Шпионский мост — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Шпио́нский мост»[2] (англ. Bridge of Spies) — американский художественный фильм, снятый Стивеном Спилбергом по сценарию Мэтта Чармана (англ.) и братьев Коэнов, основанному на реальных событиях. Главные роли исполнили Том Хэнкс и Марк Райлэнс. Премьера в США состоялась 16 октября 2015 года, на территории России фильм вышел в прокат 3 декабря этого же года.
Лента получила шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года.
1957 год. Бруклин. Команда агентов ФБР арестовывает художника Рудольфа Абеля, подозреваемого в ведении шпионской деятельности в пользу СССР. Абелю удаётся уничтожить листочек с шифром, который он только что вытащил из тайника в парке, но агенты находят массу других улик, изобличающих в нём советского разведчика. Правительство США желает провести справедливый суд. Коллегия адвокатов Нью-Йорка поручает защиту Абеля адвокату Джеймсу Доновану, специалисту по страховым делам.
Несмотря на угрозу смертной казни, Абель сохраняет полное спокойствие и категорически отказывается сотрудничать с американскими властями. На суде Донован оспаривает законность обыска, но судья, яро настроенный против «шпиона», отклоняет его доводы. Присяжные признают Абеля виновным, но Доновану удаётся убедить судью не приговаривать подсудимого к казни, поскольку Абель служит своей стране и отказывается её предать. Также возможно в будущем в СССР арестуют американского разведчика и можно будет его обменять. Абель приговорён к 30-летнему заключению. Верховный суд отклоняет апелляцию Донована, он сталкивается с негативным отношением общества.
Тем временем, группа молодых пилотов после тщательного отбора получает назначение на самолёты-разведчики U-2 совершающие шпионские полёты над СССР по заданию ЦРУ. 1 мая 1960 года в одном из вылетов пилот Гэри Пауэрс сбит советской ракетой. Военный трибунал приговаривает лётчика к 10-летнему заключению.
Одновременно, в Берлине, в ходе раздела города и возведения Берлинской стены американский студент Фредерик Прайор пытается вывезти дочь своего преподавателя, но не успевает и попадает под арест. Штази обвиняет его в шпионаже.
Донован получает письмо из СССР от родственников Абеля с просьбой о содействии обмену Пауэрса на Абеля. Директор ЦРУ Ален Даллес просит Донована провести неофициальные переговоры о сделке. Донован отправляется в Берлин и встречается с «женой» Абеля, советским дипломатом Шишкиным и адвокатом из восточного Берлина Вольфгангом Фогелем. Фогель желает обменять Абеля на Прайора и вставляет палки в колёса. Донован игнорирует запрет ЦРУ и самовольно договаривается о сделке: Пауэрса и Прайора в обмен на Абеля. 10 февраля 1962 года стороны встречаются на Глиникском мосту. Пауэрс и Абель проходят обмен на мосту, немцы привозят на КПП «Чарли» Прайора. Донован уезжает в США, где встречает уже положительное отношение семьи и общества.
- Том Хэнкс — Джеймс Донован, страховой юрист
- Марк Райлэнс — Рудольф Абель, советский разведчик-нелегал
- Скотт Шеперд — агент Хоффман
- Эми Райан — Мэри Маккенна Донован, жена Джеймса
- Себастьян Кох — адвокат Вольфганг Фогель
- Алан Алда — Томас Уоттерс, партнёр в юридической фирме
- Остин Стоуэлл — Фрэнсис Гэри Пауэрс, американский летчик
- Билли Магнуссен — Даг Форрестер, помощник Джеймса Донована
- Ив Хьюсон — Кэрол Донован, дочь Джеймса и Мэри
- Джиллиан Леблинг — Пегги Донован, дочь Джеймса и Мэри
- Ноа Шнапп — Роджер Донован, сын Джеймса и Мэри
- Джесси Племонс — Джо Мёрфи, американский летчик
- Майкл Гэстон — агент Уильямс
- Питер Макробби — Аллен Даллес, глава ЦРУ
- Уилл Роджерс — Фредерик Прайор, студент, обвинённый в шпионаже
- Доменик Ломбардоцци — агент Бласко
- Дакин Мэттьюс — судья Мортимер Байерс
- Стивен Канкен — Уильям Томпкинс
- Джошуа Харто — Бэйтс
- Марк Зак — советский судья
- Эдвард Джеймс Хайленд — председатель верховного суда Эрл Уоррен
- Михаил Горевой — Иван Александрович Шишкин, сотрудник советского посольства
- Бургхарт Клауснер — Харальд Отт
Фильм получил широкое признание критиков. На сайте Rotten Tomatoes его рейтинг «свежести» составляет 91% со средней оценкой в 7,8 баллов из 10 на основе 239 рецензии[3]. Metacritic, который выставляет оценки на основе среднего арифметического взвешенного, дал фильму 81 баллов из 100 на основе 48 рецензий[4]. По данным сайта CinemaScore, зрители поставили фильму оценку «A» по шкале от «A+» до «F»[5].
Ричард Рупер из Chicago Sun-Times похвалил фильм, высоко оценив режиссёрское мастерство Стивена Спилберга[6]. Майкл Филиппс из Chicago Tribune
- 2015 — попадание в список лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США.
- 2016 — премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также 5 номинаций: лучший фильм (Стивен Спилберг, Марк Платт, Кристи Макоско Кригер), лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн), лучшая оригинальная музыка (Томас Ньюман), лучшая работа художника (Адам Стокхаузен, Рина ДеАнджело, Бернхард Хенрих), лучшее сведение звука (Энди Нельсон, Гэри Ридстром, Дрю Кунин).
- 2016 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — премия BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также 8 номинаций: лучший фильм (Стивен Спилберг, Марк Платт, Кристи Макоско Кригер), лучшая режиссура (Стивен Спилберг), лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн), лучшая операторская работа (Януш Камински), лучшая оригинальная музыка (Томас Ньюман), лучший монтаж (Майкл Кан), лучшая работа художника (Адам Стокхаузен, Рина ДеАнджело, Бернхард Хенрих), лучший звук (Энди Нельсон, Гэри Ридстром, Дрю Кунин, Ричард Хаймнс).
- 2016 — номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — премия «Сатурн» за лучший триллер.
- 2016 — премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм (Стивен Спилберг).
- 2016 — премия Лондонского кружка кинокритиков за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн).
- 2017 — две номинации на премию «Грэмми»: лучший саундтрек для визуального произведения (Томас Ньюман), лучшая инструментальная композиция (Томас Ньюман за «Bridge Of Spies (End Title)»).
Шпионский мост (2015) смотреть онлайн
Рейтинг: 7.483 Д.Донован был выдающейся личностью и гражданином США, легендарным адвокатом, преданным родине офицером, умнейшим политическим дипломатом. Именно ему поручили вести дело советского шпиона Абеля. Казалось бы, судьба русского разведчика предрешена, ведь дело хотят сфабриковать, какие симпатии могут быть к вражескому агенту, но Донован берётся за дело со всем профессионализмом, беспристрастно и по совести….
Мировая премьера фильма состоялась в 2015 году. Кинолента снята по мотивам реальных событий.
Режиссёр и продюсер кинокартины ‒ С.Спилберг.
Центральные роли исполнили Т.Хэнкс и М.Райлэнд, также в фильме снялись: С.Шеперд, Э.Райан, С.Кох, А.Алда, О.Стоуэлл, Б.Магнуссен, И.Хьюсон, Д.Леблинг,Н.Шнапп и другие.
По мнению совета американских кинокритиков, кинокартина попала в список лучших фильмов года.
Была номинирована во многих категориях ряда киноцеремоний, в частности, имеет награду Оскар, BAFTA, Сатурн.
Страна: | США, Германия, Индия |
Режиссер: | Стивен Спилберг |
В ролях: | Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Эми Райан, Алан Алда, Остин Стоуэлл, Скотт Шеперд, Джесси Племонс, Доменик Ломбардоззи, Себастьян Кох, Ив Хьюсон |
Продолжительность: | 142 мин. / 02:22 |
Возраст: | 16+ |
Год: | 2015 |
Фильм Шпионский мост смотреть онлайн в HD
лучший фильм Стивен Спилберг Том Хэнкс 2015 на реальных событиях про шпионовРецензия на фильм «Шпионский мост»
Летом 1957 года агенты ФБР задерживают в Нью-Йорке советского разведчика Рудольфа Абеля (Мак Райлэнс). Его осуждение в разгар холодной войны считается делом решенным, но в соответствии с требованием закона ему все же назначают судебного адвоката – юриста по страховым делам Джеймса Донована (Том Хэнкс). Донован никогда в жизни не защищал иностранных шпионов, и он не горит желанием этим заниматься, поскольку в глазах общественности он становится почти таким же парией, как Абель. Однако он честно выполняет свою работу и даже доходит до Верховного суда, настаивая на том, что при обыске Абеля не были соблюдены все формальности и что найденные улики нельзя было использовать для обвинения. Тем временем советские ВВС сбивают шпионский самолет Фрэнсиса Гэри Пауэрса (Остин Стоуэлл). После того как суды США и СССР приговаривают обоих шпионов к длительному заключению, правительство просит Донована организовать в Восточной Германии обмен Абеля на Пауэрса.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Восточную Германию в фильме в переговорах представляет адвокат Вольфганг Фогель – реальный человек, сотрудничавший со Штази, который после Абеля организовал обмен более 150 разведчиков, а также переезд на Запад 34 тысяч политзаключенных и 215 тысяч обычных граждан
Дожив до седин, великий режиссер Стивен Спилберг нашел себе новое хобби – давать с экрана высокопоставленным политикам советы, позаимствованные из американской истории. Три года назад он выпустил «Линкольна» – наглядное пособие для желающих протащить через Конгресс и Сенат необходимое, но далеко не у всех популярное прогрессивное решение. Теперь же Спилберг снял «Шпионский мост» – пылкую защиту конституционных прав врагов Америки и взаимовыгодных переговоров с вражескими странами.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
К сценарию фильма приложили руку братья-режиссеры Итан и Джоэл Коэны, но основную работу над текстом проделал британский театральный драматург Марк Чарман, лишь недавно занявшийся киносценариями
Казалось бы, и то и другое – прописные истины. Но разве сидели бы террористы (и «террористы») на базе в Гуантанамо, если бы американские власти считали, что каждый пойманный ими преступник заслуживает справедливого суда на территории Америки? А про переговоры и говорить нечего. Сколько десятилетий тянулась волынка с фактическим игнорированием Кубы! Хотя это не какая-нибудь далекая держава, а остров в двух шагах от США.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Для пропаганды азбучных, но регулярно игнорируемых истин Спилберг использует рупор главного калибра – оскароносца Тома Хэнкса, собаку съевшего на изображении «правильных парней». Как и можно было ожидать, Хэнкс доверие мэтра полностью оправдал. Его благородный герой регулярно произносит пафосные речи, но кажется при этом человеком, а не заведенным органчиком. Хотя совершенно очевидно, что для Спилберга Донован интересен не как человек в сложной и странной ситуации, а как воплощение всего лучшего, что может быть в американском адвокате. Подвиньтесь, Аттикус Финч из «Убить пересмешника», у вас появился соперник, который сильнее вас в борьбе за безнадежное дело!
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Чтобы показать Донована рыцарем без страха и упрека, картина скрывает от зрителей, что реальный Донован во время Второй мировой войны служил юристом в OSS – конторе-предшественнице ЦРУ. А, как известно, бывших шпионов не бывает. Ясно, что Донована приставили к Абелю, чтобы втереться к нему в доверие и склонить к сотрудничеству с ЦРУ. Так что юрист сражался в суде как лев не только из любви к Конституции. Кроме того, неправда, что в дом Донована во время процесса стреляли (юрист получал письма с проклятиями «патриотов», но этим все ограничилось) и что у адвоката в Восточном Берлине украли пальто.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
К чести Спилберга, героем в «Шпионском мосту» оказывается не только Донован. Абель показывается так, как показал бы его советский режиссер – абсолютно непоколебимым бойцом, который не выдает своих эмоций даже в суде, когда решается, не посадят ли его на электрический стул. Естественно, Пауэрс предстает таким же несгибаемым молчаливым героем, и фильм избегает упоминания о том, что летчик в Москве дал подробные показания, полностью признал свою вину и униженно попросил у суда снисхождения, которое ему с удовольствием было оказано (прокурор просил 15 лет, а Пауэрсу дали всего 10, в то время как Абель получил «тридцатку»). В благодарность за помощь в изобличении империализма Хрущев приказал установить в камере Пауэрса мягкую мебель и кормить летчика в генеральской столовой. В результате ко времени освобождения Пауэрс изрядно раздобрел, в то время как Абель, наоборот, похудел и осунулся. В его камере дивана и ковра не было, поскольку он даже не назвал своего настоящего имени – Вильям Фишер.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Прожив первую половину фильма в комфортной Америке (несмотря на косые взгляды прохожих и вышеупомянутую стрельбу по дому), Донован второй экранный час проводит в холодном и опасном Берлине, курсируя между Западом и Востоком и ведя напряженные переговоры между США, СССР и Восточной Германией. В то время как остальные участники сделки хотят обменять одного человека на другого, Донован требует, чтобы в обмен на Абеля СССР отпустил Пауэрса, а ГДР – пойманного на Восточной территории американского студента Фредерика Прайора.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Добиться неравноценного обмена, естественно, оказывается непросто, и трудное положение Донована усугубляется сюрными политико-бюрократическими играми его визави в стиле «Тут мы признаем, тут не признаем, а тут рыбу заворачиваем». Бедняге даже оказывается трудно определить, с кем, собственно, он ведет переговоры и обладают ли его собеседники необходимой для принятия решений властью. Но так как он не может бросить соотечественников в «коммунистическом аду» (иначе изображенный Спилбергом депрессивнейший Восточный Берлин с как раз воздвигаемой Берлинской стеной не назвать), то Донован проявляет всю свою изворотливость и все свое красноречие, чтобы добиться желаемого результата.
Кадр из фильма «Шпионский мост»
Для Америки «Шпионский мост» – это, безусловно, достойное кино, которое напоминает об истинных американских ценностях и рассказывает подзабытую ныне историю о триумфе гуманитарной дипломатии. Понятно, энергией и мощью блокбастеров-боевиков это разговорное кино не отличается, но в рамках избранного им интеллектуального жанра Спилберг снял достаточно занимательную и лишь слегка отклоняющуюся от реальных событий картину.
Нам, с другой стороны, в сюжете «Моста» более всего интересно то, что Спилберг опускает, – нелегальная работа Абеля в США и охота советских зенитчиков на самолеты-шпионы, которые в США считались неуязвимыми. Юридическое и политическое морализаторство Донована нашей страны не касается, поскольку у нас с судами совсем другие проблемы, а отечественные дипломаты готовы вести переговоры со всеми, кроме отмороженных террористов. Недаром в советском «Мертвом сезоне», отчасти основанном на истории Абеля, переговорам об обмене не уделяется никакого внимания. Мол, было бы принципиальное решение, а о нюансах всегда можно договориться, и нет ничего особенного в том, чтобы вести переговоры с американцами. Так что то, что для американцев в «Мосту» интересно и полезно, для нас тривиальная банальность. Хотя, конечно, приятно видеть компетентное политическое кино, которое признает героизм нашего разведчика и, несмотря на обилие антисоветских выпадов, больше плохого говорит об Америке, чем об СССР. Ну, а за Восточную Германию пусть обижаются немцы!
С 3 декабря в кино.
Шпионский мост. Настоящая история главного обмена холодной войны | История | Общество
Историческая достопримечательность
Глиникский мост через реку Хафель, разделяющий Берлин с Потсдамом, сегодня не выделяется чем-то особенным. Однако туристов к нему манит не сегодняшний день, а история. Во времена холодной войны это был не просто мост, а граница, разделяющая две политические системы — капиталистический Западный Берлин и социалистическую Германскую Демократическую Республику.
С начала 1960-х годов мост получил неофициальное название «Шпионского», поскольку именно здесь регулярно стали проводится обмены арестованными разведчиками между противоборствующими сторонами конфликта.
Разумеется, рано или поздно история моста должна была привлечь внимание Голливуда. И вот в 2015 году состоялась премьера фильма режиссёра Стивена Спилберга «Шпионский мост», в основу которого положена история самого первого и самого известного обмена разведчиков двух стран. 3 декабря 2015 года фильм «Шпионский мост» вышел в прокат в России.
Как водится, увлекательная история, рассказанная в фильме, представляет собой американский взгляд на события, помноженный на художественный вымысел создателей картины.
Провал Марка
Настоящая история обмена советского нелегала Рудольфа Абеля на американского пилота разведывательного самолёта Фрэнсиса Пауэрса была лишена ярких красок и спецэффектов, но не менее интересна.
С 1948 года в США начал нелегальную работу агент советской разведки под псевдонимом Марк. Среди задач, поставленных руководством перед Марком, было получение информации о ядерной программе США.
Рудольф Абель. Марка СССР из выпуска «Советские разведчики». Фото: Public DomainМарк жил в Нью-Йорке под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса и для прикрытия владел фотостудией в Бруклине.
Работал Марк блестяще, поставляя в Москву бесценную информацию. Всего через несколько месяцев руководство представило его к награждению орденом Красного Знамени.
В 1952 году на помощь Марку был прислан ещё один нелегал, действовавший под псевдонимом Вик. Это было серьёзной ошибкой Москвы: Вик оказался морально и психологически неустойчивым и в итоге не только сообщил властям США о своей работе на советскую разведку, но и выдал Марка.
21 июня 1957 года в нью-йоркской гостинице «Латам» Марк был арестован агентами ФБР.
Под чужим именем
Марк, несмотря ни на что, отрицал свою принадлежность к советской разведке, отказался от дачи показаний на суде и отклонил попытки американских спецслужб склонить его к сотрудничеству. Единственное, что он сообщил на допросе, — это своё настоящее имя. Нелегала звали Рудольф Абель.
Американцам было понятно, что человек, задержанный ими и отрицающий свою причастность к разведке, является профессионалом экстра-класса. Суд вынес ему приговор — 32 года тюрьмы за шпионаж. Абеля содержали в одиночной камере, не оставляя попыток склонить его к откровениям. Однако разведчик отклонял все предложения американцев, проводя время в заключении за решением математических задач, занятиями теорией искусства и живописью.
На самом деле имя, которое разведчик раскрыл американцам, было ложным. Его звали Вильям Фишер. За его плечами была нелегальная работа в Норвегии и Великобритании, подготовка радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны в период Второй мировой войны. Именно в годы войны Фишер работал вместе с Рудольфом Абелем, именем которого воспользовался после ареста.
Настоящий Рудольф Абель умер в Москве в 1955 году. Его имя Фишер назвал для того, чтобы, с одной стороны, дать руководству сигнал о своём аресте, а с другой, указать, что он не предатель и не сообщил американцам никакой информации.
«Родственные» связи
После того как стало ясно, что Марк в руках американцев, в Москве началась осторожная работа по его освобождению. Она велась не по официальным каналам — Советский Союз отказывался признать в Рудольфе Абеле своего агента.
Контакты с американцами налаживались от имени родственников Абеля. Сотрудники разведки ГДР организовали письма и телеграммы, адресованные Абелю от некоей его тётушки: «Что ты молчишь? Ты даже не поздравил меня с Новым годом и с Рождеством!».
Так американцам дали понять, что кто-то имеет интерес к Абелю и готов обсудить условия его освобождения.
К переписке подключился кузен Абеля Юрген Дривс, которым на самом деле был сотрудник КГБ Юрий Дроздов, а также восточногерманский адвокат Вольфганг Фогель, который и в дальнейшем будет часто выступать посредником в подобных щекотливых делах. Посредником с американской стороны стал адвокат Абеля Джеймс Донован.
Переговоры шли тяжело, в первую очередь, потому, что американцы смогли оценить важность фигуры Абеля-Фишера. Предложения обменять его на осуждённых в СССР и странах Восточное Европы нацистских преступников были отвергнуты.
Главный козырь СССР упал с неба
Ситуация изменилась 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит американский самолёт-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс. Первые сообщения об уничтожении самолёта не содержали информации о судьбе пилота, поэтому президент США Дуайт Эйзенхауэр официально заявил, что лётчик заблудился, выполняя задание метеорологов. Выходило так, что жестокие русские сбили мирного учёного.
Капкан, поставленный советским руководством, захлопнулся. Советская сторона представила не только обломки самолёта со шпионской аппаратурой, но и живого пилота, задержанного после приземления на парашюте. Фрэнсис Пауэрс, которому просто некуда было деваться, признал, что он выполнял шпионский полёт в интересах ЦРУ.
19 августа 1960 года Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.
Почти сразу как стало известно, что американский пилот самолёта-шпиона попал в руки к русским, в американской прессе зазвучали призывы обменять его на осуждённого Абеля, процесс над которым широко освещался в США.
Теперь СССР взял реванш, проведя не менее громкий процесс над Пауэрсом.
Американский лётчик действительно стал весомым козырем в переговорах об освобождении Абеля. И тем не менее американцы не были готовы к обмену «один на один». В итоге в «комплект» к Пауэрсу были предложены американский студент из Йеля Фредерик Прайор, арестованный за шпионаж в Восточном Берлине в августе 1961 года, и молодой американец Марвин Макинен из Пенсильванского университета, отбывавший 8-летний срок за шпионаж в СССР.
Странные «рыбаки» и «засадный полк» в фургоне
Наконец стороны достигли принципиального согласия. Встал вопрос, где должен происходить обмен.
Из всех возможных вариантов выбрали Глиникский мост, ровно посередине которого проходила государственная граница между Западным Берлином и ГДР.
Стальной тёмно-зелёный мост имел длину около ста метров, хорошо просматривались подходы к нему, что позволяло предусмотреть все меры предосторожности.
Обе стороны до последнего не очень доверяли друг другу. Так, в этот день под мостом обнаружилось большое количество любителей рыбалки, которые резко потеряли интерес к подобному хобби после завершения операции. А в крытом фургоне с радиостанцией, подошедшем со стороны ГДР, прятался отряд восточногерманских пограничников, готовый к любым неожиданностям.
Утром 10 февраля 1962 года к мосту американцами был доставлен Абель, а советской стороной — Пауэрс. Второй точкой обмена стал контрольно-пропускной пункт «Чекпойнт Чарли» в Берлине, на границе между восточной и западной частями города. Именно там американской стороне был передан Фредерик Прайор.
Как только сообщение о передаче Прайора было получено, началась основная часть обмена.
Глиникский мост. Фото: Commons.wikimedia.org«Раритет» от президента Кеннеди
Перед тем как Рудольфа Абеля вывели на мост, сопровождающий его американец спросил: «Вы не опасаетесь, полковник, что вас сошлют в Сибирь? Подумайте, ещё не поздно!». Абель улыбнулся и ответил: «Моя совесть чиста. Мне нечего бояться».
Официальные представители сторон убедились, что доставленными лицами действительно являются Абель и Пауэрс.
Когда все формальности были соблюдены, Абелю и Пауэрсу было разрешено отправиться к своим.
Один из участников операции по обмену с советской стороны Борис Наливайко так описывал происходящее: «И после этого начинают движение Пауэрс и Абель, остальные остаются на местах. И вот они идут навстречу друг другу, и здесь я вам должен сказать, самый кульминационный пункт. Я до сих пор, вот… перед глазами у меня стоит эта картина, как эти два человека, имена которых будут теперь называться всегда вместе, идут и впились, буквально, глазами друг в друга — кто же есть кто. И даже когда уже можно было идти к нам, а вот, я смотрю, Абель поворачивает голову, сопровождает Пауэрса, а Пауэрс поворачивает голову, сопровождает Абеля. Это была трогательная картина».
На прощание американский представитель протянул Абелю документ, который ныне хранится в кабинете истории внешней разведки в штаб-квартире СВР в Ясенево. Это грамота, подписанная президентом США Джоном Кеннеди и министром юстиции Робертом Кеннеди и скреплённая большой красной печатью Министерства юстиции. В ней, в частности, говорится: «Да будет известно, что я, Джон Ф. Кеннеди, президент Соединённых Штатов Америки, руководствуясь… благими намерениями, отныне постановляю прекратить срок тюремного заключения Рудольфа Ивановича Абеля в день, когда Фрэнсис Гарри Пауэрс, американский гражданин, в настоящее время заключённый в тюрьму правительством Советского Союза, будет освобождён… и предварён под арест представителя правительства Соединённых Штатов… и при условии, что упомянутый Рудольф Иванович Абель будет выдворен из Соединённых Штатов и будет оставаться за пределами Соединённых Штатов, их территорий и владений».
Самое удачное место
Последний участник обмена Марвин Макинен, как и было предварительно оговорено, был передан американской стороне месяц спустя.
Вильям Фишер действительно не попал в Сибирь, как пророчили американцы. После отдыха и лечения он продолжил работу в центральном аппарате разведки, а несколько лет спустя выступил со вступительным словом к советскому фильму «Мёртвый сезон», некоторые сюжетные повороты которого имели прямое отношение к его собственной биографии.
Председатель КГБ при Совете министров СССР Владимир Семичастный (1-й слева) принимает советских разведчиков Рудольфа Абеля (2-й слева) и Конана Молодого (2-й справа). Фото: РИА НовостиВильям Генрихович Фишер скончался 15 ноября 1971 года на 69-м году жизни от рака лёгких.
Фрэнсис Пауэрс пережил в США немало неприятных минут, выслушивая обвинения в предательстве. Многие считали, что он должен был покончить с собой, но не попасть в руки к русским. Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения.
Закончив с работой на разведку, Пауэрс работал гражданским лётчиком, 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта.
А Глиникский мост после успешного обмена 10 февраля 1962 года так и оставался главным местом для подобных операций вплоть до падения ГДР и распада социалистического блока.
Шпионский мост — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Шпио́нский мост»[2] (англ. Bridge of Spies) — американский художественный фильм, снятый Стивеном Спилбергом по сценарию Мэтта Чармана (англ.) и братьев Коэнов, основанному на реальных событиях. Главные роли исполнили Том Хэнкс и Марк Райлэнс. Премьера в США состоялась 16 октября 2015 года, на территории России фильм вышел в прокат 3 декабря этого же года.
Лента получила шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года.
Сюжет
1957 год. Бруклин. Команда агентов ФБР арестовывает художника Рудольфа Абеля, подозреваемого в ведении шпионской деятельности в пользу СССР. Тому удаётся уничтожить листочек с шифром, который он только что вытащил из тайника в парке, но агенты находят массу других улик, изобличающих в нём советского разведчика. Правительство США желает провести справедливый суд. Коллегия адвокатов Нью-Йорка поручает защиту Абеля адвокату Джеймсу Доновану, специалисту по страховым делам.
Несмотря на угрозу смертной казни, Абель сохраняет полное спокойствие и категорически отказывается сотрудничать с американскими властями. На суде Донован оспаривает законность обыска, но судья, яро настроенный против «шпиона», отклоняет его доводы. Присяжные признают Абеля виновным, но Доновану удаётся убедить судью не приговаривать подсудимого к казни, поскольку Абель служит своей стране и отказывается её предать. Также возможно в будущем в СССР арестуют американского разведчика и можно будет его обменять. Абель приговорён к 30-летнему заключению. Верховный суд отклоняет апелляцию Донована, он сталкивается с негативным восприятием общества.
Тем временем, группа молодых пилотов после тщательного отбора получает назначение на самолёты-разведчики U-2 совершающие шпионские полёты над СССР по заданию ЦРУ. 1 мая 1960 года в одном из вылетов пилот Гэри Пауэрс сбит советской ракетой. Военный трибунал приговаривает лётчика к 10-летнему заключению.
Одновременно, в Берлине, в ходе раздела города и возведения Берлинской стены американский студент Фредерик Прайор (англ.) пытается вывезти дочь своего преподавателя, но не успевает и попадает под арест. Штази обвиняет его в шпионаже.
Донован получает письмо из СССР от родственников Абеля с просьбой о содействии обмену Пауэрса на Абеля. Директор ЦРУ Ален Даллес просит Донована провести неофициальные переговоры о сделке. Донован отправляется в Берлин и встречается с «женой» Абеля, советским дипломатом Шишкиным и адвокатом из восточного Берлина Вольфгангом Фогелем. Фогель желает обменять Абеля на Прайора и вставляет палки в колёса. Донован игнорирует запрет ЦРУ и самовольно договаривается о сделке: Пауэрса и Прайора в обмен на Абеля. 10 февраля 1962 года стороны встречаются на Глиникском мосту. Пауэрс и Абель проходят обмен на мосту, немцы привозят на КПП «Чарли» Прайора. Донован уезжает в США, где встречает уже положительное отношение семьи и общества.
Видео по теме
В ролях
- Том Хэнкс — Джеймс Донован, страховой юрист
- Марк Райлэнс — Рудольф Абель, советский разведчик-нелегал
- Скотт Шеперд — агент Хоффман
- Эми Райан — Мэри Маккенна Донован, жена Джеймса
- Себастьян Кох — адвокат Вольфганг Фогель
- Алан Алда — Томас Уоттерс, партнёр в юридической фирме
- Остин Стоуэлл — Фрэнсис Гэри Пауэрс, американский летчик
- Билли Магнуссен — Даг Форрестер, помощник Джеймса Донована
- Ив Хьюсон — Кэрол Донован, дочь Джеймса и Мэри
- Джиллиан Леблинг — Пегги Донован, дочь Джеймса и Мэри
- Ноа Шнапп — Роджер Донован, сын Джеймса и Мэри
- Джесси Племонс — Джо Мёрфи, американский летчик
- Майкл Гэстон — агент Уильямс
- Питер Макробби — Аллен Даллес, глава ЦРУ
- Уилл Роджерс — Фредерик Прайор (англ.), студент, обвинённый в шпионаже
- Доменик Ломбардоцци — агент Бласко
- Дакин Мэттьюс — судья Мортимер Байерс
- Стивен Канкен — Уильям Томпкинс
- Джошуа Харто — Бэйтс
- Марк Зак — советский судья
- Эдвард Джеймс Хайленд — председатель верховного суда Эрл Уоррен
- Михаил Горевой — Иван Александрович Шишкин, сотрудник советского посольства
- Бургхарт Клауснер — Харальд Отт
Восприятие
Фильм получил широкое признание критиков. На сайте Rotten Tomatoes его рейтинг «свежести» составляет 91% со средней оценкой в 7,8 баллов из 10 на основе 239 рецензии[3]. Metacritic, который выставляет оценки на основе среднего арифметического взвешенного, дал фильму 81 баллов из 100 на основе 48 рецензий[4]. По данным сайта CinemaScore, зрители поставили фильму оценку «A» по шкале от «A+» до «F»[5].
Ричард Рупер из Chicago Sun-Times похвалил фильм, высоко оценив режиссёрское мастерство Стивена Спилберга[6]. Майкл Филиппс из Chicago Tribune положительно высказался о фильме, в частности об актёрской игре Тома Хэнкса[7]. Игнатий Вишневецкий из The A.V. Club охарактеризовал фильм как «один из самых прекрасных поздних фильмов Спилберга и, возможно, самый красноречивый. […] Шпионский мост изображает напряжённый обмен пленными между ЦРУ и КГБ, часто перетекающий в игру в кошки-мышки»[8].
Награды и номинации
- 2015 — попадание в список лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США.
- 2016 — премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также 5 номинаций: лучший фильм (Стивен Спилберг, Марк Платт, Кристи Макоско Кригер), лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн), лучшая оригинальная музыка (Томас Ньюман), лучшая работа художника (Адам Стокхаузен, Рина ДеАнджело, Бернхард Хенрих), лучшее сведение звука (Энди Нельсон, Гэри Ридстром, Дрю Кунин).
- 2016 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — премия BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс), а также 8 номинаций: лучший фильм (Стивен Спилберг, Марк Платт, Кристи Макоско Кригер), лучшая режиссура (Стивен Спилберг), лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн), лучшая операторская работа (Януш Камински), лучшая оригинальная музыка (Томас Ньюман), лучший монтаж (Майкл Кан), лучшая работа художника (Адам Стокхаузен, Рина ДеАнджело, Бернхард Хенрих), лучший звук (Энди Нельсон, Гэри Ридстром, Дрю Кунин, Ричард Хаймнс).
- 2016 — номинация на премию Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — премия «Сатурн» за лучший триллер.
- 2016 — премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм (Стивен Спилберг).
- 2016 — премия Лондонского кружка кинокритиков за лучшую мужскую роль второго плана (Марк Райлэнс).
- 2016 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший оригинальный сценарий (Мэтт Чарман, Итан Коэн, Джоэл Коэн).
- 2017 — две номинации на премию «Грэмми»: лучший саундтрек для визуального произведения (Томас Ньюман), лучшая инструментальная композиция (Томас Ньюман за «Bridge Of Spies (End Title)»).
Примечания
См. также
Ссылки
Мы простимся на мосту / Новости кино и телевидения / Russia.tv
Мы простимся на мосту
В 1962 году на Глиникском мосту в Берлине произошел обмен Рудольфа Абеля на Фрэнсиса Гэри. Остальные обмены советских и американских разведчиков в годы холодной войны происходили здесь же, за что мост окрестили шпионским. Отдавая дань памяти, Стивен Спилберг снял последние кадры своего политического детектива «Шпионский мост» на месте этого исторического события.
Однажды к художнику Рудольфу Абелю (Марк Райлэнс) в его неуютную, почти нищенскую квартирку ворвались представители спецслужб США. Абель абсолютно спокоен: он не понимает, чего от него хотят и в связи с чем арестовали. На допросах Абель отказывается признать улики, свидетельствующие о его шпионаже в пользу СССР. Впрочем, у американцев тоже не все гладко на советской земле: пилота самолета-разведчика U2 Фрэнсиса Гэри взяли с поличным. И отлаженная в эпоху процветающего сталинизма система допросов в любой момент может дать нежелательный для США результат – Гэри признается даже в том, чего не совершал. Обе страны понимают: уничтожить шпионов можно. Но есть шанс вернуть Гэри и Абеля домой.
Место выбрано подходящее – Берлин эпохи возведения стены, разделяющей город не просто на две части – на два мира. Осталось выбрать того, кто организует обмен. Доверительное лицо. Выбор ЦРУ пал на неприметного бруклинского адвоката Джеймса Донована (Том Хэнкс), специализирующегося на делах о страховании. Тем более что адвокат уже в курсе событий, поскольку именно ему поручено представлять интересы Абеля в суде. С одной стороны, Донован в ужасе от перспективы отправиться в непредсказуемый советский Берлин. С другой – у адвоката там свои интересы.
События 1962 года не один десяток лет тревожили американский кинематограф. Еще в 1965-м Грегори Пек хотел сняться в роли Донована. На роль Абеля тогда утвердили Алека Гиннесса, а автором сценария был выбран Стирлинг Силифант. Тем не менее компанией MGM было принято решение не лезть в политику в самый разгар холодной войны. Возможно, потому, что стали бы известны детали, замечать которые было невыгодно. Например, тот факт, что мирный уездный страховой адвокат Джеймс Б. Донован в годы Второй мировой войны работал в Управлении стратегических служб (предшественнике ЦРУ), созданном Франклином Рузвельтом и Уильямом Джозефом Донованом. Так что его выбор был отнюдь не случаен: Донован-младший был неплохо подготовлен к решению поставленной перед ним задачи.
О достоинствах или недостатках фильма с точки зрения его художественной ценности говорить довольно трудно: Спилберг никогда не скупился на эпические формы, не стал ими жертвовать и в данном случае – подготовил безупречную картинку. Ради выбранной цели он изменил немало известных фактов, а некоторые и вовсе опустил. Так, по сюжету не ясно, где, как прокололся Абель. В фильме лишь показано, как он получает из КГБ шифровки, спрятанные в десятицентовые монетки. В кадре мелькают здания, которых не было в 62-м, на крышах домов красуются спутниковые антенны. А вот Донован опускает пару монеток в телефонной будке и с легкостью дозванивается из Берлина в Америку. Впрочем, самая вольная интерпретация произошла с Берлинской стеной: режиссер «забыл», что на самом деле ее построили не зимой, а в августе. Что возвели стену фактически за одну ночь – по сюжету это было долгое и мучительное строительство, во время которого толпы людей ходили в гости или просто прогуляться из одной части города в другую. Правда, их иногда, развлечения ради, гэдээровские солдаты расстреливали.
Спилберга не смущает «легкое» искажение фактов. В конце концов, и Александр Дюма считал историю вешалкой, на которую писатель вправе набрасывать в произвольной форме разную одежду, приукрашая ее деревянный остов. Так что режиссер упорно двигался вперед.
Дело в том, что продюсер и режиссер Стивен Спилберг из года в год снимает кино про одно и тоже. Вариации могут быть самые разные, но все его фильмы – это пропаганда (отличного качества, но именно пропаганда) Америки как единственной свободной и демократической страны и американского образа жизни как единственно правильного. Ни у единого зрителя не должно возникнуть сомнений, что американские семейные, культурные, моральные ценности – лучшие в мире: благодаря им в мире появляются настоящие герои. Лишь ради этого им снята сцена расстрела перелезающих через стену мирных немцев, которую видит потрясенный Донован. В финале, уже вернувшись в Америку, адвокат видит мексиканских детей, «демократически и свободно» перелезающих через похожую стену в Бруклине.
Каждый раз Спилберг тщательно подбирает актеров, которые будут отвечать его замыслу. На сей раз его выбор пал на Тома Хэнкса, создавшего образ милого, но необаятельного, скромного, но с чувством собственного достоинства «своего парня». Хэнкс давно зарекомендовал себя как актер, которому любой отдал бы последнюю рубаху, потому что он буквально излучает надежность и доверие. Душка-адвокат (а не профессиональный сотрудник УСС) будет биться за своих до последнего. В отличие, скажем, от советских конъюнктурщиков. Комически, но точно вылепленных персонажей.
Как следствие небольшой, но примечательный итог первого показа фильма: российский зритель определенно симпатизирует американской стороне и радостно оживляется при возможности высмеять проколы туповатых советских дипломатов и гэбистов. Как тут не вспомнить о том, что еще Владимир Ленин, отлично осознав значимость кинематографа в деле пропаганды и агитации, написал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Если рассматривать фильм «Шпионский мост» с этой позиции – он безупречно отвечает поставленным задачам.
Оценить возрождение политического триллера можно уже на этой неделе: «Шпионский мост» выходит в российский прокат.
Мария Свешникова, Russia.tv