Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

По мотивам пьесы генрика ибсена вернувшиеся – Вернувшиеся, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка Journey Lab – Афиша-Театры

По мотивам пьесы генрика ибсена вернувшиеся – Вернувшиеся, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка Journey Lab – Афиша-Театры

Привидения (пьеса) — Википедия

«Привиде́ния» (норв. Gengangere) — пьеса Генрика Ибсена, впервые поставленная в 1882 году. Написана на датском языке летом и осенью 1881 года в Сорренто.

Одна из самых мрачных пьес Ибсена, «Привидения» посвящены трагедии распада буржуазной семьи. Автор затрагивает целый клубок запретных в викторианском обществе тем: коррумпированность церкви, венерические заболевания, инцест, эвтаназия. В связи с этим постановки пьесы в разных странах сопровождались скандалами, а многие книгопродавцы возвращали экземпляры «имморальной» пьесы автору[1].

  • Фру Элене Алвинг, вдова капитана и камергера Алвинга
  • Освальд Алвинг, её сын, художник
  • Пастор Мандерс
  • Столяр Энгстран
  • Регина Энгстран, живущая в доме фру Алвинг

Действие первое. На средства фру Элене Алвинг должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу из города приезжает пастор Мандерс, немолодой, но достаточно наивный и мыслящий социальными штампами человек. В это же время в родном доме оказывается и сын супругов Алвинг Освальд, который какое-то время жил в Париже и пробовал себя на художественном поприще. Мандерс готовится к выступлению на открытии приюта, но перед этим он решает назидать Элене. Тогда женщина откровенно рассказывает о причинах, побудивших её к открытию приюта — капитан Алвинг отнюдь не был примерным семьянином и благодетелем округи, а лишь пьяницей и развратником. Служащая в доме Регина Энгстран на самом деле его внебрачная дочь. В приют фру Алвинг решила вложить все деньги капитана, чтобы наследство, полученное её сыном, состояло лишь из накопленных ей за жизнь сбережений. Неожиданно пастор и вдова слышат, как Освальд пытается обнять служанку, тогда Элене в голову неожиданно приходят воспоминания о том, что как её муж обнимал горничную — мать Регины. Это для неё словно

привидения прошлого.

Действие второе. Фру Алвинг подробно рассказывает пастору историю о своём муже и горничной. Мандерс в ужасе от двух вещей — от того, что обвенчал столяра Энгстрана с «падшей женщиной», и от того, что горничная получила отступное. Тогда вдова обвиняет пастора в том, что тот содействовал тому, что она была вынуждена жить с «падшим мужчиной». Оказывается, что через год после свадьбы Элене покинула мужа и пришла к пастору со словами «Вот я, возьми меня!» Пастор смущенно замечает, что никогда не относился к фру Алвинг кроме как к жене другого мужчины. Женщина ставит это под сомнение, но тему не продолжает. Элене размышляет о том, что возможно её сына стоило бы женить на Регине, но эта мысль приводит пастора в ужас. Появляется столяр Энгстран, которого Мандерс пытается отчитывать за произошедшее. Но тот заявляет, что все деньги были истрачены сугубо на воспитание дочери его жены. Мандерс утешается этим и уходит провести молебен в приюте. Тем временем приходит Освальд. Он рассказывает матери о своём заболевании. По мнению доктора, который его обследовал в Париже, это следствие распутного образа жизни его отца. Это как гром среди ясного неба для вдовы. Внезапно Освальд говорит, что желает поехать с Региной в Париж. Фру Алвинг вынуждена согласиться с этим. Неожиданно загорается приют.

Действие третье. Мандерс и Энгстран собираются уезжать. Столяр убеждает пастора, что деньги, находившиеся в фонде для приюта, можно использовать для заведения для моряков. Тем временем фру Алвинг остаётся с Освальдом и Региной. Сперва речь заходит о болезни юноши, а затем вдова открывает им обоим тайну происхождения Регины. Девушка решает покинуть дом Алвингов, мотивируя это тем, что не хочет быть сиделкой при больном, и тем, что её не воспитали здесь как дочь благородного человека. Мать и сын остаются одни. Наступает утро, и у Освальда внезапно возникает приступ…

В ибсеноведении «Приведения» часто рассматриваются в паре с предыдущей пьесой «Кукольный дом». Разбирая кризис семейных отношений, Ибсен моделирует в «Привидениях» ситуацию, когда жена не рвёт связей с мужем (как Нора в «Кукольном доме»), а остаётся в семье

[2].

Как пишет М. Валенси, драматурги прежних лет (со времён Древней Греции) видели истоки трагедии в нарушении морального кодекса, тогда как Ибсен первым увидел и показал трагедию не нарушения морального кодекса — тем самым открыв принципиально новую страницу в истории драматургии[3].

Первая постановка осуществлена скандинавской труппой в Чикаго в 1882 году. В Дании первое представление пьесы состоялось лишь в 1903 году. Сценографом берлинской постановки 1906 года выступил Эдвард Мунк[4].

В России пьеса была долгое время запрещена (ввиду критического освещения роли церкви) и в итоге поставлена только 7 января 1904 года в Санкт-Петербурге в театре Неметти. 24 октября того же года состоялось представление «Привидений» в драматическом театре Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Во Художественном театре премьера состоялась 31 марта 1905 года под художественным руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

[5]. В Малом театре пьеса была поставлена в 1909 году[6]. Переведена пьеса на русский язык Анной и Петром Ганзенами[5].

В 1915 г. на экраны вышли первые киноверсии «Привидений»: в США пьесу экранизировала компания Д. У. Гриффита, а в России — Владимир Гардин. В итальянской киноверсии 1918 года главные роли исполнили Эрмете Цаккони и его жена.

В декабре 2016 года в Москве состоялась премьера иммерсивного шоу «Вернувшиеся» в основу которого положена пьеса Ибсена. Режиссерами стали участники американской театральной компании Jorney Lab Виктор Карина и Мия Занетти и Мигель, хореограф-постановщик и наставник шоу «Танцы» на ТНТ.

Приведение ибсен. Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» и пьеса Генрика Ибсена «Привидения

Летом и осенью 1881 года в Сорренто .

Привидения
Gengangere

Жанр
драма
Автор Генрик Ибсен
Язык оригинала норвежский
Дата написания 1881

Одна из самых мрачных пьес Ибсена, «Привидения» посвящены трагедии распада буржуазной семьи. Автор затрагивает целый клубок запретных в викторианском обществе тем: коррумпированность церкви, венерические заболевания , инцест , эвтаназия . В связи с этим постановки пьесы в разных странах сопровождались скандалами, а многие книгопродавцы возвращали экземпляры «имморальной» пьесы автору .

Персонажи

  • Фру Элене Алвинг, вдова капитана и камергера Алвинга
  • Освальд Алвинг, её сын, художник
  • Пастор Мандерс
  • Столяр Энгстран
  • Регина Энгстран, живущая в доме фру Алвинг

Сюжет

Действие первое. На средства фру Элене Алвинг должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу из города приезжает пастор Мандерс, немолодой, но достаточно наивный и мыслящий социальными штампами человек. В это же время в родном доме оказывается и сын супругов Алвинг Освальд, который какое-то время жил в Париже и пробовал себя на художественном поприще. Мандерс готовится к выступлению на открытии приюта, но перед этим он решает назидать Элене. Тогда женщина откровенно рассказывает о причинах, побудивших её к открытию приюта — капитан Алвинг отнюдь не был примерным семьянином и благодетелем округи, а лишь пьяницей и развратником. Служащая в доме Регина Энгстран на самом деле его внебрачная дочь. В приют фру Алвинг решила вложить все деньги капитана, чтобы наследство, полученное её сыном, состояло лишь из накопленных ей за жизнь сбережений. Неожиданно пастор и вдова слышат, как Освальд пытается обнять служанку, тогда Элене в голову неожиданно приходят воспоминания о том, что как её муж обнимал горничную — мать Регины. Это для неё словно

привидения прошлого.

Действие второе. Фру Алвинг подробно рассказывает пастору историю о своём муже и горничной. Мандерс в ужасе от двух вещей — от того, что обвенчал столяра Энгстрана с «падшей женщиной», и от того, что горничная получила отступное. Тогда вдова обвиняет пастора в том, что тот содействовал тому, что она была вынуждена жить с «падшим мужчиной». Оказывается, что через год после свадьбы Элене покинула мужа и пришла к пастору со словами «Вот я, возьми меня!» Пастор смущенно замечает, что никогда не относился к фру Алвинг кроме как к жене другого мужчины. Женщина ставит это под сомнение, но тему не продолжает. Элене размышляет о том, что возможно её сына стоило бы женить на Регине, но эта мысль приводит пастора в ужас. Появляется столяр Энгстран, которого Мандерс пытается отчитывать за произошедшее. Но тот заявляет, что все деньги были истрачены сугубо на воспитание дочери его жены. Мандерс утешается этим и уходит провести молебен в приюте. Тем временем приходит Освальд. Он рассказывает матери о своём заболевании. По мнению доктора, который его обследовал в Париже, это следствие распутного образа жизни его отца. Это как гром среди ясного неба для вдовы. Внезапно Освальд говорит, что желает поехать с Региной в Париж. Фру Алвинг вынуждена согласиться с этим. Неожиданно загорается приют.

Действие третье. Мандерс и Энгстран собираются уезжать. Столяр убеждает пастора, что деньги, находившиеся в фонде для приюта, можно использовать для заведения для моряков. Тем временем фру Алвинг остаётся с Освальдом и Региной. Сперва речь заходит о болезни юноши, а затем вдова открывает им обоим тайну происхождения Регины. Девушка решает покинуть дом Алвингов, мотивируя это тем, что не хочет быть сиделкой при больном, и тем, что её не воспитали здесь как дочь благородного человека. Мать и сын остаются одни. Наступает утро, и у Освальда внезапно возникает приступ…

Анализ

В ибсеноведении «Приведения» часто рассматриваются в паре с предыдущей пьесой «Кукольный дом ». Разбирая кризис семейных отношений, Ибсен моделирует в «Привидениях» ситуацию, когда жена не рвёт связей с мужем (как Нора в «Кукольном доме»), а остаётся в семье .

Как пишет М. Валенси, драматурги прежних лет (со времён Древней Греции) видели истоки трагедии в нарушении морального кодекса, тогда как Ибсен первым увидел и показал трагедию не нарушения морального кодекса — тем самым открыв принципиально новую страницу в истории драматургии .

Постановки

Первая постановка осуществлена скандинавской труппой в Чикаго в 1882 году. В Дании первое представление пьесы состоялось лишь в 1903 году. Сценографом берлинской постановки 1906 года выступил Эдвард Мунк .

В России пьеса была долгое время запрещена (ввиду критического освещения роли церкви) и в итоге поставлена только 7 января

«Вернувшиеся»: призраки Ибсена — DOZADO dance magazine

1 декабря в Москве состоится премьера иммерсивного шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьеса Генрика Ибсена «Привидения». Создатели шоу – режиссеры нью-йоркоской театральной компании

JourneyLab  Виктор Карина и Мия Занетти и продюсеры Вячеслав Дусмухаметов и Мигель, наставник шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

Все 50 комнат особняка в Дашковом переулке переделаны под викторианский стиль, для спектакля здесь дополнительно проложили 15 км проводов и установили несколько тонн звуко- и свето-оборудования.  Пьесу Ибсена одновременно будут разыгрывать18 актеров, которых полгода обучали  новому  для них способу взаимодействия со зрителем. При этом техника актеров будетоснована на главныхзаветах Станиславского. Сам Станиславский и его ученик Мейерхольд ставили эту пьесу, однако долгое время она была запрещена в России.

«Было очень интересно работать эти полгода. Мия и Виктор дали нам новую технику, которую не дают в театральных российских институтах. Во время обучения мы  занимались познанием себя и героя, преодолевали во многом какие-то внутренние преграды.  Мы знаем, как справиться с любой непредсказуемой реакцией со стороны зрителей. Есть герои, которые обладают возможностью подарить индивидуальный опыт зрителю»,  – Михаил Половин, исполняет роль Освальда.

Пионерами иммерсивного театра считаются британцы Punchdrunk, которые стали известны миру благодаря шоу Sleepnomore, который ужевосемь  лет идет в Нью-Йорке – шекспировский Макбет в стиле фильмов Хичкока. Участники JourneyLab  в начале 2016 поставили в Нью-Йорке приквел к «Привидениям» — TheAlvingEstate. И уже весной американские режиссеры и Мигель начали работать над мировой премьерой шоу в Москве. Сам Мигель побывал на Sleepnomoreцелыхвосемьраз и разгадал режиссерский план постановки, и этот опыт помог ему в создании «Вернувшихся». Во время всего трехчасового спектакля он сидит в маленькой комнатке с мониторами, на которых видны все комнаты особняка,  и непрерывно следит за процессом.

«На шоу я нахожусь в ПТС-ке, смотрю через  камеры. Я слежу за звуком и за светом, выбегаю из комнаты, если что не так. Все , что здесь сегодня происходит – это в принципе, был  кот в мешке – я не знал кто это ( JourneyLab- прим.ред.), что это, такой большой театральной работы у них не было, кроме эксперимента, который они сделали с Ибсеном в Бронксе. Я изначально верил, что все получится. После восьмого раза на Sleepnomore  я уже знал принципы иммерсивного театра и знал как это сделать. И здесь мы слились в непонятном экстазе, три месяца полноценного продашна, я не имею ввиду тренингов, которые мы проводили в течение полугода . Такие спектакли не делаются за границей за такой срок, обычно это два-три года. Punchdrunk готовил Sleenomore около двух лет. Актеров было несложно обучить, сложно подобрать. Я ставил пластику под каждого человека конкретно  — изучая его тело и возможности. Мы все это рождали вместе на репетиции.  По реакции зрителей мне кажется, что все получилось» — Мигель.

Представьте, что вы попали в фильм. Или компьютерную игру. Вы можете идти, куда захочется, рассматривать, что привлекает внимание и следить за героями фильма, оставаясь при этом невидимым.

Уже в начале вам говорят: «Не прикасайтесь ни к живым, ни к мертвым». Надев маску, вы становитесь безликим призраком, блуждающим по комнатам старинного особняка и наблюдающим отношения обитателей этого дома. Они стоят рядом с вами и разговаривают друг с другом, выбегают из комнаты, постоянно перемещаются по четырем  этажам, а ты выбираешь, за кем тебе следовать в этом бесконечном, как кажется сначала,  лабиринте комнат, потайных ходов и лестниц. При этом все помещения окутаны дымкой, освещение приглушенное, а из каждого  уголка дома доносится музыка, которая то затихает, то становится невероятно громкой, создавая особый эмоциональный эффект. Музыкальное оформления шоу делал лидер TherrMaitz Антон Беляев.

Каждая комната наполнена таким количеством старинных предметов, что невольно вспоминается Станиславский и его любовь к вещи подлинной, небутафорской. Столько деталей в интерьере, что глазу невозможно все охватить, однако ты можешь все трогать, брать в руки и рассматривать. В то же время это не просто жилой дом, он несколько ирреален, киношен – следы обгорелостей на стенах, оборванные обои, запылившиеся койки детских кроватей – как будто дом заброшен много лет и в то же время в нем кто-то обитает. Потому что действие пьесы Ибсена, которую по всем канонам уже упомянутого Станиславского играют актеры, идет параллельно с другим действием, поэтому и Освальда два, и Регины. Как будто пьесу нашинковали, добавили туда мистики и эротики, недосказанностей, полунамеков, что отдает триллером в стиле «Багрового пика» и эротикой из «С широко закрытыми глазами».

Зрители первое время робко ходят по комнатам, однако спустя час, когда действие уже разгоняется, они входят во вкус и бегают за актерами. Трогать предметы в основном все бояться, хотя как оказалось, можно было все брать в руки и рассматривать сколько душе угодно.

«Русские зрители в отличие от американских зажатые и скромные, я наблюдала за ними. Американцы очень агрессивные, они бегают, все хватают, даже ломают – они хотят выиграть», — говорит режиссер МияЗанетти.

Как писали американские критики, это все больше похоже на нарезку галлюцинаций, чем на спектакль. Но что такое спектакль сегодня, если не то, что происходит со зрителем во время просмотра.

Отзывы зрителей:

«Очень необычно, что это в отдельном здании, ты не знаешь его планировку и не знаешь, что тебя ждет. Первое время ты его исследуешь и пытаешься сориентироваться. Это новый опыт и это интересно», — корреспондент Радио «Культура».

«Я нахожусь под очень глубоким впечатлением. Меня поразили масштабы работы, декорации, звуковое оформление, великолепная атмосфера и полное погружение. Мистика и мрачность, которые здесь воссоздаются, как холод пробирают до костей, заставляет все пропустить через себя», – зритель Никита, продюсер.

«Мне очень понравилось это полное погружение и маски – ты не видишь реакции других людей и сам получаешься безликим, сливаешься с толпой и можешь наблюдать за жизнью других людей»,  – зритель Алина, журналист.

«Ты действительно задействован в представлении, переживаешь чувства вместе с героями. Ты сам складываешь для себя пьесу как паззл, особенно если ты не был знаком с оригиналом пьесы. Очень много находок по драматургии и по танцу. Во время всего действия чувствовала себя абсолютно комфортно, хотя обстановка была  давящая, но я была готова стать частью процесса, я знала, на что шла. Неподготовленный зритель возможно будет пугаться, если его вдруг возьмут за руку и поведут куда-то . – Варвара Шиленина, 3 сезон шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

«Я прихожу уже второй раз, и в этот раз я четко понимал, чего хочу, куда идти и что смотреть. Второй раз также окунаешься с головой в спектакль, и можешь увидеть то, что не успел в первый раз. Мне нравится взаимодействие с актерами и как они передают атмосферу. Я бы приходил сюда еще и еще, пока не увидел бы всего», – Влад Ким, 2-ой сезон шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

 

Текст: Нина Кудякова

Фото: предоставлены организаторами

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен «Привидения»

Я даже не могу передать, как мне повезло. Открыв для себя в прошлом году произведения Генрика Ибсена, посмотрев постановку «Гедды Габлер», я мечтала увидеть ещё хоть какую-нибудь из его пьес на сцене, настолько они меня поразили. И чудо произошло )) Сейчас TheatreHD организовал повтор одного из спектаклей 2014 года.

Генрик Ибсен. «Привидения».

Постановка театра «Алмейда»
Режиссер Ричард Эйр
Пьеса Генрика Ибсена
Художник Тим Хатли
Композитор Джон Леонард

Действующие лица и исполнители:
Фру Элене Алвинг – Лесли Мэнвилл
Освальд Алвинг – Джек Лоуден
Пастор Мандерс – Адам Котц
Якоб Энгстран – Брайан МакКарди
Регина Энгстран – Шарлин МакКенна

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

«Просторная комната, выходящая в сад; в левой стене одна дверь, в правой — две. Посреди комнаты круглый стол, обставленный стульями; на столе книги, журналы и газеты. На переднем плане окно, а возле него диванчик и дамский рабочий столик. В глубине комната переходит в стеклянную оранжерею, несколько поуже самой комнаты. В правой стене оранжереи дверь в сад. Сквозь стеклянные стены виден мрачный прибрежный ландшафт, затянутый сеткой мелкого дождя

Как только я начала читать мне показалось, что время стало проступать сквозь строки пьесы, и вот я уже внутри дома, вижу всю обстановку, чувствую воздух, которым наполнена комната. Там, в комнате, стала одним из действующих лиц…

Я не представляла, что я увижу на сцене, и была поражена с какой точностью, детальностью, декорации воссоздали обстановку пьесы. Потёртые панели стен, со следами времени, деревянные полы, огромные деревянные двери, изумительно старинная мебель — тот самый стол, с книгами и журналами, рекамье, с наброшенной на него шалью, маленький круглый столик на резной ножке… В комнате приглушён свет и вдруг там, в глубине, через стекло оранжереи становятся видны силуэты действующих лиц. Едва проступают… Как призраки…

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Меркнет свет… в комнату вступает Регина Энгстран, за ней появляется её отец Якоб Энгстран и, чуть позже, пастор Мандерс.
Пьеса началась.

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Пять действующих лиц и всего один день, за который судьбы всех участников драмы изменятся до неузнаваемости…

Фру Алвинг в исполнении Лесли Мэнвилл бесподобна. Она настоящая — от улыбки в глазах, когда она смотрит на пастора или Освальда, до каждого жеста, каждого движения… Сильная женщина, пытающаяся преодолеть условности своего времени, читающая практически скандальные статьи, разделяющая свободные взгляды своего сына… Это именно та фру Алвинг которая долгие годы скрывала безнравственную жизнь своего мужа от сына и общества, которая положила жизнь на сохранение добропорядочного мнения о капитане Алвинге. Та фру Алвинг которая живёт с чувством вины, которое налагает на неё общество, пастор, Регина и даже Освальд…

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Пастор Мандерс (Адам Котц), второе главное действующее лицо. Пастор насквозь пропитан моралью общества того времени и с каждым словом из него выпадают лишь социальные штампы. На все события у него есть своё единственно верное мнение, и он очень строго судит и Регину, и столяра Энгстрана, и фру Алвинг. Но ровно до того момента, пока не узнаёт всей правды. И как он сам меняется, и как поступает…

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Юный Освальд прекрасен! Художник, молодое дарование, долгие годы проживший за границей, видевший многое и имеющий собственные взгляды на свою жизнь, отличающиеся от взглядов того общества, в которое вернулся… Не уверена, что представляла его себе именно таким, но Джек Лоуден великолепно представил своего героя — в каждом движении, в каждом слове, каждом эмоциональном всплеске, до самой развязки…

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Регина молоденькая горничная фру Алвинг, относящаяся к своей госпоже с огромным почтением, уважением, благодарностью за данную ей возможность жить в господском доме… Но она кажется надломленной, словно несёт на себе невидимый груз и огромную надежду. И в такт дальнейшим событиям она вдруг распрямляется и оказывается совсем не тихой крошкой, а женщиной, сожалеющей о своей судьбе, обвиняющей фру Алвинг и готовой пустить свою жизнь под откос… Шарлин МакКенна прекрасно справилась со своей ролью!

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Якоб Энгстран — столяр и по совместительству пьяница. Он не так уж тих и совсем не так уж порядочен, он задумывает свою интригу из случившегося события и готов сделать всё, лишь бы выгорело (!) дело. Когда я читала пьесу, то для меня он был совсем однозначен — спившийся, опустившийся человек, который хватается за последнюю возможность в своей жизни хоть как-то удержаться на плаву. Но Брайан МакКарди так представил своего персонажа, что ты начинаешь ему верить и даже сочувствовать — ведь это действительно большое дело, поднять павшего, а деньжонки — так это плата за грех, и дело былое, всё ушло на воспитание ребёнка…

Almeida Theatre, ТеатрHD: Генрик Ибсен

Я очень счастлива, что удалось посмотреть этот спектакль. Он невероятный — очень напряжённый, сложный, драматичный и трагичный, но великолепный! Декорации, обстановка, музыка всё это создаёт ту самую атмосферу, в которой оживает пьеса. А игра актёров настолько завораживает и притягивает, что оторвать взгляд от сцены просто невозможно.

P.S. Этот спектакль надо увидеть.

Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал!
С уважением, МамиНа мастерская цветы и декупаж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *