцы иногда насаживали ломоть хлеба или кусок чего-нибудь съестного. Этнографические описания черкесов кон­ца XIX в.- начала ХХ века содержат информацию, согласно которой в Кабарде покрывало с невесты снимала одна из девушек, находившаяся при ней в доме родителей жениха, за что и получала его в подарок после свадьбы. В роли «откры­вателей» лица невесты при знакомстве и одаривании последней гос­тями могли выступать участвовавшие в торжестве женщины, старухи; обычно они снимали покрывало рукой.  У шапсугов, одной из черкесских субэтнических групп, шарф с невесты снимала свекровь.  Известный этнограф М.Меретуков в своей книге писал:

«Когда невесту вводили в комнату, свекровь осыпала ее сухариками, орехами и мелкими монетами. Затем набрасывала на нее белый шарф, и какая-нибудь старуха из присутствующих произносила молитву – пожелание: «Пусть с приходом невесты с дом новобрачного будут связаны счастье и радость. Пусть молодая невеста будет такой же белой, как накинутый на нее белый шарф. Пусть она и муж ее долго живу вместе». Свекровь снимала с невесты шарф концом ножниц или ножа, вешала на дверной косяк и трижды трясла дверью».

Возможно, так выглядела черкесская невеста в начале ХХ века.

А так — невесты в Дагестане в конце XIX-начала Ххв. 

У абхазов при знакомстве и одаривании невесты гостями в брачном домике  тонкую кисею с ее лица приподнимала одна из подружек либо дочь кормилицы. Через  7—14 дней после свадьбы проводился обряд «ввода невесты в большой дом», где покрывало невесты снимал товарищ жениха с помощью кинжала (позднее он становился как бы близким родственником молодой четы). В это же время старший мужчина дома благословлял невесту и обращался с молитвой к покровителю дома с просьбой ниспослать молодой много детей.

У карачаевцев и балкарцев обряд «снятия шали» совершался при вводе невесты в дом родителей жениха, либо через несколько дней по завершении свадебного пи­ра, когда новобрачный устраивал угощение для женской части аула. Открывал лицо невесты доверенный жениха — при­ятель или родственник, используя кинжал, рукоять плетки, «палку, обмотанную с конца шелковою материею», либо просто рукой, обя­зательно правой — приносящей счастье. Исполнивший этот обряд становился родственником новобрачных». Шаль, снятую с молодой, он мог бросить на стоявших рядом девушек. После этого гостям и родственникам демонстрировали приданое невесты, а сама она получала право участвовать в хозяйственной жизни семьи.  

У осетин невесту накрывали шалью при вводе в дом жениха и после размещения ее в углу особой комнаты. С этого момента молодая свободно общалась только с ша­фером (къухылхæцæг, назначался из числа родственников и друзей жениха). Шафер производил обряд приобщения невесты к очагу ее нового дома, сводил ее со свекровью. Последняя ожидала жену сына с чашкой, наполненной медом и маслом. Невестка и свекровь уго­щали друг друга данной смесью, при этом шафер немного припод­нимал завесу с лица девушки.

В 1930-40-ее годы стали проводиться кампании за новые свадьбы, в которых не было бы места свадебному покрывалу невесты.

Пресса тех лет (например, «Социалистическая Осетия», 16 мая 1940 г.) предлагала новую модель свадьбы: «Мы за свадьбу, но по совести, с равноправием, чтобы невеста не стояла в углу как монумент, а чтобы она веселилась, танцевала, пела, играла, как и все…».

Что стало с «покрывалом невесты» на Северном Кавказе в 1960-1970-е, почему оно по большому счету никогда не уходило из свадебного наряда, а сегодня возвращается (или нет?) в современных и модных вариантах – читайте дальше… 

www.kavkaz-uzel.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *