Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Сценарий пишет кто: Как написать сценарий: 10 основных шагов – Сценарий — это… Что такое Сценарий?

Сценарий пишет кто: Как написать сценарий: 10 основных шагов – Сценарий — это… Что такое Сценарий?

Содержание

Сценарий — это… Что такое Сценарий?

Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

Сценарист — это человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде чем режиссер выберет лучший. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу.

Понятие Сценарий, как литературное произведение, так же используется при проведении праздников и иных мероприятий.

Элементы сценария

Существует четыре главных элемента сценария:

Сценарий в кинематографе

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

  • экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,
  • завязку — где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.
  • усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,
  • перипетии — в состав которых может входить одно или несколько усложнений.
  • кульминацию,
  • развязка, за которой следует финал.

Виды сценария в кино:

  • Кино-сценарий
  • Режиссёрский сценарий
  • Экспликация (как снимать)
  • Режиссёрская экспликации.

Стандарты и условия

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссер, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Выразительные средства

Повествуя свою историю режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Деталь как выразительное средство

Сюжет можно сравнить с мертвым деревом, имеющим ствол и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с зелеными листочками, то есть дает дереву жизнь. Детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлеченных в сюжетное развитие общей идеи.

Существует пять основных аспектов детали:

  • Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
  • Деталь — это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
  • Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
  • Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).
  • Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

Литература

  • Ю. А. Кравцов «Конспект по теории кино»
  • Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»

Ссылки

Кто на самом деле управляет вашей жизнью?

Изречение, что каждый человек является хозяином своей судьбы, можно подвергнуть сомнению. С раннего детства многие факторы определяют ход нашей жизни и ее перспективные направления. Как быть, если жизнь пошла по негативному сценарию? Кто виноват и можно ли это исправить?

Ежедневно мы делаем великое множество выборов. Мы решаем, какую одежду нам надеть, поехать на работу на автобусе или прогуляться пешком, выбираем завтрак, покупки, будущее. Чем глобальнее этот выбор, тем сложнее его сделать и тем не свободнее мы в выборе. Мы думаем, что сами выбираем супруга, профессию, место работы, образ жизни…Однако, мы, не замечая того, следуем какому-то сценарию. Кем он написан? Реально ли его переписать и изменить ход жизни?  

Кто пишет сценарий вашей жизни

1.Рождение сценария 

Сценарий нашей жизни зарождается еще до нашего появления на свет. Это происходит, когда наша юная мама представляет, что ее будущая дочь непременно будет известной журналисткой, или папа с малых лет грезит о собственной финансовой империи.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Это происходит, когда нас называют в честь каких-то родственников, знаменательных событий или легендарных личностей – груз такого имени сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В первые 5 лет жизни пишутся важные страницы сценария. С этих лет ребенок предполагает, сколько ему будет лет, когда он женится (выйдет замуж), сколько у него будет детей, убежден, что следует (не следует) упорно учиться, работать, как мужчине положено относиться к даме (и наоборот). Именно тогда формируются пристрастия, которым он будет верен всю жизнь, — любовь к музыке, литературе, футболу. Это происходит не столько «теоретически», сколько из поведения взрослых.

Еще одним источником изучения жизненных ролей выступает отношение старших и сверстников к ребенку. Дети, которые были окружены любовью, в которых верили, как правило, добиваются определенного успеха в будущей жизни. А постоянные упреки, уничижения, сравнения с другими (более старательными, аккуратными, умными) детьми могут оставить негативный отпечаток на все, что будет происходить с ним. С течением времени к сценарию добавляются новые страницы.

В младшей школе ребенок овладевает ролью отличника/двоечника, в подростковом возрасте — идентифицирует собственную профессиональную компетентность, роль в обществе (лидер/ведомый), в юношеском – умение любить, строить личные взаимоотношения.

К 21 году жизни сценарий, как правило, завершен. Можно ли его изменить? Для начала обратимся к его «авторам»: поведение родителей – мощный фактор, определяющий модель семьи и отношение к обществу, работает по принципу черное-белое: когда родительский опыт негативный, то «я таким не буду», в прочих случаях идентичность поведения детей и родителей удивительна.

Родительские установки в отношении ребенка – другой значимый фактор, который предполагает успешность в жизни по принципу «я состоятелен настолько, насколько верят в меня родители». 

2. Последствия и продолжение 

Приблизительно к 21 году жизни у нас формируется более-менее четкое представление о том, что мы из себя представляем, откуда и куда направляемся. До 28 лет сценарий видоизменяется под действием ключевых событий – вступления в брак, появления на свет детей, сдвигов в карьере. Не всем дается возможность изменить неблагоприятные установки и «выровнять» сценарий. Двигаясь от одной жизненной неудачи к другой, человек становится фаталистом и начинает воспринимать поражения как нечто неизбежное. Однако, именно в этом возрасте имеет место важное явление – сценарий становится «вашим». 

А теперь обратимся к науке генетике. Ученые-генетики считают, что имеются специальные гены, отвечающие за тягу к воровству, всякого рода зависимости и прочие неблагоприятные явления. 

Психологи же предлагают собственную версию подобного «наследства». Гипотеза базируется именно на наличии жизненных сценариев. В этой связи существует специальный метод исследования первых детских воспоминаний.

Последний заключается вот в чем:

1. Вспомните собственное наиболее раннее воспоминание детства. Если вы сомневаетесь в достоверности данного воспоминания, и кажется, что оно вполне может быть просто фантазией, ничего страшного. Главное – это должно быть то, что вы сами припоминаете, а не рассказанное кем-то.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

2. Когда воспоминание идентифицировано, нужно сосредоточить на нем. Прокрутить его в мыслях, акцентировать внимание на деталях. Приблизительно определить, в каком вы были возрасте и где все происходило.

3. А теперь необходимо ответить на вопросы: Кто главный взрослый в этом воспоминании и какую роль он играет? Каковы ваши желания в указанном воспоминании и в какой степени они были удовлетворены? Имеется ли у вас определенная цель и кто помогает ее достичь? Какова ключевая эмоция владеет воспоминанием?

Интерпретация данного воспоминания: Взрослый – это личность, которая максимально влияла на создание вашего сценария жизни. Это тот, чьи установки были непреложными, чье мнение о вас выступало основой для построения мнения о себе. Желание, эмоция, цель – воплощают ваши жизненные потребности, то, к чему вы станете в перспективе стремиться и какими эмоциями наполнять жизнь. 

В каждом сценарии заложены свои, индивидуальные проблемы. Сценарии — это судьбы, которые мы пишем собственноручно. 

Существует хороший способ разорвать сценарий там, где он идет в нежелательном направлении, и переписать, изменить продолжение. 

Пошаговая инструкция по изменению неблагоприятного сценария

Необходимо подумать, имеют ли место в вашей жизни нежелательные события/ситуации, повторяющиеся систематически или долгое время продолжающиеся. Теперь следует разобраться, что вам дает конкретная неблагоприятная ситуация. Даже, если происходящее приносит проблемы, трудности и переживания, для чего-то вам это необходимо.

В психологической науке существует термин «вторичная выгода» – то есть неявная польза конкретной, нередко отрицательно окрашенной ситуации. Такая польза как правило не понята субъектом, однако, она не позволяет «разорвать круг». Принять мысль, что есть определенные преимущества у отрицательных на первый взгляд событий, довольно трудно. По этой причине предлагаем ряд вопросов, на которые полезно ответить: Что хорошего заключается в том, что это имеет место? Что заключается плохого в том, что это имеет место? Что изменилось бы в лучшую сторону в жизни, если бы этого не было? Что изменилось бы в худшую сторону в жизни, если бы этого не было? А теперь пришло время подумать, готовы ли вы что-то изменить. Вообразите, что до этого момента вы жили, выполняли определенные социальные роли. И вы привыкли к тому, что так живете, возникают сомнения и колебания. Стоит ли что-то менять? 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Следующий шаг – разобраться, почему все происходит именно таким образом, иначе говоря, кто и когда написал данную страницу в ваш сценарий. Постарайтесь припомнить, в какое время замкнулся этот круг, когда была запущена вереница событий. Когда вы решили – или кто-то решил за вас – не быть удачливой, уверенной в себе, упорной…   Кардинально изменить собственную жизнь и сценарий (тем более, когда сценарий родительский) крайне сложно. Но осуществить некоторую коррекцию – реально. Дайте ответ на вопрос – что именно вы делаете для того, чтобы данная ситуация продолжалась дальше (повторялась). Ведь это именно вы позволяете происходить конкретным событиям. Вы действуете или бездействуете, однако, в любом случае вы осуществляете свой выбор. 

Заключительный шаг — понять, что необходимо делать (или наоборот, не делать) для того, чтоб задать своей жизни желательное, более благоприятное направление. Наш жизненный сценарий уже заложен до 21 года (об этом говорилось выше). Но рассмотрев его беспристрастно, с самого начала, вы можете анализировать нежелательные явления, подыскивать пути решения и строить жизнь в соответствии со своими желаниями, интересами и стремлениями.опубликовано econet.ru.

фото ©Родни Смит

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Мой первый сценарий. Куда податься сценаристу-самоучке

Оптимистически-пессимистическое начало

Недавно я прочитал прошлогоднее интервью генерального продюсера «Амедиа» и там были такие слова: «Если говорить про общее число авторов (сценаристов), то по рынку их человек 50. Тех, кто стабильно может выдавать качественную драматургию». Полный текст по ссылке. С одной стороны становится очень грустно за современных российских сценаристов. Продюсеры уверены, что все они не умеют писать. Хотя, если по-честному, то качество современного российского кинематографа именно в отношении сценарной части не блещет. С другой стороны, такое положение вещей говорит о том, что рынок ждет талантливых, тех самых, которые могут «стабильно выдавать качественную драматургию».

Второй пессимистический момент: работу дают тем, кого знают. Человеку «с улицы» никто не доверит написание сценария полнометражного фильма. Это в первую связано с тем, что продюсер хочет иметь хоть какую-то гарантию качественного результата. Если вы учились на сценариста, со знакомствами проблем не будет, но если же вы, как и я, самоучка, то у вас есть две дороги.

Двести сорок третий раз закинул старик невод

Первая дорога заключается в том, чтобы написать гениальный сценарий и попытаться его пристроить. Отправлять нужно в студии и продакшен-компании, именно они занимаются производством кино и сериалов. Этот путь вполне рабочий, но вы уже догадались из заголовка, что он будет долгим.

В предыдущем абзаце я написал, что хороших сценаристов у нас в стране очень мало. Теперь стоит дополнить эту картину: плохих сценаристов — хоть отбавляй. Продюсеры жалуются, что их буквально заваливают сценариями, присылают сотнями, но выбрать из них категорически нечего. Хотя сами продюсеры, конечно же, ничего этого не читают, а читают редакторы, но это не важно. Чтобы вашу жемчужину заметили в тоннах сами знаете чего, вместе должно сойтись много звезд.

Знакомства — наше все

Путь сценария к экранизации можно немного сократить, если сперва познакомиться с продюсером. Необязательно дружить по-настоящему — достаточно виртуального знакомства в соцсети. Но даже это уже сильно поможет, потому что устранит несколько человеческих факторов, таких как, например, плохое настроение редактора, из-за которого ваш сценарий может улететь в мусорную корзину. Будучи с вами знакомым, продюсер или лично прочитает сценарий, или проконтролирует редактора.

Знакомиться с продюсерами проще всего на сценарных курсах, но это денежные вложения, и порой немалые. Также можно участвовать во всевозможных конкурсах и питчингах (это мероприятия, на которых можно представить свой проект и попытаться заинтересовать продюсеров).

Сценарист-шпион

Можно зайти в профессию с тыла. Устроиться в продакшен-компанию редактором, но не просто читать чужие сценарии и ругать их, а предлагать варианты их исправления. Если у вас это будет получаться хорошо, вас могут повысить до сценарного доктора — человека, который исправляет сценарии, доводит их до уровня, который требуется студии. А если и там вы себя покажете с лучшей стороны, то вполне можете рассчитывать на перевод в желанный статус сценариста.

Не фильмом единым

Помимо кино и сериалов, сценарист может писать сценарии для видеоблогов, вайнов (это такие маленькие юмористические видеоролики в Инстаграм), рекламных роликов (хотя тут важны немного другие навыки), стендап-выступлений, квестов в реальности, КВН, комиксов, детских утренников и взрослых корпоративов. Но процесс попадания в профессию всегда один и тот же: покажите себя с лучшей стороны — и вас обязательно заметят.

Работа сценариста сериала — Справочник писателя

Работа сценаристаАвтор: Аноним

Я вообще писатель и раньше с «волшебным миром кино» мне приходилось сталкиваться только в качестве зрителя. Но так получилось, что в конце прошлого года меня пригласили принять участие в написании серий для простого «коммерческого» сериала.

С одной стороны — мне, светочу и лауреату как-то негоже опускаться до такого «примитивного уровня», но, с другой — я получила бесценный опыт работы в команде, с профессионалами, злыми редакторами, которые очень помогли сбить мою зарождающуюся авторскую спесь и чувство собственной значимости. В плане «творчества» работа такого «коммерческого» сценариста крайне далека от «высокой литературы», но невероятно полезна в плане дисциплины и какой-то авторской саморегуляции: а то нас, гениев, иногда заносит, а нужно уметь говорить четче, по-киношному ясно, ну и т.д. Сказать, что я довольна полученным опытом — это вообще ничего не сказать!

Работа уже закончилась, я написала несколько серий и хочу поделиться опытом — может, кому-то он покажется интересным.

 

Гонорар за сценарий для сериала

Итак, начну с самого главного и интересного. Гонорар за сценарий для сериала являет собой четырехзначную цифру в долларах, пятизначную в гривнах и (иногда) шестизначную в рублях. Из всех видов писательской деятельности, мне кажется, именно сценарии приносят какую-то ощутимую прибыль. Из всех видов фриланса – этот один из «благодарных» — ваше имя войдет в анналы, просияет в титрах, и каждая принятая работа будет гордо красоваться в портфолио рядом с всенародно любимыми названиями проектов (сериалов). Но и крови за этот сценарий из вас будет выпито немало. На собеседовании продюсер сетовал – многие, очень многие пытались влиться в проект, но не выдерживали прессинга и требований группы, тона, каким выносились замечания, ну и просто… не выдерживали, не тянули.

Как пишется сценарий сериала

Как стать сценаристом сериала

Тут я напишу честно: мне повезло. Во-первых, я лауреат крупной литературной премии, а это, как показывает практика, – со служебного входа, минуя очередь и прямо в кабинет. Во-вторых, нашлись общие близкие знакомые, и мои творения оказались у человека, который принимает решения. То, как я пишу, ему показалось перспективным, — именно в киношном плане, и меня пригласили в проект. Но на этом везение заканчивается. Честно.

Если пока нет премий и связей, то советую внимательно изучить сайт «Биржа сценариев».

Недавно мы пили кофе с мужем и его другом, киношником до мозга костей, который, кажется, родился на «киевнаучпопфильме» и знает всех и вся. Он сказал, что Очень Большие Люди Кино регулярно шерстят базу новых сценариев на предмет чего-то интересного.

Для меня лично это было открытием: казалось, что все творчество, которое выкладывается в Сеть, никому, кроме самого автора, не нужно и никем не читается.

Еще оказалось, что все, опубликованное в базе сценариев ВГИКа, автоматически защищено авторским правом, так что если вашу идею украдут, вора заклеймят позором: ведь ваш сценарий узнают все те, кто его прочитал, а таких, повторяю, будет немало.

На том же сайте можно ознакомиться с поставленными сценариями и понять, как это сделано.

Как пишется сценарная заявка на сериал

Словом, выйти на режиссера-продюсера совсем нетрудно. Им самим очень нужны ваши классные идеи и сценарии, по которым можно снять фильм на много миллионов. Где-то в открытом доступе в Сети, я слышала, есть база продюсеров с контактами.

А вот С чем идти к продюсеру – уже другой вопрос. Писать огромный сценарий на сто пятьдесят листов не нужно – все начинается с заявки. Это одна-полторы страницы, где сжато рассказывается, «о чем кино». Я посмотрела 20 из 40 серий первого сезона сериала, над которым мне предложили поработать, почитала «библию» сериала с описанием персонажей и основных сюжетных линий и придумала примерно шесть разных историй, на основе которых могли бы снять серии.

Заявку или принимают, или отбраковывают. У меня вначале отбраковали пять заявок, осталась одна. По ней предложили написать синопсис.

Засада на уровне написания заявки: вам, конечно, кажется, что идея гениальная. Ее, скорее всего, разнесут в пух и прах.

Примерные комментарии группы на этом этапе:

…О чем сценарий?
Зачем это писать?
Что из этого следует?
Совершенно непонятно!
Отсутствие причинно-следственных связей делает этот замысел простым перечислением вымышленных эпизодов. Чему должен сочувствовать зритель?…

Как писать синопсис сценария

Синопсис это подробное, но краткое изложение того, «о чем кино». Примерно три-четыре страницы. Это когда две подружки сидят в кафе и одна другой пересказывает: «А он ей – то!» «А она что?» «А она вот это! А потом они…»

Синопсис – не художественное произведение. Язык должен быть четким, предложения понятными. Все предельно схематично – что, зачем и почему. Каждый абзац в сериальном синопсисе — это примерно одна сцена.

Удивительно, какая пропасть лежит между синопсисом и заявкой! Течения, акценты – с легкостью прописанные в заявке – в синопсисе превращаются в чугунные плиты, которые часто не остается сил перевалить. Все должно быть связано, оправдано, логически обоснованно – и, конечно, красиво. Мы ж кино снимаем!

Синопсис могут попросить переписать — указав примерные курсы и направления, которые стоит развить, и то, о чем лучше забыть. Синопсис это «наше все», по сути.

Поэпизодный план сценария сериала

Поэпизодный план или «биты» выглядит так: идет описание и номер сцены, локация, свет, кто участвует и примерное содержание. Если вы работаете над сериалом с некой горизонтальной историей, которую нужно влить в вашу вертикальную, то это осуществляется на этапе написания поэпизодника.

В сериале биты могут занимать примерно 20-30 страниц. Биты могут переписываться много раз. Мой рекорд, кажется, шесть. Биты – это уже, по сути, сценарий. Съемочная группа оценивает этот документ на тему экономичности, логики и т.д. Если, скажем, там есть сцена «Главный герой просто идет по коридору», то ее выкинут, потому что это тупо: в ней ничего не происходит, и ради нее тащить свет и готовить декорации – неэкономично.

Смотрят, какие персонажи задействованы. Если, скажем, один персонаж из горизонтали появляется лишь один раз и говорит: «Там на кухне чайник закипел», то его выкинут, потому что везти из Москвы актера, платить ему суточные и т.д. ради одной проходной реплики никто не станет.

Если автору не удается написать биты, которые бы устраивали всех – от идеи отказываются, все пропало…

Однажды я потратила два дня на написание битов, и мне их вернули с правками, которые затрагивали, я так думаю, 90% текста, и следующие два дня я практически с нуля переписывала биты, нарушив историю, изложенную и утвержденную в синопсисе. Это было дико тяжело, но я вырулила. Хотя понимаю тех, кто сказал бы «да пропади оно все пропадом».

Вот, например, вы работали-работали, душу вкладывали, сделали шикарный фильм, и вам вернули вашу работу. Желтенькое – то, что нужно выкинуть: целые сцены. Красное – комментарии, черное — ваш исходный, такой замечательный текст.

Работа сценариста сериала

Написание диалогов в телесериале

Когда биты, наконец, утряслись, переходим к написанию диалогов.

Это резюме по поводу первых диалогов, которые я написала:

Редактор сценария

Мне казалось, что это очень просто, вот ТЕПЕРЬ-ТО просто – поэпизодный план есть, садись себе да пиши: «Он сказал», «Она сказала». А нет. Снова совершенно другой кусок работы. Диалоги – это наше все. Все должно звучать, играть. Актеры, кстати, могут отказаться от какой-то работы, если там тупые диалоги. То есть может быть идеальный синопсис, классные биты, но все погибнет в диалогах.

Диалоги в кино совсем не книжные. Это должны быть реальные люди, которые произносят вслух реальные реплики. И при том должно быть красиво, динамично и не тупо. Словом, диалоги переписываются тоже не раз. Вот, например, скан из почты:

сценарий сериала

Словом, это очень трудная, очень ответственная работа. В группе отлично чувствуют, «может» автор, в принципе, справиться с поставленной задачей или нет. И если может, хотя сам автор сомневается порой, из него выжимают все соки.

Вот так он бежит из последних сил, а ему кричат: ДА-ВАЙ! ДА-ВАЙ! НОГИ ВЫШЕ! ГОЛОВУ ВЫШЕ! НЕ ГОРБИСЬ! ЕЩЕ ТРИСТА МЕТРОВ! ДА-ВАЙ!!!! И потом – бац, финиш, мордой в песок, уже ни о гонораре, ни о чем не думаешь, и тут приходит имейл: «Сценарий принят, хорошая серия получилась, посмотрим, как режиссер справится! Давайте номер карточки, СРОЧНО!!!! Ждем ваши новые идеи!»

Вот такая работа.

Место сценариста в команде разработки игр / Mail.ru Group corporate blog / Habr

Здравствуйте, меня зовут Мария Кочакова, я сценарист проекта Skyforge в Allods Team. Эта статья подытоживает два года моей работы игровым сценаристом. Все это суровые реалии жизни сценаристов компьютерных игр, то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Категоричность формы продиктована важностью содержания.

Сценарий компьютерной игры

Нарративная (повествовательная) часть игры состоит из сеттинга, сюжета и текста.

Сеттинг — это мир игры, его законы и реалии. Примеры сеттинга: постапокалипсис, фэнтези-средневековье, киберпанк…

Сюжет — это последовательность событий, которые складываются в историю. Бывает, что один и тот же сюжет можно рассказать в разных сеттингах. Бывает, что сеттинг кардинально влияет на сюжет. Необходимость сюжета больше всего зависит от жанра игры. Для некоторых жанров сюжет не обязателен.

Сценарий — это форма, в которой выражается сюжет. Обычно сценарий выглядит как список сцен с описанием происходящего и диалогами. Сценаристами называют людей, которые умеют рассказывать истории в форме сценария — готового для работы остальной команды документа.

Текст — это не оптимальная форма подачи сеттинга и сюжета игры. Текст — это вспомогательный инструмент. Помните, что текст могут и не прочесть. Бывают игры с сюжетом и без текста (Machinarium). Но текст можно сделать источником фана и даже USP (Deponia, Bard’s Tale).

Сюжет компьютерной игре не необходим, но добавляет вовлечения, атмосферы.

Сюжет может быть USP вашей игры, а может и мешать.

Сюжет — это лишь одна из составляющих успеха игры. Не стоит его переоценивать. Но и недооценивать силу сюжета не стоит.

Решение о том, нужен ли вашей игре сюжет, и если нужен, то в каком объеме, необходимо принимать взвешенно и до начала разработки. Если вы хотите рассказать историю, то вам нужен сюжет. Если вы хотите предоставить сервис, то, возможно, сюжет вам не нужен, или сюжет станет таким же сервисом, как и другие составляющие игры.

Некоторая часть игроков хочет видеть в игре сюжет, но чаще всего игроки не хотят читать.

Проблемы с нарративом возникают в двух случаях:

  1. Когда сценарист не понимает специфику своей работы — по неопытности или из-за неверной установки. В этом случае сценарист действует неадекватно: болезненно воспринимает фидбек, принимает сырые сценарные решения, ленится, переоценивает свою роль на проекте и т. п.
  2. Когда команда не понимает специфику работы сценариста — из-за предубеждения и негативного опыта сотрудничества. В этом случае команда выдает неадекватный фидбек, необоснованно вмешивается в сценарий, требует невозможного, недооценивает роль сценариста и т. п.

Лечить проблемы следует волшебной силой просвещения — как сценариста, так и команды.
Сценарист компьютерной игры

Сценарист компьютерных игр — это профессия. Как у всякой другой профессии, здесь есть набор специальных теоретических знаний и практических навыков.

Знания и навыки сценариста компьютерных игр приобретаются в результате специальной подготовки и опыта работы.

Профессионализм включает в себя не только набор умений, но и профессиональную этику — отношение к своей работе, к проекту, к коллегам, к рабочим ситуациям.

На проекте сценарист отвечает за нарратив и соответствие нарратива виденью игры.

Нарратив, как мы помним, это сеттинг, сюжет и текст.

Виденье (vision) — это суть проекта, верхняя планка, представление о том, какой игра должна получиться на выходе. Сценарист не является создателем виденья, но, вместе с артлидом, является его хранителем. В идеале сценаристы и художники вместе следят за соответствием игры виденью.

Рабочие обязанности сценариста зависят от проекта. Чем больше проект, тем уже обязанности и выше степень специализации. В маленькой команде один человек может выполнять функции и сценариста, и литературного редактора, и даже комьюнити-менеджера (написание новостей, анонсов, проведение конкурсов и т. п.). Все зависит от способностей. Ничего страшного в этом нет. Никто еще не умер от дополнительного рабочего навыка.

Профессиональная этика сценариста компьютерных игр включает в себя отношение к работе, отношение к проекту и отношение к команде.

Отношение к работе

Восприятие фидбека

Большая опасность для сценариста заключается в восприятии своей работы как части себя. Когда оценивают работу, сценаристу кажется, что оценивают его как личность. Поэтому сценарист может реагировать излишне эмоционально и негативно, сразу же уходя в глухую защиту.

  1. Если фидбек адекватен (вежлив) и не является вкусовщиной, а отражает реалии проекта (нет необходимой механики, нельзя показать сюжетный ход доступными средствами и т. п.), то сценаристу следует научиться воспринимать отзыв как уточнение ТЗ и спокойно вносить требуемую правку.
  2. Если фидбек отражает только вкусы и взгляды оценивающего, то к работе он отношения не имеет, и, следовательно, может идти лесом (если только это не фидбек заказчика, в таком случае это уточнение ТЗ, а не фидбек, см. п. 1).
  3. Если фидбек неадекватен (невежлив), то он может идти лесом, даже если это фидбек заказчика. Давайте уважать друг друга.

Неловкий момент, когда сценарист влюбляется в идею

  1. В работе сценариста компьютерных игр нет и не может быть любимых идей, есть оптимальные сценарные решения. Если решение перестает удовлетворять своим нуждам, его заменяют более оптимальным. Как говорил Хемингуэй: «Нужно убивать своих любимых». Другими словами, позиция «я так вижу» не про сценаристов. У нас все четко. Практически математика.
  2. Риск влюбиться в идею есть всегда. Нужно просто понимать, что никто не застрахован, и относиться к этому, как к неудаче в любви — немного поплачешь, и пройдет. Появится новая.
  3. Любимые идеи, к несчастью, бывают не только у сценаристов, но и у заказчиков. Чтобы убить идею заказчика, нужны веские основания. Вы должны быть твердо уверены в том, что идея отжила свое и больше не оптимальна. Подходите к убийству максимально осторожно и аккуратно. Настоятельно рекомендуется переводить стрелки на реалии проекта и тщательно прятать труп, чтобы не всплыл по весне.

Сценарное решение

Сценарное решение — основной инструмент сценариста. Это наилучший из возможных сюжетный ход, который оптимально отвечает требованиям проекта.

  1. Необходимо очень тщательно проверять свои сценарные решения, чтобы при необходимости дать «обоснуй»: зачем и почему принято именно такое решение, что оно дает проекту и какие проблемы снимает.
  2. Поиск верного сценарного решения — это путь по болоту. Один неверный шаг, и посыплется вся сюжетная линия. Ни в коем случае нельзя принимать невзвешенные сценарные решения, так называемые решения-от-балды. Лень утопит в болоте и сюжет, и вашу репутацию.
  3. Чем больше у вас информации о болоте (проекте), тем более удачный путь (решение) вы можете найти. Поэтому настоятельно рекомендуется спрашивать дорогу (инфу и фидбек) у других членов команды. Много голов лучше, чем одна. Но выбор пути за сценаристом. Это его сфера ответственности.
  4. Команде хорошо бы понимать, какой ценой дается сценаристу его сценарное решение (если это, конечно, тру-сценарист, а не сценарист-от-балды). Болота сюжетов усыпаны седыми волосами сценаристов. Уважайте их труд!

Бдительность в лоре

На плечи сценариста ложится увязка всех элементов игры (иногда даже чисто геймплейных условностей) в логичный и связный lore.

  1. Рекомендуется много читать, смотреть и играть не только для удовольствия, но и для повышения скилла «Эрудиция». Одни из самых интересных сеттинговых решений были уже приняты до нас миллионом неимоверно крутых фантастов. Наша задача, помимо создания нового, не растерять знания предков и передать их следующему поколению. Также, если сценарист может привести пару примеров похожего сценарного решения из мировой культуры, ему будет легче «продать» свою идею начальству. «Если сработало в «Стартреке», то и нам сгодится».
  2. Если создание сюжета — путь по болоту, то создание сеттинга — это бой с лернейской гидрой. На каждый отвеченный вопрос по мироустройству вылезают два новых. Тренируйте логику и не плодите сущностей — связывайте обрубки шей вместе.
Отношение к проекту

Проект надо знать.
  1. Надо знать контент, чтобы юзать и реюзать его. Сценаристу рекомендуется помнить, что час работы художника, моделлера и аниматора в сумме стоит дороже часа работы сценариста. Принимая сценарное решение, сценарист тратит деньги проекта. Такова цена творчества.
  2. Надо знать геймплей и механику. Правильно, чтобы сценарий и геймплей не пытались убить друг друга, входя в игру с разных концов ринга, а действовали сообща, делая проект интереснее. Это заблуждение, что истории можно рассказывать только текстом. Сюжетный геймплей — вот идеал сценариста компьютерных игр.
  3. Контроль качества. Сценарист не только «пишет» сценарий, но и смотрит, как сценарий ложится в игру на всех этапах разработки. Все ли так, как планировалось? Понимают ли игроки, что происходит в игре по сюжету? Никто кроме сценариста не знает, как должен выглядеть в игре задуманный им сюжет. Только сценарист может отловить сценарные баги, которые сам же и наплодил — другие члены команды могут просто не знать, что это баги, а у QA и без сценария достаточно работы.

Вывод: сценаристы, играйте в свою игру!

Отношение к команде

Команду надо знать и по возможности любить.
  1. Хорошо, когда сценарист представляет себе сильные стороны членов команды и может использовать их при создании сюжета. Если художник лучше всего рисует пони, возможно, есть смысл вписать пони в сюжет. Если левел-дизайнер лучше всего делает лабиринты, возможно, есть смысл вписать в сюжет лабиринт. В противном случае сценарист рискует, что лабиринт впишут в сюжет без его помощи. Это примерно как ногу пришить к лицу без анестезии, ага.
  2. Хорошо, когда сценарист представляет себе слабые стороны членов команды. Возможно, если у левел-дизайнера не ладится с лабиринтами, не стоит вводить лабиринт в сюжет. Обреченная на провал попытка побороть чужую некомпетентность чревата слезами на похоронах любимой идеи.
  3. Сценаристы, подстраивайтесь под команду. Это люди, чьими руками вы будете вводить в игру сюжет. Нужно действовать заодно, а не самоутверждаться за счет проекта.
  4. Есть еще тонкий момент. Иногда бывает, что член команды предлагает лучшее решение, чем сценарист. Тут сценаристу не следует идти на поводу у гордости и добиваться принятия своего решения, во что бы то ни стало. Задача сценариста — выбрать оптимальное решение, даже если это не его решение. Это называется профессионализм.

Сценаристы, помните, что главное — проект, а не эго. В соавторстве с другими людьми скрыты бездны интересных идей и оригинальных решений.
Сценаристу не стоит воспринимать команду как врагов, которые ставят палки в колеса его творческому гению. Живое общение — это не только фидбек, но и возможность убедить(ся) в правильности своего решения.

Стоит ценить заинтересованность команды в сюжете и желание (пусть и не всегда уместное) поучаствовать в его создании. Если им станет все равно — вот тогда стоит волноваться.

Заключение

У меня есть мечта — профессиональное сообщество сценаристов компьютерных игр.

Профессиональное сообщество — это в первую очередь передача опыта и обучение, во вторую — общение и помощь друг другу. Помощь в поиске удачных решений, в поиске референсов, в поддержке по знаниям различных вселенных. Один человек не в силах объять весь тематический контент, но вместе мы сможем создать фундаментальную базу, которая даст нам возможность делать интересные качественные сценарии игр.

Цель этой статьи не в том, чтобы обсудить необходимость сюжета в играх. Я хочу поговорить о конкретных рабочих проблемах сценаристов.

Например, в моей практике был болезненный случай, когда я взялась за проект, не въехав толком в виденье. Не имея представления о целевой аудитории, играх-референсах и том, что должно получиться на выходе, я самозабвенно шпарила сценарий с большим удовольствием. В итоге игра просела именно на соответствии ожиданиям ЦА (классическая ошибка!). Сеттинг потерял фокус, вышел размытым и неоднозначным, местами чересчур жестким, местами слишком детским. Было обидно за потраченное время и стыдно перед командой. Ущерба проекту можно было избежать, заранее озаботившись вижн-доком и тщательно обговорив его с начальством.

Давайте делиться опытом. Велком к обсуждению: расскажите в комментариях о своей работе сценариста или работе со сценаристом. Негативный опыт поможет нам не повторять ошибок предшественников, а позитивный даст пример для подражания.

Это первая статья по сценаристике из планируемых двух. В следующий раз я расскажу, как конкретно мы работаем на сценарием Skyforge (без спойлеров, конечно).

Другие материалы можно посмотреть на сайте разработчиков Skyforge и в нашем сообществе Вконтакте.

Кто пишет сценарий для таких стран как наша?

В Китае предложили убрать ограничения в два срока для лидера страны
Руководство КПК предложило вычеркнуть из конституции слова об ограничении количества сроков для председателя КНР. Этот пост занимает Си Цзиньпин. В октябре его имя внесли в устав партии, наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином
Центральный комитет Коммунистической партии Китая предложил внести в конституцию страны изменения, отражающие взгляды лидера партии Си Цзиньпина на «новую эпоху» социализма с китайской спецификой, передает агентство Bloomberg.

 

Вот можете упрекнуть меня, но я так считаю… Кто-то на Западе пишет сценарий для «развивающихся» стран. Изначально и Конституции с одобрения Запада были написаны, типа:

Статья 75. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Но потом Запад меняет правила игры, понимая, что методичка 30летней давности плохо работает в нынешних реалиях. А методички изготавливаются под индивидуальные особенности конкретной нации, с учётом специфики, что называется. Например России хорошо бы иметь врага и жить ему вопреки, также хорошо бы иметь царя, потому что народ привык и не любит всю эту либерастию. В Китае бы тоже не менять ничего. Вообще не менять никого, кто действует в интересах создателя методички, работает на его карман, ведёт стабильные поставки и отгрузки, будь то нефть, газ, видеокарты, ширпотреб. 

А всё остальное — это такая ширма, игра на публику. Политики все марионеточные, центробанки вопреки любым их заявлениям продолжают методично выполнять свою работу по обогащению бенефициара, народ счастлив, пожилой народ ностальгирует, мигранты плывут, бомбы летят, рынки растут, собаки лают, караван идёт.

Может это похоже на абсурд и новый эпизод матрицы, но что если?!.. Преподаватель по логике в институте часто говорил про принцип «от обратного». Так вот от обратного, если пойти, какие контраргументы этой теории?….

Кто пишет сценарий нашей жизни?

И тогда сам собой напрашивается вопрос: а есть ли такой сценарий у нашей жизни? Или все, что происходит в ней – сплошные импровизации?

Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком человеческих душ. В этих четырех строках изложена суть теории Эрика Берна, американского психотерапевта и отца целого направления в психологии, которое появилось в 60-х годах ХХ века и называется транзактный анализ.

Одно из ключевых понятий этой психологической школы — «жизненный сценарий». Что это такое? Это план жизни, который составляется каждым человеком ещё в раннем детстве, а затем мы как по нотам, но совершенно не осознавая этого, предваряем его в свою жизнь.

Как пишется жизненный сценарий

Наверняка и в художественных фильмах, и в жизни вам доводилось замечать, что иногда человек как бы наступает на одни и те же грабли или хочет сделать как лучше, но делает в итоге не совсем то, что собирался. И тогда мы слышим примерно такие фразы: «трижды был женат, и каждая изменяла, все они такие», «мужчины, с которыми я встречалась, пили и поднимали на меня руку», «никак не могу найти приличную работу, постоянно возникает конфликт с начальником», «мне всегда завидовали».

Сценарий заставляет нас снова и снова испытывать в трудных ситуациях одно и то же чувство: у кого-то это обида, у других злость или чувство вины. «Пугалки» про «венец безбрачия» (это когда несколько поколений женщин в одном и том же роду испытывают проблему со вступлением в брак) – еще один яркий пример работы негативного сценария. Что же это за злое заклятие и можно ли с ним бороться?

Сценарий — это алгоритм, в соответствии с которым мы выстраиваем свою жизнь и отношения с другими людьми. Такой алгоритм формируется еще в детстве. На выбор жизненного сценария большое влияние оказывают внешние факторы (шаблоны поведения людей, окружающих нас в детстве, то есть наши мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д., ранние детские впечатления и даже особенности внутриутробного развития). К четырем годам в общих чертах уже складывается сюжет и жанр нашей жизненной пьесы. К 12 годам сценарий завершен, а в подростковом возрасте мы прилагаем массу усилий, чтобы этот сценарий притерся к реалиям жизни.

Может сложиться впечатление, что все выглядит достаточно фатально и человек играет в процессе создания сценария пассивную роль. Но это не так. Воля ребенка имеет большое значение. Тот или иной выбор человек всегда делает сам. Даже тогда, когда двое детей воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы жизни. Яркий пример приводит сам Эрик Берн, когда описывает случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал постоянным клиентом психиатрической клиники, а другой стал психиатром. Они оба реализовали программу, невольно заданную матерью, но каждый по-своему.

Как это работает

На формирование сценария влияют родительские запреты и предписания. Каждому из нас в детстве говорили как следует себя вести и чего нам делать нельзя. «Ты должен стараться», «большие мальчики не плачут», «никогда не смей так говорить», «хватит скакать», «не умничай». Некоторые послания мы получили невербально (мимика, жесты, интонации), но они тоже имеют большое значение. Например, ребенок подбегает к папе, чтобы показать ему рисунок. А папа в этот момент очень занят и раздраженно говорит «Хорошо, молодец, иди дальше играй». При этом и его поза, и тон не соответствуют содержанию слов. Ребенок это замечает и может сделать вывод, например, что он чем-то разозлил папу, а значит он — плохой мальчик. Конечно, одного такого случая недостаточно, чтобы повлиять на дальнейшую жизнь, но некоторые ситуации и фразы родителей повторяются довольно часто, и они способны повлиять на формирование у ребенка отношения к себе и к другим людям.

По содержанию все сценарии делятся на:

· сценарий победителя,

· сценарий побеждённого

· сценарий не-победителя (его еще называют банальным, такой человек обычно не делает крупных успехов, но и крупных промахов у него тоже не бывает).

Эти сценарные решения четко просматриваются в трех основных сферах: умственная деятельность, физическая сфера (тело), отношения. Редко встречаются люди, которые во всем победители или во всем проигравшие. Обычно бываю комбинированные варианты. Например, ребенок определил себя в качестве выигрывающего по физической части (он знает, что будет красивым или сильным и здоровым), не-победителя по умственной деятельности (я не дурак, но и не семи пядей во лбу), и проигрывающего в отношениях с другими людьми (я не могу нравиться другим).

Что же дальше?

Потом все мы вырастаем и, по идее, должны стать хозяевами своей жизни. Но на практике зачастую продолжаем неосознанно следовать выборам, сделанным еще в детстве. Когда мы занимаем в жизни активную позицию, способны увидеть суть проблемы и реагируем на ситуацию «здесь и сейчас» (без постоянных оглядок на прошлое), то это признаки сознательного решение взрослого человека свободного от сценария. А вот периодически повторяющиеся ситуации, для которых не удается найти эффективного решения и на которые хочется отреагировать фразами типа: «что я могу поделать, это же не от меня зависит», «вот всегда так», «если бы у меня были другие условия» и т.д. служат признаком того, что человек находится под влиянием своего сценария. Это встречается довольно часто. Человек словно играет одну и ту же роль, из которой никак не может выйти.

Чтобы изменить сценарий, его надо осознать. Осознание сценария даёт возможность изменить его и стать победителем там, где решил быть побеждённым. Для этого разработан специальный метод, он называется сценарный анализ. Метод помогает человеку взглянуть на свою жизнь со стороны и увидеть предписания и решения, которым он следует. А дальше каждый может решить сам: хочет ли он что-то поменять или нет. Жизнь без сценария обладает гораздо большей спонтанностью и открытостью для нового опыта. Но не все к этому готовы, кто-то предпочтет стабильность и предсказуемость. Для некоторых людей сценарий (даже не самый счастливый) дает ощущение, что они твердо стоят на ногах. Автоматическое следование сценарию позволяет им экономить время и силы, поскольку реакции на различные жизненные ситуации уже отработаны и «обкатаны».

Сценарный анализ не решит разом всех проблем, не стоит думать, что наше поведение целиком и полностью обусловлено сценарием. Но этот метод позволяет стать более осознанным в жизни и найти истоки и решения многих неурядиц. Человек, который задается вопросом: почему моя судьба складывается именно так, а не иначе, тоже сможет получить при помощи этого метода много интересной, а порой, и очень неожиданной информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.