Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
Джордж Оруэлл
politicsslashletters.liveБританский писатель и публицист. Автор антиутопии «1984» и сатирической повести «Скотный двор», критикующих тоталитарное общество. Жил и творил в XX веке.
- Никогда не используйте метафору, сравнение или другой речевой оборот, который вы часто видите на бумаге.
- Никогда не употребляйте длинное слово там, где можно обойтись коротким.
- Если можно выбросить слово, всегда избавляйтесь от него.
- Никогда не употребляйте пассивный залог, если можно использовать активный.
- Никогда не используйте заимствованные слова, научные или профессиональные термины, если их можно заменить лексикой из повседневного языка.
- Лучше нарушить любое из этих правил, чем написать нечто откровенно варварское.
Курт Воннегут
Один из самых влиятельных американских авторов прошлого века. Многие работы Воннегута вроде «Сирен Титана» и «Колыбели для кошки» стали классикой гуманитарной фантастики.
- Используйте время совершенно незнакомого человека так, чтобы оно не казалось ему потраченным напрасно.
- Давайте читателю хотя бы одного героя, за которого хочется болеть душой.
- Каждый персонаж должен желать чего-то, пусть это всего лишь стакан воды.
- Каждое предложение должно служить одной из двух целей: раскрывать героя или двигать события вперёд.
- Начинайте как можно ближе к финалу.
- Будьте садистом. Какими бы милыми и невинными ни были ваши главные герои, поступайте с ними ужасно: читатель должен увидеть, из чего они сделаны.
- Пишите, чтобы угодить только одному человеку. Если вы откроете окно и займётесь, так сказать, любовью со всем миром, ваша история подхватит пневмонию.
Майкл Муркок
Современный британский писатель, очень популярный среди поклонников фэнтези. Ключевая работа Муркока — многотомный цикл об Элрике из Мелнибонэ.
- Своё первое правило я позаимствовал у Теренса Хэнбери Уайта, автора «Меча в камне» и других произведений о короле Артуре. Оно было таким: читайте. Читайте всё, что попадается под руку. Я всегда советую людям, желающим писать фэнтези, или научную фантастику, или любовные романы, перестать читать эти жанры и взяться за всё остальное: от Джона Баньяна до Антонии Байетт.
- Найдите автора, которым восхищаетесь (моим был Конрад), и копируйте его сюжеты и героев для собственной истории. Будьте художником, который подражает мастеру, чтобы научиться рисовать.
- Если пишете сюжетно-ориентированную прозу, представляйте главных героев и основные темы в первой трети. Можете называть её введением.
- Развивайте темы и героев во второй трети — развитии произведения.
- Завершайте темы, раскрывайте тайны и прочее в финальной трети — развязке.
- Когда возможно, сопровождайте знакомства с героями и их философствования различными действиями. Это помогает сохранить драматическое напряжение.
- Кнутом и пряником: герои должны быть преследуемы (одержимостью или злодеем) и преследовать (идеи, объекты, личностей, тайны).
Генри Миллер
flavorwire.comАмериканский писатель XX века. Прославился такими скандальными для своего времени произведениями, как «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна».
- Работайте над чем-то одним, пока не закончите.
- Не нервничайте. Работайте спокойно и с радостью, чем бы вы ни занимались.
- Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время.
- Когда не можете творить, работайте.
- Цементируйте понемногу каждый день, вместо того чтобы вносить новые удобрения.
- Оставайтесь человеком! Встречайтесь с людьми, посещайте разные места, выпивайте, если хотите.
- Не превращайтесь в ломовую лошадь! Работайте только с удовольствием.
- Отступайте от плана, если вам это необходимо, но возвращайтесь к нему на следующий день. Фокусируйтесь. Конкретизируйте. Исключайте.
- Забудьте о книгах, которые хотите написать. Думайте только о той, что пишете.
- Пишите быстро и всегда. Рисование, музыка, друзья, кино — всё это после работы.
Нил Гейман
Один из известнейших фантастов нашего времени. Из-под его пера вышли такие работы, как «Американские боги» и «Звёздная пыль». Впрочем, экранизировали не только их.
- Пишите.
- Добавляйте слово за словом. Найдите подходящее слово, запишите его.
- Закончите то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, доведите начатое до конца.
- Отложите записи в сторону. Прочтите их, как будто делаете это впервые. Покажите работу друзьям, которые любят что-то подобное и чьё мнение вы уважаете.
- Запомните: когда люди говорят, что что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы. Когда они объясняют, что именно не так и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
- Исправьте ошибки. Помните: вам придётся отпустить работу ещё до того, как она станет идеальной, и начать следующую. Стремление к совершенству — это погоня за горизонтом. Двигайтесь дальше.
- Смейтесь над своими шутками.
- Главное правило письма: если вы творите с достаточной уверенностью в себе, можете делать что угодно. Это также может быть правилом всей жизни. Но для письма оно подходит лучше всего.
Антон Чехов
moiarussia.ruМастер короткой прозы и классик русской литературы, который едва ли нуждается в представлении.
- Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные.
- Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи.
- Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь безусловно грамотен и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов дороги и маленькие.
- Если хочешь писать, то поступай так. Избери сначала тему. Тут дана тебе полная свобода. Можешь употребить произвол и даже самоуправство. Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены.
- Давая волю фантазии, придержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой.
Зэди Смит
www.reduxpictures.comСовременная британская писательница, автор бестселлеров «Белые зубы», «Собиратель автографов» и «О красоте».
- Если вы ещё ребёнок, убедитесь, что много читаете. Тратьте на это больше времени, чем на что-либо ещё.
- Если вы взрослый, старайтесь читать свои работы так, как это делал бы незнакомец. Или ещё лучше — как читал бы их ваш враг.
- Не возвышайте своё «призвание». Вы либо можете писать хорошие предложения, либо нет. «Писательского образа жизни» не существует. Важно только то, что вы оставляете на странице.
- Между письмом и редактурой делайте существенные паузы.
- Пишите на компьютере, который не подключён к интернету.
- Защищайте рабочее время и пространство. Даже от самых важных для вас людей.
- Не путайте почести и достижения.
Читайте также
- Как и зачем редактировать текст: руководство с примерами →
- 21 сервис и приложение, которые помогут вам написать книгу →
- Как написать остросюжетный роман: инструкция от Станислава Лема →
- 96 книг, которые Стивен Кинг рекомендует начинающим писателям →
- Всё, что нужно знать писателям, за 10 минут: советы Стивена Кинга →
Как стать хорошим писателем
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Создать хорошее произведение может каждый, кто прислушается к советам известных писателей.
Для того, чтобы написать произведение, которое будет иметь широкий круг читателей, нужно иметь большую практику и знать азы писательского мастерства. В этом нам помогут советы великих писателей, которые поделились своими «рецептами» по написанию хорошей книги.
Сегодня, в Международный день писателя, AdMe.ru публикует цитаты, которые может взять на вооружение каждый творческий человек.
Стивен Кинг
Король ужасов издал немало выдающихся бестселлеров. Его творение «Как писать книги» сочетает в себе мемуары, мысли писателя, программу и установку для юных талантов. Книга была написана после того, как Стивена сбил автомобиль. После такого события он пересмотрел многие вещи в своей жизни.
- Описание начинается в писательском воображении, а заканчивается — в читательском.
- Все, о чем я вас прошу, — это старайтесь писать получше и помните, что писать наречия — человеческая слабость, писать «он сказал» или «она сказала» — совершенство богов.
- Начинается все вот с чего: поставьте стол в углу и каждый раз, когда принимаетесь писать, напоминайте себе, почему он не в середине комнаты. Жизнь — это не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот.
- Давайте скажу прямо? Если у вас нет времени на чтение хороших книг, то нет времени (и навыков) для письма. Все просто.
Нил Гейман
Английский писатель-фантаст дает своим неопытным коллегам ряд полезных советов, которые дают представление, как научиться писать книги. Вот список этих рекомендаций:
- Пишите все время.
- Находитесь в постоянном поиске нужного слова и записывайте его.
- Всегда доводите ваш труд до конца.
- Сохраняйте свежий непредвзятый взгляд на вашу литературу. Читайте, будто видите произведение впервые в жизни. Покажите его своим друзьям и знакомым, которые знают толк в книгах такого жанра.
- Следует учитывать, что если вашему читателю что-то не нравится в тексте, то он в большинстве случаев говорит разумную вещь. Но когда начинает давать совет и уточнять, что именно не так, то зачастую ошибается.
- Исправляйте свои творения. Знайте, что до того, как ваше произведение будет отшлифовано до идеала, вам придется оставить его и начать писать другое.
- Наслаждайтесь своим остроумием.
- Следует помнить, что вера в себя и уверенность в том, что вы все делаете правильно, помогут воплотить в жизнь все что угодно. Пишите ваше произведение максимально искреннее и так хорошо, как вы это можете делать.
Рэй Брэдбери
В книге Брэдбери «Дзен в искусстве писательства» имеются как советы по созданию своего собственного стиля и стратегии поведения с издателями, так и некоторые моменты из биографии самого автора. «Дзен…» поистине можно назвать настольной книгой любого начинающего деятеля литературы, ведь это произведение пронизано невероятной жизненной мудростью.
- Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам — просто заставьте их следовать за вами.
- Читайте те книги, которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба.
Курт Воннегут
Американский писатель в своем творении «Табакерка Багомбо: Несобранные рассказы» озвучил основные советы писателям для создания коротких рассказов:
- Не тратьте зря время, которое вам выделил незнакомый читатель.
- Создайте героя, к которому легко привыкнет ваш читатель.
- Каждый герой вашего рассказа должен желать чего-либо, пусть это даже всего лишь стакан воды.
- Предложение должно либо показывать характер героя, либо описывать действие.
- Пусть начало рассказа будет близким к логическому завершению.
- Проявляйте садизм по отношению к вашим персонажам. Сделайте так, чтобы с вашими героями случались невероятно ужасные вещи, чтобы читатель смог полностью оценить их.
- Пишите так, будто делаете это для одного человека, поскольку, стараясь понравиться всем, вы подписываете вашей истории смертный приговор.
- Не стоит сохранять интригу, давайте информацию всю и сразу. Если тараканы съедят последние страницы вашего произведения, ваш читатель должен быть в состоянии самостоятельно закончить рассказ.
10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт
Книга Энн Ламотт «Птица за птицей» запомнилась мне многим. Во-первых, у Энн получилось очень интересно рассказать историю своей жизни. Во-вторых, в книге действительно много полезных советов для писателей, которые можно применить на практике. Глупо было бы верить советам писателя, книга которого откровенно не удалась или была бы неинтересной.
Найти советы начинающим писателям совсем не сложно. Только на Лайфхакере таких статей уже гораздо больше, чем несколько. Поэтому я постарался выбрать самые интересные, а главное, ранее неизвестные советы. Пришлось практически второй раз перечитать книгу, но это того стоило.
Вам не всегда будет нравиться то, что вы пишете
В девяти случаях из десяти мне не нравится то, что я пишу. Когда я перечитываю черновики и статьи, которые писались в стол, мне становится немного не по себе. К сожалению, другого способа становиться лучше не существует. Для того чтобы совершенствоваться, вам потребуется очень много писать. И далеко не всегда результат будет вам нравиться. Это нормально.
Публиковаться не так важно, как думают многие
Это примерно как думать, что чайная церемония нужна ради чая. На самом же деле церемония нужна ради церемонии. Так и с писательским делом.
Творчество нужно писателю само по себе — чтобы писать. Не стоит стремиться к тому, чтобы вашу книгу или статью опубликовали.
Публикация явно должна быть в списке ваших приоритетов, но не ставьте её на первое место. Пишите ради того, чтобы писать.
Хорошо писать — значит рассказывать правду
Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле всё не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.
Если не знаете, о чём писать, начните с детства
Пишите о самом начале. О том времени, когда вы только начали осознавать себя и мир вокруг. Если ваше детство было плохим — получится мрачный рассказ, если хорошим — получится яркая и красочная история. Однако, независимо от того, каким было ваше детство, поначалу результат вашего труда всё равно будет ужасным, но главное — это начать.
Любой, кто пережил детство, набрал достаточно материала на всю оставшуюся жизнь.
Фланнери О’Коннор
Когда вы начнёте вспоминать о всех подробностях детства, материала может стать настолько много, что вы не поймёте, как вообще можно обо всём написать. В таком случае сужайте рамки и пишите об отдельных событиях, временных периодах или людях.
Садитесь писать в одно время каждый день
Ламотт говорит о том, что такой ритуал приучит подсознание включаться в творческую деятельность. Садитесь за стол в 9 часов утра, или в 7 вечера, или в 2 часа ночи — когда вам больше нравится. Первый час вы наверняка просто будете смотреть на белый лист бумаги или экран компьютера, как идиот. Потом вы начнёте качаться из стороны в сторону. Потом вам захочется поковыряться в носу — не стоит этого избегать. Вы начнёте хрустеть пальцами, потягиваться, гладить кошку, грызть ногти или кусать губу. И лишь потом вы, возможно, сможете начать писать. Дотерпите до этого момента.
Писать лучше маленькими порциями
Если вы задумали невероятный труд, то из-за страха перед его размером вы можете впасть в ступор. Пишите маленькими порциями. Не бойтесь брать паузы и отдыхать.
Писать роман — это как вести машину ночью. Видишь только то, что фары выхватывают из темноты, и всё же так можно проделать весь путь.
Эдгар Доктороу
Вам не обязательно сразу же видеть всю дорогу — достаточно ближайшей пары метров. Так и в писательстве: не старайтесь осилить всё и сразу, а пишите маленькими порциями — так вы не сойдёте с ума.
Не бойтесь отвратительных набросков
Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Но это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое.
Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик.
Перфекционизм — враг писателя
Желание сделать идеально будет преследовать вас постоянно. С одной стороны, это хорошо, с другой — перфекционизм убивает в тексте жизнь. Стараясь избавиться от ненужного мусора, вы будете черкать, уменьшать и менять текст до тех пор, пока он не станет сухим и безжизненным. Знайте меру.
Автор должен располагать к себе
Вспомните о своих любимых актёрах. У каждого из вас точно наберётся парочка. Вы наверняка готовы смотреть даже самый ужасный фильм, если там снимается ваш любимчик, верно? Да что уж там, вы бы и прогноз погоды смотрели без остановки, веди его ваш любимый актёр.
С писательством так же. Вы как автор должны располагать к себе.
Если ваш взгляд на жизнь совпадает со взглядами читателя и у вас получается выражать те мысли, которые тоже приходили читателю в голову, то ему уже не так важно, что происходит в вашей книге. Он будет читать её в любом случае.
Опробуйте на ком-то свой материал
Найдите хорошего друга, родственника или коллегу и попросите его беспристрастно оценить то, что вы написали. Им не обязательно тоже быть писателями, ведь вы наверняка пишете для обычных людей. Стороннему глазу гораздо легче увидеть все недостатки и просветы в вашем тексте, а они там есть, не сомневайтесь.
Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!
20 писательских ошибок: как написать книгу, которая не понравится никому
«Как написать книгу, чтобы ее не издали», недавно изданная на русском языке, выгодно отличается от большинства учебников по писательскому мастерству. Здесь ни разу не упоминается поиск духовного пути или освобождения внутреннего чего-нибудь. Что еще ценнее — выбранный формат вредных советов оказывается чем-то большим, чем просто игрой с формой. Авторы действительно прочитали очень много плохих рукописей от начинающих авторов и пишут о наболевшем. Неудивительно, что изложение почти всех из двух сотен описанных здесь ошибок воспринимается довольно свежо. Для вас мы отобрали из них 20 самых-самых
Ключевые ошибки начинающих писателей
- Если бы советы Стивена Кинга по писательскому мастерству и вправду работали, мы все писали бы сейчас захватывающие романы, и каждый из них становился бы бестселлером. Однако совершенно очевидно, что ваш внутренний художник делает ошибки, как и внутренние художники всех остальных. Более того, пытаясь создать роман по советам из учебников, писатель часто чувствует, что теряет собственный голос, ограничивает свое воображение. К тому же на каждое «правило», представленное в этих учебниках, можно легко найти исключения в виде очень успешных произведений.
- Избегайте сцен, которые служат лишь декорациями и в которых герой размышляет над своим прошлым. У него будет масса возможностей подумать об этом в других эпизодах, более насыщенных событиями.
Объем того, что можно вырезать, неограничен
- Конечно, вы должны знать все о своем персонаже, но в редких случаях действительно нужно делиться всем этим с читателем. Говоря «редко», мы имеем в виду «никогда»
- Если вы увязли во вводной справочной информации, рассмотрите этот проверенный временем метод. Выберите ключевую сцену, и пускай она открывает собой ваш роман. Поместите персонаж в центр конфликта, чтобы мгновенно вовлечь читателя. Это может быть первое захватывающее событие в романе, но может быть и кульминация: большая перестрелка, стерилизация, массовое самоубийство… Тогда вся оставшаяся книга понадобится вам для того, чтобы показать, с чего началось все это безобразие. Как только история станет набирать обороты, вы сможете приостановить действие, чтобы ввести читателя в курс дела. Вот тогда и сообщайте ему любую необходимую справочную информацию.
- Было время, когда книгу удавалось продать только потому, что ее автор побывал в далеких краях и решил рассказать об увиденном. Этот автор — Марко Поло, а время — XIII век.
- Вам труднее, чем Богу. В реальной жизни, как бы невероятно что-то ни звучало, мы не сомневаемся в фактах, будь то смерть Уильяма Шекспира и Мигеля де Сервантеса в один день в 1616 году или человек, в которого пять раз ударяла молния. Ничто не подорвет наше доверие до такой степени, чтобы мы оставили этот мир и отправились искать новый, более убедительный. Но писатель себе такой роскоши позволить не может. Когда в романе происходит какое-то невероятное событие, наша вера в него зависит от того, насколько писателю удалось создать мир, где это событие покажется вероятным. Что герою может показаться счастливой случайностью, то для читателя должно быть в некоторой степени неизбежным.
- Сцена в транспорте, когда герои добираются куда-то, где что-то, возможно, произойдет наконец, получила в романах такое распространение, что мы считаем ее почти заразной. В результате этой поездки что-то интересное случится с героями с той же долей вероятности, с какой именно ваш номер сам собой будет набран на незаблокированном телефоне в кармане у незнакомца.
- Объем того, что можно вырезать, неограничен.
- Читать о том, как персонаж во сне строит стену из кирпичей страдания, так же увлекательно, как слушать пересказ снов незнакомца. Одного сновидения на роман вполне достаточно. Но когда будете вносить финальные правки, вырежьте и его.
- НИКОГДА не допускайте, чтобы одни и те же события происходили в одном и том же месте. Ни при каких обстоятельствах мы не хотим читать о том, как герой снова и снова ходит на собеседования и снова, и снова получает отказы. Также мы не хотим читать и о череде неудачных свиданий, которыми вы стремитесь подчеркнуть невезение в любовных делах. Это работает в кино, когда три сцены пролетают на экране за три секунды, но не в романах. Даже если в этой предыдущей сцене они убили Годзиллу или уничтожили атомную станцию, это все равно остается той же самой сценой, а вовсе не чем-то новым
- К сожалению, единственный человек, который обычно интересуется детством героев, — это сам автор неизданного романа.
- Все, что привлекает внимание к автору в ущерб произведению, — признак плохой книги.
- Не пытайтесь заставить читателя отнестись к диалогу восторженно, с удивлением, испуганно или с юмором, обозначая характер всех глаголов говорения. Если диалог не завораживает, то эти заявления будут только раздражать.
- Какая ирония, нет никакой надобности указывать читателю на иронию. Если она в вашем тексте присутствует, читатель ее заметит.
- Когда герои рассказывают друг другу о холодящих душу преступлениях, сексуальных шалостях или планах по свержению правительства, они порой не обращают внимания, что находятся в машине с тремя незнакомцами. Незнакомцы же, в свою очередь, не вмешиваются. Но не потому, что им свойственна нездоровая вежливость, а потому что автор про них забыл.
- В неопубликованных романах герои рассказывают друг другу о том, что и без того прекрасно знают. Ничто не принимается как само собой разумеющееся: друзья не дают персонажу забыть, как у него появилось дружеское прозвище; коллеги пересказывают, как вместе пришли на работу; супруги напоминают друг другу, что женаты. Незнакомцы нравятся многим из нас именно потому, что не нужно выслушивать истории их жизни и терпеть непрекращающийся поток мыслей. Если автор и хочет показать нам внутренний мир героя, перед самим героем такой задачи не стоит. Если кто-то ни с того ни с сего начинает рассказывать незнакомцу об успехах в своем лечении, скорее всего, это потому, что человек всеми отвергнут и, кроме незнакомцев, никто вообще не станет с ним говорить.
- Не увлекайтесь мемуарами и буквальными совпадениями. Если роман слишком уж напоминает жизнь автора, он часто теряет столь ценную для читателя магию эскапизма.
- Когда точке зрения каждого присутствующего в помещении уделяется равное количество времени, это уже не роман — это фокус-группа.
- Начинающие авторы приходят к написанию романа с целым рюкзаком мыслей и чувств, в запасе у них миллион наблюдений над жизнью. Годами непубликуемые, они держали все это в себе. С друзьями или коллегами не поболтаешь ни с того ни с сего о высоких материях, да и кому вообще это интересно. И вот автор, дорвавшись до рукописи, выплескивает все накопленное. Тут начинающему писателю стоит помнить о том, что читатели точно такие же люди, как его друзья и коллеги, и не желают слушать всю эту ерунду.
- Один раз обозначьте актуальную для героя мысль — и успокойтесь. Читатели понимают, что, если герой передумает, автор им сообщит.
200 советов для писателей
Как быть писателем? Это главный вопрос, который многих интересует.
Англоязычный блог для начинающих писателей WriteToDone составил список из 201 совета, которые призваны помочь молодому автору, и разбил их на тематические блоки.
КАК БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ: 201 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
Блок первый: Как выработать в себе успешный настрой?
1. Будьте открытыми, любопытными, вовлечёнными в жизнь и проживающими каждый её момент.
2. Принимайте все формы критики и научитесь расти, исходя из неё.
3. Живите со страстью.
4. Говорите всем: «Я писатель».
5. Признайте свой страх и преодолейте его.
6. Переосмыслите понятие «нормального».
7. Проверяйте, верны ли ваши умозаключения.
8. Не принимайте оправданий.
9. Вырвитесь из вашей зоны комфорта.
10. Подходите к писательству с благодарностью, нежели как к делу, которое «должно» быть сделано.
11. Рискуйте – не бойтесь шокировать. Вы не тот, кем вы себя считаете.
12. Всегда думайте о своих читателях.
13. Научитесь ЛЮБИТЬ писать и читать.
14. Пишите так, будто вы на первом свидании.
15. Просто позволяйте вещам быть тем, чем они являются.
16. Приобретайте как можно больше нового опыта в как можно более короткий промежуток времени.
17. Любите свои инструменты. Словами известной наклейки на бампер: «Моя перьевая ручка пишет лучше, чем ваш отличник!».
18. Примите вашу теневую сторону. Изучите, какие свои черты и характеристики вы не хотите раскрывать.
19. Пишите, чтобы будоражить ум и нервы.
20. Помните: если вы в чём-то не уверены, значит, вы этого не знаете.
21. Знайте, когда уйти – и когда вернуться.
22. Верьте в то, что вы писатель.
23. Регулярно что-нибудь разрушайте. Пикассо говорил: «Каждый акт создания – это, в первую очередь, акт разрушения».
24. Никогда не воспринимайте рутинный опыт как должное.
25. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Здоровое тело способствует креативности.
26. Будьте собой. Нет нужды искать вдохновения в ком-то другом.
27. Никогда не сдавайтесь.
Блок второй: Как развить мастерство писателя?
28. Используйте простые, повествовательные предложения.
29. Избегайте пассивного залога.
30. Ограничьте использование прилагательных и наречий.
31. Будьте проще.
32. Не лейте воду.
33. Не пишите слишком много.
34. Не переусердствуйте с описаниями (мест, людей и т.д.).
35. Проверяйте каждое длинное слово на предмет того, нельзя ли его заменить более простым аналогом.
36. Если вы примерно представляете себе, как вы хотите закончить часть, которую вы пишите сейчас, попробуйте начать оттуда и посмотреть, чем это обернётся.
37. Избегайте трёх слабых слов, помимо прямой необходимости: «Если», «Но», «Не мочь».
38. Никогда не спасайте своего героя.
39. Практикуйте однозадачность. Установите таймер, чтобы писать, не прерываясь.
40. Работайте над мощными заголовками.
41. Начинайте с метафор и историй.
42. Пишите первое предложение или заголовок последними.
43. Пишите исключительно от всего сердца и избегайте копировать других.
44. Подумайте дважды, прежде чем включить в текст нецензурное слово.
45. Спросите себя: «Можно ли превратить это в список?». Придумайте хотя бы пять вещей, которые вы можете перечислить о том, что пишите.
46. Пользуйтесь правилом мини-юбки: пусть ваша история будет достаточно длинной, чтобы покрыть всё важное, но достаточно короткой, чтобы вызвать интерес.
47. Пишите маленькими параграфами, чтобы быстрее подобраться к делу.
48. Представляйте перед собой человека, к которому обращаетесь: что отражается в его глазах, когда он это читает? Что бы он первым делом сказал вам в ответ?
49. Делайте то, что работает для вас.
50. Всегда называйте лопату лопатой. И ни в коем случае – садовым инструментом с длинным древком!
51. Попробуйте писать неаккуратно. Если вы перестанете волноваться об ошибках (за что ответственно левое полушарие мозга), мысли будут течь легче (правое полушарие).
Блок третий: Как приобрести хорошие писательские привычки?
52. Делайте упражнения или хотя бы разминку в перерывах между писательством.
53. Создайте график работы для вашего проекта и придерживайтесь его.
54. Отмечайте идеи для дальнейшего развития сюжета, прежде чем оставить работу до завтра.
55. Находите время для писательства где угодно, когда угодно.
56. Держите под рукой копию «Странка и Уайта» («Элементы стиля», авторства Уильяма Странка и Элвина Уайта, является одним из самых популярных англоязычных пособий по литературному стилю – прим. пер.).
57. Ведите журнал работы, чтобы иметь возможность анализировать свой прогресс.
58. Пишите на некрасивой бумаге, чтобы обхитрить ваш мозг: так он поверит в то, что не всё должно быть идеально.
59. Пишите, когда устали.
60. Перепишите по памяти какую-нибудь хорошую историю, которую вы когда-то читали, а затем сравните полученное с оригиналом. Оцените разницу и извлеките из неё урок.
61. Практикуйте сжатие. Напишите краткое содержание вашей истории и затем сократите и его тоже. Затем ужмите краткое содержание краткого содержания. Это очень помогает – добраться до остова истории и раскрыть, о чём она рассказывает на самом деле.
62. Сделайте писательство приоритетом в жизни. Если вы утверждаете, что оно так важно для вас, докажите это тем, как вы распределяете своё время.
63. Пишите, когда не чувствуете вдохновения.
64. Небольшой трюк, чтобы заставить себя начать: вам нужно уделить писательству всего 15 минут в день.
65. Используйте колоду из карточек, чтобы начать писать книгу. На каждой напишите предмет или идею. Затем расположите в нужном порядке и опишите каждую, чтобы создать первый набросок.
66. Каждый день заставляйте себя отключиться от внешнего мира хотя бы на время: отключайте телефон, плеер, музыку, электронную почту, твиттер – любые разговоры с другими людьми.
67. Установите лимит на каждую писательскую сессию, а также цель – сколько вы должны успеть сделать за это время.
68. Не бойтесь перерыть словарь в поисках Того Самого Слова, которое подойдёт для предложения лучше, чем то, что стоит там на данный момент.
69. Купите маленький блокнот и ручку, чтобы везде носить их с собой.
70. Хватит переходить по ссылкам – идите писать! Прямо сейчас.
71. Поставьте таймер и заставьте себя (даже если это не станет вашей лучшей работой) написать историю за строго установленный промежуток времени.
72. Читайте хорошую литературу.
73. Пишите на рассвете.
74. Прочитайте «Сол Стейн о писательстве» от корки до корки.
75. Регулярно читайте блог WriteToDone (или же нашу группу =) – прим. пер.).
76. Используйте функцию голосовой записи на телефоне, чтобы фиксировать неожиданно пришедшие в голову идеи или правильные слова – но только не в душе.
77. Пишите в простом текстовом редакторе.
78. Вовлекайте в разговор незнакомцев. Затем пишите о них по памяти, описывая человека, окружающую обстановку и сам разговор.
79. Всегда задавайтесь вопросом: «А что, если…».
80. Ведите диалог со своими персонажами.
81. Вступайте в писательские челленджи.
82. Пишите по 15 минут в день. Каждый день.
83. Пейте больше воды во избежание слабости.
84. Включайте оперную музыку на фоне – или любую другую, которая подходит вашей истории.
85. Начинайте писать заранее – а не за несколько часов до дедлайна.
Блок пятый: Как стать писателем?
101. Устанавливайте для себя лимиты слов и пишите, следуя им.
102. Набросайте контур вашей работы. А затем заполните его.
103. Каждый день открывайте для себя новое слово.
104. Пишите в сотрудничестве с кем-то.
105. Прочитайте «Слова, которые работают» Франка Лунца.
106. Читайте больше о копирайтинге и контент маркетинге.
107. Имейте в виду то, что пишите, и пишите то, что имеете в виду.
108. Напишите о том, о чём уже писал кто-то ещё.
109. Разминайте пальцы при письме.
110. Выучите иностранный язык настолько хорошо, чтобы на нём думать.
111. Напишите историю своей жизни.
112. Спите по ночам столько, сколько вам необходимо.
113. Если мысли путаются, вздремните на 15 минут.
114. Черпайте силу в эмоциях.
115. Пишите так, как будто вам нужно встать и прочитать эту статью перед аудиторией в тысячу человек. Стали бы они её слушать или же ушли домой?
116. Пишите в различных жанрах: посты для блога, короткие истории, эссе.
117. Читайте книги по грамматике.
118. Позвольте себе слабо написанный первый набросок.
119. Старайтесь хорошо питаться. Если вы едите только фастфуд и полуфабрикаты, ваши мыслительные способности также страдают, и вы не способны писать так хорошо, как могли бы.
120. Обязательно прочитайте «Путь художника» Джулии Кэмерон.
121. Если не можете написать книгу, напишите пост в блог.
122. Если не можете написать пост, напишите комментарий.
123. Пишите, не отвлекаясь ни на что.
124. Говорите правду – тогда вам не придётся помнить обо всём, что вы написали.
125. Присматривайтесь внимательно к тому, как успешные писатели строят предложения.
126. Пишите о том, о чём хотите написать, а не о том, что знаете.
127. Смотрите кино. Вы могли бы написать эту историю лучше?
128. Пишите в забитом людьми кафе.
129. Пишите в туалете.
130. Пишите на протяжении 24 часов.
131. Пишите. А затем пишите ещё.
132. Читайте, думайте, читайте, пишите, размышляйте, пишите – и читайте снова.
133. Слушайте, как люди говорят.
134. Читайте много книг. Как хороших, так и плохих.
135. Слушайте подкасты для писателей.
136. Вдохновляйтесь другими формами искусства: музыкой, танцами, скульптурой, живописью.
137. Перечитайте ваше старое творчество и признайте, насколько далеко вы ушли с тех пор – и как далеко ещё зайдёте.
138. Сделайте писательство вашим приоритетным занятием с утра.
139. Продолжайте выдавливать из себя слова, даже если не чувствуете в себе вдохновения.
140. Читайте работы людей, принадлежащих разным культурам. Это поможет вашим работам избежать привкуса застоя.
141. Пишите в то время суток, когда вы наиболее продуктивны.
142. Выделите время на необходимые поиски и исследования.
143. Примите участие в «Нанораймо».
144. Сходите в супермаркет, на футбол, в школу, на стройплощадку. Запишите все детали и ощущения, зафиксируйте атмосферу, людей.
145. Разбирайте и анализируйте книги и статьи, которые вам нравятся.
146. Прочитайте «Читать, как писатель» Франсин Проуз.
147. Найдите свой собственный, уникальный голос.
148. Напишите разные статьи на одну и ту же тему, сначала «за», затем «против» неё. Это поможет тренировать мышление.
149. Пишите о том, о чём отчаянно хотели бы прочитать сами.
150. Читайте так много, как это человечески возможно.
151. Будьте в струе времени: как ваши заголовки отзываются в вашей аудитории?
Блок шестой: Как редактировать то, что вы написали?
152. Перечитывайте то, что вы написали, ещё и ещё раз, до тех пор, пока вашему глазу будет не за что зацепиться.
153. Никогда слепо не доверяйте автоматической проверке правописания в текстовом редакторе.
154. Покажите написанное другу, которому вы доверяете, и попросите дать отзыв.
155. Редактируйте и снова редактируйте.
156. Но не застревайте на этапе редактуры до смерти.
157. Есть время для написания – и есть время для редактирования. Не совмещайте одно с другим, иначе вы будете слишком критично настроены по отношению к тому, что пишите.
158. Если сомневаетесь, вырезайте.
159. Сделайте перерыв между концом написания и началом редактирования.
160. Читайте вслух свою работу всем, кто сможет это вытерпеть, – включая вашего кота.
161. Вырежьте 10% от общего количества слов.
162. Снова сомневаетесь? Вырежьте это тоже.
163. Убивайте все перегруженные предложения.
164. Давайте вашим работам отлежаться и затем возвращайтесь к ним, чтобы посмотреть на них свежим взглядом.
165. Попросите кого-то ещё заняться вычиткой и корректурой.
166. Не бойтесь вырезать предложение, которое кажется вам блестящим, но на самом деле не несёт в себе особого смысла.
167. Больше читайте вслух – так проще выловить ошибки.
168. Любите слова, которые вы пишите, пока вы их пишите – и относитесь к ним с подозрением, когда редактируете.
169. Примерьте на себя роль рецензента и напишите рецензию на собственную книгу, статью или рассказ.
Блок седьмой: Как стать более креативным?
Креативность – это самое важное, когда дело доходит до писательства. Следующие советы помогут вам подхлестнуть вашу творческую энергию.
170. Фискируйте все свои блестящие идеи: они легко забываются.
171. Ведите дневник, чтобы не давать писательской энергии остыть.
172. Используйте этот дневник, чтобы разобраться в своих мыслях и чувствах.
173. Наблюдайте за людьми.
174. Пишите, пробуя уложиться в 101 слово.
175. Начните записывать «поток сознания» и узнайте, куда он вас приведёт.
176. Позволяйте мозгу блуждать.
177. Если других способов подстегнуть вдохновение не осталось, попробуйте найти его на дне стакана…
178. Регулярно медитируйте, чтобы привести в порядок ум.
179. Покосите лужайку, отправьтесь на прогулку или на пробежку – что угодно, на чём сфокусируется ваше сознание, пока подсознание будет витать в творческих облаках.
180. Скопируйте себе этот список на стену, чтобы возвращаться к нему, когда потребуется подпитка вдохновения.
181. Записывайте на телефон все случайные цитаты, идеи для историй, мысли, когда вы находитесь в пути.
182. Группируйте данные по различным признакам, ищите сравнения.
183. Изучайте природу.
184. Пишите, пока пишется. Если что-то подстегнуло вас, не останавливайтесь.
185. Пишите карандашом, а не в лэптопе, для большего вдохновения.
186. Проверяйте новости и ленты в соцсетях, чтобы находить вдохновение в актуальном.
187. Познакомьтесь с кем-то, кто совсем не похож на вас, и используйте его опыт.
188. Пробуйте новое, заводите новые хобби: чем больше в вашей жизни разнообразия, с тем большей вероятностью вы сможете продолжать рождать новые идеи для вашего творчества.
189. Выделите время для размышлений.
190. Пишите там, где происходит действие в вашей сцене. Хотите написать про пляж – берите корзинку с едой и отправляйтесь к морю.
191. Используйте «интеллектуальные карты».
192. Коллекционируйте слова.
193. Записывайте всё. Не доверяйте вашей памяти, особенно с новыми идеями, особенно ночью.
194. Пытаетесь передать какую-то эмоцию, но не уверены в том, как это лучше сделать? Слушайте музыку, которая отражает это чувство, в процессе написания.
195. Лекарство от писательского застоя – прочитайте статью любимого автора или иную любимую публикацию.
196. Попробуйте писать другой рукой. Неудобство и сложность процесса позволят большему количеству мыслей прийти в вашу голову.
197. Когда вы чувствуете, что зашли в тупик, отвлекитесь на что-то, что не требует от вас особенной работы мысли, будь то глажка или пешая прогулка.
198. Пишите на свежем воздухе.
199. Пишите, когда приходит вдохновение.
200. Не ждите идей. Находите их сами.
201. Читайте комментарии в вашем блоге и цените тех, кто нашёл время оставить их для вас.
Будьте писателем!
По материалам группа вконтакте Мастерство писателя
Призвание кз
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Советы писателям от писателей | Блог 4brain
Многие писатели утверждают, что начать — самая сложная часть писательского ремесла. Когда Эрнеста Хемингуэя спросили о том, какая самая страшная вещь, которую он когда-либо встречал, он ответил: «Чистый лист бумаги».
Другие писатели считают, что начать легко. Самое же сложное — развить простую идею и выстроить вокруг нее достойное произведение. Как бы там ни было, советы писателей, собранные ниже, помогут справиться со многими сложностями, которые поджидают как начинающих, так и опытных авторов. А учитывая общую творческую подоплеку, они могут быть полезны и в других сферах творчества.
Советы Джона Гришэма
Джон Гришэм — бывший адвокат, известный своими юридическими триллерами, говорит, что прежде, чем стать писателем, любому нужно много чего увидеть, ощутить и пропустить через себя: увидеть мир, пройти через многое — любовь, расставание и так далее. Вам нужно что-то сказать другим людям, а человек без опыта ничем ценным поделиться не может.
Также Джон уверен, что сначала надо относиться к письму как к хобби. Например, писать всего страницу в день в свободное время. Он всегда говорит начинающим писателям, что если они не пишут страницу в день, то ничего не получат. В противном же случае, развивается привычка.
Советы Эрнеста Хемингуэя
Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, был уверен, что писатель должен прерывать свою работу только тогда, когда четко знает, о чем будет писать завтра. Это помогает ему избежать страха перед чистым листом бумаги с утра — времени, когда лучше всего садиться за свою работу.
Вот интервью Хемингуэя газете «The Paris Review», где он дает еще несколько советов:
Интервьюер. Как часто вы переписываете свои работы?
Хемингуэй. Зависит от обстоятельств. Окончание «Прощай, оружие» я переписал 39 раз, прежде чем остался доволен.
Интервьюер. Там была какая-то техническая проблема?
Хемингуэй. Неправильные слова.
Интервьюер. Кого бы вы указали в качестве своих учителей? У кого вы учились?
Хемингуэй. Твен, Флобер, Стендаль, Чехов, Мопассан, Достоевский, Толстой, Шекспир, Моцарт, Вергилий, Данте, Сезанн, Ван Гог. Я вставил в список художников, потому что у них научился не меньшему, чем у писателей.
Интервьюер. Вы придумываете название до того, как начинаете писать книгу?
Хемингуэй. Нет, я составляю список названий сразу после окончания работы над книгой. Иногда вариантов около 100.
Советы Курта Воннегута
Курт Воннегут был плодовитым американским писателем, известным произведениями, смешивающими сатиру, черную комедию и научную фантастику. Вот его совет начинающим писателям: «Найдите тему, которая вам небезразлична или которая, по вашему мнению, должна быть небезразлична другим. Именно этот неподдельный интерес, а не игра со словами, будет самым убедительным элементом вашего стиля».
В книге «Bagombo Snuff Box», сборнике коротких рассказов, опубликованной в 1999 году, Воннегут перечисляет восемь правил написания короткой истории:
- Используйте время читателя таким образом, чтобы он или она не чувствовали, что время было потрачено впустую.
- Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с кем он бы мог себя ассоциировать.
- Каждый персонаж должен чего-то хотеть, даже если это всего лишь стакан воды.
- Каждое предложение должно делать одну из двух вещей — раскрывать характер или продвигать действие.
- Начните как можно ближе к концу.
- Будьте садистом. Независимо от того, насколько невинны ваши ведущие персонажи, делайте с ними ужасные вещи, чтобы читатель мог понять, из чего они сделаны.
- Пишите для одного человека.
- Предоставьте своим читателям как можно больше информации и как можно скорее. К черту ожидание. Читатели должны иметь настолько полное представление о том, что, где и почему происходит, чтобы закончить историю самим, если насекомые съедят последние несколько страниц книги.
Советы Энн Ламотт
Однажды Энн Ламотт получила письмо-отказ от редактора, в котором говорилось: «Вы ошиблись, думая, что все, что с вами случилось, интересно».
Но она продолжила писать. Что касается названия ее книги «Bird by bird», она объясняет его такой историей. Когда ее старшему брату было десять лет, он должен был написать репортаж о птицах. За день до сдачи работы он сидел на кухне, заваленный книгами о пернатых и был полностью обескуражен той работой, которую еще только предстояло сделать. К нему, всему в слезах, подошел отец, обнял его за плечи и сказал: «Птица за птицей, приятель. Просто возьми птицу за птицей».
Как можно ожидать от названия книги, Ламотт объясняет в «Bird by Bird», что секрет письма — начать, и для того, чтобы начать, вам нужно разбить сложную, подавляющую задачу на небольшие управляемые задачи. Затем вы просто начнете с выполнения первой.
Она стала автором концепции «ужасного первого черновика». Неважно, насколько отвратительным получится первый набросок — его всегда можно доработать: «Почти любое отличное письмо начинается с катастрофических попыток. Вам нужно просто начать».
Ламотт утверждает, что однажды вы начнете видеть мир иначе и откроете его заново: грязная собака на улице будет вызывать поэтические чувства, а сгоревший дом позволит придумать десятки новых идей.
Советы Сета Година
Сет Годин — маркетинговый гуру и автор бестселлеров, которого назвали «лучшим предпринимателем в информационную эпоху», предлагает девятнадцать советов для начинающих писателей. Вот первые три совета:
- Снижайте свои ожидания. Счастливые авторы — те, которые не ждут многого.
- Лучше всего начать рекламировать свою книгу за три года до ее выхода. Три года нужны для создания репутации, блога, приобретения последователей, доверия и связей, которые вам понадобятся позже.
- Платите за редактуру. Не только для исправления опечаток, но и для того, чтобы сделать ваши ошибки интересными для читателя.
Желаем вам удачи!
35 советов начинающим писателям от профессионалов
Признанные авторы со всего мира часто дают полезные советы начинающим писателям и делятся идеями об особенностях своего ремесла. ЮНЕСКО утверждает, что суть Всемирного дня книг заключается в продвижении открытого и доступного каждому общества знаний. Принимая это во внимание, мы представляем вам ценные идеи разных авторов со всего мира от США до Перу, от Нигерии до России.Для того, чтобы создать по-настоящему сильную сцену, делайте одно предложение логическим продолжением другого
Признанный мастер научной фантастики и фэнтези, эссеист Урсула Ле Гуин со страниц своего руководства для писателей «У штурвала ремесла» говорит:
Именно отдельные сцены ? самое важное в произведении ? обстановка, характеры, взаимодействие персонажей, диалоги, чувства ? всё это заставляет нас задержать дыхание, воскликнуть в нетерпении … и перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же произойдёт дальше. И поэтому, до тех пор, пока не кончится сцена, каждое предложение должно следовать одно за другим и находиться в тесной взаимосвязи.
Откажитесь от стереотипов, и тогда ваши персонажи станут реалистичными и неоднозначными
Автор из Нигерии Чимаманда Нгози Адичи приводит великолепный аргумент в пользу отказа от стереотипов и создания убедительных и правдоподобных персонажей:
Бросить вызов стереотипам не является главной целью моего творчества. Я считаю, что такой подход не менее опасен, чем стремление «слепо следовать» стереотипам. Я говорю «опасен», потому что художественная литература, которая начинается с этого, часто оказывается надуманной и перегруженной из-за этой высокой цели. На самом деле, я считаю, что, когда автор эмоционально искренен — это автоматически ставит под сомнение существование единственной точки зрения, помогает сделать историю по-настоящему человечной и неоднозначной. И я постоянно напоминаю самой себе, что самое важное — оставаться искренней.
Найдите способ идентифицировать себя с персонажами, не похожими на вас
Турецкий писатель, лауреат нобелевской премии Орхам Памук говорит о силе (и значимости) эмпатии и воображения в работе писателя:
Романы похожи на политику, потому что в них мы идентифицируем себя с людьми, которые не похожи на нас. И именно поэтому мне нравится повествование от первого лица. Используя его, я должен точно передать голос кого-то, совершенно не похожего на меня.
Позвольте себе делать ошибки и учиться на них
Даже такие признанные авторы, как немецкий писатель Гюнтер Грасс, совершали ошибки на пути к достижению писательского мастерства:
Я сделал ошибку, когда писал свой первый роман: все персонажи, которых я представил, были мертвы к концу первой главы. Мне буквально не о ком стало писать! Это было моим первым писательским уроком: будь осторожен со своими персонажами.
Продумывайте такие вещи, как тон повествования
Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес рассказал, как в историях своей бабушки он нашёл вдохновение для создания собственного уникального тона повествования, который в дальнейшем он использовал в своей самой популярной книге:
У меня в голове всегда была идея того, к чему в итоге я хотел прийти, но всегда чего-то недоставало, и я никак не мог понять, чего именно. До тех пор, пока однажды я не отыскал подходящий тон — тон, который, в конце концов, я использовал в романе «Сто лет одиночества». Он во многом был похож на манеру рассказа моей бабушки. Она рассказывала истории, которые звучали сверхъестественно и фантастически, но в её изложении они казались чем-то совершенно естественным.
Будьте щедры с читателем
В одном из интервью Арундати Рой, индийская писательница и общественный деятель, заявила, что автор должен в первую очередь заботиться о читателе, а не о собственном эго:
Я всегда говорю о том, что среди великих писателей есть эгоистичные и щедрые. После книги эгоистичного всё впечатление читателя сводится к ощущению авторского величия, в то время как благодаря щедрым писателям в воспоминаниях читателя остается целый мир, созданный автором. И для меня писательство — это проявление щедрости.
Учитесь, читая критику
Южноафриканский автор и активист движения против апартеида, Льюис Нквози, делится своей точкой зрения о том, как важно читать критику на чужие произведения:
Как я учусь на критике и как применяю её к собственному творчеству? Я читаю критику на те произведения, которые мне интересны, на тех авторов, что впечатляют меня — таким образом их слабые места помогают мне найти мои собственные. А затем я говорю себе: «Эй, Льюис, ты должен постараться избежать этих ошибок».
Не позволяйте жанровым или вкусовым рамкам ограничивать вас
Мы привыкли к противостоянию популярной или жанровой художественной литературы и элитарной литературы, но датский писатель Питер Хёг, имеет своё нетривиальное мнение на этот счёт:
Это ошибка — разделять искусство на популярное и изящное, высокоумное, высококачественное… На деле на это нет никаких оснований. Это просто способ дистанцироваться от людей с нетипичными литературными вкусами, от тех, кто не похож на остальных. Это способ оградиться от реальности в одном из её проявлений. Поэтому мне нравится играть с жанрами и действительностью, соединяя триллер и любовную историю.
Воспитывайте в себе дисциплину и способность фокусироваться
Австралийский писатель и автор лекций для начинающих писателей Питер Кэри даёт такой совет на страницах «National Novel Writing Month»:
Возможно своим советом я не открою вам ничего нового — вы должны писать регулярно, писать каждый день. Вы должны относиться к этому как к единственной самой важной части вашей жизни. Вы не должны зависеть от прихотей вдохновения, всё что вам нужно — лишь устойчивая привычка писать регулярно, даже если вы больны, если вам грустно или скучно. Ничего не должно останавливать вас, даже ваши любимые дети. Если у вас есть дети, поступайте как Тони Моррисон — пишите, пока они еще спят.
Читайте всё — от классиков до современников
Ирландский автор Колум Маккэн в своей книге «Письма начинающим писателям» даёт великолепный совет:
Начинающий писатель должен читать своих современников. Яростно и ревностно. Ты должен зависать в книжном часами, пребывая в размышлении и напряжении. Пролистывать книги до биографии и обратно. Ты должен заставить кровь кипеть. Чёрт, этот автор из моего родного города. Как он посмел написать то, о чём хочу написать я? Да, это ярость, но лишь временная. Не ради соперничества – ради страсти. (В конце концов, они же не пытаются забрать твою работу: твоя работа целиком твоя, и вряд ли кто-то захочет завершать твой кусок литературного плотничества, если только это не стул из Икеи).
Будьте открытыми силе воспоминаний и используйте её
Португальский писатель Жозе Сарамаго так говорит о силе и творческом потенциале памяти:
Без памяти не было бы и литературы. Писатели постоянно подпитываются собственными воспоминаниями, как и, на самом деле, каждый из нас. Память — это наш глубочайший, настоящий язык. Это наша сокровищница, золотой или алмазный рудник, и нам нужно всегда держать его открытым, помнить о значимости нашего детства, которое, так или иначе, когда мы вырастаем, влияет на нашу жизнь и характер.
Знайте себя и свои взгляды на жизнь
Итальянский автор Итало Кальвино так отзывается о значимости самосознания:
Для того, чтобы писать о высшем обществе, тебе нужно знать о нём всё и быть его частью, как были его частью Пруст, Радиге и Фицджеральд: по-настоящему важно не то, любишь ты этот мир или ненавидишь, а лишь то, насколько чётко ты обозначаешь своё к нему отношение.
Контролируйте и принимайте рутинную сторону работы писателя
Нобелевский лауреат и польская поэтесса Вислава Шимборска даёт следующий совет:
Одно удовольствие рассказывать знакомым о том, как поэтическая муза появляется в пятницу ночью в 2:45 и начинает шептать таинственные секреты с таким рвением, что мы едва успеваем их записывать. Но дома, за закрытой дверью великие писатели тщательно исправляют, вычёркивают и переписывают эти таинственные строки. Муза — это просто замечательно, но даже у поэзии есть своя прозаическая сторона.
Будьте готовы к пристальному вниманию общественности
Признанная канадская писательница Маргарет Этвуд на своём сайте даёт писателям совет (не без доли юмора):
Мир литературы жесток. Действуй осторожно. Не говори слишком тихо, так тебя могут не услышать, и не говори слишком громко, все подумают, что ты глуховат. Придерживайся золотой середины. И старайся не носить мини юбки на сцене, если только ты не обладательница идеальных ног. Не теряй головы. То, что происходит в Вегасе, больше не остаётся в Вегасе. Теперь у людей есть фотоаппараты.
Найдите свой уникальный и истинный голос
Английский писатель Джулиан Барнс, в интервью The Paris Review так говорит об оригинальности и истинности в художественной литературе:
Я думаю, что великая книга, если оставить в стороне такие её качества, как сила и характер повествования, стиль и тому подобное — это книга, которая описывает мир так, как он никогда ещё не был описан раньше; и те, кто читают её, понимают это и воспринимают как новую правду об обществе, или эмоциональной составляющей нашей жизни, или о том и другом одновременно — они никогда ещё не встречали эту правду ни в официальных записях, ни в государственных документах, ни в СМИ или на телевидении.
Находите баланс между витиеватым и простым стилем
Великий русский драматург и мастер короткого рассказа Антон Чехов дал в письме молодому Максиму Горькому совет:
Вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку (антропоморфизм), когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т. п., такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошёл дождь» и т. д.
Избегайте упрощения каждой неясности или неоднозначности
Милан Кундера, французский писатель чешского происхождения, в своей книге «Искусство романа» так отзывается об опасности излишнего упрощения для писателя:
Человек мечтает о мире, где добро и зло были бы чётко различимы, потому что в нём живет врождённое, неискоренимое стремление судить прежде чем понять. В этом стремлении скрыта неспособность принять изначальную относительностью вещей, неспособность смириться с отсутствием Высшего Судии. Из-за этой неспособности мудрость романа (мудрость неопределённости) становится сложной для принятия и понимания. Другими словами, с точки зрения злодеев именно они и есть «хорошие парни», и их система ценностей, если они выступают в роли главных героев, «правильная».
Избегайте влияния своего присутствия на повествование
Одна из причин почему фраза «Не говори, просто покажи» понимается неверно — начинающие писатели слишком сильно демонстрируют своё присутствие в тексте. Помогая читателю полностью погрузиться в происходящее и позволяя своим персонажам самим говорить и разыгрывать представление, автор зачастую добивается куда большего драматического эффекта, чем разрушая четвёртую стену. Как говорил Густав Флобер:
Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.
Предоставьте читателю самому сделать выводы
Стремление до малейших деталей объяснять ситуации и сцены часто можно встретить в работах начинающих писателей. Бразильский писатель Пауло Коэльо, напротив, выступает на стороне читателя и призывает положиться на его способности самостоятельно интерпретировать произведение:
Доверься своему читателю, не пытайся описать всё. Намекни, и они последуют за твоим намеком, используя собственное воображение. Иногда ты можешь оставить след из хлебных крошек, и твои читатели пойдут по нему и не потеряются в лесу.
Храните идеи и опыт, чтобы при случае ими воспользоваться
Японский писатель Харуки Мураками в статье для японского журнала Monkey Business провёл великолепную аналогию между материалом для идей и классическим фильмом Спилберга «Инопланетянин»:
Помните эту сцену в фильме Стивена Спилберга, когда инопланетянин конструирует передатчик из мусора, который он вытаскивает из гаража? Зонт, напольный светильник, горшки и сковородки, проигрыватель пластинок – ему удаётся соединить всю эту домашнюю утварь так, что хитроумное устройство позволяет ему связаться со своей родной планетой, которая находится в тысячах световых лет от Земли. Мне пришла в голову идея, что создать хороший роман — это примерно то же самое. Основная составляющая — это не качество материала; то, что нужно в первую очередь — магия. Если есть эта магия, то самый повседневный материал и самый простой язык могут оказаться на удивление глубокими. Однако, первое и самое важное условие — наполненность твоего гаража. Магия не сработает, если твой гараж пуст. Тебе придётся накопить много хлама, чтобы использовать его, когда придёт подходящий момент.
Не бойтесь заимствовать у других авторов
Ю Несбё, автор криминальных романов, комментирует талант (умеренной) перекомпоновки отрывков и идей из других произведений:
Ворую ли я из других книг? Определённо да. И если я вор, я могу сказать вам, что я ворую, но сказать, у кого именно я украл, невозможно. Ну хорошо, возможно, у Марка Твена. Том Сойер и Гекльберри Финн — это великие книги. Но для меня литературное творчество — отражение чтения. Это похоже на рефлекс, который вы испытываете, сидя за столом с друзьями. Кто-то расскажет историю, потом следующий человек, затем ещё один. После этого что-то новенькое должны рассказать и вы. Я вырос в семье, где я приобрёл большой опыт в качестве слушателя или читателя. Сейчас пришла моя очередь рассказывать истории.
Опускайте несущественные или бессмысленные детали
Роберт Льюис Стивенсон, прославленный шотландский писатель, автор «Острова сокровищ» и других образцов юношеской литературы, так говорит о скучных деталях:
Предположим, вас попросили полностью описать ваш день в школе. Вы бы скорее всего начали с того, как вы встали, оделись и пришли на занятия. Вам бы и в голову не пришло рассказывать о том, сколько пуговиц вы застегнули, сколько времени вы прощались и сколько ступенек прошли. Такое количество бессмысленных деталей утомило бы читателя.
Будьте честны с собой в своих интересах и увлечениях
Перуанский писатель и нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса так рассуждает об этом:
Прозаик, который не пишет о том, что по-настоящему волнует и вдохновляет его, а лишь хладнокровно и рационально выбирает темы и проблемы, считая это наиболее простым путём к успеху, теряет свою индивидуальность и, возможно, в силу этого становится посредственным писателем (хотя он и может добиться успеха, списки бестселлеров переполнены плохими писателями).
Работайте с умом и составляйте план
Израильский писатель Амос Оз указал на следующее различие между трудностями в написании романа и рассказа:
Написание романа — это процесс, который требует от автора строгой дисциплинированности. Написание стихов — это что-то вроде интрижки, свидания на одну ночь; рассказ — это романтические взаимоотношения, роман — брак, в котором приходится быть хитрым, готовым идти на компромиссы и совершать жертвы.
Наслаждайтесь преимуществами доработки текста и творческого сотрудничества
Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так объясняет идеальную композицию и детальную проработанность многих легенд и сказок:
Я думаю, что сказки, легенды и даже старые непристойные анекдоты обычно так хороши, потому что, передаваясь из уст в уста, так они избавились от всего несущественного и неудачного.
Старайтесь работать каждый день
На своем сайте чилийская писательница Исабель Альенде говорит о значимости постоянства в работе писателя:
Писателю необходимо писать каждый день, точно так же как спортсмену необходимо тренироваться. Ты никогда не воспользуешься большей частью написанного, но это необходимо делать. Я всегда говорю своим студентам — пишите хотя бы одну хорошую страницу в день. К концу года у вас будет по меньшей мере 360 хороших страниц. А это уже целая книга.
Убедитесь, что то, что вы пишете, не слишком запутано
Уэльский писатель Кен Фоллетт напоминает, что если читатель не сможет разобраться в повествовании, вероятнее всего он просто закроет твою книгу:
Моя цель — использовать максимально простые для понимания предложения, я называю это «прозрачной прозой». Я считаю, что потерпел неудачу, если читателю приходится перечитывать предложение дважды, чтобы понять, что я имел в виду.
Не забывайте о социальной природе работы писателя
Должна ли быть в литературе политическая составляющая или нет, решать вам. Но стоит вспомнить слова кенийского писателя Нгуги Ва Тхионго:
Конечно, в первую очередь автор следует за своим воображением. Но ни один писатель не живет в социальном вакууме. Их работы полны собственных убеждений и взглядов на мир. Но в конце концов искусство само по себе магия. И ярче всего потенциал этой магии проявляется, тогда, когда писатель прославляет перемены в пользу свободы и укрепления силы человеческого духа.
Найдите прототипы для своих персонажей в реальной жизни
Фарах рассказывает о том, как он нашёл прототипы для своих женских персонажей:
Я создавал своих персонажей, вдохновлённый сильными женщинами, такими, как моя мать. Я счастливо женат на сильной женщине. Мне нравится, когда моя жена не отступает и говорит: «Ты переходишь все границы». Каждый должен иметь смелость сказать это своим родителям, своему супругу, президенту своей страны. Для меня именно это и есть демократия.
Найдите то, что по-настоящему важно для вас, и пишите
Греческий писатель Никос Казандзакис, автор романа «Грек Зорба», рассказывает о том, как сфера твоих интересов может измениться в процессе написание произведения:
Я хотел, чтобы мои романы были историей борьбы моего отца за свободу. Но постепенно я увеличивал зону своей ответственности как писатель, и общечеловеческие проблемы стали важнее политических и социальных противоречий.
Используйте разные ресурсы, чтобы писать о том, что никогда не испытывали сами
Китайский писатель Гао Синцзянь рассказывает о своём опыте работы с тем, что он никогда до этого не испытывал:
Как для писателя-мужчины, женщины для меня всегда были чем-то далёким и манящим, а их мир — загадкой. Поэтому я всегда старался представить женский мир с максимально большого количества разных точек зрения.
Используйте, где это уместно, элементы своей биографии, чтобы придать произведению аутентичность
Писательница из Зимбабве Новайолет Булавайо делится своим мнением о том, каково это — писать про то, что ты почувствовал «на своей шкуре» и о том, как её жизнь находит отражение в её творчестве:
Мне нравится писать о том, что я испытала сама. Даже если это лишь маленькая часть всего романа, я чувствую, как это придаёт мои работам определенный заряд. В первой части романа таких мест немного. Дарлинг, рассказчик и главный протагонист в Зимбабве, не так сильно связан непосредственно со мной. Моё детство было совершенно обычным и счастливым. В 80-е Зимбабве была многообещающей страной.
Живите полной жизнью и пробуйте всё, чтобы потом вам было о чём написать
Джамайка Кинкейд, вест-индская писательница и литературовед, так говорит о значимости жизненного опыта:
Я всегда говорю своим студентам: поступайте на юридические факультеты, учитесь на врачей, занимайтесь чем-нибудь и только после этого начинайте писать. В первую очередь вам необходимо что-то, о чём вы сможете написать, а это произойдет только тогда, когда вы будете чем-то заниматься.
Не забудьте включить в сюжет интригующее противостояние
Кубинский писатель Педро Хуан Гутьеррез напоминает, что главная интрига всегда кроется в противоположностях и конфликте:
Для меня литература — это вечное противостояние и конфликт. Если эти две составляющие отсутствуют, я теряю интерес — произведение кажется мне скучным, чем-то для скучных людей с невыразительной жизнью, людей, которые живут в скучных, серых местах. На Кубе всё совсем иначе. На Кубе достаточно легко найти людей, которые постоянно сталкиваются с экстремальными ситуациями.
Не ждите от работы писателя чего-то экстраординарного
Новозеландская писательница Найо Марш, одна из плеяды авторов «Золотого века» детективного романа 1920-х, предостерегает начинающих писателей от завышенных ожиданий:
Пожалуйста, ни секунды не тешьте себя идей о том, что в работе писателя нет ничего сложного. Даже для самого вдохновлённого, самого талантливого, самого выдающегося писателя время от времени работа становится невыносимо тяжелой. Прочитайте, что великие пишут о своем труде, для них работа никогда не обходится без творческих мук и никогда не заканчивается до тех пор, пока они не будут довольны результатом… Если вы будете ждать вдохновения, вы может прождать его целую вечность.
Перевод: Мария Колясникова
Коррекция, редакция: Александра Алабина, Маргарита Баранова
Обновление: 02.08.2018, 19:17 546 просмотров | 3 комментариев | 12 в избранном