Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Серебренников жена: Кирилл Серебренников – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, суд 2022

Серебренников жена: Кирилл Серебренников – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, суд 2022

«Жена Чайковского» разочаровала немцев? – DW – 20.05.2022

Кадр из фильма «Жена Чайковского»Фото: Kirill Serebrennikov/Hype Film, 2022

КультураЕвропа

Янина Мороз

20 мая 2022 г.

В этом году к Кириллу Серебренникову в Каннах приковано особое внимание — из-за его личной ситуации и политической обстановки. А как восприняли его новый фильм? DW собрала мнения немецких критиков.

https://p.dw.com/p/4BZSV

Реклама

Новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» не только претендует на «Золотую пальмовую ветвь», но и открыл основную конкурсную программу 75-го по счету Каннского фестиваля. Премьера на Лазурном берегу состоялась 18 мая. Учитывая все нынешние политические обстоятельства и призывы бойкотировать российское искусство, к приезду Серебренникова в Канны, где его давно знают и ценят, было приковано особое внимание.

Российский режиссер и его команда были встречены аплодисментами. А после премьеры фильма он четко выразил свою позицию по-русски: «Нет войне». «Я уверен, что искусство и люди искусства способны сделать так, чтобы война остановилась», — сказал в своем обращении к публике Серебренников, живущий ныне в немецком Гамбурге.

Официальная российская делигация не была допущена в Канны из-за развязанной РФ войны в Украине. «Жена Чайковского» — единственный фильм из России на этом престижном европейском киносмотре. Как его восприняли европейские кинокритики? DW ознакомилась с рецензиями в ведущих немецких СМИ.

Tagesspiegel: Cлучай Серебренникова показывает, как сложно себя позиционировать

Берлинская газета Tagesspiegel сосредоточилась на политической составляющей, которая в этом году в Каннах особенно заметна. 

Кирилл Серебренников в Каннах уже в четвертый разФото: Fred Dugit/MAXPPP/dpa/picture alliance

«Пригласив на конкурс постоянного гостя Кирилла Серебренникова и «Жену Чайковского», Фремо (программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо.Ред.) дал сигнал, что в нынешней борьбе интересов в сфере культуры, в разгар фактической войны в Украине, он не оценивает порядочность художников по гражданству», — подчеркивает автор рецензии, имея в виду требования бойкота со стороны украинских кинематографистов.

С другой стороны, указывает он, случай Серебренникова показывает, насколько сложно себя позиционировать: «режиссер уже много лет подвергается судебным репрессиям в России, а его фильм продвигал скандальный олигарх Роман Абрамович».

Тут стоит отметить, что Серебренников не получил госфинансирование, фильм «Жена Чайковского» был снят на средства из фонда «Кинопрайм», учрежденного Абрамовичем. В Каннах режиссер выступил за снятие санкций с миллиардера, поскольку тот давно поддерживает российское независимое кино. Также он высказался против бойкота русской культуры, отделив ее от политики, хотя, как подчеркнул Серебренников, он понимает тех, кто его требует.

«Несвоевременное целомудрие»: FAZ о самой большой слабости фильма

То, что именно фильм режиссера из России в конкурсе был показан первым, издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) называет иронией судьбы. Рецензент также указывает на участие российского олигарха Абрамовича в финансировании картины и при этом противопоставляет этому упреку ответ Тьерри Фремо: средства были вложены еще до войны. Кроме того, констатирует критик, по «Жене Чайковского» трудно заметить влияние денег олигарха, как и влияние его французских и швейцарских сопродюсеров.

О жизни Чайковского многое известно, биографы не скрывают и его гомосексуальность. Фильм Кирилла Серебренникова также поднимает эту тему. «И правда, видишь загримированных похотливых стариков и мужчин в задушевной беседе, но то, что происходит за дверями салонов и купе поезда, в картину не входит», — отмечает рецензент FAZ. Это «несвоевременное целомудрие» он считает самой большой слабостью фильма.

Другой недостаток он связывает с главной актрисой Аленой Михайловой. «Камера Серебренникова любит эту женщину, не может нарадоваться. Фильму чужда мысль о том, что красавица Антонина могла ошибаться в своих голубых, красных и желтых бальных платьях. Таким образом, он заставляет Чайковского выглядеть хуже, чем того требует повествование. Эту ассиметрию между благородной влюбленной и малодушным объектом ее любви уже отработал Франсуа Трюффо в своей «Истории Адели Г.» Но Трюфо был мастером держать эмоции в подвешенном состоянии. Серебренников — нет, он позволяет своей героине с узким полем зрения идти по миру, который все больше и больше ускользает от нее», — поясняет свою мысль журналист.

Алена Михайлова в Каннах-2022Фото: David Boyer/ABACA/picture alliance

Для сравнения он приводит другую картину Серебренникова — «Петровы в гриппе», представленную в Каннах в прошлом году. Фильм о болезни, которая стремительно распространяется по российской столице, превращая жителей в апатичных или буйных зомби, по мнению рецензента, по-настоящему отражает ситуацию в России. «Кино никогда не поспевает за современностью. Но иногда оно предвосхищает историю, как зеркало, которое раскрывает темное, таинственное и пугающее происходящее в глубине своего отражения», — заключает критик FAZ.

Sueddeutsche Zeitung: «Жена Чайковского» отражает современность

Издание Sueddeutsche Zeitung, напротив, считает, что, несмотря на историческую обстановку конца XIX века, фильм также привязан к современности. «За два с половиной мрачно поставленных кинематографических часа Серебренников показывает, что происходит с людьми, которые не могут в долгосрочной перспективе свободно развиваться из-за социальных ограничений и политического гнета, и как они переносят это давление на своих близких», — отмечает рецензент. Он уверен, что в обычное время этот фильм принадлежал бы к кругу кандидатов на «Золотую пальмовую ветвь». Но сможет ли жюри, несмотря на то, что Серебренников критикует режим Путина, решиться в этом году наградить российский фильм — это вопрос.

Die Welt: Реальная история, которая не нравится путинизму

«Некоторые хотели бы полностью отменить российское участие в Каннах. Было бы обидно. Режиссер Кирилл Серебренников рассказывает реальную историю, которая не нравится путинизму. О гомосексуале Чайковском. И особенно о его жене, — пишет издание Die Welt. — В путинской России не очень хотят признавать, что звездный композитор был геем». Особой похвалы рецензент удостаивает актрису, сыгравшую жену Чайковского Антонину Милюкову: «26-летняя Алена Михайлова воплощает ее с впечатляющей интенсивностью. Вначале с жалостью наблюдаешь за рвением, любовью с первого взгляда, охватившей ее. Но постепенно зритель ощущает раздражение. Неужели она не хочет увидеть то, что знает весь мир?» Серебренников рассказывает ее историю «с величайшим апломбом, забирается в пучину знаменитой русской души», хотя он часто «слишком близко приближается к китчу и маньеризму», заключает обозреватель.

Frankfurter Rundschau: Композитор «Патетической» вдохновил на бескрайне патетическую драму

Другое ведущее печатное издание Frankfurter Rundschau также строго в своих оценках и обходится без восторженных возгласов. «Композитор «Патетической» вдохновил на бескрайне патетическую драму — даже если в тяжелом оркестровом саундтреке мало звучат его произведения», — констатирует обозреватель.

В то же время в фильме ему недостает уникальности: «В течение двух с половиной часов Серебренников дирижирует болью безответной любви, а его тщательно продуманный костюмированный фильм развивает свой собственный стиль только в нескольких захватывающих эпизодах. Но даже эти нереальные хореографии вряд ли выходят за рамки визуальных клише. Гомосексуальные оргии и страсть опозоренной женщины сливаются в не всегда демонстрирующих вкус видениях, подобные балету обнаженных мужчин в матросских шапках», — делится своим впечатлением автор статьи. Он подчеркивает, что российский фильм, созданный до войны, ни в коем случае не должен пасть жертвой бойкота, но с художественной точки зрения основной конкурс фестиваля мог бы обойтись и без него.

Совпадает ли мнение жюри с оценкой немецких критиков, покажут результаты конкурса. Имена новых обладателей «Золотой пальмовой ветви» станут известны 28 мая.

Смотрите также:

Новая постановка Кирилла Серебренникова в Германии

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Левиафан»Частичная мобилизация»Россия и Европейский СоюзАннексия Россией украинских территорий 2022 годаПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

«Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова: премьера на Каннском фестивале

«Русская культура – о хрупкости жизни. О людях, которые находятся в угнетенном состоянии. О тех, кто борется за правду или справедливость. Это настоящая культура. Не идеологическая культура, не пропаганда. Я думаю, что бойкотировать такую ​​культуру неправильно», – подчеркивает Серебренников.

Российская спецоперация в Украине, начавшаяся 24 февраля, по словам Серебренникова, привела к «краху всей нормальной жизни» и ощущению бессилия у многих россиян. «Все ваши ценности раздавлены или уничтожены, и вы понятия не имеете, как жить, – говорит он. – Это [как] кошмар. Вы не можете жить. Вы не можете работать. Вы не можете делать то, что привыкли делать каждый день».

В «Жене Чайковского» Серебренников исследует бурные отношения между великим композитором Петром Чайковским и его женой Антониной Милюковой, которую композитор обвинял в своих несчастьях и в конце концов довел до безумия. Фильм является последней совместной работой режиссера с российской компанией Hype Film, спродюсировавшей его предыдущие фильмы «Студент», «Лето» и «Петровы в гриппе». Сопродюсеры – Charades Productions, Logical Pictures («Месть», «Удовольствие») и Bord Cadre Films («Монос») при поддержке фонда «Кинопрайм». Charades также занимается продвижением фильма за рубежом.

Серебренников говорит, что его привлекла история самого известного русского композитора из-за ее всеохватности: «Чайковский – это действительно вселенная. Он огромен. Его жизнь – это жизнь гениального русского художника. В то же время он принадлежит к европейской и даже к американской культуре».

Хотя композитор был известен по обе стороны Атлантики – в 1891 году он путешествовал в США на борту океанского лайнера «Бретань» и открыл Карнеги-холл исполнением своего «Торжественного марша», – жизнь Чайковского была мало известна его современникам. Так оставалось и после его смерти, когда правительство взяло под свой контроль историю жизни композитора, чтобы превратить его в икону советской идеологии. «Все упоминания о неоднозначных моментах в его жизни были запрещены, заблокированы, стерты», – отмечает Серебренников.

Эти «запреты» находят отклик у режиссера, чьи творческие провокации и стремление снять табу, вероятно, были причиной его проблем с российским государством. Пережитое режиссером, в сочетании с политическими и экономическими последствиями сегодняшней спецоперации в Украине, лишний раз подчеркивает, насколько трудно создавать независимое искусство в нынешней России.

В этой напряженной ситуации Серебренников получил помощь от неожиданных партнеров: например, от миллиардера Романа Абрамовича, который был подвергнут санкциям за свои якобы тесные связи с президентом Путиным, и в то же время его кинофонд Kinoprime выделил 100 миллионов долларов на финансирование фильмов «Жена Чайковского», «Петровы в гриппе» и множества других произведений русского артхауса.

«Роман Абрамович помог многим независимым российским фильмам, – говорит режиссер, защищая олигарха. – Он очень много сделал для независимого русского искусства. Он очень много сделал для современного искусства в целом. Он очень много сделал для меня лично, поддерживая меня в очень трудные времена».

Даже работая в изгнании, Серебренников настаивает на том, что в душе он русский художник, связанный – через культуру, язык, историю – со страной, которая – к лучшему или к худшему – сформировала его. «Я буду продолжать любить свою культуру. Любить Чайковского, Достоевского, Чехова, Булгакова, Тарковского и других гениальных художников, которые сделали меня тем, кто я есть, – говорит он. – Я не хочу их предавать».

Кирилл Серебренников возвращается в Канны лично с Женой Чайковского

Конкуренция 18.05.22 . 06:00 | Обновлять : 19.05.22 . 08:50