50 лучших русских альбомов 2019 года — финал
Настала пора подвести музыкальные итоги года — критики музыкального портала Pofaktam.ru на станицах «Ридуса» представили финальную десятку 50 лучших русских альбомов 2019 года. Именно эти релизы мы переслушивали в течение года чаще всего — и будем продолжать в будущем. И вам тоже крайне советуем.
10. Хаски, Масло черного тмина — «У»
Хаски на протяжении долгого времени отделывался от публики перфомасами, клипами на старые треки, фильмами — короче, всем, кроме новой музыки (если не считать издевательского «Бла бла бла бла» в треке Pixelord). Масло черного тмина в свою очередь выпустил в этом году мутный нуарный альбом, неоднозначно воспринятый публикой.
Cовместный же EP рэперов «У», посвященный, судя по всему, наркотическим опытам, оказался на поверку одним из самых убедительных и нестандартных релизов за этот скудный на открытия год в русском рэпе. Хаски здесь экспериментирует с флоу и всячески хулиганит — то читает фальцетом, то шепотом, то как нормальный человек (в кои-то веки!)
Масло черного тмина в свою очередь раздает здесь с такой силой, стилем и виртуозностью, что все многочисленные друзья Адиля Жалелова из Павлодара нервно курят в сторонке. Конечно, три коротких трека от Хаски и его казахского коллеги — крайне мало, зато на «У» нет ни одного слабого места.
9. Mustelide — «Ginseng Woman»
На лейбле Ивана Дорна «Мастерская» вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов.
Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка.
Один из последних подобных примеров — «Plastic Anniversary» от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее.
Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.
8. Loqiemean, «Сожги этот альбом»
Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность, и та же любовь к большим формам.
Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того же трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома. Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус.
Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.
7. Archanga, «Лучик внимания (Детские песни)»
Альбом имеет подзаголовок «Детские песни», и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж «Лучика внимания» диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление.
В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке «Женщина». Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от почвы, который временами даже может не попадать в бит.
Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.
6. Atariame — «Voiceless»
Начинавшая с лоу-файного фолка уроженка Ижевска Наталья Салмина aka Atariame в прошлом году на длительное время потеряла голос после тура в Италии, после чего нашла утешение в бессловесной музыке. Вдохновленная современной инструментальной музыкой Atariame сама записала «Voiceless» с туманной околоэмбиентной электроникой, одновременно типичной для лейбла Not Not Fun, на котором он и вышел, и в то же время довольно самобытным — а также очень московским.
5. Петля Пристрастия — «Гул»
Альбом Петли Пристрастия «Гул» уже назвали пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии.
В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка-утешение в общечеловеческом смысле, которая в буквальном смысле помогла пережить 2019 год, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.
4. Kakora — «Какорины глазки»
Дебютный релиз белорусского артиста Kakora «Какорины глазки» [вставьте вашу шутку сюда] продолжает линию, заданную ранее его соотечественниками Максом Коржем и Бакеем. Это крайне мелодичный поп-рэп с распевными мелодиями, электронными битами и уличным шармом.
Наиболее впечатляющее на «Какориных глазках» — это невероятно мелодичные хуки в припевах, мгновенно запоминающиеся даже при фоновом прослушивании. Артура в некоторые моменты так и тянет назвать белорусским Young Thug — тем более, что в иных местах манера пения минчанина действительно сильно напоминает Таггера (послушайте, например, летний бэнгер «Ай я йо»).
При этом у завываний Какоры в припевах столь же общего с рэп-героями из Атланты, сколь и с русским фолком и постсоветской поп-музыкой. В частности, трогательные и сказочно уютные треки «Тихо-тихо тут так» и «Зима» можно сравнить как с творчеством ранней Линды, так и с песнями увязшего в бесконечных скандалах проекта «Мы».
3. Shortparis — «Так закалялась сталь»
При прослушивании альбома Shortparis «Так закалялась сталь» перфоманс разворачивается прямо у нас в голове. «Так закалялась сталь» — своего рода манифестация страха, стыда, злости и беспомощности — ровно тех эмоций, которые вызывает российская действительность на сегодняшний момент.
Навязчивое чувство тревоги и обреченности преследует тебя на протяжении всего альбома, но Shortparis не дают никакой надежды или даже утешения. «Всё только хуже стало», — отчаянно поет Комягин в хаотичной и внезапно обрывающейся финальной песне. Эта фраза рифмуется с известным слоганом «Будет хуже!», пропагандируемым главным редактором «Медиазоны», выпустившим в свое время коллекцию брендированных ватников c соответствующей надписью. Альбом «Так закалялась сталь» и есть этот ватник — в хорошем смысле.
2. Тальник — «Пыль летит долго»
В каком-то смысле «Пыль летит долго» можно назвать продолжением полюбившегося многим «Музыкайфа» двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке.
Есть на альбоме «Пыль летит долго» и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. «Менуэт»). Это очень «укуренная» и в хорошем смысле неправильная музыка — и при этом очень русская. Как и на «Музыкайфе», здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.
1. Gruppa Skryptonite — «Solitude» EP
Мини-альбом от Gruppa Skryptonite — по сути экспериментальная музыка летнего выходного дня, когда хочется не в клуб на вечеринку (про это в определенной степени был «Праздник на улице 36»), а в лес за псилоцибиновыми грибами.
После эпохальных релизов Адиль расслабился и просто получает удовольствие от создания музыки, особо не переживая из-за того, понравится это его публике или нет. Слова на Solitude разобрать еще сложнее, чем на предыдущих релизах артиста — но, кажется, почти все песни здесь про танцы.
Скриптонит в этих странных и текучих треках ломает традиционную песенную структуру — так и напрашивается слово «джем», хотя вряд ли это будет верным, зная дотошное отношение Адиля к своей музыке. И все же есть на Solitude какая-то нарочитая необязательность, ценой которой покупается свобода от каких-либо жанровых рамок и ожиданий поклонников, требующих очередной бэнгер в духе «Цепей».
Песни Gruppa Skryptonite раскрываются не сразу, а примерно с шестого прослушивания — но усилия стоят того. Некоторая туманность этой музыки — плата за ее самобытность.
Почему рэп так популярен у молодого поколения
Рэп играет на модных тусовках, школьных дискотеках и доносится из машин в спальных районах. Его ругают за примитивность и однообразие, но именно рэп в 2010-х становится главной формой самовыражения для самых разных представителей поколения двадцатилетних. Как это вышло? Разбирается команда радио Studio 21, которая продвигает хип-хоп-культуру в России.
Studio 21 (команда)
Теги:
музыка
Ura.ru/ТАСС
«Курить я бросил, но тебя бы никогда не бросил» — такая незамысловатая поэзия в сочетании с простыми, но запоминающимися битами сделала Ивана Дремина (Face) одним из главных кумиров поколения Z, а его треки — гимном российского рэпа новой школы (новая школа, или нью-скул — направление в хип-хопе, основанное на широком использовании звуков 808-й драм-машины, смешении различных музыкальных стилей и минимализме в текстах).
Успех Face у сегодняшних подростков можно объяснить тем, что его музыка и тексты резонируют с их проблемами — первая влюбленность, непонимание со стороны родителей, депрессия, поиски себя. Еще до выхода альбома «Пути неисповедимы» и погружения в политику Дремин выпустил несколько релизов, которые можно назвать квинтэссенцией подросткового взгляда на мир. В его песнях — категоричность, бунтарство и чувство одиночества, переданные максимально искренне и просто — в форме эдлиб-рэпа (разновидность хип-хопа, которая отличается минимальным количеством текста и частым использованием выкриков — эдлибов: например, graaah в треке Panda рэпера Desiigner или «эщкере» у того же Face).
Безусловно, популярность Face и его коллег по цеху остается загадкой для тех, кто не родился со смартфоном в руках. Сам Дремин так объясняет популярность рэпа у поколения двадцатилетних: «У молодежи всегда есть желание что-то запретное делать, что-то запретное обсуждать. И где-то в такой обстановке, где нет их родителей». Тексты современных хип-хоп-исполнителей как раз об этом — сексе, сумасшедших вечеринках и демонстративном пренебрежении родительскими советами — с соответствующей, хорошо знакомой лексикой.
Еще одна важная характеристика хип-хопа — ориентированность на богатство и успех и желание этим кичиться (или, выражаясь современным сленгом, — флексить). Эстетика блинг-блинг в русском переложении — это красный цвет Lamborghini и лимитированные кроссовки в треках Элджея, «цацки» на груди и на запястье у Yanix, про часы Rolex, заменившие G-Shock, у рэпера OG Buda.
Конечно, внес свою лепту и набирающий популярность трэп — большинство артистов новой школы, включая Yanix, Face, OFFMi и OG Buda, вдохновлялись именно этим поджанром. Герой трэпа — гангстер, который прошел через трудности, победил обстоятельства и теперь живет в роскоши, вступая в беспорядочные связи и принимая запрещенные вещества в окружении прекрасных пышногрудых дам. Один из самых ярких представителей жанра — рэпер 21 Savage — действительно повидал разное: торговал наркотиками, промышлял грабежом и крупным воровством, потерял в перестрелках брата и лучшего друга, а сам в возрасте 21 года получил шесть огнестрельных ранений.
Двадцатилетние хотят быть не только успешными и дерзкими, но и модными, а хип-хоп, как известно, — это не только музыка, но и лайфстайл.
Интерес к уличной моде в России резко подскочил после прорыва Гоши Рубчинского, а теперь едва ли не каждый подросток сможет пересказать вам биографию Вирджила Абло, основателя Off-White, креативного директора мужской линии Louis Vuitton и близкого друга Канье Уэста, а также легко назовет имя рэпера, ставшего лицом нового кампейна Gucci.Рэп стал доступным, такую музыку может делать буквально каждый, кто не поленится установить на компьютер программу FL Studio, и это тоже причина сверхпопулярности жанра. Нарочито простые инструменталы ложатся в основу самых хитовых треков. Так случилось с треком Gucci Gang (более 970 миллионов просмотров в YouTube на октябрь 2019 года): продюсер Брендан Мюррей (Bighead) набросал бит для платинового хита Лил Пампа за пару минут, пока рэпер играл в баскетбол на площадке рядом со студией. Аналогичная история произошла с треком Pharaoh и Boulevard Depo «5 минут назад», бит для которого, по словам продюсера Saluki, был в буквальном смысле написан за пять минут.
Появилось целое поколение молодых исполнителей — так называемых bedroom artists, тех, кто делает музыку «на коленке», в домашних условиях. Один из них — британец Rex Orange County, сотрудничавший с рэп-звездой Tyler, the Creator в рамках его легендарного альбома Flower Boy. Певцу удалось не только самостоятельно выпустить два лонгплея (релиз третьего — Pony — намечен на 25 октября), но и поработать с Рэнди Ньюманом над обновленной версией You’ve Got a Friend in Me — знаменитой песни из саундтрека «Истории игрушек».
Кроме того, рэп вслед за своими слушателями сам стремительно молодеет. Возьмем, к примеру, Lil Tecca — хитмейкера, чей сингл Ransom закрепился в топах главных музыкальных чартов. Ему 17 лет, и из-за учебы он вынужден заниматься рэпом исключительно в выходные. Столько же в этом году исполнилось Smooky MarGielaa, который уже отметился на нескольких релизах A$AP Mob и записал фиты с Twelvyy, Ferg и Marty Baller. Что уж говорить о 16-летней Bhad Bhabie, которая успела не только выпустить успешный дебютный альбом, но и поучаствовать в бифах (публичные разборки.
— Правила жизни) с Игги Азалией. К слову, хип-хоп любят в том числе и за бифы — не существует другого жанра в музыке, в котором конфликты возникали бы настолько часто и с таким накалом.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хедлайнеры Правила жизни: 10 самых ярких молодых исполнителей, которые будут двигать рэп-музыку в России в этом году
Клуб Z: чем живет и о чем мечтает поколение двадцатилетних
Иван Дрёмин: FACE, рэпер, которого Путин обвиняет в шпионаже: «Будущее России принадлежит таким, как я» | Culture
Select:
- — — —
- España
- América
- com/s/setMexico.html?ed=mx_despl»> México
- Colombia
- Chile
- Argentina
Culture
Culture
CULTURE
At 25, the первый хип-хоп исполнитель и кумир Instagram, которого Кремль заклеймил как предателя, возглавляет оппозицию российской музыкальной сцены войне
Российский рэпер FACE (Иван Дрёмин) поет во время демонстрации в Москве в 2019 году. Михаил Светлов (Getty Images)Было время в Кремле, когда фотографии Владимира Путина и американского рэпера 2Pac вместе висели в госучреждениях. Это было в период, когда Владислав Сурков был советником президента России по внешней политике, с 1990 по 2011 год. Политик больше не работает в президентском штабе, но хип-хоп по-прежнему имеет значение для Москвы: в этом месяце правительство объявило рэпера «иностранный агент». Речь идет о FACE, рэпере из Уфы, города с населением чуть более миллиона человек в Российской Республике Башкортостан. У музыканта почти два миллиона подписчиков в Instagram, и он открыто критиковал президента Путина, российское общество и вторжение в Украину. Молодой человек узнал об этом 8 апреля, когда ему исполнилось 25 лет. Он опубликовал насмешливую реакцию в Instagram: «Спасибо за лучший подарок на день рождения! Большая честь для меня и знак того, что я все делаю правильно».
Ярлык «иностранный агент» был создан в 2020 году для выявления натурализованных россиян, которые, по мнению Кремля, активно работают в интересах других стран и получают доход из-за рубежа. Несколько журналистов получили это назначение, которое требует от них не реже одного раза в шесть месяцев отчитываться перед Министерством юстиции о своем финансировании и деятельности. Но FACE, настоящее имя которого Иван Дрёмин, уехал из России до того, как это произошло. «Меня практически не существует сейчас ни как русский художник, ни как гражданин. Я полностью отказываюсь признавать это государство своим», — написал он в Instagram за несколько недель до этого по поводу вторжения в Украину. Рэпер, наряду с другими фигурами, такими как Оксимирон или Моргенштерн, самый популярный артист на Spotify в России в 2021 году, — один из немногих, кто осмелился открыто осудить Путина. Они бросают вызов требованиям правительства, говоря о войне — слове, за простое использование которого российские активисты были приговорены к 15 годам лишения свободы во время протестов последних двух месяцев.
Обозначение FACE как «иностранного агента» является еще одним свидетельством проблем Путина с рэп-сценой, популярность которой среди молодежи страны вышла из-под его контроля. Хотя артисты никогда не появляются на официальных каналах, их песни транслируются в Telegram и YouTube через VPN-сети, что позволяет россиянам получать доступ к контенту из других стран. Кремлевская пропаганда годами пыталась поглотить эту субкультуру. Великий представитель провластного рэпа — Тимати, который считает среди своих успехов песню, название которой переводится как «Владимир Путин — мой лучший друг», в которой он описывает президента как «супергероя». Тимати также известен своими отношениями с чеченским полевым командиром Рамзаном Кадыровым и тем, что ему выпала сомнительная честь выложить на YouTube видео с наибольшим количеством дизлайков в истории России: песня «Москва» набрала почти полтора миллиона минусов, а рэпер снял его, чтобы остановить «волну негатива».
Тимати был единственным рэпером, который в марте прошлого года принял участие в акции «Крымская весна», проведенной в столице в ознаменование восьмой годовщины референдума, которым Россия аннексировала полуостров. На празднике 200 тысяч человек заявили о своей приверженности «военной операции» на Украине. Другие популярные рэперы, такие как Boulevard Lepo, предпочли сохранять нейтралитет перед лицом конфликта: «Моя музыка, как и прежде, не будет носить какого-то особого социального или политического характера. Музыка должна быть музыкой, а не чьим-то инструментом пропаганды», — сказал он.
FACE написал в Instagram, что ему «смущена» агрессия против соседней страны. «Это факт, с которым вам, мне и нашим потомкам придется смириться», — пишет он, также говоря, что надеется на изменение менталитета, которое он видит среди молодежи. Рэпер прославился пять лет назад песней, которую можно перевести как «Я тону на Западе», жестокой сатирой, в видео которой он пародирует институциональную пропаганду против Соединенных Штатов, используя изображения Путина верхом на медведях. (Некоторые интерпретировали ее как благосклонную к вождю песню.)
FACE имеет тревожную политическую историю: в подростковом возрасте рэпер принадлежал к ультраправым, в составе футбольной банды в Уфе. Его группа присягнула Гитлеру на «верность» и возглавила «священную расовую войну», когда ему было 15 лет. Художник, однако, публично дистанцировался от своих старых расистских убеждений и в нескольких своих постах пренебрежительно отзывается о нацистской Германии, сравнивая ее с путинской Россией или выражая «огромную благодарность» своему прадеду, который воевал как части Красной Армии на Тевтонском фронте.
«Если бы он знал, что спустя 75 лет его народ гордо изобрел бы собственную свастику [имеется в виду буква Z, которой представлены в России сторонники вторжения в Украину] и считал бы себя освободителями Европы, вероломно напав братской стране, которая в 28,5 раз меньше нашей по территории, он скорее застрелится, чем продолжит воевать», — написал FACE.
FACE — первый рэпер, получивший статус «иностранного агента», но не первый музыкант. В прошлом году своеобразного отличия удостоились две участницы панк-группы Pussy Riot Надя Толоконникова и Ника Никульсина, ранее отбывавшие тюремный срок. В отличие от FACE, две женщины, вызвавшие в 2012 году национальный скандал, ворвавшись в храм Христа Спасителя в Москве, чтобы исполнить антипутинскую песню, политически однозначно определили себя как антифашистки, так и феминистки. Фотография Толоконниковой, поднявшей кулак и одетой в футболку с надписью «9».0051 No pasarán » («Они не пройдут»), девиз испанского сопротивления в Мадриде наступлению Франко в Гражданской войне, стал культовым.
Они не остались нейтральными перед лицом вторжения в Украину. Толоконникова собрала и пожертвовала более 7 миллионов долларов в помощь жертвам войны. «Очевидно, что Путин — просто опасный диктатор, которого нужно остановить. Он опасен не только для людей в своей стране, он опасен для мира во всем мире. Многие люди полушутя говорили об этом вторжении, положившем начало Третьей мировой войне. Но это война в Европе. Это не шутка. Это полномасштабная война», — сказала она журналу Rolling Stone.
И Pussy Riot, и FACE позиционируют себя за освобождение политика Алексея Навального, посещая акции протеста в его пользу. Для них Украина, родившаяся в 2014 году после Евромайдана, представляет собой надежду на развитие свободных демократий вокруг России. «Украина — единственная надежда восточнославянских народов на демократию», — пишет FACE в Instagram. «Однажды Россия станет достойным государством, с людьми, имеющими современный и разумный менталитет, но сегодня, к сожалению, это не так. Я надеюсь, что когда-нибудь снова увижу свою семью, увижу свою аудиторию, спою по-русски для своего народа. И я думаю, что это произойдет. Потому что, нравится это всем или нет, будущее России принадлежит таким, как я, а не таким, как вы. Будущее России — это люди, у которых в руках кисточки и микрофоны, а не автоматы и гранаты».
Дополнительная информация
Парапсихологи, секты и секретные службы: Вспоминая самую напряженную шахматную партию в истории
Микель Эчарри | Barcelona
Adheres to
More information
newsletter
Sign up to EL PAÍS In English Edition bulletin
Most viewed
Inglés online
cursosingles
Mejore su inglés con EL PAÍS con 15 minutos al día
cursosingles
Disfrute de Nuestras Lecciones Personalizadas, Shorty y divertidas
cursosingles
Evalúe su nivel y obtenga un certificado
cursosingles
Pruebe 21 días gratis y sin compromiso
Cursos
cursos
Descubre los cursos más demandados del sector Salud
cursos
Descubre los cursos más demandados en Cultura y Humanidades
cursos
Descubre los cursos más demandados en Administración de Empresas
cursos
Descubre los cursos más demandados en Creatividad y Diseño
Крупнейшие российские рэперы выступают против войны Путина
Ярко-желтый Bentley.
Это может выглядеть как очередное хип-хоп видео. На самом деле неожиданный выпуск «12» от русского рэпера Моргенштерна — это революция.
Когда песня заканчивается, женский голос возвышается над дракой, разъяренная толпа окружает рэпера, руки бьют по Bentley.
«Мой дорогой сын, ну да, здесь, прямо здесь, утром крышу чуть не снесло», — говорит она со спокойной настойчивостью. «Сейчас сидим в подвале, подготовили бомбоубежище».
Это голос украинки, матери рэпер-продюсера и давнего соратника Моргенштерна Палагина, пережившего российские удары в Одессе. Запрет Путина на СМИ означает, что в ближайшее время ее не услышат в российском эфире — она может быть украинским голосом, который чаще всего встречается миллионам преданных русских поклонников Моргенштерна на YouTube.
«12», названный в честь дня рождения младшего брата рэпера, — первое серьезное послание обычно аполитичного русского рэпера против войны. Для проживающего в Дубае Моргенштерна, который был лучшим артистом Spotify в России в 2021 году, это серьезный удар по медленному, но неуклонно растущему разочарованию в Кремле. Это может означать, что другие могут вскоре последовать их примеру, и горстка корифеев уже начала.
«Большие боссы отправят [вас] на бойню», — читает Моргенштерн, вероятно, намекая на и без того высокий уровень потерь российских войск в Украине. «Боссы никогда не трахались».
Родившийся Алишер Тагирович Валеев в русско-башкирской семье в южном городе Уфа, Моргенштерн не чужд споров. Летом 2021 года в интервью YouTube с бывшим кандидатом в президенты Ксенией Собчак рэпер легкомысленно усомнился в том, какую большую роль в российском обществе играют парады Победы, посвященные окончанию Второй мировой войны. Несмотря на осторожные отступления и попытки наладить отношения с ветеранами, государство объявило о начале расследования против него за то, что он якобы использовал свой популярный Instagram для торговли наркотиками.
Превращение Моргенштерна в ярого критика правительства, однако, является отходом от более сдержанного разочарования «Почему?»
«В России все заперто», — застенчиво читает он. «Я улетел, как только купил дом».
Несколько других известных российских рэперов медленно, но неуклонно выражают свое несогласие с войной. Это изменение для сцены, которая часто балансировала между критическим отношением к правительству и сохранением возможности выступать публично.
Некоторые, как Оксимирон, являются признанными противниками путинского правительства. Известен повествовательными и социально значимыми треками, такими как «Кто убил Марка?» Oxxxymiron выступает против войны с самого начала, отменяя российские концерты в знак протеста. Во вторник рэпер-диссидент дал концерт в Стамбуле, один из первых из нескольких запланированных шоу «Русские против войны», с целью сбора денег для украинских беженцев.
Когда Моргенштерн и Оксимирон впервые открыто выступают на стороне союзников, историческая стена между более подрывной, критикующей правительство музыкальной сценой России и более популярным аполитичным мейнстримом из топ-40 может разрушиться. Открытая критика больше не ограничивается артистами-аутсайдерами, такими как IC3PEAK, чей неоднозначный сингл 2020 года «Boo Hoo» мог чуть не усадить экспериментальный дуэт в тюрьму.
Поскольку песни протеста не могут получить эфирное время, артисты должны придерживаться социальных сетей. Большая часть сцены быстро переместилась из Instagram, который недавно был запрещен в России, в Telegram. Хотя официально платформа также ограничена в России, она быстро становится цифровым убежищем для российских рэперов.
Певец и хип-хоп исполнитель Oxxxymiron в 2018 году. (Фото: Сергей Петров/Информационное агентство ИТАР-ТАСС/Alamy) артисты на свободе. «Этого не будет на платформах», — написал он почти 8 миллионам подписчиков в Instagram. «Впервые в жизни мне плевать на стриминг».
Поддержка «12» в Instagram такими рэперами, как Soda Luv и OG Buda, говорит о том, что Моргенштерн не одинок в своих взглядах среди аполитичного мейнстрима. Тем не менее, не каждый рэпер обязательно согласен с наглостью Моргенштерна. Вместо этого многие известные российские рэперы молчали. В случае с популярным Boulevard Depo исполнитель подчеркнул в Instagram, что его музыка останется аполитичной.
«Моя музыка будет выпущена так же, как и раньше. И, как и прежде, она не будет носить какого-то особого социального или политического характера», — пишет «Бульвар Депо». «Музыка, какой бы она ни была, должна быть музыкой, а не инструментом чьей-либо пропаганды».
Более прочно в стане Моргенштерна стоит молодой сибирский рэпер-продюсер Слава Марлоу, чей товарный знак «Слава, что ты сделал?» семпл предваряет несколько лучших хитов Моргенштерна. 22-летний рэпер, наиболее известный своими громкими хитами, посвященными таким темам, как злоупотребление алкоголем и любовь, которые занимают видное место в оде рецидива 2020 года «Я снова пью». 1 российский удар по площади Свободы в Харькове, в результате которого погибло не менее 10 человек.
После этого Марлоу ненадолго деактивировал свой профиль, но вернулся на прошлой неделе со ссылкой на свой Telegram и черным изображением профиля, предназначенным в знак протеста. Законодатель моды благодаря своим звукоинженерным приемам, которые отражают уровень Канье 2003 года на российской хип-хоп сцене, заигрывание Марлоу с оппозицией может открыть двери для более мелких групп.
Возможно, о том, в каком направлении движется российская рэп-культура, также говорит недавняя вторая жизнь близкого к оппозиции рэпера Face’s 2019Музыкальное видео «Юморист». Видео и соответствующий фильм, снятые как часть саундтрека к одноименному фильму 2019 года, рассказывают о жизни молодого комика, проверяющего политические нормы в Советском Союзе 1980-х годов.
В то время как стеснительный SoundCloud превратился в гангстерского рэпера («Ты такая киска, ты снимаешь TikTok», — шутит он в вольной песне «Мой Калашников») еще не опубликовал ничего публичного, мрачно-комический «Юмористическое» видео сейчас кажется комментаторам пророческим, особенно хорошо резонируя со зрителями после российского вторжения в Украину.