«Жена Чайковского» разочаровала немцев? – DW – 20.05.2022
Кадр из фильма «Жена Чайковского»Фото: Kirill Serebrennikov/Hype Film, 2022
КультураЕвропа
Янина Мороз
20 мая 2022 г.
В этом году к Кириллу Серебренникову в Каннах приковано особое внимание — из-за его личной ситуации и политической обстановки. А как восприняли его новый фильм? DW собрала мнения немецких критиков.
https://p.dw.com/p/4BZSV
Реклама
Новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» не только претендует на «Золотую пальмовую ветвь», но и открыл основную конкурсную программу 75-го по счету Каннского фестиваля. Премьера на Лазурном берегу состоялась 18 мая. Учитывая все нынешние политические обстоятельства и призывы бойкотировать российское искусство, к приезду Серебренникова в Канны, где его давно знают и ценят, было приковано особое внимание.
Российский режиссер и его команда были встречены аплодисментами. А после премьеры фильма он четко выразил свою позицию по-русски: «Нет войне». «Я уверен, что искусство и люди искусства способны сделать так, чтобы война остановилась», — сказал в своем обращении к публике Серебренников, живущий ныне в немецком Гамбурге.
Официальная российская делигация не была допущена в Канны из-за развязанной РФ войны в Украине. «Жена Чайковского» — единственный фильм из России на этом престижном европейском киносмотре. Как его восприняли европейские кинокритики? DW ознакомилась с рецензиями в ведущих немецких СМИ.
Tagesspiegel: Cлучай Серебренникова показывает, как сложно себя позиционировать
Берлинская газета Tagesspiegel сосредоточилась на политической составляющей, которая в этом году в Каннах особенно заметна.
Кирилл Серебренников в Каннах уже в четвертый разФото: Fred Dugit/MAXPPP/dpa/picture alliance«Пригласив на конкурс постоянного гостя Кирилла Серебренникова и «Жену Чайковского», Фремо (программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо. — Ред.) дал сигнал, что в нынешней борьбе интересов в сфере культуры, в разгар фактической войны в Украине, он не оценивает порядочность художников по гражданству», — подчеркивает автор рецензии, имея в виду требования бойкота со стороны украинских кинематографистов.
С другой стороны, указывает он, случай Серебренникова показывает, насколько сложно себя позиционировать: «режиссер уже много лет подвергается судебным репрессиям в России, а его фильм продвигал скандальный олигарх Роман Абрамович».
Тут стоит отметить, что Серебренников не получил госфинансирование, фильм «Жена Чайковского» был снят на средства из фонда «Кинопрайм», учрежденного Абрамовичем. В Каннах режиссер выступил за снятие санкций с миллиардера, поскольку тот давно поддерживает российское независимое кино. Также он высказался против бойкота русской культуры, отделив ее от политики, хотя, как подчеркнул Серебренников, он понимает тех, кто его требует.
«Несвоевременное целомудрие»: FAZ о самой большой слабости фильма
То, что именно фильм режиссера из России в конкурсе был показан первым, издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) называет иронией судьбы. Рецензент также указывает на участие российского олигарха Абрамовича в финансировании картины и при этом противопоставляет этому упреку ответ Тьерри Фремо: средства были вложены еще до войны. Кроме того, констатирует критик, по «Жене Чайковского» трудно заметить влияние денег олигарха, как и влияние его французских и швейцарских сопродюсеров.
О жизни Чайковского многое известно, биографы не скрывают и его гомосексуальность. Фильм Кирилла Серебренникова также поднимает эту тему. «И правда, видишь загримированных похотливых стариков и мужчин в задушевной беседе, но то, что происходит за дверями салонов и купе поезда, в картину не входит», — отмечает рецензент FAZ. Это «несвоевременное целомудрие» он считает самой большой слабостью фильма.
Другой недостаток он связывает с главной актрисой Аленой Михайловой. «Камера Серебренникова любит эту женщину, не может нарадоваться. Фильму чужда мысль о том, что красавица Антонина могла ошибаться в своих голубых, красных и желтых бальных платьях. Таким образом, он заставляет Чайковского выглядеть хуже, чем того требует повествование. Эту ассиметрию между благородной влюбленной и малодушным объектом ее любви уже отработал Франсуа Трюффо в своей «Истории Адели Г.» Но Трюфо был мастером держать эмоции в подвешенном состоянии. Серебренников — нет, он позволяет своей героине с узким полем зрения идти по миру, который все больше и больше ускользает от нее», — поясняет свою мысль журналист.
Для сравнения он приводит другую картину Серебренникова — «Петровы в гриппе», представленную в Каннах в прошлом году. Фильм о болезни, которая стремительно распространяется по российской столице, превращая жителей в апатичных или буйных зомби, по мнению рецензента, по-настоящему отражает ситуацию в России. «Кино никогда не поспевает за современностью. Но иногда оно предвосхищает историю, как зеркало, которое раскрывает темное, таинственное и пугающее происходящее в глубине своего отражения», — заключает критик FAZ.
Sueddeutsche Zeitung: «Жена Чайковского» отражает современность
Издание Sueddeutsche Zeitung, напротив, считает, что, несмотря на историческую обстановку конца XIX века, фильм также привязан к современности. «За два с половиной мрачно поставленных кинематографических часа Серебренников показывает, что происходит с людьми, которые не могут в долгосрочной перспективе свободно развиваться из-за социальных ограничений и политического гнета, и как они переносят это давление на своих близких», — отмечает рецензент. Он уверен, что в обычное время этот фильм принадлежал бы к кругу кандидатов на «Золотую пальмовую ветвь». Но сможет ли жюри, несмотря на то, что Серебренников критикует режим Путина, решиться в этом году наградить российский фильм — это вопрос.
Die Welt: Реальная история, которая не нравится путинизму
«Некоторые хотели бы полностью отменить российское участие в Каннах. Было бы обидно. Режиссер Кирилл Серебренников рассказывает реальную историю, которая не нравится путинизму. О гомосексуале Чайковском. И особенно о его жене, — пишет издание Die Welt. — В путинской России не очень хотят признавать, что звездный композитор был геем». Особой похвалы рецензент удостаивает актрису, сыгравшую жену Чайковского Антонину Милюкову: «26-летняя Алена Михайлова воплощает ее с впечатляющей интенсивностью. Вначале с жалостью наблюдаешь за рвением, любовью с первого взгляда, охватившей ее. Но постепенно зритель ощущает раздражение. Неужели она не хочет увидеть то, что знает весь мир?» Серебренников рассказывает ее историю «с величайшим апломбом, забирается в пучину знаменитой русской души», хотя он часто «слишком близко приближается к китчу и маньеризму», заключает обозреватель.
Frankfurter Rundschau: Композитор «Патетической» вдохновил на бескрайне патетическую драму
Другое ведущее печатное издание Frankfurter Rundschau также строго в своих оценках и обходится без восторженных возгласов. «Композитор «Патетической» вдохновил на бескрайне патетическую драму — даже если в тяжелом оркестровом саундтреке мало звучат его произведения», — констатирует обозреватель.
В то же время в фильме ему недостает уникальности: «В течение двух с половиной часов Серебренников дирижирует болью безответной любви, а его тщательно продуманный костюмированный фильм развивает свой собственный стиль только в нескольких захватывающих эпизодах. Но даже эти нереальные хореографии вряд ли выходят за рамки визуальных клише. Гомосексуальные оргии и страсть опозоренной женщины сливаются в не всегда демонстрирующих вкус видениях, подобные балету обнаженных мужчин в матросских шапках», — делится своим впечатлением автор статьи. Он подчеркивает, что российский фильм, созданный до войны, ни в коем случае не должен пасть жертвой бойкота, но с художественной точки зрения основной конкурс фестиваля мог бы обойтись и без него.
Совпадает ли мнение жюри с оценкой немецких критиков, покажут результаты конкурса. Имена новых обладателей «Золотой пальмовой ветви» станут известны 28 мая.
Смотрите также:
Новая постановка Кирилла Серебренникова в Германии
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Левиафан»Частичная мобилизация»Россия и Европейский СоюзАннексия Россией украинских территорий 2022 годаПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
На главную страницу
«Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова: премьера на Каннском фестивале
«Русская культура – о хрупкости жизни. О людях, которые находятся в угнетенном состоянии. О тех, кто борется за правду или справедливость. Это настоящая культура. Не идеологическая культура, не пропаганда. Я думаю, что бойкотировать такую культуру неправильно», – подчеркивает Серебренников.
Российская спецоперация в Украине, начавшаяся 24 февраля, по словам Серебренникова, привела к «краху всей нормальной жизни» и ощущению бессилия у многих россиян. «Все ваши ценности раздавлены или уничтожены, и вы понятия не имеете, как жить, – говорит он. – Это [как] кошмар. Вы не можете жить. Вы не можете работать. Вы не можете делать то, что привыкли делать каждый день».
В «Жене Чайковского» Серебренников исследует бурные отношения между великим композитором Петром Чайковским и его женой Антониной Милюковой, которую композитор обвинял в своих несчастьях и в конце концов довел до безумия. Фильм является последней совместной работой режиссера с российской компанией Hype Film, спродюсировавшей его предыдущие фильмы «Студент», «Лето» и «Петровы в гриппе». Сопродюсеры – Charades Productions, Logical Pictures («Месть», «Удовольствие») и Bord Cadre Films («Монос») при поддержке фонда «Кинопрайм». Charades также занимается продвижением фильма за рубежом.
Серебренников говорит, что его привлекла история самого известного русского композитора из-за ее всеохватности: «Чайковский – это действительно вселенная. Он огромен. Его жизнь – это жизнь гениального русского художника. В то же время он принадлежит к европейской и даже к американской культуре».
Хотя композитор был известен по обе стороны Атлантики – в 1891 году он путешествовал в США на борту океанского лайнера «Бретань» и открыл Карнеги-холл исполнением своего «Торжественного марша», – жизнь Чайковского была мало известна его современникам. Так оставалось и после его смерти, когда правительство взяло под свой контроль историю жизни композитора, чтобы превратить его в икону советской идеологии. «Все упоминания о неоднозначных моментах в его жизни были запрещены, заблокированы, стерты», – отмечает Серебренников.
Эти «запреты» находят отклик у режиссера, чьи творческие провокации и стремление снять табу, вероятно, были причиной его проблем с российским государством. Пережитое режиссером, в сочетании с политическими и экономическими последствиями сегодняшней спецоперации в Украине, лишний раз подчеркивает, насколько трудно создавать независимое искусство в нынешней России.
В этой напряженной ситуации Серебренников получил помощь от неожиданных партнеров: например, от миллиардера Романа Абрамовича, который был подвергнут санкциям за свои якобы тесные связи с президентом Путиным, и в то же время его кинофонд Kinoprime выделил 100 миллионов долларов на финансирование фильмов «Жена Чайковского», «Петровы в гриппе» и множества других произведений русского артхауса.
«Роман Абрамович помог многим независимым российским фильмам, – говорит режиссер, защищая олигарха. – Он очень много сделал для независимого русского искусства. Он очень много сделал для современного искусства в целом. Он очень много сделал для меня лично, поддерживая меня в очень трудные времена».
Даже работая в изгнании, Серебренников настаивает на том, что в душе он русский художник, связанный – через культуру, язык, историю – со страной, которая – к лучшему или к худшему – сформировала его. «Я буду продолжать любить свою культуру. Любить Чайковского, Достоевского, Чехова, Булгакова, Тарковского и других гениальных художников, которые сделали меня тем, кто я есть, – говорит он. – Я не хочу их предавать».
Кирилл Серебренников возвращается в Канны лично с Женой Чайковского
Конкуренция 18.05.22 . 06:00 | Обновлять : 19.05.22 . 08:50
Делиться Распечатать
Наконец-то свободен после многих лет домашнего ареста. Кирилл Серебренников не смог присутствовать на Каннском показе своего безумного Грипп Петрова на Конкурсе в прошлом году, а также Лето , но он обязательно будет там, чтобы представить Жену Чайковского
Это был брак между ученицей и ее учителем. Ее зовут Антонина Милюкова, дочь русского дворянина, блестящая и влюбленная. Он уже признан одним из величайших, Петр Ильич Чайковский. Но как только сделка была совершена, союз превратился в крах. Композитор погрузился в депрессию, а его жена цеплялась за него, готовая терпеть все.
Хотя брак продлился всего три месяца, он остался чувствительным эпизодом в жизни Чайковского. Через несколько дней после союза композитор написал брату письмо, в котором выразил отвращение к сложившейся ситуации. В нем он говорил об отвращении, которое он испытывал к своей жене, хотя ему говорили, что его любовь будет только братской, поскольку он женился на ней, чтобы скрыть свою гомосексуальность.
Этот эпизод из жизни великого композитора вдохновил Кирилла Серебренникова на создание персонажа, охваченного болью и гневом. Тем не менее справиться с близостью композитора было непросто. В интервью газете Le Monde (16 апреля 2022 г.) Серебренников рассказывает о враждебности министра культуры России Владимира Мединского: «Он сказал нам: «Чайковский не был гомосексуалистом. Мы не разрешаем вам показывать что-либо, связанное с гомосексуальность. Мы сидели друг напротив друга. «Вы шутите?» — спросил я. Мединский ответил: «Нам нужен фильм о гетеросексуальном Чайковском». Я хлопнул дверью.
Это было в 2012 году, сценарий был законсервирован, прежде чем, наконец, был поставлен в 2020 году и представлен сегодня вечером в Большом театре Люмьер.
Написано Тарик Халди
В тот же день
Конкурс 18.05.22 . 05:55
Каннская премьера
18. 05.22 .
06:05
Жюри 18.05.22 . 06:14
- Новости и пресс-релизы
- Кирилл Серебренников возвращается в Канны в…
- Начало страницы
Tchaikovsky’s Wife (2022) — IMDb
- Awards
- 3 nominations
Photos
Top cast
Alyona Mikhailova
- Antonina Miliukova
Odin Lund Biron
- Pyotr Tchaikovsky
Мирон Федоров
- Николай Рубинштейн
Юлия Авг
Филипп Авдеев
Андрей Бурковский
- Vladimir Meshchersky
Nikita Elenev
Ekaterina Ermishina
- Kirill Serebrennikov
- Kirill Serebrennikov
- All cast & crew
- Production, box office & more at IMDbPro
Больше похоже на это
Восемь гор
Вечно молодые
Худшие из них
Пацификшн
Годленд
Брат и сестра
Братья Лейлы
EO
R. M.N.
Средиземноморская лихорадка
Тори и Локита
Одно прекрасное утро
Сюжетная линия
Знаете ли вы
- Связи
Показан в «Шоу джедаев Аманды: The Most Theater Walkouts I’ve EVER» (2nes 20 Seen2)
Отзывы пользователей1
Обзор
Рекомендуемый обзор
8/
10
Абсолютно отвратительно.
Подло ставить фильму низкую оценку только потому, что он снят в определенной стране. И совершенно очевидно, что именно это и происходит.
Это смелый, современный и оригинальный биографический фильм, прекрасно выполненный, с сильной феминистской перспективой. Это аутентичный фильм, который останется с вами, с потрясающей операторской работой и красивыми декорациями.
полезно•31
5
- симпсонмент
- 23 мая 2022 г.
Details
- Release date
- December 30, 2022 (Turkey)
- Russia
- France
- Switzerland
- Russian
- French
- Italian
- Also known as
- Çaykovski’nin Karısı
- Производственные компании
- Hype Film
- Charade Films
- Logical Pictures
- См.