Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Олег табаков интервью: Олег Табаков: интервью у актера и режиссера берет сын, Павел Табаков | GQ – Олег Табаков — Интервью — Эхо Москвы, 23.09.2001

Олег табаков интервью: Олег Табаков: интервью у актера и режиссера берет сын, Павел Табаков | GQ – Олег Табаков — Интервью — Эхо Москвы, 23.09.2001

Олег Табаков — Интервью — Эхо Москвы, 23.09.2001

23 Сентября 2001 г.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Олег Табаков, актер, режиссер, художественный руководитель Московского Художественного Академического театра имени Чехова.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Ну что ж, с удовольствием представляю вам нашего сегодняшнего гостя. Это Олег Павлович Табаков, актер, режиссер, художественный руководитель Московского Художественного Академического театра имени Чехова.
О. ТАБАКОВ И маленького театра на улице Чаплыгина, дом 1а.
К. ЛАРИНА И маленького театра под руководством Олега Табакова. Можно перечислять через запятую еще массу различных должностей и регалий, но не будем тратить драгоценное эфирное время. Здравствуйте, Олег Павлович.
О. ТАБАКОВ Добрый день.
К. ЛАРИНА Уважаемые слушатели, присылайте ваши вопросы Олегу Павловичу Табакову на наш пейджер 974-22-22, абонент «Эхо Москвы», если у нас будет время в конце нашей встречи несколько телефонных звонков послушаем. А пока давайте немножко поговорим о последних премьерах Московского Художественного Академического театра Чеховского, «Кабала святош», прежде всего. Поздравляю вас с началом сезона, с премьерой, Олег Павлович.

О. ТАБАКОВ Спасибо.
К. ЛАРИНА Эта пьеса, конечно же, всегда была о власти, эта пьеса всегда была о власти, насколько я ее понимаю, когда ее еще читала, когда потом посмотрела первый спектакль, который был на моей памяти. Это был как раз спектакль с Олегом Ефремовым. Про что сегодня, Олег Павлович, про то же?
О. ТАБАКОВ Нет, про это написано, то есть, существуют слова про это. Но мне думается, что сегодня гораздо интереснее частная жизнь господина де Мольера, так как озаглавлен роман Булгакова, предшествовавший написанию этой пьесы, «Частная жизнь господина де Мольера». А все, о чем вы говорите, это существует.
К. ЛАРИНА Ну, я бы хотела подробнее остановиться на этой теме, поскольку она вам знакома за годы жизни в советской стране, в России, годы жизни в театре, годы жизни на всяких руководящих постах. Вы свои отношения с властью выстраивали так, как вы себе это представляли в данный момент. Всегда было так, как вы хотели? Всегда это было вашим законом?
О. ТАБАКОВ Нет, ну зачем, нет. Это было совсем наоборот. По всем жестким законам тоталитарного общества, по которым все равны, но некоторые еще равнее и это очень тяжело вспоминать об этом. Особенно, когда после случавшихся у меня успехов за рубежом, успехов достаточно громких, что ли и не должностных, а событийных, профессиональных, что ли, возвращаясь в свою родимую Москву, достаточно жестко власть тебя ставила на место. Прямо пропорционально тем успехам, которых ты достиг там. Ну, еще раз говорю, это были правила игры, но, справедливости ради, хочу заметить, что с 1987 года, когда был организована вот эта студия наша маленькая, на улице Чаплыгина, дом 1а, никто никогда не посмел мне сказать, какую пьесу, какого автора, к какому празднику, к какой дате надо сделать. И вот это я уж никогда и никому не отдам.
К. ЛАРИНА Это ваша заслуга?
О. ТАБАКОВ Я не думаю, что это заслуга именно моя, я думаю, что это сообразительность той власти, и Михаила Сергеевича Горбачева, в частности. По всей вероятности, подвела к пониманию того, что либо так, либо не наладишь с людьми контакта.
К. ЛАРИНА Но, тем не менее, вам, все-таки, как мне кажется, может быть, я не права, удалось избежать каких-то тяжелых моментов, унижений, которым подвергались многие ваши коллеги в той или иной степени.
О. ТАБАКОВ Вы знаете, я так скажу. Я никогда не был диссидентом, я не играл в эти игры. Мало того, скажу, что не всегда те люди, которые были диссидентами, вызывали у меня симпатию. Возможно, это какие-то частности, частности моего знания, но единственное, чего я не позволял себе принимать участие в мерзостях коллективных осуждений, коллективных прозрений, коллективных писем, заявок «я не читал, но я осуждаю». Вот этого я не делал никогда в жизни, в этом нет никакого героизма, но это, повторяю, просто нормальность, по-моему, человеческого достоинства. Я из немногих, кто этого не делал никогда. Этим грешили люди куда более значимые в художественном отношении, чем я. Вот так.
К. ЛАРИНА Все время вспоминаю фильм, один из моих любимых фильмов на эту тему, наверняка вы его знаете, «Мефисто» с Брандауэром, да?
О. ТАБАКОВ Да.
К. ЛАРИНА Когда он повторяет «я просто актер, я просто актер», а, тем не менее, становится уже фашистом, да?
О. ТАБАКОВ Да.
К. ЛАРИНА Вот как, все-таки, избежать, где та граница, за которую не стоит переходить? Это чувствуется, вы это чувствовали на себе, что дальше нельзя, все?
О. ТАБАКОВ Как человеку человеком быть? Это вопрос, который является вопросом вечным, я уже даже написал об этом. Я был директором театра, а до этого я был комсоргом, до этого председателем местного комитета, до этого парторгом. Но я никогда не был, как бы сказать таким активно действующим ни тем, ни другим, ни третьим, не выступал там на каких-нибудь ну, не важно. Короче говоря, я и в партию-то вступил вместе с Женей Евстигнеевым, потому что Олег Николаевич Ефремов объяснил нам, что если у нас в «Современнике» не будет партийной организации первичной, то тогда нас согнут в бараний рог. А членами парторганизации были либо пожарники, либо вот заведующий монтировочным цехом, Маланин. Короче говоря, вот это обстоятельство привело меня к тому, что уже будучи директором, я уже, по-моему, вам рассказывал об этом, будучи директором «Современника», которым я решил сам стать, однажды был вызволен из мест общего пользования зовом секретарши, Раисы Викторовны, которая сообщила, что ко мне пришли. Пришлось отложить любимое занятие чтение газеты «Советский спорт», по тем временам, и выйти. Женщина в туальденоровом наряде принесла мне, оказывается, письмо от Александра Исаевича Солженицына, приглашавшего меня на вручение ему нобелевских знаков, которые привезет в Москву ответственный секретарь нобелевского комитета, по-моему, его звали Курт, а фамилию его не помню. Я раскрыл конверт, и там, на сложенном вдвое ватманском листе почерком школьного учителя графически были расчерчены контуры Козицкого переулка, контуры двора, где жила жена Александра Исаевича, куда надо было подняться, на какой этаж. Зеленый, красный, синий карандаш, повторяю, учителя средней школы, показывали стрелочками мой путь. Не скажу, что это была Голгофа, но какое-то определенное холмистое образование. Я мыслями труса вспомнил о том, что у меня двое детей, и что я вообще директор этого театра, и что я член КПСС. И понимал, что со стороны КПСС наказание как это сказали одному, преступление раскрыто, значит, вот, наказание воспоследует. Ну, тем не менее, я решился идти. И только бдительность советской власти не дала мне возможность подняться на эту гору. Потому что Курта не пустили в Советский Союз для вручения знаков. Ну, вот. А вот это вот розовенькое, что трепетало во мне в этот момент Ну что делать, иногда приходится преодолевать это и идти. Не важно, или там собирали деньги на дом для жены одного из несправедливо осужденных людей. Ну, что, я не знал, что люди узнают, что я дал эти 5000? Или там не помню, сколько это было. То есть, люди, которым нужно об этом знать. Да наверняка они узнали. Ну что делать? Ну, надо было собрать ей на дом, потому что она собиралась купить домик и жить рядом с тем местом, где отбывал наказание ее муж, осужденный.
К. ЛАРИНА Ну, вот смотрите, а сегодня. Безусловно, всегда, в любое время, плохая, хорошая, умная, глупая, но власть всегда пользуется услугами представителей творческой интеллигенции, когда ей нужно, что называется, сформировать общественное мнение, когда принимается какое-то судьбоносное решение. Вот сегодня. Вот как быть?
О. ТАБАКОВ Не участвую в этом.
К. ЛАРИНА Ну, как, вас же спрашивают, Олег Павлович, вы за кого? Олег Павлович Табаков, с кем вы, мастер культуры? Убивать людей, не убивать, объявлять войну, не объявлять, что делать?
О. ТАБАКОВ Ну, во-первых, я не думаю, что надо спрашивать об этом у деятелей культуры.
К. ЛАРИНА Спросят все равно.
О. ТАБАКОВ Это все наши совковые такие привычки, тире замашки. Каждому — свое. Каждый должен нести свой чемодан. Я профессионал, я довольно долго показываю стабильные результаты в избранной мною профессии. Я предлагаю власти заниматься тем же самым. Я никогда не спрашиваю у власти, повторяю, какую пьесу, какого автора собирается ставить Художественный ли театр в данный момент или маленький театр на улице Чаплыгина. Нет, каждый должен заниматься своим делом. Я не думаю, что у меня должны спрашивать. А что я испытываю? Бог его знает понимаете, если испытываешь что-то искреннее и непосредственное — не станешь об этом кричать. Я никогда не стану рассказывать о своей любви к женщине, которую я люблю, или же о болезни кого-то из близких моих. Меня всегда удручали рассказы моих коллег о том, как трудно им живется. Или вот несчастье, которое с ним или с ней произошло это самое несчастное несчастье во всем Баумановском районе или, во всяком случае, в масштабах Басманной управы. Я всегда краснел, это, наверное, трудно представить, глядя на мое широкое лицо, упитанное, но я опускал глаза и старался уйти как-то в сторону. Я думаю, что настоящее, оно как-то по-другому делается. Вот когда беда случилась с «Курском», я взял какие-то свои заработанные деньги и понес в «Комсомольскую правду», там, на этаж, который там-то и там-то. Или там, когда была беда в Ленинакане, я поднял театр наш, и мы поехали туда. Вот это мне понятно, а то, о чем вы спрашиваете меня, это, все-таки, сопряжено с хождением во власть. Я этим не занимаюсь.
К. ЛАРИНА Но, властью обладаете все-таки, у вас эта ноша весит, да?
О. ТАБАКОВ Ну, как бабушка говорила: «Бачилы очи що куповалы, ишты, хоть повылазте». Так что, что ж. Это такая
К. ЛАРИНА Легко распоряжаться чужими судьбами?
О. ТАБАКОВ Трудно. Но надо.
К. ЛАРИНА Ошибались когда-нибудь?
О. ТАБАКОВ Очень редко, к сожалению.
К. ЛАРИНА Почему к сожалению.
О. ТАБАКОВ Ну, все-таки, хочется как-то убедиться, что ах, вот если бы было по-другому! То было бы хорошо. Оказывается все так и есть, к сожалению, поэтому к сожалению.
К. ЛАРИНА В театре у вас наверняка есть люди, которые вас не любят.
О. ТАБАКОВ Этим я не интересуюсь.
К. ЛАРИНА Не мешает вам это?
О. ТАБАКОВ Нет, не мешает. Это на самом деле меня не интересует. Я никому ничего не должен. Поэтому это меня не интересует.
К. ЛАРИНА А как же старые боевые товарищи, с которыми вы начинали, еще в «Современнике», которые там, допустим, сидят без ролей, говорит, Олег, как же я, у меня в этом сезоне ничего нет, дай мне роль какую-нибудь. Что вы ему говорите? Нет ничего?
О. ТАБАКОВ Я обычно придумываю какую-то работу. Но если человек раз в ответ на мою предложенную работу откажется, я промолчу, когда он второй раз откажется от предложенной мною работы, я перестану придумывать, ибо ведение дела должно быть в голове одного человека. Я не пришел туда устраивать чьи-нибудь судьбы, я вообще не председатель местного комитета. Я не представитель общественной организации. Вот эти вот все соображения мне чужды на самом деле, потому что я видел столько нехорошего, дурного в проявлениях моих коллег. Я бы так сказал, одним из самых тягостных моих воспоминаний полгода коллегиального руководства «Современником» после ухода Олега Николаевича во МХАТ. Я был одним из шестерых, что ли, членов этой коллегии врагу не пожелаю участвовать в подобных организациях!
К. ЛАРИНА То есть, на театре демократия невозможна.
О. ТАБАКОВ Нет. Она бессмысленна и более того скажу, аморальна, ибо при демократическом давлении в театре ответственного нет. В противном случае тогда зачем приглашали? Чтобы ну, как это сказать? Чтобы взаимно обслуживать? Нет, извините, я уж как-нибудь сам справлюсь с этими проблемами.
К. ЛАРИНА Олег Павлович, вопросов очень много, и все они такие разные. Давайте попробуем почитать, что пишут. «Когда будете создавать образ положительного дяди Степы, который вам, деятелям культуры, посоветовал создать в самое ближайшее время нынешний министр МВД? Отказался от этого безобразия только Говорухин» — считает Александр.
О. ТАБАКОВ Я думаю, что, я могу повторить предложение, которое я адресовал министру внутренних дел: начать создание положительного образа дяди Степы или дяди Вани или дяди Пети с того, чтобы установить денежное вознаграждение за прохождение службы во внутренних войсках такое, которое заставило бы этого человека бояться потерять эту должность. Вот единственное, что я как обыватель могу посоветовать по данному вопросу.
К. ЛАРИНА Письмо от Ларисы: «Олег Павлович говорит, что в советские времена все были равны, но некоторые были равнее всех. Изменив одно слово, можно эту фразу применить к нашим дням. Сейчас все свободны, но кое-кто свободнее всех». И Лариса считает, что мы практически ничего не говорим. И мы, и вы, наверное, о творчестве МХАТа имени Горького, например, Татьяна Доронина и творчестве содружества актеров Таганки Николая Губенко. Мне кажется, что она не права.
О. ТАБАКОВ Нет, почему? Говорить можно, по-моему, тогда, когда есть некие события, о которых стоит говорить, или надо обсуждать которые. Почему? Я думаю, что любой зритель, который взволнуется спектаклями названных трупп до такой степени, что он захочет сказать, он обязательно должен сказать, так же, наверное, и критик, который будет удивлен, поражен, обрадован, заинтересован в том, что он увидел, должен написать об этом. Только и всего. А если говорить, так сказать, о каких-то политических аспектах, то мне думается, что это не предмет для обсуждений. У нас, в общем, декретирована свобода духа, свобода волеизъявления, свобода совести, так что, я не думаю, что права наша респондентка.
К. ЛАРИНА Кстати, Татьяна Васильевна Доронина очень часто бывает у нас в гостях. И Николай Губенко тоже. Я думаю, что вы просто не попадаете на эти встречи. Я еще хочу вспомнить момент, когда Татьяна Васильевна была у нас в гостях, она была буквально через несколько дней после ухода из жизни Олега Николаевича Ефремова, и она первая сказала, что театр должен возглавить только Табаков, между прочим. Замечание господину Табакову от Петра: «вы никогда не были диссидентом? Вы никогда не играли в эти игры? Я разочарован!»
О. ТАБАКОВ Я сожалею, что я вас разочаровал, благо, что это произошло на старости лет.
К. ЛАРИНА «Олег Павлович, существует выражение «инициатива наказуема», инициатива ваших актеров действительно подлежит наказанию?» — спрашивает Марина. Я думаю, что это вопрос из ряда вопросов, посвященных судьбе актрисы Ирины Апексимовой. Просят очень многие радиослушатели, чтобы вы суть конфликта вкратце изложили.
О. ТАБАКОВ Ирина Апексимова и другие сотрудники Московского Художественного Академического театра уволены предыдущей, до меня администрацией. Подали в суд, и, как это делает наш, я бы так сказал, от каменного века существующий трудовой кодекс, были восстановлены на своей работе. Но для меня, как для человека, не увольнявшего их, но, человека театра, человека определенных взглядов на театр невозможна практика судебных выяснений взаимоотношений с театром. Эти люди восстановлены на работе по решению суда. Я делаю вид, что этого не произошло. Потому что взаимоотношения актера и театра должно декретироваться не судебными взаимоотношениями, а надобностью. В общем, это, может, от такого взгляда моего старомодного проистекает. Работа в театре это работа по любви. Ну как, если вообще, что это за чушь собачья? Тверской муниципальный суд советует мне взять вот этих артистов?! Ведь я же не советую суду взять вот этих трех судей, а этих трех убрать. Ну вот и все. Так что, это вовсе никакие не взаимоотношения. Это взаимоотношения этих шестерых, восстановленных на работе по решению суда сотрудников МХАТа с прежней, ушедшей уже властью. Сегодня даже директор, с которым они конфликтовали, работает в другом месте. Во МХАТе сейчас новый директор, Мария Евсеевна Ревякина, работавшая довольно долгое время руководителем театра «Глобус» в Новосибирске. Так что, конфликтовать не с кем.
К. ЛАРИНА Вообще, конечно, переносить вот эти трудовые отношения на творческий коллектив, это какой-то нонсенс. Как это может быть, я не знаю.
О. ТАБАКОВ Во всяком случае, это неразумно. И со мной это не годится.
К. ЛАРИНА Я вспоминаю все время слова Кости Райкина, что самое ужасное, когда меня не надо, а я есть. Вот как вот здесь существовать?
О. ТАБАКОВ Я оставляю за этими сотрудниками право настаивать на собственной точке зрения. Я никогда до изменения трудового, правового нашего кодекса не буду с ними бороться. Кто-то советует: а вы назначьте им работу, когда они в антрепризе выступают, вот в этот вечер. Ну, зачем же, это не к лицу, и не по весу мне этими мерзостями заниматься.
К. ЛАРИНА И что вы с ними делаете?
О. ТАБАКОВ Да ничего я с ними не делаю!
К. ЛАРИНА Ничего? Они зарплату же получают?
О. ТАБАКОВ Не знаю, не интересуюсь, вот поверь, не интересуюсь. Они хотели восстановиться. Они восстановились. Но той власти, с которой они боролись, сейчас нету. Тогда с кем вы боретесь? За что вы боретесь? Против чего вы боретесь?
К. ЛАРИНА Еще есть несколько вопросов, посвященных вашим отношениям с критикой. Я хочу вспомнить прошлый сезон, спектакль «Девушки Битлов», который был первым спектаклем, как говорят, из портфеля Табакова. Спектакль мне очень понравился, я не раз об этом говорила здесь, на волнах «Эхо Москвы», но, судя по всему, я была в гордом одиночестве, Олег Павлович. Может, я такого начиталась по этому поводу, вас просто смешали не знаю с чем, заколотили.
О. ТАБАКОВ Это не страшно, я вешу 95 килограмм, смешать меня трудно, все-таки. Что-то аналогичное нужно попытаться смешать со мною.
К. ЛАРИНА Что бы люди ни говорили, вы-то стерпите, я понимаю, а вот ребята, которые на сцену выходят?
О. ТАБАКОВ Самое поразительное, что взгляды людей, которые приходили на спектакли, они очень разнились от взглядов театральной критики на этот спектакль. Вот так. Нет, понимаете, я ведь практик, я профессионал-практик. И востребованность это для меня безусловный и корректный ответ на суждения, те или иные, театральной критики. Востребованность этой продукции.
К. ЛАРИНА Зритель голосует.
О. ТАБАКОВ Да, он голосует, голосует ногами, рублем.
К. ЛАРИНА Но зритель может проголосовать и за всякую дрянь, вы сами были тому свидетелем тому не раз.
О. ТАБАКОВ Согласен, конечно, но, постольку поскольку у меня тоже есть глаза, и я критик, все-таки, ну не буду называть себя критиком, назову себя зрителем. Я зритель примерно с 50-летним стажем, а то и больше, наверное, 50-ти, может быть, 8-летним стажем так что у меня есть какие-то свои права, что ли, отстаивать свои зрительские взгляды.
К. ЛАРИНА Еще вопрос, связанный с вашей менеджерской работой, насколько она и влияет ли она на вас как на артиста? Потому что тоже, я читала в некоторых статьях критических, по поводу «Кабалы святош», что да, Табаков замечательный артист, но менеджер в нем уже победил артиста. Как вы относитесь к этому? Вы сами на себе это чувствуете?
О. ТАБАКОВ Я думаю, что людям, которые формулируют такие суждения, так и надо утверждать. Я оставлю их, как говорится, с их сомнениями и сожалениями, а сам буду заниматься своим делом.
К. ЛАРИНА То есть, вам это не мешает, как актеру?
О. ТАБАКОВ Нет, не мешает.
К. ЛАРИНА Потому что, мне кажется, что совсем другой строй души нужен для того, чтобы заниматься такой вот, менеджерской работой, управленческой.
О. ТАБАКОВ Нет, это не верно. Еще раз говорю, что я никогда не занимался бизнесом и не буду заниматься бизнесом. Ибо бизнес с моим ремеслом актерским трудно очень совместим. Но, взяв на себя право попытаться вернуть этому театру силу, ясность мышления, энергию созидания, я занимаюсь делом. И я иду шаг за шагом, и, если подумать о том, что изменилось за тот год, который мы с вами не виделись, Ксения, то смею заметить вам, изменилось довольно много. В этот театр, в обустройство, — знаете, «как нам обустроить Россию?» — вот на это я не посягаю, вот как нам обустроить МХАТ, я знаю, и занимаюсь этим делом. Было привлечено, прежде всего, такими серьезными организациями, как ЮКАС и МФК, было передано Московскому Художественному театру почти 22 миллиона небюджетных денег, то есть, денег не взятых у кого-то из кармана, у кого-то из коллег. Знаете, как это, равенство всех в нищете, мы исповедуем, к сожалению, этот лозунг, да? Так вот, не переделив, и урвав у кого-то, а просто из этих организаций, мощным бизнесом занимающихся организаций. Люди выделили эти деньги на то, чтобы обустроить жизнь МХАТа. И сделано немало. Пожалуй, если сложить все, что сделано было, то, наверное, такого не было сделано за предыдущее десятилетие. Ну вот и все. Что мне может помешать этим заниматься? Я знаю, что надо, я делаю это, и буду делать дальше.
К. ЛАРИНА Если говорить о традициях творческих Московского Художественного театра, понятно, что традиция не может быть мертвой, да? такой музейной, нафталинной. Время меняется. Вот сегодня можно ли сформулировать каким-то образом, что остается от того МХАТа, который был создан еще его основателем, в сегодняшнем времени?
О. ТАБАКОВ Я думаю, что практика наиболее талантливых представителей нашего актерского цеха, нашего режиссерского корпуса, это и есть живой остаток от того, что вы называете традициями. Когда я вижу замечательный спектакль Петра Наумовича Фоменко, я вижу, что это традиции Московского Художественного театра. Когда я вижу, как очень хорошо играет кто-то из моих партнеров, Андрей ли Мягков в «Дяде Ване», или Андрей Ильин, или Ольга Яковлева или совсем молоденький Никита Зверев, это и есть традиции Художественного театра, воспроизведение живой жизни человеческого духа, живым актером. Вот это и есть самое главное, военная тайна наша, способность тратить себя, совершая душевные харакири. Немного людей моего цеха способны на такое. Но я такое встречал и в других театрах, скажем, я радуюсь отличной работе Олега Янковского, или Саши Захаровой.
К. ЛАРИНА В «Шуте Балакиреве»?
О. ТАБАКОВ Да, в «Шуте Балакиреве». Да, да. Я радуюсь уверенному умению и горькому такому знанию и таланту Марка Захарова. Нет, понимаете ли, ведь, если мы говорим о Художественном театре, то давайте тогда вспомним, что из этого театра веточкой вышел Евгений Багратионович Вахтангов, Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Алексей Денисович Дикий.
К. ЛАРИНА Чехов.
О. ТАБАКОВ Ну, Чехов это актер, это вот, насчет Чехова тут много путаницы, Михаила Александровича, много путаницы. Говорят о системе Чехова. Никакой системы Чехова не существует, это, так сказать, такой плутовской, жанр, будем так говорить. Это мы что-то понимаем в этом! Нас ограниченное количество!
К. ЛАРИНА Шаманство такое.
О. ТАБАКОВ Ну, да, такие, мы посвященные. Нет. Он был гением. И как всякий гений был, во-первых, непредсказуем, а во-вторых, никакой системы из себя он не представлял, потому что он противопоставлен системе он гений! Станиславский систему-то писал не для гениев! И даже не для очень талантливых людей, а для людей среднего дарования. Вот, поэтому, если говорить о том, что есть, ну, я думаю, что высокие критерии литературы есть, желание, чтобы этот театр был театром не только Чехова, но и театром Булгакова, театром Вампилова.
К. ЛАРИНА И театром новой драматургии какой-то.
О. ТАБАКОВ Несомненно. Не какой-то, а вот сегодня в портфеле Художественного театра есть две очень талантливых пьесы современных. И я горд тем, что они в портфеле Художественного театра, и тем, что их прислали мне. Не мне, ну а просто.
К. ЛАРИНА — Олег Павлович, к сожалению, время заканчивается, я бы хотела в конце нашего разговора еще вспомнить замечательную актрису, с которой вы начинали, а потом по каким-то причинам расстались, которой сейчас очень тяжело, это Наталья Георгиевна Гундарева. Очень многие слушатели спрашивают у вас, по каким причинам не случилось у вас совместной работы, вот в «Кабале святош»?
О. ТАБАКОВ Я приглашал Наташу в эту работу по любви. Она ушла из этой работы после первого прогона. Самостоятельно, не позвонив ни мне, ни режиссеру, Адольфу Шапиро, а позвонив человеку, с которым она, по сути дела и знакома-то не была директору тогдашнему, Вячеславу Юрьевичу Ефимову. Я думаю, что объективными причинами для этого было многократное откладывание сроков премьеры во МХАТе «Кабалы святош», а сроки параллельной работы Наташи Гундаревой в антрепризе, в спектакле, который ставила Таня Догилева, подпирали и стали уже вровень. И, Наташа, видимо, будучи человеком совестливым, обязательным, решила, что бы не страдали оба, надо сделать выбор. Она этот выбор сделала. Но это случилось задолго до того, как она после этого сыграла премьеру в антрепризе Догилевой, только совсем после, после этого, много недель после этого, с ней случилась беда. Дай бог ей здоровья. И мое отношение к этой актрисе, как, может, не покажется странным слушателям, озабоченной этой проблемой, не изменилось.
К. ЛАРИНА Спасибо вам большое. Удачи вам желаю. Мало информации сегодня вы предоставили для нашей службы новостей, но, мне кажется, человеческих сегодня проблем было затронуто немало в нашем разговоре.
О. ТАБАКОВ Можно еще два слова в конце? Я могу сказать о том, что ближайшая премьера, а именно пьеса Мухиной «Ю» в постановке Каменьковича, и пьеса Ануя «Антигона» в постановке Тимура Чхеидзе с участием Отара Мегвинетухуцеси, и некоторых других актеров Художественного театра и театра на Чаплыгина, и, наконец, большой ввод, ефремовскую «Чайку», будут таким самым конкретным и самым правильным ответом на все вопросы, которые задаются по поводу традиций и нынешнего дня Московского Художественного театра.
К. ЛАРИНА Спасибо.
О. ТАБАКОВ Спасибо.

"РГ" вспомнила лучшие фрагменты интервью Олега Табакова — Российская газета

После продолжительной болезни на 83-м году жизни не стало Олега Табакова. Актера театра и кино, режиссера, педагога, отца четырех детей. В нашей памяти навсегда останутся многочисленные роли, которые он сыграл в театре и кино. "РГ" вспоминает фрагменты интервью, данных Олегом Павловичем нашему изданию

Об актерском мастерстве

Видите ли, актерское ремесло - из тех ремесел, которые передаются только из рук в руки. Я играл на сцене с людьми, умеющими играть. С Женей Евстигнеевым, с Олегом Ефремовым, с Лилей Толмачевой...

Когда я вышел на сцену "Современника", мне был 21 год, а им по 30 лет и даже больше. И я научился. Сегодня же молодые актеры выходят на Основную сцену пять-семь раз в месяц. А должны выходить как минимум раз пятнадцать, только тогда их можно поставить на крыло.

О секретах

У меня четверо детей... Во мне четыре крови: русская, мордовская, украинская и польская... Я себя считаю пролетарием художественного труда. Высокооплачиваемым... Есть ли у меня секреты? А что, я произвожу впечатление дурака? Может быть, я не произвожу впечатление умного человека, но хитрого - уж точно.

О мечтах

В 64-м году у меня случился инфаркт, и я довольно рано понял, что такое смерть. Снимался по три картины в год, и возмездие было неотвратимо...

Мечтал ли я сыграть Отелло или Гамлета? Я хотел играть Полония... Были ли у меня неуспешные роли? Да нет, я как-то обходил их стороной...

О театрах

Не сможет бесконечно государство обеспечивать 550 театров. Это не по таланту России сегодня. Это называется "равенство всех в нищете". Так вот давайте начнем с этого: что вы сделали для того, чтобы помочь себе? А чего говорить: ах, как плохо! Все знают, что плохо. А кому хорошо? Умрут те, кто не может сопротивляться, кто не может бороться за право на жизнь. Не вижу в этом трагедии.

У меня довольно радикальные взгляды на систему помощи государства своим театрам. Помогать надо в первую очередь успешным, развивающимся, движущимся, меняющимся. Вот вы мне даете миллион государственный. И на следующий год надо мне помогать в прямой пропорции к тому, сколько я на этот миллион сам заработаю. Сколько я приращу.

Надо, разумеется, из этого соревнования сразу исключить оперные и детские театры. Это часть культуртрегерской программы. А нормальный драматический театр должен ответственно существовать. Но, серьезно говоря, если бы я знал ответ на ваш вопрос, наверное, я занимался чем-то другим.

Я только знаю то, что знаю. Я знаю, как помогать другим. Надо вынуть деньги из своего кармана и отдать. Это очень простая акция. Она далеко не всегда приводит к успеху. Потому что деньги тратятся, а дело не всегда делается.

Олег Табаков: «В нашей семье каждый спасается, как может»

Олег Табаков

Олег Табаков // Фото: ИТАР-ТАСС

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей // Фото: ИТАР-ТАСС

Смотришь за тем, как он ест, и слюнки текут сами собой – аккуратно отламывает маленькие кусочки перепелки, кладет на язык и... Чувствую себя на месте придворных из советского фильма про трех мушкетеров: его король Людовик XIII так же аппетитно поглощал деликатесы на свежем воздухе, как сейчас актер Олег Табаков угощается в столичном ресторане «Пряности & радости». Здесь проходит кулинарный поединок в честь премьеры картины «Кухня в Париже», она выходит 1 мая. В фильме Табаков сыграл отца героя Дмитрия Назарова. А сегодня он в жюри вместе с режиссером Дмитрием Дьяченко, и перепелка от команды ресторанных критиков явно нравится ему больше, чем семга от их противников – кинообозревателей.

Текст: Ольга Родина

— Олег Павлович, а вы что-нибудь готовите дома?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Разумеется, умею жарить картошку. Делаю гречневую кашу так, что она хрустит на зубах – просто ее нужно почаще переворачивать на сковородке. Недавно обнаружил удивительный полуфабрикат – гречневую лапшу. Продукт недорогой, при наличии хорошего оливкового масла и соевого соуса Wurze получается очень вкусно. Раскаляю сковородку с маслицем. Выливаю туда несколько капель соуса – я привожу его из Чехии, где преподаю. А затем вываливаю лапшу. И так вкусно она шкваркает, что ты понимаешь: в награду будет отменное блюдо. Ну вот, пожалуй, больше мне похвалиться нечем.

— У вашей жены есть коронное блюдо?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Марина очень много работает. Когда она была моложе, успевала что-то готовить, а сейчас играет в большом количестве спектаклей. Поэтому каждый из нас дома спасается, как может.

— Вы ходите по продуктовым магазинам?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Да, например, бываю в сети магазинов домашней еды «Бахетле». Еще одна система – «Азбука вкуса». Правда, в ценовом отношении она далеко ушла. Я туда не каждый день хожу, даже не каждую неделю.

Кадр из фильма «Кухня в Париже»: Олег Табаков, Елена Подкаминская и актер массовки

Кадр из фильма «Кухня в Париже»: Олег Табаков, Елена Подкаминская и актер массовки // Фото: Архивы пресс-служб

— Правда ли, что ваш старший сын Антон, ресторатор со стажем, отошел от дел?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Он действительно продал ресторанный бизнес в России несколько лет назад, теперь живет исключительно в Дубае и на Лазурном Берегу. Вроде бы у него сейчас есть какой-то бизнес за границей.

— Зато вы наверняка в курсе того, чем живут младшие дети. Как дочка Маша заканчивает второй класс?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Маша – редкий человек. Она встает в 7 утра, умывается, одевается и с большой радостью идет в школу. Я таких людей раньше не знал – тех, кто любит учиться. Дочка – отличница.

— Павлу сейчас 19. У него есть девушка?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Ну, есть подруга Валерия. Так сказать, с определенным статусом. Он познакомил меня с ней, и, я считаю, ему повезло. Мы втроем встречались в ресторане, она вела себя очень хорошо, я бы не сказал, что сильно волновалась. Порадовала меня тем, что заказала только чай. Это ж выгодная какая! Девушка чуть помладше Паши, хороша собой. А еще их пристрастия очень близки, Валерия учится на театрального критика. Но не вместе с Пашей (он студент 3-го курса театральной школы Олега Табакова. –Прим. «СтарХита»), я еще не дошел до такой степени семейственности. Вообще сын – привязчивый парень, и мне нравится, как он на нее смотрит. А уж что там у них в итоге получится, этого я не знаю.

— Какие оценки ставят сыну в вашей школе?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Начинал он с четверок, теперь у него в основном пятерки. В этом году на «Кинотавре», возможно, покажут первый фильм с его участием – «Звезда». А сейчас он снимается во второй своей картине, в Крыму. Видимо, единственное, чего ждала съемочная группа, так это присоединения Крыма к России. Как только все осуществилось, они сразу поехали туда сниматься.

— Слышала, что вы готовите в преемники…

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Нет, что вы! Я сам на такое пошел много лет назад, потому что Олег Николаевич Ефремов был одним из моих учителей. Когда он умер, у меня не было времени думать, выбирать, нужно было просто подставить плечо… Ну и без ложной скромности могу сказать, что в 2000 году (в это время Табаков стал худруком МХТ им. Чехова. – Прим. «СтарХита») заполняемость зрительного зала составляла 42%, а спустя три года – 99,9%. С другой стороны, в этом году вступает в эксплуатацию новое здание театра на улице Чаплыгина. Раньше это было общежитие, где выросли Вовка Машков, Женя Миронов, Сережка Газаров. А скоро туда придут работать первые выпускники моей школы. И с этого момента нужно будет руководить сразу тремя заведениями, тут уже необходимо будет выбирать. Меня представители власти об этом спрашивают. Я не готов отвечать, но момент близок. Все мы не вечные, хочется, чтобы дело двигалось дальше.

— Что вам может испортить настроение? А что – поднять?

Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей

Испортить настроение мне трудно, у меня сильное биополе. Когда я занимаюсь делом, трудно разрушить эту атмосферу. Зато поднять легко. Когда Маше было три-четыре годика, у меня регулярно выпадали тяжелые смены. Я уходил с утра, а приходил часа в четыре дня. И вот потискаешь ее минут пять, и можно еще восемь часов стоять.

опубликовано тайное интервью Табакова — Рамблер/новости

Газета «Известия» опубликовала интервью, которое худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков дал в декабре 2012 года. Как утверждает издание, сам артист материал завизировал, но его помощнице Алле Шполянской ответы показались слишком резкими, поэтому Табаков попросил отложить публикацию. >> ФОТО. Скончался Олег Табаков В том интервью Табаков рассказывал, что в должности председателя общественного совета «Общественного телевидения России» (ОТР) планирует «лоббировать напоминание о нравственности человеческой, о наличии таких понятий, как сострадание, милосердие, и такой части души человеческой, как культура». На вопрос, каким образом, Табаков ответил:
"Сначала сделаю, а потом вы мне скажете, получилось у меня или нет. Рассказывать пока нечего. Мне очень часто в последнее время становится стыдно от словоблудия в комментариях моих коллег", — добавил он.
Актер также признавался, что не очень любит работать с молодыми артистами. «А кто, кроме меня, будет?» — пояснил он, добавив, что встречавшиеся ему в жизни люди — от руководительницы саратовского драмкружка до внучки художника Валентина Серова — делали ему «много добра».
«С 1949 года много мне добра сделали, надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро. И никакой такой потребности воспитывать или учить у меня не было» — отметил Табаков.
Среди прочего артист рассказал «Известиям» и о потерянных деньгах.
«Знаете, сколько денег пропало у меня, когда угробил наши сбережения премьер-министр Павлов? Знаете сколько «Волга» тогда стоила? Десять тысяч. У меня пропало 15 «Волг» и книжка, отложенная на образование моей внучки Полины», — сказал он.

Табаков отметил, что «из протеста» не взял ни рубля компенсации, так как были «обобраны» люди с меньшим достатком, а смириться с этим он не мог.

В ответ на вопрос о том, откуда он берет силы на «активную и ответственную» деятельность, Табаков сказал, что мало спит и много читает.
«Но когда я играю спектакль, то обязательно сплю днем два часа. Чтобы быть честным перед теми людьми, которые приходят на спектакль», — заключил он.

12 марта 2018 года стало известно о смерти Олега Табакова. Актеру было 82 года. В последние месяцы он тяжело болел, осенью попал в реанимацию. Прощание с Табаковым состоится в МХТ имени Чехова.

Читайте также

Дом-2 LIFE • Шоу-бизнес / «Жизнь может прерваться в любую минуту»: неизданное интервью Олега Табакова

Dom2Life.ru несколько раз общался с великим мэтром, когда тот приезжал в Петербург на гастроли. Олег Павлович рассказывал о романе с женой, делился впечатлениями позднего отцовства, а также поведал свою теорию «малых дел».

Олег Павлович Табаков ​Фото: Михаил Садчиков-младший

Олег Павлович Табаков
​Фото: Михаил Садчиков-младший

Вчера, 12 марта, не стало Олега Табакова. Вся Россия скорбит в связи с кончиной великого актера и режиссера. Мэтр запомнился всем живчиком, необыкновенным весельчаком, но в тоже время вдумчивым и глубоким человеком. Корреспондент Dom2Life.ru несколько раз общался с Олегом Павловичем, когда тот приезжал в Петербург на гастроли, во время которых рассказывал о романе с женой, делился впечатлениями позднего отцовства, а также поведал свою теорию «малых дел». Умер Олег Табаков

«ЖЕНА ОСТАНОВИЛА МОЕ СТАРЕНИЕ»

Олег Табаков со второй супругой Мариной Зудиной Фото: Кадр программы

Олег Табаков со второй супругой Мариной Зудиной
Фото: Кадр программы

Когда у меня появилась молодая жена, то это остановило мое старение! Вы ведь знаете, что я из медицинской семьи, и хорошо знаю о том, как увядает плоть. Я знаю, что такое отказ этой системы, болезни позвоночника. Но с молодой женой забыл обо всем!

Мой сын Павел — самая мощная батарейка для меня, которая не требует подзарядки. Диву даюсь, сколько ему лет, а все он меня заряжает. Моя дочурка Мария — я могу говорить о ней бесконечно. Такое впечатление, что ее зачинал художник Кустодиев в минуту вдохновения. Питается она хорошо, вся в папу, что и по лицу видно.

Когда мои дети были маленькие, то их папа был эдаким паразитом! Хотя я всегда вставал рано и мог даже с Павликом в шахматы сыграть, а когда Маша была маленькая, то заботился о ней.

Олег Табаков с женой Мариной Зудиной и детьми Павлом и Машей Фото: «Инстаграм»

Олег Табаков с женой Мариной Зудиной и детьми Павлом и Машей
Фото: «Инстаграм»

«НА РОМАН В ТЕАТРЕ НЕ РЕШИЛСЯ БЫ НИКОГДА»

Как только мою жену Марину не поливали грязью, когда мы сошлись. Чего только не писали, а когда она родила в апреле и уже в июле играла «Последнюю жертву», так вообще все с ума сошли! Только ленивый не писал о ней разные пакости, но потом как-то в одночасье стали о ней писать все наоборот. Мне-то что, я всегда знал о ее способностях. Но не делился этим ни с кем.

Как люди могут говорить, что им тяжело жить и работать с любимыми? Что значит тяжело? Занимаешься любимым делом, за которое тебе и деньги платят! А мы с Мариной еще и любим друг друга! У нас роман-то был до того, как мы поженились, в течение одиннадцати лет! Но я на роман в театре не решился бы никогда, поэтому пользовался Мариной, когда она еще была бесправной студенткой (смеется).

​Фото: Михаил Садчиков-младший

​Фото: Михаил Садчиков-младший

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ

У меня есть своя теория малых дел. Поделюсь ей:

Первое малое дело — воровать не надо! Тогда у вас будет хорошая репутация. Как думаете, почему бизнесмены дают мне деньги на театр? Потому что не ворую!

Второе малое дело — не делай вид, что ты — небожитель. А-то один мой коллега разбаловался до того, что заявил: «А я напрямую с Господом разговариваю!»

​Фото: Михаил Садчиков-младший

​Фото: Михаил Садчиков-младший

Не надо валять дурака, не стоит блефовать. Человек, возглавляющий театр, должен хотя бы на треть заботиться о своих людях так же, как он заботится о себе. Просто надо помнить, сколько денег ты даешь Марине на месяц, и предполагать, что другие твои подчиненные примерно так же хотят есть, водить своих детей на айкидо и вообще питаться.

«КТО БУДЕТ РУКОВОДИТЬ ТЕАТРОМ ПОСЛЕ МЕНЯ?»

Успех Безрукова, Мироновой, Машкова закономерен. И дело даже не в том, что у меня талант педагогический, просто я их воспитывал для себя, потому что собирался играть с ними вместе. А вообще воспитание театрального дарования сродни выращиванию плодовых деревьев: долго-долго вкладываешь в землю удобрения, проходит четыре года, а все не плодоносит. Но потом — раз, вымахало, и яблок сверх меры!

Олег Табаков и Сергей Безруков ​Фото: «Инстаграм»

Олег Табаков и Сергей Безруков
​Фото: «Инстаграм»

Кто будет руководить театром после меня? Не знаю, не думал. Я взял второй контракт, третий… Надо решать, на кого МХТ оставить, но с преемником пока дело неважно, потому что генерация 35—45-летних актеров не хочет ни за что отвечать.

Не вижу ничего дурного в слове «халтура», это ведь работа в свободное время? У нас в МХТ и «Табакерке» давно заведено так: с работодателя, предоставляющего «халтуру», берем стоимость каждого рабочего дня в театре. А если ребята хотят сниматься в кино, их не отпустить? Я сам снимался довольно много, так что если буду мешать другим, это будет некрасиво.

«ЖИЗНЬ НЕ ТАКАЯ ДЛИННАЯ, КАК МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ»

Не многие знают, что у меня инфаркт случился в 29 лет! Не в 92, а в 29! И выбрался я из столько раннего инфаркта каким-то чудом. Лечился пилюлями, но еще больше — театром, интересной работой. Помню, утром лежу под капельницей, а вечером уже лечу в театр. Театр обладает для меня огромной целительной силой, это не преувеличение, что на сцене проходит боль.

​Фото: Михаил Садчиков-младший

​Фото: Михаил Садчиков-младший

Столь ранний инфаркт я воспринял как напоминание о том, что жизнь вовсе не такая длинная, как может показаться, и может быть прервана в любую минуту. Поэтому я всегда занимался только тем, что мне было интересно.

Про себя я часто говорю «жадный до жизни». Я при социализме много работал, и при капитализме — не меньше. Мне за это прилично платят. Вот, собственно, и все. К деньгам я отношусь позитивно, но без фанатизма. Когда мне, тогда еще советскому актеру, предлагали уехать на Запад и озолотиться, я отказался. Я слишком русский, чтобы эмигрировать.

«Я СОСТОЯЛСЯ КАК МУЖ, ОТЕЦ И ДЕДУШКА»

<strong>​​Фото: Михаил Садчиков-младший</strong>

​​Фото: Михаил Садчиков-младший

Стать папой в столь раннем возрасте? Вам ведь известно, что наш Президент всегда переживал из-за демографической ситуации в стране, как подлинный патриот я не мог остаться в стороне от его заявлений, и мы с Мариной работали над этой проблемой.

У нас с Машей была шутка. Я ей говорю, что папа у нее уже старый, а она смотрит на меня так удивленно: «Нет, ты новый!» 

«Любовь — это когда не можешь без человека»: два брака Олега Табакова длиною в 50 лет

Господь, подарив мне сына, а потом еще и красавицу дочку, каким-то чудом замедлил мое старение… Я их люблю, живу ими. Я состоялся как муж, отец и дедушка.

<strong>​​Фото: Михаил Садчиков-младший</strong>

​​Фото: Михаил Садчиков-младший

Архивное интервью Олега Табакова о главных людях в его судьбе

Олег Павлович Табаков с большой почтительностью вспоминал о своих родителях, с любовью говорил о своих женах, с нежностью и восторгом – о детях.

Сегодня, в день рождения артиста, покинувшего нас полтора года назад, мы публикуем его однажды записанный рассказ о самых главных людях в его судьбе.

«Почти все мои предки – простолюдины» 

– Меня, полуживого, паршивого, всего в диатезе, приняла из роддома и выходила баба Оля. Она была моей главной заступницей. Если вдруг отец – очень редко – поднимал на меня руку, баба Оля выводила меня за «линию огня». Бабушка молилась, не таясь, у себя за загородкой, хотя иконы в комнате и не было. Видимо, и меня она в детстве крестила, точно не знаю. Весь мой природный сантимент, чувствительность – оттуда, из украинских песен маминой мамы, бабы Оли: «Солнце низенько, вечiр близенько». А какую Буся (я ее так называл) делала свинину с черносливом! Почти все мои предки – простолюдины. У бабы Оли – 4 класса образования. Не так уж и мало по тем временам. Ее смерть в 1945 году – моя первая жизненная потеря. Со смертью бабушки Оли я перешел некий рубеж чувств, и всю мою взрослую жизнь я приезжаю в Саратов отнюдь не из-за ностальгии по детству, а ради родных могил. 

Брак с мамой был вторым для отца. От первого брака у него был сын Женя, который жил со своей мамой. Но мы все как-то ладили друг с другом и общались. После войны отец завел новую семью. Может, это случилось потому, что мама решила остаться с детьми в Саратове и не поехала с ним на фронт. Отец обладал особым мужским шармом. Он не был в полном смысле слова казановой или донжуаном. Но ухаживать умел! Недаром у него было пять жен. Но он не заводил романчиков. Влюблялся, разводился, женился. Он думал сначала о женщине, а потом о себе. К концу войны отцу исполнился 41 год. Его новой жене было чуть больше двадцати. Они поселились в комнате через стенку от нас. Мама не запрещала мне бывать у него, но я видел, что ей это неприятно. И старался скрывать наши отношения. Я ощущал почти физическую боль оттого, что отец не жил с нами. Умница, спортсмен, он хорошо играл в шахматы, его называли «живой энциклопедией», он был аккумулятором, от которого заводились люди, машины, женщины и дети. Он всегда живо интересовался моими делами, но ему было как-то неловко меня хвалить. И то, что я с трудом выношу комплименты в свой адрес – это оттуда. Однажды он приехал ко мне в Москву, и мы пошли в мхатовскую столовую, а там же знаменитости. Я, молодой хвастунишка, предложил: пап, хочешь познакомлю? Но отец ответил: «Нет, Лёлик, не надо». Он был полон достоинства. Вспоминаю, как он любил беседовать по ночам с моим сыном Антоном. Он имел редкий дар заниматься с детьми. Без позерства могу сказать, что это я унаследовал от отца. Он был очень музыкальным человеком, а уж какой он был остряк! Умер отец от инсульта в 77 лет. 

«Меня старались… извести. Но не тут-то было!»

– Мамин отец – Андрей Францевич Пионтковский – до 1917 года был крупным зернопроизводителем. Мама получила прекрасное гимназическое образование. На ее долю выпало много страданий уже с детства. Ее старший брат застрелился, а сестра забеременела от директора гимназии и, не желая подвергать его позору, покончила с собой. Первый муж мамы застрелился, поскольку подозревал маму в неверности, причем безосновательно. Вторым мужем мамы был Гольдштерн, выходец из богатой еврейско-румынской семьи. Сталин послал его на шпионскую работу в Германию. 

Я появился на свет, когда маме было 32 года, отцу – 31. Много позже мама призналась, что, поскольку она училась на пятом курсе медицинского факультета и у нее уже была 8-летняя дочь Мирра, в ее планы не входило заниматься деторождением. Меня старались… извести. Но не тут-то было! После развода с отцом мама, женщина гордая и красивая, поменяла свою судьбу на детей. Работала на двух работах, она была хорошим врачом. В конце 42-го мама заболела брюшным тифом. Выкарабкавшись из инфекции, из-за истощения она еще долго не могла встать на ноги, потому что каждый съестной кусочек совала мне или Мирре. Весной 43-го, с трудом поднявшись с постели, мама повезла нас в городок Эльтон. Там мы прожили два года. Мама работала в госпитале врачом-терапевтом и иногда приносила нам в судках что-то из оставшейся госпитальной еды... Она всегда помогала всем. Позже она переехала к нам в Москву. Мама не могла кричать на детей. И тем более их шлепать. Она была беспомощна перед Антоном, который нарушал все нормы поведения. В последние свои годы мама жила моими заботами. 

«С Люсей мы прожили 30 лет и 3 года»

– Олег Николаевич был первым среди нас не по должности, а по любви. Всегда. Даже когда ушел из «Современника» в МХАТ. Это было так, как бывает, когда любимый отец уходит из семьи. Ефремов дал мне некий компас осознания себя в сообществе. Он был вершителем распорядка моей жизни довольно долгое время. Последние три года жизни Олегу Николаевичу приходилось невероятно трудно и даже трагично. Не только в силу нездоровья, но и потому, что он сжигал себя. 

Первые годы в «Современнике» были для меня важны еще по двум причинам: я женился, и у нас родился ребенок. Мы с Люсей познакомились в 1958 году. Люся должна была играть главную женскую роль в картине «Дом у дороги», ну а я – мужскую. Эта работа и была плацдармом, на котором зародились, развивались и окрепли наши отношения. Мы поженились в декабре 1959 года. Свадьбу мы праздновали в ресторане ВТО. Ребята вынесли Люсю в большущей белой коробке и вручили ее мне. Вообще семейная жизнь – вопрос деликатный. Мы прожили 30 лет и 3 года. Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой Ивановной… Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно.

«Мои отношения со старшими детьми не были безоблачными»

– Что касается воспитания сына Антона и дочери Саши, то процесс этот был уподоблен большому комбинату, работающему на энергии любви сразу нескольких женщин: моей мамы, Люсиной мачехи и нашей соседки из Саратова. 

Антону не было и года, когда мы обрели свой дворец – шикарную однокомнатную квартиру с балконом. Однажды, оставаясь там с ним один на один в течение двух или трех суток, потому что Люся уезжала на съемки, в какой-то, уже критический момент я обнаружил себя в маленькой кроватке Антона вкладывающим ему в рот собственную грудь, ибо никакими другими способами утихомирить это орущее чудовище было невозможно. 

К сожалению, мои отношения со старшими детьми, а особенно с дочерью Александрой, не были безоблачными. Мы с дочерью так и не смогли наладить отношения. (Табаков развелся с Людмилой Крыловой, когда Антону было 33 года, а Александре – 29. Со старшим сыном отношения впоследствии восстановились, а вот Александра так и не простила отцу уход из семьи. – Ред.

«Мы пытались расстаться, но потом все начиналось снова» 

– Марина никогда не ведет себя как примадонна. Она – очень честно и объективно относящийся к своей работе человек. Всегда пахала и пашет, как настоящий труженик. 

В моей жизни все изменилось с появлением этой круглолицей темноволосой девушки, пришедшей на прослушивание. Много лет спустя я узнал, что мама Марины тогда сказала: «Табаков набирает студентов. Если он тебя не возьмет, тогда никто не возьмет...» Я заболел любовью, кажется, в ноябре 83-го. И я поменял судьбу. В нашем театральном мирке Марине досталось полной мерой. Нам обоим тогда было больно. Но роман, длящийся всю жизнь – это непостижимо для меня прежнего. Конечно, мы пытались расстаться, но потом все начиналось снова. Еще не будучи моей женой, Марина бывала со мной в разных странах, где я работал. 

Господь наградил меня Мариной, а Марина подарила мне Павла и Марию. Иногда мне кажется, что это счастье дано мне не совсем по заслугам. 

// фото: Global Look Press

У Павла четко видны родительские черты. Терпимость и системность – от Марины, а все остальное, касающееся энергетического ресурса, разнообразия и жуликоватой изобретательности в достижении цели, которую он ставит перед собой, – это от меня. Павлик прекрасно знает, на какие именно надо кнопки нажимать, чтобы чего-то добиться от человека. Бульдозерность в достижении цели – моя, а склонность сгущать, драматизировать события – это от матери. Так распорядилась природа… А Маша – настоящее дитя любви, несущее эту любовь в себе. 

Опубликовано тайное интервью Табакова :: Культура :: Дни.ру

Вышло интервью, которое дал в декабре 2012 года худрук МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР Олег Табаков. Многое из сказанного тогда актером актуально и сегодня. 

Примечательно, что текст диалога Табаков завизировал сам, но его помощнице Алле Шполянской (ныне покойной) он показался слишком резким. Олег Павлович прислушался к ее мнению и попросил отложить публикацию. А далее у него не хватало времени к ней вернуться. 

На вопрос о том, нравится ли Табакову работать с молодыми артистами, режиссер признавался, что не может сказать, что очень любит этим заниматься. "А кто, кроме меня, будет? В жизни люди делали мне много добра, начиная от руководительницы Саратовского драмкружка Дворца пионеров Натальи Сухостав, заканчивая покойной внучкой художника Валентина Серова, Царствие ей Небесное", – цитирует Олега Павловича газета "Известия".

"Надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро. И никакой такой потребности воспитывать или учить у меня не было. На дворе был 1972 год. Вместе с молодыми людьми, которые поверили мне, пошли со мной, а это Гарик Леонтьев, Костя Райкин, Валера Фокин, Андрюша Дрознин, Сережа Созонтьев, Володя Поглазов, мы прослушали 3,5 тысячи московских детей, отобрали 49 человек и потом два года учили их. На довольно высоком профессиональном уровне", – вспоминал Табаков. "А жили мы на те деньги, которые я "закосил" от семейных доходов. Я много работал", – говорил он.

Рассказывая о своем председательстве в совете "Общественного телевидения России" (ОТР), он отмечал, что собирается лоббировать "напоминание о нравственности человеческой, о наличии таких понятий, как сострадание, милосердие, и такой части души человеческой, как культура".

По словам Табакова, актерская профессия для него – это самое интересное занятие на свете. На вопрос о том, откуда режиссер берет силы на такую активную и ответственную деятельность, он ответил, что мало спит и много читает.

Напомним, 12 марта у 82-летнего актера в районе 16 часов случился сердечный приступ. Поэтому врачи сами приняли решение отключить его от аппарата жизнеобеспечения. Олег Табаков боролся за жизнь несколько месяцев, но почти не приходил в сознание.

Прощание с актером пройдет в МХТ им. А.П. Чехова, где народный артист СССР был художественным руководителем более 15 лет. 12 марта там, как и в "Табакерке", отменены все спектакли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *