Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Смысл песен оксимирона – Смысл трека «Возвращаться домой» (Би-2 и Оксимирон) — мужская версия

Смысл песен оксимирона – Смысл трека «Возвращаться домой» (Би-2 и Оксимирон) — мужская версия

Содержание

Почему Oxxxymiron — главный рэпер страны?

Русский рэп могут осуждать, осмеивать и называть его ужасным. Возможно, так оно и есть — этот жанр музыки довольно слабо развит в нашей стране именно с профессиональной точки зрения. Сейчас очень много дилетантов, за которыми стоят большие продюсеры. Но, как известно, всегда есть тот, кто может спасти ситуацию. И в данном случае это Мирон Федоров, более известный под псевдонимом Oxxxymiron.

На своих концертах он собирает полные залы и стадионы. Его треки известны по всему миру. Oxxxymiron — частый участник батлов от Versus, а его известнейшее состязание с американским исполнителем Dizaster точно навсегда войдет в мировую историю рэпа. Песни Мирона выходят за рамки, ставшие привычными для такого вида музыки, —- это уже почти поэзия с уходом в традиции классической литературы.

В октябре этого года начался гастрольный тур Окси по нашей стране. В список городов включен и Нижний Новгород. Это то событие, которое точно нельзя пропустить. В этой статье мы попробуем разобраться, чем обусловлена такая популярность, что уникально в его творчестве и почему его можно назвать главным рэпером России.

Картинки по запросу oxxxymiron

Картинки по запросу oxxxymiron
Шаг первый. Образование и жизненный опыт

Уроженец Ленинграда за свои 32 года прошел большой путь к становлению настоящей звездой мировой музыки. С самого детства Мирон много путешествовал по миру, потому что его отец работал в научной сфере. В 9 лет мальчик поступил в немецкую гимназию. Здесь он впервые пробует себя в качестве исполнителя, создав группу МИФ (сокращение от Мирон Федоров). Тогда Oxxxymiron решил, что он — создатель русского рэпа: «То есть натурально был уверен, что я первый человек, читающий рэп по-русски». Но позже, после поездки в Россию, он понял, что ошибался.
В одном из своих интервью Oxxxymiron вспоминает первые строки, написанные в 14 лет:

«Кто-то живет в квартирах, бомжи живут в сортирах
Андеграунд-эмси живут в подземных дырах, пишут сатиру
На тех, кто находится в высшей части культурного слоя
Злословят на тему этикета и высших сословий»

Картинки по запросу oxxxymiron молодой

Картинки по запросу oxxxymiron молодой

В 15 лет семья вновь переезжает, на этот раз в Великобританию. Мирон успешно проходит собеседование и поступает в Оксфордский университет, откуда выпускается филологом по специальности «средневековая английская литература». Денег такая профессия не приносила, да и найти работу оказалось не так просто. В это время он попробовал себя в качестве репетитора, переводчика, кассира и даже грузчика.

И только в 2007 году Мирон, благодаря общению с местными русскими эмигрантами, вновь начинает заниматься рэпом. Тогда же рождается и псевдоним, который достаточно необычен по своей структуре. Это сложение литературного термина «оксюморон», который означает сочетание двух противоречащих друг другу понятий и утроенной буквы «X» как символ большого количества матерных слов в текстах.

Картинки по запросу oxxxymiron 2007

Картинки по запросу oxxxymiron 2007
Шаг второй. «Горгород»

Начиная с 2008 года исполнитель стремительно и расчётливо двигается к своей популярности. Он становится частым участником различных рэп-батлов. А к 2011 году Oxxxymiron выпускает известнейший альбом «Вечный Жид», обеспечивший популярность за рубежом и премию «Открытие года» от журнала GQ.

После первой пластинки Мирон сразу начинает работать над второй. Выход альбома постоянно откладывался — исполнитель желает довести его до идеала. Казалось бы, это должно было оттолкнуть публику, но интерес к альбому не угасал, а напротив, повышался — слушатели сгорали от нетерпения.

И вот, в ноябре 2015 года выходит долгожданный второй альбом «Горгород». Это была настоящая сенсация — сайты, где были выложены ссылки на скачивание, перестали загружаться из-за огромного количества посетителей.

Сам Oxxxymiron рекомендует слушать альбом последовательно с начала до конца, чтобы точно уловить главную идею. Это антиутопия, сравнимая с книгами Оруэлла. Мы можем увидеть здесь много аллюзий, метафор и других литературных приемов. Каждая песня рассказывает историю, смысл и детали которой сложно полностью уловить с первого раза.

Похоже ли это на тот рэп, что многие слушали до Оксимирона? Разве это черты привычного нам рэпа? Вряд ли будет справедливо отрицать, что его композиции стоят на уровень выше, образуя особый музыкально-поэтический жанр.

Шаг третий. Участие в рэп-батлах

Вот уже почти 10 лет Oxxxymiron участвует в различных рэп-батлах. Сегодня исполнитель — желанный и почти постоянный гость и участник известной российской площадки «Versus Battle».

С самого первого состязания с «Крип-А-Крипом» осенью 2013 Мирон постоянно одерживает победы с огромным перевесом в свою пользу. А состязание с Johnyboy набрало почти 40 миллионов просмотров, что является абсолютным рекордом не только для русскоязычных, но и для мировых площадок. Так продолжалось до лета этого года. В батле с Гнойным (Славой КПСС) Oxxxymiron терпит тотальное поражение со счетом 0:5.

По этому поводу в интернете и социальных сетях было много мемов и «нарезок». Слава стал настоящей звездой, а заголовки многих изданий пестрили громкими заявлениями, что Мирон больше не король русского рэпа. Результаты этого состязания считаются спорными и обсуждаются до сих пор. Очевидно, что Гнойный — довольно сильный МС и заслуженно одержал победу. Однако мастерство Оксимирона по-прежнему не вызывает сомнений, поэтому его поражение «всухую» выглядит крайне странно. Как бы там ни было, состязание стало громким событием и позволило «хайпануть» обеим сторонам.

Шаг третий. Участие в рэп-батлах

Вот уже почти 10 лет Oxxxymiron участвует в различных рэп-батлах. Сегодня исполнитель — желанный и почти постоянный гость и участник известной российской площадки «Versus Battle».

С самого первого состязания с «Крип-А-Крипом» осенью 2013 Мирон постоянно одерживает победы с огромным перевесом в свою пользу. А состязание с Johnyboy набрало почти 40 миллионов просмотров, что является абсолютным рекордом не только для русскоязычных, но и для мировых площадок. Так продолжалось до лета этого года. В батле с Гнойным (Славой КПСС) Oxxxymiron терпит тотальное поражение со счетом 0:5.

По этому поводу в интернете и социальных сетях было много мемов и «нарезок». Слава стал настоящей звездой, а заголовки многих изданий пестрили громкими заявлениями, что Мирон больше не король русского рэпа. Результаты этого состязания считаются спорными и обсуждаются до сих пор. Очевидно, что Гнойный — довольно сильный МС и заслуженно одержал победу. Однако мастерство Оксимирона по-прежнему не вызывает сомнений, поэтому его поражение «всухую» выглядит крайне странно. Как бы там ни было, состязание стало громким событием и позволило «хайпануть» обеим сторонам.

В октябре 2017 года прошёл исторический рэп-батл между Россией в лице Oxxxymiron и Америкой, представленной Dizaster’ом. Несмотря на недавний провал, русский рэпер смог одержать победу, что лично признал даже его противник. Oxxxymiron читал тексты с идеальными произношением, интонацией и эмоциональностью, они, в свою очередь, традиционно были наполнены глубоким смыслом. До этого момента никого из российских исполнителей не приглашали на площадку «King of the Dot» в Лос-Анджелесе. Это ли не лучшее подтверждение мастерства и международного признания?

Шаг четвертый. Развиваться и экспериментировать

Прошло почти 600 дней с того момента, как Oxxxymiron выложил свой второй альбом. Конечно, это очень большой срок, и теперь фанаты строят предположения — когда же ждать новую пластинку. Мирон обещает релиз этой зимой, но реальное положение дел может измениться. Появились неофициальные версии относительно названия: предположительно, третий сборник именуют «MiXXXtape III», что является довольно логичным продолжением.

Стоит отдать должное рэперу, ведь он не даёт слушателям заскучать в ожидании нового альбома.
Сразу после поражения на батле с Гнойным он выпускает песню «Биополярочка». Это размышления Oxxxymiron’а о жизни, собственных взлетах и падениях:

«Каждый мой шаг под микроскопом,
И real talk, если хоть раз оплошал, все
Я ждал год, чтобы отдать трон
Шапка Мономаха тяжела, я подустал всех *** в рот»

Буквально через неделю после релиза сингла выходит клип с Маркулом на песню «FATA MORGANA». Это видео можно назвать пугающим и сюрреалистичным. Например, в одной из сцен Oxxxymiron лежит на хирургическом столе, из его тела вынимают органы.

Далее выходит новый дуэт, на этот раз с Би-2 на песню «Пора возвращаться домой». В центре внимания проблема эмиграции и жизни за границей. Это грустная история о тысячах людей, которые не могут вернуться домой из-за несогласия с властью и страха быть угнетёнными за отличные (от чего? «от большинства»? или лучше «„неправильные“ взгляды») взгляды.

Х***, что делать, если победа сердца над разумом
И все – надоело среди туземцев быть пасынком
Позади рай, но раз, увы, камикадзе мы –
Впереди мир камер газовых
Армий Власова, казней массовых, но
Все же тянет назад, стой, потряхивает, входим в родное антипространство
Что, сказать “стоп”?
Остаться, писать в стол?
Ссать, что умрешь тут, как эмигрантский запас слов?

Наконец, выпускается еще одна работа с Ка-тет’ом — «Машина прогресса», рассказывающая об устройстве, созданном во благо, но принесшем много страдания. Подобная характеристика подойдёт и для описания человеческих действий, и для многих общественных институтов, созданных нами.

Клип — это зарисовка от профессионального художника, сумевшего передать всю атмосферу и ритм. В песне есть такие слова: «Мой девиз — возвращение блудного жида», что является отсылкой к первому альбому и, возможно, намеком на будущий.

Таким образом, Oxxxymiron смог быстро и ярко подняться после своего поражения, набрать еще большую популярность, выпустить сразу несколько треков и полностью завоевать внимание публики. Все это произошло за каких-то 2 месяца. Можно с уверенностью сказать, что новый альбом будет настоящей «бомбой» и впереди нас ждет еще много всего интересного.

Ответ на главный вопрос

Oxxxymiron’a можно назвать главным рэпером страны по многим причинам. В свои 32 года он сумел достичь небывалых высот и завоевать мировую известность и признание. Несколько дней назад он читал свои тексты на известном в Америке радио Eminem’a. Кстати, с ним Мирона чаще всего и сравнивают, что выглядит как самый лучший комплимент и почитание таланта.

Каждая его песня отличается глубоким смыслом, лексикой высокого уровня и наличием огромного количества отсылок к знаменательным явлениям мировой истории и культуры. Этим, согласитесь, может похвастаться не любой современный русский рэпер.

Концерты Мирона собирают целые стадионы, а билеты полностью распродаются за несколько месяцев после старта продаж. Фанаты готовы потратить любые деньги, только бы увидеть любимого выдающегося рэпера вживую.
На своих выступлениях Oxxxymiron полностью отдает себя и свою энергию, заряда которой хватает на долгое время. Пожалуй, как минимум по этим причина, его можно назвать главным рэпером страны.

АЛЁНА БАСОВА 

Смысл песни Oxxxymiron — Город под подошвой

Читай нас в Дзене:

Пересыпанный литературными, географическими и историческими аллюзиями трек Оксимирона «Город под подошвой» рассказывает о гастрольной жизни музыканта, параллельно очерчивая его позицию по отношению к другим отечественным рэп-исполнителям. Эта композиция — о том, как Oxxxymiron «захватывает» города и веси, оставляя их «под подошвой», и о его дорожной жизни вместе с «семьёй», то есть его командой.

Образ дороги и гастрольная жизнь в песне Оксимирона «Город под подошвой»

И песня, и клип рассказывают об одном и том же — команда едет в тур, по дороге устраивая бешеные тусовки, выступает, делает перерыв на короткий отдых и снова отправляется в дорогу. После выхода видеоклипа Oxxxymiron на самом деле отправился в тур по России. С поездкой в тур связаны многие образы в тексте песни «Город под подошвой»: «Дон ли, Волга ли течёт», «Сколько миль ещё? Перелёт короткий был не в счёт», «Светофоры, госпошлины, сборы и таможни», «Мимо тополей и спелого хлеба полей», «Пара стран, автострад, Краснодар, Татарстан, Москвабад», «Есть маршрут и есть на трассе населённый пункт, и там нас сегодня ждут»… Но если бы смысл песни «Город под подошвой» был в простом перечислении дорожных реалий, вряд ли бы он так волновал слушателей, правда? Действительно, Оксимирон не просто рисует дорожную картину, он даёт понять, что эта разъездная жизнь в минивэне — единственный достойный способ существования настоящего музыканта.

Смысл песни Oxxxymiron — Город под подошвой

Кадр из клипа Oxxxymiron — Город под подошвой

Тур, следующие одно за другим выступления и тусовки — это настоящее испытание для того, кто привык к комфорту. Но Оксимирон и его команда — «больше, чем семья» — ребята нетребовательные. «Я — звезда? Дайте тёплый плед и капюшон, салфетки — жопу вытирать, и всё, отметка „хорошо“», — так, по-видимому, выглядит райдер Оксимирона. «Дай силёнок тут не свернуть и не сломаться», — просит он, ведь путешествие выдалось не из лёгких. «Наши постели портативны», — другими словами, музыканты могут вырубиться от усталости где угодно, хоть в мчащемся по дороге минивэне, хоть в сиденье самолёта. Но всё равно не высыпаются: «Снова ебло заспано, снова вставать засветло». А права на отдых у музыканта нет: «Подустал? Нам насрать!», «Нытик, не будь женственным». И снова Оксимирон забрасывает котомку на плечо, как на логотипе «Долгого пути домой». И снова отправляется в путь — в тот населённый пункт на трассе, где его сегодня ждут.

«Многопартийный рэп» и место Оксимирона среди других рэп-исполнителей

Судя по тексту «Города под подошвой», отношение Оксимирона к современной отечественной рэп-тусовке положительным не назовёшь. «Схемы однотипны… Все теперь MC», — с горечью констатирует он. А причина этого проста: «Менестрелю — два пути: корпоратив или квартирник». Что это означает? На корпоративах обычно выступают исполнители самого низкого пошиба, те, что могут лишь играть каверы на популярные песни, но не сочиняют ничего своего. Выступление на корпоративе — это гарантированный гонорар, но в историю такой музыкант не войдёт. Квартирник же — это выступление «для своих», за которое музыканту никто не заплатит, зато он получит признание понимающих людей, таких же, как он. Этими полярными понятиями Oxxxymiron ограничивает выбор, который встаёт рано или поздно перед любым исполнителем, любой группой, мечтающей об успехе. Либо деньги, либо признание близких по духу людей. Что выбирает сам Oxxxymiron? По-видимому, он намерен совместить признание с коммерческим успехом, именно поэтому все остальные представители рэп-сцены оцениваются им не слишком высоко — они выбрали «корпоратив».

Смысл песни Oxxxymiron — Город под подошвой

Кадр из клипа Oxxxymiron — Город под подошвой

Oxxxymiron указывает на то, что сейчас рэп-музыка переживает не лучшие времена: «У индустрии нервный тик». Её раздирает война между разными командами, группировками: «Теперь рэп — многопартийный». И здесь звучит важная мысль: «Я б весь рэп поработил, но всё время в пути». Этим Oxxxymiron хочет сказать, что общение с живой публикой, поклонниками, для него важнее завоевания эфирного времени и бессмысленных баттлов с теми рэперами, которые не дотягивают до его уровня: «Я кладу на вас, челядь, пятикратно, ведь мы выступаем сильно, словно челюсть питекантропа». Здесь Оксимирон играет словами: слово «выступать» одновременно понимается в значении концерта и в значении непохожести на другие команды.

В припеве Oxxxymiron наиболее чётко обозначает свою позицию: для него важнее завоевать целый мир, нежели тратить время на соревнования в коммерческом успехе с бездарными исполнителями. Рэпер сравнивает себя с Гулливером — он чувствует себя великаном по сравнению с другими музыкантами, которые кажутся ему лилипутами. И наконец, самая сильная метафора в песне разносит противников в пух и прах: «Ты живёшь под каблуком, у меня — город под подошвой». Иными словами, цель Оксимирона — мировая известность, и он движется к ней. Каждый город, в котором он дал концерт, завоёван им, остался «под подошвой», отмечен красным флажком на карте его побед. И тем глубже пропасть между ним и теми музыкантами, которые оказались «под каблуком» своих спонсоров.

Смысл песни Oxxxymiron — Город под подошвой

Кадр из клипа Oxxxymiron — Город под подошвой

Так в чём же смысл песни «Город под подошвой» Оксимирона? Музыкант честно и без прикрас рассказывает о том, каково живётся группе в постоянных разъездах. Он даёт понять, что это — тяжёлый труд, который выдержит не каждый. Более того, не каждого он готов взять с собой в свой минивэн: «Я с тобой в тур не поехал — ты проверку не прошёл». Но те, кто с ним рядом — «Охра, Порчи, Илья — больше, чем семья». Oxxxymiron говорит о том, что общение с поклонниками на живых концертах — своеобразное «хождение в народ» — важнее побед в баттлах и коммерческого успеха. «Мы здесь достигли смены парадигмы», — гордо заявляет он, уверенный в том, что смог повлиять на современную рэп-сцену. Что ж, пожелаем Оксимирону не свернуть и не сломаться, ведь ещё во многих населённых пунктах его ждут поклонники.

Поделиться в соцсетях:

Цитаты из песен Оксимирона (OxxxyMiron)

30000+ подборок - статусы, цитаты, фразы, высказывания, афоризмы

Цитаты из песен Оксимирона

  • Незаметно поправь её одеяло, за это себя предавая анафеме. Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле. (Не с начала)
  • Ты спишь, беспечен, вычислив количество овечек. Город как пирамидка из колечек… (Колыбельная)
  • Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом. Во сне я вижу дали иноземные. (Где нас нет)
  • Но я неприступен, я не преступен, хотя тут вам даже дети продадут грамм. (Восточный Мордор
  • Мечтал о том, что скоро буду тоже ветеран, бошек лейтенант, рот свой пересохший вытирал. (В бульбуляторе)

 

Крутые цитаты из песен Оксимирона

  • Я верил – ликбез велик, но проведя десять лет в пыли, понял, что себя искать бесполезно в них. (Жук в муравейнике)
  • За территорию войны, ссоры и трения; в слове так много пафоса, понта, крови и тления. (IMPERIVM)
  • Испачкан и вымазан ядовитой жвачкою, с привкусом забытой заначки под плинтусом. (Волапюк)
  • На колесе восьмерка, во дворе спалили «девятку» . «Девять с половиной недель» всё объяснили мне внятно. (Цифры и цвета)
  • Цитаты про любовь из песен Оксимирона — Ты мой серотонин, а не амброзия с нектаром, я сказал железно всё, но ты коррозия металла… (Крокодиловы слёзы)
  • Он ставит чай, предпочитает для начала сесть, ведь он уже не молод, опыт за плечами есть. (CCTV)
  • Потяни за нить, за ней потянется клубок. Этот мир – веретено, совпадений – ноль. (Переплетено)
  • Какие-то шуты на потешном столбе висят, тут нечего ловить, не задерживай беглый взгляд. (Полигон)
  • И не надо мне про обман для баранов электората, игра без правил — я вне её. (Всего лишь писатель)
  • Ну что сказать, я вижу кто-то наступил на грабли, ты разочаровал меня, ты был натравлен. (Слово мэра)
  • Всё ещё бабла нет, всё ещё с долгами канитель, все ещё в подвале, всё ещё Parliament на бите. (Спонтанное самовозгорание)
  • Протягивайте руки на паперти, но пока я не протянул ноги, кладу их на скатерти. (Вечный жид)
  • Прямо с потолка идет бесшумный дождь, бегущая строка уперлась в переплет. (Пора возвращаться домой)
  • Лондонград из андеграунда на экран, по моим приключениям снимается сериал. (Лондонград)
  • Дон ли, Волга ли течёт, котомку на плечо. Боль в груди — там тайничок, открытый фомкой, не ключом. (Город под подошвой)
  • Уступай места пенсионерам! Альцгеймер-ментор, я в этом пансионате самый престарелый. (ГОРСВЕТ)
  • Твой район – это ends или bits, слово sket — для панельных девиц. (Russky Cockney)
  • Я как пародия на «тающий апрель», чтобы ты спотыкалась об меня с первых слов. (Привет со дна ft. dom!No)
  • Стайл краской испачканных стен, стал оттачивать сленг. И тем паче был слеп. (До сих пор MC)
  • Муравейник разевает пасть, как ротвейлер, и учит выживать параллельно. (Накануне)
  • Но ты не думай, будто я жду тебя с детства, а если честно, то жду, — Хули, здравствуй! (Девочка Пиз#ец)
  • Красивые цитаты из песен Оксимирона — Город как пирамидка из колечек, каждый человечек в нём наполовинку искалечен. (Колыбельная)
  • Там горят клетки с пёстрыми птицами, клетки плавятся, но остаются запертыми. (Под дождем)
  • Тут снова на битах квадратный мудрец или круглый дурак, раздавленный колесом. (Машина прогресса)
  • Цокольный этаж, панельный дом – Lego. Вечное бодание за кусок хлеба, пот, эго. (Flashback)
  • < Назад
  • Читать далее >


ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ СТАТУСЫ:

Добавить комментарий или статус

Новые статусы для ВК

Новые статусы и цитаты



Menu Для ВатсапаАрмияНа английскомБолеюПро больПро бывшихВремена годаВеселыеПро глазаГламурныеГрустныеПро девушекДерзкиеПро детейДружбаПро женщинЖизньЗлыеКлассныеКрасивыеКрутыеПро мужа и женуЛюбовьМесяцаПро мужчинНастроениеОтдыхОтношенияПро парнейПраздникиПрикольныеПро себяСемьяСмешныеСо смысломСтервозныеСчастьеУмныеДля ИнстаграммаИз песенПро школуИз фильмовЦитаты великих людейКомплименты

Back to top

Литературные отсылки в новом треке Оксимирона и БИ-2 — Open The Book

Группа БИ-2 и рэпер Оксимирон 26 сентября выпустили совместный трек «Пора возвращаться домой». В чем смысл песни, к чему отсылают нас исполнители и причем здесь литература Серебряного века — в материале «Open The Book».

В чем смысл?

Песня посвящена эмигрантам, которые по материальным и психологическим причинам не смогли жить за рубежом и вернулись в СССР в период 1930-1950-х годов. Если о самом факте возвращения на родину мы узнаем из ремарки в конце видеозаписи, то о ее причинах можно догадаться, обратившись к тексту.

Черный черствый хлеб
Тупой ломает нож
Уставлены глаза
В размытый горизонт

Размытый горизонт в контексте трека — это окно, запотевшее от дождя. Герой песни режет черный черствый хлеб — символ нужды или безразличия к пище — и смотрит вдаль, размышляя о своей жизни.

Любовью чужой
Горят города
Извилистый путь
Затянулся петлей

Когда все дороги
Ведут в никуда
Настала пора
Возвращаться домой

Герой понимает, что в том городе, где он живет сейчас, для него нет места, его долгий путь к счастью закончился тупиком. Все дороги одинаково бессмысленны, так почему бы не вернуться домой?

 Каждая судьба
Завязана со мной
И в памяти живой
Давно снесенный дом

Лирический герой помнит о прошлом, о доме, которого уже нет, о людях, которые его окружали, и хотя ничего из описанного его не ждет на родине, его греют воспоминания, ностальгия, он тоскует по былому, когда он еще не был чужим и таким одиноким.

К чему отсылают исполнители?

В тексте есть открытые упоминания литературных произведений и писателей, к примеру, Оксимирон  вспоминает раннее творчество Оруэлла, роман «Камо грядеши» Генрика Сенкевича, Икара из греческой мифологии, но есть в треке и скрытые отсылки. Так, строка «За спиной — тараканьи бега, Париж и Стамбул» является аллюзией на произведение Аркадия Аверченко «Записки простодушного» и на «Бег» Михаила Булгакова, в которых упоминалась любимая русскими эмигрантами азартная игра — тараканьи бега. Интересно то, что Аверченко эмигрировал в Константинополь (Стамбул), а произведения Булгакова, в том числе пьеса «Бег», были запрещены в Советском Союзе.

«Здесь пусть не комфорт, но и не Лефортово», — говорит Оксимирон во втором куплете «Пора возвращаться домой». Лефортово — это тюрьма, следственный изолятор,в котором во время Большого террора пытали и расстреливали политзаключенных. В тюрьме в разные годы побывали Александр Солженицын, Владимир Буковский, Эдуард Лимонов. Лирический герой песни, как мы понимаем из ее содержания, писатель, и он боится, что за эмиграцию, прошлые произведения, будущие мысли он может попасть в тюрьму, быть расстрелянным.

Вернувшиеся на родину в 1930-1950-х годах эмигранты застали массовые репрессии (поэт Заболоцкий 4 года провел в заключении за антисоветскую пропаганду, Мандельштам умер в трудовом лагере, Жумабаева расстреляли за шпионаж) использование газовых камер в лагерях смерти, действия освободительной армии Власова, в которой против Советского Союза в составе Вермахта сражались русские, в том числе эмигранты. Строка «Впереди мир камер газовых/Армий Власова, казней массовых» отсылает нас к ужасам эпохи Большого террора и Великой Отечественной войны.

В тексте песни есть отсылки к биографиям исполнителей: и Мирон, и солисты БИ-2 жили за рубежом, но вернулись в Россию. Также во втором куплете Oxxxymiron  упоминает свою композицию «Там, где нас нет», одна из трактовок которой соотносится с поговоркой «хорошо там, где нас нет».  Применим ли смысл песни из альбома «Горгород» к совместному треку БИ-2 и Оксимирона? «Open The Book» предполагает, что да, потому что в песне «Пора возвращаться домой» есть образ Икара и строка «Едва ли спасут летящего на смерть».

Причем здесь литература Серебряного века?

При прослушивании песни возникают ассоциации с творчеством поэтов-эмигрантов Серебряного века — та же отчужденность, ностальгия и одиночество лирического героя. Сравните настроение трека БИ-2 и Оксимирона со стихотворениями Цветаевой, Гиппиус, Мережковского и Набокова, написанными в тоске по родине, и вы заметите, как они похожи не по формату и лексике, но по смыслу.

Post Views: 2 444

Смысл трека «Возвращаться домой» (Би-2 и Оксимирон) — мужская версия

Что может получиться, если объединить рок и рэп? Пожалуй, для русскоязычного любителя музыки подобный вопрос будет звучать необычно. Конечно, в таком сочетании жанров можно услышать записи довольно известного исполнителя Noize MC, L’One. При большом желании можно отыскать появление Оксимирона на концерте группы Пионерлагерь Пыльная Радуга (ППР)…Но всё это будет казаться довольно бледным по сравнению с новым совместным треком двух флагманов рока и рэпа в русской музыкальной вселенной – Би-2 и Оксимирона.

Предыстория

Песня «Настала пора возвращаться домой»  — часть нового альбома Би-2 «Горизонт событий», состоящего из нескольких вышедших ранее синглов вроде «Лётчика» или «Лайков», новых треков и «фитов» (совместных записей) с такими исполнителями, как Джон Грант (композиция «Виски»), Глеб Самойлов («ХалиГалиКришна» — из репертуара «Агаты Кристи») и «рокерской группой», состоящей из Дианы Арбениной, Найка Борзова, Насти Полёвой и Владимира Шахрина.

В центре внимания – история многочисленных русских эмигрантов, сначала покинувших Россию после прихода советской власти, а затем – вернувшихся обратно в 30-50-е годы (в конце клипа к песне – надпись «посвящается»). Почему Би-2 решают затронуть эту тему и, кроме того, приглашают Оксимирона в соавторство?

Наша история с Мироном похожа – он же прожил очень долго в Англии, то есть он прошел путь эмиграции, как и мы, — рассказывает Шура БИ-2. – Мы с ним недавно разговаривали, и он мне рассказал очень похожую историю на ту, что у нас была в середине — конце девяностых в Мельбурне, когда Лёвчик еще не приехал – мы там с друзьями рок-клуб сделали. Потом Левчик приехал, мы с ним «БИ-2» записывали. Он делал тоже самое в 2007 году, только на хип-хоп истории. Очень похожие истории. И это как-то нас сблизило, он абсолютно замечательный парень. Мы говорим с ним на одном языке и это самое главное.

Позади основателей рок-группы – Израиль, Австралия…Бэкграунд Оксимирона – Германия, Англия с выпускным в «Оксфорде». Дух эмиграции и история массового возвращения на Родину, в условия тоталитарно-авторитарной советской системы,  — стали для них в свое время если не руководством к действию, то, по крайней мере, живым примером.

Безусловно, сравнение СССР и современной России в отношении «возвращенцев» не совсем корректно. В отличие от реалий сегодняшнего дня, тогда в СССР тех, кто возвращался или не мог уехать, ждала незавидная судьба – начиная от лишения собственности и заканчивая расстрелом. Потоки бывших дворян, белогвардейцев, священнослужителей, жандармов, — словом, всех, кто не подходил новому социалистическому режиму и имел возможность эмигрировать, устремлялись в страны Европы и Америки транзитом через Болгарию, Турцию. С 1917 по 1923 Россию покинуло более 1 млн. человек.  Среди них – сотни деятелей науки, культуры, которые и составили элитарную прослойку в послевоенной Европе. Но далеко не каждый находил себе применение; образы русских таксистов, барменов и официантов настолько закрепились в сознании жителей Франции, Германии, что даже нашли отражение в литературе (вспомним Бориса Морозова из «Триумфальной арки» Э. М. Ремарка). Да и сами эмигранты писали о том, как стремительно они низвергались в пучину нищеты, ощущая свою чужеродность под враждебными взглядами коренного населения. Вспомним отрывки из мемуаров князя  Ф. Ф. Юсупова: «Двери на родину для нас закрылись. Предстояло выбрать, наконец, место жительства. К русским повсюду относились враждебно. В изгнании это видеть было еще тяжелей. Личные связи и симпатии ничего не меняли».

Здесь будет уместно вспомнить, что Шура и Лёва, переехав в начале 90-х в Израиль, подрабатывали охранниками на стройке; Мирон Фёдоров, выпускник Оксфорда со специальностью «средневековая английская литература»  по  причине своей «сверхквалификации» кем только не работал: кассиром, переводчиком, гидом, конферансье… Пожалуй, этого списка уже достаточно для того, чтобы понять, что пережил человек в далекой, неродной стране, в чужом лингвистическом и культурном пространстве.

Кто, если не Би-2 и Оксимирон, могли бы искренне рассказать о том, как это желание – вернуться домой – перекрывало любые страхи и сомнения бывших жителей Российской империи, которые возвращались в СССР. К Сталину, НКВД, исправительно-трудовым лагерям. Карточкам и массовым стройкам послевоенных лет. Ко всему тому, от чего раньше хотелось бежать.

Куплет Би-2

Всё в прошлом. Ты сидишь на стуле, смотришь в пустоту. Тебе еще кажется, что ты о чем-то думаешь, но на самом деле это просто механические движения. В руке – затупившийся нож. Такой гладкий и холодный. Он медленно и прерывисто продавливает чёрный хлеб. Всё, что удалось найти в доме из всей еды. В голове – обрывочки воспоминаний. Словно каждое из них было написано на бумаге, что ты изорвал на мелкие кусочки, когда уехал, а теперь мучительно пытаешься соединить вместе…Обыденность. Пустота. Размытость. К чему ты стремился? От чего бежал? Почему так мучительно тянет туда, в те покинутые места? Неужели только потому, что они были свидетелями твоих счастливых минут? Твоего детства. Твоих успехов. Твоей любви…

С потолка медленно стекают капельки воды. «И снова, снова дождь», — думаешь ты. И твои мысли – до этого неспешная бегущая строка —  уже как заведенная рвется наружу – в твои книги, в твои дневники и заметки. И все равно не находит выхода.

Так проходят дни. Недели. Месяцы, года… И вдруг! В один дождливый день ты собираешь вещи – подсознательно понимая, что давно готовился к этому – хватаешь чемодан и отправляешься на вокзал. Повторяя про себя как мантру, что все дороги, по которым ты шёл до этого момента, «вели в никуда». Твой жизненный путь, твой путь «вечного бега»  — от власти, от обстоятельств, от себя – в конечном счете, обвязывается вокруг тебя «петлёй». А любовь в новых местах, любовь к новым местам и любовь в целом – совсем не та, что была на родине. Она не хуже, просто она не твоя. Чужая…

Перрон. Поезд. «Вот твой билет, вот твой вагон». Ты сидишь в купе с закрытой дверью, опасаясь не столько тех, кто может войти, сколько самого себя. И своего испуга, который может вернуться так же неожиданно, как и исчез. Но…поздно. Уф. Поезд медленно отходит, ты почти победно глядишь на покидаемый город. На шпиль вокзала, собак и маленького мальчика, что «машет рукой». Но твои ощущения уже далеко отсюда – там, где тебе знакома каждая улица, каждый камень; где судьбы всех живущих когда-то «были завязаны» с тобой, там,  где стоит твой дом. Дом, где ты вырос. Даже если он захвачен, разрушен, снесен… Он всё равно твой – по праву памяти.

Куплет Оксимирона

Примерно в эти же мгновения где-то на высоте в десять тысяч метров над землёй плывет корпус самолёта. В нём – такой же эмигрант. Более импульсивный. Более решительный. Но – с тем же волнением относительно будущего, с теми же переживаниями о прошлом. Да, воздушный лайнер не делает остановки, так что выбора уже нет. Он возвращается…

Едва ли спасут летящего на смерть
Кипарисы, пальмы, лазурь, загар — не доспех.

«Конечно – на смерть. Разве можно верить советскому гостеприимству, уважению, банальной жалости ко мне…Это же так глупо. Миллионы уже совершили эту ошибку, оказались у ближайшей стенки. В сибирских лагерях. Но, к чёрту всё, почему бы не стать миллион первым идиотом?», — возможно, думает он. Да, здесь всё прекрасно, вполне по-кайфу: «кипарисы, пальмы, лазурь», муссон на британский манер называют «монсун», — но это не спасает, не даёт выхода из замкнутого круга самоанализа. Как бы ни были красивы и живописны места, всё это – блажь, глупость, сквозь которые сквозит тоска по тому месту. Где нас нет.

«Там где нас нет, горит неведомый рассвет. Где нас нет – море и рубиновый закат». Двойная аллюзия – на собственный трек Оксимирона и на изначальный пассаж из грибоедовского «Горя от ума» — вновь заставляет задуматься об удивительном свойстве человеческой психики. Почему, кажется, что там, где мы не живем, там, где не влачим размеренное будничное существование, — всегда лучше? Почему каждый день, когда нам грустно, возникает желание сбежать от себя и от действительности – куда угодно/туда, где получше? Но если среднестатистический человек подавляет это желание, то эмигрант так и «бегает от себя», зачастую всю жизнь, противореча сам себе. Сначала он пытается найти плюсы в новом месте («здесь не комфорт, но и не Лефортово», то есть в данном контексте Лефортовская тюрьма, изолятор спец. назначения в 30-е годы XX века), а затем – вновь тоскуя по родной сердцу бедности и беспорядку («По старой формуле, в дом родной, где нет орднунга»). Орднунг – порядок в переводе с немецкого языка.

«Да, я многое увидел в этой жизни. Посмотрел мир. От Парижа до «шахт Дортмунда» в Германии. Пообщался с разными людьми. От местных интеллектуалов до «морлоков» (то есть подземных существ-каннибалов из романов Уэллса и Оруэлла). Я решился порвать все связи со «своей точкой А», со своим родным домом и городом. Но. Что я обрёл? Высокооплачиваемую работу? Нет, подработки швейцаром. Саморазвитие и увлечения? Алкоголизм и привязанность к дешевому вермуту вроде «Чинзано». Сколько можно терпеть эти косые взгляды, срываться на улицу, едва заслышав родную русскую речь? Сколько можно быть «пасынком у туземцев»? И пусть это «победа сердца над разумом», — продолжает свою мысль эмигрант, поглядывая в облачное пространство под ним, проводя аналогии с «антипространством» СССР, в которое ему вскоре предстоит вступить.

Сразу вспоминаются схожие настроения Оксимирона в треке «Полигон», описывающие таинственный город-антиутопию Горгород: «И ты вернешься, даже если стал полным карман, Горгород, Горгород – дом, но капкан», — и в треке «Переплетено»: «В руке сертификат, что сдерживаю мозг, только сердце – никак».

А где-то там, за горизонтом от самолёта, уже горит пожарами Вторая Мировая война – «мир камер газовых» и «армий Власова». Армия А. А. Власова – РОА (Русская Освободительная Армия) была создана  в 1942 году после того, как Власов, офицер 2-ой ударной армией Красной Армии, попал в окружение и согласился сотрудничать с гитлеровцами. Написав открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом», главнокомандующий распространял листовки с призывом о вступлении в его армию, созданную под началом Вермахта. Большую часть офицерского командования созданного подразделения составляли бывшие офицеры Белой армии, обозленные против советской России.

Без подпитки живой настоящей речи
Ты думал, ты выживешь без нее, но расстояние нечем
Сократить, думал — пройдет, все — ничего, расстояние лечит, но
но язык твой так и не стал ни на грамм онемеченным, камо грядеши?

И в итоге – в ходе длительных размышлений – к эмигранту приходит понимание того, что он поступает правильно. Если сначала казалось, что жизнь без русской речи – это естественно и не страшно, то со временем, капля за каплей, пришло ощущение того, что расстояние «не лечит», а язык – пусть даже разговорный, вроде бы выученный – все равно звучит с русским акцентом, не становясь «онемеченным».

«Камо грядеши» — это и роман польского писателя Генрика Сенкевича, и конкретный эпизод из жития апостола Павла: когда апостол покидал Рим в ходе христианских гонений императора Нерона, он встретил Христа, идущего в город, и спросил его: «Камо грядеши? Куда идёшь?» — «Я иду быть вновь распятым за Моих братьев». И апостол вернулся в Рим обратно, чтобы принять мученическую смерть за свою веру. Довольно тонко и символично, как и в случае со строкой «за спиной тараканьи бега – Париж и Стамбул» — реминисценцией на пьесу М. Булгакова «Бег», описавшего жизнь белоэмигрантов за границей как «бег от себя» и скитания от Стамбула до Парижа и обратно, где единственный способ развлечься – сделать ставку на тараканьих бегах («Надпись  на  французском,  английском   и   русском   языках:   «Стой!   Сенсация в Константинополе! Тараканьи бега!!! Русская азартная игра с  дозволения  полиции»).

Триста коньяка, самолет все выше — и стал вдруг, описав круг
Над мысом точкой — дерзай, друг, а там, внизу –
Любовью чужой
Горят города

Векторы движения самолета и поезда будто складываются в конце трека. И уже каждое движение эмигрантских тел направляется назад – домой. Из Европы – в Азию. Из Парижа – в Москву.

Рэп и рок: тест на совместимость

Одной из главных тем обсуждения в среде интернета после выхода трека стал дискуссия по поводу самой возможности объединения жанров. И поклонники Би-2, и поклонники Оксимирона восприняли композицию – в основной массе – вполне положительно, кроме некоторых комментариев из серии: «А кто такой Оксимирон?» и «Зачем испортили рэпчиком мелодичную песню?». Пожалуй, в этом и есть главное достоинство подобного микса: хороший мелодичный, пусть и немногословный, текст спокойного рока сливается с буйным, «потоковым» «флоу» рэпера, что позволяет не только посмотреть на тематику с разных углов – как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, — но и создать необходимые и любимые музыкальными поклонниками звуковые переходы. То, чего зачастую недостает однообразному, пусть и интересному тексту из рэпа (особенно англоязычного) и чего иногда недостаёт песне рок-группы – при переходе из одной тональности в другую. То есть, выигрывает и рок, и рэп.

Будем надеяться, что подобная практика совместных записей хороших разножанровых исполнителей продолжит радовать российских слушателей. Всем, кто уже отчаялся в русском роке или – что более обоснованно — в русском рэпе, настала пора «возвращаться домой».

Автор: Роман Дорофеев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *