Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Народные промыслы москвы: Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусства – Лучшие аутентичные сувениры Москвы ✮ Что привезти из России в 2019

Народные промыслы москвы: Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусства – Лучшие аутентичные сувениры Москвы ✮ Что привезти из России в 2019

Содержание

Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусства

Этот город образован в 1147 году, на его главной площади стоит Кремль. Здесь находится неповторимый по своей красоте Храм Василия Блаженного. Москва и Московская область с давних времен славились народными промыслами; изделия мастеров известны во всем мире. Что это за промыслы? Какими промыслами славится Москва? Какова их история? Обо всем этом и многом другом и пойдет речь в статье.

Чем славится Москва: общая характеристика народных промыслов

Столица неразрывно связана с историей народных промыслов. В столице реализуется более половины производимых в стране изделий и сувениров. Ежегодно Москву посещают несколько миллионов туристов, которые стремятся с собой увезти частичку России, поэтому спрос на сувениры каждый год растет. Иностранцы с удовольствием покупают или получают в дар русскую матрешку, а ведь самая первая матрешка была изготовлена именно в Подмосковье. Матрешка давно стала сувенирным символом русского народного промысла.

чем славится Москва

Чем же славится Москва? Какие самые знаменитые сувениры производят в столице? В селе Жостово изготавливают расписные подносы, деревня Федоскино знаменита лаковыми миниатюрами и шкатулками, в селе Вербилки изготавливают фарфор, в Павловском Посаде ткут самые красивые в мире платки, в Раменском районе – гжель. Это далеко не полный перечень.

В настоящее время на территории Подмосковья и Московской области в отрасли художественных промыслов работают как государственные, так и частные предприятия, общее количество которых около 20.

Основные народные промыслы, какими славится Москва:

  • гжель;
  • вербилковский фарфор;
  • федоскинская шкатулка;
  • жостовский поднос;
  • матрешка;
  • богородская игрушка;
  • павлопосадские платки.

Гжель

В Раменском районе Подмосковья в XVII веке более 20 деревень, которые были объединены в так называемый гжельский куст. Гжель делали до XVIII века, как обычную гончарную посуду и примитивные детские игрушки. С начала XVIII века было открыто месторождение серой глины, возникло производство полуфаянса. Гжель становится самым крупным районом по производству керамики. В середине XX века здесь была сосредоточена половина фарфоровых предприятий страны.

Гжель — самое популярное фарфоровое изделие с синей росписью на белом фоне. Каждое изделие выполняется индивидуально, нет двух одинаковых изделий, расписываются они все вручную.

какими народными промыслами славится Москва

На предприятии в селе Гжель трудятся сотни потомственных мастеров, которые создают: шкатулки, чайники, масленки, сахарницы, подсвечники, вазы, лампы, светильники и многие другие изделия.

Фарфор Вербилок

Фарфоровый завод в Вербилках был образован в 1762 году, первоначально завод копировал образцы, привезенные из Европы, но к XIX веку нашел собственный стиль: формы ампира сочетались с цветовой насыщенностью декора. В 30-х годах XX века завод уже имел свою лабораторию. Фирменный знак завода – голова лося с могучими рогами. Известны изделия, посвященные городам России, с российской символикой, с военно-морскими мотивами.

В настоящее время завод выпускает обычную посуду и художественные изделия.

Федоскинская шкатулка и лаковая миниатюра

Искусство лаковой миниатюры сформировалось в селе Федоскино в конце XVIII века. Продукция фабрики становится настолько известной, что распространяется не только в России. Лаковая миниатюра – это один из символов русского народного промысла, изделия украшают лучшие музеи и мировые коллекции. Подлинность каждого произведения подтверждается подписью автора и сертификатом.

В основе миниатюры – картины, фотографии, рисунки, все это дополняется золотой орнаментальной графикой, что создает изделиям неповторимое роскошное убранство.

Какими промыслами славится Москва

Федоскинская фабрика в настоящее время изготавливает изделия в традиционном русском стиле: панно, ларцы, шкатулки, визитницы, броши и многое другое. Изделия участвуют в международных выставках, выступают в роли подарков на правительственном уровне. Шкатулки были подарены президенту США, Папе Римскому, премьер-министру Великобритании.

Жостовский поднос

Если спросить россиян: «Какими народными промыслами славится Москва?», то многие ответят: «Жостовскими подносами». Это самый яркий народный промысел Подмосковья. Почти 200 лет создаются эти уникальные произведения искусства. Первоначально изготавливались наряду с подносами табакерки, шкатулки и портсигары, но все производство изделий было из картона. Спустя время производство стало использовать только железные материалы и производить стали только подносы.

чем славится Москва и Санкт Петербург

Каждый поднос уникален, расписывается вручную, по воображению мастера. Букеты цветов, в центре которых розы, – это главное украшение именитых подносов. Уже 150 лет используют черный, синий, зеленые фоны, а края украшают ажурным растительным орнаментом.

Матрешка

Чем славится Москва на весь мир? Конечно же, русской матрешкой или троицкой игрушкой. В Сергиевом Посаде в конце XIX века в мастерской деревянных игрушек была изготовлена матрешка. В те времена в селах, расположенных возле Троице-Сергиевской лавры, процветало огромное количество ремесел, но особенно выделялось производство деревянных игрушек, которые называли «троицкими». Бурный расцвет производства матрешек был в первые десятилетия XX века, были сформированы основные типы росписи. Самая первая матрешка хранится в Музее игрушек, который расположен напротив лавры.

чем славится Москва

Богородская игрушка

Это резные игрушки из мягких пород дерева. Возник промысел в селе Богородское, которое расположено недалеко от Сергиева Посада. Мастера режут скульптуры и игрушки из липы, осины, ольхи. Игрушки участвуют в многочисленных выставках за рубежом. В настоящее время работает фабрика художественной резьбы в поселке Богородское.

какими народными промыслами славится Москва

Платок Павловского Посада

Известны всему миру платки и шали города Павловский Посад. История платочного производства насчитывает около 200 лет. Первоначально выпускали набивные платки, а в середине XIX века стали на фабрике выпускать шали и платки из шерсти. На всех изделиях ставится штамп с указанием предприятия и времени изготовления.

В городе Павловский Посад есть музей, посвященный истории павловского платка.

Какими промыслами славится Москва

Чем славятся Москва и Санкт-Петербург?

Москва и Московская область – это поистине центры народного промысла страны. Большая часть русских сувениров, которые покупают иностранцы, производятся в Подмосковье. А как обстоит дело во второй столице страны, в Санкт-Петербурге?

Северная столица – это культурный центр России. Изделия народного искусства этой местности отличаются утонченностью, сдержанностью. Столица знаменита оятской керамикой, фарфоровой скульптурой, оловянными солдатиками, стеклянными фигурками и куклами. Ремесленным центром была Охта, охтинские игрушки отличались помпезностью: модный и шикарный гусар, барышня, важный шарманщик и многие другие.

Вместо вывода

Народные и художественные промыслы Москвы и Санкт-Петербурга разнообразны по своей продукции, технике, используемому материалу и технологии исполнения. Богатое сувенирное наследие прошлого, которое успешно развивается и в настоящее время, это то, чем славится Москва.

Есть ли связь народного искусства с той местностью, где происходит зарождение и развитие промысла? Конечно, есть происхождение и развитие народных промыслов, обусловлено историей района и наличием местных природных ресурсов.

Угланов В.Ю. | Все народные промыслы России

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

     Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

МАТРЁШКА — МУЗЕЙ

      Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют овоидную («яйце подобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.
     Сейчас матрёшка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрёшка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

БРОННИЦКИЙ ЮВЕЛИР

      Искусство цепочечного плетения, которым славятся бронницкие умельцы, выросло из традиций древнего кольчужного промысла. Кольчуги из Бронниц были на ратниках Димитрия Донского. Цепочечный промысел дополнился изготовлением брошей, серёг и браслетов из серебра и золота.
     Неслучайно, что в гербе города красуется золотой конь. Эстафету древних умельцев перенял Бронницкий ювелирный завод. Авторские работы хранятся в музее Московского Кремля, Государственном Историческом и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА

      Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полу фаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей над глазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

     Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжель включает около 30-тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием «Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Всего два цвета – белый и синий!

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР — Г. ЛИКИНО-ДУЛЁВО

      Ликино-Дулево — небольшой подмосковный город, в Орехово-Зуевском районе, на востоке области. Дулёвский фарфоровый завод. Крупнейший в России. Основан известными промышленниками Кузнецовыми в 1832 году.
     Если посмотреть на «сокола», клеймо Дулёвского фарфора, то многие припомнят, что у них дома была такую посуда. Как и многие промыслы он появился на свет клонированием. Гжельский купец Терентий Кузнецов купил пустующую землю возле села Ликино и основал село Дулево. На сегодняшний день Дулёвский фарфоровый завод один из крупнейших в России. Коллекционный фарфор можно посмотреть в краеведческом музее города (в нем даже можно заказать чаепитие из дулёвского сервиза). На въезде в Ликино-Дулево находится фирменный магазин с дулёвским фарфором и большим ассортиментом.

КАЛУЖСКАЯ ВЫШИВКА

      Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнены в середине и конце XIX в. От вышивок различных русских областей калужская отличается особой декоративностью и выразительностью.

     Яркие и красочные, они богаты изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания – «цветной перевитью». Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров хранится в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 г. Мастерицы артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, продолжают создавать изделия, украшающие наш быт и одежду.

КЛИНСКИЙ РАЙОН — ВЫСОКОВСКАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА

http://yolochka.ru/

      В Высоковске находится ОАО «Ёлочка» самая старая в России фабрика где производят елочные украшения. В этих местах, под Клином, находились залежи кварцевого песка. Поэтому неудивительно, что в середине девятнадцатого века здесь открылось стеклодувное производство. Крестьяне соседних деревень быстро переняли технологию и стали производить мелкие стеклянные изделия в своих избах. Одним из самых простых изделий были бусы, которыми и стали украшать рождественскую ель. Промысел пережил революцию, и еще в 60-х годах прошлого столетия игрушки делали кустарным способом в артелях. Сегодня вы можете познакомиться с историей елочных игрушек в музее «Клинское подворье» (находится в Клину) и совершить экскурсию по производству (на фабрике в Высоковске). Высоковская игрушка расписывается вручную.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ — Д. ЖОСТОВО

      В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего.
     Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ ШАЛИ

      Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

     Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
     Павловский Посад — старейший российский текстильный центр. С 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков. Популярен мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. В этом году знаменитая на весь мир Павлово-Посадская Мануфактура отмечает 215-летие. В Московском Фонде народных художественных промыслов открылась экспозиция, насчитывающая более 150 уникальных платков.

ХУДОЖЕСВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ — С. БОГОРОДСКОЕ

      Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря – центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка.

     В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА — Д. ХОТЬКОВО

      Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками подмосковного абрамцевского кружка, организовавшим в усадьбе С.И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую. Здесь учились и работали резчики из окрестных сёл Хотькова, Ахтырки, Кудрина. В 1936 был выполнен заказ по оформлению входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. В 1937 году в Париже представлена обширная коллекция резных изделий. Центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство».

     Художественный промысел резьбы по дереву сформировался в конце XIX в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Для абрамцево-кудринских изделий характерен растительный орнамент — веточки, розетки, завитки, а так же плоскорельефная резьба, полировка и тонировка дерева. Разнообразие изделий поражает: блюда, вазы, ковши, шкатулки, и предметы домашнего декора. Абрамцево-кудринские изделия выглядят, как из драгоценных сортов дерева, а делаются из той же липы, берёзы или ольхи.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

      Сергиев Посад — столица кукольного «царства» России. По одной из легенд, игрушки делал сам основатель монастыря – Сергий Радонежский. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Самым ходовым товаром были дешёвые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Изготавливают игрушки и в настоящее время.

     В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые её разновидности. Там же расположен Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

ВЕРБИЛОВСКИЙ ФАРФОР — п. ВЕРБИЛКИ

      История знаменитого вербиловского фарфора начинается в 1766 года, когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце Вербильцево, сейчас это — п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 году англичанин преподнёс сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы.
     В 1995 году при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из последних наград вербиловского фарфора — Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА — д. ФЕДОСКИНО

     Промысел зародился в 1795 г. в с. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс.
     Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 Водопад Гремячий ключ. дер. Малинники.
     Гремячий ключ или Малинники — один из самых популярных источников в Подмосковье.
     Это живописное место расположено в 14 км от Сергиева-Посада на левом берегу реки Вондига, между деревнями Взгляднево и Ляпино.
     Гремячий — это скорее горная речка-водопад, шумно текущая по крутому склону, высотой 25 м.

     Гул падающей воды слышен издалека, отсюда и его название.
     Среди православных укрепилось другое наименование ключа — Малинники по названию соседней деревни, являвшейся ориентиром для проезда.
     Подходы к водопаду благоустроены, сооружены купель, храм и часовня прп. Сергия Радонежского.
     Водопад является местом паломничества, а также популярным туристским объектом.
     По преданию, 600 лет назад на этом месте останавливался прп. Сеpгий с учеником Романом на пути из Троицкого монастыря в Киржач.
     Преподобный усердно молился об объединении русского народа и освобождении от татаро-монгольско ига.
     По его молитве, из горы забил источник чистейшей воды. Об этом напоминает памятный знак на берегу реки.
     «…И едва произнёс он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине…»

Малинники

Лучшие народные художественные промыслы Подмосковья


Подмосковье славится не только усадьбами и музеями, но и своими промыслами. Знаменитые деревянные медведи, стучащие по бревну, подносы в удивительных цветах, яркие шали и платки, разноцветный фарфор — все это делается тут, рядом с нами! Пердставляем десятку лучших народных художественных промыслов области.

1. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву

По легенде, самая первая богородская игрушка была сделана женщиной из Богородского много веков назад. Мама вырезала деревянную фигурку — Ауку для своих детей. Через некоторое время Аука попала к купцу, который выставил ее на продажу и получил за игрушку неплохие деньги. Тогда он заказал целую партию деревянных игрушек.

Точной даты возникновения промысла ученые назвать не могут. Кто-то ссылается на данные о том, что по дороге в Троице-Сергиеву лавру деревянные игрушки покупали для детей царя Алексея Михайловича. Другие исследователи говорят, что речь идет о более позднем периоде — эпохе Петра I. Скорее же всего, становление промысла относится к XVII–XVIII векам, а активное распространение игрушки стали получать в XVIII–XIX веках. Самые старые экспонаты, хранящиеся в музеях, датируются началом XIX века.

В основе искусства производства богородских игрушек лежит резьба по дереву. Для работы специально выбирают мягкие породы: липу, осину, ольху. Резьба ведется специальным богородским ножом — щучкой. Самая известная богородская игрушка — «Кузнецы»: она изображает мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. «Кузнецов» по праву можно считать символом этого промысла — неслучайно они даже помещены на герб села Богородское.

Как добраться:

На машине: по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, далее продолжать движение прямо еще около 30 км. На общественном транспорте: электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад, далее на автобусах Сергиев Посад — Богородское (выйти на остановке «Центральная площадь») или Сергиев Посад — Калязин (выйти на остановке «Богородское. Трасса»). Либо от автовокзала на станции метро «Щелковская» автобусом Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса». Либо от Ярославского вокзала на автобусе Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса».

2. Гжельский фарфоровый завод

Официально предприятие «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрировано в 2004 году, однако промысел в Ново-Харитоново имеет значительно более давнюю историю, насчитывающую более двухсот лет. Крестьянин Яков Кузнецов, прадед самого известного представителя династии промышленника Матвея Кузнецова, основал фарфоровое производство в районе Гжели. С конца XIX века вплоть до 1917 года в Ново-Харитоново помещалась контора гжельского отделения «Товарищества М.С.Кузнецова». Здесь же находились предприятия родственников Кузнецовых по женской линии – братьев Акулиных. Нынешний завод находится на территории бывшего завода Акулиных, до революции выпускавшего фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки.

Как и несколько веков назад, превращение куска глины в произведение искусства представляет собой довольно трудоемкий процесс. Сначала из гипса изготавливают модель будущего изделия, с этой модели делается форма, состоящая из нескольких частей. В готовую

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОДМОСКОВЬЯ.

Изделия наших умельцев известны как русские сувениры не только в России, но и далеко за рубежом. Иностранцы с удовольствием принимают в подарок «русские матрешки». А знаете ли вы, что первая русская матрешка была выточена и расписана именно в Подмосковье!? Сувенирный образ России и символ русского народного искусства — матрешка — впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде только в 90-х годах 19 века. Пусть и по образцу, привезенному из Японии, но она стала Нашей.

С давних времен география русского народного художественного промысла тесно связана с Подмосковьем. При слове «Жостово», ассоциация подбирает к нему пару «расписные жостовские подносы». Меж тем, деревня Жостово находится в Мытищинском районе Подмосковья. Недалеко от города Лобня расположена деревня Федоскино, которая известна своими замысловатыми шкатулками и лаковыми миниатюрами. В селе Вербилки Дмитровского района уже почти 250 лет изготавливают рукотворный фарфор. А самые красивые платки до сих пор ткут в Павловском Посаде. В Раменском районе в художественных мастерских Гжель воплощаются традиции керамического народного промысла. В наши дни на территории Московской области в сфере художественных народных промыслов работают частные предприятия и государственные организации, всего их насчитывается около 20-ти.

Гжель — традиционная российская керамика.

С середины 17 века Гжель славилась своими глинами. В Раменском районе Московской области насчитывают 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. После 1800 года была найдена светлая серая глина, возникло производство полуфаянса. Гжель постепенно становится одним из крупнейших районов по производству керамики. Вторая половина 19 века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. На рубеже 19-20 веков многие заводы приходят в упадок. Только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего тогда 670-летие. В эти годы здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Как тогда, так и сейчас Гжель — это самые популярные фарфоровые изделия с нарядной синей росписью на белом фоне: фарфоровые чайные сервизы, вазы, подсвечники, скульптура. Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двух одинаковых изделий потому, что они расписаны вручную. Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины в сине-голубой тональной палитре.

Сейчас в селе Гжель в живописном месте на берегу реки Гжелка занимаются ручным производством высокохудожественных фарфоровых изделий в лучших традициях народного промысла. Это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров. Ассортимент керамики: чайники, кумганы, сахарницы, масленки, предметы сервировки стола, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, настенные часы, светильники, изразцы для облицовки печей и каминов и др.

 

Фарфор Вербилок.

Фарфоровый завод в Вербилках существует почти 250 лет и берет свое начало от небольшого частного заводика, открытого в селе Вербилки близ города Дмитрова обрусевшим английским купцом Францем Гарднером. Высочайшим указом от 23 октября 1762 года Францу Яковлевичу Гарднеру было дозволено завод открыть. С этого времени и начинается история предприятия в Вербилках, ныне Дмитровского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода. Фарфор вскоре начал поставляться к императорскому двору. В 1892 году завод в Вербилках был продан известному заводчику М. С. Кузнецову. Однако слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма фирмы. Начав с творческой переработки западноевропейских образцов, завод к началу 19 века нашел собственный стиль, в котором формы ампира сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора. Во времена СССР Дмитровский фарфоровый завод неоднократно расширялся, был реконструирован, и уже в 1937 году завод имел собственную художественную лабораторию. Сегодня у Дмитровского завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешних лесов — лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках фарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице двухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров «фарфора Вербилок». Известны изделия с российской символикой, продукция, посвященная отдельным городам и памятным местам нашей Родины. Широко представлены изделия с военно-морскими мотивами и др.

Русская лаковая миниатюра, шкатулки из Федоскино.

В конце 18 века, в селе Федоскино Мытищинского района возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Все это знаменитый старинный народный промысел, основанный русским купцом П.И. Коробов на базе картонной фабрики в селе Данилково, смежном с Федоскино. С 1818 года Коробов привлекает к делу своего зятя Лукутина, который обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. При Лукутине искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России. С 1828 года на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, известных под названием «лукутинских». Совершенствуется технология живописи, приемы декоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку», скань, цировка). В третьем поколении Лукутиных в 1904 году фабрика была закрыта. С закрытием фабрики история русской лаковой миниатюры не прервалась. Федоскинские мастера открыли артель в 1910 году, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. В советское время период своего существования Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие.

Лаковая миниатюра Федоскино – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истинным народным промыслом. На шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром, создают неповторимое убранство лаковым изделиям.

В наши дни Федоскинская фабрика миниатюрной живописи изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле: шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.

Жостовский поднос.

Самый яркий образец народного творчества. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства — расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века, когда в ряде Подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта история — любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой мало общего. Русский купец П.И. Коробов устроил в конце 18 века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Наряду с табакерками, портсигарами шкатулками, здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, при столкновении на выставке в 1836 году с сибирскими железными подносами, уступили им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Вновь возникшее производство изготавливает только подносы, а в стареющих мастерских делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически.

Каждый поднос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению, но с соблюдением традиционных жостовских технологий. Букеты цветов, в центре которых чаще всего изображение розы — самого любимого цветка жостовских мастеров — являются главной темой украшения жостовских подносов уже более 150 лет. Когда рассматриваешь рисунок, создаётся впечатление, что яркие, насыщенные объёмы цветов вырастают из глубины фона и оживают на глазах. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Сергиево-Посадская игрушка, русская матрешка.

Сувенирный образ России и символ русского народного искусства матрешка впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах 19 века. В слободах и сёлах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Знаменитый Музей игрушки разместился в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В музее хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Богатейшая коллекция сергиево-посадской и богородской игрушек представлена здесь. Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России».

Игрушечным символом города является матрешка. Деревянная токарная игрушка-матрёшка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия 20 века. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российских матрешек хранится в музее. Ей уже более 100 лет.

Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. Открыта выставка игрушек детей последнего российского императора Николая II. Научно-технический прогресс 19 — начала 20 вв. также нашел свое отражение в игрушке. В музее игрушки в Сергиевом Посаде представлены любимые игрушки наследника цесаревича Алексея: модели паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов.

Богородская игрушка.

Богородская резьба, богородская игрушка- русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититься игрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко от Сергиева Посада. На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. В 1595 году село Богородское перешло в Троице — Сергиев монастырь. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские мастера резьбы по дереву режут игрушку из липы, режут «с маху», сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

Богородские мастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» — в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Павловопосадский платок.

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов 19 века — спустя полвека с момента основания фабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, менялись поколение за поколением. К середине 19 века предприятие перешло к его правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткой конкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики изготавливают платки шерстяные и полушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстяной бахромой. После Великой Отечественной войны, в 1950-1960-е годы на фабрике продолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых колористических разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: «пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет», и другие. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью. Принадлежность павловских шалей, дошедших до наших дней можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка – клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом, как художественное направление нашло наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество – «классикой» искусства павловского платка.

Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей изнатуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка. Признанием высокой художественной и культурной ценности изделий является статус предприятия народного художественного промысла России.

 


Промыслы

История резной и деревянной игрушки«Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дуб…

Читать далее

Фарфор Вербилки. «Мануфактура Гарднер» 250 лет назад в село село Вербильцы, Дмитровского уезда Московской области, приехал гость заморский англичанин…

Читать далее

История лаковой миниатюрной живописи с. Федоскино Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел существует более 220 лет.  Ману…

Читать далее

История промысла Гжель Гжель — это название живописного подмосковного региона в Подмосковье. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоци…

Читать далее

ИСТОРИЯ КЛИНСКОЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в деревнях относится к XIX в., когда в 1818 г. князь А…

Читать далее

История возникновения промысла Жостово История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бы…

Читать далее

Павловопосадские платки и шали. ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Больше двух столетий гремит слава Павлово-Посадской платочной мануфактур…

Читать далее

История Дулёвского фарфорового завода Дулёвский фарфоровый завод основал Терентий Кузнецов. Почин положил смекалистый дедушка-кузнец Яков Кузнецов, к…

Читать далее

Сергиево-Посадская игрушка. ЗАО «Художественные изделия и игрушки». Уже на протяжении более 300 лет город Сергиев Посад считается «игрушечной столице…

Читать далее

Художественные промыслы Подмосковья Павловский платок

Художественные промыслы Подмосковья

Художница И. Хазова

Археология все полнее раскрывает древнейшие периоды развития материальной культуры на территории Москвы и Подмосковья, и мы все яснее представляем себе далекую картину существования у наших предков ремесел, многие из которых стали потом основой традиционных промыслов. И не случайной теперь представляется схожесть узоров тканей из раскопок подмосковных курганов XI—XII веков с рисунками на полотенцах, вытканных крестьянками деревень этих же мест в конце XIX века.

Исконную преемственность мастерства ярко демонстрирует гончарство, которое стало развиваться на территории современной Московской области еще в глубокой древности. Расцвета оно достигло в XVI—XVII веках в искусстве гончаров Москвы, создававших великолепную чернолощеную посуду, многоцветные печные изразцы и архитектурную керамику. Гончарное дело не отставало от Москвы и в других древних городах московского края — Коломне, Дмитрове, Серпухове, Волоколамске.
Параллельно существуют и мелкие сельские промыслы, где сохраняются традиции древнемосковского гончарства. И сегодня еще бытуют в деревнях и селах изделия местного производства: рукомои, корчаги, кувшины, крынки. Среди них можно встретить редкие образцы темной, задымленной посуды, относящейся к первой половине XIX века, которые отличаются прекрасной формой,говорящей о высоком мастерстве и вкусе гончаров.
Народное искусство Подмосковья отразило красоту древнерусской живописи, зодчества, прикладного искусства. Может быть, нагляднее всего это раскрывает верейский традиционный женский костюм. Его покрой, праздничная красочность и узорность орнаментальных ритмов сплошь затканных фартуков и узких длинных рукавов сохраняют черты и мотивы древнерусской одежды и традиции ткацкого мастерства.
Узорное ткачество — один из древнейших видов русского народного искусства— было развито повсеместно на территории современной Московской области. Преемственность мастерства концентрировала коллективный опыт и эстетический вкус многих поколений крестьянок. Широкое распространение ткацкого ремесла — выделка холста, полотен, сарпинки, самых разнообразных платков и лент — стало основой для роста кустарных промыслов, многие из которых затем явились предшественниками текстильных предприятий Подмосковья— нынешних крупных комбинатов Серпухова и Орехово-Зуева, Ногинска и Егорьевска, знаменитого Павловского Посада, многочисленных фабрик других районов и самой Москвы.

Художественные промыслы Подмосковья

П. Пучков. «Кремль зимой». Шкатулка

Чего только не вырабатывали ткачи подмосковных промыслов! Особой красотой отличались шелковые золототканые богородские и коломенские платки и сарафанные ткани второй половины XVIII — начала XIX века. Крупный золотой орнамент хранил свое родство с древнерусским узорочьем; его сочетание с лиловыми, зелеными, светло-коричневыми шелками фона было в духе времени, отражая декоративную звучность дорогих тканей XVIII века. В округе Павловского Посада вырабатывали много однотонных шелковых узорных платков и шалей с кистями.
Распространение промыслов и рост промышленности не мешали сохранению и ручного узорного ткачества. Крестьянки ткали для себя красивые полотенца с розовато-красными узорами, выполненными браным, закладным, ажурным тканьем. Немало делалось еще и однотонных рисунчатых скатертей, исполняемых ремизным ткачеством. Да и теперь не все забросили ручные станы, ткут на них полосатые и клетчатые половики.
В Московской области, богатой лесами, издавна развивалось столярное и плотничье дело. В обычае было украшать дома резьбой, особенно нарядными наличниками. И сегодня в убранстве многих домов подмосковных деревень, больших сел, старинных городов сохраняются традиции народного творчества, проявляется индивидуальная фантазия мастеров.
Конец XVIII — первая половина XIX века были временем оживления народного искусства и возникновения производства изделий нового характера. Удачные, талантливые находки одних мастеров подхватывались и развивались в труде, творчестве других художников- кустарей, исполнявших однородную продукцию. Вырабатывая свои изделия, привлекавшие широкого потребителя, в том числе и городского, промысел сохранял самобытные черты своего искусства, его подлинную народность.
В последней трети XIX века заметно меняется общее положение кустарных промыслов вследствие ухудшения экономического состояния крестьян Московской губернии в связи с малоземельем, истощением почв. Подсобный промысел спасал крестьянские семьи от голода, и практически не было в Подмосковье деревни, где бы не занимались подсобным производством.

Художественные промыслы Подмосковья

Мастер Л. Багурская

В это время очень сильно растут уже существовавшие производства, возникают новые промыслы; некоторые из них насчитывали десятки тысяч мастеров. Уровень и качество продукции при этом заметно снижаются, но огромный спрос рынка поглощал все.
К концу XIX века в разных районах распространяется токарное дело, лозоплетение. Тогда же сформировались и крупные, объединявшие большое число мастеров промыслы по производству мебели и разного рода токарных изделий, в том числе разнообразных игрушек. Особой привлекательностью отличалась бабенская токарная полированная игрушка. Самым крупным центром производства всевозможных игрушек стали Троице-Сергиев Посад и связанная с ним деревня Богородское, особенно прославившаяся мастерами резной деревянной скульптуры и игрушки.
В 40-х годах XIX столетия возник кружевной промысел, распространившийся к началу XX века в округе Подольска и Серпухова, где работали почти четыре тысячи кружевниц. Растущий промысел, вовлекая в производство художественных изделий сотни людей, так или иначе стимулировал их творчество. Это проявлялось в разнообразии рисунков мерного кружева, веселой занимательности и множественности вариантов токарной игрушки, праздничной раскраске лубочных картинок, цветовом своеобразии росписи гжельского фарфора, самобытности, истинной национальности лукутинской лаковой миниатюры и искусства жостовских подносов, лаконизме и остроумной выразительности богородской игрушки.

При всей традиционности искусство народных промыслов никогда не останавливалось в развитии, отражая время и особенности живого творчества мастеров разных поколений. Работы мастеров XIX века отличаются от современных, как и от более ранних, формами предметов и характером орнамента, сюжетами и образами. Но вместе с тем искусство промысла сохраняет постоянные черты, определяющие самобытность изделий. В основе такой преемственности лежит специфика самого мастерства с его особыми приемами резьбы или росписи, изготовления форм изделий и непосредственно технологии.
Однако подлинная художественность изделий и творчество мастеров неумолимо и закономерно угасали под властью капитала. Выросший промысел попадал в руки торговцев-перекупщиков, мелких хозяев, диктовавших свои условия и нещадно наживавшихся на труде мастеров, все сильнее их закабалявших.

В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России» с исчерпывающей глубиной раскрывает механизм капитализации кустарного промысла и гибельность ее мертвящих процессов для творческого начала в труде мастеров и качества их продукции. С особенной наглядностью показано это на примерах подмосковного кружевного промысла и гжельского керамического производства.
Нелегок был в ту пору и труд создателей жостовских подносов. И когда теперь их искусство, полнокровное, сильное коллективностью мастерства, покоряющее яркой, сочной, певучей красотой декоративной живописи, воспринимается нашими современниками как ценнейшее наследие русской художественной культуры, нельзя забывать о тех поколениях мастеров, которые, преодолевая тяготы жизни, своим самобытным творчеством закладывали художественные основы этого неповторимо праздничного национального искусства России.

Тяжелое положение кустарей заставило Московское земство принять некоторые меры. Наиболее заметным делом оказалось открытие в 1885 году Музея кустарных изделий в Москве. Постепенно музей становился методическим центром работы с мастерами художественных промыслов и именно благодаря этому смог сыграть положительную роль после 1917 года — в период восстановления очагов народного искусства.
Подмосковное Абрамцево — имение известного мецената и знатока искусства С. И. Мамонтова — стало центром, объединившим выдающихся русских художников, горячо заинтересованных в судьбах национального искусства. Закономерен был их интерес и к народному творчеству. Изучение его дало вскоре значительные практические результаты. Особая роль принадлежала тут художнице Е. Д. Поленовой.
Однако ни Кустарный музей, ни организация школ, ни мода на абрамцевские изделия не были в состоянии изменить общее тяжелое положение огромной массы кустарей, остановить угасание народных промыслов. С началом империалистической войны 1914 года многие промыслы прекратили свое существование. К 1917 году в тяжелом экономическом и творческом кризисе оказались ценные художественные промыслы. Если бы не события Великой Октябрьской социалистической революции, эта самобытная ветвь русской национальной художественной культуры была бы обречена на исчезновение.

Октябрь принес новую жизнь промыслам. С первых лет Советской власти, особенно после опубликования в самом начале 20-х годов ленинских декретов, определивших положение кустарных промыслов России, на развитие самых ценных из них были обращены внимание и забота государства. Стало восстанавливаться производство, организовывались артели. Было очень важно не растерять уцелевшие кадры потомственных мастеров, привлечь к работе молодежь. И повсюду старейшие мастера оказались патриотами своего дела. С большим воодушевлением учили они молодых, работали над выпуском массовой продукции и создавали произведения, проникнутые горячим стремлением отразить средствами своего искусства новое время.

Художественные промыслы Подмосковья

Л. Азарова. «Чаепитие»

Налаживался экспорт кустарных изделий. Большую долю его в 20-е годы занимала продукция подмосковных промыслов — токарная игрушка, федоскинские лаки, жостовские подносы. Внимание народа вдохновляло мастеров, стимулировало их творчество; обновлялось содержание искусства, и в результате традиционное старинное мастерство воплощалось в изделиях нового времени. Искусство художественных промыслов, обогащаясь мировосприятием его творцов, заняло свое место в социалистической культуре.
Мастера подмосковных промыслов активно участвуют на выставках 20— 30-х годов, их имена приобретают известность. Особенно после того, как они успешно выступили на большой выставке художественных промыслов 1937 года, проходившей в Государственной Третьяковской галерее. Для оформления залов выставки порталы дверей были расписаны жостовскими и загорскими мастерами, а один из них выполнен ахтырскими резчиками Ворносковыми. Не случайным стал успех обновленного искусства русских народных промыслов на Международной выставке в Париже 1937 года. Участвовавшие в ней мастера художественных промыслов Московской области были удостоены медалей и дипломов.
В годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, погибли в боях за Родину. Когда пришла победа, то, несмотря на трудности, послевоенные годы стали временем нового значительного расцвета подмосковных промыслов. Повсюду крепли и молодели творческие коллективы, совершенствовалось преподавание в специальных учебных заведениях. На предприятиях строились новые цехи, заменялось устаревшее оборудование, механизировались тяжелые вспомогательные процессы, улучшалась технология, росла общая культура производства.
Одновременно было положено начало серьезному научному исследованию искусства каждого промысла. Усилилась, углубилась методическая работа с мастерами. Именно тогда известный исследователь народного искусства А. Б. Салтыков вместе с художниками и мастерами работал над возрождением искусства гжельского промысла. Мастера подмосковных промыслов достаточно полно представили свое искусство в этой экспозиции; участвовали они и во всесоюзных, республиканских, областных художественных выставках.
Вскоре в Москве прошли еще две выставки, имевшие немалое значение для жизни промыслов: в 1962 году—«Миниатюрная живопись Федоскина» и в 1965 году — «Богородское искусство резьбы по дереву» в Музее народного искусства. В 1972 году Союз художников РСФСР, Государственный Исторический музей и Министерство местной промышленности РСФСР организовали выставку «Фарфор Гжели», где предстало и богатое наследие промысла, и современность этого неповторимого народного искусства.

Художественные промыслы Подмосковья

В цехах производственного объединения «Гжель»

Неоценимое значение для подлинного расцвета народного искусства имеет постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», нацелившее всех, кто занимается народным искусством, на более плодотворную работу, на творческий поиск во имя дальнейшего роста и процветания народного искусства.
60—70-е годы были особенно благотворными для народных промыслов. Это проявилось и в более смелом отношении мастеров к традиции, и в расширении круга сюжетов, отражающих современность, и в разнообразии массовой продукции. Традиционное мастерство воплощается в предметах обновленных форм, отвечающих стилю современного советского декоративного искусства. Мастера промыслов считают это своей важной творческой задачей.
Каждый промысел хранит свои традиции- производства изделий утилитарного назначения. Так, жостовская роспись, радующая нас своей праздничной декоративностью, украшает не плоскость панно, а лакированный поднос с его узорным бортиком, делающим вещь удобной в пользовании. Но в стремлении сохранить бытовое назначение изделия ни в коей мере не снижаются эстетические достоинства росписи и не сковывается творчество художников.
Весьма важна для народных промыслов подготовка кадров мастеров. В традиционных центрах художественных промыслов Подмосковья существуют старейшие профессионально-художественные школы и училища, где учат молодежь ведущие мастера, передавая свой опыт, уменье, любовь к искусству новым поколениям.
Произведения мастеров художественных промыслов год от года больше демонстрируются не только на многочисленных и разнообразных выставках в нашей стране, но и за рубежом.
Народное искусство, живое и современное, не порывает с лучшими традициями русской художественной культуры и народного творчества. На художественных промыслах Московской области трудятся большие творческие коллективы мастеров, среди которых заслуженные художники, отмеченные правительственными наградами и почетными званиями, мастера среднего поколения и молодежь, чей талант обогащает отечественное искусство.
Этот альбом не претендует на полноту освещения всего богатства народных художественных промыслов Подмосковья. На страницах издания отражено творчество мастеров лишь наиболее известных и крупных центров производства народных художественных изделий, показана характерная продукция.
Сегодня все больше людей интересуется историей культуры. Многие отдают свободное время творчеству в области прикладного искусства, изучая традиционные виды мастерства, стремясь возродить забытое, чтобы на основах исконного народного художества создавать новые красивые и полезные вещи.

Художественные промыслы Подмосковья

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Н. Гончарова

Лаки Федоскина

Сюжеты росписи были разнообразными; здесь и жанровые сцены, и пейзаж, и виды Москвы. Несколько позже распространились знаменитые «Тройки» и «Чаепития», которые очень полюбились народу. Трактовка сюжетных мотивов, характер декоративного украшения предметов, разнообразие их форм были результатом творчества местных мастеров. Их искусство, отражая вкусы времени, сохраняло черты национальной самобытности.
В конце XIX—начале XX века производство переживало заметный спад, искусство и мастерство упрощались. В 1904 году Лукутинская фабрика была закрыта. Однако в 1910 году мастера Федоскина организуют свою артель, правда просуществовавшую недолго.
Промысел начал новую жизнь после Великого Октября. Возрождение Федоскина связано с именами старейших мастеров В. Бородкина, И. Семенова, А. Кругликова, Н. Петрова, Н. Цыбина. В 30-е годы большую помощь промыслу в становлении его искусства оказывали видные советские искусствоведы Анатолий Васильевич Бакушинский и Виктор Михайлович Василенко.
Дальнейшее развитие федоскинской миниатюры связано с творчеством молодых поколений мастеров, обогативших ее новыми идеями, образами, сюжетами, отражающими новую эпоху в истории страны. Становится характерным пейзаж, воспроизводящий природу Подмосковья и в лиричных композициях, и в подчеркнуто современных. Все активнее обращаются мастера к темам общественного звучания, отражающим события наших дней. Немало произведений посвящено художниками Федоскина образу В. И. Ленина.
Они учат молодежь, развивая лучшие традиции, накопленные опытом многих поколений федоскинцев. Эти традиции сохраняются, живут и в характере старинного производства самих изделий из папье-маше, и в их формах, и в живописной системе миниатюрного письма, и в применении перламутра и металла.

В отличие от Палеха, Мстёры и Холуя, где пишут темперой, федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Используется прием трех-четырехслойного письма, когда последовательно выполняются замалевок, пропись, лессировка, бликовка. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком и полируют, что создает особый декоративный эффект и придает краскам звучанье, присущее именно лаковой миниатюре. Характерен для Федоскина и прием многослойного лессировочного (прозрачными красками) письма по сусальному золоту или металлизированному фону, а также и по перламутру. Такой фон и заставляет по-особому «загораться» краски.

Художественные промыслы Подмосковья

Заслуженный художник РСФСР Б. Графов и его работы

Жостовский поднос

Расписанный поднос покрывается лаком и полируется, и это придает ему цельность, завершенность, особую нарядность, повышая декоративное звучание яркой цветовой композиции. Традиционной особенностью искусства жостовских мастеров является творческое, импровизационное исполнение каждой композиции и мотива. И потому невозможно увидеть два абсолютно одинаковых подноса. Не только букеты цветов, но и сюжетные мотивы были и остаются характерными для искусства Жостова, впитавшего богатства творческой фантазии, художественного вкуса многих поколений мастеров- живописцев.
В начале XX века промысел сократился, но после Великой Октябрьской революции Жостово начало возрождаться. В 1928 году все мастера объединились в одно производство.
Современные жостовские мастера активно и смело развивают лучшие особенности творчества своих предшественников. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива. За ними — весь коллектив ордена «Знак Почета» Жостовской фабрики декоративной росписи, творчески работающая молодежь.
Можно сказать, что сейчас и выставочная работа опытного жостовского мастера, и всевозможные подносы массового выпуска представляют собой единое по стилю искусство, сохраняющее и развивающее традиции русской художественной культуры начала прошлого столетия и в то же время наполненное сегодняшним мироощущением художников, живым обаянием их мастерства.

Богородская игрушка

Много выдумки и теплого юмора проявляют сегодня мастера села Богородского, создавая все новые и новые композиции, в иносказательной, опоэтизированной форме отражающие действительность. Нынешние игрушечные персонажи, сделанные руками богородских резчиков, занимаются спортом, строят БАМ, учатся грамоте, даже осваивают космос. Большое место в современной богородской резьбе занимает и декоративная скульптура. Здесь и анималистические сюжеты, и мчащиеся тройки, и композиции на тему русских сказок.

Загорская матрёшка

Московская мастерская «Детское воспитание», где была выточена матрешка, закрылась в самом начале XX века. Образцы ее игрушек, в том числе и матрешка, перешли в учебно-показательную мастерскую Московского губернского земства в Троице-Сергиевом Посаде, современном Загорске. Очень скоро матрешку стали вырабатывать многие мастера этого старинного центра изготовления всевозможных игрушек. Это не было случайным явлением. Производство токарной игрушки было широко развито в подмосковных промыслах, среди образцов которой встречались и разъемные, типа «шар в шаре».

Сегодня здесь выпускают несколько видов традиционной матрешки, спрос на которую очень велик во всем мире. Мастера фабрики — токари и художники под руководством главного художника С. Л. Нечаева работают над новыми образцами матрешки и других токарных изделий; среди них В. Макеев, Е. Нежданова, Л. Пашина, А. Андреева. К знаменательным датам и для выставок делаются большие пятидесяти- и шестидесятиместные матрешки, первая из которых бывает высотой около метра, а самая маленькая менее сантиметра. Виртуозное мастерство проявил В. Макеев, который неоднократно исполнял такие многоместные матрешки, восхищавшие посетителей многих выставок в нашей стране и за рубежом.

Художественные промыслы Подмосковья

Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина 3. Окулова

Хотьковская резьба

В 1906 году в деревне Кудрино уже самим Ворносковым была открыта небольшая учебная мастерская, деятельность которой послужила основой возникновения промысла и производства своеобразных изделий. В работах В. П. Ворноскова, который привлек к своему делу своих сыновей, сформировался особый стиль орнаментальной резьбы.
После Великой Октябрьской социалистической революции в этом районе возникли артели, которые впоследствии слились в единое производство. В советские годы творчество мастеров стало очень плодотворным.
В. П. Ворносковым был создан тогда очень широкий ассортимент изделий, вполне утилитарных, очень разнообразных и вместе с тем красивых по тону полированного дерева, контрастирующего с его резной поверхностью. Это был интересный и удачный опыт народных мастеров по созданию произведений монументального характера.
В последующие годы искусство абрамцевско-кудринской резьбы было развито мастерами и художниками новых поколений — И. Гуляевым, М. Артемьевым и другими. Художница Т. Альхимович за многие годы работы на производстве создала большое число произведений, разнообразных по форме и оригинальных по разработке орнамента, отмеченного чувством времени. Сегодня художественные традиции этого самого недавнего из подмосковных промыслов развиваются в творчестве коллектива мастеров-резчиков, многие из которых являются авторами новых интересных изделий.
Искусство резьбы по кости получило развитие на Хотьковской фабрике в послевоенные годы. Постепенно здесь сформировался значительный ассортимент изделий и выработались собственные оригинальные приемы обработки простой кости (цевки). Наибольшим своеобразием и художественностью отличается анималистическая скульптура хотьковских резчиков. Ведущими мастерами этого жанра К. Зориовым, Н. Касимовым, П. Ротиным, Ю. Чуриловым создано немало привлекательной и выразительной миниатюрной скульптуры с такой тематикой.

Павловский платок

Производство павловских шерстяных и полушерстяных платков формировалось на протяжении 60—80-х годов XIX века.
Старинные художественные традиции и мастерство Павловского Посада возродились в прекрасных платках и шалях ручной набойки.

Велика его популярность за рубежом; фирмы некоторых стран «тиражируют» образцы павловских платков. Постоянно и широко признание их всеми народами нашей страны.

Художественные промыслы Подмосковья

Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов — дерева, глины и камня — делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен.

народный промысел Центральной России

Как возник народный промысел?

Различные ремесла начали появляться в 15-16-м веках. Именно этот период связан с зарождением народного промысла. Несколько позже, в 17-м веке, мастера начали создавать поделки специально для продажи. Целые деревни и поселения трудились над производством изделий народного ремесла.

Почему народный промысел Центральной России начал развиваться? Причина банальная — холод и голод. Во времена длинной холодной зимы людям нужно было чем-то кормить свои семьи. Бедные почвы не приносили достаточного количества урожая, на жизнь не хватало, поэтому мастера продавали свои изделия и на вырученные средства существовали. Конечно русские народные промыслы возникали там, где было достаточное количество природного сырья. Деревянные поделки делались в лесных районах, где преобладали каменистые почвы, широкое распространение получили изделия из камня и т. д. Как известно, спрос рождает предложение, и народный промысел развивался там, где он был необходим.

народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы начали появляться несколько позже — в середине 19-го века. В те времена появилась знаменитая вышивка золотой нитью, роспись и обработка металла. Огромное влияние на появление этого ремесла оказала церковь, а именно местные школы иконописи. Они выполняли заказы по вышивке для монастырей и церквей.

Народный промысел Центральной России

Российское ремесло знаменито не только в нашей стране, народный промысел приобрел всемирную известность. Перечислять изделия ручной работы можно очень долго, расскажем об основных из них:

русские народные промыслы

Дымковская игрушка

Много веков назад на берегу реки Вятка образовался город, в котором организовалось поселение слобода. Каждое утро местные топили печи, и из-за постоянно поднимающего дыма поселение так и прозвали — Дымковская слобода.

Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду и дудки, которые впоследствии накаляли в печи. Свистки выполнялись в основном в виде зверей. Но это было сделано не только для развлечения детей. Вятский народ под свист дудок встречал бога солнца — Ярило. Дымковская игрушка — самый известный народный промысел Центральной России. Все знают, как она выглядит. Это глиняная русская баба в длинной юбке-колокол с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы разрисовано различными узорами. Главное правило — она должна быть яркой и красочной.

Гжель

Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом. Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ. Сегодня очень трудно представить народный промысел без гжельских изделий.

Палех

Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это время и образовался современный центр русской культуры — село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. В 20-м веке в селе мастера занимались росписью брошек, табакерок, портсигаров, блокнотов и бисерниц. Известные палеховские шкатулки и пасхальные яйца знают многие. Чуть позже в селе начала зарождаться палехская миниатюра с использованием черного лака и папье-маше.

центры народных промыслов центральной россии

Хохлома

Хохломский промысел появился в России в заволжских лесах на реке Узоль. Там образовались деревеньки — Семино, Хрящи, Новопокровское и Кулигино. Именно там и зародилась хохлома. К сожалению, народные промыслы края сохранились до наших времен не полностью. Нам известны работы мастеров лишь 19-го века, хотя доказано, что этим ремеслом занимались и в 17-м веке.

Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта — нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.

народные промысли края

Платки Павловского посада

Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.

На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами — полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань — набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.

Ростовская финифть

Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов — один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.

Жостово

Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.

Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове — это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.

развитие народных промыслов

Современные промыслы России

Современные народные промыслы активно развиваются. Сегодня на выставках и ярмарках можно увидеть самые разнообразные изделия, поделки и картины. Направления современного искусства очень разные, сюда можно отнести:

  • визуализацию с помощью лампочек;
  • электронные композиции;
  • фотографию;
  • флеш-мобы;
  • скульптуры и инсталляции и др.

Современный народный промысел трудно назвать единым, талантливые мастера занимаются тем, что у них хорошо получается. Если несколько веков назад можно было только рисовать или лепить из глины, то теперь возможностей проявить себя гораздо больше. Но, несмотря на это, основы живописи и росписи изучают именно по изделиям старинной самобытной России. Традиции российских мастеров во многих городах живут и до сих пор.

современные народные промыслы

В завершение хотелось бы перечислить оставшиеся направления народного творчества, о которых в этой статье не было рассказано:

  • городецкая роспись;
  • федоксинская миниатюра;
  • оренбургские пуховые платки;
  • вологодское и елецкое кружево;
  • матрешка;
  • карпогольская, абашевская и филимонская игрушки;
  • скань;
  • каслинское литье.

Традиции наших чудотворцев, живописцев и мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные русские народные промыслы продолжают развиваться. Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, самому попробовать себя в этом нелегком деле можно в художественных школах и центрах развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *