Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Почему в небе оставляет след самолет – реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Почему в небе оставляет след самолет – реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Содержание

реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Наблюдая за небом, можно увидеть две белые линии, тянущиеся за самолетом. Это может показаться необычным, если раньше человек никогда не обращал внимания на пролетающую над ним авиацию. Чаще удивление возникает еще в детстве, вызывая массу вопросов, но со взрослением все они пропадают, а явление становится обыденностью. Причины, почему за самолетом обычно остается белая полоса, намного проще, чем может показаться.

Разбираемся в основах физики

Настоящую причину появления на небе полос за самолетом знают даже не все взрослые, из-за чего интересующийся таким явлением ребенок порой не может получить никаких ответов. Но достаточно вспомнить простые опыты со школьных уроков физики, чтобы понять механизмы возникновения такого эффекта на небе и легко разъяснить их своему ребенку. Хорошим примером для этого может послужить природа выпадения осадков.

Почему самолет оставляет белый след

Явление напрямую касается круговорота воды, а его основой можно назвать переход жидкости из ледяного твердого состояния в жидкообразное под действием повышенных температур воздуха. Если уровень тепла между объектами заметно различается, то уже растопленный лед начинает трансформироваться в пар, становясь газообразным. После перехода в это состояние вода вновь может стать жидкой.

Это и называется конденсацией, которую можно наблюдать при оседании пара на крышку, закрывающую кипящую жидкость внутри кастрюли, или запотевании зеркал и стекол в ванной после использования горячего душа. От таких частиц, которые попадают на другие объекты в виде конденсата, формируются видимые очертания пара.

Разбираемся в основах физики

Когда газообразная вода, испаряясь из горячей жидкости, попадает в атмосферу, она начинает постепенно смешиваться с ближайшими частицами воздуха, а ее температура медленно сравнивается с окружающей. Именно такое физическое явление объясняет причины, почему после самолета могут образовываться белые полосы – они представляют собой обычный пар.

Знаете ли Вы, что след самолета называется «конденсационным»?

ДаНет

Домашний эксперимент с бутылкой

Разобраться в явлении подробнее можно с помощью простого домашнего эксперимента. Для его проведения потребуется доступ к чистой воде, пустая пластмассовая бутылка любого объема и свободная морозильная камера. На это нужно не более получаса.

Домашний эксперимент с бутылкой

Проводится эксперимент следующим образом:

  1. Взять подходящую бутылку, которая потом поместится внутри морозильной камеры. Цвет не имеет значения.
  2. Наполнить выбранную емкость водой, чья температура не превышает комнатную, закрыть и поместить на 20 минут внутрь морозильной камеры.
  3. Достать бутылку из морозилки, поставить на видное место и наблюдать в течение нескольких минут.

На поверхности замороженной бутылки начнут медленно появляться капельки воды, из-за чего вскоре она станет сырой. Образованный конденсат возникает вследствие контакта теплого воздуха с ледяным пластиком, что стимулирует выделение влаги.

Аналогичным явлением считается роса на растениях. Взаимодействие холодного утреннего воздуха с теплой поверхностью приводит к появлению конденсата, группирующегося в маленькие капли. Также к популярным примерам можно отнести образование пара, когда человек выдыхает на улице зимой.

Как образуется след и после каких самолетов

С помощью белых следов дети следят за тем, какую траекторию в небе оставляют реактивные самолеты, и удивляются тому, что иногда никаких признаков привычных полос нет. Дело в том, что авиация, пролетающая на высоте ниже восьми километров, не оставляет после себя линий. Причина отсутствия следов кроется в разнице температур между нижними и высокими слоями атмосферы. С увеличением высоты воздух становится намного холоднее. На уровне, где летает большинство самолетов, температура опускается до –40°C.

Причина, почему воздушные судна оставляют за собой белые линии, заключается в работе мотора. Когда основное топливо в виде керосина попадает в двигатель и сгорает, оттуда выплескиваются горячие струи, состоящие из газа и пара. Эта жидкость при контакте с холодным воздухом атмосферы мгновенно трансформируется в туманные скопления.

Вместе с ней из двигателей выбрасываются элементы сажи, которые провоцируют дальнейшее смешивание холодного и горячего потоков воздуха. Чаще всего пар распределяется равномерно по всей области, куда попала жидкость из двигателей. Поэтому линия практически всегда ровная и соответствует направлению движения самолета.

Как образуется след и после каких самолетов

Если уровень влажности в атмосфере слишком низкий, то оставленные следы быстро растворяются в небе. Заметить их удается с трудом. При высокой влажности, наоборот, линии выглядят четкими, насыщенными и держат свою форму намного дольше, при этом постепенно становясь шире.

Белые следы остаются в небе практически от любых самолетов. Их может вызвать как гражданский, так и военный авиалайнер, вне зависимости от размеров и характеристик. Линии остаются даже после винтовой авиации, но тогда они возникают в насыщенной воздушной зоне в результате разряжения воздуха после прохождения лопасти пропеллера и его смешивания с холодной атмосферой.

Иногда можно заметить, как пролетают два самолета, но за одним белый след остается, а за другим – нет. Такое явление можно наблюдать только в трех случаях:

  1. Самолеты находятся на разной высоте – как уже было упомянуто, следы остаются только низкой температуре воздуха, которая отмечается на уровне не менее 8 км.
  2. Большое расстояние между самолетами – влажность в воздушном пространстве может быть разной, из-за чего у одного авиалайнера есть линии, а у второго – нет.
  3. На самолетах установлены двигатели разного типа – некоторые виды не оставляют после себя следов даже при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Также можно заметить такие ситуации, когда после самолета оставалась белая полоса, но потом резко прервалась. Это происходит при изменении влажности воздуха или перепадах температур, хотя чаще ее испарение плавное.

Как правильно называется след от самолета

Многие взрослые не знают, как называются следы от самолета в небе, и ошибочно дают им неправильные имена. Причем некоторые вообще не имеют ни малейшего отношения к авиации или природным явлениям.

Как правильно называется след от самолета

Инверсионный след, которым зачастую называют линии после самолета, происходит от слова «инверсия», характеризующего переворот в метеорологии. В случае с полетами авиации предполагается температурный ее вариант, связанный с ростом температуры воздуха при подъеме вверх.

Второе название этого явления – реактивный след. Оно связано с тем, что чаще эффект наблюдается после пролета авиации с одноименными двигателями. Оба варианта ошибочны, хотя ранее считались приемлемыми.

Правильно называть след конденсационным. Именно конденсация становится основной причиной появления белых полос. Если явление не может возникнуть из-за одинаковых температур и низкой влажности воздуха, то и следов от самолета не останется. В то же время инверсии вообще может не быть, как и могут не применяться реактивные двигатели, когда белые линии возникают.

Ошибочно конденсационный след также носит название реверсивный, конверсионный или торсионный. Подобные названия не имеют никакого отношения к этому явлению. Поэтому применять их не рекомендуется.

Реактивный след

Иногда после самолета может появиться вихревой жгут. Он возникает при использовании ложных тепловых целей на военной авиации, когда пилот выпускает специальные средства, чтобы отвести от машины ракету с инфракрасной головкой самонаведения. Так как выбрасываемые ЛТЦ попадают в атмосферу, они смешиваются не только с основным потоком воздуха, но и с прогретой двигателями областью. Их температура намного выше, а отстреливаются они в большом количестве одновременно.

Результатом применения ложных тепловых целей становится визуализация различных жгутов, из которых могут сформироваться красивые картины. Например, «Дымный ангел», получившийся при выстреле ЛТЦ из Boeing C-17.

Иногда жгуты образуются без применения специальных средств, а при смешивании с обычным белым следом тоже выдают необычные образы, которые сохраняются на одном месте частью прямой линии, что вызывает еще большее удивление.

Влияют ли следы самолета на климат

Оказывает ли вредное влияние след от самолета на климат, сказать точно нельзя. Ученые спорят об этом несколько десятилетий. Одни уверены, что остающиеся авиационные линии исключают доступ вредного солнечного излучения к поверхности Земли, что снижает вероятность возникновения глобального потепления. Другие уверены, что эти полосы приводят к усилению парникового эффекта и дестабилизируют атмосферу, не давая воздуху охлаждаться естественным путем.

Влияют ли следы самолета на климат

Отдельные группы исследователей призывают пилотов отказаться от прямых маршрутов и строить свой полет с учетом влажности. По их замыслу, самолеты должны двигаться, избегая отдельных участков в воздушном пространстве. Но такое решение неизбежно приведет к повышению расхода топлива и усиленному выбросу вредных веществ от его переработки в воздух.

Некоторые люди научились использовать след в небе с пользой. С его помощью удается определить прогноз погоды на ближайшее время. Так, если полосы яркие и четкие, то влажность высокая – может начаться дождь. А при отсутствии следов стоит ожидать ясную солнечную погоду, т.к. вероятность осадков минимальна.

По траектории движения самолетов остаются конденсационные следы. Происходит это при условии, что влажность воздуха высокая, а температура низкая. Увидеть их чаще можно после авиации, пролетающей на высоте не менее 8000 м. В других случаях подобные белые полосы считаются редкостью.

samoletos.ru

Почему самолет оставляет след? - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Конечно зачастую в небе вы видите этот след не настолько "мощный", но есть некоторые моменты о нем, которые вы могли не знать.

Проверьте себя ...

Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив "инверсионного" стоит пометка "устаревшее название". Поэтому будем пользоваться термином "конденсационный". К тому же, это название "говорящее" - в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое.

Как правило, непосредственной причиной возникновения следа являются отработанные газы реактивных двигателей. В их состав входит водяной пар, углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, копоть и соединения серы. Из этого только водяной пар и сера ответственны за появление инверсионного следа. Сера служит образованию точек конденсации, при этом сам инверсионный след может формироваться как из водяного пара, входящего в состав отработанных газов, так и из пара, входящего в состав пересыщенной атмосферы.

Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.

Почему этот след не всегда виден?

Если для такой влажности температура окружающего воздуха ниже точки росы, то влага образует за двигателями белые конденсационные следы. На малых высотах они состоят из капель воды, которые обычно быстро испаряются, и след исчезает. А вот когда самолет идет на большой высоте, где температура воздуха ниже –40 °С, пар сразу конденсируется в ледяные кристаллы, которые испаряются гораздо медленнее.

Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами. Одни ученые считают, что это хорошо - следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли. Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо - возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.

Хотят запретить оставлять след?

В зависимости от условий атмосферы и скорости ветра инверсионный след может оставаться в небе до 24 часов и иметь длину до 150 км. Ученые из Университета Рединга (Великобритания) решили выяснить, как заставить самолеты летать бесследно, сохранив при этом рентабельность перевозок.

«Может показаться, что самолету нужно делать немалый крюк, чтобы избежать инверсионного следа. Но из-за кривизны Земли вам требуется лишь немного увеличить расстояние, чтобы избежать действительно длинных следов», — говорит Эмма Ирвин, автор исследования, опубликованного в журнале Environmental Research Letters.

Их расчеты показали, что для небольших ближнемагистральных самолетов отклонение от насыщенных влагой областей, даже в 10 раз превышающее длину самого инверсионного следа, способно уменьшить негативное влияние на климат.

«Для больших самолетов, которые выбрасывают больше углекислого газа на километр, имеет смысл отклонение в три раза большее», — говорит Ирвин. В своем исследовании ученые оценили воздействие на климат, оказываемое лайнерами, летящими на одной и той же высоте.

К примеру, самолету, летящему из Лондона в Нью-Йорк, чтобы избежать образования длинного следа, достаточно отклониться на два градуса, что добавит к его пути 22 км, или 0,4% всего расстояния.

В настоящее время ученые вовлечены в работу над проектом, целью которого является оценка возможности перекройки существующих трансатлантических маршрутов с учетом воздействия авиации на климат. Реализовать предложения климатологов значит в будущем столкнуться с проблемами в области экономики и безопасности авиационных перевозок, признают эксперты. «Диспетчерские службы должны оценить, являются ли подобные перекройки маршрутов рейс от рейса осуществимыми и безопасными, а синоптики – понять, способны ли они надежно прогнозировать, где и когда могут образоваться инверсионные облака», — считает Ирвин.

Еще немного интересных вопросов и ответов: вот например Почему хоронят на двухметровой глубине? и почему в самолетах ночью при взлете и посадке выключают свет?. Замечали ли вы, что частенько просыпаетесь за пять минут до срабатывания будильника? и оказывается, что Огурцы и помидоры - не овощи

masterok.livejournal.com

Почему самолет оставляет след в небе

Увидеть невидимое… Инверсионный след, эффект Прандтля-Глоерта и прочие интересности.

Мы ведь даже самое простое, движение воздуха, увидеть не можем. Воздух – газ, и газ этот прозрачный, этим все сказано

. Но все же природа слегка сжалилась над нами и дала нам небольшую возможность поправить положение. А возможность эта в том, чтобы прозрачную среду сделать непрозрачной или хотя бы цветной. Говоря умным словом, визуализировать, пишет Юрий

Насчет цвета – это мы можем сделать сами (правда не всегда и не везде, но можем), например использовать дым (лучше цветной). А насчет обычной непрозрачности, тут природа нам помогает сама.

Самое непрозрачное в атмосфере – это облака, то есть влага, та которая конденсировалась из воздуха. Вот этот самый процесс конденсации и позволяет нам, хоть и косвенно, но все же довольно наглядно увидеть кое-какие процессы, происходящие при взаимодействии летательного аппарата с воздушной средой.

Немного о конденсации. Когда она происходит, то есть когда вода, находящаяся в воздухе становится видна. Водяной пар может накапливаться в воздухе до определенного уровня, называемого уровнем насыщения. Это что-то типа соляного раствора в банке с водой.

Соль в этой воде будет растворяться только до определенного уровня, а потом происходит насыщение и растворение прекращается. В детстве не раз это пробовал делать .

Уровень насыщения атмосферы водяным паром определяется точкой росы. Это такая температура воздуха при которой водяной пар в нем достигает состояния насыщения. Этому состоянию (то есть этой точке росы) соответствует определенное постоянное давление и определенная влажность.

Когда атмосфера в какой-то ее области достигает состояния перенасыщения, то есть пара становится слишком много для данных условий, то происходит конденсация в этой области.

То есть вода выделяется в виде мельчайших капелек (либо сразу кристаллов льда, если окружающая температура очень низкая) и становится видна. Как раз то, что нам и надо  .

Чтобы это произошло, надо либо повысить количество воды в атмосфере, что означает увеличить влажность, либо понизить температуру окружающего воздуха ниже точки росы. В обоих случаях произойдет выделение лишнего пара в виде сконденсировавшейся влаги и мы увидим белый туман (или что-то вроде того  ).

То есть, как уже понятно, в атмосфере этот процесс может иметь место, а может и нет. Все зависит от местных условий.

То есть для этого нужна влажность не ниже определенной величины, определенная, соответствующая ей температура и давление. Но если все эти условия соответствуют друг другу, мы можем наблюдать иной раз довольно интересные явления.Однако обо всем по порядку .

Первое – это всем известный инверсионный след. Это название произошло от метеорологического термина инверсия (переворот), точнее температурная инверсия, когда с ростом высоты местная температура воздуха не падает, а растет (бывает и такое).

Такое явление может способствовать образованию тумана (или облаков), но для самолетного следа оно по сути своей не подходит и считается устаревшим. Сейчас вернее говорить конденсационный след. Ну, правильно, суть ведь здесь именно в конденсации.

В шлейфе газа выходящего из авиационных двигателей содержится достаточное количество влаги, повышающее местную точку росы в воздухе непосредственно за двигателями. И , если она становится выше температуры окружающего воздуха, то при остывании имеет место конденсация.

Ее облегчает наличие так называемых центров конденсации, вокруг которых из перенасыщенного (неустойчивого, можно сказать) воздуха концентрируется влага. Этими центрами становятся частички сажи или несгоревшего топлива, вылетающие из двигателя.

Если окружающая температура достаточно низка (ниже 30-40° С), то происходит так называемая сублимация. То есть пар, минуя жидкую фазу, сразу превращается в кристаллики льда. В зависимости от атмосферных условий и взаимодействия со спутной струей, тянущейся за самолетом, инверсионный (конденсационный) след может приобретать различные, порой довольно причудливые формы.

На видео показано образование инверсионного (конденсационного) следа, заснятое из кормовой кабины самолета (кажется это ТУ-16, хотя не уверен). Видны стволы кормовой огневой установки (пушки).

Второе о чем следовало бы сказать, это вихревые жгуты. Явление это серьезное, напрямую связанное с индуктивным сопротивлением, и, конечно, неплохо было бы как-то его визуализировать.

Кое-что в этом плане мы уже видели. Я имею ввиду приведенный в указанной статье ролик, показывающий использование дыма на наземной установке.

Однако это же самое можно сделать и в воздухе. И при этом получить потрясающе зрелищные виды. Дело в том, что у многих военных летательных аппаратов, особенно у тяжелых бомбардировщиков, транспортников, а также вертолетов присутствуют на борту так называемые пассивные средства защиты. Это, например, ложные тепловые цели (ЛТЦ).

Многие боевые ракеты, способные атаковать летательный аппарат (как класса «земля-воздух», так и класса «воздух-воздух») обладают инфракрасными головками самонаведения. То есть реагируют на тепло. Чаще всего это бывает тепло двигателя летательного аппарата.

Так вот ЛТЦ обладают температурой значительно большей, нежели температура двигателя, и ракета при своем движении отклоняется на эту ложную цель, а самолет (или вертолет) остается целым.

Но это так, для общего знакомства  Главное тут в том, что ЛТЦ отстреливаются в большом количестве, и каждая из них (представляя собой миниатюрную ракету) оставляет за собой дымный след.

И, вот, множество этих следов, объединяясь и закручиваясь в вихревых жгутах, визуализируют их и создают подчас потрясающие по красоте картины. Одна их самых известных – это «Дымный ангел». Он получился при выстреле ЛТЦ транспортного самолета Boeing C-17 Globemaster III.

Справедливости ради стоит сказать, что и другие летательные аппараты тоже неплохие художники

Однако, вихревые жгуты можно увидеть и без использования дыма. Конденсация атмосферного пара нам поможет и здесь. Как мы уже знаем, воздух в жгуте получает вращательное движение и, тем самым перемещение от центра жгута к его периферии.

Это приводит к расширению и падению температуры в центре жгута, и, если влажность воздуха достаточно высока, то могут создаться условия для конденсации влаги.

Тогда мы можем увидеть вихревые жгуты воочию. Эта возможность зависит как от условий атмосферы, так и от параметров самого летательного аппарата.

И чем больше углы атаки, на которых летает самолет, тем вихревые жгуты более интенсивны и визуализация их за счет конденсации более вероятна. Особенно это характерно для маневренных истребителей, а также хорошо проявляется на выпущенных закрылках.

Кстати, точно такого же рода атмосферные условия позволяют увидеть вихревые жгуты, образующиеся на концах лопастей (которые в данной ситуации суть те же крылья) турбовинтовых или поршневых двигателей некоторых самолетов. Тоже довольно эффектная картина.

Из приведенных видео характерен ролик с самолетами ЯК-52. Там явно идет дождь и влажность, таким образом, высокая.

Часто происходит взаимодействие вихревых жгутов с инверсионным (конденсационным) следом, и тогда картины могут быть довольно причудливы  .

Теперь следующее. Ранее я об этом уже упоминал, но не грех сказать еще раз. Подъемная сила. Как пошутил бы мой приснопамятный товарищ: «Да где она?! Кто ее видел?» Да вобщем никто  . Но косвенное подтверждение все-таки можно увидеть.

Чаще всего такая возможность предоставляется на каком-нибудь авиашоу. Самолеты, выполняющие различные, довольно экстремальные эволюции конечно оперируют с большими величинами подъемной силы, возникающей на их несущих поверхностях.
Но большая подъемная сила, чаще всего означает большое падение давления (а значит и температуры) в области над крылом, что, как мы уже знаем, при определенных условиях может вызвать конденсацию водяного атмосферного пара, и тогда мы воочию убедимся в том, что условия для создания подъемной силы есть  ….

Для иллюстрации сказанного о вихревых жгутах и подъемной силе есть хорошее видео:

В следующем видео эти процессы сняты во время посадки из пассажирского салона самолета:

Однако справедливости ради надо сказать, что это явление в визуальном плане может сочетаться с эффектом Прандтля-Глоерта (по сути дела это, вобщем-то, он и есть).

Название страшное  , но принцип все тот же, а визуальный эффект значительный  …

Суть этого явления заключается в том, что позади летательного аппарата (чаще всего самолета), движущегося с высокой скоростью (достаточно близкой к скорости звука) может образовываться облако сконденсировавшегося водяного пара.

Происходит это из-за того,что при движении самолет как бы двигает перед собой воздух и, тем самым, создает область повышенного давления перед собой и область пониженного после себя.

После пролета, воздух начинает заполнять эту область с малым давлением из близлежащего пространства, и, таким образом, в этом пространстве объем его увеличивается, а температура падает.

И если при этом есть достаточная влажность воздуха, а температура опускается ниже точки росы, то происходит конденсация пара и появляется небольшое облако.

Существует оно обычно недолго. Когда давление выравнивается, то поднимается местная температура и сконденсировавшаяся влага вновь испаряется.

Частенько при появлении такого облака говорят, что самолет проходит звуковой барьер, то есть переходит на сверхзвук. На самом деле это не совсем так. Эффект Прандтля- Глоерта, то есть возможность конденсации зависит от влажности воздуха и его местной температуры, а также от скорости самолета.

Чаще всего такое явление характерно для околозвуковых скоростей (при относительно малой влажности), но может происходить и на относительно малых скоростях при высокой влажности воздуха и на малых высотах, особенно над водной поверхностью.

Однако форма пологого конуса, которую часто имеют облака конденсации при движении на больших скоростях тем не менее часто получается из-за наличия так называемых местных скачков уплотнения, образующихся на больших около- и сверхзвуковых скоростях.

Не могу также не вспомнить о своих любимых турбореактивных двигателях. Конденсация и тут позволяет увидеть кое-что интересное. При работе двигателя на земле на больших оборотах и достаточной влажности можно увидеть “воздух на входе в двигатель”

. На самом деле не совсем так, конечно. Просто двигатель интенсивно всасывает воздух и на входе образуется некоторое разрежение, как следствие падение температуры, из-за которого происходит конденсация водяного пара.

Кроме того часто возникает еще и вихревой жгут, потому что воздух на входе закручивается рабочим колесом компрессора (вентилятора). В жгуте по известным нам уже причинам тоже конденсируется влага и он становится виден. Все эти процессы хорошо видны на видео.

Ну и в завершение приведу еще один очень интересный , на мой взгляд, пример. Он уже не связан с конденсацией пара и цветной дым нам тут не понадобится  . Однако природа и без этого наглядно иллюстрирует свои законы.

Все мы неоднократно наблюдали за тем, как многочисленные стаи птиц улетают осенью на юг, а весной потом возвращаются в родные места. При этом большие тяжелые птицы, такие, как гуси (я уж не говорю про лебедей) летят, обычно, интересным строем, клином. Впереди идет вожак, а сзади по косой линии расходятся вправо и влево остальные птицы. Причем каждая последующая летит правее (либо левее) впереди летящей. Никогда не задумывались почему они летят именно так?

Оказывается это имеет прямое отношение к нашей теме. Птица – тоже своего рода летательный аппарат  , и за ее крыльями образуются примерно такие же вихревые жгуты, как и за крылом самолета. Они также вращаются (ось горизонтального вращения проходит через концы крыльев), имея за корпусом птицы направление вращения вниз, а за оконечностями ее крыльев вверх.

То есть получается, что птица, летящая сзади и правее (левее) попадает во вращательное движение воздуха вверх. Этот воздух как бы поддерживает ее и ей легче держаться на высоте.

Она меньше тратит сил. Это очень важно для тех стай, которые преодолевают большие расстояния. Птицы меньше устают и могут лететь дальше. Только вожаки не имеют такой поддержки. И именно поэтому они периодически меняются, становясь в конец клина для отдыха.

Образцом такого рода поведения часто называют канадских гусей. Считается, что таким способом они при дальних перелетах «в команде» экономят до 70% своих сил, значительно повышая эффективность перелетов.

Это и есть еще один способ косвенной, но достаточно наглядной визуализации аэродинамических процессов.

Природа наша достаточно сложно и очень целесообразно устроена и периодически нам об этом напоминает. Человеку остается только не забывать это и перенимать у нее тот огромный опыт, которым она с нами щедро делится. Главное здесь только не переусердствовать и не навредить…

И в конце  видео о канадских гусях.

 

Галинка

nauka.boltai.com

Белый след в небе от самолета что это и как называется

Наблюдая с земли за полетом лайнера, иногда замечаешь, как самолет оставляет за собой две белые полоски. Такое необычное, казалось бы, явление физики объясняют довольно просто. Ведь следствием работы двигателей лайнера в атмосфере становится появление инверсионных или, как принято называть сейчас, конденсационных следов. Обсудим природу появления этой отметины на конкретных примерах.

Физические термины простыми словам

Взрослые люди осознают причину возникновения этого процесса, но ребенок дошкольного возраста задает вопросы, почему появляется белый след от самолета, что это и как получается такая необычная картина. Припомнив школьный опыт уроков физики, удастся легко растолковать малышу суть появления полос в небе. Неплохой аналогией для такого пояснения становится природа появления осадков – дождя или снега.

Как называется след от самолета в небе

Часто за пролетающим в небе самолетом остается белый след

Поскольку подобное явление относится к круговороту воды, здесь следует начать объяснение с нескольких агрегатных состояний жидкости. Ведь все мы знаем, что из твердого состояния (лед) вода переходит в жидкое под действием тепла.

Далее, при разнице температур нескольких объектов воздействия жидкость трансформируется в газообразное состояние – пар. Из этого вида вода способна вновь принять жидкую форму. Последнее превращение физики называют конденсацией, а доказать это явление получится на простом опыте в домашних условиях. Например, запотевание зеркал в ванной после принятия горячего душа.

Именно мелкие твердые частицы концентрируют вокруг себя получившийся пар, придавая ему видимую нами форму.

Правда, это соединение не считается стойким, поэтому через непродолжительное время туман рассеивается, смешиваясь с атмосферой. Это происходит вследствие выравнивания температуры соединения с окружающей средой.

Но для малыша не стоит столь подробно и правильно описывать происходящее. Когда вы принимаете ванну, температура жидкости намного превышает такой же показатель воздуха. Вследствие этого туман при контакте с прохладным стеклом опускается в форме капель – это и есть конденсат. Таким же простым языком можно объяснить ребенку, почему самолет оставляет в небе след.

Выполним небольшое исследование

Такой эффект оседания пара вполне возможно организовать самому и проанализировать все действия и результат. Наберите жидкость – лучше всего простую воду – в пластиковую емкость и поставьте ее в морозильную камеру на 15–25 минут.

После истечения этого времени достаньте контейнер и посмотрите, как вместилище постепенно покрывается влагой – это и есть конденсат. Подобное появление капель происходит из-за соприкосновения теплого воздуха с ледяной поверхностью бутылки. В результате взаимодействия разницы температур выделяется влага.

Как называется след от самолета в небе

Простейшее исследование появления капель

По такой же причине на растениях ранним утром появляется роса. Теперь получится понятными для ребенка словами растолковать, откуда она берется. Ведь в ночное время на улице становится холоднее, чем днем. Поэтому при соприкосновении прохладного воздуха с теплой поверхностью растений происходит превращение пара в капли росы. Еще одним наглядным примером становится появление пара изо рта на морозе.

Причины появления белых полос за лайнером

Обычно самолеты, которые пролетают на высоте до восьми километров, не оставляют подобных отметин. Это объясняет разница температур в нижних и высоких слоях атмосферы. Ведь с увеличением высоты на уровень, где курсирует большинство воздушных судов, термометр показывает около минус сорока градусов. След от самолета зовут конденсационным благодаря непосредственно этому физическому процессу. Рассмотрим детали его появления.

Из мотора самолета при сгорании основного топлива – керосина — выплескиваются горячие струи пара и газа. Углеводород – это сцепление жидкости и углекислого газа. Вода, которая имеется в выхлопе самолета очень горячая. На большой высоте воздух довольно холодный, поэтому выходящая из винтов жидкость мгновенно превращается в туман.

Как называется след от самолета в небе

Попадая в холодный воздух, горячие продукты горения топлива образуют устойчивый белый туман

Кроме того, вместе с выхлопом из двигателей вырываются частички сажи – ведь авиационное горючее сжигается не до конца. Эти частицы берут на себя роль объектов, которые концентрируют вокруг остатков тумана смешение теплого и холодного потока.

Все крупицы пара равномерно распределяются по площади появления горячей воды из винтов и превращаются в маленькие капельки, похожие на туман. Именно поэтому мы и видим в небе белую полосу за самолетом.

В том случае, когда в воздухе очень маленькая сырость, полоса от авиалайнера быстро исчезает и нам она совсем незаметна. Но когда влажность высокая – след видно довольно четко, а отметина остается в небе продолжительное время.

Помимо этого, когда в воздухе высокое количество влаги, полоса не только насыщена, но становится больше и в итоге соединяется с облаками. Это самое простое и доступное пояснение малышу, почему от самолета остается белый след.

Как оставляемые полосы отражаются на окружающей среде

Мы разобрали, как называется след в небе от самолета и выяснили причины его возникновения. Но многих людей волнует, как же эти полосы отразятся на экологии окружающей среды. Когда человек исследует материалы и снимки Земли, полученные со спутника, всегда обнаруживается зона, где пролегают авиационные маршруты. Вся территория здесь покрыта белыми полосами.

Некоторые специалисты утверждают, что полосы от самолетов не дают вредному солнечному излучению проникать до поверхности нашей планеты. Благодаря этому снижается риск глобального потепления. Другие ученые допускают отрицательное влияние этого процесса. Полосы, которые отставляет авиалайнер, усиливают парниковый эффект и препятствуют естественному охлаждению слоев воздуха. 

Как называется след от самолета в небе

Сегодня ученые не пришли к единому мнению — наносят ли вред окружающей среде подобные отметины или нет

Группа исследователей, желающих предотвратить значительное влияние на климат, призывают пилотов летать ниже или постараться миновать мест с повышенной влажностью при планировании маршрута. Однако подобное решение сложно назвать обдуманным и верным. Ведь в этом случае время перелета непременно увеличится, остатки авиационного топлива достаточно негативно отразятся на экологии и чистоте атмосферы.

Предсказания прогноза

К слову, наблюдая за полетом авиации, некоторые люди определяют погоду. Эта возможность вытекает из физической составляющей процесса. На большой высоте воздух бывает довольно сырым, но не может превратиться в пар из-за отсутствия частичек, которые становятся составляющей прохождения конденсации, например, пыли.

Авиалайнер, перемещаясь на приличной высоте, оставляет белый след. Как было сказано выше, это остатки топлива и сажа. Если полосу видно четко, значит, влажность воздуха повышена. Соответственно, вероятны дожди и туманы. Но когда след быстро растворяется и практически незаметен, предстоит сухая и солнечная погода.

Как видите, след за летящим лайнером – достаточно простой физический процесс по изменению агрегатного состояния тел. Приведенная информация позволит вам разъяснить природу возникновения этого явления детям в доступной для них форме. А демонстрация аналогичных опытов поможет малышу увидеть результат такого превращения.

nasamoletah.ru

Почему самолет оставляет след 🚩 след в небе 🚩 Разное

След, который оставляет летящий самолет, называется конденсационным. Это название вытекает из происхождения следа, который состоит из сконденсированной влаги, образующейся при попадании в атмосферу водяных паров из выхлопов двигателя. Таким образом, полоса, тянущаяся вслед за точкой в небе, представляет собой не что иное, как туман.В чем причина же возникновения этого тумана? Во время работы двигатель выбрасывает наружу выхлопные газы, которые образуются при сгорании топлива. Эти газы – соединение воды и углекислого газа. Вода содержится в выхлопе в виде пара, следовательно, имеет высокую температуру. Температура же окружающего воздуха на большой высоте очень низкая, поэтому водяные пары быстро остывают и вскоре конденсируются, переходя в фазу тумана.Если атмосферный воздух сухой, т.е. его относительная влажность минимальна, то след рассеивается очень быстро и глазу остается незаметен. Если же влажность воздуха высока, то полоса остается на долгое время. Более того, если воздух перенасыщен влагой, то сконденсированная из выхлопного газа вода не только не исчезает, но и увеличивается в объеме и в конечном итоге становится частью перистых облаков.Летательный аппарат в полете преодолевает большие расстояния, поэтому участие конденсационного следа в формировании облаков оказывает воздействие на климат. Перистые облака удерживают тепло на планете, таким образом, дополнительный вклад в их увеличение может способствовать ускорению глобального потепления. А если учесть, какими темпами на Земле развивается самолетостроение и сколько рейсов совершается ежедневно, можно вообразить, насколько велик этот вклад. Можно избежать масштабного влияния на климат, обязав пилотов перейти на более низкие высоты или избегать мест с повышенной относительной влажностью, но это приведет к снижению скорости полетов, а соответственно увеличит их количество, что в свою очередь, приведет к увеличению выброса углекислого газа в атмосферу. Поэтому проблема вредного воздействия этого атмосферного феномена на климат пока остается нерешенной.

www.kakprosto.ru

Клуб почемучек. Почему самолет оставляет след? :: Это интересно!

Здравствуйте, дорогие читатели и участники "Клуба почемучек"! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос мамы  Ани и ее сыночка Дани (7 лет): "Почему самолет оставляет на небе белый след?"
Конденсационный след от самолета над нашим домом

Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив "инверсионного" стоит пометка "устаревшее название". Поэтому я буду пользоваться термином "конденсационный". К тому же, это название "говорящее" - в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое. (Предложите ребенку назвать еще примеры "говорящих" названий, например, самолет, самовар, треугольник. Если ребенок знаком с латинскими корнями, то можно вспомнить и телескоп, и микрофон и т.п.). 

След от самолета называется "конденсационным" потому, что он возникает в результате конденсации. Спросите малыша, знает ли он, что такое "конденсация"? Вряд ли много детей дошкольного возраста смогут ответить на этот вопрос. Тогда давайте спросим по-другому: видел ли малыш когда-нибудь, как запотевают зимой стекла в машине?  Нравится ли ему рисовать на запотевшем окне пальцем забавные рожицы? Видел ли малыш как покрывается капельками зеркало в ванной после того, как кто-то принимал горячий душ?  Вот это явление и есть конденсация.

Так называют переход пара в жидкое состояние. Чтобы оно случилось, нужно три составляющих: влажный воздух, ядра конденсации (какие-нибудь пылинки в воздухе) и перепад температуры. Например, что происходит у нас в ванной: влажный воздух - есть, пылинки в воздухе - есть, перепад температуры при соприкосновении теплого воздуха с холодным стеклом зеркала - есть! Значит будет и конденсат. 

Давайте сделаем конденсат прямо сейчас. Для этого надо всего лишь налить воду в бутылку и положить ее в морозильник минут на 15-20. Когда вода охладится, надо достать ее и подержать при комнатной температуре. На поверхности бутылки тут же образуются мелкие капельки - конденсат. Если подержать бутылку в тепле подольше, то капли начнут увеличиваться и стекать по стенкам. Это пары воды, находящиеся в комнатном воздухе, при соприкосновении с холодной бутылкой оседают на нее каплями.
Опыт по получению конденсата

Где еще мы можем увидеть конденсат? Правильно - это же обычная роса! Помнит ли малыш, как он видел маленькие капельки на траве ранним утром? Теперь он может объяснить, откуда они там взялись. Влажный воздух был? Ядра конденсации были? Перепад температуры между холодным ночным воздухом и теплой поверхностью земли был? Вот водяной пар из воздуха и превратился в капельки воды - и получилась роса. Даже есть такой термин "точка росы". Он как раз и обозначает ту температуру, ниже которой водяной пар превращается в капли.
Роса. Фото из Википедии

А теперь вернемся к самолету. Когда самолет летит, из его двигателей вырывается струи горячего пара и газов от отработанного топлива. Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов, подробнее об этом в выпуске про то, как образуются облака), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.

По следу самолета можно предсказывать погоду. Если след длинный и держится долго - значит воздух влажный и может пойти дождь, если короткий и быстро рассеивается, то будет сухо и ясно. Мы с моей дочкой Катей решили вести дневник наблюдений и проверить, насколько такой прогноз может быть точным. Присоединяйтесь к нашему эксперименту!


Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами. Одни ученые считают, что это хорошо -  следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли.  Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо - возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.
Конденсационные следы самолетов на небе, видимые со спутника.  Фото с сайта fiz.1september.ru 
Моя Катя очень любит во время прогулки наблюдать за полетами самолетов. И всегда ей хочется знать, куда и откуда они летят. Хорошо, что в сети есть сервис, который в реальном времени показывает все самолеты, находящиеся в полете по всему миру. Его адрес  http://www.flightradar24.com. Ведь так интересно посмотреть в окно, увидеть белую полоску конденсационного следа, и сразу же определить, что оставил его, например, Airbus A330-322, принадлежащий компании I-Fly, и летящий из Хургады в Москву.
Скриншот программы слежения за самолетами

Есть даже такое модное увлечение - авиационный споттинг (от англ. "spot" - "увидеть", "опознать"). Оно заключается в том, что люди наблюдают за полетами самолетов (обычно недалеко от аэропортов), определяют их типы, ведут реестры, фотографируют взлеты и посадки.
Если в вашем городе есть аэропорт, я предлагаю если не заняться споттингом, то просто съездить на экскурсию туда. Походить по зданию аэровокзала, узнать, где покупают билеты на самолет, как сдают и получают багаж, как проходят таможенный контроль. Проводите и встретьте несколько самолетов, приглядитесь к лицам людей, только что вернувшихся с неба. И даже если вы сами пока никуда не собираетесь лететь, вы почувствуете себя немного путешественниками.
Мы иногда ходим в Симферопольский аэропорт, если на улице плохая погода и гулять на свежем воздухе неприятно. И дети всегда в восторге от такого времяпрепровождения. А еще у нас в городе периодически организуют авиа-шоу. Вот где можно не только понаблюдать, но и потрогать самолет и даже посидеть у него в кабине.

Фото  из нашего семейного архива

А в конце выпуска я хочу предложить попробовать свои силы в создании самолетиков из бумаги в технике оригами. Даже если ваш малыш уже умеет делать всем известную модель самолета "Стрела", то существует еще множество других моделей. (Я когда-то выкладывала в блоге 21 схему для самолетиков). Возьмите получившиеся самолетики с собой на прогулку и устройте соревнования. Какой самолет красивее всего? Какой дальше всего летит? Какой дольше других планирует в воздухе? Уверенна, что пускать самолетики понравится не только мальчишкам и девчонкам, но даже их мамам и папам. Надеюсь, и Дане это занятие тоже будет интересно 🙂
Делаем вместе с Катей двадцать одну модель бумажных самолетиков 🙂

Чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек". Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится на следующей неделе, в пятницу 24 мая. Не пропустите!  
Призом будут занятия по физике для малышей из моего платного проекта "Нескучная наука". Победителю, которого выберет рандом, будет открыт доступ к одному из возрастных блоков проекта, в зависимости от возраста ребенка.
Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Другие развивающие занятия на тему техники можно увидеть здесь:  Как строят мосты, Что быстрее, машина или поезд,  Как работает лифт,   Куда пропадает мультгерой, когда выключают телевизор, Добыча и выплавка металлов, Водяные часы - клепсидра, Как самим сделать мультфильм, Почему люди не выпадают из качелей, Ракета на водяном двигателе,  Как увидеть МКС,  Как сделать флюгер   

Материалы по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Конденсационный_след
http://www.avsim.su/forum/topic/28519-spotting-v-simferopole-ukff/
http://www.kakprosto.ru/kak-87488-pochemu-samolet-ostavlyaet-sled
http://fizportal.ru/qualitative-603

www.tavika.ru

Как называется след от самолета в небе

Жители мегаполисов лишены возможности увидеть в небе полет самолета. Наблюдать за перемещением воздушного судна могут лишь те люди, что проживают поблизости с аэропортом. Многие люди, которые видели полет самолета, знают о том, что иногда воздушное судно оставляет за собой белый след. Его появление объясняется особенностью работы двигателей самолета. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, почему самолет оставляет след в небе.

как называется след от самолета в небеЯсное небо, расчерченное ровными белыми линиями, медленно расплывающимися даже после того, как самолеты скрылись из виду, — зрелище завораживающее

Физическое объяснение явления

Вопрос о причинах появления белого следа, который тянется за воздушным судном, интересует многих детей, ставших свидетелями этого процесса. Важно отметить, что далеко не все взрослые люди способны удовлетворить интерес малышей. Для того чтобы объяснить появление инверсионного следа, необходимо понимать основные законы физики. В качестве аналогии можно использовать рассказ о причинах появления осадков в виде снега и дождя. Данное явление объясняется круговоротом воды в природе. Жидкость может иметь одно из нескольких агрегатных состояний. Самым твердым состоянием является лед, который преобразуется в жидкую массу под воздействием тепла.

Дальнейший нагрев жидкости позволяет преобразовать жидкую массу в пар, который является газообразным агрегатным состоянием. Этот пар может тоже изменить свою форму и трансформироваться в жидкость. Данная трансформация именуется процессом выделения конденсата. Важно обратить внимание на то, что наблюдать появление конденсата можно даже в домашних условиях. В качестве примера можно привести запотевание зеркала, расположенного в ванной комнате.

Конденсат образуется из микроскопических твердых частиц, которые придают пару форму, видимую человеческому глазу. Данное агрегатное состояние имеет минимальную стойкость к воздействию внешней среды. Именно поэтому туманы рассеиваются спустя определенный отрезок времени. Выделяющаяся влага смешивается с окружающей атмосферой, что приводит к выравниванию температуры.

Вышеописанный процесс может быть непонятен маленькому ребенку. Для того чтобы ребенок правильно понял этот процесс, необходимо объяснить все происходящее на практическом примере. Представим ванну, наполненную горячей водой. Уровень температуры жидкости может незначительно превышать температуру в воздухе. Пар, поднимающийся от воды, при контакте с зеркалом образует на стекле капли жидкости, которые являются конденсатом. Подобный процесс происходит и во время движения самолета, что приводит к образованию инверсионного следа.

Практические опыты

Процесс перехода жидкостей из одного агрегатного состояния в другое может быть интересен не только детям, но и взрослым. В домашних условиях можно провести небольшой опыт, для того чтобы создать условия идентичные процессу образования инверсионного следа. Для этого потребуется набрать жидкость в пластиковую бутылку и поместить ее в морозильную камеру на тридцать минут. По истечении данного временного отрезка необходимо достать емкость и поставить ее на стол. На поверхности бутылки будет постепенно появляться влага, которая является конденсатом.

Появление влаги объясняется разницей между температурой воздуха и поверхности используемой емкости. Разница этих температур приводит к образованию жидкости. Схожий пример мы наблюдаем при появлении росы на траве и листьев. Соприкосновение холодного воздуха с поверхностью растений приводит к образованию росы.

инверсионный след от самолетаПодобный эффект объясняется элементарными законами физики: виной всему конденсация

Почему появляется инверсионный след за самолетом

Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь вышеописанного физического процесса и образование инверсионного следа, необходимо уделить внимание физике полетов. Как правило, самолеты, перемещающиеся на высоте менее восьми километров над землей, не оставляют подобные следы. Данный факт объясняется разницей температуры в разных атмосферных слоях. Температура на стандартной высоте для полетов на дальние расстояния достигает минус сорока градусов по Цельсию. Инверсионный след от самолета появляется из-за выделения конденсата, процесс образования которого был рассмотрен выше. Сам процесс образования конденсата можно разделить на несколько основных этапов:

Процесс сгорания авиационного топлива в моторе летного средства приводит к выделению горячих струй, содержащих газ и пар. Для образования углеводорода необходимо, чтобы углекислый газ смешался с жидкостью. Выхлопы двигателей летного средства сопровождаются выделением горячей жидкости. Так как температура за бортом лайнера ниже нуля, образовавшаяся жидкость трансформируется в туман.

Авиационное топливо сжигается двигателем частично. Выхлопы двигателя содержат в себе небольшие твердые частицы в виде сажи. Данные частицы выполняют роль концентрирующего вещества, смешивающего холодный и теплый воздушный поток с остатками тумана.

Площадь, по которой распространяется горячая вода, выделяющаяся из двигателя, равномерно усыпана небольшими частичками пара. Через определенный отрезок времени эти частицы преобразуются в осадки, похожие на туман. В результате данного процесса за авиалайнером образуется белый хвост.

Довольно интересен тот факт, что продолжительность отрезка времени, на протяжении которого виден инверсионный след, зависит от нескольких разных факторов. Среди них необходимо выделить уровень влажности воздуха:

  1. Наличие влажность в воздухе приводит к образованию практически незаметной полосы, которая исчезает в течение короткого отрезка времени.
  2. Высокая влажность воздуха способствует образованию четкого следа, что остается виден на протяжении длительного отрезка времени.

Довольно интересен тот факт, что высокая влажность воздуха приводит к образованию объемного следа, который со временем становится частью облаков.

Почему след виден не всегда?

Скорость кристаллизации воды, что входит в состав выхлопов двигателей, зависит от температуры за бортом. Низкая температура способствует росту скорости данного процесса. Как правило, инверсионный след практически незаметен, если самолет летит на большой высоте. Этот факт объясняется небольшой разницей температур. Самолет, поднимающийся на высоту в несколько километров, преодолевает несколько атмосферных слоев, где температура опускается ниже нуля. В случае с дальними рейсами этот показатель может достигать минус сорока градусов, что приводит к мгновенному замерзанию влаги. Этот фактор способствует образованию густого и насыщенного следа. Довольно интересен тот факт, что на первых этапах развития авиации, пилоты носили теплую одежду в любое время года. В противном случае, они бы просто замерзли в кабине транспортного средства.

Одним из важных факторов в процессе образования инверсионного следа является сила встречного воздушного потока.

почему самолет оставляет след в небеКонденсационные следы от самолетов причислены к отдельной группе облаков — техногенным, или искусственным

Отсутствие ветра приводит к образованию плотного следа, который остается виден на протяжении нескольких часов. Наличие сильного ветра в слое атмосферы, где находится самолет, приводит к быстрому исчезновению следа. В некоторых случаях, «белый хвост» имеет несколько разрывов. Наличие пустых участков свидетельствует о сильных воздушных потоках, циркулирующих в конкретном атмосферном слое.

Самолет оставляет белый след только по достижению определенной высоты. Как правило, этот след отсутствует во время взлета и посадки. Данное обстоятельно объясняется тем, что во время процесса набора высоты или снижения, воздушное судно находится в теплых слоях атмосферы. След появляется после того, как самолет поднимается на несколько тысяч метров над уровнем земной поверхности. Важно обратить внимание на тот факт, что в разных слоях атмосферы ветер может иметь разное направление. Сила ветра на земной поверхности значительно отличается от этого показателя в более высоких воздушных слоях. Это факт объясняется то, что ветер может дуть в одну сторону, а облака или тучи передвигаться в другом направлении.

Влияние инверсионных полос на окружающую среду

Рассмотрев причины возникновения инверсионных следов, необходимо обратить внимание на их влияние на экологию. Этот вопрос интересует не только обычных граждан, но и многих исследователей. Снимки, сделанные с земной орбиты, демонстрируют наличие белых полос в тех зонах, где расположены воздушные коридоры. Эти коридоры используются авиакомпаниями для перемещения воздушного транспорта.

Исследователи часто отмечают тот факт, что следы в небе препятствуют полноценному проникновению солнечного излучения на земную поверхность. Этот факт способствует снижению риска возникновения глобального потепления. Некоторые специалисты утверждают, что рассматриваемый процесс имеет негативное воздействие на окружающую среду. Инверсионные полосы, остающиеся в виде следа за самолетом, способствуют усилению парникового эффекта, что препятствует естественному процессу охлаждения воздуха.

Существует отдельная исследовательская группа, которая озабочена влиянием данных следов на климат. Эти же ученые просят авиакомпании разработать новые маршруты, пролегающие в отдалении от мест с повышенной влажностью воздуха. Следует понимать, что в данном случае увеличится продолжительность самих маршрутов. Помимо этого, неиспаряющиеся остатки авиационного топлива могут негативно воздействовать на чистоту атмосферы.

Создание метеопрогнозов на основе инверсионных полос

Существует ряд исследователей, которые способны определить изменения погодных условий наблюдая за полетом воздушного судна. Для того чтобы составить подобный прогноз, необходимо применить базовые основы физики. В верхних слоях атмосферы низкая влажность воздуха. Однако жидкость не может трансформироваться в пар без микрочастиц. Запустить этот процесс может банальная пыль или выхлопы реактивного двигателя, содержащие сажу.

Наличие четко видимой белой полосы по маршруту движения воздушного судна свидетельствует о высокой влажности воздуха. Появление такого следа свидетельствует о возможном появлении осадков. Исчезновение следа в течение нескольких минут свидетельствует о солнечной погоде, которая не изменится в ближайший отрезок времени.

самолет оставляет белый следКонденсационный след образуется, когда в сухом воздухе на большой высоте влажный выхлоп реактивного двигателя превращается в кристаллы льда

Заключение

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, как называется след от самолета в небе. Это явление представляет собой физический процесс во время которого выхлопы двигателей изменяют свое агрегатное состояние. Тщательное изучение данного процесса позволяет узнать о том, насколько вредны полосы конденсата для атмосферы и окружающей среды.

prosamolet.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о