Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Поколение х – Поколение Икс — последняя надежда человечества: как мы можем изменить мир

Поколение х – Поколение Икс — последняя надежда человечества: как мы можем изменить мир

Содержание

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом (Neil Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss) была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений.

Подробно изучив работу ученых, AdMe.ru готов рассказать про последние 4 поколения, с которыми мы часто сталкиваемся сегодня.

Хоув и Штраус дали название и составили характеристику для каждого из поколений начиная аж с 1433 года. Однако нас интересуют представители последних четырех поколений, которых мы часто встречаем сегодня и которых вполне можно уместить в одну условную семью: самый младший — Ваня (

поколение Z), его старшая сестра (поколение Y), папа Вани (поколение X) и бабушка (поколение «Беби-бумеры»). Расскажем про каждого подробнее.

Поколение «Беби-бумеры»

Даты рождения: с 1943 до 1963 г.

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Бабушке — 72 года. Несколько раз в неделю она ходит в бассейн, посещает салоны спа, печет невероятно вкусные пироги, чувствует себя энергичной и здоровой.

Поколение бабушки называется «Беби-бумеры». Такое название оно получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. У представителей этого поколения высокий уровень патриотизма. Эти люди — оптимисты, им присущ командный дух и коллективизм. Для них важно помогать друг другу, трудиться вместе и сообща.

Они умеют делать практически любую ручную работу: отлично готовят, шьют, ловят рыбу, образованны и сведущи во многих науках. Многие из «бумеров» активны, ходят в фитнес-центры, осваивают гаджеты и путешествуют. А еще они, повторим, отличаются завидным здоровьем и энергичностью.

Поколение Х

Даты рождения: с 1963 до 1984 г.

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Папе — 47 лет. Он работает в известной строительной фирме уже больше 20 лет. Начинал с самой низкой должности, а теперь занимает пост заместителя директора. Трудолюбив, ответственен, а всю сложную работу любит выполнять сам.

Папа Вани — яркий представитель поколения X. Поколения одиночек, нацеленных на упорную работу и личный успех. Это люди, которые с детства приучались к самостоятельности: сами делали уроки, собирались в школу, готовили себе обед и выполняли большинство дел без посторонней помощи.

Люди поколения Х, как правило, отличаются глобальной информированностью, технической подкованностью и самостоятельностью практически во всем. Чаще всего они предпочитают по 30–40 лет работать в одной и той же организации, накапливая опыт и поднимаясь с самой низкой ступени до начальников и директоров.

Поколение Y (или поколение «Миллениум»)

Даты рождения: с 1984 до 2004 г.

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Старшей сестре Вани — 23 года. Учится за границей, у нее тысячи фолловеров на Facebook, часто посещает с друзьями новые кафе, вечеринки и творческие выставки. Она — представитель поколения Y, или миллениал.

Миллениалы — люди, которых часто называют «поколением социальных сетей». Внешняя среда вокруг них менялась невероятно быстро, поэтому миллениалы не похожи на своих родителей. Престижная работа и карьерный рост не для них. Они не готовы работать на одну компанию много лет, предпочитают гибкий график и немедленное вознаграждение за проделанную работу.

Как правило, это энергичные люди, которые легко приспосабливаются, умеют выполнять работу в огромных объемах, постоянно стремятся к новым знаниям и развитию. Они понимают, что время движется быстро, поэтому не хотят быть узким специалистом, а развиваются в разных сферах одновременно.

Поколение Z

Даты рождения: с 2004 г. по сегодняшний день

Что такое теория поколений и к какому из поколений относитесь вы?

Самому Ване — 15 лет. Он юзает все возможные гаджеты. Знает все про тренды, интернет и виртуальную реальность. В будущем хочет стать разработчиком компьютерных игр.

Он — представитель последнего на сегодняшний день поколения Z. Это дети, которые не просто выросли с интернетом, а родились с аккаунтом в Instagram и уже не представляют себе жизнь без цифровых технологий. Они не привыкли к физическому труду и не привыкли разбираться, как это устроено. Зациклены на самовыражении и саморазвитии.

Люди поколения Z имеют встроенный иммунитет к рекламе, потому что привыкли к ней с детства. Они не поклоняются брендам. Для них важно, чтобы товар был экологичным и, главное, полезным, который будет развивать их как личность.

Как любит повторять сам Ваня, «скоро будет так, что все вещи,

Теория поколений (x, y, z)

    Часто случается так, что между современными поколениями появляются определенные недоразумения. Мы ссоримся со своими детьми, как из-за глобальных вещей, так и совсем неважных мелочей. Для того, чтобы понять, почему это происходит, целесообразно рассмотреть известную теорию поколений. Ученые всего мира уже достаточно долгое время делают исследования на подобные темы. Ведь всем понятно, что огромная разница между теми людьми, которые родились с разницей всего в пару лет, не может быть обусловлена ​​просто так. Конечно, на это есть особые причины.

    Ученые уверены, что современных людей просто невозможно характеризовать путем объединения в единое целое. Именно поэтому возникает теория трёх поколений:

x, y, z. Каждый из них заслуживает отдельного внимания, а потому предлагаем подробнее рассмотреть все эти особенности.

Поколение X (Generation X)

    Другие названия: Иксер, Xers, Поколение 13, Неизвестное поколения. Рожденные в 1965-1982 годах.

    Впервые термин предложили британский исследователь Джейн Деверсон и голливудский репортер Чарльз Хамблетт, а закрепил писатель Дуглас Коупленд. На это поколение повлиял значительный ряд важных событий: Афганская война, операция «Буря в пустыне», начало эры персональных компьютеров, первая чеченская война. Иногда людей, рожденных в эти годы, относят к поколению Y и даже к Z (хотя последних и в проекте не было), а иногда буквой X пытаются объединить миллениалов (Y) и MeMeMe (Z).

    Если говорить о стране, которая собственно впервые ввела этот термин в мир, то США Поколением X обычно называют людей, родившихся в период спада рождаемости, который наступил после демографического взрыва.

    Достаточно весомым стало исследование британской молодежи, проведенное Джейн Деверсон в 1964

году для журнала Womans Own, которое показало, что молодые люди «спят друг с другом до брака, не религиозные, не любят королеву и не уважают родителей, не меняют фамилию, когда выходят замуж». Однако, журнал отказался публиковать результаты. После этого Деверсон отправилась в Голливуд, чтобы издать книгу вместе с репортером Чарльзом Хамблеттом. Именно он придумал название «Поколение X». Канадскому писателю Дугласу Коупленду понравилось эффектное название, и он закрепил его в книге «Generation X: Tales for an Accelerated Culture», которая была посвящена страхам и тревогам людей, родившихся в 1960-1965 годы: они говорили о потере культурной связи с поколением «Бэби-бумеров» (поколение, которое возникло в послевоенные времена и было обусловлено демографическим взрывом).

Теория поколений на razumka.com

    Какие характерные особенности?

    Поколение Х — новое «потерянное поколение», как и все другие поколения до них, которые росли в период, когда социальные институты ослабли и потеряли доверие. В этот период вновь расцвел индивидуализм. А основным фактором для беспокойства этого поколения является потеря ориентира на духовные ценности. И, дело заключается не только в том, что все лучшие должности уже заняты беби-бумерами. Это не имеет значения, ведь на самом деле, проблема заключается в том, что эти должности совсем не интересуют иксов. То, что было ценным для предыдущего поколения (дом, работа, семья как ячейка общества), теперь кажется мелочным и не заслуживающим внимания. Они теряют веру во вселенную, она кажется им испорченной, гнилой и даже враждебной. Однако ещё больше беспокоит не то, что альтернативы этому миру нет, а то, что они сами построить эту альтернативу просто не способны. Поэтому, это поколение занято постоянным поиском чего-то лучшего в мире и своего места на Земле.

    Стоит заметить, что их отличительными чертами является то, что они скептически относятся ко всему, что их окружает, поэтому и выбирают умение рассчитывать исключительно на свои силы. Им присуще альтернативное мышление, а также высокая осведомленность о совершенно всем, что происходит в мире. В то же время, иксы чрезвычайно гибкие, для них нет проблемы в том, чтобы как-то меняться. Основной их целью является упорный труд и достижения индивидуального успеха. Ведь это поколение больше не видит смысла в построении любых коллективных целей и задач. Успех каждой отдельной личности гораздо важнее совместной работы.

    Однако, всё это только о Западной культуре. И, должна сказать, что она достаточно сильно отличалась от того, как строилось мировоззрение поколений в условиях СССР. Конечно, такой контраст обусловлен политическими, экономическими и культурными факторами. Поэтому, рассматривать поколения Х, исключительно сквозь призму западного мира, не является уместным.

    Так как было у нас?

    Если говорить о иксах времен СССР, то они также появляются в 1964 — 1984 годах. Этот период характеризуется экономической нестабильностью и большой склонностью к появлению новых, еще более глобальных кризисов.

    В эти времена появляется огромная проблема с наркотиками и СПИДом, чрезвычайно влияет психологическое состояние людей после войны в Афганистане. Возникает тенденция разводов, а потому, можно было увидеть большое количество матерей-одиночек. Последние, в свою очередь, не имели возможности исключительно сидеть дома и заботиться о детях. Ведь их необходимо было обеспечивать, поэтому росло число женщин на производствах и заводах, это переставало быть новостью для окружающих. Кроме того, все эти факторы обусловили значительный спад рождаемости.

    СССР-овское поколение иксов выросло чрезвычайно активным, с большой потребностью дарить свою любовь окружающим. Поэтому, неудивительно, что следующие поколения не сильно понимает чрезмерное внимание или опеку иксов. А они, в свою очередь, просто хотят дать своим детям то, что не получили от своих родителей (многие из них были детьми войны, тяжело работали и не имели времени на опеку или заботу). Эта потребность иногда была настолько сильной, что женщины любой ценой пытались найти себе партнера, даже если тот был склонен к агрессии или имел пристрастие к алкоголю.

    В общем, это поколение выросло в непростом времени конфликтов, нестабильности и прочего. Поэтому, они больше всех подвержены депрессиям, внутренним переживаниям, эмоциональной нестабильности. Однако, самопознание и саморазвитие остаются просто необходимыми для иксов.

Миллениалы (Millenials), або Поколение Y(Generation Y)

    Другие названия: Поколение Игрек, Поколение Миллениума, Поколение Питера Пена, Поколение Next, Сетевое поколения, Эхо-бумеры, поколение бумеранга, Поколение трофеев.

    К этому поколению различные источники относят разных людей. Одни говорят, что это все, рожденные с начала 80-х. Другие уточняют: с 1983-го по конец 1990-х. А третьи захватывают и начало 2000-х. Второй вариант — с 1983-го по конец 1990-х — пожалуй, наиболее убедительный.

    Термин был предложен журналом Advertising Age. Считается, что на формирование мировоззрения Игрек повлияли: перестройка, распад СССР, «лихие девяностые», терроризм, войны (в Ираке, в Чечне и др.) международный финансовый кризис, повышение стоимости жилья и безработицы; телевидение, поп-культура, торрент-трекеры и видеохостинги, развитие мобильной и интернет-связи, компьютерных технологий, социальных сетей, digital медиа и видеоигр, флешмоб- и мем-культуры, онлайн общения, эволюция комплектующих и тому подобное.

Теория поколений на razumka.com

    Характерные особенности:

    Одна из самых заметных черт Игреков — зависимость от знаний, которые они находят не в книгах из библиотек, а на интернет-ресурсах. Это поколение, которое любит учиться, однако этот процесс для них совершенно отличается от иксов. Обучение для Миллениумов — это что-то интересное и самобытное. Они абсолютно отвергают уже устаревшие каноны, ведь во времена, когда приходит информационная эра, ценность самой информации меняется. То, что раньше можно было узнать только от учителей и преподавателей, для Игреков становится гораздо доступней. Это приводит к ещё одной черте этого поколения — чрезмерному доверию к информации, представленной на онлайн-сервисах, особенно без наличия какой-либо цензуры на неё.

    Если говорить за образование, то оно всё больше теряет свой смысл. Игреки бросают институты и не видят в них смысла, ведь профессии, на которые они учатся или уже устаревшие, или же станут таковыми в обозримом будущем. Кроме того, не вызывают у них доверия и сами преподаватели, большинство из которых следуют устаревшим методикам. Игреки, которые видели, как их родители с высшими образованиями должны были идти торговать на рынок или делать что-то похожее, просто разочаровались в образовании. Их больше привлекает саморазвитие.

    Значительное внимание Миллениумы уделяют собственному комфорту. Для них самореализация выходит на первый план. Нельзя сказать, что их не интересует семья, однако, на первом месте всё же остается карьерный рост. Это происходит и потому, что Игреки живут в условиях постоянной нестабильности, они не знают, что будет завтра, а потому и не видят смысла планировать что-либо на будущее.

    Характерная для этого поколения и теория «вечной молодости». Миллениумы пытаются до последнего оттягивать момент прихода этапа взросления. Такая ситуация связана с тем, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность. А это в планы Игреков не вписывается. Однако, такая тенденция свойственна этому поколению исключительно из-за того, что они видели все ошибки своих родителей, а потому просто отказывается быть ответственным за чье-либо будущее.

    В общем, Игрек — это поколение вольнодумцев. Эдаких хипстеров. Они любят свободу, ценят её больше всего. Следят за современными трендами — в моде, еде и диджитал тенденциях. Гламурные тусовки, постоянный «движ» с единомышленниками — лучший вариант отдыха. Однако, отрицательной их характеристикой является то, что они хотят иметь всё и сразу. Если карьера для них — это что-то очень важное, то длительное развитие, профессиональный рост — это нечто совершенно бессмысленное. Игреки никогда не были заинтересованы в тяжелом труде и длительном процессе получения наилучшей должности. Они хотят получить всё прямо здесь и сейчас. К тому же, не последнее место для них занимают выгодные знакомства, ведь это, по их мнению, поможет значительно больше, чем высшее образование. Это поколение не любит строгих рамок, а потому гибкий график работы и комфортные условия труда — обязательные условия высокой производительности Миллениумов.

    То же самое можно сказать и о деньгах, для Миллениумов, это путь к возможностям. Есть деньги — есть и дорога к успеху. Поэтому, кроме того, что они индивидуалисты, им также свойственна жажда всего материального.

    Конечно, особое внимание Игреков заслуживают социальные сети. Виртуальная реальность — это то, что им нужно для удачного существования. На подобных онлайн-платформах можно создать себе новый образ, пусть даже он и не будет существовать в реальной жизни. Миллениум любят находить друзей по своим интересам, а в соц. сетях это сделать легче всего. Что касается еды, то они знают абсолютно всё о количестве калорий, белков, жиров, углеводов, однако, зачастую даже не подозревают о происхождении продуктов и их составе.

    Несмотря на все, возможно негативные черты этого поколения, оно по-своему интересное и неординарное. Игреки имеют достаточно позитивное мышление, верят в то, что жизнь прекрасна и разнообразна, а все люди — это братья. От работы, они ожидают значительных результатов, а потому и выкладываются на полную. Однако, им важно, чтобы то, что они делают, было настоящей страстью.

Поколение Z (Generation Z), или Поколение ЯЯЯ (Generation MeMeMe)

    Другие названия: Поколение ЯЯЯ, Поколение Z, Net Generation, Internet Generation, GenerationI, Generation М (от слова «многозадачность»), Homeland Generation, New Silent Generation, Generation 9/11

    Итак, Поколение Ζ (или Поколение ЯЯЯ) — это люди, родившиеся в начале 1990-х и в 2000-х (издание Business Insider пишет, что Gen Z — это рожденные с 1996 года по 2010-й). На их философское и социальное мировоззрение повлияли мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий. Представители поколения Z рассматриваются как дети Поколения Х, а иногда и как дети Поколения Y, то есть миллениалов.

Теория поколений на razumka.com

    Характерные особенности:

    Поколение зетов — это яркий пример людей, которые появились во времена большой глобализации и постмодернизма. Их характерной чертой является то, что со всеми современными технологиями они на «ты» еще с раннего детства. Более того, часто случается так, что малыш даже говорить не научился, но прекрасно знает, как включить компьютер и открыть любимую игру. Итак, зеты — это дети интернета и современных технологий. За счет этого, они не имели типичного детства «во дворах», а потому и не являются командными игроками, их надо учить этому.

    Это поколение отличается абсолютным отсутствием четко определенной жизненной позиции. В отличие от всех их предшественников, Зеты не мотивируются ни деньгами, ни карьерным ростом. Более того, они совершенно не самостоятельны и постоянно нуждаются, чтобы кто-то указывал им на то, чем они должны заниматься. Однако достаточно свободолюбивых, их нельзя принуждать к чему-либо. Ведь они никогда не будут делать то, чего не пожелают сами. Даже с детства, для них важно, чтобы к их мнению прислушивались. Любят учиться, быстро усваивают новые знания. Большие объемы информации не представляют для них никаких трудностей.

    Подавляющее большинство знаний они получают из Интернет-ресурсов. Однако, здесь возникает проблема. Кругозор зетов достаточно поверхностный. За счет того, что они не видят смысла в школе или университете, они не получают базовых знаний и навыков. Всё, что они узнают в режиме онлайн, несёт исключительно ситуативный характер. Несмотря на это, зеты отличаются своей невероятной многозадачностью и креативностью. Они обожают находить решения из сложных ситуаций и решать самые необычные задачи.

    Достаточно негативные черты есть и в их характере. Они имеют склонность к капризам и истерикам, хотят, чтобы все было исключительно так, как скажут они. Имеют ярко выраженную наглость, эгоизм и нарциссизм (вспомним только культуру «Селфи»).

    Поколение Ζ — это путешественники. Им не нужен комфорт, работа и деньги. Они стремятся ко всему новому и неизвестному. Поэтому, им будет безразлично где ночевать, на чем ехать (пусть даже автостопами), а чувство опасности — совсем отсутствует. Главное, это эмоции, которые они смогут пережить.

    Достаточно часто зеты выступают против плохих привычек (курение, алкоголь), а также являются вегетарианцами. Верят в мир во всем мире, стремятся решать экологические и социальные проблемы.

Теория поколений на razumka.com

    Как завоевать внимание зетов?

    Одно известно точно — их нужно мотивировать. Всё, что они делают, требует реакции окружающих, неважно, негативной или позитивной. Главное — это внимание к их личности, они просто пожиратели эмоций. Все задачи, которые вы ставите перед этим поколением, нужно формулировать четко и детально. А вот за каждое выполненное — сразу давать вознаграждение. Они не любят работать на будущий результат, им необходима мотивация за каждое выполненное задание. Несмотря на то, что зеты индивидуалисты, они также любят тусовки и коворкинг, поэтому их всегда надо привлекать к командной работе. Чтобы их труд давал лучший результат, необходимо предлагать им творческие задания, максимально интересные для самых зетов. К тому же, убедитесь, что они действительно считают свою деятельность полезной для окружающих.

    Итак, поколения весьма различны. Поэтому, при общении со своими детьми или родителями, необходимо учитывать все особенности, характерные этому поколению, к тому же учитывать события, которые могли повлиять на человека. Благодаря этому, можно будет избежать возможных конфликтов и сохранить прекрасные отношения друг с другом.

Характерные черты поколения X

Ученые вывели теорию, что люди разных годов рождения принадлежат к определенному типу. Конфликт поколений объясняется не только возрастными отличиями. На характер и личность влияют множество факторов. Из всех существующих поколений самым малочисленным считается X. Оно вызывает много споров и интерес для изучения.

Статьи по теме

Кто такие люди поколения X

Это люди, которые родились в определенный временной период. Они наделены характерными чертами, которые возникли под влиянием важных событий в истории человечества. Исследователи называют эту группу по-разному – иксы, новое потерянное поколение, иксеры, люди X или Generation X.

Годы рождения

Теория поколений по Штраусу и ХоувуТеория поколений по Штраусу и Хоуву

Теория разделения построена на разнице времени появления на свет. Люди Х родились с 1965 по 1979 год. Сейчас им 40–55 лет, т. е. это трудоспособное население.

Место положения гена X в классификации поколений:

  • Бэби-бумеры – родились в период 1944–1964 гг. Половина из них давно отдыхает на пенсии, другие еще работают.
  • Люди X – группа насчитывает около 82 млн.
  • Ген Y – дети разных поколений, которых еще называют миллениалами. Это объясняется их рождением на стыке веков. Временной период находится между 1980 и 1994 годами.
  • Новое поколение – люди гена Z. Появились на свет с 1995 по 2015 год.

Общие черты и характеристика Generation X

Воздействия, сформировавшие поколение ХВоздействия, сформировавшие поколение Х

Люди этого поколения воспитывались в эпоху научных достижений, но в социальной жизни 70–80-е годы определяются, как период, когда большинство традиционных браков распадались, родители постоянно работали. Их дети росли в неполных семьях или проводили весь день одни. Это сделало будущее поколение самостоятельным, но и породило некоторую неуверенность в необходимости брака, поддержке семейных ценностей.

Сейчас большая часть гена X находится на вершине карьеры. Они обеспечены, владеют домами, машинами. Это поколение, которое читает газеты, слушает радио, но проводит много времени в социальных сетях за общением. Соединение противоположных свойств характера объясняется эпохальными событиями века. Эти люди наблюдали за Холодной войной, падением берлинской стены, концом коммунизма.

Независимость и самодостаточность

Мотивация поколения ХМотивация поколения Х

Большинство представителей гена X рано начали трудовую деятельность. Из-за того, что родители много работали и часто отсутствовали, дети обретали независимость. Они знают, что такое трудности, поэтому не пасуют перед сложными обстоятельствами. Основные ценности в профессиональной сфере – свобода и ответственность.

Это поколение не любит, чтобы ими командовали – ни на работе, ни дома. К авторитетам ген X относится с пренебрежением, игнорирует всяческие запреты или команды. Самодостаточность – главный козырь данной группы, который отличает ее от других.

Качественное базовое образование

Обучение и коммуникация людей поколения XОбучение и коммуникация людей поколения X

Больше 60 % представителей гена X учились в колледжах, что помогло им занять высокие должности в будущем. Иксерам свойственна постоянная жажда знаний, поэтому они стремятся получить их из всех возможных источников. Особенность гена X – самосовершенствование в профессиональном и личностном плане, жажда получения новой информации.

Быстрая адаптируемость

Социологи считают X поколение гибридным. Эти люди помнят время без компьютеров, мобильных телефонов и других гаджетов. Иксеры смогли быстро адаптироваться к высокому темпу жизни и изучить новейшие технологии. Большинство из них были придуманы носителями X-гена.

Менталитет отражает переход экономики производственной к сфере услуг. По этой причине иксеры прекрасно ладят с техникой, интернетом. Они не боятся внедрения новых методов на работе. Все это повышает их личный доход, карьерный рост.

Амбициозность в работе

Поколение Х и работаПоколение Х и работа

Для работодателей иксеры представляют особую ценность благодаря огромной базе опыта и навыков. Эти люди легко обучаются, умеют решать сложные задачи, стремятся к достижению максимальных целей. Такие преимущества помогают занимать должности руководителей среднего и высшего звена в юриспруденции, экономике или менеджменте.

Особенности личности и характера

Период взросления и становления человека поколения XПериод взросления и становления человека поколения X

Промежуточное поколение характеризуется самостоятельностью, свободой мышления, прагматизмом. Глобальная информированность, техническая грамотность иксов делает их лучшими в карьере и других видах занятости. Они надеются только на себя, что помогает достигать профессиональных вершин, но мешает наладить личную жизнь.

Иксы подвержены депрессии из-за того, что долгое время игнорировали свои желания. Необходимость удовлетворять чужие потребности породила эмоциональную неустойчивость. В этих людях виден внутренний конфликт и склонность к идеализации в сочетании с беспокойством и тревогой.

Духовные ценности

Поколение X работает, чтобы жить, а не наоборот. Это объясняется тем, что иксы росли в период расцвета наркомании, появления СПИДа. Они ценят саму жизнь во всех проявлениях. К вере отношение неоднозначное – многие убежденные атеисты, но к зрелому возрасту обретают религиозные ценности.

Для гена X важны такие человеческие качества, как доверие, дружба, верность. Эти люди гиперответственны, заботятся о других, при этом забывают о себе. Патриотизма у Generation X меньше, чем у их отцов, потому что во время взросления особо ценился индивидуализм.

Материальные блага

К деньгам иксы относятся, как к средству достижения целей. Представители Х-гена ценят материальные блага, считают их залогом душевного равновесия, заделом на будущее, но не ставят выше работы или любви. Прагматизм заставил большинство иксов задуматься о пенсии еще в 20 лет, поэтому начав работать, они уже откладывали деньги на старость.

X поколение жило в период дефицита продуктов, товаров и услуг. Это объясняет то, что они стараются окружить себя предметами роскоши, купить дорогую машину, одеваться в модных магазинах, но это не значит, что иксы корыстны.

Любовь и семейные ценности

СемьяСемья

Представители гена X наблюдали за разводами родителей, поэтому сами стремятся к созданию крепкого брака. Не получив в детстве особой любви и ласки, иксы ждут этих чувств от второй половины. Большинству удается найти свой идеал, но многие так и остаются одинокими.

Люди X считают равными права обоих полов, поэтому становятся хорошими мужьями либо женами. С ролью родителей иксы удачно справляются с материальной стороны – ребенок одет, обут, учится в хорошей школе. Духовные ценности в семье почти не прививаются, т. к. иксы – сторонники материальной основы. Родителей и ребенка они долго поддерживают финансово. По этой причине умеют взаимодействовать с другими поколениями.

Финансовое положение

Люди X-гена всю жизнь откладывают деньги. Для них финансовая стабильность – признак счастья. При этом иксы свободно расстаются с накоплениями, если хотят купить качественную и дорогую вещь. По данным исследований «новое потерянное поколение» продолжает выплаты по ипотеке или кредитам, при этом умудряется откладывать деньги на пенсию. Маркетологи считают, что люди X богаче бэби-бумеров или миллениалов, т. к. у них выше уровень потребления.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:

X Y Z - теория поколений | Блогер avosurt на сайте SPLETNIK.RU 19 февраля 2017

"На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной... Кто ты будешь такой? "

Сегодня я расскажу о теории поколении Х, Y, Z

В 1991 вышла книга, которая по-сути предсказала теракт 11 сентября и  финансовый кризис 2008 года в США. 

Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал книгу «Поколения» самой вдохновляющей книгой об истории: «Если США спокойно доживут до 2015, то их работа окажется забытой, но если они правы, то они займут место среди великих американских пророков»

 

Идея  в том, что поколения, имеющие одинаковый исторический опыт в начале жизни, формируют коллективный портрет и живут согласно похожим жизненным сценариям.  Ценности формируются к 11-12 годам под влиянием исторических событий (война, полет человека в космос, перестройка и др.).

Поколения X и Y это те, кому сейчас от 31 до 45 лет, вторым от 21 до 30 лет. Поколение школьников и в некоторой степени 20х относят к Z. 

Ниже я дам характеристику каждому поколению, а Вы попытайтесь соотнести их с собой. В конце устроим голосовалку)

Итак, средняя базовая продолжительность "поколений" — около 20 лет.

Однако  точных границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует. Люди могут относиться к разным поколениям в зависимости от среды взросления, социальных, образовательных и технологических возможностей, а также трендов. Кто-то рос один, а у кого-то есть младшие или старшие братья или сестры, - это тоже накладывает отпечаток. 

Исследователи выделяют пограничные зоны — это период плюс-минус три года от "официальной" даты появления нового поколения.

Людям, родившимся в этой зоне, близки ценности обоих поколений, что дает им большую гибкость и приспособляемость. Это так называемые "пограничники"

Поколение X (Generation X) - этот термин был впервые использован Джейн Деверсон в 1964 году в исследовании британской молодёжи, которое выявило поколение подростков, которые «спят друг с другом до свадьбы, не верят в Бога, не любят королеву, не уважают родителей и не меняют фамилию, когда выходят замуж».

Обычно "иксы" рождались прмерно с 1963/65 годов по 1982/84. 

 Основная отличительная черта - они очень самостоятельны, так как выросли в условиях автономности – им никто не указывал, когда, где и что делать. Они сами приходили из школы, разогревали обед, гуляли. Их так и называли — "дети с ключом на шее".  

Родители были слишком заняты на работе и эти дети учились занимать себя сами. Иксы дни напролет оставались в одиночестве.

Им досталось мало родительского тепла, зато - много подарков. Поэтому, став взрослыми, они образовали "потребительский бум", скупая все, что движется.

Самостоятельность идет рука об руку с автономностью. Они надеются только на себя. и неохотно делятся информацией (информация — это ценность).  Они досконально вникают во все, чем занимаются, а также стремятся налаживать полезные связи. 

Generation X — поколение разуверившихся во всем — в своих родителях, социальных институтах, общественном устройстве... Они больше прагматики, чем романтики.

Основные признаки Поколения Х 

1) повышенные интеллектуальные способности, глобальная информированность, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни;

2) прагматизм и надежда только на себя; автономная работа; стремление скрыть информацию; выживаемость в критических ситуациях.

3) недовольство властью, недостаток доверия руководству  и огромная политическая индифферентность;

Иногда их называют "Поколение Странников" - они рождаются во время социальных идеалов и духовных исканий.

Странники растут незащищенными детьми, достигают совершеннолетия в качестве отчужденных молодых людей, становятся прагматичными взрослыми лидерами и встречают старость после этого периода с большим запасом жизненных сил.

На это поколение очень повлияла Афганская и чеченская война, завершение Холодной войны, начало эры персональных компьютеров и появление Интернет.  Они любят свои компьюте­ры, природу и фаст-фуд из Макдональс (даже если не говорят об этом:)

Миллениалы или Поколение Y   

В США поколение «игрек» связывают с подъёмом рождаемости, который начался в 1981-1982 году, а в России к нему относят поколение рождавшихся с 1983 по конец 1990-х.

Вообще, начало нового поколения - вопрос спорный. Так что "пограничникам", рожденным с 1981 по 1985 год придется себя идентифицировать самостоятельно:) 

Основные признаки Поколения Y

Поколение «игрек» не торопится принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения (их родители  рано женились, рано разводились, рано выходили на работу). 

Они склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме. 

Их называют «поколением Питера Пэна»,  - им близка концепция вечной молодости.

Поколение Y выросло в тепличных условиях: у них всегда были еда, игрушки, деньги. "Игреки" привыкли, что все их желания выполняются, они несколько идеалистичны и даже непрактичны, но что больше всего расстраивает "иксов" - они плохо адаптированы в окружающем мире.

Взаимоотношение поколений Х и Y можно проиллюстрировать этим диалогом:

- привет, яйцо!

- я курица...

Зачастую Y не могут раскрыть свои таланты — им нужен опытный наставник. В этом плане "иксы" и "игреки" способны развивать друг друга: "иксы" приземляют "игреков", а "игреки" показывают старшим, как жить здесь и сейчас.

Y называют «поколение обманутых надежд»: от жизни ожидалось больше, чем они получили к тридцати. Их характеризует увеличение вовлечённости в жизнь коллектива.

Они особенно часто жалуются на нехватку обратной связи и информации на работе, и в семейном кругу. Им нужны нюансы, они хотят понимать, над чем стоит еще поработать, а где и так все хорошо, им важно делиться тем, что они испытывают. 

Беби-бумеры и Иксы сетуют, что Y читают мало книг, а сами Игреки используют для развития совсем другие форматы – путешествия, общение, видео, гаджеты.

Для Миллениумов важными являются забота об окружающем мире, интеграция в мировое пространство.  Они часто оспаривают принятые правила и  отличаются «горизонтальным» видением общественных контактов. Они считают, что эффективна - именно команда, которая возможно вообще не нуждаются в лидере.

В то время как беби-бумеры и "Иксы" придерживаются иерархической парадигмы социальных взаимодействий. 

Основная претензия гиперответственных "иксов" к Y–  легковесность последних, стремление все попробовать, не задерживаясь подолгу на одной работе, излишняя эмоциональность.

Представители поколения «игрек» будут часто менять места работы.  Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро. Отсюда ещё одно название поколения «Y» — поколение трофеев , так как они хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают использовать гибкое рабочее время. 


Ценностями поколения становится то, что в дефиците. Во времена детства беби-бумеров книги были редкостью – и они для них крайне важны.

«Иксы» никогда не откажутся от лишнего блокнота или ручки, а "Игреки" не получают достаточно живого общения – а потому стремятся поделиться с миром каждым своим переживанием.

"Иксы" дают детям возможность учить иностранные языки – в их время это был пропуск в мир успеха, а "Игреки" считают важным учить потомков искусству коммуникации.

Х и Y  - так называемые "цифровые иммигранты", так как родились, когда еще не было многих современных технологий. А их дети - поколение Z - уже первое по-настоящему цифровое поколение .

 После миллениалов уже выросли «молодые, длинноногие и политически грамотные». Их еще называют "Generation MeMeMe" - поколение "ЯЯЯ" или поколение Z . 

Они растут в эпоху Интернета и расцвета социальных медиа и даже не помнят времени без Интернет в непосредственном доступе...

На их мировоззрение оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий.

Помешанные на технофетишах, делающих комичные селфи в туалетах и лифтах, они приносят маты для ночевки под дверью Apple Store’ов...  

 В цифровом мире они - местные, а не иммигранты. Их называют Digital Natives. 

На счет дат их рождения существует существенный разброс. Многие склоняются, что это люди рожденные с 1993/98 года по 2014, при чем чаще всего упоминается 1996 и 2010 год как пограничные даты.

Официальный автор теории Поколений определяет диапазон шире -приблизительно 2005-2025, но описывает "пограничников" поколения как родившихся в 2000-2006.

В целом, они еще школьники, но уже приближаются к 20 годам.

Z очень лояльны к брендам и придерживаться определенных на протяжении всей жизни. В долгосрочной перспективе, это джек - пот для бизнеса моды... 

Хотя они больше склонны к риску и редко пристегивает ремни безопасности, но имеют более низкие показатели подростковой беременности, злоупотребления наркотиками и алкоголем по сравнению с Y.

Поколение Z  называют поколением Художников.  

Их чрезмерно оберегают взрослые, занятые кризисом, они достигают совершеннолетия социализированными приспособленцами в пост-кризисном мире, становятся взрослыми лидерами, ориентированными на активную деятельность и превращаются в рассудительных пожилых людей.

На поколении Z скажется гиперопека. После школы они занимаются в кружках или с репетиторами. В итоге "зеты" испытывают дефицит общения со сверстниками. В гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях людей. Зато семья для них будет большой ценностью: это единственное, что безопасно в их мире. 

Следующее за Z поколение - Generation Alpha - "люди Альфа" - уже среди нас. Они родились примерно после 2010-2011 года в семьях X и Y. Их родители будут людьми, которые решились на потомство после тридцати. Прогнозируют, что люди Альфа будут более уравновешенные, позитивные и менее агрессивные.

 Поживем - увидим...


На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой?

Кто Вы?

как найти подход к каждому.

«Каждое поколение имеет цель в самом себе, несет оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях и собственных духовных подъемах, а не в том, что оно является средством и орудием для поколений последующих...» (Николай Бердяев).

На мировоззрение и ценности человека влияет семья, близкое окружение, а также социальная и экономическая среда периода, в котором он родился. Каждое следующее поколение вбирает в себя ценности новой эпохи, строит жизнь в направлении, соответствующем современному ритму жизни, веяниям. Мы не похожи на наших отцов и прадедов по отношению к жизни, мы умеем пользоваться новаторскими гаджетами и знаем, в чем суть Интернета.

Трансформации мира оставляют отпечаток на каждом новом поколении: мы становимся более раскованными, свободными, уверенными в себе, много знаем и мало нуждаемся в вещах, бывших в приоритете у наших предков. Когда несколько поколений встречаются в одном офисе, руководителю приходится столкнуться с очевидной проблемой. Управление сотрудниками старшего поколения абсолютно не сочетается с методами, которые нужно применять в управлении молодыми работниками.

Рассмотрим ситуацию. В штате компании работают два сотрудника. Вере – 35, она занимает неплохую должность, к которой шла долгое время, изучая новые технологии и приспосабливаясь к изменениям. Молодой сотрудник Артур – новичок, ему 20, однако он уже показывает неплохие результаты и уверенно продвигается по карьерной лестнице. Через несколько лет он занимает должность, аналогичную Вериной, не сбавляет обороты и движется дальше. Вера не может понять, почему она потратила на долгожданную должность столько лет, тогда как Артуру понадобилось всего два года?

Оба сотрудника живут в одном мире, однако выросли в разных. Их подход к работе, выполнению задач, поиск эффективных методов для решения проблем отличается в корне. Такие сотрудники есть в каждой компании, причем старшее поколение существенно отличается от молодого. Это не значит, что одни хорошие, другие – плохие. Они – разные, причем каждое поколение умнее и сильнее предыдущего.

Отцы и дети: уникальная теория

В девяностых годах прошлого века американскими учеными У. Штраусом и Н. Хоувом была создана теория, связанная с проблемами разных поколений. Она базировалась на исследованиях нескольких поколений, их ценностей и мировоззрения. Ученые предположили, что люди, рожденные в разных эпохах, отличаются друг от друга существеннее и глубже, чем стандартная проблема непонимания «отцов и детей». Людей одного поколения объединяет не только экономический или социальный контекст. У них сформирована своя система приоритетов и личных взглядов на жизнь, выработанная под влиянием воздействия множества окружающих факторов эпохи, причем изменение этих ценностей периодически повторяется.

Исследователи условно разделили людей по категориям в соответствии с их возрастом и периодом, в котором они родились, и выделили следующие поколения:

  • Великое («герои») – люди, рожденные в период с 1900 по 1923 гг
  • Молчаливое («художники») – рожденные с 1923 по 1943 гг
  • Беби-бумеры («странники») – 1943...1963 гг
  • Поколение X («пророки») – 1963...1984 гг
  • Поколение Y («герои») – 1984...2000 гг
  • Поколение Z («художники») – начало 2000 г
  • Поколение Альфа – дети, появившиеся на свет после 2003 года

К каким же поколениям относятся Вера и Артур?

Вера - представитель героического поколения Y, тогда как Артур относится к прогрессивному поколению Z. До недавнего времени к старшему поколению Y относились и люди, родившиеся вплоть до 2000-х годов. Однако профессора и эксперты, проведя ряд исследований и наблюдений, выявили очевидный дисбаланс и непропорциональность создавшегося «древа поколений». Они больше склоняются к тому, что объединять современных двадцатилетних и тридцатилетних не совсем логично, так как между ними существуют значительные различия и противоречия, указывающие на начало формирования нового круга социальной эволюции.

На их восприятие мира повлияло развитие мобильных и интернет-технологий, финансовый и экономический кризис. Поэтому представителей поколения Z можно рассматривать как детей поколений X и даже Y. Вполне логично, что непонимания между Верой и Артуром возникли по причине их неравенства во взглядах, и причиной тому – отношение к разным поколениям, даже несмотря на небольшую разницу в возрасте.
Каждое поколение выросло в период определенных экономических и общественных обстоятельств, которые формировали его отношение к деньгам, работе, роскоши. Сегодня на рынке труда преобладают представители поколений беби-бумеров, X и Y – именно они составляют львиную долю персонала любой современной компании. Однако если представители поколений Y полагают, что в штате компании будут преобладать исключительно коллеги из их эпохи, то это не так. Представители поколений X и беби-бумеров обязательно встретятся им на пути, причем в виде руководителей, сотрудников или клиентов.

Поколение X: самостоятельность и вера в себя

Люди, родившиеся в 1963...1984 годах, прошли эпоху глобальных политических изменений и внедрения технологических новшеств. Они способны альтернативно мыслить, обучаться новому, подстраиваться, выбирать. Большинство из них начало рано работать, они прекрасно знают, что такое трудности, самостоятельность и выживание. Ценности поколения X – трудоголизм, индивидуализм, способность к конкуренции, стремление к профессиональному росту, экономичность, прагматизм.

Данная категория людей имеет прекрасное образование, направлена на достижение поставленных целей, умеет решать сложные задачи. Сотрудники поколения X – «золотая» кадровая группа. Это энергичные и ответственные люди, готовые заниматься постоянным самообразованием, активно развивая карьеру. Они понимают, что изучение новых технологий и информации – ключ к их успеху.
Для компании сотрудники поколения X представляют существенную ценность. Их не сложно обучать и не нужно переучивать, они имеют увесистую базу знаний и опыта, ориентированы на достижение высоких результатов своей деятельности, активно внедряются в задачи любой компании.

Как управлять людьми поколения X?

Сотрудники этой категории покажут высокий уровень эффективности труда, если в компании есть перспектива стабильности, профессионального роста и правильная мотивация. Они с радостью примут условия корпоративного обучения, так как знают, что им необходимо повышать свою компетентность, чтобы прорваться и выжить в условиях внезапного кризиса или глобальной проблемы.

Сотрудников поколения X необходимо удерживать в компании и предоставлять им стратегическую информацию для разъяснения целей компании, вовлекая их в управленческие решения, касающиеся развития предприятия. Они составляют самую динамичную группу персонала компании, однако если их не устроят мотивационные программы, они будут искать новую работу даже в период кризиса, не смотря ни на что повышая свое материальное благополучие. Сотрудники этой возрастной категории знают, что такое трудности, и готовы преодолевать их вне зависимости от обстоятельств.

Поколение Y: свобода и стремление

Современное поколение Y (период рождения 1984...2000 гг) – свободные и раскованные люди, адаптированы к изменениям, общительны и позитивны. Их взросление происходило в период мощного прогресса технологий, они легко владеют компьютерными управлением, непринужденно общаются, знают, что такое виртуальность. Ценности поколения Y сложились под влиянием экономического подъема, их отличает от предшественников высокая компьютерная грамотность, свобода в выборе, широкие интересы, и что очень важно – отсутствие шаблонного подхода к деятельности.

Они находят себя в творчестве, фрилансе, прекрасно разбираются в модных веяниях, уважают личную свободу и независимость. Обладают хорошими способностями к обучению, выбирают для работы крупные компании, известные на рынке. Это хорошие работники, легкие на подъем: они быстро адаптируются к переменам, участвуют в корпоративной жизни компании, их чаще посылают в служебные командировки и на выездные мероприятия.

Вера родилась и росла в то время, когда не было интернета, однако она умеет им отлично пользоваться. Ее родители работали на государственном предприятии, и в течение всей жизни строили карьеру. Вера прекрасно знает, что такое самостоятельность и трудолюбие, ведь «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Она изучает все новое не только потому, что это ей интересно, а с целью применения его в своей деятельности.

Такие люди нацелены на построение быстрой и успешной карьеры: долгий восход «от низов» до «верхушки» их не прельщает. Сотрудники поколения Y хотят стремительно расти в профессиональном русле, получая сразу высокие гонорары. Они могут осваивать несколько профессий одновременно, обучаться дистанционно и охватывают несколько потоков разносторонней информации.

Как управлять людьми поколения Y?

Сотрудник Y будет активно трудиться, если на предприятии организована четкая и интересная ему корпоративная культура, выделены миссии компании, ценности, традиции предприятия. Задачи необходимо ставить конкретно и четко, указывая нюансы задания.

Рассмотрим примеры:

Руководство ставит задание: сделай отчет по продажам мобильных телефонов. Действия Артура: он «погуглит», как сделать отчет, найдет несколько вариантов, однако верного решения не подберет. Сделает как попало, чтобы снять груз с плеч. Задание выполнено плохо.
Правильный вариант постановки задачи Артуру: к среде нужен отчет по продаже мобильных телефонов за прошлое полугодие. Данные по продажам находятся у Светы, алгоритм подсчетов находится у Влада. Отчет необходим для срочной презентации. Это важно и срочно. Работу отдашь на проверку Тане.
Такой подробный вариант приемлем для Артура. Он сделает его по инструкции, а благодаря Сети найдет какое-то креативное оформление и применит его в своей работе. Задание выполнено на отлично.
Подобное задание руководство ставит и Вере. Она старательно ищет источники, формирует отчет, как ее учили. Отчет получается сухим и стандартным – нет креативности и свободы, удачной подачи. Вера переделывает несколько раз. Со «скрипом» отчет принят. Чем помочь Вере? К выработанному усердными годами учебы трудолюбию необходимо просто добавить свободу и креатив – качества, которые есть у Артура. Причем, в отличие от него, Вере не нужно тщательно расписывать каждое действие: со свойственной ей быстротой восприятия информации она с легкостью выполнит трудное задание, а нестандартный подход и интересные «свободные» мысли помогут довести проект до совершенства.

Поколение Z: наше будущее в ваших руках

Поколение Z уже родилось в цифровом мире. Они не представляют себя без мобильного телефона или современных гаджетов, многое уже знают и умеют. Это быстро взрослеющее поколение, растущее стремительными темпами, дети-гении. Они воспитаны на информационных технологиях, быстро обрабатывают информацию и ориентируются в новаторских разработках. Ребенок 5-6 лет уже может самостоятельно пользоваться интернетом, выполняет несколько задач одновременно.

Артур рос в период становления цифровых технологий. Он не пользуется городским телефоном, любую информацию черпает из интернета, не пишет от руки и не знает, как связана кассета и карандаш. Он свободен в выборе: если ему не нравится работа, он не будет терпеть, а просто уволится и найдет другую. Артур отменно ориентируется на просторах сети, охватывает огромное количество информации и умеет применить ее в быту.

Люди, рожденные в период 2003 года и далее, еще очень молоды, чтобы показать свои таланты и профессиональную мощь. Технологии и ценности меняются стремительно, и пока трудно сказать, что будет у них в приоритете и какими будут сотрудники нового поколения. По проведенным исследованиям компании Millennial Branding, ценности поколения Z будут сводиться к свободному общению, восприятию мира с энтузиазмом. Преобладающими качествами этого поколения будут выступать стремление к постоянному обучению и самообразованию, креативность. Предполагается, что растущее поколение будет интересоваться новаторскими технологиями и наукой, биомедициной, искусством, робототехникой.

Как управлять людьми поколения Z?

Основными направлениями компании, в которой будут работать дети новой эпохи, будут инновационная деятельность, на первом плане – поощрение творчества, свободы, нестандартного подхода к выполнению задач. Главная их мотивация – возможность работать в важных и интересных проектах, например, по разработке новой вакцины или в создании уникальных технологий для решения глобальных мировых проблем.

В последнем вебинаре Владимира Тарасова «Что вы знаете о своих навыках управления людьми?» прозвучал вопрос от слушателя: «Какие навыки нужно применять в управлении новым молодым поколением Z?». Владимир Тарасов прокомментировал этот вопрос так:

«Все руководители точно столкнулись с тем, что у работников поколения Z есть такое понятие как «хочу», но нет понятия «надо». Через «надо» с ними не получается работать, а получается только через «хочу». В то время как старые (по ментальности) кадры привыкли, что работники знают «надо». А чего же хотят молодые? Они хотят интересно проводить время, путешествовать и сделать такую карьеру, за которую «не будет обидно».

Как же ими управлять правильно?

1. обеспечить хорошую карьерную линию, которая должна сочетаться с горизонтальной карьерой, а не только в плане финансов. Работать должно быть интересно: это могут быть занимательные проекты, большая зона ответственности;
2. в перспективе у них должна быть возможность путешествовать. Например, командировки или обучение в другой стране;
3. еще один немаловажный мотив - люди поколения Z хотят быть личностью, чем-то отличаться (не для себя, а для других). Важно дать им возможность быть уникальным, и чтобы другие это видели. Например, цитировать их высказывания, указывать авторство. Если мы это все делаем, они чувствуют себя очень хорошо. Если они не попадают в такие условия, начинают проявлять свою личность по-другому: татуировки, пирсинг и пр. …»

Каким будет поколение Z, зависит и от того, какую базу мы сформируем сегодня, какие знания и умения им передадим. Безусловно, они также будут ставить под сомнение наши принципы, как и мы в свое время не принимали и не понимали приоритетов наших предков. Однако хочется надеяться, что именно они сделают наш мир лучше и создадут все условия для процветания и жизни нашей прекрасной планеты.

Полезные статьи и материалы:


Как помочь новичку? Внедряем программу адаптации

Искусство управления: технология улучшения бизнеса.



Поделиться в социальных сетях:


Зарегистрироваться

Чем отличаются бумеры, миллениалы, поколение X и поколение Z

После мема «Окей, бумер» интернет запутался в поколениях: кто такие бумеры и миллениалы? А иксы? «Афиша Daily» попросила Александра Рикеля, специалиста по поколениям и доцента кафедры социальной психологии МГУ, рассказать, какие отличительные черты есть у российских бумеров и зедов.

Есть ли другие классификации поколений, где нет беби-бумеров и миллениалов?

В любой стране уважающие себя психологи, социологи, социальные психологи и прочие специалисты, которые занимаются науками о поведении, определяют свои черты для каждого поколения. У нас можно выделить много классификаций, например, [социолог] Юрий Александрович Левада предложил свои термины:

— военное — молчаливое поколение;

— поствоенное — беби-бумеры;

— поколение эпохи застоя — поколение X;

— перестроечное поколение — поколение Y.

— он не дожил до поколения Z, поэтому для него названия нет.

Поколения называют не только в исторических рамках, можно называть метафорически. Например, когда говорят о поколении шестидесятников, многие культурные люди советской эпохи понимают, что речь идет о тех, кто вдохновлялся оттепелью и либерализацией общественной жизни. Безусловно, западным исследователям будет не очень понятно, что такое поколение шестидесятников — это что‑то близкое нашей с вами действительности и истории.

Названия поколений и их классификация могут быть какими угодно, но должны учитываться ценностные, культурные и социальные контексты, которые стоят за ними. Но в международной науке приняты эти буквы — X, Y, Z, — о которых только ленивый не слышал.

Почему тогда все говорят про бумеров и миллениалов?

Теория поколений, которая появилась в конце 80-х — начале 90-х годов, по какой‑то совокупности факторов стала наиболее мейнстримной. Возможно, потому, что она простая, такой махровый научпоп, который понятен всем. Отношение научного мира к ней скептическое. В ней есть спорные положения, например, о некоем цикличном развитии, то есть раз в четыре поколения — где‑то раз в 80–100 лет — становится актуальным и успешным один и тот же архетип, который называют красивыми названиями «художник» или «странник».

Почему именно эта теория стала популярна? Ну а почему именно на английском говорят во всем мире? Почему Coca-Cola ассоциируется у вас с Новым годом? Я бы сказал, что так просто получилось.

Подробности по теме

X, Y, Z: Как связаны теория поколений и история современной культуры

X, Y, Z: Как связаны теория поколений и история современной культуры

Как отличить одно поколение от другого?

Рамки поколений условны. Понятно, что не происходит так: кто‑то поворачивает выключатель, и начинают рождаться люди другого поколения. Это происходит постепенно. Когда я говорю о поколениях, то не имею в виду, что каждый человек в этих возрастных рамках обязательно должен подходить под эти строгие цифры и показатели. Это средняя температура по больнице: не обозначает температуру в конкретной палате, но характеризует общий фон.

Беби-бумеры

Поствоенное поколение, ~1945–1963

🟥 Советская идеология 🙋‍♀️🙋‍♂️ Коллективизм 🚀 Надежда на мегапроекты 🌄 Вера в счастливое будущее 💥 Крах советских ценностей

На них повлияла идеология Советского Союза. Воспитывались в коллективистическом и патриотическом духе и в то время, когда еще не было принято сомневаться: диссидентское движение не стало массовым, но осталась вера в счастливое будущее, в восстановление страны, в мегапроекты, полет Гагарина, соревнование с Америкой.

Падение Советского Союза пришлось на время, когда они еще не были старыми, поэтому значительную часть взрослой жизни после перестройки они провели не при тех ценностях, которые сформировались в детстве.

Часть беби-бумеров можно вполне отнести к так называемому потерянному поколению. Этот термин можно применить к любому поколению, он про когорту людей, по которой проехался каток истории или технологий и которые не смогли оправиться от его воздействия. Например, так называли людей, которые вернулись с Первой мировой войны и не могли социализироваться.

Подробности по теме

Почему «Окей, бумер» — главный мейнстрим-мем года

Почему «Окей, бумер» — главный мейнстрим-мем года

Поколение Х

Поколение эпохи застоя, ~1965–1985

😒 Разочарование в старых ценностях 💰 Вера в накопления 👨‍💼👩‍💼 Карьера 🏠 Стабильность 😒 Разочарование в современных ценностях

Разочаровались в ценностях СССР к началу перестройки, встретили ее молодыми, надеялись на нее. Для них Виктор Цой пел про перемены. После многие успели разочароваться и в современных ценностях.

Менее коллективистичны и патриотичны. Больше стремятся к материальным достижениям и не стыдятся этого. Верят в карьеру, накопление, финансовое благополучие как пример стабильности. Это легко объяснить: этого никогда не было у их родителей, а для них вдруг стало доступно.

В период такой трансформации общества гуманистические ценности вроде здорового образа жизни уходят на второй план. В песнях «Агаты Кристи» и подобных групп, которые пели для иксов, нет истории про ЗОЖ и заботу об окружающем мире, но есть индивидуализм, понимаемый как культ собственных достижений в классическом смысле: карьера, накопления, стабильность, мой дом — моя крепость.

Поколение Y

Миллениалы, или перестроечное поколение, ~1985–2000

🌏 Глобальные ценности 🧘 Саморазвитие ✈️ Новые впечатления 🔁 Отказ от владения 💸 Нет желания планировать

Еще более индивидуалистическое, более космополитическое, больше опирается на глобальные ценности. Для Х это были приобретенные ценности, а для Y это естественная среда обитания, ценности, которые с ними с самого начала.

У детей был широкий диапазон возможностей — слушать разную музыку, читать разные книги, думать по-разному, презентовать себя по-разному, выбирать хобби — вне зависимости от достатка семьи. Это заложило свободу поколения и сделало его более индивидуалистическим и толерантным. Стремятся к другим индивидуалистическим ценностям: путешествия, саморазвитие, свобода.

Это поколение стабильности, непуганное поколение. Еще не сталкивалось с экономическими трудностями и глобальными катастрофами. Не очень понимает, что такое долгосрочные стратегии, что такое откладывать на черный день и копить. Отсюда желание развивать sharing economy, брать автомобиль в каршеринге или снимать квартиру.

Подробности по теме

Почему миллениалы — не лентяи? Объясняет Малкольм Харрис

Почему миллениалы — не лентяи? Объясняет Малкольм Харрис

Поколение Z

Цифровые аборигены, ~2004 — настоящее время

🌐 Интернет 🤹 Многозадачность ⏩ Клиповость 📱 Онлайн-общение ❓ Еще не сформировалось

Самым старшим из них 20 лет, поэтому сложно выделить поколенческие особенности. Еще не до конца понятно, что ими руководит: подростковые прыщи или какая‑то их реальная сущность. Имеет смысл говорить об их становлении гораздо позже.

Но можно выделить особенности. С одной стороны, это влияние интернета. Можно сказать о клиповости мышления, то есть фрагментарном восприятии удобных кусков информации, коротких ярких клипов, инфографик и знаний, преподнесенных в игровом виде. С другой стороны, многозадачность. Эти ребята привыкли делать три-четыре задачи в пяти открытых приложениях и 20 открытых вкладках. Кто‑то скажет, что они делают поверхностно, но они могут это делать.

Возможно, некоторые сложности будут с офлайн-общением. Это связано с богатством онлайн-общения, которое более удобное, не требует спонтанных реакций, не имеет такого уровня стресса. Ну а кто из нас не без греха? Неужто мы все так легко общаемся в офлайне по сравнению с комфортными чатиками.

Поколение Альфа

2015–20ХХ

🤖 Искусственный интеллект ❓ Еще ничего не ясно 👀 Станет ясно через 10 лет

Лучше пойти к футурологам, которые иногда похожи на экстрасенсов, чтобы они рассказали, чем будут жить люди, которые рождаются сейчас. Возможно, они скажут, что в их жизни важную роль будет играть искусственный интеллект. Ну или спросите своих годовалых детей: «Альфа, вы кто?» Но лучше записать еще одно интервью через 10 лет и тогда более подробно обсудить поколение Альфа.

Как наука понимает, что поколения сменились?

В теории поколений речь идет о том, что молодежь, действительно, в чем‑то другая, не такая, как прошлое поколение. На это надо просто открыть глаза и начать фиксировать изменения. Социологи и психологи с помощью специальных инструментов — опросников, которые измеряют ценности и идентичность, анкет, которые выявляют установки и отношение к социальным проблемам, — отмечают эти различия. Есть три способа делать это.

01

Халявный путь: когда что‑то замерили у молодежи, потом у тех, кто на 20 лет старше. Это фиксирует красивое развитие, но мало что доказывает: те, кому сейчас 40, в молодости не были такими же, как те, кому сейчас 20 лет.

02

Можно заморочиться и сделать лонгитюдное исследование. Взять человека, измерить его ценности, потом подождать 20 лет и измерить их еще раз. Но нужно ждать, нужно, чтобы автор не умер, а герой никуда не уехал. Так делают только те, у кого хватает терпения.

03

Разумный компромисс: взять человека, измерить его ценности, измерить ценности его родителей, бабушек, дедушек, а потом найти предыдущие исследования и посмотреть, о каких ценностях поколение родителей говорило 20 лет назад. Так можно сделать более-менее разумные выводы.

Почему границы поколений постоянно сужаются?

В социологии всегда было принято измерять поколения по 20–25 лет. Это средний возраст, когда одно поколение сменяет другое. Сейчас рамки немножко меняются. И у этого есть красивое бездоказательное объяснение.

Есть шаблонная фраза, которую можно встретить почти в любой курсовой работе: «В современном быстро меняющемся мире…» Но безусловное увеличение количества событий в единицу времени — это черта нашей жизни. Мир быстрее, чем был раньше: быстрее технологически, информационно, с точки зрения политических и экономических трендов.

Быстрота не способствует взаимопониманию людей из разных поколений, она только усложняет его.

Когда я провожу тренинги по поколениям, часто клиенты говорят: «Вы знаете, мои брат и сестра на 10 лет меня младше, а я уже их плохо понимаю: их игры, технологические новинки, моду, музыку». Казалось бы, что такого может быть в музыке и новых приложениях. Но потихонечку они образуют не просто поведенческие паттерны, а ценности, нормы и правила. Когда клиент смотрит на человека уже не на 20–25 младше, а на 10–15 лет младше, который еще принадлежит к его поколению, то думает: «Он другой». Именно это заставляет сужать рамки поколений.

Подробности по теме

Почему между вами и вашими родителями образовалась огромная пропасть? Объясняет психолог

Почему между вами и вашими родителями образовалась огромная пропасть? Объясняет психолог

Могут ли поколения смешаться и просто исчезнуть в будущем?

Я не очень в это верю. Когда говорим о том, как будет через 50 лет, мы двигаем науку в сторону и начинаем мыслить категориями календаря майя. Предсказывать сложно, и это не удел научного подхода.

Есть вещи, слабо подверженные изменениям. Меняются модели поведения, отношений, дружбы, меняются технологии, но остаются стабильные константы, например, возрастные законы. Ребенок с телефоном в кармане и ребенок без телефона в кармане, конечно, ведут себя по-разному, но все равно есть вечные ценности, которые закладываются в процессе созревания, стабильные возрастные этапы становления, кризисы, через которые проходят. Я не вижу чего‑то, что должно кардинальным образом поменять это расклад.

Подозреваю, так будет и дальше, если не произойдет какой‑то биологической революции. Например, если мы расшифруем геном человека и значительно продлим жизнь, и нашим основным визави станет не живой человек, а искусственный интеллект.

От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.

Теория поколений: X, Y, Z - кто они

Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее. В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - "российская школа Теории поколений", ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.

Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценности, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поколенческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Они формируются примерно до 21 года и остаются с человеком на всю жизнь. Это тот самый стержень, определяющий сознание.

 

Итак, последние пять поколений России:

Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип – Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

 

Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип – Пророки. Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения - укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.

 

Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники. Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав условия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.

 

Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.

 

Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы. Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Дети индиго. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем.

 

Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).

Последние четыре поколения социально активны и тесно взаимодействуют друг с другом. И... далеко не всегда могут похвастаться взаимопониманием. Давайте разберемся, какие они.

В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Z - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитирую время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.

Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, - нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне - гугл знает все. Этим детям нужно научиться обрабатывать информацию. Они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультики - все с научным уклоном. Там постоянно что-то объясняется. Z - это созидатели, трудяги, творцы. Это будущее России.

Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Работодатели считают их ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными навыками. Все это так, однако золотая середина есть. Просто нужно понимать, что это за поколение и как оно формировалось.

В период с 1986 по 2003 год страна фактически менялась. Не стало СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. Это время, когда начался всплеск терактов: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской киновыдумкой, вдруг стало так близко, стало реальностью. Уже растоптана старая идеология и еще не сформировалась новая. Полностью разрушена система советского образования. Началось много экспериментов и далеко не все они прошли удачно. И ровно под них попадает поколение Y. Все это в совокупности: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, разброд в образовании - полностью меняет представления о том, как надо воспитывать ребенка. Родители начинают проявлять сверхопеку, просто в силу того, что за ребенка страшно. Если для поколения Х встречающая из школы мама - это большой позор перед друзьями, то для Y - это норма. Причем норма, возведенная в ранг правил некоторых учебных заведений. Опека не имеет границ. Контроль начинает распространяться на уроки. Репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением.

Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал. Хвалят просто за то, что он есть. Давайте вспомним, что должны были сделать X в детстве, чтобы родитель Беби-бумер похвалил? Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что ты умеешь? Что бы можешь дать компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.

Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их возможности провести правильные причинно-следственные связи.

Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность.

Я много думала, как руководить Игреками, и выработала свой «коучингово-авторитарный» стиль. Обратная связь в стиле коучинг, помощь в осознании целей и зон развития. Также Игрекам нужно давать возможность самим сделать ошибку и научиться на ней, но с помощью анализа через коучинг помочь осознать последствия.

 

Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник – это важная часть управления Игреками.

Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь.

Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *