Самые красивые станции метро Москвы : Статьи
Рейтинг Трудности.net (топ-8) самых интересных в художественном и историческом плане станций метро Москвы, которые обязательно стоит увидеть гостям столицы. И даже если вы давно живете в Москве, то, привычно пробегая по метрополитену и его переходам, иногда стоит приостановиться, отойти в сторону от людского потока и взглянуть не замыленным взглядом на стены и своды «подземки».
В этот момент трудно не признать: самые старые станции московского метрополитена – это настоящие концептуальные произведения советского монументального искусства, и понятно, почему они вызывают восторг практически у всех иностранцев. Такого они нигде в мире не видели.
К каждой станции я привожу небольшую подборку фактов – на случай, если вы показываете метро своим гостям из других городов или стран и вам хочется сопроводить прогулку по подземке интересными комментариями.
В зависимости от того, сколько у вас времени на осмотр метро, стоит заранее выстроить маршрут по самым красивым станциям. Понятно, что при желании можно кататься по разным веткам хоть целый день, однако обычно у туристов в Москве времени на это нет. Если выделить примерно час-полтора, то вполне можно уложиться и провести короткую, но насыщенную и увлекательную экскурсию. Обычно я целенаправленно отправляюсь показать станции кольцевой линии метро, а позднее, во время перемещения между другими достопримечательностями города, «досматриваем» станции других веток. «Кольцо» — беспроигрышный вариант: его 12 станций одна краше другой, а некоторые буквально поражают своим пространством и оформлением. Итак, поехали!
1. Метро Комсомольская (кольцевая)
Безусловный фаворит нашего рейтинга – станция метро Комсомольская кольцевая (не путать с Комсомольской Сокольнической линии, которая гораздо проще своей «сестры», и в часы пик раздражает постоянной толкотней пассажиров, стремящихся к трем московским вокзалам).
Станция метро Комсомольская кольцевая была открыта 30 января 1952 года. Это колонная станция глубокого заложения – 37 метров. Её архитекторы А.В.Щусев и В.Д. Кокорин (это лишь два имени, а в разработке этой станции участвовала большая группа специалистов) в 1951 году были удостоены Сталинской премии за свою работу.
По художественному замыслу Комсомольская кольцевая должна была стать своеобразной «визитной карточкой» и «главными воротами» Москвы, поражая воображение людей, прибывающих на три вокзала столицы из других городов огромного СССР. Стиль – сталинский ампир, сочетающий в себе элементы классицизма, московского барокко и собственно ампира. Тема интерьеров станции – военные триумфы русского народа и его мощь в борьбе с захватчиками. Мозаичные панно на своде станции изображают военные сюжеты и выдающихся героев российской истории – Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Михаила Кутузова и многих других. Кроме монументальных панно из смальты и самоцветов, буквально поражают роскошная лепнина этой станции и огромные люстры. 68 восьмигранных колонн Комсомольской украшены капителями из мрамора, стены и колонны станции отделаны узбекским мрамором, пол – знаменитый каарлахтинский гранит. Советую также обратить внимание на флорентийскую мозаику, выполненную художником П.Д. Кориным (автором остальных композиций станции), которая находится в переходе между двумя Комсомольскими (стена эскалаторного зала). Композиция представляет собой орден Победы, обрамленный лавровым венком с георгиевской лентой, которые символизируют преемственность российских военных символов.
2. Метро Киевская (кольцевая и Арбатско-Покровская линия)
Обе станции необыкновенно красивы и богато украшены мозаичными панно. Они расположены глубоко под землей – на глубине 53 метра (кольцевая) и 38 метров (Арбатско-Покровская). В их создании в эпоху правления Никиты Хрущева принимали участие украинские архитекторы – их вариант победил на конкурсе из 40 проектов-участников. Несмотря на то, что авторы не использовали какие-то новаторские приемы при строительстве, обе Киевские заняли почетное место среди других выдающихся станций метрополитена 1950-х годов. Киевская Арбатско-Покровской линии была открыта 5 апреля 1953 года, кольцевая – на год позже, 14 марта 1954 года. Тема станций – дружба русского и украинского народов, воссоединение их в составе СССР. Если на кольцевой панно – мозаичные, то на Киевской Арбатско-Покровской линии – это фрески, изображающие целые группы советских трудящихся (колхозники, животноводы, рабочие, строители, архитекторы, физкультурники и другие). При переходе на Киевскую Филевской линии стоит взглянуть на оформление эскалаторного зала – там находится очень интересная круговая композиция, выполненная в золотой цветовой гамме.
3. Метро Новослободская (кольцевая)
Эта очень красивая станция была открыта 30 января 1952 года. Эта станция относится к охраняемым объектам культурного наследия – как её наземный вестибюль, так и подземная часть. В 2003 году прошла реставрация Новослободской, что изменило её первоначальный облик и концепцию архитекторов, которые создали внутри подобие затемненного сказочного грота. 32 подсвеченных изнутри витража, на которых изображены персонажи, растения, фрукты, звезды – центральные объекты станции. Витражи были выполнены в Риге латвийскими художниками. Стены станции облицованы уральским мрамором, на полу – гранит разных оттенков, уложенный в шахматном порядке. Обновленные после реставрации люстры-тарелки дают более яркое освещение, чем задумывалось изначально авторами проекта. Эту станцию очень любят снимать в кино: она фигурировала в нескольких российских и иностранных фильмах.
4. Метро Таганская (кольцевая)
Станция Таганская кольцевая открылась 1 января 1950 года. Это станция глубокого заложения – на уровне 53 метров под землей. Станцию украшают изящные стрельчатые ниши с бело-голубыми майоликовыми панно, на которых изображены военнослужащие разных видов войск и герои славной истории России.
5. Метро Парк культуры (кольцевая)
Открыта 1 января 1950 года, станция находится на глубине 40 метров. В 2011-2012 годах была отреставрирована. Пилоны станции облицованы серым мрамором, на полу – серый и черный гранит. Цветовое решение придает станции немного мрачноватый вид. Пилоны украшены 26 барельефами. Тема, как и подобает станции при ЦПКиО им. Горького – отдых советской молодежи.
6. Метро Площадь революции (Арбатско-Покровская линия)
Одна из самых любимых москвичами и туристами станций, её можно назвать одним из ярчайших символов сталинского метрополитена. Была открыта 13 марта 1938 года, сегодня имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Станция глубокого заложения – 34 метра. На мраморных постаментах пилонов Площади революции стоят 76 бронзовых фигур советских людей: революционные рабочие, солдаты, матросы, пограничник с собакой, крестьяне, инженер, девушка-птичница, хлебороб, рабочий-стахановец, студент, студентка, родители с детьми и другие. Скульптуры, выполненные в полный рост, не поместились бы, поэтому они или сидят, или находятся в полусогнутом положении. Этот факт становился объектом критики еще при осуществлении проекта, но понравился лично Сталину, что сняло тогда, в 1938 году, все художественные претензии. Скульптуры стали частью московских городских легенд – горожане упорно натирают разные части бронзовых статуй «на удачу». Например, считается, что пес пограничника помогает студентам успешно сдать экзамен, если потереть его нос. Так, и в мои студенческие годы некоторые однокурсники не ленились заезжать на Площадь революции с утра пораньше перед экзаменом.
7. Метро Маяковская
Эта большая светлая станция была открыта 11 сентября 1938 года, а в 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия, особо охраняемого памятника архитектуры. Это одна из самых популярных достопримечательностей московского метро, которая входит в список «маст-си» для иностранных туристов. Стиль станции – «сталинская неоклассика», также присутствуют некоторые детали стиля ар-деко. Главным украшением Маяковской стали 35 уникальных мозаичных композиций-панно из смальты, выполненные в Ленинграде. Северный выход станции украшен мозаичными панно на темы стихотворений Владимира Маяковского и цитатами из них, здесь же установлен бюст знаменитого советского поэта.
8. Метро Арбатская
Дата открытия – 5 апреля 1953 года, лежит на глубине 41 метр. Также обладает статусом выявленного объекта культурного наследия. Крупнейший в московском метрополитене пересадочный узел. Внутренняя часть станции выполнена в стиле «московского барокко». В её отделке использовались «богатые» материалы – красный мрамор, много керамики, лепнины, а внимание прежде всего приковывают массивные золоченые люстры в бронзовой оправе. Арбатская была отреставрирована в 2006-2007 годах.
Хотите послушать интересный рассказ профессионального экскурсовода и узнать больше неизвестных вам ранее фактов о московском метро?
Может быть интересно:
Метро Стокгольма: Самые красивые станции
Смотровая площадка Москва сити
Самые красивые станции московского метро — Атлас — Серия путеводителей Медузы
В начале 30-х годов почти не знающая личных автомобилей социалистическая Москва находилась в состоянии сильнейшего транспортного коллапса — передвигаться по уже тогда громадному городу можно было только пешком или на переполненных до отказа старых трамваях. Строительство метрополитена обсуждалось московскими властями уже три десятилетия, но открытие первой линии 15 мая 1935 года состоялось только ценой неимоверных усилий комсомольских бригад, часто работавших практически вручную в сложнейших геологических условиях. Первая линия, с самого начала и до сих пор обозначаемая на схемах красным цветом, начиналась тогда от станции «Парк культуры» и тянулась до окраинного района Сокольники. Именно с ее станций и разумно начать экскурсию по метрополитену.
Стартовать можно на «Кропоткинской» — тогда входом в систему для вас окажется павильон Самуила Кравеца: расположенная в створе Гоголевского бульвара высокая арка, в 2016 году освобожденная от соседствующих торговых рядов. «Кропоткинская», до 1957 года называвшаяся «Дворец Советов», вообще особый случай, поскольку при постройке она воспринималась как подземный вестибюль будущего главного здания страны (если не мира) — готовившегося к сооружению на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов с циклопической статуей Ленина на вершине. Оформление интерьера станции досталось тем не менее малоизвестному на тот момент архитектору Алексею Душкину. Его поразительный успех на «Кропоткинской» во многом объясняет то, что впоследствии он оказался самым заметным архитектором метрополитена — из выбранных для этой прогулки десяти станций им сделаны четыре. Типичный для ранних станций колонный зал — конструктивно точно такой же, как на соседней «Парк культуры», — превращен Душкиным в нечто совершенно необычное благодаря мраморным колоннам, которые распускаются цветками за несколько метров до потолка, продолжаясь вверх штукатурными звездами.
Кропоткинская
В четырех перегонах к северу от «Кропоткинской» находится еще более тихая, тоже лишенная пересадки на другие линии станция «Красные ворота» — один из первых образцов другого конструктивного типа подземного зала, пилонного. Автор — петербургский академик Иван Фомин, адепт изобретенной им в постреволюционной ситуации «пролетарской дорики». В простом и строгом зале каждый облицованный темно-красным мрамором пилон превращен Фоминым в памятник снесенной к тому времени триумфальной арке исторических Красных ворот. Проходы между пилонами через один закрыты стенками, потому что своды станции сделаны еще из бетона, а не из быстро пришедшего ему на смену металла — уже при сооружении станции выяснилось, что им нужны дополнительные несущие опоры.
Отсюда стоит подняться на улицу к южному вестибюлю станции. Четверная арка, как бы втягивающая пассажира внутрь системы, была спроектирована лидером архитекторов-рационалистов Николаем Ладовским, автором рифмующейся с павильоном «Красных ворот» «параболы Ладовского» — революционного плана размыкания и продолжения в бесконечность (как минимум к Ленинграду) одного из московских колец.
Следующая станция — «Комсомольская-радиальная», произведение Дмитрия Чечулина, молодого ученика Алексея Щусева (который создал среди прочего мавзолей Ленина). Чечулин выстроил под тремя московскими вокзалами типовой, хоть и богато украшенный колонный зал, снабдив его одной необычной деталью — верхними боковыми галереями, ведущими к центральному мостику. Через них пассажиры входили на станцию, а покидали — по лестницам с торцов. Это позволяло эффективно разделять огромные в то время потоки железнодорожных пассажиров — собственно, они и до сих пор достаточно велики, чтобы пожалеть о том, что эта система забыта и галереи практически пустуют. Створ пешеходного тоннеля к Лениградскому и Ярославскому вокзалам окружен редко замечаемым спешащими людьми двойным панно работы Евгения Лансере — одного из лидеров дореволюционного «Мира искусства» и родного брата Зинаиды Серебряковой. Изображенные Лансере юные метростроевцы — живые и даже часто забавные люди, совсем не характерные для господствующего в художественном оформлении метрополитена соцреализма.
Следуя с толпой, тут можно перейти на станцию «Комсомольская-кольцевая», расставшись тем самым с открытой в 1935 году первой очередью метрополитена и мгновенно перенесясь на семнадцать лет вперед. «Комсомольская», как и прочие станции Кольцевой линии, задумывалась как памятник военному триумфу советского народа, и тут этот триумф (а заодно и триумф сталинского ампира) показан как нигде масштабно. Для первой и последней работы в метро самого Алексея Щусева (он не дожил до ее открытия) понадобились конструкции уникальных, никогда более не использовавшихся размеров: ширина центрального нефа тут одиннадцать метров вместо обычных восьми, а высота — девять вместо обычных пяти с половиной. Это до сих пор самая большая по объему станция метрополитена, и одна из самых впечатляющих — хотя едва ли самая изящная. Просторный интерьер в стилистике «московского барокко» украшен мозаичными панно Павла Корина, буквально иллюстрирующими речь Сталина на легендарном параде 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Еще два панно, воспевавшие самого Сталина и его наркомов, были позднее заменены Кориным на изображения Ленина и Родины-матери.
Панно на станции метро «Новослободская»
Идущий против часовой стрелки поезд Кольцевой линии через одну станцию останавливается на «Новослободской» — ровеснице щусевской «Комсомольской», которая, однако, совершенно на нее не похожа. Эта последняя в московском метро работа Алексея Душкина решена как условно древнерусская аркада, где проходы к платформам чередуются с совершенно новым в метро элементом — подсвеченными изнутри витражами, выполненными рижскими мастерами-стекольщиками. Несмотря на то что автором эскизов к ним стал тот же Павел Корин, тут, кроме отдельных красных звезд, нет вообще никакой идеологии — сплошные вазоны, геометрические узоры и представители мирных профессий вроде географа, пианиста или агронома.
Две станции «Киевская» — Кольцевой и Арбатско-Покровской линий — посвящены воспеванию дружбы между русским и украинским народами. Первой весной 1953 года открылась радиальная станция — ее украсили керамическим фризом в фольклорном духе и серией из 24 фресок, изображающих трудящихся советской Украины. Кольцевая станция открылась ровно через год, прямо к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией, но еще важнее было то, что за это время СССР возглавил неравнодушный ко всему украинскому Никита Хрущев. В итоге заказ на оформление «Киевской-кольцевой» ушел непосредственно в Киев — и Москва обзавелась станцией с восемнадцатью смальтовыми панно, иллюстрирующими всевозможные аспекты русско-украинского братства. На одном из них, посвященном присоединению Западной Украины в 1939 году, можно отыскать единственное уцелевшее в метрополитене изображение Сталина (до ХХ съезда только на этой станции их было семь).
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии — еще один памятник пышности ранних 50-х. Открылась она в 1953 году вместе с целым глубоким участком, заменившим прежнюю линию мелкого заложения от Кремля до Киевского вокзала, — поэтому в московском метро до сих пор есть по две не связанные между собой «Арбатские» и «Смоленские». Новая, глубокая «Арбатская» построена архитектором Леонидом Поляковым в стилистике условного «московского барокко», но огромная длина (220 метров, московский рекорд для подземных станций), высокий эллиптический свод и текучее богатство убранства делают ее несколько галлюцинаторной, напоминающей сновидение о бесконечном интерьере какого-нибудь мастера московского модерна вроде Федора Шехтеля.
Следующая станция, «Площадь Революции», составляет с «Арбатской» самый решительный контраст — это сдержанный, даже строгий проект Алексея Душкина, относящийся к 1938 году. В угловых нишах должны были помещаться барельефы, но скульптор Матвей Манизер радикально отошел от планов Душкина и сделал серию из 20 повторенных по четыре раза ростовых бронзовых фигур в странных «микеланджеловских» формах — согнувшихся или вставших на колено, чтобы уместиться в ниши. Соразмерные и легко доступные пассажирам фигуры Манизера приобрели особый статус московских идолов, с которыми связаны многочисленные народные суеверия. К примеру — если с утра потрогать флажок в руках у сигнальщика, день будет удачным; идущим на свидание стоит коснуться туфли бронзовой девушки; перед экзаменом нужно потереть нос пограничной овчарки. В итоге самые чтимые скульптуры находятся под угрозой частичного уничтожения; у каждого из четырех собачьих носов иногда выстраивается настоящая очередь, и если раньше они всего лишь блестели, то теперь начинают откровенно утрачивать форму.
Площадь Революции
Пересев с «Площади Революции» на «Театральную» (предсмертная работа Ивана Фомина, призванная, по его собственным словам, «служить аванзалом Театральной площади»), можно доехать до последней станции этого маршрута — «Маяковской». Эта станция, открытая в 1938 году, тоже, как и «Кропоткинская», совершенно особый случай, но по несколько другим причинам. Во-первых, это первая в мире станция колонного типа глубокого заложения — ничего подобного не будет построено на протяжении десятков лет. Автор станции — снова Алексей Душкин, который смог выжать из новаторского конструктивного решения со стройными металлическими опорами максимальный художественный эффект. В его руках «Маяковская» превратилась в невиданный гибрид сталинского неоклассицизма с модным в те годы в США стилем ар-деко. Уходящая вдаль череда блестящих арок, облицованных сталью, создает тут совершенно особый оптический эффект. Такие же арки меньшего размера обрамляют проходы к платформам — московские школьники многих поколений любят запускать по их желобам монеты, которые, пролетев свод, опускаются на другой стороне. Углы колонн отделаны пластинами полудрагоценного камня родонита. Каждая из 34 секций центрального зала раскрывается в отдельный купол, где расположены мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Эта серия называется «Сутки советского неба»: то в утренних, то в вечерних, то в ночных небесах кружат самолеты, парят бипланы и парашюты, висят в прыжке волейболисты или колышутся ветви яблонь. Рассматривать мозаики можно только по одной, до предела задрав голову. Во время войны «Маяковская» использовалась как защищенный от бомб зал для торжественных собраний: 6 ноября 1941 года тут на праздничном заседании Моссовета выступал Сталин. Это значит, что именно она воспринималась современниками как самая красивая во всем московском метрополитене — и несмотря на то, что к 2016 году число его станций увеличилось чуть ли не в десять раз, с этим по-прежнему не поспоришь.
3 самые красивые станции метро в Москве
Московское метро открылось 15 мая 1935 года. Первая линия метро была Сокольническая (красного цвета), которая начиналась от станции “Сокольники” и заканчивалась на станции “Парк культуры”.
Мосгордума до революции, в десятых годах двадцатого века, рассматривала проекты строительство метро в Москве, но помешала Первая Мировая Война. В итоге строительство начали в 1931 году. Работы шли в преодолении подземных плывунов и грязевых рек, зачастую рабочие находились по пояс в грязной воде. Главный лозунг руководителя стройки Кагановича: “Чтоб не капало”. О красоте не заботились, занимались гидроизоляцией, в итоге на проектирование архитекторам дали всего полтора месяца. Такие короткие сроки не помешали архитекторам блестяще справиться с работой и обессмертить свои имена. Предлагаем три самые красивые станции московского метрополитена:
1. Маяковская. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Художник А.А.Дейнека.
“Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо – мозаичное, яркое, подсвеченное” (художник А.Дейнека). Самая красивая станция метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычайной. Авиаконструктор А.Путилин предложил отливать стальные опоры на заводе дирижаблей в поселке Дирижаблестрой (ныне город Долгопрудный). В куполах станции разместили тридцать четыре мозаичных панно, созданных художником Александром Дейнекой. Темой цикла мозаик стали “сутки Страны Советов”: утро, день, ночь и снова утро.
2. Площадь Революции. Дата открытия: 1938 год. Архитектор А.Н.Душкин. Скульптор М.Г.Манизер.
“Как живые, как живые!” – приговаривал с грузинским акцентом Иосиф Сталин, разглядывая статуи станции. В каждой арке установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов – от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи. Сложность заключалось в задаче разместить фигуры больше человеческого роста в углы арок. Эти скульптурные изваяния принесли традиции среди студентов, которые перед экзаменами старались погладить нос собаки пограничника, поэтом у всех четырех собак натерты до блеска морды. Прикосновение к изящной ножке студентки считается излечивает от несчастной любви, а карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса почему-то постоянно воруют.
3. Комсомольская кольцевая. Дата открытия: 1952 год. Архитектор А.В.Щусев. Художник П.Д.Корин.
“Ворота Москвы” – так задумывалась одна из самых оживленных станций метро, поскольку связывает метро с тремя вокзалами столицы (Казанский, Ярославский, Ленинградский). Станция создана в стиле сталинского ампира, свод зала украшает восемь панно выполненных в стиле античной мозаики: изображение русских полководцев и богатырей, а также выступление Ленина на красной площади и “Триумф победы” во Второй Мировой Войне. Проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года.
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с друзьями! Нажмите ниже или слева на символ социальной сети, чтобы поделиться данной статьей. Это будет Ваше лучшее “спасибо” 🙂
Самые красивые станции Московского метро
Содержание:
Московскому метро уже больше 80 лет, и многие из первых станций представляют собой самый настоящий музей истории города. Ежедневно здесь проводят экскурсии, а на самых интересных и красивых станциях можно запросто встретить толпы иностранцев, фотографирующих все вокруг. Именно об этих станциях мы вам и расскажем.
«Комсомольская». Фото: @sumptuouz
Одной из самых «парадных» и помпезный станций считается «Комсомольская». Ее проектировал архитектор Щусев, которых известен благодаря тому, что когда-то занимался проектом легендарного Мавзолея. За декор отвечал художник Павел Корин.
Когда окажетесь на «Комсомольской» обязательно обратите внимание на потолок. Его можно рассматривать бесконечно — он украшен множеством мозаичных панно, созданных из ценных камней и смальты. А сюжеты, которые изображены на панно, посвящены борьбе русского народа за независимость.
По своему внешнему виду и атмосфере «Комсомольская» напоминает роскошный императорский дворец. Этот эффект создан не только благодаря потолку, усыпанному мозаикой. Оглядевшись по сторонам, вы сможете увидеть пышную отделку и, конечно же, немало панно на стенах, главными героями которых являются строители, создавшие эту станцию.
Витражи на «Новослободской». Фото: @olka_kgd
Непременно посетите самую сказочную станцию московского метро — «Новослободскую». На первый взгляд ее убранство может показаться более скромным, чем на «Комсомольской», но главное на что здесь стоит обратить внимание — это шикарные витражи.
Всего на станции находится 32 красочных витража. Любопытный факт: стекла для их создания были взяты из Рижского кафедрального собора. В витражах вы увидите иллюстрации и орнаменты из книг, написанных православными священниками.
Кстати, основное украшение «Новослободской» — панно «Мир во всем мире» было создано Павлом Кориным — именно он отвечал за художественное оформление «Комсомольской» станции. Вообще, все убранство и оформление станции было посвящено не привычному для 50-х годов прославлению рабочих и великодержавию, а интеллигенции.
«Новокузнецкая». Фото: ru.wikipedia.org
«Новокузнецкая» представляет собой музей боевой славы под землей. Каждая деталь станции посвящена подвигам российских воинов. Здесь вы сможете увидеть даже щиты с профилями знаменитых полководцев.
Еще одна деталь, которая заслуживает отдельного внимания — мраморные скамьи. Когда-то их вывезли из храма Христа Спасителя и установили здесь.
«Киевская». Фото: @niko566
Одна из самых известных станций московского метро — «Киевская». Колонны в проходах здесь облицованы мрамором, а если вы поднимете голову, то увидите фрески, на которых изображена жизнь украинцев. Сами фрески имеют обрамление в виде невероятно красивой лепнины.
«Таганская». Фото: pinterest.ru
«Таганская» станция понравится тем, кто интересуется средневековым готическим искусством. Именно этот стиль напоминает ее оформление.
Главными украшениями «Таганской» считаются небесно-голубые керамические панно, которые выглядят невероятно красиво на фоне белоснежных стен станции. В центре панно изображены венки из дубовых листьев и барельефы с портретами. На этих портретах — представители различных войск.
«Маяковская». Фото: @kakhaber_777
Одна из самых интересных станций — «Маяковская». По сравнению со всеми вышеперечисленными станциями, здесь на стенах вы не найдете огромных мозаичных панно и витражей. Зато увидите яркий пример советской готики.
Например, в качестве металла для окантовки были использованы фрагменты самого настоящего дирижабля, построенного по проекту Циолковского. Обязательно посмотрите под ноги — в некоторых местах были уложены пластины полудрагоценного родонита, которого сейчас почти не осталось в природе.
Не обошлось здесь и без небольших мозаик. Их вы увидите в нишах под потолком. Над эскизами всех 34 мозаик работал Александр Дейнека, и всех их объединяет одна тема — «Сутки Страны Советов».
Кстати, именно проект этой станции вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры, а позже был удостоен Гран-при на международной нью-йоркской выставке.
Приехав в Москву, не забывайте не только ходить по музеям, но и пользоваться метро. Ведь это не только удобно, но еще и очень познавательно.
Самые красивые станции московского метро
Одно из самых красивых метро мира это определенно московское метро. Давайте смотреть правде в глаза- оно жутко перегружено, оно не вылизано как например в Шанхае, переход с радиальной на кольцевую в 8-30 утра напоминает марш пингвинов и вызывает уныние при одном упоминании пересадки. Но московсое метро реально одно из красивейших, которое я видел. Итак, если хотите прогуляться по самым красивым станциям московского метро, то добро пожаловать!
Что хочется отметить, так это индивидуальность станций. Когда только начали строить метро, в 30-50-х, каждая станция имела свою неповторимую историю создания, свой дизайн и архитектуру. Со временем, когда при Хрущеве стали уходить от «архитектурных излишеств», все стало намного проще и настало время типовых проектов, ничем не отличимых друг от друга кроме таблички с названием. Но я очень рад, что с приходом 2-х тысячных станции опять стали приобретать свой, неповторимый индивидуальный дизайн. И это хо-ро-шо!
Начнем с «Электрозаводской». Дата открытия станции: 15 мая 1944 года. Ничем особо не примечательная станция, если бы не супер крутое оформление свода вестибюля с использованием 318 оригинальных светильников. Это бомба! Очень круто смотрится!
01.
Едем дальше по синей ветке. «Площадь Революции», дата открытия станции: 13 марта 1938 года. Одна из самых знаменитых станция благодаря бронзовой собаке в скульптурной композиции «Пограничник с собакой». Если потереть у нее нос, это принесет удачу. Нос трут как правило «true москвичи» по привычке, либо гости столицы из экзотики. Нос гладко отполирован и потихоньку становится все меньше 🙁
02.
Так же спросом пользуется бронзовый петушок, флаг сигнальщика и наган матроса. Но до собаки им далеко 🙂 Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации.
03.
Станция «Арбатская», дата открытия станции: 5 апреля 1953 года. Эта станция изначально находилась значительно выше, но в 1941 году в туннель попала бомба и весь участок «Площадь Революции- Киевская» заменили на участок глубокого заложения. В 1976 году на станции «Арбатская» был снят один из первых клипов Аллы Пугачёвой на песню «Арлекино». Кстати крутое, малобюджетное видео)
04.
Завершает наше небольшое турне по Арбатско-Покровской ветке станция «Славянский бульвар».
05.
Самая красивая станция из тех, которые открыты в наше время. Вот это я и называю возрождением архитектуры метро, его вторым дыханием!
06.
В открытии участвовали Дмитрий Медведев и Юрий Лужков. Дата открытия станции: 7 сентября 2008 года.
07.
Переходим на другую ветку..Иногда красоту форм можно найти даже в переходе. Главное, чтобы это был не час пик 🙂
08.
Для кого как, а мне нравится станция «Трубная», очень красиво сделанная станция. Как и «Славянкий бульвар» относится к «новой волне» возрождения московского метро.
09.
Практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились- кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор. Дата открытия станции: 30 августа 2007 года.
10.
Вас наверно удивит что здесь делает фото довольно страшненькой станции «Римская»? Ничего удивительного, просто я жил на этой станции. Да и фотка получилась очень неплохая 🙂 Поэтому пусть будет! *но вне рейтинга конечно :)*
11.
Ну все, пересаживаемся на Кольцевую- здесь самые красивые станции и очень много тайн и историй. Например: cохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной колдуном Яковом Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. Станция «Проспект Мира», дата открытия: 30 января 1952 года.
12.
Cтанция «Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира. Она задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы, поэтому ее строили с особым размахом. Она должна была поражать гостей, приехавших в столицу Советского Союза. Строил станцию А. В. Щусев, архитектор Мавзолея и гостиницы «Москва». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.
13.
Едем дальше- станция «Киевская», дата открытия станции: 14 марта 1954 года. Кстати, на кольцевой ветке при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против часовой — женский, что служит для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.
14.
«Киевская» хороша не только кольцевая, но и особенно радиальная. В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро.
15.
На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. Поэтому проекты были переделаны 🙂 Дата открытия станции: 5 апреля 1953 года.
16.
Утром 2 октября 2010 года почти полностью обрушилась фреска «Праздник в Киеве» (около 10 м2) в западном торце станции. Восстановление фрески заняло почти три года.
17.
В завершении обзора кольца- самая красивая станция Кольцевой линии, «Новослободская». Дата открытия станции: 30 января 1952 года.
18.
Первоначально, витражи пилонов должны были сделать из уранового стекла, но Госплан закупку не одобрил и витражи сделали из цветного стекла латвийскими художниками в Риге.
19.
По замыслу архитектора создавалась станция-грот с приглушённым, мягким светом с элементами «чего-то сказочного, декоративного». В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».
20.
Ну и первое место по праву достается самой красивой и лаконичной станции- «Маяковская». Дата открытия станции: 11 сентября 1938 года. Я не знаю чем она так цепляет, в ней нет ни богатого убранства, ни грандиозного оформления…Но красивее её я не видел.
21.
Единственным украшением станции являются размещённые в потолочных нишах 35 мозаичные панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.
22.
В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище.
23.
А какие ваши любимые станции метро? Не обязательно московского…Proof- картинки приветствуются 😉
На этом посте я заканчиваю свое прощание с Москвой. Надеюсь во время нашей следующей встречи она будет такая же, как я ее оставил.
UPDATE (от 9 февраля 2017): Так как я заебался удалять спам в этом посте по нескольку раз на дню, то закрываю комментарии к этой записи, сорян!
Мои последние отчеты о Москве:
~Прощальная Москва~
Самая красивая станция метро, Москва. Список самых красивых станций метро Москвы
В 1935 году открылась первая ветка Московского метро «Сокольники» — «Парк культуры». Ее строительству посвящен любимый советскими людьми фильм «Добровольцы». Профессия метростроевца в то время была одной из самых уважаемых, да и престижных тоже.
Самых красивых несколько
В то время столица остро нуждалась в строительстве метрополитена, и вопрос о привлекательном внешнем виде станций не стоял на повестке дня. Самая красивая станция метро (Москва) была построена позже, когда страна-победитель демонстрировала всему миру не только преимущество в военной силе, но и в образе жизни, хотя и несколько довоенных объектов входят в десятку наикрасивейших.
Совершенство формы и содержания
«Подземные дворцы», которые радуют и восхищают абсолютно всех и будут служить людям долгие годы, строились в основном до середины 50-х годов, то есть до смерти Сталина. Чаще всего все-таки самой красивой называют станцию «Маяковскую», да и проект ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году был удостоен Гран-При.
Утраченная красота
«Сталинское метро» — так называли красивейшие станции кольцевой линии с барельефами, статуями, огромным количеством мозаик и дворцовых люстр, так называется и книга, вышедшая в 2011 году, посвященная метрополитену. Книга нужная, потому что очень многое из первоначального великолепия этих объектов утрачено в результате реконструкции, усовершенствования и борьбы с культом личности Сталина, в результате которой крушилось все, что создавалось с не меньшей любовью и подобострастием.
«Пролетарские дворцы»
Поскольку чаще всего первую строчку в списках «Самая красивая станция метро» (Москва) занимает «Комсомольская» — кольцевая, — то и рассказать о ней стоит в первую очередь. Она действительно напоминает дворец, и как ее только из-за этого не называли: и «апофеозом сталинского ампира», и «последним храмом Щусева».
Признанная мировой общественностью
Итак, продолжаем вспоминать самые красивые станции метро Москвы. Список может продолжить «Маяковская», открытая 11 сентября 1938 года. Расположена она между остановками «Белорусская» (находящаяся севернее) и «Тверская» (южнее) на Замоскворецкой линии. Находится под центром столицы, в Тверском районе. Автор проекта станции, названной в честь В. В. Маяковского, — член-корреспондент Академии архитектуры СССР, трижды лауреат Сталинских премий Алексей Николаевич Душкин. Он же — автор проектов таких объектов метрополитена, как «Площадь революции», «Новослободская» (послевоенный проект), «Автозаводская» и «Кропоткинская».
Станция-первопроходец
Автором эскизов мозаик станции «Маяковской» стал не менее знаменитый советский художник Александр Дейнека. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения (34 метра) колонного типа. Она трехсводная.
Уникальный элемент убранства
Ее украшают 35 прекрасных мозаик, расположенных в куполах, которые находятся в потолке центрального зала, между арками. Правда, чтобы рассмотреть их, надо хорошенько задрать голову. Это относится к недостаткам станции под названием «Маяковская». Можно добавить, что проектное название остановки изначально было иным — «Триумфальная площадь», и оформить ее предполагалось в манере итальянского Ренессанса. Но «Триумфальную площадь», под которой было намечено строительство этого объекта, переименовали в «Площадь Маяковского», станция получила то же название.
Упоминаемая чаще других
Какой же объект чаще других находится на первой строке перечня «Самая красивая станция метро в Москве»? «Киевская»! Открыта она была 14 марта 1954 года. Изначально она задумывалась как самая красивая. Н. С. Хрущеву, уже находящемуся у власти, таким образом хотелось увековечить свою родную республику. Был объявлен конкурс, и из 73 проектов выбрали работу украинских авторов.
Красивая и оригинальная
Продолжить перечень «Самые красивые станции метро Москвы», а иногда и возглавить его по праву может «Площадь революции» — остановка, находящаяся на Арбатско – Покровской линии, открытая в 1938 году, 13 марта. Соседствуют с ней «Курская» и «Арбатская». Она отличается от других претенденток на первые строки в рейтингах хотя бы тем, что славится не мозаичными панно, а скульптурами. 76 бронзовых фигур расположены в 18 арках над проходами к посадочным платформам. Арки опираются на пилоны (опорные столбы) станционного зала. Все скульптуры олицетворяют жителей СССР в различные временные периоды ее становления (от октябрьских событий 1917 года до момента установления их в 1937-м) и выполнены в ленинградской мастерской группой скульпторов, возглавляемых Матвеем Манизером. Если это и не самая красивая станция метро в Москве, то уж точно самая оригинальная и запоминающаяся.
Окруженная поверьями
Она любима москвичами. Существует много поверий, связанных с бронзовыми фигурами. Если потереть их в определенном месте, то «привалит» счастье – поэтому на многих скульптурах есть более светлые, натертые прикосновениями не одного поколения жителей столицы места. Например, студенты трут нос сторожевому псу, и начали его натирать практически с момента установления. Всего собак четыре, и у каждой мочка отполирована до блеска. Есть изображения петухов – их трут к прибавлению в зарплате.
Последняя работа признанного мастера
Последняя работа А. Н. Душкина — станция «Новослободская», открытая в 1952 году, — почти всегда входит в пятерку перечня под названием «Самые красивые станции метро Москвы». Фото, приведенное ниже, полностью подтверждает ее право на место в этом списке. Кроме того, ее единственный вестибюль, находящийся на одноименной улице, внешне напоминает собой античный храм, портик перед фасадом которого имеет 6 каннелированных (с вертикальными желобками) колонн. Не менее величественны и красивы аван- и эскалаторный залы. Конструкция этой станции – пилонная глубокого заложения. Ее «фишкой», или самым ярким элементом оформления, являются искусно подсвеченные 32 витража. Их изготовили латвийские художники из стекол, отливаемых для витражей костелов. Оригинальны и подвесные люстры. Нужно добавить, что о каждой из станций Московского метрополитена, особенно о тех, которые являются объектами культурного наследия, в широком доступе имеется подробнейшая, с инженерными выкладками, информация.
Еще одна «русская красавица»
В столице очень много замечательных станций, которые являются и яркими достопримечательностями Москвы, и одновременно объектами туристического паломничества. Так, по мнению многих, самая красивая станция московского метрополитена – «Арбатская», открытая в 1953 году. Она входит в крупнейший столичный пересадочный узел. Сооружена по специальному проекту: сечение пилонной, глубокого заложения станции имеет эллипсовидную форму, стиль внутреннего убранства относится к московскому барокко. «Арбатская» — очень длинная, вторая после «Воробьевых гор», и не имеет замкнутой перспективы. Благодаря подборке цветов, выглядит она очень празднично.
Самые яркие памятники сталинской эпохи
На звание «Самая красивая станция метро в Москве» могут претендовать также «Белорусская» и «Новокузнецкая», «Таганская» и «Театральная», «Кропоткинская» и «Проспект Мира», «Смоленская» и некоторые другие. Как отмечалось выше, любая из 44, признанных объектами культурного наследия, может входить в пятерку или семерку лучших остановок Московского метрополитена. А что же объекты, построенные после смерти Сталина? Эпоха «пролетарских дворцов» прекратилась со смертью вождя…
Новые объекты
Самая красивая станция Московского метро, построенная уже в XXI веке, — «Славянский бульвар». Она была открыта в 2008 году. Безусловно, второму в мире по загруженности (уступает только Токийскому) метрополитену, может быть, и не до красот. Но ведь строятся именно сейчас в мире станции необыкновенной красоты, например в Дубае.
5 самых красивых новых станций метро Москвы
В период с 60- по начало 90-х годов в Москве строили не красивые однотипные станции метро. Но, к счастью, с 90-х годов, а особенно с 2000-х продолжилось строительство по настоящему красивых станций Московского метро.
Предлагаем Вашему внимаю пять самых красивых современных станций Московского метро. Список собран по мнению автора. Если Вы не согласны со списком и у Вас есть предложение чем его дополнить, оставляйте свои пожелания в комментариях.
Пять новых красивых станций метро Москвы
1. Славянский бульвар
Открыта в 2008
Чем особенна станция?
Цветовое и стилистическое оформление станции очень оригинально и интересно. Все стены облицованы красивейшим зеленым мрамором.
Светильники и скамейки, установлены оригинальным образом по центру зала. Все скамьи созданы в виде лодок, над которыми красуется название станции, выполненное витиеватым шрифтом. Деревья и фонари тоже весьма оригинальны и искусно дополняют общую дизайнерскую мысль.
2. Выставочная
Открыта в 2005
Чем особенна станция?
Во всех смыслах современная станция, на 100% соответствующая тому, что находится над ней. А над ней находится суперсовременный комплекс высоток «Москва-Сити».
Сама станция выполнена в стиле «хай-тек». Минимум украшений, все основные элементы сделаны из стека, мрамора и нержавеющей стали. Станция двух этажная. На втором этаже можно погулять и полюбоваться не только видом самой станции, но роскошной фотогалереей, которая располагается вдоль стен второго этажа.
3. Трубная
Открыта в 2010
Чем особенна станция?
Очень красивая станция, выстроенная в духе старой Москвы. Восемнадцать бульварных фонарей с красивыми кранштейнами освещают станцию особым мягким светом.
Между колоннами висят оригинальные витражи с изображениями старых русских городов. На полу станции простой геометрический узор, который имитирует рисунок ковра с чередованием двух цветов, черного и светло серого. Над выходами из станции установлено красочное панно.
4. Парк Победы
Открыта в 2003
Чем особенна станция?
«Величие и нежный красный цвет» так в двух фразах можно охарактеризовать эту станцию Московского метро. Она состоит из двух платформ, на каждой из которых можно увидеть огромную мозайку, посвященную победе в Великой Отечественной войне.
Торцы залов облицованы серым и черным мрамором. Только расцветка в двух залах сделана по зеркальному принципу. В одном коричневые пилоны и белые стены в другом на оборот. Со станции вверх ведет самый длинный экскаватор в мире, по которому нужно довольно долго подниматься, в сравнении с другими станциями.
5. Воробьевы горы
Открыта в 2002
Чем особенна станция?
На самом деле это довольно старая станция, построена изначально в 1959 году. Она претерпела множество реконструкций, последняя из которых была произведена в 2002 году и полностью изменила облик станции.
Её главной особенностью является то, что она находится над рекой, с которой открывается прекрасный вид на спортивную арену Лужники, набережную и многочисленную растительность. Белый и зеленый мрамор облицовывает зал и коридоры, а также опоры моста, которые находятся в нутрии станции. Весьма оригинально, в виде капитанского мостика оформлено помещение дежурного станции.
Красивые станции метро Москвы нового времени
После того, как нашу столицу возглавил новый мэр, количество построенных и строящихся новых станций увеличилось в разы. Будем надеяться, что все они окажутся стильными и по своему красивыми.
Если вам кажется что в этом списке не хватает какой-то красивой новой станции метро Москвы, пожалуйста напишите об этом в комментариях. Мы обязательно учтем Ваше мнение и дополним список, а может быть и посвятим этому новую статью.