Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нуарный детектив это – Ой!

Нуарный детектив это – Ой!

Содержание

Нуар - это... Что такое Нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

« Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) »

Происхождение термина

»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора
    [5]
    [10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

Литература

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Нуарный детектив (персонаж) — Posmotre.li

Один взгляд — и вы уже знаете всю историю

Нуарный детектив — обитатель строго определенного жанра: детектива образца начала двадцатого века, классическими представителями которого являются работы Хэммета, Чандлера, Росса Макдональда и т. д. В самом нуаре встречаются только при условии, что хэппиэнда не будет (ибо определение нуара гласит, что никто не будет счастлив, и никто не получит того, чего желает). В основном же обитает либо в крутом (hard-boiled) детективе, либо в производном жанре (например в киберпанке).

Как архетип, характеризуется ржавыми доспехами, циничным юмором, пристрастием к крепкому алкоголю, крепким сигарам и крепким заварухам. Как правило среднего возраста, разочаровавшийся во всем на свете. Носит шляпу и тренч. К женщинам обычно безразличен (в этом и есть отличие нуарного детектива от нуарного героя, из которого роковая женщина может вить веревки сколько влезет, и в конце концов доводит его до тюрьмы/газенвагена/свинцовой пилюли), похож обычно на Хэмфри Богарта, из пистолета обычно не стреляет (за него это делают все остальные персонажи книги/фильма), по стилю общения — больше джентльмен (если предпочитает бить в морду как в бубен — скорее всего это крутой детектив), часто служил в армии и/или в полиции, но подался в частники либо из-за проблем с начальством, либо из-за пагубных привычек, либо вышел на пенсию, либо по ранению. Иногда пребывает в депрессии, почти всегда — в долгах, а потому и берётся за такие дела, на которых можно ярлык вешать — «ну его к чёрту». Вопреки тому, о чем можно подумать, роковые красавицы редко заходят к нему в офис в первом же кадре — обычно они либо подружки плохих парней, либо случайные жертвы, либо свидетели. Как правило, либо работает в одиночку, либо с напарником (которого, впрочем, скорее всего убьют), либо с секретаршей (которая во время его запоев берет на себя всё руководство текущими делами, оплату счетов и так далее, свято веря, что новый заказ позволит ей выкупить закладные). Благородную натуру проявляет в случайных мелочах, скупо, но к месту.

В целом, образ считается устаревшим, но как и классический костюм-тройка, периодически возвращается в моду с незначительными стилистическими правками.

От крутого детектива отличается прежде всего ориентацией последнего на боевик с элементами детектива, со всей сопутствующей атрибутикой — пальба, погони, драки, выбивание информации и крутые фразочки.

Литература[править]

  • Филип Марлоу из романов Раймонда Чандлера.
  • «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета: Сэм Спейд. Экранизация с Хамфри Богартом кодифицировала образ окончательно.
    • Также безымянный оперативник агентства «Континенталь», которому Хэммет посвятил куда больше книг, чем Спейду. О Хэммете следует знать, при этом, что он во-первых изнутри знал всю кухню детектива времен сухого закона, а во-вторых это редкий случай, когда автор был в разы круче своего персонажа.
    • А вот Ник Чарльз из «Худого человека» соответствует тропу лишь частично — он является (бывшим) частным детективом, саркастичен и любит выпить, но при этом счастливо женат и не испытывает финансовых проблем.
  • Гарри Дрезден, особенно в первых книгах, пока он оставался на плохом счету у Белого Совета. Нуарный детектив и одновременно маг!
  • Гереон Рат из книг Фолькера Кучера.
  • В одном из спин-оффов о Свароге появляется именно такой сыщик. Сварог даже некоторое время побыл в его теле.
  • Серия книг Ильи Гутмана «Детектив Эдуард Ларан: сверхъестественные расследования». Собственно, Эдуард Ларан. В юности пил довольно много, с возрастом надоело. Вместо обычных сигарет курит электронные.
  • Гаррет Глена Кука. Да, в последних книгах цикла Кук приналёг на юмористическую составляющую и их можно отнести скорее к ироническому детективу, но по книгу 1994-го «Deadly Quicksilver Lies» включительно это был вполне себе нуар.
  • Харви Крим из цикла книг И. В. Каннингэма, печатавшегося также под псевдонимом Говард Фаст («Лидия», «Синтия», «Убийца, отложивший оружие»). Не без некоторой пародийности.
  • Джозеф Алоиз Миллер, центральный персонаж первой книги цикла «Пространство». Потом персонаж меняется сильнее, чем Гермиона за лето.

Кино[править]

  • «Кто подставил Кролика Роджера» — Эдди Вэлиант. И нуарность его нисколько не умаляется тем, что он работает с мультяшками.
  • «Хранители» — Роршах.
  • «Самая светлая тьма» (2017) — смелая попытка снять не то нуар, не то солейл в российских реалиях!

Телесериалы[править]

  • «Коломбо» — субверсия с заглавным героем: он носит старый светлый плащ, вовсю курит дешёвые сигары, но преступников выводит на чистую воду сугубо при помощи интеллекта. Исключение — самая первая, пилотная серия «Предписание: убийство», где Коломбо вполне серьёзно косит под сабжа.
  • Первые 1,5 сезона «Улиц разбитых фонарей» — в принципе, все главные герои, но в особенности — Казанцев ака Казанова. Это касается только имиджа и настроения. Важно, что при этом они не частные детективы, а служат в официальной, государственной силовой структуре (американец назвал бы её «полицией», но в Питере 1990-х она, разумеется, по старинке называлась «милицией»). Кроме отсылок на нуар, эти первые полтора сезона наполнены отсылками и на другие жанры американского и европейского кино.

Мультфильмы[править]

  • «Ренессанс»: Карас.
  • Garfield — таковым воображает себя Гарфилд в короткометражке «Babes and Bullets».

Мультсериалы[править]

  • «Город собак» — главный герой Эйс Харт, нуарный детектив-пёс. Поскольку мультфильм детский, за пьянством и курением не замечен.
  • «Чокнутый» — Счастливчик Пикель. Хоть и пародия на Эдди Вэлиента, но вполне подходит.

Комиксы[править]

  • Комикс Blacksad — очаровательная субверсия. Герой полностью соответствует всем признакам нуарного детектива, перечисленным выше, кроме одного: он не белый мужчина, а кот. Чёрный кот.
  • Jack Palmer — пародия. К тому же действие происходит во Франции 1980-х годов (но главный герой — англичанин).
  • Sin City — Хартиган.

Аниме и манга[править]

  • Cowboy Bebop — Джет. Курит. Тёмное прошлое. Женщина. Бывший коп. Частный охотник за головами, но — работа вся та же. И денег вечно нет из-за моральных принципов.

Видеоигры[править]

  • BioShock Infinite: Букер, особенно в аддоне «Burial at Sea».
  • LA Noire: Коул Фелпс, и, даже в большей степени, Джек Келсо.
  • Heavy Rain: Скотт Шелби.
  • Fallout 4: Ник Валентайн. Он робот-андроид, поэтому с веществами никаких проблем не испытывает, но в остальном подходит. При этом умудряется как-то курить, несмотря на отсутствие лёгких. Являет собой выжимку из архетипа, вплоть до внешних атрибутов, подчеркнутых его крайне обшарпанным корпусом.
  • Шериф Волк в The Wolf Among Us: здесь имеет место быть изменение персонажа при адаптации. В комиксах он был эдаким шефом госбезопасности, Росомахой и чёртовым полубогом, а нуарным копом он стал именно в игре. Хотя, автору правки он больше нравится именно таким.
    • Кстати, одно другому не мешает: данная игра — это приквел комиксов.
  • Discworld Noir: Лютон, первый детектив Плоского Мира. Курит, пьёт, вылетел из полиции Анк-Морпорка… В общем, воплощает все стереотипы нуарного детектива. По-плоскомирски, разумеется.
  • Who Shot Johnny Rock? — пародия.
  • Witcher — милсдарь Раймонд Марлоу, толсто намекающий на вышеупомянутого героя Чендлера. В итоге всё-таки был убит «Саламандрами», а их главарь Азар Явед до поры до времени самозванствовал под его личиной.
  • Bear With Me — протагонист. И что с того, что он плюшевый мишка, а его роковая женщина — девочка-хозяйка…
  • Tex Murphy — протагонист Текс Мёрфи. Нуарный детектив в постапокалиптической Америке.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney Investigations — детектив Тайрелл Бэдд. Правда, он работает в полиции, но во всём остальном — точь-в-точь: высокий, худой, небритый, мрачный, циничный, с трагическим прошлым…

Эстрада и цирк[править]

  • В шоу Д.Копперфилда 1970х встречалось несколько номеров, где иронично и с фокусами обыгрывался типаж. В частности Д.Копперфилд исполнял роль такого частного детектива Слима Слэша (см. https://www.youtube.com/watch?v=z_gdB9sIFnM с 40.00)

posmotre.li

Что такое «Нуар»? Или в тёмном-тёмном городе

Что такое «Нуар»?

Всем тёмный и мрачный, раздающийся словно эхо, привет. Сомневаюсь, что большинство из читающих эту статью увлечено черно-белыми фильмами 40-х годов. Уж слишком специфический «продукт» — на любителя и ценителя. Но как всем известно, что всё новое-это хорошо забытое старое. Поэтому, я хочу вам рассказать историю такого замечательного и стильного жанра, как нуар. Кто знает, возможно этот жанр «заберёт в свою атмосферу» ещё пару десятков, а то и сотен человек. А какой же нуар без соответствующей музыки, в данном случае песни? Я тут подобрал одну композицию из одного крутого сериала, тоже сделанный под нуар (ну точнее под Нео-нуар). Понеслась!!!


Начало зарождения

Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году впервые употребил этот термин французский критик Нико Франк . Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке. Определённо, этот термин относится к фильмам, снятые в Голливуде в военный и послевоенный периоды. Вообще в то время шли большие споры насчёт нуара, ведь одни критики считали его жанром, а другие- стилем. Были споры и о том, что в нуаре есть место не только детективам и криминальным фильмам, а также вестернам и комедиям. «Комедия в жанре нуар – вообще в голове не укладывается».

Изобразительный образ нуара настолько мощен и выразителен, что его нельзя спутать с другими фильмами.

А знаменитый режиссёр Си́дни Ирвин По́ллак говорил про нуар следующее: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».
Лично я считаю, что нуар не ограничивается лишь одним стилем, ведь это особый период, совмещающий в себе множество фактов американской истории 40-х годов.
Такую теорию о нуаре придумал не я, а теоретик кино, сценарист и режиссёр Пол Шрейдер (или Шредер). Я просто поддерживаю его точку мнения. Ибо как он говорит: «Нуар- это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер считал, что для нуара характерны только 40-е и 50 –е годы, а также фильмы по этому жанру должны быть сняты только в Голливуде. Истоком этого жанра он считал Вторую Мировую Войну. Но со временем нуар обретёт совершенно новые формы стиля, но о них позже.

Начало активности жанра и его характерные особенности. Постепенное «взросление» жанра.

Давайте не будем забывать, что в нуаре запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. Здесь вообще отсутствуют такие понятия, как «добро» и «наивность». Многие действующие протагонисты- это скорее антигерои, думающие исключительно о себе и преследующие только личные мотивы. Они с лёгкостью переступают закон и их не интересуют принятые нормы морали.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуара»:
1) Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены появляются крайне редко.
2) В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло. Дабы передать душевные волнения или напряжённое состояние героя, используется специальный ракурс, названный «голландским углом».
3) Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень.
4) «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не суета, погони, потасовки (экшн).
5) Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
6) Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
7) Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
8) Также возможно наличие зимней погоды и сильного снежного бурана во время темноты.

Лучше не идите в преступники, а то вот такие крутые парни вас «прихлопнут», не моргнув и глазом. Если что, данная игра называется Blues and Bullets. Она классная, рекомендую.

Принято считать, что именно фильм «Мальтийский сокол» и главный герой картины Сэм Спейд, сыгранный великолепным Хамфри Богартом, внесли в нуар все характерные особенности, которые мы обычно привыкли видеть в данном жанре. Его-то и считают первым нуарным фильмом.

Данный фильм, снятый в 1941 году режиссёром Джоном Хьюстоном по одноимённому роману Сэ́мюэла Дэ́шилла Хэ́ммета имел ошеломительный успех. В 1942 году «Мальтийский сокол» номинировался на премию «Оскар» в трёх категориях — лучший фильм, лучший сценарий (Джон Хьюстон), лучший актёр второго плана (Сидни Гринстрит). В 1989 году фильм одним из первых вошёл в Национальный реестр фильмов, учреждённый в США годом ранее.
А главного героя Сэма Спейда вообще считают «отцом прародителем» всех крутых детективов. Дальние отголоски влияния образа Спейда на детективный жанр проявляются даже у более современных персонажей видеоигр, в том числе широко известного Макса Пейна.
«У Спейда нет прототипа. Он скорее — идеал для множества частных детективов с которыми мне доводилось работать, вобравший в себя все лучшие их качества, и как некоторым из них могло показаться — даже в чём-то на них походивший, разумеется в лучшие их годы» — говорил Сэ́мюэл Дэ́шилл Хэ́ммет.

Скажите большое спасибо вот этому парню с сигаретой во рту. Это всё старина Сэм.

Хотя и в некоторых фильмах 1941 года уже были видны некоторые зарождающиеся элементы стиля в нуаре. Например в фильме «Гражданин Кейн» режиссёр Орсон Уэллс впервые применил абсолютно новаторские для того времени приёмы – флэшбеки, ломанную форму изложения, необычные операторские ходы. Хотя данный фильм сложно назвать нуаром, но именно Орсон заложил в «Гражданин Кейн» будущие нуаровские эффекты, которые потом Уэллс отразит в своих следующих фильмах как "Леди из Шанхая" (1947) и "Печать зла" (1958).

Ну а теперь поговорим о фильме, который считается не только достойным образцом нуара, а также одним из лучших кинокартин Голливуда. На экраны в 1944 году выходит «Двойная страховка» от режиссёра Билли Уайлдера.

Здесь присутствуют все самые главные элементы нуара – роковая женщина, старый и жадный муж этой самой красотки, и соблазнённый дамочкой главный герой, которого ей удаётся склонить к преступлению. Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице. И по сочетанию цинизма и пессимизма такому протагонисту ещё не было аналогов. Фильм был снят по мотивам одноимённой повести писателя Джеймса Кейна.
Ещё в 1935 году были попытки экранизировать данную повесть, но тогда цензоры кодекса Хейса (этакий этический и моральный кодекс Голливуда) запретили съёмки, посчитав историю слишком аморальной. Но в 1944 году, когда данный фильм вышел во всей красе, «Двойная страховка» стала шедевром и подняла планку нуара на новый уровень. Фильм выдвигался на «Оскар» по семи номинациям, но не взял ни одной. Ныне стабильно фигурирует в списке лучших фильмов IMDb. (в середине первой сотни).

Мужчины, будьте крайне внимательны с женщинами.

Также стоит отметить такой фильм, как «Убийцы» (1946) от режиссёра Роберта Сиодмака. Данный фильм снят по мотивам одноимённого рассказа писателя Эрнеста Хемингуэя.
Несмотря на то, что название фильма совпадает с названием короткого рассказа Хемингуэя, в действительности только первые двадцать минут напрямую связаны с ним. Всё последующее действие — абсолютно оригинальный сценарий на тему «почему события первых двадцати минут могли произойти». Структурно это один из самых сложных нуаров, состоящий из 11 флешбеков. Главные роли исполняют Берт Ланкастер и Ава Гарднер.

Кадр из данного фильма выглядит весьма привлекательно.

Также достоин внимания фильм «Мёртв по прибытии» (1950) от режиссёра Рудольфа Мате, известного по кинокартине в жанре пеплум «300 спартанцев» 1962 года. Данный фильм находится в общественном достоянии, то есть не смотря на то, что права на данную кинокартину уже истекли, этот фильм могут свободно распространять все без ограничений. По данной киноленте уже снято несколько ремейков, из которых мне хотелось бы отметить ужаснейший перезапуск «Мертв по прибытии» (1988). Козлы, запороли честь такой классной кинокартины.

В данном фильме заложен очень глубокий посыл: смерть человека является не результатом его осознанного поведения, а скорее она наступает из-за случайных событий и не контролируемых им обстоятельств. Главный герой переполнен мыслью о близкой смерти, он бегает по улицам мегаполиса и натыкается на людей, которым нет до этого никакого дела. Девочка играет с шаром, влюблённая парочка гуляет по улице, за спиной «ходячего трупа» — стойка с журналами «Жизнь». Главную роль исполняет Эдмонд О’Брайен.

Также рекомендую к просмотру фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет», рассказывающий историю трагедии о забытых «звёздах» Голливуда. Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Билли Уайлдера, «лучшей кинокартины в истории о «подводных камнях» Голливуда и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён, например, по версии IMDb.

Ну и наконец также рекомендую фильм в жанре мелодрама-нуар «Гильда» (1946) от режиссёра Чарльза Видора. Здесь рассказывается история про парня, работающего на хозяина казино, и жену босса по имени Гильда, которую играет Ри́та Хе́йворт. В отличии от многих других нуаров, здесь местами действия выступают танцевальные залы ресторанов, апартаменты богатых казино и роскошных гостиниц. В 2013 году фильм был включён Национальный реестр фильмов США. И именно в данном фильме актриса Ри́та Хе́йворт, находившаяся тогда на волне популярности в 40-е годы, исполнила свою коронную роль.

Прежде чем переходить к следующему пункту, я скажу о фильмах, достойных упоминания.
1) Стеклянный ключ (1942).
2) Почтальон всегда звонит дважды (1946).
3) Чёрный ангел (1946).
4) Крайний срок- на рассвете. ( 1946).
5) Тень сомнения (1942).

Более современный нуар, или Нео-нуар.

Для начала начнём с того, что Нео-нуар — это обозначение новой нуарной волны, которая появилась на американских экранах где-то в первой половине 1970-х годов на фоне политического скандала США, проходившего с 1972 по 1974 года. Данный скандал получил название Уотергейтский скандал. К тому же, на данную нуарную волну очень сильно повлияла Вьетнамская война, где американцы понесли огромную неудачу. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период (пост-нуар). Данная эпоха 70-х годов очень сильно изменила нуар.
Ведь в то время фильмы в жанре Нео-нуар поднимали такие острые темы, как тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие, инцест (половая связь между родственниками). Такие фильмы приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Герои Нео-нуара оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован беспорядочно устроенным обществом сегодняшнего дня.
А сейчас я хотел бы рассказать об одном персонаже, характерного как для эпохи классического, а также для более современного нуара. Знакомьтесь, детектив Филип Марлоу.

Сначала я расскажу немного об этом персонаже. Филип Марлоу — вымышленный частный детектив из Лос-Анджелеса, который является героем рассказов и романов в стиле «нуар старой школы» писателя Рэймонда Чандлера. В своё время Марлоу играли такие актёры, как Хамфри БогартГлубокий сон» (1946)), Роберт МонтгомериЛеди в озере» (1947)), Дик ПауэллУбийство, моя милая» (1944)), Роберт МитчемПрощай, моя красавица» (1975)), Эллиотт ГулдДолгое прощание» (1973)), Джеймс ГарнерМарлоу» (1969)) и Джеймс КаанПудл Спрингс» (1998)).
Вы обратили внимание на даты выхода этих фильмов? Из этого можно сделать вывод, что старина Филип подвергся этакой «культурной трансформации». Никого не напоминает?

Джеймс, отстань. Не тебя сегодня обсуждаем.

Джеймс, да хорош тебе. Ух, Бонд, появляется везде из ниоткуда.

Ну вернёмся к Филипу Марлоу. Детектив в большинстве романов представлен как потрёпанный жизнью циник, который с пессимизмом наблюдает за нравственным разложением американского общества и царящей в нём коррупцией. Он не колеблясь порой прибегает к насилию. Несмотря на резкость и частое употребление бурбона, Филип — персонаж положительный. Чандлер как-то заметил, что Марлоу смог бы соблазнить герцогиню, но он бы не притронулся к девственнице. Долг для него превыше всего, на Филипа не действуют чары роковых соблазнительниц нуарного мира, таких как Кармен Стернвуд из фильма «Глубокий сон».

Кадр из фильма «Глубокий сон».

Однако стоит отметить, что в «Долгом прощании» Роберта Олтмена (1973) предпринята попытка «деконструкции» этой культовой фигуры. Немного запутавшийся детектив просыпается в «хипповой» Калифорнии начала 1970-х. В данном фильме Марлоу представлен то ли импотентом, то ли асексуальным. В отличие от всех окружающих мужчин, он не испытывает никакого интереса к полуголым девицам, которые круглосуточно красиво проходят перед его окнами. Он единственный из персонажей, кто не состоит ни с кем в любовной связи. Бессилие Марлоу подчёркнуто его неспособностью разобраться с собственным котом и встречающимися ему на протяжении всего фильма собаками.
«Этот частный детектив настолько частный, что он, кажется, всё время разговаривает сам с собой, непрестанно комментируя свои действия, как бы стараясь убедить себя в собственном существовании — несмотря на почти полное безразличие окружающего мира ко всему, что он говорит и делает» — говорят корреспонденты The New York Times.

И это похоже на нуар?

«Долгое прощание» был враждебно встречен прессой. Журнал TIME писал, что это пощёчина всем любителям Филиппа Марлоу и «чёрного» жанра: «любопытно наблюдать, как Олтмен стебётся над тем уровнем мастерства, до которого ему еще расти и расти».

Но сейчас мы обсудим фильм, который действительно является настоящим Нео-нуарным детективом. Это «Китайский квартал» (1974) от режиссёра Романа Полански.

Седьмой по счету фильм Романа Полански и двадцать пятый в карьере исполнителя главной роли, Джека Николсона. Фильм делали не дебютанты, а профессионалы с большим опытом работы. Один только сценарий «Китайского квартала» писался более десяти месяцев, а потом было ещё несколько месяцев съёмок. Лос-анджелесский частный детектив Джейк Гиттес нанят состоятельной молодой девушкой Эвелин Малрей для расследования небольшого, но очень подозрительного дела. В ходе своей работы упорный сыщик оказывается втянутым в крупные махинации по спекуляции земельными участками и водой.
Снова классическое построение сюжета: одинокий коп с «кольтом» в кармане противостоит не просто злодею, а целому заговору. Также стоит отметить сложную и запутанную интригу: множество ложных сюжетных линий, второстепенных персонажей и внимания к незначительным деталям. Несмотря на все эти качества, «Китайский квартал» затягивает в пучину порока с самых первых кадров и не отпускает до финальных титров. Фильм получил довольно солидные награды, среди которых премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» и премия «BAFTA». В 1990 году вышел сиквел «Два Джейка», поставленный Джеком Николсоном. Но к сожалению, сиквел встретили довольно прохладно. Я очень рекомендую вам посмотреть «Китайский квартал», просто классная картина.

А теперь поговорим о фильме, который в своё время просто «снёс башню» своей атмосферой. Это именно тот фильм, который провалился в прокате, но через несколько лет он получил статус культового, и учёные признали его лучшим научно-фантастическим кинопроизведением в истории. И конечно же, это «Бегущий по лезвию» от великолепного режиссёра Ридли Скотта.

Работа над данным фильмом не просто шла, она «кипела». Все декорации были построены вручную, компьютерной графикой в фильме даже и не "пахло". Люди снимали всё во время настоящего дождя, как они сами признавались, что стояли словно в реке. Все были на нервах. Даже исполнитель главной роли Харрисон Форд чуть не подрался с Ридли Скоттом. Чтобы хоть как-то успокоиться, команда носила майки с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом». Художником и дизайнером в данном фильме работал известнейший Сид Мид, а музыка греческого музыканта Вангелиса просто пробивала до мурашек.

Такого вы нигде не встретите.

Данный фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная с счастливой концовкой (1982) и режиссёрская с открытым финалом (1992). Версия 1982 года, к сожалению, была плохо принята критиками и провалилась в прокате. А версия 1992 года взяла и «выстрелила» на полную катушку. Также стоит отметить, что кинокартина создавалась по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Сюжет здесь строился вокруг детектива Рика Дэкарда, которому поручено убить четырёх сбежавших репликантов. Здесь нет ни намёка на что-то хорошее. Тёмно-неоновая и дождливая атмосфера, а также тяжёлые состояния персонажей дают нам это понять. А открытую концовку, которая заставляет порассуждать, я вообще считаю шедевром всего кинематографа. Кстати, открытый финал также использовал Кристофер Нолан в своём фильме «Начало».
Если вы не смотрели данный фильм, я вам всем сочувствую. Ведь это кинокартина является эталоном в жанре Нео-нуар и киберпанк. И не то что эталоном, это самый первый фильм в жанре киберпанк. А в 1997 году вышла не менее крутая одноимённая игра, по которой я уже делал обзор. Кстати, актёр Харрисон Форд опирался на образ Марлоу при работе над ролью Рика Дэкарда.

Также я хотел бы упомянуть сиквел, который будет называться «Бегущий по лезвию 2049». Картина должна выйти 6 октября 2017 года.
Теперь на очереди фильм «Мертвец» (1995) от режиссёра Джима Джа́рмуша. В главной роли всеми известный Джонни Депп

Это один из самых странных и неочевидных примеров нуара, в котором нет почти ничего из описанных признаков направления. Здесь нет больших и шумных городов, широкоугольных камер, фирменных «голландских углов» и соблазнительных женщин. И всё же фильм Джима Джармуша снят по всем канонам жанра. Режиссёр вложил в уста персонажей именно то мировоззрение, которое характерно для героев нуара: они полны негодования, но готовы к тотальному поражению. Философский вестерн в стиле «нуар» производит неизгладимое впечатление на зрителей своей атмосферой и тягучим ритмом повествования. Несмотря на то, что все в фильме гоняются друг за другом с пистолетами и всё действие строится по принципу «Ну, погоди!», трудно найти более гармоничный и успокаивающий фильм в американском кинематографе последних 20 лет. Кстати, многие операторы используют для «чёрно-белых съёмок» одноцветную плёнку, однако в данном случае Джармуш настоял на использовании киноплёнки с конкретными оттенками, которые были ему нужны именно для работы над «Мертвецом».
Следующий на очереди будет очень жёсткий фильм «Семь» (1995) от режиссёра Дэвида Финчера. В главных ролях: Брэд Питт и Морган Фримен.

Дэвид Финчер сделал жестокое кино, как бы отдавая дань классическим представителям жанра «нуар». Сюжет прост: в городе происходят загадочные убийства. Расследование поручено детективу Миллсу и детективу Сомерсет. Каждая жертва никак не связана с другими, и вычислить серийного убийцу практически невозможно. Конечно, если он сам этого не захочет. Преступник оставляет рядом с каждой жертвой «ключ» к разгадке мотива преступления. Таким ключом становятся семь слов, которые соответствуют семи смертным грехам.

Одна из первых работ Дэвида Финчера оказалась столь же стильной, сколь и сильной. В пространстве этого фильма зрителю никак не удаётся найти хоть одного достойного героя. Но всё же есть один светлый персонаж- это супруга одного из детективов, однако создатели фильма не оставляют нам никаких иллюзий по поводу её дальнейшей судьбы. Всё это вкупе сделало фильм одним из лучших образцов пост-нуара.

Следующим фильмом является «Человек, которого не было», (2001 год) от режиссёров братьев Коэнов. В главной роли- Билли Боб Торнтон.

Американских режиссёров, братьев Джоэла и Итана Коэнов, в мире кинематографа ценят за умение перевоплощаться. Они, как хамелеоны, постоянно принимают окраску того предмета, рядом с которым находятся в данный момент. Когда они снимали комедию про битника, то у зрителя складывалось полное ощущение, что они и сами такие же. В картине «Человек, которого не было» братья замахнулись не просто на один из видов нуара, а сделали немыслимое: они сняли пародию на пост-нуар. Так искусно играть с формой и жанрами могут только очень талантливые люди.
Забавно, что фильм был показан зрителю именно в серой гамме, хотя изначально был снят цветным. Действие картины разворачивается в 1949 году, в небольшом городе Санта-Роза, в Калифорнии. Повествование ведётся от лица Эда Крейна, вечно меланхоличного и печального мужчины лет 40, работающего в цирюльне. В одно хмурое утро он получает предложение от незнакомца изменить всю свою жизнь. Учитывая, что Эду терять особо нечего, он соглашается.

Теперь «Город грехов» (2005) сразу от нескольких режиссёров: Роберта Родригеса, Френка Миллера и Квентина Тарантино.

Режиссёр Роберт Родригес всё делает фанатично. Каждый его фильм настолько энергично погружает зрителя в воображаемый мир автора, что это напоминает ребёнка, который убежден, играя в машинки, что действительно находиться на настоящей гонке. Бэйсин Сити — город, который нельзя назвать гостеприимным. Им правят коррумпированные чиновники и мафия. Оставаться порядочным человеком в этом городе невозможно. В фильме, основанном на комиксах, главными героями стали самые обычные люди, у которых нет никаких суперспособностей. Зато у них есть злоба, отчаянье и жажда мести.

Ох, как я люблю эту серо-красную палитру цветов.

Роберт Родригес увлекает зрителей не просто посмотреть, что же такое Город грехов, но и стать участниками сюрреалистичного ( совмещающего сон и реальность) карнавала, действие которого развивается в стиле нуар.

Следующий идёт «Дзифт» (2009) от болгарского режиссёра Явора Гырдева. Главную роль исполнил Захари Бахаров.

Болгарский фильм «Дзифт» является одним из самых типичных представителей Нео-нуара. Картина рассказывает о событиях, которые произошли всего за одну ночь с парнем по кличке Моль. Он вышел из тюрьмы, в которой провёл 15 лет по ложному обвинению. Теперь он хочет найти бриллиант, ради которого всё это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперёд мире. Но Моль стремится к своей цели, как мотылек к огню.

До сих пор критики и историки кино спорят, как в Болгарии, где почти не развита киноиндустрия, мог появиться такой точный, стилистически выверенный фильм. Важно понимать, что режиссёр снимал не просто кино, которое ему нравится, а следовал жёстким рамкам жанра, которому более семидесяти лет. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы, — на 16 мм, а видения главного героя — на 8 мм.

Ну и наконец-то мой любимый на данный момент сериал «Настоящий детектив»(2014-15 год), создателем которого является Ник Пиццолатто.

Ну наконец- то мы до него и дошли. Ведь именно этот сериал меня вдохновил на создание обзора про жанр нуар. На данный момент снято два сезона.
Актёры, играющие в первом сезоне: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон и Мишель Монаган.
Актёры, играющие во втором сезоне: Колин Фаррелл, Рэйчел Макадамс, Тейлор Китч, Вин Вон и Келли Райлли.
Возможно вы догадались, что истории в каждом сезоне разные и персонажи там тоже различные.
Если в первом сезоне была рассказана история двух детективов, расследующих жестокое и странное убийство женщины в луизианских топях, то во втором сезоне показано, как целая группа людей ведёт расследование по поводу убийства чиновника городской администрации.
Однако формы повествования обоих сезонов во многом схожи. Не стану спойлерить, но скажу, что расследование какого-либо дела может охватывать несколько временных промежутков, где в каждом промежутке могут выясняться какие-либо подробности старого дела. Здесь вы не встретите положительных персонажей, у каждого свои личные тайны и скелеты в шкафу. Персонажи и диалоги в данном сериале просто потрясающие, особенно мне запали в душу протагонисты Макконахи из первого сезона и Фаррелла из второго. Я бы мог рассказать о характерах героев, но лучше проанализируйте их сами, так интересней.
Режиссёром первого сезона выступил Кэри Фукунага. Во втором сезоне Фукунага выступил в качестве исполнительного продюсера, а режиссёров там было несколько, но мне хотелось бы отметить Джереми Подесву, известного по сериалам «Игра престолов» и «Подпольная империя». Композитором данного сериала является Ти-Бо́ун Бёрнетт.
Первый сезон сериала получил очень восторженные отзывы от критиков, однако второй восприняли чуть менее прохладно, но он всё равно хорош. Безумно жду третий сезон.

Вердикт

Вот мы и прошлись по самому интересному, мрачному и стильному жанру. Но давайте не будем забывать о том, что нуар есть не только в кинематографе. Это еще и жанр книг, комиксов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим»? Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.

Поскольку по фильмам мы прошлись, я напишу небольшой список игр в жанре нуар, в которые должен поиграть каждый.
1) Серия Max Payne.
2) L.A. Noire.
3) Blade runner (1997)
4) Blues and Bullets
5) The Saboteur, хотя она только по стилистике напоминает нуар.
6) Post Mortem
7) The Wolf Among Us
8) Heavy rain, но если у вас нет консоли, то можно смело глянуть на YouTube, как это сделал я. Ведь это же интерактивное кино.

stopgame.ru

Фильм нуар - это... Что такое Фильм нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

« Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) »

Происхождение термина

»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

Литература

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Нуар в кино, определение и особенности жанра

«Неудачный день. И неделя. И месяц. И год. И жизнь. Будь она проклята» © Чарльз Буковски, роман «Макулатура»

После длительного перерыва я решил, что стоит продолжить разговаривать о жанрах. Да, это не самые читаемые статьи на craftkino, но я уверен, рано или поздно они пригодятся тем, кто решит как следует разобраться во всем, что касается жанровых направлений. Особенно учитывая тот факт, что на настоящий момент времени практически не существует систематизированных русскоязычных материалов по данной теме.

Сегодня речь пойдёт о втором жанре, в котором я ориентируюсь также хорошо, как в вестерне. Меня интересует жанр нуар. Именно поэтому вас в начале статьи встретила столь безысходная цитата. Чуть ниже я объясню, почему она мною использована.

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете. Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления. В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.

«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах. Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива. Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами. И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.

Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).

Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.

Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).

Нуар, его особенности

Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.

  • Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
  • История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
  • Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
  • Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
  • Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
  • Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
  • Присутствие образа роковой женщины.

Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).

Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!

В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.

Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.

Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.

Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.

Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

craftkino.ru

В черном-черном городе: 20 лучших фильмов в жанре неонуар - Что посмотреть

Бесконечный дождь, продажные копы, темные улочки, мрачный главный герой и загадочные убийства.

Законопослушный гражданин The Film Department

Когда убийцу родных Клайда отпустили на волю, он решает отомстить и показать, насколько упорным и опасным может быть человек, которому нечего терять.

Счастливое число Слевина The Weinstein Company

Слевин приезжает к другу зализать душевные раны. Когда он добрался до квартиры, выяснилось, что его друга ищут сразу два мафиозных босса. А поскольку кроме Слевина в квартире никого нет, отдуваться придется именно ему.

Старикам тут не место Miramax Films

Посреди бескрайней техасской пустыни обычный работяга Льювейлин находит гору трупов, грузовик, набитый героином, и два миллиона долларов. Недолго думая, деньги он решает оставить себе.

Близнецы Rough House Pictures

Хезер — многообещающая голливудская старлетка. Джилл — ее личный помощник, вынужденная выполнять самые безумные прихоти актрисы. Однажды Хезер просит Джилл достать ей пистолет. Вскоре после этого происходит чудовищное убийство, актриса пропадает, а Джилл становится главной подозреваемой.

Убийца и Убийца 2. Против всех Lionsgate

Сотрудницу ФБР Кейт Мэйсер приглашают поучаствовать в специальной операции по поимке глав мексиканского наркокартеля. Сначала это задание кажется Мэйсер интересным и перспективным, но, столкнувшись с беззаконием по ту сторону границы США и методами работы спецслужб, она задумывается, стоит ли вообще участвовать в этом безумии.

Перелом Castle Rock

Узнав об измене любимой жены, Тед хладнокровно убивает свою благоверную. На суде он заявляет, что супругу не убивал. И, что поразительно, благодаря ряду юридических нестыковок и хитрости Теда, ему удается избежать тюрьмы.

Проклятый путь DreamWorks

Майкл выглядит как среднестатистический добропорядочный американец, но его младшему сыну не дает покоя вопрос — куда уезжает его папа по вечерам в компании скользких парней. Однажды мальчик прячется в машине отца и узнает жуткую правду…

Соучастник Paramount Pictures

К обычному водителю такси подсаживается клиент-наемный убийца. Таксист становится заложником киллера и должен развозить его от одной «цели» к другой.

«V» значит Вендетта Warner Brothers

Альтернативное будущее. Великобритания — сверхдержава, тоталитарное государство, где все подчиняются интересам диктатора, а именно — властного канцлера. Однажды в этом ужасающем мире появляется герой в маске.

Забирая жизни Warner Bros.

Агент ФБР Иллиана Скотт берется вычислить неуловимого маньяка, который не просто просто убивает своих жертв, но и присваивает себе их личности.

Транс Cloud Eight Films

Аукционист Саймон во время ограбления своей галереи получает удар по голове и оказывается в больнице с амнезией. Грабители похищают и пытают его, ведь только он знает, куда пропала ценная картина.

Убить Билла и Убить Билла 2 Miramax Films

Киллершу Черную Мамбу по поручению ее бывшего босса и любовника пытается убить отряд элитных наемников. Несмотря на жуткие побои, девушка выживает, но впадает в кому. Спустя пять лет Мамба просыпается в больничной палате с желанием жить и мстить.

Город грехов и Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать Dimension Films

Несколько историй жителей Города Грехов — самого грязного, жуткого, беспринципного города, которым заправляют коррумпированные полицейские, уличные банды и мафиозные группировки.

Джон Уик и Джон Уик 2 Lionsgate

Размеренная жизнь Джона Уика, бывшего наемного убийцы, перестает быть томной. Уличный преступник крадет любимый Mustang Джона и попутно убивает собаку Дейзи. Жажда мести пробуждает в киллере, казалось, утерянную хватку.

Расплата Electric City Entertainment

Аутист Кристиан жонглирует двумя жизнями: днем он занудный бухгалтер, а ночью подрабатывает аудитором для самых опасных преступных организаций. Однажды ему поручают найти бухгалтерскую ошибку, из-за которой компания лишилась крупной суммы денег. Именно с этого задания у Кристиана начинаются проблемы.

Стрингер Bold Films, Sierra

Безработный Луис находит отличный способ заработать много денег — он приобретает камеру и становится внештатным корреспондентом, снимающим аварии и угоны. Однако снимать преступления и автокатастрофы не всегда безопасно.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

www.ivi.ru

10 фильмов в жанре «нуар» — Arriva.ru

Слово «нуар» звучит так грозно, что люди зачастую думают, будто этим термином обозначают какой-то слишком заумный жанр какого-нибудь слишком артхаусного кино. На самом же деле нуар — это просто мрачная во всех отношениях история, зачастую с детективным сюжетом. Нуар считается очень стильным кино: над ним всегда витает дух ретро, хотя в этом жанре снимают до сих пор, и даже вполне популярные режиссёры. Недавно, например, на премии «Золотой орёл» отметили свежий фильм-нуар Станислава Говорухина Weekend. А уж «Город грехов», который тоже относится к «тёмному» направлению, не видел только ленивый. «Аррива» решила вспомнить несколько ярких картин в этом жанре, чтобы сорвать с нуара покров таинственности.

Кадр из фильма «Чёрная орхидея»

Вопреки французскому происхождению термина, нуар как жанр зародился в 1940–1950-х годах в США. Первые film noir («чёрные фильмы») показывали мир в пессимистических тонах, в которых его видело американское общество после Второй мировой войны. Крушение надежд и веры, цинизм вместо «общечеловеческих ценностей», разочарование в жизни, жестокость, безразличие, отчаяние — всё это стало «визитной карточкой» нуара и его героев.

Позднее жанр стал обрастать направлениями, которые возникали не только в Америке, но и по всей Европе: «поздний нуар», «нео-нуар», «пост-нуар» и даже пародии на нуар. Интересно, что цветное полнометражное кино появилось только в середине 1930-х годов, а уже через десять лет режиссёры начали снимать первые картины в стиле «нуар», в которых отсутствие цвета было новым смысловым решением.

Кадр из фильма «Целуй меня насмерть»

Самыми характерными элементами нуара являются скучные и немногословные диалоги, ночные съёмки, брутальные герои, которые чаще всего в итоге погибают, лживые женщины и полное смешение антагониста и протагониста: как правило, одними и теми же качествами наделены как злодеи, так и «положительные» персонажи. А ещё в этом кино важную роль играют мужские шляпы, дождь и панорама города. Однако, учитывая, что жанру чуть менее ста лет, глупо предполагать, будто все фильмы делаются по одному шаблону.

«Мальтийский сокол», 1941 год

Классическим примером «чистого нуара» принято считать детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Он был трижды номинирован на премию «Оскар», однако ни одной статуэтки так и не получил. Именно этот фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины.

Частный сыщик Сэм Спейд, главный персонаж «Мальтийского сокола», является совладельцем детективного бюро. К нему обращается девушка Бриджит с просьбой проследить за неким мужчиной по имени Фёрсби, скрывшимся с сестрой Бриджит. В первую же ночь слежки напарника Спейда убивают. Вскоре и Фёрсби находят мёртвым, и подозрение в этом убийстве падает на Спейда. Фильм по праву стал законодателем нуаровой моды, и многие его сценарные и операторские ходы впоследствии использовались в других картинах.

«Тень сомнения», 1942 год

Фильм основан на реальной истории серийного душителя 1920-х годов, Эрла Леонарда Нельсона. Именно «Тень сомнения» стал началом «американского периода» британца Альфреда Хичкока, да и вообще оказался первым фильмом режиссёра, получившим широкое признание. Выход фильма в кинотеатрах был ознаменован положительными и порой восхищёнными рецензиями кинокритиков, несмотря на то, что в нём можно без труда разглядеть много повторов предыдущей картины режиссёра «Подозрение». Сам Хичкок в более позднем интервью, в 1964 году, признался, что считает «Тень сомнения» своей лучшей работой.

Фильм рассказывает о судьбе маленькой девочки Чарли, которой совершенно нечем заняться, и она от скуки всё время фантазирует о своём дядюшке, в честь которого получила мальчишеское имя. Вскоре дядюшка «волшебным» образом появляется в жизни девочки. Но таким ли забавным и добрым он оказался в жизни, как в фантазиях племянницы?

«Бульвар Сансет», 1950 год

В сценарии этой картины американского режиссёра Билли Уайлдера не сразу можно различить черты «нуара»: здесь нет ни детектива, ни роковой красотки в шляпке и чулках, ни загадочного убийства. Фильм рассказывает о «подводных камнях» голливудской жизни пятидесятых годов. Стареющая звезда немого кино Норма Десмонд живёт в огромном особняке по адресу Сансет-бульвар и мечтает сыграть Саломею. Учитывая, что никто из режиссёров и сценаристов уже не заинтересован в работе с «закатившейся звездой», она сама пишет себе сценарий и всё время играет заветную роль. Постепенно теряя связь с реальностью, Норма непреклонно приближается к трагической развязке.

Именно конфликт между реальным и внутренним миром делают этот фильм частью направления «нуар». Эта картина стала лучшей работой Билли Уайлдера и признана одним из главных фильмов о Голливуде.

«Печать зла», 1958 год

Кинолента Орсона Уэллса завершает период классического американского «нуара» и подводит промежуточные итоги всего мирового направления. Исходя из названия, несложно догадаться, что весь фильм пронизан незримым присутствием дьявола, и в этой картине нет места надежде, не говоря уже о хеппи-энде. В картине всё плохо, от первых кадров и до последних.

Мексиканский агент отдела по борьбе с наркотиками Варгаса постепенно превращается из добропорядочного супруга и полицейского в мстительного сумасшедшего. Его невинная жена Сьюзан становится жертвой бандитов, которые делают её наркозависимой истеричкой. Американский полицейский Хэнк Куинлен оказывается готов пойти на крайние меры, чтобы достичь своего и «закрыть» очередное дело… Печать зла не пощадила никого и оставила свой кровавый след на всех героях этого фильма. Так и никак иначе должна была закончиться эпоха классического «нуара». Беспросветное зло.

«Китайский квартал», 1974 год

Седьмой по счету фильм Романа Полански и двадцать пятый в карьере исполнителя главной роли, Джека Николсона. Важно понимать, что, в отличие от предыдущей картины, фильм делали не дебютанты, а профессионалы с большим опытом работы. Один только сценарий «Китайского квартала» писался более десяти месяцев, а потом было ещё несколько месяцев съёмок. Лос-анджелесский частный детектив Джейк Гиттес нанят состоятельной молодой девушкой Эвелин Малрей для расследования небольшого, но очень подозрительного дела. В ходе своей работы упорный сыщик оказывается втянутым в крупные махинации по спекуляции земельными участками и водой.

Снова классическое построение сюжета: одинокий воин с «кольтом» в кармане противостоит не просто злодею, а целому заговору. Надо признаться, что ещё одной традицией нуара можно назвать очень сложную и запутанную интригу: множество ложных сюжетных линий, второстепенных персонажей и внимания к незначительным деталям. Несмотря на все эти качества, «Китайский квартал» затягивает в пучину порока с самых первых кадров и не отпускает до финальных титров.

«Мертвец», 1995 год

Это один из самых странных и неочевидных примеров нуара, в котором нет почти ничего из описанных признаков направления. Здесь нет больших и шумных городов, широкоугольных камер, фирменных «голландских углов» и соблазнительных женщин. И всё же фильм Джима Джармуша снят по всем канонам жанра. Режиссёр вложил в уста персонажей именно то мировоззрение, которое характерно для героев нуара: они полны негодования, но готовы к тотальному поражению.

Философский вестерн в стиле «нуар» производит неизгладимое впечатление на зрителей своей атмосферой и тягучим ритмом повествования. Несмотря на то, что все в фильме гоняются друг за другом с пистолетами и всё действие строится по принципу «Ну, погоди!», трудно найти более гармоничный и успокаивающий фильм в американском кинематографе последних 20 лет. Кстати, многие операторы используют для «чёрно-белых съёмок» монохромную плёнку, однако в данном случае Джармуш настоял на использовании киноплёнки с конкретными оттенками, которые были ему нужны именно для работы над «Мертвецом».

«Семь», 1995 год

Дэвид Финчер сделал жестокое кино, как бы отдавая дань классическим представителям жанра «нуар». Сюжет прост: в городе происходят загадочные убийства. Расследование поручено детективу Миллсу и детективу Сомерсет. Каждая жертва никак не связана с другими, и вычислить серийного убийцу практически невозможно. Конечно, если он сам этого не захочет. Преступник оставляет рядом с каждой жертвой «ключ» к разгадке мотива преступления. Таким ключом становятся семь слов, которые соответствуют семи смертным грехам.

Одна из первых работ Дэвида Финчера оказалась столь же стильной, сколь и сильной. В пространстве этого фильма зрителю никак не удаётся найти хоть одного достойного героя. Мысли персонажа Кевина Спейси выглядят цинично, однако кто поспорит с тем, что все люди на земле, включая и его самого, достойны наказания? Детектив Сомерсет (Морган Фримен) уже давно не питает иллюзий насчёт нашей жизни, и его рассуждения по большей своей части пессимистичны. В картине есть один светлый персонаж — это супруга одного из детективов, однако создатели фильма не оставляют нам никаких иллюзий по поводу её дальнейшей судьбы. Всё это вкупе сделало фильм одним из лучших образцов пост-нуара.

«Человек, которого не было», 2001 год

Американских режиссёров, братьев Джоэла и Итана Коэнов, в мире кинематографа ценят за умение перевоплощаться. Они, как хамелеоны, постоянно принимают окраску того предмета, рядом с которым находятся в данный момент. Когда они снимали комедию про битника, то у зрителя складывалось полное ощущение, что они и сами такие же. В картине «Человек, которого не было» братья замахнулись не просто на один из видов нуара, а сделали немыслимое: они сняли пародию на пост-нуар. Так искусно играть с формой и жанрами могут только очень талантливые люди.

Забавно, что фильм был показан зрителю именно в монохромной гамме, хотя изначально был снят цветным. Действие картины разворачивается в 1949 году, в небольшом городе Санта-Роза, в Калифорнии. Повествование ведётся от лица Эда Крейна, вечно меланхоличного и печального мужчины лет 40, работающего в цирюльне. В одно хмурое утро он получает предложение от незнакомца изменить всю свою жизнь. Учитывая, что Эду терять особо нечего, он соглашается.

«Город грехов», 2005 год

Режиссёр Роберт Родригес всё делает фанатично. Каждый его фильм настолько энергично погружает зрителя в воображаемый мир автора, что это напоминает ребёнка, который убежден, играя в кубики, будто строит настоящие дома. Бэйсин Сити — город, который нельзя назвать гостеприимным. Им правят коррумпированные чиновники и мафия. Оставаться порядочным человеком в этом городе невозможно. В фильме, основанном на комиксах, главными героями стали самые обычные люди, у которых нет никаких суперспособностей. Зато у них есть злоба, отчаянье и жажда мести.

Роберт Родригес увлекает зрителей не просто посмотреть, что же такое Город грехов, но и стать участниками сюрреалистичного карнавала, действие которого развивается в стиле нуар.

«Дзифт», 2009 год

Болгарский фильм «Дзифт» является одним из самых типичных представителей нео-нуара. Картина рассказывает о событиях, которые произошли всего за одну ночь с парнем по кличке Моль. Он вышел из тюрьмы, в которой провёл 15 лет по ложному обвинению. Теперь он хочет найти бриллиант, ради которого всё это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперёд мире. Но Моль стремится к своей цели, как мотылек к огню.

До сих пор критики и историки кино спорят, как в Болгарии, где почти не развита киноиндустрия, мог появиться такой точный, стилистически выверенный фильм. Важно понимать, что режиссёр снимал не просто кино, которое ему нравится, а следовал жёстким рамкам жанра, которому более семидесяти лет. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы, — на 16 мм, а видения главного героя — на 8 мм.

Циничные и противоречивые герои, обладающие, тем не менее, сильной харизмой, появляются не только в шляпе и под чёрно-белым дождём. Многие популярные сериалы строятся вокруг персонажей, которые в других декорациях могли бы стать действующими лицами нуара. Вот небольшой список сериальных мизантропов-харизматиков, с которыми мы советуем вам познакомиться.

Автор: Николай Гросицкий

arriva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *