Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Почему оставляет след самолет в небе – почему за некоторыми самолётами летящими высоко остаётся белый след а за некоторыми нет?

Почему оставляет след самолет в небе – почему за некоторыми самолётами летящими высоко остаётся белый след а за некоторыми нет?

Конденсационный след — Википедия

Конденсационный след от самолёта с четырьмя двигателями. Конденсируется водяной пар, образующийся при сгорании топлива Конденсационный след от двухмоторного самолёта Конденсационные следы от поршневых самолётов B-17, Вторая мировая война. Отчетливо виден конденсат внутри вихрей, сбегающих с концов лопастей Вихревые жгуты с законцовок крыла самолёта F/A-18 Конденсационный след, оставленный третьей ступенью ракеты-носителя «Протон» на высоте порядка 90 км. Сконденсированные продукты сгорания и остатки несгоревшего ракетного топлива уже освещаются Солнцем, но утреннее небо ещё тёмное, поэтому след очень контрастный Конденсационный след от самолёта в ясную погоду держится долго и расползается на полнеба.
Images.png Внешние изображения
Примеры различных конденсационных следов
Image-silk.png Boeing 777-269ER, Kuwait Airways. Сопровождается истребителем F-18. Самолёты летят в одинаковых условиях, но мощность двигателей у B-777 больше, выбрасывается больше водяного пара. В результате – его след более насыщенный и начинает образовываться раньше, чем у истребителя.
Image-silk.png
Boeing 777, Turkish. Airbus A330, Air Berlin. Интервал по высоте – 6000 футов (1829 метров). Самолёты летят в разных условиях. У того, который летит выше, – след образуется, у другого – нет.
Image-silk.png Fokker 100, BMI. Хотя у самолёта два двигателя, они расположены недалеко друг от друга. Поэтому оба следа сливаются в один.
Image-silk.png Airbus A319-132, Air China. Конденсационный след возникает в результате понижения давления и температуры воздуха над крылом.
Image-silk.png Boeing 747-243B(SF), Southern Air. В образовании такого следа принимают участие обе причины – и понижение давления воздуха над крылом, и конденсация водяного пара, содержащегося в отработанных газах. Радуга – в результате отражения и преломления солнечного света на частицах следа.
Image-silk.png Boeing 737-232, Canadian North. В комментарии к фотографии сказано: «Когда снаружи -39, нет необходимости смотреть вдаль в поисках конденсационного следа»
Image-silk.png Ми-8ТВ, КомиАвиаТранс. Конденсационный след может появиться и у вертолёта. Хорошо выявляется вихревая структура возмущённого воздуха.
Image-silk.png Boeing 737-476, Qantas. Конденсат над крылом, по причине относительно высокой температуры испаряется, как только покидает зону пониженного давления. Интенсивные вихри, сбегающие с законцовок закрылков, существуют продолжительное время. Виден конденсат внутри вихрей.

Конденсационный след (инверсионный след, реактивный след) — видимый в воздухе след из водяных паров или кристалликов льда, возникающий в атмосфере за движущимися летательными аппаратами при определённых состояниях атмосферы. Явление наблюдается наиболее часто в верхних слоях тропосферы, значительно реже — в тропопаузе и стратосфере[1]. При низких температурах воздуха может наблюдаться и на небольших высотах.

Конденсационные следы относятся к отдельной группе облаков — техногенным, или искусственным облакам — Ci trac. (Cirrus tractus, cirrus — перистый, tractus — след).

Своё название след получил от процесса конденсации влаги, который и приводит к его появлению. Конденсация происходит только при таких условиях, когда количество водяного пара превышает то количество, которое необходимо для насыщения. Эти условия определяются точкой росы – температурой, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, достигает насыщения при данной удельной влажности и постоянном давлении. Степень насыщения характеризуется относительной влажностью – процентным отношением количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к количеству, которое требуется для насыщения (при одной и той же температуре). Кроме этих условий, необходимо ещё и наличие центров конденсации. При температуре до −30… −40 °C водяной пар при конденсации переходит в жидкую фазу, при температуре ниже −30… −40 °C водяной пар превращается сразу в ледяные кристаллы, минуя жидкую фазу. Также важную роль в формировании следа играет процесс испарения, приводящий к его исчезновению.

Существуют две основные причины возникновения условий для конденсации и появления следа.

Первая — это повышение влажности воздуха, когда к атмосферному водяному пару добавляется водяной пар, содержащийся в отработанных газах авиационного двигателя в результате сгорания топлива. Это повышает точку росы в ограниченном объёме воздуха (за двигателями). Если точка росы становится выше температуры окружающего воздуха, то, по мере остывания отработанных газов, избыточный водяной пар конденсируется. Количество водяного пара, выбрасываемого двигателем, зависит от его мощности и режима работы, то есть от расхода топлива. Образованию конденсационного следа также способствуют центры конденсации в виде частиц не сгоревшего или не полностью сгоревшего (сажа) топлива.

Вторая причина появления видимого следа — это понижение температуры воздуха в результате падения его давления над крылом и внутри вихрей, возникающих при обтекании различных частей самолёта. Это так называемые вихревые жгуты. Наиболее интенсивные вихри образуются при больших углах атаки на законцовках крыла и при выпущенных закрылках, а также на законцовках лопастей воздушных винтов. Если при этом температура опускается ниже точки росы — избыток атмосферного водяного пара конденсируется в области над крылом и внутри вихрей. Степень понижения давления и температуры зависят от таких параметров, как масса летательного аппарата, коэффициент подъёмной силы, величина индуктивного сопротивления и мн. др. факторов.

Иногда наблюдаются следы, образованные в результате комбинации этих двух причин.

Наряду с конденсацией происходит и обратный процесс — испарение: частицы сконденсированного водяного пара испаряются, и след со временем исчезает. На скорость испарения влияют влажность окружающего след воздуха и агрегатное состояние частиц следа. Чем суше воздух, тем быстрее происходит испарение. Напротив — испарение не происходит в случае, когда водяной пар находится в состоянии насыщения. Сконденсированный водяной пар при температуре воздуха −30… −40 °C частично, а при температуре ниже −40 °C полностью превращается в кристаллы, испарение ледяных кристаллов происходит значительно медленнее, чем капель воды.

Таким образом, возможность появления и время существования конденсационного следа, равно как и его вид, зависят от влажности и температуры атмосферного воздуха (при прочих равных условиях). При низкой влажности и относительно высокой температуре след может отсутствовать вовсе, так как при таких условиях водяной пар не достигает состояния перенасыщения. Чем выше влажность и ниже температура, тем больше водяного пара конденсируется, тем медленнее происходит испарение, следовательно — след насыщеннее и длиннее. А при относительной влажности, близкой к 100 %, и низкой температуре конденсируется наибольшее количество водяного пара, высокая влажность препятствует испарению частиц следа, что и влечёт образование конденсационных следов, которые могут существовать достаточно долго, нередко превращаясь в перистые или перисто-кучевые облака. Поскольку водяной пар в атмосфере распределен неравномерно, это является причиной такого же «неравномерного» следа.

При полёте ракет, если их двигатели производят достаточное количество водяного пара (все ЖРД, а особенно водородно-кислородные, производящие только водяной пар), конденсационные следы могут возникать и в верхних слоях атмосферы, где естественного водяного пара уже недостаточно. Двигатели твердотопливных ракет практически не производят водяного пара, но выбрасывают значительное количество твердых частиц, которые также образуют видимый дымный след, но конденсационным по своей природе он не является.

Конденсационные следы образуются не только на больших высотах полёта (отсюда и одно из ошибочных названий — «высотный след»). На ледовом аэродроме антарктической станции «Амундсен-Скотт» (высота 2830 м над уровнем моря), при определённых условиях (температура воздуха минус 50 градусов и ниже), этот след образуется уже на взлёте или при посадке, причём за турбовинтовыми самолётами (С-130 «Геркулес» из состава «Снежного Крыла» ВВС США), что делает ненужной дискуссию о ещё одном неверном названии — «реактивный след».

Конденсационные следы до сих пор являются демаскирующим фактором для деятельности военной авиации, поэтому вероятность их появления рассчитывается авиационными метеорологами по соответствующим методикам, и экипажам выдаются рекомендации. Изменение высоты полёта в определённых пределах позволяет избежать или полностью устранить нежелательное влияние этого фактора.

Существует и антипод (противоположность) конденсационному следу — «обратный», «отрицательный» (очень редко встречаемые названия) след, образующийся при рассеивании элементов облачности (кристаллов льда) в пределах спутного следа при определённых условиях. Напоминает «обращение цвета» в графических редакторах компьютерных программ, когда голубое небо является облаком, а сам след — чистым голубым пространством. Отчётливо наблюдается с земли при слоистой или кучевой облачности незначительной вертикальной мощности и отсутствии других слоёв облачности, маскирующих голубой фон верхних слоёв атмосферы. Прекрасно видим экипажами самолётов, идущих в группе, и особенно хорошо с кормовой кабины (бомбардировщика, транспортного самолёта и т.п.)

Конденсационный след не следует путать со спутным следом. Спутный след — это возмущённая область воздуха, всегда образующаяся за движущимся летательным аппаратом. Однако конденсационный след, взаимодействуя со спутным следом, рельефно выявляет вихревую структуру возмущённого воздуха, образуя интересные визуальные эффекты.

Интересно, что при работе турбореактивного двигателя на земле при определённых условиях может возникать отчётливо видимый вихревой жгут всасываемого в воздухозаборник воздуха.

Влияние на окружающую среду[править | править код]

По заявлениям климатологов, конденсационные следы оказывают влияние на климат, уменьшая температуру за счёт того, что вырождаются в перистые облака, тем самым увеличивая альбедо Земли.

Почему от самолётов остаются следы в небе? Рассказывает лётчик

19 августа 2019 | 11:21| Просто о сложном

Самолёты «режут» небо тонкими белыми линиями. Поднимешь глаза в ясную погоду и засмотришься – красиво, особенно если таких полос несколько. Но почему одни воздушные корабли оставляют следы, а другие – нет, и что общего это имеет с паром изо рта в холодную погоду? Ответы на эти вопросы «Диалогу» дал начальник инспекции по безопасности полётов лётного комплекса Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, пилот первого класса Владимир Левкевич.

самолёт авиалайнер небо авиасообщениефото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Следы самолётов – не небесное чудо, а простая физика: по сути, в небе сталкиваются холод и тепло. Полосы остаются, когда реактивные двигатели работают в условиях низких температур на большой высоте.

«При попадании горячих выхлопных газов от двигателя в холодную среду пар, что в них находится, конденсируется, образуя маленькие капельки воды или льдинок, которые видны с земли в виде полос. Просто это происходит в большом масштабе. Другими словами, оставлять полосы в небе свойственно двигателям, которые выделяют много тепла, в основном реактивным, хотя в холодную погоду и от поршневых видны такие следы. На бытовом уровне так получается, когда мы на холоде выдыхаем пар из рта, это тоже конденсация. Или если форточку открыть в помещение — тот же эффект будет», – сказал Владимир Левкевич.

Чем выше поднимается самолёт и чем больше влажность воздуха, тем чётче полоса. Так, на малых высотах конденсационный след состоит из капель воды, но с каждым километром температура воздуха понижается на 6 градусов, превращая конденсат в кристаллики льда.

«Что касается таких моделей, как Ан-2 – для них белый след в небе не свойственен, но что-то похожее возможно, если воздушное судно будет лететь в температуру -40. Главные условия для того, чтобы образовался конденсат – это холод, достаточная влажность и тепло от двигателя», — объяснил эксперт.

Если же говорить о влиянии белых «хвостов» от самолётов на окружающую среду, здесь учёные спорят. Есть две противоположные теории: согласно одной, это может привести к похолоданию, согласно другой – к потеплению.

«Сам по себе след – замёрзший в воздухе пар воды с мельчайшими примесями пыли. По одной версии, из-за него солнце хуже прогревает землю, поскольку она заслоняется, а это говорит о похолодании. Другие учёные говорят, что, наоборот, эти полосы создают парниковый эффект и способствуют потеплению. Но однозначного чёткого понимания вопроса пока нет», – подчеркнул Владимир Левкевич.

Лётчик также отметил, что касательно вопроса о вреде стоит говорить с точки зрения «сжигания» кислорода из воздуха, поскольку он расходуется тысячами кубометров, а вместо него происходит выброс вредных веществ. И в этом процессе как раз самое безопасное – тот самый водяной пар.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Как называется след от самолета в небе

В детстве мы часто любили наблюдать, как летают самолеты, особенно интересно было видеть в голубом небе белую дорогу от лайнера. Тогда мы не задумывались, как называется след от самолета в небе, почему он оставляет за собой дорогу. В школе мы изучали физические явления, которые просто объясняли этот «феномен», но сейчас стоит о них вспомнить, чтобы четко можно было объяснить хотя бы своему ребенку, почему самолет оставляет след в небе.

След от самолета в небе

Простые физические явления

Маленькие дети вряд ли знают такой термин, как конденсация, хотя в самом раннем возрасте мы им объясняем, почему идет дождь. Конденсацию можно объяснить на примерах, показав зеркало в ванной или трубы, еще можно видеть как запотевают зимой окна в машине.

Происходит это потому, что горячий пар переходит в жидкое состояние и оседает в виде конденсата. Вообще, для того чтобы он образовался нужны три вещи:

  • влажный воздух;
  • разница температур;
  • островки конденсации, например, пылинки в воздухе, они везде есть.

В ванной, после горячего душа, влажный горячий воздух соприкасается с холодным зеркалом, пар переходит в жидкость (воду) и оседает на нем, получается конденсат.

Утренняя роса на тюльпанах

Проведем эксперимент

Конденсат можно сделать самому и быстро увидеть, как происходит это явление. Налейте воду в любую емкость, например в пластмассовую бутылку, и поместите ее в морозилку, минут на 10-20. После этого достаньте ее и посмотрите, как емкость покроется каплями воды – это конденсат. Теплые пары воздуха, присутствующие в комнате, соприкасаются с емкостью и переходят в жидкость, которая стекает каплями по ней.

В природе мы часто наблюдаем капли росы на траве. Теперь мы можем объяснить ребенку откуда она там взялась. Воздух ночью охлаждается, вместе с ним и водяной пар, который контактируя с теплыми объектами, находящимися на Земле (например, с травой), переходит в воду.

Как образуется след от самолета

Теперь посмотрим, что происходит, когда самолет курсирует на большой высоте. Раньше когда говорили, что самолет оставляет белый след, называли его конденсационным по аналогии с физическим явлением. Температура воздуха в атмосфере понижается с высотой, на каждом километре высоты, она ниже на 6 градусов.

Там, где курсируют самолеты, температура воздуха может быть ниже —40 градусов по Цельсию. Из двигателя работающего аэролайнера вылетают горячие струи газов и пара, который конденсируется вокруг частичек дыма от не полностью сжигаемого топлива. Образуется что-то в виде длинного облака, которое впоследствии «рассосется». Иногда его называют не конденсационный, а инверсионный след от самолета. Но в Википедии стоит пометка, что это устаревшее название. Да и лучше пользоваться термином, который связан с физическим явлением и поэтому становится «говорящим».

Как следы самолета влияют на климат планеты

Воздух в атмосфере бывает слишком влажным, но влага не может конденсироваться из-за того, что нет ядер конденсации, например, частичек пыли. Самолет же, пролетая высоко, оставляет за собой такие ядра конденсации, частички неполного сгорания топлива. Чем ярче виден след от самолета, тем влажность воздуха больше и следует ждать дождей. Если же след слабый и быстро исчезает, то погода, скорее всего, будет ясной.

Конденсационные следы самолетов на небе, видимые со спутника

Ученые считают, что следы от самолетов могут влиять на климат планеты. Над теми территориями, где часто курсируют самолеты, все небо покрывается белыми следами. Так вот, мнения ученых о влиянии их на климат расходятся. Одни считают, что образующиеся облака препятствуют охлаждению атмосферы и этим вызывают потепление климата. Другие считают это явление положительным, так как следы от самолетов увеличивают отражательную способность атмосферы, защищая все живое на земле от слишком сильного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

…Безобидны ли белые следы от самолетов? | Всё что нужно знать о… | ВОПРОС-ОТВЕТ

В то, время как большинство людей не придают этому значения, часть населения Земли убеждена: это не обычные конденсационные следы, которые на больших высотах оставляют реактивные двигатели, а признаки распыления в воздухе какого-то химического аэрозоля. А в состав этого аэрозоля, как подозревают теоретики, может входить всё – от ядохимикатов до вирусов, разработанных в лабораториях.

Что такое «химиотрассы»

Слово «химиотрассы» (калька с английского «chemtrails» – химические следы) придумали для того, чтобы обозначать особенные, нетипичные следы, которые чертят в небе реактивные самолёты. Обычные трассы – белые следы, которые остаются за пролетающим на большой высоте реактивным самолётом, – рассасываются через несколько минут после появления. Химиотрассы же не исчезают несколько часов, иногда могут висеть на небе до двух суток, постепенно расплываясь и превращаясь в тонкие, полупрозрачные вытянутые облака, которых в природе в норме не бывает. Нередко на небе можно наблюдать и целую сетку из неисчезающих авиационных следов. Сторонники теории заговоров убеждены: посредством химиотрасс «мировое правительство» распыляет в атмосфере планеты химикаты, которые сделают климат более податливым к воздействию погодного оружия. Кстати, в США существует огромный парк самолётов типа «Боинг КС-135 Стратотанкер», который, будучи оборудован распылительным оборудованием, внешне неотличим от пассажирских боингов.

Кому это нужно

На Западе считается, что история с химиотрассами началась после публикации в 1996 году работы «Климат как усилитель силы: обладание погодой к 2025 году». Подписанная семью американскими военными в звании от майора до полковника, эта исследовательская работа заложила основу для американской военной доктрины XXI века. Суть новой концепции в том, что ядерное оружие отныне не только не считается главным, но и переводится на скамейку запасных. В 2000-х годах США не испытали ни одной атомной бомбы, а роль всепланетного пугала теперь принадлежит климатическому оружию.

Сегодня длинные неисчезающие авиаследы наблюдают люди по всему миру.Фото: www.russianlook.com 

Что такое HAARP

Этой англоязычной аббревиатурой называют программу высокочастотных исследований полярных сияний. Комплекс HAARP, расположенный на Аляске, почти аналогичен российскому комплексу «Сура», с той лишь разницей, что отечественный комплекс может только исследовать ионосферу, а HAARP – и исследовать, и модифицировать. А благодаря этому исследовательский, казалось бы, комплекс может быть эффективным климатическим оружием.

Во время одного из первых пусков система HAARP продемонстрировала: при помощи луча энергии высокой частоты, направленного в небо, можно создавать необычные погодные явления – например, не существующие в природе типы облаков, а также дожди, засухи и землетрясения. Однако для того чтобы системе было с чем работать, в атмосфере должны присутствовать определённые химикаты. Так, HAARP смог создать экспериментальные облака только после того, как два распыляющих самолёта создали над базой облако, состоящее из слаборадиоактивных солей бария.

Какая связь с нами

Сегодня длинные неисчезающие авиаследы наблюдают люди по всему миру. А журнал NationalGeographic даже посвятил химиотрассам целый фильм. Интересно, что на химиотрассы жалуются не только за пределами США, но и в самих Штатах. Так, например, в 2004 году группа жителей Гавайского архипелага выступила с ужасающим заявлением. По их мнению, в состав аэрозолей, распыляемых над их островами, кроме всего прочего входят и соли алюминия. Обычная земная флора гибнет при контакте с веществом такого аэрозоля: кора пальм трескается и теряет прочность, а древесина едва ли не превращается в жидкость. Для чего кому-то может понадобиться такой вандализм? Оказывается, Гавайские острова уже давно обхаживает американская суперкорпорация «Монсанто». Как убеждены гавайцы, распыляя над островами алюминиевые аэрозоли, неизвестные силы пытаются заставить жителей архипелага покупать у «Монсанто» саженцы растений, стойкие к алюминию.

Угроза здоровью

Разумеется, доверять силам, которые позволяют себе модифицировать химический состав атмосферы, не хочет никто. И в адрес таинственных распылителей звучат серьёзные обвинения: исследователи и просто озабоченные граждане всех стран мира подозревают – новые штаммы гриппа, атипичной пневмонии и эпизоотических вирусов, вероятно, попадают в атмосферу после распылений. Но чтобы досконально изучить феномен и с уверенностью подтвердить или опровергнуть эти предположения, необходимо взять на анализ материал конденсационного следа. А для этого требуется специально оборудованная авиалаборатория.

Смотрите также:

От каких самолетов в небе остается след?

При определённых условиях инверсионый след остаётся от ВСЕХ типов самолётов. И от реактивных и от винтовых. Если реактивный самолёт попадает в зону атмосферы с переохлаждённым и насыщенным (водяными парами) воздухом, то выхлопные газы, состоящие из водяного пара и части сажи становятся так называемыми точками конденсации, на которых и собирается атмосферная влага и след тогда держится долго. Если самолёт попадает в переохлаждённую, но не насыщенную (сухую) часть атмосферы, то конденсируется водяной пар, находящийся в выхлопе двигателя, но через некорое время растворяющийся в сухом воздухе. И тогда кажется, что за самолётом тянется короткий белый шлейф. Инверсионный след после винтового самолёта появляется только в зоне насыщенного воздуха, так как после лопасти пропеллера возникает зона разряжения и образуются условия для конденсации атмосферного водяного пара.

от любых реактивных!

Это инверсионный след и появляется он в зависимости от высоты и влажности атмосферы.

Это зависит от температуры и влажности атмосферы на той высоте где летит самолет. Если там достаточно влажный воздух, инверсионный след из пара ( а он именно из пара состоит) — не будет рассеиваться сразу, а повисит некоторое время. изображая из себя длинную тучку.

Инверсионный след оставляет любой реактивный самолёт. Происходит это в тропопаузе (слой тропосферы) . Высота тропопаузы меняется от температуры. В зимний период она гораздо ниже, чем в летний. А рассеивание или сохранение инверсионного следа зависит от высоты полёта самолёта.

От железных, это с них сыпется иней…: -)))

Что такое инверсионный след, откуда берутся белые следы от самолётов? Хорошо развёрнутый ответ на этот вопрос, дала одна очень симпатичная ведущая на Ютубе =) <a rel=»nofollow» href=»https://youtu.be/f6u-JQe3hA8″ target=»_blank»>https://youtu.be/f6u-JQe3hA8</a>

Почему самолет оставляет след в небе

14.03.2017 18:05 923

самолет, след, небо

 

Почему самолет оставляет след в небе.


Взглянув на небо, мы иногда видим как по нему движется белая полоса… Интересно, что это такое? Это след от летящего самолета, он называется конденсационный. Такое название самолетный след получил потому, что он возникает в результате конденсации.

 
Вы конечно же не раз видели, как запотевают зимой стекла у окон дома или в машине? И не только видели, но и рисовали что-то на запотевшем стекле пальцем. А как покрывается капельками зеркало в ванной после того, как взрослые пользовались горячей водой?  Вот это явление и называется конденсацией.


Это происходит, когда пар переходит в жидкое состояние, то есть превращается в воду.Чтобы это случилось, нужно три составляющих: влажный воздух, ядра конденсации (какие-нибудь пылинки в воздухе) и перепад температуры (например от горячей к холодной, или наоборот). 

 

То же самое происходит у нас в ванной: влажный воздух — есть, пылинки в воздухе — есть, перепад температуры при соприкосновении теплого воздуха с холодным стеклом зеркала — тоже есть! Значит будет и конденсат. 


Давайте проведем небольшой опыт и сделаем конденсат прямо сейчас. Для этого нужно всего лишь налить воду в бутылку и положить ее в морозильник минут на 15-20. Когда вода охладится, надо достать ее и подержать при комнатной температуре. На поверхности бутылки тут же образуются мелкие капельки — конденсат. 


Если подержать бутылку в тепле подольше, то капли начнут увеличиваться и стекать по стенкам. Это пары воды, находящиеся в комнатном воздухе, при соприкосновении с холодной бутылкой оседают на нее каплями.

 

Но как же все таки образуется след от самолета?

Что такое конденсат мы усвоили. А теперь давайте же наконец узнаем как из него получается самолетный след.


Чем больше высота, тем холоднее воздух, а значит температура ниже.Там, где летают самолеты, температура воздуха может быть ниже — 40 градусов по Цельсию. 


Из двигателя работающего самолета вылетают горячие струи газов и пара, который конденсируется вокруг частичек дыма от не полностью сжигаемого топлива. В результате этого образуется что-то похожее на длинное облако, которое постепенно рассеивается.Вот это и естьнаш самолетный след. 

 

 

 

 

 

 


Почему самолет оставляет белый след?

Оригинал здесь —  http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2013/05/samolet.html

Клуб почемучек. Почему самолет оставляет след?

Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив «инверсионного» стоит пометка «устаревшее название». Поэтому я буду пользоваться термином «конденсационный». К тому же, это название «говорящее» — в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое. (Предложите ребенку назвать еще примеры «говорящих» названий, например, самолет, самовар, треугольник. Если ребенок знаком с латинскими корнями, то можно вспомнить и телескоп, и микрофон и т.п.).

След от самолета называется «конденсационным» потому, что он возникает в результате конденсации. Спросите малыша, знает ли он, что такое «конденсация»? Вряд ли много детей дошкольного возраста смогут ответить на этот вопрос. Тогда давайте спросим по-другому: видел ли малыш когда-нибудь, как запотевают зимой стекла в машине?  Нравится ли ему рисовать на запотевшем окне пальцем забавные рожицы? Видел ли малыш как покрывается капельками зеркало в ванной после того, как кто-то принимал горячий душ?  Вот это явление и есть конденсация.

Так называют переход пара в жидкое состояние. Чтобы оно случилось, нужно три составляющих: влажный воздух, ядра конденсации (какие-нибудь пылинки в воздухе) и перепад температуры. Например, что происходит у нас в ванной: влажный воздух — есть, пылинки в воздухе — есть, перепад температуры при соприкосновении теплого воздуха с холодным стеклом зеркала — есть! Значит будет и конденсат.

Давайте сделаем конденсат прямо сейчас. Для этого надо всего лишь налить воду в бутылку и положить ее в морозильник минут на 15-20. Когда вода охладится, надо достать ее и подержать при комнатной температуре. На поверхности бутылки тут же образуются мелкие капельки — конденсат. Если подержать бутылку в тепле подольше, то капли начнут увеличиваться и стекать по стенкам. Это пары воды, находящиеся в комнатном воздухе, при соприкосновении с холодной бутылкой оседают на нее каплями.

Опыт по получению конденсата

Где еще мы можем увидеть конденсат? Правильно — это же обычная роса! Помнит ли малыш, как он видел маленькие капельки на траве ранним утром? Теперь он может объяснить, откуда они там взялись. Влажный воздух был? Ядра конденсации были? Перепад температуры между холодным ночным воздухом и теплой поверхностью земли был? Вот водяной пар из воздуха и превратился в капельки воды — и получилась роса. Даже есть такой термин «точка росы». Он как раз и обозначает ту температуру, ниже которой водяной пар превращается в капли.
Роса. Фото из Википедии

А теперь вернемся к самолету. Когда самолет летит, из его двигателей вырывается струи горячего пара и газов от отработанного топлива. Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов, подробнее об этом в выпуске про то, как образуются облака), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.

По следу самолета можно предсказывать погоду. Если след длинный и держится долго — значит воздух влажный и может пойти дождь, если короткий и быстро рассеивается, то будет сухо и ясно. Мы с моей дочкой Катей решили вести дневник наблюдений и проверить, насколько такой прогноз может быть точным. Присоединяйтесь к нашему эксперименту!


Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами. Одни ученые считают, что это хорошо —  следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли.  Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо — возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.
Конденсационные следы самолетов на небе, видимые со спутника.  Фото с сайта fiz.1september.ru
Моя Катя очень любит во время прогулки наблюдать за полетами самолетов. И всегда ей хочется знать, куда и откуда они летят. Хорошо, что в сети есть сервис, который в реальном времени показывает все самолеты, находящиеся в полете по всему миру. Его адрес http://www.flightradar24.com. Ведь так интересно посмотреть в окно, увидеть белую полоску конденсационного следа, и сразу же определить, что оставил его, например, Airbus A330-322, принадлежащий компании I-Fly, и летящий из Хургады в Москву.
Скриншот программы слежения за самолетами

Есть даже такое модное увлечение — авиационный споттинг (от англ. «spot» — «увидеть», «опознать»). Оно заключается в том, что люди наблюдают за полетами самолетов (обычно недалеко от аэропортов), определяют их типы, ведут реестры, фотографируют взлеты и посадки.
Если в вашем городе есть аэропорт, я предлагаю если не заняться споттингом, то просто съездить на экскурсию туда. Походить по зданию аэровокзала, узнать, где покупают билеты на самолет, как сдают и получают багаж, как проходят таможенный контроль. Проводите и встретьте несколько самолетов, приглядитесь к лицам людей, только что вернувшихся с неба. И даже если вы сами пока никуда не собираетесь лететь, вы почувствуете себя немного путешественниками.
Мы иногда ходим в Симферопольский аэропорт, если на улице плохая погода и гулять на свежем воздухе неприятно. И дети всегда в восторге от такого времяпрепровождения. А еще у нас в городе периодически организуют авиа-шоу. Вот где можно не только понаблюдать, но и потрогать самолет и даже посидеть у него в кабине.

Фото  из нашего семейного архива

А в конце выпуска я хочу предложить попробовать свои силы в создании самолетиков из бумаги в технике оригами. Даже если ваш малыш уже умеет делать всем известную модель самолета «Стрела», то существует еще множество других моделей. (Я когда-то выкладывала в блоге 21 схему для самолетиков). Возьмите получившиеся самолетики с собой на прогулку и устройте соревнования. Какой самолет красивее всего? Какой дальше всего летит? Какой дольше других планирует в воздухе? Уверенна, что пускать самолетики понравится не только мальчишкам и девчонкам, но даже их мамам и папам. Надеюсь, и Дане это занятие тоже будет интересно 🙂
Делаем вместе с Катей двадцать одну модель бумажных самолетиков 🙂
— See more at: http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2013/05/samolet.html#sthash.nxKkRAc9.dpuf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *