Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Режиссер бертман – Дмитрий Бертман: Мы надеемся, что те, кто любят Монеточку, тоже будут к нам приходить | Программы | ОТР

Режиссер бертман – Дмитрий Бертман: Мы надеемся, что те, кто любят Монеточку, тоже будут к нам приходить | Программы | ОТР

Содержание

Бертман, Дмитрий Александрович — Википедия

Дми́трий Алекса́ндрович Бе́ртман (род. 31 октября 1967, Москва) — российский театральный режиссёр, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера». Народный артист России (2005)

Дмитрий Бертман родился в Москве. В 1984 году, в 16 лет, поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского, на курс профессора Г.П. Ансимова, где получил специальность режиссёра музыкального театра. Ещё в студенческие годы поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей вначале в своем театре-студии, а затем и в профессиональных театрах Москвы, Твери, Одессы[1]. Дипломной работой стала постановка в 1988 году мюзикла Ренато Рашела «Черепаший день, или Супружеская идиллия» в Тверском областном театре драмы.

В 1990 году Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера», получивший в 1993 году статус государственного. Новый коллектив быстро выдвинулся в ряд крупнейших оперных театров России, ставил оперы XVIII—XX веков, от самых популярных до редко исполняемых, а также оперетты и мюзиклы. В настоящее время театр много гастролирует в России и за рубежом и является одним из самых востребованных российских оперных коллективов

[1].

C 1994 года Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). Проводит мастер-классы в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 1996 года является художественным руководителем мастерской, а с 2003 года — заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в Российской академии театрального искусства. В октябре 2008 года Бертману было присвоено звание профессора[1].

В 1997 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

В 1997–2001 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Сказки Гофмана», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году Дмитрий Бертман возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2005 году спектакль в его постановке «Диалоги кармелиток» был удостоен театральной премии СТД «Гвоздь сезона». В 2006 году этой же премией был награждён спектакль «Упавший с неба» по мотивам оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.

В 2007 году художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра.

Дмитрий Бертман также лауреат Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Александрович Бертман награждён Орденом Дружбы.

Дмитрий Бертман в течение многих лет тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач.

23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём СТД РФ.

23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём Союза театральных деятелей России.

В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

8 октября 2014 года Дмитрий Бертман становится постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России — Оперного бала Елены Образцовой, приуроченном к 75-летию великой певицы.

В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и другие.

Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».

2 ноября 2015 года — Дмитрий Бертман открывает историческую сцену театра «Геликон Опера» на Большой Никитской. На торжественной церемонии открытия театра после реставрации дворца княгини Шаховской выступают звезды мировой оперы Дмитрий Хворостовский, Александр Антоненко, Инва Мулла и Ольга Бородина.

В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии — постановке спектакля «Демон» А. Г. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова. Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.

Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К. С. Станиславского 1922 года),

В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.

В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия). 

В июне 2016 года на сцене бразильского Муниципального театра Сан-Паулу Дмитрий Бертман поставил «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (совместная постановка театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы»).

28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.

2017 году в Musik&Theater MUTH (Вена, Австрия) состоялась премьера оперы Г.Ф. Генделя «Альцина».

В июне 2017 состоялась премьера оперы Дж. Верди «Трубадур» на сцене театра «Геликон-опера», а уже в декабре «Пиковая дама» П. Чайковского.

Весной 2018 года долгожданная премьера оперы А. Рубинштейна «Демон» на сцене Большого театра «Лисео» (Барселона, Испания). Спектакль — совместная постановка театр «Лисео» и театра «Гелкион-опера».

Летом 2018 года московская публике была представлена опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» . Спектакль — совместная постановка с Deutsche Oper am Rhein (Германия).

В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина[2].

В ноябре 2018 года Дмитрий Александрович, в соответствии с Указом Президента России, включён в новый состав Совета при Президенте по культуре и искусству[3].

  • Международная премия К. С. Станиславского (2005) в номинации «Режиссёрское искусство» — за вклад в развитие оперной режиссуры
  • Премия «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра»
  • Премия «Московского оперного фестиваля» к 400-летию оперы (2000) в номинации «Лучший режиссёр» — за «Сказки Гофмана»
  • Орден Академических пальм (офицерская степень, 2003 год, Франция) — за заслуги в сфере культуры и искусства[1]
  • Мальтийский крест и титул графа Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических (2003) — за вклад в развитие мировой культуры
    [1]
  • В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К. C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.
  • Указом президента России в 2005 году Дмитрию Бертману присвоено звание Народного артиста России
  • В 2007 году художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.
  • 23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра.
  • В 2017 году Дмитрию Бертману за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств».
  • 21 сентября 2017 года Мэр Москвы Сергей Собянин подписал Указ о награждении Дмитрия Бертмана Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве».
  • 14 декабря награжден Почетной грамотой Московской думы за заслуги перед городским обществом.

биография и личная жизнь режиссера :: SYL.ru

Его оперные постановки вызывают восторг и бурные рукоплескания у огромной армии поклонников не только в нашей стране, но и за ее пределами. На сцене своего любимого театра «Геликон-Опера» он срежиссировал уже более ста спектаклей. Дмитрий Бертман на протяжении всей своей сознательной жизни проявляет неподдельный интерес к оперному искусству, при этом он не страдает «звездной болезнью», став настоящим экспертом в вышеуказанном жанре. Ему посчастливилось сотрудничать с настоящими корифеями оперной сцены: Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем. Сегодня Дмитрий Бертман продолжает много работать, а именно: ставить спектакли и всеми доступными средствами продвигать оперное искусство в массы. И это у него хорошо получается. Что же в первую очередь интересует тех, для кого крупной величиной в искусстве является Дмитрий Бертман?

Дмитрий Бертман

Биография и личная жизнь маэстро, естественно. Рассмотрим эти аспекты его жизни подробнее.

Годы детства и юности

Дмитрий Бертман – уроженец Москвы. Он появился на свет 31 октября 1967 года. Примечателен тот факт, что свой первый спектакль создатель «Геликон-Оперы» посмотрел в возрасте 2,5 лет. Это была сказка, поставленная на сцене столичного ТЮЗа.

Прививать любовь к искусству в раннем возрасте стала его мать. Причем не только к лицедейству, но и к музыке. Она регулярно ходила с маленьким Димой в Большой зал консерватории, где они слушали концерт Рихтера. Спустя некоторое время мальчик уже наслаждался творчеством Елены Образцовой и Нины Архиповой.

Юный Дмитрий рос в творческой атмосфере, в том смысле, что в коммунальную квартиру, а потом и в «хрущевку», где он жил с родителями, часто приходили люди, связанные с искусством.

Дмитрий Бертман личная жизнь

Отец будущего режиссера не был профессиональным музыкантом, но он прекрасно играл на виолончели, скрипке и фортепьяно. У себя дома Дмитрий Бертман, будучи подростком, часто слушал пластинку «Евгений Онегин» с Ростроповичем и Вишневской. Он и предположить не мог, что, повзрослев, станет режиссировать спектакли с композитором Геннадием Рождественским и звездой оперной сцены Еленой Образцовой. Не мог заранее знать Дмитрий Бертман, что и именитая обладательница колоратурного меццо-сопрано Зара Долуханова, будучи уже немолодой, пополнит армию поклонников его творчества.

Выбор профессии очевиден

Естественно, после окончания школы молодой человек уже твердо знал, что свяжет свою жизнь с искусством. В 1984-м Дмитрий Бертман, биография которого представляет огромный интерес для ценителей оперы, станет студентом ГИТИСа им. Луначарского (сегодня – Российская Академия театрального искусства). Юноша выбрал специальность «Режиссер музтеатра». У Бертмана были именитые и талантливые педагоги. Один из них – это Георгий Ансимов, который на протяжении многих лет руководил театром Московской оперетты. Он был строгим, но справедливым наставником.

Дмитрий Бертман жена

Другой, не менее опытный педагог – это Борис Покровский, который длительное время работал в Большом театре в качестве режиссера. Следует сказать о вкладе по превращению Дмитрия Бертмана в творческую личность, который внес Матвей Ошеровский. Это он будет учить молодого человека в аспирантуре.

Одесский театр

Когда Дмитрий Бертман, личная жизнь которого связана исключительно с искусством, получит заветный диплом, за его плечами уже будет целый ряд музыкальных и драматических работ в провинциальных театрах. Но значимой вехой в карьере режиссера станет Одесский театр. Он до сих пор помнит свою первую репетицию в этом храме Мельпомены, когда на сцену сразу вышло не менее ста человек, игравших в хоре. Однако местные зрители далеко не сразу оценили талант Бертмана. Но теплая атмосфера, которая сложилась в Одесском театре, помогла начинающему режиссеру справиться с трудностями в профессии. Дмитрий дебютировал со спектаклем «Выборы президента», художественным оформлением которого занимались его будущие партнеры – Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. Затем был спектакль «Золотая паутина». Но с постановкой возникли сложности. Дело в том, что труппа Одесского театра существенно поредела, уйдя работать с режиссером Ю. Гришпуном в другой храм Мельпомены. Бертман, параллельно с кадровым» вопросом, должен был решать проблему декораций. Один из актеров вызвался ему помочь, предложив сделать на сцене лес.

Дмитрий Бертман биография

Он откуда-то раздобыл сырье, из которого удалось изготовить большую часть декораций. Спектакль был спасен, и долгожданная премьера все-таки состоялась.

«Геликон»

Сам режиссер Дмитрий Бертман заявляет, что какой-то специальной цели создавать театр у него не было. Просто поставили один спектакль с «гитисовцами», затем другой. А спустя некоторое время решили, что разрывать сложившийся творческий альянс было бы глупо. И не последнюю роль в этом порыве сыграли посиделки с яствами и напитками, которые устраивали «коллеги по цеху» после удачной и плодотворной работы. Но оставался вопрос с названием. Решили воспользоваться словарем. Попалось слово «Геликон». Оказалось, что такое название носит гора в Древней Греции. Именно там бог Аполлон проводил время со своими музами. Так театр стал называться «Геликоном». Огромную лепту в его создание внес дирижер Кирилл Тихонов. Он буквально ночевал в театре. Маэстро безвозмездно передавал весь свой бесценный опыт молодым артистам. Музыкант был знаком с Вишневским и Ростроповичем, которые впоследствии стали почетными гостями в «Геликон-Опере».

Другого не надо…

Дмитрий Бертман считает театр главным достижением в своей жизни. Вокруг него сложился сплоченный и дружный коллектив актеров, которые преданы своей профессии на все сто процентов. «Кальмания», «Риголетто», «Фаус», «Князь Игорь» — это лишь малая толика из объемнейшего репертуара «Геликона», на сцене которого маэстро поставил более ста спектаклей. Одного «Онегина» маэстро ставил на протяжении шестнадцати лет. Но помимо решения профессиональных задач, режиссер думает о проблемах организационного характера. Например, он содействует актерам в получении жилья, поскольку квартирный вопрос в его труппе стоит очень остро. Дмитрий Бертман длительное время хотел реализовать на практике идею реконструкции здания, в котором находится его детище.

Дмитрий Бертман жена дети

Режиссер предан своему театру на все сто процентов. Маэстро не променял бы свой «Геликон» ни на какой другой храм Мельпомены. Но если бы Дмитрий не создал его в свое время, то, вероятнее всего, предпочел бы работать в Большом театре. Его время от времени приглашают ставить спектакли, но на других сценах. Да только, как это ни пафосно прозвучит, Дмитрий Бертман ни за какие сокровища не оставит свое детище. Он даже отказывал зарубежным руководителям театров.

Маэстро уже много лет преподает в Оперной студии, расположенной в швейцарском городе Берне. В родном вузе он заведует кафедрой режиссуры и актерского мастерства.

Регалии и награды

Заслуги Дмитрия Бертмана в области театрального искусства были отмечены как в нашей стране, так и за ее пределами. За создание уникального театра он удостоился почетного статуса заслуженного деятеля искусств, который присвоил ему первый российский президент Борис Ельцин.

Кроме этого, режиссер получил престижную награду, инициатором которой стал уже президент Франции Жак Ширак. Дмитрию Бертману вручили орден «Академических пальм», который стала олицетворением его заслуг в культуре вышеуказанной страны. Сам маэстро заявляет, что когда он въезжает на территорию Пятой республики, французы отдают ему честь. Следует отметить, что Бертман очень часто бывает с гастрольными турами в стране, являющейся законодательницей моды. Он существенно расширил театральный репертуар Франции.

Режиссер Дмитрий Бертман

Причем Дмитрий Бертман может похвастать тем, что театр «Геликон» — едва ли не единственный, который удостоился чести выступать на Елисейских полях. Именно здесь с большим успехом прошли спектакли «Кармен» и «Сказки Гофмана».

Проекты в России

Следует несколько слов сказать и о подарке, который Дмитрий Бертман со своей труппой подготовил к юбилею города на Неве. Спектакль под названием «Петр Первый» прошел на ура. Причем в его организации помогли коллеги режиссера из Франции.

Но это еще не все успехи маэстро. В городе Калининграде Дмитрий Бертман инициировал создание музыкального театра, за что и получил награду «Мальтийский крест». Сегодня этот храм Мельпомены пользуется большой популярностью у зрителя. Также за вклад в мировую культуру Дмитрий Александрович удостоился почетного титула графа Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Рыцарей Родоса и Мальты экуменических.

Хобби и увлечения

Дмитрий Бертман – человек, который, как и другие творческие личности, имеет собственные увлечения. Одно из них – это классическая музыка. Его любимые композиторы – Моцарт и Чайковский. Другое хобби маэстро – это чтение художественной литературы. Режиссер располагает обширной домашней библиотекой. Также у маэстро есть слабость к предметам старины и картинам известных художников. В частности, в его домашнем арсенале имеются эксклюзивные часы, которые Дмитрий Бертман приобрел в Швеции во время гастролей в Королевской опере. А еще в коллекции режиссера присутствуют огромные напольные часы темного цвета, полностью идентичные тем, которые использовались в авторском спектакле «Пиковая дама».

Дмитрий Бертман Большая опера

Также интерьер его дома украшают портреты известных людей, жизнь которых была связана с музыкой и театром. А еще в его квартире стоит старинный буфет, который достался от бабушки. Маэстро гордится этой раритетной вещью.

Семья

Естественно, многих интересует вопрос о том, какую жизнь ведет вне профессии Дмитрий Бертман. Жена, дети режиссера – кто они? На самом деле у маэстро нет супруги и отпрысков. Все дело в том, что его семья – это театр, без которого он не представляет жизни.

Участие в телевизионном проекте

Режиссер принимает участие в телевизионных проектах, чтобы хоть на несколько шагов приблизить народ к искусству. Речь идет, в частности, о «Большой опере». Этот конкурс оперных вокалистов вот уже на протяжении нескольких сезонов транслируется на канале «Культура». При этом режиссер является почетным членом жюри в проекте.

«Ожидалось, что рейтинги конкурса будут невысокими. Но к счастью, предположения не оправдались. Проект помог выявить такое количество талантов, что можно с уверенностью сказать — в нашей стране еще не все потеряно», — заявил Дмитрий Бертман. «Большая опера», по мнению режиссера, — нужный и своевременный конкурс, популярность которого будет только расти.

Дмитрий Бертман – биография и личная жизнь

Артист Дмитрий Бертман

Дмитрий Бертман является уроженцем Москвы и родился 31 октября в 1967 году. Самым первым просмотренным спектаклем будущего таланта стала сказка, которую ставил московский ТЮЗ и на тот момент ему исполнилось всего 2,5 года.

Основу тяги к искусству вложила в Дмитрия его мама, видя его театральные выступления и музыкальные концерты. Они постоянно посещали залы консерватории, где проходили выступления Рихтера, а через небольшой период времени юное дарование самостоятельно проявил интерес к творчеству таких известных женщин, как Елена Образцова и Нина Архипова.

Дмитрий Бертман увлеченно наблюдал за этапами развития их карьеры и за интересной творческой деятельностью.

Как была выбрана профессия

После того, как маэстро окончил школу, Дмитрий Бертман принял твердое решение о том, что его жизнь будет связана с искусством. После некоторых раздумий, в начале 1984 года он

стал студентом ГИТИСа им. Луначарского. О своем выборе он не пожалел.

Именно там молодой человек начал учиться на режиссера музыкального театра. Когда Дмитрий, который не представляет свою жизнь без творчества, получает желаемый диплом, он уже является создателем нескольких работ музыкального и драматического вида, которые ставили в небольших столичных театрах. Активный молодой человек вышел на дорожку, ведущую к успеху и славе.

Основным достижением Бертмана становится именно Одесский театр, и он до сих пор с наслаждением вспоминает свои первые репетиции в храме, как его называли, Мельпомены. На сцене с воодушевлением собралось почти сто человек, каждый представлял особую значимость для хора.

Создание Геликона

Стоит заметить, что режиссер не ставил перед собой такую цель, как создание театра, но однажды, совместно с выпускниками ГИТИСа. Дмитрий Бертман поставил несколько спектаклей, а после посчитал, что сложился крепкий альянс, который разрывать было бы совершенно неразумно. Ребята продолжили работу, вкладывая в нее новые идеи привлекающего зрителя.

Далеко не последняя роль была за теми, кто был его коллегами, с которыми они частенько собирались по окончанию представления за яствами и напитками. Несколько удачных и плодотворных работ принесли немалую пользу и оставался вопрос только за тем, какое название дать этому альянсу.

По предложению одного из артистов решили использовать словарь, в котором нашли слово Геликон.

Это было названием горы, расположенной в Древней Греции, где давным-давно бог Аполлон проводил долгие часы со своими музами.

Семья и награды

При общении с Дмитрием достаточно часто возникает вопрос о его личной жизни, которая стоит там, за кулисами театра:

  • есть ли жена;
  • как зовут детей;
  • есть ли у них собака.

На самом деле Бертман этого не имеет, и основная его семья — это театр, он полностью заполнил его жизнь.

Что касаемо заслуг маэстро, то их отмечали и в России, и за границей, а создав эксклюзивный театр он стал почетным деятелем искусства, присвоенный ему Борисом Ельциным. Бертман удостоен престижной награды, по инициативе президента Франции Жака Ширака.

Ему вручили орден под названием Академическая пальма, олицетворяющая талантливого человека на всей французской территории.

В стране моды постепенно расширяется репертуар театральных выступлений, Дмитрий бывает там со своими гастрольными турами и собирает большую аудиторию зрителей.

Бертман является человеком, обладающим большим количеством собственных увлечений, скрытых от посторонних глаз и одно из них — это классическая музыка. Среди его любимых композиторов можно отметить:

  • Моцарта;
  • Чайковского.

На втором месте по популярности среди его хобби стоит поглощение художественной литературы.

У режиссера собственная обширная библиотека, а также он обладает большой слабостью к старинным предметам и картинам, созданным руками известнейших художников.

В его доме хранятся такие изделия, как редчайшие часы, приобретенные им в Швейцарии, когда он был на гастролях в Королевской опере, а также часы напольного вида большого размера выполненные в темном цвете. Они являются идентичными тем, которые были поставлены на сцене в качестве декораций спектакля Пиковая дама.

Об участии в проектах на телевидении

Дмитрий стал принимать участие в различных программах на ТВ для того, чтобы постараться сблизить народ и искусство. Речь идет именно о Большой опере, конкурсе молодых вокалистов, который транслирует канал Культура на протяжении длительного времени.

Артист признан почетным членом в жюри. Было мнение что конкурс не наберет высоких рейтингов, однако предположения не оправданы. Благодаря проекту удалось обнаружить немало талантливых людей. По мнению Бертмана эта программа важная, нужная и будет подниматься на самые верхние строчки рейтингов популярности.

биография, личная жизнь, творчество. «У меня постоянно с Римским-Корсаковым споры идут»

Его оперные постановки вызывают восторг и бурные рукоплескания у огромной армии поклонников не только в нашей стране, но и за ее пределами. На сцене своего любимого театра «Геликон-Опера» он срежиссировал уже более ста спектаклей. Дмитрий Бертман на протяжении всей своей сознательной жизни проявляет неподдельный интерес к оперному искусству, при этом он не страдает «звездной болезнью», став настоящим экспертом в вышеуказанном жанре. Ему посчастливилось сотрудничать с настоящими корифеями оперной сцены: Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем. Сегодня Дмитрий Бертман продолжает много работать, а именно: ставить спектакли и всеми доступными средствами продвигать оперное искусство в массы. И это у него хорошо получается. Что же в первую очередь интересует тех, для кого крупной величиной в искусстве является Дмитрий Бертман?

Биография и личная жизнь маэстро, естественно. Рассмотрим эти аспекты его жизни подробнее.

Годы детства и юности

Дмитрий Бертман — уроженец Москвы. Он появился на свет 31 октября 1967 года. Примечателен тот факт, что свой первый спектакль создатель «Геликон-Оперы» посмотрел в возрасте 2,5 лет. Это была сказка, поставленная на сцене столичного ТЮЗа.

Прививать любовь к искусству в раннем возрасте стала его мать. Причем не только к лицедейству, но и к музыке. Она регулярно ходила с маленьким Димой в Большой зал консерватории, где они слушали концерт Рихтера. Спустя некоторое время мальчик уже наслаждался творчеством Елены Образцовой и Нины Архиповой.

Юный Дмитрий рос в творческой атмосфере, в том смысле, что в коммунальную квартиру, а потом и в «хрущевку», где он жил с родителями, часто приходили люди, связанные с искусством.

Отец будущего режиссера не был профессиональным музыкантом, но он прекрасно играл на виолончели, скрипке и фортепьяно. У себя дома Дмитрий Бертман, будучи подростком, часто слушал пластинку «Евгений Онегин» с Ростроповичем и Вишневской. Он и предположить не мог, что, повзрослев, станет режиссировать спектакли с композитором Геннадием Рождественским и звездой оперной сцены Еленой Образцовой. Не мог заранее знать Дмитрий Бертман, что и именитая обладательница колоратурного меццо-сопрано Зара Долуханова, будучи уже немолодой, пополнит армию поклонников его творчества.

Выбор профессии очевиден

Естественно, после окончания школы молодой человек уже твердо знал, что свяжет свою жизнь с искусством. В 1984-м Дмитрий Бертман, биография которого представляет огромный интерес для ценителей оперы, станет студентом ГИТИСа им. Луначарского (сегодня — Российская Академия театрального искусства). Юноша выбрал специальность «Режиссер музтеатра». У Бертмана были именитые и талантливые педагоги. Один из них — это Георгий Ансимов, который на протяжении многих лет руководил театром Московской оперетты. Он был строгим, но справедливым наставником.

Другой, не менее опытный педагог — это Борис Покровский, который длительное время работал в Большом театре в качестве режиссера. Следует сказать о вкладе по превращению Дмитрия Бертмана в творческую личность, который внес Матвей Ошеровский. Это он будет учить молодого человека в аспирантуре.

Одесский театр

Когда Дмитрий Бертман, личная жизнь которого связана исключительно с искусством, получит заветный диплом, за его плечами уже будет целый ряд музыкальных и драматических работ в провинциальных театрах. Но значимой вехой в карьере режиссера станет Одесский театр. Он до сих пор помнит свою первую репетицию в этом храме Мельпомены, когда на сцену сразу вышло не менее ста человек, игравших в хоре. Однако местные зрители далеко не сразу оценили талант Бертмана. Но теплая атмосфера, которая сложилась в Одесском театре, помогла начинающему режиссеру справиться с трудностями в профессии. Дмитрий дебютировал со спектаклем «Выборы президента», художественным оформлением которого занимались его будущие партнеры — Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. Затем был спектакль «Золотая паутина». Но с постановкой возникли сложности. Дело в том, что труппа Одесского театра существенно поредела, уйдя работать с режиссером Ю. Гришпуном в другой храм Мельпомены. Бертман, параллельно с кадровым» вопросом, должен был решать проблему декораций. Один из актеров вызвался ему помочь, предложив сделать на сцене лес.

Он откуда-то раздобыл сырье, из которого удалось изготовить большую часть декораций. Спектакль был спасен, и долгожданная премьера все-таки состоялась.

«Геликон»

Сам режиссер Дмитрий Бертман заявляет, что какой-то специальной цели создавать театр у него не было. Просто поставили один спектакль с «гитисовцами», затем другой. А спустя некоторое время решили, что разрывать сложившийся творческий альянс было бы глупо. И не последнюю роль в этом порыве сыграли посиделки с яствами и напитками, которые устраивали «коллеги по цеху» после удачной и плодотворной работы. Но оставался вопрос с названием. Решили воспользоваться словарем. Попалось слово «Геликон». Оказалось, что такое название носит гора в Древней Греции. Именно там бог Аполлон проводил время со своими музами. Так театр стал называться «Геликоном». Огромную лепту в его создание внес дирижер Кирилл Тихонов. Он буквально но

Дмитрий Бертман: интервью о театре «Геликон-опера»

Дмитрий Бертман рассказал порталу «Культура.РФ» о своих первых опытах в «театре под диваном», о готовности работать в Сыктывкаре и о том, почему хозяйственная деятельность — тоже спектакль.

— Дмитрий Александрович, вы в детстве ставили спектакли?

— Когда я учился в школе, у меня был театр под диваном. Я залезал под диван, сочинял спектакли, ставил их в своем театре или о чем-то мечтал. Потом, когда я вырос и уже не мог залезть под диван, к нам в гости пришли Кама Гинкас с Генриеттой Яновской (театральные режиссеры. — Прим. ред.). Узнав о моем увлечении, Гинкас научил меня, как сделать сцену на книжной полке. Полки были железные, он подвесил на ниточках палочки и показал, как накручивать на эти палочки штанкеты для декораций. Так мой театр переехал на книжную полку. Но там мне тоже стало тесно, и папин друг подарил мне на день рождения макет сцены, который сделал сам. Как я ему был благодарен! На этом макете были сценические карманы и поворотный круг сцены, сделанный из детской железной дороги и работающий на реостате. Я сделал огромное количество декораций, и, когда к нам приходили гости, я «пытал» их, заставляя смотреть свои «спектакли».

— И вы поступили в ГИТИС, чтобы создать свой театр?

— Тогда у меня еще не было идеи создания театра. Мне кажется, что я сделал это по нескольким причинам. Во-первых, из-за потрясающей компании друзей — мы учились вместе и не хотели расставаться. А еще, наверное, из-за того, что после ГИТИСа меня никуда не пригласили.

— Но вы же в то время ставили спектакли в провинции.

— Да, но всё это были разовые постановки, а я искал какого-то постоянства. Надежности. Если бы меня тогда позвали на постоянную работу, предположим в Сыктывкар, я бы поехал в Сыктывкар. Но этого не случилось. За границей я поставил 48 спектаклей, а практически все мои российские оперные постановки были сделаны в «Геликоне». В мире я стал востребованным до того, как прославился «Геликон», но я благодарен «Геликону», потому что наш театр сделал меня востребованным в России.

— «Геликон-опера» в прошлом сезоне переехала в новое здание, в ней работает больше людей. Атмосфера в театре сильно изменилась?

— Атмосфера в театре совсем не изменилась. Мы переехали в прежнем составе, увеличился только штат людей по обслуживанию здания. У нас практически нет «текучки кадров», но, если возникает какая-то вакансия, очень важно, чтобы с приходом нового человека атмосфера, в которой живет театр, только пополнялась новой положительной энергией.

— Театр пережил все трудности и отпраздновал 27-летие. Это счастливая случайность или ваша заслуга?

— Я один не смог бы этого сделать: театр создает команда людей. Другое дело, что я подбираю эту команду. А еще театр не терпит измен и гулянья «налево». Я для себя решил, что не буду делать за рубежом больше двух спектаклей в год, если только это не совместная постановка «Геликона» с другим театром. В этом году я поставил в Вене «Альцину», и, может быть, больше никуда и не поеду, потому что здесь очень много работы. Если раньше я рвался поставить что-то на Западе, то сейчас делаю это только из экономических соображений или из-за нового важного опыта, который я смогу перенести в наш «Геликон», ведь основное творчество у меня здесь.

— Вы не только главный режиссер, но и генеральный директор «Геликон-оперы». Много времени у вас уходит на решение всяких хозяйственных проблем?

— Примерно 80 процентов рабочего времени, но для меня это тоже спектакль. И фантастическое новое здание «Геликона» — это тоже мой спектакль. Это моя гордость и дело, которым я готов заниматься. Так что заниматься хозяйственными проблемами — это удовольствие. И результаты этой работы всегда видны.

— Вы рассказывали, что любой ваш спектакль связан с ситуацией, случившейся в вашей жизни. В опере Пуччини «Турандот» герой влюбляется в прекрасную девушку, которую все считают принцессой Турандот. Но перед свадьбой выясняется, что настоящая принцесса — отвратительное чудовище. С вами такое происходило?

— «Турандот» — спектакль о человеческих иллюзиях. Мы часто стремимся к идеалу, забывая обо всем. Но, добиваясь того, что манит, в какой-то момент лучше остановиться, осмотреться и обратить внимание на то, что мы не замечали, идя к цели. Возможно, незамеченное и окажется самым главным. Думаю, такое случалось в жизни каждого человека.

— Опера «Турандот» — грандиозный международный проект: оркестром дирижировал Владимир Федосеев, декорации и костюмы сделала художница из Китая, художника по свету пригласили из Америки. Как удалось собрать такой состав?

— Впервые в истории «Геликон-оперы» мы получили грант от Министерства культуры России на финансирование постановки. Благодаря этому гранту проект и был осуществлен. Кроме того, в этом году в «Геликон-опере» впервые в Москве состоится финал самого крупного в мире вокального конкурса молодых певцов «Бельведер». Его ежегодно проводят в европейских столицах, и в состав жюри входят директора лучших оперных театров мира, от Ла Скала до Метрополитен-опера. «Бельведер» впервые будет проходить в России. Сегодня очень важно, чтобы в условиях непростой политической ситуации культура стала главным мостом, соединяющим несоединимое. И мне кажется, что приглашение зарубежных исполнителей, постановщиков, дирижеров, которые впервые приедут в Москву на конкурс «Бельведер» дает возможность показать иностранцам реальную ситуацию, которая у нас происходит. Они влюбляются в нашу страну и понимают, что мы открыты и рады рукопожатиям и объятиям.

— Владимир Федосеев не так давно стал музыкальным руководителем «Геликон-оперы». Он уже начал работу?

— Владимир Иванович, как только у него появляется свободное время, слушает наши спектакли и солистов театра. Он сейчас в отличной форме, активен и у него масса идей. Мы обсуждаем постановку «Пиковой дамы», которая будет в следующем году.

Задумываем еще несколько постановок опер, никогда не исполнявшихся в России. Я надеюсь, что Владимир Иванович будет дирижировать операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Кармен», и приложу максимум усилий для того, чтобы здесь он занимался исключительно творчеством. Такой мастер, как Федосеев, имеет право на то, чтобы все ему подчинялись безоговорочно и выполняли то, что он требует, ведь он обеспечивает потрясающее творческое качество работы.

Я горжусь тем, что у нас работают самые лучшие дирижеры страны и мира. И Валерий Кирьянов, и Евгений Бражник, и Константин Хватынец, и замечательные зарубежные маэстро. Например, в марте оперой «Распутин» дирижировал известный австралийский мастер Александр Бригер, внучатый племянник Феликса Юсупова. Владимир Понькин сейчас работает главным дирижером в Клайпеде в Литве, но продолжает сотрудничать с нашим театром. Дирижеры восхищаются нашей акустикой, сценой и оркестровой ямой. У нас замечательные солисты, хор, оркестр. И качество музыкального исполнения сильно возросло.

— Сейчас принято менять в оперных спектаклях авторские сюжеты, взаимоотношения героев, их характеры. Почему вы этого не делаете?

— Думаю, что, если режиссер более интересный, известный и глубокий человек, чем Шекспир, Пушкин и все остальные авторы, тогда, наверное, ему можно что-то изменять в их произведениях. Но пока я таких режиссеров не встречал. И мне намного интереснее изучать тексты Шекспира и Пушкина, ведь только так открываются какие-то абсолютно новые идеи. У меня нет желания менять сюжетную канву произведения, потому что она выдержала проверку временем и гениальна. И мне не нужно на основе материала себя выражать — да и кому я интересен? Знаете, у Станиславского с Немировичем-Данченко всегда были непростые взаимоотношения, но, когда они сидели в «Славянском базаре» и обсуждали будущий МХАТ, Станиславский сказал: «Вы, Владимир Иванович, можете очень много, и я тоже, но вместе мы можем больше». Поэтому вместе с Чайковским, Верди и Шостаковичем мы сможем гораздо больше, чем сделал бы я один, украсив афишу их великими именами просто для продажи билетов.

— Как в репертуаре «Геликона» появилась реконструкция «Евгения Онегина», поставленного Станиславским?
— Мне кажется, дело чести — сохранить хотя бы несколько спектаклей великих мастеров. Опера «Евгений Онегин», поставленная Станиславским в 1922 году, которую мы восстановили, пользуется грандиозным успехом. Спектакль получился живым, страстным и совсем не музейным.

— А с чем связано приглашение Кирилла Серебренникова, недавно выпустившего премьеру оперы «Чаадский»?

— Этот режиссер востребован, интересен публике и имеет свое лицо. Серебренников мне интересен, потому что он — один из немногих драматических режиссеров, успешно работающий в музыкальном театре. Кроме того, Серебренников поставил оперу, которая специально написана молодым современным композитором Александром Маноцковым. В нашем театре часто шли и идут современные оперы: триптих «Голоса незримого», «Распутин» Джея Риза, «Царица» Давида Тухманова и недавняя премьера «Доктор Гааз» Алексея Сергунина на либретто Людмилы Улицкой. В оперном театре обязательно должны звучать современные сочинения.

— Дмитрий Александрович, говорят, это вы предложили провести фестиваль Ассоциации музыкальных театров? Благодаря этому в Москве показали спектакли оперных театров из провинции.

— Это идея Георгия Исаакяна, художественного руководителя Детского музыкального театра имени Натальи Сац. Мне кажется, что этот фестиваль был очень важен для оперных театров из регионов. Для них гастроли в Москве — невероятная иммунологическая прививка. Благодаря гастролям стало ясно, что спектакли и артисты интересны не только в их родных городах. А московским зрителям и профессионалам важно было увидеть, что происходит в регионах. Мы радуемся положительному опыту, но любой отрицательный опыт тоже очень полезен. И в отличие от «Золотой маски», куда привозят спектакли, отобранные экспертами, на фестивале Ассоциации музыкальных театров сложилась реальная картина того, что происходит в музыкальных театрах России.

— Год назад вы возглавили Совет худруков столичных театров при департаменте культуры. Результаты его работы уже заметны?

— Я считаю, что сделано уже много. Например, сейчас каждому театру выделяется из бюджета Москвы субсидия только на одну новую постановку. Совет худруков обсуждает возможность выделения средств на вторую постановку. В этом году все театры, подавшие на нее заявки, получили дополнительные средства. Это большое завоевание в нынешней сложной ситуации. Кроме того, мы поставили перед собой цель — сохранить все московские театры и дать им возможность работать. Борис Александрович Покровский сказал, что, если один день в мире будет звучать только опера, мир станет лучше. Мне кажется, что театр тоже может сделать мир лучше. И то, что Москва сегодня мировая театральная столица, — это огромное достижение. Приезжая за рубеж, я всегда хвастаюсь, что у нас в зале оперного театра сидят молодые люди. За рубежом в оперу ходят седовласые любители, а в России — молодежь, и это наше завоевание.

— То есть опера в России уже не элитарное искусство?

— В России опера перестала быть искусством для избранных. Оперные театры всегда полны, они очень разные, но везде работают успешно. Может быть, потому, что опера — честное искусство. Нужно очень долго учиться, чтобы стать оперным певцом или музыкантом оркестра, и зрители стали это понимать. Они стали покупать чистые биологические продукты и слушать оперу. Кроме того, в опере происходят сегодня самые интересные театральные эксперименты. Здесь намного больше возможностей и сценические технологии, феноменально шагнувшие вперед. Поэтому таким высоким рейтингом стал пользоваться проект «Большая опера» на телеканале «Культура», в кинотеатрах идут трансляции оперных спектаклей со всего мира. Я очень рад, что во всем мире опера становится востребованной и даже модной и считаю, что в этом есть заслуга и нашей страны. Ведь во всех лучших оперных театрах мира первые позиции занимают певцы из России. А еще мне кажется, что опера сегодня — идеальный посол мира.

— На каких гастролях «Геликон-опера» в ближайшее время станет послом мира?

— У нас впереди Эстония, Великобритания, Япония, где мы покажем «Евгения Онегина», и Испания, где у нас в 2018 году совместная постановка с театром «Лисеу» — «Демон» Рубинштейна.

— А что самое сложное в профессии оперного режиссера?

— Страшная ответственность. Потому что Бог создал человека, и мы тоже создаем человека на сцене. Мы должны создать Человека, а не мутанта. А еще существует огромная ответственность перед людьми, которые работают с тобой и которые тебя поддерживают.

Беседовала Ольга Романцова

биография, личная жизнь, творчество. «На что мне обижаться? Меня что, недооценили?»

Художественного руководителя “Геликон-оперы” Дмитрия Бертмана не сломили ни годы нужды, ни заказные нападения, а его театр, открывший в отреставрированном здании второй сезон, стал жемчужиной культурной жизни Москвы.

Создатель и бессменный художественный руководитель Московского музыкального театра “Геликон-опера”, народный артист РФ Дмитрий Бертман рассказал, как еще школьником проникал в театры, а в 90-е вместе с друзьями работал бесплатно, как для декораций использовал картон, который собирал на улице, и дважды становился жертвой заказных нападений — его принуждали отказаться от усадьбы Шаховских, в которой сейчас располагается “Геликон-опера”.

А еще о том, какие мистические вещи происходят в этом старинном здании.

Культура может сделать больше, чем политика

— Дмитрий Александрович, в первую очередь хочется спросить, как вы оцениваете прошедшие в Москве и Таллинне обменные гастроли музыкального театра “Геликон” и Эстонской национальной оперы?

Гастроли прошли потрясающе. Мы дважды сыграли на сцене Эстонской национальной оперы “Царскую невесту”, прошел замечательный концерт с эстонскими певцами. А в Москве мы тепло встретили эстонцев: вся навигация была написана на эстонском языке, для них это был сюрприз.

Весь театр был заставлен шоколадом, чаем, кофе — для того, чтобы они чувствовали себя как дома. И они сыграли на сцене “Геликон-оперы” оперу “Фауст” и балет “Гоблин”. Также с огромным успехом прошел концерт. Эти гастроли подтвердили, что никаких проблем в культурной сфере нет и культура может сделать гораздо больше, чем политика.

Надеемся, что наша дружба будет продолжаться и гастроли Эстонской национальной оперы в Москве станут регулярными, как это было когда-то давно в Советском Союзе.

Профессию выбрал благодаря Бабе-яге… дяде Володе

— Первое потрясение от театра вы испытали в четыре года, когда родители после спектакля “Зайка-зазнайка и три поросенка” отвели вас за кулисы и вы увидели там Бабу-ягу, которая сняла парик и… оказалась папиным приятелем дядей Володей. Эта история и определила для вас будущее?

У меня был шок — в голове не укладывалось, что такое может быть. Но да — именно после этого театр стал для меня главным в жизни.

А потом музыка — фортепианное образование, концерты в Большом зале консерватории, на которые меня водила мама по нескольку раз в неделю. Так меня и повело в сторону оперы.

— И когда вы поняли, что именно опера, а не театр вам ближе?

В классе четвертом-пятом. Мне кажется, что опера намного интереснее драматического театра. В опере всегда торжество, праздник — красивые костюмы, огромные декорации, массовые сцены, оркестр, хор и поющие артисты. Меня это очень впечатляло. А в драматическом театре, к сожалению, музыки и пения всегда не хватает.

— В какие театры вы ходили — в Большой, наверное?

Большой театр был менее доступен для меня, туда сложнее было прошмыгнуть.

— Прошмыгнуть?

Вообще-то, я знал все лазейки. Скажем, в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко я проходил обманными путями, через служебный вход, прятался в ложе и оттуда тайком наблюдал за репетициями. И знал весь репертуар и каждого артиста.

А вот в Большой театр было сложнее попасть — меня бы просто по росту туда не пустили. Когда подрос, наловчился заходить через актерские подъезды — первый или пятый.

Надо было подгадать, чтобы кто-нибудь шел группой и присоединиться к ним. А дальше, в здании, я отлично ориентировался.

Либо поступал иначе — покупал самый дешевый билет на галерку в любой театр и ждал свободного места в партере. Либо, как в Кремлевском дворце съездов, тоже покупал билет на галерку за 30-50 копеек, затем шел в банкетный зал — поднимался туда на эскалаторе, съедал там вкуснейший жульен, выпивал стакан “Тархуна”, шел на кухню, быстро проходил через нее, садился на лифт и спускался на сцену…

Поступил в ГИТИС случайно. Дважды…

– Именно на сцену? Зачем?

Мне было интересно изнутри наблюдать за тем, как идет спектакль, как выходят артисты, что происходит с другой стороны кулис… Я вообще любопытный. Поэтому и поступил в ГИТИС еще школьником, когда мне было только 15 лет.

Потом, когда уже через год стал учиться в этом институте, избегал преподавателя, который мне это постоянно припоминал.

— Как же так получилось?

В Москву приехал поступать на актерский факультет сын папиного школьного друга. Я его проводил в ГИТИС, а он мне и говорит: “Пошли со мной на экзамен”. Я какие-то стихотворения знал и тоже отправился на актерский факультет. А там для первых двух туров документы не нужны. Вот я их и прошел.

Меня потом вызвал профессор ГИТИСа Оскар Яковлевич Ремез и сказал:

“Ты не ту программу читал, мне дураки нужны, а ты как раз по амплуа дурак, надо было какую-то дурацкую программу читать, а не Мандельштама. Но не важно — если ты точно не поступаешь в другой театральный вуз, я тебя стопроцентно беру”.

“Я точно никуда не поступаю, я еще не окончил школу. Только через год будет аттестат”.

Профессор меня и выгнал с треском. Зато когда я через год поступал, уже читал не Мандельштама, а “Конька-горбунка” про Ивана-дурака. Выходит, благодаря этой дерзости я получил ценный совет — Ремез меня направил, объяснил, что никакой серьезной поэзии мне читать не нужно.

Материал для декораций приходи

Квартира-музей Дмитрия Бертмана на Арбате

Дмитрий Бертман народный артист, создатель театра «Геликон-Опера» — очень гостеприимный человек. Охотно показывает свою квартиру журналистам, но просит не разглашать точный адрес в СМИ, где живет сейчас. Рассказывает много интересных историй об интерьере и показывает фото экстерьера своего жилища до перепланировки. С радостью говорит о семье и своей биографии, а вот про личную жизнь умалчивает.

Биография

Квартира-музей Дмитрия Бертмана на Арбате

Д. Бертман родился в Москве 31 октября в 1967 году. После того как в 4-х летнем возрасте вместе с матерью он посетил за кулисье ТЮЗа он и увлекся режиссурой. В детстве с помощью мамы он основал свой первый театр дома на одной из полок стеллажа. Именно благодаря маме Дмитрий решает поступать в ГИТИС на специальность режиссер театра. Уже в студенческие годы ставил музыкальные спектакли на различных сценах столицы и за ее пределами.

В 1990 году основал музыкальный театр «Геликон-Опера» который через 3 года получил статус государственного. На данный момент «Геликон» много гастролирует по РФ и заграницей, и насчитывает более 300 сотрудников. Дмитрий обладатель множества наград и званий: «Заслуженный деятель искусства РФ», удостоен награды Орден Дружбы и театральной премии СТД «Гвоздь сезона». А в 2008 году Бертману было присвоено звание профессора.

Интересно!

За постановку в таллиннском театре антифашисткой оперы «Валленберг» был награжден президентом Эстонии Орденом Земли Святой Марии IV степени.

На сцене своего театра Бертман ставил такие оперы как: «Трубадур» Дж. Верди, «Распутин» Джея Риза, «Доктор Гааз» Алексея Сергунина. Про личную жизнь режиссера можно сказать, что это постановка, которую даже не начинали. Дмитрий настолько погружён в работу и гастроли что у него не остается времени на общение создание своей семьи.

Квартира режиссера

Квартира-музей Дмитрия Бертмана на Арбате

После смерти своей бабушки Дмитрий решил переехать поближе к театру. И вот продав квартиру бабушки, что осталась ему в наследство и свою однокомнатную в районе «Парка культуры» режиссёр приобрел жилище на Арбате и не прогадал. В своей квартире Дмитрий Александрович живет уже более 17 лет. Сам дом еще дореволюционной постройки в нем, в свое время жил Александр Блок. Одно время дом был в планах на снос, но жильцам удалось доказать что он является историческим наследием. Изначально это была четырех комнатная квартира, но Дмитрий решил это изменить, после перепланировки и ремонта стал обладателем трехкомнатной квартиры выполненной в классическом стиле.

Квартира режиссера

Все вещи в доме связаны с какой-либо историей. Антикварные кресла, что стоят в библиотеке и зеркало, досталось Дмитрию в наследство от дедушки, но что бы вернуть первоначальный вид этим изделиям пришлось их отреставрировать. Старинный буфет достался ему от бабушки. Она даже тарелку сохранила, из которой ел артист в детстве. Теперь эта тарелка висит среди других памятных экспонатов (тарелки подаренные Лужковым). Некоторые вещи Дмитрий оставляет на память о спектаклях:

  • черные напольные часы были приобретены для постановки «Пиковой дамы»;
  • металлическая тарелка, которая висит в гостиной, была подарена Дмитрию после спектакля «Князь Игорь» в Стамбуле;
  • на стенные часы были куплены в Швеции после первого спектакля — оперы «Евгений Онегин»;
  • ноты с автографом Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича остались после совместной постановки «Летучей мыши» в Эвиане.

Интерьер квартиры меняется еще и благодаря людям, что окружают артиста. Белый рояль, что стал изюминкой гостиной, режиссёру подарила фрау Зайлер, ведь она является страшной фанаткой постановок Дмитрия. Точно также в доме режиссера появились и статуэтки кошек, которых теперь целая коллекция, рамочки под фото, что выполнены в разных стилях и фигурки Коломбины и Пьеро все это — дарят друзья и коллеги.

Квартира режиссера

Любимое место Дмитрия — библиотека-кабинет и гостиная. В библиотеке храниться множество раритетных книг, нот, клавир. И именно в этой комнате Дмитрий любит работать и планировать будущие спектакли. А гостиная это место больше для встреч с друзьями или для игры на рояле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *