Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Статуи майя: Истуканы острова Пасхи: археологи наконец выяснили их предназначение

Статуи майя: Истуканы острова Пасхи: археологи наконец выяснили их предназначение

Содержание

Истуканы острова Пасхи: археологи наконец выяснили их предназначение

  • Николай Воронин
  • Корреспондент по вопросам науки

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

На острове более 1000 подобных статуй

Древние рапануйцы — коренные жители острова Пасхи в Тихом океане — вырубали каменные статуи моаи, поскольку верили, что те помогают приносить больший урожай. Теперь ученые доказали, что производство базальтовых истуканов действительно делало землю более плодородной.

На крошечном полинезийском острове — его площадь всего около 163 кв. км — насчитывается более 1000 монолитных статуй размером от 3-5 до 10-12 метров. Все они были созданы местными жителями в XI-XVI вв. — задолго до того, как туда впервые прибыли европейцы.

  • Фотопутешествие по самым безлюдным местам на Земле
  • Сокровища Сирии, бюст Нефертити и золото скифов. Получится ли вернуть утраченные артефакты?

У ученых было несколько предположений по поводу предназначения каменных истуканов, однако до недавнего времени ни одно из них нельзя было подтвердить или опровергнуть наверняка.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Такими истуканов острова Пасхи рисовали в XVIII веке по рассказам капитана Кука

Теперь команда американских археологов под руководством Джо Анны Ван Тилберг утверждает, что нашла научные доказательства того, что целью возведения моаи было повышение урожайности местных земель.

Такой вывод ученые сделали, изучив химический состав базальтовой породы, из которой вырублены статуи.

Команде Ван Тилберг помогала геоархеолог и почвовед Сара Шервуд. Совместно они провели тщательное исследование двух истуканов из каменоломни, расположенной на склоне вулкана Рано Рараку в восточной части острова.

Именно оттуда родом 95% всех монолитных статуй — хотя сам вулкан у основания занимает менее 1% площади тихоокеанского острова.

«Когда мы получили результаты химического анализа, я не поверила своим глазам, — вспоминает Шервуд. — Там была очень высокая концентрация элементов, которые я в принципе не ожидала увидеть — вроде кальция или фосфора. Именно они являются ключевыми для успешного выращивания растений и просто необходимы для получения высокого урожая».

Это позволило ученым сделать вывод, что подножие вулкана не только служило местным жителям источником камня, но и предоставляло плодородные земли для сельского хозяйства.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Местные жители ассоциируют моаи с плодородием

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

«В других местах острова почвы быстро истощались и подвергались эрозии, поскольку растения вытягивали из них питательные вещества. Но в каменоломне, где за счет строительных работ земля постоянно удобрялась мелкими фрагментами базальтовой породы, были идеальные условия для выращивания сельхозкультур», — объясняет профессор Шервуд.

Дальнейшие анализы почвы возле каменоломни Рано Рараку показали, что в прошлом там действительно выращивали различные виды культур — бананы, батат и колоказию (таро).

Заметив, что рядом с вырубленными из вулканического базальта истуканами земля дает больший урожай, аборигены вполне могли расставить их по всему острову.

Таким образом, статуи фактически выполняли функцию удобрений. Хотя с таким же (или даже большим) успехом можно было удобрять поля и просто вулканической породой, размолотой на мелкие части.

«Наши раскопки расширяют наши представления о моаи и заставляют нас понять: каким бы очевидным нам что-то ни казалось сначала, на самом деле всё не так просто», — говорит Ван Тилберг, посвятившая исследованию статуй острова Пасхи более 30 лет.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Многие статуи были оставлены в каменоломне

Однако далеко не все моаи делались «на вывоз», как было принято думать раньше — многие из них изначально предполагалось оставить в карьере.

К такому выводу команда Ван Тилберг пришла, раскопав в каменоломне несколько ранее не замеченных статуй, одна из которых была установлена на пьедестал, а другая наполовину закопана в землю. Это позволяет предположить, что истуканы не были «брошены» на склоне вулкана, а специально оставлены там.

Моаи — каменные статуи с острова Пасхи

Моаи — каменные статуи с острова Пасхи. Эти гигантские человеческие головы установлены на побережье, но смотрят они вглубь острова. Что же скрывают эти таинственные истуканы? Кто построил их на этом затерянном среди океана острове?

Содержание

  • Как и когда появились статуи на острове Пасхи
    • Свидетельства европейцев о моаи
  • Карта острова Пасхи с достопричательностями
  • Расположение моаи на острове Пасхи
    • Аху Тахаи — ближайшие моаи к городу Анга Роа
    • Ханга Кио — королевская резиденция
    • Аху Тонгарики — церемониальный центр
    • Аху Те Пито Кура — самый высокий моаи
    • Аху Акаханга — падшие великаны
    • Аху Те Пеу — аристократическая деревня
  • Как добраться до моаи на острове Пасхи
  • Фильмы об острове Пасхи

Как и когда появились статуи на острове Пасхи

Первые моаи появились на острове Пасхи (местное название — Рапа Нуи) приблизительно в 1000 году. Их строили потомки прибывших на необитаемый остров полинезийцев. Статуи символизировали связь между загробным миром и миром живых. Часто их сооружали на месте погребения шаманов и правителей.

На данный момент сохранились 887 статуй: 288 установлены на площадках аху, 92 брошены на пути к платформам, а 397 незаконченных статуй остались в каменоломне на Рано Рараку. Там аборигены вытачивали гигантские скульптуры из вулканического камня, а потом перевозили их к месту установки. 

Когда моаи был установлен на платформе, в его глазницы вставляли глаза из белых кораллов с обсидиановыми зрачками. Лицо статуи всегда было повернуто в сторону поселения. Считалось, что через глаза статуя передает силу умершего человека — ману. Статуи делали не для каждого умершего человека. Такой чести удостаивали только вождей и элиту общества.

В 1500 году производство каменных истуканов остановилось. Начались кровавые войны между племенами. Статуи намеренно сбрасывали с постаментов и разбивали глаза, чтобы лишить поселение противника поддержки предков.

Почему жители острова Пасхи неожиданно взбунтовались? Ученые называют две причины: вырубка деревьев человеком и поедание семян крысами. Эти два фактора повлекли за собой экологическую катастрофу, начался голод. Фауна и флора исчезли стремительно, и не успели восстановиться. Некогда плодородный кусочек суши в океане превратился в безжизненную пустыню. Устные предания говорят о случаях каннибализма. В эпоху расцвета цивилизации на Рапа Нуи проживало около 15 тысяч человек, а к приходу первых европейцев осталось от силы 2-3 тысячи островитян.

Однако есть ученые, которые не согласны с популярной теорией самоуничтожения рапануйцев. Новая теория антропологов Бингемтонского университета в Нью-Йорке увидела свет в 2020 году. Вкратце, они утверждают, что цивилизация на острове Пасхи процветала во время появления европейцев в 1722 году. Крах Рапа Нуи наступил из-за конфликта с колонизаторами, а не деградации населения.

Свидетельства европейцев о моаи

Письменные отчеты голландских исследователей, прибывших в 1722 году, утверждают, что памятники находились в активном ритуальном использовании, без признаков упадка. То же самое касается испанцев, высадившихся на берег в 1770 году. Когда путешественники прибыли на остров, произошло множество задокументированных трагических событий: эпидемии, убийства аборигенов, похищение в рабство.

Мы не смогли собрать информацию о форме поклонения островитян из-за краткости нашего пребывания среди них. Мы заметили только, что они разжигают огонь перед необыкновенно высокими каменными фигурами. После этого, сидя на корточках с опущенной головой, они сводят ладони вместе и поочередно поднимают и опускают их. … Некоторые из этих статуй были добрых 30 футов в высоту и ширину. Они были сделаны из глины или какой-то земли. У них на голове корзина, заваленная белым кремнем.

«Судовой журнал путешествия», Якоб Роггевен, 1722 год.

В 1774 году Джеймс Кук нашел гигантские статуи в руинах  и опрокинутые фигуры.

В восемь часов утра 11-го числа была видна земля с мачты. Я не сомневался, что это Земля Дэвиса или Остров Пасхи. … Наутро а были обнаружены люди и некоторые из тех колизейских статуй или идолов, которые упоминал в свое рассказе путешественник Роггевейн. На восточной стороне, у моря, мы увидели три каменных платформы, точнее их развалины. На каждой стояло четыре из этих больших статуй, но все они упали и были сломаны падением. Мистер Уэльс измерил одну статую и обнаружил, что она имеет пятнадцать футов в длину и шесть футов в ширину в плечах. У каждой статуи на голове был большой цилиндрический камень красного цвета, идеально круглой формы. … Страна казалась бесплодной и без леса. Тем не менее, было несколько плантаций картофеля, бананов и сахарного тростника. Мы также видели некоторых домашних птиц и нашли колодец с солоноватой водой.

Джеймс Кук «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света», том 1 за 1777 год.

Карта острова Пасхи с достопричательностями

Карта острова Пасхи

Главные достопримечательности острова Пасхи:

  • Аху — платформы, на которых стоят моаи;
  • Каменоломня Рано Рараку;
  • Вулкан Рано Кау;
  • Треккинг к пещерам острова Пасхи;
  • Королевский пляж Анакена;
  • Дайвинг к затонувшим моаи;
  • Национальный парк Рапа Нуи с восхождением на вулкан.

В этой статье я расскажу о наиболее хорошо сохранившихся статуях. Рассказы об остальных достопримечательностях острова Пасхи вы найдете по ссылкам выше.

Расположение моаи на острове Пасхи

Аху Тахаи — ближайшие моаи к городу Анга Роа

Тахаи (Ahu Tahai) — одно из древнейших поселений на острове. Самые ранние находки датируются 700 г. н.э. Оно находится около современного города Анга Роа.

Поселения строились в основном на побережье. Таким образом древние островитяне могли контролировать доступ к морю. В Тахаи у людей был регулярный запас пресной воды из подземных источников и возможность рыбачить. Они приспособили окружающую среду к своим потребностям: выровняли землю и заполнили площадку тысячами кубометров земли и камня. Каменные стены между церемониальными платформами Ваи Ури и Тахаи прерываются рампой для спуска на воду рыболовных судов.

Рампа для спуска лодок в воду

В Тахаи находятся три платформы со статуями. На языке рапануи эти платформы называются аху. Они были отреставрированы археологом Уильямом Маллоем в 1970 году.

Аху Вай Ури — пять идолов на берегу океана
Ahu Vai Uri

Платформа Аху Вай Ури (Ahu Vai Uri) датируется 1200 годом н.э. На ней стоят пять каменных моаи, а шестой лежит лицом вниз в нескольких метрах южнее.

Эти статуи заметно ниже грандиозных истуканов на платформе Тонгарики. Первые моаи были невысокого роста, иногда даже без туловища, со сплюснутой широкой головой. Изначально скульпторы использовали для работы базальт, но вскоре нашли месторождение вулканического туфа на склоне вулкана Рано Рараку. В отличие от твердого и тяжелого базальта, туф более податливый материал.

Высота большинство моаи — от 3 до 5 метров. Их предполагаемый вес составляет 5 тонн. Есть несколько гигантов высотой 10-12 метров, их вес — около 10 тонн. В некоторых источниках вес статуй сильно завышают, так как рассчитывают его по характеристикам базальта, а не легкого туфа.

На склонах каменоломни лежат самые большие статуи, но они никогда не стояли на пьедестале. Скульптура «Эль Гиганте» высотой 21 метр не отделена от скалы. Да и возможно ли было переместить и установить вертикально такого монстра?

Аху Тахаи — старейший моаи комплекса

Аху Тахаи (Ahu Tahai) — самый старый постамент комплекса. На нем стоит одинокий моаи высотой около 4,5 метров. Этот упитанный гигант с широкой шеей больше всех пострадал от эрозии, но его лицо все еще выражает величие и гордость предков.

  • Ahu Ko Te Riku
  • Ahu Tahai
Аху Ко Те Рику — восстановленная статуя

Аху Ко Те Рику (Ahu Ko Te Riku) — последняя платформа комплекса. Над ней возвышается единственная статуя с глазами на острове. Она была отреставрирована для туристов, так как ни одного истукана с глазами не сохранилось, ведь первым делом вражеские кланы разрушали глазницы моаи. Именно так выглядели скульптуры в годы расцвета цивилизации.

Аху Ко Те Рику — дальняя статуя. Так моаи выглядели раньше.

Голову великана украшает пукао — цилиндрический кусок красной базальтовой пемзы. Он представляет собой шляпу или волосы, собранные в пучок. Немногие моаи сохранили свои первоначальные шляпы, только статуи Аху Нау на пляже Анакена, и второй моаи справа на Аху Тонгарики.

Ханга Кио — королевская резиденция

Комплекс Hanga Kio’e появился во время заката рапануйской цивилизации, в 17 веке. Здесь находилась королевская резиденция и школа ронго-ронго, где юношей учили читать тексты священных табличек. Считалось, что этот текст содержит особую силу мана. Повторение его вслух придает человеку сверхъестественные способности. Слово ронго-ронго в переводе с языка рапануйцев означает «табличка для пения на распев».

Hanga Kio’e

Комплекс состоит из двух платформ: Ханга Кио и Аху Акапо. На первой платформе сохранилась только спина статуи. Фигура на второй дошла до нас целиком, не хватает только шляпы. 

Аху Тонгарики — церемониальный центр

Тонгарики (Ahu Tongariki) расположен на юге острова Пасхи, около вулкана Пойке и Рано Рараку, где вырезали знаменитые статуи. Этот город был центром клана Хоту Ити, одного из двух великих кланов восточного сектора острова.

Тонгарики — одна из важнейших платформ на острове.
Восстание короткоухих

Здесь, по легенде, произошла битва между племенами «длинноухих» и «короткоухих».

Первый клан островитян доминировал на острове. Длинноухие строили статуи, писали таблички ронго-ронго и держали в подчинении народ короткоухих. Длинноухими их прозвали из-за удлиненных мочек ушей. Ученые расходятся во мнении, были ли это разные народности или просто разные кланы. Устное предание гласит, что однажды короткоухие восстали против угнетателей и развязали кровопролитную войну.

Это восстание красочно показано в американском фильме «Рапа Нуи» 1994 года.

Пятнадцать стражей острова Пасхи

Платформа Тонгарики — крупнейшая на острове Пасхи. Кроме того, это самый важный мегалитический памятник во всей Полинезии. Он представляет собой 15 священных идолов, которые были созданы более 500 лет назад.

Статуи возводили для вождей и уважаемых членов общества. Для создания истуканов использовали вулканический туф, а шляпы делали из базальтовой пемзы.

Этих моаи ожидала та же участь, что и остальные скульптуры острова: островитяне сбили идолов с платформ во время войны. Европейские мореплаватели отметили в летописях, что статуи уже были повалены на землю в 18 веке. Тонгарики продолжали использовать как кладбище до обращения населения в католицизм во второй половине 19 века.

В отличии от других аху, все статуи Тонгарики разные. Здесь есть высокие, низкие, толстые, худые фигуры. Амбиции правителей росли с годами, а с ними росли высота и мастерство исполнения статуй. Раньше все моаи носили на голове красные шляпы, но восстановить удалось только одну из них. Остальные сильно пострадали от цунами.

Красные пукао с голов статуй.

Позади платформы валяются расколотые головы других истуканов. На протяжении 700 лет идолов возводили на постамент и сбрасывали, заменяя новыми. По меньшей мере 30 моаи были частью Тонгарики на разных этапах строительства.

Головы поверженных истуканов.

На площади перед платформой лежит слепой моаи, разломленный пополам. Глаза статуям вырезали в последний момент, перед установкой на платформу. Значит, эта статуя никогда не поднималась на аху. Возможно, она сломалась при перевозке.

Брошенная статуя

Другой одинокий истукан стоит в отдалении от платформы, и смотрит в противоположную от нее сторону. Это моаи-путешественник. В 1982 году он побывал в Японии, а в 1986 году участвовал в эксперименте Тура Хейердала по перемещению статуй вручную группой людей.

Одинокий истукан Тонгарики.
Разрушительное цунами на острове Пасхи

23 мая 1960 года произошло одно из крупнейших в истории землетрясений силой 9,5 балла по шкале Рихтера. Эпицентр находился в чилийском городе Вальдивия в 3700 км к востоку от острова.

Землетрясение вызвало волну. Через 6 часов цунами достигло острова Пасхи, непосредственно направляясь на Тонгарики. 10-метровая волна проникла на 500 метров вглубь суши, достигнув основания вулкана, но не затронула запад острова. Она продолжила свой путь на Гавайи, полностью разрушив город Хило и остановилась только на берегу Японии и Новой Зеландии.

Вся территория была покрыта валунами и остатками каменных идолов, вперемешку с человеческими костями и черепами из могил, которые находились под платформами. Через несколько месяцев после трагедии на острове начались восстановительные работы. Моаи были признаны культурным наследием правительством Чили. Истуканов начали поднимать обратно на постаменты при помощи кранов. На остров устремились археологи.

Реставрация комплекса аху. Установка поваленных истуканов на постамент.

Аху Те Пито Кура — самый высокий моаи

Недалеко от Тонгарики находится комплекс Те Пито Кура, где сохранился всего один моаи. Это самая высокая статуя, которая была установлена на платформу.

Она остается в том же положении, в котором его сбили в 1838 году. Это одна из последних упавших скульптур острова. При падении моаи раскололся, поэтому вернуть его на платформу при реставрации не удалось. Одни только уши гиганта достигают 2 метров, а общая высота статуи составляет 10 метров.

Европейские путешественники увидели истуканов острова Пасхи поваленными на землю.

Кроме гигантского истукана, в Те Пито Кура есть загадочный яйцевидный камень с магнитными свойствами. Выражение Te Pito Kura означает «пуп земли». По легенде, этот камень привез с собой первый король острова — полинезиец Хоту Матуа. Аборигены верили, что он концентрирует сверхъестественную энергию мана.

Островитяне с почтением относились у этому камню.

Аху Акаханга — падшие великаны

Поселение Ahu Akahanga находится на южном берегу острова Пасхи. Согласно легенде, здесь похоронили первого короля острова Хоту Матуа. Археологи до сих пор не обнаружили его останки. Возможно, он покоится под платформой со статуями, которая была возведена через 200 лет после его смерти.

Вид на разрушенную платформу Акаханга

Церемониальная платформа длиной 18 метров не была восстановлена. Таким нашли остров первые европейские мореплаватели. Межплеменные войны уничтожили практически все население и загадочные постройки.

Руины Ahu Akahanga

На первый взгляд это место не отличить от обычного каменистого берега. Но если внимательно присмотреться к крупным валунам, можно разглядеть 13 поваленных на спину моаи и их головных уборов пукао.

Небольшой 2-метровый моаи лежит на спине внутри круга камней. Он сильно пострадал от эрозии, поэтому ученые предполагают, что это одна из первых статуй на острове.

Реконструкция лодочных жилищ

Люди жили в домах, по форме напоминающих перевернутую лодку. Они назывались на языке рапануйцев hare paenga. В отверстия в каменном основании постройки вставляли деревянные столбы, поддерживающие травяную крышу. Такие дома предназначались для старших членов семьи и использовались только для ночевки в помещении. Молодые люди жили в шалашах, либо в окрестных пещерах. В городе обычно проживало от 75 до 200 человек.

Реконструкция типичного жилища древних рапануи. Традиционно дома строили в форме корабля.

В Акаханге сохранились фундаменты лодочных домов. Перед входом в жилище есть небольшая площадка, вымощенная круглыми морскими валунами. 

Позднее, с началом войны, жители острова были вынуждены искать укрытие в пещерах. Они маскировали входы камнями, чтобы враг не мог с легкостью проникнуть в жилище. 

Фундамент дома и каменная терраса перед ним.
Курятник

На холме расположены несколько курятников — hare moa. Эти удлиненные каменные сооружения с небольшими отверстиями использовали для хранения цыплят ночью, чтобы они не разбежались или их не похитили соседи.

Рапануйцы оберегали свои кур от соседних племен.

Первыми поселенцами на острове были полинезийцы. Они путешествовали в поисках новых земель на больших каноэ. На них, как на Ноев ковчег, рапануйцы загружали все необходимое для новой жизни: семена для земледелия, кур, собак и свиней, иногда крыс. По неизвестной причине до острова Пасхи доехали только куры, поэтому островитяне очень зависели от рыбалки.

Аху Те Пеу

— аристократическая деревня

Аху Те Пеу (Ahu Te Peu) — руины деревни рядом с пещерой Те Пора. Там находится самый большой лодочный дом на острове длиной 43 метра.

Археологи обнаружили фундамент дома в форме корабля в Аху Те Пеу.

Считается, что это был дом правителя Туу Ко Иху. Он женился на сестре первого короля Хоту Матуа — Аве Рей Пуа. Женщину похоронили в Те Пеу, а ее брата — в Акаханге.

Поселения Акаханга и Те Пеу расположены на разных концах острова. В одном наступает рассвет летнего солнцестояния, а в другом — закат зимнего солнцестояния. Таким образом, место отдыха брата и сестры связано с годовым солнечным циклом.

Перед обрывом найдены остатки двух платформ, где стояли фигуры истуканов. Если присмотреться, можно найти несколько сломанных статуй. Эти заброшенные руины и уединенные места дают воображению разгуляться. Здесь легко представить себя первооткрывателем затерянной цивилизации.

Раньше на острове Пасхи было много деревьев.

Удивительно, но большинство статуй и платформ на острове Пасхи не восстановлены. Головы моаи валяются в забвении, не отличимые от обычных камней на берегу.

Около домов находятся уму-паэ, каменные печи для приготовления пищи.

Рапануйцы готовили еду в печи, на раскаленных камнях. Глиняную посуду и другую утварь они не использовали.

Сохранились круглые каменные конструкции манавай — своеобразные мини-огороды. Они защищали растения от ветра и поддерживали влажность. Считается, что этот метод выращивания аборигены подглядели в кратерах вулканов Рано Кау или Рано Рараку, в которых растет очень буйная растительность.

Как добраться до моаи на острове Пасхи

Истуканы разбросаны по всему острову. Некоторые из них находят в пешей доступности от города Анга Роа, до других придется доехать на машине.

Скорее всего, время на острове Пасхи у вас будет ограничено. Это одно из тех мест на планете, куда попадаешь все раз в жизни. Хочется осмотреть весь остров и не упустить ничего!

Пешком из Анга Роа вы можете посетить Аху Тахаи и кратер вулкана Рано Кау. Это короткая прогулка, для которой можно выделить несколько часов, например день прилета или вылета, или вечер после основного тура.

Один полный день выделите на поездку на каменоломню и пляж Анакена. В городе организуют отличные туры по приемлемой цене. Я не люблю организованный туризм, но на острове Пасхи этот тур оправдывает себя. Гид у нас был потрясающий. Большой компании подойдет аренда автомобиля, а спортсменам — аренда велосипеда. Правда, учтите, что крутить педали придется под палящим солнцем и без возможности купить воду в магазине — цивилизация на острове Пасхи есть только в Анга Роа и в Анакене.

Менее туристическая часть острова Пасхи — это противоположный берег Тихого океана. Туда можно добраться только пешком или на лошади. Полный маршрут занял у нас 20 км туда-обратно. Если есть силы, можно прогуляться гораздо дальше. Там тоже много моаи, а так же пещер, где жители Рапа Нуи прятались от врагов.

Если хотите собрать коллекцию всех истуканов на Рапа Нуи, тогда обратитесь в ближайший центр дайвинга. Каждый день они устраивают туры к затонувшим моаи. Эти копии статуй были сброшены в море после съемки фильма про остров Пасхи, но впечатляют они не меньше.

Фильмы об острове Пасхи

Чтобы проникнуться этим удивительным уголком планеты, посмотрите перед поездкой пару фильмов.

Я очень рекомендую американский фильм 1994 года «Рапа Нуи». И сюжет хороший, и актеры, но главное — наглядно показан расцвет и гибель острова Пасхи.

Есть исторический фильм BBC — «Загадки острова Пасхи».

Выпуск «Орел и Решка» тоже скрасит долгий полет над Тихим океаном.

Mayan Statue — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 438 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Скульптура древних майя | Эссе | Метрополитен-музей

    Скульптура древних майя охватывает все виды медиа, от миниатюры до монументальности, поскольку художники придавали форму материалам, извлеченным из ландшафта. Искусство майя родилось в результате взаимодействия между обществами на полуострове Юкатан и побережье Мексиканского залива, известными как цивилизация ольмеков. В первом тысячелетии до нашей эры художники майя начали лепить из камня, лепнины, дерева, кости, ракушек и обожженной глины. В классический период (ок. 250–259 гг.00), короли и королевы могущественных городов-государств, таких как Тикаль, Калакмуль, Паленке и Копан, заказывали произведения искусства для покрытия своих королевских придворных зданий и своих царственных тел. После распада королевств классического периода художники майя в северных городах, таких как Чичен-Ица, черпали влияние из Центральной Мексики и южной части Центральной Америки, украшая свои храмы и создавая впечатляющие подношения своим правителям и божествам.

    Наиболее распространенными сюжетами в искусстве майя являются смертные правители и сверхъестественные существа. При королевских дворах королей и королев майя на постоянной основе работали художники и скульпторы, некоторые из которых подписывали свои работы.

    В Метрополитен Рельеф с правителем на троне (1979.206.1047), покровитель Щит Ягуар IV сидит справа от композиции, получая дань от Тилума, одного из его подчиненных правителей. Скульптор Чакалте подписал эту перемычку и как минимум две другие работы в течение своей карьеры. Как видно на этой панели, скульпторы майя натуралистично прославляли человеческую форму, изображая королевских особ, когда они сидят, стоят, держат предметы и взаимодействуют друг с другом. Обрабатывая известняк или вулканический туф каменными орудиями, скульпторы показывали реалистичные портреты божественных лордов, придворных дам, пленников и божеств.

    Скульпторы майя также вложили монументальное количество труда в портативные изделия из камня. Сосуд для шоколада с носиком (1999.484.3), сделанный из затвердевшего известняка, потребовал бы огромного количества резьбы и полировки абразивами, чтобы получить тонкие рельефы и блеск поверхности. Необходимые ресурсы и инструменты — известняковые карьеры, долота, лезвия и полировальные камни — были найдены археологами.

    Царскими скипетрами служили парадные клинки из кремня (1978.412.195) или кремня.

    Другие королевские скипетры (1979.206.1132) и ритуальные регалии вырезаны из жадеита и других нефритовых камней. Для древних майя нефритовые предметы воплощали сине-зеленый цвет (спектр синего и зеленого обозначался одним словом, yax на классическом языке майя), который символизировал новый рост, воду и первобытные места и существ. . Скульптуры из нефрита варьируются от фигурок божеств (1979.206.1069), сделанных для спрятанных подношений, до амулетов (02.18.309) и бус, которые правители носили и помещали в их погребальные камеры, чтобы взять с собой в загробную жизнь. Так же, как художники обрабатывали твердый камень, они также изящно вырезали и прорезали морские и пресноводные раковины, кости животных и даже человеческие кости. Фронтальные ушные раковины (1995.489а, б) изображают отрубленную голову бога кукурузы майя, олицетворение только что сорванного початка кукурузы.

    Обычный материал скульптуры майя, который сегодня почти полностью утерян для наблюдателей, — это дерево. Очень немногие экземпляры сохранились до наших дней из-за влажной тропической среды. Несколько перемычек над дверями храма были сделаны из деревянных балок и украшены резными сценами царских завоеваний и ритуалов. Трехмерные деревянные объекты встречаются реже и в основном известны из сухих гробниц, контекстов пещер или заболоченных бескислородных условий. Чудом сохранившийся коленопреклоненный карлик (1979.206.1063), вероятно, содержала табличку, покрытую плитками из обсидиана или пирита, которые отражали свет на смотрящего на нее правителя. Часто деревянные скульптуры узнаются только по следам тонкой штукатурки, которая когда-то покрывала их до того, как дерево сгнило.

    Лепные и резные изделия из обожженной глины демонстрируют мастерство майя в создании реалистичных статуэток, сложных сосудов и курильниц для благовоний. Статуэтки, созданные в виде живых существ небольшого размера для размещения в захоронениях членов семьи, демонстрируют выразительные и пронзительные сцены повседневной и ритуальной жизни майя. Некоторые изображают людей в костюмах, изображающих божеств или других персонажей (19).79.206.953), женщины в богатой одежде и украшениях (1979.206.373) или сами божества (1979.206.728). Скульпторы и гончары майя также умело изображали резные рельефы или замысловато смоделированные вручную сцены мифологического значения. На резной чаше (2000.60) изображена пернатая змея, а на шедевральном двухкамерном сосуде (1978.412.90а, б) изображен антропоморфный персонаж, предлагающий что-то гигантскому мифологическому птичьему существу. Курильницы с изображением богов солнца и дождя (1978.412.99) использовались в интимных ритуалах во дворцах, храмах и пещерах в честь предков (19).99.484.1а, б; 1982.394a, b) и вызывать доброжелательных существ.

    Классический период получил свое название от раннего сравнения с греческим классическим миром: временем, когда художники достигли вершины натуралистических и красивых художественных достижений. Более поздняя скульптура из области майя следует радикально другим правилам. В 9—10 вв. монументальная скульптура украшала дворцы Кампече и Юкатана, иногда обозначая постройки как одушевленные горы. Бог дождя майя, известный как Чак, также занимает видное место в более позднем искусстве майя. Устрашающий портрет в полный рост (66.181) показывает, как Чак гримасничает и держит двулезвийный топор, как будто угрожая зрителям. Бестелесная голова Чака (1978.412.24) из Чичен-Ицы имеет черты скелета, которые придают зловещее измерение этой работе, относящейся к годам, предшествовавшим запустению городов майя.


    Цитата

    Дойл, Джеймс. «Скульптура древних майя». В  Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mayas/hd_mayas.htm (апрель 2016 г.)

    Дополнительное чтение

    Коу, Майкл Д. и Стивен Д. Хьюстон. Майя . 9-е изд. Лондон: Темза и Гудзон, 2015.

    .

    Миллер, Мэри Эллен и Меган О’Нил.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *