Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нуар что – Что такое жанр «нуар» 🚩 Стиль нуар 🚩 Хобби и развлечения 🚩 Другое

Нуар что – Что такое жанр «нуар» 🚩 Стиль нуар 🚩 Хобби и развлечения 🚩 Другое

Содержание

Нуар — Posmotre.li

Noir1.jpg

Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Или так: нуар — это когда чернуха, но красиво и печально.

Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».

До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.

Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.

Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.

Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив, много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего называется «солейл»

0000c2f1.jpeg

Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью.

Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы[1][2]. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.

Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.

Отличия от гангстерского кино[править]

В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.

Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.

Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР[3] (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.

Несколько простых способов отличить одно от другого:

  • Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт[4] — это скорее всего нуар (или солей).
  • Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
  • Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
  • Если повествование ведётся от первого лица[5] — это скорее всего нуар.
  • Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
  • Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
  • Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.

…и так далее, продолжать можно вечно.

К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).

Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.

В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров. Загляните на эти страницы: Sin City, Renaissance, Drive, Bad Times at the El Royale.

Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.

Ну, то был фильм про загнивающий Запад, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. Какие-то нуарные отрывки можно найти и в других фильмах.

Кроме того, заслуживают внимания и эксперименты наших братьев по соцлагерю. Так, болгарский «Инспектор и ночь», почти дословно поставленный по роману известного детективщика Богомила Райнова — это практически стопроцентный нуар с элементами деконструкции.

  1. ↑ На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
  2. ↑ Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
  3. ↑ Или на электрическом стуле.
  4. ↑ В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
  5. ↑ В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.

Нуар (аниме) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Нуар.

Noir (яп. ノワール нова:ру), официально изданный в России под названием «Нуар», — 26-серийный аниме-сериал, выпущенный в 2001 году студией Bee Train. Слово noir в переводе с французского означает «чёрный» и применяется также к жанру фильмов-нуар. Хотя в контексте сериала «Noir» — это имя собственное, в названии содержится намёк и на оба других значения, так как символизм чёрного цвета играет в нём важную роль, а в сюжете используются элементы, типичные для фильмов-нуар.

Действие сериала происходит примерно в 2010-м году[1] и посвящено двум наёмным убийцам, работающим под кодовым именем «Нуар». У обеих девушек странное прошлое, однако, чем ближе сюжет продвигается к развязке, тем больше всплывает мрачных подробностей, представляющих их в совершенно ином свете.

Мирей Буке — молодая корсиканка, живущая в Париже и известная как едва ли не самая надёжная наёмная убийца мира. В один прекрасный день она получает по электронной почте приглашение «совершить паломничество в прошлое» от японской школьницы Кирики Юмуры. Причём вниманием Мирей Буке завладевает аудиофайл, прикреплённый к письму и воспроизводящий мелодию, которую она слышала только раз в жизни — стоя над телами неизвестно кем убитых родителей в раннем детстве.

Подстёгиваемая любопытством, Мирей встречается с Кирикой, однако, прежде чем они успевают начать разговор, на девушек нападает группа вооружённых мужчин, которые, впрочем, в кратчайшие сроки гибнут от руки на первый взгляд безобидной японки, демонстрирующей почти сверхчеловеческие боевые навыки. Как выясняется позже, Кирика страдает полной амнезией, и единственное, что она помнит, — это своё прежнее имя, «Нуар», и контактные данные Мирей. Все же остальные сведения о ней и её прошлом, включая её нынешнее имя, кем-то тщательно подделаны.

Кирика просит Мирей помочь ей вернуть потерянную память, восстановив тем самым картину её прошлого. Поскольку у корсиканки в этом есть и свой интерес — убийца её родителей так и не был найден, — она соглашается, но с условием, что когда их цель будет достигнута, она убьёт свою новую напарницу, знающую о ней слишком много. Кирика немедленно принимает условие, и вскоре они начинают выполнять заказы на убийства под новым кодовым именем — тем самым «Нуар».

Сюжет сериала описывает противостояние двух наёмных убийц и тайной организации, именующей себя Les Soldats (с фр. — «солдаты»), связанной с их дуэтом изначально непонятной мистической связью. Да и сам титул «Нуар», как постепенно выясняется, обладает своей мрачной историей… Параллельно идёт менее очевидное, но не менее значимое для сюжета развитие отношений между Мирей и Кирикой, которое многие ценители аниме почитают за самый удачный аспект сериала.

Как отмечает рецензент ANN, на первый взгляд «Noir» выглядит как смесь «Матрицы», «Key the Metal Idol» и «Евангелиона». Однако при более подробном анализе оказывается лишь стереотипным произведением про большие глаза, большие груди и большие пистолеты. Хотя сцены жестокости прорисованы хорошо, анимация речи, по мнению рецензента, вызовет у зрителя лишь тяжёлый вздох — движется лишь рот, но все остальное лицо персонажей остается неподвижным. В то же время рецензент отмечает качество музыкального оформления данного аниме[2].

В «Нуаре» всего четыре персонажа (все четыре — молодые женщины), которых можно с уверенностью причислить к главным героям. Причём две из них появляются лишь во второй половине сериала и потому не демонстрируют такого духовного развития, как две другие, и лишь в одном случае зрители получают исчерпывающие сведения о прошлом героини. Всё вышесказанное неоднократно ставилось критиками сериала в упрёк его создателям, так как в аниме-сериалах такое отношение к персонажам в высшей мере необычно.

Кирика Юмура (яп. 夕叢 霧香 Ю:мура Кирика) — японская школьница, по неизвестным причинам потерявшая память о своей жизни вплоть до самого недавнего времени. Является ли «Кирика Юумура» её настоящим именем или это такая же фабрикация, как и остальные доступные сведения о жизни Кирики, неизвестно, сама же она уверена, что в прошлом её звали «Нуар». В начале сериала она встречается с Мирей Буке, единственной, чьё имя она помнит из прошлой жизни, и отправляется с ней в «паломничество в прошлое», дабы вернуть свою память. Полностью доверив свою судьбу молодой корсиканке Мирей Буке, пообещавшей её убить, Кирика постепенно начинает налаживать с ней отношения. Но в определённый момент выясняется, что именно она, Кирика, убила родителей Мирей, завершая очередную стадию тренировок с целью подготовить её с младенчества к роли «Истинного Нуара» — безупречного дуэта девушек-убийц, самого эффективного инструмента власти в руках Les Soldats.

Сэйю: Хоко Кувасима

Мирей Буке (яп. ミレイユ・ブーケ Мирэйю Бу:кэ, Mireille Bouquet) — молодая корсиканка, наследница некогда могущественного на Корсике клана, в раннем детстве оставшаяся сиротой. Вместе со своим дядей, Клодом Буке (Claude Bouquet), единственным членом её семьи, оставшимся в живых, она переехала в Париж, где оба стали киллерами. Убийство родителей оставило тяжёлую травму на её психике, поэтому она ухватывается за малейший шанс узнать истинную подоплёку этого преступления, соглашаясь помочь Кирике. Однако когда ей открывается истина — что её родителей, отказавшихся расстаться с дочерью, также имевшей потенциал стать частью «Истинного Нуара», убили Les Soldats, — она оказывается перед дилеммой, ибо убить Кирику, убийцу её семьи, как обещала, Мирей к тому моменту уже не в состоянии. Часто упоминается под именем «Корсиканская дочь».

Сэйю: Котоно Мицуиси

Хлоя (яп. クロエ Куроэ, Chloe) — окутанная тайной девушка, появляющаяся во второй половине сериала и именующая себя «Истинным Нуаром». Немного инфантильная, но владеющая боевыми умениями под стать Кирике, включая невероятное мастерство в метании ножей, заменяющих ей огнестрельное оружие, Хлоя с детства воспитывалась Альтеной и поэтому фанатично предана лично ей и делу Les Soldats. Будучи третьей претенденткой на роль «Истинного Нуара», она была свидетельницей убийства родителей Мирей и с тех пор питает глубокое восхищение перед Кирикой, постепенно перерастающее в почти романтические чувства.

Сэйю: Ая Хисакава

Альтена (яп. アルテナ Арутэна, Altena) — фактически, приёмная мать Хлои и очень высокопоставленное лицо в рядах Les Soldats, проживающая в т. н. «Особняке», священной для её организации территории где-то в горах на границе Франции и Испании. В раннем детстве она осталась сиротой во время неназванной войны (возможно, в одном из микроконфликтов «холодной»), после чего была изнасилована проезжим солдатом. Эта травма в значительной мере повлияла на её веру в то, что если излишняя любовь может убивать, то и ненависть может спасать жизни. В частности, это выразилось в её решении провести Le Grand Retour (с фр. — «Великое Возвращение»), реформацию общества Les Soldats с целью вернуть его к исходной средневековой форме. С этой целью она выбрала трех новорождённых девочек, одной из которых предстояло погибнуть от рук двух других, образующих тем самым «Истинный Нуар», чьё появление и станет началом реформации.

Сэйю: Тарако Исоно
  1. Девы с чёрными руками (яп. 黒き手の処女たち куроки тэ но сёдзё-тати)
  2. Хлеб насущный (яп. 日々の糧 хиби но катэ)
  3. Игра в убийство (яп. 暗殺遊戯 ансацу ю:ги)
  4. Шум волн (яп. 波の音 нами но ото )
  5. Солдаты (яп. レ・ソルダ рэ соруда)
  6. Потерявшийся кот (яп. 迷い猫 маёи нэко)
  7. Чёрная нить судьбы (яп. 運命の黒い糸 уммэй но курой ито)
  8. Неприкасаемая. Акт 1 (яп. イントッカービレ(acte I) интокка:бирэ (акт I))
  9. Неприкасаемая. Акт 2 (яп. イントッカービレ(acte II) интокка:бирэ (акт II))
  10. Настоящая Нуар (яп. 真のノワール син но нова:ру)
  11. Чаепитие при луне (яп. 月下之茶宴 гэкка но тяэн)
  12. Приказано убить (яп. 刺客行 сикакуко:)
  13. Адский сезон (яп. 地獄の季節 дзигоку но кисэцу)
  14. Букет для Мирей (яп. ミレイユに花束を мирэйю ни ханатаба о)
  15. Леди смерть. Акт 1 (яп. 冷眼殺手(acte I) рэйган сассю (акт I))
  16. Леди смерть. Акт 2 (яп. 冷眼殺手(acte II) рэйган сассю (акт II))
  17. Возвращение на Корсику (яп. コルシカに還る корусика ни каэру)
  18. Моя тьма (яп. 私の闇 ватаси но ями)
  19. Две руки Солдат (яп. ソルダの両手 соруда но рё:тэ)
  20. Грех во грехе (яп. 罪の中の罪 цуми но нака но цуми)
  21. Утро во тьме (яп. 無明の朝 мумё: но аса)
  22. В конце пути (яп. 旅路の果て табидзи но хатэ)
  23. Чувства к последнему цветку (яп. 残花有情 дзанка удзё:)
  24. Возвращение тьмы (яп. 暗黒回帰 анкоку кайки)
  25. Бездна адского пламени (яп. 業火の淵 го:ка но фути)
  26. Рождение (яп. 誕生 тандзё:)

Открывающая тема: «Coppelia no Hitsugi» (яп. コッペリアの棺 Коппэриа но хицуги, «Гроб Коппелии»)

Исполняет группа Ali Project.

Закрывающая тема: «Kirei na Kanjo» (яп. 奇麗な感情 Кирэйна кандзё:, «Чистые эмоции»)

Текст, музыка и вокал — Акино Араи. Аранжировка — Хокари Хисааки.

Все музыкальные композиции, использовавшиеся в сериале, были выпущены на двух CD официального саундтрека. Третий альбом, «Blanc dans Noir» (с фр. — «Белое в чёрном»), на двух дисках, содержит различные вариации уже знакомых мелодий и несколько новых, написанных Кадзиюрой, но не использованных в монтаже. Также на третьем альбоме находится ещё одна песня Ali Project «Aka to Kuro» (яп. 赤と黒 Ака то куро, «Красное и чёрное»), которую по неподтверждённым слухам прочили в опенинге сериала.

В октябре 2010 года американская телекомпания Starz объявила о намерении снять художественный фильм по мотивам аниме. Исполнительными продюсерами стали Сэм Рэйми и Роберт Таперт («Зена — королева воинов», «Легенда об Искателе»)[3]. В июне 2011 года начались съёмки[4]. Действие сериала перенесено в 60-е годы, сюжет заметно изменён. Кроме Мирей (её фамилия в сериале Дюбуа) и Кирики на первом плане несколько, в большинстве своём мужских персонажей[5].

нуар — Викисловарь

Disambig.svg См. также Нуар.
Wikipedia-logo.png В Википедии есть страница «Нуар (значения)».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография
  • 2 Осетинский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Wikipedia-logo.png В Викиданных есть лексема нуар (L135057).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.нуа́рнуа́ры
Р.нуа́рануа́ров
Д.нуа́рунуа́рам
В.нуа́рнуа́ры
Тв.нуа́ромнуа́рами
Пр.нуа́ренуа́рах

ну-а́р

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -нуар-.

Произношение[править]

  • МФА: [nʊˈar]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. филол. жанр американской массовой литературы 1920—1960-х годов, разновидность криминального романа ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. кино стиль голливудских криминальных фильмов 1940—1950-х годов, для которых характерна атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: неонуар
  • прилагательные: нуарный, нуаровый

Этимология[править]

Происходит от франц. noir, «чёрный» (в переносном смысле — «мрачный»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Анаграммы[править]

  • Арун, Нару, Наур, Нура, руна, Руна, уран, Уран, урна, Урна

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

нуар

Существительное.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. анат. сухожилие ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Искусство кино История жанра Нуар

Идея деструкции и разложения визуально репрезентируется в пространстве и интерьерах нуаров: в «Печати зла» фоном служат полуразрушенные маленькие здания пограничных городков Америки и Мексики; чувство моральной деградации и упадка пронизывает декадентский интерьер притона Тани, еще сильнее веет эпохой конца века от ее внешнего вида — подчеркнутая мертвенная бледность лица с тонкими чертами, контрастирующая с пепельно-черными волнами волос, почти сливающихся с фоном, придает ей сходство с героинями картин Франца фон Штука, старинные тяжелые серьги и бусы, ориенталистский узор платья воспроизводят визуальную эстетику эпохи декаданса. Сам капитан Куинлен своим экранным обликом воплощает идею моральной и физической деградации: он как будто заживо разрушается, по ходу фильма заполняя своим тучным телом всю поверхность экрана (ощущение усиливается за счет выбора Уэллсом широкоформатного объектива, на крупных планах неестественно расширяющего объект съемки), любое движение в кадре дается ему тяжело, он ходит и говорит медленно и с одышкой; смерть постепенно обволакивает и разрушает его во время фильма, а в финале разрушает уже непосредственно, растворяя мертвое тело в мутной водной глади вместе с плавающими тут же отбросами.

Нуар можно рассматривать как пример кризиса общественных принципов, пространство, где они не работают, извращаются. Ключевые для американской идеологии идеи свободы выбора и мечты об успехе в нуарах подвергаются циничной расправе: планы не срабатывают, а любой выбор ведет к неверным шагам или смерти. Герои и сюжеты фильмов воплощают в себе хайдеггеровскую идею «бытия к смерти», в контексте которой смерть — сама по себе возможность, которая делает все остальные возможности невозможными, обнажает ничтожность любого проекта. На земле возможностей ни одна возможность не реализуется, а человек, сделавший сам себя (self-made man), становится человеком, самого себя уничтожившим. Символическим апогеем в этом отношении станет фильм «Бульвар Сансет», где повествование ведется от лица покойника.

3
Чувством повсеместной безжизненности веет от пристрастия нуаров к городской среде: фоном большинства из них за редким исключением («Леди из Шанхая» или отчасти «Из прошлого») служит мертвый, искусственный пейзаж — тогда как сцены на природе, традиционно несущей в себе идею витальности, зияюще отсутствуют. Декадентская чувствительность проявляется в маниакальном внимании нуара к деталям, в фетишистской страсти к объектам, к артифицированному, неживому миру предметов, отчасти происходящей от стилистики крутого детектива, традиционного первоисточника черных фильмов: «Спейд свернул сигарету, поднял упавшую на пол зажигалку в кожаном футлярчике и прикурил. Снял с себя пижаму. Мощные руки, ноги, торс, массивные плечи делали его похожим на медведя. Впрочем, на медведя обритого: на его груди волосы не росли. Кожа его была по-детски мягкой и розовой. Он почесал в затылке и начал одеваться. Сначала надел на себя белое белье, серые носки, черные подвязки и темно-коричневые туфли. Завязав шнурки, снял телефонную трубку и заказал такси. Надел сорочку в зеленую полоску, белый мягкий воротничок, зеленый галстук, серый костюм, в котором был накануне, свободное твидовое пальто и темно-серую шляпу»[2].

Литературные источники подобных фетишистских описаний кроются все в той же эпохе декаданса, в прозе, например, Оскара Уайльда, способного страницами описывать интерьер замка принцессы и строящего сравнения по принципу уподобления живого неживому, возвышая тем самым искусственные мертвые материи над живыми: «Принц был покрыт сверху донизу листочками из чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги», «Принцесса была бела, как снежный дворец», «Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделала его лицо бледным, как слоновая кость»[3].

Для большинства героев «Мальтийского сокола» статуэтка и есть предел мечтаний. Мертвый объект возносится ими на те же высоты, что и сапфиры в сказках Уайльда. Фетишистскую страсть питает профессор Уэнли ланговской «Женщины в окне» к портрету за стеклом. Джон Баллантайн из «Завороженного» Хичкока приходит в ужас от полос, где бы он их ни увидел. Фетишизм встроен в саму визуальную ткань нуаров: внимание камеры к сигаретам, шляпам, бокалам, украшениям, оружию, шторам, окнам, ручкам дверей, перилам, ступенькам, словом, к миру предметов — это общий визуальный почерк большинства нуаров.

Обсуждение:Нуар (кино) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Почему ничего не указано о играх в стиле нуар?[править код]

Как работник игровой индустрии и большой любитель интерактивного искусства я крайне возмущен тем, что ни в этой статьи, ни во всей википедии не сказано ни слова о игровых произведениях в стиле нуар, например, таких шедеврах, как Max Payne или недавняя L.A. Noire. Чем игры хуже? По художественной ценности перечисленные мной тайтлы превосохядят большинство кинопроизведений данного жанра. ~~Михаил

Предлагаю выверить список и оставить только те фильмы, которые именовались нуаром критикой. А то список современного нуара уже больше чем 40-х годов. Лично у меня серьезные возражения против многих фильмов в списке. —Shcootsn 18:55, 19 марта 2009 (UTC)

Всю фантастику я убираю, это не нуар. Можно создать статью Тех-нуар и скидывать соответствующие ссылки туда. Хотя бы перевести с en: Tech-noir А Родригесу второй раз нечего в списке делать. —Shcootsn 06:45, 12 апреля 2009 (UTC)
Ну и комиксы очевидно — не кино. Можно добавить в нуар (литература), если угодно.—Shcootsn 06:48, 12 апреля 2009 (UTC)
Да, с Родригесом промашечка вышла, слона-то и не заметил.
А чем не нуар-мультфильм «Noir Film»? Только тем, что это МУЛЬТфильм? А графические новеллы? В таком случае что делают в списке нуар-фильмов компьютерные игры? И «нефантастический», как я теперь понимаю, фильм Бёртона «Бэтмэн»?
Уважаемый Shcootsn, Ваша правка необъективна.—Romson 09:09, 12 апреля 2009 (UTC)
1) На Бэтмена есть АИ, не могу ничего поделать, а то и его бы убрал… 🙂 2) Игры стилизованы именно под кино, в них много видео-вставок, но не возражаю их убрать куда-нибудь в интересные факты, можно даже вообще удалить, в принципе. 3) Можно развить раздел про нео-нуар, указать, что появились анимационные фильмы, подражающие нуар-стилистике, и там ссылку на Ваш Film Noir. Но только все равно АИ нужен, потому что мало назвать фильм нуаром 4) графические новеллы — ну не кино это, а книжки, как ни крути —Shcootsn 09:33, 12 апреля 2009 (UTC)
Burton brings back film noir elements to the new Batman, elevating it to a dark, demented opera. Я вот подумал, а ведь это не одно и то же, что сказать «этот фильм — нуар». Как-то я просмотрел. Убираю. —Shcootsn 09:43, 12 апреля 2009 (UTC)
Да не мой он, этот Film Noir. Вообще редкостная дрянь, интересная исключительно как пример независимого низкобюджетного проекта. Всё никак руки не дойдут написать про него хоть какую-нибудь статью… А что до АИ — как думаете, пойдут за них вот эти тексты:
Прочтение
Цитата «Эхо Москвы» Екатеринбург
Мнение зрителей на Arthouse.ru—Romson 16:05, 12 апреля 2009 (UTC)
Во второй ссылке не говорится о нуаре. Мнения зрителей, я считаю, нельзя брать, так же, как и блоги и тому подобные источники. Если хотите, давайте возьмем за АИ первую ссылку, но возникает вопрос. Вот этот фильм не нравится ни мне, ни Вам. По единственной найденной ссылке он с грехом пополам определяется как нуар — точнее, как скучный набор нуаровых штампов. Правда ли нужно упоминать такой фильм в статье, рядом с нео-нуарами Коэнов, Линча, Полански и других? Поскольку перечислить все нуары и нео-нуары в статье трудно и бессмысленно, мне кажется, стоит обойтись каким-то количеством лучших образцов, самых характерных и признанных. Я думаю, всё равно дело кончится тем, что статья будет перегружена списком фильмов и его придется выносить в отдельную статью-список. Так может, и отправить этот фильм туда? —Shcootsn 11:59, 13 апреля 2009 (UTC)

В разделе о неонуаре обойдён вниманием Angel Heart Паркера — меж тем там нуарная стилистика используется куда более явно, чем, скажем, у Альмодовара. Вообще на Альмодовара, скажем, и не только на него, нужны АИ. Много где есть отдельные приёмы, навеянные нуаром, просто в силу влиятельности этой эстетической традиции, но называть «Поговори с ней» образцом жанра?.. Andrey Kartashov 11:19, 7 февраля 2011 (UTC)

P.S. С другой стороны некоторые американские авторы склонны называть нуаром вообще всё подряд. Думаю, стоит оговорить существование расширительного понимания термина. Andrey Kartashov 11:23, 7 февраля 2011 (UTC)

Я не нашёл в списке «Поговори с ней». Хотя Альмодовар в интервью любит рассуждать о нуаре как об универсальном языке кино и о том, как он его обожает. «Дурное воспитание» соткано из нуаровых цитат, даже афиша «Двойной страховки» мелькает в кадре. «Сердце ангела» можно добавить. —Ghirla -трёп- 11:28, 7 февраля 2011 (UTC)
Да, я «Дурное воспитание» и имел в виду, конечно. Не спорю с тем, что вы говорите, но всё-таки если добавлять сюда каждый фильм, который использует приёмы нуара, то статья превратится в безразмерный список. Наподобие en:List of film noir, который перечисляет огромное множество названий — от Годара (кстати, где он) и Скорсезе до Тарантино и Гонсалеса Иньярриту. Andrey Kartashov 11:42, 7 февраля 2011 (UTC)
Не превратится. Мы будем за этим следить. «Дурное воспитание» содержит все элементы нуара, это типичная для нуара история о том, как нормального мужика соблазнила и использовала хищная тварь. Понятие нео-нуара действительно архирасплывчатое, ныне пишут даже про «нуар о мямлях». Возможно, имеет смысл оставить только те фильмы, действие которых происходит в середине века. —Ghirla -трёп- 12:19, 7 февраля 2011 (UTC)
Кстати, вместо рассыпания запросов на источники было бы конструктивнее перенести их из избранной статьи на английском (вся инфа оттуда). —Ghirla -трёп- 12:22, 7 февраля 2011 (UTC)

Я бы не назвал «Фарго» комедией.

178.120.4.18 19:11, 3 января 2012 (UTC) Larry Laffer

Родство с поэтическим реализмом[править код]

Высосано из пальца. С таким же успехом можно выводить нуар из «Беовульфа» и «Большой Эдды». —Ghirla -трёп- 20:07, 20 июня 2011 (UTC)

Честно говоря, меня тоже удивило сначала. По-большому счету, в источнике, который я нашел, написано, что некоторые элементы нуара есть в ПР. Это ведь не одно и то же, что «сформировался под влиянием поэтического реализма». Можно и убрать —Shcootsn 06:39, 21 июня 2011 (UTC)
В любом явлении в искусстве есть элементы того, что было ранее. Но сходство тут минимально. Всё от техник до персоналий различное. P.S. Личное мое мнение, что т.н. поэт. реализм был сильно переоценен в свое время, сейчас смотреть эти фильмы почти невозможно, настолько это фальшиво и наивно. Вероятно, я просто предубежден против кино 30-х. —Ghirla -трёп- 09:01, 21 июня 2011 (UTC)
«Но сходство тут минимально. Всё от техник до персоналий различное.» — согласен. Но источник остается, надо его как-то трактовать. По поводу личной оценки — я как раз люблю Карне и прочих, фальши совсем не вижу, наивно… ну может быть —Shcootsn 10:36, 21 июня 2011 (UTC)

Кто-то может объяснить смысл этого? Читатели вводят «нуар» и переходят на нуар (кино), так может и переименовать статью (нуар (кино)→нуар)? Или сделать редирект (нуар → нуар (значения))? Иначе смысла никакого нет. AntiKrisT 18:06, 6 августа 2012 (UTC)

На ВП:КПМ вопрос решён. В русском языке у слова «нуар» нет явно главного значения, потому статья Нуар теперь дизамбинг, а не перенаправление на эту статью. Александр Румега (обс.) 20:29, 3 февраля 2018 (UTC)

Что такое жанр «нуар» 🚩 Стиль нуар 🚩 Хобби и развлечения 🚩 Другое

«Нуар» — слово французское, в переводе означающее «черный». Однако никакого расизма: под данный термин попадает американская литература массового характера, популярная в период 20-60-х годов XX века. Жанр нуар подразумевает, что произведение отличается реализмом, жестким и напряженным сюжетом.

Герои литературы, созданной в жанре нуар, больше напоминают антигероев. Они склонны к саморазрушению, самоугнетению и самобичеванию. Очень часто в жанре нуар создавались детективы. Но, в отличие от классической картины расследования, читатель знакомился с происходящим, наблюдая его с точки зрения преступника, жертвы или подозреваемого. При этом писателям удавалось держать интригу, постепенно обнажая детали событий и открывая истинную роль героя.

Литература жанра нуар часто «вскрывает» человеческие слабости, недостатки, жестокость, свойственные реальной жизни. Одним из основоположников принято считать Дэшила Хэммета. «Мальтийский сокол», «Кровавая жатва», «Проклятие Дейнов» сегодня признаны детективной классикой нуара. Также из авторов, работающих в столь сложном и жестком жанре, можно выделить Рэя Бредбери («Смерть – дело одинокое», «Воспоминания об убийстве», «Что-то страшное грядет» и пр.), Рэймонда Чандлера («Прощай, красотка», «Вечный сон. Высокое окно» и пр.), Джеймса Эллроя («Секреты Лос-Анджелеса», «Черная орхидея» и пр.).

Кинематографические ленты, снятые в 40-х годах XX века, были «подведены» под один жанр только к 1955 году. В это время во Франции увидел свет киноведческий бестселлер Этьена Шаметона и Раймона Борде «Панорама американских кинонуаров». Авторы рассматривали киноленты «Мальтийский сокол» (Джон Хьюстон), «Женщина в окне» (Фриц Ланг), «Леди в озере» (Роберт Монтгомери), «Почтальон всегда звонит дважды» (Тей Гарнет) и другие как фильмы, выдержанные в единой мрачной манере.

Главными словами, наиболее полно описывающими жанр нуар в кинематографии, являются эротичность, жестокость, безнадежность, странность, кошмар, отчуждение. Основным событием, вокруг которого развивался сюжет, было убийство. Как правило, оно отличалось кровавостью, динамичностью, эффектными визуальными решениями.

Большая роль в жанре нуар отводится так называемой «роковой женщине». Ведь один из ключевых моментов данного стиля (как в литературе, так и в кино) – судьба, которая вмешивается и полностью разрушает планы героя быстрее полиции. Женщина, встреченная случайно, полностью меняет жизнь главного лица и «сбивает» его с намеченного пути.

Режиссеры фильмов в жанре нуар были сосредоточены на убийствах. Наказание, как правило, не имело серьезного значения. Например, Билли Уайлдер предпочел удалить из финала фильма «Двойная страховка» сцену казни преступника с помощью электрического стула.

Следует отметить, что жанр нуар имеет свою философию. За каждое прегрешение, преступление или аморальный поступок, героя неминуемо ждет расплата. Однако часто она не фигурирует в кадре. Некоторые фильмы (например, «Рассчитаемся после смерти») вообще предлагают осудить преступников самим зрителям. Предполагается, что такая переадресация заставляет людей задуматься о жизни, смерти и совершаемых поступках.

Что такое нуар? Фильмы в жанре нуар :: SYL.ru

Что такое нуар? Этот вопрос задают люди, впервые услышавшие загадочное слово. Ответ на него будет интересен всем, кому небезразличен кинематограф и его история.

Терминология и определение

Французский критик Нино Франко удостоился чести стать человеком, который ввел в употребление термин «нуар». Перевод этого слова с французского языка звучит как «черный, мрачный фильм». С помощью этого термина был обозначен стиль, который завоевал популярность в американском кино. Произошло это в середине 40-х годов минувшего столетия.

что такое нуар

Каковы характерные черты жанра нуар? Картины, принадлежащие к нему, славятся мрачной атмосферой, преобладанием ночных сцен над дневными. Для них типичен криминальный сюжет, а также торжество цинизма, пессимизма и фатализма. Грань между героями и злодеями стирается, общепринятая мораль перестает действовать. Люди, которые приступают к просмотру, должны осознавать, что надежды на счастливый конец нет.

Многие критики предлагают считать фильмы-нуар явлением вне жанра. Под это определение могут попадать триллеры, драмы, комедии, детективы, фантастика. Способствует этому то, что общепринятого определения феномена пока не существует. Однако есть и те, кто предлагает считать нуар субжанром драмы.

Художественные особенности

Запутанный сюжет – черта, которой традиционно обладает «черный фильм». Неопределенность хороша тем, что держит зрителей в состоянии тревоги. Можно выделить и другие особенности, характерные для жанра.

нуар фильмы
  • Изобилие искаженных ракурсов. Камера «ловит» место действия или персонажей широкоугольным объективом. Практикуются съемки с нестандартно низкой или высокой точки.
  • Преобладание ночных сцен над дневными. Герои чаще находятся в тени, чем выходят на свет. Люди будто бы растворяются в окружающей среде.
  • Мотив воды. Фильмы-нуар легко распознать по таким деталям, как поблескивающие причалы, доки, улицы. Персонажи часто попадают под проливной дождь. Также создатели картин нередко акцентируют внимание на том, как герои принимают ванну, моют руки.
  • Нагнетание напряжения. Режиссер добивается этого медленно и методично, от диалога к диалогу. Для «черных картин» нехарактерны драки, перестрелки, погони. Поэтому они едва ли способны произвести впечатление на тех, для кого важное значение имеет стремительное развитие событий.
  • Запутанная хронология действия, обилие второстепенных сюжетных линий и персонажей. Зрителям кажется, что персонажи «потеряны во времени».
  • Особая среда обитания. Местом действия часто становится большой город. Внимание концентрируется на его увеселительных заведениях.

Первопроходец жанра нуар

Итак, с чего же началась история «черных картин», которые пользуются популярностью вот уже не первое десятилетие? Кто же ввел моду на фильмы в жанре нуар? Первопроходцем уверенно можно назвать режиссера Джона Хьюстона. Именно этот человек в 1941 году представил на зрительский суд киноленту «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в главной роли.

черный фильм

Картина рассказывает историю опытного детектива, который вынужден расследовать весьма неоднозначное преступление. Его главной целью является обнаружение бесценной статуэтки, которая загадочным образом исчезает. Герой вступает на опасный путь, ему приходится совершать одно неприятное открытие за другим.

Классика жанра

Выше рассказывается о том, что такое нуар. Какие же картины считаются классическими представителями этого элегантного в своей мрачности жанра? Фильм «Тень сомнения» был представлен на зрительский суд в 1942 году. Он рассказывает историю серийного маньяка, позаимствованную из реальной жизни. Именно эта лента помогла впервые заявить о себе блистательному Альфреду Хичкоку. Неудивительно, что сам мэтр неизменно упоминает ее в числе своих главных шедевров.

жанр нуар

В 1950 году вышла картина «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. Далеко не сразу зрители могут догадаться, что смотрят «черный фильм». Отсутствуют такие типичные для этого жанра герои, как роковая красотка и храбрый детектив, никто не расследует загадочное убийство. Лента знакомит зрителей с нюансами голливудской жизни времен 50-х. В центре внимания оказывается история стареющей звезды немого кино, с которой больше не желают работать режиссеры. Однако актриса еще не готова расстаться с воспоминаниями о былой славе.

«Печать зла» — картина, которая считается последним представителем классического нуара. Специалист отдела по борьбе с наркотиками медленно сходит с ума. Человек, еще вчера бывший добропорядочным агентом и мужем, превращается в мстительного маньяка. Фильм пронизан пессимизмом, буквально с первых кадров лишает зрителей надежды на счастливый конец. Также нельзя не отметить незримое присутствие воплощения зла — Дьявола.

«Китайский квартал»

«Китайский квартал» — картина, в 1974 году представленная на зрительский суд Романом Полански. Главную роль блестяще исполнил актер Джек Николсон. Этот фильм обязательно должны увидеть зрители, которые хотят получить ответ на вопрос о том, что такое нуар.

фильмы в жанре нуар

Боец-одиночка вынужден противостоять целому заговору. Фильм с первых кадров погружает в пучину порока, не позволяет выбраться из нее вплоть до финальных титров. Множество сюжетных линий, обилие второстепенных персонажей – характерные черты ленты.

Очень страшное кино

«В пасти безумия» — фильм, который обязательно должны увидеть зрители, которых интересуют ужасы-нуар. Эта картина была представлена на суд общественности еще в 1946 году, однако до сих пор сохраняет способность увлекать с первых кадров.

нуар перевод

В центре внимания оказывается писатель, произведения которого пользуются необычайным спросом. Однако книги героя производят странный эффект на читателей. Люди сходят с ума, превращаются в безжалостных убийц. Когда сам автор таинственным образом исчезает, его поиски поручают страховому агенту. Пытаясь докопаться до истины, герой попадает в загадочный город, которого нет на карте.

Еще один яркий пример ужастика в стиле нуар – «Книга мертвых». Сюжет этого фильма позаимствован из произведения Говарда Лавкрафта.

«Семь»

Что такое нуар? Разобраться в этом зрителям поможет и знаменитый фильм Дэвида Финчера «Семь», увидевший свет в 1995 году. С ключевыми ролями в этой картине блестяще справились Брэд Питт, Морган Фриман и Гвинет Пэлтроу.

ужасы нуар

Ветеран уголовного розыска Уильям Сомерсет считает дни до того момента, как сможет уйти на пенсию. Он устал от большого города и еще больше от людей, которые его населяют. Герой придается грезам о небольшом домике в деревне и возможности остаться в блаженном одиночестве. Однако всего за неделю до этого долгожданного события ему на голову сваливаются сразу две серьезные проблемы. Уильям вынужден заняться обучением своего молодого коллеги и расследованием изощренного убийства. Опыт позволяет Сомерсету быстро определить, что загадочное преступление совершил маньяк.

«Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию» — фильм Ридли Скотта, представленный на суд общественности в 1982 году. Его обязательно должны увидеть зрители, которых привлекает фантастика-нуар. Бесспорными звездами этого кино стали Харрисон Форд и Рутгер Хауэр.

Главный герой – опытный детектив в отставке, который вынужден вернуться на службу ради поисков группы киборгов. Роботы совершили дерзкий побег из космической колонии, а затем переместились на Землю. Детектив должен узнать, какими мотивами руководствуются сбежавшие киборги, после чего они подлежат уничтожению. Постепенно герой осознает всю сложность задачи, которую перед ним поставили.

«Город грехов»

«Город грехов» — знаменитый «черный фильм» Роберта Родригеса, вышедший в 2005 году. Режиссер приглашает зрителей влиться в число участников сюрреалистического карнавала, события которого развиваются в строгом соответствии со стилем нуар.

Действие разворачивается в городе, который едва ли можно назвать гостеприимным. Власть находится в руках коррумпированных чиновников и преступных группировок. Найти порядочного человека среди обитателей этого населенного пункта крайне сложно, однако таковые все же остались. Это самые обычные люди, лишенные сверхъестественных способностей. Их главная цель – искоренение зла. Многими из них руководит не только желание бороться с преступностью, но и жажда мести.

«Темный город»

«Темный город» — фильм, который заслуживает внимания всех поклонников жанра нуар. Его создателем является режиссер Алекс Пройас, который чаще пишет сценарии, чем снимает кино. События разворачиваются в городе, в который никогда не проникают солнечные лучи. Населяют его жуткого вида Странники, которые живут бок о бок с обычными людьми.

История начинается с того, что ключевой персонаж просыпается в незнакомом ему отельном номере. Человек понятия не имеет, как именно он здесь оказался. Более того, персонаж не помнит и того, кто он такой. В своем номере он обнаруживает тело женщины, на котором вырезаны таинственные знаки. В попытках докопаться до истины он становится участником загадочного эксперимента. В это время преданная супруга прикладывает все усилия для того, чтобы обнаружить пропавшего мужа.

Разумеется, рассчитывать на счастливый финал зрителям не приходится. На печальный конец намекает постепенно нагнетаемая атмосфера мрачности, безысходности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *