Топ 13 — фильмы Стэнли Кубрика
Стэнли Кубрик родился в США в 1928 году. Уже в зрелом возрасте он получил второе гражданство и перебрался в Великобританию. Фотографией будущий режиссер увлёкся в детстве. Мальчик рос свободолюбивым, что поощрялось родителями. Его кинематографическая карьера началась с короткометражных документальных фильмов. Постепенно задачи усложнялись, и Кубрик перешёл к игровому полному метру.
Его картины по большей части – экранизации. Над адаптацией сценария Стэнли традиционно работал лично. Он ревностно контролировал дубляж уже готовых картин в других странах. Нередко его условием для выхода фильма в прокат был перевод исключительно субтитрами. Стиль Кубрика – это наезды камерой, крупные планы, оригинальное использование музыки, панорамные виды, а также умение показать героя со всех точек зрения.
Стэнли Кубрик — фильмография, список лучших фильмов режиссера
Новобранцы проходят военную подготовку перед отправкой во Вьетнам. Их сержант не даёт подопечным спуску, иногда перегибает палку, но делает это с одной лишь целью – помочь парням выжить на поле боя. В учебке перед выпуском происходит инцидент, многое изменивший для Шутника – одного из героев. Он получает распределение к журналистам и освещает события войны в чужой стране под градом пуль.
На Западном фронте на протяжении уже пары лет союзники не способны продвинуться вперёд и удержать завоёванные позиции. Стоит им отвоевать у врага несколько сотен метров, как приходится отступать. От командования получен приказ совершить манёвр, обречённый на провал. Атака предсказуемо заканчивает неудачей и потерями. И кто-то обязательно должен за это ответить.
В древние времена на Земле появился монолит, поспособствовавший развитию человечества. Потом ещё один был найден астронавтами на Луне. Он указал путь к следующему элементу головоломки. Людям предстояло достичь Юпитера, чтобы обнаружить его. Миссия потребовала введение команды в состояние анабиоза, а также наличия на борту, помимо двух пилотов, искусственного интеллекта. Стоит ли игра свеч?
Алекс – патологический нарушитель законов. Он убивает, насилует, ворует. Итогом жизни без тормозов становится тюремное заключение. Власти предлагают альтернативу – принудительное лечение. Дав согласие, Алекс и не представлял, на что подписался. Стоит ему теперь захотеть причинять боль, как физически и морально он начинает страдать. Такое преображение даёт шанс жертвам героя отомстить.
Джек хочет устроиться смотрителем гостиницы, которая пустеет на зимний период. Это место, удалённое от цивилизации, прекрасно подойдёт для написания романа. Сюда герой собирается перебраться на пять месяцев в компании жены и сына. Хозяин предупреждает, что его предшественник сошёл здесь с ума, но Джек не обращает на это внимания. Возможно, писателю стоило серьёзнее отнестись к предостережению.
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (1963)
Смотреть онлайнВ командовании США происходит раскол: генералы задумали нанести удар по СССР, используя ядерное оружие. Один из них запускает протокол, разработанный на случай гибели глав государства, другой готов потерять двадцать миллионов американцев, ведь именно столько погибнет при ответной атаке. В это время президент, утративший контроль, пытается связаться с советскими коллегами и предупредить об опасности.
Рэдмонд Барри родился в Ирландии и вполне мог прожить там до конца дней. Однако, влюбившись в кузину Нору, он совершает опрометчивый поступок и теперь вынужден бежать. Герой попадает в армию во время Семилетней войны, а потом меняет сторону конфликта. Рэдмонд учится приспосабливаться и обманывать систему. Только так он может оставаться невредимым и улучшать свою жизнь.
Фракиец Спартак был куплен для тренировок и дальнейшего выступления на арене. Хозяин за хорошую плату устраивает поединок между своими гладиаторами, чего обычно не делают. Смерть одного из них провоцирует других на сопротивление. С этих событий и начинается восстание рабов. Под предводительством Спартака они идут к морю, а после становятся лагерем у подножья Везувия.
Пока Джонни Клэй находился за решёткой, он планировал грандиозное ограбление. У героя и его подельников есть шанс унести с ипподрома порядка двух миллионов. Джонни просчитал все детали наперёд и раздал компаньонам задания. У каждого своя функция и каждому нужны деньги. При этом все совершают ошибки, слишком много болтают и забывают о нюансах. Способны ли они не испортить задумку Клэя?
Отношения супругов Харфорд оставляют желать лучшего. Внешне они выглядят вполне счастливой парой, но на самом деле уже дано не понимают и не чувствуют друг друга. Посещение вечеринки заставляет обоих задуматься о своём настоящем и будущем. Узнав, что жена хочет ему изменить, Билл тоже не прочь развлечься на стороне. Кроме того, он пробирается в закрытый клуб, где всё таинственно и странно.
Профессор Гумберт, преподающий литературу, после переезда в новый город по работе ищет комнату. Он соглашается снимать жильё у вдовы Шарлотты, так как испытывает влечение к её дочери-школьнице. Он даже готов жениться на не интересующей его женщине, чтобы быть ближе к Лолите. Когда его жена заболевает и вскоре умирает, Гумберт получает шанс на близость с падчерицей.
Боксёр Дейви вступается за танцовщицу Глорию. Девушке угрожает босс Винсент, которые не привык слышать «нет». Герой справляется с агрессивным наглецом, но тот нанимает головорезов для мести. По недоразумению они убивают друга Дейви. Боксёр и красотка могут быть арестованы, как предполагаемые преступники, поэтому они не медлят и собираются бежать из города.
События происходят во время войны и касаются солдат, оказавшихся далеко от позиций союзников. Сержант Мак, лейтенант Корби, и двое рядовых выживают после крушения самолёта. Они не добрались до места назначения и теперь должны решить, куда держать путь: либо искать своих, либо совершить атаку на вражеские укрепления. Их планам может помешать местная крестьянка, поэтому девушку приходится захватить в плен.
Стэнли Кубрик – фильмы режиссера (список), его биография и личная жизнь
Биография
Один из самых авторитетных кинорежиссеров Соединенных Штатов Америки Стэнли Кубрик родился на Манхэттене в Нью-Йорке. Его родители Джейкоб Леонард Кубрик и Сэди Гертруда Первелер этнические евреи. Стэнли их первый ребенок, после него у пары появилась на свет еще дочь Барбра Мэри.
Несмотря на свою национальную принадлежность, Джейкоб и Сэди не были глубоко религиозны, а их талантливый сын не раз заявлял, что в Бога вообще не верит и является атеистом. Будучи младшим школьником, Стэнли влюбился в шахматы, в которые продолжал играть на протяжении всей жизни.
При этом, несмотря на незаурядные умственные способности Кубрик учился на среднем уровне. Именно из-за этого после получения аттестата Стэнли не смог поступить в ВУЗ. Правда он как вольный слушатель достаточно долго ходил на занятия в Колумбийском университете. Интересно, что чтобы прокормиться в это время будущий режиссер играл в шахматы на деньги.
Еще одним примечательным увлечением молодого Кубрика была фотография. Свою первую камеру он получил в подарок от отца в тринадцатилетнем возрасте и долгое время с ней практически не расставался. Его даже выбрали на должность школьного фотографа. В 1946, через год после окончания школы, будущий мэтр кино начал работать в журнале «Look».
Но, несмотря на интересную должность, мечты юного Кубрика были совершенно о другом — он отчаянно хотел снимать кино! Именно ради осуществления этой мечты в 1950 году он уходит из журнала и начинает готовить свою первую короткометражку. В следующем сезоне он ее заканчивает. Первое детище Стэнли Кубрик назвал «День боя». Интересно, что в этом же году режиссер снимает и вторую свою короткометражку «Летящий падре».
Уже в 1952 году режиссер выпускает свой первый полнометражный фильм «Страх и вожделение», который получил неплохие рецензии, но кассы в кинотеатрах не собрал. Интересный факт — первые три работы режиссера были черно-белыми и лишь короткометражка «Моряки» 1953 года была снята в цвете.
Не сбавляя темпов работы в сезоне 1954 Стэнли Кубрик работает над лентой «Поцелуй убийцы», снятой в стиле нуар. Любопытно, что картина вышла под эгидой его собственной производственной кинокомпании, которую он организовал в этом же году. При работе над «Поцелуем убийцы» Кубрик занимал не только пост режиссера, но и продюсера, автора сценария, оператора и монтажера.
Коммерческим прорывом в карьере режиссера можно назвать его следующий фильм «Убийство» (1956 год), который наконец-то получил хорошие сборы в прокате. А вот со стороны критиков массу внимания получила лента «Тропы славы» образца 1957 года. Из-за некоторых деталей, а точнее подхода к их освещению, фильм был запрещен к показу в Европе и привел в двухгодовалому перерыву в карьере режиссера.
Дабы вернуться в кино, Кубрик даже согласился закончить фильм другого режиссера. Так в его фильмографии в 1960 году появилась картина «Спартак». При этом в Голливуде Кубрик получил славу чересчур независимого режиссера, повлиять на которого продюсеры практически не могут.
В сезоне 1962 Стэнли приступает к экранизации скандального романа Владимира Набокова «Лолита». Интересно, что фильм также вызвал много кривотолков хотя ставка в нем делалась далеко не на эротические сцены. В 1963 году Кубрик снимает свою десятую работу в кино «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».
Этот комедийный триллер всколыхнул сообщество критиков и принес режиссеру четыре номинации на Оскар. Победами они не увенчались, но внимание к Кубрику привлекли. Помимо этого, лента была выдвинута в семи номинациях Британской киноакадемии, в четырех из которых победила! Казалось бы — вот он успех. Но история показала, что в будущем у Кубрика будут еще более значимые победы.
Уже в 1968 году режиссер заканчивает работать над философско-фантастической притчей «2001 год: Космическая одиссея». Она вошла в конкурсную программу Московского Международного кинофестиваля, где номинировалась на «Золотой приз». Также лента получила три премии BAFTA и один Оскар.
Интересные заметки: Откуда борода у Сергея Романовича Неудачная пластика российских звезд Самые красивые турецкие актеры Скандальные расставания звезд с продюсерамиОдним из самых известных фильмов Стэнли Кубрика стала его четырнадцатая работа в кино под названием «Сияние» 1980 года. Интересно, что картина с Джеком Никлсоном наградами не отмечена, но зритель просто обожает эту экранизацию романа Стивена Кинга и по сей день (в отличие от самого Кинга).
После выхода фильма «Сияние» в карьере Кубрика как режиссера наступает перерыв. Он возвращается к работе лишь в 1987 году с еще одним знаковым в культуре фильмом – «Цельнометаллическая оболочка». Жесткая картина о войне во Вьетнаме поразила критиков.
В итоге это привело к тому, что «Цельнометаллическая оболочка» получает номинацию на Оскар, «Золотой глобус» и два приза Британской академии. Обратили внимание на картину и в Японии, где Кубрику как лучшему иностранному режиссеру вручили премию «Кинема дзюнпо». Последней лентой в фильмографии Стэнли Кубрика стала картина «С широко закрытыми глазами».
Яркий, дерзкий, провокационный и во многом эпатажный фильм с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях стал для многих настоящим откровением. Известно и то, что после изнуряющей работы над фильмом Круз и Кидман развелись.
На данный момент. по мнению зрителей, он входит во всевозможные престижные рейтинги и считается культовым. При этом наград он получил не так много — только «Приз критиков» в Венеции, один «Сезар» во Франции и один «Золотой глобус» в США.
К сожалению, последней лентой у Кубрика «С широко закрытыми глазами» стала случайно. У режиссера были большие планы, но они оборвались 7 марта 1999 года — в этот день Кубрик умер от сердечного приступа.
За свою жизнь американский режиссер трижды женился. Его первый брак с Тобой Этой Метц продлился всего лишь три года. Пара поженилась в 1948 году, а развелась в 1951. Уже через год режиссер познакомился с танцовщицей и театральной художницей Рут Соботка, которая в 1955 году стала его женой. Но и этот союз вскоре распался.
Третьей официальной спутницей жизни Стэнли Кубрика стала певица Кристина Харлан. В этом браке у режиссера родились две дочери Анна и Вивиан. При этом у Кубрика есть еще и падчерица — это старшая дочь Кристины по имени Катерина.
Фильмы Стэнли Кубрика
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль |
1951 | День схватки | Day of the Fight | режиссёр, продюсер, оператор |
1951 | Flying Padre | режиссёр, сценарист, оператор | |
1953 | Морские наездники | The Seafarers | режиссёр, оператор |
1953 | Страх и вожделение | Fear and Desire | режиссёр, продюсер, оператор |
1955 | Поцелуй убийцы | Killer’s Kiss | режиссёр, продюсер, сценарист, оператор |
1956 | Убийство | The Killing | режиссёр, сценарист |
1957 | Тропы славы | Paths of Glory | режиссёр, продюсер, сценарист |
1960 | Спартак | Spartacus | режиссёр |
1962 | Лолита | Lolita | режиссёр, сценарист |
1964 | Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу | Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb | режиссёр, продюсер, сценарист |
1968 | Космическая одиссея 2001 года | 2001: A Space Odyssey | режиссёр, продюсер, сценарист |
1971 | Заводной апельсин | A Clockwork Orange | режиссёр, продюсер, сценарист |
1975 | Барри Линдон | Barry Lyndon | режиссёр, продюсер, сценарист |
1980 | Сияние | The Shining | режиссёр, продюсер, сценарист |
1987 | Цельнометаллическая оболочка | Full Metal Jacket | режиссёр, продюсер, сценарист |
1999 | С широко закрытыми глазами | Eyes Wide Shut | режиссёр, продюсер, сценарист |
Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик – американский и британский кинорежиссер, фотограф продюсер. Родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке. Карьеру в кинематографе начал со съемок короткометражных документальных фильмов «День схватки» и «Летающий падре». В дальнейшем стал одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины 20 века. У режиссера есть свой узнаваемый почерк: необычное использование крупных планов, наплыв, своеобразное применение классической и популярной музыки. Среди его лучших работ «Спартак», «Заводной апельсин», «Лолита» и «С широко закрытыми глазами». 7 марта 1999 года Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир, где режиссер прожил более 20 лет.
Актер Режиссер Сценарист Продюсер Исполнительный продюсер Монтажер Оператор
9film.ru
7,0зрители
7,3IMDb
-film.ru
6,5зрители
6,9IMDb
-film.ru
6,8зрители
6,3IMDb
-film.ru
6,5зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,3IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
8,0IMDb
-film.ru
7,3зрители
6,7IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
6,5зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
8,3зрители
8,3IMDb
ЛолитаLolita1962, драма, мелодрама, триллер-film.ru
6,1зрители
7,6IMDb
9film.ru
7,0зрители
7,3IMDb
-film.ru
8,2зрители
8,3IMDb
-film.ru
8,3зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,4IMDb
-film.ru
7,3зрители
8,1IMDb
-film.ru
7,4зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,5зрители
8,5IMDb
ЛолитаLolita1962, драма, мелодрама, триллер-film.ru
6,1зрители
7,6IMDb
СпартакSpartacus1960, биографический, война, драма, исторический, приключения-film.ru
7,0зрители
7,9IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,5IMDb
-film.ru
7,0зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
6,9зрители
5,7IMDb
9film.ru
7,0зрители
7,3IMDb
-film.ru
8,2зрители
8,3IMDb
НаполеонNapoleon2017, биографический, война, драма-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
8,3зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,4IMDb
-film.ru
7,3зрители
8,1IMDb
-film.ru
7,4зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,5зрители
8,5IMDb
ЛолитаLolita1962, драма, мелодрама, триллер-film.ru
6,1зрители
7,6IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,5IMDb
-film.ru
7,0зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
9film.ru
7,0зрители
7,3IMDb
-film.ru
8,2зрители
8,3IMDb
-film.ru
8,3зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,4IMDb
-film.ru
7,3зрители
8,1IMDb
-film.ru
7,4зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,5зрители
8,5IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
6,9зрители
5,7IMDb
-film.ru
7,9зрители
8,5IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
6,9зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
6,9зрители
5,7IMDb
Как создавался шедевр Кубрика — Статьи на КиноПоиске
3 апреля исполнилось 50 лет со дня выхода монументальной научно-фантастической ленты «2001 год: Космическая одиссея». Рассказываем историю картины.
1. Кубрик и Кларк
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Благодаря романам «Конец детства» и «Город и звезды» у Кларка была репутация одного из самых эрудированных авторов научно-фантастических произведений. 31 марта Стэнли Кубрик написал Кларку такое письмо:
«Уважаемый мистер Кларк!
Наш общий друг Карас упомянул вас в разговоре о телескопе Questar, и это прелюбопытнейшее совпадение. Я давний поклонник ваших книг и всегда хотел обсудить с вами возможность создания, как говорится, „очень хорошего“ научно-фантастического фильма.
Меня интересуют следующие темы (не говоря уж об интересном сюжете и персонажах):
1. Причины верить в существование разумной инопланетной жизни.
2. Влияние (и, возможно, даже отсутствие влияния в некоторых кругах) подобного открытия на Землю в ближайшем будущем.
3. Космический зонд с посадкой и исследованием Луны и Марса.
Роджер рассказал, что вы планируете приехать в Нью-Йорк летом. У вас жесткий график? Если нет, то сможете ли вы рассмотреть возможность более скорого приезда с последующей нашей встречей, цель которой — выявить идею, которая заинтересует нас обоих достаточно, чтобы вместе поработать над сценарием?»
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Кларк, находившийся на Шри-Ланке, ответил практически сразу и согласился встретиться. Через пару недель режиссер и писатель разговаривали в Нью-Йорке. В качестве материала для экранизации Кларк предложил свой рассказ «Часовой». Он был написан в 1948 году для конкурса BBC (куда не прошел) и опубликован в 1951 году в журнале Ten Story Fantasy. По сюжету на Луне обнаруживают артефакт, оставленный инопланетянами много миллиардов лет назад. Он имеет форму тетраэдра, сделан из отполированного материала и окружен сферическим силовым полем. Рассказчик приходит к выводу, что «часовой» оставлен на Луне в качестве предостерегающего знака: на Земле возможна разумная жизнь.
Манускрипт, написанный Артуром Кларком и Стэнли Кубриком и положенный в основу фильма, был озаглавлен «Путешествие по ту сторону звезд» («Journey Beyond the Stars»). Кларк впоследствии признавался, что название ему не нравилось. «Уже было снято множество фантастических „путешествий“. Потом мы примеряли „Вселенная“, „Туннель к звездам“, „Посадка на планету“. Только спустя 11 месяцев после начала работы над фильмом, в апреле 1965 года, Стэнли остановился на „Космической одиссее 2001 года“. Насколько я помню, это была полностью его идея». Кубрик не любил привычно написанные по голливудским лекалам сценарии (1 страница = 1 минута экранного времени) и отдавал предпочтение текстам в прозе. Поэтому на столе чиновника студии MGM, принявшего судьбоносное решение о запуске ленты в работу, оказалось 250 страниц.
2. Кубрик и студия
Финансировать производство «Одиссеи» взялась MGM, одна из самых прижимистых голливудских студий. Кубрику просто очень повезло: на студии как раз сменилось руководство.
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Роберт О’Брайен был атипичным голливудским чиновником: ему недоставало яркости, присущей работникам студий. Но в 1963 году в возрасте 58 лет он занял должность президента студии MGM, чтобы вытащить ее из финансового кризиса, в который ее втянул провал эпика «Мятеж на Баунти» с Марлоном Брандо. И О’Брайен запустил фильм по 250-страничной истории Кубрика и Кларка.
Основная сюжетная канва сохранилась: пролог о доисторических временах с таинственным артефактом на Земле, полет на Луну в 2001 году, на которой обнаружен такой же артефакт, и последующее путешествие на Юпитер, где космонавт Дэйв Боуман попадает в портал и сталкивается с богоподобным инопланетным разумом. Знакомые сейчас многим элементы вроде противостояния Дэйва и компьютера HAL 9000 отсутствовали.
Далеко не все на MGM разделяли уверенность О’Брайена в проекте Кубрика. Однако он полностью поддерживал режиссера, несмотря на кажущуюся невыполнимость некоторых сцен — например, перехода Боумана через Вселенную.
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Новость о запуске в производство новой ленты Кубрика появилась в феврале 1965-го. Премьера была намечена на осень 1966-го. По контракту режиссер должен был сдать финальную версию фильма не позже 20 октября 1966-го. На копии Кубрика дата подчеркнута, а рядом написано его рукой: «Маловероятно?»
3. Кубрик и пришельцы
Одна из многих проблем, волновавших Стэнли Кубрика перед началом съемок, была связана с восприятием зрителями фантастического кино. Тогда, в начале 1960-х, фантастика ютилась на задворках детских утренников и в фильмах категории Б. Зеленые человечки, летающие тарелки, коллекционные карточки «Марс атакует», Флэш Гордон и Бак Роджерс — иными словами, жанр не воспринимали серьезно.
«2001 год: Космическая одиссея»Кубрик считал необходимым показать, что вопрос существования внеземных цивилизаций достоин внимания научного сообщества. Одиноки ли мы во Вселенной? По мнению режиссера, это один из важнейших вопросов для человечества. И если он сможет подвести под эту тему научную базу, то «Одиссея» точно не будет восприниматься как очередной космический фарш с инопланетянами и напуганными девушками.
Решение режиссера было таким: он запишет интервью с известными учеными, теологами, астрономами и философами, которые изучали вопрос существования инопланетной жизни. Отрывками из этих интервью он начнет «Одиссею» — примерно так же, как в начале «Моби Дика» Герман Мелвилл включил описания китов.
«2001 год: Космическая одиссея»Опросив 21 человека, Кубрик счел, что задуманный пролог перегрузит фильм, запутает зрителя и увеличит и без того немалый хронометраж «Одиссеи». Пленки ушли в архив, а в 2005 году транскрипт издали книгой. Среди опрошенных был, кстати, и советский биолог Александр Опарин, отец теории возникновения жизни на Земле.
4. Кубрик и IBM
22 сентября 1965 года Роджер А. Карас, к тому моменту уже вице-президент кинокомпании Кубрика Hawk Films, получил просьбу от режиссера: «Дорогой Роджер, нам крайне необходим помешанный на компьютерах эксперт, который был бы рядом и просвещал нас по вопросам диалогов и жаргона в сценах с компьютером. Нужен человек, который увлечен будущим компьютеров, не какой-то там ретроград. Может ли IBM привлечь кого-нибудь из Англии?»
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Компьютер для «Одиссеи» разработал художник-конструктор IBM Элиот Нойс, опираясь на передовые технические достижения компании. Объект был огромным, потому что в основе лежали шкафоподобные машины, которыми пользовались ученые и военные. Нойс написал режиссеру, что компьютер заданной сложности, скорее, будет машиной, в которую люди будут заходить, нежели обходить. Кубрик был в ярости. Ему требовалось нечто небольшое, похожее на контрольную панель, а предложения IBM казались безнадежно устаревшими.
В конце концов Кубрик проникся идеями IBM, но решил придать машине новый смысл. Так появился безумный компьютер HAL. Очень популярна теория, что он назван так, потому что следующие буквы английского алфавита за «H», «A», и «L» образуют аббревиатуру IBM. Дескать, таким образом режиссер попытался предостеречь будущие поколения, показав чудовищную сущность машин. Конечно, это лишь теория. На деле HAL — это Heuristically programmed ALgorithmic computer, то есть эвристически запрограммированный алгоритмический компьютер. Название придумал сам Кубрик, когда было решено изменить «Афину», фигурировавшую в ранних вариантах сценария. Режиссер не хотел никоим образом оскорбить IBM, что подтверждает письмо Карасу от 31 августа 1966 года:
«Роджер, знают ли в IBM, что одна из важнейших тем сюжета — спятивший компьютер? Не хочу никого вовлекать в неприятности и не хочу показаться обманщиком. Пожалуйста, дай мне знать, как идут дела с IBM».
«2001 год: Космическая одиссея»Карас ответил через две недели. Он написал, что подробнейшим образом объяснил людям в IBM изменения в сценарии, которые влияют на HAL. Карас связался с директором пресс-службы компании и разъяснил, что компьютер становится причиной смерти людей. При этом он добавил, что HAL никак не связан с техникой IBM. Никакой негативной реакции не было, в IBM лишь попросили указать название компании в титрах в качестве технических консультантов, но не акцентируя на этом внимание.
5. Кубрик и бренды
Роджер Карас помогал Кубрику, связывая его с представителями разных компаний, которые делились своей экспертизой. Телефонная компания AT&T, химическая компания DuPont, производители автомобилей Ford и General Motors, производители электроники RCA и разработчики фотоматериалов Kodak — всем было интересно подумать над собственными футуристическими проектами. Пожалуй, самым неожиданным сотрудничеством стала попытка договоренности Караса с журналом мод Vogue.
«2001 год: Космическая одиссея»«Vogue согласился пойти нам навстречу и придумать новый модный женский тренд „2001“, — писал Карас Кубрику. — В порядке эксперимента новый тренд представят в выпуске Vogue за январь 1967 года. Vogue попросит DuPont, производителя волокна, создать ткань под названием „лунная материя“, или „лунакрон“. Также они будут сотрудничать с производителями лака для волос, чтобы создать прически для тренда „2001“. Учитывая твое замечание, что на Луне юбки будут ужасно непрактичными, они разработают из блестящей металлик-ткани брюки для женщин. Они будут в обтяжку, на широком поясе могут быть кожаные сумочки, а вдоль ноги расположены карманы».
К сожалению, запустить модный тренд не удалось — январский Vogue вышел без запланированной съемки. Из-за затянутого съемочного периода фильм потерял не только поддержку журнала, но и сети универмагов Macy’s.
Авиакомпания PanAm была очень заинтересована в том, чтобы ее логотип красовался в кадре. Но, как предупреждает Кубрика Карас, следовало быть осторожными: «Пожалуйста, помни, что они очень трепетно относятся к своему имиджу. Если на борту их судна случается что-то плохое, даже если стюардесса жует жвачку или ковыряет в носу, то лучше нам придумать какое-то свое название».
6. Кубрик и контроль
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»В 1964 году Стэнли Кубрику было всего 36 лет. К тому моменту в его фильмографии значились «Тропы славы», «Спартак», «Лолита» и только что вышедший «Доктор Стрейнджлав». При этом он уже наработал репутацию enfant terrible, несносного ребенка кинематографа. Но ребенок постепенно взрослел, а вот несносность оставалась. Эксцентричный, замкнутый, обсессивно-компульсивный гений, режиссер европейского уровня с акцентом уроженца Бронкса — таким Кубрика видели со стороны. Он очень любил контроль и тщательно следил за созданием своего имиджа. Об этом известно из записки, которую получила команда промоутеров «Космической одиссеи».
«Мистер Кубрик не экспонат на выставке. Что он любит или не любит, как он живет, любые его личные привычки — не для публикации в печати и не темы для огласки. Только он сам может говорить, что думает».
Во время съемок Кубрик наладил специфическое общение с группой. Когда он начал замечать, что не все его указания выполняются, то разработал систему служебных записок. Когда ему что-то требовалось от определенного человека, он писал ему напоминание. Если человек все равно забывал выполнить необходимое, режиссер интересовался, получил ли он записку. Люди начали отнекиваться, мол, ничего не получали. Тогда Кубрик создал новую систему: получая от него мемо, нужно было написать записку о получении. В какой-то момент в распоряжении режиссера было три машинистки, занимавшиеся исключительно написанием служебных записок.
«2001 год: Космическая одиссея»Работая над «Одиссеей», Стэнли Кубрик отрастил бороду, которая вкупе с всклокоченной шевелюрой и совиными глазами станет неотъемлемой частью его образа до конца жизни.
7. Кубрик и съемочный процесс
Официально съемки начались 29 декабря 1965 года. 10 павильонов Elstree Studios под Лондоном были заняты под «Одиссею». Первым делом сняли сцену на Луне, где ученые обнаруживают огромную прямоугольную плиту. Кубрик не сразу пришел к этой форме, пытаясь сделать артефакт прозрачными кубами или тетраэдрами.
В марте началась работа в самой сложной декорации — на корабле Discovery, в центрифуге, которая вращается, создавая симуляцию притяжения. На постройку декорации диаметром 12 метров и весом в 40 тонн ушло 6 месяцев и 750 000 долларов. Она могла вращаться вперед или назад, издавая при этом скрип и треск. Для некоторых сцен актеров приходилось привязывать, а бутафорию вроде подносов приклеивать к поверхностям. Все, что забывали закрепить, падало на съемочную группу. На актеров изливалось невероятное количество света, причем не все лампы выдерживали. Порой те взрывались, осыпая группу осколками. Артур Кларк описал декорацию так: «Зловещее зрелище с жутким звуком и взрывающимися лампочками».
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»Кубрик все еще пытался понять, как HAL пронюхает о плане космонавтов, решивших отключить компьютер. Актер Гэри Лоу, игравший Фрэнка Пула, второго космонавта, предложил такой вариант: пусть HAL читает по губам. Артур Кларк был категорически против такого решения. По его мнению, это было совершенно невозможно. Между Кубриком и Кларком постепенно назревал конфликт.
Сцены на Discovery снимали всю весну 1966-го. А затем работа над лентой остановилась на год. Кубрик должен был понять, как поставить пролог «Зарождение человека». Поначалу планировались съемки в Африке, затем прошли поиски локаций в Англии — вдруг на острове найдется местность, похожая на африканскую пустыню? Разумеется, таковая не нашлась, и тогда сошлись на экспериментальном способе — фронт-проекции. Она позволяла совмещать изображения актеров и предметов с предварительно отснятым на пленку фоном. Отснятые в Намибии пейзажи совместили с кадрами, сделанными в Англии.
Костюмы для австралопитеков готовились в обстановке жесточайшей секретности: Кубрик опасался, что на площадку проникнут шпионы со студии Fox, где готовилась экранизация романа «Планета обезьян».
Когда Роджер Карас написал Кубрику письмо с просьбой дать ему точную дату окончания съемок, то ответ был таким: «Дорогой Роджер, что если я скажу тебе дату, а она окажется неверной? Пока сам не пойму, ответа на этот вопрос не будет. PS. Почему верхний колонтитул в твоем письме не совпадает по цвету с нижним? Смотрится отвратительно».
8. Кубрик и деньги
О визуальных эффектах «Космической одиссеи» написано две книги и множество статей. Они были настолько сложными, что Кубрик писал Кларку 1 января 1967 года: «Кадры получаются изумительными, но все похоже на шахматную партию из 106 ходов с двумя перерывами». К этому моменту отношения режиссера и писателя накалились. Кларку не нравилось то, как Кубрик менял его текст. Из-за затянувшихся съемок отодвигалась публикация романа, написанного по сценарию, а фантаст остро нуждался в деньгах. Кубрик собирался взять банковский кредит для Кларка, но писателя это не обрадовало. Тогда режиссер предложил писателю собственные 15 000 долларов и раздраженно заметил, что не он один заинтересован в завершении съемок.
На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»«Наполеон» Стэнли Кубрика — Статьи на КиноПоиске
КиноПоиск запускает новую рубрику «Неснятые фильмы». В ней мы будем рассказывать о картинах, которые мы никогда не увидим. Начнем же с исторического полотна Кубрика про французского императора.
КиноПоиск запускает новую рубрику «Неснятые фильмы». В ней мы будем рассказывать о картинах известных (и не очень) режиссеров, которые мы никогда не увидим (хотя в некоторых случаях надежда еще остается). Очень часто за такими фильмами стоит интересная история — либо слишком смелого замысла, либо печальных обстоятельств, из-за которых эти проекты так и не дошли до зрителя. Начнем же с масштабного исторического полотна Кубрика про Наполеона Бонапарта и с других неосуществленных работ режиссера.
Стэнли Кубрик не скрывал, что его завораживала фигура французского императора. «Его частная жизнь достойна пера Артура Шницлера [один из любимых писателей Кубрика, по роману которого он поставил свой последний фильм «С широко закрытыми глазами» — Прим. КиноПоиска], а его роман с Жозефиной — величайшая история любовной страсти всех времен, — говорил режиссер. — Наш современный мир является результатом поступков Наполеона, так же как политическая и географическая карты послевоенной Европы являются результатом Второй мировой войны».
Кубрик считал, что о Наполеоне не снято ни одного по-настоящему хорошего фильма. За работу над своей лентой он принялся сразу после «Космической одиссеи». Злые языки поговаривали, что Кубрик (потомок еврейских эмигрантов, который был вынужден самостоятельно пробивать себе дорогу), возможно, отождествлял себя с Наполеоном — корсиканским выскочкой, свергнувшим старый порядок и самостоятельно водрузившим корону себе на голову.
Фото: Vice, TaschenЭпопея на три часа
Кубрик подготовился к постановке не хуже, чем сам Наполеон к своим сражениям. «Большинство людей просто не понимают, что большую часть времени накануне очередного сражения Наполеон работал с документами, планируя военные действия, — говорил режиссер. — Поэтому если вы хотите достоверно передать те чувства, которые вызывал у окружающих Наполеон, то фильм должен изобразить прошлое таким, каким оно было для людей, живущих в нем».
Именно документами Кубрик и занялся. Режиссер изучил несколько сотен книг по теме и при помощи двадцати выпускников Оксфорда систематизировал материал по тысячам категорий — от любимых блюд Наполеона до описания погоды во время каждой битвы. Бесчисленные биографии Наполеона были обобщены в колоссальную картотеку, где был отражен едва ли не каждый день жизни императора — 15 тысяч изображений, 50 отдельных профайлов по всем историческим фигурам, участвовавшим в сюжете. В качестве главного консультанта и соавтора Кубрик привлек оксфордского профессора Феликса Маркэма, который посвятил изучению вопроса больше 35 лет своей жизни.
Обложка сценария / Фото: TaschenБиография Наполеона за авторством Маркэма в итоге стала главным источником для сценария, который Кубрик представил студии MGM в ноябре 1968 года. 148 страниц, около 180 минут экранного времени, но Кубрика это не смущало. Все-таки в истории кино уже были удачные примеры, когда трехчасовой фильм пользовался коммерческим успехом. Например, «Унесенные ветром».
В сценарии фильма французский император нередко озвучивает пессимистические мысли, которые можно часто встретить в других фильмах Кубрика: обратной стороной прогресса являются насилие и жажда власти, а человеческая природа неисправимо порочна. «Французская революция провалилась, потому что основы ее политической философии были ошибочны, — говорит Наполеон в одной из сцен. — Она исходила из того, что человек по своей природе добр, а все проблемы порождены всего лишь неправильно организованным обществом. Это очень привлекательная идея, но она не соответствует действительности. Общество коррумпировано, потому что человек порочен по своей природе. Он слабый, эгоистичный, лицемерный и жадный».
Фото: TaschenСэкономить на Николсоне
В пояснительной записке, приложенной к сценарию, режиссер объяснял продюсерам, как он намерен снизить затраты на производство. Во-первых, он был намерен привлечь к работе малоизвестных артистов. Исполнителем главной роли Кубрик видел молодого актера, который вскоре получил свою первую номинацию на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Беспечный ездок» — Джека Николсона.
Во-вторых, съемки должны были происходить не в декорациях, а в настоящих особняках и замках Франции, Италии и Швеции. Кубрик рассчитывал сократить расходы и повысить качество картины, ведь здания сохранили со времен Наполеона свою подлинную обстановку, декор и мебель. Он даже успел договориться снять эти исторические места за 350 долларов в сутки, что было в несколько раз дешевле, чем воссоздание подобной обстановки на студии.
Костюмы драгунов русской армии / Фото: TaschenКроме того, выбор натуры и желание соблюсти максимальную достоверность при создании фильма, события которого происходят до изобретения электричества, навели Кубрика на мысль использовать при съемках минимум техники и снимать при свечах или естественном свете.
Наконец, при создании батальных сцен Кубрик собирался использовать в качестве статистов военнослужащих социалистических стран, каждому из которых должны были платить около двух долларов в день. Румыния и Югославия были готовы предоставить в распоряжение создателей «Наполеона» до 30 тысяч военнослужащих. Обе страны предложили пошить историческую униформу по 40 долларов за костюм, однако Кубрик нашел еще более экономное решение — цветная печать на плотной бумаге стоимостью до четырех долларов за один бумажный мундир, который на дальних планах мог выглядеть достаточно правдоподобно.
Наброски эскизов костюмов для фильма / Фото: TaschenВедь не даром
С таким уровнем подготовки и проработки материала «Наполеон» Кубрика, который находился в этот момент на пике своей режиссерской формы, мог стать наиболее впечатляющим и наиболее прибыльным фильмом постановщика. Возможно, Джек Николсон сыграл бы в нем одну из самых лучших ролей. Однако судьба проекта сложилась иначе.
Как вспоминал продюсер фильма Ян Харлан, больше всего Кубрика поражало в биографии Наполеона то, что такой умный, талантливый и прозорливый человек тоже мог ошибаться. Кубрик много раз показывал в своих фильмах, как ошибка человека способна сорвать даже самый продуманный план. Незначительная ошибка, которую допускает компьютер HAL в шахматной партии с астронавтом в «Космической одиссее», становится первым симптомом будущего безумия машины, когда она вступает в борьбу с людьми за власть на космическом корабле. Ошибаются римляне в «Спартаке», которые превозносят свою военную организацию и недооценивают рабов-гладиаторов. Ошибаются авторы жестокого психологического эксперимента, который должен подавить тягу к насилию у хулигана-рецидивиста — главного героя «Заводного апельсина».
Анонс фильма в американской прессе / Фото: TaschenОшибается и Наполеон, главной катастрофой в биографии которого, согласно сценарию Кубрика, стал военный поход в Россию. Наполеон явно попытался откусить больше, чем смог прожевать, утверждал Кубрик в одном из своих интервью: «С самого начала он игнорировал факты, которые доказывали, что русская кампания станет дорогостоящим провалом».
Удивительным образом причиной катастрофы киношного Наполеона тоже стали русские. Когда Кубрик был уже готов перейти от подготовительной работы к реализации своего масштабного замысла, на западные экраны вышел фильм «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Высокобюджетный советский блокбастер с Родом Стайгером в главной роли был прохладно встречен критиками и с треском провалился в прокате (сборы в США — 1,4 млн долларов при бюджете в 25 млн долларов). Согласно распространенной версии, крупные киностудии MGM и United Artists восприняли это как дурной знак и отказались финансировать Кубрика.
Книжный шкаф Кубрика с подборкой литературы о Наполеоне / Фото: skiffleboom.comНовая реальность беспечных гангстеров
В действительности же основной причиной закрытия проекта стало, скорее всего, радикальное изменение кинематографического ландшафта. Ошибкой Кубрика было то, что он опоздал со своим «Наполеоном». Император пал вместе со старым Голливудом под натиском «нового Голливуда». Теперь кассу срывали фильмы вроде «Бонни и Клайда» Артура Пенна и «Беспечного ездока» Денниса Хоппера с невиданными прежде сценами насилия.
Все прежние запреты рухнули. Кодекс Хейса, который в течение почти 40 лет сковывал американское кино и доставил Кубрику немало неприятностей при съемках «Лолиты», перестал соблюдаться. Возникла новая сеть независимых художественных кинотеатров, которые прокатывали что хотели. Растерянным продюсерам крупных студий пришлось начать вкладывать деньги в дешевые фильмы молодых режиссеров, на фоне которых сорокалетний Кубрик выглядел ископаемым. Кубрик не стал пытаться пробить головой стену и переключился на другой проект — на модную молодежную тему — и не прогадал. «Заводной апельсин» стал самым кассовым фильмом режиссера.
Наследие «Наполеона» впоследствии было не раз использовано Кубриком при работе над другими фильмами. Социальный пессимизм, отрефлексированный в его сценарии, нашел отражение в «Заводном апельсине». Технические решения и операторские находки неснятого фильма воплотились при съемках «Барри Линдона», посвященного тому же историческому периоду. Картине «С широком закрытыми глазами» повезло еще больше: туда попало сразу несколько сцен из «Наполеона». В первой главный герой встречает великодушную проститутку, во второй же попадает на оргию в закрытом декадентском кружке. Только вместо Джека Николсона был простодушный и уже не очень молодой герой Тома Круза.
Какие еще фильмы не снял Кубрик
«Искусственный разум»Сценарий «Искусственного разума», который Стэнли Кубрик задумал еще в начале 1970-х, после его смерти в конце концов прибрал к рукам Стивен Спилберг. И, несмотря на все реверансы в сторону автора, сделал из него мелодраматичный фильм Спилберга, а не беспощадное кино Кубрика. Но главное отличие заключается даже не в тональности, а в принципиально иной трактовке искусственного разума.
Роботы Кубрика не стремились походить на человека, но парадоксальным образом становились похожи на него благодаря особенностям развития искусственного разума. Одно из возможных объяснений поступков компьютера HAL, который убивает команду космического корабля в «Космической одиссее», заключается в том, что компьютер в какой-то момент становится так же непредсказуем, как человек, и проявляет чисто человеческую жестокость. И в конце концов сходит с ума. Роботы Спилберга не способны выйти за пределы заложенных в них команд. Если в программе написано «любить», то робот-ребенок будет это делать, пока у него не сядет батарейка.
«Список Шиндлера»«Арийские документы» (Aryan Papers)
Еврейское происхождение, по мнению исследователя творчества Кубрика — Джеймса Нэрмора, несомненно, повлияло на его творческое становление. Фанаты Кубрика идут еще дальше. Одна из популярных интерпретаций «Сияния» состоит в том, что фильм скрытым образом рассказывает не только о геноциде индейцев, но и о геноциде евреев. А точнее, формирует у зрителей эмоциональное отношение к проблеме. Герой Джека Николсона пишет свою книгу на немецкой печатной машинке и ездит на стареньком «жуке» — главном народном автомобиле нацистской Германии. Кроме того, в фильме можно часто наткнуться на число 42 — год начала массовой депортации евреев и «окончательного решения еврейского вопроса. По телевизору показывают фильм «Лето 42-го», на парковке стоит 42 машины и т. д.
Кубрик всегда хотел снять фильм о холокосте, рассказывал его ассистент Тони Фревин, работавший с ним с 1965 года. Но это влекло за собой определенные проблемы. По воспоминаниям Фревина, Кубрик говорил: «Если снимать по-настоящему исторически достоверный фильм, то смотреть его будет невозможно». В итоге в 1991 году режиссер все-таки купил права на экранизацию полуавтобиографического романа Луиса Бегли «Ложь военного времени» (Wartime Lies) о еврейском мальчике Мацеке, которого укрывает его польская тетка. Были подобраны актеры на главные роли. Исполнителем главной роли должен был быть Джозеф Маццелло, а роль тетки предназначалась голландской актрисе Иоханне тер Стехе (впрочем, актриса Ума Турман утверждает, что роль предназначалась ей).
Однако Кубрик снова опоздал: на экраны вскоре вышел «Список Шиндлера», и проект был закрыт. Судя по всему, фильм Спилберга Кубрику не понравился. «Холокост — это история об убийстве шести миллионов человек, — говорил он впоследствии, — а „Список Шиндлера“ — это фильм о 600 людях, которым удалось избежать смерти. Что к этому можно добавить?»
В статье использованы фотография BBC и коллаж авторства Duncandriver.tumblr.com.
Жизнь в кино — Википедия
Стэнли Кубрик: Жизнь в кино | |
---|---|
Stanley Kubrick: A Life in Pictures | |
Жанр | фильм-биография документальный фильм |
Режиссёр | Ян Харлан |
Продюсер |
|
Кинокомпания | Warner Bros. Pictures |
Длительность | 142 мин. |
Страна | США |
Язык | английский |
Год | 2001 |
IMDb | ID 0278736 |
«Стэнли Кубрик: Жизнь в кино» (англ. Stanley Kubrick: A Life in Pictures) — документальный фильм о жизни и творчестве известного американского кинорежиссёра Стэнли Кубрика, снятый его помощником, другом и исполнительным продюсером ряда его фильмов Яном Харланом. Продолжительность фильма составляет 135 минут. В фильме рассказывается о жизни Стэнли Кубрика и об истории создания всех его фильмов. Ян Харлан взял интервью у многих из людей, с которыми Кубрику приходилось работать: Джека Николсона, Тома Круза, Николь Кидман, Кейра Дуллеа, Артура Кларка, Малкольма Макдауэлла, Дьёрдь Лигети и Мэттью Модайна.
- «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Фильмы Стэнли Кубрика | |
---|---|
Полнометражные |
|
Короткометражные |
|
Другие проекты |
|
См. также |
|
Быть Стэнли Кубриком — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка.«Быть Стэнли Кубриком» (англ. Colour Me Kubrick) — фильм 2005 года. Картина никак не связана с фильмом «Быть Джоном Малковичем». Сходство в названиях фильмов появилось только в русском переводе названий картин (в оригинале — англ. Colour Me Kubrick и Being John Malkovich)
Действие фильма происходит в 1998 году в Лондоне, где в клубах и ресторанах регулярно появляется Алан Конвей (в исполнении Джона Малковича) — стареющий нищий алкоголик, авантюрист и гомосексуал. Он выдает себя за Стэнли Кубрика (который в то время снимал фильм «С широко закрытыми глазами»). Несмотря на то, что Алан Конвей не имеет с Кубриком никакого внешнего сходства, ловкому авантюристу верят решительно все: от театральных критиков до начинающих рок-музыкантов, от владельца ресторана до таксиста. Так как самозваный Стэнли Кубрик не очень заботится ни о правдоподобии своей легенды, ни даже о собственной безопасности, то его обман раскрывается достаточно быстро, что, впрочем, не мешает ему, выбрав очередную жертву, вновь представляться знаменитым кинорежиссёром. Секрет «неуловимости» прост: никто не хочет признаться в суде, что был так глупо обведен вокруг пальца каким-то проходимцем. Но даже когда происходит окончательное разоблачение, это никак не сказывается ни на психике, ни на поведении, ни даже на образе жизни Алана Конвея: вместо заслуженного наказания он получает «заслуженный» отдых и коротает время в элитной клинике в компании с реальными кинозвёздами.
В фильме звучат следующие музыкальные композиции:[1]
- «I’m Not The Man You Think I Am» — Брайан Адамс
- «It’s All About Me» — Брайан Адамс
- «Rely On Me» — Брайан Адамс
- «Too Good To Be True» — Брайан Адамс
- «Gift Of Love» — Брайан Адамс
- «Not Responsible» — Том Джонс