что нужно знать о променад-опере «Пиковая дама» – Москва 24, 07.06.2018
В старинной усадьбе Гончарова-Филипповых проходит первая в мире опера-променад «Пиковая дама». Иммерсивный формат – не новинка для искушенной московской публики, однако спектакль стал настоящим прорывом, соединив в себе театр, оперу и литературу. Показы продлятся только до середины июля.
Редакция портала Москва 24 объясняет, как смотреть «Пиковую даму» и чего ждать от оперы, на которой невозможно уснуть.
В начале была темнота
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Сначала вы ничего не увидите. Перед полным погружением в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского зрители должны пройти масонский обряд – с бархатной повязкой на глазах и без лишних слов.
Этой сцены с масонами в либретто оперы Чайковского нет. Уже с самого начала спектакля режиссер Александр Легчаков решил показать, что Пушкина в спектакле будет намного больше, чем Петра Ильича. Причем не только в тексте, но и в жизни: после посвящения поэт станет вашим проводником по спектаклю, перемещающемуся из одного зала в другой под аккомпанемент хора и оркестра из трех десятков музыкантов, а также в компании актеров и танцоров балета (за хореографию отвечает Олег Глушков).
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Место действия «Пиковой дамы» неслучайно: старинную усадьбу Гончарова-Филипповых дед жены Пушкина, Натальи Николаевны, проиграл в карты. Два этажа особняка вмещают в себя десятки локаций: игорный дом и зимний сад, бальный зал и будуар коварной графини. Еще одна «неслучайность» – число зрителей: лишь 54 человека, по количеству карт в обычной игральной колоде.
На расстоянии вытянутой руки
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Как и в классической постановке, опера-променад «Пиковая дама» состоит из трех действий. А вот форма более чем новаторская: публика становится частью постановки. Опера спускается с театральных подмостков, разрывает зрительное пространство и, вместе с тем, свой элитарный статус.
Пушкинский Германн (а именно такое написание было у поэта) вздрагивает, влюбляется и цепляется за заманчивую и опасную идею «узнать секрет трех беспроигрышных карт» буквально плечом к плечу со зрителем. Правда, вас он не замечает, смотрит, как будто сквозь людей, которые для героев спектакля не более чем призраки.
Зритель – призрак
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Задача для актеров не простая, ведь ни о какой текстовой импровизации речи не идет (все-таки это опера). Как объясняет Петр Налич (который и исполняет главную роль в одном из составов), стеснения и неловкости быть не должно ни у актеров, ни у зрителей. Так что, пожалуй, самый главный совет: расслабьтесь и позвольте себе стать ведомыми.
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Не отводите глаз от жесткого и прямолинейного взгляда эгоиста Германна, пропустите через себя холодный смех умирающей прямо у ваших ног графини, позвольте себе помечтать под звездами вместе с влюбленной Лизой… И, пожалуйста, забудьте на эти полтора часа про мобильный. Несмотря на то, что в правилах спектакля организаторы тактично просят не проводить фото- и видеосъемку, некоторые зрители устраивают не только фотосессию Петра Налича в старинных интерьерах, но и ведут прямые трансляции в соцсети, а вместе с тем теряют, пожалуй, главную опцию променад-оперы: оказаться внутри одного из самых мистических произведений. Это ощущение покруче любого VR-показа. Такого эффекта творческая команда добивалась довольно долго – работа над спектаклем шла два года.
Живые картины и трехрукий дворецкий
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Художник Полина Бахтина не только перевела на современный интерьерный язык пафосные элементы декора прошлых веков, но и добавила загадок. Так, например, переходя из зала в зал, вы сможете увидеть стеклянный макет особняка, летающие кресла и диваны в зимнем саду, живые картины, на которых особенно внимательные зрители заметят, как Графиня время от времени подмигивает, а Сен-Жермен ухмыляется. А также масонские символы, фокус с игральной картой и спящего в паутине дворецкого (почему-то с тремя руками).
Фото: предоставлено творческим объединением Altrulion
Ценителям классической оперы спектакль может показаться слишком смелым, а вот тем, у кого опера и театральная пытка стоят в одном ассоциативном ряду, постановка наверняка понравится: декорации и оптические иллюзии, собственно оперное пение, отличный звук (кстати, музыку Чайковского дополняют произведения молодого неоклассика Николы Мельникова, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на iTunes), мистический колорит пушкинского текста, азарт, страсть, три карты и знаменитая ария Германна «Что наша жизнь? Игра!», которую вы непременно будете напевать после спектакля.
Когда: подробности по ссылке
Где: TROYKA Multispace
Лучкина Наталья
культура театр
Все, что нужно знать о променад-опере «Пиковая дама»
Театр
Масоны, паук и летающие диваны: из чего сделана «Пиковая дама» с Петром Наличем
Фотографии:
Пресс-служба оперы-променад «Пиковая дама»
Текст:
Алексей Киселев
3 октября 2017 18:28
Театральный критик «Афиши» Алексей Киселев — о явных и скрытых деталях променад-оперы в особняке Гончарова — Филипповых. Внимание: спойлер на спойлере!
В Troyka Multispace прошла премьера променад-оперы «Пиковая дама» от автора «Копов в огне» Александра Легчакова и с Петром Наличем в центральной партии. Знатоки музыкального театра сочтут спектакль продюсерской компании Altrulion недостаточно академичным, любители экстремальных интерпретаций — слишком прямолинейным. Поэтому отвлечемся от музыки и присмотримся к деталям.
Масоны
Вы приходите не просто на спектакль, а на закрытый вечер в масонской ложе. На ваших глазах Пушкин (Родион Долгирев/Гладстон Махиб) проходит обряд посвящения, и с этого момента вместе с людьми в смешных черных париках он становится вашим проводником по перемещающемуся из зала в зал зрелищу. Масонские знаки — всевидящее око, циркуль и десятки менее узнаваемых — в спектакле можно обнаружить повсюду: на стенах и колоннах, на ковре, в элементах костюмов картежников. Художник оперы Полина Бахтина поясняет: «Принципиальный вопрос постановки — какие пути ведут к истине. Масонство — пример намеренно усложненного пути».
Живые портреты
Стены одного из залов плотно завешаны старинными портретами, с которыми как будто что-то не так. Во-первых, они подсвечены изнутри, а во-вторых — на вас смотрят лица создателей спектаклей. В другом зале, в лучших традициях выставочных работ Роберта Уилсона, установлены видеопортреты Графини и Сен-Жермена. Если долго в них вглядываться, можно заметить, как Графиня подмигивает, а Сен-Жермен ухмыляется. Здесь, помимо прочего, спрятана рифма с эпизодом, когда стоящий у гроба с покойной графиней Герман приходит в ужас: «На мертвое лицо смотрю… И вдруг, насмешливо прищурившись, оно мигнуло мне!»
Паук и запасные руки
На одной из трех рук дворецкого, спящего среди паутины в одной из проходных комнат, сидит паук. Художник изначально планировала занять в спектакле натурального тарантула, но из гуманистических соображений авторы остановились на бутафорском. С руками не все в порядке и у Графини: на левой надета перчатка, а в каминном зале можно разглядеть шкафчик с запасными конечностями.
Летающие диваны
Сюрреализм повсюду — даже в самых с виду консервативных и реалистических пространствах. Например, в Зимнем саду, среди аляповатых горшков с цветами и ваз с павлиньими перьями, в воздухе болтаются диваны, подвешенные за веревочки. На них томно возлежат дамы в пышных платьях с глубокими декольте, плавно сползая на пол.
Прозрачный особняк
Переходя от действия к действию между этажами, зрители пересекают комнату с прозрачным макетом особняка. Макет сделан специально для спектакля, внутри него аккуратно расставлены выполненные в миниатюре узнаваемые объекты интерьеров. Создатели таким образом — почти как в кино — выводят действие на максимально общий план.
Космос
Помимо декораций реальных, ставка сделана на виртуальные полотна, покрывающие в нескольких эпизодах буквально всю поверхность стен. Дизайнеры из Radugadesign отправляют персонажей вместе с публикой то в мир абсентных галлюцинаций, то и прямиком в открытый космос.
Карта-конфетти
Когда Графиня поднимается из гроба в лучших традициях инсценировок гоголевского «Вия», в руке она держит главный символ спектакля — игральную карту. Дальше происходит фокус: карта сминается в руке и осыпается снежным конфетти прямо на голову оторопевшему у подножия гроба Герману. В следующей сцене у героя страшно выпучены глаза и шевелюра покрыта сединой. Именно в таком виде он, схватив кого-то из зрителей за плечо, поет: «Что наша жизнь — игра!»
Подробнее на Афише
расскажите друзьям
люди
Петр НаличАлександр ЛегчаковРодион ДолгиревПолина БахтинаРоберт Уилсон
игральных карт 1: пики | Блог Peter Viney’s
Игрательные карты 1: Spades
Robert Lepage
The Roundhouse, Лондон
1 ST Март 2013
. «Обратная сторона Луны » десятилетней давности войдет в десятку моих лучших театральных постановок. Ka, созданное им произведение Cirque du Soleil — это шоу, которое я видел дважды. Это могут быть уловки памяти, но Ка казался более крупным и впечатляющим в начале своего показа в 2004 году, чем в 2012 году. С другой стороны, он также поставил Тотем , одну из самых слабых частей Cirque du Soleil. То, что я видел его представления Cirque du Soleil, дает мне преимущество. Пара рецензентов сочла сюжетную линию Spades запутанной. Я никогда не прорабатывал сюжетную линию Ka, и не думаю, что у Totem она была. Так что я не вошел в The Roundhouse, ожидая логической или линейной пьесы.
Итак, вся реклама упоминала нелинейность. Это было запутанно, но переплетенные истории казались достаточно отдельными, но каждая часть была линейной. Магический реализм? Может быть. У Шекспира это тоже есть. Действие спектакля происходит в 2003 году в Лас-Вегасе, и не случайно Лепаж в том же году готовил «Ка» Cirque du Soleil. В примечаниях к предварительному просмотру говорится, что действие происходит в Лас-Вегасе и Багдаде, но это не так. Армейские части находятся в тренировочном лагере в пустыне Невада недалеко от Лас-Вегаса, где солдат обучают борьбе с повстанцами.
Темы в широком смысле:
Пара из Квебека, которая женится в Лас-Вегасе на имитаторе Элвиса. Мужчина, Джефф, физик-теоретик струн, Мари-Ева беременна. Они встречают загадочного ковбоя по имени Дик, который кажется каким-то обманщиком/дьяволом. Это происходит в отеле. Этот сегмент ведется на французском языке.
Персонал отеля, базирующийся вокруг измученной латиноамериканской горничной-нелегала, ее стажера и посыльного. Этот сегмент воспроизводится на испанском языке.
Британский игроман собирается встретиться с француженкой в том же отеле. Он должен кучу денег. Он должен позвонить жене. Он агрессивен и зол. Он говорит чертовски много. Ему приходится долгое время появляться обнаженным в пустыне.
Два солдата проходят обучение у американского офицера-садиста по борьбе с повстанцами. Один испанец, другой датчанин. Сцены, где обыскивают иракцев, — это учения с актерами, «привезенными из Голливуда». Они едут в тот же отель, что и все остальные. Они встречают проститутку, которая наполовину испанка, наполовину алжирка (допуская деспотичные отсылки к крестоносцам). У датчанина проблемы с сексуальной идентичностью, отчасти из-за агрессивного офицера-гомосексуалиста. В первые несколько секунд спектакля кажется, что его насилуют под платформой, которая поднимается со сцены.
Есть также материал о шамане-хиппи, и о некоторых, скачущих (мрачно) в костюмах викингов, крестоносцев и сарацинов.
Актерский состав из шести человек управляет жребием: британец, два испанца, два квебекца, один немец, играющий на датском языке (и он также руководит испанской театральной труппой). Они говорят на нескольких языках. Все они должны выполнять несколько второстепенных ролей и едва узнаваемы, когда меняются местами. Это тяжелая работа, чтобы охватить так много ролей, и изменения париков и костюмов сделаны хорошо. Тони Гилфойл освещал британского игрока, американского капитана и, я полагаю, Элвиса. Вы не могли бы догадаться, что это был тот же актер, кроме исключения. Точно так же Нурия Гарсия сыграла больную горничную и сексуальную проститутку, и вы бы не догадались, что она была и тем, и другим. Все заслуги перед ними.
Набор на 360 градусов, высота сцены 1 метр. Все и вся появляется снизу. Сцена замечательная, но не волшебная. Есть много хороших идей. Большая часть актерской игры «пояс вверх», что завораживает (нижняя половина актера находится ниже уровня сцены). В конце появляются семь техников / постановщиков сцены и получают заслуженные аплодисменты, потому что элементы декораций, которые появляются и исчезают, являются звездой шоу. Спектакль идет два с половиной часа без антракта. Это ДОЛГО при любой игре. Показалось дольше.
Проблемы. В программе много говорится о подготовке актеров к работе в раунде. Так или иначе, они «обманывали», используя телекамеры и экраны, когда актеры стояли к вам спиной. Возможно, в эту работу на 360 градусов было вложено слишком много усилий за счет потока. Нет темпа. Переходы утомительно медленные. Есть длинные мрачные фрагменты… замедленная съемка рулетки и карт, люди, ходящие прямо по сцене кругами, крестоносец, медленно передвигающийся с мечом, шаман, играющий с дымом. Если сравнивать темп производства RSC или NT, то темп очень плохой. Нам обоим было скучно много времени. Работа в туре казалась не более чем сложной технической уловкой. Я всегда предполагаю, что работа в раунде привлекает и вовлекает аудиторию. Интерактивности с публикой не было, потому что они не играли для публики, и Лепаж, казалось, гордился этим в программе. В этой постановке пустое пространство вокруг круглой сцены было такой же стеной, как и любая арка авансцены. Единственным преимуществом, которое давал раунд, было то, что они демонстрировали способность скрывать все выработки внутри барабана высотой в один метр. Это подтверждает мою точку зрения, что театральная сцена работает лучше технически и так же хорошо вовлекает публику.
Три языка означают экраны с переводами. Видимо были биты в четвертом, датском. Экран отвлекает внимание от действия и всегда является очень плохой идеей. Глядя на список программ, это игра в Мадриде, два стадиона в Швеции, Дании, три стадиона во Франции и Монреаль. Вот почему у нас много языков. Переводы испанского и французского деревянные. Я не знаю, звучит ли диалог настолько деревянным для носителя французского или испанского языков. Что я знаю, так это то, что английский диалог свинцовый. Ничего не сверкнуло. Всю ночь почти никто не смеётся. Интерактивность линии слабая. Есть некоторые умопомрачительно «значимые» биты. Лучшая часть всего сценария была, когда имитатор Элвиса декламировал классическую устную колоду карт (Текс Тайлер, 19 лет).48, US #2, позже хит США и Великобритании для Wink Martindale и Max Bygraves), который я уже знал полностью, и который он продекламировал полностью. Испанское влияние, судя по Форестам в последнее время, кажется, говорит о жизни с глубоким смыслом (мои кепки). Это не тот стиль, который хорошо подходит для английского языка. Когда мы вышли, мы сделали «сумму в двух словах». Мои были «нудными, претенциозными». Мои спутники были менее позитивны и высказывались более грубо.
Развязка не была заполнена. Как и в случае с Forests (который был намного хуже этого), большая испанская секция аплодировала с большим энтузиазмом. Аплодисменты вокруг нас были вялыми. Судя по шумихе публики или, скорее, отсутствию шумихи, я чувствую, что Roundhouse проверит, не взяли ли они на себя обязательства по постановке следующих трех в квартете Pack of Cards, на завершение которых, как нам сказали, уйдет от 8 до 10 лет. Мы определенно не будем бронировать ни один из следующих трех. Лепаж был режиссёром, но почти не участвовал в написании сценария, что является большим позором, учитывая великолепный сценарий его «Обратной стороны Луны». Может быть, ему следует взять на себя центральную роль в написании сценариев диалогов, а также в написании текстов.
В объявлении себя на плакатах «Величайшим в мире режиссером» присутствует ужасная степень высокомерия. Я не могу представить себе другого режиссера, который позволил бы это. Основываясь на этом свидетельстве, я мог бы назвать полдюжины директоров RSC и NT, которые выставляют это утверждение смехотворным, хотя обычно у них есть гораздо лучший текст и сюжет для работы. По мотивам Ка, Лепаж — великий ПРОДЮСЕР театральных феерий. Основанный на обратной стороне луны, он прекрасный актер и сценарист. В этой пьесе он руководил собой. Режиссируете других актеров? Без шансов.
ТЕАТР
Я поражен тем, что собственный ресторан Roundhouse был полон, в то время как Marine Ices напротив был наполовину полон. Marine Ices, открытый в 1947 году, был одним из первых итальянских ресторанов в Лондоне. Я знаю его с 60-х годов. Я люблю это. Мороженое, как часто говорил Майкл Уиннер, лучшее в Великобритании. Спагетти карбонара является окончательным. Ресторан и его нормальное первоклассное обслуживание сделали остаток вечера приемлемым!
БЕСПЛАТНОЕ КУРЕНИЕ
Одна сигарета на пару секунд. Скромный, учитывая пелену сигаретного дыма в самом Лас-Вегасе.
ПРОГРАММА
Первоклассное интервью с Лепажем. Очень хорошо со всех сторон.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Кросби, Стиллз и Нэш впервые поют вместе
Неформальный джем на вечеринке в июле 1968 года закончился одной из величайших гармоний эпохи рока. Именно тогда трио Дэвида Кросби, Стивена Стиллза и Грэма Нэша впервые спело вместе.
Все трое прославились в группах, известных своей гармонией: Crosby с Byrds, Stills с Buffalo Springfield и Nash с Hollies. Когда Холли добрались до Лос-Анджелеса в 19В 66 году Нэш встретил Касса Эллиотта из Mamas and the Papas, который отвел ее в дом Кросби в Лорел каньоне, где он лежал на кушетке и мгновенно произвел впечатление на Нэша. Но не с его музыкой.
«Когда он разговаривает со мной, у него на груди крышка от обувной коробки», — вспоминает он. «И, не теряя со мной зрительного контакта, он трясет эту крышку и отделяет траву от стеблей и семян. Отлично. Я никогда не видел ничего подобного». Позже той же ночью Кросби отвел его на вечеринку в дом Питера Торка из Monkees, чтобы встретиться со Стиллсом. Нэш вернулся в Англию с кучей новых друзей.
Смотреть разговор Грэма Нэша о встрече с Дэвидом Кросби
В октябре 1967 года Кросби был уволен во время сессий для The Notorious Byrd Brothers (переиздание компакт-диска 1997 года содержит скрытый трек Кросби, ругающего барабанщика Майкла Кларка в студии) . Шесть месяцев спустя Buffalo Springfield распалась, поэтому Кросби и Стиллз начали работать вместе, сочиняя и записывая демо.
Тем временем Нэш был разочарован Холли, желая записать более амбициозный материал, чем легковесная, хотя и замечательная поп-музыка, благодаря которой они сделали себе имя. («На карусели» был выпущен за несколько дней до того, как «Битлз» выпустили «Strawberry Fields Forever» и «Penny Lane», а «Carrie Anne» вышла на той же неделе, что и
Но где бы это ни происходило, все, кто там был, соглашаются в деталях: В какой-то момент Кросби и Стиллз заиграли одну из песен Стиллза «You Don’t Have to Cry». Когда они закончили, Нэш, пораженный мелодией, попросил их сыграть ее еще раз. И опять.
«В тот третий раз я выучил слова, мелодию — я знал, что буду делать», — вспоминал Нэш. «Какое бы ни было звучание Crosby, Stills & Nash, оно родилось за 30 секунд. Именно столько времени нам понадобилось, чтобы гармонизировать таким образом, настолько, что мы рассмеялись посреди песни. Потому что Springfield, Byrds и Hollies были хорошими гармоничными группами. Мы знали, что делаем. Мы записывали гармоничные записи в течение многих лет. Но это было другое ». «Это было страшно», — сказал Кросби в книге Циммера.
«Но как только мы узнали то, что у нас было, вы не смогли бы разорвать нас ломом. Мы знали, что нам повезло с чем-то особенным, чувак. Мы могли слышать это ясно как день.»
Послушайте «You Don’t Have to Cry» Кросби, Стиллза и Нэша
Между волшебством того вечера, его неудовлетворенностью Холлис и его желанием быть с Митчеллом следующий шаг Нэша был прост: он ушел группе работать с двумя другими, называя себя Crosby, Stills & Nash. Они пытались заключить сделку с Apple Records, но им отказали. Итак, Ахмет Эртегун подписал их с Атлантикой, домом Баффало Спрингфилд, и одноименный дебют трио вышел 19 мая.69.
Успех пришел сразу. Crosby, Stills & Nash породил лучшие 40 синглов в «Marrakesh Express» Нэша и «Suite: Judy Blue Eyes» Стиллза. Затем, чтобы помочь с живыми выступлениями, они добавили четвертого участника: блестящего, но непостоянного бывшего товарища Стиллза по группе Buffalo Springfield, Нила Янга, и CSN стал CSNY. Их первое выступление вчетвером состоялось в Чикаго 16 августа 1969 года. Их второе выступление было на следующий день перед 500 000 человек в Вудстоке.
«Это было похоже на бросок боевой гранаты в вакуум, — вспоминал Нэш. «Нил был парнем с огромным талантом, который был полностью эгоцентричным. Группы для него были просто ступеньками, промежуточными станциями к личной цели. Так случилось и с Баффало Спрингфилд. Они никогда не могли рассчитывать на него в решающий момент, никогда не были уверены, что он появится на концертах».
Кросби сказал, что именно обстоятельства, а не отдельные лица, создали проблемы. «Если вы дадите кучке очень молодых парней миллионы долларов, поднимите их как воздушных змеев и отпустите, это просто неизбежно».
На протяжении десятилетий они продолжали записываться и гастролировать — в составе трио, квартета, в составе отколовшихся групп, таких как Stills-Young band и Crosby & Nash, а также в качестве сольных исполнителей. Они выдержали многочисленные препятствия — личные стычки, тюремное заключение Кросби по обвинениям в хранении наркотиков и хранении оружия, 1990 альбом Live It Up , но все трое продолжали возвращаться друг к другу из-за этой смеси голосов.
Но к 2014 году Кросби был недоволен решением Янга бросить свою жену, с которой прожил почти 40 лет, ради актрисы Дэрил Ханны. «Я случайно знаю, что он сейчас тусуется с кем-то, кто является чисто ядовитым хищником», — сказал Кросби. «И это карма. Ему будет больно. Но я понимаю, почему это произошло. Мне просто грустно из-за этого. Мне всегда грустно, когда я вижу, как любовь выбрасывается в канаву».
В течение месяца Янг сказал публике, что «CSNY больше никогда не будет гастролировать».
Два года спустя приветливый Нэш, который часто служил миротворцем, обнаружил, что тоже больше не может работать с Кросби. «Я был там и спас его гребаную задницу 45 лет, — сказал он, — а он обращался со мной как с дерьмом. Ты не можешь сделать это со мной. Ты можешь делать это в течение дня или около того, пока я не думаю, что ты собираешься прийти в себя.