Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Статуи майя: Скульптура майя — Википедия – Скульптура. Часть 1. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

Статуи майя: Скульптура майя — Википедия – Скульптура. Часть 1. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

Скульптура. Часть 1. | Искусство древних майя | Кинжалов Ростислав Васильевич

1

Скульптура майя классического периода несомненно принадлежит к наиболее высоким художественным достижениям народов Нового Света. К сожалению, она еще недостаточно изучена, и мы не в состоянии представить себе полную картину ее развития. В значительной степени этому мешали различные объективные обстоятельства. Многие памятники, находящиеся в труднодоступных местностях, известны лишь по несовершенным, поспешно сделанным зарисовкам или предельно кратким описаниям. Раскопки выявляют каждый год новые произведения, иной раз существенно меняющие уже сложившиеся представления. Поэтому создание истории скульптуры майя является делом будущего; в этой области сделаны лишь первые шаги1.

Памятники майяской пластики этого периода очень разнообразны. Среди них монументальные стелы, алтари, мелкая пластика из терракоты, поделочных и полудрагоценных камней, кости, раковин др. Наконец, большую группу составляют скульптуры, тесно связанные с архитектурой. Назначение их в большинстве случаев не вызывает никаких сомнений; кроме часто декоративных функций, они имели специфическое назначение по своей символике (статуи на гребнях и лестницах, фризы из масок и др.). Обзор пластики классическо периода лучше начать с монументальной скульптуры, и прежде всего с наиболее изученной ее группы — стел.

На их лицевой стороне обычно высечена мужская фигура — правителя или божества. Однако встречаются и женские фигуры, хотя достаточно редко. Скульпторы следовали определенному канону, выработанному в течение нескольких веков, начальные этапы которого были уже прослежены выше. Чаще всего лицо дается в профиль, редко в три четверти, торс — в фас; головы удлиненные (известно, что древние майя производили искусственную деформацию черепа у новорожденных), крупный орлиный нос, маленький рот с опущенными углами, небольшой округлый подбородок, широкий, сильно отступающий назад лоб, слегка раскосые глаза, прямые волосы, изящные руки и ноги. Оборотная сторона, а позже и две боковые покрывались орнаментикой и иероглифическими надписями. Многофигурные композиции главным образом встречаются на притолоках или настенных рельефах, на стелах их мало.

искусство майя
Стела 29. Тикаль. Прорисовка

На древнейших (из известных нам) па­мятниках с территории Петена (недавно найденная стела 29 в Тикале, стела 1 в Волантуне, стелы 5, 9 и 10 в Вашактуне), да­тирующихся концом III — началом IV в., центральная фигура изображена еще до­статочно неумело: из-за неверно найден­ных пропорций она кажется тяжелой и приземистой, но благодаря нестатичной позе, разнообразному положению рук об­щий контур обладает определенной жиз­ненностью и силой. Голова повернута в профиль, обычно влево (с точки зрения смотрящего на стелу), точно так же, как плечи и руки, но торс дается в фас; ступни ног показываются обязательно в профиль, одна за другой. Характерны большие мас­сивные подвески в ушах, напоминающие об ольмекском влиянии, и сложное укра­шение, так называемый «ласточкин хвост», висящее сзади у пояса. Подобная схема разворота фигуры существовала и на скульптурных памятниках Древнего Егип­та. Особенности низкого рельефа с неглу­боким фоном на древнейших памятниках также близки к египетским.

Около середины IV в. в Тикале и Вашак­туне появляются фигуры, изображенные в фас. С этого времени в майяской монумен­тальной пластике можно заметить две ли­нии развития: изображения на стелах с по­становкой фигуры, подобной древнейшим, совершенствуясь в композиции, пропор­циях и реалистичности трактовки образа, все же остаются рельефами, а композиции, данные в фас, постепенно переходят к почти круглой скульптуре. В этом послед­нем направлении решение поставленной задачи достигалось различными путями. В городах юго-востока (например, Копане и частично Киригуа), а также в Тонина ма­стера впоследствии сумели добиться того, что фигура выдавалась из плоскости стелы приблизительно на три четверти. С другой стороны, в некоторых городах, расположен­ных по реке Усумасинте, например, в Пьедрас Неграс, фигуру правителя помещали в нише, находившейся в верхней части стелы. По всей видимости, такие ниши должны бы­ли передавать трон с балдахином — один из отличительных знаков власти у древних майя. Однако такие виды горельефа все же не превратились в круглую скульптуру; возможно, что в этом сыграли определен­ную отрицательную роль не только неко­торые свойства известняка (хрупкость и т. п.), но и то, что на круглой скульптуре почти не оставалось места для обязатель­ных надписей и символической орнамен­тики фона.

искусство майя
Стела 8. Наранхо

В конце раннеклассического периода произошли какие-то значительные собы­тия, вероятно, явившиеся результатом крупных общественных сдвигов. Может быть, стремившиеся к усилению своей вла­сти представители знати пытались ограни­чить или уничтожить культ правителя. Во всяком случае, в период с 534 г. по 593 г. монументальные скульптурные памятники с датами в большинстве городов не воздви­гаются. Более того, в некоторых городищах (например, в Тикале) археологи обнаружи­ли, что в это время несколько старых стел было разбито или повержено на землю. Это удалось установить благодаря тому, что поврежденные или разбитые стелы затем были тщательно восстановлены и помеще­ны во вновь построенные храмы. Таким образом, налицо свидетельства борьбы одной группы общества против другой или, что менее вероятно, одного города-государ­ства против другого. Возможно, наконец, что здесь мы имеем отдаленные отклики завоевания Каминальхуйу теотихуаканскими войсками, что могло вызвать неко­торые изменения и в общественной жизни низменности. Но к концу VI в. эти волне­ния оканчиваются; во многих городах снова начинают создаваться датированные стелы, в том числе и юбилейные, то есть кратные катуну. Число их непрерывно растет, а ма­стерство исполнения повышается.

Интересное толкование символики юбилейных стел предложено недавно Ю. В. Кнорозовым. Он пишет: «В дальнейшем (со второй половины IV в. — Р. К.) юбилейные стелы получают широкое распространенин, что свидетельствует о значительных изменениях политического и религиозного характера. Юбилейные стелы неразрывно связаны с культом богов, правящих пооче­редно в течение определенного периода. Религиозные представления о переходе власти от одного бога к другому, несом­ненно, являются отражением реально су­ществовавшего института смены правле­ния по родам. Появление юбилейных стел, по-видимому, свидетельствует о том, что захват власти одной династией получил религиозную санкцию. Смена власти про­исходит уже не в реальной жизни, а у бо­гов. Земной владыка, вместо того чтобы пе­редавать власть, получает от очередного бога инвеституру на правление».2


1 Первые наблюдения по истории майяской монументальной пластики были сделаны Г. Дж. Спинденом (Н. J. S р i n d е n. A Study of Maya t. PMM, т. 6, Cambridge, 1913; Он же. Recent progress in the study of Maya art. Procedings ICA, 19th. sess., стр. 165—177, Washington, 1917), но они ограничивались, в сущности, лишь копанскими материалами классического периода. В 1950 г. вышло большое исследование Т. Проскуряковой, посвященное скульптуре майя (Т. Proskouriakoff. А Study of Classic Maya Sculpture. CIWP 593, Washington, 1950). В этой работе имеется немало ценных наблюдений, а также стилистических анализов памятников, разработана подробная система их датировки по деталям изображений. Однако исследовательница не уделяет никакого внимания значению образа в монументальной скульптуре, ее интерес сосредоточивается исключительно на формальном стилистическом анализе и вопросах датировки памятников. Но сама по себе тщательная разработка этих проблем, произведенная Т. Проскуряковой, является значительным шагом вперед в зучении майяской скульптуры. Проведенная в последние годы работа по интерпретации стел как исторических памятников (см. главу I, прим. 24) раскрывает широкие возмож­ности для выяснения общественной роли монументальной скульптуры майя.

2 Ю. В. Кнорозов. Письменность индейцев майя, стр. 12—13.

Скульптура майя — Вики

Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.

Скульптура майя, преимущественно, представлена рельефами, единственным городом с круглой скульптурой был Копан[1]. С точки зрения современных майянистов, «единственной целью и обоснованием для создания скульптурного, архитектурного или художественного образа был культ». Художник таким образом, наряду со священнослужителем, был посредником между земным и горным мирами. Сама философия скульптурного творчества для доколумбовых цивилизаций разительно отличается от всего, к чему привычна Европа. Если основой скульптурного творчества в Старом Свете выступал некий герой, или некое событие, воплощением которого являлась скульптура или стела, темой индейского творчества становилось воплощение мифа или ритуала, отношение человека и божества. Подобная направленность, так же как и попытка воплотить в понятном для рядового верующего форму, суть и характер божества, привела к возникновению сложного символического языка, состоящего из множества изображений и орнаментов, которые характерны для скульптурных и архитектурных форм всех культур доколумбовой Америки и, в частности, скульптуре майя. Ещё одним характерной только для творчества американских индейцев чертой является обязательная связь монументального творчества с календарём. Очередное творение создавалось именно тогда, когда это требовало положение звезд и планет, причем соответствующая дата скрупулезно отмечалась на статуе или стеле, служа затем точкой отсчета для астрологических толкований и пророчеств. Своё значение также имеет количество повторов того или иного орнаментального мотива, как правило, соответствующего количеству лет или дней в магических циклах, характерных для всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Исследования

Скульптура майя является одним из важнейших предметов художественного наследия Центральной Америки. Как писал Ростислав Кинжалов в 1971 году, изучена она недостаточно хорошо и выявить поэтапную историю её развития достаточно трудно. Однако в последние полвека археология накопила достаточно материала, и, согласно данным исследователя Виктора фон Хагена[2], можно выделить 6 конкретных периодов развития майяской скульптуры[3].

В вопросе сохранности сыграли роль и испанские конкистадоры и католическая церковь, активно боровшиеся с культурой майя. Европейскими завоевателями и миссионерами было уничтожено большое количество предметов культурного наследия майя, в том числе и скульптур. Работ, подробно исследующих скульптуру майя, не так много, а условия в местностях, где проводятся раскопки, — сложные. Именно поэтому новые находки часто приводят к пересмотру существующих концепций. Также они позволяют чётко проследить зарождение и развитие майяского стиля, а также его угасание. Что уникально именно в скульптурах майя — создатели указывали время сотворения на скульптурах

[4].

Рисунок Казервуда, изображающий стелу Н

Первым из европейцев искусством доколумбовой эпохи заинтересовался знаменитый естествоиспытатель XIX века Александр фон Гумбольдт. Ещё не различая стилей, хронологии и даже народов, создавших те или иные произведения, Гумбольдт впервые привлек внимание европейского научного сообщества к индейскому искусству как таковому. На волне возникшего интереса, первые памятники скульптуры майя были открыты учеными в 1839 году, когда американский ученый

Скульптура майя — Карта знаний

  • Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.

    Скульптура майя, преимущественно, представлена рельефами, единственным городом с круглой скульптурой был Копан. С точки зрения современных майянистов, «единственной целью и обоснованием для создания скульптурного, архитектурного или художественного образа был культ». Художник таким образом, наряду со священнослужителем, был посредником между земным и горным мирами. Сама философия скульптурного творчества для доколумбовых цивилизаций разительно отличается от всего, к чему привычна Европа. Если основой скульптурного творчества в Старом Свете выступал некий герой, или некое событие, воплощением которого являлась скульптура или стела, темой индейского творчества становилось воплощение мифа или ритуала, отношение человека и божества. Подобная направленность, так же как и попытка воплотить в понятном для рядового верующего форму, суть и характер божества, привела к возникновению сложного символического языка, состоящего из множества изображений и орнаментов, которые характерны для скульптурных и архитектурных форм всех культур доколумбовой Америки и, в частности, скульптуре майя. Ещё одним характерной только для творчества американских индейцев чертой является обязательная связь монументального творчества с календарём. Очередное творение создавалось именно тогда, когда это требовало положение звезд и планет, причем соответствующая дата скрупулезно отмечалась на статуе или стеле, служа затем точкой отсчета для астрологических толкований и пророчеств. Своё значение также имеет количество повторов того или иного орнаментального мотива, как правило, соответствующего количеству лет или дней в магических циклах, характерных для всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах… Статуи Айн-Газаля (Айн-Гхасала) — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании в Аммане; одна экспонируется в Лувре. Ксо́ан, ксоанон (греч. ξόανον, мн.ч. ξόανα от ξέειν «обтёсывать») — древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи. Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы.

Упоминания в литературе

Третий период, хронологические рамки которого исследователи обозначают со второй половины VIII века по IX век, является вершиной в развитии скульптуры майя. В это время окончательно формируются различные художественные направления в скульптуре городов Пьедрас Неграс, Йашчилана, Паленке, Копана и Киригуа. На стенах дворцов, стелах появляются многофигурные композиции. Рельефы на них свободно комбинируются с горельефами. Особенно наглядно эти черты проявляются в творчестве скульпторов Пьедрас Неграс и Паленке. Идеальным образцом многофигурной композиции может служить стела 12 из Пьедрас Неграс, воздвигнутая в 795 году. В верхней части ее изображен сидящий на троне правитель. Левая рука его положена на колено, в правой он держит копье. Вся фигура наклонена вперед. Эта поза убедительно подтверждает, что правитель внимательно рассматривает происходящее внизу действие. Вокруг пирамид расположены здания, где жили жрецы, и дворцы знати. Их архитектура тяжеловесна, но, тем не менее, величественна. Многие здания украшает большое количество настенной живописи и скульптур, часто в виде фризов. Скульптуры майя отличаются угловатостью и громоздкостью, а поскольку древние скульпторы стремились заполнить все пустые места, то их произведения имеют огромное количество всевозможных деталей, назначение которых трудно понять. Настенная живопись великолепна и во многих отношениях напоминает древнеегипетскую и древнеиндийскую, с тем лишь исключением, что фигуры людей более реалистичны.

Связанные понятия (продолжение)

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII века до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V век до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики, также оставил в истории несколько… Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно развитой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки. Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания. «Боксирующие мальчики» — античная фреска, найденная в 1967 году во время раскопок археолога Спиридона Маринатоса в Акротири на греческом острове Санторин. Как и соседняя с ней «фреска антилоп», относится к Минойской цивилизации, датируется 1550—1500 годами до н. э. Экспонируется в Национальном археологическом музее города Афин (Греция). Моа́и (с гавайск. — «статуя, истукан, идол» ) — каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане. В настоящее время известно более 900 статуй. Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.

Подробнее: Эпиольмеки

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах. Гигантские каменные головы ольмеков — как минимум семнадцать монументальных каменных скульптур в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Все скульптуры изображают головы зрелых мужчин с мясистыми щеками, плоскими носами и небольшим косоглазием; их физические характеристики соответствуют типу внешности, который до нынешнего… «Химе́ра из Аре́ццо» (итал. Chimera di Arezzo) — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э. Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры. «Во́ины из Риа́че» — древнегреческие парные бронзовые статуи, изображающие нагих бородатых воинов. Датируются второй четвертью V века до н. э. Экспонируются в Национальном музее Великой Греции (Реджо-ди-Калабрия). Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище. Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.). Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета. Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды…

Подробнее: Романское искусство

Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена. Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке… Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила. У… Комаину (яп. 狛犬) — пара статуй, напоминающая смесь льва и собаки. Представляют собой мистических стражей, и в основном расположены при входе в синтоистские храмы, однако могут встречаться и при буддийском храме тоже. Часто сделаны из камня, но также могут быть из бронзы, железа, дерева и даже керамики. Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет. Пуук (puuk / puuc) — архитектурный стиль, характерный для классической эпохи майя VII—X веков (987—1194) периода Майяпанской лиги. Назван по именованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где сосредоточены самые яркие памятники. Архитектура характеризуется множеством иконографических деталей, за что этот стиль ещё называют «индейским барокко». Иньсюй (кит. трад. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, буквально: «Развалины Инь») — крупный археологический объект, расположенный в провинции Хэнань, недалеко от современного города Аньян на месте столицы древнекитайского государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.). В 2006 году занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 (II, III, IV, VI) N36 07 36 Е114 18 50). Транзи́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения. Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. «Адам из Македонии» или «Адам из Говрлево» — небольшая керамическая статуэтка высотой 15 см в виде мужского торса в положении сидя, обнаруженную в 2000 году во время археологических раскопок у села Говрлево под Скопье. Раскопки проводились под руководством археолога Милоша Билбии из музея Скопье, который обнаружил артефакт в октябре в последний день полевых исследований на границе между культурными слоями неолита и энеолита. Царство Шукууп — одно из государств древних майя, существовавшее в V—IX веках на территории современной юго-восточной Гватемалы и северо-западного Гондураса. Его столицей было городище Копан, в древности называвшееся Хушвитик или Хушвинтик. Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно…

Подробнее: Каменная баба

Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش‎; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран. Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). Зелёный человек (англ. Green Man) — мотив в искусстве раннего Средневековья, скульптура, рисунок или иное изображение человекоподобного лица в окружении из листьев или как будто сделанного из них. Ветви или лозы могут прорастать в нос, рот, ноздри или другие части лица, и эти побеги могут нести на себе цветы или фрукты. Обычно используется как декоративный архитектурный орнамент. Зелёные люди часто встречаются на резьбе в церквях и другие зданиях (как светских, так и церковных). «Зелёный человек… «Женщина и птица» (кат. Dona i Ocell) — двадцатидвухметровая статуя авторства Жоана Миро, изготовленная в 1983 году и расположенная в парке Жоана Миро в Барселоне. Жоан Гарди Артигас, соавтор Миро, покрыл статую мозаикой. Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». Выражение architecture parlante («говорящая архитектура») относится к зданиям, демонстрирующим свою функцию или сущность. Лерна (др.-греч. Λέρνη) — историческая местность в классической Греции, известная своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современной деревни Мили в Арголиде около залива Арголикоса. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX веке до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло… Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Подробнее: Нураги

«Всадник с мыса Артемисион» — бронзовый подлинник античной эллинистической греческой статуи, в натуральную величину изображающий мальчика-наездника, найденный в 1928 году ныряльщиками за губками в море у мыса Артемисион (на севере острова Эвбеи) вместе со статуей Посейдона в районе кораблекрушения. Отдельные фрагменты статуи были найдены спустя ещё 8 лет в 1937 году. Одна из самых оригинальных скульптур эллинистического периода, дошедших до наших дней. «Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος — «Управляющий колесницей») — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее. История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями. Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Чака́на — ступенчатый крест, с древнейших времен широко распространенный в Южной Америке. Куру́мы (древне-тюркское gorum) — «груда камней», — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии; искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин, который определяет такое сооружение. Египтизи́рующий стиль, египетский стиль, неоегипетский стиль, египетские мотивы (фр. retour d’Égypte, ретур-д’ежипт) — проявление египтомании, направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта (один из неостилей). Всплески интереса к этой традиции возникали спорадически ещё во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл её для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым…

Скульптура майя на примере городища Копан.

Хочу немного написать о скульптуре майя.
Назначение скульптуры было двоякое. Првое — архитектурное. В большинстве построек майя скульптура была неотъемлемой частью здания. Во вторых, скульптурные изображения стояли сами по себе, как вид искусства.

КУБА-ГВАТЕМАЛА 625.jpg

Самыми заметными являются резные монолиты, называемые стеллами. Эти большие, похожие на колонны обелиски разбросаны там и тут по всем городам майя существовавшим с 328 по 889 гг н.э.
На этих стелах изображены портреты жрецов и правителей с рядами иероглифов, которые означают дату постановки обелиска. Так как стелы служили иерархическим целям, фигуры строги, просты и подавляют. Только на зажних плангах некоторых из них видна определенная свобода: здесь скульптору было позволено вырезать животных, птиц и людей. Одна такая стела имеет в высоту 10,7 метра и весит 50 тонн.

Давайте же посмотрим на стелы и монументы, выполненные и обнаруженные в городище Копан.

Алтари.
КУБА-ГВАТЕМАЛА 618.jpg

КУБА-ГВАТЕМАЛА 620.jpg

Голова крокодила.

КУБА-ГВАТЕМАЛА 633.jpg

Голова одного из императоров Копана.

КУБА-ГВАТЕМАЛА 686.jpg

Скульптура майя очень разнообразна: это и боги в различных видах, скульптурные проемы, бюсты, маски, плиты, панели. Материал для изучения огромен. Существует свыше 400 образцов монументальной скульптуры, которые попадают во временные пределы, указанные выше. Их оказалось вполне достаточно для Татьяны Проскуряковой, чтобы сделать подробрный анализ стилей, характерных черт и манер.

** Татьяна Проскурякова
Американский археолог и иллюстратор русского происхождения, исследователь культуры майя. Родилась 23 января 1909 года в г.Томск, Россия.
proskouriakoff1sm.jpg

Во время своей работы Татьяна Проскурякова начала отмечать последовательность дат и знаков в иероглифических записях. Анализируя даты и иероглифы, ей удалось установить очерёдность правления семи царей в 200-летнем промежутке времени. Также ей удалось доказать, что в этих текстах на стелах и зданиях описываются восхождения на престол, основные деяния правителей, даты их рождения и смерти. Это помогло идентифицировать многочисленные глаголы, например, умереть, родиться и т.д. Будучи вовлечённой в изучение майяских иероглифов, она внесла значительный вклад в расшифровку майяского письма в конце 1950-х и начале 1960-х годов. Она также сыграла важную роль в утверждении на Западе предложенного Юрием Кнорозовым пути дешифровки майяской письменности в противовес ошибочной теории Эрика Томпсона, считавшего систему Кнорозова «коммунистической пропагандой». Зная содержание надписей, майяские эпиграфисты, в конце концов, смогли расшифровать иероглифы.

Давайте посмотрим и на Стелы.

КУБА-ГВАТЕМАЛА 632.jpg

КУБА-ГВАТЕМАЛА 631.jpg

Стелла С. Пятая из 8 стелл построенная Императором 18 Кроликов. Имеет как бы два тела. или показывает одно тело в разных его возрастах. Стелла покрыта красной краской, применявшейся для раскраски храмов и алтарей. Перед этой стеллой = алтарь в виде черепахи, что символизирует потусторонний мир.
В другой интерпретации — это отец и сын: правитель Humo Jaguar и император 18 кроликов.

КУБА-ГВАТЕМАЛА 627.jpg

КУБА-ГВАТЕМАЛА 629.jpg

Чем же выполнялись такие произведения искусства?

Инструментом скульптора был каменный резец (либо базальтовый, либо нефритовый). Обычным материалом был известняк, который часто имел текстуру мрамора. Несмотря на то, что инструментарий скульптора явно недостаточен, мастер умел имитировать в камне изящную игру перьев пртицы кетцаль и текстуру драпировок, изображать изысканные ожерелья из бусин и даже татуировку. Иероглифы выгравированы настолько искусно, что переэили века под воздействием тропиков, и до сих пор их возможно разобрать. Власть скульптора майя над материалом была настолько полной, что кажется, что с большими каменными массивами он справлялся не хуже, чем китайский ремесленник справляется со слоновой костью.

Википедия:Кандидаты в избранные статьи/Скульптура майя — Википедия

Мой первый кандидат в ИС. В статье рассказывается о скульптурном мастерстве великой цивилизации майя. Статья проходила рецензирование, однако замечаний и предложений там высказано не было. Во время рецензии было завершено иллюстрирование статьи. Хочется выразить Есстествоиспытателю благодарность за помощь с иллюстрированием и оформление сносок и литературы.—Гетман 14:40, 9 апреля 2015 (UTC)

Поддерживаю[править код]

Возражаю[править код]

  • (−)Против стиль, источники… абсолютно всё вызывает шок и недоумение. —Алый Король 11:55, 12 апреля 2015 (UTC)
    Majestad, давай работать. Конкретику, пожалуйста. Пока что я взяла литературу и неспешно начала вычитку. Давай думать, что мы можем сделать? Удачи! —Zoe 00:28, 13 апреля 2015 (UTC)

Комментарии[править код]

  • Стилистически статья весьма. Фразы типа «Допустим, стела 11 из Каминальхуйу.». Оригинально. Kmorozov 15:17, 9 апреля 2015 (UTC)
    Что конкретно вам не нравится в формулировках?—Гетман 15:48, 9 апреля 2015 (UTC)
Стиль данной статьи больше подходит, скажем, для публичного выступления, когда лектор скажет Допустим, стела 11 из Каминальхуйу. и задумается на пару минут. Что допустим-то? Kmorozov 15:51, 9 апреля 2015 (UTC)
✔Сделано.—Гетман 17:14, 9 апреля 2015 (UTC)
  • Абзацы из 1-2 предложений выглядят не очень—t-piston 15:55, 9 апреля 2015 (UTC)
    Не думаю, вообще выглядит неплохо. Я по смыслу образовывал абзацы.—Гетман 17:14, 9 апреля 2015 (UTC)
  • преамбула никуда не годится. ADDvokat 10:07, 10 апреля 2015 (UTC)
    Как именно вы её представляете?—Гетман 12:57, 10 апреля 2015 (UTC)
    • Пожалуйста, ваши предложения и мы с автором посмотрим. Удачи! —Zoe 00:02, 11 апреля 2015 (UTC)
    • Преамбула — это, фактически, краткая аннотация к статье. Согласно п.4 требований, «В статье должно быть введение, кратко раскрывающее тему статьи». Сейчас же она слишком краткая, её нужно расширять.— Vladimir Solovjev обс 09:35, 11 апреля 2015 (UTC)
  • Согласен. По сути преамбула должна состоять не из одного-двух предложения. Она должна отражать суть вопроса, саму статью, быть своего рода введением. Подумайте, что вы хотите видеть на заглавной странице. Я бы предложил разделить преамбулу на три абзаца. В одном описать то, что представляет из себя скульптура майя, во втором — основные этапы развития скульптуры и возможно влияние на неё других культур, в третьем — историю изучения скульптуры. Можно также написать предложение о том, в каких музеях мира можно встретить эти скульптуры. —Interfase 13:45, 11 апреля 2015 (UTC)
    • Либо завтра вечером, либо в понедельник будет работа. Завтра праздник — нет времени.—Гетман 21:26, 11 апреля 2015 (UTC)
  • Уместна ли галерея, особенно в таком виде, как сейчас? Может лучше расфасовать изображения по абзацам, тем более имеются большие массивы текста без фотографий. Если всё же сообщество посчитает галерею к месту, то рекомендую расставить фотографии так, чтоб они представляли собой ровные красивые ряды, а не винегрет, как сейчас. Т.е. вертикальные фотографии к вертикальным, горизонтальные — к горизонтальным, и подровнять все края по размеру. Если потребуется помощь в этом вопросе — обращайтесь. —Alex fand 06:58, 12 апреля 2015 (UTC)
    • Перенес все вертикальные фотографии вниз. Также постарался выровнять по размеру, так нормально? —Есстествоиспытатель {сообщения} 08:09, 12 апреля 2015 (UTC)
      • Ну точно лучше, чем было (я бы ещё поигрался с размером, чтоб выровнять до идеала). Фотографии с заметным бликом от стекла можно поискать замену. —Alex fand 08:20, 12 апреля 2015 (UTC)
        • Маска Пакаля дублируется.—Dmartyn80 09:01, 12 апреля 2015 (UTC)
          • По поводу маски — в принципе, я не знаю куда конкретно ее ставить — она крайне зрелищна для галереи, но в тоже время упоминается в статье и нужна в тексте. Мне кажется, ее можно оставить и в тексте и в галерее, если угодно, могу попробовать заменить фотографию маски на другую с викисклада. —Есстествоиспытатель {сообщения} 13:04, 13 апреля 2015 (UTC)
Алый Король и иные[править код]

На мой скромный взгляд, статья — это надругательство и над логикой, и над русским языком.

  • Скульптура майя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. — оставленные? кем, кому.
  • Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики. — агрессивная политика то здесь при чём? Они боролись со скульптурой майя, или скульптура была разрушена в процессе войн, вызванных агрессивной политикой колониалистов?
  • Как писал Ростислав Кинжалов в 1971 г., изучена она недостаточно хорошо и выявить поэтапную историю её развития достаточно трудно. — обалдеть, а более свежего ничего нет?
  • Однако, за практически половину столетия, археология дала свои плоды, и, согласно данным исследователя Виктора фон Хагена[1], можно выделить 6 конкретных периодов развития майяской скульптуры. — и… какое и, если Хаген умер через 14 лет. После его смерти прошло ещё 30 лет.

Думал, прокомментировать дальше, но там просто трэш: какой-то малосвязный текст со ссылками на источники полувековой давности. Попробуйте в добротные для начала. Если повезёт, то пройдёт. —Алый Король 11:55, 12 апреля 2015 (UTC)

  • Majestad, побью. 🙂 Писал новичок, взялся за тему исключительной сложности. Надо попробовать помочь, а не критиковать сходу. Вспомни мои первые КХС — что лучше было? 🙂 Удачи! —Zoe 00:33, 13 апреля 2015 (UTC)
  • Вы слишком категоричны и не слишком справедливы. Такими отзывами нельзя сподвигнуть автора на доработку, можно лишь отбить охоту делать что-либо вообще. «оставленные? кем, кому» — представьте себе, так говорят, это вполне литературный оборот. Источники, конечно, следует обновить (особенно с учетом претензии на статус), но и 30-50-летней давности нельзя назвать безнадёжно устаревшими. Разве за последние полвека произошёл какой-то переворот в изучении этой цивилизации? —Dmitry Rozhkov 12:14, 12 апреля 2015 (UTC)
    • Что невероятного в моих вопросах? Делать скидку на то, что участник — школьник или студенты, у нас не принято. В ВП все равны. Если ты не разбираешься в теме на должном уровне, или разбираешься поверхностно, то пиши заготовки, а не ИС. —Алый Король 00:51, 13 апреля 2015 (UTC)
    Произошёл, и ещё какой. Стали читаемы 90% всех текстов вообще, и сильно поменялось представление о сути ритуала, предназначении скульптуры, и отчасти технологии.—Dmartyn80 13:03, 12 апреля 2015 (UTC)
    Произошел, и это моя работа. Институты майянистики в США и Мексике начали работу в 90-е годы. С тех пор эта наука сильно ушла вперед, очень много новых открытий и множество прежних воззрений подвергнуты сильному сомнению. Но литература уже взята, и работа начинается. Не будем опускать руки, с Нефертити Юле было не проще. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Удачи! —Zoe 00:32, 13 апреля 2015 (UTC)
    Письменность дешифрована к 1975 году, ОК, 40 лет. «сильно поменялось представление о… предназначении скульптуры, и отчасти технологии», хорошо, вы могли бы подсказать актуальные источники о скульптуре? попробую их поискать.—Dmitry Rozhkov 13:15, 12 апреля 2015 (UTC)
    Сходу две хорошие книжки: Houston, Stephen D. (ed.), Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Dumbarton Oaks 1998; Martin, Simon, and Mary Miller, Courtly Art of the Ancient Maya. New York: Thames & Hudson, 2004. Плюс весь список литературы из статьи в англовики.—Dmartyn80 13:19, 12 апреля 2015 (UTC)
    Так, вижу, спасибо. Будем проверять, работа здесь будет небыстрой, очень тема серьезная. Начну с материалов Института Майянистики, а там посмотрим и другое. На каких языках читает автор, и какие книги может найти? Удачи! —Zoe 00:30, 13 апреля 2015 (UTC)
  • Вообще-то, в ДС эта статья в принципе не может пройти из-за размера, при том что кроме размера требования к ДС и ИС практически идентичны. —Есстествоиспытатель {сообщения} 13:04, 13 апреля 2015 (UTC)

Я в принципе сделаю ещё немного правок по замечаниям. Если такой был невероятный прорыв, разве нет этих книг на русском языке? По вопросу. Профессионально владею только русским и украинским языками, мой английский на научную литературу не потянет.—Гетман 12:45, 13 апреля 2015 (UTC)

  • К сожалению, в 90-е годы переводческая школа в России была просто развалена и уничтожена. Что там майя, с французского не могут толком перевести, нанимают студентов, а те читают французские издания… по англоязычным переводам. Ничего удивительного. Сейчас не волнуйтесь и не теряйте головы. Я нахожусь в Америке, недалеко от меня огромная библиотека Конгресса. Закажем и прочтем все, что надо, вопрос только времени. Не паникуем. Удачи! —Zoe 18:00, 13 апреля 2015 (UTC)
  • Небольшой совет — найдите книгу на каком-нибудь сайте, где она не в варианте скана (например, первая из указанных книг кроме гуглбукса есть целиком здесь в пдф варманте) и попробуйте вставить текст в гуглпереводчик. После чего все, что сможет понять перескажите в статью (ни в коем случае не копируйте текст и гугла дословно) Я таким образом дописал торговлю майя до ХС. —Есстествоиспытатель {сообщения} 13:15, 13 апреля 2015 (UTC)
    • Без паники, по-английски читаю я. 🙂 Так что при любых проблемах — на мою СО и ответ не задержится. Удачи! —Zoe 17:57, 13 апреля 2015 (UTC)
    • Я перешёл по ссылке, вижу список работ по архитектуре, где именно там скульптура?—Гетман 14:20, 13 апреля 2015 (UTC)
      • Видимо там все вперемешку. Я начал дополнять статью на основе части написанной Дэвидом Стюартом: «David Stuart, «The Fire Enters His House»: Architecture and Ritual in Classic Maya Texts». Там куча текста всего на одну тему — тему надписей на памятниках майя (в частности, там о надписях на стелах и алтарях, что входит в тему скульптуры). Я буду дополнять статью на эту тему — вы попробуйте взять на себя историю развития скульптуры (до-классический\классический\после-классический периоды). —Есстествоиспытатель {сообщения} 14:27, 13 апреля 2015 (UTC)
        Ещё рекомендую: Alexander Parmington. Space and Sculpture in the Classic Maya City, 2011 года. —Dmartyn80 18:44, 13 апреля 2015 (UTC)
          • Спасибо, а вот первая из ваших книг (та самая, с гуглбукса) все-же по большей части про архитектуру. А часть Дэвида Стюарта почти целиком состоит из рассказов о различных словах майя, эту информацию надо в Письменность майя, а не сюда. —Есстествоиспытатель {сообщения} 19:17, 13 апреля 2015 (UTC)
          • Ура, порекомендованная вами книга тоже есть на гуглбуксе :). —Есстествоиспытатель {сообщения} 07:04, 14 апреля 2015 (UTC)
            • Книгу можно скачать с http://bookos-z1.org/, если это позволяют убеждения Kmorozov 07:42, 14 апреля 2015 (UTC)
              • Большое спасибо :). У меня только два вопроса обязательна-ли регистрация на сайте, а также будет-ли книга в формате PDF (если скан, то не удастся скопировать текст для гуглопереводчика)? —Есстествоиспытатель {сообщения} 08:03, 14 апреля 2015 (UTC)
                • Регистрация обязательна, если она закрыта, то у меня есть приглашения. Что это будет за файл — не знаю, скачайте и посмотрите. Kmorozov 08:07, 14 апреля 2015 (UTC)
                  • Регистрация закрыта, зато там есть ссылка на сайт http://bookzz.org/, где можно без регистрации скачать PDF книги. Большое спасибо вам за наводку :). Начинаю дополнение статьи по скачанной книге. —Есстествоиспытатель {сообщения} 08:15, 14 апреля 2015 (UTC)
      • Да, к слову, а что такое источник ««МАЙЯ: История, искусство и археология» Mexico, D.F., Mayo»? —Есстествоиспытатель {сообщения} 14:29, 13 апреля 2015 (UTC)
        • Гетман, Dmartyn80, Zoe Leon, я вот все пытаюсь понять — украшения зданий майя относятся к скульптуре или архитектуре? Вроде-бы Гетман считал, что к архитектуре, но в тоже время в порекомендованных новых источниках рассматривается в основном такая скульптура. —Есстествоиспытатель {сообщения} 15:08, 14 апреля 2015 (UTC)
          • Если это фигурная лепка поверх здания, то это скульптура.—Гетман 15:13, 14 апреля 2015 (UTC)
  • У меня тут возник вопрос — здесь написано, что современные исследования полностью опровергают результаты более ранних исследований Кинжалова, Альберто и Хагена. Однако, я пока-что не нашел в порекомендованной современной литературе опровержения ни одному утверждению вышеуказанных ранних работ. Разве-что, современное толкование изображений Алтаря Q изменилось, но эта информация была в статье еще до выставления на КИС. Выше сказано, что сильно поменялось представление о <…> предназначении скульптуры, и отчасти технологии. Вот абзац из Альберто о предназначении скульптуры: Основной тематикой скульптуры было изображение божеств, правителей или жрецов. Скульпторы подчёркивали их величие, делая из гордыми, сильными, достойными, значимыми. Если же требовалось изобразить простой люд — крестьян, рабов и др., то скульптор указывал на их низкое положение скудной одеждой, принижающими позами, показанием угнетённости и осознания своего положения. Где хоть один из современных АИ опровергает этот абзац? —Есстествоиспытатель {сообщения} 02:33, 15 апреля 2015 (UTC)
  • Вопрос о прочтении символии статуй, так, например, была выдвинута «астральная теория», согласно которой изображения имеют календарный характер. В частности, знаменитая стелла с женой вождя (Госпожа Акулий Плавник) в Йашчилане, сейчас трактуется как сакральное изображение, посвященное т. н. «циклу Венеры» — он играл в мифологии очень серьезную роль. Уточнено чтение многих иероглифов и символических изображений, которые на стеллах окружают собственно портрет вождя или бога. Удачи! —Zoe 21:25, 17 апреля 2015 (UTC)
    • Это не опровергается, без обоснований не принимайте во внимание.—Гетман 16:35, 17 апреля 2015 (UTC)

Господин Алый Король видно не знает истории. Однако я поясню. Католическая церковь в ходе политики «борьбы с ересью и язычеством» уничтожала культуру майя. Всё, что было связано с их религией — памятники, статуи, кодексы, рукописи — уничтожалось, сжигалось, разрушалось. Конкистадоры разбирали города на камни и строили себе огромные усадьбы. В ходе завоевательных войн уничтожались целые города. Цивилизация была уничтожена, и нынешние майя — лишь её тусклая тень.—Гетман 12:49, 13 апреля 2015 (UTC)

  • Не нужно ссориться. Majestad — профессиональный историк, но в запальчивости иногда перегибает палку. Будем спокойно разбираться что к чему. Моего сборника Института майянистики может оказаться недостаточно — закажу себе дополнительную литературу. В самом крайнем случае, избрание просто пойдет медленней, но доведем. Главное сейчас не поддаваться панике и не терять головы. Все делается, главное начать. Это всего лишь значит, что английские и испанские источники читать буду я. 🙂 Удачи! Zoe 17:57, 13 апреля 2015 (UTC)
Arbnos[править код]
  • Не было элемента Викиданных. Создал начало.—Arbnos 14:13, 12 апреля 2015 (UTC)
Dmartyn80[править код]
  • Первый абзац в разделе «Постклассический период» содержит устаревшую информацию. Центральномексиканское завоевание земель майя было где-то в V веке, тольтеки Юкатан не завоёвывали, их культуру и стиль приняла местная элита. Читайте хотя бы Беляева, там всё есть.—Dmartyn80 08:17, 8 июня 2015 (UTC)
    • Беляева я могу почитать, я знаю адрес сайта про Месоамерику, одним из создателей которого является Беляев. Не могли-бы вы указать конкретные его статьи, которые надо найти? —Есстествоиспытатель {сообщения} 09:54, 8 июня 2015 (UTC)
      • Конкретных статей назвать не могу, но на Постнауке было с ним интервью, где он просто и понятно разъяснял ситуацию с «тольтекским завоеванием».—Dmartyn80 10:57, 8 июня 2015 (UTC)
  • Стиль по-прежнему ужасен. В том же разделе: «В итоге новый строгий канон сменил прежний строгий канон». По-русски нельзя так писать, хотя бы и со ссылкой на АИ.—Dmartyn80 08:18, 8 июня 2015 (UTC)

Журнал куратора[править код]

Вычитка и проверка литературы начата обычным порядком. Беру на это три-четыре дня. Удачи! —Zoe 00:02, 11 апреля 2015 (UTC)

17.04 Взяты последние работы американского института майянистики, в частности, классическая книга Д. Тедлока Mayan literature, где кроме собственно литературы огромные разделы по скульптуре Йашчилана и Копана, а также материалы Музея Скульптуры в Копане. Читаю, подбираю материал, статья нуждается в дополнении. Дополнительная литература заказана, но идти она будет из Мексики — неделя ожидания. Представлю план дополнения статьи, постараюсь уложиться в несколько дней. Удачи! —Zoe 16:59, 17 апреля 2015 (UTC)

Автору: не помешало бы укрупнить раздел о том, как скульптура майя была открыта для европейской науки. Как мы помним, во времена испанцев, в отличие от ацтекского и инкского царств, майянская культура уже угасала, и открывать ее пришлось едва ли не с нуля. Читаем К. Керам «Боги, гробницы, ученые». Есть в сети, на русском языке. Вам понадобится только четвертая часть «Книга ступеней». Остальное — за мной. Удачи! —Zoe 21:21, 17 апреля 2015 (UTC)

  • Я когда-то читал эту книгу, мне очень понравилась. Полагаю, вы имеете в виду ту часть, где описано, как Стефенс открыл Копан (цитату оттуда я даже на Портал:Цивилизация Майя поставил). Написание по Кераму возьму на себя. —Есстествоиспытатель {сообщения} 22:40, 17 апреля 2015 (UTC)
    • Буду очень и очень вам благодарна! Да, имею в виду Стефенса и Казервуда плюс исследования сенота. Удачи! —Zoe 23:02, 17 апреля 2015 (UTC)
      • Написал, заодно добавил в раздел две иллюстрации :). —Есстествоиспытатель {сообщения} 03:56, 18 апреля 2015 (UTC)
        • Да, спасибо. Zoe, правильно «майяская», а у инков была империя, а не царство.—Гетман 13:50, 18 апреля 2015 (UTC)
          • Вот на таких мелочах меня и ловят. 🙂 Я дома не читаю и не говорю по-русски. И работаю в Инете, чтобы не потерять язык. Поправляйте, это необходимо. Написали, и отлично, с вашего позволения чуток поправлю стиль, и будем работать дальше. Удачи! —Zoe 16:16, 18 апреля 2015 (UTC)
            • Читайте русскоязычную литературу. Я делаю это постоянно, чтобы расширить словарный запас.—Гетман 17:11, 18 апреля 2015 (UTC)
              • Где бы еще ее взять. С экрана читать мне тяжело, а в бумажном виде здесь одни детективы. 🙂 Удачи! —Zoe 19:10, 18 апреля 2015 (UTC)

25.04 Вычитаны материалы, которые можно было найти на месте. К сожалению, собственно о скульптуре там чуть. Нужно ждать книг из Мексики, думаю, уже скоро. Удачи! —Zoe 20:18, 25 апреля 2015 (UTC)

04.05.2015 Книги пришли. Заберу на выходные и начинаю вычитывание. Удачи! —Zoe 17:24, 5 мая 2015 (UTC)

25.05. Вынуждена остановиться на два дня, довольно сильно заболела. Не теряйте меня, во второй половине недели продолжу. Удачи! Zoe 00:54, 26 мая 2015 (UTC)

Итог куратора[править код]

Итог[править код]

Систематическая доработка там не ведётся с сентября. Если в статье всё исправлено, а куратор просто не написал об этом, ничто не мешает номинировать её повторно, если кто-то возьмётся ОА помочь в новой номинации. Отправлена на доработку.—Victoria 11:31, 22 апреля 2016 (UTC)

Чак-Мооль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чак-Мооль. Статуя в верхней части Храма воинов комплекса Чичен-Ица

Чак-Мооль (исп. chac-mool) — название, данное типу доколумбовых мезоамериканских каменных статуй. Чак-Мооль изображает человеческую фигуру в лежачем состоянии с головой, повёрнутой в сторону, держа в руках поднос на животе. Смысл этой позы или самой статуи остаётся неизвестным. Считается, что Чак-Мооль служил «течкатлем» (жертвенным алтарём), а поднос, видимо, предназначен для приема жертвоприношения в виде человеческого сердца[1].

Статуи чак-мооль находятся в пределах и вокруг храмов тольтеков и других местах центральной части Мексики, где сохранились памятники цивилизаций постклассического периода, а также в местах нахождения постклассических памятников цивилизации майя, испытавших сильное влияние тольтеков, таких как Чичен-Ица.

Древнее название для подобных скульптур неизвестно. Название Чак-Мооль связано с Огюстом Ле-Плонжоном, который раскопал одну из статуй в Чичен-Ица в 1875 году. Ле-Плонжон назвал её Chaacmol, что он переводил с языка майя как «громовая лапа». Ле-Плонжон заявил, что на статуе был изображён бывший правитель Чичен-Ица. Спонсор Ле-Плонжона Стивен Солсбери из Вустера (Массачусетс, США) опубликовал данные об открытии Ле-Плонжона, но изменил написание на «Чак-Мооль»[2] (досл. «большой красный ягуар» — архаичное слово юкатанских майя, обозначающее пуму или ягуара[3]).

Статуи Чак-Мооль можно найти в центральной Мексике и на Юкатане. В дополнение к Туле и Чичен-Ица, к известным местам с Чак-Мооль относятся Мехико, Семпоала, Тласкала и Киригуа[4] в Гватемале.

В Туле и Чичен-Ица статуи, как правило, размещены в прихожей храмов, видимо, для сбора пожертвований или для жертвоприношения[3].

Чак-Мооль не следует путать с Чаком — одним из главных божеств в мифологии майя, ведающим прежде всего явлениями дождя и грома, с которым эти статуи никак не связаны.

  • Чак-Мооль субструктуры Эль-Кастильо (пирамида Кукулькана)

  • Чак-Мооль, статуя в храме на вершине Эль-Кастильо в Чичен-Ица

  • Чак-Мооль из Чичен-Ица (хранится в Региональном музее Юкатана в Мериде)

  • Чак-Мооль, найденный в Великом храме в Мехико

  1. Graulich M., Le sacrifice humain chez les Aztèques. — Paris: Fayard, 2005. — 415 p. — P. 273—274 — ISBN 2-213-62234-5, ISBN 978-2-213-62234-7. — LCCN 2005418258
  2. Salisbury, S. Jr., Dr. Le Plongeon in Yucatan // Proceedings of the American Antiquarian Society. — № 69. — Apr. 25, 1877. — P. 80.
  3. 1 2 Lawrence G. Desmond, Chacmool Архивная копия от 26 января 2013 на Wayback Machine // Oxford Encyclopedia of Mesoamerican Cultures: The Civilizations of Mexico and Central America 3-Volume Set. / Ed. David Carrasco. — New York: Oxford University Press, 2001. — Vol. 1. — 1424 p. — P. 168. — ISBN 0-19-510815-9, ISBN 978-0-19-510815-6, ISBN 0-19-514255-1, ISBN 978-0-19-514255-6, ISBN 0-19-514256-X, ISBN 978-0-19-514256-3, ISBN 0-19-514257-8, ISBN 978-0-19-514257-0
  4. Simom M., Grube N., Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. — London; New York: Thames & Hudson, 2000. — 240 p. — P. 225. — ISBN 0-500-05103-8, ISBN 978-0-500-05103-0
  • Salisbury, S. Jr., Dr. Le Plongeon in Yucatan // Proceedings of the American Antiquarian Society. — № 69. — Apr. 25, 1877. — PP. 70–119.
  • Simom M., Grube N., Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. — London; New York: Thames & Hudson, 2000. — 240 p. — ISBN 0-500-05103-8, ISBN 978-0-500-05103-0
  • Lawrence G. Desmond, Chacmool // Oxford Encyclopedia of Mesoamerican Cultures: The Civilizations of Mexico and Central America 3-Volume Set. / Ed. David Carrasco. — New York: Oxford University Press, 2001. — Vol. 1. — 1424 p. — PP. 168–169. — ISBN 0-19-510815-9, ISBN 978-0-19-510815-6, ISBN 0-19-514255-1, ISBN 978-0-19-514255-6, ISBN 0-19-514256-X, ISBN 978-0-19-514256-3, ISBN 0-19-514257-8, ISBN 978-0-19-514257-0
  • Graulich M., Le sacrifice humain chez les Aztèques. — Paris: Fayard, 2005. — 415 p. — P. 273—274 — ISBN 2-213-62234-5, ISBN 978-2-213-62234-7. — LCCN 2005418258

Рассказ Карлоса Фуэнтеса «Чак-Мооль» 1973 года.

Скульптура майя Википедия

Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.

Скульптура майя, преимущественно, представлена рельефами, единственным городом с круглой скульптурой был Копан[1]. С точки зрения современных майянистов, «единственной целью и обоснованием для создания скульптурного, архитектурного или художественного образа был культ». Художник таким образом, наряду со священнослужителем, был посредником между земным и горным мирами. Сама философия скульптурного творчества для доколумбовых цивилизаций разительно отличается от всего, к чему привычна Европа. Если основой скульптурного творчества в Старом Свете выступал некий герой, или некое событие, воплощением которого являлась скульптура или стела, темой индейского творчества становилось воплощение мифа или ритуала, отношение человека и божества. Подобная направленность, так же как и попытка воплотить в понятном для рядового верующего форму, суть и характер божества, привела к возникновению сложного символического языка, состоящего из множества изображений и орнаментов, которые характерны для скульптурных и архитектурных форм всех культур доколумбовой Америки и, в частности, скульптуре майя. Ещё одним характерной только для творчества американских индейцев чертой является обязательная связь монументального творчества с календарём. Очередное творение создавалось именно тогда, когда это требовало положение звезд и планет, причем соответствующая дата скрупулезно отмечалась на статуе или стеле, служа затем точкой отсчета для астрологических толкований и пророчеств. Своё значение также имеет количество повторов того или иного орнаментального мотива, как правило, соответствующего количеству лет или дней в магических циклах, характерных для всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Исследования[ |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *