Десять дней, которые потрясли мир
Фрагмент статьи Елены и Дмитрия Травиных «Дети и отцы. Миф семидесятников о самих себе» в журнале «Звезда» (2010):
«Спектакль Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» в постановке Юрия Любимова имел подзаголовок: «Народное представление в 2 частях с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой». Эта постановка отсылала к мифологизированным первым дням возникновения советского государства. В отзыве на этот спектакль Виктор Шкловский писал: «Это не новая драматургия, но это воскрешение не осуществившейся до конца драматургии первых лет нашей революции. Повторяя опыт народных праздников, «Синей блузы», спектакль выше и глубже их по своему значению».
Главы из книги Владимира Новикова «Высоцкий» (2013):
«Двадцать четвертого октября 1964 года начинается работа над «Десятью днями, которые потрясли мир» по книге Джона Рида. Собственно, книга не более чем повод, трамплин для свободного полета постановочной фантазии. Любимов идет от формы, он ищет мотивировку площадного, балаганного зрелища. И Октябрьская революция интересует его своей зрелищной стороной, как игра исторических сил, как выплеск массовой энергии. Что же касается политической концепции спектакля, то она не вполне отчетлива и немного противоречива. Такова, впрочем, и шестидесятническая идеология в целом.
Семнадцатый год еще воспринимается многими под плюсовым знаком, это антитеза году тридцать седьмому да и современной партократии. Ленин не столько конкретная политическая личность, сколько противовес Сталину. Таков он в поэме Вознесенского «Лонжюмо», строки из которой скоро зазвучат с таганской сцены. Таков он и в этом спектакле, где он присутствует только как голос, записанный на пленку главным, официально признанным исполнителем роли вождя в кино Штраухом. Кто-то нашел у Ленина цитату о том, что «революция — праздник угнетенных и эксплуатируемых», а большего от него и не нужно.
Задача — сделать праздник, чтобы театр не с вешалки начинался, а прямо с Таганской площади, чтобы, выйдя из метро, ошеломленный зритель увидел красные флаги, актеров, переодетых в революционных матросов и солдат, с гармошками, гитарами и балалайками, поющих песни и частушки. Гитара, откровенно говоря, — инструмент отнюдь не революционный, но натуралистическая точность и не входила в задачу. Вместо билетеров у входа в театр солдаты с ружьями будут отрывать «контроль» от билета и накалывать на штык. Подобные сюрпризы будут ожидать и в фойе, а на сцене — того почище: самая натуральная стрельба в зрительный зал, правда, холостыми патронами и выше голов.
Тут целая толпа персонажей, у каждого актера по нескольку ролей. Высоцкий — и матрос на часах у Смольного, и анархист, и белогвардейский офицер. В качестве анархиста он будет петь народную песню «На перовском на базаре», от имени часового — пару куплетов собственного сочинения. Сочинит он также песню революционных матросов и солдат, варьируя известные строки из поэмы Маяковского «Хорошо»:
Войны и голодухи натерпелися мы всласть,
Наслушались, наелись уверений, —
И шлепнули царя, а после — временную власть, —
Потому что кончилось их время.
Но гораздо органичнее все-таки у него получится песня белогвардейских офицеров, где прямолинейная логика «классовой борьбы» сменится ощущением хаоса и трагического разлада:
В куски
Разлетелася корона,
Нет державы, нету трона, —
Жизнь, Россия и законы —
Все к чертям!
И мы —
Словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры, —
Только — кровь одна с позором
Пополам».
Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».
Высоцкий. Глава 106. «Десятка» — Блоги — Эхо Москвы, 28.04.2018
Революционный матрос — Владимир Высоцкий
София, Театр Сатиры, сентябрь 1975 года. Фото Зафера Галибова
Автор текста: Антон Орехъ:
«Всю Россию до границы…»:
В 1965 году Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова был, можно сказать, еще ребенком, делающим первые шаги.
А Владимир Высоцкий и вовсе был новичком, без авторитета и твердой репутации. Он уже писал песни, но его песням еще только предстояло стать неотъемлемой частью постановок Таганки, а самому Высоцкому стать не просто «одним из», а настоящей звездой этого театра.
Афиша спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Из архива Александра Петракова
Спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» Юрий Любимов ставил по знаменитой книге Джона Рида.
Американского журналиста, искренне проникшегося идеями большевистской революции.
И настолько сроднившегося с Советской Россией, что его даже похоронили у Кремлёвской стены.
Джон Рид
После невероятного успеха «Доброго человека из Сезуана» и обидного провала «Героя нашего времени» это была третья постановка обновленной Таганки.
1965 год. Из архива Александра Стернина
И, между прочим, первая, фрагменты которой сохранились на кинопленке.
Фрагмент киножурнала «Занавес не закрывается», 1966 год
Благодаря киножурналу 1966 года:
Спектакль начинался на улице. 23 сентября 1967 года. Фото Анатолия Гаранина
Май 1972 года.
Владимир Высоцкий в студии Таллинского телевидения рассказывает о своих работах в театре и спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»:
Листовка к спектаклю
В «Десяти днях…», которые актеры Таганки между собой называли «Десятка», было необычно все:
Хотя Любимов, в общем, не изобретал ничего радикально нового. Он, с одной стороны, развивал традицию брехтовского театра, театра синтетического, театра условного. А с другой стороны, возрождал традицию первых послереволюционных лет, когда театр искал совершенно новые формы общения с публикой. Ведь и публика теперь была другая – можно сказать, рабоче-крестьянская, воодушевленная революционным подъемом, предвкушавшая невиданные перемены во всей жизни.
1975 год. Фото Александра Стернина
В общем, романтика первых советских лет, которую пытались передать еще «синеблузники».
Эффектно всё выглядело с самого начала, когда двое солдат стреляли из настоящих винтовок, и начинался спектакль:
Эти слова произносил Максим Штраух – один из самых известных исполнителей ролей Ленина в кино и на сцене.
Слова Ленина служили своеобразным живым эпиграфом ко всей постановке. Он словно задавал тон всему действию, о чем и вспоминал Высоцкий в Таллине в 1972 году во время одной из своих редких телевизионных съемок:
Замысел Юрия Петровича Любимова состоял в том, чтобы зритель ни в коем случае не чувствовал себя простым наблюдателем.
Актеры вовлекали публику в происходящее и использовали для этого абсолютно всю изобразительную палитру, а Любимов не сдерживал своей фантазии. Акробатика, буффонада, пантомима, клоунада, театр теней – и, само собой, музыка, песни.
Зонг о властях:
Брехтовский «Зонг о властях».
Которого, понятно дело, не могло быть в книге Джона Рида. Но постановка Любимова не была буквальной инсценировкой этого текста. Это был спектакль именно что по мотивам. «Десять дней, которые потрясли мир» стал скорее поводом, основой для театрального эксперимента. А так, помимо Джона Рида, Юрий Любимов заимствовал отдельные моменты из «Жизни Клима Самгина» Горького, зонги Брехта, как уже было сказано, песни на стихи Тютчева, Блока, Давида Самойлова и даже романсы Вертинского.
«Как четвертого числа…»:
«Тени прошлого». София, Театр Сатиры, 5-24 сентября 1975 года
Наконец, впервые со сцены звучали песни, написанные самим Владимиром Высоцким.
До сих пор ведущими композиторами и сочинителями в театре Любимова считались Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий. И поначалу считали Высоцкого не более чем мастером трех аккордов.
Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий. 1965 год
А ведь Хмельницкому и Васильеву сам Шостакович однажды сказал: «Ребята, я вас поздравляю! Я бы так написать не смог!».
«В куски разлетелася корона…»:
Владимир Высоцкий в роли Офицера на премьере спектакля, апрель 1965 года.
Фото Михаила Озерского
Полной съемки спектакля не сохранилось, как не сохранилось вообще ни одной полной съемки ни одного спектакля с участием Владимира Высоцкого.
Есть аутентичные аудиозаписи, но качество, увы, как правило, оставляет желать много лучшего. Поэтому вот эту «Песню белых офицеров» мы даем в записи, сделанной Константином Мустафиди.
Владимир Высоцкий и Виталий Шаповалов за кулисами Театра на Таганке, 1976 год.
Высоцкий, как уже было сказано, в тот момент еще далеко не ведущий артист Таганки.
Собственно, в концепции Любимова явных солистов выделять было и не принято. Как не было на сцене ни у кого из актеров специализации. Все были обязаны уметь делать всё: петь, танцевать, ходить на руках и стоять на голове – причем, в буквальном смысле:
1975 год. Фото Александра Стернина
А «Десять дней…» еще и поставлены особым образом:
Задача Любимова была в том, чтобы показать движение масс. Какой-то фантастический калейдоскоп образов. Где нет одного главного героя, зато перед публикой за время действия проходят буквально десятки персонажей:
«Тени прошлого». Взгляд из-за кулис. Фото Александра Стернина, 1975 год
Притом, что явных звезд Любимов в своей труппе не определял, все-таки Зинаида Славина и Николай Губенко выделялись среди остальных.
И когда Губенко покинул Таганку, именно Высоцкий волей-неволей стал его наследником и в «Добром человеке из Сезуана», и в «Жизни Галилея», и в «Десяти днях, которые потрясли мир». Губенко играл, в том числе, главу Временного правительства Александра Керенского – например, в сцене «Падение 300-летнего дома Романовых»:
Старший гримёр Театра на Таганке Галина Альферавичуте готовит Владимира Высоцкого к роли Керенского, 1974 год. Из архива Александра Стернина
Критики считали, что Керенский, как и другие отрицательные персонажи, символизировавшие ушедший старый мир, были показаны нарочито гротескно, почти карикатурно.
1975 год. Фото Александра Стернина
Постановка была настолько пластичной, а характеры персонажей настолько синтетическими, что не только год от года, но и от спектакля к спектаклю это выглядело по-разному.
Владимир Высоцкий за кулисами Театра на Таганке в гриме Керенского, 1976 год.
Фото Александра Шпинёва
В одной из прошлых Глав, когда мы рассказывали о первых заграничных гастролях Таганки в Болгарии, у нас звучал фрагмент выступления Керенского в исполнении Высоцкого.
Владимир Высоцкий в роли Керенского. Вильнюс, Дворец профсоюзов, сентябрь 1974 года.
Фото Ильи Фишера
Любопытно, что Александр Федорович Керенский в момент, когда на Таганке ставили этот спектакль, был еще жив.
В роли Керенского. Гастроли в Болгарии, сентябрь 1975 года Фото Зафера Галибова
Он прожил очень долгую жизнь и скончался в Америке только в 1970 году, пережив даже 100-летний юбилей своего земляка и злого гения Ульянова-Ленина.
Гастроли в Болгарии. София, Театр Сатиры, сентябрь 1975 года
«Войны и голодухи натерпелися мы всласть…»:
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Светлану Сидорину и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
Записка Владимира Высоцкого завтруппой Г.Н.Власовой (копия автографа из архива Александра Ковановского)
«Десятка», «Десять дней, которые потрясли мир», был первой настоящей серьезной работой Владимира Высоцкого у Юрий Любимова в Театре на Таганке.
Спектаклем, где впервые прозвучали его песни, где он получил невероятный опыт и сумел отточить множество приемов, которые на протяжении полутора десятилетий помогут ему во всех постановках родного театра.
А мы помним, что у Владимира Семеновича была еще одна неожиданная возможность встретиться с книгой Джона Рида.
Когда ее экранизировал Уоррен Битти, а Высоцкий записывал для него знаменитое видеописьмо.
Сняться в том фильме ему не довелось, зато матроса часового, белого офицера, анархиста и Александра Керенского на сцене Таганки он сыграл десятки раз:
Финал спектакля.
Гастроли во Франции, 1977 год. Фото из архива Александра Стернина
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
1965 год
Бонус
За кулисами спектакля. Москва, Театр на Таганке. Съемка Сергея Подколзина. Монтаж Игоря Рахманова
О спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»: (Электросталь, ДК, 30 октября 1971 года)
Электросталь, ДК, 30 октября 1971 года
Дорогие друзья!
24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».
Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».
Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.
Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ
К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Виктор Ерофеев, Марк Розовский, Александр Стернин, Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.
«Grand Mountain Hotel», Greenfield Park, NY, август 1978 года.
Фото Игоря Высоцкого
Высоцкий. Глава 27. Сто тысяч дорог — Блоги — Эхо Москвы, 10.09.2016
Автор текста: Антон Орехъ:
В.Высоцкий и Л.Георгиев на пресс-конференции в аэропорту. София, 6 сентября 1975 года. Фото Виктора Гильтяя
Впервые на болгарской земле. Отель «Балкан», София. 6 сентября 1975 года. Фото Виктора Гильтяя
София, Театр Сатиры, репетиция спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» — Д.Щербаков, А.Васильев, В.Высоцкий, Б.Хмельницкий, В.Шаповалов, И.Бортник, А.Граббе, Д.Межевич. Фото Зафера Галибова
В сентябре 1975 года Театр на Таганке наконец-то поехал на первые зарубежные гастроли – в Болгарию.
Программка-буклет гастролей Театра на Таганке в Болгарии. Из архива Олега Васина
И пускай эту страну тогда иронично называли 16-й советской республикой и говорили, что, мол, «курица не птица, Болгария не заграница», эта первая поездка за пределы Союза была необычайно важна для Театра, для Юрия Любимова, для Владимира Высоцкого и для их товарищей.
София, Театр Сатиры — В.Высоцкий, Ю.Любимов, А.Демидова. Фото Зафера Галибова
Но гастроли Таганки получились очень важным, по-своему даже историческим событием и для болгарской публики.
Ни одна другая поездка Таганки не изучена и не описана настолько подробно. Ни один визит театра за рубеж не запротоколирован настолько тщательно. Нигде больше не было сделано такого количества записей, фотографий, съемок.
Театр на Таганке в Чирпане, 16 сентября 1975 года. Фото Георгия Иванова
Причем, практически все материалы, которые сегодня нам доступны – это плод усилий именно самих болгар.
Которые помнят приезд Таганки даже десятилетия спустя.
Репетиция спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» — Д.Щербаков, В.Высоцкий, А.Васильев, Б.Хмельницкий, В.Шаповалов. Фото Виктора Гильтяя
Театр очень ждал этих гастролей, ждали их и в Болгарии.
В том числе на самом высоком уровне. Если в Советском Союзе Таганка была коллективом неблагонадежным и не пользовалась никакой официальной поддержкой, то в Болгарии все было несколько иначе. Хотя здесь не обошлось без счастливого стечения обстоятельств.
Репетиция спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» — А.Васильев, В.Высоцкий, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий. Фото Зафера Галибова
В Москве тогда работал корреспондент болгарского телевидения Любомир Коларов, который часто бывал в театре и подружился с Иваном Бортником и Юрием Любимовым.
И однажды в Москву приехала Людмила Живкова – весьма влиятельная дочь болгарского лидера Тодора Живкова. И Коларов повел ее на Таганку. А потом и с Любимовым познакомил. Так возникла идея гастролей театра в Болгарии. Правда, до воплощения идеи в реальность прошло еще немало времени.
Репетиция спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». В.Высоцкий, О.Школьников. Справа — В.Смехов. Фото Зафера Галибова
Первоначально поездку рассчитали на 12 дней.
Однако уже тогда было понятно, что ажиотаж будет огромный, и двенадцати дней мало. И тогда болгарские товарищи стали писать письма аж в ЦК КПСС, чтобы в Москве дали добро на продление гастролей еще на неделю. И министерство культуры СССР дало добро. 6 сентября 1975 года самолет с артистами Таганки и, разумеется, с Владимиром Высоцким, приземлился в Софии.
За 18 дней Таганка дала 15 представлений.
И показала четыре спектакля: «А зори здесь тихие…», «Гамлет», «Добрый человек из Сезуана» и «10 дней, которые потрясли мир». В «Зорях» Высоцкий, как известно, занят не был, а в трех других постановках играл с полной отдачей.
«10 дней, которые потрясли мир».
Высоцкий в роли Керенского:
Очевидно возникает вопрос: насколько все-таки болгарская публика была готова к приезду Театра на Таганке и понимала, кто к ней приехал?
Публикация в газете Центрального совета болгарских профессиональных союзов «Труд» от 12 сентября 1975 года. Из архива Олега Васина
На этот счет есть немало свидетельств. Но возможно самым любопытным доказательством популярности Таганки стал фельетон в провинциальной болгарской газете.
Спектакль «Десять дней которые потрясли мир» — В.Высоцкий в роли Керенского. Фото Виктора Гильтяя
Журналист Ирина Христова в сатирическом смысле описывала приезд Таганки в город Стара-Загора и спектакль в местном театре.
Как местная богема по блату достала билеты на лучшие места. Как зал заполнили люди, не очень понимающие, куда и зачем они пришли. Но пришли потому, что Таганка – это последний писк моды, про Таганку говорят все. А на сцене будет артист Высоцкий, чьи песни слушают все их знакомые и вся местная элита. А простые люди, не попавшие в зал, толпились на улице.
Спектакль «Десять дней которые потрясли мир» — В.Высоцкий в роли Керенского. Фото Виктора Гильтяя
Финал спектакля «Десять дней которые потрясли мир». Фото Виктора Гильтяя
Фельетон действительно довольно едкий.
Как сказали бы тогда, обличительный. Зато не оставляющий сомнений, что в середине 70-х в Болгарии прекрасно знали и Высоцкого, и Таганку. И что для многих болгар и Таганка, и Высоцкий значили не меньше, чем для наших людей.
Спектакль «Добрый человек из Сезуана» — З.Славина и В.Высоцкий. Фото Зафера Галибова
«Добрый человек из Сезуана».
Владимир Высоцкий в роли Янг Суна. Зинаида Славина в роли Шен Те:
Таганка выступала с представлениями не только в Софии и не только в Старой Загоре.
Артисты выходили на сцену в Варне, Казанлыке, Чирпане. Давали не только спектакли, но и концерты. Мы уже рассказывали в одной из предыдущих глав о том, как именно в Болгарии Высоцкий смог записать материал для полноценного диска-гиганта и что записываться пришлось ночью. Ночью – не потому что тайно, а потому что днем физически не было свободного времени! Любимов и его артисты участвовали даже в настоящих пресс-конференциях, что было совершенно невозможно представить на родине, в Советском Союзе.
Репетиция спектакля «Добрый человек из Сезуана» — З.Славина, А.Васильев, В.Высоцкий, Б.Хмельницкий. Фото Виктора Гильтяя
«Добрый человек из Сезуана».
Владимир Высоцкий в роли Янг Суна. Зинаида Славина в роли Шуи Та:
Но, конечно, гвоздем программы гастролей был «Гамлет».
В перерыве спектакля «Гамлет» — В.Высоцкий, И.Дыховичный. Фото Виктора Гильтяя
Собственно, именно этого спектакля публика и ждала заранее больше всего.
В газетах накануне приезда Таганки было столько материалов об этой постановке, что многие воспринимали Владимира Высоцкого даже не столько как известного поэта и исполнителя, сколько как актера, блистательно сыгравшего Гамлета. Что оказалось некоторой неожиданностью даже для самого Владимира Семеновича. Но после этого ему пришлось выкладываться на сцене уже на двести процентов, оправдывая ожидания зрителей.
Спектакль «Гамлет» — А.Демидова, В.Высоцкий. Фото Зафера Галибова
«Гамлет».
Владимир Высоцкий и Алла Демидова:
С «Гамлетом» на софийской сцене связана история с одной стороны забавная, с другой драматическая.
Болгарское телевидение решило не просто сделать отдельные сюжеты о гастролях. Они решили записать целиком два спектакля! «Доброго человека из Сезуана» и «Гамлета». И для этого им пришлось пойти на хитрость. Известно, что любимовские постановки были в буквальном смысле очень мрачными. Света на сцене почти не было. Снимать при таком освещении очень трудно. И болгары просто перехитрили Юрия Петровича. Установили два мощных прожектора в зале, а Любимова в зал не пустили, заманив в телевизионный автобус, где на мониторе было трудно разобрать, какой в зале свет.
Спектакль «Гамлет» — А.Пороховщиков, В.Высоцкий, А.Демидова. Фото Зафера Галибова
Так, по свидетельству очевидцев, Болгарским телевидением были сделаны уникальные съемки, которых не было больше ни у кого в мире.
Но, к огромному сожалению, и здесь в дело вмешался случай. Сохранить пленки не удалось. Кто-то, как утверждают, по ошибке записал на них другие программы. И если кадры из «Доброго человека», снятые в другой день, все-таки попали в специальную передачу о гастролях Таганки, то от «Гамлета» остались лишь фрагменты звука:
Театр на Таганке в Чирпане, 16 сентября 1975 года
Поездка в Болгарию запомнилась актерам Таганки невероятно теплым и дружеским приемом и огромным успехом во всех городах и на всех выступлениях.
По словам самого Высоцкого это превзошло вообще все его ожидания, и он твердо намеревался обязательно приехать в Болгарию еще не раз. На прощальный ужин пришел сам Тодор Живков! И выразил восхищение работой актеров, особенно выделив «человека, которого любит вся Россия и вся Болгария» – Владимира Высоцкого. И лично попросил Владимира Семеновича спеть. Высоцкий спел, а потом смеялся, что смог утереть нос даже сопровождавшим труппу «интеллигентам в штатском», которые следили за артистами – когда те нарушили режим или болтали лишнее. Но после таких слов самого болгарского лидера кляузы писать, даже по возвращении в Союз, было уже бессмысленно.
Спектакль «Добрый человек из Сезуана». Фото Зафера Галибова
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы журналиста Марию Раевскую, а также наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина, Александра Петракова и Александра Ковановского.
К сожалению, Высоцкому так и не удалось больше побывать в Болгарии.
Но гастроли 1975 года в этой стране помнят до сих пор.
Нигде больше за рубежом не издано такого количества переводов Высоцкого, не написано столько книг и статей. И даже улица Высоцкого в Софии появилась намного раньше, чем в Москве.
Владимир Высоцкий. Съемка у Любомира Коларова для Болгарского национального телевидения. Сентябрь 1975 года
А приветы из того далекого времени продолжают приходить к нам и по сию пору.
Уже упоминавшийся болгарский журналист Любомир Коларов во время гастролей Таганки пригласил к себе домой и записал большой сюжет с Высоцким, Иваном Бортником, Иваном Дыховичным и Леонидом Филатовым. Они пели, говорили о театре и друг о друге.
«Сто тысяч дорог позади…». В.Высоцкий, Л.Филатов, И.Дыховичный, И.Бортник. София, сентябрь 1975 года
Долгие годы съемка этой передачи считалась утерянной.
И вдруг совсем недавно она самым неожиданным образом была обнародована: («Дорога», стихи – Ю.Левитанский, музыка – А.Васильев, Б.Хмельницкий)
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи Масловой и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.
Бонусы
Владимир Высоцкий о роли Гамлета (фрагмент телепередачи «Вместо интервью», София, сентябрь 1975 года)
Варна, Драматический театр им. Стояна Бочварова, спектакль «В поисках жанра», 20 сентября 1975 года:
«Сто тысяч дорог позади…»: (из спектакля «Павшие и живые»)
«Роботы, роботы, роботы…»: (из спектакля «Антимиры»)
«В час отлива возле чайной…»: (из спектакля «Антимиры»)
На сцену Драматического театра им. Стояна Бочварова в Варне Владимир Высоцкий впервые вышел 20 сентября 75-го в спектакле «В поисках жанра». Александр Ковановский у исторического здания, 41 год назад принимавшего Таганку в Варне. 9 сентября 2016 года. Фото Владимира Четыркина
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.
Новости культуры / «Добрый человек из Сезуана» и «10 дней, которые потрясли мир». О спектаклях, которые будут представлены в день рождения Юрия Любимова / tvkultura.ru
30.09.2017 | 09:29
«Добрый человек из Сезуана» и «10 дней, которые потрясли мир». О спектаклях, которые будут представлены в день рождения Юрия Любимова
30-го сентября исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Любимова. В память о мастере в Театре на Таганке открылся Интерактивный музей. Его центральная часть — знаменитый кабинет режиссера. Именно здесь рождались спектакли, которые гремели потом на всю Москву.
На стенах кабинета, где Юрий Петрович проработал более полувека, автографы известных поэтов, художников, писателей, музыкантов. Начало традиции положил Андрей Вознесенский. О том, чтобы попасть сюда, можно было только мечтать. Теперь интерактивная копия воссоздана в фойе театра с помощью 3D-проекций. Не только автографы — пожелания гостей, впечатления от спектаклей и встреч с режиссером. Каждая запись на стене, кадры хроники, фотоснимки — отдельные страницы истории театра. В день рождения Юрия Любимова здесь покажут «Добрый человек из Сезуана» — спектакль, с которого началась легендарная «Таганка».
Еще один знаменитый спектакль «Таганки» — «10 дней, которые потрясли мир». Его поставил Юрий Любимов по книге американского журналиста и свидетеля революции Джона Рида. Художественно переосмыслить постановку решил Максим Диденко. Премьера прошла 29 сентября в Музее Москвы.
События происходят одновременно в разных пространствах. Они разделены длинными, темными коридорами. Каждый зритель выбирает собственный маршрут. Новые «10 дней» — это посвящение режиссеру, а не восстановленная постановка Любимова. Максим Диденко изучил спектакль Театра на Таганке и создал «свободную фантазию на тему революции».
Читайте также:
«10 дней, которые потрясли мир». Новая версия знаменитого спектакля в пространстве выставки «Любимов и время»
Новости культуры
«Добрый человек из Сезуана» и «10 дней, которые потрясли мир». О спектаклях, которые будут представлены в день рождения Юрия Любимова / Новости культуры / Tvkultura.ru
30-го сентября исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Любимова. В память о мастере в Театре на Таганке открылся Интерактивный музей. Его центральная часть — знаменитый кабинет режиссера. Именно здесь рождались спектакли, которые гремели потом на всю Москву.
На стенах кабинета, где Юрий Петрович проработал более полувека, автографы известных поэтов, художников, писателей, музыкантов. Начало традиции положил Андрей Вознесенский. О том, чтобы попасть сюда, можно было только мечтать. Теперь интерактивная копия воссоздана в фойе театра с помощью 3D-проекций. Не только автографы — пожелания гостей, впечатления от спектаклей и встреч с режиссером. Каждая запись на стене, кадры хроники, фотоснимки — отдельные страницы истории театра. В день рождения Юрия Любимова здесь покажут «Добрый человек из Сезуана» — спектакль, с которого началась легендарная «Таганка».
Еще один знаменитый спектакль «Таганки» — «10 дней, которые потрясли мир». Его поставил Юрий Любимов по книге американского журналиста и свидетеля революции Джона Рида. Художественно переосмыслить постановку решил Максим Диденко. Премьера прошла 29 сентября в Музее Москвы.
События происходят одновременно в разных пространствах. Они разделены длинными, темными коридорами. Каждый зритель выбирает собственный маршрут. Новые «10 дней» — это посвящение режиссеру, а не восстановленная постановка Любимова. Максим Диденко изучил спектакль Театра на Таганке и создал «свободную фантазию на тему революции».
Читайте также:
«10 дней, которые потрясли мир». Новая версия знаменитого спектакля в пространстве выставки «Любимов и время»
Новости культуры
Революция духа Юрия Любимова. Как выглядит новая постановка к столетию режиссера
В Москве состоялась премьера спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Новая постановка – трибьют культовому спектаклю Юрия Любимова в театре на Таганке, который сам стал революцией – театральной.
Новый спектакль – сценическая и политическая рифма в честь двойного столетия: и самого Юрия Любимова, и октябрьского переворота. Это не восстановленная постановка культового режиссера, но диалог эпох – в каждой сцене.
На афише тех, первых «10 дней, которые потрясли мир» Юрия Любимова – 1965 года – зрителя предупреждали: это не спектакль вовсе, а «народное представление в двух частях с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида».
Кажется, первый – за полвека до того, как это стало модным – иммерсивный спектакль в Союзе. Театральная революция для советского зрителя. Из даже на входе встречали актеры в костюмах расхристанных красноармейцев, насаживающие театральные билеты на штыки винтовок.
Никакой вам привычной сцены с декорациями: пустота, превращающаяся то в Зимний дворец, то в тюрьму. Театр тела, театр песен, театр-карнавал – все разом. Но когда актеры во время одной из сцен снимали бороды и маски и говорили своими голосами, власть понимала, что это сатира на нее же.
Как живой диалог с теми десятью днями – Вениамин Смехов. Актер обеих постановок. 50 лет спустя, и снова в 1917.
«10 дней, которые потрясли мир» Максима Диденко не намекает на рифму революций и подорванных обществ. Но полифония постановок – далеко не только в променад-театре. У него отсутствие сцены доведено до максимы. У него тоже в самом воздухе этого театрального пространства – голый нерв.
Максим Диденко – один из ключевых молодых режиссеров. С группой энфант-террибль мира российского театра, «брусникинцами», курсом педагога школы-студии МХАТ Дмитрия Брусникина он работает тоже не впервые. Была у них и своя революционная буффонада – московский хит прошлого сезона «Конармия».
«10 дней» – эксперимент еще большей амплитуды шага. Никакого театра. Сцена – это Музей Москвы. Постановка помещена внутрь выставки «Любимов и время». Погружение в степени плюс бесконечность – то, что сегодня Диденко удается как никому.
Как Любимов полвека назад заставил московскую сцену выучить имя Бехтольда Брехта. Вывел на нее современную поэзию, создал политический театр как таковой. За что в 80-е был лишен советского гражданства. Так «брусникинцы» сегодня формулируют театр нулевых. Когда актер – куда больше, чем голос.
Контекст, в котором вынужденно живет этот спектакль – общество, поляризированное и напряженное до коктейлей Молотова, летящих в окна студии Алексея Учителя и православных стояний против фильма «Матильда». До уголовных дел против художников, а не политиков, за то, что поднимают неудобные темы. Общество, хотя и бьющее себя в грудь исторической памятью, на самом деле этой памяти лишенное: когда на иконе могут быть рядом и Николай Второй и Иосиф Сталин.
И, наверное, язык театра сегодня лучший, и пока единственный, на котором можно говорить об измученной истории. Не полунамеками, а образами по силе – куда ярче и сильнее политического слова.
10 дней, которые потрясли мир. Версия 2017 года
Спектакль Максима Диденко и Мастерской Брусникина «10 дней, которые потрясли мир» – посвящение спектаклю Юрия Любимова, — станет центральным событием масштабной выставки «Любимов и время» в Музее Москвы.
Этот проект – не восстановление великого спектакля 1965 года. Это переосмысление материала, темы, еще более актуальной сейчас, спустя ровно сто лет со дня событий, описанных Ридом.
Максим Диденко: «Юрий Петрович Любимов – это целый пласт в истории русского театра и культуры России. «Десять дней, которые потрясли мир» – это один из первых его спектаклей, этим начиналась его режиссёрская жизнь и жизнь Таганки. И мне интересна тема революции как перелома в русской истории, исход утопии, на руинах которых мы живём, как важный рубеж, переворот, последствия которого до сих пор, спустя 100 лет, находятся в поле исследования».
По форме – это site-spеcifiс театр – отношения с пространством являются образующими постановки. Поэтому спектакль состоится в пространстве выставки, посвященной 100-летию Любимова. Спектакль-шествие пройдет через все главные творческие этапы жизни Мастера, таким образом оживив выставку.
На месте Джона Рида, приехавшего в Россию в 1917 и увидевшего своими глазами революцию, окажется каждый зритель спектакля. Он поймет, что «Революция – это чудовищная неразбериха. Всё происходит одновременно в нескольких местах». Поэтому, чтобы понять (или не понять) что к чему, можно и нужно будет переходить из зала в зал по своему усмотрению или оставаться на месте. Единственно правильного способа смотреть этот спектакль — нет. Любой путь покажет только часть происходящего.
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
- 10 дней, которые потрясли мир 10 дней, которые потрясли мир
фотограф — Вова Яроцкий
Максим Диденко – режиссер, хореограф, педагог. Среди его постановок: «Шинель. Балет» (2013, КонтАрт), «Флейта-позвоночник» (2014, театр Ленсовета), «Конармия» (2014, Школа-студия «МХАТ»), «Хармс. Мыр» (2015, Гоголь-центр), «Земля» (2015, Новая сцена Александринского театра), «Идиот» (2015, Театр Наций), «Пастернак. Сестра моя-жизнь» (2016, Гоголь-центр), «Черный русский» (2016, Особняк Спиридонова), «Чапаев и Пустота» (2016, театр «Практика»), «Процесс» (2017, ProFitArt, Прага) и другие.
Мастерская Дмитрия Брусникина – образец самобытного и современного театра. За пару лет Мастерская стала главным событием театральной сцены России, за которым пристально следят прогрессивные представители творческой интеллигенции и большого бизнеса, а также вся околотеатральная Москва. Мастерская работает как проектный театр – на разных площадках, с разными – самыми актуальными и важными режиссерами, драматургами и художниками времени. Каждый новый спектакль Мастерской – событие, которого ждут и о котором шумят.
КОМАНДА СПЕКТАКЛЯ:
Идея: Каталин Любимова
Режиссер: Максим Диденко
Драматург: Константин Федоров Пространство: Алексей Трегубов Художник по костюмам: Мария Трегубова
Композитор, хормейстер: Александр Карпов
Хореограф: Ирина Галушкина
Видеохудожники: Илья Старилов, Олег Михайлов Художник по свету: Иван Виноградов Продюсер: Светлана Доля
Актеры: три поколения Мастерской Брусникина + Вениамин Смехов
Художественный руководитель Д.В. Брусникин
Премьера: 10 дней, 29 сентября – 8 октября
Музей Москвы, Провиантские склады, Зубовский бульвар, 2с7
Организаторы: Благотворительный фонд поддержки театрального искусства Ю.П. Любимова, Мастерская Брусникина, Музей Москвы
При поддержке Департамента Культуры города Москвы и тетра «Практика»