описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Близ села Диканька. Два разбойника устроили в лесу привал. Появляется их сообщник. Он украл в селе девушку, с которой разбойники собираются позабавиться. Но внезапно из лесной чащи появляется черный всадник. В капюшоне его плаща нет лица, за спиной всадника вырастают шесть огромных рогов. Таинственный незнакомец жестоко убивает всех разбойников, срывает мешок с головы несчастной. Он мечом рассекает грудь жертвы, откуда фонтаном брызжет кровь.
Санкт-Петербург, 1829 год. Юный Николай Гоголь служит писарем в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Дознаватель диктует Гоголю протокол осмотра места происшествия. Совершено убийство дворянки Абашинской, которая собиралась вскоре выйти замуж за богатого купца. К делу подключается знаменитый следователь по особо важным делам Яков Петрович Гуро. Дознаватель жалуется, что его писарь подвержен припадкам, это мешает работе. Гоголю становится плохо и в этот раз. Во время приступа его рука выводит на бланке протокола загадочные слова: вулкан, крест, барашек. Очнувшись, Николай Петрович утверждает, что Абашинская знала убийцу, они с ней были близки. Яков Петрович по этим подсказкам раскрывает преступление по горячим следам. Вулкан – кличка любимого жеребца барыни. Начинают допрашивать ее конюха Ивана Сомова. Гуро срывает с его шеи крест. Рука жертвы поцарапана – сопротивляясь, женщина ухватилась за крест. Барашек – ласковое прозвище, которым Иван называл свою хозяйку. Они были любовниками. Безденежье вынудило Абашинскую согласиться на брак по расчету. Сомов в приступе ревности убил любовницу. Необычные способности писаря вызывают любопытство Якова Петровича.
Гоголь вместе со своим слугой Якимом скупает в книжных магазинах весь тираж поэмы «Ганц Кюхельгартен», которую начинающий литератор опубликовал под псевдонимом В. Алов. Гоголь ее стыдится, а потому сжигает книги. Яким без конца ворчит на непутевого молодого барина. Утром к Гоголю приходит Гуро. Он уезжает надолго и хотел попрощаться с молодым человеком, ему было приятно с ним работать. Яков Петрович говорит, что ему поручено расследование интересного и весьма запутанного дела в Полтавской губернии. Гоголь напрашивается с ним, поскольку сам родился в тех местах. Кроме того, он надеется собрать в поездке материал для своих новых книг. По дороге Гуро вводит помощника в курс дела. Близ села Диканька убиты три девушки. Похоже, убийства носят ритуальный характер. Высказываются самые невероятные версии: цыгане, нечистая сила, масонский заговор и, разумеется, проклятые москали.
В Диканьке приезжих встречает глава местного управления полиции Александр Христофорович Бинх. Гуро дает распоряжение провести эксгумацию тела последней жертвы. Яков Петрович сам производит вскрытие. Гоголя во время процедуры мутит. Гуро свидетельствует: небольшой надрез над грудью не мог быть причиной смерти. После вскрытия грудной клетки он делает заключение: у жертвы перерезана аорта. Работал профессионал – врач или мясник. И странная особенность – совсем нет крови. Гоголь выходит подышать свежим воздухом. Молодого человека преследуют видения, будто его живого положили в гроб. Он приходит в себя в незнакомом доме, над ним склоняется молодая красавица. Дама представляется Лизой. Они с мужем Алексеем наехали на Гоголя бричкой, привезли потерпевшего к себе. Супруги Данишевские живут в замке неподалеку от Диканьки, Алексей унаследовал его после смерти дяди. Николай остается у Данишевских на ужин. Чтобы он мог вернуться на постоялый двор, супруги дают ему лошадь. Неопытный наездник, Гоголь никак не может заставить лошадь ехать в нужном ему направлении. Ночью он попадает в лес. Там за ним гонится черный всадник. Лошадь несет. Гоголь падает, ударившись головой о крыло мельницы.
Гоголя отпаивает чаем Оксана – дочь мельника. Николай спрашивает, не страшно ли ей тут жить, поблизости убили уже трех девушек. Оксана утверждает, что убитых гораздо больше. Гоголь пытается расспросить ее об этом подробнее, но впадает в забытье. Оксана говорит, что ему нужно поспать, придет время – он сам обо всем узнает.
Гоголь рассказывает о своих ночных приключениях Гуро. Тот утверждает, что для впечатлительных людей разница между сном и реальностью иногда отсутствует. Хозяйка постоялого двора Ганна говорит, что мельницы, о которой твердит ее молодой жилец, уже давно нет. Гоголь и Гуро в сопровождении Бинха и его помощника Тесака отправляются ее осмотреть. Мельница, действительно, разрушена. Но Гоголь находит там свой плащ-крылатку. Тесак говорит, что Оксаной звали дочь мельника, она была красивой дивчиной, но утонула лет 30 назад. Ее отец от горя сошел с ума и повесился, мачеха куда-то уехала. Тогда пропало еще с десяток девушек. Яков Петрович возмущен: почему Бинх скрывал это? Тот утверждает, что не хотел распускать глупые слухи. К тому же к нынешним преступлениям это никакого отношения не имеет. За три десятилетия убийца уже давно бы состарился, быть может, его и в живых-то нет. На что Тесак замечает: у дьявола нет возраста.
Лиза приезжает проведать Николая, она за него волновалась – лошадь вернулась домой без седока и вся в репьях. Гоголь ведет с Лизой беседы о поэзии. Данишевская догадалась, что Алов – это его псевдоним. В бреду Гоголь произносил строки из своей поэмы. Тот удивлен, что Лизе удалось прочитать книгу, весь тираж которой он хотел полностью уничтожить. Лиза берет с Гоголя обещание, что он больше никогда не будет жечь своих произведений, поскольку каждый творец – лишь инструмент в руках Господа.
Гоголю снится сон: девушки-утопленницы прыгают через костер. Оксана просит Николая о помощи. Нужно отомстить мачехе. Она русалкой пробирается в ее озеро, высасывает силы, глумится. Мачеха прячется среди них, утопленницы не могут ее увидеть, это сумеет сделать только он. Гоголь опознает в кругу утопленниц Ганну. Ее начинают рвать на части.
Гоголь просыпается у себя в комнате. Его ноги грязные, будто он ходил босиком. Гоголь и Гуро идут к старой мельнице, где происходили события из его сна, обнаруживают в траве оторванную руку. Вернувшись на постоялый двор, они находят Ганну. Руки у нее нет. Ведьма набрасывается на Гоголя, хватает его за горло, начинает душить. Гуро выхватывает шпагу, но Ганна с нечеловеческой силой швыряет и его. Ведьму удается пристрелить Бинху. В сарае постоялого двора устраивают обыск, обнаруживают там колдовские порошки, кинжал и нарисованный на стене знак. Точно такой же находили в местах, где были убиты девушки. Бинх говорит, что преступления раскрыты, об успешном расследовании можно составлять отчет в столицу. Он приглашает Гуро и Гоголя отужинать в честь завершения дела. Яков Петрович отказывается, он говорит, что перед дальней дорогой им нужно отоспаться.
Ночью к Гоголю является Лиза. Она целует Николая, они оказываются в постели. Но во время секса Лиза оборачивается Оксаной. Она говорит, что черный всадник продолжает убивать. Потом Оксана требует: проснись, а то сгоришь! Николай вскакивает с постели. Постоялый двор объят пожаром. В огне сражаются черный всадник и Гуро. Гоголь рвется на помощь наставнику, но его не пускают. Рушатся балки.
Бинх поручает Гоголю отвезти в Петербург останки Гуро. Тот отказывается уезжать: убийца так и не был найден. Он намерен дождаться нового следователя из столицы. Бинх подобной настойчивостью крайне недоволен. К мертвой Ганне приходит черный всадник. Ведьма говорит, что во всем виноват писарь, у него – темная сила.
Несколько дней спустя. Солопий Черевик вечером уходит из дома. Его жена Хавронья принимает у себя любовника – Поповича. Их заигрывания прерывает стук в дверь. Хавронья прячет Поповича, идет открывать дверь. За ней – никого, а на крыльце лежит красная свитка. Баба в панике. Дети шалят, или кто-то мужу рассказал о ее изменах? Внезапно свеча начинает чадить зеленым светом, вместо воска с нее стекает кровь. Любовники видят, что свитка летает по воздуху, им мерещится свиное рыло. Хавронья истошно орет.
Гоголь приходит к Бинху. Тот говорит, что ночью зарезали бабу, на печи в ее хате обнаружен все тот же зловещий знак. Но преступник арестован. Однако Попович не признается в содеянном. Он твердит, что красная свитка на крылечке – это чертова метка неверным женам. Гоголь говорит, что для осмотра места преступления ему нужен рисовальщик. Его отсылают к кузнецу Вакуле. Тот отказывается помогать столичному дознавателю, не советует ему связываться с нечистой силой. У кузнеца есть маленькая дочка, которую тот нежно любит. Гоголь уговаривает Вакулу: если убийцу не поймать, когда-нибудь он придет и за его дочерью. Знак на печке уже успели замазать. Вакула просит уксус, «отмазывает» скрытую улику. Все вокруг крестятся. С Гоголем случается припадок, во время которого он рисует на листе бумаги дерево. Яким узнает в нем липу, которая росла у них в поместье, маленький Николай любил на ней сидеть. Гоголь делает вывод: знак – подделка, и нарисован он неверно. К тому же раньше жертвами были молодые девушки, их убивали в лесу, а тут зарезали бабу в ее же хате.
По подозрению в убийстве под арест берут Солопия Черевика. У него был мотив: месть неверной жене. Черевик говорит, что в момент убийства пил горилку с Грицко, тот может это подтвердить. Они договаривались о свадьбе, дочь Солопия Параська выходит за Грицко замуж. Слава богу, Параська вечером с подружками гуляла, всего этого окаянства не видела. Бинх давит на Черевика, утверждает, что тот пойдет на каторгу вместе со своим подельником Грицко. Солопий берет всю вину на себя. У Гоголя начинаются видения. Черевик просит Бинха, чтобы тот позволил ему справить сегодня же вечером Параське свадьбу, а потом он готов отправится на каторгу. Гоголь приходит в себя. Он уверен, что Солопий не убивал Хавронью. Для расследования нужно провести вскрытие. Бинх в этом участвовать не намерен, поскольку обвиняемый во всем признался.
В сарай, где устроена прозекторская, приводят под руки местного лекаря – Бомгарта Леопольда Леопольдовича. Тот пьян, едва стоит на ногах. Но деревенские утверждают, что резать он может в любом состоянии. Будет засыпать – нужно подливать горилки. Бомгарт приступает к работе. Рана на теле жертвы пустяковая, легкое пробито, от этого не умирают. Лекарь вскрывает грудную клетку, достает сердце. Он обнаруживает следы кровоизлияния. Хавронья умерла от страха еще до того, как ее ударили ножом. Гоголь поражен профессионализмом Леопольда Леопольдовича. Они вместе пьют горилку, становятся чуть ли не лучшими друзьями. Бомгарт говорит, что в этой глуши, куда его сослали за диссертацию, ему ужасно скучно. Он предлагает Гоголю обращаться к нему в любое время. Пьяный Гоголь поздно вечером приходит к Лизе. Он спрашивает, была ли она у него в комнате позавчера ночью. Та говорит, что не имеет обыкновения наносить столь поздние визиты мужчинам. Лиза переводит разговор на литературные темы. Она советует Гоголю писать о том, что ему хорошо известно. О Малороссии, например.
К Параське является мертвая Хавронья. Обернувшись ведьмой, она твердит, что девушке не видать счастья, тащит ее под кровать. Параська вырывается, бежит в лес. Там за ней гонятся не только призраки Хавроньи, но и черный всадник.
Возвращаясь в Диканьку, Гоголь встречает в лесу Якова Петровича. Он не успевает опомниться от изумления, как с ног его сбивает Параська. Она кричит: там дьявол! Вместе они прячутся за деревом. Грицко ищет невесту. Застав Параську в лесу в компании москаля, он бьет тому морду.
Ночью Гоголя посещают видения. Он приносит Пушкину свою поэму, но тот играет в карты и начинающего литератора не принимает. Потом является Оксана. Она говорит, что Гоголь в состоянии переступать порог между темным мистическим миром и реальностью. В этом его дар. Ему нужно научиться им управлять. Но мыслями Николая завладела Лиза, она влечет его не туда.
Утром Гоголь мается с жестокого похмелья. Ему приносят рисунки, сделанные Вакулой, и сундучок Якова Петровича. Яким говорит, что к сундучку была приколота записка: в случае непредвиденных обстоятельств передать его Гоголю. Только сундучок заперт, а ключа от него нет.
В доме Черевика справляют свадьбу Параськи и Грицко. Гоголь спрашивает у Бомгарта, который прекрасно разбирается в химии, о составе свечи. Точно такая же горела в ночь убийства Хавроньи. Черевик утверждает, что купил свечи у цыган. Леопольд Леопольдович определяет, что в состав свечи входят лауданум, полынь, белладонна и медные окислы. У Гоголя видения. Пушкин высмеивает его поэму. Лица Александра Сергеевича и его спутниц превращаются при этом в свиные рыла. Бомгарт говорит, что в свечке столько гадостей, что люди от этого дуреют. Гоголь понимает, что Хавронье с Поповичем специально подсунули такую свечу. Николай подходит к Черевику. Он спрашивает, зачем тот взял на себя вину дочери. Хавронью убила Параська. Солопий набрасывается на дознавателя, который решил «погубить его дите». Он душит Гоголя. Бинх бьет Солопия по голове бутылкой. Параська и Грицко сбегают. За ними организована погоня. Беглецы плывут на лодке. Параська признается жениху, что, если бы она не убила Хавронью, им бы никогда не дали благословления на свадьбу. А на новом месте они замолят этот грех и будут жить счастливо. Но раздается ведьмовской хохот Хавроньи: вслед за мной пойдешь на адскую сковородку! Хавронья кричит черному всаднику: забирай ее, она твоя. После этого ведьма задерживает преследователей Параськи. Бинх сразу падает. Гоголя, Вакулу и Якима ведьма кружит по воздуху. Бинх открывает глаза, ему кажется, что вокруг слишком темно, он зажигает свечу. Хавронья сгинула. Параську находят мертвой. На траве возле ее тела выжжен сатанистский знак.
Гоголь собирает совещание. Он говорит, что в селе Диканька он может доверять только Леопольду Леопольдовичу, Вакуле и Якиму. С их помощью он намерен продолжить поиски черного всадника. Вакула помогает справиться с замком на сундучке Гуро. Гоголь берется за кольцо на его крышке. Новые видения предвещают ему еще более таинственные и ужасные приключения. А на пригорке близ Диканьки тем временем стоит одинокий Яков Петрович.
Гоголь. Ближайший — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2018; проверки требуют 10 правок.«Гоголь. Ближайший» — российский кинофильм 2009 года Натальи Бондарчук, посвящённый Николаю Васильевичу Гоголю. Фильм направлен на раскрытие духовных исканий Гоголя, повествует о последних днях жизни Гоголя с ретроспективой в его прошлое.
По жанру фильм близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания писателя, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином, и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий. Снимали в Сорочинцах, в Гоголеве, где дом Николая Васильевича. Были у нас планы снимать в Италии, во Франции — мы были там на выборе натуры, но снимали в павильоне |
Фильм начинается с рассказа о реальном факте из биографии Гоголя: как его облик попал на знаменитое полотно «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов не просто «использовал» оригинальное лицо Николая Васильевича, но и сделал его едва ли не главным персонажем своей поразительной картины. Иванов намеренно выбрал особое место на картине для своего друга: единственный в толпе странник испытывает мучительный страх и переживание своей греховности при известии о появлении Мессии. За странником, в чьём облике угадывались черты Гоголя, закрепилость название — Ближайший ко Христу». Отсюда и название фильма — «Гоголь. Ближайший» [2].Наталья Бондарчук |
Режиссёр Наталья Сергеевна сказала, что роль специально для меня. Россет — необыкновенная женщина XIX века, она была умна и очень остроумна. У неё были семья, дети, что не исключало большого количества романов. Пушкин был в неё влюблён, и она его очень любила. Была влюблена в Гоголя и надеялась на взаимность, но… они пережили этот момент. Гоголь — неоднозначная фигура, так что они пришли к тому, что стали духовными братом и сестрой. Люди, которые любили её, которых любила она, — это такие величины в русской истории. Настолько у неё была развита интуиция, что она чувствовала гениев, выискивала их своими огромными глазами! |
- Приз в номинации «Игровое кино» на Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный ангел» в Москве (Наталья Бондарчук).
- Приз «Золотой Витязь» на международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Наталья Бондарчук).
- Диплом за лучшую женскую роль второго плана на международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Мария Васильева (Бурляева)).
- Диплом за лучшую операторскую работу на международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Мария Соловьева).
- Приз оргкомитета на V Севастопольском международном кинофестивале (Наталья Бондарчук).
Гоголь (телесериал) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Гоголь» — киносериал режиссёра Егора Баранова от продюсерской компании «Среда». Фильмы сняты по мотивам произведений Николая Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Главную роль играет Александр Петров.
«Гоголь. Начало» — первый из трёх фильмов проекта «Гоголь» и первый российский телесериал, у которого есть театральный релиз[1]. Он был выпущен 31 августа 2017 года и заработал 7 757 988 долларов в кассе. Фильм «Гоголь. Вий» вышел в прокат 5 апреля 2018 года[2]. Фильм получил $8 011 641 в кассе. «Гоголь. Страшная месть» вышел в прокат 30 августа 2018 года[3]. Фильмы вышли также в прокат за рубежом — в Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, на Кипре, в ОАЭ и других странах[4].
Затем три фильма были разбиты на 6 часовых серий, которые впоследствии вместе с ещё двумя сериями, не выходившими в прокат и не влияющими на общую драматургию, показывают с 25 марта 2019 года на телеканале «ТВ-3»[5][6].
1 сезон
В ролях
2 сезон
В апреле 2018 года генеральный продюсер «ТВ-3» Евгений Никишов заявил:
Мы встретимся на MIPTV с нашим партнёром Александром Цекало и будем обсуждать сценарий второго сезона. Надеемся, что запустим его в производство уже в этом году[7].
В июне того же года генеральный продюсер «Среды» Александр Цекало раскрыл свои мысли о продолжении проекта:
Мы планируем во втором сезоне киносериала «Гоголь», не скажу на какие роли, взять с каждым из фильмов по иностранному актёру. Но они будут привлечены лишь потому, что будут играть представителей этой страны. И разговаривать будут, соответственно, на этом языке[8].
Награды
- 2017 «Гоголь» участвовал в кинофестивале Amarcord Chicago Arthouse Film Awards, победил и получил награду «Лучший телесериал» (Best TV Series)[9].
- По итогам 2018 года сериал «Гоголь» вошел в ТОП-5 лучших российских телесериалов по версии «Кинократии»[10].
Примечания
Ссылки
Создатели трилогии «Гоголь» о фильме, цензуре и телеверсии фильма — Новости Челябинской области
Фильм «Гоголь. Вий» выйдет на экраны кинотеатров уже 5 апреля. Зрители с нетерпением ждут продолжения мистической истории, пожалуй, о самом загадочном писателе России. В преддверии премьеры челябинские журналисты смогли поговорить о картине с режиссером масштабного проекта Егором Барановым и актрисой Юлией Франц, исполнившей в «Гоголе» роль панночки Оксаны.
В преддверии премьеры журналистам показали четвёртую главу фильма «Гоголь. Вий», где появляется Хома Брут, и, конечно же, сам ужасный Вий. Это вторая часть фильма. Первая — основана на новелле «Заколдованное место».
Интервью началось с традиционного вопроса: нравятся ли режиссеру произведения русского классика.
Егор: Гоголь мне нравится как писатель. В том числе, те произведения, которые легли в основу фильма. Мистика всегда востребована. То, что мы почерпнули в этих произведениях и использовали в фильме про Гоголя — конфликт эпохи романтизма. Человека, который находится перед выбором между двумя мирами. Как мне кажется, это извечный конфликт какого-то своего внутреннего представления о мире и внешней связи с ним. В фильме нет чего-то остро-социального, актуального, но это то, что присутствует в нас всегда — наши внутренние представления, наши страхи, то как мы выходим с ними во внешний мир, то как мы с этим живем.
Книги Гоголя теперь будут читать больше после просмотра вашего фильма?
Егор: Я не могу так сказать, что мы сейчас перевернем мир и вернем любовь к русскому классику. Это очень самонадеянно и самовлюбленно. Конечно, будут люди, которые захотят прочитать Гоголя после просмотра нашего фильма. На самом деле, даже по реакции на первый фильм, приятно было слышать, что кто-то ходил в кино с семьей и дети после фильма тут же, ворвавшись домой, сняли ботинки, залезли на полку, достали томик Гоголя и принялись читать. Такой интерес есть, но насколько он массовый, мне сложно сказать.
Как вы считаете, это кино можно показывать детям?
Егор: Нужно!
Несмотря на жестокие сцены в фильме?
Егор: Там нет жестоких сцен. За последние лет 10-15, наша цензура превратилась в пуританский маразм, потому что в моем детстве мы все это смотрели и ко всему относились с улыбкой. Это абсолютно нормально. Сейчас в головах детей жестокости намного больше. Я преподавал одно время в детской киношколе, и мы сталкивались с тем, что ребята придумывали свои истории. Мы отбирали, что мы будем снимать. В какой-то момент родители обеспокоились, что дети предлагают снимать жестокие истории. Для этого нам пришлось пригласить психолога. Он объяснил родителям, что это нормально в этом возрасте: «Беспокойтесь, когда ваш ребенок сочинит историю про то, как на зеленой поляне срывает цветочек и радостно убегает вдаль». Детская экспрессия — это нормально, это такой максимализм. Я считаю, что это нормально — все зависит от воспитания, а не от того, что дети увидят на экране.
Мы как журналисты постоянно сталкиваемся с Роскомнадзором и запретами…
Егор: Мне кажется, что Роскомнадзор поменял сознание российского зрителя за последние несколько лет. Потому что если сейчас открыть архивы телепередач начала нулевых, вспомнить группу «Тату», которая тогда была популярна и представить что сейчас такое возможно. Это невозможно. Люди уже сами не хотят. Цензура настолько повлияла на сознание, что они уже сами начинают мыслить цензурой. Это ограниченное мышление и это неправильно.
Была ли импровизация у актеров, когда они воплощали образы?
Егор: Жанр фильма довольно точный. То есть все решено от расстановки кадра, до того, как актеры должны располагаться относительно друг друга на съемочной площадке по мизансценам. Это все достаточно выверенные вещи художником, режиссером и оператором. В этом плане мы актеров ставили в достаточно жестокие рамки. При этом на этапах подготовки, кастинга и репетиций актеры вместе с нами «лепили» этих персонажей и предлагали какие-то свои элементы, тонкости героев. Но это не импровизация, а работа над ролью. Самой импровизации на площадке практически не было. Потому что в таком сложном постановочном жанре, с таким количеством выверенных трюков, подготовленной компьютерной графики, было довольно сложно и неправильно делать шаг влево или шаг вправо.
Юлия, вам нравится ваша героиня?
Юлия: Конечно, нравится. Кстати, в плане импровизации, мне очень было комфортно работать. Потому что Егор очень четко и хорошо понимал то, что он хочет видеть, и это огромное удовольствие, потому что это встречается в работе не всегда. Бывает, что режиссер сам не знает, чего он хочет. Тогда ты вынужден импровизировать там, где, может быть, и не надо было. Конечно, мы обсуждали какие-то моменты — это нормальный рабочий процесс. Но каких-то крайностей импровизационных не было. Мне кажется, что они и не нужны были. Ставилась четкая задача, потому работать было просто и комфортно. Я люблю свою героиню, я ее жалею. Это такая банальная история. Каждый актер своего героя любит и оправдывает, даже если он играет какого-то маньяка.
Были какие-то мистические случаи во время съемок?
Егор: на самом деле не было. В этом плане все до банальности было скучно. Мы не верим во все суеверия, то что есть материал, за который нельзя браться, иначе в тебя молния ударит или что-то еще. В этом смысле мы, может быть, опрометчивы, но смелы. И с этой точки зрения никакой мистики не происходило. Все было нам подвластно. Кроме погоды, которая периодически была живописна, но были морозы, которые ударяли в июле, они «задавали жару».
Где проходили съемки?
Егор: Основная часть съемок проходила в Псковской области, В Пушкинских местах. Мы снимали историю про Гоголя, все очень логично (смеется). Там мы строили Диканьку и снимали природу — леса, поля. Вторая часть съемок проходила в Петербурге, в интерьерах и павильонах.
Скажите, вы перед съемками пересматривали старого «Вия»? И как вам кажется, способна ли та картина кого-либо сейчас напугать?
Егор: Знаете, этот фильм я смотрел в первый раз, когда мне было лет 15. Это очень далеко от того времени, когда он вышел. Естественно, в моей голове уже было много «насмотренного» современного кино. Меня все равно этот фильм напугал, то есть я и сейчас с уважением отношусь к этому фильму. Я не пересматривал специально фильмы о Вие, потому что это на тот момент были какие-то лишние образы, которые бы так или иначе повлияли на создание нашего «Вия», даже не в том плане, что мы бы их скопировали, а в том плане, что единственное, о чем бы я думал, — чтобы не было похоже. Мне хотелось думать, будто не было таких фильмов, то есть мы берем и создаем своего Вия.
История вашего фильма — переплетение биографии Гоголя и его произведений, мистики, детектива. Как долго у вас в голове формировалась эта одна общая вселенная?
Егор: Изначально идея принадлежала Александру Цекало (продюсер фильма, прим. Ред.). Он с другими продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым работали над сценарием первой серии и пришли ко мне как к режиссеру с готовой концепцией. С той разницей, что введение некой стилистики и видения Гоголя сценарием заложены не были. Это как раз было место для моей режиссерской импровизации. Там уже изначально была достаточно крепкая история с такой замашкой на комикс про Гоголя. Идея мне показалась очень интересной, и мы начали думать над стилем. Далее сценарий мы писали вместе, постепенно расширяя эту вселенную. Нам важно было, чтобы в такой шутливо-извращенной форме присутствовали персонажи Гоголя, торчали ото всюду.
Довольны вы реакцией на первую часть «Гоголь. Начало»?
Егор: Есть хорошие, есть отрицательные отзывы. Я думаю, что это неизбежно. Бывают отрицательные отзывы по делу, и я к этому отношусь с уважением. Бывают отзывы из серии «из-за жестоких сцен». Для меня это не по делу, это неправильный консерватизм, когда мы сами себя зажимаем, ограничиваем и требуем, чтобы это ограничение было распространено на всех остальных людей. Я считаю, что это неправильно. Поэтому когда есть какие-то претензии к обнаженным сценам, меня это всегда удивляет. Особенно, когда они исходят от молодых людей. Что такого страшного в голом теле, которое мы видим каждый день в зеркале, почему его надо бояться как огня? Как оно может извратить наше сознание или отрицательно сказаться? На мой взгляд — никак.
Юлия, как изменилась ваша жизнь после премьеры и как ваши близкие относятся к работе в этом проекте.
Юлия: Меня стали больше узнавать, премьера прошла достаточно успешно. Очень многие смотрят, и мне до сих пор пишут по поводу «Гоголя». Люди ждут продолжения фильма.
Мой самый близкий человек — это мама. Она была на премьере. Мамы же всегда любят своих детей, и моя меня поддерживает во всех моих начинаниях, и она была в восхищении от этого фильма.
Как вам работалось с Александром Петровым?
Юлия: Обычно самый основной вопрос по «Гоголю» ко мне — это как мне постельная сцена с Александром Петровым: «Как вам, понравилось?» (смеется). Мы замечательно поработали, с ним очень комфортно: он прекрасный партнер, тактичный, воспитанный человек. С ним работать — одно удовольствие. Он дает тот энергетический посыл, как актер, как партнер, который необходим. Когда ты с ним работаешь, ты абсолютно расслабляешься и тебе намного легче играть роль.
Страшные сны вам снились во время съемок?
Юлия: Мне страшные сны не снились. Как-то негативно работа в этом проекте на меня не повлияла. Включая сны.
Егор: Мне во время съемок снились сны… Не то, чтобы страшные. Для меня достаточно сложными были съемки сцен с Вием, и это преследовало меня все время. Я понимал, что, например, через три недели мы снимаем Вия, через две недели снимаем. Как же снять его? Всего около недели заняли съемки с Вием в церкви. Мне снилась эта съемочная площадка, снилось, что мы что-то забыли снять, что-то упустили. Поскольку это каноническая история, и все будут ждать как это реализовано, понимал всю степень ответственности. В целом, мне кажется, что наш Вий получился, но я не знаю, как его воспримет аудитория. Это вопрос к фантазии, потому что каждый по-своему представляет этого персонажа.
«Гоголь» показывают и за рубежом?
Егор: Мы очень много ездим сейчас на различные смотры, в том числе на фестивали. В январе мы были на одном из них во Франции, где показали первый фильм. Здесь очень хорошо его восприняли. Французская публика узнавала, когда можно будет увидеть продолжение, будет ли это показываться на французском телевидении.
О коммерческом прокате за рубежом: пока нет его. В Германии был небольшой. Скорее всего его международные показы начнутся, когда будут готовы все фильмы.
Прокат фильма за границей поможет иностранцам понять «загадочную русскую душу»?
Юлия: Я не знаю, смогут ли они понять русскую душу. Потому что нужно быть отчасти русским, мы сами иногда не понимаем свою душу. Но то что за границей был интерес к фильму, можно сказать однозначно.
Егор: Русскую душу не понять даже человеку ею обладающему. Ее можно понять, только прожив с ней. И то не всем удается. Есть разница менталитета, опыта, есть некий бэкграунд из-за которого мы все мыслим по-разному. И в это здорово, что мы все разные.
Фото: ТВ-3