Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от России
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2019; проверки требуют 4 правки.Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от России содержит в себе все фильмы, снятые Российской Федерацией с 1992 года, выдвинутые на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Только один российский фильм получал статуэтку в этой номинации — «Утомлённые солнцем», ещё шесть были номинированы на премию. Две картины вошли в шорт-лист из девяти фильмов, но не попали в итоговую номинацию.
Все фильмы, представлявшие Россию, были сняты на русском языке.
В общей сложности, фильмы России шесть раз были номинированы на премию[1], в числе которых была и картина Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», получившая статуэтку. Михалков чаще всех из российских режиссёров претендовал на «Оскар» — пять его фильмов представляли Россию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (включая ленту «Сибирский цирюльник», дисквалифицированную из гонки)[2]. Кроме того, за роль в фильме Михалкова «Очи чёрные» итальянский актёр Марчелло Мастроянни был в 1987 году номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль»[3].
Лента Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» в 1999 году была дисквалифицирована по причине того, что так и не вышла в коммерческий прокат в России к сроку, потому что была доработана только в феврале[4]. Создатели пытались симулировать недельный показ картины в московском кинотеатре «Зарядье», однако вести об этом быстро распространились в американских СМИ [4]. Отмечалось тогда и то, что фильм мог претендовать сразу на несколько статуэток, так как снят, в основном, на английском языке[4].
Некоторые режиссёры выдвигались на премию несколько раз:
В 2011 году Российский Оскаровский комитет выбрал ленту Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» кандидатом на премию «Оскар» от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Другими кандидатами на выдвижение были «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова[29]. Однако режиссёр Владимир Меньшов, возглавлявший комитет, в итоге отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав это решение несправедливым[30] и добавив следующее:[31][2]
Кроме всех, так сказать, достоинств и недостатков художественных, это одна часть большой эпопеи. Для того чтобы войти в фильм «Цитадель», надо посмотреть предыдущие фильмы. Там много чего совершенно необъяснённого и необъяснимого, если смотреть фильм отдельно. Чертовщина какая-то. Даже с этой позиции нельзя было заниматься выдвижением этого фильма. Короче говоря, можно было выбрать. Но часть комиссии пришла уже с готовым решением и никаким аргументам не поддавалась. Я говорил: дайте мне аргументы, по какой причине выдвигаем эту картину, а не эту. Меня ж будут спрашивать, журналисты сейчас нападут! Но все опускали глаза и дожидались голосования, которое всё показало. По этой причине я считаю решение комиссии глубоко несправедливым. Всё упирается в личную власть Михалкова. В российский оскаровский комитет необходимо влить свежую кровь, ввести в него новых людей, которые не зависели бы от Михалкова. Он сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный — «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова, есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать. Теперь я спрашиваю, что ещё надо сделать, чтобы автор если не признал своего поражения, то снизил гордыню. Может посидеть, подумать и избрать другой путь.
В связи с тем, что на заседании комитета присутствовали не все его члены, утверждалось, что выдвижение фильма Михалкова может быть пересмотрено[32]. Однако этого не произошло. Фильм номинирован не был.
Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от СССР
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2015; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2015; проверки требуют 6 правок.Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от СССР содержит в себе все фильмы, снятые в СССР с 1963 по 1991 год и выдвинутые на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Три советских фильма («Война и мир», «Дерсу Узала» и «Москва слезам не верит») получали статуэтку в этой номинации, ещё 11 входили в шорт-лист. Все фильмы, представлявшие СССР, были сняты на русском языке, кроме драмы Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1987), диалоги которого были исключительно на грузинском языке и военной драмы на трасянке Элема Климова «Иди и смотри».
В общей сложности, фильмы Советского Союза девять раз входили в шорт-лист премии[1]. В период существования СССР статуэтку получили три картины — «Война и мир» (1967), «Дерсу Узала» (1975) и «Москва слезам не верит» (1980)[1]. Кроме того, за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные» итальянский актёр Марчелло Мастроянни был в 1987 году номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль»[2].
«Война и мир», получившая статуэтку в 1968 году, до сегодняшнего дня является самым длинным фильмом, когда-либо удостаивавшимся «Оскара» и показанным на телевидении [3]. На церемонию вручения Бондарчук не приехал — снимал новую ленту, премию за него получала актриса Людмила Савельева[4]. Статуэтка режиссёра ныне находится в Московском музее кино[5].
«Москва слезам не верит», отправленная членам Американской киноакадемии, в своё время вызвала, как вспоминает Меньшов, «хохот»[6]. Режиссёр знал, что он номинирован, и 31 марта 1981 года включил радиоприёмник с надеждой на то, что сообщат хоть что-нибудь о церемонии вручения, но так ничего и не дождался[5]. На следующий день (день смеха) коллеги и друзья начали поздравлять его с триумфом, но Меньшов поверил в победу только после звонка из Госкино и просмотра программы «Время»[5]. Свою статуэтку режиссёр получил только в 1988 году, на первой церемонии вручения премии «Ника»[5].
Церемония | Фото лауреата | Актриса | Фильм | Роль |
---|---|---|---|---|
13-я (1941) | • Джинджер Роджерс | «Китти Фойл» | Китти Фойл | |
• Бетт Дейвис | «Письмо» | Лесли Кросби | ||
• Джоан Фонтейн | «Ребекка» | миссис де Винтер | ||
• Кэтрин Хепбёрн | «Филадельфийская история» | Трейси Лорд | ||
• Марта Скотт | «Наш городок» | Эмили Уэбб | ||
14-я (1942) | • Джоан Фонтейн | «Подозрение» | Лина Маклэйдлоу | |
• Бетт Дейвис | «Маленькие лисички» | Регина Гидденс | ||
• Оливия де Хэвилленд | «Задержите рассвет» | Эмми Браун | ||
• Грир Гарсон | «Цветы в пыли» | Эдна Кали Гледни | ||
• Барбара Стэнвик | «С огоньком» | Кэтрин О’Ши | ||
15-я (1943) | • Грир Гарсон | «Миссис Минивер» | миссис Кей Минивер | |
• Бетт Дейвис | «Вперёд, путешественник» | Шарлотта Вэйл | ||
• Кэтрин Хепбёрн | «Женщина года» | Тесс Хардинг | ||
• Розалинд Расселл | «Моя сестра Эйлин» | Рут Шервуд | ||
• Тереза Райт | «Гордость янки» | Элеонор Твитчелл Гериг | ||
16-я (1944) | • Дженнифер Джонс | «Песня Бернадетт» | Бернадетта Субиру | |
• Джин Артур | «Чем больше, тем веселее» | Констанс «Конни» Миллиган | ||
• Ингрид Бергман | «По ком звонит колокол» | Мария | ||
• Джоан Фонтейн | «Постоянная нимфа» | Тереза «Тесса» Сэнгер | ||
• Грир Гарсон | «Мадам Кюри» | Мария Склодовская-Кюри | ||
17-я (1945) | • Ингрид Бергман | «Газовый свет» | Пола Олквист | |
• Клодетт Колбер | «С тех пор как вы ушли» | миссис Энн Хилтон | ||
• Бетт Дейвис | «Мистер Скеффингтон» | Фанни Треллис Скеффингтон | ||
• Грир Гарсон | «Миссис Паркингтон» | Сюзи Паркингтон | ||
• Барбара Стэнвик | «Двойная страховка» | Филлис Дитрихсон | ||
18-я (1946) | • Джоан Кроуфорд | «Милдред Пирс» | Милдред Пирс | |
• Ингрид Бергман | «Колокола Святой Марии» | сестра Мэри Бенедикт | ||
• Грир Гарсон | «Долина решимости» | Мэри Рэфферти | ||
• Дженнифер Джонс | «Любовные письма» | Синглтон / Виктория Морланд | ||
• Джин Тирни | «Бог ей судья» | Эллен Берент Харланд | ||
19-я (1947) | • Оливия де Хэвилленд | «Каждому своё» | мисс Джозефин «Джоди» Норрис | |
• Селия Джонсон | «Короткая встреча» | Лора Джессон | ||
• Дженнифер Джонс | «Дуэль под солнцем» | Перл Чавес | ||
• Розалинд Расселл | «Сестра Кенни» | Элизабет Кенни | ||
• Джейн Уайман | «Оленёнок» | Орри Бакстер | ||
20-я (1948) | • Лоретта Янг | «Дочь фермера» | Кэтрин Холстром | |
• Джоан Кроуфорд | «Одержимая» | Луиза Хауэлл | ||
• Сьюзен Хэйворд | «Катастрофа: История женщины» | Анжелика «Энджи» Эванс Конвей | ||
• Дороти Макгуайр | «Джентльменское соглашение» | Кэти Лэси | ||
• Розалинд Расселл | «Траур к лицу Электре» | Лавиния Мэннон | ||
21-я (1949) | • Джейн Уайман | «Джонни Белинда» | Белинда Макдональд | |
• Ингрид Бергман | «Жанна д’Арк» | Жанна д’Арк | ||
• Оливия де Хэвилленд | «Змеиная яма» | Вирджиния Стюарт Каннингем | ||
• Айрин Данн | «Я помню маму» | Марта «Мама» Хэнсон | ||
• Барбара Стэнвик | «Извините, ошиблись номером» | Леона Стивенсон | ||
22-я (1950) | • Оливия де Хэвилленд | «Наследница» | Кэтрин Слопер | |
• Джинн Крейн | «Пинки» | Патриция «Пинки» Джонсон | ||
• Сьюзен Хэйворд | «Моё глупое сердце» | Элоиз Уинтерс | ||
• Дебора Керр | «Эдвард, мой сын» | Эвелин Боулт | ||
• Лоретта Янг | «Приходи в конюшню» | сестра Маргарет |
Лучший фильм | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль | |||||
Шон Пенн — Харви Милк Sean Penn — Milk
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль | |||||
Кейт Уинслет — Чтец Kate Winslet — The Reader
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль второго плана | |||||
Хит Леджер — Темный рыцарь Heath Ledger — The Dark Knight
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль второго плана | |||||
Пенелопа Крус — Вики Кристина Барселона Penélope Cruz — Vicky Cristina Barcelona
| |||||
| |||||
Лучший режиссер | |||||
Дэнни Бойл — Миллионер из трущоб Danny Boyle — Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучший сценарий | |||||
Харви Милк Milk
| |||||
| |||||
Лучший адаптированный сценарий | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучшая работа оператора | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучшие декорации | |||||
Загадочная история Бенджамина Баттона The Curious Case of Benjamin Button
| |||||
| |||||
Лучшие костюмы | |||||
Герцогиня The Duchess
| |||||
| |||||
Лучший звук | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучший монтаж | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучший монтаж звука | |||||
Темный рыцарь The Dark Knight
| |||||
| |||||
Лучшие визуальные эффекты | |||||
Загадочная история Бенджамина Баттона The Curious Case of Benjamin Button
| |||||
| |||||
Лучший грим | |||||
Загадочная история Бенджамина Баттона The Curious Case of Benjamin Button
| |||||
| |||||
Лучшая песня | |||||
Миллионер из трущоб — Jai Ho
| |||||
| |||||
Лучший саундтрек | |||||
Миллионер из трущоб Slumdog Millionaire
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный анимационный фильм | |||||
Дом из маленьких кубиков Tsumiki no ie
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный игровой фильм | |||||
Страна игрушек Spielzeugland
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный документальный фильм | |||||
Улыбайся, Пинки Smile Pinki
| |||||
| |||||
Лучший документальный фильм | |||||
Человек на проволоке Man on Wire
| |||||
| |||||
Лучший фильм года на иностранном языке | |||||
Ушедшие — Япония
| |||||
| |||||
Лучший анимационный фильм | |||||
ВАЛЛ·И WALL·E
| |||||
| |||||
Премия имени Гордона Сойера | |||||
Эд Катмулл Ed Catmull
| |||||
Гуманитарная премия имени Джина Хершолта | |||||
Джерри Льюис Jerry Lewis
|
Лучший фильм | |||||
Операция «Арго» Argo
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль | |||||
Дэниэл Дэй-Льюис — Линкольн Daniel Day-Lewis — Lincoln
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль | |||||
Дженнифер Лоуренс — Мой парень – псих Jennifer Lawrence — Silver Linings Playbook
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль второго плана | |||||
Кристоф Вальц — Джанго освобожденный Christoph Waltz — Django Unchained
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль второго плана | |||||
Энн Хэтэуэй — Отверженные Anne Hathaway — Les Misérables
| |||||
| |||||
Лучший режиссер | |||||
Энг Ли — Жизнь Пи Ang Lee — Life of Pi
| |||||
| |||||
Лучший сценарий | |||||
Джанго освобожденный Django Unchained
| |||||
| |||||
Лучший адаптированный сценарий | |||||
Операция «Арго» Argo
| |||||
| |||||
Лучшая работа оператора | |||||
Жизнь Пи Life of Pi
| |||||
| |||||
Лучшая работа художника-постановщика | |||||
Линкольн Lincoln
| |||||
| |||||
Лучшие костюмы | |||||
Анна Каренина Anna Karenina
| |||||
| |||||
Лучший звук | |||||
Отверженные Les Misérables
| |||||
| |||||
Лучший монтаж | |||||
Операция «Арго» Argo
| |||||
| |||||
Лучший монтаж звука | |||||
007: Координаты «Скайфолл» Skyfall Цель номер один
| |||||
| |||||
Лучшие визуальные эффекты | |||||
Жизнь Пи Life of Pi
| |||||
| |||||
Лучший грим и прически | |||||
Отверженные Les Misérables
| |||||
| |||||
Лучшая песня | |||||
007: Координаты «Скайфолл» — Skyfall
| |||||
| |||||
Лучший саундтрек | |||||
Жизнь Пи Life of Pi
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный анимационный фильм | |||||
Бумажный роман Paperman
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный игровой фильм | |||||
Сейчас или никогда Curfew
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный документальный фильм | |||||
Иносенте Inocente
| |||||
| |||||
Лучший документальный фильм | |||||
В поисках Сахарного Человека Searching for Sugar Man
| |||||
| |||||
Лучший фильм на иностранном языке | |||||
Любовь — Австрия
| |||||
| |||||
Лучший анимационный фильм | |||||
Храбрая сердцем Brave |
Лучший фильм | |||||
Форма воды The Shape of Water
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль | |||||
Гари Олдман — Темные времена Gary Oldman — Darkest Hour
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль | |||||
Фрэнсис МакДорманд — Три билборда на границе Эббинга, Миссури Frances McDormand — Three Billboards Outside Ebbing, Missouri
| |||||
| |||||
Лучшая мужская роль второго плана | |||||
Сэм Рокуэлл — Три билборда на границе Эббинга, Миссури Sam Rockwell — Three Billboards Outside Ebbing, Missouri
| |||||
| |||||
Лучшая женская роль второго плана | |||||
Эллисон Дженни — Тоня против всех Allison Janney — I, Tonya
| |||||
| |||||
Лучший режиссер | |||||
Гильермо дель Торо — Форма воды Guillermo del Toro — The Shape of Water
| |||||
| |||||
Лучший сценарий | |||||
Прочь Get Out
| |||||
| |||||
Лучший адаптированный сценарий | |||||
Назови меня своим именем Call Me by Your Name
| |||||
| |||||
Лучшая работа оператора | |||||
Бегущий по лезвию 2049 Blade Runner 2049
| |||||
| |||||
Лучшие костюмы | |||||
Призрачная нить Phantom Thread
| |||||
| |||||
Лучший звук | |||||
Дюнкерк Dunkirk
| |||||
| |||||
Лучший монтаж | |||||
Дюнкерк Dunkirk
| |||||
| |||||
Лучший монтаж звука | |||||
Дюнкерк Dunkirk
| |||||
| |||||
Лучшие визуальные эффекты | |||||
Бегущий по лезвию 2049 Blade Runner 2049
| |||||
| |||||
Лучший грим и прически | |||||
Темные времена Darkest Hour
| |||||
| |||||
Лучшая песня | |||||
Тайна Коко — Remember Me
| |||||
| |||||
Лучший саундтрек | |||||
Форма воды The Shape of Water
| |||||
| |||||
Лучший короткометражный анимационный фильм | |||||
Дорогой баскетбол Dear Basketball
| |||||
| |||||
Лучший коротком |
|