В Гостином дворе открылась Международная ярмарка современного искусства
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
12.09.2020 16:06
Поделиться
Гостиный Двор позвал на Сosmoscow
Жанна Васильева
В Москве в Гостином дворе открылась 8-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая продлится до 13 сентября. Об особенностях формата ярмарки в год пандемии рассказывает основательница и директор Cosmoscow Маргарита Пушкина.
Вы решились открывать международную арт-ярмарку в ситуации фактически закрытых границ, упавших продаж (по оценкам экспертов доходы мировых галерей упали на 70-72 процента, почти треть из них не уверены, что выживут), перехода многих крупных мировых галерей на онлайн-платформы (в частности, проект «Платформа» галереи David Zwirner). Почему вы пошли на эти риски? Не было ли желания, например, перевести Cosmoscow в онлайн?
Маргарита Пушкина: Когда Art Basel второй раз за время пандемии отменил ярмарку офлайн (причем 50-й, юбилейный выпуск!), мы, конечно, еще раз взвесили риски. Но у Art Basel все же другая ситуация: бизнес крупных галерей мирового уровня зависит от американских коллекционеров. Cosmoscow же ориентирована прежде всего на российский арт-рынок. Галереи, которые составляют костяк ярмарки, нас поддержали — ярмарка для них является крайне важным инструментом для продаж и местом встречи с потенциальным покупателем. Поэтому мы решили, что ярмарка должна открыться офлайн, конечно же соблюдая все необходимые меры безопасности.
Но у нас будет параллельно работать и онлайн-платформа Cosmoscow, своего рода цифровой двойник ярмарки. Она дает возможность увидеть работы даже тем, кто не сможет добраться до Москвы в этом году.
Сохранит ли арт-ярмарка международный формат?
Маргарита Пушкина: Безусловно. В Гостином дворе, где проходит Cosmoscow, своих художников представили семь зарубежных галерей. Кроме галерей Peres Projects (Берлин) и Temnikova & Kasela (Эстония), чьи основатели входят в состав Экспертного совета ярмарки, это Emanuel Layr (Вена/Рим), HORS-CADRE (Париж), варшавские галереи Raster Gallery и Dawid Radziszewski и новая галерея Window Project (Тбилиси). Кроме того, наша образовательная программа Cosmoscow Talks традиционно привлечет много международных специалистов, которые подключатся онлайн.
Коллекционеры понимают, что актуальное искусство может быть интересно музеям
Как, по вашим оценкам, рынок современного искусства в России пережил времена самоизоляции?
Маргарита Пушкина: Я слышала от некоторых галеристов, что продажи продолжались. Как ни странно. Многие говорили, что «время замедления» помогло разобрать архивы, заняться онлайн-платформами в том числе. Ольга Темникова сделала фильм, посвященный одному из художников. Делали вернисажи в zoom. Словом, были сосредоточены на делах, на которые раньше не хватало времени.
Как вы относитесь к предложению галереи pop/off/art музеям провести покупку работ современных художников, чтобы поддержать и художников, и галереи?
Маргарита Пушкина: Это один из инструментов поддержки, которые используют во многих странах мира. Со слов нашего арт-директора ярмарки Саймона Риса, австрийское правительство планирует музейные закупки на 2 млн евро, чтобы поддержать и галереи, и художников. Когда в прошлом году музеем года на Cosmoscow был ММоМА, который отмечал свое 20-летие, Департамент культуры Москвы объявил о закупках произведений актуального искусства у участников ярмарки в коллекцию музея. Мы работаем в этом направлении, но пока идет процесс оформления покупки.
Музей мог выбрать работы?
Маргарита Пушкина: Естественно.
Если молодая галерея хочет участвовать в Cosmoscow, что она для этого должна сделать?
Маргарита Пушкина: Прислать заявку: список авторов, их портфолио и эскиз стендов. Каждая заявка проходит через наш Экспертный совет.
Кроме того, у молодых галерей в этом году появилась возможность участвовать в ярмарке бесплатно благодаря поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В новой секции «Сделано в Москве» на общем стенде представлено 20 столичных галерей, в том числе молодых. В частности, «Алиса», a-s-t-r-a, Fragment Gallery, InArt Gallery…
Там был интересный принцип отбора художников. Галерист выбирал автора не из своего списка, а из художников другой галереи. Такое сотрудничество укрепляет и взаимный интерес, и солидарность галеристов, даже поддержку друг друга. Это тоже очень важный момент…
… Которому научила галеристов пандемия?
Маргарита Пушкина: Вовсе нет. Во всем мире галеристы проявляют солидарность друг к другу. David Zwirner — глобальная галерея и поддерживает своих младших коллег. Еще два года назад они предложили на Art Basel ввести разную ценовую политику для крупных галерей и галерей среднего уровня. Речь шла не только о профессиональной солидарности, но и человеческой поддержке коллег.
Художником года Cosmoscow стал Павел Отдельнов, который также получил премию «Инновация» в этом году. Институцией года Cosmoscow назван Центр современного искусства «Цикорий» из Железногорска в Курской области. В прошлом году это был ЦСИ «Заря» во Владивостоке. Как происходит выбор институции года?
Маргарита Пушкина: Кроме ярмарки, у нас есть Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow. «Институция года» — одна из программ Фонда. Эксперты в области современного искусства предлагают своих кандидатов. А потом номинантов обсуждает международное жюри. В этом году был выбран ЖЦСИ, который организовала группа молодых и инициативных художников из арт-группы «Цикорий». Они уже дважды в родном Железногорске провели биеннале современного искусства, регулярно устраивают выставки и проводят образовательные программы.
В этом году Фонд Cosmoscow приобретает для Музея современного искусства «Гараж» рукописный альбом-каталог Евгения и Льва Кропивницких и два архива — галереи Navicula Artis (Петербург) и Андрея Александровича Чиркова (Ремизова) с письмами Андрея Синявского. Как выстроена стратегия отношений Фонда Сosmoscow, музеев и ярмарки Cosmoscow?
Маргарита Пушкина: Для нас это не первый опыт — ежегодно мы объявляем «Музей года» и осуществляем закупки в его коллекцию. Это одна из наших традиционных программ Фонда. В прошлом году, когда музеем года был ММоМА, мы подарили ему инсталляцию Ильи Долгова «РИФ». В 2018-м ГМИИ им. А.С.Пушкина показывал на своем стенде у нас коллекцию видеоарта из программы «Пушкинский-21». Наш фонд подарил ГМИИ им. А.С. Пушкина несколько работ Таус Махачевой. Каждый раз музеи выбирают те работы, которые они хотели бы получить в свою коллекцию. А еще раньше, когда музеем года была Третьяковская галерея, мы подарили ей большой блок работ Андрея Кузькина. Потом Третьяковская галерея делала выставку Андрея Кузькина. Таким образом, мы поддерживаем художников, галереи и музеи. Кроме того, коллекционеры понимают, что актуальное искусство может быть интересно музеям.
Что для Вас является критерием эффективности ярмарки? Продажи? Количество участников? Количество зрителей? Или, допустим, также открытие новых художников?
Маргарита Пушкина: Все важно. Как всякая ярмарка, мы создаем инфраструктуру и условия для того, чтобы галерея встретилась со своим коллекционером или с потенциальным покупателем. Могу сказать, что в 2019 году Cosmoscow была включена в глобальный отчет Art Bazel и UBS «The Art Market». Для российской институции это впервые.
Кстати
Cosmoscow вместе с онлайн-галереей Sample и коммуникационным агентством Anna Dyulgerova Communication при поддержке Музея Москвы запустила ярмарку молодого современного искусства blazar. Она проходит параллельно в Музее Москвы на Зубовском бульваре, 2. В ней участвуют не только галереи, но и молодые независимые художники, а также образовательные учреждения. Билеты на Cosmoscow действительны и на blazar.
Российская газета — Федеральный выпуск: №206(8260)
Поделиться
Актуальное искусствоМоскваСтолицаВ регионахГид-паркРГ-Фото
Cosmoscow состоится в Гостином дворе в сентябре
Арт-рынок
Ярмарка Cosmoscow 2022 в Гостином Дворе.
Фото: Cosmoscow
Ярмарка современного искусства объявила даты проведения, а также начала прием заявок от галерей-участников
Софья Багдасарова
23. 03.2023
Одиннадцатая международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в Гостином Дворе с 15 по 17 сентября, сообщила ее пресс-служба. Превью ярмарки для коллекционеров и арт-профессионалов состоится 14 сентября.
Кроме того, стартовал сбор заявок от галерей на участие в Cosmoscow, который продолжится до 20 мая. Отбором занимается экспертный совет Cosmoscow, в который входят галеристки Ольга Темникова и Елена Селина.
«Сейчас людям, как никогда прежде, важно найти платформу, которая станет местом встречи с прекрасным, а также источником вдохновения, рефлексии и новых идей. Мы продолжаем искать новые форматы и пути взаимодействия, чтобы расширить возможности, доступные художникам, галереям и коллекционерам», — цитирует пресс-служба слова Маргариты Пушкиной, директора-основателя Cosmoscow.
Сетевая версия ярмарки Cosmoscow Online будет идти более долгий срок, чем ярмарка «в реале». Как и в прошлый раз, она пройдет на маркетплейсе современного искусства — платформе ТЕО by Cosmoscow.
Параллельно с Cosmoscow с 14 по 17 сентября в Музее Москвы пройдет ярмарка-сателлит blazar, которая традиционно приглашает к участию не только галереи, но и начинающих свою карьеру молодых художников, работающих независимо, а также образовательные учреждения и инициативы в сфере современного искусства. Превью состоится 13 сентября. Отбор заявок на участие в ярмарке будет проходить с мая по июль 2023 года.
Предыдущая — юбилейная, десятая — ярмарка Cosmoscow прошла в сентябре 2022 года в Гостином Дворе, представив 72 галереи и собрав рекордное количество гостей — более 24 тыс.
Подписаться на новостиCosmoscow
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзалаПамятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12. 05.2023
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦПрезидентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
Венера Боттичелли в образе инстаграмного инфлюэнсера вызвала шквал критикиРекламная кампания с использованием ренессансного шедевра, продвигающая туризм в Италию и знаковые достопримечательности страны, произвела обратный ожидаемому эффект
28. 04.2023
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событиеВсе, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
Единственная в Москве ярмарка современного искусства прибыла в Гостиный двор
В этом году художественная ярмарка Cosmoscow пройдет в Гостином дворе, историческом бывшем крытом рынке недалеко от Китай-города. Космосква Единственная в России международная ярмарка современного искусства открывает свои двери в Гостином дворе в пятницу. Уже четвертый год Cosmoscow стремится доказать, что современное искусство в России не только яркое и креативное, но и коллекционируемое.
На архитектурно доминирующем рынке 18-го века, расположенном всего в двух шагах от Красной площади, на выходных будут представлены работы более 100 современных художников. Цель? Поощрять интерес международных и местных коллекционеров к российскому современному искусству и укреплять связи между российским и международным рынками современного искусства.
В прошлом году мероприятие, на котором были представлены произведения искусства из 34 международных галерей, привлекло 14 000 посетителей. В этом году в число участников входят лондонская Frameless Gallery и One Gallery в Нью-Йорке.
Поскольку лишь часть этих посетителей намеревается совершить покупку, Cosmoscow тщательно позиционирует себя как место для всех любителей искусства, независимо от размера их чековых книжек. Таким образом, ярмарка включает в себя специально курируемую выставку произведений искусства из частных коллекций «Взгляд коллекционера», детскую программу и ряд арт-бесед и лекций в выходные дни.
«Некоммерческие и параллельные мероприятия являются неотъемлемой частью нашей ежегодной программы. Они играют решающую роль в том, чтобы наши гости увидели общую картину мира современного искусства за рамками традиционного арт-рынка», — сказала Маргарита Пушкина, директор-основатель Cosmoscow, в интервью The Moscow Times.
Российская художница Светлана Шуваева выбрана художником года 2016. Ее работа «Ткань» из серии «Персонаж толпы» станет визуальным элементом ярмарки в течение выходных, а посетители смогут насладиться специальным проектом по заказу Cosmoscow.
Одним из ярких событий некоммерческой программы станет благотворительный аукцион «Off White» в пользу детского благотворительного фонда «Обнаженные сердца». На аукционе этого года, организованном Christie’s, будут представлены лучшие фотографии начинающих художников, в том числе Полины Канис, Андрея Богуша и Эрвина Олафа.
«Властелин леса» Леонида Цхе — одна из работ, представленных на выставке Cosmoscow в эти выходные.![](/800/600/https/st.cosmoscow.com/media/cache/41/97/41973d32d2a5d9818656946a6a61173e.png)
На ярмарке также пройдет программа видеоарта с участием лучших начинающих художников страны. Посетители могут увидеть такие проекты, как жутковатая «Сгоревшая комната» Ольги Кройтор, исследующая темы угасания и распада, и «Очередь» Саши Пироговой, где фрагменты одноименного романа Владимира Сорокина сопровождаются ритуальным движением в бесконечном цикле.
Наряду с проектами ярмарки содержательная параллельная программа Cosmoscow включает знаковые выставки, такие как ретроспектива Стефана Балкенхола в Московском музее современного искусства и персональная выставка Валерия Кошлякова, одного из самых известных современных художников России, в Московском музее современного искусства. Музей русского импрессионизма.
Представляя многообещающих российских художников международному сообществу, Cosmoscow надеется наладить диалог между художниками, галереями и любителями искусства из России и других стран.
Cosmoscow проходит с 9 по 11 сентября в Гостином Дворе. ул. Ильинка, 4. Метро Площадь Революции. www.cosmoscow.com.
Подробнее о: Современное искусство , Арт
Современное искусствоНочь музеев: Москва призывает культуру победить в «диванной битве»
Когда-то прославившаяся как город 1000 церквей, в наши дни Москва стала городом музеев. Вечером 20 мая более 200 музеев, галерей и художественных школ…
Cosmoscow борется за российский рынок современного искусства
Кремль, возможно, не является поклонником современного искусства, но через Красную площадь Cosmoscow активно борется за молодое искусство. В Большом выставочном зале Гостиного двора ярмарка проходит уже второй год, с 9 по 11 сентября. Окруженная неоклассическими арками и колоннами и увенчанная стеклянным потолком, обстановка создает роскошную сцену, которая придает значимость новым галереям и доступным работам, заполняющим пространство.
Обращаясь к новому, молодому поколению российских коллекционеров, Cosmoscow — единственная международная ярмарка современного искусства в России и странах СНГ — является ключевым игроком в стремлении вовлечь Россию в международный диалог современного искусства, несмотря ни на что.
Министр культуры России Владимир Мединский известен своей резкой позицией против современного искусства, особенно в международных традициях. До недавнего времени коллекционеры современного искусства в Москве чувствовали себя частью эксклюзивного клуба. Но открытие все большего количества учреждений, посвященных модерну и современному искусству в центре города, говорит о растущем интересе со стороны коллекционеров, инвесторов и любителей искусства. В прошлом году Музей «Гараж» открыл свои двери, спроектированные Ремом Колхасом, а фонд V-A-C, занимающийся современным искусством и культурой, в настоящее время строит поблизости новую штаб-квартиру по проекту Ренцо Пьяно.
Реализовано: Музей «Гараж» откроет первую триеннале российского искусства в 2017 году
Директор и основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина особенно заинтересована в поддержке молодых российских талантов. На пресс-конференции и VIP-открытии она даже с гордостью сказала, что ее наряд был создан Ruban, московским кутюрным брендом, запущенным в 2010 году. художники.
Работы Ильи Долгова на стенде галереи HLAM.
Всего 38 галерей занимают аккуратные квадратные стенды, а 18 входят в раздел «Открытие», посвященный галереям, которым менее пяти лет и которые представляют начинающих художников. Несмотря на относительно небольшое количество, это рекордный размер для Cosmoscow. Из 38 31 базируется в России и 25 в Москве. Четверо приехали из Санкт-Петербурга, который считается самым экспериментальным и андерграундным из двух крупнейших городов России. Галерея TNN находится в Тбилиси, Грузия, и они утверждают, что являются единственной грузинской галереей, работающей на международном уровне. Помимо One Gallery, созданной на основе двух ранее существовавших галерей в Нью-Йорке и Софии, Болгария, галерей из Америки нет. Ни из Азии, ни с Ближнего Востока тоже нет, а из Европы всего несколько: одна галерея приехала из Бельгии, другая из Испании и две из Лондона.
Все международные галереи уже имеют прочные связи и сеть контактов в России. Галерея NK находится в Антверпене, Бельгия, но ее директор Надя Котова-Маесен — русская. Она считает, что «культура — это международный язык», и заинтересована в продвижении диалога между странами. Она показывает работы двух художников, россиянки Таисии Коротковой и бельгийца Ханса Вандекеркхова. Короткова, лауреат премии Кандинского в 2010 году, рисует приглушенные полотна футуристических сюжетов, вдохновленные наукой и технологиями, а картины Вандекерхова в киоске вдохновлены картинами Олафура Элиассона.0047 Ваша радужная панорама
Работы Кирилла Челушкина и Дмитрия Цыкалова у Марины Гисич.
Цены на большое количество галерей составляли менее 10 000 евро, а некоторые работы были шокирующе дешевыми для тех, кто привык к ценам на более старых ярмарках в таких городах, как Лондон или Нью-Йорк. Художник Илья Долгов, представленный галереей HLAM, стал одним из победителей художественной премии Credit Suisse Cosmoscow для молодых художников, премии в размере 3000 евро, присужденной трем художникам (кроме Долгова, Анастасии Богомоловой и Анастасии Кузьминой). Сложные ботанические рисунки Долгова стоят всего 1100 евро. Некоторые иностранные посетители даже сказали, что призвали своих друзей, которые могут быть новичками в коллекционировании, приехать в Cosmoscow, чтобы попробовать свои силы в покупке произведений искусства.
Продажи на этом развивающемся рынке казались многообещающими, от работ по скромной цене до работ среднего уровня, и даже одна аномальная галерея продала работы за 100 000 евро. Еще до того, как ярмарка открылась для VIP-персон, галерея Марины Гисич уже провела распродажу; произведение из серии «Кожа» Дмитрия Цыкалова, трофеи из шкур животных, сделанные из ящиков с военными боеприпасами, которые художник купил на интернет-аукционах. Работы стоили около 38 000 евро.
Работы Ольги Божко на стенде Galerie Iragui.
В пятницу утром в оживленной молодой галерее Galerie Iragui было несколько распродаж. Они показали, пожалуй, самые захватывающие и запоминающиеся работы ярмарки: вязаные кирпичные стены Ольги Божко были «граффити» английскими словами в пряже: «fuck», «peace» и «true». Затем каждому дали русскоязычное окончание, чтобы они приобретали новые значения при произнесении русскоязычным человеком. «Правда», например, плюс несколько символов кириллицы приобрели значение «труп».
Формирование рынка и укрепление сообщества вокруг современного искусства — тяжелая работа, требующая времени, но, похоже, Москва начала многообещающе, и увлеченная команда Cosmoscow стремится направить ее в правильном направлении. На данный момент похоже, что следующая крупная арт-звезда не приедет из России, но, возможно, ярмарка могла бы помочь поддержать среду там, где это возможно.