Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нелюбовь канны – портрет всей страны через одну семью / Авторские материалы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

Нелюбовь канны – портрет всей страны через одну семью / Авторские материалы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

Содержание

Звягинцева за «Нелюбовь» наградили призом в Каннах

По косвенным признакам стало известно, что жюри приняло свой вердикт всего за несколько часов до закрытия. Из чего несложно заключить, что в нем развернулись нешуточные баталии. Победила в них на удивление самая радикальная картина конкурса — «Площадь» (The Square) актуального шведского автора Рубена Эстлунда («Форс-мажор»). Это сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто еще способен отвлечься от айфона и попытаться спасти кому-то жизнь или просто помочь ближнему? Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь? Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Площадь» («святилище доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности»), но интеллектуальная деятельность идет в разрез с практикой повседневной жизни, настойчиво подтверждающей, что доверять никому нельзя, да и расслабляться не стоит — ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом.

Режиссер с наградой от жюри. Фото: REUTERS

Режиссер с наградой от жюри.Фото: REUTERS

Фестивальные жюри редко награждают действительно новаторские, смелые фильмы, выбирая, как правило, произведения, которые по тем или иным причинам устраивают всех. За радикальное решение наградить Эстлунда — одного из немногих авторов, снимающих кино о сегодня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы, жюри Педро Альмодовара можно простить мелкие недочеты. Такие, как присуждение приза за лучшую режиссуру Софии Копполе, непонятно для чего снявшей феминистский римейк одноименного фильма Дона Сигела «Попавший в ловушку» (в российский прокат он выйдет под интригующим названием «Роковое искушение») о раненом капрале, которого во время Гражданской войны Севера и Юга спасли воспитанницы и воспитательницы пансиона благородных девиц, одержимые, как быстро выяснилось, не столько благородством, сколько похотью.

О том, что французы не обидят себя в год юбилея, было ясно заранее. Но Альмодовару удалось удержаться от выдачи «Золотой пальмовой ветви» очередному французскому фильму. Плоска соцреалистическая драма из времен эпидемии СПИДа, «120 ударов в минуту» Робина Кампийо, была вынуждена удовлетвориться вторым по значению Гран-при жюри.

Андрей Звягинцев вместе с членами жюри кинофестиваля - Марен Аде и Гийомом Гальенном Фото: REUTERS

Андрей Звягинцев вместе с членами жюри кинофестиваля — Марен Аде и Гийомом ГальенномФото: REUTERS

За женскую роль была вознаграждена кинозвезда Диана Крюгер, впервые сыгравшая в немецком фильме — судебной драме Фати Акина «Из ниоткуда» (Aus Dem Nichts). Крюгер играет немку, чей муж-турок вместе с 6-летним сыном погиб в теракте от рук неонацистов. Правосудие оправдало убийц, и ее безутешной героине приходится взвалить его работу на свои плечи.

Приз за лучшую мужскую роль неожиданно для себя, но ожидаемо для всех, кто видел его работу в картине «Тебя никогда здесь не было», получил выдающийся Хоакин Феникс. В фильме британки Линн Рэмзи специально погрузневший для него актер играет вариацию классической роли Роберта ДеНиро в «Таксисте» Скорсезе — вернувшегося из неких «горячих точек» (где дети убивают друг друга из-за шоколадки) экс-солдата, ныне промышляющего в задыхающемся от криминала и коррупции Нью-Йорке заказными убийствами. Фактически это монофильм, где кроме героя Феникса, обрывков его воспоминаний и снов, а также брутальной дневной деятельности, вообще ничего нет.

Андрей Звягинцев перед церемонией закрытия кинофестиваля в Каннах. Фото: REUTERS

Андрей Звягинцев перед церемонией закрытия кинофестиваля в Каннах.Фото: REUTERS

Андрей Звягинцев за свою «Нелюбовь» удостоен Приза жюри — не главного, но очень приятного, подтвердив тем самым свою репутацию не только художника мирового уровня, но и крайне удачливого человека: ни один его фильм не уезжал из Каннов без приза. В кулуарах фестиваля судачат о том, что «Нелюбовь» была достойна большего, что сущая правда, и приз за лучшую режиссуру был бы более уместен в руках Звягинцева, чей фильм с первого до последнего дня оставался в лидерах всех рейтингов. Но учитывая, что ничего не досталось такому мэтру, как Михаэль Ханеке, нужно быть благодарным жюри за любую награду.

Андрей Звягинцев в Каннах с членами съемочной группы - Марьяной Спивак и Алексеем Розиным. Фото: REUTERS

Андрей Звягинцев в Каннах с членами съемочной группы — Марьяной Спивак и Алексеем Розиным.Фото: REUTERS

Специальный приз к семидесятилетию Каннского фестиваля присудили Николь Кидман, работающей стахановским методом и представившей в этом году в Каннах аж четыре свои картины, в том числе «Роковое искушение» и «Убийство священного оленя» грека Йоргоса Лантимоса. Последний фильм вместе с «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмзи разделили приз за лучший сценарий.

Съемочная группа фильма "Нелюбовь" на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля. Фото: REUTERS

Съемочная группа фильма «Нелюбовь» на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля.Фото: REUTERS

Нелюбовь (2017). Трейлер фильма.Новый фильм Андрея Звягинцева («Елена», «Левиафан») — участник конкурса Каннского фестиваля 2017. В кино с 1 июня

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андрей Звягинцев: Я давно выбросил свой телевизор!

В воскресенье будут подведены итоги 70-го Каннского фестиваля. Сейчас, после просмотра почти всей конкурсной программы, можно сказать, что сильнее картины Звягинцева, работы здесь не было. И она, безусловно, достойна одной из главных наград — «Золотой пальмовой ветви» включительно.(подробсности)

КСТАТИ

Канны-2017: Еще раз про нелюбовь

Стас ТЫРКИН

В программе «Особый взгляд» рифмой к фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь» стала картина мексиканца Мишеля Франко «Дочери Абриль» (Las hijas de Abril) — возможно, лучшая у этого режиссера. 17-летней Виктории нравятся половые сношения с ее бойфрендом, но к их последствиям в виде вечно орущего ребёнка она совершенно не готова. На выручку в прелестный домик у моря из столичного Мехико-сити приезжает умудрённая опытом, но все ещё не траченная молью мамаша Абриль (Эмма Суарес из «Джульетты» Альмодовара) (подробности)

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получил приз жюри в Каннах — Российская газета

Остальные награды распределились следующим образом. Главный приз фестиваля, Золотая пальмовая ветвь, достался шведскому режиссеру Рубену Эстлунду за «Квадрат».

Гран-при жюри под всеобщие овации и рыдания получила картина француза Робена Кампийо «120 ударов в минуту» — душераздирающая гей-драма про эпидемию ВИЧ в 90-е годы. Совсем другое настроение в зале царило, когда вручали приз за лучшую режиссуру. Громкий свист раздался, когда стало известно, что эту награду получила София Коппола за фильм «Роковое искушение» — неоднозначно принятый на фестивале ремейк триллера Дона Сигела «Обманутый» (1971). Приз за сценарий разделили два фаворита Канн — «Убийство священного оленя» грека Йоргоса Лантимоса и «Ты никогда здесь не был» шотландки Линн Рэмси. Фильму Рэмси также выписали приз за лучшую мужскую роль — его получил американский актер Хоакин Феникс. Лучшей актрисой признали Диану Крюгер за роль в фильме Фатиха Акина «Из ниоткуда». Также Канны отдали должное еще одной актрисе — спецприз жюри в честь 70-летнего юбилея Каннского фестиваля получила Николь Кидман, которая сыграла сразу в трех конкурсных фильмах. Напомним, ранее «Теснота» Кантемира Балагова в конкурсе «Особый взгляд» получила приз ФИПРЕССИ.

О нашем кино снова заговорили с интересом и уважением, и это приятно

Интересно сравнить итоговые результаты с прогнозами. Наиболее верными претендентами на «золото» большинство мировых изданий называли картину «Ты никогда здесь не был» Линн Рэмси, «120 ударов в минуту» француза Робена Кампийо и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Высоко оценивали нашу актерскую школу: из трех лидирующих актрис две из России — Василина Маковцева в «Кроткой» и Марьяна Спивак в «Нелюбви»; победившая Диана Крюгер лишь замыкала тройку. Ясно, что совершен важный рывок. Многие годы подряд мы с тревогой следили, проскользнем на этот раз в фестивальные программы или снова облом? Сейчас реноме восстановлено: три картины, так или иначе связанные с Россией, — в числе сильнейших, такого не бывало в новейшей истории фестиваля. О нашем кино снова заговорили с интересом и уважением, и это приятно.

Что важно: к каннским завсегдатаям Звягинцеву и Лознице добавился дебютант Кантемир Балагов из Кабардино-Балкарии. Регион, прежде не замеченный в достижениях в области кино, благодаря усилиям Александра Сокурова и его мастерской стал одним из ярких открытий Канн. Это значит, что кинопроизводство перестает быть уделом Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, в процесс включаются национальные республики.

На фоне мирового кино три наших фильма в числе лучших — это ли не повод для национальной гордости, о которой мы столько толкуем? Но уже раздаются возмущенные голоса тех, кто картин еще не видел, зато видит в искусстве только орудие пропаганды: мол, почему это мировые фестивали предпочитают только нашу «чернуху»?! Кино как исследование, как размышление почему-то вызывает у иных тревогу: мол, а как мы выглядим со стороны! Успокоим их: фестивали не ищут специфически русскую «чернуху», они собирают проблемное кино со всего мира. Мы здесь смотрели фильмы из Франции, Англии, Ирана, Швеции, Румынии, Кореи, и ни разу нам не делали лучезарно и безмятежно: повсюду герои бедствуют, мучаются, борются за свои права, и гуманистическое искусство им в помощь. И никому из зрителей не приходит в голову распространять показанную им историю на всю многообразную жизнь Франции, Англии, Швеции или Румынии. Иначе мир давно бы уже полагал, что вся Россия — это только герои «Ревизора», «Мертвых душ» и города Глупова. Искусство работает по иным законам, и мир интересуют истории, способные отозваться в личном опыте хоть россиянина, хоть американца, хоть француза. Истории общечеловеческого звучания.

«Нелюбовь» Звягинцева получила высокие оценки зарубежных критиков

Пока звездные гости в вечерних платьях скучали на фильме открытия фестиваля «Призраки Исмаэля», мировая пресса увлеченно смотрела первую конкурсную картину — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Официальная премьера состоится сегодня вечером, однако уже известно, что Sony Pictures Classic приобрела права на прокат драмы на территории стран Северной и Латинской Америки. «Звягинцев — один из самых талантливых режиссеров, который сейчас находится на пике своей формы. Мы очень рады снова сотрудничать с ним и надеемся повторить успех „Левиафана“», — сообщается в пресс-релизе прокатчика.

Общее впечатление прессы, после пресс-показа долго аплодировавшей режиссеру, суммирует запись из Twitter польского журналиста: «Первый фильм конкурса не разочаровал. Идеально разыгранная семейная драма от мастера Звягинцева».

Критик The Guardian Питер Брэдшоу поставил драме Звягинцева высший балл — пять звезд. Брэдшоу отмечает, что «Нелюбовь» заставляет вспомнить не только «Елену» того же Звягинцева, но и картины Бергмана («Сцены из супружеской жизни»), Антониони («Приключение») и Ханеке («Скрытое»), которые сам режиссер упоминал в качестве источников вдохновения. «Любви нужны правильные условия, благодатная почва для роста, и Россия в фильме Звягинцева оказывается бесплодной почвой. „Нелюбовь“, возможно, не обладает очевидным размахом и универсальностью „Левиафана“ и, скорее, ближе к едкой камерной драме „Елена“. Но мастерство и страсть, с которой она сделана, очевидны», — пишет критик.

«Это величественная и мрачная трагедия о сбежавшем ребенке, полная бытовых подробностей его поисков, благодаря которым создается напряженное ожидание с открытым финалом. Это история отношений взрослых людей и несметных ситуаций, в которых сожаление, гнев и взаимные обвинения бесконечно повторяются от одного поколения к следующему», — пишет Барбара Шарс на сайте rogerebert.com.

Почти все критики отмечают, что история одной семьи становится в фильме Звягинцева поводом для рассказа о стране, в которой любви нет места. Критик IndieWire Эрик Кон называет свою рецензию соответствующе: «В „Нелюбви“ Россия — это место, где семьи умирают».

«Холодная, вызывающая чувство тревоги драма, которая держит в напряжении благодаря актерской игре и общей интонации, этот фильм захватывает даже в те моменты, когда ничего не происходит. Как обычно у Звягинцева, персонажи со всеми их недостатками заслуживают меньше осуждения, чем система, их окружающая. Фрагменты радио- и телевизионных новостей на протяжении всего фильма намекают на то, что мир трещит по швам: российское правительство использует СМИ как машину пропаганды, растет страх перед апокалипсисом, непогода вот-вот покажется из-за угла», — пишет критик.

С ним согласен Стив Понд из The Wrap: «Как „Левиафан“, „Нелюбовь“ — это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны». Однако если «Левиафан» откровенно говорил о политике, то «Нелюбовь» фокусируется на более камерной истории, в то же время говоря о более глобальных проблемах, отмечает критик.

«С помощью тревожной музыки Евгения Гальперина и блестящего саунд-дизайна Звягинцев держит зрителя на крючке и никому не обещает легкого выхода. Ни героям, которые, за некоторыми исключениями, его и не заслуживают, ни публике, которая, скорее всего, достаточно умна, чтобы не ждать от этого режиссера воодушевляющих сюжетов», — пишет Понд.

«Нелюбовь» выйдет в российский прокат 1 июня.

«Нелюбовь». О надежде в кромешной тьме

Сегодня на Международном Каннском кинофестивале состоится мировая премьера российского участника конкурса и претендента на «Золотую пальмовую ветвь» — драмы Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Пресса уже посмотрела фильм, дело — за зрителями. Кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин одним из первых увидел самый ожидаемый отечественный фильм года. 

Сейчас, в первый день конкурсных показов, невозможно предсказать, сколь высоки шансы Андрея Звягинцева на высшие призы самого престижного фестиваля мира. Но с уверенностью можно утверждать уже сейчас: «Нелюбовь» оставит глубокий след в памяти всех тех, кто уже увидел или посмотрит фильм. Это, вероятно, самая собранная, цельная и эмоционально мощная, при всей кажущейся нейтральности авторского подхода, картина Звягинцева: она сделана с хичкоковской точностью в психологических и бытовых деталях, но при этом берет за душу так, что долго не можешь опомниться.

При этом сюжет о разводящейся паре и их пропавшем ребенке Звягинцев решает так, что в этом нет и следа спекулятивности или манипулятивности. Напротив, к финалу понимаешь, что фильм вовсе не только о судьбе конкретных Бориса и Жени, когда-то любивших, а теперь истово ненавидящих друг друга, но обо всех, кто живет в сегодняшней России, даже неженатых и бездетных.

Впрочем, повторять фамилию Звягинцева так часто несправедливо, не обозначив очевидное: не только самый мощный и важный русский режиссер наших дней сделал эту картину, но его постоянная и неизмеримо талантливая команда. Оператор Михаил Кричман, чьи тихие кадры-приближения леденят кровь, художник-постановщик Андрей Понкратов, чей предметный мир не позволяет ни на секунду усомниться в реальности происходящего на экране, ловящий каждый нюанс художник по звуку Андрей Дергачев. А теперь к ним надо прибавить еще и композитора Евгения Гальперина, чьи мощные и лаконичные музыкальные темы открывают и закрывают фильм. Из актеров — здесь, в отличие от «Левиафана», совсем нет звезд, — вы узнаете лишь Алексея Розина, сына героини из «Елены» и полицейского из следующей картины. Здесь он Борис, боязливый и замкнутый клерк из православной корпорации, место в которой он ужасно боится потерять — особенно теперь, в процессе развода и в ожидании нового брака, женитьбы на своей беременной любовнице.

Марьяна Спивак — безусловное открытие фильма — Женя, сильная, эгоистичная, хищная красавица, администратор из косметического салона, наконец-то нашедшая мужчину по своему вкусу: ее любовник обеспечен, подтянут, щедр. Занимаясь своими делами, Женя и Борис не замечают, как их 12-летний сын Алеша сбегает из дома. А дальше начинается узнаваемый ужас нашей действительности: безразличие властей, бессердечие близких, тщетные попытки поправить непоправимое.

«Нелюбовь» — жестокая к зрителю трагедия, но в ней, говорит режиссер, впервые в его творчестве есть безусловно положительные герои — волонтеры, пускающиеся на поиски мальчика. И в кромешной тьме возникает надежда — впрочем, гораздо более призрачная, чем надежда болельщиков этого блестящего фильма на каннские награды. 

все ждут «Нелюбовь» / Авторские материалы / Радиостанция «Вести FM» Прямой эфир/Слушать онлайн

Сегодня на Лазурном берегу во Франции открывается юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль. Жюри основного конкурса возглавляет испанский режиссер Педро Альмодовар. Россию в этом году представляет драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Но это не единственный русский участник фестиваля. Кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин следит за событиями на месте, а пока напоминает о программе смотра.

Верьте или нет, но наступил тот редкий год, когда не только для россиян, но для всего мира один из наиболее ажиотажных и ожидаемых фильмов Канн, самого авторитетного кинофестиваля в Европе и мире, — русский фильм. А именно — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, многократного каннского и венецианского лауреата, чьи фильмы никогда не возвращались домой без наград. После нашумевшего «Левиафана» все ждут «Нелюбовь» — жесткую драму о разводе и пропавшем ребенке, в которую уже на уровне продюсирования вписались многие мировые продюсеры. И все-таки это фильм российский.

Сложнее ситуация с «Кроткой» Сергея Лозницы, прославленного документалиста и многократного участника Канн: третья игровая лента известного режиссера — вольная интерпретация одноименной новеллы Достоевского. Фильм сделан с российскими актерами и на русском, снимался он в Даугавпилсе. Режиссер — гражданин Украины и житель Берлина. Впрочем, российские продюсеры есть и здесь.

Третий российский участник в главной внеконкурсной программе «Особый взгляд» — это дебютант Кантемир Балагов, ученик Александра Сокурова. Его картина «Теснота» — драматическая история похищения с требованием выкупа в Нальчике 1998 года.

Уникальное русское представительство в этом году беспрецедентно для последних лет — и не вспомнить, когда что-то подобное было в последний раз: вероятно, в перестройку. Бьет нас количеством, кроме вечных Франции и США, только Южная Корея — главная синефильская империя Азии. В конкурсе две ленты, еще три — вне конкурса. А многократный каннский лауреат Пак Чхан Ук заседает в жюри под началом Педро Альмодовара. Корейские корифеи Хон Сан Су и Бон Чжун Хо будут сражаться за «Золотую пальмовую ветвь» — Россия-то эту награду получала примерно 60 лет назад, а Корея вообще никогда.

Среди других вероятных претендентов — тонкий и ироничный американец Тодд Хейнс с условно детской фантасмагорией «Мир, полный чудес», греческий новатор Йоргос Лантимос — в новой ленте автора «Лобстера» под названием «Убийство священного оленя» сыграли Николь Кидман и Колин Фаррелл, а также София Коппола, Франсуа Озон, Фатих Акин. Американец Ноа Баумбах в «Историях семьи Мейеровиц» снял известных комиков Бена Стиллера и Адама Сендлера, редкость для Канн. Вне конкурса новую ленту «Основано на реальных событиях» покажет Роман Полански, а Дэвид Линч представит третий сезон «Твин Пикса». Самый же именитый ветеран конкурса — австриец Михаэл Ханеке с драмой «Хэппи-энд», с Жаном-Луи Трентиньяном и Изабель Юппер.

Будет ли счастливым и для кого финал Каннского фестиваля, станет ясно на церемонии закрытия 28 мая. 

о призе в Каннах и суровой реальности :: Впечатления :: РБК.Стиль

«Нелюбовь» и «Кроткая» в конкурсе юбилейного Каннского кинофестиваля показывали разную Россию — столичную и провинциальную. Хотя есть у этих двух образов много схожего, а именно, оба они описывают гнетущую и беспросветную действительность, в которой люди — часто то похотливые животные, то расчетливые подлецы, в том и другом случае не обремененные моральными ценностями и душой. Поневоле задаешься вопросом: «Действительно ли так тяжела жизнь в России?» Может быть, такой ее хотят увидеть на Западе, ведь ленты на каннский конкурс утверждаются местными отборщиками. Или эти отборщики идут по проторенному пути, рассуждая так: «Лозницу и Звягинцева мы уже знаем. Они — люди проверенные». Действительно, зачем что-то менять, искать новые таланты, которых, похоже, тоже нет.

Несмотря на успех, которым сопровождается участие в каннском конкурсе Андрея Звягинцева, есть что менять. Не только потому что иностранные коллеги-критики уже стали уставать от трагического образа России, а реакцией на фильм Лозницы в подавляющем большинстве были недовольные свисты и улюлюканье, если зритель не покинул зал через 20 минут. Или не оттого, что путешествующие за рубежом россияне устали оправдываться, почему такие кошмары происходят у них на родине. Главное — в другом. Даже если российские ужасы кажутся режиссерам реальностью, разговорами о том, «как все плохо», делу не помочь.

Андрей Звягинцев неоднократно приезжал на каннский конкурс — с картинами «Изгнание» (2007), «Елена» (2011), «Левиафан» (2014). Его фильм — сильная режиссерская работа, которая достойна «Золотой пальмовой ветви». Без наград Звягинцев международные фестивали не покидает, и этот год, когда «Нелюбовь» отметили призом жюри в Каннах, не стал исключением.

Напомним, что в 2011 году «Елена» Звягинцева была удостоена «Золотой пальмовой ветви» в конкурсе «Особый взгляд». А «Левиафан» там же, в Каннах, в 2014-м получил награду за лучший сценарий. Недаром каннские отборщики решили включить картину Звягинцева в конкурс в самый последний момент, посмотрев лишь ее черновую версию за пять недель до начала фестиваля. А продюсер картины Александр Роднянский считает, что из-за таких режиссеров, как Звягинцев, и стоит работать в кино.

Показывая далекую от идеала Россию — и небезупречных людей — Звягинцев в новой ленте повествует о разводе супругов. А также о том, как их взаимная ненависть и полное безразличие к эмоциям единственного сына гробит судьбу ребенка. 12-летний Алеша — тихий и замкнутый, практически без друзей, молча наблюдает за ссорами родителей, чтобы потом уединиться в ванной и порыдать. Но однажды его робкое сердце не выдерживает драмы: когда судьба мальчика, кажется, уже предрешена (детский дом или равнодушный отец), он решает бежать. Родители так заняты своей личной жизнью (у обоих уже новые партнеры), что они замечают пропажу сына лишь через два дня. Начинаются поиски. При этом вновь красочно описывается бюрократия российских чиновников (они занимаются лишь поисками трупов, не живых детей).

© Arthur Mola/Invision/AP

К счастью, у Звягинцева — в его зимней, выдержанной преимущественно в холодновато-серых тонах картине, — хотя бы иногда проглядывает солнце. В характерах людей местами проявляется человечность: мать способна переживать, отец плакать, и целая группа добровольцев, не жалея времени и сил, отправляется на поиски мальчишки. Картина очень напоминает работы датских режиссеров «Догмы 95» с их назидательно-осуждающим повествованием. Звягинцев, похоже, тоже работает в аналогичном — как в визуальном, так и повествовательном, — ключе, несколько напоминая летописца, описывающего события с высоты полета.

Мы не слышим от режиссера прямых обвинений. Хотя сама «Нелюбовь» могла бы называться и «Ненавистью». Отношение Звягинцева к происходящему выражено, в числе прочего, скупой композицией кадров, «холодными» ракурсами, застывшими изображениями. В Каннах «Нелюбовь» с самого начала считалась фаворитом — особенно у иностранных кинокритиков, видимо, не избалованных унылой зимой, обилием бытового секса и того же рода драматизмом, — и в конце концов принесла России победу. 

Влад Абашин, Сергей Колесов, Сергей Лозница и Владимир Свирский

© AP Photo/Lionel Cironneau

Картину Сергея Лозницы, который, как и Звягинцев, не раз приезжал на Каннский кинофестиваль, нельзя назвать полностью российской. Наряду с Россией в финансировании «Кроткой» участвовали Германия, Франция, Нидерланды, Латвия и Литва. Кроме того, украинский режиссер, проживающий за рубежом, известен критическими нападками на Россию, в том числе в снятых им хрониках «Событие» (2015) и «Майдан» (2014), а также нежеланием давать интервью российским журналистам.

Тем не менее «Кроткая» снята на русском языке и носит название одноименной повести Достоевского. Лозница свободно интерпретирует произведение классика, скорее ставя задачу путем метафор и исторических реминисценций показать современное лицо России. Фильм повествует о скромной и тихой молодой женщине, проживающей в маленькой деревушке с единственным другом — верным псом. Героиня работает сторожем. Ее муж сидит в тюрьме. Однажды этой — на протяжении всего повествования безымянной — женщине возвращается посылка, которую она отправила супругу. И та решает навестить мужа в тюрьме, а заодно и выяснить, что с ним случилось. Многочисленные попытки героини безуспешны, но она многое узнает о жестокости человеческой натуры, разгульной эмоциональности русской души, о пьянстве, садизме, насилии, алчности, подлости и многих других пороках, которым, как ни удивительно, удалось уместиться в этой, пусть и довольно продолжительной (2,5 часа), картине.

Повествование о судьбе женщины периодически прерывается яркими картинами российского быта: перекрашенные блондинки-чиновницы с грубыми, хамскими замашками; сердобольный лишь на первый взгляд, но на деле равнодушный и эгоистичный народ, у которого подлость граничит с панибратством, который в каждый момент готов выпить, а потом пуститься во все тяжкие. Та самая «русская душа», которую изобразили загадочной Пушкин, Толстой и, наконец, Достоевский, здесь одновременно плачет и смеется, а главное — всегда поет, поскольку с детства научили, что «легко на сердце от песни веселой». Скрытым текстом картина повествует и о том, куда может завести человеческая «кротость», граничащая, кажется, с мазохизмом. А может, это и молчаливое воззвание к тому, когда же, наконец, страна поймет и выйдет на баррикады. 

Нелюбовь (фильм, 2017) — Википедия

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Нелюбовь.

«Нелюбо́вь» — драматический фильм режиссёра Андрея Звягинцева. Мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля[1], где фильм получил Приз жюри[2].

Команда, состоящая из режиссёра Андрея Звягинцева, продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, сценариста Олега Негина и оператора Михаила Кричмана, в прошлом работала над фильмами «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), которые тоже имели успех на Каннском кинофестивале.

Фильм рассказывает о современной московской семье, в которой супруги (Марьяна Спивак и Алексей Розин) собираются развестись, но не могут решить, с кем оставить сына Алёшу (Матвей Новиков). В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий они откровенно пренебрегают им, и Алёша, чувствуя абсолютную ненужность обоим родителям, после их очередной ссоры неожиданно исчезает.

В России премьера состоялась 1 июня 2017 года. В 2018 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[3], премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке». Во Франции фильм получил премию «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке.

Действие фильма происходит в октябре 2012 года. В отношениях администратора салона красоты Жени (Марьяна Спивак) и менеджера по продажам Бориса (Алексей Розин) давно наступил разлад, и они готовятся подать на развод. Оставаясь пока ещё официально женатыми, они оба уже имеют отношения на стороне: Борис живёт с беременной от него девушкой Машей (Марина Васильева), а у Жени есть обеспеченный любовник Антон (Андрис Кейш). Дело остаётся за малым: нужно продать общую квартиру и решить, с кем останется жить их 12-летний сын Алёша (Матвей Новиков).

Алёша возвращается из школы и садится делать уроки, наблюдая осенний дождь за окном. Раздаётся звонок — его мать сообщает ему, что пришли покупатели смотреть их квартиру, и что он должен прибраться в своей комнате. Заходят покупатели: мужчина (Максим Стоянов) со своей беременной девушкой (Любовь Соколинская). Алёша не рад их приходу и тому, что родители продают квартиру, и закрывает дверь в свою комнату. В конце осмотра они заходят в детскую. Мать делает замечание мальчику, что тот не поздоровался с покупателями, и даёт ему подзатыльник. В ответ Алёша здоровается сквозь зубы, а затем, обиженный на мать, выбегает из комнаты.

Этой же ночью Алёша подслушивает скандал родителей, в процессе которого выясняется, что ни Борис, ни Женя совершенно не горят желанием его воспитывать (считая, что он станет помехой их новым романам) и пытаются спихнуть сына друг на друга. Муж считает, что ребёнку важнее жить с матерью, однако жена не намерена уступать и говорит, что тоже хочет пожить своей жизнью, а он лишь пытается прикрыть свой эгоизм. Его следующее предложение — отдать ребёнка бабушке (Наталия Потапова) — Женя тоже отвергает, так как её мать не любит внука. В конечном итоге они оба даже рассматривают вариант отдать сына в детдом, но понимают, что ювенальная юстиция не позволит им это сделать. На следующий день после завтрака, во время которого мать называет сына «квёлым», Алёша выбегает из дома якобы в школу, но домой не возвращается.

Женя об этом не знает, потому что домой в тот день не возвращается, а проводит ночь у Антона. Она признаётся, что он — её первая любовь и что она никогда никого не любила, кроме матери — и то в детстве. Мать, по словам Жени, вела себя с ней как «злая, одинокая стерва». Она также говорит, что до мужа у неё никого не было и «залетела» она по глупости, из-за чего ей и пришлось выйти замуж за нелюбимого Бориса. Утром Женя возвращается домой и ложится спать, не зная, что сын не ночевал дома.

Через какое-то время ей звонят из школы и сообщают о том, что Алёши не было в школе ни вчера, ни сегодня. Несмотря на возражения Бориса, что мальчик скоро сам вернётся, Женя извещает полицию. Оперуполномоченный (Сергей Борисов) в разговоре с Женей предполагает, что ребёнок ушёл гулять с друзьями или бродит по торговому центру, сообщая, что подавляющее большинство «бегунков» возвращаются домой на 7-10 день. Он же советует ей подключить к поиску мальчика волонтёров из негосударственного поискового отряда, а не надеяться на правоохранительные органы, которые утопят дело в бюрократических процедурах.

Тогда Женя принимает решение обратиться к волонтёрам. Координатор поисково-спасательного отряда (Алексей Фатеев), обрисовывая Жене и Борису план поиска, предполагает, что мальчик может находиться у бабушки, которая живёт на даче в трёх часах езды от Москвы. Женя сомневается, потому что Алёша не знает туда дороги, и очень неохотно соглашается поехать с Борисом к матери, потому что у неё с ней очень напряжённые отношения. Мать Жени принципиально не выходит на связь с дочерью, а когда супруги приезжают в сопровождении волонтёра, не сразу впускает их в дом. Она не верит в пропажу мальчика и считает, что Женя и Борис специально выдумали эту историю, чтобы разжалобить её и, как следствие, «повесить» мальчика на неё. После эмоционального скандала с матерью Женя и Борис уезжают обратно в Москву. По дороге домой в машине Женя признаётся Борису, что вышла за него замуж и родила Алёшу только потому, что не могла больше жить с матерью, но это была ошибка, и ей нужно было сделать аборт. Супруги снова ругаются и Борис высаживает Женю посреди пути.

Вернувшись в Москву, они узнают, что поиски не увенчались успехом. Координатор волонтёрского отряда отправляется в школу и проводит беседу с одноклассником и единственным другом Алёши (Артём Жигулин). Он уговаривает мальчика раскрыть местонахождение так называемой «базы» — заброшенного здания в чаще леса, где собираются мальчишки из школы. Волонтёры и отец Алёши отправляются туда, но находят только куртку мальчика. В одну из больниц доставлен мальчик, найденный на улице и похожий по описанию; к нему приходит Женя, но это оказывается не Алёша.

Через некоторое время Борис, Женя, Антон и координатор волонтёров отправляются в морг для опознания трупа неизвестного мальчика. После того, как патологоанатом поднимает покрывало с обезображенного трупа подростка, у Жени начинается истерика и она сообщает, что это не Алёша, потому что на его теле нет родинки, которая есть у Алёши. Борис соглашается с женой, однако координатор рекомендует им провести сравнительный анализ ДНК, полагая, что родители могут находиться в состоянии отрицания. Истерика Жени продолжается, она нападает на сохраняющего спокойствие Бориса с криками, что никогда не отдала бы мальчика в детский дом. Она уходит в коридор, где её успокаивает Антон. После её ухода Борис садится на пол и больше не может сдержать слёз. Таким образом, вопрос о судьбе мальчика остаётся открытым.

Спустя два года Алёша числится пропавшим без вести, супруги живут раздельно, а в их проданной квартире теперь идёт ремонт. Борис живёт в квартире Маши вместе с тёщей, у них родился сын, к которому Борис тоже не испытывает тёплых чувств. Женя живёт в роскошных апартаментах Антона, но и она не чувствует себя счастливой. В заключительных сценах фильма демонстрируются пейзажи Сходненского ковша, а также оградительная лента, которую Алёша однажды закинул на дерево по дороге из школы.

АктёрРоль
Марьяна СпивакЖеня Женя жена Бориса
Алексей РозинБорис Борис муж Жени
Матвей НовиковАлёша Алёша сын Бориса и Жени
Андрис КейшАнтон Антон любовник Жени
Марина ВасильеваМаша Маша любовница Бориса
Алексей ФатеевИван Иван координатор поисково-спасательного отряда
Сергей Борисовоперуполномоченный оперуполномоченный
Наталия Потаповамама Жени мама Жени
Анна Гуляренкомама Маши мама Маши
Сергей БадичкинСергей Сергей коллега Бориса
Евгения Дмитриевапарикмахер парикмахер
Артём ЖигулинКузнецов Кузнецов одноклассник Алёши
Максим Солоповотец Кузнецова отец Кузнецова
Татьяна Рябоконьриэлтор риэлтор
Максим Стояновпокупатель покупатель
Любовь Соколинскаядевушка покупателя девушка покупателя
Варвара ШмыковаЛена Лена поисковик
Натали Старынкевичкосметолог косметолог
Ирина Кривоносмедсестра медсестра

Замысел и написание сценария[править | править код]

Весной 2011 года, когда был закончен фильм «Елена», Андрей Звягинцев стал думать над тем, какой фильм создавать дальше. Появилась идея сделать ремейк «Сцен из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, то есть, по словам режиссёра «перенести историю [из этого фильма] в наши дни и на российскую почву, взглянуть на то, в какое кризисное состояние может прийти семья после многих лет совместной жизни»[6]. Однако купить права на сценарий оказалось настолько трудно, что уже был снят «Левиафан», а всё никак не удавалось получить положительное решение от одного из четырёх правообладателей на сценарий Бергмана. В июне 2015 Олег Негин натолкнулся на статью про историю создания поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Так появился новый персонаж ранее обдумываемой истории про кризис семьи – сын главных героев; его поиски на фоне распадающихся семейных отношений обострили коллизию. Как говорит Андрей Звягинцев об этом: «Изначальная идея о катастрофе в семье, о разрушении супружеских связей, о разводе вдруг обрела свою цельность, ясность и силу»[7].

Проект нового фильма был запущен Александром Роднянским в работу на основании короткого безымянного тритмента, изложенного на трёх страницах Олегом Негиным, в которых содержался в общих чертах будущий сюжет. Далее режиссёр добавил своё видение развития событий в картине, а уже к ноябрю 2015 года Негиным был закончен литературный сценарий под названием «Нелюбовь». К этому времени часть объектов для съёмки была уже найдена[уточ. 1], а также были готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и апартаменты Антона[4].

Название[править | править код]

Название фильма придумал сценарист Олег Негин. Изначально Звягинцеву оно не совсем понравилось, но ничего другого он предложить на тот момент не мог. Надеясь на то, что «имя» ему подскажет сам фильм в процессе работы, как это обычно было раньше, режиссёр начал съемки картины с рабочим названием — «Нелюбовь». С течением времени создатели фильма свыклись с этим названием и пришли к мнению, что оно отлично раскрывает замысел сценаристов. Вот что сам режиссёр говорит об этом:

Я привык к этому названию и даже полюбил его, потому что оно безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на адрес главной проблемы, которую рассматривает наш фильм: нелюбовь. И это не простое отсутствие любви. А её антипод. И не противоположная сторона вопроса, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее — нелюбовь. И никаких оговорок[8].

По словам Андрея Звягинцева, был вариант назвать фильм — «Поле битвы»[7].

Иностранные дистрибьюторы столкнулись с трудностями перевода названия — во многих языках, в том числе и в английском, нет слова, которое бы полностью отражало всю суть сюжета[9].

Подбор актёров[править | править код]

Подбор актёров начался в декабре 2015 года[10]. Алексей Розин уже снимался в фильмах «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), но для Марьяны Спивак это была первая роль в проектах Звягинцева и Роднянского. Она была первой актрисой, которая пришла на кинопробы[11]. Исполнители главных ролей — Жени и Бориса — в течение полугода прошли через 4 этапа проб[4].

В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Собеседование и пробу одной из сцен с каждым из них проводила кастинг-директор проекта Элина Терняева. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши – Кузнецова[4].

Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге, во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков. Все актёры, исполнившие роли волонтеров ПСО, в том числе Алексей Фатеев (координатор) и Варвара Шмыкова (Лена), за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт»[4].

Подготовительная работа и съёмки[править | править код]

Фотографии обнажённой натуры авторства Энни Лейбовиц были использованы в качестве референсов для съёмок откровенных сцен[5]

12 ноября 2015 года Андрей Звягинцев объявил о начале работы над новым фильмом[10]. «Это история мужа и жены, которые расстаются. История очень печальная, пронзительная», — сказал он, добавив, что зрителям «придётся пролить слёзы»[10]. Режиссёр отметил, что название картины уже придумано, однако пока оно будет держаться в секрете[10].

В мае 2016 года было оглашено название фильма — «Нелюбовь», а также некоторые детали сюжета[12].

Съёмки начались 5 сентября 2016 года и должны были закончиться в конце ноября — начале декабря. Однако аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внёс значительные коррективы как в художественный образ, так и в производство картины[13][14]. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алёши в комплексе заброшенных зданий, ночной расклейки ориентировок и некоторые другие[4].

Открывающий картину эпизод с выбегающими из школы учениками снимался 5 ноября 2016 года. По сюжету в кадре осенний день — 9 октября 2012 года. Но из-за выпавшего снега школьный двор выглядел по-настоящему зимним. В течение трёх часов сотрудники художественного департамента вычищали снег с асфальта, газона, ветвей деревьев и козырька школы. К моменту начала съёмок световой день стремительно стал подходить к концу, из-за чего удалось снять только 4 дубля. Эпизод был переснят весной, 9 апреля 2017 года. Именно он и вошёл в окончательную версию монтажа. Однако в версию фильма, представленную отборочной комиссии Каннского кинофестиваля, вошёл дубль, снятый ещё осенью[4].

В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съёмочного процесса. Досъёмки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года[15]. В общей сложности объём весеннего блока составил 12 съёмочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50 планов[4].

В итоге фильм был снят за 58 съёмочных дней. Всего было снято 275 съёмочных планов[4].

Положительным героем фильма режиссёр Андрей Звягинцев называет волонтёрский поисковый отряд «Вера», прототипом которого стал отряд «Лиза Алерт»[16]. Чтобы поисковые работы выглядели в фильме по возможности реалистично, представители отряда консультировали съёмочную группу. Кроме того, в съёмках фильма в качестве реквизита использовалось оборудование отряда: автомобили, GPS-навигаторы, компасы [17].

«Нелюбовь» — первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры (ARRI Alexa XT и Alexa Mini). В съёмках использовалась анаморфотная оптика Cooke Anamorphic/i[4].

Места съёмок[править | править код]

Местом действия кинокартины был выбран район Южное Тушино на северо-западе Москвы. Там снимались: школа (экстерьер и интерьер), дом Слепцовых, парковка перед домом, прилегающие к ней улицы, продуктовый магазин, автобусная остановка, а также памятник природы — Сходненский ковш, тот самый овраг, в низовье которого мальчик после окончания уроков прогуливается вдоль берегов реки. Река эта зовется Сходня[9].

Все три жилых помещения — квартира Слепцовых, Маши и Антона — были выстроены в павильоне по проекту художника-постановщика картины Андрея Понкратова. В декорации «квартира Слепцовых», кроме жилых помещений, была построена лестничная площадка и кабина лифта. Все декорации квартир находились на высоте 2,5 — 3 метров относительно пола павильона, что позволяло камере, оказавшись достаточно близко к окнам, «не видеть» пол. За окнами декорации были установлены стволы и ветви деревьев. Во время съёмок ветви приводились в движение с помощью специальной системы тросов сотрудниками художественного департамента. Благодаря этому деревья «колышутся на ветру», что придает декорации реалистичности[4].

Декорацией, построенной в павильоне, является и лифт, в котором Борис, вместе с другими офисными сотрудниками, поднимается с подземной парковки. Закрытие дверей в лифте имитировалось специальными «флагами» из черной ткани, перекрывающими свет от осветительных приборов. Эффект движения создавался с помощью вращения осветительных приборов за стенами лифта[4].

Эпизод в морге снимался в построенной декорации на территории завода «Кристалл»[4].

Монтаж[править | править код]

Монтаж начался в декабре 2016 года, а завершился в апреле 2017 года. Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажёр Анна Масс были вынуждены начать монтировать ещё до окончания съёмочного периода, во время приостановки съёмок, и не в хронологической последовательности. В процессе монтажа в картине образовывались лакуны или пустоты, которые нельзя было заполнить материалом. Оттого ритм повествования прерывался, что было достаточно некомфортным для творческого процесса. Об этом говорил сам режиссёр уже весной, во время досъёмок картины[4][13][14].

В мае 2016 года на кинорынке Marché du Film в Каннах компания Pyramide Distribution приобрела права на фильм для дистрибуции во Франции, а Wild Bunch — на всех территориях за пределами Франции и СНГ[12].

В марте 2017 года стало известно, что права на фильм приобрели все европейские страны, и ожидается несколько сделок с компаниями из Азии и Латинской Америки[18].

10 апреля 2017 года в Париже рабочая версия фильма (ещё до окончания работ по сведению звука и компьютерной графике) была продемонстрирована членам отборочной комиссии Каннского кинофестиваля[15].

13 апреля 2017 года было объявлено, что «Нелюбовь» вошла в основную конкурсную программу 70-го Каннского кинофестиваля[1], а создатели фильма сообщили, что надеялись на выдвижение на Каннском кинофестивале, но всерьёз не рассчитывали[19].

31 мая 2017 года в московском кинотеатре «Октябрь» состоялся премьерный показ[20], а 1 июня 2017 года лента вышла в российский кинопрокат[21].

Премьерные показы[править | править код]

 Франция — 18 мая 2017 (70-й Каннский кинофестиваль)
 Россия — 31 мая 2017 (Кинотеатр «Октябрь»)[20]
 Германия — 23 июня 2017 (35-й международный Мюнхенский кинофестиваль)[22]

Широкий прокат[править | править код]

 Россия — 1 июня 2017[21]
 Армения — 1 июня 2017[22]
 Белоруссия — 1 июня 2017[22]
 Казахстан — 1 июня 2017[22]
 Франция — 20 сентября 2017[23]
 Великобритания — 9 февраля 2018[22]
 Украина — 19 апреля 2018[24]

В России[править | править код]

Пресса, критики[править | править код]

Кинокритик Антон Долин отмечает, что сюжет фильма развивается на фоне отчётливого социально-политического контекста России 2012—2014 годов[25]. В фонограмме фильма присутствуют упоминания и о выборах координационного совета оппозиции (московские протесты 2011—2012 годов), и о войне на Украине, но герои никак не комментируют эти события, это лишь фон их жизни.

Кинокритик Андрей Плахов в своей рецензии говорит следующее — «в „Нелюбви“ есть и положительные герои (те самые волонтёры-спасатели, чья деятельность показана с подробной обстоятельностью), есть и поэзия, и саспенс, и печаль человеческой утраты», а также делает вывод, что среди прочего это фильм «о лицемерии обуявшей бездуховное общество религиозности, которая не смягчает нравы и не лечит раны»[26].

Киновед и культуролог Кирилл Разлогов считает, что факт исчезновения 12-летнего сына в фильме — нелюбимого свидетеля распада семьи — сближает его с античной трагедией[27].

Официальные лица[править | править код]

30 мая 2017 года стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поздравил режиссёра Андрея Звягинцева и продюсера Александра Роднянского с призом жюри 70-й Каннского международного кинофестиваля за фильм «Нелюбовь», отметив, что это достойная оценка их таланта. «Искренне рад поздравить вас с призом жюри юбилейного, 70-го Каннского фестиваля… Вы создали киноленту, которая пронзительно и честно рассказала о жизни семьи, непростых отношениях отцов и детей, о чувствах и переживаниях, о том, что волнует каждого человека. И награда Канн — это достойная оценка вашего таланта и особого взгляда», — говорилось в поздравительной телеграмме[28].

В мире[править | править код]

Пресса, критики[править | править код]

Британский киножурнал Sight & Sound признал «Нелюбовь» одним из десяти лучших фильмов 2017 года[29].

Кинокритик Питер Брэдшоу в британской газете The Guardian дал фильму максимально высокую оценку. По его мнению, новый фильм Андрея Звягинцева — «это суровая, таинственная и пугающая история духовной катастрофы: драма, посаженная на скелет процедурного детективного триллера». «Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала. Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету, непригодную для человека, место, где обычное выживание мутировало в бесконечную страсть к деньгам, улучшению общественного положения, в желание второго брака, который принесёт хорошую квартиру, секс и роскошь, в социальные медиа с их постоянной зацикленностью на себе и собственном статусе. Но всё это прикрывается или контролируется консервативными социальными нормами христианства, конформизма и национализма», — далее резюмирует кинокритик[30].

Кинокритик Джессика Киэнг в своей рецензии для The Playlist написала — «есть, конечно, что-то „сталкеровское“, почти фантастическое в недосказанности опустошенных пейзажей, но „Нелюбовь“ говорит не о ближайшем будущем, а о недавнем прошлом. Радио в машине бурчит о предсказании апокалипсиса, сделанном майя, а в телевизоре обсуждают ситуацию на Украине (тут более-менее ничего не изменилось). Для фильма, который сделан с такой тщательностью, этот новостной шум звучит не очень внятно, но и в этом тоже есть свой смысл. Как и многие фильмы ужасов, „Нелюбовь“ вскормлен яростью, и эти смутные моменты необходимы Звягинцеву для того, чтобы маска формальной точности могла соскользнуть вниз, приоткрывая гримасу праведного гнева»[31].

Фильм получил положительную оценку от кинокритика ведущего американского еженедельника Variety Оуэна Глейбермана. Он считает, что — «с помощью второстепенных деталей Звягинцев описывает романтический невроз, охвативший всё общество. <…> Коррумпированное общество оказывается чашкой Петри для брака без любви, в котором появляется нелюбимый ребенок. Драматургия — внятная, но в то же время неспешная в своих наблюдениях, реалистическая, но в то же время метафоричная… Это одновременно фильм-размышление и драма об отношениях. Практически каждый знает о болезни, диагноз которой он ставит. И эпидемия не ограничивается Россией»[32].

Кинокритик IndieWire Энн Томпсон в своём обзоре номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» отозвалась о фильме следующим образом: «„Нелюбовь“ — трогательная, напряженная семейная драма, проклинающая российское общество, которое автор сценария и режиссёр Андрей Звягинцев изображает поглощённым карьеризмом, эгоизмом, жадностью и даже полным пренебрежением к собственным детям»[33].

Стив Понд из The Wrap провёл яркую параллель между «Левиафаном» и «Нелюбовью»: «Как и „Левиафан“, „Нелюбовь“ — это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошённой страны. Прошлый фильм был откровенно политическим и рассказывал историю об автослесаре, который теряет свой дом; о коррумпированном мэре города, а также о политических, юридических и религиозных институтах, которые формируют одну плутовскую систему. „Нелюбовь“ же, напротив, кажется камерной — хотя в финале эта маленькая история обретёт пугающие масштабы»[34].

Кинокритик Evening Standard Дэвид Секстон в своей рецензии на фильм сделал следующий вывод: «В этой России есть все атрибуты материального процветания — новые машины, смартфоны, бесконечные селфи в декорациях уродливой постсоветской инфраструктуры — но нет сердца, нет души. Звягинцев изображает её деловито, с каким-то ледяным спокойствием. В этих лесах деревья падают и увядают»[35].

В 2017 году рэп-группа «Грот» использовала кадры из фильма в клипе на песню «Лиза», посвященную поиску Лизы Фомкиной[36].

ГодФестиваль / премияКатегорияНоминанты и получателиРезультат
2017Каннский международный кинофестиваль«Золотая пальмовая ветвь»Андрей ЗвягинцевНоминация
Приз жюриПобеда[2]
2017Мюнхенский международный кинофестивальГран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[37]
2017Всероссийский кинофестиваль «Золотой Феникс»Гран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[38]
2017Международный конкурс художественных фильмов «Золотой кокон»Гран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[39]
2017Лондонский международный кинофестивальГран-приАндрей ЗвягинцевПобеда[40]
2017Премия Европейской киноакадемииЛучший европейский фильм«Нелюбовь»Номинация
Лучший европейский режиссёрНоминация
Лучший европейский сценарийНоминация[41]
Лучшая операторская работаПобеда
Лучшая музыка к фильмуПобеда[42]
2017Премия Азиатско-Тихоокеанской киноакадемииЛучшая режиссура«Нелюбовь»Победа[43]
2017Премия «Золотой единорог»Лучший фильм«Нелюбовь»Победа
Лучший сценарийПобеда
Лучшая актрисаПобеда[44]
2018Премия «Золотой глобус»Лучший фильм на иностранном языке«Нелюбовь»Номинация[45]
2018Премия «Золотой орёл»Лучший игровой фильмАндрей Звягинцев, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб ФетисовНоминация
Лучшая режиссёрская работаАндрей ЗвягинцевПобеда[46]
Лучший сценарийОлег Негин, Андрей ЗвягинцевНоминация
Лучшая операторская работаМихаил КричманНоминация
Лучшая музыка к фильмуЕвгений Гальперин, Саша ГальперинНоминация[47]
2018Премия BAFTAЛучший фильм не на английском языкеАндрей Звягинцев, Александр РоднянскийНоминация[48]
2018Премия «Сезар»Лучший иностранный фильмАндрей ЗвягинцевПобеда[49]
2018Премия «Оскар»Лучший фильм на иностранном языке«Нелюбовь»Номинация[50]
2018Премия «Ника»Лучший игровой фильмАндрей Звягинцев, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб ФетисовНоминация
Лучшая режиссёрская работаАндрей ЗвягинцевНоминация
Лучший сценарийОлег Негин, Андрей ЗвягинцевНоминация
Лучшая операторская работаМихаил КричманНоминация
Лучшая музыка к фильмуЕвгений Гальперин, Саша ГальперинНоминация
Лучшая работа звукорежиссёраАндрей ДергачёвНоминация[51]
  1. ↑ В частности, прогулка Алёши в овраге (Сходненского ковш) появилась в режиссёрском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015-го был утверждён главный натурный объект: место проживания семьи Слепцовых.

Примечания[

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *