Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Павел лунгин братство: (2019) — Leaving Afghanistan — — —

Павел лунгин братство: (2019) — Leaving Afghanistan — — —

современное кино об Афганской войне, будто снятое в перестройку

В прокат все-таки добрался, вопреки всему, с 10 мая (в силу компромисса — не 9-го) фильм «Братство» Павла Лунгина («Такси-блюз», «Остров», «Царь»). За что его хотели запретить и почему же он все-таки вышел безо всяких купюр, выяснил редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов.

Афганская война на излете, война, умирающая, как любое чудовище, в жутких муках. Юная солдатня, не понимавшая ни секунды, что она забыла в этих сморщившихся от времени горах, и ждущая только вертушку домой.

«Братство» хоть и имеет магистральный сюжет, но это все же в большей степени не о чьем-то конкретно Афгане, а такая панорама позднесоветской войны, снятая с вертолета. Режиссер Лунгин собирал фильм из многих разных историй, баек, воспоминаний и апокрифов. Общую картину он создает деталями разной мелкости: от больших историй о генералах-параноиках и бравых советских солдатах, ворующих вооружение и продающих гранатомет фактическому противнику за местные тугрики, до простых зарисовок из жизни и проездов на грузовиках по бесприютным горам (Дагестан прекрасно изобразил Афганистан).

Фильм выходит в прокат, предусмотрительно задержавшись на день: должен был быть 9 мая (не чтоб примазаться к дню не той победы не в той войне, а чтобы зацепить еще один выходной), а выходит 10-го. Эффект вынужденного путешествия во времени заметен и в самой картине: это кино отчаянно олдскульное, если не сказать старперское; сознательно стилизованное под перестроечное; снято на узнаваемую с болезненной любовью пленку Kodak; отчетливо устарело, совсем не в духе времени. Это подчеркнуто мужской фильм (у единственной героини в фильме секунд дай бог 15 экранного времени в одной трагикомической зарисовке), попробуйте-ка сегодня такое допустить в большом коммерческом проекте. Это солдатские анекдоты, рассказанные вовсе без бравирования, даже больше — недоговоренные: сюжет в разумный момент прерывается долгожданной эвакуацией на родину.

«Братство», 2019 © WDSSPR

Главной задачей Лунгина, режиссера консервативного, но мыслящего, становится не антивоенная лирика, а псевдодокументальное изображение настоящего братства — без панибратства, без убийственного пафоса, дружба поневоле случайных заложников прекрасно-дурацкой эпохи. Их взаимовыручка прагматична, но зато безгранична. Так, генеральный сюжет начинается с того, что летчика подбивают и забирают в плен. Выясняется, что это сын генерала (вновь те времена, когда сыновья генералов воевали, а не только сходили с ума от того, что им нечего больше хотеть). И его выручают, более того, даже сам факт того, что нужно ехать под пули и спасать генеральского сына, фактически ничего не меняет: это все еще наш человек. И затем, чтобы вытащить такого же пленника, только не привилегированного по факту рождения, герои (в частности, хозяйственный офицер в пшеничных усах, сыгранный Кириллом Пироговым) пойдут в кишлак договариваться. И договорятся.

В этом авторском отстранении видится и некое пусть малюсенькое, но малодушие. В фильме Лунгина отсутствует концептуальный пацифизм, он словно наслаждается отдельными приметами околовоенного быта, с любовью их воспроизводя. В отсутствие программного заявления об отношении русского мира к войне (которое вот уже последнее тысячелетие описывается все тем же гребенщиковским «нас рожали под звуки маршей») посыл «Братства» медленно сползает с «больше никогда» к «можем повторить».

Но фильм-то, не поняв, уличили совсем в обратном. Фильм обвиняют народные избранники, сенаторы, в том, что его нельзя показать новобранцам, рекрутам, которые поедут на чужбину воевать черт знает за чье благо (и не факт, что это благо — мирное небо, а не благо материальное), и под это дело тут же нашлись афганские ветераны, у которых все было не так. Очевидно уязвленный Лунгин представлял фильм на кинорынке, сказав, что он «просто хотел сделать мужской фильм, в котором ничего такого нет», — так в нем и правда ничего «такого» нет, а может, в нем могло бы что-то «такое» быть, чтобы сенаторам стало еще невыносимее от мысли о том, что этот фильм могут посмотреть перспективные солдаты и в итоге солдатами не стать.

В то же время в наше дуалистичное и даже двуличное время Лунгин оказывается удивительно современен и даже прогрессивен. Прежде всего, это вообще смело — снимать об Афгане, и не так же, как в ближайшие пару лет будут снимать о Сирии. Спасительные солдатские байки позволяют на секунду забыть о том, что все так же через афганскую границу в страну везут опиаты, а война снова стала холодной, а значит, незатухающей, просто тлеющей помалу. И что тогда искать виновных в том, например, что главной целью одного из солдатиков становится на войне подзаработать и прикупить прямо на месте импортный магнитофон (его играет главная звезда фильма Александр Кузнецов, он, как ни удивительно, оттеснен на второй план, где ему, оказывается, куда комфортней, чем на главных ролях). Боюсь, в России никто не поддержит ни одного сенатора, который учует здесь кощунство: магнитофон — так не самая плохая цель в жизни. Пусть герой того самого перестроечного шахназаровского «Курьера» и просил усатого друга мечтать о чем-то великом, новое время так и не предложило других достойных мечт, кроме как о поездке на очередной недальний восток.

«Братство», 2019 © WDSSPR

российское кинопавел лунгинкирилл пироговалександр кузнецов

Поделиться

FacebookВконтактеTwitter

FacebookВконтактеTwitter

Режиссер фильма «Братство» Павел Лунгин: «Хотелось что-то противопоставить военной пропаганде»

  • Алексей Ильин
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Vyacheslav Prokofyev/TASS

Новый фильм Павла Лунгина «Братство», рассказывающий о завершающем этапе войны в Афганистане, еще до выхода в прокат вызвал бурные споры и шквал критики со стороны ветеранов-афганцев. Накануне премьеры картины режиссер дал интервью Би-би-си.

В центре сюжета — история отхода 108-й мотострелковой дивизии через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов. Незадолго до начала операции в плен к исламистам попал советский пилот. Военным нужно было придумать, как освободить его и без потерь вывести войска.

Премьера картины изначально была запланирована на 9 мая, однако после предварительного показа в кинотеатре «Иллюзион» сенатор Игорь Морозов предложил перенести дату старта проката, так как, по его мнению, фильм Лунгина «недостоин такой великой даты», как День Победы.

  • Афганистан спустя 30 лет после вывода советских войск: что думают афганцы о жизни тогда и сейчас
  • Советский и британский солдаты о войне в Афганистане: «Это ужас. Но мы сами на него подписались»

Сенатора поддержали и ряд других парламентариев, а также ветеранская организация «Боевое братство», которая и вовсе призвала министерство культуры России лишить фильм прокатного удостоверения.

В итоге премьеру фильма было решено перенести с 9 мая на 10-е. Глава минкульта Владимир Мединский заявил, что никаких оснований для его запрета не существует.

Накануне премьеры «Братства» Павел Лунгин рассказал в интервью Би-би-си, почему он решился снять кино на столь болезненную тему, как он отреагировал на острую реакцию со стороны ветеранов и зачем нужно рассказывать современному зрителю о военных травмах прошлого.

Би-би-си: Как у вас появился замысел снять фильм об Афганистане? С чего все начиналось?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Павел Лунгин: Началось все с личного знакомства с Николаем Дмитриевичем Ковалевым — генералом армии, бывшим главой ФСБ и депутатом Госдумы. Он искал встречи со мной, потому что он мечтал сделать фильм об Афганистане, причем о конкретном периоде: об операции по выводу [советских] войск из Афганистана. Мне это тоже показалось интересным.

Его рассказы меня удивили тем, что он — на то время полковник внешней разведки, в чью задачу входили переговоры с моджахедами, — рассказывал о маленьком человеке на войне. Это были личные истории, истории людей, с которыми он работал. Мне понравился его взгляд: конкретные личные истории людей на войне. Поэтому в основном все сделано по его рассказам. Его сослуживцы тоже писали маленькие рассказики.

Это все более-менее подлинные факты, которые мы, конечно, немножко изменяли или переосмысляли. Но вот, например, история про прапорщика, который обещал продать [афганцам] огнемет, но не продал его, за что его похитили; переговоры с моджахедами и обеспечение выхода армии через знаменитый перевал Саланг, который контролировался полевыми командирами, — это все документальная история.

  • Вывод советских войск из Афганистана глазами журналиста Би-би-си

Так возник интерес к теме, так возник взгляд на эту тему. Николай Дмитриевич Ковалев уже тогда был болен. К сожалению, он умер, три недели назад [5 апреля 2019 года] мы похоронили его. Наверное, он уже тогда знал, что он болен, и мне кажется, что он вспоминал свою службу и тех людей, с которыми он начинал служить. В этом был для него какой-то дружеский акт по отношению к своим боевым товарищам.

Би-би-си: Были ли какие-то истории про Афганистан, которые вас поразили, шокировали, особенно остро задели?

П.Л.: Честно говоря, нет. Я думаю, что мы все знаем уже столько шокирующих историй… Мы живем в мире кошмарных историй. Мне, скорее, хотелось передать ощущение этой войны, хаоса, какой-то потерянности. Конечно, это антивоенный фильм. Это фильм, который не прославляет войну, но в то же время прославляет тех людей, которые были на этой войне.

Би-би-си: В своей речи после показа в минкульте вы говорили, что афганская война, как и чеченская — это нарыв. Нужно ли именно сейчас трогать, бередить этот нарыв?

П.Л.: Мне кажется, что вообще нужно обсуждать свою историю и каким-то образом разбирать все это. Каждая война — это травма, и я сторонник психоаналитического подхода, то есть травмы нужно проговаривать. Я также считаю, что надо проговаривать культ личности и историю лагерей. Я считаю, что это все недостаточно проговорено, и у людей часто нет моральной оценки того, что произошло.

Об этом, конечно, нужно говорить, потому что у нас была похожая ситуация в Сирии, у нас похожая ситуация может быть на Украине. Идет какая-то большая военная, милитаристская пропаганда, которой хотелось что-то противопоставить.

Би-би-си: Многим вашим критикам не понравилось, что командир моджахедов в вашем фильме представлен очень интеллигентным, умным человеком, к тому же одетым во все белое. В то же время советский генерал совершает вероломный поступок и руководствуется в первую очередь личными интересами. Что вы на это скажете?

П.Л.: Мне его [генерала] жалко, мне он симпатичен. Я понимаю всю безысходность его состояния. Я понимаю, что он неправ и в то же время прав. Война и есть тот процесс, который делает нас всех правыми и неправыми одновременно. В этом и состоит жестокость войны. А если человек весь в белом, это не значит, что он положительный. Видно, что перед нами опасный фанатик типа бен Ладена, и за его внешней культурностью скрывается большая жестокость.

Би-би-си: Вас также упрекали в отсутствии патриотизма и в русофобии. Что такое, по-вашему, патриотизм?

П.Л.: Я перестал понимать, что такое патриотизм. Мне кажется, что мы все патриоты. Я еще не видел человека, который не был бы патриотом, который бы не любил свою землю так же, как он любит свою мать. Просто давайте дадим каждому возможность выражать эту любовь по-своему. К тому же есть вещи, которые выше патриотизма — например, чувство справедливости, понятия добра и зла.

Би-би-си: В организации ветеранов афганской войны «Боевое братство« говорили, что в вашем фильме советские военные показаны только в негативном свете, как «сброд дегенератов, воров, мошенников, убийц и подлецов». Почему некоторые ветераны так резко восприняли картину?

П.Л.: Наверное, это люди, которые создают мифологию из своего прошлого. Возможно, потому, что они мысленно остались в Советском Союзе и не смогли войти в новую жизнь, в новый мир. Наверное, они вспоминают это время как лучшие годы своей жизни. Я понимаю, что ими движет. Но главное, они все-таки считают, что нельзя говорить правду, что правда вредна и нужно постоянно заниматься идеологической работой.

  • В Афганистане есть деревня, построенная из советских снарядов. Как это возможно?

Отношение к этой картине разделило общество афганцев на два лагеря. Как вы знаете, много заслуженных ветеранов и героев СССР поддерживали этот фильм и говорили, что он правдивый и честный. Феномен резкого отношения к этому фильму говорил как раз о том, что надо вскрывать старые раны, потому что у людей не было однозначного отношения к афганской войне. Я думаю, было бы еще хуже, если бы я рассказывал, например, о чеченской войне, о которой тоже очень мало говорится.

В Америке была целая серия фильмов о войне во Вьетнаме, на которых воспитывался американский народ. Были как антивоенные фильмы, так и фильмы в поддержку войны, но по крайней мере, были разные точки зрения на происходящее. При этом никто не говорил Стэнли Кубрику и Оливеру Стоуну (режиссерам, снявшим знаменитые антивоенные фильмы про Вьетнам. — Прим. Би-би-си.), что они не патриоты, это немного наивный взгляд на вещи.

Leaving Afghanistan (2019) — IMDb

  • Awards
    • 1 win & 1 nomination

Videos1

Trailer 1:56

Watch Battle for Afghanistan

Photos16

Top cast

Kirill Pirogov

  • Dmitrich

Yan Tsapnik

  • Abdasalamov

Mikhail Kremer

  • Guirya

AlkekSandr Kuznetsov

  • — AkaN. 0006

Umedjon Bahabaev

  • Turkmen

Vasiliy Butkevich

Kirill Ermichev

  • Melnik

Radzhabali Khuseynov

  • Old man
  • (as Radzhab Khuseynov)

Vitaliy Kishchenko

  • General Vasilyev

Колотухин Роман

  • Малец

Кузнецов Антон

  • Абубакр

Лавров Федор

  • Volodya

Anton Momot

Ali Mukhammad

  • Sardar

Arslan Murzabekov

  • Zmarai

Dilovar Nigmatov

Timofei Parshikov

Evgeniy Sangadzhiev

    • Pavel Lungin
    • Николай Ковалев(по воспоминаниям)
    • Александр Лунгин
    • Павел Лунгин
  • Все актеры и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

Еще нравится это

Последний рубеж

Турист

Ржев

Белый тигр

V2. Escape from Hell

Nebo

Furious

On the Road to Berlin

Panfilov’s 28

A Sniper’s War

Saving Leningrad

Odnazhdy v pustyne

Storyline

Did you know

User reviews5

Review

Избранный обзор

10/

10

Напоминание о том, какой может быть война

Это фильм не в голливудском стиле. Горькое напоминание об афганской войне для бывшей армии Советского Союза. И я до сих пор с вопросом, что армия делала в Афганистане. Кроме потерь, человеческой боли показана война. Я с уважением отношусь ко всем солдатам, которые там воевали, и считаю этот фильм данью уважения всем им.

полезно•16

4

  • vici_rsa
  • 17 ноября 2019 г.

Подробная информация

  • Дата выпуска
    • 10 мая 2019 г. (Россия)
    • Россия
    • 7
также известен
    • 7
    .
    • Дагестан, Кавказ, Россия
  • Продюсерская компания
    • Студия Павла Лунгина
  • См. другие кредиты компании на IMDbPro
  • кассовые сборы

    Технические спецификации

    • 1 час 53 минуты

    Связанные новости

    Внесите на эту страницу

    . Предложите редактирование или добавление пропущенного контента

    Top Gap

    Что является английским языком. план фильма «Покидая Афганистан» (2019 г.)?

    Ответить

    Фильм об афганской войне «Братство» разозлил российских ветеранов

    Российские ветераны хотят запретить фильм о советских войсках в Афганистане, который они называют «непатриотичным», в то время как режиссер настаивает, что это честный рассказ о катастрофическом конфликте.

    «Братство» распространяется местным подразделением Уолта Диснея и резко отличается по тону от недавних блокбастеров о патриотической войне.

    Снятый известным российским режиссером Павлом Лунгиным, он показывает, как советские солдаты напиваются и мародерствуют в хаотичные последние месяцы советско-афганской войны.

    Конфликт с моджахедами длился с 1979 по 1989 год и привел к гибели более 14 тысяч советских воинов.

    Дата выхода фильма назначена на 9 мая., государственный праздник, когда Россия празднует победу над нацистами во Второй мировой войне массовым военным парадом на Красной площади.

    Но теперь это сомнительно после протестов ветеранов и родственников погибших на войне, которые говорят, что фильм оскорбляет тех, кто воевал.

    Фильм — «классический пример поливания грязью русофобии», — написал Борис Громов, бывший командующий основным советским контингентом в Афганистане, в письме в министерство культуры, контролирующее выпуск кино.

    «Братство» изображает советские войска как «сброд дегенератов, воров, аферистов, убийц и негодяев», — пожаловался Громов, глава ассоциации ветеранов, насчитывающей более 10 000 человек, которые требуют от министерства отказа в разрешении на выпуск фильма.

    Другой бывший боевик, Игорь Морозов, ныне глава комиссии по культуре верхней палаты российского парламента, заявил, что Лунгин «снял непатриотичный фильм, который удерживает молодежь от службы в армии».

    Фильм «показывает, как наши войска грабят караваны, дерутся и пьют на каждом углу», — пожаловался он, заявив, что «запятнал память о советских погибших» и «наносит ущерб имиджу страны».

    Война закончилась унизительным уходом Москвы из страны и была осуждена даже тогдашним советским руководством как внешнеполитическая ошибка.

    Российские чиновники от культуры активизировали усилия по финансированию и популяризации кинематографа, позитивно изображающего советскую историю, включая Вторую мировую войну.

    Другие недавние фотографии, финансируемые государством, освещают спортивные триумфы и космическую гонку, а также положительно освещают аннексию Крыма.

    В прошлом году министерство культуры запретило показ черной комедии британского режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина».

    А в этом году режиссер российской комедии, действие которой происходит во время блокады Ленинграда во время Второй мировой войны, решил разместить свой фильм в Интернете, а не подавать заявку на прокат в кинотеатрах, после того как это вызвало возмущение законодателей.

    Директор «Братства» Лунгин сказал , что он был «шокирован этим новым типом цензуры снизу» — во главе с влиятельными группами ветеранов, а не чиновниками министерства культуры.

    «Я хотел снять честный фильм для молодежи, чтобы они могли идентифицировать себя с теми парнями, которые погибли посреди войны», — сказал он.

    Лунгин подчеркнул тот факт, что идея фильма принадлежит бывшему директору службы безопасности России Николаю Ковалеву, причастному к эпизодам конфликта.

    Незадолго до своей смерти в возрасте 70 лет в этом месяце Ковалев «поздравил меня с результатом и благословил фильм», сказал Лунгин.

    «Надо перестать прославлять нашу историю и начать говорить о ранах, оставленных войнами в Афганистане и Чечне.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *