Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Народ майя жил на территории современной: Майя — загадочная цивилизация Мексики, ее история, культура и закат

Народ майя жил на территории современной: Майя — загадочная цивилизация Мексики, ее история, культура и закат

Содержание

Майя — загадочная цивилизация Мексики, ее история, культура и закат

Расцвет культуры майя пришелся на эпоху Древнего Рима. Их цивилизация стала наиболее развитой в Мезоамерике. Она осталась в веках благодаря своей письменности, обширным математическим и астрономическим знаниям, сохранившимся предметам искусства, архитектуры. Индейцы майя сумели наладить эффективную систему земледелия, создали календарь, научились строить каменные города, обсерватории и даже сохранившиеся до наших дней дороги, применять наркоз и не только. Но несмотря на огромный багаж знаний, величественные города и большое население, загадочная древняя цивилизация пришла в упадок еще в конце девятого столетия.

pixabay

Почему исчезла целая цивилизация, и чем еще известны майя?

Содержание статьи

Майя: кем они были?

Хотя нельзя однозначно назвать цивилизацию майя наиболее величественной, она точно может претендовать на звание самой загадочной древней культуры. Этот народ научился создавать огромные пирамиды, которые могут конкурировать с египетскими по красоте, изготавливать керамические изделия. А календарь индейцев и вовсе считается одних из наиболее точных из тех, которые были придуманы человеком.

Уникальная цивилизация появилась на основе более ранних культур, существовавших на тихоокеанском побережье. Это ольмеки, сапотеки и прочие народы. О большинстве достижений майя можно узнать благодаря придуманной ими письменности. Индейцы оставляли послания всюду — на зданиях, камнях и других объектах. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день найдено свыше 1000 городов-государств племен, и множество мелких поселений. Далеко не все они до сих пор исследованы, поэтому новые факты о майя мы узнаем и в наши дни. Например, то, что один из крупных майяских городов Тикаль с населением свыше 100 000 человек был покинут из-за отравленной воды. Оказалось, что в водохранилища попадала ртуть, источником которой стала краска, которую наносили на здания и другие объекты. Во время дождей пигмент попадал в резервуары и яд накапливался.

Где жили майя

Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Много их архитектурных сооружений и даже целых городов находят и сегодня на полуострове Юкатан, в Панаме, Гондурасе, Гватемале и не только.

Древние майя не были единой империей с одним правителем. Их территория была поделена на города-государства. И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями.

Когда зародилась цивилизация

Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков. Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения.

Толчком к развитию новой культуры стала кукуруза — население научилось выращивать маис и готовить его. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи. Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только.

Как погибла загадочная цивилизация

Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня. Жители начали покидать города, а придуманные ими системы водоснабжения — приходить в упадок. Запустение их поселений происходило с 810 по 1050 годы. Например, Тикаль опустел в 950 году.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, почему же великая цивилизация исчезла. Выделяют несколько версий:

  1. Засуха. В той части Мексики, где жили индейцы в девятом-десятом веках, этот период ознаменовался резким сокращением осадков — до 70% в год. Засуху народ переживал и ранее, тогда в Тикале создали водохранилища. В девятом веке сюда хлынули беженцы, запасов воды и пищи не хватило, а народ ушел в джунгли.
  2. Кукуруза. Из-за сильной жары и нехватки воды племена выращивали в основном маис. Иногда питание разбавляли мясом диких животных. И либо из-за скудности рациона народ попросту выродился, или урожаи кукурузы погибли из-за засухи, а люди — от наступившего голода.
  3. Войны. Майя постоянно воевали друг с другом, причем относились к врагам с особой жестокостью. Жителей побежденных городов они брали в заложники, а сами поселения предавали огню. Массовые захоронения тоже подтверждают версию, что индейцы могли истребить самих себя.

Современные потомки тех самых древних майя живут в Мексике и на других территориях, где обитали индейцы, и сегодня. Их численность составляет около 6 миллионов человек. И они до сих пор говорят на языках древних людей, приносят в жертву предкам птицу, носят традиционную одежду и соблюдают общинный строй. Однако их самобытность постепенно стирается под влиянием прогресса.  

История культуры в трех периодах

Ученые делят историю майя на три основных периода:

  1. Первый или доклассический — с начала зарождения и до 317 года. В это время индейцы начали создавать города-государства, практиковать подсечное земледелие, а также производить ткани на основе хлопка и не только.
  2. Классический или период древнего царства — с 317 по 987 годы. Это время расцвета культуры майя, отмеченное максимальным ростом науки и культуры, развитием архитектуры, созданием астрономического календаря и другими достижениями. Именно на данный этап приходится рост крупнейших городов и одновременно исход населения из них.
  3. Постклассический или период нового царства — с 987 года по XVI век. Постепенное угасание культуры индейцев, эпоха прихода испанских конкистадоров, разжигание братоубийственных войн, запустение городов. На смену постклассическому периоду пришел колониальный, когда испанцы начинают завоевание Юкатана, а также завозят оспу и другие болезни.

Чем известны майя

Религия. Майя отличались особой религиозностью, они поклонялись 150 божествам. Главным богом племен был Хун Хунакпу, бог кукурузы. По представлениям индейцев, люди были сотворены из грязи, после — из дерева и початков кукурузы. Есть и другие интересные факты — племена верили в реинкарнацию, также они делали кровопускания и человеческие жертвоприношения. Но не чтобы задобрить богов, а для отправления предкам посланника за вестью.

Искусство. Искусство майя достигло пика в классический период — племена создавали эффектные фрески, которые сохранились в Паленке и других городах. Также они изготавливали скульптуры — например, стелы с барельефами, расписывали керамику, делали маски и т.д. Ключевые мотивы в творчестве — змеи, антропоморфные божества и мифологические сюжеты.

Архитектура. Одна из загадок цивилизации — это то, как они сумели построить множество похожих на дворцы храмов и пирамид, ведь майя не знали колеса и не умели обрабатывать железо. Зато они стали авторами «майяского свода» — системы арочного сужения крыши. А их города соединяли дороги, сделанные из камня и штукатурки.

Астрономия и математика. Индейцы умели наблюдать за звездами, предсказывали лунные и солнечные затмения. Для занятий наукой они строили обсерватории. Руины одной из них сохранились в городе Чичен-Ица. А в математике племена использовали понятие нуля, а ведь в Европе его стали применять в вычислениях лишь после 1228 года. Кстати, у майя был гороскоп — каждому дню в году они присваивали кин, в зависимости от принадлежности к нему можно судить о характере человека, здоровье и т.д.

Медицина. Древние люди достигли небывалого прогресса — они умели лечить астму и другие болезни ингаляциями, выполняли хирургические операции, зашивали раны иглой, использовали анестезию в виде средств с наркотическим эффектом, пломбировали зубы и даже делали протезы. 

Календарь майя. Одно из главных достижений — календарь, построенный на трех системах датирования — для богов, гражданской жизни и астрономической. Именно эта система исчисления породила панику о возможном конце света 21 декабря 2012 года, потому что с этой даты начинался его новый цикл. Календарь состоял из 260 дней и делился на 13 циклов по 20 суток в каждом. Каждый день обозначался числом и символом.

Спорт. Известно, что индейцы не только много и упорно работали, но и умели развлекаться. Майя любили игру в мяч, сделанный из каучука. Кстати, в этом действе крылся особый смысл. Мяч символизировал голову, им нужно было попасть в кольцо, совершить переход из мира живых в потусторонний. Но и играли майя не просто так, это было состязание на возможность перехода в лучший мир. Проигравших умерщвляли. 

Где сейчас можно познакомиться с культурой майя

Некоторые из обнаруженных городов майя внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Мексике это Ушмаль, Паленке и Чичен-Ица, в Гватемале — Киригуа и Тикаль, в Сальвадоре — Хойя-де-Серен, называемый «Помпеями Америки», а в Гондурасе — Копан. Все они доступны для посещения и превращены в национальные парки.

Центром майя-тольтекской цивилизации считается Чичен-Ица, а его главная достопримечательность — пирамида Кукулькана. Здесь же хорошо сохранился храм круглой формы Эль Караколь. На окнах его купола индейцы изобразили небесные тела. На территории храма есть поле для игры в мяч и глубокий священный колодец.

Немало архитектурных сокровищ ждет туристов в Копане — «Афинах древних майя». На его площади найден Акрополь, комплекс из храмов и дворцов, стелы. А стадион в городе украшен изображениями попугаев. Помимо древних зданий, к посещению доступен Музей скульптуры майя.

В Паленке, затерянном в джунглях, сохранилось множество объектов — пирамидальные храмы Солнца, Креста, Надписей. Все они украшены каменной резьбой, имеют ступени и акведуки. Кроме этого города, стоит побывать в Тикале. Это огромный город с пирамидами на востоке и западе, величественными Храмами Ягуара и Масок.

ТОП достопримечательностей майя

  • Пирамида Кукулькана, достигает в высоту 25 метров. Она имеет 9 ступеней, и представляет собой грандиозный календарь. Туристы стремятся посетить достопримечательность в дни равноденствия, когда благодаря игре света и тени создается эффект, будто по балюстраде сооружения ползет змея.
  • Храм надписей в Паленке высотой 23 метра, единственная в Мексике пирамида, построенная как гробница. Он украшен множеством иероглифов, которые рассказывают о городе, его правителе Пакале, саркофаг которого с драгоценными камнями был найден внутри лишь в двадцатом веке. 
  • Ушмаль. Религиозный город на Юкатане, название которого переводится как «Рожденный трижды». Он занимает площадь около 30 000 квадратных метров, лучше всего на его территории сохранились Пирамида Волшебника высотой 38 метров и Великая пирамида с храмом бога Дождя, Дворец Правителя с мозаикой на фасадах и скульптурами змей.
  • Пирамида Эль-Кастильо высотой 42 метра, сохранившаяся в Кобе. Рядом с этим городом были обнаружено несколько дорог, протяженность самой длинной из них составляет 100 километров. К вершине пирамиды ведут 120 ступеней, на ней находится алтарь для жертвоприношений.
  • Акрополь в Киригуа, где сохранились зооморфные монументы. Для строительства города использовался красный песчаник. Здесь было обнаружено множество стел, монументов и алтарей, а сам акрополь состоит из дворцов, святилищ и административных зданий. Город монументов украшен изображениями змей, крокодилов, ягуаров и не только.

Язык майя и вклад Юрия Кнорозова

Большую часть сведений о загадочной цивилизации удалось получить благодаря советскому ученому Юрию Кнорозову. Ему единственному удалось расшифровать письменность древних индейцев. При этом специалист ни разу не был на территории Америки, а весь титанический труд он проделал, находясь в послевоенном Ленинграде.

Письменность майя была иероглифической. Кнорозов выяснил, что каждый из 355 знаков — это слог. Понять смысл текстов древних племен ему также помогали картинки. Благодаря вкладу ученого удалось выяснить, что письменность индейцев — словесно-слоговая. Большая часть символов — логограммы, которые обозначали понятия или слова, а остальные — фонограммы, звуки отдельных слогов. 

Точное происхождение языка древних индейцев до сих пор неизвестно, он не похож ни на один из существующих языков. По одной из легенд майя, уникальные знания о мире им передал светловолосый бог, приплывший на лодке. Как бы то ни было, эти племена оставляли записи всюду — вырезали на камне и дереве, рисовали на керамике и записывали на бумаге. Да, одним из достижений цивилизации являлось умение изготавливать бумагу. С помощью своих текстов майя рассказали о себе потомкам, открыли многие тайны культуры.

youtube

Нажми и смотри

5 вещей, которые сделали майя крутыми

Майя — могущественные и загадочные, удивительные и пугающие. Вместо денег у них было какао, цари были обязаны калечить себе языки и гениталии, чтобы доказать право на власть, а дороги были такими, что пристыдили бы даже римлян.

Змеиное царство —


особенности политического устройства майя

Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. Его история своими корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры и условно разделяется учеными на три периода: формативный — 1200 г. до н.э — 200 г. н.э., классический — 200-1000 г. н.э. и постклассический — 1000-1530 г. н.э.

Любопытно, что у майя, несмотря на огромные культурные, научные, экономические и военные достижения, так и не сложилось единой империи, они всегда жили в сравнительно небольших городах-государствах, вроде полисов Древней Греции. Время от времени какой-то город становился сильнее и подчинял себе некоторые соседние города, но все это быстро проходило.

На протяжении многих веков своей истории майя жили под властью царей, которые считались потомками богов, и у каждого царского рода был свой персональный дух-хранитель. Например, у знаменитых Змеиных царей из города Кануль, про которых известно довольно много из настенных надписей зависимых от них государств, тотемом был стоящий на задних ногах олень с головой змеи. На шее у него болталось нечто похожее на шарф, из-за чего с подачи российского исследователя Мезоамерики Д.Д. Беляева духа для простоты начали называть «оленезмеем в шарфике».

Время от времени к власти приходили женщины: иногда дожидаясь совершеннолетия сыновей, а иногда и правя железной рукой при рыхловатом муже. Правда, простой народ это не слишком одобрял, и таких женщин-правительниц не вносили в царские списки.

Проституция и какао — экономика майя

Экономика майя довольно рано перешла от натурального обмена к проторыночной экономике. Появились международные рынки и эквиваленты денег. Так как металла цивилизация почти не знала, в качестве аналога металлической монеты использовались какао-бобы — они маленькие, легкие, хорошо сохраняются и при этом весьма ценные. Дополнительный плюс заключается в том, что это была одновременно и валюта, и напиток. Хотя позволить себе его могли только очень состоятельные люди, готовые буквально пропивать собственное богатство.

До нас дошли даже списки продуктов и услуг в бобовом эквиваленте, которые составили испанцы, когда те ходили по рынкам городов майя. Например, раб стоил сто какао-бобов, а кролик — десять. А вот одно посещение проститутки стоило восемь бобов, то есть чуть-чуть не дотягивало до кролика. Об этом с возмущением писали испанские офицеры, порицая солдат, которые тут же бросились за дармовым сексом.

Там, где есть деньги, появляются и фальшивомонетчики. Особо ловкие умельцы подделывали какао-бобы, вытаскивая из шкурки внутренности, и заполняя полый плод глиной или песком. Получившийся в итоге какао-порошок выпивали, чувствуя себя царями — больше особого смысла в подделывании бобов не было. Золото майя практически не использовали, наибольшей драгоценностью считая камни — нефрит и змеевик.

Конец света, ноль и специфическое чувство юмора — наука и письменность майя

Обсерватория

Майя широко известны своими познаниями в астрономии и математике. Это была высокоразвитая цивилизация, которая одной из первых ввела понятие нуля. Так что в этом они смело соперничают с индийцами, оставив за бортом даже просвещенных греков.

Майя строили удивительные и монументальные обсерватории, с помощью которых наблюдали за движением небесных светил и умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Их календарь был разделен на множество циклов: малых — в двадцать лет, средних — в четыреста, а также больших — в пять тысяч лет. Именно из-за этой особенности их система летоисчисления так взбудоражила современную общественность: пятитысячелетний цикл майя заканчивался в 2012 году, и все принялись судачить о Конце Света.

История с Апокалипсисом оказалось газетной уткой вдвойне, ведь в самом календаре майя было указано, что в 2012 году закончится эпоха пятого солнца и начнется эпоха шестого, так что никакого конца времен их жрецы не предсказывали.

Одно из величайших достижений майя — это сложная письменность, которую расшифровал наш соотечественник, Юрий Кнорозов, открывший мир этого народа, его легенды, описание царей и астрономические знания — все, что сохранилось на росписях в храмах, посуде и утвари. Обучение письменности и астрономии было поставлено на государственном уровне. Нам известны и школы — здания, где на стенах были написаны учебные пособия по астрономии или грамоте.

Сохранились даже анекдоты и скабрезные истории, записанные самими майя. Например, картина, на которой нарисована группа пьяниц, рядом с которыми подписаны (почти как в комиксе) слова, которые они говорят друг другу. Фразы актуальны и по сей день и значат примерно следующее: «Держись, друг, что ж ты так нажрался!». Но больше всего выделился один правитель, который расписал весь свой дворец картинками эротического и вульгарного содержания.

Вершиной его творчества стала ваза, на которой записана история о кролике, который украл одежду у некоего престарелого бога, а когда тот потребовал ее обратно, обложил оппонента трехэтажным майянским матом. Ругань и богохульство разом — майя явно любили зубоскальский и неполиткорректный юмор.

Гигантские пирамиды и туалеты со смывом


— архитектура майя

На основе своих знаний майя строили великолепные дворцы, пирамидальные храмы и усыпальницы, некоторые из которых по-объему были даже больше египетских, как, например, самая высокая среди майянских пирамид — пирамида в Эль-Мирадоре высотой больше семидесяти метров. Но этим архитектурные умения майя не исчерпываются. Для развития экономики и военных походов были построены тысячи километров сакбе — великолепных дорог, имеющих сложную структуру, и возвышающихся над землей больше чем на четыре метра.

Согласно обычаям майя, человек, идущий по этой дороге, считался гостем и напавшего на него могли строго наказать — вплоть до казни. Майя сильно зависели от сельского хозяйства, но испытывали проблемы с эрозией почв, поэтому из того же Эль-Мирадора плодородную болотную землю развозили по всей тогдашней майянской ойкумене, а когда земля истощилась, город попросту покинули. Кроме этого, у майя были постоянные проблемы с водой.

Паленке

В большинстве случаев воду добывали из провальных озер, соединенных друг с другом подземными реками. Хотя случалась и обратная ситуация, когда ее было слишком много, как, например, в городе Паленке, где построили отводные каналы, которые работают до сих пор, а также акведуки, по которым вода поступала не только царю, но и в каждый дом. Так что у местных жителей были ванны, а по заявлениям некоторых ученых, еще и туалеты. Жизнь древних мезоамериканцев была довольно комфортной.

Протыкание собственного члена, игра в мяч и вырывание ногтей — жертвоприношения майя

По масштабам человеческих жертвоприношений майя сильно уступали тем же ацтекам. Как правило, они приносили людей в жертву при вступлении царя на трон, после победы в войне или при строительстве пирамид. При этом несчастным вырывали сердце, а также топили, душили и расстреливали из лука. Приносили в жертву и детей, особенно если был какой-то важный случай.

Самокровопускание

Но самое экзотичное в обычаях майя — это, конечно, самокровопускание — ритуал, во время которого главную роль играл царь, его жена и приближенные. В особые дни, прилюдно, особым шилом из хвоста ската, царь протыкал себе язык, мочки ушей и член. В язык часто вставляли веревку с шипами и протягивали ее, делая кровотечение более обильным. Вытекшей кровью намазывали идол или пергамент, сжигая который устанавливали связь с богами. Царица также протыкала себе язык, уши или половые органы.

Если бы наши чиновники точно также платили за свое высокое положение, думаю желающих получить хлебное место стало бы в разы меньше. Конечно, простой люд также занимался кровопусканием, а шрамы на лице считались красивыми. С пленниками поступали довольно жестоко, вырывая им ногти и всячески издеваясь — считалось, что нельзя убить человека, предварительно его не помучав.

Еще один поразительный мезоамериканский обычай, связанный с жертвоприношениями, — игра в мяч. Играли на специальных стадионах, командой победителей против команды пленников. Мяч был сделан из каучука и довольно тяжел, отчего по нему били не ногами и руками, а бедрами или плечами, защищая их специальными накладками. Естественно, пленники проигрывали профессиональным спортсменам-майя, и их приносили в жертву. Иногда в каучук вплавляли голову побежденного царя и играли ей. У некоторых царей были даже свои собственные мини стадионы, для игры один на один, куда они приглашали союзных царей для ритуального развлечения. Конечно, союзников в жертву старались не приносить.

Удивительный мир майя до сих пор полон загадок и тайн, и ученые каждый год раскапывают что-то новое, находят новые надписи и города. Это потрясающая цивилизация, которая возводила монументальные постройки и изучала звезды, когда предки захвативших их испанцев еще были дикарями-иберийцами.

Цивилизация майя: календарь, пирамиды и руины

Где жили майя?

Цивилизация майя была одним из самых доминирующих коренных народов Мезоамерики (термин, использовавшийся для описания Мексики и Центральной Америки до испанского завоевания 16-го века).

В отличие от других рассеянных коренных населений Мезоамерики, майя были сосредоточены в одном географическом блоке, охватывающем весь полуостров Юкатан и современную Гватемалу; Белиз и части мексиканских штатов Табаско и Чьяпас; и западная часть Гондураса и Сальвадора. Эта концентрация показала, что майя оставались в относительной безопасности от вторжения других мезоамериканских народов.

Знаете ли вы? У первых майя существовал единый язык, но к доклассическому периоду среди различных народов майя возникло большое языковое разнообразие. В современной Мексике и Центральной Америке около 5 миллионов человек говорят примерно на 70 языках майя; большинство из них говорят на испанском языке на двух языках.

В пределах этого пространства майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан; южные низменности в районе Петен на севере Гватемалы и прилегающих частях Мексики, Белиза и западного Гондураса; и южное нагорье майя в гористой местности на юге Гватемалы.

Наиболее известно, что майя южной низменности достигли своего расцвета в классический период цивилизации майя (250–900 гг. н. э.) и построили великие каменные города и памятники, которые по сей день очаровывают исследователей и ученых этого региона.

Ранние майя, 1800 г. до н.э. до 250 г. н.э.

Самые ранние поселения майя датируются примерно 1800 г. до н.э., или началом так называемого доклассического периода или периода формирования. Самые ранние майя занимались сельским хозяйством, выращивая такие культуры, как кукуруза (кукуруза), бобы, кабачки и маниока (маниок). В средний доклассический период, который длился примерно до 300 г. до н.э., земледельцы майя начали расширять свое присутствие как в высокогорных, так и в низинных регионах.

Средний доклассический период также ознаменовался подъемом первой крупной мезоамериканской цивилизации, ольмеков. Как и другие месамерийские народы, такие как сапотеки, тотонаки, теотиуаканцы и ацтеки, майя унаследовали от ольмеков ряд религиозных и культурных черт, а также свою систему счисления и свой знаменитый календарь.

В дополнение к сельскому хозяйству доклассические майя также демонстрировали более развитые культурные черты, такие как строительство пирамид, строительство городов и надписи на каменных памятниках.

Поздний доклассический город Мирадор на севере Петена был одним из величайших городов, когда-либо построенных в доколумбовой Америке. Его размер затмил столицу классических майя Тикаль, а его существование доказывает, что майя процветали за столетия до классического периода.

Классические пирамиды майя, 250-900 гг. н.э.

Классический период, начавшийся около 250 г. н.э., был золотым веком империи майя. Классическая цивилизация майя выросла примерно до 40 городов, включая Тикаль, Уаксактун, Копан, Бонампак, Дос-Пилас, Калакмуль, Паленке и Рио-Бек; в каждом городе проживало от 5 000 до 50 000 человек. На пике своего развития население майя могло достигать 2 000 000 или даже 10 000 000 человек.

В ходе раскопок на стоянках майя были обнаружены площади, дворцы, храмы и пирамиды, а также площадки для игры в знаменитую игру с мячом улама, все ритуально и политически значимые для культуры майя. Города майя были окружены и поддерживались многочисленным населением земледельцев. Хотя майя практиковали примитивный тип подсечно-огневого земледелия, они также демонстрировали свидетельства более продвинутых методов ведения сельского хозяйства, таких как орошение и террасирование.

Майя были глубоко религиозны и поклонялись различным богам, связанным с природой, включая богов солнца, луны, дождя и зерна. На вершине общества майя находились короли, или «кухул аджав» (святые владыки), которые утверждали, что связаны с богами и следовали наследственной преемственности. Считалось, что они служили посредниками между богами и людьми на земле и выполняли сложные религиозные церемонии и ритуалы, столь важные для культуры майя.

Календарь и культура майя 

Древние майя построили многие из своих храмов и дворцов в форме ступенчатой ​​пирамиды, украсив их сложными рельефами и надписями. Эти сооружения принесли майя репутацию великих художников Мезоамерики.

Руководствуясь своим религиозным ритуалом, майя также добились значительных успехов в математике и астрономии, включая использование нуля и разработку сложных календарных систем, таких как Круглый Календарь, основанный на 365 днях, а затем Календарь Длинного Счета, рассчитан на срок службы более 5000 лет.

Серьезное исследование стоянок классических майя началось в 1830-х годах. К началу-середине 20 века небольшая часть их системы иероглифического письма была расшифрована, и стало известно больше об их истории и культуре. Большая часть того, что историки знают о майя, исходит из того, что осталось от их архитектуры и искусства, включая резьбу по камню и надписи на их зданиях и памятниках.

Майя также делали бумагу из коры деревьев и писали в книгах, сделанных из этой бумаги, известных как кодексы; известно, что четыре из этих кодексов сохранились. Им также приписывают некоторые из первых применений шоколада и каучука.

Одной из многих интригующих особенностей майя была их способность построить великую цивилизацию в климате тропических лесов. Традиционно древние народы процветали в более сухом климате, где централизованное управление водными ресурсами (с помощью ирригации и других методов) составляло основу общества. (Так было в случае с Теотиуаканом высокогорной Мексики, современниками классических майя. ) Однако в низинах южных майя было мало судоходных рек для торговли и транспорта, а также не было очевидной необходимости в ирригационной системе.

К концу 20-го века исследователи пришли к выводу, что климат низменностей на самом деле весьма разнообразен с экологической точки зрения. Хотя иностранные захватчики были разочарованы относительной нехваткой серебра и золота в регионе, майя воспользовались многочисленными природными ресурсами этого района, включая известняк (для строительства), вулканический обсидиан (для инструментов и оружия) и соль.

Окружающая среда также содержала другие сокровища майя, в том числе нефрит, перья кетцаля (использовавшиеся для украшения сложных костюмов знати майя) и морские раковины, которые использовались в качестве труб в церемониях и войнах.

Что случилось с майя?

С конца восьмого по конец девятого века произошло нечто неизвестное, потрясшее цивилизацию майя до основания. Один за другим классические города в южных низинах были заброшены, и к 900 году нашей эры цивилизация майя в этом регионе рухнула. Причина этого таинственного упадка неизвестна, хотя ученые разработали несколько конкурирующих теорий.

Некоторые считают, что к девятому веку майя истощили окружающую среду до такой степени, что больше не могли поддерживать очень большое население. Другие ученые майя утверждают, что постоянная война между конкурирующими городами-государствами привела к распаду сложных военных, семейных (по браку) и торговых союзов между ними, а также традиционной системы династической власти.

По мере того, как рост святых лордов уменьшался, их сложные традиции ритуалов и церемоний растворялись в хаосе. Наконец, какое-то катастрофическое изменение окружающей среды — например, чрезвычайно долгий и интенсивный период засухи — могло уничтожить классическую цивилизацию майя. Засуха особенно сильно ударила по таким городам, как Тикаль, потому что там дождевая вода была необходима как для питья, так и для полива сельскохозяйственных культур.

Все эти три фактора — перенаселение и чрезмерное использование земли, эндемические войны и засуха — могли сыграть свою роль в падении майя в южных низменностях. В высокогорьях Юкатана несколько городов майя, таких как Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан, продолжали процветать в постклассический период (9 г. н. э.).00-1500). Однако к тому времени, когда прибыли испанские захватчики, большинство майя жили в сельскохозяйственных деревнях, а их большие города были скрыты под слоем зеленых тропических лесов.

Майя все еще существуют?

Потомки майя до сих пор живут в Центральной Америке на территории современного Белиза, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и части Мексики.

Большинство современных майя проживает в Гватемале, где находится национальный парк Тикаль, на месте руин древнего города Тикаль. Примерно 40 процентов гватемальцев имеют происхождение майя.

Майя в США – Проект сообщества наследия майя (Алан ЛеБарон, доктор философии)

Древние индейцы майя уже давно привлекают внимание академических исследователей и широкой общественности. Этот интерес проистекает из их многочисленных достижений, таких как строительство больших городов; их независимое открытие математической концепции нуля; их календари, достигшие высокой точности раньше, чем у европейцев; и их сложная система письма. Действительно, учитывая величие и загадочность древних майя, известных своими заброшенными городами в джунглях, с внушительными пирамидами, глифами и календарями, образ майя может показаться экзотическим. Но потомки древних майя не исчезли, и в настоящее время их насчитывается около десяти миллионов, причем большинство из них продолжают жить на территориях, близких к их предкам до конкисты, в Мексике и Центральной Америке.

Несколько сотен тысяч гватемальских майя, возможно, полмиллиона или более, эмигрировали из Гватемалы в Соединенные Штаты и теперь проживают по всей земле; с севера на юг и с востока на запад, в городах, поселках и сельской местности. В Грузии проживает около 20-25 000 майя из Гватемалы. Если бы Соединенные Штаты официально признали их коренными американцами, они значительно увеличили бы численность американских индейцев, поскольку согласно переписи 2012 года численность коренных американцев в Соединенных Штатах должна составлять около 5,2 миллиона человек. Как единая группа майя в США, возможно, может быть больше, чем две самые большие группы признанных в настоящее время коренных американцев, навахо и чероки, вместе взятые.

Майя Иммигранты из Гватемалы в Соединенные Штаты имеют много общих характеристик и опыта с мексиканскими и другими майя из Центральной Америки, а в некоторых отношениях и со всеми коренными американцами, но только в Гватемале майя составляют примерно половину населения страны. Майя, с которыми мы работаем в KSU Maya Project , в значительной степени происходят из самых бедных и наиболее жестоких районов Гватемалы; действительно, опрос, проведенный Генеральным консульством Гватемалы в Атланте и Проектом майя, показал, что подавляющее большинство из Майя, прибывшие в Джорджию и на юго-восток США, были выходцами из одного из трех регионов Гватемалы, где обитают коренные народы: Уэуэтенанго, Сан-Маркос и Кесальтенанго.

Внутри Соединенных Штатов майя становятся частью более крупных вопросов, касающихся иммиграционной политики и иммиграционного правосудия. В качестве новой этнической группы в Соединенных Штатах возникают вопросы о том, как они влияют на прежние социальные и расовые отношения.

Для детей майя это становится вопросом образования и того, как преодолеть ограничения домашней жизни и успешно конкурировать с детьми неиммигрантских и некоренных родителей. Кроме того, коренная иммиграция из Латинской Америки должна вызвать вопросы о том, кто принадлежит к латиноамериканской семье в Соединенных Штатах; напоминая нам о латиноамериканских и латиноамериканских межэтнических и классовых различиях. Более того, для всех людей в Соединенных Штатах рассмотрение майя коренными американцами дает возможность переосмыслить дебаты об иммиграции и иммиграционный конфликт между англо- и латиноамериканцами (латиноамериканцами) в Соединенных Штатах, вспомнив, что все страны Америки пережили «первородный грех» завоевания и последующего угнетения американских индейцев, который остается нерешенным почти во всех районах Америки.

МАЙЯ 

«Майя» не относится к одному простому народу, говорящему на одном языке, действительно, языковая семья майя насчитывает около 5000 лет. Если рассматривать майя из Мексики и Белиза, взятые в целом, то существует около 30 сохранившихся языков и, возможно, 60 диалектов, точные цифры неопределенны из-за лингвистических сложностей. Гватемала признает 22 языка внутри гватемальского национального государства. К различиям добавились бы особые исторические и текущие ситуации внутри отдельных национальных государств или регионов, где живут майя. Но разнообразие и различия среди майя можно переоценить. У майя есть важные общие черты или «маркеры», которые помогают идентифицировать их как народ; и дать майя мощный потенциал для отождествления друг с другом. Примечательно, что, поскольку это добавляет силы более широкой идентичности майя, в течение столетий после завоевания люди, определяемые как майя, продолжали жить в пределах параметров своих древних земель. Таким образом, географически майя продолжают жить в основном на исторических землях, когда-то заселенных классическими майя, в национальных государствах Мексики, Гватемалы и Белиза.

В лингвистическом отношении они говорят на языках, относящихся к лингвистической семье майя. Для многих майя один из языков майя остается первым языком, на котором говорят в семье; или это язык, на котором говорят старшие члены семьи. Экономически и политически они были угнетенным народом, их предки пережили завоевания и испанский колониализм. Кроме того, майя претендуют на письменные книги и документы, такие как Пополь Вух и Рабиналь Ачи ; видимые руины великих городов и достижения до завоевания; и выдающиеся примеры исторического вооруженного сопротивления. Правительства и предприятия, стремящиеся использовать загадочность и уникальность майя, укрепили общественный имидж майя как единой группы людей. Более того, интеллектуалы и активисты майя в большинстве районов мира майя за последние несколько десятилетий стали мощными сторонниками концепции единства и идентичности майя. Таким образом, ключевой фактор для майя в преодолении исторических разделений и воображении культурного или сущностного единства заключается в том, чтобы принять ряд объединяющих характеристик, которые отличают их от других групп.

Гватемальские майя, живущие в Соединенных Штатах в качестве беженцев, мигрантов или иммигрантов, не избегают неблагоприятных условий, с которыми они ранее сталкивались в Гватемале, таких как политические и социальные трудности, языковые барьеры и сохранение идентичности; кроме того, дополнительные проблемы возникают из-за сложности иммиграционной системы США и вероятности тюремного заключения и депортации. Эта ситуация становится еще более двусмысленной из-за неоднозначного приема, который они получают из Соединенных Штатов, где одни сегменты закона и общества постоянно стремятся сделать выживание маловероятным, а другие сегменты, такие как церкви, работодатели и правозащитные организации, стремятся защитить. В течение 19В 80-х годах, когда в Гватемале произошли ожесточенные боевые действия, группы активистов, часто работавшие в церквях, помогли Майе подать заявление на получение статуса беженца, что дало им разрешение остаться и работать в Соединенных Штатах, пока заявление оставалось на рассмотрении.

Эксперты по майя давали показания или работали с судами, чтобы продвигать майя как особый случай; например, утверждая, что незнание испанского или английского языка и нечтение их должно быть приемлемой причиной незнания правил подачи заявления о предоставлении статуса беженца в течение одного года после прибытия.

ОРГАНИЗАЦИИ МАЙЯ

Майя в Гватемале имеют долгую историю организации сообществ и сообществ, а в Соединенных Штатах они создали сотни, возможно, тысячи ассоциаций самопомощи или родных городов, продвигая такие вопросы, как религия, майя духовность, культура, образование молодежи и общее благополучие. Общественная организация майя существует в Соединенных Штатах по крайней мере с 1980-х годов, и организации можно найти по всей территории Соединенных Штатов. Некоторые представители второго поколения также начали выступать за культурную самоидентификацию майя. Большинство организаций остаются небольшими и очень уязвимыми для местной экономики и политики, и большинство организаций не могут расширяться, а многие не выживают.

Сообщества пытаются достичь единства и продвигать общественные ценности, но внутренние конфликты между лидерами кажутся обычным явлением. Южная Каролина, Джорджия, Флорида, Колорадо, Аризона, Калифорния, Небраска и Массачусетс — это штаты, где я лично знал сильные организации майя.

ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ВИДЕТЬ МАЙЯ КАК КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ?

Есть основания помнить, что коренные народы были «первыми свидетелями» иберийских и европейских иммигрантов; более того, несправедливость, за которой последовали столетия несправедливости, осталась основой реальности Америки.

Для значительной части Соединенных Штатов в течение последнего десятилетия или около того основной разговор о расе и этнической принадлежности был сосредоточен на несправедливости по отношению к латиноамериканцам или латиноамериканцам, особенно в том, что касается современной иммиграции.

В течение 19В 50-х и 1960-х годах афроамериканцы привлекли внимание нации своими движениями за гражданские права, и афроамериканцы продолжали оставаться в центре внимания до недавнего перехода к латиноамериканским и англоязычным отношениям и иммиграции. Афроамериканцы могли бы быть оправданы, если бы они чувствовали, что незавершенные разговоры с белыми могли быть отодвинуты на второй план из-за новых опасений англо-американцев по поводу иммиграции. Что касается коренных американцев в 20 90 111 90 112 веке, за некоторыми исключениями времени и места, то гражданские права и благополучие коренных американцев привлекали мало внимания со стороны широкой общественности и федерального правительства. Борьба майя за выживание, которая продолжалась в течение 500 лет в Средней Америке и теперь достигла США в рамках очень заметных иммиграционных дебатов, дает возможность напомнить нам о ранах, которые все еще существуют по всей Америке, и думать не только о черных и Белый; или латиноамериканец и англичанин; или Черный, «Коричневый», Белый; и предложить более широкие расовые дискуссии, представленные черными, белыми, «коричневыми» и «красными». Могут ли Соединенные Штаты или остальная часть Америки преодолеть этнические конфликты, предрассудки и расизм в отношении черных, белых и латиноамериканцев, если мы продолжаем игнорировать или отказываемся устранять продолжающуюся несправедливость по отношению к коренным народам? Концептуализация майя как коренных американцев побуждает нас более широко взглянуть на вопросы этнического и расового конфликта в Америке и дает возможность переосмыслить иммиграционные дебаты и конфликтные отношения между англо- и латиноамериканцами в Соединенных Штатах.


Эссе написано Аланом ЛеБароном, доктором философии.
Профессор истории и междисциплинарных исследований; и директор Проекта сообщества наследия майя
Государственный университет Кеннесо 470-578 6589/2304

  • LCF Georgia приветствует двух признанных корпоративных лидеров в совете директоров

    LCF Georgia объявляет о назначении Лии Клэнтон, директора по взаимодействию с общественностью компании Georgia Power, и Памелы Перкинс, директора по глобальным контрактам UPS, в совет директоров с 1 января 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *