Топ-10 русского рэпа 2019 : samodumets — LiveJournal
10. Boulevard Depo — “DRUГ”
Boulevard Depo относится к тем исполнителям, достоинства которых тяжело описать, но и отрицать при этом также тяжело.
Композиция “DRUГ” стала своеобразной квинтэссенцией его творчества, обыграв знаменитую строчку Владимира Высоцкого в не очень понятном, но при этом парадоксально осмысленном и самобытном ключе.
9. Morgenshtern — “Новый Мерин”
В наше время никуда не деться от видеоблогеров — и рэп тут не является исключением. Миллионник из YouTube Моргенштерн предложил нашему вниманию все главные черты этой новой разновидности звёзд: кайф от раннего успеха, наглость, неформальность подачи, нацеленность на юмор и самоиронию. При этом, от «коллег» Моргенштерна отличает действительно хороший музыкальный вкус, мощная экспрессия и интереснейшее чтение ритма.
8. Face — “Slime”
В 2019 году ярчайший молодой рэпер ударно поработал над собственной репутацией, перейдя из категории «скандальный» в категорию «уважаемый». Отчасти этому поспособствовал ухвативший протестные тренды альбом «Пути неисповедимы», но отметился Face и с чисто художественной точки зрения. Его сборник «Slime» подарил слушателям настоящую россыпь жанров, от ретро-рэпа 90-х до любовной баллады, а лучшей композицией стала титульная, наполненная ярким, полновесным звучанием, и ставящая интересный вопрос — где проходит граница современного напевного рэпа и собственно песни?
7. Хаски — “Седьмое октября”
Один из самых одарённых и причудливых артистов современной сцены уже «поздравлял» с Днём рождения Владимира Путина в 2011 году. Тогда это был талантливый, но довольно стандартный пасквиль.
В 2019-м же Хаски создал по-настоящему монументальное художественное произведение. Неспешная, депрессивная мелодия блестяще сочетается с нарочито простой и лаконичной ритмикой текста. Отдельным достижением рэпера является то, что в таком тексте ему удалось органично уместить немалый объём информации, включающий большинство обвинений, годами предъявляемых современному правящему режиму.
Музыкальная и текстовая части также прекрасно гармонируют с видеорядом в клипе — вроде бы статичным и скупым, но включающем красочные и ёмкие детали.
Единственное, что мешает этому произведению бороться за вершины хит-парада — чрезмерная эксплуатация эмоции ненависти. Конечно, можно сказать, что Хаски просто транслирует своё отношение к Путину — но подобное встречается и в других треках рэпера.
Так, в песне “Панелька” он описывает обычные многоквартирные дома как один из кругов преисподней, где только и можно, что морально и физически гнить — и этим несколько гасит очарование по-настоящему выдающейся поэтической конструкции.
Подобный уровень остервенения может подойти какому-нибудь активисту или религиозному фанатику — но у артиста он смотрится позёрством, попыткой придать веса своему творчеству “грязными” методами.
Конечно, этот приём может применяться в ироническом, сатирическом ключе. Но Хаски всегда совершенно серьёзен и доводит критику объекта до исступления без тени усмешки.
Впрочем, те, кого не смущают подобные специфические соображения, могут просто насладиться сильным произведением, а, ознакомившись с расшифровкой текста, ещё и окунуться в мрачные истории и слухи о путинской России.
6. Слава КПСС, Замай, Mr M — “Мы из Антихайпа”
2019-й год стал годом “сайферов” — коллективных треков, где несколько исполнителей читают тексты на определённую тему. Самые же интересные сайферы пришли из баттл-рэпа. Впрочем, имена главных героев данных сайферов известны и широкой аудитории — ведь ими стали участники легендарного рэп-баттла между Оксимироном и Славой КПСС, также известным как Гнойный.
Фрагмент баттла Оксимирона и Славы КПСС6 место в нашем рейтинге занимает творение Славы КПСС. По своему обыкновению он сделал пародийный ответ на трек Оксимирона, но в этот раз пошёл дальше, спародировав саму идею сайферов. Вместо разных исполнителей он поместил в трек 4 своих альтер-эго, которые уже несколько лет взращивает в сети. Это позволило исполнителю как нельзя лучше продемонстрировать многогранность своего таланта — он с лёгкостью жонглирует различными жанрами рэпа, от стандарта до какого-то безумного авангарда.
Впрочем, в композиции ещё появились и два реальных персонажа. Одним из них стал контр-культурный ментор Славы Замай, который ещё появится в рейтинге. А выступление второго, таинственно обозначенного как MR М (мистер М) придало пародии поистине МХАТовскую глубину.
5. Пиэм, Oxxxymiron, J.Makonnen, Династ, Le Tai, Palmdropov — “Reality”
Кто же такой этот «мистер М»? Это не кто иной как рэпер Микси, один из участников Versus Fresh Blood 4 — турнира, проводимого в 2018-2019 годах самым популярным русскоязычным баттл-рэп-объединением для привлечения в свои ряды «свежей крови».
Микси и ОксимиронВ отличие от предыдущих турниров, этот было решено совместить с форматом реалити-шоу, для чего участников разделили на две команды с именитыми наставниками. Оксимирон стал одним из таких наставников, возглавив команду «Злые голуби».
Микси снимает маску голубя в клипе «Мы из Антихайпа», обыгрывая название своей командыНаставником же второй команды — «Тигры» — стал известный рэп-артист Смоки Мо.
Смоки Мо и Оксимирон на заставке сезонаОказавшись одним из подопечных Оксимирона, Микси за год проделав путь от любимчика и «молодой надежды» до главного разочарования сезона. Дошло до того, что он показал голый зад на камеру и публично оскорбил товарищей по команде.
Неудивительно, что после такого Микси появился только в пародии на сайфер, который Оксимирон записал со своими подопечными по окончании сезона. Неизвестно, жалеет ли он об этом, но, учитывая итоговый результат, жалеть Микси вполне есть о чём.
Оксимирон снялся со своими товарищами в блестяще срежиссированном действе, выполненном в стилистике США начала ХХ века. И баттл-рэперы не растерялись в сложной, высокобюджетной постановке, со своим текстом и артистизмом став в ней полноправными главными героями.
4. Эрнесто Заткнитесь — “Symph. Ты?”
Выходец из баттл-рэпа занимает и четвёртую строчку. Финалист первого сезона Versus fresh blood, Эрнесто Заткнитесь однажды он решил, ни много ни мало, написать трек о сущности человеческого существования.
Тема, прямо сказать, непростая, но самобытному артисту удалось высказаться настолько креативно, ярко и стройно, как получится далеко не у каждого умудрённого опытом философа.
Особенно хочется отметить, что в версии для видеоклипа рэпер изъял из текста столь модный сейчас мат, сделав своё произведение как-то благороднее и органичнее высокой теме.
3. Face — “Юморист”
Face стал главным рэп-артистом 2019-го, а его главной композицией стала «Юморист». Написанная за несколько дней для фильма, рассказывающего о нелёгкой жизни советского комика, она сочла в себе главные моменты творчества Face последнего времени: громкую общественную позицию и эстетическое богатство. Появившись в клипе в образе эстрадного артиста прошлых лет, рэпер будто бы перекинул мост между протестом разных эпох: от осторожной критики времён СССР до громогласных хлёстких обвинений нынешнего времени.
2. Замай — “Гоголев”
Контр-культурный ментор Славы КПСС настолько контр-культурный, что зачастую специально затрудняет восприятие собственного творчества, пряча самое интересное среди скучного бита и маргинального текста. Однако и на старуху бывает проруха. Один из треков своего нового альбома Замай написал на драйвовую увлекающую музыку, оригинально вплетя в неё поэтические строчки.
Это симпатичное обрамление легло на интересную концепцию, сведшую воедино писателя Николая Гоголя и малоизвестного видеоблогера Александра Гоголева, после чего воплотилось в сильном тексте, традиционно для Замая летающем от научно-культурологического до примитивно-маргинального.
Впечатление производит и очень красочный клип, где рэпер предстаёт в образах великих литераторов и даёт динамичный видеоряд, показывающий всю мощь и нелепость воспетого ещё в «Мёртвых душах” российского «Гоголева мира”.
1. “АИГЕЛ” — “Оно выделяло тепло”
Лидерство же отходит дуэту поэтессы Айгель Гайсиной и музыканта Ильи Барамии. Вообще творчество «АИГЕЛ» не принято причислять к рэпу, но некоторые их треки безусловно к нему относятся. Так обстоит дело и с композицией «Оно выделяло тепло» — метафоричным эпосом о вечном круговороте жизни и смерти, чья содержательность вполне сопоставима с полнометражным фильмом, а красота музыки и образов заслуживает называться искусством в самом высоком смысле этого слова.
Рэп — это хайп: будем ли мы обсуждать «музыку гетто» в 2019 году
Общество
17 декабря 2018, 21:24
Читать 360tv в
Под конец года все вновь заговорили о русском рэпе, на этот раз не в связи с крайне популярными в 2017-м батлами. Запреты концертов ряда исполнителей, в том числе Хаски, вызвали реакцию на самом высоком уровне — свое мнение о рэпе высказал даже президент Владимир Путин. Это триумф жанра или начало его конца? Рассуждает колумнист «360».
Конкурс «Безграничный рэп» под патронажем Госдумы, масштабный рэп-фестиваль в Коктебеле и обсуждение музыкального жанра на самом высоком уровне — если бы поклонник русского рэпа из конца нулевых очнулся в 2018 году, его удивлению не было бы предела.
Кажется, рэп не звучит только из утюга. Но и оттуда он вскоре заиграет — гендиректор Первого канала Константин Эрнст уже пообещал, что звезд жанра позовут выступать на «голубом огоньке». Пожалуй, новогодние вечеринки на Первом и «России-1» были последним оплотом поп-музыки, не до конца захваченным парнями с «голдами» на шее.
Хороший ли это признак для самого рэпа или свидетельство его скорой смерти? Рок-н-ролл давно мертв — об этом пел еще Гребенщиков, а вот рэп официально еще не хоронили. Но все бывает в первый раз.
Взлет и падение хип-хопа
Когда-то рэп воплощал чаяния жителей гетто — самых бедных кварталов американских мегаполисов. Купить крутую тачку, драгоценности, завести разом несколько любовниц, а если не получится, то обвинить в этом полицию и власти — таким был вполне классический сюжет песни в стиле гангста-рэп. Со временем рэп стал распространяться по другим странам: его слушали подростки, мечтающие быть такими же крутыми, как на словах были Тупак Шакур, Эминем и другие популярные в конце прошлого века исполнители.
Со временем рэп стал звучать мягче, биты стали сложнее, тексты проще, что позволило «вирусу» хип-хопа еще больше распространиться по планете. Не осталась в стороне и Россия. Здесь хип-хоп и его вариации стали альтернативой «вечно живой» попсе и русскому року, в котором все сенсации случились еще в прошлом веке.
Русский рэп, как и любая массовая субкультура, весьма неоднороден, но из сотен или даже тысяч исполнителей лишь несколько человек добились почти всенародного узнавания. В первую очередь он завоевывает популярность не с помощью харизматичных музыкантов, но общего настроя: иногда хулиганского, иногда протестного, порой даже лиричного.
Потенциал рэпа был полностью реализован в прошлом году: дерзкие клипы совсем молодых Face и Pharaoh, мелодичный Элджей с «Розовым вином», Скриптонит с двойным «Уроборосом» и, конечно, гремящие на всю страну рэп-батлы Oxxxymiron: сначала поражение от Славы КПСС, потом победа над американцем Dizaster.
Не запретить, а направить
В этом году серьезно о рэпе заговорили ближе к концу сезона и по большей части в негативном ключе. То фанатский клип на песню Oxxymiron заблокируют, то рэпер Хаски столкнется с запретом концертов, а позже и вовсе окажется за решеткой.
За прыжки на крыше чужого автомобиля в ходе стихийного концерта, который он пытался провести после срыва своего очередного выступления, Хаски просидел всего четыре дня, но в его защиту успели выступить такие тяжеловесы сцены, как Баста, Oxxxymiron и Noize MC. Проведенный в поддержку музыканта концерт старожилов хип-хопа стал лучшим пиаром и для Хаски, и для всего жанра. Проблемы с концертами были не только у рэпера, но и у довольно далеких от рэпа групп «Френздона» и IC3РЕАК. Однако именно об этом жанре спорят и на телевидении, и в высоких кабинетах. Свое мнение о проблеме высказал и российский лидер. «Вы сказали, что рэп [зиждется] на трех китах — секс, наркотики и протест. Но вот из всего этого больше всего беспокоят наркотики. Это путь к деградации нации», — отметил Путин. Он также добавил, что запрещать концерты бесперспективно, а лучше «возглавить и соответствующим образом направить».
Рэп мертв?
Несмотря на такое пристальное внимание, русский рэп уже давно дышит на ладан. Нет, он, конечно, никуда не исчезнет, ведь и русский рок до сих пор слушают, и концерты «Алисы» по-прежнему собирают множество фанатов. Вот только свою новизну он окончательно потерял и медленно, но верно откатывается с лидирующих позиций.
Не верите? Давайте посмотрим на то, чем занимались в этом годы «титаны рэпа»: Oxxxymiron, похоже, окончательно забил на просьбы фанатов записать новый альбом и продолжает погружаться в глубины рэп-батлов. Сами батлы еще довольно популярны, но вышли из трендов и стабильно теряют популярность и просмотры. Басту чаще можно встретить на телепрограмме, чем в студии звукозаписи — многие люди знают его не по рэпу, а как судью шоу «Голос».
И только скандальный кумир молодежи Face резко сменил имидж и выпустил новый рэп-альбом на острые социальные и политические темы. Правда, сборник разочаровал многих поклонников и оказался гораздо более нишевым, чем предыдущие работы Face.
Продолжать можно до бесконечности, но даже самым упертым фанатам жанра должно быть понятно, что он достиг своего пика развития и идет на спад. Элементы стиля используются практически всеми молодыми исполнителями, но сами они сознательно дистанцируются от образов довольно мрачной и агрессивной рэп-субкультуры.
Самый очевидный пример — поп-панк-коллектив «Френдзона», популярный у современных школьников. Если кратко описать их стиль в двух словах, это будет «музыкальное анимэ». По их клипам становится понятно, что члены группы находятся под сильным влиянием совсем другого, непохожего на рэп масс-культурного течения, зародившегося не в суровом полумраке улиц Бронкса, а в неоновых лучах корейской и японской индустрий развлечений.
Об этом новом своеобразном жанре, скорее всего, и будут идти самые жаркие споры 2019 года. Что до рэпа, то его образчики мы будем чаще видеть в ностальгических передачах на радио и телевидении, чем в музыкальных чартах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Авторы:
Алексей Йесод
На нашем радаре 2021: Russian Rap Sensation Dyce
Взлет русско-бельгийского рэпера Dyce можно охарактеризовать как весьма примечательный. Он выпустил свой дебютный EP Y в 2019 году и продолжает расти как артист на разных уровнях. Его решимость и внимание к деталям подтолкнули его к другому художественному измерению. Небо явно не предел для него.
Если верить интернету, название выше означает «Мы любим тебя» на русском языке, и мы уверены, что он часто слышал это выражение после своего внезапного успеха в гигантской стране. «Ютубер из Узбекистана использовал мою песню в одном из своих видео, и песня «Race» произвела фурор». Тем временем видеоклип на его хит уже собрал более миллиона просмотров на YouTube.
В 2020 году Дайс удалось занять второе место на важном музыкальном конкурсе и, наконец, начать получать большее признание и в Бельгии. Музыкальные клипы и общая эстетика просто кричат о международном успехе, так что будем надеяться, что новые треки дадут ему международное признание, которого он заслуживает. «У меня есть готовые новые песни на русском и английском языках», — уверяет он нас, и мы чертовски взволнованы тем, что будет дальше.
Перед съемкой мы попросили Дайса заполнить нашу маленькую книжечку и ответить на наши короткие вопросы.
Когда меня спрашивают, кто я, я отвечаю:
Дайс.
Опишите свою музыку в нескольких словах:
Непривычно.
Последний выпуск:
Таю.
Первый выпуск 2021 года:
.
Быть недооцененным или стать переоцененным:
Переоценить.
Художники, которые меня вдохновляют:
Петр Ильич Чайковский.
Меня часто сравнивают с:
Человек-Паук.
Музыкальное видео или живое шоу:
Музыкальное видео.
Чему я хочу научиться в 2021 году:
Как приготовить омурис.
Кого я надеюсь встретить в 2021 году:
Я.
Моя личная цель на 2021 год:
Впасть в спячку следующей зимой.
Еще один артист, которого стоит посмотреть в 2021 году:
Дон Ларио.
Что люди могут ожидать от меня в 2021 году:
Ничего?
2021 будет моим годом, потому что:
Следующей зимой я буду впадать в спячку.
Какой совет вы хотите дать себе на следующий год:
Ничего не делать, это бесполезно.
Дизайн:
Брюки в стиле Hakama от Wouter Verstraete
Толстовка Oversize в стиле пэчворк от Naomi Opheij
Утеплитель Oversized Soccer Socks от Naomi Opheij
Photography by Ines Vansteenkiste-Muylle
Production by ENFNTS TERRIBLES Studio, Maxim Meyer-Horn, Dries Vriesacker
Interview by Maxim Meyer-Horn
Styling by Мари Ван Пюенбрук
Макияж Лора Ван Пи
Прическа Катя Нуленс
Ассистент производства на Иса Де Бек
Российская рэп-сцена: не место политике
Целое поколение россиян увлекается рэпом.
Кажется, почти все питают сильные чувства к президенту России Владимиру Путину, но не к рэперам. Это сильно отличается от хип-хопа на Западе, где политика глубоко укоренилась в музыке и культуре.
Похожие : Следующее поколение россиян готово переделать свой мир
Так о чем же говорят рэперы в России в своих текстах? У них есть платформа и микрофон. Так почему же они не говорят о реальных проблемах? Ну, некоторые из них, а другие пытались. Но большинство туда просто не пойдет.
«Думаю, для [рэперов] это своего рода самовыражение, — объясняет российский музыкальный журналист Николай Редькин. «В России не так много молодежных культурных учреждений. Так что баттл-рэп — один из них. Вам нужно выразить себя. Но, например, ты не можешь писать песни, ты можешь играть на гитаре или пианино — ты думаешь, баттл-рэп тебе подходит? Вы смотрите эти баттл-рэп-видео на YouTube [и] видите, как они собирают миллионы просмотров, и думаете: «Я тоже так могу»» 9.
0005По теме : Российская молодежь демонстрирует свою политическую власть
Марко Верман и Даниэль Офман из The World недавно провели время в Москве на рэп-баттле. Вот как это выглядело.
Дмитрий Капранов (слева) смотрит выступление в клубе «Алиби» в Москве. Капранов — московский координатор проекта «Слова» — организации, которая устраивает и судит рэп-баттлы по всему русскоязычному миру.
Кредит:
Даниэль Офман/Мир
Виталий Кобзив (в центре) из Украины занимается рэпом около пяти лет.
Кредит:
«Я читаю о некоторых положительных сторонах, которые есть в нашей жизни», — Виталий Кобзив, который занимается рэпером около пяти лет. «Я предпочитаю концентрироваться на каких-то действительно вдохновляющих вещах в нашей жизни, чтобы подчеркнуть их, заставить людей быть более внимательными к тем вещам, которые делают нашу жизнь лучше. Не на что-то грустное, не на что-то депрессивное, а на что-то поднимающее настроение».
Илья Мазеллов, он же MZLFF, позирует для портрета перед началом рэп-баттла.
Кредит:
Daniel Ofman/The World
«В своей музыке я люблю развлекать», — говорит Илья Мазеллов, известный под псевдонимом MZLFF. «Мне нравится быть уверенным, что я прикрываю свои базы. Я хочу, чтобы люди услышали музыку, услышали мои диссы, услышали слова, а не только звук. Самое главное, я пытаюсь использовать юмор, чтобы по-настоящему выразить некоторые диссы».
Несколько человек ждут возле клуба «Алиби» перед ночным рэп-баттлом.
Кредит:
Дэниел Офман/The World
Сейчас рэп — самый популярный музыкальный жанр в России среди подростков и людей от 20 лет. Перед мероприятием группа рэперов и зрителей устраивают фристайл-баттлы на тротуарах возле клуба «Алиби».