Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Сколько оставлять официанту на чай: Гид по чаевым: сколько, кому и как платить

Сколько оставлять официанту на чай: Гид по чаевым: сколько, кому и как платить

Содержание

Гид по чаевым: сколько, кому и как платить

27 августа  на первой полосе Corriere della Sera появилась история о четырех туристах из России, которые в тосканском ресторане Cinqualino Beach оставили €4200 чаевых при счете €10 800 (ужин включал две бутылки вина Chateau Petrus, 1992-го и 1996 года плюс закуски, фирменные блюда, десерт). Газета никого ни в чем не упрекала, не было сказано ни слова про «русскую мафию» — но заметка все же появилась c подзаголовком «Излишества».

С размером денежных поощрений дело обстоит довольно просто: есть граница, ниже которой опускаться просто неприлично. А вот как давать чаевые — вопрос тонкий: многое зависит от культурных, социальных и экономических особенностей конкретной страны. «Клиенты задают туроператорам массу мелких вопросов о стране, куда собираются, но никогда не советуются насчет чаевых, — говорит Ирина Тюрина, главный редактор туристического портала Rata News. — А ведь в каждой стране своя культура чаевых».

Виталий Лунгин, владелец флористического салона в Петербурге, разбирался с системой чаевых в гостинице Лас-Вегаса экспериментальным путем.

Горничная упорно не брала оставленные на тумбочке монетки. «Я подумал, может, невежливо оставлять на чай мелочью, и на следующий день положил $2. Вечером обнаружил их на прежнем месте. Так продолжалось до тех пор, пока я не оставил $10, — потом выяснилось, что горничным принято оставлять от $2 в день, а в этой довольно дорогой гостинице — и того больше». Ставить такой эксперимент в ЮАР, Тунисе и Марокко не стоит: персоналу местных отелей запрещено брать оставленные деньги, чаевые передают горничной лично в руки.

Реклама на Forbes

В английских пабах не принято оставлять чаевые наличными, зато всегда можно «угостить» бармена напитком, стоимость которого будет записана на ваш счет. В Чехии и Германии просто округляют сумму счета в большую сторону — деньги надо вложить в принесенный официантом счет или хотя бы прикрыть салфеткой. «Оставить деньги для всеобщего обозрения просто неприлично», — рассказывает Анастасия Патрышева, совладелица сайта Travel.ru. А в салонах красоты на Ближнем Востоке клиент должен поощрить каждого, кто прикоснется к его волосам: мойщика головы, мастеров стрижки, окраски, укладки.

Чаевые, конечно, дело добровольное, да не совсем. Если в американском ресторане вы впишете в соответствующую строчку в счете сумму менее 10%, к вам может подойти менеджер с невинным на первый взгляд вопросом, что же именно вам не понравилось в обслуживании. Чаевые «хороших» клиентов в Америке доходят до 25% от суммы заказа. «Там надо платить всюду и всем. Даже водителям бесплатных шаттлов, даже в «Макдоналдсе» неплохо бы оставить $1-2», — говорит Патрышева. И все же нужно сохранять чувство реальности, советует Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей и кондитеров, много путешествующий по Америке: «Большие чаевые — общепринятая в Штатах практика. Таксистам, например, обязательно платят, и много. Но когда один из них заявил, что я ему должен по доллару за каждый чемодан и каждую открытую дверцу, я его быстро поставил на место».

В Японии вообще не принято оставлять на чай, предложенными чаевыми  можно оскорбить человека: хорошо работать — долг каждого японца, а получать за это дополнительное денежное вознаграждение — позорно. Опрос, проведенный среди населения Японии, показал, что из-за необходимости платить чаевые японцы даже путешествуют меньше, чем хотели бы.

Как правило, чем беднее страна, тем актуальнее вопрос чаевых. В Турции, ЮАР и на Кубе обслуживающий персонал работает только за чаевые при очень маленькой  зарплате или вообще без нее. В чем-то это даже проще: о чаевых вам не дадут забыть. «На Кубе, — говорит Евгений Гиндилис, генеральный продюсер кинокомпании ТВИНДИ, — все местные жители прекрасно знают, сколько, за что и от кого им причитается. В случае чего вам напомнят. Для них это главный источник существования».

По сути чаевые — это благодарность клиента за хорошее обслуживание. А если оно вам не понравилось? Даже если плата за обслуживание уже включена в счет, есть способ обозначить свою позицию. Во Франции, например, принято в таком случае оставить на столе самую мелкую монетку: официант вас поймет. «Бывают случаи, когда неудобно не дать чаевые, — говорит  Ирина Тюрина, — но нет такой ситуации, когда неудобно было бы эту сумму уполовинить». Однажды Тюрина сопровождала группу в поездке по Израилю. «Нам представилась возможность посетить Вифлеем. Он находится на арабской территории, работают там только свои гиды. Нам не повезло, наша гид говорила штампами, делала грубые ошибки, а потом она мне как старшей по группе в приказном порядке велела собрать для нее чаевые. Разумеется, я ей отказала».

В вопросе о том, сколько где платить, люди в основном полагаются на собственную интуицию, редко задумываясь о том, что она может и подвести — в каждой стране существуют свои негласные правила. Чтобы помочь читателям не попасть впросак, Forbes составил гид по чаевым.

7 причин не давать на чай курьерам и официантам

Соня Емельянова

изучила аргументы читателей

Профиль автора

Чаевые — вечный вопрос. Оставлять или нет, и если да, то кому и за что — у каждого человека свой подход.

Один из читателей Т⁠—⁠Ж поделился своей болью: он подрабатывает курьером, но получает мало чаевых. В комментариях многие читатели возмутились и рассказали, почему давать чаевые — это тоже боль. Собрали семь главных аргументов в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

ПРИЧИНА № 1

Курьеры и официанты ничем не лучше других людей, которым не дают чаевые

Я заказал услугу, мне выставили за нее счет, я согласился. Если этого мало, увеличьте цену за услугу. Почему я должен платить дважды?

Аналогично с курьером: он согласился работать за зарплату, согласованную с работодателем. Почему он ожидает, что ему заплатят сверху? Если не устраивает зарплата, проси больше или меняй работу. Почему пожарному, врачу, архитектору, бухгалтеру, шахтеру и остальным не приходит в голову просить чаевые за свою работу, а официанты с курьерами какие-то особенные?


Человек пошел на работу и негодует, почему за его оплаченный труд, который входит в стоимость еды или товара, не подкидывают еще деньжат. А он сам дает чаевые гардеробщицам, слесарям в ЖЭКе, депутатам за исполненные обещания?

Нет чтобы поговорить с работодателем о повышении зарплаты или организовать профсоюз курьеров, легче переложить ответственность на клиента.

Без обид, но похоже на попрошайничество. И да, я очень рад, что в России нет безумия с чаевыми, как в США.


ПРИЧИНА № 2

Если не устраивает зарплата, нужно менять работу, а не надеяться на чаевые

Никогда нигде не оставляю чаевых и прочих подачек. Работодатель и так заработает, а курьеру или мастеру и так заплатят. Человек сам выбрал эту работу и сам согласился на условия оплаты. И исполнять должностные обязанности человек должен в любом случае хорошо и качественно, а не только в надежде на подачку от клиента. Если его не устраивает зарплата, пусть идет на другую должность.


Меня бесит, когда официанты, курьеры или таксисты считают, что клиент обязан оставлять им чаевые. Это не моя проблема, что вы устроились на работу с низким окладом, и я явно не должна думать о том, что вы рассчитывали чаевые грести лопатой. Особенно это касается обнаглевших курьеров, которые считают, что подвиг совершили, доставив заказ. Правда, меня не касается, что вам не хватает зарплаты, что на улице плохая погода или что вы изо всех сил давите из себя вежливость в надежде на лишнюю сотку.

Как-то заказывала доставку, указала, что потребуется сдача с 1000 Р, заказ вышел на 700 Р с копейками. Курьер, приехав с опозданием, отдал заказ, получил деньги и собрался уходить. Я говорю: «А сдача?» А он в ответ: «А вам что, сдачу нужно отдавать?» В итоге отдал деньги с таким видом, будто я ему в лицо высморкалась. В другой доставке оплачивала картой, курьер приехал и спросил, как мне удобнее будет отдать ему чаевые — наличными или переводом? Я, если честно, в шоке была от такой наглости, причем такое чаще всего именно с курьерами происходит. Опаздываете, заказы приносите в таком состоянии, как будто на своей сумке с горки катались, но на чаевые рассчитываете. Да даже если к доставке вопросов нет, не обязана я вам платить, я не ваш работодатель, тем более если доставка и так платная: я оплатила товар, оплатила услугу доставки.


ПРИЧИНА № 3

Чаевые можно давать только за работу сверх нормы

Я использую сервис А, который просит с меня Х денег за услугу, например доставку еды. Доставка осуществляется в установленный срок и в полном объеме, то есть так, как мне и обещали за мои деньги. За что платить сверх установленной суммы? За то, что человек сделал свою работу, за которую ему и так платят зарплату? Я, как и многие, считаю чаевые пережитком и возможностью занижать зарплаты людям, занятым в сфере обслуживания.


Чаевые, которые мне почему-то необходимо оставлять, не из воздуха берутся. Эти деньги я зарабатывал своим трудом, и бесит, когда кто-то считает, что я обязан их ему просто отдать.

Я различаю, когда человек действительно выполнил больше того, что было положено, и тогда мне хочется оставить чаевые. А вот качество сервиса в сфере доставки еды — какое-то непонятное определение: вы что, довезете быстрее, чем едет поток машин? Или еду будете очень аккуратно в машину складывать? В чем сервис, за который нужно оставлять чаевые?


ПРИЧИНА № 4

Если давать чаевые всем, из бюджета постоянно будет уходить значительная сумма Artem
не готов платить за медленную доставку

Курьер думает, что у него много клиентов, а он у них один такой, поэтому заказчики не обеднеют. Но это не так. Курьеру из интернет-магазина чаевые оставь, доставщику пиццы оставь, доставщику корма для кошек оставь, в кофейне на обеде оставь, в кафе вечером оставь, в ресторане в выходные оставь, в баре с друзьями оставь. Если давать чаевые каждому просто за факт выполнения работы, то за месяц набежит кругленькая сумма, от которой, конечно, не обеднеешь, но и терять ее просто так, за то, что заказываешь доставку или пришел в заведение, не хочется.

Одно дело, если мы действительно довольно долго сидим в ресторане или баре и официанту пришлось потрудиться, чтобы выполнить все наши хотелки, и он сделал свою работу хорошо. За такое можно и больше 10% от счета оставить, так и делаем иногда. Но платить курьерам за выполнение доставки, которая к тому же иногда задерживается на неопределенное время? Когда звонишь и уточняешь сроки, а в ответ получаешь: «Не знаю, когда привезу. Ближе к вечеру. Или, может быть, завтра» — все желание оставлять чаевые всем представителям этой профессии пропадает.


ПРИЧИНА № 5

Культура чаевых не свойственна России, и заимствовать ее не надо

Только в США такая культура чаевых, когда работодатель считает возможным платить минимальный оклад, а дальше сами пусть крутятся, ну а клиенты должны отнестись с пониманием и помочь беднягам из сферы обслуживания.

В некоторых странах за вами пару кварталов пробегут, чтобы вернуть деньги, которые вы «забыли» на столе в ресторане. И таксист откажется от чаевых, потому что это оскорбительно. Мне в целом непонятно, почему так надо тянуть к нам эту культуру из США, а не отсутствие чаевых в принципе, как, например, в Японии.


ПРИЧИНА № 6

Из-за чаевых услуга или товар становятся дороже

Я оставляю чаевые, если есть наличка, а она есть не всегда, но мне не нравится вся эта система. В итоге я решил не пользоваться доставкой: предпочту сам пройтись или прокатиться, благо есть возможность. Или даже откажусь от заказа в пользу покупки чего-то другого, потому что, с одной стороны, курьера обидеть не хочется, а с другой, какого черта?

Если пицца стоит 699 Р, я не хочу покупать ее за 799 Р. В итоге в проигрыше все. Магазины поумнее вносят эти 100 Р в стоимость заказа и делают бесплатную доставку от 1000 Р, не жлобятся, а деньги сверх стоимости заказа идут как бонус курьеру к его базовой зарплате.


ПРИЧИНА № 7

Люди в сфере обслуживания не так уж мало зарабатывают, чтобы платить им дополнительно

Даю чаевые курьерам, только когда погода реально плохая: проливной дождь или метель. Все остальное время не хочу. Человек сам выбрал такой жизненный путь. Не хочешь вкалывать за копейки — научись чему-то другому.

К тому же зарплата размером почти 30 000 Р за 22 рабочих дня по 8 часов — не так уж и мало за минимальную ответственность — не уронить пиццу по пути, доставить вовремя и в нужную квартиру — с минимальными навыками. Расскажите о своих проблемах обычному терапевту, который восемь лет не спал сутками из-за учебы в меде и интернатуры. Давайте теперь всем давать чаевые: кассирам, учителям, машинистам в метро, гардеробщицам.


Wegeograph
живет в регионе с низкими зарплатами

У меня в мыслях даже ни разу не проскользнуло, что я должен дать чаевые. А за что? Ресторан и так заработает. Курьеру тоже заплатят. 165 Р в час — это, конечно, мало. Но реальность в том, что эта ставка выше, чем средняя зарплата по моему городу.

И почему чаевые не платят представителям других профессий? Например, учителям. Зарплата у них меньше, чем у курьера, но они ничего подобного не требуют.


сколько оставлять на чай в разных странах

Чтобы размер чаевых в путешествии не стал для вас неприятным сюрпризом, рассказываем, кому, сколько и когда оставлять вознаграждение.

Чаевые в России приветствуются в любом заведении и не зависят от статуса. Вы можете отблагодарить бариста хоть за сердечко на капучино, а вот хромающее обслуживание, пусть даже в фешенебельном ресторане, не заставит раскошелиться сверх счета. Общепринятая сумма умещается в 10% — это максимальная граница поощрения, выходить за пределы которой не обязательно. Равно как и «мелочиться» на чай, а вот в Израиле, например, принято благодарить именно мелочью.  

В путешествиях оставляйте чаевые наличными в местной валюте — так вы проявите уважение к стране и ее порядкам. Чтобы избежать неловких ситуаций, заранее поинтересуйтесь чаевыми традициями страны, куда направляетесь. 

Галопом по Европе

Service compris во французском счете освобождает от уплаты чаевых, однако французы вежливо оставляют в ресторанах 10% от суммы. Инклюзивные чаевые в итальянских заведениях также составляют 10%. В баре можно откланяться за несколько монет со сдачи. 

В респектабельном ресторане Великобритании сумма благодарности не превышает 10%, в Ирландии — 13%, включенных в счет, а вот в простом кафе или пабе в знак признательности можно просто угостить бармена. В Австрии чаевые включены в счет, но хорошим тоном считается его округлять. Официанту будет приятно, если вместо €47 вы оставите €50. 

Невысокий размер поощрения — 3–6% — принят в Скандинавии. В оправдание скажем, что отношение к сервису там очень трепетное, поэтому плата за обслуживание негласно входит в счет. В Нидерландах чаевыми тоже не жалуют, но, если захотите поднять настроение симпатичному официанту, вас никто не одернет. В Германии принято благодарить суммой от 5 до 10%. Trinkgeld («чаевые» в пер. с немецкого) не вписывают в счет, но вы можете смело проявить инициативу в любом ресторане или кафе.

Восток — дело тонкое

Что касается путешествий в Азию, тут можно сэкономить на хороших манерах. В Корее официанты получают зарплату и установленный процент от выручки заведения — предлагая деньги в качестве благодарности, вы можете задеть их самолюбие. В Японии денежное поощрение также сочтут грубостью. И даже не пытайтесь осчастливить официанта в Китае, он воспримет это как личное оскорбление и знак неуважения к своей работе. Индия и Таиланд в вопросах с чаевыми более толерантны — небольшое вознаграждение воспримут, скорее, с улыбкой.

На других континентах

В Австралии чаевые не пользуются популярностью. В зоне касс некоторых кафе и магазинов стоят специальные коробочки, которые мотивируют посетителей избавляться от мелочи в пользу персонала. В ресторанах чаевые оставляют скорее туристы — на добровольной основе и только наличными. Порадовать официанта через терминал, увы, не получится. 

В Чили предусмотрены любые способы вознаграждений. Определенную роль здесь сыграла культура США, поскольку в штатах чаевые — обычное дело. Оплачивая ужин в кафе, вы непременно услышите вопросительное «Propina» («чаевые» в пер. с испанского), после чего ваш счет вырастет на 10%. Propina настигнет вас, даже если заказали еду с собой или оформили доставку на дом через приложение. 

Возвращаясь к Америке, отметим, что чаевые появились там с развитием трактиров, баров и других питейных заведений. Американцы и канадцы весьма щепетильны в чаевых вопросах и оставляют от 15 до 20% от стоимости заказа. В ресторанах и барах в небоскребах чаевые стартуют от 18%. Во время ужина официант может несколько раз подойти и поинтересоваться, «все ли у вас в порядке и как вы находите обслуживание». После чего вы получите счет, где сумма благодарности будет прописана отдельной строкой.

Материал подготовила Александра Кубрина

Где и сколько оставлять чаевых? – Блог Купибилет

Оставлять чаевые в заведениях — хороший тон, но личное желание каждого. В одних странах они обязательны, потому что чуть ли не единственный доход персонала. В других — вообще запрещены, и могут быть восприняты как пощёчина. Рассказываем, где и сколько принято оставлять на чай, чтобы не обидеть официанта. 

В Китае, Южной Корее, Японии и Сингапуре оставлять чаевые не принято, более того, они даже запрещены и могут быть расценены, как оскорбление. Обслуживающий персонал в этих странах получает хорошие деньги за свою работу и отдаётся ей полностью, поэтому гроши, которые вы оставляете будут лишними. Чаще всего в счёт уже включено 10% за обслуживание, так что этого достаточно.  

Чуть иначе с этим в Гонконге. В кафе или ресторане в счёт уже включено 10% за обслуживание, поэтому можно ничего не оставлять. А вот в такси водитель скорее округлит сумму, чтобы оставить сдачу себе. 

В Индонезии, если в счёт не включено обслуживание, можно оставить 5-10% от суммы чека, но не обязательно. Никто не обидится, если вы заплатите только по счёту. А вот в такси желательно самому округлить сумму. Где от вас точно будут ждать чаевых — это в аэропорту. Носильщики хитрые ребята и не соглашаются обычно на 2-3 доллара, им нужно больше. Поэтому, соглашаясь передать кому-то свои сумки, обговорите заранее размер чаевых. 

Если не оставите чаевые в ресторане, отеле или ещё где-то за обслуживание, то персонал будет оскорблён. Чтобы сменить их гнев на милость, 10% от счёта будет достаточно. 

А вот здесь, в отличие от Азии, чаевые (или как их тут называют — бакшиш) считаются традицией и местным этикетом. Их оставляют местные и туристы. В Омане, Иордании, ОАЭ, Египте, Тунисе, Марокко и Катаре приятным тоном считается 10, а то и 15% от суммы счёта. Причём по традиции, персонал сначала отказывается от них. Но это не значит, что надо забирать их обратно. После второй попытки «Да нет, что вы, возьмите» они охотно берут заслуженную плату за свои услуги. Это касается не только персонала в ресторане или отеле, но и таксистов. 

Во многих странах чаевые принято оставлять, если вам всё понравилось — это 10-15% от суммы. Часто у людей нет мелочи, поэтому при оплате картой можно самому прибавить сумму чаевых и оплатить по новому счёту. Бывает и так, что чаевые уже включены в итоговую сумму, если сомневаетесь, уточните этот вопрос у персонала. Но, например, в Венгрии надо не просто оставить сдачу или сотку форинтов на столе, а именно дать их лично в руки официанту. 

А в Италии, Португалии и Испании нет какого-то определённого процента чаевых. Поэтому вы можете сами округлить сумму или оставить пару евро на столе, или 10% от счёта — выбор за вами. Но в Италии есть ещё такое понятие, как «coperto». Обычно это 1-2 евро за сервировку стола, деньги идут напрямую владельцу ресторана. 

Во Франции чаевые включены в счёт и это даже подкреплено законодательством. В них входит не только поощрение за обслуживание, но и плата на воду и хлеб, которые вам приносят перед основными блюдами. Поэтому во Франции можно не париться, а платить по счёту и уходить.

Страна, где на чаевых и держится вся работа. Даже в простых закусочных или фастфудах иногда оставляют около 5% от суммы. Вроде и гроши, а кому-то приятно. Если речь о приличных ресторанах, то там всё зависит от суммы счёта, а чаевые стартуют от 15% и доходят аж до 30%. Даже если чаевые изначально включены в счёт, то всё равно надо оставить хотя бы 5-10% после еды. В некоторых заведениях даже может дойти до скандала, мол, почему вы не оставили чаевые, вам что-то не понравилось? Если не хотите после вкусного обеда вести напряжённый разговор с менеджером, лучше сразу дайте официанту на чай.  

 

В общем, если не знаете сколько оставлять, оставляйте 10% от счёта — это норма. А если не хотите оставлять чаевые в стране, где это принято, то у вас должны быть чёткие тому обоснования, на случай, если к вам подойдёт менеджер заведения. То, что вы жадина (допустим), не является оправданием. 


В нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты, делимся новостями и лайфхаками. Вэлкам!

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Подобрать билеты