Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нуар жанр это: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Нуар жанр это: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Содержание

Фильм нуар | это… Что такое Фильм нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ.

hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Содержание

  • 1 Подходы к определению фильма-нуар
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Художественные особенности «чёрного фильма»
  • 4 Фильмы нуар
    • 4.1 Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
    • 4.2 Фильмы-нуар других стран
    • 4.3 Нео-нуар
    • 4.4 Пародии на нуар
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует.

Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов

[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»
    [5]
    , «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

  • «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
  • «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
  • «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
  • «Кирпич» Райана Джонсона[16]
  • «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов[17]
  • «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
  • «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
  • «Эди»[20]
  • «Аура»[21]
  • «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
  • «Memento» Кристофера Нолана[24]
  • «Китайский квартал» Романа Полански

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Висенте Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]

Литература

  • Ю.
     А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Примечания

  1. 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  2. Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  4. Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  5. 1 2 3 4
    5
    6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
  6. Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
  7. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  8. James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  9. Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  10. Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  11. Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  12. Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
  13. Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
  14. Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
  15. Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
  16. 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
  17. Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
  18. Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
  19. Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
  20. Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
  21. Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
  22. Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
  23. Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
  24. 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  25. Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.

Ссылки

  • Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
  • Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
  • Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com

Фильм нуар | это… Что такое Фильм нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. [1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Содержание

  • 1 Подходы к определению фильма-нуар
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Художественные особенности «чёрного фильма»
  • 4 Фильмы нуар
    • 4.1 Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
    • 4.2 Фильмы-нуар других стран
    • 4.3 Нео-нуар
    • 4.4 Пародии на нуар
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

  • «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
  • «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
  • «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
  • «Кирпич» Райана Джонсона[16]
  • «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов[17]
  • «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
  • «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
  • «Эди»[20]
  • «Аура»[21]
  • «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
  • «Memento» Кристофера Нолана[24]
  • «Китайский квартал» Романа Полански

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Висенте Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]

Литература

  • Ю.  А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Примечания

  1. 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  2. Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  4. Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
  6. Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
  7. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  8. James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  9. Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  10. Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  11. Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  12. Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
  13. Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
  14. Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
  15. Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
  16. 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
  17. Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
  18. Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
  19. Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
  20. Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
  21. Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
  22. Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
  23. Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
  24. 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  25. Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.

Ссылки

  • Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
  • Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
  • Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com

Фильм нуар | Определение, фильмы и факты

Из прошлого

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Билли Уайлдер Энтони Манн Эдуард Дмитрик Анатоль Литвак Жак Турнер
Похожие темы:
фильм жанр

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

фильм нуар , (французский: «темный фильм») стиль кинопроизводства, характеризующийся такими элементами, как циничные герои, резкие световые эффекты, частое использование воспоминаний, запутанные сюжеты и лежащая в основе экзистенциалистская философия. Этот жанр был распространен в основном в американских криминальных драмах послевоенной эпохи.

Золотой век нуара

Кинотеатр разочарованных

Ранние примеры стиля нуар включают мрачные, стилизованные детективные фильмы, такие как «9» Джона Хьюстона. 0033 The Maltese Falcon (1941), This Gun for Hire Фрэнка Таттла (1942), Laura Отто Премингера (1944) и Murder, My Sweet Эдварда Дмитрика (1944). Запрещенные в оккупированных странах во время войны, эти фильмы стали доступны по всей Европе, начиная с 1946 года. Французские кинозрители восхищались их холодными, циничными персонажами и мрачным, задумчивым стилем, и они давали фильмам восторженные похвалы во французских журналах, таких как Cahiers du cinéma. . Французские критики ввели термин фильм-нуар в отношении приглушенного освещения, используемого для стилистического улучшения этих драм, хотя этот термин не стал обычным явлением в международных критических кругах до публикации книги Раймонда Борда и Этьен Шометон.

Мрачность этих фильмов отражала разочарование времени. Пессимизм и разочарование все больше проявлялись в психике американцев во время Великой депрессии 19-го века.30-е годы и последовавшая за ними мировая война. После войны такие факторы, как нестабильная экономика мирного времени, маккартизм и надвигающаяся угроза атомной войны, проявились в коллективном чувстве неопределенности. Коррумпированный и клаустрофобный мир фильмов нуар воплощал эти страхи. Несколько примеров фильма нуар, такие как « Cornered » Дмитрика (1945), « The Blue Dahlia» Джорджа Маршалла (1946), « Ride the Pink Horse» Роберта Монтгомери (1947) и «9» Джона Кромвеля.0033 Dead Reckoning (1947), общая сюжетная линия ветерана войны, который возвращается домой и обнаруживает, что образ жизни, за который он боролся, больше не существует. На его место пришла Америка нуара: модернизированная, бессердечная, холодно-эффективная и пресыщенная такими вещами, как политическая коррупция и организованная преступность.

Многие из крупнейших режиссеров фильмов нуар, такие как Хьюстон, Дмитрик, Кромвель, Орсон Уэллс и другие, были американцами. Однако другие голливудские режиссеры, известные своим стилем нуар, родом из Европы, в том числе Билли Уайлдер, Альфред Хичкок, Жак Турнер и Фриц Ланг. Говорят, что темы нуара привлекали европейских режиссеров, которые часто чувствовали себя аутсайдерами в голливудской студийной системе. Таких режиссеров учили подчеркивать кинематографический стиль, а также игру и повествование, чтобы передать мысли и эмоции.

Определение жанра

Существуют разногласия по поводу того, можно ли классифицировать нуар как жанр или поджанр, или этот термин просто относится к стилистическим элементам, общим для различных жанров. Фильм-нуар не имеет тематической связности: этот термин чаще всего применяется к криминальным драмам, но некоторые критики приводят некоторые вестерны и комедии в качестве примеров фильмов-нуар. Даже такие сентиментальные комедии-драмы, как « Это прекрасная жизнь » Фрэнка Капры (1946), были названы критиками «нуарными», которые находят в его суицидальном герое и мрачном изображении жизни маленького городка тон, подходящий для нуарного фильма. . Такие фильмы также иногда обозначают как «полунуар» или film gris («серая пленка»), чтобы указать на их гибридный статус.

Другие критики утверждают, что фильм-нуар — всего лишь условное обозначение множества непохожих друг на друга черно-белых драм конца 1940-х и начала 50-х годов. Киновед Крис Фудзивара утверждает, что создатели таких фильмов «не считали их «нуарными фильмами»; они думали, что снимают криминальные фильмы, триллеры, детективы и романтические мелодрамы. Отсутствие «нуара» как производственной категории в период предполагаемого расцвета нуара явно проблематизирует историю жанра». Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что в сознании большинства киноманов фильм нуар ассоциируется с особыми визуальными образами и аурой послевоенного цинизма. Действительно, большинство фильмов, определяемых как «нуар», объединяет несколько общих характеристик.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Изоляция типичного нуарного героя от общества была подчеркнута использованием резкого высококонтрастного освещения — самой примечательной визуальной особенности нуарного фильма. Теневой стиль нуар восходит к немецкому экспрессионистскому кино эпохи немого кино. Das Kabinett des Doktor Caligari Роберта Вине (1920; Кабинет доктора Калигари ) содержит один из лучших ранних примеров техники освещения, использованной для вдохновения жанра. Вин использовал визуальные элементы, чтобы помочь определить безумие главного героя, в том числе наклоненные камеры для представления перекошенных изображений и мрачную атмосферу, в которой были видны только лица актеров. Этот экспрессионистский стиль позже использовался немецкими режиссерами, такими как Фриц Ланг (9).0033 Метрополис , 1927; M , 1931) и Ф. В. Мурнау ( Nosferatu , 1922; Восход , 1927).

Эти световые эффекты использовались в Голливуде такими кинематографистами, как Грегг Толанд ( Citizen Kane , 1941), Джон Ф. Зейтц ( Double Indemnity , 1944), Карл Фройнд ( Key Largo , 1948) и Сид Хикокс. ( The Big Sleep , 1948), чтобы усилить мрачный тон фильмов этого жанра. Классические образы нуара включали залитые дождем улицы в ранние утренние часы; уличные фонари с мерцающими ореолами; мигающие неоновые вывески на захудалых тавернах, забегаловках и многоквартирных домах; и бесконечные потоки сигаретного дыма, доносящиеся из теней и обратно. Такие изображения потеряли бы свою неизгладимость при реалистичном освещении или цветной кинематографии.

Всеведущий рассказчик и воспоминания

Присущая экспрессионизму субъективность также очевидна в нуарном использовании повествования и воспоминаний. Всеведущий, бросающийся метафорами рассказчик (часто центральный персонаж, уставший от мира частный сыщик) часто проясняет характерно запутанный нуарный сюжет или предлагает субъективную, пресыщенную точку зрения. В других фильмах, таких как «Гражданин Кейн » Уэллса и «Двойная компенсация » Уайлдера и «Бульвар Сансет 9 ».0034 (1950) — развязка (часто смерть или крушение главного героя) раскрывается в начальных сценах; затем воспоминания рассказывают об обстоятельствах, приведших к трагическому завершению. Напряжение и неизвестность усиливаются за счет использования всезнающих рассказчиков и воспоминаний, поскольку аудитория всегда осознает надвигающуюся гибель.

Путеводитель по жанру нуар | Роджер Эберт

Роджер Эберт

Роджер Эберт

Фильм нуар. . .

1. Французский термин, означающий «черный фильм» или «фильм ночи», вдохновленный Серией «Нуар» — серией дешевых книг в мягкой обложке, которые переводили крутых американских авторов детективов и нашли популярную аудиторию во Франции.

2. Фильм, который ни разу не вводит вас в заблуждение, заставляя думать, что у него будет счастливый конец.

3. Места, которые пахнут ночью, тенями, переулками, черными дверями модных мест, многоквартирными домами с высокой текучестью, таксистами и барменами, которые все это видели.

Рекламное объявление

4. Сигареты. Все в фильмах-нуар всегда курят, как бы говоря: «Помимо всего прочего, мне поручили сегодня выкурить три пачки». Лучший фильм о курении всех времен — «Из прошлого», в котором Роберт Митчем и Кирк Дуглас яростно курят друг друга. В какой-то момент Митчам входит в комнату, Дуглас протягивает пачку и говорит: «Сигарету?» и Митчем, подняв руку, говорит: «Курю».

5. Женщины, которые скорее убьют, чем полюбят, и наоборот.

6. Для женщин: декольте, шляпы с широкими полями, тушь для ресниц, губная помада, примерочные, будуары, обращение к швейцару по имени, высокие каблуки, красные платья, перчатки до локтей, смешивание напитков, наличие гангстеров в качестве парней, наличие слабостей для алкоголиков-частных сыщиков, жаждущих множества чужих женщин, распластавшихся мертвыми на полу с тщательно уложенными всеми конечностями и каждым волоском на месте.

7. Для мужчин: фетровые шляпы, костюмы и галстуки, обшарпанные жилые отели с мигающей неоновой вывеской в ​​окне, покупка выпивки из офисной бутылки, машины с подножками, круглосуточные закусочные, защита детей, которые не должны Не играть с большими парнями, дружить с полицейскими из отдела убийств, знать многих людей, описания которых оканчиваются на «и», таких как букмекеры, газетчики, наркоманы, алки, жокеи и таксисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *