За что Каин Авеля убил: почему могли ссориться два брата, рассказывает библейское писание
Судите сами. Четвертая глава Книги Бытия, повествующая об убийстве Авеля Каином, упоминает о жене Каина, не называя ее имя, и перечисляет потомство Каина, называя имена, в том числе и женские. А глава пятая, – «книга родословий Человека» никак не упоминает ни Каина, ни Авеля! О Каине ни полслова: такое впечатление, что некий редактор потрудился над концом 4-й и над 5-й главой, но работу не закончил и оставил неряшливые следы. Каин подвергнут цензуре. Вырезан. Что-то пытались скрыть. Что?
Перечтем начало 5-й главы Книги Бытия: «/1/ Это книга родословий Человека. В день когда создал Бог человека, по подобию Бога он сотворил его, /2/ самцом и самкою он создал их, и благословил их, и назвал их: Человек, в день, когда он создал их. /3/ И жил Человек сто тридцать лет, и родил по своему подобию. По своему образу, и назвал его Шет. /4/ И было дней Человека после того, как он родил Шета, восемьсот лет, и он рождал сыновей и дочерей. /5/ И было всего дней Человека, которые он жил, девятьсот тридцать лет, и он умер».
В годы после рождения Шета (заметьте!) у Адама (Человека) рождались и сыновья, и дочери. А вот до рождения Шета никаких упоминаний о дочерях нет. Есть в главе четвертой история первоубийства, а затем перечисление потомков Каина. А в родословной Человека ни Каина, ни его потомков не обнаружено.
Реконструкция событий может выглядеть так: видимо, Каин и Авель, взрослые сыновья, в свое время отселились от родителей, и один занялся земледелием, а другой скотоводством. После первоубийства Каин вернулся к родителям, в страну Нод, что «супротив Эдена», ведь туда Адам и Ева бежали, изгнанные из Рая. Непонятно, как отнеслись к убийству Авеля первородители: Адам и Ева. Об их реакции священная книга умалчивает. Известно отношение Яхве к Каину (снисходительное и даже заступническое). И вот, как бы там ни было, сын-убийца у родителей. Тут следует сообщить, что у древних евреев обычной была полигамная семья. К тому же Каин был первородный сын, что давало ему определенный сакральный ореол. В наличии только одна самка, его мать Ева. Но никто еще не установил, что можно, что нельзя, табу на инцест еще не существует. Все в первый раз.
Сама собой приходит догадка: «женой» Каина стала Ева, его мать, ее он «познал», и она «понесла и родила…», ведь больше женщин не было на земле.
Что нарушил Каин? Да ничего, по сути, не нарушил. Никаких обычаев еще не было. Он скорее основал обычай полигамной семьи.
Если расширить приоткрывшуюся щель, нажать на дверь догадки, то возможно предположить, что Каин убил Авеля из ревности к благосклонности Евы. То, что это их мать, для них не имело значения, нравственности ведь еще не было. Если принять эту версию: Каин убил брата из ревности к благосклонности единственной самки на земле – Евы, то убийство становится более правдоподобным. Христианская же (и иудейская) версия, что Каин убил Авеля из ревности к благосклонности Яхве – гонителя его семьи, изгнавшего его родителей из рая, представляется в сравнении неправдоподобной.
КАИН И АВЕЛЬ | Энциклопедия Кругосвет
КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема.
Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.
Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.
Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.
В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Почему Каин убил своего брата Авеля?
Tweet
Почему Каин убил своего брата Авеля? По какой причине он это сделал?
Дорогостоящая жертва
Когда Давид пошел, чтобы принести жертву «Арауна посмотрел вниз, он увидел, что царь и его слуги идут к нему. И Арауна вышел и поклонился королю лицом к земле» (2-й Сэм 2:20), и Арауна спросил: «Почему мой господин царь пришел к своему слуге?» Давид сказал: «Купить у тебя гумно, чтобы построить жертвенник Господу, чтобы отвратить язву от народа» (2-й Сэм 2:21), поэтому Арауна сказал : «Пусть господин мой царь возьмет и принесет в жертву то, что ему угодно. Вот волы для всесожжения, и молотильные повозки, и упряжь воловья на дрова. Все это, о царь, Арауна отдает царю». И Арауна сказал царю: «Да примет тебя Господь, Бог твой» (2-й Сэм 2:23-24), но царь Давид сказал: «Нет, но я куплю это у тебя за цену. Я не буду возносить Господу, Богу моему, всесожжения, которое мне ничего не стоит». И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра» 9.0010 (2 Сэм 2:24).
Лучшая жертва
После грехопадения в Саду остальное человечество унаследовало проклятие грехопадения. Ничто больше не будет даваться так легко, как это произошло в Саду, потому что грех отделил человечество от Бога и разрушил близкое общение, которое прежде было у Адама и Евы. Так вот, «ген греха» будет у каждого человека, когда-либо рожденного, до тех пор, пока Иисус Христос не вернется снова. Только Иисус Христос, как Богочеловек, никогда не грешил. Он один был без греха. Вскоре человечество начало приносить жертвы, и именно в первом поколении Каин и Авель начали приносить жертвы Господу (Бытие 4:3), но почему они приносили жертвы? Им должно было быть открыто, что Бог требует жертвы за грехи человечества, и хотя Авель был праведником, он, как и все мы, согрешил (Рим. 3:23), поэтому Авель принес дорогую жертву Бог. Как пастух, он разводил овец, вероятно, больше для жертвоприношений, чем для чего-либо еще, и поэтому Авель принес «тук некоторых из первенцев его стада» (Бытие 4:4), и Бог благоволил жертве Авеля. Автор Послания к Евреям писал: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, чем Каин» (Евр. 11:4), но почему жертва Авеля была лучше жертвы Каина. Каин принес «некоторые плоды земли в жертву Господу» (Бытие 4:3).
Неприемлемо для Бога
Когда мы даем вещи, которые не стоят нам дорого, или они приходят за счет кого-то другого, Бог не впечатлен и не доволен. Например, один человек, который имеет большое состояние, может пожертвовать 20 долларов на благотворительность, а человек, у которого мало денег, пожертвовал 10 долларов, хотя он едва мог себе это позволить. Богатый человек давал больше, но бедняк фактически давал больше, потому что давал из того немногого, что у него было. Богатый человек раздавал от своего изобилия. Что было дороже? Ясно, что это был тот, у кого было мало, потому что они давали из своей бедности. Для сравнения, богатый человек дал только каплю в море. Это точно как лепта вдовы, о которой говорил Иисус. Другие давали много, но делали это для того, чтобы видели другие, но никто не смотрел на бедную вдову (кроме Бога), которая отдала все, что у нее было. Это потому что «все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все, что у нее было на жизнь» (Марка 12:44). Леща вдовы была угодна Богу, потому что это было очень дорого для нее, но скудная двадцатидолларовая купюра богатого человека была оскорблением для Бога, Который дал этому богатому человеку все, что у него было, потому что это Бог , «который дает вам силу, чтобы получить богатство» (Второзаконие 8:18а). Апостол Павел спрашивает не только коринфян; он спрашивает всех нас, «Что у вас есть, чего вы не получили? А если получил, что хвалишься, как будто не получил» (1 Кор.
4:3-4)?
Почему Каин убил Авеля
Я верю, что Бог принял жертву Авеля, потому что Авель знал, что грех дорого стоит и насколько он оскорбителен для Бога. Авель знал, что грех требует жизни за счет пролитой крови невинной жертвы, и поэтому он принес в жертву овец. Авель, вероятно, разводил овец для жертвоприношений, хотя их шерсть, безусловно, была бы полезна, но у Каина была другая жертва. Он дал «туков от первенцев своего стада» (Бытие 4:4), то есть самых лучших из овец. Подумайте о процессе забоя. Сколько труда и пота, крови и кишок, сколько слышно, как кричат животные, и видишь, как они умирают. Суть Бога в том; грех очень дорого стоит… то есть, это очень плохо. С другой стороны, Каин предложил только «некоторые плоды земли в жертву Господу» (Бытие 4:3), что не требовало больших жертв с его стороны. Здесь сказано «некоторые из фруктов», что может означать не самый лучший из фруктов. В него также входит идея произведений. Каин возделывал сад, чтобы вырастить плоды, а Авель предложил то, чем благословил его Бог, а именно овец, и опять же, плоды не могут покрыть грех. Требуется окропление кровью престола милосердия, а не морковь и бобы. Когда Бог принял жертву Авеля, но не был доволен жертвой Каина, Каин стал ревновать к Авелю, и я думаю, что именно поэтому он убил его, как сказано: «Каин говорил со своим братом Авелем. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 4:8). Апостол Иоанн отвечает на вопрос, почему Каин убил Авеля, как он писал: : «Не уподобляйся Каину, который принадлежал лукавому и убил брата своего. И почему он убил его? Потому что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Иоанна 3:12).
Заключение
Апостол Иоанн предостерегает всех нас «не уподобляться Каину», потому что грехи Каина не были покрыты, и он мало что принес Богу. В своем сердце он разгневался, завидовал и, по сути, убил Авеля в своем собственном сердце, задолго до того, как он сделал это в поле. «Некоторые фрукты» не собираются этого делать! Потребовалась кровь агнца, потому что Бог хочет, чтобы мы знали, что грех смертельно серьезен и требует чьей-то или чего-то жертвы (Рим.
Узнайте больше о Каине и Авеле здесь: Библейская история Каина и Авеля
Ресурс – цитаты из Священного Писания, английская стандартная версия® (ESV®), авторское право © 2001, Crossway, издательское служение Хороших Новостей Издатели. Используется с разрешения. Все права защищены.
Теги: Абель, Адам, Каин, христианские ответы, Канун, Сад, убийство, убийство
Почему Бог принял приношение Авеля, но отверг предложение Каина? Почему тогда Каин убил Авеля?
ГлавнаяКонтент-указательКниги БиблииБытие Каин и Авель
Вопрос
Ответ
Рассказы о первом акте поклонения в истории человечества и первом убийстве записаны в Книге Бытия, глава 4. Акт поклонения — приношения Каина и Авеля — следует рассказу об Адаме и Еве в Саду Эдем, их непослушание Богу и проникновение греха в человеческий род. Смерть, приговор, вынесенный над ними Богом, вскоре вошла в первую семью.
Каин и Авель, сыновья Адама и Евы, «с течением времени» приносили жертвы Господу (Бытие 4:3). Без сомнения, они делали это потому, что Бог открыл им необходимость жертвы. Некоторые удивляются, откуда Каин и Авель должны были знать
Авель был пастухом, и его приношением Господу были «лучшие части первенцев из его стада» (Бытие 4:4, NLT). Каин был земледельцем, и его приношением была «некоторая часть его урожая» (Бытие 4:4, NLT). Наиболее очевидная разница между этими двумя жертвами заключается в том, что жертва Авеля была жертвой животного (крови), а жертва Каина была растительной (бескровной) жертвой. Может быть дополнительный вывод, что, хотя Авель принес «лучшие части», Каин просто принес часть своего обычного урожая. Писание, однако, не указывает на то, что какое-либо из этих различий повлияло на то, что Бог принял Авеля и отверг Каина.
Что мы знаем наверняка, так это то, что «Господь призрел на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Бытие 4:4–5). Мы также знаем, что Бог смотрит на сердце (1 Царств 16:7). Что-то было в мотивации и сердечном отношении Каина, а возможно, и в его действиях, что делало его приношение неприемлемым для Бога. Очевидно, он знал об этом и мог исправить, поскольку Бог сказал ему постфактум: «Ты будешь принят, если будешь поступать правильно» (Бытие 4:7, NLT).
Авель, с другой стороны, имел правильную мотивацию, правильную процедуру и правильные отношения с Богом. Эти отношения основывались на вере: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евреям 11:4). С самого начала люди должны приходить к Богу с верой. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6), а веры, очевидно, не хватало Каину.
В Иуд. 1:11 мы читаем: «Они пошли путем Каина» — описание, относящееся к беззаконникам. Это может означать, что они, подобно Каину, непослушно изобрели свои собственные способы поклонения и не пришли к Богу по вере. Приношение Каина, хотя и приемлемое в его собственных глазах, не было угодно Господу. Каким-то образом Каин извратил предписанную Богом форму поклонения, и его сердце было не в порядке. Он завидовал Авелю и эгоистично лелеял свою уязвленную гордость. Вместо того, чтобы покаяться в Божьем упреке, Каин разгневался, а позже, на поле боя, убил Авеля и навлек на себя суд (Бытие 4:8).
Апостол Иоанн дает нам больше информации о сердце Каина: «Не уподобляйся Каину, который принадлежал лукавому и убил своего брата. И почему он убил его? Потому что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Иоанна 3:12). Те, кто принадлежит лукавому, будут совершать злые поступки, а те, кто совершает злые дела, естественно, будут ненавидеть тех, кто поступает праведно. Зло в сердце Каина еще больше раскрылось, когда Господь спросил его: «Где Авель, брат твой?» на что Каин ответил: «Я не знаю.