Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Настоящий детектив желтый король – О чем на самом деле рассказывает «Настоящий детектив»

Настоящий детектив желтый король – О чем на самом деле рассказывает «Настоящий детектив»

Содержание

О чем на самом деле рассказывает «Настоящий детектив»

«Настоящий детектив» продолжает жить, HBO заявил о запуске третьего сезона, а Ник Пиццолато, создавший сюжеты двух предыдущих сезонов, уже набросал сценарии для нескольких новых эпизодов. Все это — отличный повод для того, чтобы вспомнить о том, с чего все начиналось и объяснить, о чем в действительности рассказывает первый сезон. Готовы поспорить, что здешние отсылки перевернут ваше восприятие сериала и докажут, что он еще глубже; гораздо глубже, чем кажется. Начнем с самого избитого: Лавкрафтовских мотивов и Вуду, а закончим размышлениями об архетипах шаманизма, манихействе и тайном культе Митры. Но не бойтесь, это не кислая лекция и не припадок поиска глубинного смысла — мы просто разложим все по полочкам, чтобы получить от сериала и его загадок еще больше удовольствия.

Географический детерменизм, ереси и Вуду

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«[Атрибуты Барона Субботы]: смерть, гробницы, надгробия, кладбища, мертвые родственники, непристойности, исцеление, курение, употребление алкоголя, разложение».

«Я вижу твою душу в уголках твоих глаз, разъедающая, как кислота»
— «Настоящий детектив»

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting menДействие первого сезона «Настоящего детектива» происходит в Луизиане, штате, который стереотипно славен своими болотами, франкоязычными реднеками каджунами и Сантерией, то есть местной разновидностью Вуду. Выбор места для сериала о затхлом ужасе и культистах выбран настолько же удачно, насколько захолустье штата Вашингтон — для «Твин Пикса». Гнилое место порождает гнилых людей — идея, лежащая на поверхности и прием, известный со времен классицизма, но он работает безотказно.

Сценарист детектива, Ник Пиццолато, сам вырос в Луизиане и чует эту болотистую почву нутром. Та же история о сатанистах, которые справляли свой культ под видом благочестивой христианской общины, при этом насилуя детей и используя кровь кошек — это реальный случай из истории штата. Так что «Настоящий детектив» в какой-то мере основан на реальных событиях, хотя звучит это совершенно безумно.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Заброшенная церковь из сериала, где собирались культисты

Кроме прочего, Луизиана славится своей креольской разновидностью Вуду, Сантерией. Здесь она настолько привычное дело, что в «Настоящем детективе» чернокожий пастор говорит о своей бабке, практиковавшей эту магию, как о чем-то обыденном. Вуду пронизывает эти земли, но Пиццолато не стал им особо злоупотреблять — добавил пару деталей, вроде деревянных фигурок — и все. Примерно на том же уровне можно говорить о мотивах из кельтской мифологии.

Вы наверняка заметили, что многие сельские жители носят французские фамилии, и какого-нибудь голоштанного алкаша могут звать словно французского герцога. Все они — потомки галлов, а не англосаксов, как многие остальные американцы. Жители здешних болот, каджуны — это потомки французских переселенцев еще с тех времен, когда католическая империя Короля-Солнце отправляла за океан преступников, проституток, мошенников и, конечно же, еретиков.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Кернунн

В этом смысле рогатая фигура, отсылающая к кельтскому богу Кернунну, выглядит вполне органично. Можно представить, как французские переселенцы-двоеверцы, переплывая океан, привезли с собой древние предания старины, а без контроля Папы сразу же ударились в ярый культизм. Сразу же возникают ассоциации с катарами, ушедшей в подполье французской ересью, которую католическая церковь обвиняла в поклонении котам и человеческих жертвоприношениях. Точно так же, как и Раст Коул, катары верили в то, что «Конец Света», в принципе, уже произошел, так что Земля — это царство чистого зла, а смерть дает ангельское успокоение. За это их называли «манихейцами», но об этом ниже.

Что такое «Желтый Король», «Каркоза» и «Хастур»,
которых упоминают в «Настоящем детективе»?

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«Падая, я услышал, как вскрикнула Тэсси, и душа вылетела из ее тела, и в это мгновение я страстно желал одного — последовать за ней, ибо знал, что Король в Желтом уже распахнул свою изорванную мантию, и теперь оставалось только молиться Богу».
— Роберт Чемберс «Желтый знак»

Не факт, что Пиццолато изначально пытался нашпиговать сериал всеми этими историческими отсылками, но вот что здесь есть точно, так это прямые и прозрачные цитаты из Лавкрафта. Точнее, все гораздо интереснее, чем просто дань уважения мастеру ужасов (этим-то сейчас никого не удивить). Сценарист включился в великолепную литературную игру, которую до него начали несколько классиков.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Все, кто смотрел первый сезон «Настоящего детектива», помнят такие загадочные понятия, как «Желтый Король», «Хастур» и «Каркоза». Однако не все бросились гуглить эти слова, считая что они — просто творческое порождение ума сценариста. На самом деле, за ними кроется целая литературная традиция.

Изначально, все эти понятия были никак не связаны. Хастура и Каркозу создал американский писатель и автор «Словаря Сатаны» Амброс Бирс. Хастур в его рассказе был нейтральной сущностью, неким древним божеством, которому поклонялись пастухи. Каркоза же — заброшенный древний город, в котором пребывает душа умершего героя. По сюжету тот не сразу понимает, что мертв уже сотни лет и бродит в руинах Каркозы, в которой некогда жил. В «Настоящем детективе» психопат Реджинальд Леду, перед тем, как его пристрелил Марти Харт, говорит Расту о том, что тот уже давно в Каркозе. По его словам, вся история идет по кругу, и Коул позже перенимает эту идею.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Каркоза

После Бирса образ Хастура «подхватил» писатель Роберт Чамберс. В его сборнике мрачных рассказов «Король в желтом» герои читают одноименную пьесу и сходят с ума. После этого они начинают обсуждать загадочного Хастура и приход Короля. Кроме прочего, в пьесе фигурирует песня о загадочном месте под названием «Утраченная Каркоза». Кто таков этот Желтый Король не уточняется. Кроме позаимствованных имен, в сериале есть и прямая цитата из рассказа «Маска» все того же цикла. В этой истории есть момент, когда героини просят снять незнакомца маску на маскараде, но с ужасом понимают, что никакой маски нет, это и есть его настоящее лицо. В этот момент они кричат то же самое, что жертва Желтого Короля из «Настоящего детектива», которую пытается допросить Раст: «Это не маска, это не маска!».

Лавкрафтовщина

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«Существует, например, тайный культ сатанистов (вы, как эрудированный в области мистики человек, поймете, если я свяжу их с Хастуром или Желтым Знаком)».
— Лавкрафт, «Шепчущий во тьме»

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting menЗатем эстафету подхватил Лавкрафт и его последователи. В его мифологии все три элемента соединились в одну систему. Так Хастур был объявлен одним из Древних Божеств, наряду с Ктулху. Из рассказа «Обитающий во тьме» становится ясно, что он — обитатель совершенно иных миров и в нашем измерении выглядит как темный закрученный вихрь (хотя с тем же успехом это мог быть и Ньярлатхотеп). Собственно говоря, его-то и видит Раст Коул, пробравшись в логово серийного убийцы. Таким образом, изображение спирали, появляющееся то на теле жертвы, то в материалах дела — не просто символ Хастура, это, в прямом смысле, — его стилизованный «портрет».

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Согласно Лавкрафту, Хастур оставляет на костях убитых желтые следы. На лбу у этого скелета из святилища в «Настоящем детективе» есть и желтые следы и метка Хастура

Кроме того, у Лавкрафта культисты, поклоняющиеся Хастуру, также как и культисты сериала (и луизианские сатанисты из реальной истории!), используют для прикрытия именно христианские церкви — это очень важный момент.

С Хастуром более или менее понятно. Но если он — высшая ипостась зла, то кто такой «Желтый Король», о котором в сериале так часто говорят люди, знающие о тайном культе? Согласно лавкрафтианской мифологии, это и есть Хастур, но в его профанном виде, то есть аватар, созданный для обращения к смертным. С этой точки зрения любопытно взглянуть на «убийцу со шрамом», Эррола Чилдреса, которого в последней серии убивает Раст Коул. С одной стороны, он не может быть Желтым Королем, поскольку этот жирный вырожденец явно не дотягивает до божества. С другой стороны, речь идет об аватаре, а он способен выглядеть как угодно — ведь это всего лишь оболочка, созданная для мира смертных.

Игра в доисторические архетипы

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«Будущий шаман должен быть непременно мрачным и молчаливым существом»
— Мирча Элиаде, «Шаманизм. Архаические техники экстаза» — монография.

«Я — всего лишь парень со здоровенным хером»
— Детектив Марти Харт,

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting menАрхетипы — это устойчивые образы, которые постоянно воспроизводятся в культуре. Они прошиты в нас, так что не обязательно осознавать их, чтобы регулярно использовать. Любое творчество, в итоге, опирается на них. Задумывал ли так Пиццолато изначально при создании сценария, или нет, но Детектив Раст Коул и его напарник, Марти Харт — это воплощение двух древних, идущих еще со времен первобытности, архетипов. Раст, в этом смысле, — архетипичный шаман, а его твердолобый и вспыльчивый напарник Харт — воин.

При этом оба архетипа — довольно распространенное явление, «Настоящий детектив» тут совершенно не уникален. С воином все понятно — бери абсолютно любого маскулинного персонажа — и он по определению воплощает этот архетип. Половина всех современных фильмов (и почти всех видеоигр) основана на нем, но это не значит, что авторы делали это намеренно. С шаманом все труднее, но не слишком: тот же Гэндальф, Гарри Поттер или Иисус (извините, но это так) и прочие культурные герои, связанные с потусторонними силами, — подтверждение того, насколько популярен этот образ. Раст Коул не стал исключением, просто его герой оказался намного сильнее привязан именно к первобытному и «чистому» архетипу.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Особенность Коула в том, что он воплощает полный набор свойств архетипа и поэтому так архаичен и необычен для современного кино. Раст, как и положено шаману, постоянно «видит духов» — флешбеки, которые достались ему от тех времен, когда он, будучи под прикрытием, плотно торчал на наркотиках. Раст пережил то, что называется «шаманской болезнью» — мы помним, что в свое время он провел немало времени в психиатрической клинике. Кроме этого, у него есть и многие малые атрибуты шамана, вроде нелюдимости и мрачности, экстравагантного поведения, жажды аскетизма и умения моментально «отключаться» от окружающей действительности. Именно так человечество всю историю представляло себе человека, который общается с духами. Даже если речь идет о наркотическом приходе или шизофрении.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Раст Коул встречает Хастура, или, если угодно, первобытную тьму.

Но и это — не весь набор свойств. Пиццолато в создании образа Коула словно работал по какой-нибудь монографии и решил напичкать своего героя чуть ли не всеми возможными атрибутами шаманизма. Раст несколько раз проходил обряды инициации — достаточно посмотреть на его подпольные партаки, которые он сделал себе, чтобы сойти за своего в бандах. Также он сильно связан с метафорой маски: его герой постоянно выдает себя не за того, кто он есть на самом деле — то за скучного хилого «фискала», то за опустившегося пьяницу, который устал от жизни, то за бандита, то за надменного копа-нигилиста. Возможно, именно поэтому ему удается распутать дело с «Желтым Королем»: он сам знает, каково это — быть в маске и по-своему может понять логику, которой следуют члены культа.

Однако самый яркий атрибут шамана, который есть у Раста, но отсутствует у большинства менее архаичных персонажей, — Коулу все это претит. Классический шаман не хочет быть таковым — духи насильно вовлекают его в это ремесло, насылая болезнь и ломая волю человека. И из этого следует одна из самых захватывающих идей, заложенных в сериале.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Культисты, в действительности, — невероятно близки Коулу. Они — словно его же уродливые и хилые копии. По иронии поклонники Желтого Короля готовы на все, вплоть до убийства и ритуальных изнасилований детей, лишь бы достичь того, что Расту досталось даром, да еще и против его воли. В общем-то, культисты — тоже архетипичные персонажи, только более «цивилизованные» и не такие древние. Если шаман — это порождение первобытной культуры, то образ представителей тайных культов сложился позднее. Так же как и в сериале, они — жрецы, которые вынуждены молить своего жестокого бога, чтобы он ниспослал им дары, которые когда-то, во времена дикарства и близости людей к природе, тот раздавал даром.

Следы Манихейства

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«Смерть создала время, чтобы взрастить те вещи, которые потом убьет»
— Раст Коул

«Человек — это порождение демонических сил в их самом отвратительном воплощении. Вряд ли существует более унизительный и трагический миф о происхождении человека»
— Мирча Элиаде о догматах манихейства, «История веры и религиозных идей. Том 2»

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting menКроме архетипов, в «Настоящем детективе» прослеживаются некоторые невероятно любопытные отсылки к древним религиям, а именно: манихейству и культу Митры. Некоторые критики даже однозначно назвали сериал «манихейским», так что тут я не одинок в своем мнении. Разве что сюда же стоит добавить влияние митраизма, которое, кажется, мало кто заметил.

Манихейство — это религиозное учение, возникшее во II веке нашей эры в Персии и распространившееся от Европы до Китая. Когда-то оно было невероятно популярно и имело все шансы стать мировой религией, вытеснив христианство. Манихейство вобрало в себя элементы христианства, зороастризма, буддизма и гностичских культов, бытовавших в то время. Однако получившаяся в результате смесь оказалась действительно уникальной.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Иисус, изображенный как манихейский пророк, сидящий на лотосе, словно Будда

То, что говорит пессимистично настроенный Раст Коул, во многом повторяет догматы этой религии. Манихейцы верили в абсолютный дуализм Вселенной: добро по их представлениям воюет со злом, и это не сказать, чтобы оригинальная идея. Но вот что было действительно уникальным — так это пессимизм манихейцев. Они считали, что весь материальный мир и люди, в том числе, — это порождение чистого зла и хаоса. Бог в каком-то смысле поучаствовал в создании человечества, но сделал он это лишь обороняясь от демонических сил. Иными словами, божество этой религии — эгоистоично и озабочено только своим спасением, а человечество — всего лишь нежеланное дитя и перепачканный кровью инструмент борьбы добра и зла. Что характерно, окончательный исход этой борьбы неочевиден, так что хаос теоретически еще и может ее выиграть. Как и Раст Коул, многие манихейцы предпочитали не размножаться, чтобы не вводить в этот отвратительный мир еще одно страдающее существо.

Земные боги, взятые в плен и пытаемые Древними Божествами, — совершенно архетипическая тема.

Гниющая Луизиана «Настоящего детектива» — идеальная иллюстрация манихейского представления о мире. Во всем сериале, в общем-то, нет ни одного однозначно положительно персонажа. Даже маленькая и «невинная» дочь Марти играет куклами в изнасилование и рисует сексуальные сцены, подтверждая, что человек изначально появляется на свет порочным и демоническим.

Сам пророк Мани, создавший эту доктрину, умер в полном согласии с ней. По одной версии он погиб от голода и пыток в застенках, по другой — с него заживо сняли кожу, по третьей — Мани был распят, что в те времена было довольно распространенным видом казни.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Не менее яркий намек на манихейство — это синкретичность мировоззрения Раста. Он держит дома христианский крест, но вместо того, чтобы молиться, медитирует на него, словно буддист, и при всем этом его убеждения щедро сдобрены пессимизмом. Для его напарника Марти Харта, выросшего в протестантской среде, это выглядит невероятной дикостью. Но для манихейца, чья религия основана на сплаве христианства и буддизма, да еще и в мрачной смеси с обреченностью, действия Коула казались бы едва ли не единственно верными.

Культ Митры

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

«Посвящаемым завязывали глаза, а окружавшая их толпа неистовствовала, подражая крикам воронов, хлопанью крыльев, львиному рыку. Некоторым мистам связывали руки куриными кишками, и они должны были перепрыгивать через ров с водой. Затем приходил некто, вооруженный мечом, разрезал кишки-путы и объявлял себя освободителем […] затем его лоб клеймили каленым железом»

— Мирча Элиаде об инициации в культе Митры, «История веры и религиозных идей. Том 2»

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Обряд инициации в культе Митры

Еще один вероятный источник вдохновения Ника Пиццолато — культ Митры, зародившийся и пришедший к триумфу примерно в то же время, что и манихейство. Изначально Митра — иранское божество солнца, но, попав в античную культурную среду, оно начало мутировать, пока не превратилось в отдельный и совершенно уникальный культ, который распространился от Шотландии до Малой Азии.

При всей своей популярности, культ Митры был тайным и отличался достаточно странными и таинственными атрибутами. Вступить в него мог почти любой (но предпочтение отдавалось воинам), однако каждый был обязан поклясться не разглашать секреты учения. Тайные культы по определению не могут быть широко распространенными, но эта религия имела одно ключевое допущение: любой митраист имел право соблюдать ритуалы других религий, если это помогало сохранению конспирации. Такая позиция, понятное дело, особенно пугала христиан, которое в это же время боролись за власть над миром. Если любой человек может спокойно ходить в церковь, при этом оставаясь тайным членом культа Митры, то не значит ли это, что такой культ создал сам Сатана?

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Желтый Король в крепости культистов

Особенно дьявольскую природу митраизма «подтверждал» тот факт, что они молились в подземных храмах, пещерах, или же святилищах, изображавших пещеру. Удивительнее всего, что это не было связано с гонениями, как в случае с ранними христианами, которые прятались в римских катакомбах. Сам Митра завещал молиться ему под землей. Разумеется, последователей культа обвиняли во всех возможных грехах. С приходом христианства было принято считать, что митраисты приносили в жертву людей и проводили оргиастические ритуалы. Пропавших без вести людей, особенно детей, часто объясняли деятельностью культа.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Ритуал в духе культа Митры с масками в стиле Вуду — вот это и есть настоящий синкретизм

Точно так же как и Желтый Король в «Настоящем детективе», Митра был особенно благожелателен к воинам, аристократии и правящей верхушке вообще. Так, например, считалось, что римский император Коммод участвовал в мистериях и даже лично принес в жертву человека, чтобы подняться в иерархии митраизма на новый уровень.

И вот здесь мы снова возвращаемся к загадочной Каркозе. Ее упоминает спятившая служанка, работавшая в доме местных воротил, Таттлов, которые стоят за деятельностью культа. Этим местом оказывается заброшенный полузасыпанный землей форт, заполненный костями жертв, в котором проводились обряды культа. Кроме того, что Каркоза, как мы помним, взята из мифологии Бирса, Чамберса и Лавкрафта, она крайне напоминает об одном невероятно любопытном для нас культовом сооружении. Речь идет о митрариумах, подземных куполообразных храмах Митры. Достаточно посмотреть на фото, чтобы проникнуться тем, насколько заброшенный форт, приукрашенный фантазией Пиццолато, напоминает митрариум.

смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting men

Митрариум

Кроме прочего, противники культа Митры утверждали, что в разграбленных ими святилищах они непременно находили залежи костей, оставшихся от человеческих жертвоприношений. Насколько это правда и можно ли судить об этом по словам представителей победивших религий — отдельный вопрос. Вне зависимости от правды, Каркоза из «Настоящего детектива» поразительно напоминает митрариумы из легенд о культистах.


смысл сериала настоящий детектив первый сезон отсылки культисты желтый король каркоза хастур лавкрафт чамберс манихейство культ митры отвратительные мужики disgusting menСериал «Настоящий детектив» оказался настолько полон невероятных загадок и отсылок, что разгадывать его как головоломку оказалось едва ли не интереснее, чем следить за судьбой героев и их расследования. Что мы выяснили в итоге? Абсолютно точно, что создатель сериала, Ник Пиццолато, вдохновлялся культами Вуду и Сантерии, а также прямо цитировал произведения классиков хоррора. Он включился в литературную эстафету, подхватив идеи Лавкрафта и подарив истории о демоническом Хастуре, его аватаре Желтом Короле и Каркозе совершенно новое измерение. Помимо этого, Пиццолато придал своим главным героям, Расту Коулу и Марти Харту, четкие архетипические черты шамана и воина. Причем, оба архетипа использованы по максимуму — и Раст и Марти словно слеплены из доисторического мифа.

Самая неочевидная часть истории — это ее связь с древними культами — манихейством и митраизмом. Смрадные болота Луизианы и философия Раста Коула идеально подходят для иллюстрации догм манихейства, тогда как тайный культ Митры подарил «Настоящему детективу» образ полупоздемного храма, забитого костями похищенных, а также изображения инициаций, где люди в масках животных истязают жертву.

disgustingmen.com

5 главных загадок перед финалом True Detective

В воскресенье вечером по американскому HBO (а в понедельник и по телеканалу Amedia Premium) покажут заключительный эпизод первого сезона

True Detective

— если не главного, то по крайней мере самого обсуждаемого сериала года, всего за семь эпизодов успевшего стать культовым. Тем же

Mad Men

,

Breaking Bad

и Lost потребовался для этого не один сезон. Мы решили собрать главные вопросы, на которые должен дать ответы финал, и уже сейчас попытались ответить на каждый из них.

Кто такой Желтый Король?

Желтый Король — недвусмысленная отсылка к реальному литературному произведению: в 1895 году Роберт Чамберс издал сборник рассказов, действие которых происходит под двумя солнцами, под небом, «сияющим черными звездами». На протяжении сборника постоянно цитируется вымышленная пьеса The King in Yellow, прочитав которую герои сходят с ума. Текст пьесы нигде не приводится, что только добавляет книжке загадочности.

Что касается сериала, Желтым Королем, судя по всему, окажется тот самый зловещего вида мужчина со шрамами из финала седьмого эпизода — по крайней мере, все свидетели указывали именно на такую внешность главного злодея. Впрочем, никто не исключает того, что создатели просто водили доверчивого зрителя за нос и показали абсолютно не причастного к делу человека, но это уже вряд ли.

Что такое Каркоса?

Пока неизвестно, является ли Каркоса вымышленным или реальным местом, однако именно там совершались ужасные преступления и приносились в жертву дети. Каркоса также упоминается и у Чамберса (действие The King in Yellow происходит именно там), и в дневнике Доры Лэнг («Желтый Король в Каркосе / Удивительна ночь, где восходят черные звезды»). Так, Каркосу упоминали Чарли Лэнг и бывшая служанка Таттла, а Леду перед смертью сказал Коулу: «Ты теперь в Каркосе».

При всей своей нарочитой загадочности действие True Detective происходит в реальном мире, так что было бы странно ожидать, что Каркоса находится где-нибудь на Юпитере. Скорее всего, Каркоса — уголок насилия и оккультизма где-нибудь на задворках Луизианы, где на протяжении двух десятков лет и происходят страшные вещи.

Умрет ли кто-нибудь из детективов?

Действие сериала охватывает долгие 17 лет, что автоматически превращает расследование убийства Доры Лэнг в дело всей жизни если не Харта, то по крайней мере фанатично настроенного Коула. Что именно происходит после окончания дела всей жизни, известно из многочисленных голливудских драм. Такая версия, впрочем, не исключает того, что кого-нибудь из детективов просто убьют во время перестрелки в Каркосе. Если бы у нас была возможность, выбрали бы Коула — при всей любви к МакКонахи, смотреть без слез на его прическу невозможно, да и вообще его смерть была бы логичным финалом. Так, скорее всего, и произойдет, а Марти будет жить с чувством вины до конца своих дней — страдать, как мы успели понять за семь эпизодов, ему очень идет.

Что именно делал Коул между 2002-м и 2010-м?

Сам Раст нехотя сказал, что уехал на Аляску и ушел в многолетний запой, но в то, что Коул смог оторваться от дела Доры Лэнг хотя бы на неделю, все равно верится с трудом. Велика вероятность того, что все эти годы он заполнял свой импровизированный храм с уликами и допрашивал людей, хоть как-то связанных с делом, но не факт, что нам об этом расскажут.

Действительно ли время — это замкнутый круг?

Если эта фраза, сказанная Леду перед смертью и уже породившая множество гипотез и шуток, имеет прямое отношение к сюжету, ответы на четыре предыдущих вопроса будут не важны: в этом случае сериал обернется причудливой метафизической элегией о бренности существования на земле, где убийства и изнасилования не наказуемы, а Каркоса — рай для тех, кто живет преступной жизнью. Или же, если скатываться в совсем уж фантастические теории, расследование убийства Доры Лэнг — личный ад Харта и Коула в виде временной ловушки, выбраться из которой им не суждено уже никогда. В любом случае, каким бы ни был финал, лучший сериал года мы уже получили — и дело здесь не в вопросах-ответах, а в том, насколько все-таки не важно, чем все это закончится: дайте нам подольше посмотреть на МакКонахи и Харрельсона — во втором сезоне, как стало известно, они не вернутся.

Фото: кадр из сериала

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

Как устроен мир Раста Коула и Марти Харта – Архив

Луизиана и южная готика

Фотография: Amedia Premium

Прибрежная Луизиана — одно из самых киногеничных мест на свете. Ее одновременно открыточные и мрачные ландшафты стали идеальной декорацией для нуара в желто-зеленых тонах: буйство стихии и растительности, нефтеперерабатывающие заводы по краям шоссе и пьянящая духота. Сейчас кажется невероятным, что изначально шоураннер Ник Пиццолатто, выросший там же, планировал развернуть действие «Настоящего детектива» на просторах Арканзаса (тогда еще в режиссеры метился Иньярриту), но по совету продюсеров место съемок перенес — в Луизиане более выгодные налоговые льготы для съемок. Так в кадре появилась чарующая готика американского Юга, о которой писали Уилльям Фолкнер, Трумен Капоте и Кормак МакКарти.

Киношная традиция воспевания южной готики восходит к фильмам «Болотная вода», «Ночь охотника» и «Убить пересмешника». В сериалах луизианские пейзажи уже успели украсить «Настоящую кровь» и «Американскую историю ужасов», вскоре к ним присоединится новый хоррор «Салем». «Настоящий детектив» же укрепил в зрительском сознании то, что южная готика идеально вплетается в разговор о человеческих пороках и обыденном зле. Правда, действие второго сезона будет происходить уже в другом штате.

Оккультизм, сатанисты и Марди-Гра

Фотография: www.grantland.com

Краеугольным камнем вселенной «Настоящего детектива» стали религиозные мотивы, не чуждые суевериям, эзотерике и оккультизму. В сериале общепринятая религия вплотную граничит с мистицизмом, культом вуду, сантерией и сатанинскими обрядами. Церковь же представлена различными крайностями — от сгоревшего храма с порядочным чернокожим пастором до сомнительной сети церковных школ, где за ширмой благих дел скрываются педофилы и религиозные психи. В 1980–1990-е Луизиану охватила паника из-за разрастающегося сатанизма — поэтому в первой серии «Настоящего детектива» полицейские начальники опрометчиво списывают убийство на сатанистов и пытаются отдать дело специалистам по «антихристианским преступлениям».

В одной из серий, где Коул показывает Харту видеокассету с убийством, упоминается еще один столп луизианской религиозной мешанины — карнавальные празднества Марди-Гра накануне католического Великого поста, эдакая новоорлеанская Масленица с музыкальными парадами, плясками, масками и костюмами, которая в сюжете сериала приобрела извращенные формы. Сам Пиццолатто говорил, что черпал вдохновение из реальной шокирующей истории ритуальных надругательств, которые происходили в луизианской сельской церкви в начале 2000-х. Обстоятельства этого дела покажутся чрезвычайно знакомыми зрителям «Настоящего детектива»: церковь как убежище для ритуальных убийств, всюду детская порнография и сатанистские символы.

 ЛСД, метамфетамин и галлюцинации

Фотография: Amedia Premium

Одной из важных составляющих сумрачного мира «Настоящего детектива» являются сюжетные перипетии с наркотиками: их находят в организме первой жертвы, их изготавливает главный подозреваемый, с ними хорошо знаком персонаж МакКонахи. До того как стать луизианским детективом, Раст Коул был техасским рейнджером, который трагическим образом потерял семью, пустился во все тяжкие, успел побывать в психушке, а затем поработать под прикрытием в дебрях наркобизнеса 1990-х как наркоман по кличке Крэш. Все это наложило неизгладимый отпечаток на дальнейшую судьбу детектива: он продолжает регулярно видеть галлюцинации, хотя давно завязал с наркотиками. Зритель же видит их всего лишь три или четыре раза за весь сериал, но этого вполне хватает, чтобы прибавить сериалу атмосферу зыбкой мистичности.

Шестиминутная сцена

Сцена перестрелки и побега детектива Коула в финале четвертого эпизода своим непрерывным шестиминутным планом вбила «Настоящий детектив» большими буквами в историю телевидения. Столь технически сложную сцену (задействован целый жилой микрорайон, массовка, каскадеры, полицейские машины и толпа ассистентов режиссера на площадке) удалось снять с седьмого дубля. Для пущей эффектности в одном из моментов камера без проблем перебирается через забор вслед за Коулом — для этого оператора с максимально облегченным стедикамом ловко перенесли над преградой при помощи крана. В этом коротком сюжете о съемках сериала можно разглядеть некоторые моменты репетиции.

Конечно, это далеко не первое использование подобных сцен в сериалах. Крис Картер для шестого сезона «Секретных материалов» снял амбициозную серию про Бермудский треугольник, которая была целиком сшита из нескольких впечатляющих одноплановых сцен. На ум приходит фрагмент «Братьев по оружию» Стивена Спилберга, «Западного крыла», а также сотая серия «Третьей смены». Однако все это были скорее эффектные трюки, в которых было больше понятного режиссерского выпендрежа, чем здравого смысла. Сцена из «Настоящего детектива» тем и хороша, что сюжетно оправданна: зритель видит не просто занятный киношный трюк, но и важное эмоциональное перерождение персонажа МакКонахи практически в прямом эфире.

Пиво Lone Star

Фотография: Amedia Premium

Помимо оленьих рогов и статуэток из веток, одной из запоминающихся деталей вещественного мира «Настоящего детектива» стал продукт техасской пивоварни Lone Star. В сценах допроса Раст Коул растягивает несколько банок пива почти на весь сериал, сооружая из них пять фигурок в поддержку теории о «пяти всадниках». Однако если приглядеться, то можно заметить, что Lone Star присутствует не только в сценах допроса, но мелькает в кадре на протяжении всего сериала. Правда, неизвестно — то ли на правах продакт плейсмента, то ли в качестве интересной детали (кстати, Мэттью МакКонахи некогда играл в фильме под названием «Lone Star»).

Гендерные предрассудки, женщины, секс и мизогиния

Фотография: Amedia Premium

«Настоящий детектив» впрямую указывает на некоторый гендерный перекос и женоненавистничество современной культуры, за что он уже успел получить свою порцию критики. Женские персонажи сериала представляют парад злобных мегер, любовниц, проституток, сумасшедших в психушке или просто трупов. Женщины шоу низведены либо до роли жертв, либо до второстепенного объекта сексуальных желаний. Жена Харта, Мэгги (Мишель Монахан), впервые появляется в сериале в нижнем белье и спиной к камере, которая подчеркивает ее наготу. Актриса Александра Даддарио сама понимает, что запомнится миру лишь той самой сценой. Еще одна героиня сериала появляется в кадре лишь для того, чтобы сначала раздеться, а потом разрушить жизнь Харта. Даже во вступительных титрах зрителям больше всего запомнился БДСМ-образ танцовщицы в туфлях с шипами (который оказался снимком фотографа из Санкт-Петербурга). На самом деле, авторы сериала признавались, что с легкостью бы обошлись без откровенных сцен и что это скорее дань уважения фривольным предпочтениям канала HBO. К тому же «Настоящий детектив» — прежде всего история взаимоотношений двух детективов, и вполне логично, что в такой структуре повествования все остальные персонажи выглядят одномерно и второстепенно относительно Коула и Харта.

Философия и метафизика

Фотография: Amedia Premium

Мир «Настоящего детектива» невозможно представить без философских отступлений о дуализме из уст циничного детектива-нигилиста Раста Коула. Пиццолатто, написавший сценарий, почти в каждом интервью упоминает, что вся философия Коула основана на намеренных цитатах из известных трактатов нигилистической литературы. В первой же серии после мощной тирады Коула о тщетности бытия становится понятно, что перед нами не типичная полицейская драма, а редкий для телевидения интеллектуальный хоррор, где монстр — это ты сам. В подтексте сериала прописана бинарность всего происходящего: два детектива, две точки зрения, сюжет объединяет два временных отрезка, дуализм бытия, «я» и анти-«я», свет и тьма, жизнь и смерть, иллюзия и реальность, «Форма и пустота» (название заключительной серии). Внутри сериала есть два повторяющихся символа — круги и звезды. Всюду спиралевидные знаки, сюжет имеет зацикленную структуру, жизнь персонажей идет по кругу: Марти снова возвращается к жене, Раст снова берется за старое дело. Про звезды в финале вполне доходчиво и в мессианском духе разъясняет Коул, который на последних минутах окончательно превратился в Иисуса Христа.

Желтый король, Каркоза и список литературы

Фотография: www.wikipedia.org

Автор «Настоящего детектива» не скрывает, что сериал напичкан литературными отсылками — и теперь сети заполнили литературные списки, заручившись которыми стоит смотреть «Настоящего детектива». К примеру, в первом эпизоде есть две конкретные реплики Коула, выдернутые из текстов мастера мистических ужасов Томаса Лиготти. Затем Пиццолатто дал навязчивые отсылки к каноническому сборнику рассказов Роберта У.Чамберса «Король в желтом» (1895) — его с «Настоящим детективом» роднит как раз то, что он балансирует на грани между реальностью и видениями. Рассказы объединяют образ некого сверхъестественного существа и таинственная книга, после прочтения которой главные герои сходят с ума. Благодаря сериалу продажи книги «Король в желтом» на Amazon увеличились аж на 71%. В сериале упоминается загадочное место под названием Каркоза — такое же название носит мистический город из «Короля в желтом». А в финальном диалоге Раста и Марти внимательные зрители-нерды углядели заимствование из графического романа «Десятка лучших» Алана Мура. 

«Твин Пикс», сериальные и киноотсылки

Фотография: New Line Cinema

«Настоящий детектив» обладает удивительным свойством быть похожим на все хорошие сериалы одновременно. Как бы ни отпирался Пиццолатто, что последний раз смотрел «Твин Пикс» подростком (и то вроде бы не до конца) и вовсе не вспоминал его при создании «НД», сериальных фанатов не переубедишь — если в кадре мелькнула сова, то им уже все ясно. Голодным до отсылок поклонникам «Твин Пикса» достаточно уже хотя бы того, что одну из героинь «НД» зовут Одри, а фамилия героя МакКонахи звучит так же, как фамилия персонажа Дэвида Линча (черт с ним, что пишется по-другому). При желании «НД» действительно может смахивать на «Твин Пикс» своей липкой атмосферой ужаса, как будто тебе в течение восьми часов делают массаж в Черном Вигваме (в финале «НД», кстати, тоже появляется свой Черный Вигвам).

Из других сериальных отсылок: оленьи рога на жертве как будто взяли напрокат с соседней съемочной площадки сериала «Ганнибал», а вышеупомянутая шестиминутная сцена ограбления будто бы снималась в декорациях «Прослушки».

Киноцитат можно насобирать еще больше. Как тут не вспомнишь луизианскую готику «Ночи охотника» или «Сердца ангела». Визуальные заимствования из классических фильмов Скорсезе, де Пальмы и Копполы. Загадочные плетеные конструкции из веток отсылают к «Ведьме из Блэр». Дом серийного убийцы завален видеокассетами от «Челюстей» до «Бури столетия», но он предпочитает смотреть хичкоковский «К северу через северо-запад», копируя британский акцент Джеймса Мейсона. А то, что находит Марти в доме у убийцы, заставляет вспомнить Нормана Бейтса из «Психо». В общем, Хичкок снова всему голова.

daily.afisha.ru

Охота за Желтым Королем – Архив

Двухмесячные отношения интернета с «Настоящим детективом» больше всего напоминают классический случай влюбленности. Поначалу казавшийся просто чем-то новым и интересным, сериал вскоре начал выглядеть чем-то невероятным, чуть ли не лучшим шоу, что нам доводилось видеть со времен «Твин-Пикса», мы быстро спроецировали на него все, чего нам так долго недоставало. В итоге же выяснилось, что на деле он не так уж умен, имеет склонность реветь в неподходящий момент и к тому же изрядно про себя привирает.  

Интенсивность чувств, конечно, была обусловлена выбранным форматом — знанием, что любовь будет жить лишь восемь эпизодов, и если даже вернется в следующем сезоне, то с другими героями и иным сюжетом. Еще пару эпизодов назад начали закрадываться подозрения, что простятся с нами не на самой приятной ноте, но финал все равно умудрился удивить. Метатекстуальность и мифология, которые с упорством выстраивались большую часть сериала, под конец полетели в окно. Автор сериала Ник Пиццолатто, постоянно твердивший в интервью, что маньяки интересуют его меньше всего и сериал на самом деле не про них, подытожил свое творение очередным в меру эффектным киношным монстром. Интернет тоже есть за что пожурить — его маниакальность (особенно ярко выраженная на тематической доске Reddit) иногда выглядела довольно отталкивающе. Из десятка теорий по поводу разгадки, каждую неделю появлявшихся в сети, от силы пара не казалась порождением коллективного безумия постлостовской эпохи.  

Фотография: Amedia Premium

Как бы авторы ни старались убедить нас в обратном, немалая доля вины за это лежит на них сами. Они, грубо говоря, пали жертвой своей же попытки нас очаровать. Придумав одного из самых интересных главных героев последних лет, рисуя черные звезды на всех попадающих в кадр поверхностях и напрямую ссылаясь на занимательные первоисточники, они подначивали нас копать чуть глубже, чем мы привыкли. На середине пути мы оказались в странной ситуации, когда зрители смотрят немного другой сериал, чем тот, что показывают на HBO. Но даже если вынести за скобки пучины полицейского литературоведения, в которые погрузился интернет, нельзя не признать, что тот второй, настоящий «Детектив» закончил работу на не слишком высоком уровне. Грошовый ницшеанец Раст Коул, кажется, обрел Бога и превратился в столь же грошового мессию. Почему вдруг рога? Что стало со всеми высокопоставленными заговорщиками? Откуда взялись черные звезды на рисунках дочери Марти Харта? Причем тут вообще Каркоса? Да черт его знает. На выходе получилось, что сериал все-таки был про одного единственного маньяка, а также про двух непростых мужиков, которые ловили его так долго лишь потому, что дома было не все в порядке.

Фотография: Amedia Premium

Единственный вопрос, на который мы в итоге получили ответ, второстепенного порядка — кто же из двух героев тот самый, вынесенный в название настоящий детектив. На деле им и стал интернет. Пиццолатто, возможно, никогда бы не смог довести дело до конца на том уровне, на каком нам всем бы хотелось. Тем не менее он, как любой уважающий себя серийный убийца, всю дорогу оставлял для нас ворохи улик, чтобы мы в итоге могли поймать его с поличным. Начиная с третьего эпизода «Настоящий детектив» окончательно перестал быть художественным произведением и превратился в феномен поп-культуры. В какой-то момент виртуальный двойник сериала — с его теориями, смешными картинками, роликами и прочими мемами — стал в разы интереснее реальной истории. Хайп и массовая истерия — явления очень условного достоинства, но в данном случае именно они дали самые интересные плоды.

Мы вряд ли запомним финальный диалог двух главных героев про звезды и сделаем все, чтобы забыть белую рубашку МакКонахи и его иконописный лик на больничной койке. Зато мы долго будем помнить Раста Коула с его «time is a flat circle» и как несколько недель читали про Каркосу, искали Желтого Короля, засекали с секундомером хронометраж известной сцены с байкерами и подозревали, что под личиной любого из героев может оказаться убийца. Возможно, Пиццолатто все-таки прав, и в конечном счете «Настоящий детектив» оказался чем-то большим, чем просто сериал про маньяка. Но в этом деле авторам помогли именно мы, и, надо признать, это была не самая дурная работа.

daily.afisha.ru

Настоящий детектив — скрытый смысл и объяснение сериала

Читай нас в Дзене:

Два сезона сериала собрали смешанные отзывы: кто-то в восторге от первого сезона и ругает второй, кто-то уверяет, что засыпал на первом сезоне от бесконечных философствований героев. На самом деле два сезона, словно две стороны одной монеты, имеют общую ценность.

Первый сезон: когда Ватсон — главный

Сериал «Шерлок» задал моду на интеллектуальные детективы. Казалось, что первенство в этом вопросе решительно захватила Британия, а Америке остаются лишь ремейки. Никому уже не «переплюнуть» Холмса образца 2010-х, с его знаменитым чубом, глубоким баритоном и гордым профилем. Тогда Америка решила «выковать» своего собственного смышлёного интеллектуала, и Ник Пиццолатто написал сценарий для «Настоящего детектива». Так появился Раст Коул – обладатель столь же гордого профиля и чуба, как и у Шерлока, ледяного голоса и мрачной мизантропической философии.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Раст и Мартин: две головы одного дракона

У любого «Шерлока» должен быть свой «Ватсон», у любого детектива – напарник и «противовес». Поэтому у Раста есть Мартин – простой парень с простыми запросами: уютный дом, милые дочки, красавица-жена, любовницы. Он «хороший коп», и он – главный.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Сладить Мартину с Растом очень трудно. Его пугают долгие философские разговоры. У Мартина в жизни всё хорошо, он не мудрит и не мудрствует, а живёт в своё удовольствие. Раст пережил трагедию, лежал в психушке, провёл годы в мире жестокого насилия. Ему приходится бороться не только с преступниками, но и с собой.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Мартину и Расту приходится трудно – один выбирает не тех женщин, другой – не те проблемы. Но им приходится объединиться, когда настаёт момент битвы.  Враг не пугает их, а вызывает ненависть. Раст спокойно и твёрдо встречает бой – потому что привык сражаться с демонами, вылепленными его сознанием. А Мартина не напугать вообще ничем, если надо защитить детей и женщин. «Жрец» и «воин» пойдут вместе до конца – это закон жанра, закон древнего мифа и настоящего детектива.

Южная готика мрачных болот: что такое Каркоза?

Среди болот Луизианы не место современным «штучкам». Здесь не ловят мобильные телефоны, здесь бесследно пропадают люди. Здесь долгие годы живут и здравствуют адепты сатанинского культа, приносящие в жертву детей и женщин. Жители  болот, каджуны — дальние потомки французских колонистов, среди которых было множество преступников, проституток и еретиков.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Смесь ересей и культов породила символику «Настоящего детектива»: жуткие росписи, оленьи рога, спирали, звёзды, «Жёлтый король», ловушки для снов и духов, сплетённые или сложенные из веток. Действуют здесь и христианские проповедники-евангелисты. Под видом религиозных школ они скрывают настоящие питомники жертв для высокопоставленных сатанистов и педофилов.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Каркоза, таинственное обиталище духов, где совершаются жертвоприношения, упоминалась в рассказах Бирса и Чамберса. Оттуда же родом и «Жёлтый король». В реальности «Настоящего детектива» Каркоза – заброшенное строение времён первых колонистов, наполовину крепость, наполовину – храм, возможно, возведённое еретиками-каджунами.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Огромное одинокое дерево посреди полей, перед которым находят труп первой жертвы – это символ старой семьи, вросшей корнями в луизианскую землю. Можно обрубить его ветви, но выкорчевать – невозможно.

Философия Раста Коула

Раст — типичный антигерой и социофоб.  Он не верит ни во что, презирает все религии и властные структуры, хотя сам работает в полиции. Человеческая личность для него – иллюзия. В жизни он не видит места ни оптимизму, ни надежде. Знание психологии помогает ему мастерски имитировать сострадание к преступнику, и только. Он никому не симпатизирует. Холодный, невозмутимый, он вызывает у коллег только раздражение. Его одиночество сознательно. Раст различает цвета на вкус и умеет отличать свои галлюцинации от подсказок сознания.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Радикальный пессимизм не заставляет его бросить расследование – наоборот, словно желая доказать самому себе, что он прав в негативном восприятии мира, Раст с маниакальной последовательностью доводит дело до конца. И то, что «корку» пессимизма и презрения к людям с него всё-таки можно снять, лучше всего доказывает его отношение к Мартину.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Коул-одиночка сражается со всеми видами коллективов: семьями и организациями, социальными и религиозными. Проповедуя идеи Ницше, экзистенциализм и нигилизм, он готов биться со злом, вооружённый своей мрачной философией, как копьём.

Смысл концовки первого сезона

Зло невозможно победить до конца: высокопоставленные преступники вновь ускользнули, только уничтожено их гнездо. Убитый «монстр» — жертва и продукт своей семьи, один из побочных детей, зачатых во время сатанинских ритуалов. Единственное, что удаётся Расту и Мартину – это привлечь всеобщее внимание к проблеме, которой, похоже, не первая сотня лет. Но они оба меняются под действием этого дела и под влиянием друг друга; Мартин переосмысливает жизнь и возвращается к семье, а Раст признаёт, что за холодной экзистенциальной Тьмой есть другая Тьма – тёплая, где его ждут отец и дочка, и что света в мире стало больше.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Социальные проблемы, поднятые в сериале — расизм, наркомания, алкоголизм, насилие, педофилия, безнаказанность властей, наркомания – вот реальные ужасы, похуже «Жёлтых королей» и оленьих рогов. К сожалению, даже настоящие детективы не могут их искоренить.

Второй сезон: клубок змей

У второго сезона сериала другой режиссёр, другие герои, другое место действия. Общим остаётся одно – рассказ идёт о преступлениях и полицейских сыщиках. Как и в первом сезоне, напарникам приходится возвращаться к расследованию, которое было закрыто; как и в первом сезоне, жизнь проверит их преданность делу и друг другу. Но на этом сходство заканчивается.

Маленький город, большие проблемы

Шумный промышленный городок далёк от идиллии. Кажется, что всё его население «замазано», все работают на русскую, мексиканскую или иную мафию, полицейские продажны, а махинаций с недвижимостью хоть отбавляй. Убийство человека, знающего главные тайны города, похоже на камень, попавший в преступный механизм, исправно работающий много лет. «Шестерёнки» с визгом разлетаются в стороны, в результате дело расследуют полицейские из разных департаментов и даже один преступник.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Три детектива должны не только искать убийцу, но и следить друг за другом: кто знает, что может всплыть на поверхность, какие тонны компромата! И убийство, с которого начинается сериал, в процессе следствия отходит на второй план, превращаясь в крошечную часть одной картины гигантского преступления, имя которому – город Винчи.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Может существовать такой «город грехов» в реальности, или это просто сконцентрированное изображение всего общества в целом? Здесь нет правых: виноваты все. Здесь нет положительных героев, идеальных стражей правопорядка: закон нарушают все. Абсолютно все герои несут на себе «чёрную метку» продажности и коррупции.

Полицейские и вор

Переплетения ночных магистралей в зловещем свете огней, похожие на кровеносную систему чудовища, мрачные кварталы и индустриальные пейзажи – в этом мире выживают трое полицейских и один «вор в законе».

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Рэй Велкоро – продажный убийца, Эни Беззараридес – озлобленная жертва насилия, Пол Вудро – жертва шантажа. Эта странная компания пытается вести расследование, не осознавая масштабы преступления. Фрэнк Семьон, преступник, потерявший деньги на строительстве железной дороги, вполне вписывается в «полицейское трио» — он не лучше и не хуже остальных.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Как эти люди, в сущности неплохие, пытающиеся сохранить какие-то нравственные ориентиры и человечность, могли остаться честными, живя в насквозь продажном и лживом мире? С другой стороны – общее складывается из частностей, и город начинается со своих граждан. В какой-то момент герои смирились со злом, стали его частью.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

В результате всем членам «квартета» придётся столкнуться со своими страхами: страхом раскрытия правды о сексуальной ориентации – для Вудро, страхом потерять сына – для Велкоро, страхом признать свои проблемы – для Беззаридес, страхом показать себя слабым – для Фрэнка.

Смысл концовки второго сезона

Наркомафия, проституция, продажные политики – на этом фоне развиваются маленькие человеческие драмы: отношения отцов и детей, внутрисемейные конфликты, психологические детские травмы. Герои жили в ужасном мире, где никому не позволено быть счастливым, где каждый носил проблемы в себе, не пытаясь ничего изменить.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Эни Беззеридес выжила, вывезла из Винчи компромат и передала его журналисту. Она сдалась. Она избавилась от ответственности, спасая жизнь своего ребёнка.  Мужчины погибли, но не потеряли в последние минуты достоинства. В честь Вудро назвали хайвей, по которому он, наверное, любил бы гонять ночами на мотоцикле, пытаясь убежать от самого себя.  На Велкоро списали все убийства полицейских, все грехи.

Сериал Настоящий Детектив (True Detective) 1, 2 сезон - смысл, обзор и рецензия

Переплетающиеся автострады — это запутанный клубок жизненных дорог, человеческих историй и судеб. Ради этих дорог, ради этой земли творились в городе Винчи беззакония и бесчинства. Всё это время герои сражались с тем, что не могли победить изначально, но понимание пришло к ним слишком поздно.

Поделиться в соцсетях:

mnogo-smysla.ru

Кем вдохновлялись создатели «Настоящего детектива» — Новости

В эпоху пост-модернизма и фильма «Криминальное чтиво», говорить, что создатель шоу «Настоящий детектив» Ник Пиццолато у кого-то что-то украл, немножко неправильно. Тем более, что «Настоящий детектив» изначально позиционируется, как сборник всех жанровых клише и приемов. Однако Пиццолато не раз обвинялся в заимствованиях и даже в откровенном плагиате, поэтому мы решили проверить, есть ли у этих обвинений основания.

Томас Лиготти

Почти все философские афоризмы Раста Коула — переиначенные высказывания известного писателя и философа Томаса Лиготти, в частности его книги «Заговор против Человеческой расы» и «Моя работа пока не закончена». Например, фраза Коула «Некуда идти, некого видеть, нечего делать, некем быть» у Лиготти прозвучала, как «И нечего будет делать, некуда будет идти, некем быть и некого знать». То же самое с другой цитатой Коула: «Мы стали слишком самостоятельными. Природа создала часть себя, отделенную от целого. Мы — существа, что не должны существовать по естественному праву». В версии Лиготти: «Мы знаем, что естество заглянуло в сверхъестественное, создав человека — существо, которое не может и не должно существовать по естественному праву, но существует»

фотография: HBO Авторы сайта Ligotti Online и Lovecraftzine собрали все цитаты Коула, которые слово в слово повторяют других авторов, помимо Лиготти — Алана Мура (фраза про звездное небо), Уильяма Берроуза и даже Альберта Эйнштейна. Названия — Желтый Король и Каркоза из сборника рассказов «Желтый Король» Роберта Чэмберса.

Пиццолато объявил обвинения в плагиате медийным сенсационализмом и заметил, что он не получал их до того, как сериал получил номинации на Эмми. Тем не менее, он признавал влияние Лиготти на сериал, а на вручении премии Эмми Вуди Харрельсон подколол Мэттью МакКонахи: «Я рад, что все сплагиаченные монологи были у тебя».

Визуальное сходство в первом сезоне «Настоящего детектива» можно обнаружить с фильмами Дэвида Финчера, Андрея Тарковского и Терренса Малика, а знаменитая сцена галлюцинации с птицами — прямая цитата сцены из фильма «Укрытие» Джеффа Николса.

Джеймс Элрой

После скандала с Лиготти Пиццолато уверенно заявил, что больше не будет опираться ни на какие литературные источники — один раз уже обжегся. Тем не менее, во втором сезоне фанаты обнаружили множество сюжетных параллелей с книгой «Город греха» Элроя. Элрой — один из самых известных авторов бульварных детективов, по его книгам «Секреты Лос-Анджелеса» и «Черная орхидея» сняли крупнобюджетные голливудские фильмы.

Главный герой. Мэл Консидайн/Рэй Велкоро (герой Колин Фаррелл). Жена героя изнасилована неонацистом. Он убивает насильника и растит ребенка, в то время как жена от него отчуждается. Это приводит его к бунтарству и выпивке. Кроме того, герой Фарелла вынужден работать на мафию, в книге Элроя так же есть коррумпированный коп.

Маньяк. Убийца с птичьей головой/Убийца с клыками Росомахи.

Жертва. Жертва с вырезанными глазами.

Второстепенный герой. Дэнни Апшоу/Пол Вудроу (герой Тейлора Китча) — оба не могут признаться себе в своей гомосексуальности, оба сталкиваются с гомофобией. Оба — «герои войны».

фотография: HBO Дэвид Линч

С «Твин Пиксом» сравнивали еще первый сезон «Настоящего Детектива» (сам Линч, впрочем, сходства не заметил), но во втором появились уже прямые отсылки.

1. Сцены с певицей Лерой Линн в баре, в котором Рэй и Фрэнк встречаются, чтобы обсудить дела, очень похожи на сцены с Джули Круз в забегаловке Roadhouse в «Твин Пикс».

2. Во втором сезоне «Настоящего детектива» Рэй теряет сознание после того, как маньяк стреляет в него из ружья солью. У него начинается галлюцинация, в которой он оказывается в баре — своеобразном чистилище. На сцене — подражатель Конвея Твитти, поющий под фонограмму. Это прямое воспроизведение сцены в «Синем Бархате» Линча, в которой Бен поет In Dreams Роя Орбисона под фонограмму.

4. Сцены бесконечно идущей калифорнийской дороги с желтой разметкой идентичны кадрам из «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв».

5. Знаменитая сцена, в которой Антигона попадает на оргию, снята как сцена в Розовой комнате в «Твин Пикс: Сквозь Огонь».

6. Длинноволосый, зловеще улыбающийся фантом, что является Антигоне во время галлюцинации, сильно похож на Боба из «Твин Пикс».

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

www.ivi.ru

путеводитель по сериалу «Настоящий детектив» — tele.ru

Мрачноватый телепроект о победе света над тьмой в 2014 году выходил на экраны с зашкаливающими рейтингами. Уже в июне этого года ожидается премьера следующего сезона, а пока мы составили шпаргалку по сериалу, в которой вспомнили ключевых героев и самые главные понятия «Настоящего детектива».

Алкоголь

Неизменный друг и спутник главных героев сериала. Отойдя от дел, Растин Коул вообще в какой-то момент становится заложником вредной привычки, и лишь тяжелая, но любимая работа способна вернуть его к жизни. У остальных дела обстоят чуть лучше, но в таких неблагодарных условиях рука сама тянется к стакану виски со льдом, а уж банка пива – неизменный спутник любого запутанного дела.

Вуди Харрельсон


Исполнитель главной роли, сыграл детектива Марти. По признанию самого Вуди, эта роль досталась ему совершенно случайно: изначально он собирался сыграть другого персонажа – Раста Коула. Кстати, в жизни Харрельсона и МакКонахи связывают давние дружеские отношения, что, как рассказывает сам Вуди, одновременно помогало и мешало на съемках: Мэттью частенько не торопился выйти из образа грубого детектива, чем страшно раздражал своего друга и коллегу.

Вуди Харрельсон. Фото: East News

Детектив

Раст Коул стал в исполнении МакКонахи не просто настоящим, а идеальным детективом: внимательный взгляд с циничным прищуром, сигарета в уголке рта и бесконечные рассуждения о вселенской несправедливости и существовании высших сил. Лейтенант Коломбо бы точно гордился.


Желтый король

Один из главных «потусторонних» героев сериала: мифическое существо, которому поклоняются все психи, встреченные детективами по пути. Ему приносят в жертву детей и девушек, ему молятся, о нем пишут в своих дневниках религиозные фанатики.

Луизиана

Американский штат, в котором разворачиваются страшные события. В 1995 году детективы Раст и Марти обнаруживают в лесу труп девушки. На ее спине нарисована загадочная символика, а голову «украшают» оленьи рога. Кто и зачем совершил это жестокое преступление – задача, которую днем и ночью пытаются разрешить детективы. Прибрежная Луизиана стала идеальным местом для проведения съемок: столько пустоты, мрака и безысходности нет, пожалуй, ни в одном другом американском штате.

Настоящий детектив», кадр из сериала. Фото:  East News

Мэттью МакКонахи

Раст Коул – одна из ролей, принесшая этому актеру оглушительную славу. До определенного момента зрители не рассматривали его всерьез, но именно в последние годы МакКонахи «выстрелил» в самых разных жанрах и образах, продемонстрировав всю мощь своего таланта. Что касается «Настоящего детектива», то на участие в съемках актер был согласен еще до того, как прочитал сценарий до конца: долгое время он был фанатом режиссера Кэри Фукунага, который стал одним из создателей «Детектива».

Мэттью Макконахи. Фото: East News

Наркотики

С этим запрещенным веществом герои знакомы непонаслышке: Раст не только сам употреблял (из-за чего в свое время потерял жену и дочь), но и несколько работал под прикрытием в шайке наркоманов. На память об этом ему достались периодические галлюцинации, которые возникают в самые неподходящие для этого моменты.

Оленьи рога

Этот и другие мистические символы входят в число улик, обнаруженных на месте преступления. В одной из последних серий герои находят заброшенный бункер, а в нем – изображение девушки с оленьими рогами. Что означают эти знаки и кто их оставил – эти вопросы не дают Коулу покоя.

Религия


Каждый из героев во что-то верит. Коул – в существование высшего разума, серийный убийца – в справедливость Желтого Короля, Марти – в то, что никто не имеет права распоряжаться чужими жизнями. Особенно – детскими. Сюжет сериала построен вокруг различных пониманий веры и религии, а также дает отсылки ко многим оккультным обрядам мира. Из него можно узнать о том, как отмечали религиозные праздники сектанты и что происходило за закрытыми дверями обыкновенных церквей.

«Настоящий детектив», кадр из сериала. Фото: East News

Серийный убийца

Загадочный человек со шрамами на лице не дает детективу Коулу покоя. Казалось бы, виновные наказаны и находятся за решеткой, но Раст продолжает вести свое расследование в одиночку и приходит к ошеломляющим выводам: настоящий злодей все еще находится на свободе!

Шестиминутная сцена

Перестрелка с жителями неблагополучного района в финале четвертой сцены, снятая шестиминутным непрерывным планом, принесла «Настоящему детективу» небывалую для ТВ-проекта славу. Использовав различные технические приемы и уловки, режиссеры добились эффекта полного присутствия и непреходящего напряжения.

www.tele.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *