«Выдающийся поэт современности»: почему Оксимирон — не просто рэпер
Рэп многие и музыкой не считают: кому-то просто не нравится формат, кого-то раздражают тексты. Особенно сложно родителями смириться с тем, что дети предпочитают Оксимирона Моцарту. А вот наш блогер Ирина Ударова уверена, что и рэп может стать источником знаний и вдохновения.
В интернете по запросу «кто такой Оксимирон» можно прочитать это: «Oxxxymiron (Оксимирон)- российский хип-хоп исполнитель, общественный деятель. Является одним из наиболее коммерчески успешных рэп-исполнителей России, его альбомы „Горгород“ и „Вечный жид“ внесли значительный вклад в историю русского рэпа». Я же уверена, что в этом описании не хватает важного уточнения: Оксимирон не просто рэпер, он поэт.
Явление Оксимирона уникально. Мирон окончил Оксфорд, он специалист в области литературы Средних веков. В его текстах можно найти большое количество отсылок из литературы периода 500-1800 годов. Из-за этого он получил репутацию интеллектуала, его часто называют Вассерманом русского рэпа.
И эти литературные фрагменты, мелькающие в треках, делают текст объемнее и глубже. Благодаря этому у слушателей (да-да, у детей тоже!) возникает интерес не только к рэпу, но и к литературе и искусству — ведь без знаний в этих областях понять тексты Окси почти невозможно.
В альбоме «Горгород» — он вышел в 2015 году — множество пасхалок и отсылок. Например, песня «Всего лишь писатель» перекликается с «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первые строки первой части «Ад»:
»…И как я очутился, сдуру, где вечный сюр
Посередине жизни в сумеречном лесу?..»
Сравните:
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…»
А посмотрите на обложку альбома! Это же отсылка к Герману Гессе, его «Игре в бисер». На обложке у Гессе, как и у Мирона, изображена картина нидерландского живописца Питера Брейгеля «Вавилонская башня». И не просто так! «Вавилонская башня» — образ вертикали, к которой стремится власть, и образ разобщенности, ведь главный символ этой притчи — невозможность понять ближнего.
Мирон постоянно и честно говорит о современности. Его альбом-большой эксперимент по поиску смысловых точек нашего времени. Если опустить все интертекстуальные отсылки, мы обнаружим, что «Горгород» схож с «О дивным новым миром» Олдоса Хаксли. В его антиутопии человеку достаточно дать чувственные наслаждения и он не будет сопротивляться. Единственное, что может спасти человека- настоящая и искренняя любовь. Этот же мотив есть в альбоме Оксимирона.
Говорят, Окси уже не актуален. Странно это слышать: Мирон постоянно говорит о проблемах, которые окружают нас сегодня. Посмотрите только на песню «Последний звонок» — это же честное высказывание о том, как буллинг и издевательства по отношению к подростку влияют не только на него, но и на его окружение. Это история про то, что насилие порождает насилие. В новом альбоме «Красота и уродство» чуть ли не в каждой песне затронута тема политики и власти.
И мой вам совет: попробуйте открыть тексты Оксимирона и почитать их как стихи. Вы увидите, что это настоящая поэзия — стихи написаны тоническим стихосложением, там есть четкий ритм. В текстах постоянно встречаются интересные эксперименты с рифмами, характерные для литературе Серебряного века.
Я уверена, дать прочитать фрагменты текстов Оксимирона и фрагменты стихотворений поэтов Серебряного века человеку, незнакомому с творчеством рэпера, он не сразу ответит, где чей отрывок. Поэтому да, я считаю Оксимирона современным поэтом, знакомство с которым будет интересным опытом и для детей, и для взрослых.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото на обложке: Lado Kvataniya / Wikimedia Commons / CC0 1.0
О том, почему Oxxхymiron не поэт
Высокая поэзия стала субкультурой. Субкультура, по определению, нужна чрезвычайно узкому кругу лиц. Люди, в нашем случае читающие люди, за пределами этого круга ничего в поэзии не смыслят. Это непонимание порождает горькие плоды, пожинать которые придется, но духовной пищей они не станут.
«Большая, важная поэзия», — аттестовала критик Галина Юзефович тексты Мирона Федорова, известного как рэпер Oxxxymiron. «У предков был Блок, Хармс и Маяковский. У родителей был Высоцкий и Вознесенский. У нас есть Oxxxymiron», — написал в своем фейсбуке ведущий Михаил Козырев.
Но в интервью журналу «Читаем вместе» Юзефович сказала: «У меня отсутствует слух к современной поэзии, поэтому мои познания в ней весьма фрагментарны, и я не рискую ее публично оценивать». А в интервью сайту «Прочтение»: «Я очень плохо разбираюсь в поэзии».
И это истинная правда, потому что Oxxxymiron не поэт. Галина Юзефович ошиблась.
Однако же многими он воспринимается как поэт. Широкая публика считает его поэтом, рэперы, даже некоторые поэты! Почему так?
У широкой публики превратное представление о поэзии. Вот есть отдельный человек из толпы. И этот человек не разбирается, не отличает поэзию от просто стихов и реагирует на внешние признаки. Если услышанный им текст поэтичен, образен, метафоричен, он будет воспринят как стихи. У Oxxxymironа все складно и ладно, все в рифму. Поэтому — для человека толпы — он поэт.
И, да, находятся в публике люди с громкими именами, инфлюенсеры (Юзефович, Козырев, кто-то еще), которые называют рэпера поэтом, но при этом не понимают в высокой поэзии ровным счетом ничего. А человек из толпы думает: «Ну, если Галина Юзефович сказала, что Oxxxymiron поэт, то так оно и есть». Магия громких имен срабатывает.
В начале 2000-х, когда я начал заниматься поэзией, я рыскал в поисках ее везде, — не только по библиотекам, — и решил послушать рэп. Я думал, что рэперы научат меня, например, рифмовать. Не тут-то было! Как начал слушать, так и перестал! Оказалось, русский рэп это что-то вроде шансона, но не про тюрьму, а про улицу, ну и, конечно, не поется, а развязно скандируется. Шансон даже лучше рэпа — в шансоне хоть рифмы есть. Настоящие. А вот это неудобоваримое, что назвалось рэпом, просуществовало многие годы, и мы даже привыкли, что рэп — он такой.
По сути же, мы никогда не слышали настоящего русского рэпа. И сами русские рэперы его никогда не слышали. Поэтому, когда появился настоящий рэпер Oxxxymiron, на своем фоне коллеги по цеху посчитали его поэтом, ведь на них Oxxxymiron ни капли не похож. Но оценивать нужно не в рамках рэпа, а в рамках профессиональной поэзии. И тогда все становится на свои места.
Но почему поэты считают Oxxxymironа поэтом? В литературной среде привыкли, что тот, кто знает, кто такие Айги и Гандельсман, — не случайный человек в тусовке, а стихотворец, поэт. Внешние признаки. И Oxxxymiron — какое совпадение! — знает. Он цитирует и называет поэтов, которых не читают ни рэперы, ни многие и многие люди из общественного транспорта. Например, не только Геннадия Айги и Владимира Гандельсмана (с которым Oxxxymiron даже фотографировался), но и Гумилева. Мирон Федоров знает, в чем сила. Он даже участвовал в проекте Либерова памяти Осипа Мандельштама — «Сохрани мою речь навсегда».
Да и поэты — смертные, хоть и непростые смертные. Им тоже хочется в разговоре щегольнуть близостью к тому, кто у всех на устах. «Я поэт, но и Oxxxymiron поэт. Мы одного поля ягоды». Вот он тут, через одно-два рукопожатия.
Oxxxymiron действительно ценит поэзию, но не хуже, чем в поэзии, он разбирается в самопиаре. Рэпер творит свой поэтический культ.
Во-первых, нужно сделать так, чтобы тексты воспринимались широкой публикой как поэзия. То есть они должны быть поэтичны. Метафоричность, остроумие, точные рифмы — все на руку. Музыка подчеркнет ритм. Усилит эффект.
Сказать притворно: «Я третьесортный поэт, но зато первосортный MC». Лукавость налицо: если бы не считал себя поэтом, не сравнивал бы. А так сравнивает, оставляя зацепку в сознании слушателя, заставляя его сравнивать себя с поэтом и самому решать, поселяя в его сознании эту возможность: «Это он от скромности так говорит, что не поэт, а на самом деле поэт. У предков были Блок и Маяковский, Евтушенко и Высоцкий, а у нас Oxxxymiron».
«Я третьесортный поэт», — и вот уже текст из его композиции читает школьник на уроке русской литературы, выдавая за стихи Мандельштама. Жаль, но учительница и усом не ведет. У ее предков были Блок, Хармс и Маяковский. У нее нет ничего.
А еще можно сыграть в условного Цветкова. Восхитительный Алексей Цветков 17 лет не писал, Oxxxymiron 5 лет не выпускал нового альбома. А выпустив его, педалирует тему своего пятилетнего молчания. Это притом, что в течение всех пяти лет он маячил, появлялся, выступал, записывал совместные композиции, снимался в кино. Так себе молчун. Гениальный самопиарщик. И пипл хавает.
А еще можно разыграть сценарий птицы Феникс, типично литературный и геройский. Вот Oxxxymiron повержен на баттле со счетом 5:0 не свою пользу (сожжен до состояния пепла), а вот он уже победил Дизастера (из пепла восстал). Ну поэт, разве нет? Да и временное расстояние между альбомами — не как между альбомами, а как между книгами стихов бедного поэта, ждущего своей очереди в частном издательстве.
То, что лучший русскоязычный рэпер любит поэзию, — не диво. Ибо не может быть иного в литературоцентричной стране, где так сильна культура слова. Однако сама по себе любовь к поэзии не делает человека поэтом, даже если этот человек рэпер. И даже если этот рэпер — Oxxxymiron. Сценарии, которые он разыгрывает, давно известны и не новы. А вот что ново, так это поэзия. Ведь были же у нас и Блок, и Хармс, и Маяковский. Не только были, но и есть, и будут. И пока Oxxxymiron создает композиции, которые кто-то считает поэзией, может быть, кто-то благодаря ему заинтересуется и поэзией настоящей.
А чтобы быть поэтом, нужно сотворять поэзию, только-то и всего. Но еще неизвестно, в наш век кем быть лучше — первосортным поэтом или первосортным MC.
Оксюморон — Определение и примеры
Эти идеи противоречат друг другу, но объединены, чтобы сделать более общий пункт. Они используются по разным причинам, но обычно добавляют драматизма и интереса к языку или описанию определенного места или опыта. Они часто могут использовать эмоциональное качество, которое читатель иначе не мог бы присвоить предмету. Оксюморон может говорить о двух разных, но одинаково важных качествах одной вещи одновременно.
Писатель или оратор может использовать оксюморон, чтобы сделать речь новой или оригинальной. Бесконечное количество оксюморонов, которые можно придумать, позволяет использовать творческие и поразительные новые способы описания подобных переживаний. Лучшие писатели пользуются этой возможностью, чтобы снова ощутить привычное.
Оксюмороны также используются для простого удовольствия от языка. Те, кто интересуется различными аспектами своего языка, могут обратиться к оксюморонам для создания остроумных утверждений и запоминающихся фраз. В других случаях оксюмороны могут использоваться для добавления простого юмора в письменную работу. Они могут быть созданы для того, чтобы рассмешить читателя или заставить переживание показаться еще более возмутительным или глупым, чем оно есть на самом деле.
Explore the term ‘Oxymoron’
- 1 Oxymoron or Paradox
- 2 Popular Examples of Oxymorons
- 3 Examples in Romeo and Juliet by William Shakespeare
Oxymoron or Paradox
These two literary devices are similar но они не одинаковы. Легко запутаться в том, когда работает тот или иной. Парадокс длиннее. Он состоит из фразы, предложения или даже абзаца, в то время как оксюморон, как правило, состоит из двух слов, связанных вместе необычным образом. Парадокс кажется противоречивым, но в его основе лежит что-то правдивое, а оксюмороны используются для создания драмы.
Популярные примеры оксюморонов
- Наедине вместе
- Становится меньше
- Сладкая печаль
- Ужасно хорошо
- Креветки Джамбо
- Оригинальные копии
- Только выбор
- Глупая мудрость
- секрет Полишинеля
- Сжиженный газ
- Болезненно красивая
- Ходячие мертвецы
- Небольшая толпа
Пример №1
Одна из самых известных пьес Шекспира, «Ромео и Джульетта » рассказывает историю двух «звездных влюбленных», которые происходят из дуэльных семей. Драматический сюжет наполнен несколькими примерами новых слов и литературных приемов, которые использовались впервые или совершенно по-новому. Отличный пример оксюморона есть в Акте I, Сцене I. Строка такова:
Но не говорите мне, потому что я все это слышал.
Здесь много общего с ненавистью, но больше с любовью.
Почему же тогда, о бушующая любовь, о любящая ненависть…
В этом коротком отрывке Ромео рассказывает Бенволио о своей одержимости Розалиной. Ромео восклицает эти слова и заканчивает оксюмороном «любящая ненависть». Эта фраза выражает возможность того, что любовь и ненависть могут взаимодействовать одновременно. Можно почувствовать части каждого.
Пример № 2
Позже в пьесе есть еще один пример, во втором акте, сцена II. В этом разделе Джульетта прощается с Ромео во время знаменитой сцены на балконе. Она говорит:
Спокойной ночи, спокойной ночи. Расставание такое сладкое
печаль
В этих строках совершенно ясен оксюморон «сладкая печаль». Она знает, что расстанется с ним лишь на время, но это все равно печальный случай. Она по-прежнему надеется на будущее и изменение их нынешней ситуации.
Пример №3
Последний пример можно найти в Акте III, Сцене II. В одной из самых драматических сцен пьесы Джульетта обнаруживает, что Ромео убил Тибальта. Она невероятно потрясена и говорит:
О змеиное сердце, сокрытое струящимся лицом!
Сохранял ли когда-нибудь дракон такую прекрасную пещеру?
Прекрасный тиран, ангельский демон!
Последняя строка этого отрывка содержит два замечательных примера оксюморонов. Она называет Ромео «прекрасным тираном» и «злодеем-ангелом». Эти контрастные слова поражают сердце Джульетты. Она не ожидала, что Ромео способен убивать, и теперь имеет дело с тем, что, по ее мнению, является двойственностью внутри него.
Какова роль оксюморона в поэзии? (с картинками)
`;
Язык
Г. Визен
Роль оксюморона в поэзии, как правило, двояка: он часто предназначен для создания яркого и запоминающегося образа или фразы и для того, чтобы заставить читателя остановиться на мгновение, чтобы обдумать смысл только что прочитанного. Комбинируя два слова или термина, которые по своей сути противоречат друг другу, использование эффективного оксюморона может создать фразу с продолжительным резонансом и более непосредственным вызывающим воспоминания чувством. Эта мощная фраза также может помочь читателю на мгновение остановиться, чтобы обдумать значение оксюморона в произведении, который можно использовать для управления ритмом стихотворения или для акцентирования внимания.
Оксюморон в поэзии или любом другом произведении — это фраза, состоящая из двух или более противоречащих друг другу слов, используемых вместе. Общие примеры включают такие термины, как «гигантские креветки» или «горько-сладкие», и они используются вместе не только для создания контраста, но и для создания нового значения вместе. Когда кто-то использует оксюморон в стихотворении, то поэт, как правило, пытается создать такой же новый смысл из совместного использования фраз. Это означает, что простого сочетания двух противоречащих друг другу слов не обязательно достаточно, чтобы считаться эффективным использованием оксюморона, поскольку требуется большее значение.
Один из наиболее распространенных способов использования поэтом оксюморона в поэзии — создать образ или идею, которая станет более мощной за счет использования оксюморона.
Это может придать определенной фразе или идее в стихотворении больший акцент в произведении и может сделать стихотворение более запоминающимся. Примеры этого включают такие фразы, как «Расставание — такая сладкая печаль» Уильяма Шекспира, в которых термин «сладкая печаль» становится довольно запоминающимся. Мало того, что это конкретное использование оксюморона также включает аллитерацию, но идея печали, чувствующей себя сладкой или каким-то образом являющейся чем-то, что кому-то нравится, создает гораздо более вызывающий воспоминания образ.