Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нуар жанр это: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Нуар жанр это: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Содержание

нуар | это… Что такое Фильм-нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ.

hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Содержание

  • 1 Подходы к определению фильма-нуар
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Художественные особенности «чёрного фильма»
  • 4 Фильмы нуар
    • 4.1 Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
    • 4.2 Фильмы-нуар других стран
    • 4.3 Нео-нуар
    • 4.4 Пародии на нуар
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует.

Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов

[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»
    [5]
    , «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

  • «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
  • «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
  • «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
  • «Кирпич» Райана Джонсона[16]
  • «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов
    [17]
  • «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
  • «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
  • «Эди»[20]
  • «Аура»[21]
  • «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
  • «Memento» Кристофера Нолана[24]
  • «Китайский квартал» Романа Полански

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Висенте Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]

Литература

  • Ю.
     А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Примечания

  1. 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  2. Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  4. Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  5. 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
  6. Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
  7. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  8. James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  9. Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  10. Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  11. Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  12. Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
  13. Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
  14. Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
  15. Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
  16. 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
  17. Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
  18. Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
  19. Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
  20. Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
  21. Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
  22. Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
  23. Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
  24. 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  25. Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.

Ссылки

  • Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
  • Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
  • Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com

нуар | это… Что такое Фильм-нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. [1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Содержание

  • 1 Подходы к определению фильма-нуар
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Художественные особенности «чёрного фильма»
  • 4 Фильмы нуар
    • 4.1 Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
    • 4.2 Фильмы-нуар других стран
    • 4.3 Нео-нуар
    • 4.4 Пародии на нуар
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

  • «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
  • «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
  • «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
  • «Кирпич» Райана Джонсона[16]
  • «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов[17]
  • «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
  • «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
  • «Эди»[20]
  • «Аура»[21]
  • «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
  • «Memento» Кристофера Нолана[24]
  • «Китайский квартал» Романа Полански

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Висенте Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]

Литература

  • Ю.  А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Примечания

  1. 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  2. Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  4. Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
  6. Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
  7. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  8. James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  9. Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  10. Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  11. Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  12. Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
  13. Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
  14. Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
  15. Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
  16. 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
  17. Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
  18. Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
  19. Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
  20. Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
  21. Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
  22. Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
  23. Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
  24. 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  25. Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.

Ссылки

  • Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
  • Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
  • Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com

Путеводитель по жанру нуар | Роджер Эберт

Роджер Эберт

Роджер Эберт

Фильм нуар. . .

1. Французский термин, означающий «черный фильм» или «фильм ночи», вдохновленный серией «Нуар» — серией дешевых книг в мягкой обложке, которые переводили крутых американских авторов детективов и нашли популярную аудиторию во Франции.

2. Фильм, который ни разу не вводит вас в заблуждение, думая, что у него будет счастливый конец.

3. Места, которые пахнут ночью, тенями, переулками, черными дверями модных мест, многоквартирными домами с высокой текучестью, таксистами и барменами, которые все это видели.

Рекламное объявление

4. Сигареты. Все в фильмах-нуар всегда курят, как бы говоря: «Помимо всего прочего, мне поручили сегодня выкурить три пачки». Лучший фильм о курении всех времен — «Из прошлого», в котором Роберт Митчем и Кирк Дуглас яростно курят друг друга. В какой-то момент Митчам входит в комнату, Дуглас протягивает пачку и говорит: «Сигарету?» и Митчем, подняв руку, говорит: «Курю».

5. Женщины, которые скорее убьют, чем полюбят, и наоборот.

6. Для женщин: декольте, шляпы с широкими полями, тушь для ресниц, губная помада, примерочные, будуары, обращение к швейцару по имени, высокие каблуки, красные платья, перчатки до локтя, смешивание напитков, гангстеры в качестве друзей, наличие слабостей для алкоголиков-частных сыщиков, жаждущих множества чужих женщин, распластавшихся мертвыми на полу с тщательно уложенными всеми конечностями и каждым волоском на месте.

7. Для мужчин: фетровые шляпы, костюмы и галстуки, обшарпанные жилые отели с мигающей неоновой вывеской в ​​окне, покупка выпивки из офисной бутылки, машины с подножками, круглосуточные закусочные, защита детей, которые не должны Не играть с большими парнями, дружить с полицейскими из отдела убийств, знать многих людей, описания которых оканчиваются на «и», таких как букмекеры, газетчики, наркоманы, алки, жокеи и таксисты.

8. Фильмы либо снятые в черно-белом цвете, либо ощущение, что они были.

9. Отношения, в которых любовь — это только последняя карта флопа в покерной игре смерти.

10. Самый американский жанр кино, потому что ни одно общество не могло бы создать мир, настолько наполненный гибелью, судьбой, страхом и предательством, если бы оно не было по своей сути наивным и оптимистичным.

Роджер Эберт

Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 лет, он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.

Последние сообщения в блоге

Нелюбимая, Часть 107: Дорогая

около 5 часов назад

Амир Джордж стал первым чернокожим художественным руководителем Kartemquin Films

1 день назад

Джастин Бенсон и Аарон Мурхед о Лос-Анджелесе, COVID и заговорах

1 день назад

Как материнская любовь изменила нацию и вдохновила движение

4 дня назад

Последние отзывы

Рекламное объявление

Комментарии

Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus. comments на базе Disqus

Рекламное объявление

Рекламное объявление

Что такое фильм нуар? Описание жанра и лучших фильмов

Автор Чарльз Николас Рэймонд

Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Электронная почта

Фильм нуар — один из самых мрачных и увлекательных жанров кино. Мы разбираем характеристики фильма нуар и самые известные примеры.

Фильм-нуар долгое время был одним из самых захватывающих стилей кинопроизводства в истории кино. Но что именно представляет собой фильм нуар ? Ответ на этот вопрос не так прост, как в случае с научной фантастикой, фэнтези, романтической комедией или другими популярными жанрами кино.

Фильм-нуар — это скорее стиль, чем жанр, поэтому он не ограничивается одной категорией кино. Это причина, по которой фильму нуар так трудно дать определение, и почему так много людей расходятся во мнениях относительно того, какие фильмы являются фильмами нуар, а какие нет. По сей день кинокритики расходятся во мнениях относительно статуса фильма нуар любимой классики, такой как 9.0083 Notorious с Кэри Грантом и Ингрид Бергман, Sunset Boulevard 1950-х годов, , и один из самых уважаемых классических фильмов всех времен, Casablanca . Есть также много споров вокруг современных фаворитов, таких как трилогия Кристофера Нолана « Темный рыцарь ».

Рейтинг

: 10 лучших фильмов Джуди Гарланд

Film noir — это стиль, который восходит к десятилетиям и сохранился до наших дней. Он тесно связан с карьерой некоторых из самых больших икон Золотого века Голливуда, включая Хамфри Богарта, Роберта Митчума, Барбару Стэнвик, Орсона Уэллса, Лорен Бэколл и многих других. Многие известные режиссеры пробовали свои силы в создании фильмов нуар с разной степенью успеха. В основном он был связан с американским кинематографом, но его популярность повлияла на кинематографистов со всего мира. На протяжении десятилетий он смешивался с несколькими другими жанрами. Вот что вам нужно знать о фильме нуар.

История фильма нуар

Фильм-нуар зародился в 1930-х годах, но на самом деле не был популярен до 1940-х годов. Его происхождение часто связывают с пессимистическими и тревожными настроениями, возникшими во время Второй мировой войны, но фильм нуар не был вдохновлен каким-либо одним культурным событием. Одним из факторов, способствовавших этому, была литература. В то время крутые детективы и криминальные детективы, написанные такими писателями, как Дэшил Хэмметт и Рэймонд Чендлер, пользовались большим спросом. Адаптация этих книг к фильмам — часть того, что создало основу для нуарного фильма.

В 1946 году французские критики придумали термин «фильм-нуар», чтобы описать мрачное настроение этих новых фильмов, и это название прижилось, хотя широко использоваться оно стало лишь спустя годы. Фильм-нуар стал одним из самых популярных жанров в 1940-х годах, и это продолжалось до 1950-х годов. 1940-е и 1950-е годы до сих пор считаются кульминацией нуарного кино.

Фильм в стиле нуар

Рассказывать эти истории было так сложно из-за Кодекса кинопроизводства, свода моральных принципов, которые распространялись на все американские фильмы, начиная с 19 века.30. В то время не существовало MPAA или рейтинговой системы для возрастных ограничений фильмов, таких как «PG-13». Производственный кодекс заставлял все фильмы подчиняться одним и тем же правилам. По новым правилам было так много фильмов, которые нельзя было показывать. Человека нельзя было убить на экране, сцены поцелуев не могли быть слишком длинными, плохие парни никогда не могли избежать наказания за свои преступления и так далее. В то время как некоторые фильмы избегали этих проблем, рассказывая различные истории, другие рассматривали Производственный кодекс как вызов и находили способы подорвать правила, используя наводящие на размышления диалоги, новые методы освещения, тени и многое другое. Кинематографисты также приняли формат черно-белого фильма категории B. Черно-белая пленка стоила дешевле цветной и поднимала настроение.

Связанный: 10 классических фильмов, которые каждый должен смотреть на канале Criterion прямо сейчас

Есть ряд характеристик, которые помогают определить стиль фильма нуар, хотя не все они должны присутствовать, чтобы он считался фильмом нуар. Многие из этих фильмов сосредоточены вокруг ущербных, циничных главных героев или антигероев, которые помогают отразить мрачный, мрачный и пессимистичный тон. Главный герой часто является частным сыщиком или детективом. Кем бы ни был главный герой, он, как правило, оказывается втянутым в запутанный сюжет, который включает в себя многочисленные перипетии, предательства, сокрытия, коррупцию, скандалы и, возможно, самое главное, роковую женщину. Смертоносные, безжалостные и соблазнительные женщины — неотъемлемая часть нуара и одна из его самых привлекательных сторон, учитывая, что другие жанры того времени использовали гораздо более невинные изображения женских персонажей.

Нео-нуар/модернистский фильм-нуар

Золотой век нуара закончился, но его влияние все еще присутствует в современном кинематографе, отсюда и появление «неонуара». Новые фильмы не обязаны подчиняться одним и тем же правилам, поскольку Кодекс производства закончился в 1968 году. Фильм, который считается «нео-нуаром», может характеризоваться теми же элементами, что и в старых фильмах, такими как роковые женщины, анти -герои и сложные сюжетные линии. Сюжеты также включали тайны и преступления, но не только. Современный фильм-нуар не обязательно должен быть о детективе, пытающемся раскрыть убийство, или о частном сыщике, запутавшемся с женщиной, убившей своего мужа. Например, научно-фантастические фильмы, такие как «Бегущий по лезвию » обладает достаточным количеством этих качеств, чтобы историки кино классифицировали его как нуар. Другими современными фильмами, которые носят этот ярлык, являются Джон Вик , Девушка с татуировкой дракона и Прогулка среди надгробий .

Примеры классического фильма нуар

Среди наиболее примечательных примеров классического фильма нуар: Двойное возмещение , Лаура , Головокружение и Это ружье по найму . Один из самых ранних и самых известных — 9 лет.0083 Мальтийский сокол . В фильме 1942 года, снятом Джоном Хьюстоном, Хамфри Богарт сыграл Сэма Спейда, частного сыщика, которого втягивают в тайну, связанную с местонахождением бесценного артефакта. Красивая женщина и несколько гнусных личностей стоят на пути к цели Сэма Спейда. Фильм демонстрирует все качества, ожидаемые от фильма нуар.

Есть также Gilda из 1946 года, в котором Гленн Форд играет телохранителя, попавшего в любовный треугольник со своим самовлюбленным боссом и его красивой беззаботной бывшей девушкой, которую играет Рита Хейворт. Джильда — интересный фильм, потому что по большей части это история скорее о ненависти, чем о любви. Джильда берет типичную голливудскую историю любви и превращается во что-то темное и запутанное. Ненависть главных героев друг к другу иллюстрируется строкой Риты Хейворт: « Я ненавижу тебя так сильно, что уничтожу себя, чтобы забрать тебя с собой ».

В Из прошлого Роберт Митчем играет Джеффа, владельца заправочной станции с темным прошлым, пытающегося начать новую жизнь со своей девушкой, но вынужденного вернуться в мир коррупции и преступности. Персонаж Митчема оказывается более героическим, чем большинство главных героев фильмов нуар, но, несмотря на все его попытки поступить правильно, он умирает в конце фильма. Однако настоящий удар под дых заключается в том, что фильм заканчивается тем, что женщина, которую он любит, ложно полагает, что Джефф был преступником, которым все его рисовали. Как и другие фильмы этого жанра, Из прошлого не имеет счастливого конца, и это одна из вещей, которая делает художественный стиль фильма нуар таким уникальным. С такими мрачными фильмами зрители не могут ожидать, что хороший парень каждый раз будет побеждать.

Подробнее: 10 старых фильмов ужасов, которые до сих пор пугают

Top Gun Maverick: 10 мемов, которые идеально отражают суть фильма

Читать Далее

Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Эл. адрес

Связанные темы

  • Оригиналы SR
  • Касабланка (1943)

Об авторе

Чарльз Николас Рэймонд (опубликовано 3984 статей)

Николас Рэймонд (Nicholas Raymond) — штатный сценарист фильмов и сериалов для Screen Rant. Он имеет степень журналиста Университета Монтевалло и является автором психологического триллера и романа о путешествиях во времени «Человек против всего мира».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *