история персонажа, интересные факты из жизни и смерти
Оксана является погибшей дочерью мельника, которая спасает Гоголя от Всадника в его первый вечер в Диканьке. Роль исполнила Юлия Франц. Она утопилась в реке тридцать лет назад из-за происков её мачехи-ведьмы и обратилась в русалку. Образ Оксаны был взят из повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Образ героя
Оксана – красивая сельская девушка, которая в первую встречу с Гоголем появляется в образе крестьянки. После раскрытия её сущности русалки Оксана появляется в сериале в длинной белой сорочке. Она очень преданная девушка, которая влюбляется в Николая с первой встречи, и готова сделать всё, чтобы осчастливить любимого. Именно Оксана становится главной союзницей Гоголя.
Литературный персонаж
Оксана в сериале очень похожа на своего литературного героя. В «Утопленнице» главной русалкой выступала одна панночка, которую тоже сжила со свету ведьма-мачеха. Если кому-то случалось забрести на запруду ночью, то панночка забирала путника под воду и просила отыскать среди русалок ту самую ведьму. Если человек не справлялся с задачей, то русалки утаскивали его на дно. Однажды казак Левко забредает к реке и, столкнувшись с русалками, замечает девушку, которая выглядит более живой, чем остальные. Именно она оказывается притаившейся ведьмой. В награду за избавление от ведьмы, панночка не только оставляет Левка в живых, но и помогает ему обручиться с возлюбленной.
История в сериале
Как и в повести, в сериале Оксана и её подружки русалки страдают от колдовства её ведьмы-мачехи: та вытягивает силу из реки и изводит девушек. Гоголя настигает полусон-полуреальность, где он оказывается ночью посреди поля. Ему является Оксана, рассказывает о своей несчастной судьбе и просит о помощи. Русалка надеется, что среди русалок Гоголь сможет отыскать её мачеху-ведьму. Внезапно в толпе Гоголь различает Ганну, работницу постоялого двора. Разъяренные русалки бросаются на ведьму и отрывают ей руку.
В сериале Оксана также благодарит Гоголя за помощь. Она предупреждает его, что Ганна была всего лишь пособницей, а настоящий Всадник всё ещё жив. Вскоре её благодарность за избавление от ведьмы перерастает в романтическое чувство. Оксана становится помощницей Гоголя в познании его способностей. Она пристально наблюдает за героем и часто приходит на помощь, но за свою плату. Оксана надеется покорить сердце будущего писателя и ревнует того к графине Елизавете. Лишь убедившись, что сердце героя свободно, русалка предлагает ему раскрывать его силу вместе. Оксана уверена, что ответ кроется в детстве Гоголя. Чтобы освежить ему память, русалка бросает Николая в свою реку, где он погружается в недоступные ему ранее детские воспоминания. Верная русалка часто выручает Гоголя в сериале:
- Предупреждает о схватке следователя Гуро и Всадника;
- Рассказывает, где цветет кровавый цветок;
- Уговаривает Лизу привести помощь на собрание «Мертвых душ»;
- Спасает Лизу из колодца крови;
- Предупреждает Гоголя, чтобы он не смотрел в глаза Вия.
Увы, именно безграничная любовь Оксаны к Гоголю становится её погибелью. Она встречается на берегу с графом Данишевским, который предлагает ей воскрешение и земную жизнь с Николаем в обмен на ад в загробной жизни. Граф убеждает Оксану влюбить в себя Гоголя и заставить его покинуть Диканьку. Русалка соглашается и становится жертвой заговора семьи Данишевских. Граф воскрешает Оксану, но девушка не успевает насладиться жизнью. Она становится последней жертвой Всадника.
Интересные факты
Гоголь решил записать историю Вакулы про его любовь к красавице Олене. В своей будущей повести он назвал главную красавицу Оксаной.
«Гоголь. Вий»: новые герои
Телеканал ТВ-3 и продюсерский центр «Среда» Александра Цекало представляют новые характер-постеры мистического детектива «Гоголь. Вий», которые предлагают зрителю познакомиться с новыми персонажами вселенной «Гоголя» и освежить впечатления от тех, кто уже появлялся на экране.
Новые персонажи:
Хома Брут (Алексей Вертков)
Прототип героя встречается в повести «Вий» Н.В. Гоголя.
Странствующий философ и богослов, профессиональный экзорцист и охотник за нечистью, Хома Брут верен церкви и своей миссии и прекрасно владеет как божьим словом и темной латынью, так и боевыми навыками.
Безносый (Анвар Либабов)
Оригинальный персонаж
Персонаж-загадка, служитель тёмных сил, скрывающий своё истинное лицо за марлевой повязкой и являющийся Гоголю в его самых жутких видениях. Безносый как-то причастен к тайне рождения Гоголя – и это пока всё, что о нём известно. В произведениях Гоголя такого героя не встречается, но мотив отсутствующего носа возник в голове сценаристов не на ровном месте.
Герои первой части трилогии раскроются с новых сторон:
Всадник (?)
Прототип героя встречается в повести «Страшная месть» Н.В. Гоголя.
Исчадье ада и воплощение зла, мистический персонаж, у которого вместо лица – сгусток тьмы. Человек он или нет? Гоголь по-прежнему не знает этого наверняка. Всадник с невиданной силой разрубает своих жертв на скаку, а его жестокие кровавые расправы держат в ужасе жителей села Диканьки, но среди селян, определенно, есть и те, кто прислуживает ему в его дьявольских культах.
Ульяна (Ксения Разина)
Прототип героини встречается в повести «Вий» Н.В. Гоголя.
Коварная и чертовски привлекательная ведьма, пособница Всадника. Обладает такой недюжинной магической силой, что даже после своей смерти способна причинить немало зла – в чём Гоголю и Хоме Бруту во второй части проекта предстоит убедиться лично.
Оксана (Юлия Франц)
Прототип героини встречается в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н.В. Гоголя.
Дочь мельника, погубленная мачехой 30 лет назад. Молодая и обворожительная утопленница, превратившаяся в мавку. Оксана обладает способностью неожиданно появляться из водоёма и принимать обличие любого из смертных. Она ревнива и умна. Для Гоголя она – главный потусторонний советник и проводник между мирами. Оксана помогает Гоголю трактовать его видения и мечтает завладеть его сердцем, что особо и не скрывает. Она знает страшную тайну Гоголя и ненавидит Лизу.
Граф Алексей Данишевский (Артём Ткаченко)
Оригинальный персонаж
Супруг Лизы, богатый затворник – один из тех, кого Гоголь ещё в первой части начал подозревать в совершении преступлений. Но, возможно, всё дело в банальной ревности? Человек странный, загадочный, своенравный, расчетливый и холодный, Данишевский тщательно скрывает причину, по которой уехал из Петербурга в глухую Диканьку, где расположено его родовое имение.
Кузнец Вакула (Сергей Бадюк) и его дочь Василина (Марта Тимофеева)
Прототип Вакулы встречается в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
Силач, обладающий богатырской силой, волей и закалкой, Вакула известен тем, что в молодости прокатился верхом на черте. С тех пор кузнец остепенился и возненавидел всё, что связано с тёмными силами. Вакула в одиночку воспитывает дочь Василину — тихую, замкнутую, но при этом очень смышленую и наблюдательную девочку, которая предпочитает тряпичную куклу общению с людьми.
В продолжении одного из главных кассовых хитов минувшего года молодой писарь и начинающий поэт Николай Гоголь в исполнении Александра Петрова продолжит расследование загадочных убийств девушек в селе Диканька в компании своих помощников – полицейского Бинха (Евгений Стычкин), кузнеца Вакулы (Сергей Бадюк) и доктора Бомгарта (Ян Цапник), к которым присоединится новый персонаж — охотник на ведьм и философ Хома Брут (Алексей Вертков).
Вторая часть «Гоголя» поражает размахом визуальных эффектов. Зрителя ждёт захватывающая битва в стенах старинной часовни с древним монстром Вием. За создание этого зрелищного аттракциона отвечает Евгений Барулин – опытный специалист по компьютерным спецэффектам, работавший, в том числе, над голливудским проектом Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». «Гоголь. Вий» выйдет в широкий кинопрокат 5 апреля 2018г.
Первая часть проекта, фильм «Гоголь. Начало», стала главной киносенсацией прошлой осени: экспериментальный мультижанровый проект ТВ-3 установил несколько кассовых рекордов, показав в том числе лучший старт сезона, окупил производственные расходы в первый же день проката и вошел в топ-10 российских фильмов по итогам года. Мистический детектив, в котором классик литературы сталкивается с ужасными порождениями собственной фантазии, посмотрели в кинотеатрах свыше 1,9 млн зрителей. «Гоголь. Начало» был показан на русском языке в Германии, Великобритании, Испании, Австрии и на Кипре.
________________________
Гоголь. Вий.
Жанр: мистика, детектив, приключения, драма.
Продюсеры: Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, Евгений Никишов
Режиссёр: Егор Баранов
Сценаристы: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Оператор: Сергей Трофимов
Художник-постановщик: Виктория Игумнова
Композитор: Райан Оттер
В ролях: Александр Петров, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Артем Ткаченко, Ян Цапник, Сергей Бадюк и др.
Писарь из Санкт-Петербурга Николай Гоголь бросает вызов загадочному тёмному Всаднику, который жестоко расправляется с девушками в окрестностях села Диканька. Собрав команду из местного полицейского, пьяницы-доктора, суеверного кузнеца и странствующего философа-экзорциста, Гоголь пытается заманить злодея в ловушку, но на его пути встает самое жуткое порождение нечистой силы – Вий, один взгляд которого способен высосать душу смертного. Неожиданно для себя Гоголь выясняет, что с потусторонними силами его связывают не только таинственные видения.
Назад
русская история ужасов — Российская газета
«Гоголь. Начало», самая громкая премьера осени по версии футбольного комментатора Георгия Черданцева, открывается крупным планом лошадиного зада. Уже неплохо. Но дальше все еще чудеснее. В первой же сцене является верховное зло — гибрид всадника без головы, Назгула и темного мага из какой-нибудь RPG, верхом на адском коне и с рогами, вырастающими из спины. Зло зверски зарубает трех чумазых разбойников и высасывает кровь из голой девушки.
Что это за монстр такой и зачем губит голых девушек в лесах близ Диканьки, из «Гоголя. Начало» узнать невозможно. Потому как это — только первые два эпизода сериала. Еще три выпуска по два эпизода покажут с интервалом в полтора месяца в кинотеатрах до конца 2017 года. А в 2018 году все восемь серий можно будет посмотреть по телевизору. Такая вот оригинальная стратегия.
Меж тем загадочные убийства в глубинке едет расследовать агент ФБР… то есть, простите, следователь Яков Петрович Гуро, прихватив с собой Николая Васильевича Гоголя. Гоголь еще совсем молод, делает первые шаги в писательской карьере, по его мнению — крайне неудачные. Экземпляры поэмы «Кюхельгартен» он скупает и топит ими печку, регулярно опрокидывая в себя бутылку. В свободное от этого увлекательного занятия время он служит писарем при убойном отделе царской полиции, притом на каждом месте преступления падает в обморок, выводя на бумаге таинственные слова. Так Николай Васильевич, кстати, и знакомится с Яковом Петровичем — тот, став свидетелем очередного такого обморока, замечает, что слова те — не бред, а кое-что важное значат, надо только правильно их интерпретировать. И находит сверхспособность будущего великого литератора чрезвычайно для дела полезной.
Сыщика Гуро играет Олег Меньшиков, да так, что замени сыщика Гуро на Эраста Петровича Фандорина — и никто особо разницы не заметит. Это, конечно, ни в коем случае не минус — Фандорин у Меньшикова в «Статском советнике» был крут. Но его, по крайней мере, в дебютных двух часах сериала из восьми, немного. Хотя, судя по завершающим кадрам, впоследствии Гуро еще даст всем прикурить.
Главный же герой в исполнении Александра Петрова — гораздо любопытнее. Бледный, неуверенный в себе, припадочный Гоголь частенько видит всякое странное — то во сне, то наяву. Всего 12 раз (плюс-минус) на протяжении «Начала». Глюки имеют для сюжета большую ценность: именно из них исходит львиная доля информации, необходимой для дальнейшего развития истории. Напьется, бывает, Николай Васильевич, рухнет посреди улицы, а перед глазами видение: Таисия Вилкова в роли помещицы Лизы улыбается. Неплохо бы, значит, к ней наведаться.
Тут немного следует сказать о второстепенных персонажах. Помещица Лиза — жена помещика Данишевского, терзаемая загадочным недугом. Проживают оба там же, в окрестностях Диканьки, в огромном замке и явно что-то скрывают. Местный шериф по фамилии Бинх (Евгений Стычкин) — тоже что-то скрывает и гостям из столицы не рад. Врач Бомгарт (Ян Цапник) — страдает алкоголизмом, но дело свое знает, был сослан в глушь «за диссертацию», излишне прогрессивную, видимо, оттого и пьет. Вакула (Сергей Бадюк) — гороподобный кузнец с талантом к живописи и маленькой дочуркой. Слуга Гоголя Яким (Евгений Сытый) — добродушный и прямолинейный. Мертвая дочь мельника Оксана (Юлия Франц) — приходит иногда к Гоголю с целью попросить помощи, что-нибудь сообщить, а иногда и просто переспать. В основном, вероятно, необходима в качестве потустороннего наставника. То есть чтобы произнести дежурное «ты избранный» и выдать соответствующие ЦУ.
Как детектив, пусть бы и мистический, «Гоголь» рассматривать не стоит. Потому что детектив из Гоголя — так себе. Он скорее экстрасенс. Понятно, что некроколдуны и техномаги у нас тоже якобы преступления распутывают, чему на известном канале не видно конца. Однако все ж как-то не очень хочется видеть русского классика в подобном образе. Тем более, когда герой детектива добывает сведения из галлюцинаций, это форменное ходульное безобразие, а не детектив.
А вот как хоррор класса «Б» — вполне себе. Обнаженка, расчлененка, деревенское фэнтези с хохочущими ведьмами-призраками, параллельная вселенная духов, демонов и каких-то существ с щупальцами, инфернальный Пушкин (Павел Деревянко) — полный жанровый фарш, которому ни сценарные глупости сильно не вредят, ни общая беднота и криво нарисованные, расплывчатые задники на общих планах. Если и дальше в том же ключе все пойдет, то у нас будет бюджетненькая, но веселая и симпатичная «Русская история ужасов» с отсылками к биографии и произведениям Гоголя. На фоне «Невесты» Подгаевского и прочего безрыбья — поди плохо.
3.5
«Гоголь» актёры в обычной жизни фото
Как выглядят в реальной жизни актёры из серии фильмов «Гоголь».
Сериал «Гоголь», который выходил на канале «ТВ3», стал по-настоящему успешным. У фильмов, которые можно назвать по-настоящему оригинальными, увлекательными и зрелищными, появилось немало поклонников, которые посмотрели все серии на одном дыхании и жаждут продолжения истории. Кстати говоря, уже появилась информация, что «Гоголь» может получить продолжение. Всего вышло три фильма: «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». В прокат картина вышла не только в России, но также и в других странах, например, в Германии, Швейцарии, Бельгии и др.
Фильм стал популярным по многим причинам. Конечно же, это оригинальный сюжет. Многие перед просмотром наверняка даже не подозревали, что сюжет фильма о Гоголе станет настолько неординарным. Нельзя не отметить и качество фильма, созданный антураж, который полностью вовлекает в мир, который наполнен безумными приключениями и сказочной атмосферой. И, конечно же, актёры.
В любом фильме актёры решают главную задачу. В этом фильме они смогли воплотить задумку авторов и сделали своих персонажей максимально реалистичными. Здесь снялись настоящие звёзды российского кино и телевидения, среди которых Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Ян Цапник, Сергей Бадюк и многие другие. В фильме все они предстали в своих образах, в старинных костюмах и гриме. Однако многим может быть интересно посмотреть на то, как они выглядят в обычной и повседневной жизни.
«Гоголь. Начало». Вечера на хуторе с Цекало
Рецензия новой ленты от корреспондента ART1.
Фото предоставлены «Каро» и взяты с youtube.com
27 августа в кинотеатре «КАРО 11 ОХТА» в Санкт-Петербурге прошел предпремьерный показ первых эпизодов многосерийного фильма «Гоголь. Начало» по мотивам произведений Николая Васильевича. Перед началом ленты для гостей сказал пару слов волнующийся продюсер Александр Цекало, актер Евгений Стычкин и другие причастные. Сегодня, 31 августа, кино выходит в прокат. Корреспондент ART1 оценил очередную вариацию на тему нетленной классики.
Александр Цекало сразу дал гостям затравочку — не воспринимать это кино как хоррор. «Для меня это очень веселый фильм. Пусть и со сценами эротики и насилия с самых первых минут», — смеялся продюсер. Без этого комментария действительно было бы непонятно, как относиться к ленте. Вроде и кровища, а не страшно. Шутки смешные, но для комедии их маловато. Получается что-то среднее между «Вием» и «Диканькой». Хоть и мрачно, но не по-настоящему. Этакий сон, от которого в любой момент можно проснуться.
Съемочная группа
Новое в этой интерпретации гоголевских сюжетов — образ самого их автора в контексте надвигающегося на него безумия. Ни зрителю, ни самому Гоголю до конца непонятно, сходит он с ума, или у него на самом деле есть сверхъестественные способности. С каждой новой серией авторы сценария склоняют нас ко второму варианту все активнее, картина становится все более мистической, подходящей для эфира «ТВ3». Но при этом гораздо более интеллигентной, чем основная часть контента канала.
Кадр из фильма
Звездой сериала выбрали Олега Меньшикова, и он совершенно затмевает собой Александра Петрова в роли Гоголя. Персонаж Меньшикова Яков Гуро — просто клон Эраста Фандорина, которого он играл в нескольких проектах. Роль явно его — остроумный сыщик, известный на всю страну, с харизмой шириной в Черной море. Однако из-за такого явного копирования в какой-то момент смотреть на Меньшикова в образе Гуро становится скучновато. Понимаешь — мэтр российского кино всегда и везде играет в первую очередь себя самого.
Кинотеатр «КАРО 11 ОХТА»
Когда на экране появилась Оксана из видений Гоголя, зал захихикал. Актрису Юлию Франц общественность заподозрила в том, что девушка перестаралась с ботоксом в районе верхней губы. Вместо гарной дивчины из Малороссии получилась типичная инстаграм-дива. А вот Таисия Вилкова так и пышет свежестью и юностью, что, в общем, не сложно делать в 20 лет.
Кадр из фильма
Один из самых удачных второстепенных персонажей — доктор-алкоголик Бомгарт в исполнении Яна Цапника. Спившийся интеллигент, которого за слишком вольное отношение к медицине сослали в деревню, страдает от скуки. Он умен и ироничен, потому его диалоги с главным героем выделяются на фоне остального окружения из Диканьки. На его фоне особенно заметно, что на образ Гоголя авторы картины как-то забили. Уж совсем серым и скучным он выглядит, хоть и главный герой.
Кадр из фильма
В целом «Гоголь. Начало» смотреть скорее приятно, чем наоборот. Это крепко сделанный фильм-сериал с красивой картинкой в лучших традициях российского кино. А продвигают его при этом бодро и современно. Например, команда «Гоголя» запустила в соцсетях вирусные ролики, где фильм анализирует кинокритик и учительница литературы, сыгранные комиком Сергеем Буруновым. Звезда «Большой разницы» весело разносит кино в пух и прах, после чего у зрителя срабатывает рефлекс «Хорошие сапоги, надо брать».
Публикация от Alexander Petrov (@actorsashapetrov)
Публикация от Alexander Petrov (@actorsashapetrov)
Loading…
«Гоголь. Начало»: Классик вместо последней девушки
Завтра в российский прокат выходит «Гоголь. Начало» — первая часть амбициозного проекта, который после кинотеатров отправится на ТВ уже как сериал. Фильм выходит в двух версиях — «18+» и «16+». RussoRosso рассказывает сами понимаете о какой из них.
«Гоголь. Начало» (2017)
Режиссер: Егор Баранов
Сценарий: Алексей Чупов, Наталья Меркулова и другие
Оператор: Сергей Трофимов
Продюсеры: Александр Цекало, Валерий Федорович и другие
Дистрибьютор в России: «Каропрокат» (в прокате с 31 августа)
Общаясь с прессой, автор идеи и продюсер проекта «Гоголь» Александр Цекало пошутил цитатой классика: «Русского человека надо благодарить уже за намерение». То, что фраза действительно принадлежит Гоголю, — факт сомнительный. Зато интересно разобраться в том, в каких именно намерениях создателей можно найти повод для благодарности.
«Гоголь» — проект телеканала ТВ-3, с недавних пор держащего курс на умеренные реформы. Не в последнюю очередь он выражается в модернизации российской сериальной индустрии, от которой зачастую (цитируя Гоголя) «волосы ходят по голове». Близкого курса придерживается и дружественный ТНТ: в его сетке появляется все больше интересного. Но «Гоголь» — случай особый: проект похож на новый удар сериальной волны. Показ ТВ-шоу в кинотеатрах и затея с промосериалом — это попытка сразу двух телесетей превратить российское развлекательное ТВ из пустыни с горсткой оазисов в комфортную парковую зону, то есть создать комьюнити, где важное место займет зритель.
С точки зрения жанра проект вливается уже в другие актуальные течения. Создатели открыто рассчитывают угодить российской аудитории, серьезно заинтересовавшейся фильмами ужасов. А ступая на территорию хоррора, вспомнившая классику литературы команда подучила и классику киножанра. За рубежом мистический хоррор-детектив «Гоголь» отметили престижными наградами, одна из которых — за кинематографические достоинства. А ведь в фильме с известным литературным источником их могло и вовсе не оказаться.
Первый фильм «Гоголь. Начало» открывается сверхкрупным планом лошадиной задницы. На скакуне мелькает голая девушка со связанными руками. Один из разбойников привез ее для друзей — мужиков с грязными рожами и в засаленной одежде. Ритмичный блюз-рок на фоне происходящего и грубая телесность намекают на то, что в ближайшие полтора часа будет до жути весело. Внезапно из чащи леса появляется всадник в черном кожаном плаще и кромсает всю компанию, включая девушку, которой так и не удалось одеться.
Тем временем напудренный добела Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в Петербуржской канцелярии. Ночами он ходит по книжным лавкам, выкупает раскритикованного публикой «Ганса Кюхельгартена», тащит книги в дом и сжигает дотла. Но главная беда Гоголя не в злых критиках. Всякий раз, когда нужно протоколировать убийства, горе-писаря штурмуют видения про покойников и убийц. Один из припадков замечает щеголеватый следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков) — и сразу же берет Гоголя в ассистенты. Вместе они едут в провинциальную Диканьку расследовать убийство, как Икабод Крейн — в Сонную Лощину. Известный персонаж Джонни Деппа словно разделен надвое: циничный кареглазый детектив здесь Гуро, а боится расчлененки и не умеет ездить на лошади Гоголь. В Диканьке визитеров ждет то же, что подстерегало констебля в американской глубинке: недоброжелательные бюрократы, эксгумация и вскрытие трупа женщины и демонический всадник с когортой ведьм.
От «Сонной Лощины» (1999) российскому фильму досталась визуальная стилистика: выбеленные синюшные лица, парики и почти монохромная цветовая гамма, которая подчеркнута контрастными пятнами: по-бёртоновски густой кровью и денди-гардеробом Гуро. Лаконичные цвета — самое наглядное сходство «Гоголя» с «Сонной Лощиной» и заодно отличие от аляпистого «Вия» 2014 года.
Если с картинкой и динамикой все более-менее здорово, то со звуками создатели шоу подкачали. Саунд-дизайн остается на примитивном уровне, а музыкальные темы чаще всего напоминают погоню за «демонами» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Персонажи, вытащенные из разных повестей сборника о Диканьке, объединены в крепкую детективную интригу с любовным пунктиром. Не отрываясь от расследований под шефством Гуро, Гоголь успевает влюбиться в Лизу (Таисия Вилкова), белокурую жену местного аристократа. Теперь главного героя разрывают не только бесконечные видения, но и желание близости с одной стороны и патологическая брезгливость — с другой.
Отсылками к «Сонной Лощине» все не ограничивается. Ведь и гоголевский стиль не похож на бёртоновский стимпанк. Ну а российскому зрителю готическое однообразие могло бы надоесть где-то на полутора сериях шоу. Поэтому в фильме появляется множество других референсов — от «Властелина колец» до картин Тарантино, чей стиль можно распознать в убийственном trunk shot (сцене, снятой из открытого багажника). Роль автомобиля отведена грудной клетке трупа.
Тем временем загадок в Диканьке становится все больше — и за каждой стоит необъяснимое зло. Пока Николай Васильевич не слишком настойчив в своем расследовании, это зло подбрасывает ему слизней в постель и устраивает очные ставки с утопленницами. Когда же Гоголь становится угрозой темному мирку Диканьки, начинается открытая травля — зловещим всадником от мира мертвых и противным начальником диканьской полиции Бинхом (Евгений Стычкин) от мира живых.
Бытовое и мистическое соединяются здесь настолько крепко, насколько может позволить развлекательное кино. В фильме за это отвечает сюжетное разнообразие, которого не было в гоголевской литературе. А еще писатель четко отделял автора от мира персонажей, что в первую очередь изменили создатели шоу. Но это старый постмодернистский фокус: поселить биографического автора среди его же героев. И с Гоголем на экране его уже проделывал Константин Худяков в драме «Марево» (2008). Все могло бы ограничиться занятной литературщиной, если бы не попытка съемочной группы нащупать эквивалент гоголевского стиля в киноужасах.
В книгах Николая Гоголя жуткое и веселое лежит в одной тарелке: смешно, когда вареники прыгают в рот, а страшно, когда мертвец сидит верхом на трубе и держит галушку в зубах. Самый интересный из женских персонажей фильма «Гоголь. Начало», дородная баба Хавронья (Беата Маковская), наиболее ярко передает макабрический юмор писателя. Именно сцены с Хавроньей, занимающие не очень много экранного времени, могут попасть хоррор-фанату в самое сердце. Эта героиня сначала пленяет сдобным кокетством, потом визжит, как заправская королева крика, и, наконец, восстает из мертвых. Зло гогоча, Хавронья гоняет Гоголя по лесу, напоминая персонажа Сэма Рэйми — не то дедайта из «Зловещих мертвецов», не то развеселого козла из «Затащи меня в Ад» (2009). Неожиданное замечательное сочетание самой далекой классики. Скорее всего, в конце шоу выжившим и победившим Эшем будет Гоголь.
Читайте также:
«Гоголь» получил награду на американском кинофестивале
«Гоголя» разрежут на три части вместо четырех
Новые русские хорроры с питчинга Фонда кино
Экранизации русской готики (Darker)
15 ожидаемых российских сериалов 2017 года (Kinomania)