Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Современная русская литература 21 века: Писатели 21 века.Современная литература. – Современная русская литература — лучшие произведения

Современная русская литература 21 века: Писатели 21 века.Современная литература. – Современная русская литература — лучшие произведения

Современные писатели (21 века) России. Современные русские писатели

Ценители литературы неоднозначно выражаются о творчестве современных русских писателей: одни кажутся им неинтересными, другие — грубыми или безнравственными. Так или иначе, в своих книгах авторы поднимают актуальные проблемы нового столетия, поэтому их любит и с удовольствием читает молодежь.

Направления, жанры и современные писатели

Русские писатели нынешнего века предпочитают разрабатывать новые литературные формы, совершенно непохожие на западные. В последние несколько десятилетий их творчество представлено четырьмя направлениями: постмодернизм, модернизм, реализм и постреализм. Приставка «пост» говорит сама за себя – читатель должен ожидать нечто новое, что последовало на смену старым устоям. В таблице демонстрируются различные направления в литературе нынешнего столетия, а также книги наиболее ярких нн представителей.

Жанры, произведения и современные писатели 21 века России

Постмодернизм

Соц-арт: В. Пелевин – «Омон-Ра», М. Кононов – «Голая пионерка»;

Примитивизм: О. Григорьев – «Витамин роста»;

Концептуализм: В. Некрасов;

Пост-постмодернизм: О. Шишкин – «Анна Каренина 2»; Е. Водолазкин – «Лавр».

Модернизм

Неофутуризм: В. Соснора – «Флейта и прозаизмы», А. Вознесенский – «Россия воскресе»;

Неопримитивизм: Г. Сапгир – «Новое Лианозово», В. Николаев – «Азбука абсурда»;

Абсурдизм: Л. Петрушевская – «Опять 25», С. Шуляк – «Следствие».

Реализм

Современный политический роман: А. Звягинцев – «Естественный отбор», А. Волос – «Камикадзе»;

Сатирическая проза: М. Жванецкий – «Испытание деньгами», Е. Гришковец;

Эротическая проза: Н. Клемантович – «Дорога в Рим», Э. Лимонов – «Смерть в Венеции»;

Социально-психологическая драма и комедия: Л. Разумовская – «Страсти на подмосковной даче», Л. Улицкая – «Русское варенье»;

Метафизический реализм: Е. Шварц – «Дикопись последнего времени», А. Ким – «Онлирия»;

Метафизический идеализм: Ю. Мамлеев – «Россия вечная», К. Кедров – «Inside out».

Постреализм

Женская проза: Л. Улицкая, Т. Саломатина, Д. Рубина;

Новая военная проза: В. Маканин – «Асан», З. Прилепин, Р. Сенчин;

Молодежная проза: С. Минаев, И. Иванов – «Географ глобус пропил»;

Проза non-fiction: С. Шаргунов.

Новые идеи Сергея Минаева

«Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке» — книга с необычным замыслом, который раньше не затрагивали в своем творчестве современные писатели 21 века России. Это дебютный роман Сергея Минаева о нравственных изъянах общества, в котором царят разврат и хаос. Автор использует брань и нецензурную лексику для передачи характера главного героя, что ничуть не смущает читателей. Топ-менеджер крупной фирмы по производству консервов оказывается жертвой аферистов: ему предлагают вложить крупную сумму в строительство казино, но вскоре обманывают и оставляют ни с чем.

популярные русские современные писатели

«The телки. Повесть о ненастоящей любви» рассказывает о том, как сложно в безнравственном обществе сохранять человеческое лицо. Андрею Миркину 27 лет, однако он не собирается жениться и вместо этого заводит роман с двумя девушками одновременно. Позже он узнает, что одна ждет от него ребенка, а другая оказывается ВИЧ-инфицированной. Миркину чужда спокойная жизнь, и он постоянно ищет приключений в ночных клубах и барах, что не доводит до добра.

Популярные русские современные писатели и критики не жалуют Минаева в своих кругах: будучи малограмотным, он добился успеха в кратчайшие сроки и заставил россиян восхищаться своими произведениями. Автор признается, что его поклонниками являются преимущественно зрители реалити-шоу «Дом-2».

Чеховские традиции в творчестве Улицкой

современные писатели русские писатели

Герои пьесы «Русское варенье» живут на старой подмосковной даче, которой вот-вот придет конец: канализация неисправна, доски на полу давно сгнили, электричество не проведено. Их жизнь – настоящий «гвоздец», однако хозяева гордятся наследством и не собираются перебираться в более благоприятное место. Они имеют постоянный доход от продажи варенья, в которое попадают то мыши, то иная гадость. Современные писатели русской литературы часто заимствуют идеи своих предшественников. Так, Улицкая соблюдает чеховские приемы в пьесе: диалог героев не складывается из-за их желания перекричать друг друга, а на фоне этого слышится треск прогнившего пола или звуки из канализации. В финале драмы они вынуждены покинуть дачу, поскольку землю выкупают для строительства Диснейленда.

Особенности рассказов Виктора Пелевина

современные писатели русской литературы

Писатели России 21 века нередко обращаются к традициям своих предшественников и используют прием интертекста. В повествование умышленно вводятся имена и детали, которые перекликаются с произведениями классиков. Интертекстуальность прослеживается в рассказе Виктора Пелевина «Ника». Читатель чувствует влияние Бунина и Набокова с самого начала, когда автор использует в повествовании фразу «легкое дыхание». Рассказчик цитирует «Незнакомку» Блока и упоминает Набокова, который мастерски описывал красоту девичьего тела в романе «Лолита». Пелевин заимствует манеры предшественников, но открывает новый «прием обмана». Только под конец можно догадаться, что гибкая и изящная Ника на самом деле является кошкой. У Пелевина блестяще получается обмануть читателя и в рассказе «Зигмунд в кафе», где главный герой оказывается попугаем. Автор загоняет нас в ловушку, но от этого мы получаем больше удовольствия.

Реализм Юрия Буйды

современные писатели 21 века россии

Многие современные писатели 21 века России родились через десятки лет после окончания войны, поэтому их творчество ориентировано преимущественно на молодое поколение. Юрий Буйда появился на свет в 1954 году и вырос в Калининградской области – территории, ранее принадлежавшей Германии, что отразилось на названии цикла его рассказов.

«Прусская невеста» — натуралистские зарисовки о тяжелом послевоенном времени. Молодой читатель видит реальность, о которой ранее ему не приходилось слышать. Рассказ «Рита Шмидт Кто Угодно» повествует об истории осиротевшей девочки, воспитывающейся в жутких условиях. Бедняжке заявляют: «Ты дочь Антихриста. Ты должна пострадать. Ты должна искупить». Страшный приговор вынесен за то, что в жилах Риты течет немецкая кровь, но она выносит издевательства и продолжает оставаться сильной.

Романы про Эраста Фандорина

писатели россии 21 века

Борис Акунин пишет книги не так, как прочие современные писатели 21 века России. Автора интересует культура двух прошлых столетий, поэтому действие романов об Эрасте Фандорине происходит с середины 19 века до начала 20-го. Главный герой – благородный аристократ, ведущий расследования по самым громким преступлениям. За доблесть и отвагу его награждают шестью орденами, однако он ненадолго задерживается на государственной должности: после конфликта с московскими властями Фандорин предпочитает работать в одиночку со своим верным камердинером — японцем Масой. В жанре детектива пишут немногие зарубежные современные писатели; русские писатели, в частности Донцова и Акунин, завоевывают сердца читателей криминальными историями, поэтому их произведения еще долго будут актуальны.

Классики XXI века — Книги: читаем и обсуждаем!

В быту сейчас часто говорят «Вот СССР был самой читающей в мире страной, а сейчас никто не читает, потому что и читать-то нечего». Судя по тиражам литературных журналов и даже бестселлеров, читают и впрямь на порядки меньше. Однако стоит ли это ставить в вину современным писателям? Вовсе нет. Мы легко составили немалый рейтинг ныне живущих писателей, которые или уже стали или вот-вот станут классиками со всеми необходимыми заслугами: вкладом в развитие литературы, русского языка и русского духа.

Мы специально не взяли Пелевина и Сорокина при этом. Экспертом выступил Сергей Чередниченко, редактор журнала «Вопросы литературы» — человек, пристально наблюдающий за современным литературным процессом.

Уже заслужившие

Андрей Битов

Один из основоположников русского постмодернизма. Роман писателя «Пушкинский дом» считается образцом этого направления наряду с романом «Школа для дураков» Саши Соколова и поэмой «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Известный литературовед Ю. Карабчиевский писал о Битове: «Андрей Битов — умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».

Произведения: «Человек в пейзаже», «Улетающий Монахов», «Ожидание обезьян».
Последняя книга: «Преподаватель симметрии» (2008).

Владимир Маканин

Автор многочисленных рассказов и нескольких романов. Первая половина творчества писателя посвящена жизни обыкновенного человека с ее бытовыми проблемами и суетой, которые на самом деле заставляют взглянуть на жизнь намного глубже. В романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин описывает российскую жизнь 90-х годов, показывая как люди существует в эпоху кризиса культуры.

Произведения: «Андеграунд, или герой нашего времени» (госпремия), «Асан» (худшая книга Нацбеста 2008), «Испуг».
Последняя книга: «Две сестры и Кандинский» (2011).

Эдуард Лимонов

Современный российский писатель с самой неоднозначной репутацией. Помимо скандального романа «Это я – Эдичка», в котором Лимонов описывает тяжелую жизнь эмигранта в Нью-Йорке, писатель знаменит и своей политической деятельностью. Лимонов провел несколько лет в тюрьме (обвинялся в незаконном хранении оружия), в романе Лимонова «В сырах» описывается жизнь писателя, только-только вышедшего из тюрьмы. Можно сказать, что творчество Лимонова так же эксцентрично и вызывающ, как и его биография.

Произведения: «Дневник неудачника», «Смрт», «Другая Россия», «Путин. Семь ударов по России», «Титаны».
Последняя книга: «Дед» (2014).

Валентин Распутин

Один из представителей деревенской прозы, чьи произведения уже проходят в современных школах («Прощание с Матерой»), а также автор многих рассказов и очерков. Писатель выражал свою поддержку Г. Зюганову и КПРФ, а также высказывался по поводу сталинского режима, который, по его мнению, созвучен народному мнению: «Вот и запах Сталина не могут переносить. Но тут уж я оставлю иронию и напомню читателям, что, сколько бы ни ненавидела Сталина и на дух его ни принимала нынешняя инославная «элита», не следовало бы забывать ей, что в России не только ветераны, но и молодежь относится к нему совсем по-иному.» Распутин считается представителем направления «деревенская проза», писатель во многих своих произведениях говорит о бедственном положении послевоенных деревень и их жителей.

Произведения: «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Уроки французского».
Последняя книга: «Дочь Ивана, мать Ивана» (2004)

Олег Чухонцев

Поэт, автор нескольких стихотворных сборников. В 1972 году вездесущий Иосиф Бродский так отозвался о творчестве поэта: «Стихи его очень скучны, по-моему. То есть не скучны, там все… Надо сказать, что, конечно, не пристало так говорить — дело в том, что они все там занимаются нельзя сказать, что плагиатом, но воровством — да». Сам Чухонцев по поводу литературного творчества сказал: «Меня всегда само поэтическое ремесло ставило в тупик. Да и что тут скажешь… Определять поэзию это все равно, что форму ветра искать, поэтому она более безответственна, а с другой стороны — более свободна. И, разумеется, объективна».

Произведения: «Двойник», «Послевоенная баллада», «Из одной жизни. Пробуждение», «Я из темной провинции странник».
Последняя книга: «Однофамилец. Городская история» (2008)

Евгений Рейн

Первый сборник писателя вышел, когда ему самому было 49 лет. О Рейне Бродский высказался куда более лестно: «На мой взгляд, Рейн наиболее значительный поэт нашего поколения, то есть поколения, к которому я принадлежу…» О себе Рейн говорил так: «Отрезок между прозой и поэзией — это лучшая почва для моей лирики. Мне нельзя сеять на традиционном, то есть на археологическом уровне, не могу разметать чернозем жизни и, погрузившись на метр в чистое искусство, помещать зерна туда. Не прорастут». Высоко ставили поэта и Борис Слуцкий, и Анна Ахматова, и Борис Пастернак.

Произведения: «Мой лучший адресат», «Арка над водой», «Мне скучно без Довлатова», «Непоправимый день», «против часовой стрелки».
Последняя книга: «Мой лучший адресат» (2005).

Виктор Соснора

Поэт, прозаик и драматург. Ранние стихотворения автора некоторые критики относят к постмодернистскому направлению, например, произведения сборника «Всадники», полные литературных провокаций. В одном интервью Соснора заявил: «Литературного процесса нет, есть только гений, который всё решает».

Произведения: «Всадники», «В поисках развлечений», «Ремонт моря», «Хроника 67», «Куда пошел? И где окно?», «Двери закрываются».
Последняя книга: «Последняя пуля» (2010)

Заслуживающие

Олег Павлов

До 2004 года опубликовал множество более или менее прозвучавших произведений, затем, после долгого затишья, в 2010 году роман «Асистолия» стал одним из главных литературных событий года, а в 2012 году Павлов получил премию Александра Солженицына «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах».

Произведения: «Сны о себе», «Яблочки от Толстого», «Школьники», «В безбожных переулках», «Записки больничного охранника».
Последняя книга: «Карагандинские девятины, или повесть последних дней» (2013)

Захар Прилепин

Плодовитый автор 11 романов и сборников, где рассматриваются судьбы простых русских людей с тяжелой судьбой из станционных поселков, а также омоновцев и лимоновцев. Однако последний роман «Обитель», признанный книгой 2014 года, описывает жизнь заключенных в соловецком лагере.

Произведения: «Санькя», «Патологии», «Грязь».
Последняя книга: «Обитель» (2014).

Ольга Славникова

Вот, как Ольга сама характеризует свое творчество: «Стиль моей прозы действительно, скажем так, индивидуален: на меня девятым валом несется цветная, искристая, жаркая масса живого мира, которую надо укротить и превратить в текст. После, когда текст уже готов, метафоры прореживаются до правильного порога читательского восприятия» Литературный успех пришел к писательнице не сразу. Например, в романе «Один в зеркале» Славникова наделяет персонажей чертами знакомых людей, с которыми ей пришлось встретиться во время работы в области мелкооптовой торговле книгами, которой она занималась после того, как издательство отказалось печатать ее книжку.

Произведения: «Бессмертный», «Любовь в седьмом вагоне», «Один в зеркале».
Последняя книга: «Легкая голова» (2010)

Людмила Улицкая

Писательница, которая стала первой женщиной, получившей премию «Русский Букер» (в 2001 г.). Рассказ Улицкой «Сонечка» был признан лучшим переводным произведением года во Франции. Про себя она увлеченно говорит: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни».

Произведения: «Даниэль Штайн, переводчик», «Девочки», «Искренне ваш Шурик».
Последняя книга: «Детство 45-53. А завтра будет счастье».

Михаил Шишкин

Широкая известность пришла к автору после Тотального (по определению самого автора) романа «Взятие Измаила», написанного вроде как в стилистике «Улисса». Потом Шишкин женился и уехал в Швейцарию, и некоторые его произведения связаны с работой переводчиком в этой стране.

Произведения: «Венерин волос», «Письмовник», «Русская Швейцария».
Последняя книга: «Кампанила Святого Марка» (2011).

Претендующие

Евгений Водолазкин

Этот писатель пришел в литературу правильной дорогой — закончив аспирантуру Института русской литературы АН СССР и защитив диссертацию по византийской литературе, после этого там работал и набирался духа и знаний для собственных книг, пока только двух, но зато очень высоко ценимых специалистами.

Книги: «Соловьёв и Ларионов», «Лавр».

Антон Понизовский

Этот писатель — тележурналист особенно выделяется критиками за достижения в русском языке. Даже, например, по его интервью это видно. Вот, что он сказал о своей дебютной книге: «Это была попытка погрызть границу между художественной словесностью и документальной, проверить, какие между ними драматичные отношения».

Книга: «Обращение в слух» (2013).

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Современная русская литература

Слайд 1

Современная русская литература 11 класса

Слайд 2

Разность эстетики Натуралистическая Авангардистская Постмодернистская Реалистическая (освобождение от идеологической заданности)

Слайд 3

1987-1988 – возвращение из «подполья» М.А.Булгаков «Собачье сердце» А.П.Платонов «Котлован», «Чевенгур» Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» А.А.Ахматова «Реквием» О.Мандельштам «Воронежские тетради»

Слайд 4

1989-1990 – возвращение литературы русского зарубежья Иосиф Бродский Владимир Набоков Василий Аксёнов Сергей Довлатов Виктор Некрасов Саша Соколов Александр Солженицын

Слайд 5

Реабилитация истории и запрещённой словесности Восстановление исторической правды Направление «новая историческая проза», характеризующаяся чёткой гражданской позицией Представители: Ф.Абрамов, В. Астафьев, Ю. Трифонов, Анатолий Рыбаков «Дети Арбата», Вл.Дудинцев «Белые одежды», Ан. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

Слайд 6

Интерес к чтению Всесоюзная Читальня Рост тиражей периодических изданий («Новый мир», 1990 – 2 710 000 экз., 1999 – 15 000) 1990 – год Солженицына 1990 – статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе»

Слайд 7

Постмодернизм (40-е годы в западной культуре) Осмысление мира как хаоса, как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия Интертекстуальность – соотнесённость текста с другими литературными источниками Новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель – соавтор текста. Восприятие художественных ценностей многозначно. Литература – интеллектуальная игра Взгляд писателя часто ироничен, парадоксален Постмодернистское повествование – книга о литературе, о книге Представители: Андрей Битов, Венедикт Ерофее, Саша Соколов, Татьяна Толстая, Иосиф Бродский

Слайд 8

Букеровская премия. «Русский букер» Поддержка авторов, пишущих на русском языке и издательской деятельности Выдвижение номинантов критиками в long-list , из них 6 в shor-list , из них 1 букерат (премия 15 тыс. долларов) Например, Балат Окуджава (1994) «Упразднённый театр», Л.Улицкая (2001) «Казус Кукоцкого»

Слайд 9

2 направления литературы Постмодернизм (Марк Харитонов) Постреализм (В.Маканин, Л.Петрушевская), внимание к судьбе частного человека, одинокого, самоопределяющегося

Слайд 10

Жанры Фэнтези («Жизнь насекомых» (1993) В.Пелевина) Фантастический роман («Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова) Мистико-политический триллер («Стражница» Анатолия Курчаткина) Эротический роман («Эрон» Ан. Курчаткина, «Дорога в Рим» Н.Климантова) Истерн («Мы можем всё» Александра Черницкого) Авантюрный роман («Я не я» Алексей Слаповского) Рок-баллада («Кумир» Алексей Слаповского) Блатной романс («Крюк» Алексей Слаповского) Уличный романс («Братья!» Алексей Слаповского) Новый детектив (Борис Акунин) Дамский детектив (Дарья Донцова, Татьяна Полякова)

Слайд 11

Разрушение культурных запретов На употребление ненормативной лексики (Эдуард Лимонов «Это я – Эдичка!», Т.Кибиров, В.Ерофеев) На обсуждение проблем наркотиков и сексуальных меньшинств (Евгений Харитонов «Слёзы на цветах») На изображение порнографических сцен (В.Сорокин «Лёд»)

Слайд 12

Самые популярные жанры Беллетристика — «детектив, написанный хорошим языком». Стремление создать жанр для всех Fiction -проза, проза вымысла (создание виртуальных миров)

Слайд 13

Новейшая русская поэзия Лианозово «Московское время» «Альманах» Куртуазные маньеристы Митьки Клуб «Поэзия» Литературный салон «Зелёная лампа»

Слайд 14

Ироническая поэзия Чёткая гражданская позиция Ирония общая, осмеяние человеческого существования в целом (В.Вишневский «Пожизни – выживаем, Полжизни — доживаем») Ирония к «совку», к советскому обывателю, прошлому Введение в текст «чужих» цитат

Слайд 15

А жизнь, Как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такой вытрезвитель. (Вл. Друк) Посмотришь с вниманьем вокруг Не то что б холодным, но все же, Перо выпадает из рук, Мороз пробирает по коже. (Игорь Иртеньев)

Слайд 16

Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом зипуне, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, Впрочем, речь пойдёт не обо мне. Кончался век, XX век, Мело, мело во все пределы, Что характерно, падал снег, Причём, что интересно белый… (Игорь Иртеньев)

Слайд 17

Концептуальная поэзия СОЦ-АРТ: разрушение культуры соцреализма, опровержение этой культуры, разложение на элементы – концепты (лозунги, культурные мифы, разговорные клише советской эпохи) Переделка советских лозунгов: Наша цель – коммунизм. Виталий комар и Александр Меламид

Слайд 18

Образы «маленького человека»: Вот я курицу зажарю Жаловаться грех Да ведь я ведь и не жалуюсь Что я – лучше всех? Даже совестно, нет силы Вот поди ж ты – на Целу курицу сгубила На меня страна.

Слайд 19

Образ «великого русского поэта»: Как я пакостный могуч – Тараканов стаи туч Я гоняю неустанно Что дивятся тараканы Неустанству моему: Не противно ль самому? Конечно, противно. А что поделаешь?

Слайд 20

Концептуальная поэзия 2) КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: создают свой язык путем вторичного использования речевых штампов, пословиц, поговорок, строк песен. Сбор как из осколков корабля стихотворений, но в неправильном порядке

Слайд 21

Вагрич Бахчанян «Крылатые слова» «Чапаев: — А Васька слушает да ест! Наполеон: — В Москву, в Москву, в Москву! Всадник без головы: — Горе от ума. Сизиф: — Кто не работает, тот не ест. Крупская: — С милым рай и в шалаше. Павлик Морозов: — Чти отца своего… Эдип: — И матерь свою. Митрофан: — Я знаю только то, что не знаю. Иуда: Язык родных осин» Центон – произведение, составленное из фрагментов других произведений.

Слайд 22

Лев Рубинштейн. Жанр картотеки 1. так. Начали. 2.Хорошо. Дальше… 23. Замечательно! 25. Прекрасно! 41. Стоп! 104. Стоп! Сначала! СМИ в сознании человека

Слайд 23

3) минимализм – поэзия не только малых форм, но и поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Состоит из междометий, интонаций, пауз «Не мы владеем языком, а язык владеет нами».

Слайд 24

Всеволод Некрасов Охохо у нас-то хорошо у них плохо что у них плохо то у нас хорошо почему уж так потому что у нас Родина а у них что.

Слайд 25

Поэзия имиджа Установка на игру с авторским образом Первостепенное значение внешнего облика, имени, поведения, жизни, только потом – творческая практика А) митьки (по имени Дмитрия Шагина, 1985). Их атрибуты – тельняшки, ватники, борода лопатой, любовь к портвейну, обжорству, скромный запас лексики Б) куртуазный маньерист

Слайд 26

ДЫК!?.. ЁЛКИ-ПАЛКИ!!! Дык! — Ну, елы-палы!.. Дык! — Елы-палы!.. У Икарушки бедного Только бледные ножки торчат Из холодной зелёной воды. Дмитрий Шагин

Слайд 27

Неоклассическая поэзия 1) Метареализм – интеллектуальная поэзия, попытка создания сакральной поэтической речи. Ольга Седакова Елена Шварц Иван Жданов Виктор Кривулин 2) критический сентиментализм

Слайд 28

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 29

Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.

Слайд 30

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http:// elenaranko.ucoz.ru /

Слайд 31

Интернет – ресурсы: http://i1358.photobucket.com/albums/q761/COBANKIZI/0_601c3_552eca8e_L_zps22761d86.png декор с кругами http :// img-fotki.yandex.ru / get /4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png картинка для создания фона и рамочки http :// www.tre-art.ru / images / katalogi / zavitki-i-vinyetki / uglovye / cvetochnye /355_ugol_tre-art.jpg цветочный уголок http :// img-fotki.yandex.ru / get /4526/66124276.2c/0_65b3d_a86714c3_XXXL.png бабочка – 1 http :// img — fotki . yandex . ru / get /6302/83813999.36 c /0_8 e 3 f 3_71083627_ S бабочка – 2

Главный враг современной русской литературы

Рубрика в газете: Прямо в цель, № 2018 / 48, 28.12.2018, автор: Валерий РУМЯНЦЕВ (Сочи)

В статье анонимного автора «Состояние русской литературы на современном этапе», которую я случайно увидел в Интернете, прочитал: «Русская классическая литература внесла большой вклад в мировую культуру тем, как подошла к постановке и освещению сложных проблем человеческой личности, общества, бытия. Литература прошлых веков заставляет задуматься о смысле жизни, о духовных ценностях, расширяя наше сознание и восприятие мира. А что даёт нам, читателям, не говоря уже об остальном мире современная русская литература?».

Настоящая слава – это когда узнают в профиль. Сегодня у нас нет ни одного писателя, которого узнавали бы в профиль.

Литераторы и читатели почти в один голос заявляют, что современная русская литература переживает серьёзный кризис. И в качестве правильности своего вывода «преподносят» нам кучу весомых аргументов. Так кто же он – главный враг современной русской литературы? Попробуем заняться расследованием и попытаемся «вычислить» этого врага.

 

И что сразу настораживает. Ни сотни монографий и статей наших учёных-филологов, ни наличие в МГУ кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, ни многочисленные гранты, ни сотни литературных премий, ни проведение в стране Года Литературы, – ничего не помогает исправить бедственное положение.

Интернет пестрит статьями, одни названия которых чего стоят: «Кризис романа в русской литературе», «Проблемы развития современной литературы», «Почему в Европе не читают современную русскую литературу?», «Причины кризиса авторской песни»… И везде в названиях мелькают нелицеприятные оценки: «кризис», «проблемы», «упадок», «застой».

Современных писателей можно не условно, а безусловно разделить на две категории. Одни пишут такие книги, которые будут издаваться и продаваться, принося прибыль книжным издательствам и хоть какие-то деньги автору. Издателей особо не волнует художественная ценность произведённого «продукта». Они уже давно беспрекословно выполняют волю нового диктатора в нашей жизни – Золотого Тельца.

Другие писатели руководствуются заветами наших классиков и пытаются создать истинную литературу, в основе которой будет стремление понять жизнь в современной России и осознание проблемы человеческого существования. Для реализации этих «установок», они занимаются поиском подходящей формы, беря на вооружение всё лучшее, что было до них в русской литературе.

Если посмотреть на поведение писателей в этих двух «отрядах», мы увидим разную мотивацию к писательскому труду. В отличие от авторов «мелкотравчатой» беллетристики, настоящие писатели всегда говорят читателям правду, а нередко и вызывают нескрываемое раздражение у власть имущих.

В роли ключевых игроков книжного рынка России (если говорить об издании современной художественной литературы) выступает примерно десяток книжных издательств: «АСТ», «Эксмо», «Текст», «Слово», «Росмэн», «Дрофа» и др. Что нужно, чтобы писатель увидел свой текст в виде книги в одном из этих издательств? Да всего ничего: достать из кармана деньги и отдать их. «Но откуда они у писателя?!» – спросите вы. Впрочем, можно издать книгу и за счёт издательства.

Представим себе, что появился у нас новый Лев Толстой со своей «Войной и миром» и захотел издать эту книгу, чтобы получить солидный гонорар, после чего сесть за стол и спокойно, не думая о хлебе насущном, написать свою «Анну Каренину». Но он много раз слышал, что писатели, имеющие большой опыт общения с книжными издательствами, предупреждали: «Перед отправкой рукописи в издательство необходимо смириться с тем, что редакторы в 90% случаев присланные рукописи НЕ читают».

Поэтому новый Лев берёт свою эпопею и приходит, ну например, в издательство «Эксмо». Но его роман даже не берут для прочтения. «Как? Почему?!» – возмутитесь вы. Да потому, что сотрудники издательства «Эксмо» чёрным по белому написали и опубликовали условия принятия рукописей на рассмотрение. А там чётко и ясно сказано, что на рассмотрение принимаются: детектив, криминальный роман, боевик, фантастика, фэнтези, авантюрно-приключенческий роман, мистика и женский роман. А остальное – извините, «не пользуется у читателя спросом».

В остальных книжных издательствах та же «картина маслом». Вот и не узнали мы о существовании нового Льва Толстого и вряд ли в ближайшее время узнаем. А вдогонку ему ещё и крикнут: «Стихи и рассказы тоже не приносите! Мы их тоже не печатаем!» Так что новому Александру Пушкину или Ивану Бунину тоже «каюк».

 

 

Борис Цетров в заметке «Куда исчезла серьёзная литература? Мысли вслух» сетует на то, что книжные издательства ради получения максимальной прибыли завалили читателей развлекательной художественной литературой, и завершает свою мысль язвительной фразой:

«Но развлекательные куры будут и дальше нести лишь развлекательные яйца, а из развлекательных яиц будут вылупляться лишь развлекательные куры».

Получается, что поэты и писатели-«рассказчики» априори поставлены «вне закона» в «стране» под названием «книжные издательства». И поэтому не удивительно, что даже творчество такого выдающегося поэта, как Михаил Анищенко, наши самые крупные издательства при его жизни не заинтересовало. Впрочем, после смерти – тоже. А, на мой взгляд, он – лучший русский поэт начала XXI века.

Нет читателей – нет и литературы. Поэтому давайте почитаем в Интернете, как реагируют некоторые читатели на плачевное положение дел в нашей словесности. А пишут они вот что:

– «Современная российская литература развивается в абсолютном хаосе… а за художественным языком вообще никто не следит, потому он и растёт, как трава придорожная»;

– «А всё-таки авторы – НЕ ТЕ. Можно писать интересно, захватывающе даже о совсем обыденных вещах и простых людях, пробуждать мысли и чувства. Но, чтобы осмыслить происходящее у наших писателей тяму не хватает»;

– «Прочитал много, но не могу припомнить ничего хорошего. «Производственные романы» из жизни офисного планктона, писанина скисших от скуки «рублёвских жён», детективы»;

– «Причина проста: глухое непонимание нашим государством фундаментальной роли литературы в жизни человека»;

– «Современный русский писатель разучился рассказывать историю. В том традиционном смысле слова, как рассказывали историю дамы с собачкой, Наташи Ростовой, Раскольникова»;

– «Критика не помогает, как это было раньше, ни писателям, ни читателям. СМИ изгнали со своих страниц любой разговор о литературе»;

– «Читатель знаком лишь с десятком писательских имён и начисто лишён возможности узнать и оценить новые»;

– «Литературные премии работают в холостую, давая лишь некоторую материальную поддержку победителям и не обеспечивая их известности и поднятия тиражей»;

– «Изданные книги, как не уходили двадцать, пятнадцать, десять лет назад за пределы региона, где изданы, так и не уходят»;

– «Станет ли что-нибудь, написанное в наше время, классикой? Я однозначно считаю, что нет; что наша русская литература, которая ценилась во всём мире, на нашем поколении как-то остановилась. От этого становится очень грустно и отчасти даже стыдно перед потомками».

Когда я прочитал слова последнего цитируемого пользователя Интернета, вспомнил высказывание Юрия Полякова: «Если книга перечитывается, значит, у автора есть шанс стать кандидатом в классики». А книги каких современных писателей сегодня перечитываются? Вопрос – риторический.

Такой вывод я сделал после того, как опросил активных читателей современной русской литературы из числа своих друзей, приятелей, родственников, знакомых и даже мало знакомых людей. Прозу современных авторов никто из них не перечитывал. Поэзию да, иногда перечитывают – и называют имена таких поэтов как Михаил Анищенко,

Николай Зиновьев и Борис Рыжий.

Процитирую ещё один абзац из статьи, с которой я начал эти заметки. Оценивая Сорокина, Пелевина, Акунина, Улицкую и другие «громкие» имена, автор пишет: «Почему-то, когда я читаю наших современных писателей, в общем-то, все они оригинальны; и тех, кого я назвала, например, не спутаешь с другими. Итак, после прочтения почему-то произведения не хочется перечитывать. Даже более, несмотря на философское начало, на талант, чувствуется какая-то ограниченность гениев».

Скорее всего, кризис современной русской литературы – это одна из составляющих кризиса всей нашей культуры (кино, театра и т.д.).

Литературовед профессор Михаил Голубков в своей статье «Парадигмы современной литературы», академическим языком излагая свои размышления, подчёркивает: «

«Горячей» культура является тогда, когда её потенциал востребован, то есть когда общество нуждается в её открытиях, когда искусство в целом и литература в частности оказывается значимым фактором общественного сознания, существенным обстоятельством национальной жизни». И далее: «Нынешнее состояние литературы, когда общество не знает и не видит её, вряд ли может соответствовать «горячей» стадии». И не согласиться с выводом профессора нельзя.

Не без помощи читателей и литераторов мы в какой-то степени подошли к разгадке сущности «главного врага современной русской литературы». У этого «монстра» оказалась не одна «голова», а множество.

Как-то мне пришлось услышать такое мнение. Причина беды, которую мы рассматриваем в этой статье, кроется в следующем. Сегодня, чтобы получить высшее образование (а значит, и систематические знания), нужно заплатить за обучение немалые деньги. Дети рабочих и крестьян не в состоянии этого сделать. И потенциальные литераторы так и «погибают», не «родившись» как писатели. Анализируя советскую эпоху, мы вспоминаем, что десятки выдающихся советских писателей и поэтов могли сказать о себе «вышли мы все из народа»…

С учётом этого, можно выдвинуть версию, что главным врагом современной русской литературы является буржуазный строй сегодняшней России. Но здесь возникает такая «загогулина». «Поднимая на щит» этот тезис, не надо забывать, что Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Иван Бунин и другие классики создавали свои литературные шедевры, когда капитализм уже стремительно шагал по всей России.

В конце романа Дины Рубиной «Синдикат» можно прочитать такие строки: «… С годами жизнь отнимает у человека главное – предвкушение… Господь отнимает только одно… И если ты спросишь меня – что есть молодость, я отвечу тебе: сладостное и безбрежное предвкушение…».

Сегодня складывается впечатление, что Господь отнимает у нас предвкушение… восхититься новыми шедеврами «завтрашней» русской литературы.

Но мы-то знаем, что Господь милосерден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *