Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Пьесы серебренникова: Серебренников, Кирилл Семёнович — Википедия – Серебренников Кирилл

Пьесы серебренникова: Серебренников, Кирилл Семёнович — Википедия – Серебренников Кирилл

Содержание

1,5 часа по сцене бегают голые люди, латыши не поняли

Латвийский композитор Раймонд Паулс не оценил новый спектакль Кирилла Серебренникова о несостоявшемся знакомстве режиссера и китайского фотографа Рэна Ханга, покончившего с собой за два дня до встречи с ним

РИГА, 6 фев — Sputnik. Как бы кто-то ни ругал СССР, и в то время можно было жить, творить, было настоящее искусство. Сейчас – тоже есть разное, заявил латвийский композитор Раймонд Паулс и рассказал о спектакле Кирилла Серебренникова, где полтора часа по сцене бегают голые люди, и который, по словам маэстро, латыши отсидели, но не поняли зачем.

О беседе с одним из самых известных латвийцев рассказал на своей странице в Facebook продюсер, автор книг для детей и взрослых, журналист Андрей Сорокин.

"А я ему говорю: "Раймонд, а как вы раньше жили? Как же этот проклятый Советский Союз позволял вам играть прекрасную музыку?". А он отвечает: "Нормально жили. Ничего проклятого сказать не могу. Жили, творили, играли, выпивали - всякое было. Но было творчество и искусство настоящее". "А сейчас?" - спрашиваю. "И сейчас, - говорит, - тоже есть разное. Вон, например, к нам привезли спектакль, запрещенный в России, спектакль Серебренникова (постановка Outside режиссера Кирилла Серебренникова – ред.), на прошлой неделе..." "И что?" - спрашиваю. "И ничего, - отвечает он. - Полтора часа на сцене бегают голые мужчины и женщины. Полтора часа. М-да". Он вздыхает и опускает голову: "Голые, полтора часа. Латыши просидели весь спектакль. И не поняли зачем". Он опять вздыхает и повторяет, покачав головой: "Полтора часа", – рассказал о беседе с Паулсом Сорокин.

Ранее Паулс заявлял, что не из тех, кто будет "красить черной краской" советскую эпоху. Он называл глупостью закрытие границ, когда сложно было выехать за рубеж, однако музыка, обучение в России было на высшем уровне, в том числе в консерваториях в Москве и Ленинграде, где работали педагоги мирового класса. И нынешнее время нельзя превозносить по сравнению с советским прошлым, считает Паулс.

Кирилл Серебренников поставит совместный спектакль «Гоголь-центра» и Deutsches Theater Berlin

«Гоголь-центр» и Deutsches Theater Berlin приступили к репетициям совместного спектакля по пьесе Кирилла Серебренникова «Декамерон», написанной по мотивам книги Джованни Боккаччо. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Гоголь-центра».

Работа над совместным проектом проходит в Москве: Серебренников не может приехать в Берлин из‑за продолжающихся судов по делу «Седьмой студии» и отсутствия паспорта. Премьера «Декамерона» пройдет 8–10 марта в немецкой столице, на сцене Deutsches Theater Berlin, в России спектакль впервые покажут в конце июня в «Гоголь-центре».

Кирилла Серебреникова пригласили поставить спектакль на сцене старейшего немецкого театра еще в 2016 году. Тогда российский режиссер предложил в качестве литературной основы «Декамерон» Боккаччо. Работа над проектом остановилась в 2017 году, когда Серебренникову предъявили обвинения по делу «Седьмой студии».

В октябре 2019 года во время второго суда против участников дела Deutsches Theater Berlin решил больше не откладывать премьеру. «Мы несколько раз переносили сроки премьеры в надежде на скорое окончание кафкианского процесса. Процесс не заканчивается. И если режиссер Кирилл Серебренников из‑за ежедневных судов и отсутствия паспорта не может приехать в Берлин, то Deutsches Theater Berlin принял решение приехать репетировать в Москву», ― процитировали в пресс-службе «Гоголь-центра» заявление немецкого театра.

Уголовное дело о мошенничестве в «Седьмой студии» было заведено в мае 2017 года. Фигурантами дела стали режиссер Кирилл Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, директор РАМТа Софья Апфельбаум, бывший гендиректор студии Юрий Итин, бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева, продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова. Дела последних двух были выделены в отдельное производство: Масляева заключила сделку со следствием и дала показания против других фигурантов.

В апреле 2019 года Мосгорсуд принял решение сменить меру пресечения Кириллу Серебренникову с домашнего ареста на подписку о невыезде. Такое же решение принято в отношении других фигурантов дела «Седьмой студии» — Софьи Апфельбаум и Юрия Итина. В августе стали известны результаты новой финансово-экономической экспертизы, которая установила, что хищений в «Седьмой студии» не было.

Об абсурдности обвинений и закономерности прессинга самого свободолюбивого театра специально для «Афиши Daily» написал Алексей Киселев. В конце августа 2018 года журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер сняли документальный фильм о деле «Седьмой студии». «Афиша Daily» рассказывала, что можно узнать из него о главном театральном скандале последних лет.

Отрезаем лишнее, оставляя суть: в этом сообщении меньше 280 символов — так же, как и в нашем твиттере

МУЧЕНИК Кирилла Серебренникова, фильм – Арина Холина – Блог – Сноб

 

Сложные вещи вызывают сложные чувства. И противоречивые. Поэтому хочу сразу предупредить - это НЕ КРИТИКА. 

В смысле - я не буду рассуждать, чтобы вот здесь, в колонке справа, подсчитать плюсы, а слева - минусы, и выставить потом среднюю оценку. 

Все, что я хочу написать - это мои ощущения от постановки "Мученик" Кирилла Серебренникова. 

Фабула: Ученик старших классов, 17 летний Вениамин Южин вдруг превращается в религиозного фанатика. 

Веня - персонаж с самого начала отвратительный. Он не спорный. Мы не знаем, кем он был, но стал он невменяемым, агрессивным, наглым психологическим террористом. Вся система ограничений, запретов и страхов, которая есть у любого человека или ученика исчезает - и мальчик уже совершенно неуправляемый. 

Больше всего достается молодой и прогрессивной учительнице биологии, она же школьный психолог, Елене Красновой. 

У Вени появляется новый друг, или скорее - приспешник, школьный изгой, мальчик хромоножка, Гриша.

Есть девочка, такая звезда школы, которую новый (яростный и фанатичный) Веня интересует как сексуальный объект.

Пьесу написал молодой, но уже известный германский драматур Мариус фон Майенбург. И это очень важно, потому что Серебренников переводил на русский реалии современной Германии - как мне кажется, не совсем тонко.

Некоторые детали неточны для русского зрителя - и это снижает впечатление.

Да, я понимаю, что задача режиссера была угодить и русскому, и европейскому зрителю, но, по моему мнению, в выигрыше оказался европейский.

Ну, вот, например, уже в конец распустившийся Веня, оставшись наедине с Еленой Красновой, орет: "Это потому, что вы - еврейка! Вы боитесь креста!". У Елены моментально начинается истерика. Антисемтизм - это вроде всегда плохо и как бы понятно - почему. Но у нас все-таки не было и нет в школе всеобщего покаяния перед евреями, которое в Германии делает любой малейший упрек, самое ничтожное антисемитское замечание радикально неприемлимым. Если бы мне показали такую сцену в немецкой школе, и я была бы немецким зрителем - я бы поняла, как сильно свихнулся Веня, как он утратил связь с миром. Но для русского зрителя здесь нет ничего особенно шокирующего - ну, провинциальная школа, провинциальный юноша из более чем простой семьи. Да, у него могут быть такие предубеждения, и да, скорее, даже в адекватом состоянии он бы мог их где-то обозначить. Для этого ему не пришлось бы сходить с ума. 

Если честно, таких деталий не так уж мало. Например, Веня обвиняет Елену в домогательствах (сразу после истории с антисемитизмом). Обвиняет публично, на педсовете, куда их всех (Веню, маму его, Елену и прочих вызвали). Для немецкой учительницы уже само это обвинение - заранее почти что крах карьеры. Скорее всего, ее немедленно отстранят - до выяснения. В русской школе, особенно не столичной, какой-то двинувшийся на всю голову Веня с его глуповатой мамашей, вызовут, я уверена, куда больше недоверия. Пример 57 школы нам в руки. 

Это вроде детали, но пьеса на самом деле на них и построена. 

Я, увы, театральную постановку не посмотрела. О чем жалею. Но я допросила с пристрастием тех, кто видел (и даже принимал участие), и прочитала много рецензий и на спектакль Серебренникова и на пьесу Майенбурга, и увидела то, что я как-то не очень разглядела в фильме, и что прошло совсем ньюансами и очень уж тонкими намеками. 

Майенбург - гей активист. Он даже в Россию в знак протеста не поехал - когда у нас тут приняли закон о пропаганде. И его драма - о мальчике, который начал ощущать в себе однополое влечение. И здесь все сделано очень тонко, без лишнего пафоса, - но, увы, поставлено еще куда более тонко, так, что и не заметишь, пока смотришь кино. 

Мальчик-еще-не-гей понимает, что равнодушен к женщинам. Мы, зрители кино, видим это уже после того, как на тему религии у него снесло крышу - и думаем, что это часть его фанатизма. Но все наоборот - обратная последовательность. Его новый друг Гриша явно испытывает к Вене страсть. И даже пытается ее демонстрировать. Веня иногда вроде не замечает, он даже более лоялен, чем к приставаниям своей одноклассницы. 

Я не буду все таки раскрывать все ньюансы, но эта история - о том, как обычный молодой человек пытается бороться со своей природой, как он эту борьбу доводит до абсурда, и не только абсурда, но и чудовищной катастрофы. 

Вот в кино это как-то не сразу понятно. Потому что там есть и другая сторона - вот это противодействие мракобесия и здорового прогрессивного интеллекта. Хотя именно в фильме Елена не выглядит как явная сила, которая может протипоставить себя безумию Вени. И те, кто видел спектакль, уверяют, что в кино слетело много деталей - включая и финальный монолог героини. В фильме она получилась примерно такой же одержимой как Веня - просто с другой стороны. 

Но все равно это история скорее о том, как предрассудки, как страх своей природы делает человека чудовищем. Как он пытается уничтожить и себя, и всех вокруг. И как ему это, к сожалению, удается. 

Фильм - довольно сложный интеллектуальный и социальный продукт, и смотреть его, откровенно говоря, немного скучно. Но я бы советовала. Для упражнения мозгов. Вот есть фильмы, про которые говорят - "разгрузить мозг", и это обычно про очень плохие фильмы.  А есть - чтобы мозг потренировать, и это тоже не всегда значит, что будет увлекательно или просто интересно. 

Я тут посмотрела "Капитан Фантастика", отличный фильм, кстати, и там отец, который дома воспитывает детей, ругает дочь за то, что она сказала о книге ("Лолита" Владимира Набокова) - "интересно". Это, вообще, у них в семье запретное слово. Оно слишком общее. Отец требует от дочери, чтобы она пояснила - какие мысли и чувства вызвал у нее этот роман. 

"Мученик" определенно вызывает мысли и чувства. Поэтому не хочется классифицировать его как "интересный". Но честно - было местами скучновато. Хотя я все равно очень рада, что посмотрела его - хотя бы потому, что накатала по этому поводу уже так много слов. А значит, это такой фильм, после которого хочется думать.

"КУЛЬТУРНЫЙ" ЛУПАНАРИЙ. Отзыв о спектакле Серебренникова: "То, что я увидел, просто ужасно".

Решив разобраться в творчестве Серебренникова, я пошёл на его спектакль.
Некоторые думают, что уже знают, крал или не крал государственные деньги режиссёр Кирилл Серебренников. Я не знаю. Будет суд, послушаем аргументы сторон и составим своё собственное мнение. А вот что считает и продвигает своими произведениями Кирилл Серебренников, я уже знаю.

Решив разобраться в его творчестве, я пошёл в «Гоголь-центр» на его спектакль «[М]ученик». Для составления собственного мнения после этого пришлось посмотреть и его фильм «Ученик» по тому же сюжету, а затем и прочитать первоисточник — оригинальную немецкую пьесу Мариуса фон Майенбурга. И спектакль в «Гоголь-центре», и фильм «Ученик» не просто основан, но в большей части текстуально совпадает с поставленной в Берлине в 2012 году немецкой пьесой.


Фабула этого произведения проста и схематична, как стихи пролетарского поэта Демьяна Бедного. Сюжет основан на противостоянии двух героев: школьника Вениамина (в немецком оригинале — Benjamin Sudel) и учительницы биологии Елены (в немецком оригинале — Erika Roth). Школьник решает, что ему и окружающим нужно буквально

следовать заповедям Ветхого Завета, подговаривает своего одноклассника убить учительницу, а когда он отказывается, убивает его самого.


На протяжении всей небольшой пьесы Майенбург использует всевозможный набор современных стереотипов современной Европы, чтобы школьник стал фигурой, которую невозможно было бы воспринимать без отвращения. Автор последовательно делает его религиозным фанатиком, с ложным, поверхностным и буквальным пониманием христианства, затем антисемитом, фашистом и, в конце произведения, убийцей.


Одновременно также схематично, если не сказать примитивно, создаётся «положительный» образ учительницы биологии. Положительный, конечно, в глазах немецкой публики. Автор последовательно делает её борцом за нетрадиционные сексуальные отношения, либералом, сторонником прогрессивного (в немецком понимании) полового просвещения в школе, борцом с тоталитаризмом, а затем её пытаются убить за то, что она еврейка. С точки зрения немецкой политкорректности даже просто усомниться в положительном характере героини равнозначно объявлению себя фашистом.


Фактически пьеса стала частью давно идущей в Европе кампании против христианства и даже религии в целом, а использованные в ней приёмы антирелигиозной агитации поражают своей примитивностью. Например, в финальных сценах оригинальной пьесы Майенбург прямо проводит аналогии между отправлявшим евреев в концлагеря Адольфом Гитлером и Богом и говорит устами «положительной» либеральной учительницы: «Уважение к религии, почему? … Что это такое — один сидит наверху, и он главный? Никто его не избирал … это тоталитарная диктатура. Я отправлюсь в концентрационный лагерь, который устроит ваш Бог-диктатор… Если есть Бог, мы должны бороться с ним».


Несмотря на примитивность драматургии немецкой пьесы, построенной на эксплуатации набора клише, и её явный идеологизированный характер, она пришлась по вкусу либеральной части немецкой публики, в массе своей занимающей антирелигиозные, но открыто проявляющие антихристианские позиции. Дело в том, что открытое выступление против ислама противоречит декларируемой европейской политике толерантности, а выступление против христианства проходит легко и без последствий.


Безусловно, сам выбор Кириллом Серебренниковым пьесы для постановки многое говорит о той идеологии, которой он придерживается и продвигает своими постановками. Однако в российском варианте пьесы он намеренно делает добавления, которых не было в немецком оригинале.


Например, он вкладывает в уста учителя истории в российской школе: «Да, Сталин физически устранил людей, способных создать оппозицию, но ему удалось привлечь основную массу народа для решения модернизационных задач. Готовим рефераты на тему «Сталин — эффективный менеджер» и «Репрессии, страх и наказание — продуктивный механизм кадровой селекции». После этой вставки никаких сомнений у зрителя не остаётся — в школе работают сталинисты, которые оправдывают репрессии.

Своим вариантом пьесы Кирилл Серебренников, кроме религиозного, открывает ещё один идеологический «фронт»: позитивный либеральный учитель по биологии против школьной системы сталинистов, которую подспудно поддерживает убийца-антисемит. При этом делается прямой намёк на то, что за сталинистами стоит вся российская власть.


Для того чтобы никто не перепутал, в своём фильме он ставит в кабинет директора над учителями-сталинистами неестественно крупный герб Российской Федерации, а в спектакле во время их выступления показывает недавний парад на Красной площади.


Надо ли говорить, что в российской школе со строгой регламентацией названий сочинений такого рода темы для рефератов просто невозможны и приведут, скорее всего, к увольнению учителя? Надо ли говорить, что слова «Сталин — эффективный менеджер» — клише, полностью придуманное российской ультралиберальной прессой, которое в действительности ни разу не использовалось в системе образования, не говоря уже о представителях власти? Надо ли говорить, что в оригинальном тексте немецкой пьесы не только не было выступления против истории России или коммунизма, а, напротив, есть даже лёгкий налёт симпатии к коммунизму (в английском варианте пьесы Майенбурга учитель по истории говорит: «Я был коммунистом, когда был молодым … а потом стало надо зарабатывать деньги»)?


В своём варианте произведения Кирилл Серебренников во много раз усиливает антихристианскую направленность произведения и переходит к откровенным издевательствам над религией. В отличие от оригинального произведения, в его фильме и спектакле указания на конкретные цитаты из Библии подчёркиваются и надолго остаются на экране.

Большинство из них специально подобраны или процитированы таким образом, чтобы изменить их смысл и сформировать негативное отношение к христианству. Например, в фильме Серебренникова негативный герой заставляет свою жертву читать вслух слова «Без пролития крови не бывает прощения», после чего убивает его, а режиссёр при этом помещает на экране указание на Библию — крупную надпись: «К Евреям глава 9 стих 22».

В действительности полная цитата из Библии из «Послания к Евреям святого Апостола Павла, глава 9 стих 19-22» выглядит так: «Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог… Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Очевидно, что в Библии речь идёт о «крови тельцов с водой», но Кирилл Серебренников намеренно искажает и подменяет смысл самой цитаты для того, чтобы это выглядело как оправдание убийства.


Глумлением выглядит и появление цитат из Библии на фоне раздетых тел в фильме во время сцены на пляже, организация богослужения в спортивном зале в окружении охранников школы. И уже явным оскорблением религиозных чувств звучат слова учительницы биологии, которая, по замыслу Кирилла Серебренникова, одновременно является школьным психологом: «Иисус не был не толерантным… его ученики — коммуна геев»…


В фильм также добавлена издевательская аналогия пути Иисуса на Голгофу — у Кирилла Серебренникова школьник-убийца идёт в школу неся на себе сколоченный им крест и слушая музыку группы «Лайбах» в стиле тяжёлого металла.


Вариант Серебренникова насыщен уже не только издевательством над христианством, но и над православием. Например, православный священник в школе у Кирилла Серебренникова — человек с ограниченным, оглуплённым характером, плохо знающий Библию.


Самым же главным становится абсолютная неестественность немецкого сюжета в российских реалиях. Когда вы последний раз слышали о православном фанатике-школьнике, убивающем людей по религиозным мотивам? Не слышали вообще? Правильно. Вероятно, сюжет о примкнувшем к ИГИЛ (запрещённая на территории РФ организация. — Прим. ред.) молодом человеке был бы на порядок более актуальный. Однако такой, значительно более реалистичный поворот сюжета не привлекает Серебренникова, продвигающего свою идеологическую агитку.


В 1940 году в Германии по указанию Геббельса был снят такой же предельно идеологизированный фильм «Еврей Зюсс». По этому поводу Геббельс писал: ««Еврей Зюсс» — очень крупная, гениальная постановка. Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать». А Гиммлер отдал приказ, чтобы фильм был показан каждому члену СС. Для разжигания антисемитских настроений постановка эксплуатировала все возможные отрицательные стереотипы, роль Зюсса носила намеренно карикатурный и резко негативный характер, а антиподом ему выступает «позитивный» немец Штурм.


Точно также идеологизированная постановка Кирилла Серебренникова искусственно конструирует карикатурный негативный образ, который не может не вызвать осуждения: религиозный фанатик, антисемит и убийца, которого поддерживают учителя-сталинисты, оправдывающие репрессии. Его положительным антиподом режиссёр делает учительницу биологии — прогрессивного либерала, борца с тоталитаризмом, выступающего за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и ведущего непримиримую борьбу с православием. Предельно упрощённый, схематичный характер персонажей ясно показывает, что именно хотел сказать автор. Мы видим не произведение, в котором персонажи стали жить своей естественной жизнью, а чётко сформулированную идеологическую позицию Кирилла Серебренникова, выраженную в виде пьесы и фильма.


Показателен конец произведения, когда режиссёр устами своей «позитивной» героини говорит: «Я остаюсь здесь … Я права, а вы нет». После того «прогрессивный либерал» бьёт негативного героя-школьника по лицу, а директор увольняет её из школы. Нет нужды говорить о том, какие настроения против православия и российской истории разжигает в зрителе это произведение. Вот что продвигает Кирилл Серебренников.

МАКСИМ ГРИГОРЬЕВ

Полтора часа бегают голышом по сцене. Латыши так и не поняли "высокого" искусства...: amarok_man — LiveJournal

В Ригу приехал с гастролями своего спектакля "Outside" скандальный, но очень рукопожатый российский режиссёр Кирилл Серебрянников. Видимо в надежде на полные аншлаги и получить восхищённые отзывы от ценителей прекрасного.  Как же, ведь здесь просвещённый европейский зритель, не то что в серой и не понимающей современного и очень продвинутого искусства России. Однако и в Латвии не поняли творения Серебрянникова...

Может быть зря наговариваю на режиссера и его спектакль?! Так вот свидетельства от латышских зрителей. Причём профессионалов искусства.

Так о чём спектакль?!

Постановка рассказывает о несостоявшемся знакомстве режиссера и китайского фотографа Рэна Ханга, автора безумных сексуальных снимков, покончившего с собой за два дня до встречи с Серебренниковым.

Но, сначала слово самому Серебреникову, которое он адресовал рижским зрителям:

он обратился к рижской публике по видеообращению.

«Рижская публика – мои настоящие друзья, с которыми давно знаком. Спектакль поднимает разные темы, которые меня волнуют – свободы, искусства, одиночества, любви. Несколько лет назад у меня должна была случиться встреча с китайским фотографом Рэном Хангом, но она не произошла по причине его добровольного ухода из жизни. Мы разминулись буквально на два дня. Потом, когда я был дома под домашним арестом, мог общаться только с собой и стоявшими на полке книгами. Я открыл альбом Рэна и нахлынули воспоминания, горечь от несостоявшейся встречи. Быстро написал пьесу, которая легла в основу спектакля».

Режиссер отметил, что в России «по самым разным причинам ее не увидят».

(по каким причинам расскажет ниже маэстро Раймонд Паулс)

Вт что пишет рижская журналистка Татьяна Тимука:

"...Зато увидела рижская публика!

Пусть меня простят поклонники Кирилла Серебренникова, но я отсидела минут 30. Ну, не смогла более выносить «терзания, метания и голую правду». Тихонько «вытекла» из зала. В дверях столкнулась со своей коллегой Элиной Чуяновой. Эличка – девушка популярная в Риге (в журналистике), прекрасный публицист, остра на язык и тонкий ценитель прекрасного. Моя коллега с подругой тоже плавно «вытекала» из зала.

Свое мнение Элина выразила так (о спектакле, конечно!):

«Голая правда «узника совести» Кирилла Серебренникова – постановка Outside – два вечера шла в Национальном театре с аншлагом. Угораздило и нас (с подругой) попасть на это Феерическое Г…..О. Команда молодых исполнителей голышом скакала по сцене, устраивая содомитские уп(ис)пражнения, читала порно-монологи и квазипоэзию. Животворящих и вербальных гениталий набралось как-то too much. Первые полчаса мы искали хоть какое-то этому оправдание, хоть какую-то «мыЗль», но затем бросили такое занятие и покинули помещение. Хватанули культурки…

Подтекст там был лишь один: гнобят, со свету сживают художников-гедонистов тоталитарные режимы. А для этого все средства хороши. Прежде всего речь о Китае (ибо главный герой – непонятый и неоцененный на родине фотохудожник, который свел счеты с жизнью). Но, естественно, досталось и кремлевской «кровавой гэбне», с подачи которой за финансовые злоупотребления из средств госбюджета режиссер Серебренников попал под следствие и стал невыездным.

P.S. Все же психически больным людям надо вовремя принимать таблетки, и самое главное – не выдавать свою болезнь за высокое искусство».

Да уж, хватанули культурки…"

"Аргументы недели"

И отзыв Раймонда Паулса:

Как бы кто-то ни ругал СССР, и в то время можно было жить, творить, было настоящее искусство. Сейчас – тоже есть разное, заявил латвийский композитор Раймонд Паулс и рассказал о спектакле Кирилла Серебренникова, где полтора часа по сцене бегают голые люди, и который, по словам маэстро, латыши отсидели, но не поняли зачем.

О беседе с одним из самых известных латвийцев рассказал на своей странице в Facebook продюсер, автор книг для детей и взрослых, журналист Андрей Сорокин.

"А я ему говорю: "Раймонд, а как вы раньше жили? Как же этот проклятый Советский Союз позволял вам играть прекрасную музыку?". А он отвечает: "Нормально жили. Ничего проклятого сказать не могу. Жили, творили, играли, выпивали - всякое было. Но было творчество и искусство настоящее". "А сейчас?" - спрашиваю. "И сейчас, - говорит, - тоже есть разное. Вон, например, к нам привезли спектакль, запрещенный в России, спектакль Серебренникова (постановка Outside режиссера Кирилла Серебренникова – ред.), на прошлой неделе..." "И что?" - спрашиваю. "И ничего, - отвечает он. - Полтора часа на сцене бегают голые мужчины и женщины. Полтора часа. М-да". Он вздыхает и опускает голову: "Голые, полтора часа. Латыши просидели весь спектакль. И не поняли зачем". Он опять вздыхает и повторяет, покачав головой: "Полтора часа", – рассказал о беседе с Паулсом Сорокин.

......................

Всё таки не зря была в СССР цензура. Вернее были худсоветы. Именно так и это правильно. Они процеживали репертуар, который должен был (мог бы) выйти на сцены театров. И чтобы вот подобное дерьмо на этих сценах не появлялось...

Какие спектакли кроме «Нуреева» Кирилла Серебренникова запрещали и отменяли — и почему?

Главная театральная новость последних дней — экстренный перенос балета Кирилла Серебренникова «Нуреев»: не то из-за неготовности танцоров, не то из-за вмешательства Минкульта. «Афиша Daily» составила список самых распространенных причин, по которым театры снимают спектакли с репертуара.

Оскорбление чувств верующих

«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета (2014)

© Александр Кряжев / РИА Новости

Опера Рихарда Вагнера «Тангейзер» в версии Тимофея Кулябина состоялась в декабре 2014 года в Новосибирском театре оперы и балета. Действие постановки было перенесено в наши дни: главный герой предстает в образе режиссера, снявшего фильм о неизвестной греховной жизни Иисуса Христа. По жалобе митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора Театра оперы и балета Бориса Мездрича было заведено дело об оскорблении религиозных символов. Суд состоялся, обвинение проиграло. Однако вскоре по распоряжению министра культуры Владимира Мединского Борис Мездрич был уволен, и его место занял одиозный предприниматель Владимир Кехман. Первым делом новый директор, разумеется, снял с репертуара «Тангейзер».

Подробности по теме

Дело «Тангейзера»: почему Вагнер гордился бы российским скандалом

Дело «Тангейзера»: почему Вагнер гордился бы российским скандалом

«Православный ежик» в Новосибирском молодежном театре (2015)

© Фрол Подлесный

Там же и тогда же, в марте 2015 года, те же православные активисты потребовали запретить одну из частей спектакля «Песни о родине» Дмитрия Егорова — «Православный ежик», который должны были показать на сцене Молодежного театра. Несмотря на то что спектакль поставили на частные деньги, сказку про слишком верующего зверька отменили.

«Ганнеле» (1898) и «Анатэма» (1909) в МХТ

Вообще же традиция церковной цензуры в России довольно сильна. В первый сезон Московского художественного театра в 1898 году на генеральной репетиции спектакля Константина Станиславского «Ганнеле» по пьесе Гауптмана администраторам театра передали телеграмму от полицейских властей с требованием снять пьесу с репертуара. Причина — протест московского митрополита Владимира. Этот же митрополит, если верить ряду воспоминаний, потребовал запрета спектакля МХТ «Анатэма» в 1909 году. По документам, постановка, в которой Бог ведет спор с дьяволом, была запрещена к показу Петром Столыпиным специальным циркуляром от 9 января 1910 года.

Недовольство актеров

«Мессия» Олега Кулика в Мариинском театре (2011)

Решением Валерия Гергиева в мае 2011 года была отменена оратория Генделя «Мессия» в постановке художника Олега Кулика — премьеры парижского театра Châtelet в Мариинке. Кулик в открытую заявлял о своем спектакле как об антирелигиозном, в котором мессией должен был стать «бомжара с Курского вокзала». Однако причиной отмены стала не тема, а нежелание хористов выходить на сцену в предложенных костюмах «людей после взрыва».

«Банщик» в Псковском драматическом театре им. Пушкина (2015)

Режиссер Варвара Фаэр по приглашению Псковского театра им. Пушкина поставила документальный спектакль про Псков. Место действия — баня, герои — представители самых разных социальных слоев. Артисты театра оказались недовольны наличием ненормативной лексики и вообще самой идеей спектакля, о чем поспешили сообщить Владимиру Мединскому. Спектакль был отменен.

Политическая цензура

«Самоубийца» Николая Эрдмана (1928)

Комедию Николая Эрдмана «Самоубийца» про безвольного советского гражданина, ставшего народным героем из-за слуха о намерении убить себя, хотел поставить Всеволод Мейерхольд, но получил запрет Главреперткома. Затем предпринимали попытки в Театре им. Е.Вахтангова, — и снова запрет. После личного письма Сталину в 1931 году репетировать разрешили Станиславскому. Но после генерального прогона сам же Сталин закрыл спектакль, написав Станиславскому про пьесу Эрдмана: «Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна». В 1932 году вторую попытку предпринял Мейерхольд, но после закрытого просмотра партийной комиссией спектакль был в очередной раз запрещен. Впервые опальной пьесе удалось увидеть свет в 1982 году: Валентин Плучек поставил «Самоубийцу» в Театре сатиры. Однако спектакль снова сняли с репертуара сразу после премьеры. Последующие спектакли в Театре имени Вахтангова и в Театре на Таганке также запретили.

«Болт» Дмитрия Шостаковича в Ленинградском театре оперы и балета (1931)

Сатирический балет Дмитрия Шостаковича (либретто Виктора Смирнова, хореография Федора Лопухова) выдержал только один показ и был заменен на «Дон Кихота». О премьере пресса писала: «Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издевка над красной кавалерией».

«Живой» в Театре на Таганке (1966)

Главный герой повести Бориса Можаева — Федор Фомич по прозвищу Живой, самовольно ушедший из колхоза, чтобы жить самостоятельно. Худрук Театра на Таганке Юрий Любимов поставил по ней спектакль в 1968 году, главную роль играл Валерий Золотухин. Министр культуры Екатерина Фурцева увидела в постановке пасквиль на советский образ жизни, и спектакль запретили. Любимов возобновит его только через 21 год — в 1989-м.

Экстремизм

«Homegrown» в лондонском National Youth Theatre (2015)

© National Youth Theatre

Спектакль писателя Омара эль-Хаири и режиссера Надии Латиф про то, как радикализация ислама оказывает воздействие на мусульманских школьников Англии, был закрыт руководством Национального молодежного театра. По официальной причине — из-за неудовлетворительного качества постановки. Однако потом в редакцию The Guardian попала другая информация: оказывается, все дело в «экстремистской повестке дня». Литературная ассоциация PEN опубликовала открытое письмо с требованием объяснить решение о снятии спектакля; его подписали множество видных деятелей культуры, в частности, драматург Дэвид Хейр, художник Аниш Капур и актер Саймон Каллоу. Авторы спектакля заявили о намерении поставить пьесу на другой площадке.

«В своих руках» в Русском драматическом театре в Махачкале (2008)

Спектакль о захвате заложников во время мюзикла «Норд-Ост» в ТЦ «На Дубровке» по пьесе британского драматурга Натальи Пелевайн (режиссер Скандарбек Тулпаров) был показан в Русском драматическом театре в Махачкале. Свидетели лучше всего запомнили эпизод, в котором артисты в костюмах шахидов ходили по зрительному залу. Глава правительства Дагестана Муху Алиев раскритиковал постановку, заявив, что это попытка Великобритании «дестабилизировать Дагестан»: спектакль был отменен сразу после премьеры. Сам Алиев при этом заявил, что на запрет никак не повлиял, цензура — недопустима, а репертуар — это внутреннее дело театра.

Расизм

«Отелло» в канадском Edmonton Theatre Company (2017)

Театральная компания канадского города Эдмонтона отменила анонсированный спектакль «Отелло», главную роль в котором должен был сыграть не темнокожий актер, а белая актриса — Линетт Смит. Согласно заявлению театра, участники и авторы постановки стали получать множество обвинений в расизме и угроз. На своей странице в фейсбуке актриса принесла извинения за согласие участвовать в спектакле: «Это моя ошибка, мне очень жаль, это моя вина на 100 процентов. Я не ожидала, что мое согласие сыграть эту роль приведет к таким последствиям, к такой боли. Я дала согласие на участие в этом спектакле, потому что думала, что эта главная роль в исполнении женщины — повод для дискуссии о значении роли женщины, разговора о маргинализации женщин и нормализации разного рода гендерных отношений». Профессиональное сообщество поддержало решение художественного руководителя театра о снятии спектакля: «Изменение пола персонажа — это прекрасно. Но роль Отелло всегда должен играть темнокожий артист», — сказал в репортаже CBC руководитель эдмонтонского Театра теней.

Антисемитизм

«Мусор, город и смерть» Райнера Вернера Фассбиндера (1985)

Одним из главных персонажей скандальной пьесы Райнера Вернера Фассбиндера «Мусор, город и смерть» выступил еврей, зарабатывающий состояние на спекуляции недвижимостью. Впервые спектакль попытались поставить во Франкфурте, но после многочисленных протестов при участии Центрального совета евреев и Еврейской общины Мюльхайма премьеру отменили. 13 лет спустя аналогичным образом была сорвана берлинская премьера. Пьеса ставилась в других странах — к примеру, в США и Израиле, но никогда — в Германии.

По требованию правообладателей

«В ожидании Годо» Кирилла Серебренникова в МХТ (2011)

© Lipnitzki / GettyImages.ru

В феврале 2011 года в МХТ должна была состояться премьера спектакля Кирилла Серебренникова по пьесе Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Вместо четырех актеров, на которых рассчитано это хрестоматийное произведение абсурдизма, в составе были заявлены три актрисы: Алла Покровская, Наталья Тенякова и Лия Ахеджакова. Спектакль не был выпущен: согласно требованиям Беккета, чьи интересы пристально охраняют его наследники, «В ожидании Годо» разрешено исполнять только мужчинам.

«СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад» в екатеринбургском Центре современной драматургии (2014)

Спектакль екатеринбургского Центра современной драматургии «Башлачев. Свердловск — Ленинград и назад» о поэте и рок-музыканте Александре Башлачеве (режиссер Семен Серзин, драматург Ярослава Пулинович) был поставлен в 2014 году. Главную роль сыграл лидер группы «Курара» Олег Ягодин. Вскоре на странице московского критика Марины Тимашевой в фейсбуке появился резонансный пост, в котором спектакль был назван «бездарным и гнусным издевательством»; при этом сама критик призналась, что постановку не видела, а судит по видеофрагменту с репетиции. Вследствие развернувшегося шума Лев Наумов, автор книги «Александр Башлачев. Человек поющий», взятой за основу пьесы, потребовал снять ее с репертуара, пригрозив судом; к его требованиям присоединились и родственники Башлачева. Сегодня спектакль идет в отредактированном виде: он называется «СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад», имена изменены, фамилия Башлачева не звучит вовсе.

Плохое поведение

«Тараканище» в Центре им. Мейерхольда (2016)

Хип-хоп-оперетту по мотивам сказки Чуковского «Тараканище» в Центре им. Мейерхольда репетировала режиссер Виктория Нарахса с командой молодых артистов. Это был мюзикл про то, как Достоевский, Толстой, Чехов и Гоголь спасают народ от невежества и тирании. На генеральном прогоне в спектакле приняла участие Надежда Толоконникова, исполнив за роялем песню Леонида Утесова «Тайна». Премьеру спектакля отменили: по мнению Толоконниковой, из-за того, что «таракан похож на Путина». В то же время свидетели прогона рассказали, что никакого «таракана-Путина» в спектакле не было, спектакль — «классный детский мюзикл», а трехминутное появление участницы Pussy Riot выглядело «приходом свадебного генерала». Руководство театра в свою очередь обвинило команду спектакля в систематических нарушениях внутреннего порядка, поломанных дверях, ночных пьянках в театре и игнорировании предупреждений начальства. Глава ЦИМа Виктор Рыжаков рассказал, что был готов дать возможность команде дальше заниматься не законченным пока спектаклем, но «после неоднократного и грубейшего нарушения ими театральной этики и правил внутреннего распорядка ЦИМа 13 января в 12 часов утра мной был издан приказ о прекращении работы».

Отрезаем лишнее, оставляя суть: в этом сообщении меньше 280 символов — так же, как и в нашем твиттере

Ученик (фильм) — Википедия

«Ученик» — российский драматический фильм режиссёра и сценариста Кирилла Серебренникова, снятый по пьесе Мариуса фон Майенбурга.

Премьера состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2016 года, где фильм был удостоен приза Франсуа Шале. После этого фильм закупили ряд европейских стран. Также фильм получил премию Европейской киноакадемии за лучшего композитора (2016).

Мировая премьера фильма состоялась 13 мая 2016 года. В России фильм вышел в прокат 13 октября 2016 года[3]. В Эстонии — 18 сентября 2016 года[4].

В центре сюжета история о юноше, ставшем религиозным фанатиком и постепенно затягивающем в мракобесие своё окружение и всю школу, что в конце концов приводит к катастрофе.

В 2014 году Кирилл Серебренников поставил по пьесе Мариуса фон Майенбурга спектакль «(М)ученик», получивший пять номинаций на театральную премию «Золотая маска»[5]. Позднее он решил снять фильм по этой пьесе. Фильм снят на средства меценатов-бизнесменов, бюджет картины составил около миллиона евро.

Серебренников перенёс действие из Германии в российскую действительность, в рядовую общеобразовательную школу. В 2015 году пьеса была поставлена Серебренниковым в московском «Гоголь-центре»[6].

Съёмки «Ученика» проходили в августе 2015 года в Калининграде и области, где и происходит действие фильма[7]. В фильме сыграли преимущественно те же актёры, что и в спектакле, кроме исполнителя главной роли: вместо Никиты Кукушкина в фильме появился Пётр Скворцов, больше похожий на старшеклассника[6].

Картина собрала положительные отзывы в мировой кинопрессе. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 87 % на основе 31 рецензии со средней оценкой 7,4/10[8].

Кинокритик Антон Долин высоко оценивает фильм: «Фильм прямолинеен и даже дидактичен, это своего рода наглядная (даже чересчур) демонстрация всех опасностей религии, частной или организованной. Однако художественные достоинства заметно сильнее редких недостатков. Актеры работают самоотверженно, а для Виктории Исаковой <…> эта роль надолго может стать важнейшей за всю карьеру. Камера Владислава Опельянца буквально творит чудеса: продемонстрированную еще в „Измене“ страсть к длинным сложным планам здесь Серебренников доводит до предела. Но самое главное — беспримерная отвага режиссёра, который затрагивает здесь разом буквально все больные вопросы. <…> В этом смысле „Ученик“ — стопроцентно политическая картина, и второй такой в России за все новейшее время снято не было. Уже поэтому ей самое место в Каннах»[9].

Писатель Алексей Шепелёв сразу пишет о том, что «фильм ему понравился, хотя и будет его критиковать». Он отмечает, что смысловая составляющая фильма «имеет западнический вектор». Алексей считает, что «с точки зрения реалистичности проблематика надуманна», которая «затискивается в ряд действительно существующих: проблема взросления и вступления в жизнь, образования и воспитания, школьного насилия, подростковой сексуальности и т.п., а с другой стороны – фанатизма, сектантства, терроризма и т.д.». Также Щепелёв выделяет одну из «вопиющих» ошибок — «изображение священника и его действий», считая, что «иерей – хорошо устроившийся бюрократ, ничем не отличимый от окружающих его школьных педагогов-формалистов»[10].

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда», в своей рецензии заключил, что фильм «направлен не против веры, а против веры слепой, фанатичной, дремучей, нерассуждающей. Не против православия, а против различных форм религиозного экстремизма, независимо от того, к какой конфессии оголтелые неофиты, подобные Вене, себя причисляют»[11].

Антон Тримайлов, обозреватель «Нашей газеты», считает, что «провокационность ощущается уже в сюжете, но Серебренникову удается по ходу фильма докручивать противостояние религии и современной жизни до каких-то гротескных масштабов», в итоге поставив 7 баллов из 10[12].

Киновед Михаил Трофименков в газете «Коммерсантъ» проводит параллели с экранизацией пьесы братьев Пресняковых «Изображая жертву», а также с фильмами полувековой давности, назвав их «молодежным бунтом против торжествующего ханжества»[13].

Кинообозреватель русскоязычного издания журнала The Hollywood Reporter Ярослав Забалуев отмечает, что «если побороть неизбежное раздражение от несколько утрированных интонаций и мизансцен, в контексте „Ученика“ это перестает быть недостатком, поскольку таким образом создается эффект присутствия — актеры хоть и не обращаются к зрителю напрямую, но явно проверяют прочность пресловутой четвертой стены». Забалуев делает вывод о том, что «мэтр подводит зрителя к тому несложному, но некомфортному выводу, что слепой фанатизм плох во всех проявлениях — даже если отстаивается самая правильная и разумная точка зрения»[14].

Фильм получил наивысший балл от киноведа интернет-портала InterMedia, Артёма Мельникова. Критик считает, что кинокартина «продолжает традиции остросюжетных „педагогических поэм“, добавляя в гремучий коктейль щепотку „гей-пропаганды“ и пару-тройку половников „совка“, бытового антисемитизма и „православия головного мозга“». Также Мельников жалеет, что рейтинг фильма 18+, так как «его необходимо в принудительном порядке посмотреть всем», а также «стоит включить в будущие учебники – истории ли, обществознания ли»[15].

Борис Иванов, критик интернет-портала «Фильм.ру», поставил кинокартине 8 баллов из 10. «„Ученик“ – пугающая, некомфортная, порой шокирующая политическая история, хотя ее мрачность отчасти сглаживается юмором особенно нелепых ситуаций и диалогов. Но если разобраться, что фильм пытается сказать зрителям, то окажется, что его «посыл» сводится к опасности фундаментализма в неуверенном в себе обществе, у которого нет иммунитета от тоталитарных идеологий. Как-то этого маловато для двухчасового разговорного полотна, от которого мы вправе были ждать более изощренного, более глубокого и более психологичного повествования» — отмечает Борис.

Картина вошла в сотню лучших российских фильмов по версии онлайн кинотеатра IVI[16].

Съёмочная группа фильма на «Кинотавре» в Сочи, 2016 год
  • Каннский кинофестиваль, программа «Особый взгляд» — премия Франсуа Шале[17].
  • «Кинотавр» (2016) — Приз «За лучшую режиссуру»[18][19], Кирилл Серебренников
  • Кинофестиваль Festival du nouveau cinema (Монреаль) — приз PRIX DE L’INNOVATION DANIEL LANGLOIS[20]
  • 10-я Азиатско-Тихоокеанская кинопремия (Asia Pacific Screen Awards) — номинация на премию «Лучший игровой фильм»[20][17]
  • Премия «Золотой единорог» на «Неделе российского кино» в Лондоне (2016)[21]
  • Премия Европейской киноакадемии лучшему композитору (2016)[22] — Илья Демуцкий
  • «Золотой орёл» (2017):
  • «Ника» (2017):
  • 45-й Белградский кинофестиваль «Fest» (2017)[24]:
    • премия за лучшую режиссёрскую работу
    • премия за главную мужскую роль — Пётр Скворцов
    • награда Fedeora Федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья
  • «Белый слон» (2016)[25][26]:
    • премия за лучшую музыку к фильму — Илья Демуцкий
    • номинация на премию за лучший фильм
    • номинация на премию за лучшую женскую главную роль — Виктория Исакова
    • номинация на премию за лучшую операторскую работу — Владислав Опельянц
    • номинация на премию за лучшую женскую роль второго плана — Юлия Ауг и Светлана Брагарник
    • номинация на премию за лучшую мужскую роль второго плана — Александр Горчилин
  1. ↑ http://kinobusiness.com/movies/muchenik/
  2. ↑ http://kinobusiness.com/movies/muchenik/
  3. ↑ Рецензии на фильм Ученик / The Student (2016), отзывы (рус.). Критиканство. Дата обращения 4 февраля 2019.
  4. ERR. Рекомендации "АК+": куда пойти с 12 по 18 сентября (рус.). ERR (11 сентября 2016). Дата обращения 4 февраля 2019.
  5. ↑ Фильм «(М)ученик» Кирилла Серебренникова покажут в Каннах. Объявлена программа главного кинофестиваля планеты (неопр.). Wonderzine (14 апреля 2016). Дата обращения 22 августа 2016.
  6. 1 2 Антон Долин. «Ученик» Серебренникова и «Слушая Бетховена» Гарри Бардина: русские в Каннах (неопр.). "«Афиша»" (13 мая 2016). Дата обращения 27 мая 2016. Архивировано 27 мая 2016.
  7. ↑ Серебренников решил снимать фильм в регионе, увидев бетонные волнорезы в Балтийске (рус.)  (неопр.) ?. klops.ru. Дата обращения 4 февраля 2019.
  8. ↑ The Student
  9. ↑ Долин, 13.05.2016.
  10. ↑ «Ученик», «Мученик» или «Одержимость»? (неопр.). Частный Корреспондент. Дата обращения 4 февраля 2019.
  11. ↑ Мученик веры, или заставь дурака Богу молиться (неопр.). www.trud.ru (14 октября 2016). Дата обращения 4 февраля 2019.
  12. ↑ Нормальных в фильме нет: рецензия на драму «Ученик» (рус.). ngzt.ru. Дата обращения 4 февраля 2019.
  13. ↑ Водевиль о спущенных штанах // Коммерсантъ.
  14. ↑ Рецензия: «Ученик» Кирилла Серебренникова (рус.)  (неопр.) ?. THR Russia. Дата обращения 4 февраля 2019.
  15. ↑ «Ученик»: Оргия праведника ***** (неопр.). www.intermedia.ru (8 сентября 2016). Дата обращения 4 февраля 2019.
  16. ↑ 100 лучших российских фильмов XXI века (неопр.) (9 апреля 2018).
  17. 1 2 «Ученик» Кирилла Серебренникова номинирован на «азиатский Оскар» (неопр.). Газета.ru (24 октября 2016). Дата обращения 1 апреля 2017.
  18. ↑ Призёры «Кинотавра» (рус.) // Википедия. — 2018-09-27.
  19. ↑ «Кинотавр» (2016) – Приз за лучшую режиссуру (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 октября 2018. Архивировано 13 февраля 2018 года.
  20. 1 2 «Ученик» и две российские актрисы номинированы на «Азиатский Оскар» (неопр.). ProfiCinema (24 октября 2016). Дата обращения 1 апреля 2017.
  21. ↑ «Золотой единорог»: в Лондоне прошел фестиваль российского кино // bbc.com, 5 декабря 2016
  22. ↑ THE 29TH EUROPEAN FILM AWARDS: WINNERS (неопр.). europeanfilmacademy.org (10 декабря 2016). Дата обращения 29 марта 2017.
  23. Сусанна Альперина. Вера, надежда, «Ника» (неопр.). Российская газета (29 марта 2017). Дата обращения 29 марта 2017.
  24. ↑ Фильм "Ученик" Серебренникова получил три награды на Белградском кинофестивале (неопр.). ТАСС. Дата обращения 4 февраля 2019.
  25. ↑ Фотосюжеты - Вручение премии "Белый слон" (рус.). РЕВИЗОР.РУ. Дата обращения 4 февраля 2019.
  26. ↑ Премия "Белый слон"-2016: 8 "райских" номинаций (рус.). РУСКИНО - Российское кино, актеры, фильмы, сериалы, новости, статьи, рецензии, интервью, премьеры, фестивали. Дата обращения 4 февраля 2019.
рецензии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *