Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Шагал третьяковская галерея: В постоянную экспозицию Третьяковской галереи впервые включены семь работ Шагала

Шагал третьяковская галерея: В постоянную экспозицию Третьяковской галереи впервые включены семь работ Шагала

В постоянную экспозицию Третьяковской галереи впервые включены семь работ Шагала

Панно Шагала превратили 9-й зал постоянной экспозиции в один из самых привлекательных / Е. Разумный / Ведомости

Панно Марка Шагала для еврейского театра ГОСЕТ – совершенно прекрасные работы. Они красивые, эффектные, очень декоративные, легкие в восприятии и при этом полны разгадываемых загадок. Пролежавшие полвека свернутыми в музейных запасниках, в 90-е гг. отреставрированные и после этого съездившие на выставки в 46 городов мира, воспроизведенные в многочисленных изданиях, досконально изученные, они наконец обрели покой в залах постоянной экспозиции искусства ХХ в. Третьяковской галереи. Где им, конечно, самое место, поскольку это не только замечательные произведения искусства, но и прекрасный материал для просветительских экскурсий о связи фольклора с авангардом, сугубо национального с общечеловеческим, возможности художника обессмертить глубоко личное.

Будут перемены

Перемещение панно Шагала в постоянную экспозицию искусства ХХ в. Третьяковской галереи – один из шагов по изменению залов на Крымском Валу и привлечению туда публики. В музее уже ведется подготовительная работа по кардинальному ее обновлению.

Панно для Государственного еврейского театра написаны Шагалом за два месяца в 1920 г. – и эти простые сведения помогают понять как смысл и сюжеты, так и судьбу семи знаменитых полотен. Время написания определяет мастерство 35-летнего художника, уже имевшего успех и искушенного во всех новшествах русского и европейского искусства, в том числе и театрального, а также свободу и дерзость, с которой он работал, – в стране царил культ художественного эксперимента. А тем, что панно писались быстро – всего их было девять, сохранилось семь, – можно объяснить некоторый авантюризм, или лихость, их веселых сюжетов.

Факт, что работы создавались для еврейского театра, определил и их судьбу – в Третьяковскую галерею панно передали после закрытия театра в 1949 г. в период «борьбы с космополитизмом», но из ГОСЕТа их убрали раньше, во время борьбы с формализмом в 1937 г.

В Третьяковке панно пролежали в запасниках до триумфального приезда в Москву Марка Шагала в 1973 г. Увидев их, художник прослезился и по просьбе сотрудников музея подписал.

Ну и естественно, что в работе для еврейского музея Шагал сполна использовал свои любимые сюжеты и героев – все связанное с родным ему миром провинциальной еврейской жизни. А также изобразил себя, свою жену с дочкой и написал на идише имена своих родственников в самых неожиданных местах композиций. Музами – а для театра естественно и необходимо изображать муз – стали у него неизменные действующие лица еврейских свадеб. Зеленомордый клезмер (скрипач, игравший на свадьбах) воплощал музыку, бадхан (шут и свадебный тамада) – театр, толстая сваха – танец, а переписчик Торы – литературу. В панно «Любовь на сцене» угадываются и жених с невестой. А в длинном панно-фризе изображен заставленный праздничными кушаньями стол. Еврейская свадьба становится главной метафорой театра, а сами панно – театральными сюжетами с главными и второстепенными героями, со множеством мизансцен.

Самое большое панно, «Введение в еврейский музей», можно рассматривать и разгадывать часами, столько там изображений реальных людей театра ГОСЕТ, а также петухов, козлов, летающих коров, намеков и метафор. Не все они были понятны даже современникам и соплеменникам Шагала. Как пишет искусствовед Александра Шатских, режиссер театра, европеец Алексей Грановский не понял, почему изображен с опущенными в таз с водой ногами. Оказывается, правоверные евреи погружали ступни в холодную воду, чтобы не заснуть во время чтения священных книг. В некоторое смятение вводит многочисленных толкователей и написанный в углу картины человек в картузе, писающий на свинью. Точно это может объяснить перевод одной из надписей: «Я балуюсь».

Работы Шагала для еврейского театра после реставрации 1991 г. вошли в историю мирового искусства и стали для Третьяковской галереи «золотым запасом». Их возили на гастроли, они зарабатывали деньги, сейчас в галерее не уточняют, на что. Десять лет назад в беседе на радио «Эхо Москвы» куратор выставки Шагала в Третьяковке Екатерина Селезнева сказала, что на вырученные от выставок Шагала средства были отреставрированы панно Михаила Врубеля. Теперь семи панно предстоит еще одно путешествие – в Монреаль, ну а дальше некоторый покой на почетном месте.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь,  чтобы скрыть её

Марк Шагал. Основные даты жизни и творчества

Яков Брук

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»

1887
Родился 24 июня (6 июля) в Витебске.

1900-1905
Учится в Витебском четырехклассном городском училище.

1906
Посещает художественную школу Ю.М.Пена. Зимой 1906/07 уезжает в Санкт-Петербург.

1907-1908
Занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н.К.Рерихом.

1909-1911
Учится в частной художественной школе Е.Н.Званцевой у Л.С.Бакста. Знакомство с Беллой Розенфельд.

1911-1914
В мае 1911 на стипендию, предоставленную М. М.Винавером, едет для продолжения учебы в Париж. Поселяется в «Ла Рюш», входит в круг художников и поэтов авангарда. Выставляется в Осеннем салоне и Салоне независимых. Первая крупная персональная выставка в галерее Херварта Вальдена «Дер Штурм» в Берлине (июнь 1914). Уезжает из Берлина в Витебск.

1914-1915
Работает над картинами и рисунками, составившими «Витебскую серию». Свадьба с Беллой Розенфельд (25 июля 1915). В сентябре того же года уезжает в Петроград, где служит в Военно-промышленном комитете.

1916-1917
Вступает в Еврейское общество поощрения художеств. 18 мая 1916 родилась дочь Ида. Персональная выставка в Художественном бюро Н.Е.Добычиной. В декабре 1917 уезжает с семьей в Витебск.

1918-1919
Назначен уполномоченным (комиссаром) по делам искусств в Витебской губернии. Организует Народное художественное училище, руководит Свободной живописной мастерской.

1920
В июне из-за конфликтной ситуации покидает Витебск и уезжает в Москву.

В ноябре по рекомендации А.М.Эфроса привлечен к работе в Еврейском камерном театре. До конца года (за сорок дней) исполняет семь живописных панно для зрительного зала, а также декорации и костюмы к спектаклю «Вечер Шолом-Алейхема».

1921
Живет и преподает рисование в еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» в Малаховке под Москвой.

1922- 1923
Летом 1922 направляется с выставкой своих работ в Каунас, оттуда — в Берлин. В сентябре 1923 по приглашению Амбруаза Воллара переезжает с семьей в Париж.

1923- 1925
Работает над офортами к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», заказанными Волларом. Персональные выставки в Брюсселе.

1926-1927
По заказу Воллара исполняет офорты к «Басням» Лафонтена, серию «Цирк Воллара». Передает в дар Третьяковской галерее 96 офортов к «Мертвым душам».

1928
Участвует в выставке современного французского искусства в Москве.

1930-1931
Получает от Воллара заказ на иллюстрации к Библии. Посещает Палестину, Сирию, Египет. В Париже выходит книга «Моя жизнь» в переводе на французский Беллы Шагал.

1933
В Мангейме на выставке «Большевизм в культуре», устроенной нацистами, произведения Шагала в числе других подвергаются публичному аутодафе.

1935
Едет в Вильно на съезд Института по изучению культуры и языка идиш, где выступает с докладом.

1937
Принимает французское гражданство.

1940-1941
Переезжает в городок Горд на Луаре. Получает приглашение от Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в США. В июне 1941 прибывает с семьей в Нью-Йорк.

1942
По заказу Американского театра балета исполняет декорации и костюмы к балету «Алеко» (на музыку П.И.Чайковского).

1943
Встречается с прибывшими в США членами советского Еврейского антифашистского комитета — актером С.М.Михоэлсом и поэтом И.С.Фефером.

1944
Смерть Беллы Шагал.

1945
Исполняет декорации, занавес и костюмы к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» для Американского театра балета.

1946
Живет в деревушке Хай-Фоллз на северо-востоке штата Нью-Йорк.

1947
Возвращается во Францию, поселяется в Оржевале. Персональная выставка в Национальном музее современного искусства в Париже. В издательстве Эжена Териада «Верв» выходят «Мертвые души» с офортами Шагала, за которые художник удостоен Гран-при на XXIV Биеннале в Венеции.

1950
Переезжает в Ванс (Прованс). С этого времени на протяжении двух десятилетий осваивает новые художественные техники: керамику, мозаику, гобелен, витраж. Приступает к созданию монументальных полотен на библейские сюжеты.

1951
Едет в Израиль на открытие своих выставок в Иерусалиме, Хайфе и Тель-Авиве.

1952
Бракосочетание с Валентиной (Вавой) Бродской. Путешествует по Греции и Италии. Териад издает «Басни» Лафонтена с офортами Шагала.

1956-1957
Живет в Париже. Териад издает Библию с офортами Шагала.

1958-1959
По заказу Гранд-Опера исполняет декорации и костюмы к балету Мориса Равеля и Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя». Создает панно для фойе Оперы во Франк-фурте-на-Майне. Избран почетным членом Американской академии литературы и искусств.

1960-1961
Работает над витражами для Иерусалимского университета.

1963-1964
По инициативе министра культуры Франции Андре Мальро выполняет роспись плафона в парижской Гранд-Опера. Едет в Нью-Йорк, работает над витражами для мемориала Дага Хаммар-шельда в резиденции ООН.

1966-1967
Поселяется в Сен-Поль-де-Вансе. По заказу Метрополитен-опера исполняет живописные панно для фойе театра, а также декорации и костюмы к опере Моцарта «Волшебная флейта».

1968-1970
Создает витражи для соборов в Меце и Цюрихе, мозаики для университета в Ницце и общественных зданий в Иерусалиме.
Основан Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце. В Париже в Гранд-Пале проходит большая ретроспективная выставка художника.

1973
В июне по приглашению Министерства культуры СССР совершает поездку в Москву и Ленинград. Выставка в Третьяковской галерее. Дарит свои произведения Третьяковской галерее и Музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В июле происходит торжественное открытие Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце.

1974-1977
Выполняет витражи для собора в Реймсе. Выходят в свет «Одиссея» Гомера и «Буря» Шекспира с литографиями Шагала. Удостоен высшей награды Франции — ордена Большой крест Почетного легиона.

1981
Передает в дар Эрмитажу четыре иллюстрированные им книги.

1985
Последняя прижизненная выставка в Королевской академии искусств в Лондоне (февраль-март).
28 марта скончался на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе.

Вернуться назад

Теги:

Выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «BONJOUR, LA PATRIE!»

«Bonjour, la Patrie» — крупнейшая выставка творчества Марка Шагала (1887-1985), когда-либо проводившаяся в России. Название происходит от одной из собственных картин Шагала. Он имеет большое значение не только как долгожданная встреча творчества прославленного мастера с русскими любителями искусства (крупные выставки Шагала здесь проходили в 1973 в ГТГ, в 1987 г. в ГМИИ им. и вновь обретенное, постоянно присутствующее в его искусстве и питающее неповторимое своеобразие его творческого мира.

Уже много лет Марк Шагал является одним из самых востребованных на Западе художников русского происхождения. Выставки его работ — регулярные мероприятия в престижных музеях и галереях Европы, Америки и Азии. Третьяковская галерея неоднократно предоставляла большое количество предметов из своего собрания для участия в крупных международных проектах. И все же большая часть картин из зарубежных коллекций никогда не выставлялась в нашей стране. Впервые у московской публики будет уникальная возможность увидеть произведения разных периодов жизни художника, от ранних витебских до прославленных шедевров французского периода, собранные в одной большой экспозиции.

Особенность этой выставки в том, что Третьяковская галерея сумела организовать внушительное количество первоклассных работ Шагала для отправки в Россию из-за границы. Посетители увидят двадцать семь знаменитых полотен из парижского Национального музея современного искусства (Центр Жоржа Помпиду), имеющих решающее значение для понимания творчества художника. Среди них такие ориентиры, как Свадьба (1910), В Россию, Ослы и др. (1911), Ангел с палитрой (19271936) и сопротивлением . Воскрешение. Освобождение (1937-1952). «Историческая картина масштаба, редко встречающегося в искусстве двадцатого века», — так описал этот триптих Жан-Мишель Форе, директор Национального библейского музея Марка Шагала. Наряду с рядом гуашей музей прислал уникальное трехметровое полотно Авраам и три ангела, . Это замечательное произведение впервые покинуло свой дом в Ницце. Еще одно известное полотно, которым впервые сможет насладиться русский любитель искусства, — это 9-й век.0015 Желтая комната от Фонда Бейелера в Швейцарии.

В экспозиции Третьяковской галереи более 180 экспонатов. Помимо вышеперечисленных коллекций, в нее входят предметы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и ряда других российских музеев, а также из российских и зарубежных частных коллекций.

Никогда еще творчество Шагала не было представлено в нашей стране так полно. Выставка дает возможность проследить изменения художественного языка Шагала, но прежде всего увидеть константы в его неповторимом искусстве, представляющем собой смесь реального и фантастического, высокого и низкого, мечтательного и гротескного, визионерского идеала и личная и народная память, национальная и обрядовая мысль, элементы фольклора и невероятная, предельная искренность Шагала. Его часто называют «художником-поэтом», а его искусство, как и у Аполлинера, «сверхреальным». В мире Шагала мы находим популярных персонажей, странных коров, ослов, скрипачей, торговцев и влюбленных, летающих над городом. Город, над которым они пролетают, — Витебск, который художник не переставал искать, даже когда покинул родину, и нашел на берегу Сены. Как признавался сам Шагал, Париж стал для него «вторым Витебском». А за последние двадцать лет жизни художник приобрел свой третий дом, на Лазурном берегу в маленьком городке Сен-Поль-де-Ванс.

Но связь с Россией всегда была важна для Шагала, для которого она оставалась неисчерпаемым источником сюжетов и образов. Его глубокая любовь к своей стране выражена в словах, которые он написал в 1927 году на первом листе своих офортов, иллюстрирующих «Мертвые души»: «Я дарю [эти офорты] Третьяковской галерее со всей любовью русского художника к своей стране. .» и в одном из своих последних писем друзьям в СССР, которое заканчивал словами «. Желаю счастья вам, всем и моей родной земле».

Издан каталог выставки на русском и английском языках. Он содержит статьи о творчестве Шагала российских и зарубежных специалистов, более 600 иллюстраций и подробную хронологию жизни Шагала с более чем 100 фотографиями из архивов его наследников. Каталог значительно расширяет рамки выставки и является наиболее полным изданием о Марке Шагале, издаваемым в России.

 

Дамы и господа!

Мы были приглашены вместе с вами на открытие крупнейшей в России выставки, посвященной Марку Шагалу. Для меня большая честь и большая радость присутствовать здесь.

Прежде всего, сегодня мы воздаем должное художнику, родившемуся в России, вошедшему в число самых выдающихся художников XX века и очень привязавшемуся к Франции. Я рад приветствовать очень представительную делегацию, прибывшую по этому особому случаю, и тех, кто оказал помощь в презентации экспонатов, среди которых члены семьи Марка Шагала — мадам Белла Мейер и мадам Мерет Мейер.

Также с огромным удовольствием я хотел бы отметить вклад Государственной Третьяковской галереи в этот выдающийся проект, в котором приняли участие два крупнейших музея Франции — Центр Жоржа Помпиду и Музей библейского послания Шагала в Ницце. тоже, и чьи режиссеры удостоили нас своим присутствием. Позвольте мне также еще раз выразить глубокую и искреннюю благодарность Вам, господин Валентин Родионов, и Вам, госпоже Екатерине Селезневой, за это прекрасное событие.

Третьяковская галерея уже несколько лет действительно находится в авангарде нашего культурного сотрудничества. И благодаря усилиям Галереи мы имеем возможность увидеть здесь работы, привезенные из Франции. Более того, коллектив Галереи одновременно ведет ряд масштабных акций сотрудничества с самыми известными музеями нашей страны. Вскоре Париж сможет ответить беспрецедентным событием: первой крупной ретроспективой произведений русского искусства 2-й половины XIX в.й — начало 20 века будет открыт в Музее д’Орсэ 20 сентября с. г.; выставка познакомит с произведениями искусства, большая часть которых ранее никогда не выставлялась за пределами России. И вслед за этим событием мы планируем реализовать очень дорогой для нас проект — в Москве и Санкт-Петербурге одновременно будут экспонироваться наши коллекции французского искусства, в основном характерные для 1860-1910-х годов; мы надеемся, что французские и российские частные фонды окажут финансовую поддержку этому проекту. Другими словами, как вы сами видите, Франция много работает для того, чтобы укрепить наше привилегированное положение в области искусства и наши тесные связи с Россией, чтобы каждый год был годом России во Франции и годом России. Франции в России, и что самые известные музеи обеих стран могли бы поочередно размещать произведения Матисса и Пикассо (как в ГМИИ им. А.С. Пушкина), или Болтанского (в Музее архитектуры им. Марк Шагал в Третьяковской галерее.

Следующая такая встреча во Франции будет посвящена литературе и состоится менее чем через три недели в рамках «Salon de Livres» в Париже, на который Россия приглашена в качестве почетного гостя. А еще мы знаем, что Лувр готовит масштабный проект на 2008 год.

Посольство Франции всегда стремится участвовать в реализации этих проектов. Со своей стороны хотел бы поблагодарить всех, кто, как и вы сегодня, вносит свой вклад в развитие таких тесных творческих, гуманных и интеллектуальных связей между нашими странами.

Жан Каде
Посол Франции в РФ

 

Когда впервые возникла идея проведения большой выставки Шагала, она казалась совершенно утопической. Во-первых, была проблема собрать все шедевры воедино. Свои лучшие работы, гордость коллекции, владельцы обычно неохотно отправляют на выставки в другие города и страны. Во-вторых, это очень затратное мероприятие. И, что немаловажно, организация крупных выставок с участием зарубежных участников — очень сложный бизнес. И все же желание реализовать проект оказалось сильнее наших опасений. И приступив к нему, мы, к своему удовольствию, обнаружили, что многие партнеры, как внутри страны, так и за рубежом, заинтересованы в сотрудничестве. Поэтому сегодня я хотел бы прежде всего поблагодарить всех тех, чей энтузиазм и доброжелательность помогли решить все проблемы и сделали возможной эту долгожданную встречу художника с Россией.

Первым нашим союзником было Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ. Без его поддержки, организационной и финансовой, проект никогда бы не был реализован. Эти усилия были поддержаны Внешторгбанком, генеральным спонсором выставки Шагала

Леонард Джанадда из Швейцарии, как всегда, первым из постоянных партнеров и друзей музея оказал помощь. В 1990 году именно Фонд Джанадда помог Третьяковской галерее отреставрировать бесценные фрески Шагала для Еврейского театра; они были впервые выставлены в Фонде Джанадды, что положило начало триумфальному мировому турне.

За последние годы ни один крупный проект Галереи не обходился без участия British American Tobacco, которая и в этом случае оказала помощь в финансировании нашей выставки.

Из почти двухсот работ Шагала, представленных на выставке, двадцать семь были представлены Национальным музеем современного искусства, Центром Жоржа Помпиду; знаменитое полотно «Авраам и три ангела» и гуаши «Библейский цикл» прислал Национальный музей библейского послания Марка Шагала в Ницце; и около сорока превосходных работ поступили из семейных коллекций. Наконец, в самый последний момент, благодаря сотрудничеству владельцев и помощи парижской галереи Boulakia, был решен вопрос о показе знаменитой «Желтой комнаты» от фонда Бейелер в Швейцарии.

Выставка не была бы такой масштабной без ряда важнейших произведений, которые охотно выставили Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и ряд других российских музеев и частных коллекций. наше распоряжение.

Хочу поблагодарить всех сотрудников Третьяковской галереи за высокий профессионализм и энтузиазм, с которыми они работали над этим непростым проектом.

Мы рады представить вам результат согласованных усилий многих участников — Bonjour, la Patrie! Выставка Шагала. Российская публика теперь имеет возможность в полной мере увидеть и оценить это собрание произведений признанного мастера ХХ века, от его ранних витебских произведений до шедевров французского периода, многие из которых экспонируются в России впервые.

Каталог, как и сама выставка, является международным мероприятием. Он содержит статьи российских, французских и американских искусствоведов, которые представляют собой важный обзор современных исследований Шагала. Мы верим, что эта книга послужит исчерпывающим научным и справочным пособием для многих специалистов и любителей творчества Шагала. Рад сообщить, что издание английской версии каталога стало возможным исключительно благодаря финансовой помощи Международного фонда Марка Шагала, в который за поддержкой проекта обратилась внучка Шагала Мерет Мейер. Эта замечательная дама помогала Третьяковской галерее в подготовке выставки в течение последних трех лет. Мы также должны выразить нашу искреннюю благодарность Жану-Луи Пра, президенту Комитета Шагала, за его бесценные консультации.

Валентин Родионов
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

 

Уважаемые друзья!

Рад сообщить, что выставка произведений Марка Шагала открывает очередной, уже восьмой год сотрудничества между «Бритиш Американ Тобакко Россия» и Государственной Третьяковской галереей. Мы гордимся тем, что можем внести свой вклад в реализацию масштабных выставочных проектов Галереи, а также в приобретение новых произведений искусства и ее техническую поддержку.

Прожив большую часть жизни за границей, Марк Шагал считал себя русским художником. Сегодня, благодаря поддержке зарубежных и российских меценатов, в том числе БАТ Россия, Шагал вернулся на Родину. Родной город Шагала, Витебск, мне тоже очень дорог, потому что мой отец родился там, на одной улице с Шагалом. У моего отца были яркие воспоминания о тех временах, и он много рассказывал мне о Марке Захаровиче, который по возвращении в Витебск после революции возглавил местный Комиссариат культуры.

Мне очень приятно осознавать, что теперь российская публика сможет насладиться лирическими шедеврами этого выдающегося художника, который, по выражению Владимира Маяковского, «писал стихи красками и красками своего сердца».

Выражаю благодарность всему коллективу Третьяковской галереи и, в частности, Екатерине Селезневой, куратору выставки Марка Шагала «Bonjour, la Patrie!», за прекрасное событие. Мы уверены, что эта выставка станет большим событием в культурной жизни российской столицы в 2005 году.

Леонид Синельников
Председатель Совета директоров ООО «БАТ-Ява» Член Попечительского Совета Государственной Третьяковской галереи

 

 

работ Марка Шагала никогда не демонстрировались на его родине, в России. Несмотря на то, что творчество великого художника уже давно признано во всем мире, в том числе и в России, прошло более чем достаточно времени, чтобы мы, его соотечественники, исправили положение.

Можно утверждать, что Марк Шагал родился и начал свою жизнь как художник в Витебске, Беларусь, но это не имеет значения. Сам художник считал Россию своей родиной и страдал, когда она столь демонстративно отворачивалась от него. Какой грустной поэзией звучит это письмо в Россию, написанное в 1927 году одному из его немногочисленных корреспондентов: «…я теперь почти совсем отрезан от России. Мне никто не пишет и мне некому писать. если бы я никогда не родился в России. Как будто я там ничего не значу. А ведь я часто вспоминаю свой Витебск, свои поля… и это особенное небо».

Сегодня эти упущения исправляются, и Марк Шагал постепенно занимает достойное место в культуре своей страны. «Bonjour, la Patrie!» выставка, названная в честь одной из его картин, — еще один шаг на этом пути. Благодаря впечатляющим усилиям Третьяковской галереи по столь полному представлению творчества Шагала посетители теперь могут получить четкое и обоснованное представление о творчестве одного из самых выдающихся мастеров ХХ века.

Костин Андрей
Президент-Председатель Правления ОАО «Внешторгбанк»

 

Жан-Мишель Форэ (слева) и Мерет Мейер (в центре)

Нет слов, чтобы выразить наш восторг и то эмоциональное состояние, которое мы испытываем сегодня на открытии выставки «Bonjour, la Patrie!». Мы действительно взволнованы — мы видим пристальное внимание российской публики к выставляемым работам, как мы погружаемся в эту особую атмосферу, полную редких мгновений многих чудесных открытий.

Но никто не мог себе представить чувство волнения и полного счастья, которое испытал бы наш дедушка, если бы он присутствовал здесь. И если бы мы могли летать в небе над этими крышами, устремляясь все дальше к высотам, мы могли бы приблизиться к волнению Шагала, окрашенному, несомненно, в яркие, звучные, живые и поэтические краски. Тем более, что он, казалось, всегда был глубоко впечатлен русской публикой, и тем, как она вдумчиво и внимательно смотрела, и зорко рассматривала его картины. Он был очень тронут и тронут этим.

Когда в 1973 году наш дедушка возвращался домой из поездки в Россию — его первой и последней встречи с Родиной после его предыдущего, окончательного отъезда, — я помню, как он вспоминал этот характерный русский пристальный взгляд. Он мало говорил, просто некоторое время молчал, потом говорил: «А, вот именно!» И сегодня мы имеем честь понять многое из того, что представляет собой этот конкретный «взгляд».

Это как то подлинное чудо, которое в своей тишине исходит от собранных здесь картин.

Мерет Мейер
Внучка художника

 

Мне совсем не легко брать слово после моей сестры, которая смогла найти действительно правдивые слова, чтобы выразить то, что мы чувствуем, находясь здесь. в Москве. Сегодня мы выражаем искреннюю благодарность всем и считаем большой честью присутствовать здесь и участвовать в церемонии открытия этой впечатляющей выставки Марка Шагала.

Я очень благодарен всем вам за то, что вы пришли сюда после стольких лет терпеливого ожидания; Вы снова пришли полюбоваться картинами Шагала, и, наверное, кому-то из вас довелось увидеть эти работы впервые.

Наш дедушка много рассказывал нам о своей родине, России, по которой он так скучал. Он считал, что единственное, что он может сделать, чтобы помочь своей стране, это работать, рисовать. Он хотел поделиться своими снимками с родиной, передать Родине свое чувство красоты и любви. Для него не могло быть ничего лучше, чем такой день, как сегодня.

Он все время работал: это было для него очень важно. Как он сам выразился, без работы ничего не сделаешь. Это был его способ борьбы за свои идеалы. Он спрашивал нас, своих внуков, нашли ли мы свою любовь, есть ли у нас идеалы. Когда вы молоды, нелегко добраться до сути этого вопроса. И только когда я вырос, я смог понять, что он имел в виду, смог уловить послание, которое он хотел, чтобы мы получили. Писать картины было для него своего рода молитвой, способом познания самого себя, борьбой за художественную свободу.

Спасибо, что пришли принять участие в церемонии открытия этой блестящей выставки — потрясающей по своему чувству любви и прославляющей Шагала.

Белла Мейер
Внучка художника

Назад

Теги:

Марк Шагал. Биография | Журнал «Третьяковская галерея»

Яков Брук

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «BONJOUR, LA PATRIE!»

1887
Родился 6 июля (по старому стилю 24 июня) в Витебске.

19.00-19.05
Учился в Витебской городской четырехлетней профессиональной школе.

1906
Посещал уроки рисования Юрия (Иегуда) Пена. Зимой 1906/07 уезжает в Петербург.

1907-1908
Поступил в Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения изящных искусств под руководством Николая Рериха.

1909-1911
Поступила в Званцевскую школу рисунка и живописи, ученица Льва Бакста. Он познакомился с Беллой (Бертой) Розенфельд.

1911-1914
На стипендию, предложенную Максом Винавером, в мае 1911 года Шагал отправился учиться в Париж. Он поселился в Ла-Рюш и вошел в круг художников-авангардистов и поэтов.
Его работы выставлялись в Осеннем салоне и Салоне Независимых. Его первая крупная персональная выставка состоялась в Берлине в галерее Херварта Вальдена «Der Sturm» (19 июня14).
Выехал из Берлина в Витебск.

1914-1915
Шагал работал над картинами и рисунками, которые составили «Витебскую серию». Он женился на Белле Розенфельд 25 июля 1915 года. В сентябре он уехал в Санкт-Петербург, где Шагал поступил на альтернативную военную службу в Центральное бюро военной экономики.

1916-1917
Шагал вступил в Еврейское общество поощрения изящных искусств.
18 мая 1916 года у Шагалов родилась дочь Ида. Персональная выставка в Художественном бюро Надежды Добычиной. 19 декабря17 лет всей семьей уехали в Витебск.

1918-1919
Назначен наркомом изобразительных искусств Витебской губернии. Открыл в Витебске Народное художественное училище, возглавил бесплатную студию живописи.

1920
В июне, после конфликта, Шагал уехал из Витебска в Москву. В ноябре по рекомендации Абрама Эфроса он получил приглашение работать в Московский государственный еврейский камерный театр. Последние 40 дней года были посвящены работе над серией из семи живописных росписей для зала, а также над костюмами и декорациями для «Вечера Шолом-Алейхема».

1921
Жил и преподавал рисование в еврейской школе-лагере «Третий Интернационал» для сирот войны в Малаховке под Москвой.

1922 —   1923
Летом 1922 года Шагал уехал в Каунас (Литва) для выставки своих работ, а затем уехал в Берлин.
В сентябре 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагалов уехала в Париж.

1923 —   1925
По заказу Амбруаза Воллара Шагал работал над офортами, иллюстрирующими Николая Гоголя «Мертвые души». Персональные выставки в Брюсселе, Париже, Кельне, Цюрихе и Дрездене. «Цирк Воллара». Передал в дар Государственной Третьяковской галерее в Москве 96 офортов, иллюстрирующих «Мертвые души».0003

1930-1931
Амбруаз Воллар заказал Шагалу иллюстрацию Библии. Он посетил Палестину, Сирию и Египет. «Моя жизнь» во французском переводе Беллы Шагал вышла в Париже.

1933
На организованной нацистами в Мангейме выставке «Культурный большевизм» публично осуждались работы Шагала и других художников.

1935
Шагал отправился в Вильно в Польше, чтобы выступить на съезде Института культуры и языка идиш.

1937
Натурализован как гражданин Франции.

1940-1941
Семья переехала в Горд, город на берегу Луары. Получил приглашение от Музея современного искусства в Нью-Йорке поселиться в США. В июне 1941 года Шагалы прибыли в Нью-Йорк.

1942
Создавал декорации и костюмы к балету «Алеко» для Американского театра балета.

1943
Шагал встретился с советско-еврейским актером Соломоном Михоэлсом и поэтом Ициком Феффером, приехавшими в США в качестве членов Советско-еврейского антифашистского комитета.

1944
Белла Шагал умерла.

1945
Дизайн декораций, кулис и костюмов к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» для Американского театра балета. 1947
Вернулся во Францию, поселился в Оржевале. Персональная выставка в Национальном музее современного искусства в Париже. Эжен Териад опубликовал «Мертвые души» с офортами Шагала; за эти гравюры Шагал получил Гран-при на 24-й биеннале в Венеции.

1950
Переехал в Ванс в Провансе.
С этого времени Шагал в течение примерно 20 лет осваивал новые художественные средства, в том числе керамику, мозаику, гобелены и витражи. Он начал работать над монументальными картинами, вдохновленными Библией.

1951
Присутствовал на открытии своих персональных выставок в Иерусалиме, Хайфе и Тель-Авиве.

1952
Женат на Валентине (Ваве) Бродской. Он совершил путешествие в Грецию и Италию. Юджин Териад опубликовал «Fables» La Fontaine’s с трассами Chagall.

1956-1957
Жил в Париже. Eugene Teriade опубликовал библь с chagall’s Etchings. декорации и костюмы к балету Мориса Равеля и Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя», работал над росписями фойе оперного театра Франкфурта-на-Майне, избран почетным членом Американской академии искусств и литературы.

1960-1961
Работал над витражами для Иерусалимского университета.

1963-1964
По приглашению Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал расписал панно для потолка Парижской оперы. Поехал в штаб-квартиру Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, чтобы работать над витражами, посвященными памяти Дага Хаммаршельда.

1966-1967
Переехал в Сен-Поль-де-Ванс, деревню недалеко от Ванса, где он прожил до конца своей жизни.
Метрополитен-опера в Нью-Йорке заказала Шагалу роспись фойе оперного театра, а также декорации и костюмы для оперы Моцарта «Волшебная флейта».

1968-1970
Выполнял витражи для соборов Меца и Цюриха, а также мозаики для Университета Ниццы и общественных зданий в Иерусалиме. Основание Национального музея библейского послания Марка Шагала в Ницце.
Большой дворец в Париже организовал крупную ретроспективную выставку «Посвящение Шагалу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *