Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Путешествие по швейцарии – Как сэкономить во время путешествия по Швейцарии: 11 лайфхаков для туристов

Путешествие по швейцарии – Как сэкономить во время путешествия по Швейцарии: 11 лайфхаков для туристов

Содержание

Лучший маршрут по Швейцарии на автомобиле: Альпы, замки, старинные города

Путешествие по Швейцарии зрело давно и до этого лета оставалась белым пятном в карте наших автомобильных путешествий по Европе. 

Формат был необычным. Ни одного отеля за поездку, вместо этого ночевки у друзей и друзей друзей, а также в кемпинг каре, подробно о котором я уже написал. Это было решающим фактором планирования, так как цены в швейцарских отелях — страшный сон бюджетного путешественника.

Больше половины локаций по маршруту заслуживают отдельной статьи, поэтому здесь коротко и сжато, но зато про абсолютно все точки нашего путешествия.

Швейцария вопреки популярному мнению – совсем не маленькая страна, охватить абсолютно всё за неделю было невозможно как физически так и финансово. Поэтому мы старались разнообразить маршрут и наполнить его совершенно разными по формату достопримечательностями.

Это и Женевское озеро с пафосным Монтре, красивые горные перевалы, ледник, подземное озеро и пещера, пеший трек вдоль реки по дну каньона, красивейшие озера в окрестностях Интерлакена, место перехода Суворова через Альпы, курорт богатых и знаменитых – Гштаад, столица Берн, средневековый замок Грюер и крутейший трек в горы до высоты 2300 м.

А теперь обо всем подробнее с коротким описанием и местом на карте.

Короткое описание маршрута по Швейцарии

Для тех кто любит покороче, вот маршрут с правильными названиями локаций и городов а также встроенная карта наших перемещений.

Petit-Villard (Франция) – Vallorbe – Vernayaz – Cascade de la Pissevache – Gorges du Trient – Saint Leonard (Lac Souterrain, Cave du Lac) – Furka Pass — Source du Rhone (Gletsch) – Gotthard (Suvorov Statue) — Andermatt (Pont du Diable) – Grimsel Pass – Aare Gorge – Interlaken – Bern – Gstaad – Lac d’Arnon (пешийтрек) — Gruere Castle – Montreux

Подробное описание маршрута по Швейцарии

Традиционно все остановки по маршруту буду отмечать «мишленовскими» звездами.

* — стоит остановиться ненадолго для перекуса или короткой прогулки

** — стоит включить в маршрут и сделать продолжительную остановку

*** — место серии must visit, ключевое место по маршруту вокруг которого строится путешествие, то что стоит обязательно увидеть

Мы прилетали в Женеву, оттуда же возвращались в Киев через Краков. Летели Wizzair (Киев-Краков), затем easyJet (Краков-Женева). Цена билетов в общей сложности чуть меньше 100 Евро туда-назад на человека.

Формат поездки – мы с Таней и друзья из Швейцарии/Франции, автомобиль плюс кемпинг-кар. Была еще французская часть путешествия, о которой расскажу отдельно.

Для путешествия по автобанам Швейцарии нужна годовая виньетка, она стоит 40 франков. К сожалению, в Швейцарии нет виньеток на более короткий срок. Также предусмотрена плата за пользование отдельными туннелями. автомобильный маршрут по Швейцарии

Старт путешествия – деревня Petit-Villard

Стартуем из французской деревеньки Petit-Villard, от которой 40 минут езды до франко-швейцарской границы. Обычная деревня, удобная своим расположением и тем, что жилье здесь стоит в разы дешевле, чем в Швейцарии. Рекомендую как для круговых путешествий, так и для радиальных с выездом и возвращением.

Швейцария – деревня Vallorbe*

Здесь первая остановка возле реки и завтрак с классическим швейцарским видом – вид практически из рекламного буклета про Швейцарию. В зависимости от времени, здесь можно провести от получаса до двух-трех часов и приготовьте еды для местных уток. автомобильный маршрут по Швейцарии

Каскадный водопад «Писающая корова» **

Именно так переводится название первого нашего водопада в Швейцарии – Cascade de la Pisse vache («Писающая корова»). Находится вдоль дороги недалеко от городка Vernayaz. Воды в конце июня было достаточно много. Фишка водопада – можно зайти в грот, который находится за водопадом и посмотреть на падающую воду изнутри. автомобильный маршрут по Швейцарии

Возле водопада практически нет туристов, точнее в конце июня их не было совсем. Место мало раскрученное, возле водопада есть небольшой отель с одноименным названием.

Вход бесплатный.

Ущелье Gorges du Trient *

Красивое ущелье с хорошей инфраструктурой, по бокам ущелья проложены деревянные помосты с перилами, по которым удобно пройти полюбоваться видами. По дну ущелья течет река, а высоко над ущельем проходит автодорога.

Именно автодорога стала причиной того что пешеходные помосты прикрыли навесами. Причина – смерть туриста от выброшенной пустой стеклянной бутылки из окна проезжающего по автодороге автомобиля. Безответственность случайного авто-туриста, которая привела к трагедии. Все правила безопасности написаны чьей-то кровью – помните об этом, путешествуйте ответственно! автомобильный маршрут по Швейцарии

Вход в ущелье – 8 швейцарских франков (около 7 Евро). Туристов – минимум. автомобильный маршрут по Швейцарии

Подземное озеро Lac Souterrain *

Подземное озеро было включено в маршрут, чтобы максимально разнообразить путешествие, мы любим контрасты и разные форматы. И хотя e;t видели нечто подобное в словенских Альпах, считаем, что не зря сделали остановку.

Находится в городке Saint Leonard, в центре есть парковка для кемпинг-каров, можно подзарядиться и заправиться водой при необходимости. Рядом – живописные скамеечки и столы для перекуса-обеда с видом на виноградники и горы. автомобильный маршрут по Швейцарии

Местные запустили в озеро речную форель, которая в темноте почти ничего не видит, но вырастает до внушительных размеров. Место более туристическое, чем предыдущие, но не критично.    

Цена входа на территорию озера и катание по нему на лодке – 10 франков (9 Евро). автомобильный маршрут по Швейцарии

Перевал Фурка и ледник — Furka Pass — Source du Rhone (Gletsch) ***

Альпы непредсказуемы по погоде и количеству осадков. В мае до конца июня многие перевалы были еще закрыты. Об этом пишут светящиеся табло на перекрестках и важных дорожных развилках. Наша цель – известный и красивый перевал Фурка. Нам повезло – перевал открыт для проезда, хотя сугробы достигают крыши автомобиля. Но погода солнечно-облачная и очень фотогеничная, очень красиво. автомобильный маршрут по Швейцарии

Перевал Фурка находится на границе кантонов Вале и Ури. На этом перевале находится ледник Source du Rhone (источник реки). Ледники в Швейцарии переживают не лучшие времена из-за потепления. Многие места прикрывают белым полотном, чтоб меньше таяли на солнце. В целом, очень крутое место, если есть время и деньги можно переночевать в культовом высокогорном отеле — Belvedere. Место необычайно красивое и малолюдное вплоть до пика сезона, который приходится на конец июля. http://www.roomguru.ru/Hotel/Belvedere_Swiss_Quality_Hotel.htm?a_aid=136282

Рядом с ледником небольшой пешеходный трек к озеру и реке, которая падает из него небольшим водопадом.  

Цена входа на ледник на трек к леднику и ледник – 8 франков (7 Евро)

Перевал Gotthard***

Красивый перевал Сан Готард был выбран местом ночевки, а знаменит перевал тем, что тут проходил путь армии, которой командовал Суворов. К перевалу можно проехать по старинной горной дороге выложенной брусчаткой. Качеству дороги позавидуют современные автострады, а виды такие, что отвисшую челюсть долго не удается вернуть на место.

На перевала стоит скульптура Суворова. Она покажется странной внешне даже тем, кому известно, что полководец не отличался ни мужественным лицом, ни фактурой. автомобильный маршрут по Швейцарии

По суворовским местам мы еще проедем дальше, а пока это была лучшая ночевка в этом году. автомобильный маршрут по Швейцарии

Андерматт и мост Дьявола ***

Совсем немного проезжаем от перевала Готарда до красивейшего Андермата, вот где зависнуть бы на несколько дней. Рекомендую к длительной остановке как летом для пешеходных треков, так и зимой для лыжников. автомобильный маршрут по Швейцарии

Мост дьявола – место, о котором стоит рассказать подробнее в отдельном материале. Кроме исторической составляющей – именно здесь армия Суворова разбила французов.

Как здесь оказался Суворов? Швейцарцы шутят на эту тему так – «Фельдмаршалы ни у кого не спрашивают разрешения на то куда идти и с кем дружить» при этом удивляются тому факту, что отношения с французами русская армия проводила на территории Швейцарии. Именно в этом походе Суворова его армия вернула австрийцам земли, которые захватил Наполеон.   автомобильный маршрут по Швейцарии    

Но мы далеки от политики и военной истории и просто любим природу и красивые места. Pont du Diable (Мост Дьявола) – чертовски привлекательная локация в Швейцарских Альпах и я крайне рекомендую его для посещения в любое время года. автомобильный маршрут по Швейцарии

Недалеко от Андермата находится воспетый Конан Дойлем Рейхенбахский водопад, там где погиб Шерлок Холмс. Если коротко, его можно пропустить, что мы и сделали, послушавшись местных. «Писающая корова» гораздо круче и привлекательнее (см. начало маршрута).

Перевал Grimsel Pass **

После крутого Андермата и Чертова моста несемся покорять еще один крутой перевал – Гримзел. С учетом погоды в горах, он мог быть закрыт и это несколько ломало наши планы, но все в порядке. Перевал открыт для проезда, но виды закрыты «молоком» тумана. По обочинам трехметровые сугробы. Несмотря на погоду, делаем стоянку для обеда и ждём погоду. Недолго. Уже через час небо открывается и мы предаемся визуальным удовольствиям и закрепляем увиденное крепкой швейцарской настойкой на альпийских травах.

Гримзел – еще один рекомендованный к посещению перевал, но будьте готовы к погодным сюрпризам, все-таки высота больше 2 километров. автомобильный маршрут по Швейцарии

Каньон — Aare Gorge **

Интересный каньон реки Aare в живописнейшем месте Швейцарских Альп. Над головой пролетают истребители швейцарских ВВС – в районе ущелья секретная военная база спрятанная в скалах. Туристы о ее существовании не подозревают и делают счастливые селфи на фоне швейцарской идиллии – река, снежные пики, коровы и зеленые луга. автомобильный маршрут по Швейцарии

Вход в каньон – 10 франков (9 евро), длина маршрута примерно 3 километров, все те же деревянные помосты и чумовые виды снизу вверх. Высота каньона около 200 метров. Каньон извивается, меняя ширину, в самом узком месте приходится извиваться ужом, чтобы пронести себя между скал. Чем-то напоминает каньон Антилопы в Штатах, но там все намного цветастее. автомобильный маршрут по Швейцарии

Интерлакен ***

Интерлакен – это город. Красивый и очень туристический. Первое место на нашем маршруте, буквально кишащее туристами — большой и красивый туристический муравейник в Альпах. Я не рекомендую его тем кто как и мы стараются избегать сильно туристических мест.

Тем не менее, это полноценные 3*** и все благодаря месторасположению. Город Интерлакен лежит между двумя крутейшими горными озерами – Тунское озеро (Thunersee) и Бриенцское озеро (Brienzesee). автомобильный маршрут по Швейцарии

И вот пока 75% туристов увлечены разглядыванием вывесок магазинов и отелей Интерлакена мы стремимся на побережье этих озер где тишайшая озерная гладь соперничает красотой с задним планом в роли которого снежные альпийские вершины. Это обязательно нужно увидеть.

Сколько нужно времени на эти места. Столько сколько сможете себе позволить и это не фигура речи. автомобильный маршрут по Швейцарии

Интерлакен относится административно к Бернскому району говоря нашим бюрократическим языком и именно в этот город мы отправляемся.

Берн ***

Берн – столица Швейцарии, возможно не в том смысле, в котором мы привыкли считать, все таки Швейцария – конфедерация и формально столицы у нее нет. Но все административное управление и государственные органы находятся в Берне.

У меня Берн – это город — иллюзия из советского сериала про Штирлица. В Берне в военное время было тише и спокойнее чем в мирном 21 веке. Напишу обязательно про столицу Швейцарии отдельный материал. Здесь стоит провести хотя бы два-три дня чтобы всё неспешно осмотреть. Рекомендую Берн. автомобильный маршрут по Швейцарии

Совет – избегайте поездок в Берн по выходным и праздникам, а также в пик туристического сезона в июле и августе. Он переполнен людьми. Мы же были во время проведения Formula E — аналог Formula1 для электрокаров – центр города был самым адским местом в Швейцарии.

Выход был один – бежать. С центральных улиц подальше от туристической тусовки мы нашли свой кусочек рая в ресторане Terrasse на реке Ааре с видом на старый город , небольшую плотину, полуостров. Здесь швейцарская кухня и умеренные цены, конечно по швейцарским меркам и с поправкой на виды и атмосферу, которые на пятерку!

Гштаад **

После шумного Берна попасть в Гштаад это как после студенческого кампуса оказаться на элитном приеме. Гштаад, город – курорт в швейцарских Альпах, входит в Tops of Alps и считается местом отдыха богатых и знаменитых.

Дорогие рестораны, бутики, пятиэтажные шале-отели с большим количеством звезд на фасаде и все до неприличия вылизано и картинно красиво.

В окрестностях тысячи пешеходных треков, они то и были настоящей целью этой части путешествия. автомобильный маршрут по Швейцарии

Трек к озеру Lac d’Arnon ***

Это был трек с сюрпризом, наши местные друзья показали это место предупредив, что самая красивое нас ожидает наверху.

Место начала трека в районе городка Les Diablerets, парковrа возле озера Lac Retoud, с нее и стартуем.

Координаты старта маршрута и парковки — 46ᵒ21’33.89»N 07ᵒ12’00.01»E

Дальше идем по указателям и тропе, промежуточный финиш возле сыроварни, сыр можно купить, вино берем с собой. Это обязательные составляющие трекинга по-альпийски. Охлаждаем вино в снегу, который появляется после 2000. Идём до примерно 2350. Наслаждаемся видами, вином и сыром.  

Вид на озеро Arnesee (Lac d’Arnon) нужно поискать – погуляйте по вершине. Спускаемся по другой тропе, таким образом, не повторяемся. Возвращаемся к озеру Lac Retoud, от которого стартовали. автомобильный маршрут по Швейцарии

Замок Грюер (Gruere Castle) ***

Без настоящего средневекового замка маршрут был бы неполным. Грюер – лучшее место в окрестностях Берна и Монтре если хотите попасть в средневековое кино. Территория и городок возле замка Грюер – национальный парк. автомобильный маршрут по Швейцарии

Вход в замок – 10 франков, оно того стоит.

Монтре ***

Я бы поставил все пять звезд не столько за Монтрё, сколько за программу которую нам организовали друзья — прогулку на катере с пикником на Женевском озере и терраса с видом на Женевское озеро в их доме, а также поездки по окрестностям. автомобильный маршрут по Швейцарии

Подробно про Монтрё и окрестности тоже напишу — там есть что посмотреть и о чем рассказать. автомобильный маршрут по Швейцарии

Полезные ссылки при планировании путешествий

Aviasales — бюджетные авиабилеты по всему миру

Hotels Combined (RoomGuru) – позволяет сэкономить до 20% при поиске бюджетного жилья, отелей и апартаментов так как ведет поиск по всем популярным сайтам бронирования, включая Agoda, Booking.com  и другие. Актуален для Швейцарии.

Booking.com – привычный и удобный сайт поиска и бронирования жилья по всему миру

Airbnb – мировой лидер по поиску апартаментов и квартир для путешествий, зарегистрируйся по ссылке и получи денежный бонус на первое бронирование

Rentalcars – сайт поиска и аренды автомобилей по всем миру с возможностью бесплатной отмены брони

Оставайтесь на связи!

Свежие репортажи на моей страничке Facebook

Актуальные новости из путешествий на моем канале в Telegram

Мои путешествия – в Instagram

Советую также почитать:

По Швейцарии на кемпинг каре — подробности, отзыв, фото 

Три недели на Канарах самостоятельно, отзыв, фото

Айя Напа, Кипр. Топ-6 лучших пляжей, отзыв, фото

Отзыв на озере Хевиз. Отзыв, фото

Последнее изменение Понедельник, 15 Июль 2019

Организационные аспекты поездки в Швейцарию

Люцерн.JPG

Мое путешествие в Швейцарию состоялось в конце апреля — начале мая 2016 года, посетила несколько городов ее французской и немецкой части (в конце поста приведу план поездки). Несмотря на то, что страна небольшая, в ней столько всего удивительного и интересного, что такой короткий срок, конечно, подходит только для первого знакомства. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями и советами при организации поездки.

Время для поездки
Швейцария — это страна, где хорошо в любое время года! Помимо экскурсионных целей, здесь, вне зависимости от сезона, есть масса возможностей для активного отдыха.

Если нет привязки к зимним видам спорта, самое лучшее время для поездки — это период с мая по октябрь (хотя в Церматте, например, катаются и в мае). В это время будет уже не только устойчивая и хорошая погода, но и возможность пользоваться туристической инфраструктурой в полном объёме. Так, часть маршрутов на горные вершины открывается только в конце апреля — начале мая. Например, совершить знаменитый Golden Round Trip на Пилатус возможно только с мая, когда открывается движение поезда по зубчатой железной дороге, а в остальное время доступен подъем только по канатной дороге.

Плюс в тёплое время больше возможностей для того, чтобы часть пути в горы преодолевать пешком (даже абстрагируясь от хайкинга). Например, по пути на Горнерграт как раз есть несколько промежуточных остановок, где летом должно быть просто прекрасно.

Более того, необходимо учитывать, что если какой-нибудь музей вдруг затеет реконструкцию, то это будет как раз в «не сезон». Например, во время моей поездки Музей еды в Веве как раз был закрыт на реконструкцию до начала июня.

В любом случае, вне зависимости от выбранного сезона, если планируется поездка на одну из горных вершин, лучше закладывать запас в день-два на случай возможной непогоды. При этом, как показала практика, даже если утром «ничего не видно» (а на каждой вершине есть веб-камера и можно узнать ситуацию на сайте в режиме реального времени), то во второй половине дня видимость может быть отличной.

Выбор места для проживания
Исходя из опыта своей поездки, могу сказать, что в районе Женевского озера лучше все же жить на противоположном от Женевы берегу. Например, в Лозанне, Монтрё, Веве (причем, я бы выбирала между двумя последними — они более компактные и показались мне очень спокойными и размеренными). Именно с этой части озера удобнее совершать выезды в интересные места (тот же Горнерграт, сыроварня в Грюйере и шоколадная фабрика в Броке).

В немецкой части я бы выбрала Люцерн. Абсолютно волшебный город! Кроме того, из него можно совершить несколько горных вылазок: как в непосредственной близости (Пилатус, Риги, Титлис, Штансерхорн), так и на Юнгфрау.

Если у кого-то есть опыт поездки по итальянской части Швейцарии, буду благодарна советам по размещению в этом регионе 🙂

Отели
Бронировала отели в четырёх городах: Женева, Люцерн, Берн, Цюрих. Позднее подготовлю сводный отчёт про гостиницы из этой поездки, а сейчас хочу остановиться на некоторых особенностях.

Швейцария не только удивительная и интересная страна, но и дорогая 🙂 Если в большинстве стран можно даже в сезон найти приемлемый вариант 3-4* до 100 евро за ночь, то в Швейцарии средняя стоимость одноместного номера получилась 150 франков (самый дорогой отель был в Люцерне, дешёвый — в Женеве) и то, после того, как «поиграла маршрутом», направившись из Женевы не в Берн (что было бы логично), а сначала в Люцерн. Причём все отели были категории 3*.

В отличие от других европейских отелей, во всех швейцарских гостиницах данной категории, в которых я останавливалась, в номере были чайник и принадлежности для приготовления чая и кофе (ещё дополнительно возможна капсульная кофемашина), а также приветственная бутылка воды (ожидаемо для Швейцарии). «Нежданчиком» оказалось отсутствие холодильника почти во всех отелях (уже потом поняла, что его наличие — скорее исключение).

Возможность взять зонт была во всех гостиницах, но, в основном, они были не в номере, а при выходе из отеля и в дождливую погоду зонтов не хватало всем желающим.

Уже упомянутая дороговизна швейцарских отелей несколько нивелируется тем, что в гостиницах некоторых городов выдают бесплатные проездные на городской транспорт на время пребывания (по ним также возможно посещение ряда музеев). Если не планируется перемещение между городами, этих проездных будет вполне достаточно. Из отелей, в которых я останавливалась, бесплатные проездные предоставлялись во всех гостиницах, кроме Цюриха.

Рестораны
Большинство ресторанов (которые закрываются после обеда) на ужин открываются в 18.00 (а некоторые и в 17.30), т. е. относительно рано, если сравнивать, например, с Италией, Испанией или Францией. Но ближе к 19.00 свободный столик в хорошем месте все равно найти проблематично. Поэтому, если нет брони, идеально озадачиваться местом для ужина не позднее 18.30. Искать место для обеда, как обычно, лучше до 13.30.

Цены выше среднего европейского уровня (в основном, обед или ужин в пределах 40-50 франков), но при этом порции довольно большие.

Несмотря на то, что я путешествовала только по франко- и немецкоязычной части, везде было очень много итальянских ресторанов, что не могло не радовать. Кстати, показалось, что местные жители данных кантонов также большие любители итальянской кухни.

Swiss Travel Pass
Это некий микс проездного и музейной карты. Скажу честно, что я не высчитывала до копейки его окупаемость, но прикинув количество своих передвижений (в т. ч. скоростные поезда, а также поездки на Пилатус и Горнерграт, где Swiss Travel Pass даёт 50% скидку) и планируемые к посещению достопримечательности (почти все музеи и прочие посещённые мной места в него включались), сразу отбросила мысли о том, чтобы каждый раз стоять в кассах или у автоматов за билетами. В 2016 году Swiss Travel Pass для 2-го класса на 8 дней стоил 363 евро. Более чем уверена, что он окупился как в финансовом, так и временном плане.

Поэтому если предполагается активная поездка, то мой ответ однозначный — в пользу Swiss Travel Pass. Если в планах только осмотр основных городов, без выездов за их пределы — вполне достаточно бесплатных проездных, которые можно получить в гостиницах (писала о них выше).

В инструкции к Swiss Travel Pass (именной) указано, что его предъявляют одновременно с паспортом. У меня всегда была при себе копия первой страницы, паспорт не требовали (копию в принципе тоже, но лучше ее иметь).

Транспорт
Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал, что система общественного транспорта в Швейцарии доведена до совершенства. Безусловно, у меня случались казусы с отменой и задержкой поездов, но это были в буквальном смысле единичные случаи, обусловленные форс-мажором (например, на пересадке в Виспе отменили запланированный поезд в Церматт из-за какой-то аварии, а на обратном пути из Церматта поезд ушёл с задержкой). Во всем остальном система работает отлично! Причём это касается как поездов, так и другого транспорта.

При планировании передвижений пользовалась сайтом www.sbb.ch (в крайних случаях google.maps). Он распространяется не только на поезда, но и дает возможность комбинировать маршруты с другими видами транспорта.

Расписание 4.PNG

Кстати, зайти на сайт можно на большинстве станций и поездов через wi-fi (естественно, только на этот сайт :-)), за что швейцарцам отдельный респект! Но в любом случае на всех станциях (даже маленьких) обязательно висит расписание поездов.

Очень рекомендую использовать именно sbb.ch и не мудрить самим с пересадками. Главное — правильно указывать название станции. Например, в том же Броке (где расположена шоколадная фабрика) две станции (нужна Broc-Fabrique), при планировании маршрута до Шильонского замка на поезде также важно не запутаться в станциях (необходимая станция — Veytaux-Chillon).

При этом если сайт предлагает пересадку в три минуты, значит, это реально осуществимо. Например, в Монтрё часто именно такая короткая стыковка при пересадке на GoldenPass. Но, как правило, поезда стоят на разных путях одной платформы и нужно просто перейти в другой поезд (например, в Монтрё платформы 3 и 5 как раз тот случай, поскольку платформа 4 и 5 как бы идут друг за другом). Более того, при пересадке, предлагаемой sbb.ch, если один из поездов задержится, то с большой вероятностью следующий будет ждать тех, кто должен на него пересесть (такая ситуация была в обозначенном мной выше случае при пересадке в Виспе на обратном пути из Церматта).

При планировании маршрута на sbb.ch сразу можно увидеть номера платформ. При всех моих поездках они всегда совпадали кроме одного случая (в Базеле их поменяли), поэтому все-таки по пути на платформу не лишним будет это проверить.

Сайт sbb.ch полезен еще и тем, что на нем можно увидеть загруженность того или иного поезда и при возможности выбрать другой. Стоять, даже в загруженном поезде, вряд ли придётся (все же на популярные часы и направления, насколько я поняла, включают двухэтажные вагоны), но выбор места или его смена будут вряд ли возможны.

Расписание.PNG

Ещё советую при перемещениях на поезде заранее продумывать, на какую сторону садиться. Например, по пути из Женевы в сторону Лозанны поезд идёт очень близко к берегу — виды открываются фантастические! Я бы их не пропускала. То же самое касается поезда из Церматта на Горнерграт — если сесть справа, то почти всю дорогу можно будет наслаждаться видами на Маттерхорн. А Рейнский водопад можно увидеть прямо из окна поезда по пути из Шаффхаузена в Цюрих, если сесть на левую сторону (кстати, из поезда водопад произвёл на меня большее впечатление, чем вблизи). Что касается GoldenPass, то по пути из Монтрё виды лучше сначала слева, а потом с правой стороны (к слову, GoldenPass Classic мне понравился гораздо больше и показался более уютным, чем GoldenPass Panoramic).

На небольших станциях (из тех, которые мне попадались, это, например, Грюйер, Монтбовон, Брок-Фабрик) платформы не пронумерованы (их там всего две), но есть указания направления поездов.
Направление движения.JPG

Учитывая, что движение через эти станции не настолько интенсивное, этого достаточно, чтобы сориентироваться. В любом случае ждать поезда нужно на платформе, которая прилегает к станции, поскольку везде висят устрашающие знаки о том, что пути можно переходить только после прихода поезда.

Табличка на станции.JPG

И еще несколько слов про продуманность и удобство швейцарских поездов. Определенные детали часто вызывали у меня вопрос: это же так просто, почему это не так распространено? Например, детские вагоны (там и машинки, и горки, и естественно, место для колясок), вагоны для велосипедов и с отдельными отсеками для лыж, стеклянные кабинки на пути и выезжающие платформы, чтобы не поднимать багаж. В общем, предусмотрено, кажется, все.

Детский вагон.JPG

Вагон для велосипедов.JPG

Выезжающая платформа.JPG
В завершение темы про транспорт хочу остановиться на транспортном сообщении между городами и аэропортами. Прямые рейсы из Москвы есть в Женеву и Цюрих. В обоих случаях добраться до города будет и быстрее, и дешевле именно на поезде, а не на такси. И в Женеве, и в Цюрихе вокзалы расположены близко к центру города (особенно в Цюрихе), а время в пути – порядка 10 минут. Более того, при прилете в Женеву есть приятный бонус в виде бесплатного билета, действующего в течение 80 минут (получить его можно в зале выдачи багажа – автомат с одной кнопкой). В Цюрихе, к сожалению, такой опции нет.

Мой маршрут
День 1. Прилет из Москвы в Женеву. Прогулка по городу (включая музей Patek Philippe, Кафедральный Собор, Английский сад с цветочными часами и фонтан).
День 2. Шильонский замок, Монтрё (музей Queen), Веве (буквально прогулялась часик по городку), Лозанна (Кафедральный собор и Олимпийский музей, на другие достопримечательности времени в тот день, к сожалению, не хватило).
День 3. Грюйер (сыроварня), Брок (шоколадная фабрика), Морж (как раз был фестиваль тюльпанов).
День 4. Переезд из Женевы в Люцерн. Прогулка по Люцерну (включая Ледяной сад, Умирающего льва, Крепостную стену, музей Розенгарт).
День 5. Музей стеклодувов, музей транспорта (на него, конечно, можно потратить целый день), поездка на Пилатус.
День 6. Музей естественной истории в Люцерне. Переезд в Берн. Прогулка по Берну (включая Мюнстер, Медвежью яму, Розовый сад, к сожалению, не удалось попасть внутрь Часовой башни).
День 7. Поездка на Горнерграт.
День 8. Поездка в Базель.
День 9. Переезд в Цюрих. Поездка в Шаффхаузен и на Рейнский водопад.
День 10. Прогулка по Цюриху (в Цюрихе уже была до этого несколько раз, поэтому осматривала то, что не успела в предыдущие поездки).
День 11. Вылет в Москву из Цюриха.

По Швейцарии на поезде за 8 дней

По Швейцарии на поезде за 8 дней

Гордость Швейцарии – ее железные дороги. Продуманное расписание, точность, комфорт, доступная подробная информация – все это делает путешествие по Швейцарии на поезде очень удобным. Кроме того, для туристов есть несколько видов проездных билетов Swiss Pass. С ними путешествие по Швейцарии на поезде стало для нас замечательным беззаботным приключением.

Для первого знакомства со Швейцарией мы выбрали июль. Состав – 2 взрослых и ребенок 11 лет. Поэтому маршрут планировали так, чтобы было интересно в первую очередь ребенку.

День первый – прибытие в аэропорт Цюриха

Рейс ранний, что позволило уже в 12 часов разместиться в отеле.

Отель Swissotel Zurich выбирали, в первую очередь, по месту расположения. Рядом расположен вокзал Эрликон. Это крупный пересадочный узел, с которого удобно перемещаться в любом направлении. До аэропорта и цента Цюриха ехать всего 5 минут. Хороший отель, отличные завтраки, просторные номера. С верхних этажей открывается великолепный панорамный вид на всю округу.

Близкое расположение к вокзалу чревато большим количеством мигрантов, но все тихо и мирно. Швейцария все-таки. Как альтернативу рассматривали отель Alexander, это уже в старом городе, рядом с центральным вокзалом.

Сразу после размещения – в путь, в столицу Швейцарии, город Берн. Поезд с вокзала Эрликон, время в пути 1 час 20 минут. Пересадка на центральном вокзале Цюриха. Поскольку Берн небольшой город, то на его осмотр вполне хватило полдня. Возвращение в отель. Ужин в соседнем кафе.

День второй – гора Пилатус – Люцерн

Поезд с вокзала Эрликон до Люцерна без пересадок, время в пути около часа. Пересадка в Люцерне на поезд до станции Alpnachsad. Пришлось подождать поезда 23 минуты. Время в пути 17 минут. От станции на вершину горы Пилатус проложена зубчатая железная дорога, поезд каждые 40 минут. Время, которое можно провести на вершине, очень зависит от погоды. Нам не повезло потому что было холодно и ветрено. Но на вершине есть прекрасный панорамный ресторан, в котором мы пообедали. Во второй половине дня мы вернулись в Люцерн, осмотрели достопримечательности. Вечером вернулись в отель в Цюрихе.

День третий – Рейнский водопад – Цюрих

Рейнский водопад находится недалеко от Цюриха. Поезд с вокзала Эрликон до станции Neuhausen Rheinfall, время в пути от 40 минут до 1 часа, зависит от типа поезда. Раз в час есть прямые поезда и еще есть поезда пересадками. Все они идут с центрального вокзада Цюриха и останавливаются на станции Эрликон. От станции пешком до водопада примерно 5 минут. Возвращение в Цюрих на центральный вокзал. Осмотр достопримечательностей.

День четвертый – Лозанна – Шильонский замок – Монтре

Утром четвертого дня мы продолжили наше путешествие по Швейцарии на поезде, переехав в другой регион. Выезд из отеля с чемоданами, переезд в Лозанну, размещение в отеле. Поезд с вокзала Эрликон до Лозанны без пересадок. Время в пути 2 часа 30 минут.

Отель «Hotel du port» — приятный семейный отель, расположенный на набережной Женевского озера. Рядом станция метро, до вокзала 4 остановки. Брали полулюкс с видом на озеро. Номер просторный, чисто, уютно, отличные завтраки и вообще ресторан при отеле славится своей кухней. Только одно но – между отелем и озером проходит дорога и набережная, тишины не ждите. И в номере нет кондиционера.

Первым делом после приезда мы отправились знакомиться с Олимпийским музеем в Лозанне. Это от отеля пешком. Дальше посещение Шильонского замка. Из Лозанны на поезде до станции Veytaux. Время в пути 40 минут, есть прямые поезда раз в час и проезда с пересадками на автобус или кораблик. Можно доплыть на кораблике из Лозанны. На обратном пути прогулка по Монтре.

День пятый – Грюйер – Женева

С вокзала Лозанны поезд до станции Romont. Время в пути 30 минут. Потом пересадка на поезд до Bulle, время в пути 8 минут без остановок. Дальше местным поездом S50 до остановки Gruyeres. Осмотр сыроварни и замка Грюйер. Обратно тем же поездом, только мимо Лозанны сразу в Женеву.

День шестой – Сан-Морис – Ле-Бувре

С вокзала Лозанны до станции St-Maurice прямой поезд 40 минут. Посещение грота фей. От станции St-Maurice до станции Bouveret прямой поезд 25 минут. Здесь много развлечений для детей и взрослых. Сначала мы покатались на мини-поездах по мини-швейцарии. Потом пошли в аквапарк, расположенный на берегу Женевского озера. Пробыли там до самого вечера. Обратно вернулись на автобусе 141 до Aigle 26 минут, затем поездом до Лозанны 32 минуты.

День седьмой – Ньон – Ивуар

С вокзала Лозанны до станции Nyon. Осмотр достопримечательностей. Далее с пристани на кораблике до французского городка Yvoire. Сама по себе прогулка по Женевскому озеру очень приятна. Тем более, что по Swiss Pass это бесплатно. Yvoire — чудесный городок. Известен он тем, что весь украшен цветами. Каждый житель получает дотацию от города на украшение. И каждый старается от души. А еще там сохранился старинный замок с садом.

День восьмой – Лозанна – вылет домой

Прогулка по Лозанне, осмотр достопримечательностей, поезд до аэропорта Женевы, вылет домой.

На этом наше путешествие по Швейцарии на поезде закончилось. Конечно, все это можно было осмотреть, взяв на прокат машину. Может быть мы успели бы увидеть даже больше. Но поезда в Швейцарии — это нечто особенное. Поэтому мы выбирали этот способ передвижения, как дополнительное впечатление. Кроме того, не надо беспокоиться о парковках и поиске дороги. Мы путешествовали по равнинной части Швейцарии. А если путешествовать по горам, то специальные панорамные маршруты будут лучшей альтернативой машине.

Конечно, к такой поездке надо готовиться заранее. Строить маршрут, изучать расписание. Познакомиться с расписанием можно на официальном сайте Швейцарских железных дорог https://www.sbb.ch/en/timetable.html.

Швейцария. Отчет о восьмидневном путешествии.

     Путешествие по Швейцарии для рядового туриста может показаться очень дорогой забавой и даже может многих отпугнуть от такого путешествия. На деле это не так. Расскажу, как это было у нас. Мы путешествовали по Швейцарии весной автобусным туром, и не скажу, что поездка была разорительной. За восемь дней мы познакомились со страной, увидели множество достопримечательностей, у нас были экскурсии и отличная компания. При этом нам повезло с погодой. Это я к тому, что автобусный тур по Швейцарии, это здорово!

   Жили мы в отеле в соседней Франции прямо на границе со Швейцарией и каждый день возвращались ночевать в отель на территорию Франции. Каждое утро автобус привозил нас сначала в Женеву и уже из Женевы мы путешествовали по городам Швейцарии. В этом туре у нас были оплачены только завтраки и пару раз у нас были общие обеды.

 

   Швейцария у меня в первую очередь осталась в памяти, как страна с потрясающей экологией, очень чистой и живописной. А ещё это страна шоколада, часов и различных ножей. Всё это тут в каждом городе на каждом шагу.

 

 

Швейцарские Альпы

 

 

Набережная в Лозанне

 

   За восемь дней мы побывали в Женеве, Берне, Цюрихе, Лозане, Люцерне, Монтрё и Веве. Осмотрели Шильонский замок и побывали на Рейнском водопаде. Больше всего впечатлил Люцерн с его старинными мостами и живописными раскрашенными домиками. Из сувениров привезли домой шоколад, настенные часы и пару настоящих швейцарских ножей. Кстати, когда будете выбирать себе ножи, не купите случайно китайские, которые продаются по всей Швейцарии. Настоящий швейцарский нож можно купить только в специализированном швейцарском магазине. В таких магазинах продавцы, как правило, сами швейцарцы, а не люди с восточной внешностью. Хороший раскладной швейцарский нож обойдется вам примерно в 50 франков, а нормальные часы нужно покупать по цене не ниже 500 франков. Знаменитые ножи-трансформеры, такие красные, стоят от 60 франков и до бесконечности.

 

   В Женеве поразил знаменитый Женевский фонтан Же-До, высота которого составляет 140 метров в хорошую погоду. По Женевскому озеру у нас была часовая экскурсия на кораблике, который проплывает мимо этого фонтана и его можно хорошо разглядеть. Такая прогулка на кораблике стоит 10 евро и в путешествии по Швейцарии будет очень интересна. Гид на кораблике у нас был француз и поэтому нам оставалось только любоваться местными красотами, о чем он говорил, мы не понимали.

 

   В Женеве в центре города есть небольшой общественный пляж. Вход на него стоит 4 франка. Мы решили было искупаться, но, несмотря на то, что был июнь, вода в Женевском озере оказалась очень холодной. Таким образом, с купанием не получилось. Зато очень хорошо получилось отужинать в местном ресторанчике на набережной Мон Блан. У нас здесь был товарищеский ужин всей группы. Заказывали фондю и пиво. Все остались очень довольны и сыты.

 

   Женева, это город, который не оставит равнодушным никого, но это прежде всего город со всеми вытекающими. Есть своя изюминка, конечно. По улицам плавно скользят открытые кабриолеты, за рулем которых важно сидят бабушки, осыпанные золотом и бриллиантами, а по улицам разгуливают солидные мужики с сигарами во рту. Впечатляет. 

Одно дело просто самостоятельно бродить по городу, другое дело, если вам всё показывает и рассказывает экскурсовод. Сами мы такой информации о Женеве вряд ли бы где нашли. Я за то, чтобы брать экскурсии.

 

   Страна Швейцария очень чистая, особенно водоёмы. Говорят, что воду можно пить прямо из озера или из любого фонтана, которые расположены здесь практически через каждые сотню метров. Стоимость бутылочки воды, кстати, в Швейцарии, порядка 50 сантимов. Но я бы всё равно не стал пить воду прямо из озера, как советуют. Везде, в каждом водоёме плавают лебеди и многочисленные утки и селезни, которые постоянно выпрашивают у туристов еду и совсем никого не боятся. От них по озеру плавает пух и перья. Дальше сами догадайтесь, что там ещё плавает.

 

   Лозанна. В основном мы гуляли в старом городе и на набережной возле Олимпийского центра и музея. В музей заходить не стали, это не наше, а вот вокруг с удовольствием прогулялись. Очень интересные скульптуры, красивый парк и набережная с яхтами. Были в Лозанне утром. Прохожих практически нет, может ещё спали, поэтому гуляли и осматривали всё в комфортных условиях. У нас было три часа свободного времени, вполне оказалось достаточно, чтобы погулять и перекусить на центральном рынке чем бог послал. Стоимость перекуса обозначу в евро, чтобы было понятнее. За двоих отдали 18 евро с пивом. Славится Лозанна шопингом и ресторанами.

 

   Очень понравился Люцерн. В нём мы провели почти целый день, потому, что после экскурсии нам дали свободное время до вечера. Главная достопримечательность Люцерна, это его мосты через реку Ройс. На эти мосты идут все туристы. Изюминка заключается в том, что мосты на потолке украшены своеобразными фресками рисунками, которые являются своего рода агитплакатами того времени. Мост Капельбрюкке и мост Шпроербрюкке.  Первый тот, который с башенкой. Второй, который ведет к зданию, где раньше была мельница и который ещё называют Мякинный мост (от слова мякина). Вдоль набережной напротив моста Капельбрюкке много кафе и ресторанчиков, где можно вкусно пообедать или просто посидеть с чашечкой кофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Наши знакомые путешествовали вдоль берега Женевского озера на поезде. Купили себе «Swiss Travel Pass» и вперёд. С помощью этого проездного можно перемещаться по Швейцарии на поезде, автобусе и кораблике, очень удобно, как они нам рассказывали. К тому же этот билет даёт возможность посещать некоторые музеи бесплатно.

В Монтрё и Веве у нас было полдня. Эти два городка воплотили в себе роскошь и красоту одновременно и по праву считаются жемчужиной Швейцарии. Разумеется, мы побывали и в отеле «Fairmont Le Montreux Palace», где жил Владимир Набоков. Возле отеля ему установлен памятник. Отель этот легко найти.

 

   В Монтрё в магазине мы купили сэндвичи и бутылку вина (вино, кстати, по цене 1,2 евро оказалось очень даже ничего) и романтично перекусили прямо на скамейке на берегу озера.

Поклонникам Фреди Меркури стоит побывать в студии-музее, где знаменитая группа записала несколько своих хитов. Вход бесплатный. Мы не пошли, нам как-то это не очень.

Соседний городок Веве тоже считается одним из самых посещаемых в Швейцарии. Это место связано с Чарли Чаплиным, здесь он долго жил и в Веве ему установлен памятник, как великому актёру и даже есть музей Чарли Чаплина.

 

 

Памятник Фреди Меркури

 

    Вторая половина дня у нас была посвящена экскурсии в знаменитый Шильонский замок. Это место связано с Байроном. Шильонский замок, это музей, где множество средневековых экспонатов, среди которых оружие, рыцарские доспехи, мебель и картины. При Шильонском замке есть винный магазин, но вино слишком дорогое и мы не стали ничего покупать.

 

   Берн. Это столица Швейцарии. Расположен город вдоль реки Ааре. Это не большой городок, особенно его старая часть и обойти его весь можно всего за час. Берн у швейцарцев ассоциируется с медведями. Это у них символ города и увидеть этих легендарных бернских медведей можно в специальном парке на берегу реки Ааре. Раньше на этом месте была яма (Baerengraben) и в ней действительно жили два медведя. Один мишка умер от гиподинамии и в последствии их решили переселить в более просторный парк. А в прежней яме можно сейчас увидеть только медведей игрушечных. Сейчас в медвежьем парке живут три медведя – папа Финн, родился в 2006 году в зоопарке Хельсинки, мама Бьорк, родилась в 2000 году в датском зоопарке и их дочка Урсина 2009 года рождения, которая родилась в этом парке.

 

 

 

Берн. Вдали те самые знаменитые Бернские часы

 

 

Берн. Река Ааре.

 

 

Уличные фонтаны в Берне

 

 

 

    Ещё одна достопримечательность Берна, куда идут все туристы, это Бернские музыкальные часы с кукольным представлением. Мы пробыли в городе не долго, часа четыре.

Последним городом, в котором нам довелось побывать во время нашего путешествия по Швейцарии, был Цюрих. Это город банков, дорогих магазинов и деловых людей. Если интересно, то можно отправиться на экскурсию по Ленинским местам, есть такая и нам предлагали, но мы не пошли. В Цюрихе Ленин прожил достаточно долго в эмиграции.  

 

 

 

Цюрих

 

 

Бюст Ленина в сувенирном магазине в Цюрихе

 

 

      

 

 

    Когда-то в Цюрихе правил Карл Великий, а витражи женского костела Фраумюнстер, который находится в центре города, расписывал сам М. Шагал. На них стоит взглянуть, это настоящее искусство.

 

 

Церковь Фраумюнстер. Внутри фрески Марка Шагала.  

 

 

 

Карл Великий

 

 

  Знакомство с Цюрихом мы начали со старого города, точнее с центральной улицы Банхофштрассе. Это улица, где зарабатываются миллионы, здесь же они и тратятся. Улочки старого города узкие и на небольшом расстоянии  сосредоточены крупнейшие магазины и штабквартиры главных швейцарских банков. Через каждые пятьдесят метров витрины с часами. Кстати, магазинов с часами в Швейцарии так много, что глаза разбегаются. А развлечения в Цюрихе находятся  на другой не менее знаменитой улице Нидердорф. Здесь мы и приобретали сувениры. Прикупили шоколадки и всякие конфетки. Очень понравилось местное мороженное с шампанским, стоит это удовольствие что-то около 40 фр.  

Обедали мы в этот день на крыше магазина «Coop». Это столовая самообслуживания. Выбор блюд большой и цены приличные.

 

   И как заключение. Путешествовать по Швейцарии можно и это буде не так дорого, как кажется.

 

Швейцарская система путешествий: как полюбить общественный транспорт

Железнодорожные вокзалы и автобусные станции — это мини-мир со своей инфраструктурой. На праздники здесь разворачиваются колоритные ярмарки, а обилие киосков с едой и сувенирами порадует любого гурмана и шопоголика. Очутиться на железнодорожном вокзале Цюриха в канун Рождества — совершенно отдельное приключение, обязательный пункт программы в путешествии по Швейцарии.

Швейцарская система путешествий обладает самой плотной сетью общественного транспорта в мире, общая протяженность маршрутов которой превышает 26 тысяч километров. Но что самое интересное, путешественники могут пересечь все государство вдоль и поперек, имея на руках лишь один документ — Swiss Travel Pass. Он позволяет сформировать собственный маршрут, включающий перемещение на поездах, автобусах и кораблях по всей стране. Оплатив его по соответствующему тарифу, можно забыть о билетах и кассах. Главное, обязательно держать при себе паспорт.

Swiss_Travel_System_Winter.JPG

Устройство общественного транспорта Швейцарии позволяет пассажиру выбрать класс, в котором он предпочитает путешествовать. Стоит отметить, что даже наиболее недорогой второй класс отвечает очень высоким стандартам качества. Первый же класс — это более просторные и комфортабельные сиденья, менее заполненные вагоны, ряд дополнительных сервисов, делающих поездку еще приятнее. В общем, почувствуйте себя швейцарцем.

В этом сезоне с 3 декабря по 30 апреля швейцарские железные дороги организуют доставку багажа «от двери до двери». Поручив свои чемоданы сотрудникам железнодорожной компании, путешественники могут спокойно садиться на поезд, в то время как их вещи отвезут в отель, где они забронировали номер. В акции принимают участие разные горнолыжные курорты, в том числе в Вале, Центральной Швейцарии, Граубюндене и Бернском Оберланде. Швейцарские железные дороги предлагают выбрать один из трех тарифов: 44 франка — до четырех сумок, 66 франков — до 8 сумок, 99 франков — до 16 сумок. Заказать услугу можно онлайн на сайте www.sbb.ch. Гостиницы берут на себя обязательство доставить чемоданы с железнодорожной станции в номера. Предложение действует и в обратном направлении: из отеля — домой. В категорию доставляемого багажа входят не только сумки и чемоданы, но также лыжи, лыжные палки и ботинки, сноуборды и санки. Максимальный вес единицы багажа — 25 кг. В акции участвуют разнообразные горнолыжные курорты, в том числе Саас-Фе, Санкт-Мориц, Давос, Кран-Монтана, Ароза, Венген, Гриндельвальд, Энгельберг и так далее.

По Швейцарии на поезде: artemspec — LiveJournal

Когда мне предложили отправиться в путешествие по Швейцарии на поездах, я, честно говоря, особого энтузиазма не испытал. Почему? Дело в том, что с самого детства я не любил железные дороги.

Поезда мне никогда не нравились. Переполненные, дребезжащие прокуренные электрички с неудобными, липкими, деревянными лавками. Завывания коммивояжеров, предлагающих свежий номер бульварной газетки или очередной чудо-девайс. Унылые плацкарные вагоны поездов дальнего следования. Незнакомые попутчики, чьи-то дырявые и дурно пахнущие носки, свисающие с полок. Выматывающая бессонница, раздражающий храп соседей, пережаренная и уже холодная курочка в фольге, рассыпанная повсюду яичная скорлупа…

Исключением был поезд Р-200, путешествие на котором в Санкт-Петербург стало одним из ярких впечатлений моей юности. Но это было однажды…

После 36-ти часовой поездки на поезде Москва-Мурманск в душном и переполненном плацкартном вагоне, в котором ехали многодетные семьи и солдаты, я возненавидел поезда всей душой.

Конечно, в путешествиях мне доводилось ездить на поездах по разным странам —  от Таиланда до Великобритании. Не буду кривить душой, среди поездов попадались и вполне приличные. Но чаще всего это были вынужденные путешествия, которые по какой-то причине было невозможно заменить авиаперелетом или поездкой на автомобиле (например, дороговизна авиабилетов, невозможность аренды автомобиля, вынужденная посадка самолета и т.д.).

Постепенно я немного привык, и даже научился иногда засыпать в поездах. Иногда даже в кресле… Но все равно, из всех возможных видов транспорта поезда мне нравились меньше всего.

Так было до того самого момента, пока я не познакомился с швейцарскими железными дорогами.


Железные дороги в этой стране интегрированы в так называемую Швейцарскую Систему Путешествий (Swiss Travel System или STS). Это самая плотная в мире сеть общественного транспорта, включающая автобусные, железнодорожные и даже водные маршруты, общей протяженностью свыше 26 000 км (ЖД из них более 5000 км).

Железнодорожные ветки протянуты в каждый уголок страны, даже высоко в горы —  туда, где нет автомобильных дорог.


В чем преимущество STS? В том, что это действительно Система с большой буквы. Все маршруты продуманы, расписание всех типов транспорта синхронизировано.

Т.е. если вы прибываете на любую станцию, вы можете быть уверены, что ваш поезд придет точно по расписанию, и вы гарантированно успеете сделать пересадку на другую железнодорожную ветку или автобус. При этом вам не придется ни бежать бегом, ни ждать своего поезда больше 15-20 минут.


Более того, на всю транспортную сеть страны достаточно одного билета. Купив так называемый Swiss Travel Pass (или просто Swiss Pass), вы можете по этому билету ездить в период его действия на всех поездах, автобусах и кораблях.


Стоимость Swiss Pass на 8 дней составляет 300 евро, и лишь немногим дороже на 15 дней – 366 евро. Дети до 16 лет путешествуют бесплатно, если хотя бы у одного из родителей есть семейная карта Swiss Family Card  (предоставляется бесплатно при покупке Swiss Pass). Молодым людям до 26 лет положена скидка 15% от розничной цены. Swiss Pass можно купить в любой кассе, но  проще сделать это онлайн еще при подготовке поездки.

Если вы планируете часто менять локации, осматривать достопримечательности по всей стране, то использование Швейцарской Системы Путешествий – это самый недорогой и комфортный способ увидеть всю Швейцарию. Особенно учитывая тот факт, что Swiss Pass предоставляет право на бесплатное посещение более 480 музеев по всей стране.

В поездах Швейцарии есть 2 типа вагонов: первый класс и второй класс. Swiss Pass для путешествия первым классом стоит ощутимо дороже (480 евро на 8 дней или 585 евро на 15 дней).

С точки зрения туриста, разница между классами незначительна – даже вагоны второго класса очень комфортны, и отличаются от первого класса лишь деталями, например, чуть менее широкими креслами и отсутствием панорамного остекления вагонов на видовых маршрутах.


Переплачивать за первый класс имеет смысл, если вы хотите получить максимум комфорта и минимум соседей в вагоне: подавляющее большинство туристов из Европы и США путешествует вторым классом. Туристы из Азии передвигаются только первым классом…


Первым классом ездят и самые обеспеченные европейцы.


В вагонах первого класса есть специальные бизнес-зоны, где в комфорте можно поработать с документами. Кресла оборудованы всем необходимым – выдвижными рабочими столами, розетками для ноута и т.д. Разумеется, практически во всех поездах есть интернет, зачастую бесплатный.


Надо ли говорить о том, что во всех поездах Швейцарии царит стерильная чистота, даже в туалетах?

Между художниками и государственной железной дорогой царит полное взаимопонимание.


Во всех составах есть рестораны и мини-бары. Но это еще ерунда, держитесь крепче: в некоторых поездах есть специальные семейные вагоны! С детскими игровыми комнатами, горками  и т.д.

Швейцария – велосипедная страна, поэтому в каждом поезде есть специальные места для велосипедов. Для байков нужно покупать отдельный билет – он стоит 10 евро в день. На двухэтажных поездах типа InterCity в период с 31 марта по 31 октября требуется бронирование места для велосипеда (это стоит 4 евро).

Хотите взять с собой в путешествие собаку? Не вопрос! Животные до 30 см в холке могут путешествовать с вами бесплатно (в перевозке). Более крупным питомцам нужно покупать отдельный билет — он стоит 26 евро в день, либо половину от стоимости Swiss Travel Pass 2 класса на желаемый вами период (т.е. 150 евро на 8 дней или 180 евро на 15 дней). Годовой абонемент для вашего сенбернара обойдется в 600 евро.


Картинная галерея на эскалаторе вокзала в г. Санкт-Мориц. «Почти как у вас в метро!», с нескрываемой гордостью восклицает наш гид.


Вокзал в г. Давос построен в классическом для Европы стиле.


Вокзал г. Цюрих


Железнодорожная станция в аэропорту Цюриха.


Ваш билетик?


Из окна поезда открываются чудесные виды на Швейцарию.


Горы, поля, озера – страна раскрывается во всей красе.


Также я внезапно обнаружил, что в Швейцарии то же есть что-то типа загородных участков с сарайчиками и огородами.


А как вам вид на бурлящие водопады долины Лаутербруннен? Тоже из окошка поезда.


Высокогорные железнодорожные маршруты, как например упомянутый в прошлом отчете «Юнгфраубан», дают уникальный экспириенс, позволяя рассматривать заснеженные пики Бернских Альп сверху вниз. На «панорамные» горные ветки нужно покупать отдельные билеты, но при этом Swiss Pass дает право на значительную скидку (от 25 до 50%)


Железнодорожная станция на перевале Клайне-Шайдег (2061 м)


Горные железные дороги в связи с большим уклоном имеют трехрельсовый путь, средний рельс – зубчатый.


На одной и той же ветке могут ходить составы из разных эпох — начиная с пятидесятых годов прошлого века.


Панорамное остекление вагонов поезда Glacier Express позволяет пассажирам первого класса смотреть на фантастической красоты мир вокруг (хотя кое-кто вместо этого глядит в ноутбуки).


Резюмируя все вышесказанное: даже если вы не большой фанат поездов, и предпочитаете всюду путешествовать на автомобиле, Швейцарская Система Путешествий позволяет вам шире взглянуть на вещи. Поезда тут – часть отлаженной, как искусные часы, системы общественного транспорта. Это лучший — и самый недорогой – способ путешествия по этой удивительной стране, красоты которой надолго останутся в вашей памяти.

Читайте все репортажи из моего путешествия по Швейцарии:

Как сэкономить во время путешествия по Швейцарии: 11 лайфхаков для туристов

Швейцария – одна из самых дорогих стран Европы. Да, чего уж мелочиться, мира! Немцы в интернете даже шутят: «Никогда бы не подумал, что швейцарское пиво в Германии может стоить дешевле, чем у себя на родине».

Неспроста жители приграничных кантонов постоянно отправляются в супермаркеты соседних стран, дабы закупиться там продуктами на неделю вперед: у них хоть и швейцарская зарплата во франках, но тратить лишнее, если есть возможность сэкономить, и они не готовы. В сегодняшней статье я поделюсь ценными советами о том, как значительно сэкономить во время поездки в Швейцарию.

1. ТРАНСПОРТ И МУЗЕИ: СЕМЬ БЕД – ОДИН БИЛЕТ

Система общественного транспорта в Швейцарии – предмет жгучей зависти жителей соседней Италии. Это на родине Данте без водительских прав и автомобиля ты – человек, напрочь лишенный свободы передвижения, ведь в некоторые города и деревушки там в принципе ничего не ездит, автобусы периодически опаздывают на полчаса, а машинисты поездов любят устраивать забастовки.

Швейцарские же поезда и автобусы приходят четко по расписанию, более того, в стране имеется и система горных поездов, доставляющих туристов высоко в Альпы, а по Женевскому озеру курсируют пароходы периода Belle Époque , выглядящие один в один, как «Ласточка» из фильма «Жестокий романс».

Общая протяженность дорог системы общественного Швейцарии аж 29 000 километров, но (минус!) билеты на поезда и автобусы стоят не слишком бюджетно. К примеру, однодневный билет Half Fare для поездки между городами страны вам обойдется в 75 швейцарских франков, цена на проездной на городской транспорт в Цюрихе в 8 франков, а стоимость поездки на кораблике Belle Époque во втором классе составит 15 CHF.

Так что, если вы задумали от души показаться по стране, самый простой способ сэкономить не только финансы, но и нервы – заблаговременно обзавестись единым проездным билетом Swiss Travel Pass. Он бывает двух видов: для первого класса и второго, а его стоимость начинается от 232 франков, что, безусловно, недешево, но, если сложить все траты, то выйдет значительная экономия.

Выглядит Swiss Travel Pass как простой ваучер. В нем указаны ваши паспортные данные, так что при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий вашу личность. Сам же Swiss Travel Pass можно загрузить на телефон или распечатать: я делаю и то, и другое, на случай, если мобильный разрядится, а бумажка потеряется.

Самое приятно, что Swiss Travel Pass дает возможность безостановочно кататься на Женевскому озеру на старинных пароходах, а также бесплатно посещать 500 музеев страны, в числе которых и знаменитый Шильонский замок: твердыня, стоящая у самой кромки воды, выглядит столь монументально, что даже видавший многое Лорд Байрон вдохновился и сделал его местом действия своей поэмы «Шильонский узник».

Раньше Swiss Travel Pass предоставлял его счастливым обладателям и возможность кататься на ретро-поездах в стиле «Восточного экспресса»: панорамном Golden Pass, а также Шоколадном и Сырном, что по утрам отходят от вокзала городка Веве.

Сегодня же туристам, которые приобрели Swiss Travel Pass, необходимо заблаговременно забронировать место в поезде на сайте www.goldenpass.ch/fr и доплатить в районе 25 франков за дегустацию специалитетов во время поездки. Кстати, билеты на них можно приобрести и прямо на вокзале Веве, для этого приходите туда к 8.45 утра. Продажа билетов осуществляется прямо на платформе, с которой отходят старинные поезда. Ссылка на сайт, где можно приобрести Swiss Travel Pass: www.swisstravelsystem.com

2. ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ ОТЕЛЯХ МЕСТНОЙ АССОЦИАЦИИ

Как известно, цены на отели в Швейцарии – совсем негуманные, однако, и на них можно существенно сэкономить. Тут, как говорится, места знать надо. Итак, запишите адресок www.rooms.ch. Это сайт Swiss Charme Hotels – ассоциации маленьких швейцарских семейных отелей, пансионов и гостевых домов. Цены там в разы ниже, чем на booking или airbnb, но, главное, у сайта есть отличная опция «Заказ номера в последний момент».

Владельцы гостевых домов и апартаментов, в том случае, если у них внезапно оказывается свободный номер, кидают на https://www.rooms.ch/ спец. предложение, и вы можете переночевать в прекрасном швейцарском шале всего за 40 евро. Правда, обычно подобные предложения появляются на ресурсе за сутки, а то и непосредственно в день заезда, но путешественников, склонных к спонтанности, сие обстоятельство останавливать не должно.

К слову, все пансионы и гостевые дома на сайте Swiss Charme Hotels – частные, поэтому вы не только существенно сэкономите на жилье, но и поддержите представителей малого бизнеса страны.

3. ОБЗАВЕДИТЕСЬ КНИЖКОЙ СО СКИДОЧНЫМИ КУПОНАМИ

Если вы планируете обедать в ресторанах Швейцарии, то знайте, в большинстве городов страны действует система Swiss Coupon Pass – купонов, по которым вам предоставляются 50 % скидки на обед или ужин в ресторанах, а также на покупку экскурсий. Выглядят они, словно книжки, стоят 45 евро и позволяют сэкономить до 4500 франков!

И не нужно удивляться столь внушительной сумме, ведь полноценный ужин с вином в ресторане вам обойдется в среднем в 65-70 CHF на человека. Книжки с купонами выпущены для следующих городов: Базель, Люцерн, Лугано, Монтрё, Женева, Цюрих, Интерлакен, а также коммун Санкт-Мориц и Церматт. Приобрести их можно на сайте: https://www.swiss-pass.ch/swiss-coupon-pass/

4. ПОКУПАЙТЕ ЕДУ В МАГАЗИНАХ ПОСЛЕ 17.00

Если вы не планируете все время обедать и ужинать в ресторанах и не брезгуете посещением магазинов (тем более, в них иногда можно обнаружить невероятно вкусные и интересные локальные специалитеты, какие не в каждом ресторане не найдешь), то, знаете, в Швейцарии действуют очень строгие правила, касающиеся скоропортящихся продуктов.

Поэтому во многих магазинах после 17.00 начинают действовать значительные скидки на мясо, уже приготовленные блюда из курицы, выпечку, ветчину и даже вкуснейший сыр. Занятно, что газированные напитки в Швейцарии также относят к скоропортящимся продуктам, и ближе к 18.00 стоимость какой-нибудь Coca Cola или Fanta снижается до 0.90 франков, в то время, как утром та же самая бутылочка стоила 1.50 CHF.

5. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАВЕДЕНИЯ ÄSS BAR

Крайне жесткие правила к продуктам породили в Швейцарии много интересных инициатив, ибо выбрасывать хлеб только из-за того, что он был испечен вчера утром, а не сегодня, даже для придирчивого местного населения – откровенный перебор. Сегодня в Цюрихе, Берне, Винтертуре, Фрибурге, Базеле, Люцерне, Биле и Санкт-Галлен открыты кафешки сети Äss Bar, название которой с немецкого можно перевести, как «бар с едой».

Сеть напрямую сотрудничает с пекарями и забирает у них хлеб, бутерброды, а также десерты, которые не продались непосредственно в день выпечки, ведь, по статистике, швейцарские булочные выпекают в сутки на 10% больше сдобы, чем способны реализовать.

Как следствие, цены в кафешках сети очень низкие, при этом выглядят они как стильные хипстерские заведения, ведь сегодня прогрессивная молодежь старается следовать правилам zero waste и осознанного потребления. Качество же выпечки – выше всяких похвал.

Как показала дегустация, если бриошь испекли правильно, то за сутки с ней ничего не произойдет. Помимо этого в кафешках Äss Bar продают салаты, соки, чай и кофе, сайт проекта с адресами заведений http://www.aess-bar.ch/, правда, имейте в виду, он на французском и немецком, английской версии нет.

6. ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕКРЕТНЫЕ КОРОБКИ С ДЕЛИКАТЕСАМИ

Каждая девушка в России, безусловно, слышала о сервисах по доставке сэмплов косметики. В Швейцарии имеется похожий сервис, только он касается продуктов из ресторанов и гурмэ-магазинов. Называется To Good To Go, а задуман был в рамках борьбы с мусором и сокращения числа отходов. Сегодня в его программе задействованы рестораны и лавки большинства городов страны.

Суть сервиса в следующем: ни для кого не секрет, что заведения всегда закупают продукты с избытком, а поскольку, как я писала выше, правила хранения съестных припасов в Швейцарии очень строгие, к концу дня большую часть все еще свежих продуктов рестораторам и владельцам магазинов приходится выбрасывать. Для решения проблемы и было придумано приложение To Good To Go. Вы заказываете с его помощью коробку со съестным, а вечером забираете ее из ближайшего пункта выдачи.

В набор, как правило, входят фермерские продукты: овощи, фрукты, сыры, а также утренняя выпечка и прохладительные напитки. Правда, о содержании коробки покупатель узнает лишь после получения, но разочарованных обычно нет, ведь (подчеркиваю красным!) вы не объедки приобретаете, а гурмэ-продукты, которые не продались в течение дня. Словом, отличная инициатива. И для кошелка покупателя, и для ресторанов, и для экологии полезная.

Хотя приложение по большей части ориентировано не на туристов, а на местных жителей, оно не только на французском, немецком и итальянском языках, но и на английском языках. 

Ссылка на приложение To Good To Go: https://toogoodtogo.ch/it-ch

7. ПИКНИК – НАШЕ ВСЕ

Пикники жители Швейцарии практикуют чуть ли не каждые выходные. В Веве мы наблюдали студентов, влюбленных парочек и семейные пары с детьми, которые, устроившись в городском парке или на прямо на берегу Женевского озера, непросто поедали сэндвичи, сидя на траве, но даже жарили мясо при помощи миниатюрных мангалов.

Собственно, всем и каждому рекомендую брать с них пример, ибо, в отличие от тоже же Италии, где городские пикники не приветствуются, в Швейцарии они не только разрешены, но и популярны. Словом, ищем приятный парк и устраиваемся на траве, ну, а как приобрести еду для пикника, я рассказала выше.

8. ПЕЙТЕ ВОДУ ИЗ ФОНТАНЧИКОВ

Гулять по городу и не пить воду – не просто вредно для организма, но и опасно для здоровья, особенно, летом, ведь так не долго и солнечный удар получить! Поэтому запасаемся многоразовой бутылкой из стекла (мы же не хотим плодить пластик без необходимости!) и наполняем ее водой из питьевых фонтанчиков, которые вы обнаружите в большинстве швейцарских городов.

Между прочим, и вода из под крана практически везде в Швейцарии питьевая, а в тех местах, где действует правило, «не пей, козленочком станешь», краны маркируются табличками «Вода, не пригодная для питья» – подобные надписи вы обязательно увидите в туалетах, на вокзалах и в поездах. И еще один полезный лайфхак. В ресторанах страны во время ланча вы можете заказать не воду в бутылке, а воду из крана. Как правило, она или бесплатная, или стоит всего пару франков.

9. СПРАШИВАЙТЕ ЛЕТНИЕ КАРТЫ БЕСПЛАТНОГО ПРОЕЗДА

Если вы собрались в регион Женевского озера летом, то у меня для вас отличные новости. В этот период всем постояльцам отелей кантона Во бесплатно предоставляются карты, позволяющие пользоваться общественным транспортом неограниченное число раз.

Срок их действия соответствует вашим датам проживания в отеле. Особенно здорово, что в отелях, расположенных в горах, в карту включены и подъемники, доставляющие вас на вершину Альп. Специально заказывать билеты не нужно, просто спросите проездной на ресепшне отеля, и вам его дадут.

10. ПРИСМАТРИВАЙТЕСЬ К МЕНЮ ЛАНЧЕЙ

В Швейцарии к еде очень трепетное отношение, а поэтому пугаться ланч-меню и комплексных обедов в ресторанах не стоит. Тут, как говорится, вам не Венеция и не Рим, где незадачливым туристам, не моргнув бесстыдным глазом, официанты выносят разогретые в микроволновке макароны на грязной тарелке.

Итак, с 13.00 во многих ресторанах страны бизнес-ланч стоит от 10 до 19 CHF, а самые дешевые и щедрые предложения вы обнаружите в китайских, тайских и индийских заведениях. В ресторанах швейцарской или французской кухонь в обеденные часы нередко действует правило: два блюда по цене одного, то есть, вы платите за мясо или рыбу, а суп или салат получаете бесплатно.

В заведениях высокой кухни можно обнаружить и дегустационные обеды. К примеру, великолепный Meridiano – ресторан с панорамной террасой, который находится в Берне, отмечен звездой Мишлен и 16 балами Gault-Millau, предлагает своим гостям отведать ланч из двух блюд всего за 32 швейцарских франка – для сравнения, ужин там стоит 120 CHF.

11. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО HAPPY HOUR

Я уже неоднократно писала о том, что швейцарское вино – исключительное, но за пределами страны его отыскать невозможно, ибо оно практически целиком идет на внутренний рынок. Стоит же бокал белой шаслы в барах порядка 8-10 CHF.

Во время Happy Hours, которые начинаются в 16.00-16.30, там действует все та же система «два напитка по цене одного», а потому это лучшее время для дегустации продукции местных виноделов.

Нередко Happy Hour устраивают в барах при отелях. Рассчитаны «счастливые часы», само собой, по большей части на постояльцев, но гостям со стороны хозяева тоже рады, так что, не стесняйтесь заходить.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *